Большая Советская Энциклопедия (ОФ)
О'Фаолейн Шон
О'Фа'олейн (O'Faolain) Шон (родился 22.2.1900, Корк), ирландский писатель. Образование получил в Национальном университете Ирландии. Член Ирландской литературной академии. Участвовал в гражданской войне 1922—23 на стороне республиканцев. Тема национально-освободительного движения — в центре первого сборника рассказов «Ночное безумие» (1932). В романе-семейной хронике «Гнездо простых людей» (1933, русский перевод 1941) показаны социальные противоречия, приведшие к Ирландскому восстанию 1916. В 1940—1949 редактировал прогрессивный журнал «Белл» («Bell»). В сборниках рассказов «Тереза» (1947), «Лучшие рассказы Шона О'Фаолейна» (1957) преобладает тема одиночества, разочарования. В рассказах 60—70-х гг. трагическая жизнь героев предстаёт как результат столкновения с враждебной действительностью: сборники «Я помню! Я помню!» (1962), «Говорящие деревья» (1971). Опубликовал автобиографию «Vive moi!» (1964).
Соч.: Bird alone, [Dublin], 1936; The man who invented sin and other stories, N. Y., 1949; Short stories, Boston-Toronto, 1961.
Лит.: Саруханян А. П., Современная ирландская литература, М., 1973; Harmon М., Sean O'Faolain. A critical introduction, L., 1967; Doyle P., Sean O'Faolain, N. Y., 1968.
А. П. Саруханян.
(обратно)Оферта
Офе'рта (от лат. offero — предлагаю), предложение заключить гражданско-правовой договор, содержащее все его существенные условия. Адресуется конкретному лицу либо неопределённому кругу лиц (публичная О., например выставление товара с обозначением цены в витрине магазина) в устной или письменной форме, иногда О. содержит срок для ответа (акцепта). По современному праву на основании устной О. без указания срока для ответа договор считается заключённым, если другая сторона немедленно (в том числе по телефону) заявила о принятии О. Если О. сделана в письменной форме, договор считается заключённым, когда ответ о принятии О. получен в течение нормально необходимого для этого времени. Ответ о согласии заключить договор на иных, чем было предложено, условиях закон (например, ГК РСФСР, ст. 165) рассматривает как отказ от О. и в то же время как новую О. Разногласия, возникающие при заключении договоров между государственными, кооперативными (кроме колхозов и межколхозных организаций) и иными общественными организациями, разрешаются, как правило, органами арбитража (так называемые преддоговорные споры).
(обратно)Офикальцит
Офикальци'т, мелкозернистая метаморфическая горная порода, состоящая из кальцита и хризотила и обычно содержащая гнёзда, пятна и прожилки благородного серпентина (офита) (см. Змеевик). О. образуется в большинстве случаев в результате контактного метаморфизма доломитовых пород. Цвет жёлтый, зеленоватый, голубой и др., с многочисленными жилками и узорами; в полированном виде О. очень красив и употребляется, подобно цветному мрамору, для внутренней отделки зданий и различных поделок. Месторождения О. известны в СССР на Кавказе и Дальнем Востоке; за рубежом — в Италии, Китае, США, Мексике и др.
(обратно)Офиклеид
Офиклеи'д, офиклейд (от греч. óphis — змея и kléis — засов, ключ), духовой музыкальный инструмент. Запатентован в 1817 парижским мастером Алари (Ж. И. Асте). Представляет собой подковообразную коническую трубку, в узкий спирально отогнутый конец которой вставлен чашеобразный мундштук. О.- бас (существовали также альт и баритон) входил иногда в состав симфонических оркестров; со 2-й половины 19 в. вытеснен тубой. Изредка применяется в оркестрах Франции, Италии, стран Южной Америки.
(обратно)Офиолиты
Офиоли'ты (от греч. óphis — змея и líthos — камень), комплекс ультраосновных и основных интрузивных (дуниты, перидотиты, пироксениты, различные габбро, тоналиты), эффузивных (преимущественно базальты и их туфы) и осадочных (глубоководные осадки океанического типа) горных пород, встречающихся совместно.
Понятие «О.» впервые введено швейцарским учёным Г. Штейнманом в 1905. Обычно О. связывают с проявлением магматизма в начальные стадии формирования геосинклинальных систем.
В 1960—70-х гг. в связи с интенсивным изучением океанов к проблеме О. было привлечено большое внимание. О. складчатых областей стали рассматриваться как реликты коры океанического типа, тектонически перемещенные на окраины материков; причём обычно серпентинизированные ультрабазиты являются частью верхней мантии, габброиды — «базальтовым слоем», а эффузивно-осадочная серия — аналогом «первого» и «второго» слоев современной океанической коры. Частое нарушение этой последовательности пород вызывается тектоническими причинами, обусловливающими образование специфической геологической формации — серпентинитового меланжа, в котором все компоненты офиолитового комплекса, а также и породы, не имеющие к нему непосредственного отношения, хаотически перемешаны и как бы сцементированы серпентинитами.
О.— обычный компонент линейных складчатых областей земного шара. Они широко распространены в геосинклинальных системах, формируя внутри них протрузии (холодные интрузии, перемещенные в перекрывающие их отложения в результате тектонических движений) или покровы тектонические, надвинутые на миогеосинклинальные или платформенные осадки, подстилаемые континентальной корой. Изучение О. важно для выявления месторождений руд, генетически связанных с породами офиолитового комплекса (хрома, никеля, платины, золота, ртути и др.), а также для изучения истории развития земной коры.
Лит.: Пейве А. В., Океаническая кора геологического прошлого, «Геотектоника», 1969, № 4; Hess Н. Н., History of oceans basins, в кн.: Buddington volume, N. Y., 1962.
А. Л. Книппер.
(обратно)Офиоплутеус
Офиоплу'теус, личинка иглокожих класса офиур. Для О. характерны 4 пары длинных отростков — «рук», скелет которых образуют известковые иглы; с помощью «рук», окаймленных полоской мерцательного эпителия, О. плавает в толще воды. От кишечника отделяются 3 пары целомических мешков, из которых левый передний соединяется с наружной средой поровым каналом. Взрослая офиура формируется только из передней части О.
