Большая Советская Энциклопедия (ШК)
Шкадов Иван Николаевич
Шка'дов Иван Николаевич [р. 19.4(2.5).1913, дер. Наумово, ныне Спас-Деменского района Калужской обл.], советский военачальник, генерал армии (1975), Герой Советского Союза (21.2.1978). Член КПСС с 1938. Родился в крестьянской семье. В Красной Армии с 1935. Окончил Харьковское бронетанковое училище (1938), курсы усовершенствования офицерского состава при Военной академии бронетанковых и механизированных войск (1953) и Военную академию Генштаба (1959). В 1938 в должности командира танкового взвода участвовал в боях в районе оз. Хасан. В Великую Отечественную войну помощник начальника штаба танкового полка и командир танкового батальона (1941—42), командир отдельного танкового полка и отдельной танковой бригады (1942—45). Участвовал в боях под Москвой, Сталинградом, в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии, Болгарии и Югославии. После войны на командных должностях в войсках. С марта 1961 заместитель командующего Прикарпатским военным округом, затем возглавлял группу советских военных специалистов в Республике Куба (1964—67). С мая 1967 командующий Северной группой войск, с декабря 1968 1-й заместитель начальника Военной академии Генштаба, с июля 1969 начальник Главного управления военно-учебных заведений Министерства обороны. С августа 1972 начальник Главного управления кадров Министерства обороны СССР. Депутат Верховного Совета СССР 9-го созыва. Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 3-й степени, 2 орденами Красной Звезды и медалями, а также иностранными орденами и медалями.
(обратно)Шкала
Шкала' (от лат. scala — лестница) измерительного прибора, часть отсчётного устройства прибора, представляющая собой совокупность отметок (точек, штрихов, расположенных в определённой последовательности) и проставленных у некоторых из них чисел отсчёта или других символов, соответствующих ряду последовательных значений измеряемой величины. Параметры Ш. — её пределы, цена деления (разность значений величины, соответствующих двум соседним отметкам) и др. — определяются пределами измерения, реализуемыми измерительным механизмом прибора, чувствительностью прибора и требуемой точностью отсчёта. В зависимости от конструкции отсчётного устройства деления Ш. могут располагаться по окружности, дуге или прямой линии, а сама Ш. может быть равномерной, квадратичной, логарифмической и т.д. (см. рис. ). Основные деления Ш., соответствующие цифровым обозначениям, наносятся более длинными (или толстыми) линиями. Показания отсчитываются невооружённым глазом при расстояниях между делениями до 0,7 мм , при меньших — при помощи лупы или микроскопа. Для долевой оценки делений Ш. применяют дополнительные Ш. — нониусы .
Шкалы: а — равномерная, б — квадратичная, в — логарифмическая.
(обратно)Шкала физической величины
Шкала' физи'ческой величины', принятая по соглашению последовательность значений, присваиваемых физической величине по мере её возрастания (или убывания). Обычно эта последовательность определяется принятым методом измерений величины. Примеры: термодинамическая температурная шкала . Международная практическая температурная шкала , шкалы твёрдости по Роквеллу, Виккерсу и Бринеллю.
(обратно)Шкант
Шкант, вставной шип для соединения деталей столярных изделий; представляет собой деревянный или пластмассовый стержень цилиндрической формы (диаметром 6—20 мм , длиной 25—160 мм ), концы которого имеют небольшое заострение в виде фаски, а на боковую поверхность нанесены продольные пазы — рифли (для выхода воздуха при забивании Ш. в отверстие). Перед установкой Ш. смазывают клеем. Шкантовые соединения более экономичны, чем шиповые.
(обратно)Шкантонарезной станок
Шкантонарезно'й стано'к, деревообрабатывающий станок для изготовления деревянных шкантов . На Ш. с. производятся обработка заготовок (квадратного или круглого сечения) до нужного диаметра, снятие фасок на концах шканта и нанесение рифлей (продольных пазов) на цилиндрическую поверхность. Производительность до 2000 шкантов в 1 ч.
(обратно)Шквал
Шквал (от англ. squall), резкое, кратковременное усиление ветра, сопровождающееся изменениями его направления. Скорость ветра при Ш. нередко превышает 20—30 м/сек , продолжительность несколько минут, иногда с повторными порывами. Ш. возникают при приближении грозовых облаков, а также облаков перед холодными фронтами атмосферными и часто сопровождаются ливнями, градом, грозами. Сильные Ш. вызывают большие разрушения.
(обратно)Шкворень
Шкво'рень, стержень шарнира поворотного соединения частей транспортных машин. В тепловозах, электровозах и вагонах используют, например, Ш. с вертикальной осью для соединения колёсных тележек между собой и с рамой машины. В автомобилях Ш. применяют для соединения балки (переднего моста) или стоек (при независимой подвеске) с поворотными кулаками, несущими цапфы передних колёс. При этом Ш. обычно закрепляют неподвижно в мосту или в стойках с наклоном в двух вертикальных плоскостях для улучшения управляемости и устойчивости автомобиля, а также условий работы шин. Изготовляется из стали.
(обратно)Шкентель
Шке'нтель, шхентель, шхинтель (от голл. schenkel), короткий стальной или пеньковый судовой трос с петлей (огоном) на конце. Служит для передачи усилия лебёдки на поднимаемый груз, снасть парусного вооружения и др.
(обратно)Шкетан М.
Шке'тан М. (Яков Павлович Майоров) [17(29).10.1898, ныне колхоз им. М. Шкетана Оршанского района Марийской АССР, — 16.5.1937, там же], марийский советский писатель. Родился в крестьянской семье. С 1929 жил в родной деревне, участвовал в колхозном строительстве. Начал печататься в 1923. В пьесах «Эх, родители!» (1928), «Осадок мути» (1932) и др. создал яркие образы марийских трудящихся, ищущих путь к новой жизни. Ш. принадлежат также рассказы (в т. ч. юмористические), очерки, публицистика. Главное место в его творчестве занимает роман «Эренгер» (1933), изображающий социалистическую перестройку марийской деревни.
Соч.: Роман, пьеса, ойлымаш, очерк да статья-влак, т. 1—4, Йошкар-Ола, 1962; М. Шкетанын публицистикыже, Йошкар-Ола, 1966; в рус. пер.— Жизнь зовет. Рассказы, Йошкар-Ола, 1955; Эренгер. Роман. Рассказы, М., 1971.
Лит.: Черных С., Творческий путь М. Шкетана, Йошкар-Ола, 1969; Александров А., Беспалова Г., Васин К., Писатели Марийской АССР. Биобиблиографический справочник, Йошкар-Ола, 1976.
(обратно)Шкив
Шкив (от голл. schijf), вращающаяся деталь ремённой передачи или канатной передачи , выполненная в виде колеса, охватываемого гибкой связью. Передающие вращающий момент рабочие Ш. (ведущий и ведомый) закрепляют на валах посредством шпоночных соединений , зубчатых соединений и пр. Не передающие вращающего момента Ш. (холостые Ш., натяжные ролики) свободно вращаются на валах или осях.
Конструкции Ш. отличаются большим разнообразием. Ш. малых диаметров выполняют монолитными (рис. , а), Ш. средних и больших диаметров (рис. , б) имеют ступицу 1 и обод 2 , связанные диском 3 или спицами. Крупные Ш. иногда выполняют из двух половин, соединённых болтами. Изготовляют Ш. из чугуна, стали (рис. , в), лёгкого сплава, пластмассы, иногда дерева.
