С. Суворова (ред.) Московский Данилов монастырь
Официальный сайт монастыря:
Адрес: Москва, ул. Даниловский Вал, д. 22.
Телефон: (495) 258 84 42, (495) 958 05 02.
Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 20:00.
Проезд: метро — до станций «Тульская» или «Павелецкая», далее — трамваи N А, 3, 35, 38, 39.
Фото- и видеосъемка запрещена.
Информация для посетителей: Заказ экскурсий: (495) 958 05 02. Подробное расписание богослужений — на официальном сайте монастыря. Ежедневно в приемной Братского корпуса можно поговорить со священником.
Тридцать лет прошло с тех дней, когда первый на Москве — Данилов мужской монастырь, закрытый в 1930, — был возвращен Русской православной церкви. В начале 1980-х; когда в СССР общепринятой идеологией являлся атеизм, это событие воспринималось верующими как настоящее чудо Божие.
За несколько лет монастырь усилиями многих тысяч людей из развалин превратился в цветущую обитель, которая летом 1988 принимала религиозные делегации со всего мира на торжественном богослужении, посвященном тысячелетию Крещения Руси.
История обители
Данилов монастырь по праву считается древнейшей иноческой обителью Москвы. Он основан святым благоверным князем московским Даниилом, младшим сыном прославленного в истории великого князя Александра Невского и супруги его княгини Вассы не позднее 1282. Князь Даниил правил тридцать лет и за это время сумел поднять значение Москвы до влиятельнейшего княжества Руси, положил начало единению русских земель вокруг будущей столицы и стал первым московским князем всея Руси. Святой благоверный князь Даниил ушел из жизни 4 (17) марта 1303 в возрасте 42 лет, приняв незадолго до этого монашеский постриг в схиму, и, согласно своему завещанию, был похоронен в Даниловом монастыре.
Данилов был основан в пяти верстах к юго-востоку от Кремля, в долине Москвы-реки, в давно обжитом и имевшем важное стратегическое значение районе. Он также находился на достаточном удалении от Кремля и кремлевских посадов, людской повседневной суеты. Первая церковь обители была освящена во имя преподобного Даниила Столпника, который являлся небесным покровителем князя Даниила. Уже в первые десятилетия монастырь стал достаточно многолюдным.
На своем месте обитель находилась до 1330, когда сын князя Даниила, великий князь Иоанн Калита, перевел всю братию Данилова, во главе с настоятелем архимандритом Иоанном, в Кремль. Еще через полтора века обитель была перемещена на Крутицкий холм и стала называться Новоспасским монастырем. Старый Данилов напоминал о себе лишь могилами первых иноков.
Московский Данилов монастырь. Начало XX века
Возрождение монастыря на его первоначальном месте пришлось на время царствования Иоанна Грозного. В 1652 в Данилове совершилось важнейшее событие — были обретены мощи святого князя Даниила. Руководили их открытием царь Алексей Михайлович и только что избранный Святейший Патриарх Никон. Святое тело князя Даниила сохранилось нетленным, а само открытие сопровождалось многочисленными случаями исцелений. Все это побудило Патриарха и царя инициировать причисление князя Даниила к лику святых.
Временем расцвета Данилова стал XVII век. Была построена каменная ограда, обитель получила материальные льготы и милости от царской власти. А вот в следующем XVIII столетии для монастырей наступили тяжелые времена. Петровские реформы коснулись Православной церкви — закрывались монастыри, снимались колокола с колоколен, отменилось патриаршество. Стремление поставить монастыри на службу государству выразилось в жестких запретительных мерах.
Однако Данилов монастырь, несмотря на неблагоприятную политику государства, жил и даже развивался. На протяжении первой половины XVIII века в нем активно велось каменное строительство, созидались храмы, освящались новые престолы. Интересно, что именно в этот период складывался тот облик обители — скромный, лаконичный и выразительный — который сегодня так любят православные москвичи и паломники из России и зарубежья. В XVIII-XIX столетиях монастырь получил и от властей, и от жертвователей достаточно большие земельные угодья — как в самой Москве, так и в разных местах уезда, но самый крупный вклад в течение XIX века был сделан купцами-дворянами братьями Куманиными и почетными гражданами братьями Шестовыми — на их средства в 1838 был построен Троицкий собор.
В начале XIX века в Даниловом монастыре была организована богадельня для немощных престарелых женщин, в 60-е годы открыт приют для заштатного духовенства, «которое по бедности терпело крайнюю нужду». В 1902 начала работу общемонастырская больница-приют для всех больных и престарелых монашествующих Московской епархии. Содержалась она на общие взносы московских монастырей. В 1892 при обители была открыта бесплатная церковно-приходская школа для бедных, в которой обучалось несколько десятков детей из семей крестьян и мещан.
Ни одно из прошедших столетий не являлось для страны (а значит, и для столичного Данилова монастыря) легким и безоблачным. Волнения первой русской революции, Октябрьская революция, сломавшая прежний уклад, гражданская война, две мировые войны и, наконец, беспощадные гонения на Церковь, каких не было с первых веков христианства…
Московский Данилов монастырь. Гравюра. 1857
Долгие годы после революции именно Данилов монастырь оставался, в силу многих причин, последним оплотом православия на распинаемой российской земле.
Испытания XX века
В XX веке древнему Данилову монастырю оказалось суждено пережить небывалый духовный расцвет и сыграть важную роль в истории Русской православной церкви. В страшные послереволюционные годы, время террора и воинствующего безбожия, обитель святого князя Даниила просияла как оплот неподвластной богоборческим силам православной России.
Настоятелем Данилова монастыря Москвы 1 мая 1917 был назначен епископ Феодор (Поздеевский). С его приходом в обители начался особый духовный подъем. В 1919 в Данилове им была создана и некоторое время существовала Высшая богословская школа. Преподавать пригласили выдающегося ученого, философа и богослова священника Павла Флоренского, ученика и сподвижника владыки Феодора, священников Илию Гумилевского, Сергия Соловьева и других.
С 20 февраля 1919 монастырь официально существовал как Даниловская община верующих. За ней были закреплены два монастырских храма — Троицкий и Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, колокольня с надвратным храмом Преподобного Симеона Столпника и прилегающим помещением и часовня на Большой Тульской улице.
Вокруг епископа Феодора возникла так называемая Даниловская группа близких по духу архиереев, изгнанных властями со своих кафедр и нашедших пристанище в Москве. Они активно выступали против обновленчества и вмешательства государства в дела Церкви.
По воспоминаниям даниловских прихожан, даже во время обычной воскресной службы молящиеся могли вместиться только в просторном Троицком соборе, где люди стояли плечом к плечу. Богослужения были по-монастырски продолжительными и необыкновенно благодатными, исповедь часто заканчивалась далеко за полночь. Прихожане монастыря полностью поддерживали владыку Феодора и братию. Даниловская религиозная община, руководимая монахами обители, стойко держалась православных канонов и традиций.
В 1920-х, когда были разорены духовные центры России — Оптина пустынь, Троице-Сергиева лавра и другие знаменитые обители, — в Даниловом монастыре с особой силой возгорелся благодатный огонь пасторского служения. Народ видел в даниловской братии настоящих подвижников, избравших твердую церковную позицию, и в обитель святого князя Даниила во множестве стекался православный люд за духовным руководством, поддержкой и утешением. Даниловские духовники собрали вокруг себя огромное количество чад, различных по возрасту и образованию, получивших здесь прочные основы веры, можно сказать, пропитавшихся особым «даниловским духом» на всю жизнь.
К 1929 в Москве уже были закрыты все церкви монастырей, кроме собора Николо-Греческого монастыря, защищаемого греческим консульством. И только у общины Даниловской обители оставалось два действующих храма: Троицкий и Святых Отцов. Троицкий собор 19 октября 1929 был закрыт и передан конторе «Союзхлеб», там устроили склад муки. Из собора вывезли три иконостаса площадью 250 м2, 31 подсвечник (25 тонн «лома цветного металла»), 8 хоругвей и 14 ящиков с облачениями, а через год, 6 октября 1930, отобрали и последний храм. По сохранившимся документам, в последние месяцы существования обители здесь проживала самая многочисленная в Москве группа православного духовенства. Из храма Святых Отцов 7 октября в приходскую церковь Воскресения Словущего, находящуюся у самых стен монастыря, крестным ходом были перенесены мощи преподобного князя Даниила. После этого в течение двух лет, пока еще не арестованная братия продолжала служить в храме, не оскудевал людской поток к раке с чудотворными мощами. В 1932 мощи князя Даниила были увезены, ночью, неизвестно кем и неизвестно куда…
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Фото 1882 из альбома Н. А. Найденова
После окончательного закрытия Данилова монастыря братия, несмотря на все трудности, аресты и ссылки, старалась держаться вместе.