Рис. к ст. Офиоплутеус.
(обратно)Офиоцистии
Офиоци'стии (Ophiocistia), класс вымерших иглокожих. Остатки О. известны из ордовикских — девонских отложений Европы. Тело небольшое (1—6 см в диаметре), дисковидное или шлемовидное; покрыто многочисленными многоугольными известковыми пластинками. На нижней поверхности имеется несколько пар крупных амбулакральных ножек, прикрытых мелкими пластинками. О. были хищниками, вели подвижный образ жизни. 4 семейства, представленные 7 видами. Интересны для познания путей эволюции иглокожих.
(обратно)Офисина
Офиси'на (Oficina), город в Венесуэле, в штате Ансоатеги. 11 тыс. жителей (1968). Центр района нефтегазовой промышленности на С.-В. страны. Нефтеперерабатывающий завод. Соединён трубопроводом с портом Пуэрто-ла-Крус.
(обратно)Офитовая структура
Офи'товая структу'ра (от греч. ophítës — похожий на змею), структура жильных и основных интрузивных горных пород, в которых плагиоклазы образуют крупные вытянутые кристаллы, а тёмные минералы (преимущественно пироксен) заполняют промежутки между ними. О. с. характерна для многих габбро, а также для диабазов. Выделяется большое количество разновидностей О. с., которые связаны взаимными переходами.
(обратно)Офиуры
Офиу'ры, змеехвостки (Ophiuroidea), класс морских донных животных типа иглокожих. Тело состоит из плоского диска (диаметром обычно до 2, иногда до 10 см) и отходящих от него 5 (реже 10) гибких лучей длиной в несколько (иногда в 20—30) раз больше диска. Лучи у О., в отличие от морских звёзд, резко отграничены от диска, членистые (состоят из многочисленных позвонков). У большинства О. лучи простые; у части — ветвящиеся. Диск и лучи покрыты тонкими известковыми пластинками. Большинство О. раздельнополы. Развитие обычно с метаморфозом; свободноплавающая личинка — офиоплутеус. Некоторые О. живородящи; часть видов способна размножаться и делением. О. ползают посредством изгибания лучей или зарываются в грунт. Питаются мелкими животными или детритом. Многие мелководные тропические О. ярко окрашены. Некоторые способны светиться. У О. хорошо развита способность к регенерации лучей. О. обитают на дне океанов и морей повсеместно (до глубины 8 км). Часто образуют массовые поселения и служат пищей рыбам. Некоторые живут на водорослях, губках, кораллах, на морских ежах. Около 2 тыс. видов; в морях СССР около 120 видов. Вымершие группы О. известны в ископаемом состоянии с ордовика.
Г. М. Беляев.
Рис. 4. Типы кишечника (к) иглокожих: трубковидный кишечник морской лилии (1), ежа (2), голотурии (3); мешковидный кишечник морской звезды (4, 5), офиуры (6).
Рис. 1. Современные иглокожие. Морские лилии: 1 — Metacrinus rotundus, 2 — Heliometra glacialis; морские звёзды: 3 — Astropecten auranciacus, 4 — Acanthaster planci, 6 — Culcita coriacea; офиуры: 5 — Ophiura sarsi, 7 — Ophiacantha truncata, 8 — Asteronix loveni, 9 — Gorgonocephalus arcticus; морские ежи: 10 — Echinosigra paradoxa, 11 — Heterocentrotus mammillatus, 12 — Rotula augusti, 13 — Spatangus purpureus; голотурии: 14 — Cucumaria frondosa, 15 — Leptosynapta inhaerens, 16 — Pelagothuria natatrix.
Рис. 5. Половая система иглокожих: 1 — морской лилии; 2 — голотурии; 3 — морского ежа; 4 — офиуры.
1 — Brisinga endecacnemos; офиуры: 2 — Ophiopholis aculeata, 3 — Asteroschema inornatum на ветке голубого коралла; морские ежи: 4 — плоский ёж Echinarachnius parma, 5 — Stylocidaris affinis, 6 — обыкновенный ёж Strongylocentrotus droebachiensis, 7 — обыкновенный ёж Brisaster townsendi.
Рис. 2. Схемы наружного строения различных иглокожих: 1 — морской лилии; 2 — морской звезды; 3 — офиуры; 4—5 — морского ежа; 6 — голотурии; а — амбулакр, б — интерамбулакр, в — рот, г — заднепроходное отверстие.
(обратно)Офицер
Офице'р (нем. Offizier, через позднелат. officiarius — должностное лицо, от лат. officium — должность), лицо командного и начальствующего состава в вооружённых силах, а также в милиции и полиции. О. имеют присвоенные им воинские звания. Первоначально О. назывались лица, занимавшие некоторые государственные должности. С возникновением постоянных наёмных армий и военно-морских флотов (16 в.) во Франции, а затем и в других европейских странах О. стали именовать войсковых командиров. В русской армии офицерские чины впервые введены в «полках нового строя». В феодальных государствах О. комплектовались из дворян и составляли особую замкнутую касту. С развитием капитализма офицерский состав стал пополняться выходцами из буржуазии, средних слоев и несколько демократизировался. В России в начале 18 в. О. делились на штаб-О. (от майора до полковника) и обер-О. (от капитана и ниже). По табели о рангах 1722 чин О. в зависимости от звания давал права личного или потомственного (от капитана) дворянства. С середины 19 в. права личного дворянства давал чин капитана, потомственного — чин полковника. Во время Великой Октябрьской социалистической революции чины О. были упразднены. В Красной Армии и ВМФ в 1943 с введением погон командиры и начальники стали именоваться О., которые делятся на младший и старший офицерский состав. См. Звания воинские.
(обратно)Офицер связи
Офице'р свя'зи, офицер, назначенный в вышестоящий штаб, в штабы подчинённых и взаимодействующих соединений и частей для установления связи с ними и выполнения порученных заданий. О. с. обычно обеспечиваются средствами передвижения (мотоцикл, автомобиль, самолёт, вертолёт) и при необходимости — радиостанциями. О. с. высылаются также от старшего начальника к подчинённым командирам для выполнения ответственных поручений.