Ш. под плоские ремни (рис. , а ) имеют цилиндрическую или слегка выпуклую рабочую поверхность для предохранения ремня от сбегания, с той же целью Ш. иногда снабжаются ребордами 4. Ш. под клиновые и поликлиновые ремни имеют канавки трапецеидального профиля (рис. , б). Ш. под ремень круглого сечения снабжают канавкой со скруглённым дном. Ш. зубчаторемённых передач имеют зубья, идущие в осевом направлении, и реборды. Ступенчатые Ш. (рис. , г) применяют в передачах с регулированием передаточного отношения путём перевода ремня с одной ступени на другую. Раздвижные конические Ш. в бесступенчатых передачах с широким клиновым ремнем выполняют с одним или обоими подпружиненными передвижными конусами, а также с принудит. перемещением одного или обоих конусов.
Н. Я. Ниберг.
Шкивы: а — монолитный; б — со ступицей; в — штампованный; г — ступенчатый.
(обратно)Шкилтер Густав Янович
Шки'лтер, Шкилтерс Густав Янович (Иванович) [16(28).11.1874, Ренценская вол., ныне Валмиерского района, — 24.9.1954, Рига], латышский скульптор и график, один из первых представителей латышской скульптурной школы 20 в. Учился у М. А. Чижова в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица (1893—99); совершенствовался в мастерской О. Родена (1900—05). В 1906—07 создавал политические карикатуры для петербургского латышского сатирического журнала «Свари» («Весы»). Преподавал в училище Штиглица (1905—18) и латвийской АХ (1924—32). В станковых работах и портретах Ш. тщательность и точность трактовки форм зачастую сочетаются с живописной манерой лепки. Произведения: портреты Р. Каудзита (1902) и М. Каудзита (1912), оба — бронза, Художественный музей Латвийской. ССР, Рига; К. Бауманиса (бронза, 1928, Театр оперы и балета Латвийской ССР, Рига). В 1974 в Риге открыт Мемориальный музей Г. Шкилтера.
Лит.: Ivanovs М., G. Škilters, Rїga, 1958.
Г. Шкилтер. «У бурного моря». Гипс. 1924. Мемориальный музей Г. Шкилтера. Рига.
(обратно)Шкирятов Матвей Фёдорович
Шкиря'тов Матвей Фёдорович [3(15).8.1883, дер. Вишняково Тульской губ., — 18.1.1954, Москва], советский партийный деятель. Член КПСС с 1906. Из крестьян. Рабочий. Партийную работу вёл в Москве, Ростове-на-Дону, Туле. Неоднократно арестовывался. В 1915 мобилизован в армию, вёл революционную агитацию среди солдат. После Февральской революции 1917 член Исполкома Московского совета солдатских депутатов и Военного бюро при Московском комитете РСДРП (б), член Исполкома Тульского совета и ВРК. В 1918—20 секретарь ЦК профсоюза швейников, член МК и МГК партии. С 1921 в аппарате ЦК РКП (б), председатель Центральной комиссии по проверке и чистке рядов партии. С 1923 в ЦКК партии. В 1927—34 член коллегии Наркомата РКИ СССР, с 1934 член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП (б). В 1939—52 заместитель председателя Комиссии партийного контроля, с 1952 председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. Делегат 8—19-го съездов партии; на 11—16-м съездах избирался членом ЦКК, на 18—19-м членом ЦК; в 1952—53 член Президиума ЦК КПСС. Делегат 7-го конгресса Коминтерна. Был членом ВЦИК и ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1—3-го созывов. Награжден 3 орденами Ленина, а также медалями. Похоронен на Красной площади, у Кремлёвской стены.
(обратно)Шкло
Шкло, посёлок городского типа в Яворовском районе Львовской области УССР, в 4 км от ж.-д. ст. Шкло-Старжиска. Заводы: Яворовский горно-химический, керамзитовый, железобетонных конструкций, филиал завода «Львовприбор».
(обратно)Шклов
Шклов, город, центр Шкловского района Могилёвской области БССР. Расположен на Днепре, в 30 км к С. от Могилёва. Ж.-д. станция (на линии Орша — Могилёв). Бумажная и мебельная фабрики, заводы по первичной обработке льна и комбикормовый, комбинат строительных материалов. Предприятия пищевой промышленности.
(обратно)Шкловский Виктор Борисович
Шкло'вский Виктор Борисович [р. 12(24).1.1893, Петербург], русский советский писатель, литературовед, критик. Родился в семье учителя. Учился на филологическом факультете Петербургского университета. Выступил в печати с литературоведческими работами в 1914. Был близок к футуристам (см. Футуризм ). Участник ОПОЯЗ а. Наиболее значительные работы этих лет собраны в кн. «О теории прозы» (1925). Ш. — один из зачинателей и теоретиков формальной школы в литературоведении (см. «Формальный метод» в литературоведении). Уже в 30-е гг., осознав ограниченность формальной школы, Ш. переходит к исследованию искусства в широком социально-историческом плане (ст. «Памятник научной ошибке», 1930). В книгах и статьях начиная с 30-х гг. Ш. исследует исторические соотношения социального бытия и ведущих идей времени с созданной в данную эпоху литературой: «Художественная проза. Размышления и разборы» (1959, 2 изд. 1961), «Повести о прозе» (т. 1—2, 1966), «Тетива. О несходстве сходного» (1970). Автобиографический принцип лежит в основе мемуарных, эпистолярных лирических книг Ш.: «Сентиментальное путешествие» (ч. 1—2, 1923), «ZOO. Письма не о любви, или Третья Элоиза» (1923), «Гамбургский счёт» (1928), «Жили-были» (1962) и др. Большое место в творчестве Ш. занимают работы о русских классиках, в частности о Л. Н. Толстом — от ранней книги «Материал и стиль в романе Льва Толстого „Война и мир”» (1928) до фундаментальной биографии «Лев Толстой» (1963, 2 изд. 1967, оба издания в серии «Жизнь замечательных людей»). Работы по теории кино, литературы, портреты С. М. Эйзенштейна, Л. В. Кулешова, Дзиги Вертова, А. П. Довженко; киносценарии. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Собр. соч., т. 1—3, М., 1973—74; Поиски оптимизма, М., 1931; О Маяковском, М., 1940; Заметки о прозе русских классиков, 2 изд., М., 1955; За и против. Заметки о Достоевском, М., 1957; Исторические повести и рассказы, М., 1958; За сорок лет. Статьи о кино. [Вступ. ст. М. Блеймана], М., 1965.
Лит.: Эйхенбаум Б., О Викторе Шкловском, в его кн.: Мой современник, Л., 1929; Гуковский Г., Шкловский как историк литературы, «Звезда», 1930 № 1; Сарнов Б., Глазами художника, «Новый мир», 1964, №7; Левин Е., Виктор Шкловский — теоретик кино, «Искусство кино», 1970, № 7; Добин Е. С., Виктор Шкловский—аналитик сюжета, в его кн.: Сюжет и действительность, Л., 1976; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 6, ч. 1, М., 1969.
Т. Ю. Хмельницкая.
