«Крок Рей - основатель компании «Макдоналдс»»

1821

Описание

Перед Вами статья из особого сборника, в котором есть сведения не только о самых богатых людях современности, но и тех, кто явился «основоположниками» данной категории населения, - исторические личности, основатели крупнейших богатейших компаний и т. д Этот цикл статей посвящен создателям всемирно известных брендов, самыми богатыми людям в своих узких кругах, например - спортсмены, актеры, политики. И, конечно же, в этом списке нашли свое место российские олигархи и бизнесмены. Одни мечтают стать богатым и жить в достатке, другие порицают людей, которые стремятся к личному материальному успеху. Некоторые даже утверждают, что разбогатеть можно за счет эксплуатации чужого труда. Но, чтобы добиться успеха, нужно самому приложить огромные усилия, чего большинство людей делать не желают. Успех - это жизненная позиция. Успех - это привычка. Успеха легко достигают все, кто стремится к нему, кто верит в свою способность достичь его и претворяет свои желания в действия. Статьи из сборника о богатейших людях нашего времени поможет изменить всю Вашу жизнь. Эти идеи, озарения и...



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Юлия Александровна Петрова, Елена Борисовна Спиридонова Крок Рей – основатель компании «Макдоналдс»

Рей Крок – основатель компании «Макдоналдс».

В начале своего жизненного пути Рей перепробовал многое. Сначала было подался в искусство. Благодаря стараниям матери он неплохо музицировал, поэтому несколько лет работал пианистом: играл в кафе, клубах, на радио, колесил вместе с джаз-бандами по всей стране. В одной из таких поездок 20-летний Крок познакомился с Этель Флеминг – влюбился, сделал предложение, которое было благосклонно принято, женился. Правда, перед свадьбой ему пришлось дать своему отцу обещание найти постоянную работу, которая могла бы кормить семью. Так в 1922 году в надежде на постоянный заработок Крок устроился в компанию Lily Tulip Cup Co коммивояжером. Днем он колесил по городам и весям, предлагая клиентам партии бумажных стаканчиков, а вечерами и ночами продолжал играть. Впрочем, семейная жизнь брала свое, и через некоторое время Рей окончательно забросил музыку и полностью сосредоточился на коммерции. Следующие несколько лет были мало чем примечательны. Он мечтал о собственном деле, энергично искал приложения своим коммерческим талантам, но что-то у него, видимо, не складывалось. Однажды Рей бросил свои бумажные стаканчики и подался во Флориду – заниматься недвижимостью, но это его начинание очень быстро прогорело, и молодому бизнесмену пришлось несолоно хлебавши вернуться домой и опять заняться сбытом продукции Lily Tulip Cup Co.

В середине 30-х ему все же улыбнулась удача. Как-то раз коммивояжер разговорился с одним из своих постоянных клиентов – неким Эрлом Принсем, и тот рассказал, что изобрел мультимиксер, позволяющий взбивать сразу несколько молочных коктейлей одновременно. Рей купил у Принса эксклюзивные права на дистрибуцию и продвижение его аппарата и следующие 17 лет колесил по стране, предлагая миксер заведениям общественного питания. Это изобретение хотя и избавило Крока от бедности, но больших денег не принесло, и, судя по всему, не принесло оно нашему герою и морального удовлетворения.

К началу 50-х годов Крок вполне мог считать себя неудачником. Ему было 50. В этом возрасте многие уже начинают задумываться о пенсии, Рею же такие мысли были явно не по карману. Ему так и не удалось выбиться в люди, завести собственное дело, найти работу, приносящую деньги и удовольствие одновременно. Годы брали свое, энтузиазма становилось все меньше, а проблем со здоровьем все больше.

В 1954 году Крок получил заказ из городка Сан-Бернардино (Калифорния), братья Морис (Мак) и Ричард (Дик) Макдоналды решили приобрести сразу восемь мультимиксеров. Обычно брали один-два таких аппарата, их мощности вполне хватало для закусочной средней руки (на каждом можно было приготовить пять-шесть порций). А чудакам из Сан-Бернардино потребовалось сразу 40 коктейлей одновременно. Рей решил лично нанести визит таким выгодным клиентам, а заодно и удовлетворить свое любопытство: для чего нужно так много миксеров? То, что он увидел в солнечной Калифорнии, фактически перевернуло его жизнь, жизнь братьев Макдоналдов, а в скором времени и жизнь многих американцев, кардинально изменив их представление о ресторанах быстрого обслуживания.