В 1937 большинство братии было расстреляно. Но духовная жизнь обители не умерла, она продолжилась в сердцах людей, сохранивших даниловский дух, и, должно быть, по вере этих людей совершилось чудо. Первый монастырь Москвы — Данилов — после многих лет запустения стал первым монастырем, возвращенным Церкви.
Некрополь
Говоря об истории Данилова, нельзя не сказать об уникальном Даниловском некрополе, одном из древнейших кладбищ на территории Москвы. Он ведет свою историю от братского кладбища конца XIII века. Самое известное раннее захоронение — могила основателя обители, святого благоверного князя Даниила.
На кладбище Данилова монастыря были похоронены князья Волконские, Вяземские, Голицыны, Горчаковы, Мещерские, Щербатовы, Черкасские; дворяне Бахметевы, Воейковы, Дашковы, Ермоловы, Загоскины, Огаревы, Языковы и множество других, столь же знатных представителей древних русских родов. Отдельно нужно упомянуть о целой галерее славянофилов — Венелин, Валуев, Языков, Хомяковы, Самарин, Кошелев, Черкасский… Вечный покой обрел в Даниловском некрополе Николай Васильевич Гоголь.
Празднование тысячелетия Крещения Руси. Божественная литургия. 12 июня 1988
Октябрьская революция кардинально поменяла судьбу старейшего московского монастыря. В 1930 он был закрыт, на его территории устроили приемник для несовершеннолетних правонарушителей, в связи с чем некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений было решено перенести на новое место. (На кладбище Новодевичьего монастыря перезахоронены Н. В. Гоголь, Д. А. Валуев, Н. Г. Рубинштейн, А. С. Хомяков и Е. С. Хомякова; на кладбище Донского монастыря — В. Г. Перов.)
Некрополь в его изначальном виде не сохранился. В память обо всех, некогда похороненных в Даниловом, был поставлен крест и в мае 1988 освящена часовня.
Возрождение
В преддверии тысячелетия Крещения Руси (1988) церковная власть осенью 1982 обратилась к светской власти с просьбой передать Церкви один из московских монастырей для создания духовно-административного центра.
В мае 1983 разрешение было получено. Патриарху Пимену предоставили список из четырех монастырей, в котором Данилов стоял на последнем месте, но он являлся единственным, передававшимся безвозмездно, и арендаторы были готовы достаточно быстро освободить помещение. Правда, арендаторы весьма специфические — детский спецприемник-распределитель.
Итак, «первый на Москве монастырь» стал и первой обителью, возвращенной Церкви после семи десятилетий гонений. Наместником возрождаемого монастыря был назначен архимандрит Евлогий (Смирнов; ныне — митрополит Владимирский и Суздальский).
Колокольня и надвратный храм во имя преподобного Симеона Столпника
В конце сентября 1983 монастырь перешел в полное ведение Церкви. С чего пришлось начинать восстановительные работы? С самого банального — с разгребания полувековых залежей мусора по всей территории, а затем — трудоемкое восстановление башен и стен, ведь именно они являются священными границами монашеской обители.
С самого начала восстановление обители стало общецерковным, а может быть, и общенациональным делом. Ответственная комиссия по реставрации и строительству монастыря, возглавляемая митрополитом Эстонским и Таллинским Алексием (будущим Патриархом Московским и всея Руси), работала в тесной связи с государственными структурами, надзорными архитектурными органами, Обществом охраны памятников истории и культуры. Были заняты лучшие светские реставраторы и строители. Десятки, а то и сотни добровольцев каждый день трудились над восстановлением Данилова. «Работа кипела на каждом метре монастыря, — вспоминает владыка Евлогий. — В нее с необычайным энтузиазмом и энергией включились люди самых разных профессий и возрастов. Государственные ведомства считали большой честью для себя трудиться в старинных стенах московского монастыря. О верующих, прихожанах московских храмов не приходится даже и говорить: это было что-то удивительное. Словно бурный поток весенней воды обрушился на монастырь, смывая многолетнюю черноту и высветляя его первозданный лик…»
В Даниловом работали такие замечательные иконописцы, как архимандрит Зинон (Теодор), священник Вячеслав Савиных, заслуженный реставратор РСФСР И. В. Ватагина. Здесь получали профессиональные навыки мастера самого разного профиля из мирян и иноков. Эти знания помогли восстановлению других монастырей и храмов: Данилов стал своеобразной «кузницей кадров» для будущего церковного возрождения, до начала которого оставалось всего лишь десять лет.
Главным событием первого десятилетия жизни возрожденной обители стало тысячелетие Крещения Руси. Подготовка к нему велась сразу по многим направлениям: строилась Патриаршая резиденция, возводились Надкладезная и Поминальная часовни. Надкладезная часовня стала еще и первым памятником тысячелетию Крещения Руси.
Торжественное богослужение в память Крещения Руси и Всех Святых, в земле российской просиявших, состоялось 12 июня 1988 на монастырской площади. Собралось более 10 000 человек. Святой престол был установлен перед храмом Святых Отцов, божественную литургию совершали патриархи шести главных православных церквей мира в сослужении митрополитов, архиепископов, епископов и многочисленного духовенства. Присутствовало много официальных делегаций от инославных церквей и христианских объединений, общественных организаций СССР и зарубежья. Молитвы, кроме русского, произносились на греческом, арабском, церковнославянском, грузинском, румынском и болгарском языках.
Даниловские колокола
О внешнем виде и расположении первой монастырской звонницы, построенной при Данииле Московском, не сохранилось документальных сведений, но согласно существовавшей тогда традиции можно предположить, что она была деревянной, как и первый храм Святого Даниила Столпника.
Колокола
Царь Иоанн Грозный, возрождая обитель, в 1561 вместе с церковью Святых Отцов построил здесь и звонницу. Сам большой знаток колокольных звонов и умелый звонарь, как говорит о нем монастырское предание, заказал для нее и именной колокол. Еще два колокола весом 40 и 65 пудов (около 600 кг и 1 т соответственно) были отлиты в 1682 на Пушечном дворе в Москве Федором Моториным, родоначальником знаменитой династии Моториных, и пожалованы монастырю царем Федором Алексеевичем. Меньший из них сохранился до наших дней и является пятым по весу в историческом ансамбле Данилова.
В 1688–1689 на вклады князя Ивана Борятинского была построена новая каменная шатровая колокольня. Князь подарил обители и довольно большой колокол, литье которого производили прямо на монастырском дворе. На новую колокольню, по-видимому, переместили и первые монастырские колокола, снятые с упраздненной в эти же годы приходской церкви Даниила Столпника. Общий вес колоколов к началу XVIII века составил 292 пуда (4800 кг). Однако в 1701 и 1710 указом императора Петра I с Даниловской колокольни, как и со многих других, были сняты колокола для литья пушек, и обитель лишилась почти половины своих колоколов.
В 1763 по монастырской описи значилось 7 колоколов на ярусе звона и 5 колокольчиков, составлявших куранты. В 1795, при настоятеле Никифоре (Феотокисе), звонница пополнилась новым колоколом весом 115 пудов (около 2 т) работы московских мастеров завода Струговщиковых. В середине XIX века этот колокол получил название «Полиелейный». Позднее, в 1803, на этом же заводе отлили колокол «Большой» весом 314 пудов (5 т). В монастыре недоставало средств на такой крупный колокол, был организован сбор пожертвований, который продолжался восемь месяцев.
В конце XIX века набор включал уже 14 колоколов. Однако 314-пудовый колокол оказался безнадежно поврежден. В 1890 на заводе П. Финляндского Ксенофонтом Веревкиным был перелит самый крупный праздничный благовестник Даниловой обители «Большой» весом 722 пуда (12 т). Теперь монастырь имел великолепный колокол-тяжеловес.