(обратно)Шкловский Иосиф Самуилович
Шкло'вский Иосиф Самуилович [р.18.6(1.7).1916, Глухов, ныне Сумской обл. УССР], советский астрофизик, член-корреспондент АН СССР (1966). Окончил Московский университет (1938). С 1938 работает в Государственном астрономическом институте Штернберга; с 1968 в Институте космических исследований АН СССР. Основные труды связаны с теорией солнечной короны, радиоастрономией и рентгеновской астрономией. В 1948 исследовал вопрос о наличии линии 21 см в излучении нейтрального межзвёздного водорода. В 1953 объяснил свойства Крабовидной туманности излучением релятивистских электронов в магнитном поле. В 1965 предложил новую концепцию планетарных туманностей, связав их с концом эволюции красных гигантов и рождением белых карликов. В 70-х гг. работает в области изучения природы галактических и внегалактических рентгеновских источников. Иностранный член Национальной АН США, член Королевского астрономического общества Великобритании. Ленинская премия (1960). Награждён орденом «Знак Почёта» и медалями.
Соч.: Физика солнечной короны, 2 изд., М., 1962; Космическое радиоизлучение, М., 1956; Вселенная, жизнь, разум, 4 изд., М., 1976; Звёзды: их рождение, жизнь и смерть, М., 1975; Сверхновые звёзды, М., 1976.
Лит.: Иосиф Самуилович Шкловский. (К 60-летию со дня рождения), «Земля и Вселенная», 1976, №4.
В. Г. Курт.
(обратно)ШКМ
ШКМ, см. Школа крестьянской молодёжи , Школа колхозной молодёжи .
(обратно)«Шкода»
«Шко'да» (Škoda), предприятие тяжёлого машиностроения ЧССР, одно из крупнейших в Европе. Находится в г. Пльзень. Выросло из завода по производству с.-х. инвентаря, основанного в 60-х гг. 19 в.; значительно расширено перед 2-й мировой войной 1939—45. В послевоенные годы продукция предприятия сыграла важную роль в восстановлении чехословацкой экономики, развитии экономического сотрудничества ЧССР с социалистическими странами. В 1951 «Ш.» присвоено имя В. И. Ленина.
На предприятии в середине 70-х гг. было занято свыше 45 тыс. рабочих и служащих. Производственная программа «Ш.» охватывает более 50 отраслей машиностроения. Основная продукция: паровые турбины, турбо- и гидрогенераторы, компрессоры, трансформаторы, прокатное и литейное оборудование, подъёмные краны, крупные металлообрабатывающие станки, электровозы, троллейбусы и др. Около 40% продукции экспортируется главным образом в СССР и др. социалистические страны. С начала 70-х гг. в соответствии с расширяющимся сотрудничеством между странами — членами СЭВ в области атомной электроэнергии начался выпуск оборудования для атомных электростанций.
Н. Н. Пусенков.
(обратно)Шкода Йосеф
Шко'да (Škoda) Йосеф (10.12.1805, Пльзень, — 13.6.1881, Вена), чешский терапевт. С 1825 жил в Вене. В 1831 окончил медицинский факультет Венского университета; в 1846—71 профессор там же. Крупнейший наряду с К. Рокитанским представитель т. н. новой венской школы, характеризовавшейся признанием преимущественного значения наблюдений у постели больного, изучения физических симптомов болезни и лежащих в их основе изменений в органах и сыгравшей видную роль в развитии клинической медицины. Развил и научно обосновал учения о перкуссии и аускультации и способствовал распространению этих методов исследования в клинической практике: показал зависимость сердечных шумов не только от анатомических поражений клапанов, но и от скорости тока крови; описал ряд аускультативных симптомов. Деятельность и научные труды Ш. имели существенное значение в формировании кардиологии, пульмонологии и дерматологии. Создал клиническую школу (Гебра и др.)
Соч. в рус. пер.: Учение о постукивании и выслушивании, как средствах распознавать болезни, М., 1852.
Лит.: Рубакин А. Н., Жизнь и деятельность Иозефа Шкоды, «Клиническая медицина», 1956, № 6: Sternberg М., Josef Škoda, W., 1924; «Časopis lekaru česikych», 1971 rok, 110, № 25, s. 588—91.
(обратно)Шкодер (второе назв. Скадарского озера)
Шко'дер (liqeni i Shkodrёs), второе название Скадарского озера в Югославии и Албании.
(обратно)Шкодер (город в Албании)
Шко'дер, Шкодра (Shkodёr, Shkodra), город в Албании, на берегу оз. Шкодер. Административный центр рети Шкодер. Св. 60 тыс. жит. (1975). Пристань; шоссе связан с гг. Тирана и Дуррес, а также Титоградом (СФРЮ). Цветная металлургия. Цементные, деревообрабатывающие, бумажные, пищевые, табачные, текстильные, кожевенные предприятия. Руины крепости Розафат (14 в.).
(обратно)Школа (в искусстве)
Шко'ла в искусстве, художественное направление, течение, представленное группой учеников и последователей какого-либо художника (например, венециановская школа ) либо группой художников, близких по творческими принципам и художественной манере (например, строгановская школа иконописи). Термином «Ш.» характеризуют также живопись, скульптуру города или области в случае, если их своеобразие выражено в определённых стилистических и хронологических границах (например, болонская школа ), или национальное искусство целой страны (фламандское искусство ).
(обратно)Школа (группа) с продлённым днём
Шко'ла (гру'ппа) с продлённым днём, общеобразовательная школа (группа в ней), в которой учащиеся находятся в течение всего дня (10 ч ). В СССР такие школы возникли в 1919 в Петрограде и других крупных городах для усиления педагогического надзора за детьми, но в силу материальных затруднений развития не получили. После Великой Отечественной войны 1941—45 стали создаваться в общеобразовательных школах отдельные группы с продлённым днём для усиления помощи семье в воспитании детей. Они получили законодательные оформление в 1956 (для Москвы и Ленинграда — в 1955). С 1962 в условиях завершения всеобщего 8-летнего образования и перехода к всеобщему среднему образованию открываются также школы с продлённым днём, в которых на этом режиме может находиться не менее 80% учащихся. При недостатке такого комплекта учащиеся зачисляются на продлённый день в обычные общеобразовательные школы в составе групп продлённого дня.
В Ш. (г.) с п. д., помимо учебных занятий, широко представлены другие виды деятельности детей — пионерская и комсомольская, общественно полезная и трудовая, игровая, спортивная, занятия по интересам. Режим продлённого дня в школе осуществляется в составе отдельных классов или групп с учащимися разных классов. Он строится на основе медицински и педагогически обоснованного чередования учения, труда и отдыха детей, включает подготовку домашних уроков в школе. Дети уходят домой к моменту возвращения их родителей с работы. Часть родителей освобождается полностью или частично от оплаты трёхразового питания детей в Ш. (г.) с п. д.
Лит.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документтов 1917¾1973 гг., М., 1974, с. 120¾26; Организация работы в школах и группах продлённого дня. [Сб. статей], под ред. М. И. Кондакова, М., 1960; Костяшкин Э. Г., Школа продлённого дня, М., 1965; Костяшкин Э. Г., Шапошникова Л. Б., Организация продленного дня в 4—8 классах, М., 1971.
(обратно)«Школа и жизнь»
«Шко'ла и жизнь» , еженедельная педагогическая газета либерально-просветительского направления. Выходила в Петербурге с ноября 1910 по 1917 под редакцией прогрессивного русского деятеля народного образования Г. А. Фальборка. Освещала вопросы дошкольного воспитания, начального, среднего и высшего образования, культурно-просветительской работы среди взрослых, деятельность учительских организаций, съездов по народному образованию и др. В газете сотрудничали видные русские педагоги: В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, Е. А. Звагинцев, Н. В. Чехов и др. К ней давались приложения — отдельные монографии по воспитанию.