(обратно)Официальной народности теория
Официа'льной наро'дности тео'рия, теория официальной народности, принятое в русской и советской исторической литературе обозначение реакционных общественно-политических взглядов представителей правящих кругов царской России, особенно в царствование Николая I (1796—1855), в области просвещения, науки и литературы. Основой О. н. т. является формула «православие, самодержавие и народность». Термин «О. н. т.» введён историком А. Н. Пыпиным (журнал «Вестник Европы», 1872—73).
(обратно)О'Флаэрти Лайам
О'Фла'эрти (O'Flaherty) Лайам (родился 19.3.1897, острова Аран, залив Голуэй, Ирландия), ирландский писатель. Образование получил в Дублинском университете. Участвовал в гражданской войне 1922—23 на стороне республиканцев. В творчестве О'Ф. отразились настроения растерянности, вызванные поражением республиканцев. Тема романов «Осведомитель» (1925, русский перевод 1927), «Мученик» (1933), «Мятеж» (1950) — национально-освободительное движение, однако революционеры изображены внутренне опустошёнными людьми. Большей убедительности О'Ф. достиг в рассказах о тяжёлой крестьянской жизни (сборники «Весенний сев», 1924, русский перевод 1929; «Палатка», 1926, русский перевод 1928) и в своём лучшем романе «Голод» (1937), герои которого — сознательные участники социальной борьбы.
Соч.: Two lovely beasts and other stories, N. Y., 1950; Stories, N. Y., 1956.
Лит.: Левит Т., Путь бунтаря, «Вестник иностранной литературы», 1930, № 5; Саруханян А. П., Современная ирландская литература, М., 1973; Doyle P. A., Liam O'Flaherty: an annotated bibliography, Troy (N. Y.), 1972.
А. П. Саруханян.
(обратно)Офлюсованный агломерат
Офлюсо'ванный агломера'т, комплексный окускованный железорудный материал, содержащий повышенное количество основных окислов (CaO, MgO) в виде химических соединений, образующихся в процессе спекания агломерационной шихты с добавкой флюсов — известняка, доломита (см. Агломерация). Это позволяет исключить сырые флюсы из доменной шихты с соответствующим улучшением технико-экономических показателей доменной плавки. В современной металлургии практически весь железорудный агломерат выпускается офлюсованным (1973).
Лит.: Базилевич С. В., Вегман Е. Ф., Агломерация, М., 1967; Ширяев П. А., Ярхо Е. Н., Металлургическая и экономическая оценка железных руд, М., 1971.
(обратно)Офнет
О'фнет (Ofnet), две палеолитические пещеры (Большой и Малый О.) на Ю. ФРГ (к С.-З. от г. Аугсбург). Содержат по несколько перекрывающих друг друга культурных слоев, относящихся к разным ступеням позднего палеолита, к мезолиту, неолиту и эпохе металлов. В пещере Большой О. обнаружено (1908, Р. Р. Шмидт) мезолитическое погребение человеческих черепов, принадлежавших древним европеоидам. В одном круглом углублении лежало 27 черепов, в другом, по соседству,— 6. Черепа были обращены лицевыми частями к входу в пещеру, густо посыпаны красной охрой. Здесь же находились украшения из просверлённых раковин и оленьих зубов. Большинство черепов принадлежало женщинам и детям.
Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Müller-Karpe Н., Handbuch der Vorgeschichte. Bd 1 — Altsteinzeit, Münch., 1966.
(обратно)Оформительское искусство
Оформи'тельское иску'сство, область декоративного искусства; праздничное (то есть временное) оформление улиц, площадей, производственных территорий, а также оформление витрин, демонстраций, народных празднеств, физкультурных выступлении и парадов, различного рода экспозиций. О. и., пользующееся выразительными средствами архитектуры, скульптуры, живописи, графики, театра (см. «Массовое действо»), киноискусства и светотехники, позволяет создавать наиболее массовые образцы синтеза искусств. Взаимодействуя с архитектурой, О. и., в отличие от последней, обычно заключает в себе программное, наглядно-агитационное содержание. О. и. родственно театрально-декорационному; но если в традиционном театре декорации и другие элементы спектакля воспринимаются извне, с одной точки (из зрительного зала), то в О. и. зритель обычно находится внутри многопланового пространства (например, выставки) или же сам становится участником художественно решенного действия (демонстрация). Если монументальное искусство отражает дух эпохи в наиболее обобщённых, в известной мере непреходящих образах и создаётся из «вечных» материалов (камень, металл, смальта и т. д.), то О. и.— это быстрая, нередко публицистически-острая реакция на сегодняшний день, в которой плакатный лаконизм образов сочетается с лёгкостью материалов, мобильностью конструкций, остротой пространственных и цветовых решений. Произведения О. и., как правило, не создаются с расчётом на типовое воспроизведение.
Истоки О. и. лежат в религиозных ритуалах древности, празднествах, посвященных солнцу, приходу весны и т. п., древнегреческих процессиях, древнеримских триумфах. Оформление средневековых массовых действ — карнавалов и религиозных процессий — часто становилось ярким проявлением народной художественной культуры. Если в средние века эстетическое единство произведений О. и. складывалось более или менее стихийно, то с эпохи Возрождения усиливается организующая роль оформителя (обычно живописца или архитектора), подчиняющего театрализованное действо целостному художественному замыслу (в области О. и. работали такие мастера, как Леонардо да Винчи, И. Джонс, П. П. Рубенс). В 15—18 вв. О. и., развивавшееся в рамках исторических стилей (ренессанс, маньеризм, барокко), было важнейшей составной частью придворных феерий и триумфальных шествий (в России появившихся при Петре I). Широко используя декоративную живопись и скульптуру, фейерверки, различные механические трюки, художники-оформители этого периода нередко стремились с помощью аллегорий и эмблем создать жизнеутверждающие, проникнутые светским духом образы. В церемониях Великой французской революции (Ж. Л. Давид и др.) и празднествах Парижской Коммуны 1871 О. и. выступало как средство наглядной политической агитации, обращенной к народным массам. Роль техники максимально возрастает в О. и. 20 в., когда всё чаще применяются аудио-визуальные методы воздействия на зрителя (например, кино), фотографии и фотомонтажи, светокинетические конструкции. Особое внимание уделяется совершенствованию методов музейной и выставочной экспозиции: мастера О. и. активизируют зрительное восприятие, оттеняя наиболее важные в образном отношении черты экспоната. Если официальное О. и. капиталистических стран, чаще всего применяемое для коммерческой рекламы, насыщено штампами «массовой культуры», то прогрессивные общественные организации и партии используют его для борьбы за мир, социальный прогресс и демократию.
