Большая Советская Энциклопедия (УЙ)
Уй (река в Новосибирской и Омской обл.)
Уй, река в Новосибирской и Омской областях РСФСР, правый приток р. Иртыш (бассейн Оби). Длина 387 км, площадь бассейна 26 700 км2 . Берёт начало на Васюганской равнине. Питание преимущественно снеговое. Половодье с апреля по июнь. Средний расход воды в 48 км от устья около 24 м3 /сек. Замерзает в конце октября — начале ноября, вскрывается в апреле — начале мая.
(обратно)Уй (река в Челябинской обл.)
Уй, река в Челябинской области РСФСР (верховье в Башкирской АССР), частично протекает по границе Челябинской и Курганской областей с Казахской ССР, левый приток р. Тобол (бассейн Оби). Длина 462 км, площадь бассейна 34400 км2 . Берёт начало на восточном склоне Южного Урала, течёт по Зауральскому плато, в низовьях по Западно-Сибирской равнине. В бассейне много бессточных озёр. Питание преимущественно снеговое. Средний расход воды в 213 км от устья около 13 м3 /сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. Воды используются для водоснабжения и орошения. На У. — г. Троицк; 3 водохранилища, наибольшее — Троицкое (площадь 10,8 км3 ).
(обратно)Уйбатский чаатас
Уйба'тский чаата'с, могильник в 6 км к Ю.-В. от станции Уйбат в Хакасской АО. Погребения датируются временем от 3 в. до н. э. до 7—8 вв. н. э.; древнейшие относятся к тагарской культуре , наибольшее число — к таштыкской культуре . При археологических раскопках 1936 и 1938 (С. В. Киселев , Л. А. Евтюхова и др.) в погребениях таштыкской родоплеменной знати (1 в. до н. э. — 5 в. н. э.) найдены портретные маски погребальные из гипса и терракоты, деревянная резная скульптура и многое др. В курганах 7—8 вв. кыргызов (киргизов ) енисейских эпохи становления у них феодальных отношений обнаружены деревянные резные фигурки баранов, обложенные листовым золотом, серебряный кувшинчик с орхоно-енисейской надписью и др. Материалы из У. ч. — важный источник для изучения истории возникновения классового общества в Древней Сибири.
Лит.: Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, 2 изд., М., 1951.
(обратно)Уйгарак
Уйгара'к, сакский курганный могильник (7—5 вв. до н. э.), находящийся на одном из древних русел Сырдарьи — Инкардарье в Ю.-З. части Кзыл-Ординской области Казахской ССР. Исследовано (в 1961—63, 1965) 70 из 80 курганов. Погребения — в могильных ямах или на древнем горизонте. Инвентарь: конская сбруя (часть её бронзовых предметов выполнена в скифском зверином стиле ), предметы вооружения (бронзовые наконечники стрел, бронзовые и железные кинжалы и др.), каменные алтарики, бронзовые зеркала, украшения, лепные сосуды.
Лит.: Толстой С. П., Итина М. А., Саки низовьев Сыр-Дарьи, «Советская археология», 1966, № 2.
(обратно)Уйгун
Уйгу'н (псевдоним; настоящее имя и фамилия Рахматулла Атакузиев) [р. 1(14).5.1905, село Мерке, ныне Джамбулской области Казахской ССР], узбекский советский поэт и драматург, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1956), народный поэт Узбекской ССР (1965). Член КПСС с 1944. Окончил Самаркандскую педагогическую академию (1930). Печатается с 1925. Автор сборников стихов «Радости весны» (1929), «Вторая книга» (1933), «Стране солнца» (1936), «Гнев и любовь» (1943), «Стихи» (1950) и др., посвящённых преимущественно Советскому Узбекистану. В 40-е гг. У. начинает работу в области драматургии: пьеса «Алишер Навои» (1940, в соавторстве с И. Султановым), драма «Мать» (1942), одна из лучших узбекских комедий «Рискованная шутка» (1944) — о жизни узбекского колхоза в годы войны, драма «Песня жизни» (1947), комедии «Алтын-куль» и «Ранняя весна» (обе — 1948), пьеса «Хуррият» (1959), посвящена судьбе узбекской колхозницы. В драме «Друзья» (1961) остро поставлены социальные и семейно-нравственные проблемы. На совмещении современного и исторического планов построена пьеса «Две эпохи» (1967; рус. пер. 1968) о строительстве Фархадской ГЭС. Переводит произведения А. С. Пушкина, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Т. Г. Шевченко и др. В 1951—54 председатель СП Узбекской ССР. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 др. орденами, а также медалями.