(обратно)«Школа и производство»
«Шко'ла и произво'дство», ежемесячный научно-методический журнал Министерства просвещения СССР. Издаётся в Москве с 1957, до 1960 — «Политехническое обучение». Журнал рассчитан на учителей трудового и производств. обучения, работников межшкольных учебно-производственных комбинатов и школьных мастерских, учителей черчения и рисования, работников народного образования, студентов пединститутов. Тираж (1978) 134,5 тыс. экз.
(обратно)Школа (класс) мастеров
Шко'ла (класс) мастеро'в в СССР, предназначена для обучения работающих без отрыва от производства и наряду с общим образованием осуществляет повышение производственной квалификации, уровня технических знаний учащихся. В них принимаются квалифицированные рабочие и мастера-практики, имеющие неполное среднее образование.
Школы мастеров работают с 1962 в составе 9—11-х классов на крупных предприятиях, открываются при наличии не менее 100 учащихся. При отсутствии такого контингента вместо самостоятельной школ мастеров с 1964 создаются отдельные (9—11-е) классы мастеров в составе вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (см. Вечернее образование ). Общеобразовательные предметы в Ш. (к.) м. изучаются по программам средней школы, а специальные — по программам, утвержденным руководством предприятия. Окончившие кроме аттестата о среднем образовании получают после дополнительных квалификационных экзаменов удостоверение, дающее право на занятие должности мастера или начальника производственного участка.
Лит.: Федорова О. Ф., Некоторые вопросы работы школ и классов мастеров, «Советская педагогика», 1964, №3; Туркина Ю. П., Комиссарова Л. Ф., Простосердов В. П., Среднее образование плюс повышение квалификации, «Вечерняя средняя школа», 1975, № 4.
Н. Н. Балов.
(обратно)Школа колхозной молодёжи
Шко'ла колхо'зной молодёжи (ШКМ), тип сельской общеобразовательной школы в СССР, работавшей на базе начального образования и дававшей подготовку в объёме 7 классов. Была создана в СССР в 1923 как школа крестьянской молодёжи, в 1930 переименована в Ш. к. м. (срок обучения 3 года). Наряду с общим образованием давала основы агрономической подготовки и организации с.-х. производства применительно к условиям конкретных районов (зон).
С 1928 открывались также вечерние ШКМ, а с 1930 ШКМ с ускоренным сроком обучения. Производственное обучение в школе было подчинено задачам социалистических преобразований в деревне, проводилось в учебных хозяйствах, совхозах, кооперативах, колхозах и МТС. ШКМ содействовала созданию колхозного актива в деревне, поднятию культурного и агрономического уровня крестьянства, овладению в колхозах новой с.-х. техникой. В 1934 преобразована в неполную среднюю школу (семилетку).
Лит.: Крупская Н. К., Педагогические сочинения в десяти томах, т. 3, М., 1959, с. 207 — 19, т. 4, М., 1959, с. 414—16; Шохин А. П., Руднев П. В., Школа крестьянской молодежи, М.— Л., 1924; Королев Ф. Ф., Корнейчик Г. Д., Равкин З. И., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921—1931, М., 1961, с. 23—27, 243—45.
(обратно)Школа крестьянской молодёжи
Шко'ла крестья'нской молодёжи (ШКМ), тип сельской общеобразовательной школы в СССР в 1923—30 в составе 5 — 7-х классов (дневной и вечерней). Наряду с общим образованием давала основы агрономических знаний, вела производственное обучение на базе с.-х. производства. В 1930 переименована в школу колхозной молодёжи .
(обратно)Школа математических и навигацких наук
Шко'ла математи'ческих и навига'цких нау'к, учебное заведение для подготовки специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов, инженеров. Основана Петром I в 1701 в Москве. Окончившие школу назначались также учителями во вновь создаваемые цифирные школы , артиллерийские, инженерные, адмиралтейские и др., работали чиновниками гражданских учреждений. Школа размещалась в здании Сретенской, или Сухаревой, башни, на верху которой была открыта астрономическая обсерватория с телескопом. В Ш. м. и н. н. принимались подростки и юноши 12—20 лет всех сословий, кроме крепостных. Нуждающиеся находились на полном государственном обеспечении.
Курс обучения в школе состоял из трёх ступеней (классов, или школ): в начальной, т. н. русской, школе обучали чтению, письму, основам грамматики и началам арифметики; в цифирной (арифметической) школе — арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии; в высших, навигаторских классах — математической географии, астрономии, черчению, геодезии, навигации и др. Большинство учащихся, главным образом недворянского происхождения, ограничивалось первыми двумя ступенями, их направляли на подсобные работы во флот, писарями и др. Учащиеся высших классов проходили обязательную практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог и др. Главная роль в организации работы школы принадлежала Л. Ф. Магницкому и приглашенному из Шотландии А. Д. Фарварсону. В 1703 в ней обучалось 300 учащихся, в 1711 — 500.
В 1715 навигаторские классы школы были переведены в Петербург и на их основе создана Морская академия (Академия морской гвардии). Русские и арифметические классы продолжали работу в Москве как подготовительная школа новой академии. Закрыты в 1752, после учреждения Морского шляхетного кадетского корпуса (см. Кадетские корпуса ). Ш. м. и н. н. окончили адмирал Н. Ф. Головин, адмирал В. Я. Чичагов, геодезисты И. К. Кирилов, М. С. Гвоздев, И. М. Евреинов, Ф. Ф. Лужин, крупный деятель просвещения Н. Г. Курганов и др.
Лит.: Стрелов А. Б., Путь в океан. Очерк истории ВВМКУ [Высшего военно-морского Краснознаменного училища им. М. В. Фрунзе], Л., 1966, с. 9—27; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.— первая половина XIX в., отв. ред. М. Ф. Шабаева, М., 1973, с. 19—25.
(обратно)Школа рабочей молодёжи
Шко'ла рабо'чей молодёжи, общеобразовательное учебное заведение в СССР для обучения без отрыва от производства. Была создана в 1943 как школа подростков, работающих на предприятиях; в 1944 переименована в Ш. р. м. Давала общеобразовательную подготовку в объёме 7-летней и средней школ, работала в составе 5—7-х и 5—10-х классов. В 1958 переименована в вечернюю (сменную) среднюю общеобразовательную школу (см. Вечернее образование ).
Лит.: Сборник руководящих материалов по школам рабочей и сельской молодежи, 2 изд., М., 1948; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917—1973 гг., М., 1974, с. 389—402.
(обратно)Школа сельской молодёжи
Шко'ла се'льской молодёжи, общеобразовательное учебное заведение в СССР для обучения без отрыва от с.-х. производства. Была создана в 1944 и давала учащимся подготовку в объёме начальной и 7-летней школ. Открывалась в крупных селениях, колхозах, совхозах и МТС в составе 1—4-х и 1—7-х классов. С 1956 стали действовать также средние школы сельской молодёжи в составе 5—10-х и 8—10-х классов. С 1958 Ш. с. м. переименована в вечернюю (сменную) среднюю общеобразовательную школу (см. Вечернее образование ).
Лит.: Сборник руководящих материалов по школам рабочей и сельской молодежи, 2 изд., М., 1948; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917—1973 гг., М., 1974, с. 391— 402.
(обратно)Школа (система образования)
Шко'ла (лат. schola, от греч. schole),
1) учебно-воспитательное заведение (см. Школа ).