Советское О. и. возникло в первые дни Великой Октябрьской социалистической революции, что свидетельствовало о поисках форм, которые утверждали бы пафос героического подъёма масс, в общедоступной форме раскрывая всемирно-исторический смысл происходящих событий. О. и. объединило усилия мастеров всех существовавших в дореволюционной России противоречивых творческих направлений и впервые побудило их осознать свою роль в формировании рождающейся социалистической культуры. Для О. и. этой эпохи (оформление отдельных городских кварталов и шествий в дни праздников, убранство агитационных поездов, трамваев, пароходов), идейно связанного с ленинским планом монументальной пропаганды, были характерны объёмные декоративные построения, проникнутые динамикой обнажённых ритмов и конструкций (Н. И. Альтман, Л. В. Руднев), более спокойные архитектурно-пространственные и декоративные решения площадей, магистралей, отдельных зданий (братья Веснины, М. В. Добужинский), а также живописные тематические панно (С. В. Герасимов, П. В. Кузнецов, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин). С ростом экономической мощи и международного престижа СССР особое значение приобрело оформление выставок, пропагандирующих достижения социалистического строя (Л. М. Лисицкий, Н. П. Прусаков, Н. М. Суетин, Р. Р. Кликс). Художники (М. Ф. Ладур, Я. Д. Ромас, В. А. Стенберг) стали систематически участвовать в оформлении парадов и демонстраций. Мастера советского О. и., широко используя возможности и средства всех искусств, а также достижения техники, стремятся к совершенствованию художественно-эстетического решения облика городов и сёл, разработке новых методов музейной и выставочной экспозиции, развитию новых форм наглядной агитации, внедрению в жизнь новых, советских обрядов.
Лит.: Художник-оформитель. [Сб. ст.], Л., 1962; Искусство современной экспозиции. Выставки. Музеи, М., [1965]; Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции. Каталог выставки, [М., 1967]; Рождественский К., Ансамбль и экспозиция, [Л., 1970]; Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования, М., 1971; Немиро О., В город пришёл праздник. Из истории художественного оформления советских массовых празднеств, Л., 1973; Художник и город. [Сб.], М., 1973; Les fêtes de la Renaissance, v. 1—2, P., 1956—60.
К. И. Рождественский.
И. А. Покровский. Установка «Факел фестиваля», воздвигнутая на Ленинских горах в Москве в дни 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. 1957.
Х. К. ван де Велде и Л. фон Хофман. Главный зал выставки художественных ремёсел в Дрездене. 1906.
Л. М. Лисицкий. Советское отделение Международной выставки печати в Кёльне. 1928.
Л. Бальдессари и Л. Фонтана. Лестница и холл торгово-промышленной выставки в Милане. 1950-е гг.
К. И. Рождественский. Центральный зал Советской национальной выставки в Париже. 1961.
А. Х. Х. Аалто. Павильон Финляндия на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1939.
П. П. Рубенс. Эскиз «Арки Фердинанда», воздвигнутой в Антверпене в честь победы испанского инфанта-кардинала Фердинанда над шведами в битве при Нёрдлингене. 1635. Эрмитаж. Ленинград.
Е. И. Катонин. Арка в Ленинграде, установленная к 10-летней годовщине Октября. 1927.
Неизвестный гравёр (Россия). «Фейерверк». Гравюра резцом на меди. Середина 18 в.
(обратно)Офорт
Офо'рт (от франц. eau-forte — азотная кислота), вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Известен с начала 16 в.; до этого времени линии изображения на металлической пластине гравировались резцами. Техника О. менее трудоёмка. На цинковую (или медную) пластину («доску») наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную кислоту (медную — в раствор хлорного железа). Травление можно производить в несколько приёмов. После первого травления в местах, где отсутствовал лак, образуются незначительные углубления. Затем места, которые соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы, и таким образом за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной поверхности; под действием давления краска переходит на бумагу. В широком смысле в понятие «О.» часто включают и другие виды гравюры с травлением — акватинту, лавис, которые обычно сочетаются со штриховым О., а также мягкий лак и др. Все эти виды (особенно акватинта) могут, как и штриховой О., применяться для цветной печати.
Э. М. Фарбер.
Как правило, к О. обращаются художники, склонные к живописному видению мира, тяготеющие к смешению реальных и фантастических образов и увлечённые таящимися в технике О. возможностями особой непосредственности в воплощении замысла, а также случайными эффектами, произвольно возникающими при печати (возможность получать различные оттиски с одной пластины). «Капризы» травления и печати, как и всей технологии О., дают в распоряжение мастера-офортиста дополнительные средства художественной выразительности. Повторное травление создаёт богатейшую тональную шкалу, а правильно заточенный инструмент сообщает штриху особую точность и изящество. На пластине, покрытой лаком, рисуют иглой или гвоздём, просто на металле — кистью, смоченной кислотой, и т. д., что диктует самый различный характер изобразительных средств. В О. возможны волосяной штрих, пятно и мягкая широкая линия. Офортная линия, свободная, непринуждённая, способствует достижению широчайшей градации в эмоциональном строе образа — от проникновенной лиричности до напряжённого драматизма. Соединение травленой линии и акватинты (дающей пятно с мягкими переходами тона), эффекты светотени, усиленные применением «сухой иглы» (которая сообщает штрихам особую насыщенность, «бархатистость»), неповторимая фактура, возникающая при многократном травлении,— всё это придаёт О. черты, отличающие его от любого другого вида гравюры.