Соч.: Танланган асарлар, т. 1—4, Тошкент, 1964—67; Тонг кушиги, Тошкент, 1970; в рус. пер.— Жизнь зовёт, М., 1965; Хуррият. Пьесы, М., 1966; Голоса на рассвете, М., 1975.
Лит.: Салаева М., Поэзия Уйгуна, М., 1954; История узбекской советской литературы, М., 1967; Султанова Ч. Г., Драматургическое мастерство Уйгуна, Таш., 1969.
(обратно)Уйгуро-дунганское восстание 1864-77
Уйгу'ро-дунга'нское восста'ние 1864—77, национально-освободительное восстание коренного населения Синь-цзяна — уйгуров, дунган (хуэй) и др. народностей против господства маньчжурских и китайских феодалов. Его главную движущую силу составляли городская беднота и крестьянство, но руководство У.-д. в. захватили местная феодальная знать и мусульманское духовенство. В результате вооружённых выступлений угнетённых народностей и уничтожения ими власти правителей цинского Китая на территории Синь-цзяна (в Восточном Туркестане и Джунгарии) в 1864 были созданы три уйгурских и одно дунганское ханство, а в мае 1867 — Таранчинский (Илийский) султанат. К лету 1867 уйгурские ханства были объединены правителем одного из них Якуб-беком в единое государство Иеттншар (Джетышаар), к которому в 1870 была присоединена также территория дунганского ханства. Якуб-бек конфисковал земли и др. имущество маньчжурских и китайских феодалов и вначале облегчил налоговое бремя коренного местного населения. Внешняя политика Якуб-бека основывалась на использовании противоречий между Великобританией и Россией и лавировании между ними с целью противостоять цинскому Китаю. У.-д. в. было жестоко подавлено в 1877 цинскими войсками под командованием Цзо Цзун-тана.
(обратно)Уйгурсай
Уйгурса'й, посёлок городского типа в Папском районе Наманганской области Узбекской ССР. Расположен на правом берегу Сырдарьи, в 12 км от железнодорожной станции Пап (на линии Коканд — Наманган). Завод резинотехнических изделий.
(обратно)Уйгурская литература
Уйгу'рская литерату'ра, литература уйгуров. С 1917 развивается советская У. л. (в Средней Азии) и литература зарубежных уйгуров (Восточный Туркестан, ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Уйгурский народ создал богатейший фольклор во всём многообразии его жанров: песни и народные стихи, сказки, лиро-эпические сказания (дастан ), исторические и историко-героические песни, легенды, предания, устные повествования и рассказы, пословицы и поговорки, загадки.
На протяжении веков уйгурские племена (а позже — народ) находились на стыке трёх цивилизаций — среднеазиатской, индийской и китайской, что наложило отпечаток на складывание культуры и формирование У. л. Доминирующим было воздействие на уйгуров среднеазиатской культуры. Начало уйгурской письменности и литературной культуры восходит к тюркским руническим эпиграфическим памятникам 7—8 вв., преимущественно к памятнику Моюн-Чуру, отражающему ранний этап уйгурской государственности. Памятники буддийского периода — переводы религиозно-дидактических книг — сутр на тюркский язык. Среди них выделяется вероучительное сочинение «Сутра золотого блеска» — перевод с санскрита, сделанный в 10 в. и в 1913—17 изданный В. В. Радловым и С. Е. Маловым. Значительную часть литературных памятников классической У. л. представляет собой общее наследие ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Восточного Туркестана. Таковы дидактическая поэма «Знание, дающее счастье» Юсуфа Баласагуни (11 в.), «Словарь тюркских наречий» Махмуда Кашгари (11 в.), этико-дидактическая поэма Ахмада Югнаки «Подарок истин» (конец 12 — начало 13 вв.). К 14 в. относится литературный памятник мусульманско-религиозного содержания «Сказание о пророках» Рабгузи , от 15 в. до нас дошла анонимная рукопись «Огуз-наме» на уйгурском языке.