2) Система образования, выучка, приобретённый опыт.
3) Направление в науке, литературе, искусстве и т.п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.
(обратно)Школа (учебно-воспитат. заведение)
Шко'ла, учебно-воспитательное заведение для организованного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, а также взрослых и работающей молодёжи. В зависимости от того, кто является организатором и на чьи средства существует Ш., она является государственной, муниципальной (органов местного самоуправления) или частной, содержащейся общественными и религиозными организациями и частными лицами. По характеру сообщаемых знаний Ш. бывает общеобразовательной и профессиональной (специальной); по уровню образования — начальной, неполной средней, средней и высшей; по отношению к религии — светской и конфессиональной (церковной, религиозной); по полу учащихся — мужской, женской и совместного обучения. Цели, задачи и содержание работы Ш. зависят от уровня развития общества, его классовой структуры.
Первые Ш. возникли в странах Древнего Востока (Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии и др.)— жреческие школы при храмах, дворцовые для обучения знати, Ш. писцов для нужд административно-хозяйственного управления. В античном мире Ш. стала важнейшей частью спартанской, афинской и римской систем воспитания (см. Спартанское воспитание ; раздел Воспитание и просвещение в ст. Греция Древняя; раздел Воспитание и просвещение в ст. Рим Древний).
При феодализме в странах Востока Ш. развивалась под влиянием господствовавших там религий (индуизма, буддизма, ислама) и служила интересам феодалов. В Индии, например, она существовала при крупных храмах и предназначалась главным образом для детей брахманов и кшатриев . Здесь кроме чтения и письма изучались тексты священных книг, эпические поэмы, мифология, грамматика, литература, история, философия, математика, астрономия, медицина. В т. н. общинных индуистских школах при сельских храмах обучались чтению, письму и счёту на местном языке дети мелких землевладельцев. При буддийских монастырях в странах Востока, кроме начальных и средних Ш., действовали высшие богословские, в которых изучались также математика, астрономия и другие науки. В мусульманских районах и странах распространились мектеб и медресе .
В Западной Европе с установлением в средние века монополии церкви на образование все Ш. стали открываться только католической церковью и находились под её идеологическим руководством. При отдельных церквах с 5 в. создавались для мальчиков приходские Ш. элементарного обучения; при монастырях действовали монастырские школы ; в центрах епархий — соборные школы (епископские, или кафедральные). С укреплением средневековых городов в 12 в. открылись первые университеты и в 13— 14 вв., в противовес церковным, цеховые школы и гильдейские школы , слившиеся в 15—16 вв. в городские. Помимо развития сети церковных Ш., создавались новые для детей светских феодалов — аристократические грамматические школы и паблик скулз в Англии, рыцарские академии в Германии, классическая гимназия в Германии и других странах (см. Классическое образование ) и т.д. Дети горожан учились в бюргерских школах , реальных училищах , торговых и технических Ш.
С развитием капитализма в Западной Европе сословная Ш. превращается в классовую, буржуазную, сущность которой, отмечал В. И. Ленин, «... состоит в том, что образование одинаково организовано и одинаково доступно для всех имущих» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 476). В развитых капиталистических странах в 19 в. приняты законы о всеобщем обязательном начальном обучении детей обоего пола, Ш. провозглашается единой и светской. Фактически эти юридические акты полностью никогда не осуществлялись. Наряду с классической средней всё больше развивались реальные и профессиональные Ш. (см. Реальное образование ), удовлетворявшие потребности буржуазии в подготовке кадров для торговли и промышленности. Естественнонаучные предметы постепенно включались в учебные планы классических школ.
Ш. в странах Азии, Африки и Латинской Америки, подвергшихся колонизации, была подчинена интересам господствующих классов метрополий (Испании, Великобритании, Франции и др.). Необходимость в «подручных кадрах» из коренного («туземного») населения, верных колонизаторам, заставила их открыть для «цветных», кроме начальных, небольшое число повышенных начальных, средних (коллежи, колледжи, лицеи) и высших учебных заведений (университетов и др.) с обучением на языках метрополий. В них готовились будущие надсмотрщики, чиновники, солдаты и младшие офицеры «цветных войск». Контингент учащихся составляли и дети местной знати и буржуазии, для сыновей вождей племён имелись закрытые привилегированные Ш. Рост национально-освободительного движения в колониях ускорял открытие высших учебных заведений (в Индии до 2-й мировой войны 1939—45 — 18 университетов), но деятельность их строго контролировалась колониальными властями. Однако основная масса коренного населения оставалась неграмотной. Это тяжёлое наследие колониализма преодолевается в странах, сбросивших его иго.
До Октябрьской революции 1917 у народов, входящих в состав СССР, возникновение первых Ш. и развитие их системы определялись конкретно-историческими особенностями жизни этих народов. В Армении и Грузии сведения о первых Ш. относятся к 4 в., в Азербайджане — к 5 в. На территории Средней Азии и Азербайджана с 7 в. стали распространяться мусульманские мектебы и медресе, сохранявшие господствующее положение до Октябрьской революции. Летописные источники дают весьма неполные сведения о Ш. Киевской Руси, открывавшихся в 10—13 вв. при монастырях, церковных приходах, дворцах князей. Берестяные грамоты 11—15 вв. содержат данные о методах обучения грамоте, свидетельствуют о распространении грамотности в Древней Руси как среди феодальной знати и духовенства, так и среди горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев.
В дореволюционной России для народных масс существовала начальная школа различных типов. Имущие слои населения обучали детей в гимназиях, реальных училищах, коммерческих училищах , университетах и других вузах. В системе Ш. сохранялись остатки сословности: закрытые дворянские учебные заведения — кадетские корпуса, лицеи (см. Лицей ), Пажеский корпус , институты благородных девиц , отсутствие преемственности между начальными (народными) Ш. и гимназией. Для поступления в Ш. существовали национальные и вероисповедные ограничения.
Правительство для воспитания у молодёжи верноподданнических чувств и религиозности использовало церковь. Кроме специальных школ для подготовки служителей культа Синоду непосредственно была подчинена сеть школ грамоты , церковно-приходских школ , епархиальных училищ . Во всех Ш. обязательным учебным предметом являлся закон божий. По уровню грамотности населения Россия отставала от развитых капиталистических стран. Среди трудящихся царила массовая безграмотность. «Четыре пятых молодого поколения,— отмечал В. И. Ленин в 1913, — осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России» (там же, т. 23, с. 127).
Ш. в СССР и других социалистических странах. После Октябрьской революции 1917 Ш. становится общенародной, доступной всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 в стране введено совместное обучение лиц обоего пола. Ш. отделена от церкви, стала государственной и светской. Её цель — «воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм» [Программа РКП (б), 1919], формирование всесторонне и гармонически развитой личности с твёрдыми коммунистическими убеждениями. Структура советской Ш., содержание образования и организация обучения в ней изменяются с развитием социалистического общества, прогрессом науки и культуры, но принципиальные основы её деятельности остаются неизменными. Общеобразовательная Ш. является трудовой, политехнической (см. Средняя общеобразовательная школа , Политехническое образование ). В средних специальных учебных заведениях наряду с профессиональной даётся общеобразовательная подготовка. Обучение во всех типах Ш. бесплатное, часть учащихся содержится на государственном обеспечении (в школе-интернате , профессионально-технических учебных заведениях и др.), учащиеся средних специальных учебных заведений и студенты высших учебных заведений (см. Высшее образование ) получают государственные стипендии. Ш. является единой, различные типы её преемственно связаны и дают возможность перехода от начальных ступеней обучения к высшим. Все народы СССР пользуются правом обучения детей на родном языке. В стране осуществлено начальное (1934) и восьмилетнее (1962) всеобщее обязательное обучение, к 1976 в основном закончен переход ко всеобщему среднему образованию.