В то время заведения типа фаст-фуд были новинкой для Америки. Новая концепция ресторанного бизнеса, ориентированного на занятое и небогатое население послевоенных США, только прививалась. В конце 40-х братья Макдоналды, владельцы небольшого и недорогого ресторана в Калифорнии, посетили несколько профессиональных семинаров, где ознакомились с этой концепцией. Они модернизировали свой ресторан, объединив два уже известных, но никогда ранее вместе не применявшихся принципа. Во-первых, что-то было позаимствовано у популярных в Америке заведений drive-in (покупатель получал еду, не выходя из машины), во-вторых, введено самообслуживание. Правда, посетители их ресторана были вынуждены покидать свой автомобиль, но обслуживались они очень быстро (один человек – меньше чем за минуту). Предлагался весьма ограниченный набор блюд: гамбургеры, картофель фри, чизбургеры, пирожки, напитки. Все это готовилось на простом оборудовании, что позволяло принимать на работу людей с невысокой квалификацией. Цены же были очень и очень невысоки, раза в два ниже, чем у конкурентов. Новое заведение быстро приобрело популярность у жителей Калифорнии и стало приносить хорошую прибыль, что дало возможность братьям открыть еще несколько подобных ресторанов. Макдоналды были вполне довольны тем, что у них получилось, и думали лишь об усовершенствовании технологических процессов в имеющихся ресторанах, а не о каком-то там глобальном расширении своей сети. Его им предложил Рой Крок.

Впервые попав в это непритязательное заведение, Крок сразу же оценил его перспективы. Ресторан, работающий как конвейер, толпа посетителей, не задерживающихся у прилавка... Все это напоминало завод еще и потому, что служащие ресторана (одни мужчины) были одеты в белую униформу. Позже Крок признавался, что в тот момент он почувствовал себя Ньютоном, на которого только-только упало яблоко. Увиденное в Сан-Бернардино потрясло его воображение: это была самая удивительная простая торговая операция, которую он когда-либо наблюдал, но самое главное – эта операция могла работать везде. И если открыть еще множество таких ресторанов по всей стране, сколько же миксеров им потребуется! Судя по всему, именно миксеры и навели Крока на мысль предложить братьям развить их бизнес в национальном масштабе, а заодно и предложить свою кандидатуру в качестве эксклюзивного агента по франчайзингу и управляющего развитием этого направления. Как выяснилось, несколько франшиз Макдоналды уже продали, но времени и особого желания следить за тем, как используются брэнд и технология ресторана, у них не было.

Стоимость франшизы составляла $950 плюс 1,9 % от выручки, из которых 1,4 % шли Кроку. То, что он получал в результате сделки, было значительно больше его предыдущего заработка, естественно, при условии, что бизнес пойдет. Если бы начинание провалилось, предприниматель оказался у разбитого корыта.

Рей Крок навсегда забыл про миксеры, он заложил дом и пустил все сбережения на развитие нового проекта.

В 1955 году он открывает свой первый ресторан McDonald's в городке Дес-Плейнз (Иллинойс). Первый ресторан ему помогал открывать Арт Бендер, автор фирменного гамбургера McDonald's, который работал еще с Ричардом и Морисом. В том же году Крок регистрирует компанию McDonald's System, Inc (в 1960-м переименованную в McDonald's Corporation), а в 1956 году – франчайзинговую компанию Franchise Realty Corporation.

Уже к концу 1956 года в сеть McDonald's входило 14 ресторанов, совокупный товарооборот которых достиг $1,2 млн. К 1960 году ресторанов насчитывалось уже 228, а их товарооборот равнялся $37,6 млн.

1961 год – очень важный для Рея Крока. Во-первых, он стал единоличным владельцем компании, выкупив у братьев Макдоналдов все права на нее за $2,7 млн. Крок давно стремился к полному контролю над сетью, которой отдавал всего себя.