Особый этап развития У. л. поздне-феодального времени начинается с творчества Мухаммада Имина Хиркати (1634 — 1724), автора гуманистической поэмы «Любовь и труд» (1670). Лучшие традиции поэзии Хиркати были восприняты и развиты в лирике Залели (около 1674— 1723) и Новбати (годы жизни неизвестны). В 17—18 вв. поэзия в У. л. достигла высокого художественного уровня. Были созданы жанры этико-дидактический, любовно-романический, героические поэмы, творчески освоены такие лирические жанры, как касыда , газель , рубай и др.; совершенствовались поэтический стиль и изобразительные средства.
В конце 18 — 1-й половины 19 вв. в У. л. известны поэты Шаир Ахун, Арши, Хислат Кашгари, Норузахун Зияй, Турды Гариби и др., но особое значение имело творчество Абдураима Низари (1770 — год смерти неизвестен), который создал свою поэтическую школу. Во 2-й половине 19 в., в период освободительной борьбы уйгурского народа против маньчжуро-китайского владычества, выдвинулись поэты Садыр Палван, Сеид Мухаммад Каши, Мулла Шакир и др. Они сочувствовали трудовому народу, призывали к освободительной борьбе против колониального и феодального гнёта. Центральная фигура У. л. 19 в. — Билал Назым (1824—99), который создал ряд значительных произведений, проникнутых пафосом вольнолюбия и социального протеста.
Уже в первые годы после Великой Октябрьской революции 1917 у уйгуров, проживающих в СССР, произошли коренные перемены в экономике и культуре. Вслед за газетами, журналами, альманахами появились и сборники произведений уйгурских писателей. Первый коллективный сборник «Утренние лучи» был опубликован в 1930. Изданы были сборники рассказов Умара Мухаммади (1906—31), стихов Турды Хасанова (1909—37), Изима Искандерова (1906—70), Нура Исраилова (1910—1953). Уйгурские писатели создавали новую, неразрывно связанную с широкими массами литературу социалистического реализма. Молодая советская У. л. начинала свой путь под воздействием русской и др. советских литератур и в то же время опиралась на лучшие традиции классической У. л. и фольклора. Советская У. л. достигла наибольшей творческой активности, консолидации сил и идейно-художественного роста начиная со 2-й половины 40-х гг. Изображение новой действительности, осмысление прошлого уйгурского народа и освещение жизни современных зарубежных уйгуров — три тематические линии, зародившиеся ещё в 20-е гг., получили дальнейшее развитие в романах «Маимхан» (1965), «Тайны годов» (книги 1—2, 1967—72), «Одна папироса» (1970) Зия Самеди (р. 1914), в дилогии «Водоворот» (книги 1—2, 1964—66), романе «Учитель» (1973) Джамала Бусакова (р. 1918), в романах Хизмета Абдуллина (р. 1925) «Под небом Турфана» (1962) и «Односельчане» (1966), в романе Масимжана Зульпикарова (р. 1925) «Лутфулла Муталлип» (1969), в повестях «Традиция победителей» (1965) Джалала Мусаева (р. 1927), «Течение жизни» (1965) Ахмеджана Аширова (р. 1938), «Бесконечные песни» (1967) Юсупа Ильяса (р. 1927), в рассказах и очерках, поэмах и стихах Изима Бахниязова (р. 1929), Рози Кадыри (р. 1925), Патигуль Сабитовой (р. 1936), Абду-карима Ганиева (р. 1936), Долкуна Ясенова (Учкуна, р. 1938) и др.
Литература зарубежных уйгуров делает первые шаги после победы восстания 1931—33, когда были завоёваны демократические свободы. Начиная с 1932 в Восточном Туркестане получили распространение произведения основоположника современной У. л. Мухаммадди и др. советских уйгурских писателей. У истоков литературы зарубежных уйгуров стояли Лутфулла Муталлип (1925—45), Ним Шахид (р. 1906), Зуннун Кадыри (р. 1915), Нур Бусаков (1920—52). После победы революции «Трёх вилаятов» (1944—46) и в первые годы после провозглашения КНР были созданы первые органы печати на уйгурском языке, изданы первые книги. В 1950 был организован подготовительный комитет Ассоциации литературы и искусства, а в 1953 создана и сама ассоциация; начал выходить общественно-художественный журнал «Тарим». В 1961 основан журнал «Шинжан эдэбият сэн'ити». Первый съезд уйгурских писателей Синьцзяна состоялся в мае 1957.