Другие социалистические страны используют опыт школьного строительства в СССР с учётом своих конкретных исторических условий и национальных особенностей. Для социалистических стран действуют общие закономерности в построении нового общества и воспитании всесторонне развитой личности — активного строителя социализма и коммунизма. Принципиальные основы деятельности Ш. в этих странах едины, хотя её типы, названия, структура, сроки обучения, уровень всеобщего обязательного образования различны.
Ш. в современных капиталистических странах. Частью общего кризиса капитализма является кризис образования в буржуазных странах, который выражается в неспособности общества удовлетворить требования развивающегося производства к перестройке образования. Цель буржуазной школы остаётся неизменной — создавать для буржуазии «... пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя...» (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 303). Государственные ассигнования на образование недостаточны и не устраняют хронической нехватки средств для нормальной работы Ш. В ряде стран более массовой становится средняя школа (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Япония и др.), принимаются меры по реорганизации структуры Ш., содержания образования и методов обучения, управления ею. Однако не осуществляются принятые законы о всеобщем обязательном обучении в отношении беднейших слоев населения, в силу массовой безработицы, расовой и национальной дискриминации, не обеспечено равноправное среднее образование для всех. Существуют утончённые способы сохранения классового неравенства в содержании образования и качестве обучения в различного типа школах, социального отбора учащихся для высших его ступеней и наиболее престижных профилей обучения (фуркация , наличие частных Ш. с высокой платой за обучение, специальные тестовые испытания и др.).
См. разделы Народное образование и культурно-просветительные учреждения в статьях о союзных и автономных республиках в соответствующих томах БСЭ, а также 24-й том, книга II — «СССР» (Народное образование в разделе Культурное строительство); разделы Народное образование и Просвещение в статьях о зарубежных странах.
Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917—1973 гг., М., 1974; Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1977; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 2, М., 1973, с. 220— 238; Константинов Н. А., Школьная политика в колониальных странах (XIX — XX вв.), М., 1948: Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953; Королев Ф. Ф., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917—1920, М., 1958; Королев Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921—1931, М., 1961; Народное образование в СССР. 1917— 1967, под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967; Беляев В. П., Латинская Америка: народное просвещение и проблемы социально-экономического развития, М., 1971; Малькова З. А., Современная школа США, М., 1971; Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до второй мировой войны. Исторический очерк, М., 1972; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.— первая половина XIX в., под ред. М. Ф. Шабаевой, М., 1973; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в., под ред. А. И. Пискунова, М., 1976; Измайлов А. Э., Просвещение в республиках Советского Востока, М., 1973; Прокофьев М. А., Советская общеобразовательная школа на современном этапе, М., 1975; Малькова З. А., Вульфсон Б. Л., Современная школа и педагогика в капиталистических странах, М., 1975; Тангян С. А., Образование и общественный прогресс в развивающихся странах, М., 1975; Школа европейских стран социализма. Послевоенное развитие и современные проблемы, под ред. М. Н. Кузьмина, М., 1976; Школьная политика и школа в странах капитализма, под ред. З. А. Мальковой, М., 1976; Лапчинская В. П., Средняя общеобразовательная школа современной Англии. Вопросы теории и практики обучения, М., 1977; Ширинский А. Е., Образование в развивающихся странах, М., 1977; Педагогика школы, под ред. Г. И. Щукиной, М., 1977; Советская школа на современном этапе, под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмаковой, М., 1977; World survey of Education, [v. 1]—5, P., [1955]¾71; Sasnett М., Sepmeyer I., Educational systems of Africa, Berkeley — Los Ang., [1966]; Misra A., Education and finance, Gwalior, 1971.
П. И. Куликов.
(обратно)Школа фабрично-заводского обучения
Шко'ла фабри'чно-заводско'го обуче'ния, школа ФЗО, низший тип профессионально-технической школы; существовала в 1940—63 на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР . Готовила рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности; срок обучения 6 мес. В школу принималась молодёжь 16—18 лет с любой общеобразовательной подготовкой (с 1955 — с начальным образованием и выше); для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на строительстве, — только юноши; с 18 лет. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении.
В 1949 школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с тем же и 10-месячным сроком обучения, в 1955 школы ФЗО для строительства — в 10-месячные строительные школы (с 1957 — 2-годичные строительные училища). В 1959—63 все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища (см. Профессионально-техническое образование , Профессионально-технические учебные заведения ). За время существования подготовили около 6 млн. рабочих.
Лит.: Народное образование в СССР. 1917—1967, под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967, с. 246¾52.
(обратно)Школа фабрично-заводского ученичества
Шко'ла фабри'чно-заводско'го учени'чества, школа ФЗУ, основной тип советской профессионально-технической школы в 1920—40. Открывалась при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих из числа молодёжи 14—18 лет с начальным образованием, имела 3—4-годичный срок обучения. Наряду с профессиональным обучением в школе давалась учащимся общеобразовательная подготовка. В 1930—39 обучение в школе ФЗУ в основном проходило на базе 7-летней школы и срок обучения снизился в ней до 11 /2 — 2 лет за счёт сокращения часов на общеобразовательные предметы. Школы ФЗУ дали стране 2,5 млн. квалифицированных рабочих.
С 1940 школа ФЗУ сохранилась преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности. В 1959—63 наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР школы ФЗУ были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения (см. Профессионально-техническое образование ).
Лит.: Крупская Н. К., Педагогические сочинения в десяти томах, т. 3, М., 1959, с. 137—43, т. 4, М., 1959, с. 391—93; Королев Ф. Ф., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917—1920, М., 1958, с. 396—401; Народное образование в СССР. 1917—1967, под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967, с. 243—52.
(обратно)Школа-интернат
Шко'ла-интерна'т, в СССР с 1956 общеобразовательная, преимущественно 8-летняя, школа, в которой дети живут и учатся (воскресные, праздничные дни и каникулы проводят в семьях или у родственников). Организует обществ. воспитание детей прежде всего из малообеспеченных семей и детей-сирот. В районах Крайнего Севера Ш.-и. обслуживают всех детей, для которых затруднён регулярный подвоз к месту учения. Дети с физическими и умственными недостатками воспитываются и обучаются в спец. Ш.-и. Расходы на содержание воспитанников в Ш.-и. частично покрываются родителями, дети-сироты, дети из малообеспеченных семей и с физическими и умственными недостатками содержатся за счёт государства.
Кроме учителей в Ш.-и. имеется штат воспитателей; помимо учебной работы организуется пионерская и комсомольская, клубно-кружковая, общественно полезная и трудовая, игровая, спортивная. Режим учащихся строится на основе педагогически и медицински обоснованного чередования труда и отдыха, смены видов деятельности детей. Ш.-и. имеет кроме учебных помещений учебно-производственные мастерские, учебный пришкольный участок, жилые корпуса, спортивный комплекс, помещения для кружковых занятий и др.