Первые известные О. были выполнены в начале 16 в. немецкими мастерами Д. Хопфером и А. Дюрером. (В 16 в. для О. использовались железные «доски»; в 17—18 вв. гравёры работали на медных «досках» и лишь в 19 в. обратились к цинковым пластинам, более простым в обработке.) Расцвет искусства О. относится к 17 в. Во Франции Ж. Калло создаёт образы, отмеченные острым гротеском и в то же время полные жизненной правды; его мастерство отличается особой виртуозностью. Одним из первых Калло начинает применять повторное травление. В Голландии искусство Рембрандта во многом предопределяет творчество последующих поколений мастеров О. Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии «сухой иглы», повторное травление, добиваясь тончайших нюансов светотени, Рембрандт раскрывает почти всю широту средств художественной выразительности О. и создаёт с их помощью сложнейшие психологические характеристики, состояния трагичности и глубокого жизнеутверждения. Одновременно с Рембрандтом в Голландии работают и такие значительные офортисты, как Х. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рёйсдал, Н. Берхем. Во Фландрии 17 в. ярко выделяется портретное искусство А. Ван Дейка. Италия 17 в. также выдвигает крупных мастеров О.— Г. Рени и Дж. Б. Кастильоне, а Испания этого времени — Х. Риберу. С середины 18 в. обозначаются две линии развития О.: творческий О. и репродукционный. Блестящими мастерами творческого О. были Дж. Б. Тьеполо, Каналетто и Дж. Б. Пиранези в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. К 18 в. относится и распространение цветного О. На рубеже 18—19 вв. испанец Ф. Гойя намечает новые пути в развитии О. Обладая поразительным чувством материала, он сочетает О. с акватинтой и, используя её живописные качества, достигает высокой эмоциональной напряжённости своих образов. В 19 — начале 20 вв. как офортисты плодотворно работают Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, Э. Мане, Т. Стейнлен во Франции, А. Менцель, Л. Коринт в Германии, А. Цорн в Швеции, Я. Б. Йонгкинд в Голландии, Дж. М. Уистлер в США, И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов в России. В 20 в. продолжаются усиленные поиски новой выразительности О. путём усложнения и комбинирования техник, увеличения экспрессивного напряжения линий, расширения палитры, подчёркнутого выявления фактуры «доски», соединения травления и печати тиснением. К О. обращаются такие значительные художники 20 в., как П. Пикассо во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Дж. Моранди в Италии. Советский О. представлен творчеством целой плеяды значительных мастеров. Среди них — И. А. Фомин, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин, Г. Ф. Захаров, М. Г. Дерегус, Р. М. Гибавичюс и др. Особенно большое место О. занимает в графике Советской Эстонии (Э. Окас, А. Кютт, В. Толли и др.). Подробнее об истории О. см. в ст. Гравюра.
К. В. Безменова.
Лит.: Масютин В., Гравюра и литография, М.— Берлин, 1922; Фалилеев В. Д., Офорт и гравюра резцом, М.— Л., 1925; Айзеншер И. Я., Техника офорта. Гравюра на металле, Л.— М., 1939; Кристеллер П., История европейской гравюры. XV—XVIII века, пер. с нем., [Л.], 1939; Очерки по истории и технике гравюры, [Сб. ст.], М., 1941; Корнилов П. Е., Офорт в России 17—20 веков, М., 1953; Виппер Б. Р., Графика, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Звонцов В., Шистко В., Офорт, М., 1971.
Дж. Моранди. Натюрморт. 1950.
Дж. Б. Пиранези. Из серии «Фантазии на тему темниц» (1745—50).
Д. Хопфер. «Шуты Маркольф и Боликана» (персонажи народных историй). Около 1520.
П. Поттер. «Корова». Середина 17 в.
П. Пикассо. Иллюстрация к поэме П. Элюара «Перила». 1936.
В. В. Матэ. Портрет П. М. Третьякова (с картины И. Е. Репина). 1894.
Х. Сегерс. «Пейзаж с двумя колокольнями». Цветной офорт. 1-я треть 17 в.
В. А. Серов. «Мальчик с петухом». 1896—98.
Рембрандт. «Слепой Товий». 1651.
Т. Стейнлен. «Больной ребёнок». Офорт и мягкий лак. 1902.
А. ван Дейк. Портрет Лукаса Ворстермана. Около 1626—32.
В. Толли «Озеро над городом». Цветной офорт. 1967.
Ж. Калло. «Эсгангарато и Кокодрилло». Из серии «Балли ди Сфессания» («Танцы беззадых», 1622).
И. И. Нивинский. Фронтиспис к книге И. В. Гёте «Римские элегии». Цветной офорт. 1933.
Ф. Гойя. «Родословная». Из серии «Капричос» (1797—98).
Каналетто. «Отшельник». Середина 18 в.
К. Коро. «В дюнах. Воспоминания о Гаагском лесе». 1869.
И. А. Фомин. «Рим». Офорт и акватинта. 1910.
(обратно)«Офранцуженные»
«Офранцу'женные» (исп. afrancesados), сторонники французского господства в Испании в период оккупации страны войсками Наполеона I, сотрудничавшие с оккупантами. Состав «О.» был пёстрым — от противников испанского абсолютизма, надеявшихся на проведение прогрессивных реформ, до карьеристов, рассчитывавших на служебные и материальные выгоды. Широкие народные массы относились к «О.» враждебно; имели место случаи убийства их толпой. Кадисские кортесы (1810—13), а позднее — вернувшийся в 1814 из французского плена Фердинанд VII серьёзно ограничивали «О.» в правах. Однако применение постановлений против «О.» постепенно смягчалось. В 1820 они были амнистированы.
(обратно)Офсетная печать
Офсе'тная печа'ть (англ. offset), способ печатания, при котором краска с печатной формы передаётся под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового полотна, а с неё на бумагу или другой печатный материал. Принцип О. п. предложен в 1905 в США, когда была создана первая офсетная печатная машина. Обычно название «О. п.» объединяет процессы печатания с форм плоской печати, которые основаны на избирательном смачивании печатающих элементов краской, а пробельных — водным раствором, что достигается благодаря различным молекулярно-поверхностным свойствам отдельных участков формы. В процессе печатания форму попеременно смачивают водным раствором и закатывают краской, после чего вводят под давлением в контакт с поверхностью резиновой пластины, а последнюю — в контакт с бумагой и получают отпечаток. Таким образом происходит двукратная передача изображения и бумага не входит в непосредственный контакт с печатной формой, что позволяет резко сократить давление, необходимое при печатании, а следовательно, и износ формы, увеличить скорость печатания и улучшить качество воспроизведения.
Технология О. п. основана на применении фотомеханических методов и электронной техники в формных процессах, а также использовании средств механизации и автоматизации при изготовлении форм и печатании. Офсетные печатные формы изготавливаются на алюминиевых или цинковых пластинах толщиной 0,35—0,8 мм, поверхность которых подвергают механической обработке (зернению) для получения равномерно матовой поверхности. Печатающие и пробельные элементы на поверхности пластин образуются путём создания различных по молекулярно-поверхностным свойствам плёнок, устойчиво воспринимающих влагу или краску. Это так называемые монометаллические формы. Алюминиевые пластины для увеличения адсорбционной способности и повышения износостойкости поверхности подвергают комплексной электрохимической подготовке на автоматизированных гальванолиниях. Применяются также способы изготовления форм на полиметаллических пластинах, основанные на использовании двух металлов с разными молекулярно-поверхностными свойствами: меди для создания устойчивых печатающих элементов и никеля (или хрома, нержавеющей стали) — для пробельных. Высокие гидрофильность и износостойкость пробельных элементов позволяют применять полиметаллические формы при печатании изданий большими тиражами на высокоскоростных печатных машинах. Полиметаллические пластины обычно изготавливают на алюминиевой или стальной основе и гальваническим путём наносят на всю поверхность пластины плёнки меди толщиной до 10 мкм и никеля или хрома толщиной 1—3 мкм.
Печатающие элементы на монометаллических или полиметаллических пластинах создаются фотохимическим способом путём копирования изображения через негатив или диапозитив на светочувствительный копировальный слой. Такие слои изготавливают из высокомолекулярных соединений (альбумин, камедь сибирская лиственница, поливиниловый спирт и др.) и хромовых солей, или диазосоединений, с введением плёнкообразующих веществ или фотополимеров. Продукты фотохимической реакции хромовых солей обладают дубящим действием. При копировании на освещенных участках слой дубится и теряет способность растворяться в воде. С неосвещенных участков, защищенных непрозрачными элементами негатива или диапозитива, слой удаляется при проявлении, и на пластине создаётся изображение — печатающие элементы. Более широко используются копировальные слои на диазосоединениях, в которых под действием света происходит фотохимический распад в освещенных местах и слой удаляется с этих участков пластины при проявлении. В копировальных слоях из фотополимеров под действием света на освещенных участках происходит полимеризация слоя и потеря растворимости в воде. С неосвещенных участков слой удаляется при проявлении. Копировальный слой на диазосоединениях и фотополимеры, нанесённые тонким слоем на металлические пластины (моно- или полиметаллические), длительное время (более года) не изменяют свойств, что позволяет производить подготовку металлов и предварительное очувствление пластин на специализированных предприятиях.
При изготовлении форм на предварительно очувствлённых пластинах печатающие элементы на монометалле создаются на копировальном слое, защищенном при копировании непрозрачными участками диапозитива и оставшимися после проявления копии (рис. 1). На полиметаллических пластинах копировальный слой после проявления удаляется с печатающих элементов и остаётся как временная защита на пробельных участках. Затем производят химическое или электрохимическое травление верхнего металла (никеля или хрома) до слоя меди, после чего удаляют защитный слой с пробельных элементов. В этом случае печатающие элементы создаются на поверхности меди, а пробельные — на никеле или хроме (рис. 2). При всех способах изготовления форм после создания печатающих элементов производят обработку пробельных элементов гидрофилизующим раствором для придания им устойчивых гидрофильных свойств.
Отдельные операции процесса изготовления монометаллических форм (проявление, промывка, сушка) проводятся на механизированных установках, процессы обработки копии и изготовление полиметаллических форм — на механизированных линиях.
О. п. осуществляется на офсетных машинах (см. Печатная машина). За каждый рабочий цикл машины происходит увлажнение печатной формы, накатывание краски на печатающие элементы, подача бумаги, собственно печатание и вывод готового оттиска на приёмный стол.
О. п. получила широкое применение благодаря механизации формных процессов, высокой производительности печатных машин, возможности воспроизведения всех типов изданий.
Лит.: Синяков Н. И., Технология изготовления фотомеханических печатных форм, М., 1966; Никанчикова Е. А., Попова А. Л., Технология офсетной печати, М., 1966; Захаров А. Г., Фуфаевский Д. А., Офсетные машины и работа на них, М., 1972.
А. Л. Попова.
Рис. 1. Схема процесса изготовления монометаллической печатной формы на зернёном алюминии: а — предварительно очувствлённая пластина; б — копирование диапозитива; в — копия до проявления (диазослой под действием света разрушен на пробельных элементах); г — копия после проявления; д — готовая форма; 1 — зернёная алюминиевая пластина; 2 — копировальный слой на диазосоединениях; 3 — диапозитив; 4 — печатная краска на печатающих элементах; 5 — водная плёнка на пробельных элементах.
Рис. 2. Схема процесса изготовления полиметаллической печатной формы: а — предварительно очувствлённые полиметаллические пластины; б — копирование через диапозитив; в — проявленная копия (копировальный слой на пробельных элементах задублен под действием света и удалён с печатающих элементов); г — после удаления слоя хрома с печатающих элементов путём травления; д — после удаления задубленного копировального слоя; е — печатная форма; 1 — пластина углеродистой стали (основа); 2 — медь; 3 — хром; 4 — копировальный слой; 5 — диапозитив; 6 — печатная краска на печатающих элементах; 7 — водная плёнка на пробельных элементах.
(обратно)Офтальмия
Офтальми'я (греч. ophthalmía, от ophthalmós — глаз), воспаление оболочек глаза, преимущественно неинфекционного характера. Воспалительные процессы в конъюнктиве и роговой оболочке могут возникать под действием некоторых видов лучистой энергии, например электричества (электроофтальмия при электросварке, киносъёмке и т. п.), отражённого света (снежная О., или глетчерный катар, встречающаяся у участников арктических экспедиций или у альпинистов, если они не пользуются защитными очками), а также при попадании в глаз инородных тел. Термином «О.» обозначают также симпатическое воспаление глаза, возникающее при проникающих ранениях второго глаза, метастатическая О.— гнойное воспаление при заносе инфекции из какого-либо др. воспалительного очага. Лечение: устранение контакта с причиной, вызвавшей О., удаление инородных тел.
(обратно)Офтальмо...
Офтальмо... (от греч. ophtalmós — глаз), часть сложных слов, указывающая на отношение к глазу, глазным болезням (например, офтальмология).
(обратно)Офтальмодинамометрия
Офтальмодинамоме'трия (от офтальмо... и динамометрия), метод измерения кровяного давления в сосудах сетчатки глаза. В основе метода лежит офтальмоскопическое наблюдение (см. Офтальмоскопия) пульса центральной артерии или вены сетчатки во время постепенного повышения внутриглазного давления компрессией глазного яблока, создаваемой специальным прибором — офтальмодинамометром (предложен в 1917 французским окулистом П. Байяром). Прибор состоит из градуированной шкалы в виде диска с двумя стрелками и стержня с пуговчатым утолщением на конце (для давления на глаз), связанного со спиральной пружиной, при помощи которой на шкалу офтальмодинамометра передаётся величина компрессии глаза. У здорового человека диастолическое давление в центральной артерии сетчатки определяется при сдавливании глаза с силой 30—35 г, систолическое — при 70—75 г. О. применяют с диагностической целью в офтальмологии, невропатологии и клинике внутренних болезней.
(обратно)Офтальмология
Офтальмоло'гия (от офтальмо... и... логия), медицинская научная дисциплина, предмет которой — орган зрения как в его нормальном, так и в патологическом состоянии; в более узком смысле — учение о глазных болезнях.
Первоначальные сведения о глазе и глазных болезнях содержатся уже в древнеегипетских памятниках письменности, в трудах Гиппократа, в работах индийских и китайских медиков. В средние века, в период расцвета арабской культуры, О. достигла относительно высокого уровня развития; на арабском языке написан ряд трактатов по О. (Ибн Сина и др.); в Европу эти сочинения стали проникать примерно в 14—15 вв.
В Европе в 17 в. немецкий учёный И. Кеплер установил, что функцию световосприятия выполняет не хрусталик (как думали раньше), а сетчатка, хрусталик же служит одной из светопреломляющих сред глаза. В этот же период возникло и представление о катаракте как о помутнении хрусталика (французский врач П. Бриссо). В 18 в. разработана техника удаления катаракты (французский окулист Ж. Давиель).
В Европе как самостоятельная отрасль научных медицинских знаний О. сложилась в основном в начале 19 в., когда стали открываться специальные глазные лечебные учреждения и кафедры глазных болезней в университетах (1818—38, Австрия, Венгрия).
До середины 19 в. разрабатывались главным образом разделы о наружных заболеваниях глаза. После изобретения глазного зеркала — офтальмоскопа (Г. Гельмгольц, 1851) началось плодотворное изучение заболеваний глубоких частей глаза (зрительного нерва, сетчатки, сосудистой оболочки). К середине 19 в. относятся и исследования в области физиологической оптики, создано учение о рефракции и аккомодации глаза.
Для 2-й половине 19 в. особенно характерно появление патологоанатомических работ, позволивших выяснить морфологические основы многих глазных заболеваний. Последняя четверть 19 в. ознаменовалась большими успехами бактериологии, установлена инфекционная природа ряда глазных болезней.
В течение 19 в. успешно развивалась оперативная О. (введены в практику многие операции по поводу глаукомы, извлечение из глаза инородных тел магнитом и др.).
В России первые сведения о глазных врачах («очных мастерах») относятся к 17 в. В 1805 в Москве была открыта первая в России «... особая больница для лечения страждущих глазами и даже потерявших зрение», организованная и возглавленная Ф. А. Гильденбрандтом. В 1818 в Петербурге открыта первая кафедра глазных болезней при Медико-хирургической академии, в 1824 — глазная лечебница; в 1826 основана глазная больница в Москве (обе больницы существуют и поныне). Государственной организации глазной помощи населению не было. После Октябрьской революции 1917 Наркомздрав РСФСР разработал план организации офтальмологической помощи, предусматривавший не только лечение, но и профилактические мероприятия (1920). Особое внимание уделялось борьбе с заболеваниями, имеющими большое социальное значение (трахома, травматизм и др.); в СССР трахома практически ликвидирована как массовое заболевание. Намного повысилась эффективность медикаментозного и хирургического лечения глаукомы; специальные диспансеры проводят профилактические осмотры населения для возможно более раннего выявления и успешного лечения этого заболевания. Резко снизился производственный глазной травматизм. Успешно излечиваются туберкулёзные и др. инфекционные заболевания глаз.
Значительную роль в развитии О. сыграли отечественные школы: казанская (Э. В. Адамюк, В. В. Чирковский), киевская (А. В. Иванов и др.), харьковская (Л. Л. Гиршман), петербургская (Л. Г. Беллярминов), московская (С. С. Головин, А. Н. Маклаков, А. А. Крюков, В. П. Одинцов, М. И. Авербах), одесская (В. П. Филатов, Н. А. Пучковская) и др. Создан ряд научно-исследовательских офтальмологических институтов, в институтах усовершенствования врачей проводится специализация и повышение квалификации врачей-офтальмологов.
В 20 в. О. обогатилась новыми методами инструментальной диагностики: биомикроскопия, рентгенография глаза и орбиты с рентгенолокализацией инородных тел, электродиагностика, изотопная диагностика опухолей глаза, флюоресцентная ангиография и др. Значительно усовершенствованы методы исправления аномалий рефракции; помимо обычных очков, в практику введены анастигматические и контактные линзы, телескопические очки. Эффективны новые лечебные средства (сульфаниламиды, антибиотики, гормональные препараты). Разработаны операции пересадки роговицы, по поводу отслойки сетчатой оболочки, фотокоагуляция при внутриглазных опухолях и многое др. Во 2-й половине 20 в. в практику введены лазерная терапия, глазные операции под микроскопом (микрохирургия глаза). Вопросы О. освещаются в журналах «Вестник офтальмологии» (с 1937), «Офтальмологический журнал» (с 1946); создано Всесоюзное научное офтальмологическое общество (1937), периодически созываются республиканские и всесоюзные съезды, посвященные разработке наиболее актуальных вопросов О.