Лит.: Хамраев М. К., Веков неумирающее слово, А.-А., 1969; Уйгур совет эдэбияти тарихиниц очерклпри, Алмута, 1967; Уйгур эдэбпятидики традиция вэ нова-турлук мэсилилнрнгэ дайр, Алмута. 1970.
А. Валитова, М. Хамраев.
(обратно)Уйгурский язык
Уйгу'рский язы'к, новоуйгурский язык, восточно-тюркский язык, язык уйгуров . Распространён в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР (5,5 млн. чел.; 1975, оценка), в некоторых районах Афганистана, Пакистана, Индии, а также в Казахской ССР, Узбекской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР (свыше 150 тыс. чел.; 1970, перепись). Относится к юго-восточной (среднеазиатской, или карлукской) группе тюркских языков .
Представлен тремя диалектами: северо-западный, или центральный (объединяет 10 говоров, из них илийский лег в основу современного уйгурского литературного языка); восточный, или лобнорский; южный, или хатанский.
Фонетические особенности: 10 гласных фонем; 26 согласных, в том числе ж [dз], к [q], н, [Ћ], h. Сингармонизм представлен непоследовательно. Морфологические черты, присущие всем тюркским языкам. Литературный язык уйгуров СССР — единый национальный язык. Письменность на основе арабской графики (в Синьцзяне — до нашего времени, в СССР — до 1930), с 1930—46 в СССР — латинский алфавит, с 1946 — русская графика с дополнительными знаками для специфических фонем.
Название «У. я.» введено для этого языка в 1921 по инициативе С. Е. Малова (хотя генетически У. я. не является продолжением древнеуйгурского языка ).
Лит.: Каидаров А. Т., Уйгурский (новоуйгурский) язык, в кн.: Языки народов СССР, т. 2, М., 1966 (лит.); Уйгурско-русский словарь, А.-А., 1961.
(обратно)Уйгурское письмо
Уйгу'рское письмо', буквенно-звуковое письмо, возникшее у уйгуров в конце 1-го тыс. Восходит через согдийский алфавит к одному из сирийско-арамейских алфавитов. Уйгурским алфавитом писали сверху вниз, как бы нанизывая буквы на вертикальную черту, располагая строки слева направо. В зависимости от места в слове каждая из 22 букв имела разное начертание — особое для начала, середины и конца слова. В 11—12 вв. уйгуры начали широко использовать арабский алфавит, который постепенно вытеснил У. п. Оно продолжало применяться до начала 18 в., а этническая группа жёлтых уйгуров использовала У. п. и в 19 в. В 13 в. У. п. было заимствовано монголами , приспособившими его к особенностям фонетики монгольского языка; в автономном районе Внутренняя Монголия оно сохранилось до наших дней. От монголов У. п., в свою очередь, заимствовали маньчжуры , использовавшие его до 18 в.
Лит.: Малов С. Е., Памятники древнетюркской письменности, М. — Л., 1951; Щербак А. М., Грамматический очерк языка тюркских текстов X—XIII вв. из Восточного Туркестана, М. — Л., 1961; Дирингер Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963; Gabain A. von, Das uigurische Kömgreich von Chotscho. 850—1250, В., 1961.
(обратно)Уйгуры
Уйгу'ры, народ, коренное население Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР (около 5,5 млн. чел., 1975, оценка). Живут также в некоторых районах СССР, Афганистана, Пакистана, Индии. Говорят на уйгурском языке . Верующие исповедуют ислам, вытеснивший в 14—17 вв. шаманство, манихейство, христианство и буддизм. Антропологически относятся к европеоидной расе с незначительной монголоидной примесью. У. — один из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии. Их предки — кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в гуннском племенном союзе (3 в. до н. э. — 3—4 вв. н. э.). В письменных источниках У. упоминаются с 3 в. н. э. (в том числе в орхонских надписях 8 в.). В 5—8 вв. У. входили в состав каганата жужан и затем Тюркского каганата . Процесс этнической консолидации У. завершился в 8 в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства на р. Орхон. В 840 государство У. было разгромлено енисейскими кыргызами. Часть У. переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы два независимых государства — с центрами в Ганьсу и Турфанском оазисе. Первое было уничтожено тангутами , а второе в 12 в. стало вассалом каракитаев, а в 14 в. вошло в Моголистан . Длительное господство завоевателей, раздробленность и ряд др. причин привели к тому, что этноним «У.» почти перестал употребляться. У. стали называть по месту жительства — кашгарлык (кашгарец), турфанлык (турфанец) и др., или по роду занятий — таранчи (земледелец). Однако У. сохранили этническое самосознание и свой язык. В 17—18 вв. в Восточном Туркестане существовало государство У., которое к 1760 было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания У. против маньчжуро-цинских, а позднее гоминьдановских поработителей. С победой в 1949 народной революции в Китае и образованием в 1955 Синьцзян-Уйгурского автономного района получили некоторое развитие хозяйство и культура У.