(обратно)Школа-студия
Шко'ла-сту'дия имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТе СССР им. М. Горького, высшее театральное учебное заведение в Москве. Организовано в 1943 для подготовки актёров на основе идейно-творческих принципов школы Художественного театра и системы К. С. Станиславского . Активное участие в становлении Школы-студии принимали И. М. Москвин, Н. П. Хмелев, В. Г. Сахновский, И. Я. Гремиславский. Школа имеет 2 факультета: актёрский (готовит актёров кино и театра) и постановочный (готовит художников-технологов сцены). С 1961 на постановочном факультете открыто вечернее отделение. В Школе преподавали М. Н. Кедров, В. Я. Станицын, А. К. Тарасова, В. О. Топорков, И. М. Раевский, В. А. Орлов, А. М. Карев, Г. А. Герасимов, Б. И. Вершилов, А. Н. Грибов и др. Основу педагогического коллектива составляют: А. И. Степанова, П. В. Массальский, О. Н. Ефремов, Е. Н. Mopec, В. П. Марков, С. С. Пилявская, Е. А. Евстигнеев, В. В. Шверубович, профессора В. З. Радомысленский, А. Я. Зись, В. Я. Виленкин и др. Школа вырастила высококвалифицированных мастеров театральной педагогики, таких, как В. К. Монюков, В. Н. Богомолов, И. М. Тарханов, О. Г. Герасимов, Н. П. Алексеев, А. Н. Петрова, О. Ю. Фрид, М. М. Кунин, Э. П. Фрезе, А. Н. Понсов, К. Н. Головко, Е. В. Радомысленский. В 1977/78 уч. г. в Школе-студии обучался 251 студент, работало 57 преподавателей (в т. ч. 11 профессоров и докторов наук, 21 доцент и кандидат наук). Актёрский факультет Школы-студии окончили А. В. Баталов, Е. Я. Урбанский, Л. И. Губанов, В. С. Давыдов и др., составившие основное ядро трупп МХАТа, театра «Современник», молодёжного Нового драматического театра-студии, значительную часть труппы Театра им. Вл. Маяковского и многих театров Москвы, Ленинграда и других городов страны. В Школе имеется научно-исследовательский сектор, занимающийся изучением и публикацией наследия основателей МХАТа К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Сектором подготовлено и издано «Собрание сочинений К. С. Станиславского» (т. 1—8, 1954—61), «Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись в 4-х тт. 1863—1938» (1971—76), «Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. Летопись жизни и творчества» (1962) и др. работы.
Н. П. Алексеев.
(обратно)Школоведение
Школове'дение, отрасль педагогики, исследующая содержание и методы управления школьным делом, раскрывающая особенности системы руководства школой, организации её работы.
Основные источники советского Ш. — советское законодательство, опыт управления и руководства школами в СССР и за рубежом, педагогические наследие прошлого, выводы и рекомендации педагогической науки. В содержание Ш. входят: основные принципы управления и руководства школой; деятельность органов народного образования по административно-педагогическому и хозяйственному руководству школами (организация всеобщего обучения, типы общеобразовательных школ, построение и рационализация их сети, педагогические требования к проектированию и строительству школьных зданий и участков, финансирование школ, обеспечение школ учебным оборудованием); деятельность органов народного образования по управлению учебно-воспитательной работой школ (организация методической помощи учителям, инспектирование школ); содержание и методы внутришкольного руководства; учитель советской школы; организация учёта и отчетности учреждений просвещения; статистика школьного дела.
Ш. опирается на передовой опыт управления и руководства советской школой, который нашёл выражение в ленинских декретах по народному образованию, обогащен практической деятельностью и теоретическими высказываниями практических работников школ и органов народного образования. На необходимость повышения научного уровня руководства школой указывается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Исходя из этих указаний, советская Ш. разрабатывает комплекс организационно-педагогических проблем, связанных с осуществлением всеобщего среднего образования, организацией учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных школ и руководством их деятельностью, с управлением просвещением во всех его звеньях.
Лит.: Иорданский Н. Н., Школоведение, М., 1927; Богданов И. М., Очерки по статистике всеобщего школьного обучения, М.— Л., 1948; Школоведение. [Сб. статей]. Под ред. А. Н. Волковского и М. П. Малышева, [М.], 1955; Руководство учебно-воспитательной работой в восьмилетней школе. Под ред. М. И. Кондакова и Н. И. Соцердотова, М., 1961; Вопросы школоведения, под ред. П. В. Зимина, М., 1974; Стрезикозин В. П., Руководство учебным процессом в школе, М., 1972; Сухомлинский В. А., Разговор с молодым директором школы, М., 1973; Шубин Н. А., Внутришкольный контроль, М., 1977; Березняк Е. С., Руководство современной школой, К., 1977.
(обратно)Школы взрослых
Шко'лы взро'слых, общеобразовательные учебные заведения для обучения работающих без отрыва от производства. В дореволюционной России открывались с конца 50-х гг. 19 в. по частной инициативе и были, как правило, начальными (см. Вечерние школы взрослых, Воскресные школы ). После Октябрьской революции 1917 создана государственная система образования взрослых. С 1918 стали открываться 1-, 2-годичные пункты (ликпункты) и школы ликвидации неграмотности, получившие массовое распространение после опубликования декрета СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919). Они предназначались преимущественно для трудящихся 16—50 лет и существовали до конца 1930-х гг.
В 1920—30-е гг. обучение овладевших элементарной грамотой велось в школах малограмотных и Ш. в. повышенного типа (первые давали начальное образование, вторые — 7-летнее). Для повышения общекультурного уровня рабочих и крестьян и их производств, квалификации действовали также рабочие университеты и крестьянские университеты, общеобразовательные 1- и 2-годичные курсы для взрослых. С 1936 были созданы Ш. в. двух типов — неполные средние общеобразовательные (на базе начальной школы) и средние общеобразовательные (на базе 7-летней школы). С 1937 открывались заочные неполные средние и средние общеобразовательные школы. С 1943 школами взрослых стали школы рабочей молодёжи и школы сельской молодёжи , которые в 1958 переименованы в вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы (см. Вечернее образование ). С 1962 в СССР работают также школы (классы) мастеров .
Лит.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917¾1973 гг., М., 1974, гл. 8; Лойко Л. П., Школы взрослых повышенного типа. Задачи, положение, работа, перспективы, М.— Л., 1926; Фильштинский А., Общеобразовательные школы взрослых рабочих и крестьян, М.— Л., 1929.
Н. Н. Балов.
(обратно)Школы грамоты
Шко'лы гра'моты,
1) в дореволюционной России 1-, 2-годичные школы элементарного обучения. Находились в ведении различных ведомств и частных лиц. В 1891 переданы Синоду. Обучение в Ш. г. ограничивалось заучиванием молитв, начатками чтения, письма и счёта. После Октябрьской революции 1917 были ликвидированы.
2) В 1920-е гг. в СССР школами грамоты (грамотности) называли 1-, 2-годичные пункты (ликпункты) и школы ликвидации неграмотности (см. Грамотность , Школы взрослых ).
(обратно)Школы работающей молодёжи
Шко'лы рабо'тающей молодёжи, общеобразовательные учебные заведения в СССР для обучения без отрыва от производства. С 1958 школами работающей молодёжи являются вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы (см. Вечернее образование ), а также областные, краевые, республиканские (в автономных республиках) и городские (в Москве, Ленинграде и других крупнейших городах) заочные средние общеобразовательные школы и с 1962 школы (классы) мастеров . В 1976/77 уч. году в 14020 вечерних (сменных) и заочных средних общеобразовательных школах обучалось 4917 тыс. чел., из них 92,7% в 9—11-х классах. В разное время школами работающей молодёжи были вечерние школы взрослых, воскресные школы , школы взрослых , школа рабочей молодёжи , школа сельской молодёжи .