В начале XX века на звоннице появились еще несколько колоколов. Самый крупный из них весом 365 пудов (6 т) был отлит в 1904 также на заводе П. Финляндского. Второй по весу, этот колокол стал называться «Полиелейный».
В 1902–1903 вопрос о подъеме 722-пудового благовестника и ветхости колокольни зазвучал с новой силой. Настоятель монастыря архимандрит Тихон с братией приняли решение о постройке второй, высокой колокольни у западной стены обители. Был составлен и утвержден проект. Наконец в 1906 для подвеса самых крупных колоколов решили усилить конструкцию колокольни без перемены внешнего облика здания. Проект утвердили 6 сентября, и сразу начались работы. Впервые за всю историю реставрации на Руси была использована сложная металлическая конструкция, которая, пронизывая стены восьмерика колокольни, опиралась на углы четверика храма Симеона Столпника. На ней были подвешены два колокола — 722 и 365 пудов. Уникальную операцию разработал и провел инженер-механик Н. В. Подчиненов. Все работы закончились летом 1907.
Преподобный Сергий Радонежский. Настенная мозаика
К моменту установки железной конструкции на колокольне монастырем заводу П. Финляндского была заказана партия колоколов весом от 137 пудов до 24 фунтов (от 2250 кг до 10 кг соответственно), и уже в июле было отлито 10 колоколов. Самый крупный (137 пудов) оказался третьим в ансамбле, но не смог конкурировать с близким ему по весу и основному тону 115-пудовым «Будничным». Он был назван «Постовый» и использовался вне ансамбля, только для благовеста в дни Великого поста.
Таким образом, общее число колоколов на ярусе звонов достигло 18 при общем весе 1500 пудов (25 т). Водружением 722-пудового и ряда новых колоколов на ярус звона колокольни завершилось формирование знаменитого даниловского ансамбля.
После революции 1917 обитель была закрыта, хотя братия еще некоторое время существовала как «группа верующих бывшего Данилова монастыря». Власти сократили время богослужебных звонов и ограничили использование больших колоколов.
Участь даниловского ансамбля колоколов была решена в июле 1930. Сразу после закрытия монастыря представитель «Антиквариата» Наркомторга заключил сделку с членом Американской благотворительной миссии в Москве Томасом Виттемором. Дорогую покупку с его помощью сделал Чарльз Крейн.
Осенью 1930 все 18 даниловских колоколов были демонтированы с колокольни и перевезены поездом в Ленинград, откуда через Атлантику отправлены в Гарвардский университет. Даниловские колокола находились в Гарварде почти 80 лет.
Звон, научивший нас слышать друг друга
Впервые сообщил монастырю о местонахождении колоколов выпускник Гарварда, посол США в Советском Союзе Артур Хартман в 1985. Через три года президент США Рональд Рейган, посетивший в ходе официального визита Данилов монастырь, одобрил идею возвращения исторического ансамбля на родину. Однако должно было пройти еще почти четверть века, прежде чем ей оказалось суждено воплотиться в жизнь.
В декабре 2003 состоялась поездка российской делегации в Гарвард, во время которой даниловцы впервые увидели свои колокола. Слушая русских звонарей, профессор сравнительного религиоведения Диана Экк и преподаватель религии Дороти Остин, кураторы общежития Лоуэлл Хаус, на башне которого находились колокола, стали, наверное, первыми гарвардцами, воспринявшими идею о возвращении колоколов на родину. При их участии были приняты самые важные решения.
После поездки в Гарвард российской делегации, в феврале 2004, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к общественности с просьбой оказать материальную помощь для возвращения даниловских колоколов, и был услышан. Основные расходы взял на себя культурно-исторический фонд «Связь времен» во главе с председателем попечительского совета Виктором Вексельбергом. Одним из обязательных условий возвращения колоколов стало изготовление российской стороной копий для Гарвардского университета. Американская делегация посетила Россию в августе 2006 с целью выбора колокололитейного предприятия.
Новые колокола были отлиты на воронежском заводе «Вера». Высокое качество копии ансамбля оценила и американская сторона. В торжественной обстановке 20 марта 2007 состоялось подписание долгожданного соглашения о взаимном обмене колоколами, а 24 июля 2007 Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено освящение колоколов-копий, которое также превратилось в радостное событие, собравшее многочисленных гостей.
В Гарварде теперь звонят «по-русски»
Торжественная встреча первого из 18 исторических колоколов произошла в обители 12 сентября 2007, в День памяти основателя Данилова монастыря святого благоверного князя Даниила Московского. Благовестник с именем «Будничный» самолетом доставили в Москву из Нью-Йорка, но главные события, связанные с возвращением исторического ансамбля даниловских колоколов, произошли в 2008.
Вложенная Матрона Московская. Современная икона
Встреча на родине
После почти 80-летней эмиграции бесценный колокольный ансамбль прошел долгий путь возвращения на родину. Петербург стал первым городом, встретившим его. В порту колокола водрузили на автоплатформу, они продолжили свое путешествие по российской земле.
Даниловские колокола встречали в Первопрестольной 10 сентября 2008. Москвичи вышли на площадь Серпуховской заставы, чтобы крестным ходом проследовать в обитель, сопровождая возвращенную святыню. После благодарственного молебна на монастырской площади развернулся настоящий праздник.
Торжественная церемония передачи исторических колоколов обители прошла в Данилове 12 сентября. В ней приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, председатель попечительского совета культурно-исторического фонда «Связь времен» Виктор Вексельберг, председатель правления фонда Владимир Воронченко, полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко и многие другие.
В год 25-летия возрождения Даниловой обители Москва услышала звон своих родных колоколов.
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (северный фасад), храм Троицы Живоначальной (справа) и Надкладезная часовня
Памятная доска на северном фасаде храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, повествующая об обретении и перенесении мощей святого князя Даниила
Художественно-реставрационные мастерские Данилова монастыря
Монастыри издавна играли огромную роль во всех сферах общественной жизни. Многогранна была их экономическая и социально-культурная деятельность. Различные ремесла всегда являлись важной составной частью повседневной жизни обителей, особое внимание уделялось иконописи. Икона, «окно в Царство Небесное», служит посредником в общении человека с Божественным миром, и важно, чтобы писалась она не только технически и канонически грамотно, но обязательно с молитвой и благоговением.
Велика роль монастырей в развитии церковного ювелирного дела. Его традиции пришли на Русь из Византии. Византийские мастера рассматривали свое искусство как часть богослужения, поскольку видимая красота есть лишь образ Красоты Божественной, отблеск грядущего Царства, в котором откроется Ее полнота и совершенство.
Московский Данилов монастырь. Схема архитектора Н. А. Ловкунас
Строения:
1. Святые врата с надвратным храмом Преподобного Симеона Столпника
2. Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов
3. Троицкий собор
4. Надкладезная часовня
5. Поминальная часовня
6. Дом наместника
7. Больничный корпус
8. Административный корпус
9. Новый Братский корпус
10. Отдел внешних церковных связей (бывший Братский корпус)
11. Резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 12. Хозяйственный корпус
Стены и башни:
а) Новоданиловская
б) Кузнечная
в) Алексеевская
г) Настоятельская
д) Георгиевская (Никифоровская)
е) Нагорная
ж) Патриаршая
з) Синодальная
Художественный образ, посвященный Богу и созданный по канонам Церкви, всегда является образом литургическим. По словам митрополита Питирима (Нечаева), «православное богослужение — это синтез искусств. Красота как Слава Божия наполняет храм.
Церковная архитектура и фресковая роспись, иконопись и древнерусское шитье, церковное пение и поэзия церковных песнопений, искусство облачений и пластика движений церковнослужителей, искусство освещения (лампады и свечи) и искусство благовоний (фимиам каждения) — все слито в единое служение Богу и Красоте». Художественно-реставрационные мастерские Московского Данилова монастыря призваны создавать именно такую красоту — настоящие произведения церковного искусства, помогающие более глубокому и полному восприятию величия и благодати Православной церкви, ее богослужений, внешнего и внутреннего благолепия.
Иконописная, ювелирная, художественно-столярная мастерские, основанные почти в самом начале возрождения Данилова, активно участвуют в благоустроении церковной жизни родной обители и других храмов и монастырей. Появились и новые мастерские, в которых строго следуют древним традициям. В переплетных, как и столетия назад, восстанавливаются ветхие от повседневного употребления богослужебные и исторические книги, а в багетных, как и во все предшествующие века, производят оклады для икон и рамки для разнообразного церковного шитья, документов, грамот и картин. Изменились разве что некоторые материалы и приспособления.
Подворья Данилова монастыря
Православные монастыри на Руси в большинстве своем всегда были центрами не только духовной жизни, но и хозяйственной деятельности, преображающей и облагораживающей окружающий мир. Даниловцы не только подняли из руин свою обитель, но и вынесли созидательную деятельность за стены монастыря, став, как и положено, достойным примером, «светом миру». Увидеть результаты этих трудов можно в селах Михеи и Можары Сапожковского района Рязанской области, а также в поселке Долматово Домодедовского района и деревне Ланьшино Серпуховского района Московской области.
Архитектура и святыни
Вид на Московский Данилов монастырь с юга
Данилов монастырь — древнейшая обитель Москвы.
В настоящее время его архитектурно-художественный ансамбль включает хорошо сохранившиеся памятники XVII–XIX веков и новые сооружения 1980-х.
Монастырь имеет планировку, сложившуюся к концу XIX столетия. Его территория разделена на две части — старую (восточную) и новую (западную) и обнесена каменными стенами с башнями. Главный вход в обитель, северный, — через Святые врата, с надвратной церковью Симеона Столпника и трехъярусной колокольней. Слева от Главных врат находятся Административный и Братский корпуса; справа — Больничный корпус. В центре Соборной площади расположена Надкладезная часовня, на востоке — храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов; на западе — собор в честь Троицы Живоначальной; вдоль южной стены — Дом настоятеля. На новом (западном) участке выстроены Новый Братский корпус, ныне Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Поминальная часовня. К комплексу Данилова монастыря относятся стоящая за его стенами часовня Святого князя Даниила и несколько находящихся поблизости от монастыря зданий.
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Фото 1920-х
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов — ныне самое древнее культовое сооружение на территории Данилова монастыря. Он сооружен во второй половине XVII века рядом с первым каменным храмом обители, построенным по повелению царя Иоанна Грозного в 1555-1560-х (при раскопках обнаружен фундамент у северной стены существующего храма).
На протяжении XVIII–XIX веков храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов неоднократно перестраивался. В 1729–1730 вместо разобранного второго этажа возвели новый. Здесь был главный престол храма и два престола в приделах, устроенных в 1806: во имя святого благоверного князя Московского Даниила (северный) и во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (южный). В нижнем этаже храма находилась церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с северным приделом во имя святого пророка Даниила. С запада, над притвором и папертью храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, в XVIII веке была возведена трехъярусная церковь во имя преподобного Даниила Столпника.
Ныне существующее храмовое здание — одно из самых замечательных сооружений Данилова монастыря. Сформированное из множества разновременных объектов, оно, тем не менее, оставляет впечатление целостности, что достигается за счет соподчиненности меньших объемов главному — четверику с тяжелым куполом, барабаном и главкой — доминантой всего сооружения.
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и Надкладезная часовня
Иконостас Покровского храма
Иконы для Покровской церкви и придела Святого пророка Даниила написал игумен Зинон, который в своей работе следовал традициям древнерусского искусства, используя в качестве образцов лучшие иконы московской, новгородской и других школ XV — начала XVI века. Под его руководством в бригаде трудились одаренные живописцы. Иконы писали природными красками, растирая разноцветные камни, собранные около Покровского Хотьковского монастыря. Когда писали новые иконы, мастера, как в древности, соблюдали пост. За работой читались жития святых. В результате во всех монастырских храмах иконы прошлых столетий гармонично соседствуют с иконописными образами наших дней. Традиции древнерусского искусства, которым следовал отец Зинон в оформлении Покровской церкви, определили художественное решение интерьеров всех церквей многопредельного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» Иконописец игумен Зинон. 1984
Иконостас придела во имя пророка Даниила интересен редким иконографическим изводом (вариантом) икон местного ряда: справа от Царских врат помещена икона Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа, слева — образ Божией Матери с Богомладенцем Христом «Гора Нерукосечная». Название этой иконы связано с толкованием текста святого пророка Даниила: «камень отторгнут был от горы не руками» (Дан. 2, 45), где под камнем разумеют Христа, а под горою — Пресвятую Деву Марию. Богородица изображена с символической горкой в руках, что свидетельствует о Новозаветном исполнении Ветхозаветных прообразований и пророчеств.
Святой благоверный князь Даниил Московский Иконописец игумен Зинон Икона с частицами мощей. 1984
Особо почитаются в обители иконы с частицами святых мощей. В Покровском храме находятся две иконы с частицами мощей святого благоверного князя Даниила. Большая была написана в 1984 игуменом Зиноном и помещена на столпе между иконостасами. По глубине духовного содержания — это, пожалуй, один из лучших образов основателя Даниловой обители в церковном искусстве. Частицы мощей, помещенные в икону, были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Представленная икона — одна из самых почитаемых в обители, около нее совершаются монашеские постриги.
Рака с мощами преподобноисповедника Георгия Даниловского
Еще одна святыня храма — мощи преподобноисповедника Георгия (Лаврова). Воспитанник знаменитой Оптиной пустыни, он являлся настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря в Калужской епархии. В годы гонений батюшка много страдал за веру: дважды был арестован, приговорен к расстрелу, но чудесным образом избавлен от верной смерти. В 1920-е нес послушание духовника в Даниловом монастыре. Он был настоящий «пастырь добрый», всего себя отдавал людям, снискал любовь и почитание верующего народа как духовник, молитвенник и прозорливец. Многие духовные чада последовали за своим дорогим батюшкой даже в ссылку в далекий Казахстан. Умер он в?932 в Нижнем Новгороде на обратном пути из ссылки. Кончина его была праведной и необычной: причастившись Святых Христовых Тайн, он отошел ко Господу, сжимая в руках Чашу со Святыми Дарами.
Вольные страдания за Христа, праведность жизни, чудотворения явились основанием для причисления архимандрита Георгия к лику святых, а Данилов монастырь обрел нового небесного молитвенника и заступника.
Святитель Спиридон Тримифунтский Иконописец Лариса Смирнова. Современная икона
Говоря о святынях Данилова монастыря, нельзя не сказать об иконе епископа Спиридона Тримифунтского и шитом золотом башмачке, который в течение года находился на его ногах. Святитель Спиридон дважды — в 2007 и 2010 — посетил монастырь своей цельбоносной десницей. Святой укрепляет людей в мужестве стояния за веру, с его помощью больные исцеляются от недугов и пагубных пристрастий. Особую помощь чудотворец оказывает в благополучном устроении семейных, имущественных и земельных дел.
Святой великомученик и целитель Пантелеймон Икона с частицей мощей
Икона святого великомученика Пантелеймона, жившего в III–IV веках, находится на южной стене храма. Целитель Пантелеймон традиционно изображен с небольшим ларцом в левой руке и тоненькой лжицей (ложечкой) в правой. В ларце — лекарственные снадобья.
Больные люди молятся перед иконой об исцелении, и оно дается тем, кто верует.
Донская икона Божией Матери Иконописец Владимир Алексеевич Комаровский. 1919
Донская икона Божией Матери находится на северо-восточной стене храма. Она была написана для деревянной кладбищенской часовни близ Переделкина. В конце 1920-х часовню снесли, но икона чудом сохранилась у местных жителей, в конце 1960-х ее разыскала дочь художника Антонина Владимировна. Она выкупила икону, увезла в Москву и отдала на реставрацию. После открытия Данилова монастыря семья Комаровских пожертвовала икону в обитель, завещав молиться о своем отце — замечательном художнике-иконописце, репрессированном и расстрелянном в 1937 на Бутовском полигоне.
Эта Донская икона Божией Матери вошла в историю православного церковного искусства как одна из лучших икон XX века. Художник строго следовал иконографическому канону, но значительно укрупнил изображение по отношению к фону, который сделал киноварным. Чувство скорби, подчеркнутое огненно-красным цветом фона и угловатой резкостью рисунка, смягчено и одухотворено глубокой внутренней сосредоточенностью светлых ликов Приснодевы Марии и Богомладенца Христа.
Святитель Лука, архиепископ Симферопольский Икона с частицей мощей
Святитель Лука — исповедник, архиепископ Симферопольский (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 1877–1961), профессор медицины (за книгу «Очерки гнойной хирургии» получивший в 1946 Сталинскую премию первой степени), духовный писатель.
В 1921, во времена воинствующего безбожия, осознавая, что идет на страдания и вероятную смерть, он стал священнослужителем. Когда другие, убоявшись, снимали с себя сан, ученый-хирург его принял. В священном сане он не прекратил оперировать и читать лекции. Архиепископ Лука стал жертвой политических репрессий и провел в ссылке в общей сложности одиннадцать лет.
Он реабилитирован в апреле 2000, в августе того же года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания. И после земной жизни святитель Лука продолжает помогать больным: документально засвидетельствованы многочисленные случаи чудесных исцелений по молитвам святому.
Центральный алтарь храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов
В 1988 был совершен чин освящения храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В храме был поставлен большой пятиярусный иконостас. В отделке тябел (поперечных брусьев), колонок и цокольной части иконостаса применена древняя техника «басмы» — то есть тябла облицованы пластинами тесненной золоченой меди. Так выполнена и отделка киотов, отреставрировано прекрасное паникадило XIX века, отлита новая решетка перед солеей.
Верхние ряды иконостаса (деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий) представляют собой единый ансамбль из шестидесяти семи икон XVII–XVIII веков костромского письма, поступивших в монастырь в период его восстановления из Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии.
В настоящее время местный ряд иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов составлен из икон разного времени и происхождения. Наряду с древними образами помещены иконы современного письма, в том числе храмовый образ.
Рака с мощами святого князя Даниила Московского
Рака с мощами святого князя Даниила Московского
В Даниловой обители самой драгоценной святыней всегда были честные мощи ее основателя — святого князя Даниила, которые были обретены в? 652 и перенесены в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
У мощей святого князя служились молебны, приносились в дар ценные иконы, серебряные позолоченные лампады, драгоценные бархатные покровы (с золотым позументом, золотыми лавровыми ветвями) на мощи и сени над ними. Такое почитание, несомненно, основывалось на реальной помощи, которую святой Даниил Московский подавал просящим его заступничества.
В 1917 мощи были перенесены в Троицкий собор и установлены под сенью у северо-восточного столпа. В 1929 в связи с закрытием собора раку с мощами возвратили на прежнее место, в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. После закрытия монастыря в 1932 мощи святого князя передали в соседний храм Воскресения Словущего в Даниловой слободе. После его закрытия мощи бесследно исчезли, и дальнейшая их судьба неизвестна. Промыслом Божиим в монастырь вернулись частицы мощей, и ныне они почивают в главных храмах обители — Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и Троицком.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 17 марта 1995 передал Даниловой обители частицы мощей ее основателя, долгое время находившиеся у академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Они были помещены в большую раку, установленную на своем историческом месте в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов — под северной аркой, открытой в придел Святого князя Даниила. Над металлической ракой создана резная сень, изготовленная в архитектурно-художественных мастерских Данилова монастыря.
Владимирская икона Божией Матери с акафистом XVI век
Владимирская икона Божией Матери с акафистом — самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов слева от Царских врат.
В среднике иконы — Владимирский образ Божией Матери в иконографическом изводе, называемом Волоколамским. Его особенность — живописный венец над Богородичным нимбом, воспроизводящий драгоценное убранство чудотворной Владимирской иконы византийского письма XI–XII веков из Успенского собора Московского Кремля. Клейма иллюстрируют семь кондаков и четыре икоса акафиста (хвалебной песни в честь Пресвятой Богородицы). В первом клейме изображена святая София — Премудрость Божия, что обусловлено, вероятно, посвящением храма Святым Отцам Семи Вселенских Соборов. Истолкование Семи Вселенских Соборов как семи столпов «Дома Святой Софии» было распространено в иконописи и богословской литературе данного времени. Владимирский образ Божией Матери являлся наиболее почитаемой иконой дореволюционного времени в Даниловом монастыре.
Казанская икона Божией Матери. Конец XVII-начало XVIII века
Из других икон местного ряда в историческом и художественном отношении замечательна Казанская икона Божией Матери, которая поступила в Данилов монастырь из Поволжья. Она состоит из средника и клейм, иллюстрирующих «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани». Автор сказания — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея России, чудотворец (умер в 1612).
Господь Вседержитель и Семь Вселенских Соборов Иконописцы Л. А. Забирова, Е. В. Исаева. 1989
Икона «Семь Вселенских Соборов» (предположительно, вторая половина XVII века) с конца 1720-х находилась в местном ряду иконостаса церкви Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, справа от Царских врат. Она была утрачена после закрытия обители. Благодаря публикации архимандрита Амфилохия современные иконописцы смогли восстановить ее иконографию. Новая икона «Господь Вседержитель и Семь Вселенских Соборов» была написана в 1989 и находится на своем историческом месте, справа от Царских врат. В среднике иконы изображен Иисус Христос — Глава Церкви. В клеймах на ее полях представлены участники Семи Вселенских Соборов, состоявшихся в IV–VIII столетиях. В центре каждого клейма на фоне храма изображен Византийский император, при котором созывался Собор. По сторонам от него — участники Собора, разделенные на группы православных и еретиков (последние — без нимбов). Каждое клеймо включает в себя надпись, содержащую сведения о Соборе.
Придел (северный) во имя благоверного князя Даниила Московского
Для иконостаса в приделе во имя благоверного князя Даниила была использована древняя, почти забытая техника оловянного литого узорочья XVII столетия. Позолоченные металлические пластинки с тонким узором уложены на слюдяную прокладку, под которой — цветной фон. При попадании солнечных лучей на слюду создается «игра света».
Из придела для прихожан открыт доступ к мощам святого благоверного и преподобного князя Даниила. В этом же приделе находится ковчег с частицей мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Эта святыня была подарена монастырю в 1991. Святых, столь любимых, как святитель Николай, немного, его почитают не только все христиане, но и люди других вероисповеданий. Причина такой любви — в бесчисленных чудесах, которые совершались по его молитвам. Святитель Николай — покровитель всех путешествующих на суше и на море. Угодник Божий сегодня, как и прежде, помогает всем, с верою обращающимся к нему.
Стены и башни монастыря
К началу XVIII века монастырь полностью оформился в своих границах: территория имела в плане вид трапеции и со всех сторон защищалась каменными крепостными стенами с зубцами (мерлонами). Углы усилили десятигранными башнями, выступающими из стен. У каждой из них были своеобразное шатровое завершение со смотровой площадкой и флюгер на нем. Функциональное назначение башен различалось — проездные, глухие, угловые.
К середине XIX века территория монастыря была настолько заполнена захоронениями, что встал вопрос о ее увеличении именно ради кладбища. В? 869 утвердили проект расширения в западном направлении. Новую стену с двумя угловыми башнями и парой ворот спланировал архитектор В. Н. Корнеев (Карнеев). В результате реконструкции общая площадь обители возросла почти вдвое, еще более вытянувшись в западном направлении вдоль Камер-Коллежского вала (ныне улица Даниловский Вал).
Первым отреставрированным объектом в монастыре стала Новоданиловская башня. Работы провели в кратчайшие сроки — за два месяца. Башня была готова к 15 декабря 1983 и сразу привлекла внимание москвичей своей белизной и медной кровлей, выделившимися на фоне почерневших стен.
К 1990 отреставрировали все стены и башни монастыря. Они получили следующие названия (считая от крайней северо-восточной по часовой стрелке): Новоданиловская, Кузнечная, Алексеевская, Настоятельская, Георгиевская (Никифоровская), Нагорная, Патриаршая, Синодальная.
Южные врата
Святые врата, колокольня и надвратный храм Преподобного Симеона Столпника Старинное фото
Главный вход в монастырь — Святые врата — располагался в центре северной стены. Нижний объем Святых врат — самый древний из всего сооружения. Он относится, по всей видимости, к тому времени, когда строились стены и башни монастыря. Это прямоугольное в плане здание с трехчастным делением южного и северного фасадов. В центре — арка для проезда, которая была значительно шире и выше, чем боковые, предназначенные для пешего прохода. Северный и южный фасады имели богатый архитектурно-пластический декор: изразцы, обработка пилястр ярусами тройных накладных балясин-кубышек. Широкий многообломный (имеющий в сечении множество уступов и изгибов) карниз дополняла ажурная белокаменная резьба.
В 1648 над Святыми вратами воздвигли колокольню со звонницей в третьем ярусе и главкой в виде царской короны. В 1730–1732 над Святыми вратами началось строительство надвратной церкви, которая была освящена во имя преподобных Симеона и Даниила Столпников. Она задумывалась как храм «иже под колоколы» (то есть совмещенный с колокольней), но колокольня оставалась недостроенной до 1736. Через двадцать лет церковь переосвятили во имя преподобного Симеона Столпника и использовали как больничную для насельников обители.
В XVIII веке над небольшим по размеру храмом возвышалась 45-метровая колокольня, состоящая из восьмигранного яруса звона и двух уменьшающихся кверху восьмериков, увенчанных главкой с крестом.
К началу XX столетия подбор колоколов Данилова монастыря был одним из лучших в Москве. В 1984 начались работы по восстановлению колокольни.
Святые врата, колокольня и надвратный храм Преподобного Симеона Столпника
Иконостас надвратного храма Преподобного Симеона Столпника
После реставрационных работ 27 февраля 1988 был освящен храм Преподобного Симеона Столпника. Его внутреннее пространство невелико и имеет скромное убранство. Главное украшение — трехъярусный иконостас с расписными тяблами состоит из местного, праздничного и деисусных чинов. Основной комплект икон для иконостаса поступил в обитель как пожертвование из Псково-Печерского монастыря. Его история очень интересна. Рассказывают, что сам наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) подобрал стилистически близкие иконы XVII–XX веков. После его смерти более десяти лет иконостас простоял в Никольской башне в Печорах и затем был передан в Данилов монастырь. Здесь московский художник-иконописец С. Н. Добрынин дополнил иконостас, написав еще двенадцать икон, в том числе и храмовый образ святого Симеона Столпника. Тябла иконостаса и вертикальные колонки между иконами украшены растительным орнаментом по мотивам росписи иконостаса в церкви Преподобного Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря.
Преподобный Симеон Столпник Иконописец Сергей Николаевич Добрынин. 1986
Икона преподобного Симеона Столпника находится в местном ряду иконостаса, справа от Царских врат. Православная церковь почитает святого Симеона как первого из христианских подвижников, прославившегося подвигом молитвенного стояния на столпе. В церковных песнопениях преподобный Симеон назван небесным человеком, земным ангелом, светильником неусыпным Вселенной. Эти определения отражены и в композиции иконы, где венчающая столп полуфигура святого, облаченного в яркую мантию, подобна пламени свечи.
Троицкий собор и Надкладезная часовня. Фото 1920-х
Троицкий собор был построен по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове в 1838. В этом же году освятили главный престол собора в честь Троицы Живоначальной и два придела: во имя преподобного Алексия, человека Божия (южный) и в честь Зачатия святою праведною Анною Пресвятой Богородицы (северный).
Троицкий храм выдержан в стиле позднего классицизма (ампира). Композиция сооружения отличается величественной монументальностью. Мощный приземистый четверик, близкий в плане к квадрату, увенчан сферическим куполом на широком цилиндрическом световом барабане. Восемь окон барабана декорированы наличниками в виде двухколонных портиков. Глухой барабан над куполом служит основанием для шлемовидной главки. Купол храма был покрыт красной листовой медью, а медная главка с восьмиконечным крестом вызолочены через огонь.
Троицкий собор. Современный вид
В основе плана сооружения лежит крестово-купольная композиция, известная по многим образцам христианской архитектуры: четыре массивных столпа сложной конфигурации с перекинутыми между ними арками несут на себе световой барабан и купол. Внутри храма доминирует грандиозное подкупольное пространство, но приставленные к столбам пилоны придают некоторую обособленность приделам.
Интерьер (центральная часть) Троицкого собора
При строгой классической ясности объемного решения и лаконичности декоративного убранства фасада собор отличался великолепием и роскошью интерьеров, богатством внутренней отделки и церковной утвари.
Главный иконостас решен в виде триумфальной арки, северный и южный приделы — в виде ротонд с полусферическими куполами. В оформлении интерьера были использованы многие элементы архитектурной декорации, которые употреблялись в то время. Колонны ионического ордера с облицовкой из искусственного мрамора придавали собору торжественный вид. Капители колонн и карнизы украшены пышной лепниной с иониками. Иконостасы и киоты, в которых сочетались белый фон и резные позолоченные накладки, а также напрестольные сени в виде ротонд дополняли великолепное убранство храма. Вся богослужебная утварь — высокой художественной работы, серебряная, позолоченная, украшенная эмалью, престол и жертвенники покрыты парчой. Пол выложен желтым мрамором, каждый придел — своим узором.
Придел Зачатия праведной святой Анной Пресвятой Богородицы (северный) в Троицком соборе
Придел во имя святого преподобного Алексия, человека Божия (южный) в Троицком соборе
Рака с мощами преподобного князя Даниила в Троицком соборе Фото 1920-х
Главная святыня собора — частица мощей святого благоверного князя Даниила Московского. Предстоятель Автокефальной православной церкви в Америке блаженнейший Феодосий, архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады, 30 мая 1986 передал в Данилов монастырь частицы мощей святого благоверного князя Даниила, считавшихся после 1930 утраченными.
Эти частицы, принадлежавшие ранее архиепископу Феодору (Поздеевскому), были сохранены его духовными чадами и впоследствии оказались в Америке.
Ковчег с частицей святых мощей преподобного князя Даниила Московского
Святые мощи хранятся в специально изготовленном ковчеге, помещенном под иконой святого благоверного князя около левого центрального столпа собора.
«Неоскудевающим сокровищем благодати» называют в православии мощи святых угодников Божиих. С момента возрождения Данилова обитель стала огромным драгоценным «ковчегом», в котором почивают эти бесценные святыни. Первым жертвователем мощей в восстановленный монастырь был Святейший Патриарх Пимен, передавший панагию с частицами мощей особо чтимых святых, в том числе преподобного Пимена Великого.
Мощевик. Дар протоиерея Сергея Суздальцева
Мощевики, предназначенные для надежного хранения частиц святых мощей и удобного перенесения их из ризницы в храм для всеобщего поклонения, изготавливались, как правило, из вызолоченного серебра и нередко представляли собой замечательные образцы ювелирного искусства. Поступившие в Данилов монастырь после его возобновления мощевики имеют разное происхождение и оформление. По православной традиции они заключают в себе не только мощи угодников Божиих, но и частицы Палестинских святынь, связанных с Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей.
Икона Божией Матери «Троеручица». Конец XVII века
С происхождением иконографического извода иконы «Троеручица» связано несколько церковных преданий. Одно из них восходит к житию преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век), где повествуется о чудесном приращении отсеченной руки святого по его молитвам у иконы Божией Матери. В память этого благодатного события преподобный Иоанн сделал из серебра изображение руки и приложил его к иконе своей Заступницы.
Второе предание основано на Афонском сказании о том, как один живописец Хиландарского монастыря, желая написать икону Божией Матери «Одигитрия», очертил изображение мелом на доске. Он вышел из кельи, а вернувшись, увидел на рисунке очертание третьей руки. Думая, что это насмешки братии, иконописец стер рисунок, однако ночью он появился вновь. Трижды стирал инок изображение, пока не услышал глас: «Не дерзай стирать третьей руки, на то есть Моя воля». Повинуясь велению свыше, иконописец написал образ Божией Матери «Троеручица», который вскоре прославился чудесами. В России эта икона очень почитается и распространена во множестве списков.
Даниловская икона Божией Матери «Троеручица» — московского письма. Она упоминается впервые в монастырской описи в? 725.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона средник — XVIII век; клейма — вторая половина XIX века
На северо-западном столпе собора находится одна из главных святынь обители — икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Этот образ создан в середине XVIII века и пожертвован в монастырь его щедрым благотворителем статским советником Глебом Алексеевичем Владыкиным.
Икона написана маслом в академической манере середины XVIII столетия. Она особо почиталась в семье дарителя и была украшена золоченым серебряным окладом и венцом с разноцветными камнями над головой преподобного. В его левой руке — свиток с духовно-назидательным текстом из собственных сочинений: «Итак, решившись служить Богу, пребывай в страхе Божием и приготовь душу свою не к покою, бездействию и наслаждениям, ибо многими скорбями подобает войти в Царствие Божие…»
Монахиня Митрофания (в 1861–1874 — игуменья Серпуховского Владычнего монастыря) обратила внимание на редкую икону и пожелала поместить ее в иконостасе придела Святого князя Даниила. С этой целью она заказала для нее большую раму и сама расписала ее. На раме изображены икона Божией Матери «Утоли моя печали» и шесть клейм с житием преподобного Кассиана, все они имеют авторскую подпись. Выбор сюжетов говорит о глубоком проникновении в сущность аскетических подвигов святого.
Живоначальная Троица. Вторая половина XVI века
Из современных вкладов в монастырь выделяется икона Живоначальной Троицы (вторая половина XVI века). Она была пожертвована в 1986 жителем Москвы.
О происхождении этой иконы, к сожалению, ничего неизвестно. Ее развернутая архаичная иконография включает изображения Авраама и Сарры, а также юноши-слуги, закалывающего тельца. Однако рисунок ангелов близок образу «Святой Троицы» письма преподобного Андрея Рублева. В колорите иконы преобладают плотные, насыщенные цвета с обилием яркой киновари. Все это позволяет предположить, что образ происходит из северных областей Средней Руси, где влияние московской живописи сочеталось с местными иконописными традициями.
Святой благоверный князь Даниил Московский Иконописец протоиерей Вадим Смирнов. 1985
Икона с изображением преподобного и благоверного князя Даниила находится на левом центральном столпе собора, над ковчегом со святыми мощами князя. Она была написана в 1985 протоиереем Вадимом Смирновым (ныне игумен Никон, настоятель Афонского подворья в Москве) специально для восстанавливаемого храма. На иконе князь с воздетыми руками отечески ходатайствует пред Господом за всякого приходящего и молящегося здесь.
Святой благоверный князь Александр Невский
На правом центральном столпе расположена парная икона — святого благоверного князя Александра Невского (1220–1261), под ней — ковчег с довольно большой частицей его мощей, переданной из Московского Кремля. Великий князь Александр Невский — отец основателя обители, святого князя Даниила Московского, защитник рубежей России, покровитель воинов, канонизирован в 1547.
Преподобный Сергий Радонежский Икона XIX века
В Даниловом монастыре всегда особо чтили преподобного Сергия, игумена Радонежского. В Троицком соборе обители (в северном приделе) находятся две иконы святого. Большую храмовую икону преподобного Сергия Радонежского (конец XIX века), написанную в Сергиевом Посаде, пожертвовал архимандрит Герман (Красильников), настоятель Казанского храма в селе Шеметове Московской епархии. Отец Герман долгие годы окормлял духовных чад последнего настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) и после открытия Даниловой обители передал в нее много икон, книг и исторических ценностей. В малую аналойную икону (XIX столетия) вложена частица честных и многоцелебных мощей игумена Радонежского.
Плащаница «Положение во гроб» Первая половина XIX века
На южной стене правого придела расположена плащаница «Положение во гроб». По иконографии и технике выполнения она относится к первой половине XIX века. Ее композиция представляет собой изображение лежащего на ложе Спасителя в окружении святых и ангелов. В левом крае — лестница, в правом — столб с петухом на вершине. Верх и низ композиции оформлены декоративными ветвями. Кайма вокруг средника состоит из тропаря и растительного орнамента. Плащаница поступила в монастырь со значительными повреждениями, и даниловским реставраторам (Ирине Датиашвили и Марине Калининой) пришлось немало потрудиться, чтобы максимально приблизить ее к первоначальному виду. Для этого применялись методы не только реставрации, но и реконструкции, например, были заново отшиты утраченное крыло ангела слева, а также фрагменты орнамента и ложа. Реконструкция производилась с использованием старинных материалов.
Храм в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
В 1988 в подклете Троицкого собора был освящен храм в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделом Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Храм напоминает древние пещерные храмы: здесь почти нет дневного света (лишь небольшое оконце над лестницей), массивные столпы несут низкие своды. Основным украшением интерьера храма и придела являются белокаменные алтарные преграды с богатой резьбой по лицевой поверхности.
Священномученик Рустик, пресвитер Икона. XX век
В честь 25-летия возрождения Данилова монастыря Посольство Франции подарило икону священномученик Рустика. Этот святой, живший в III веке, почитается как православными, так и католиками. Согласно преданию, обращенный апостолом Павлом святой Дионисий Ареопагит отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих они обратили ко Христу в Риме, а затем в Германии и Испании. В Галлии (нынешней Франции) во время преследования христиан языческими властями исповедники были схвачены и заключены в темницу. За распространение веры и нежелание отречься от Христа по приказанию правителя Галлии Сисиния они подверглись жестоким истязаниям, а затем их обезглавили в Париже на Монмартре («Монмартр» дословно переводится как «Гора мучеников»).
В православной традиции иконографии святого Рустика не существует. Иконописцу, который написал житийный образ святого покровителя Парижа, пришлось разрабатывать ее схему, сочетая научный подход и духовное осмысление темы, опираясь на житие святого.
Великомученица Екатерина Икона. XX век
На юго-восточной стене храма находится икона святой великомученицы Екатерины, которая является списком, «истинным изображением и мерой», знаменитой иконы из монастыря Святой Екатерины на Синае. Этот образ был подарен обители благочестивой супружеской парой в благодарность за то, что их молитва была услышана — в семье родился долгожданный ребенок.
Иконостас храма Преподобного Серафима Саровского
Храм Преподобного Серафима Саровского расположен в северной части подклета Трапезного корпуса, примыкающего к монастырской стене. Над храмом воздвигнута небольшая золоченая главка с крестом.
В конце XIX века в западном проеме Святых врат была устроена часовня, возобновленная в 1983. Храм во имя преподобного Серафима Саровского был освящен здесь 11 февраля 1988. Именно в этот день в 1903 Святейший синод принял решение о прославлении преподобного. Устроение храма обусловлено всенародным почитанием Саровского чудотворца и пожертвованием в Данилову обитель связанных с ним святынь.
Убранство храма состоит из двухъярусного резного позолоченного иконостаса и ажурной литой решетки на солее. В алтаре — престол и жертвенник из белого резного камня. Стены храма были украшены росписью на темы жития преподобного Серафима. В процессе ремонта в 2000-х ее убрали.
Преподобный Серафим Саровский Икона. XX век
Часть камня, на котором молился преподобный Серафим Саровский
Икона преподобного Серафима с частицей его святых мощей является чтимым списком с иконы, написанной в 1912 ярославскими мастерами для Серафимо-Знаменского скита под Москвой. Она была создана по заказу настоятельницы скита схиигумении Фамари (Марджановой) ко дню его освящения.
В 1924, когда скит был закрыт, схиигумении удалось сберечь икону преподобного. С Божией помощью настоятельница вынесла в 1931 арест, заключение в Бутырскую тюрьму и пятилетнюю ссылку в Иркутскую область.
Образ святого близок к его прижизненным изображениям. В киоте под иконой хранятся келейные четки Серафима Саровского, которые завещал монастырю архимандрит Герман (Красильников), частичка мантии святого и часть камня тысячедневного моления были пожертвованы монахинями Дивеевской обители.
Дом наместника (Настоятельский корпус)
Первые каменные жилые сооружения на территории монастыря фиксируются в описи с XVII века. Настоятельский корпус расположен против Святых врат, параллельно южной стене, он занимает видное место в архитектурном ансамбле обители. Главный фасад здания обращен непосредственно к Святым вратам, и вид на него открывается сразу при входе в монастырь. Здание замыкает собой перспективу Соборной площади, справа и слева от него — главные постройки монастыря: с восточной стороны — Собор Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, а с западной — монументальный Троицкий собор. Вблизи Настоятельского корпуса находится Надкладезная часовня.
Нынешний Настоятельский корпус — одно из немногих точно датированных зданий обители: известно, что работы по его перестройке были проведены в 1819–1820. Верхний этаж корпуса выложили из белого подольского камня. Во второй половине XIX века в монастыре проводились ремонтные работы и реконструкция старых зданий. В 1888 к Настоятельскому корпусу пристроили каменный тамбур с лестницей внутри. В результате центральная симметрия здания была несколько нарушена, однако представительность главного фасада не была утрачена. Для подобных зданий эпохи классицизма традиционна симметричная структура главного фасада, в центре которого выступает трехосевой ризалит, декорированный четырехпилястровым портиком, увенчанным фронтоном. Суживающиеся кверху стволы пилястр тянутся на высоту обоих этажей до самого карниза здания. Они поддерживают антаблемент портика, включающий широкую ленту гладкого фриза. Композицию портика завершает высоко поднятый треугольный фронтон с гладким тимпаном. Окна фасадов без наличников, равные по ширине в обоих этажах, с одинаковым ритмом располагаются на всех четырех фасадах здания. Верхние окна здания значительно больше по высоте, чем нижние.
Больничный (Братский) корпус
Каменный корпус братских келий, позднее названный Больничным, построили в 1819. Главный фасад корпуса — восточный — вытянут в длину и обращен к Святым вратам и Покровскому собору.
В конце XIX века корпус после капитальной реконструкции переделали в больничный. С северной стороны пристроили Г-образный в плане объем, соединивший его со зданием Святых врат.
На южной торцевой стене постройки — три мозаичные иконы — святого князя Даниила, преподобного Сергия Радонежского и святого князя Александра Невского.
Отдел внешних церковных связей (бывший Братский корпус)
В 1869 было получено разрешение на постройку на новой территории монастыря корпуса для братии. Двухэтажное, кирпичное, под четырехскатной крышей здание было возведено к западу от Троицкого собора, вдоль нового участка южной стены. Прямоугольные окна, одинаковые в обоих этажах, ритмично располагались по всему периметру здания. На восточном и северном фасадах, обращенных внутрь монастыря, окна имели одинаковые наличники с фигурными раскрепованными (выступающими вперед) фронтонами, стилизованными в духе традиций «московского барокко». Южный и западный фасады декора не имели. Все стены были гладко оштукатурены. Главный фасад здания — восточный, обращен к Троицкому собору. На нем два центральных окна второго этажа объединены разорванным фигурным фронтоном, в котором обозначена дата возведения корпуса — 1871.
В 1930 здание было достроено еще двумя этажами. С осени 1985 в этом корпусе располагается Отдел внешних церковных связей Московского патриархата.
Памятник святому равноапостольному князю Владимиру
Перед северным фасадом корпуса Отдела внешних церковных связей Московского патриархата к тысячелетию Крещения Руси был установлен памятник святому равноапостольному князю Владимиру.
Новый Братский корпус
После начала реставрационных работ в 1980-х в северо-восточной части монастырской территории, напротив храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, был построен новый двухэтажный Братский корпус (архитектор Г. Голубчиков).
Здание выполнено в скромной стилистике жилых сооружений обители конца XVIII — начала XIX века, таким образом, оно довольно органично вписалось в архитектурный ансамбль. Вход в корпус украшен мозаичной иконой преподобного и благоверного князя Даниила. Следует отметить, что мозаичные иконы являются характерной особенностью возрожденного Данилова монастыря.
Резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
В 1983-1988-х в западной части монастыря была построена Резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси со служебными и парадными помещениями Священного синода и домовой церковью в честь Всех святых, в земле российской просиявших. Перед архитекторами (коллектив во главе с Ю. Р. Рабаевым) стояла непростая задача: новое сооружение в стенах монастыря не должно нарушать его архитектурный ансамбль. Двухэтажное здание совместило стилистику архитектуры 1970-1980-х с реминисценциями позднесредневековой традиции. Оно имеет характерную для русского палатного и дворцового строительства композицию в виде буквы «Ш» в плане. Ярко выраженный современный вид фасадов скрашивают кровли с высокими коньками, резные белокаменные рельефы и мозаичный образ Спаса Нерукотворного, выполненный по мотивам знаменитой новгородской иконы Спасителя (мастер Е. Ключарёв). Образ выложен из смальты, присланной в подарок из Италии.
Спас Нерукотворный. Икона (мозаика)
Надкладезная часовня (Святой колодец)
На Соборной площади, к северо-западу от Настоятельского корпуса, располагался так называемый Святой колодец, существовавший, по преданию, еще во времена святого благоверного князя Даниила.
В 1983 на Соборной площади начались работы по устройству нового Святого колодца. Вода в него поступает из артезианской скважины, находящейся на глубине более двухсот метров. В 1988 по проекту архитектора Ю. Г. Алонова над колодцем была возведена Надкладезная часовня (сень). Она выполнена в виде четырех сквозных арок, которые украшают надписи, посвященные празднованию тысячелетия Крещения Руси. Часовню венчает золотая главка с крестом. Ныне возобновлена традиция освящения воды у Надкладезной часовни.
Поминальная часовня
Во время проведения реставрационных работ, при прокладке подземных коммуникаций, закладке новых строений, вместе с грунтом на поверхность вынимали останки тех, кто некогда был погребен на обширном монастырском кладбище. Они бережно собраны и перезахоронены в братских могилах в западной части обители.
В 1987 в память о всех погребенных в монастыре построили Поминальную часовню (архитектор Ю. Г. Алонов). Она расположена на небольшом возвышении у северного прясла ограды, неподалеку от Нагорной башни. Это место выбрано неслучайно. Именно отсюда начиналось регулярное монастырское кладбище, основанное во второй половине XIX века, занимавшее всю западную часть обители. Своими формами часовня напоминает храмы древнего Пскова, в ее юго-западный угол встроена небольшая звонница. Над захоронениями установлены поминальные кресты.
Административный (Старый Братский, Казначейский) корпус
В 1773 с восточной стороны к старому объему Святых врат пристроили двухэтажный корпус монашеских келий. Однако его появление не внесло существенных изменений в общую композицию ансамбля. Следует иметь в виду, что среди существующих жилых зданий монастыря этот корпус — древнейший. Сделанная к нему с восточной стороны каменная двухэтажная пристройка с лестницей относится к 1872. В настоящее время это Административный корпус.
Патриарший центр духовного развития детей и молодежи (бывшая церковно-приходская школа)
В августе 1892 в покоях настоятеля обители была открыта бесплатная церковно-приходская школа для бедных, монастырь снимал учителю квартиру и выплачивал жалованье. В 1902–1903 для школы возвели новое двухэтажное кирпичное строение за пределами обители. В начале Первой мировой войны в нем разместили лазарет, а учебное заведение было переведено в находившийся рядом одноэтажный флигель (снесен в 1979).
Здание школы сохранилось до наших дней (ул. Даниловский Вал, дом 13 а). Ныне в нем расположены монастырский офис, отдел распространения изданий и Патриарший центр духовного развития детей и молодежи.
Часовня во имя святого благоверного князя Даниила Московского
Более двух столетий назад, в 1792, рядом с Серпуховской заставой была построена монастырская часовня во имя святого благоверного князя Даниила, уничтоженная в 1920-е. На площади Серпуховской заставы (почти на прежнем месте) 17 марта 1998 освящена новая Даниловская часовня. Благодаря изысканности пропорций она стала своеобразным архитектурным акцентом ансамбля площади.
Святой благоверный князь Даниил Московский. Мозаика на стене часовни
Снаружи часовню украшают мозаики с изображением святых благоверных князей Александра Невского, Даниила Московского, Ивана Калиты и Димитрия Донского.
Скульпторы А. Коровин, В. Мокроусов, архитектор Д. Соколов Памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому
Накануне празднования 850-летия Москвы, 4 сентября 1997, на площади Серпуховской заставы, недалеко от Данилова монастыря, был освящен памятник первому Московскому князю — святому преподобному и благоверному князю Даниилу.
Комментарии к книге «Московский Данилов монастырь», С. Суворова (ред.)
Всего 0 комментариев