Исконные занятия У. — земледелие и различные домашние ремёсла; начал складываться рабочий класс. У. создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения), оказавшую влияние на культуру многих стран Востока. См. также Уйгурская литература .
В СССР У. живут в ряде районов Казахской ССР, Киргизской ССР, Узбекской ССР и Туркменской ССР (общая численность 173 тыс. чел.; 1970, перепись). У. переселялись в Среднюю Азию (преимущественно в Семиречье и Фергану) из Кашгарии из-за притеснений китайских правителей с середины 18 в. до начала 20 в. В 1921 на съезде представителей У. в Ташкенте древнее самоназвание «У.» было восстановлено как общенациональное. У. в СССР заняты главным образом в колхозном производстве, часть — в промышленности. Сложилась национальная интеллигенция.
Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М., 1963; Народы Восточной Азии, М. — Л., 1965; Тихонов Д. И., Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства X—XIV вв., М. — Л., 1966; Хамраев М. К., Расцвет культуры уйгурского народа, А.-А., 1967; Исхаков Г. М., Этнографическое изучение уйгуров Восточного Туркестана русскими путешественниками второй половины XIX в., А.-А., 1975; Кабиров М. Н., Очерки истории уйгуров Советского Казахстана, А.-А., 1975.
Г. М. Исхаков.
(обратно)Уйдобро Висенте
Уйдо'бро (Huidobro) Висенте (10.1.1893, Сантьяго, — 2.1.1948, Картахена, близ Сантьяго), чилийский писатель. Писал на испанском и французском языках. Автор теории «креасионизма», изложенной в манифестах «Non serviam» (1914), «Манифесты» (1925) и в программном стихотворении «Поэтическое искусство» (1917), где он призывал художников с помощью поэтического воображения и художественного слова создать в своих произведениях действительность, отличную от окружающей. В поэме «Экватор» (1918), «Элегии на смерть Ленина» (1924, рус. пер. фрагментов 1943, и др.) проявились ассоциативность и напряжённость образов, стремление к максимальной ёмкости слова, острый интерес к проблемам века. В поэме «Альтасар» (1931, рус. пер. «Высоколёт», 1931) отразилась драма поэта, скованного собственной теорией. Опубликованы поэтические сборники « Вдруг» (1925), «Видеть и ощущать» (1941), «Гражданин забвения» (1941), «Последние стихи» (1948), романы «Мой Сид, воитель» (1929), «Селитра» (1938, рус. пер. 1938), пьесы, стихотворения в прозе. Выступал против испанского и немецкого фашизма во время национально-революционной войны испанского народа 1936—39.
Соч.: Poesia у prosa, Madrid, 1957; Poesias, [La Habana, 1968]; в рус. пер. — [Стихи], в сборнике: Поэты Чили, М., 1972.
Лит.: Алегрия Ф., Горизонты реализма. Чилийская литература XX в., пер. с исп., М., 1974; Bajarlia J. J., La polemica Reverdy — Huidobro. Origen del ultrai'smo, B. Aires, 1964; Diego G., Poesia у creacionismo de Vicente Huidobro, «Cuadernos hispanoamericanos», 1968, jun., № 222; Arenas B., Vicente Huidobro у el creacionismo, в кн.: Los vanguardismos en la America Latina, [La Habana, 1970].
(обратно)Уйпешт
У'йпешт (Újpest), северная часть г. Будапешта — столицы Венгрии.
(обратно)
Комментарии к книге «Большая Советская Энциклопедия (УЙ)», БСЭ
Всего 0 комментариев