(обратно)Школьников Алексей Михайлович
Шко'льников Алексей Михайлович [р. 2(15).1.1914, г. Егорьевск Московской обл.], советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1940. Родился в крестьянской семье. Окончил Подольский индустриальный техникум (1933), 3 курса Промакадемии (1937, заочно), ВПШ при ЦК ВКП (б) (1952). С 1933 на инженерно-технической работе в Перми (старший мастер, начальник цеха, главный энергетик завода). С 1943 на партийной работе. В 1945—47 уполномоченный КПК при ЦК ВКП (б) по Владимирской, Воронежской областям. В 1947—49 2-й секретарь Калужского обкома партии. В 1952—55 1-й секретарь Тамбовского, в 1955—60 — Воронежского, в 1960—65 — Волгоградского обкомов КПСС (в 1963—64 1-й секретарь Волгоградского сельского обкома КПСС). С 1965 1-й заместитель председателя Совета Министров РСФСР. С 1974 председатель Комитета народного контроля СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1952. Член ЦК КПСС с 1956. Депутат Верховного Совета СССР 4—9-го созывов. Награжден 4 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.
(обратно)Школьный театр
Шко'льный теа'тр, театр, возникший в учебных заведениях Западной Европы в эпоху средневековья как средство изучения латинского языка и воспитания; впоследствии был использован для утверждения католицизма и протестантизма. Постепенно спектакли стали разыгрываться на национальных языках. Ставившаяся в Ш. т. школьная драма носила характер мистерии или миракля, моралите или пьесы на исторические и мифологические сюжеты.
Ш. т. существовал во многих странах Западной Европы (15—18 вв.) и в России (17— 18 вв.). Он имел свои теоретические основы, тщательно разработанные правила (писатели-гуманисты Дж. Понтано в Италии, Ю. Ц. Скалигер во Франции, учёный и поэт Феофан Прокопович в России). Благодаря усилиям иезуитов Ш. т. в 16—17 вв. большого развития достиг в Польше, откуда перешёл на Украину; много школьных драм было создано в Киево-Могилянском коллегиуме (академии). Основоположник Ш. т. на Руси Симеон Полоцкий , разрабатывая проект создания в Москве духовной академии, писал о необходимости организации при ней театра, сочинил для этого театра пьесы «Комедия-притча о блудном сыне» и «О Навходоносоре царе». При Петре I Ш. т. носил политический характер, прославлял новые правительственные мероприятия («Владимир...» Феофана Прокоповича, пост. 1705). Представления Ш. т. показывались в учебных заведениях и на площадях во время праздников; между актами игрались интермедии — преимущественно комические сцены из нар. жизни.
Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. Мокульского, т. 1—2, М., 1956—57; Всеволодский-Гернгросс В.. Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957; Бадалич И. М., Кузьмина В. Д., Памятники русской школьной драмы XVIII в., М., 1968.
(обратно)Шкотово
Шко'тово, посёлок городского типа в Шкотовском районе Приморского края РСФСР. Расположен на берегу Уссурийского залива Японского моря. Ж.-д. станция на линии Угловая — Находка. Заводы авторемонтный и консервный, комбинат стройматериалов. Молочно-овощной совхоз, пчелосовхоз. Добыча угля.
(обратно)Шкрета Карел
Шкре'та Шотновский из Заворжиц (Škréta Šotnovský ze Závořic) Карел (1610, Прага, — похоронен 1.8.1674, там же), чешский живописец, один из крупнейших представителей чешского барокко. Как член семьи, участвовавшей в Реформации, был вынужден уехать из Чехии в 1628 во Фрейбург (Саксония); учился живописи в Италии; в 1638 вернулся в Прагу. Писал виртуозные по живописной технике религиозные и мифологические произв. (часто включающие жанровые мотивы), островыразительные портреты, исполнял рисунки и иллюстрации.
Лит.: Neumann J., Karel Škréta, Praha, 1956; Karel Škréta. 1610—1674, Praha, 1974 (каталог выставки).
К. Шкрета. «Приор Мальтийского ордена Б. де Витте». 1651. Дрезденская картинная галерея.
(обратно)Шкроуп Франтишек Ян
Шкро'уп (Škroup) Франтишек Ян (3.6.1801, Осице близ Пардубице, — 7.2.1862, Роттердам), чешский композитор, дирижёр, певец. Музыкой занимался одновременно с изучением права. Под влиянием «будителей» организовал в Праге первый национальный чешский оперный кружок, который с 1823 выступал в Сословном театре, где на чешском языке исполнялись немецкие и итальянские классические оперы. С 1827 2-й капельмейстер, в 1837—57 главный дирижёр Сословного театра (впервые поставил в Праге оперы Р. Вагнера, Дж. Верди и др.). С 1860 дирижёр оперы в Роттердаме. Автор 9 опер (в т. ч. первой национальной оперы с чешским текстом «Проволочник», 1826, Прага), увертюр, струнных квартетов, фортепьянного трио, музыки к спектаклям драматического театра, песен, в том числе популярной песни «Где родина моя?» (из музыки к пьесе Й. К. Тыла «Фидловачка», 1834), которая входит с 1918 в состав Государственного гимна Чехословацкой республики как его 1-я (чеш.) часть.
Лит.: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.— Л., 1951, с. 144—53; Plavec J., František Škroup, Praha, 1946.
З. К. Гулинская.
(обратно)Шкура
Шку'ра, шкурка, снятый после убоя наружный покров тела животного, покрытый волосом; термин, принятый в кожевенной и меховой промышленности для обозначения исходного сырья (см. Кожевенное сырьё ).
(обратно)Шкуро Андрей Григорьевич
Шкуро', Шкура Андрей Григорьевич [7(19).1.1887 — 17.1.1947], белогвардейский генерал-лейтенант (1919). Родился в Кубанской области в семье казачьего офицера. Окончил Николаевское кавалерийское училище (1907), служил в Кубанском казачьем войске. Участник 1-й мировой войны 1914—18, командир особого партизанского отряда, полковник. Весной 1918 создал контрреволюционный казачий отряд в районе Баталпашинска и в мае — июне совершил налёты на Ставрополь, Ессентуки и Кисловодск, затем командовал Кубанской казачьей бригадой и дивизией в армии Деникина, с мая 1919 командир конного корпуса. Войска под команд. Ш. отличались особой жестокостью и недисциплинированностью, что вызывало недовольство даже белогвардейского командования. После разгрома белогвардейцев эмигрировал, вёл антисоветскую деятельность. В 1939—45 сотрудничал с гитлеровцами, по их указанию участвовал в формировании антисоветских казачьих частей из предателей и белоэмигрантов. В 1945 задержан английскими войсками в Австрии и выдан советскому командованию. По приговору Верховного суда СССР казнён.
(обратно)Шкуросъёмочная машина
Шкуросъёмочная маши'на, агрегат непрерывного или периодического действия для снятия шкур с туш животных. Применяется на мясокомбинатах в составе поточно-механизированных линий по убою скота и обработке туш. В зависимости от конструкции производительность серийно выпускаемых Ш. м. (в шт./ч ) для съёмки шкур с туш крупного рогатого скота 75—150, мелкого рогатого скота 125—360, свиней до 100.
(обратно)
Комментарии к книге «Большая Советская Энциклопедия (ШК)», БСЭ
Всего 0 комментариев