1961 года – открытие при McDonald's первого в мире корпоративного университета. Первый учебный центр компании, тут же прозванный Университетом гамбургера, разместился в подвале одного из ресторанов McDonald's. Целью его создания было обучение новых франчайзи компании, директоров и управляющих ресторанами сети по всем вопросам управления и организации ресторанного дела в соответствии с жесткими корпоративными стандартами. Кроме того, при университете заработала лаборатория, проводившая исследования в области хранения и приготовления используемых в ресторанах McDonald's продуктов. По мере того как сеть разрасталась, таких центров обучения становилось все больше.

60—70-е годы – это период экспансии McDonald's и укрепления ее авторитета на мировом рынке. В 1962 году начинается первая национальная рекламная кампания McDonald's, при этом основной упор делается на телевидение. В 1963 году Рей Крок во время популярного телевизионного шоу продает миллиардный гамбургер, на тот момент в стране действует уже 500 ресторанов McDonald's. В 1965 году у сети появился талисман – рыжеволосый клоун Рональд Макдоналд. И уже очень скоро его знали все дети США. Это были годы беби-бума, и Крок правильно рассчитал, что настойчивые просьбы любимых чад играют далеко не последнюю роль в выборе их родителями места для семейного обеда.

В 1968 году Рей Крок оставляет пост президента компании и становится председателем совета директоров. Крок заставил свои рестораны работать как производство, причем очень технологичное, где люди были всего лишь винтиками. Но винтиками непростыми: несмотря на жесткие правила, поощрялась инициативность, если она была во благо корпорации, а труд и усердие обеспечивали взлет по карьерной лестнице.

В 1974 году Крок приобрел бейсбольную команду San Diego Padres и всерьез занялся ее менеджментом. В 1977 году он занял почетный пост старшего председателя правления. Однако это вовсе не значит, что он полностью прекратил участвовать в деятельности McDonald's. Запущенный им механизм исправно работал и завоевывал все новые страны, воспитанники продолжали его дело, сам же идеолог компании нет-нет да и наведывался в самые отдаленные уголки Америки, проверяя свои рестораны.

Биографическая справка

Рей Крок родился 5 октября 1902 года в небольшом городке Оук-Парк, расположенном неподалеку от Чикаго в штате Иллинойс. Он был старшим сыном в семье служащего телеграфной компании Луиса Крока и учительницы музыки Роуз Крок. Семья из пяти человек жила небогато, поэтому родители не возражали, что их отпрыск подрабатывал: сначала продавцом лимонада (в младших классах, во время летних каникул), а затем, став постарше, продавая вместе с друзьями граммофонные пластинки.

В Европе в те годы шла Первая мировая война. Когда в нее вступили США, Рей, как и многие его сверстники, стал рваться на фронт. В 15 лет он, так и не окончив школу, пришел в приемную комиссию и, приврав насчет своего возраста, был зачислен в Красный Крест. Однако принять участие в военных действиях ему не довелось: вместе с другими новобранцами Рея отправили на курсы обучения водителей машин Красного Креста, и, пока он там учился, война закончилась.

В 1955 году Крок открывает первый ресторан McDonald's.

В 1966 году McDonald's становится первым американским предприятием фаст-фуд-индустрии, вышедшим на Нью-Йоркскую фондовую биржу. В 1967 году открываются первые заведения компании за рубежом – в Канаде и Пуэрто-Рико. И, наконец, в 1968 году состоялся «дебют» фирменного гамбургера компании – бигмака.

Рей Крок ушел из жизни 14 января 1984 года. Он умер от сердечного приступа на 82-м году жизни. К этому времени товарооборот компании достиг $10 млрд., рестораны McDonald's работали в 36 странах мира. Через год после смерти Рея его детище было включено в индекс доу – Джонса, где числятся акции 30 крупнейших компаний США. Свое огромное состояние Крок завещал Джоан, эти деньги она употребила на меценатство и благотворительность. Покинув наш бренный мир в 2003 году, Джоан шокировала общественность тем, что завещала армии спасения $1,5 млрд. и еще $285 млн. другим благотворительным организациям.

Оглавление

  • Биографическая справка
  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Крок Рей - основатель компании «Макдоналдс»», Елена Борисовна Спиридонова

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства