Рукопашный бой в силовых структурах.
Фомичев Алексей
Эта тема довольно часто поднимается в последнее время на страницах многих журналов, так или иначе связанных с вооруженными силами. О значимости или бесполезности подготовки солдат к ведению рукопашного боя говорят участники боевых действий, тренера, преподаватели и просто интересующиеся данной тематикой. Прежде, чем внести свою лепту в освещение вопроса, хотелось бы обозначить свое понятие рукопашного боя.
Рукопашный бой – это фаза боя на дистанции менее 5 метров с применением стрелкового и холодного оружия, подручных средств и физической силы с целью уничтожения, выведения из строя или пленения (задержания) и доставки (конвоирования) противника. На наш взгляд, тот смысл, что вкладывается сейчас в понятие "рукопашный бой", касается только его незначительной части с использованием физической силы. То есть, бой без оружия. Если провести небольшой исторический экскурс, то мы увидим, что вплоть до середины девятнадцатого века все бои переходили в фазу рукопашного боя. Тяжеловооруженные рыцари, ландскнехты, гренадеры рубили и кололи мечами, топорами, алебардами, пиками, копьями, штыками и стреляли в упор. Во время Великой Отечественной, в ход шел весь арсенал стрелка и шанцевый инструмент. Руки и ноги использовались в последнюю очередь, когда других средств не было.
В довоенных наставлениях по физподготовке рукопашному бою уделялось достаточно большое внимание. Изучали штыковкой бой, работу с пехотной лопатой и ножом, а также приемы боя безо ружия. Вся подготовка велась комплексно, в сочетании с обучением преодолевать полосу препятствия. Что именно было в разделе бой без оружия? Удары руками, ногами, броски, способы снятия часового. Отдельно изучали приемы захвата "языка". В армии изучали методику ОщепковаВ.А., правда, без упоминания имени автора (в 1937 году Ощепков был репрессирован). В НКВД культивировали сьсистемы Ознобишина и Спиридонова.
Практически каждое общевойсковое военное училище имело в программе обучения курс рукопашного боя. Напомним, что до войны большинство молодежи занималось в спортивных секциях и в армию шли подготовленные спортсмены: боксеры, борцы, легкоатлеты, стрелки, парашютисты. Те, кто призывался с сельской местности, может, и не имели специальной подготовки, но отличались завидным здоровьем, привычкой к физической работе. Тогда служба в армии считалась почетной. Проблем с обучением не было.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в программу обучения. Рукопашный бой изучался в комплексе с тактической подготовкой. Опыт многочисленных боев, зачастую переходивших в рукопашную, учитывался в уставе.
"Задача пехоты: в наступательном бою умело сочетая огонь и движение, сблизиться с противником, атаковать его, захватить в плен или уничтожить в рукопашной схватке и закрепить за собой захваченную местность". Глава 1. Общие положения. 1. Пехота и ее роль в бою. "Боевой устав пехоты Красной Армии". Часть 2 (Батальон, полк) 1942.
Боевые действия в Великой Отечественной войне потребовали от войск большой физической выносливости, необходимой для длительных, напряженных и разнообразных действий, стремительных бросков пехоты в атаку, способности быстро преодолевать любые препятствия и заграждения, уничтожать противника в различных условиях. Высокие требования по подготовке к рукопашному бою предъявлялись к мотострелковым, десантным, но особенно к диверсионным и разведывательным частям и подразделениям. Физическая подготовка войск на фронте осуществлялась систематически. Она проводилась в период нахождения частей в обороне, в перерывах между боями, при подготовке к наступательным операциям. Основным содержанием физической подготовки войск была тренировка способам передвижения, преодоления препятствий, метанию гранат и приемам рукопашного боя. Такие тренировки велись в основном в форме специальных занятий по рукопашному бою на тактических занятиях и учениях, при подготовке к наступательным операциям.
Занятия по рукопашному бою, как правило, проводились комплексно и имели тренировочную направленность. Заканчивались занятия комплексной тренировкой в условиях, аналогичных условиям боевых действий во время атаки на переднюю траншею противника. Большое внимание уделялось отработке действий в траншеях и населенных пунктах со стрельбой навскидку. Для проведения занятий во фронтовых частях создавались штурмовые полосы, состав которых определялся условиями обороны и заграждений противника на данном участке фронта.
При проведении тактических занятий большое внимание уделялось физической тренировке. В ее содержание включались: ускоренное движение в атаку, преодоление препятствий и инженерных заграждений, метание гранат и рукопашные схватки. Занятия проводились в отделениях, взводах, ротах, батальонах и заканчивались полковыми учениями с боевой стрельбой. Все приемы и действия отрабатывались практически и повторялись несколько раз. Местность выбиралась по типу немецкой обороны, которую войскам предстояло прорвать, с обязательным дооборудованием ее характерными сооружениями и заграждениями противника. Это позволяло готовить и бойцов, и подразделения к различным разновидностям ближнего боя, в том числе и рукопашного, при атаке переднего края и при бое в глубине обороны.
В результате такого подход к подготовке военнослужащих наши солдаты превосходили противника в рукопашном бою. Вот некоторые данные статистики:
"…Из 1 990 человек, участвовавших в атаках, рукопашный бой применяли 883 человека, т. е. 44%. При рукопашном бое ими было применено: уколов штыком 399, ударов прикладом 390, уколов с отбивом оружия противника 11, ударов ножом-кинжалом 116, малой лопатой 96, большой лопатой 53. Эти данные показывают, что атаки действительно завершались, рукопашным боем и что при этом приходилось применять не только штык, приклад и нож-кинжал, но малую и большую саперные лопаты. В то же время винтовка со штыком в рукопашном бою применялась гораздо чаще, чем все остальные средства.
Рукопашные схватки происходили: в поле (1410 случаев), в лесистой местности (11 185 случаев) в населенных пунктах (196 случая) и реже в иных условиях. Таким образом, при подготовке к атаке нельзя упускать из виду специальной подготовки войск для рукопашного боя в различных условиях. Любопытны также следующие данные: из 1 282 атак противник принял (допустил до рукопашного боя) 372 (29%), а в 910 случаях (71%) уклонился от рукопашного боя. Таким образом, становится очевидным, что наши подразделения стремятся доводить атаку дорукопашной схватки. Наряду с этим, полученные данные подтверждают стойкость наших войск в обороне. Опрошенные нами товарищи отметили 9 405 случаев атак противника (в том числе 1 025 случаев перехода его в контратаку). При этом отмечено применение ручных гранат в 1 134 случаях (69%), штыка в 270 случаях (16%), других средств, в том числе подручных, в 134 случаях (15%). Таким образом, становится очевидным, что рукопашный бой является весьма важным средством воспитания необходимых в бою морально-волевых качеств солдат, сержантов и офицеров.
Не менее интересным является вопрос о рукопашном бое в разведке. По данным того же опроса, 822 разведчика применяли следующие приемы рукопашного боя с группами противника или с отдельными его солдатами: удары ножом-кинжалом (182 случая), уколы штыком (92 случая), удары прикладом (86 случаев), борьба одного против нескольких (61 случай), удары малой лопатой (48 случаев), удары другими подручными средствами (34 случая), единоборство (18 случаев), другие приемы (57 случаев)".
Шли годы, менялась концепция ведения войн, на первое место вышло оружие массового поражения. Войскам общего назначения отводилась вспомогательная роль. Страна готовилась к ядерной войне, отсюда и изменения в методике подготовки. В армии осталось немного специалистов рукопашного боя, обучение вели командиры взводов, сами изучавшие методику в училищах по сокращенной программе.
Постепенно рукопашному бою уделялось все меньше времени. Занятия стали проводиться формально, зачастую руководители занятий только в ходе процесса обучения читали НФП и далеко не всегда понимали, как следует готовить солдат.
С середины семидесятых годов в стране стали культивироваться восточные единоборства, что оказало, в целом, положительное влияние на интерес военнослужащих к рукопашному бою. К сожалению, только отдельные энтузиасты серьезно занимались тренировками, в основном, занятия превратились в отработку формальных упражнений для показательных выступлений на всякого рода праздниках, торжествах. Подобная практика была в воздушно-десантных войсках, спецназе и разведподразделениях.
Хочется отметить: настоящие энтузиасты рукопашного боя всегда были в армии, но вся работа ими велась вне служебное время. Однако, на сегодняшний день, под влиянием прошедших войн в Афганистане, Чечне, и других горячих точках физическая и психологическая подготовка военнослужащих начала меняться к лучшему. Отдельные подразделения и части пытаются своими силами развивать рукопашный бой. Для этого приглашают специалистов по каратэ, УНИБОС, русскому рукопашному бою постилю Кадочникова, славяно-горицкой борьбе и других видов единоборств. Но это инициатива командиров уровня тактического звена. Хорошо, что командование заинтересовано в повышении боеспособности личного состава. В вооруженных силах стали проводиться соревнования по армейскому рукопашному бою, вышло НФП-2001. Но не хватает опытных специалистов.
В результате армия до сих пор не имеет четкой программы подготовки и штата преподавателей. Помимо вполне объективных причин, существует еще одна - многие недооценивают значения рукопашного боя в современной армии. Но анализ боевых действий ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан против душманов, проведенный в результате опроса участников боев, показал, что рукопашные схватки возникали в кишлаках, на горных перевалах и в зеленой зоне (садах, виноградниках).
Основными боевыми средствами в них были приёмы и действия с оружием. Так, опрошенные военнослужащие, участники рукопашных боёв, указали, что в 65 - 70% случаев они применяли приемы боя с оружием: уколы штыком, удары штыком, прикладом, и стволом автомата, а для защиты – отбивы и подставки автоматом. Военнослужащим разведывательных и спецподразделений приходилось часто вести рукопашные схватки, и в них они применяли полный объем приемов и действий рукопашного боя и в первую очередь также приемы боя с оружием. В фолклендской войне англичане успешно применяли штыковой бой в ночноев ремя, что способствовало капитуляции аргентинского гарнизона.
В современных условиях от военнослужащих требуется высокая физическая и морально- психологическая подготовка. А самым лучшим средством для этого является рукопашный бой. Высокая интенсивность занятий, учебные бои с использованием всего арсенала вооружения, прохождение полосы препятствий, где смоделирована обстановка боя, дают не только полноценную физическую нагрузку, но и прежде всего, психологическую. Умения и навыки ведения рукопашного боя придают военнослужащему уверенность в своих силах, повышают эмоционально-волевой настрой, крепят дисциплину в подразделениях.
На сегодняшний день существует множество направлений и стилей рукопашного боя без оружия. Несмотря на достоинства, все они имеют общую черту отсутствие единой двигательной базы, что крайне необходимо для уменьшения сроков обучения военнослужащего действиям без оружия, с оружием, а также стрельбе. Принцип движения, работы с оружием везде различен. Например, для обучения боксу необходимо уметь перемещаться по рингу. Для обучения стрельбе, необходимо уметь перемещаться с автоматом или пистолетом. Для обучения штыковому бою или бою на ножах умение двигаться с оружием в руках. Многочисленные методики, накладываясь друг на друга, препятствуют углублению навыков, которые необходимы в рукопашной схватке. В результате военнослужащий либо осваивает что-то одно, например бой без оружия, либо ничего. Это сильно снижает уровень подготовки. Для изменения ситуации видимо необходимо, прежде всего, разработать комплексный подход к проблеме обучения военнослужащих.
В заключении надо сказать: рукопашный бой является незаменимой базовой составляющей физической и психологической подготовок с элементами тактико-специальной направленности в силовых структурах. Наша Российская армия делает первые шаги на переход к контрактной основе комплектования вооруженных сил, и хочется надеется, что такой важный аспект обучения, как рукопашный бой займет свое место в обучении подразделений.
Комментарии к книге «Рукопашный бой в силовых структурах», Алексей Сергеевич Фомичев
Всего 0 комментариев