За рубежом из работ современных офтальмологов наиболее известны: в Великобритании — С. Дьюк-Элдера (вопросы патогенеза, клиники и лечения глаукомы), в США — Б. Беккера (лечение глаукомы), М. Газа (проблемы заболеваний сетчатки), во Франции — Р. Этьена (вопросы глаукомы, физиологии зрения), в Венгрии — М. Раднот, П. Вейнштейна (клиника и лечение различных глазных болезней), в Польше — Т. Крвавича, первым применившего криохирургию в О., и др. Издаются специальные журналы: американский «American Journal of Ophthalmology» (с 1884), английский «British Journal of Ophthalmology» (c 1917), ФРГ — «Klinische Monatsblaetter für Augenheilkunde» (c 1863), французский «Annales d'Oculistique» (c 1838), польский «Klinika Oczna» (c 1923), чехословатский «Ceskoslovenska Oftalmologie» (c 1935) и др.
Лит.: Филатов В. П., Оптическая пересадка роговицы и тканевая терапия, М., 1945; Авербах М. И., Офтальмологические очерки, М., 1949; Многотомное руководство по глазным болезням, т. 3, кн. 1, М., 1962; Архангельский В. Н., Глазные болезни, 2 изд., М., 1969: Beiträge zur Geschichte der Ophthalmologie, Basel — N. Y., 1957: Systemic ophthalmology, ed. by A. Sorsby, 2 ed., L., 1958.
М. Л. Краснов.
(обратно)Офтальмоплегия
Офтальмоплеги'я (от офтальмо... и греч. plege — удар, поражение), паралич одного или нескольких черепно-мозговых нервов, иннервирующих мышцы глаза. О. могут быть врождёнными (недоразвитие ядер глазодвигательных нервов) и приобретёнными (воспалительные, интоксикационные или травматические поражения головного мозга), одно- и двусторонними. Различают несколько форм О.: наружную (паралич наружных глазодвигательных мышц при сохранении функций внутренних мышц), внутреннюю (поражение внутренних мышц глаза при сохранении функции наружных мышц) и полную (паралич обеих групп мышц). При наружной О. наступает неподвижность глазного яблока, но сохраняется реакция зрачка на свет; при внутренней О. движения глазного яблока сохраняются, но исчезает реакция зрачка на свет, нарушены аккомодация и конвергенция. Лечение: устранение причины, вызвавшей О.
(обратно)Офтальмореакция
Офтальмореа'кция (от офтальмо... и лат. re — приставка, означающая противоположное, обратное действие, actio — действие), офтальмопроба, глазная проба, метод аллергической диагностики инфекционных болезней животных: туберкулёза, сапа, бруцеллёза и некоторых др., сопровождающихся повышенной аллергической чувствительностью видимых слизистых оболочек глаза к введению в глазной мешок специфических антигенов.
(обратно)Офтальмоскопия
Офтальмоскопи'я (от офтальмо... и греч. skopéo — смотрю, наблюдаю), метод исследования внутренних оболочек (дна) глаза. Проводят О. с помощью источника света, специального зеркала с отверстием посередине — офтальмоскопа (направляет луч света внутрь глаза) и увеличительного стекла; существуют и сложные электрические офтальмоскопы, обеспеченные собственными осветительной и оптической системами.
(обратно)Оффенбах (город в ФРГ)
О'ффенбах (Offenbach), город в ФРГ, в земле Гессен, порт на р. Майн. 120 тыс. жителей. (1972). Фактически слился с г. Франкфурт-на-Майне. Машиностроение. Химическое производство. О. — центр кожной промышленности. Международные ярмарки изделий кожной промышленности. Музей кожных изделий.
(обратно)Оффенбах Жак
Оффенба'х (Offenbach; настоящая фамилия — Эбершт, Eberscht) Жак (Якоб) (20.6.1819, Кельн,— 4.10.1880, Париж), французский композитор, один из основоположников классической оперетты. Родился в семье синагогального кантора. С 1833 жил в Париже. Как композитор дебютировал в области театральной музыки (1839). Брал уроки композиции у Ж. Ф. Галеви. С 1849 был композитором и дирижёром театра «Комеди Франсез». В 1855 открыл собственный театр «Буфф-Паризьен» (руководил им до 1861). Известность О. принесла пародийная оперетта «Орфей в аду» (1858, 2-я редакция 1874). Успех упрочили оперетты «Прекрасная Елена» (1864), «Синяя Борода» (1866), «Парижская жизнь» (1866), «Перикола» (1868), «Разбойники» (1869). Эти произведения независимо от их сюжета (мифологического, сказочного, фельетонно-анекдотического) явились сатирическим изображением буржуазного общества Второй империи. Большую роль в них играла пародия. В 1876—77 дирижировал концертами в США. Последние годы жизни О. отмечены новым творческим подъёмом. Он создал оперетты «Мадам Фавар» (1878), «Дочь тамбур-мажора» (1879), оперу «Сказки Гофмана» (1880, поставлена 1881 в редакции Э. Гиро), в которой с особой силой проявилось его лирическое дарование. О. написал свыше 100 оперетт, положив начало истории этого жанра. Музыка его демократична, проникнута интонациями парижского городского фольклора, ритмами бытовых танцев. Обладание ярким мелодическим даром и высокой композиторской техникой, отличное понимание законов сцены сделали О. выдающимся мастером музыки театра и принесли всемирную популярность его сочинениям.
Лит.: Соллертинский И., Жак Оффенбах, Л., 1933; Decaux A., Offenbach roi du Second Empire, P., 1958.
А. А. Орелович.
(обратно)
Комментарии к книге «Большая Советская Энциклопедия (ОФ)», БСЭ
Всего 0 комментариев