Автор:

«Большая Советская Энциклопедия (ИЕ)»

1351


Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Большая Советская Энциклопедия (ИЕ)

Иевлев Виталий Михайлович

И'евлев Виталий Михайлович (р. 15.5.1926, Брянск), советский теплофизик и механик, член-корреспондент АН СССР (1964). Член КПСС с 1955. В 1948 окончил Московский авиационный институт. Основные работы по теории двигателей, теплообмену, теории турбулентного пограничного слоя, общей теории турбулентности. Занимается исследованиями теплообмена и гидродинамики высокотемпературных газовых потоков, а также изучением некоторых свойств высокотемпературных сред. В 1959 И. была присуждена премия им. Н. Е. Жуковского за лучшую работу по теории авиации. Награжден 3 орденами.

(обратно)

Иегова

Ие'гова, искаженная форма имени бога в иудаизме; см. Яхве.

(обратно)

Иеговисты

Иегови'сты, «Общество свидетелей Иеговы», христианская секта, возникшая в 1872 в США (штат Пенсильвания); до 1931 называлась «Международное общество исследователей библии». Основатель — Ч. Рассел. К концу 60-х гг. 20 в. секта имела организации в большинстве государств, наибольшее число И. насчитывалось в США (свыше 300 тыс.) и ФРГ (свыше 70тыс.). Центр — в г. Бруклин (штат Нью-Йорк). Главный орган И. — журнал «Уочтауэр» («The Watchtower») с многомиллионным тиражом (на многих языках). И. отвергают триединство бога, признавая единственным богом Иегову. Отказались от веры в ад, рай, бессмертие души. Весь земной мир, согласно учению И., — царство Сатаны, и лишь их общество праведно. Они предрекают близкую битву (армагеддон) между силами Иеговы и Сатаны, в результате которой погибнет всё человечество, за исключением самих И., которые получат «вечное спасение»; на земле установится «тысячелетнее царство» — теократическое государство во главе с Христом. И. внушают верующим мысль о безнадёжности усилиями самих людей навести порядок на земле. Открыто выступают против коммунизма. В связи с антисоветской направленностью деятельность И. в СССР запрещена.

  Лит.: Бартошевич Э. М. и Борисоглебский Е. И., Свидетели Иеговы, М.. 1969; Москаленко А. Т., Современный иеговизм, Новосиб., 1971.

  Э. М. Бартошевич.

(обратно)

Иегуда Галеви

Иегу'да Галеви', средневековый еврейский философ и поэт; см. Галеви.

(обратно)

Иеддо

Ие'ддо, Эдо, Название до 1869 г. Токио.

(обратно)

Иедзо

Ие'дзо, название до 1868 японского о. Хоккайдо.

(обратно)

Иезекииль

Иезеки'иль (около 622 до н. э., Иудейское царство, — год смерти неизвестен), в иудаизме третий из так называемых «больших пророков» (см. Пророки). В 597 был уведен в Вавилон вместе с другими иудейскими пленниками. В своих проповедях И. призывал к неуклонному соблюдению предписаний иудаизма. И. — автор книги Ветхого завета, носящей его имя, хотя в ней видны и следы значительных редакций.

(обратно)

Иезуитов Николай Михайлович

Иезуи'тов Николай Михайлович [24.10(5.11).1899, Александров, — 1941], советский историк и критик кино, один из основоположников советского киноведения. В 1924 окончил отделение археологии и искусствоведения Московского университета. Сотрудничал (с 1924) в Обществе историков-марксистов, преподавал исторический и диалектический материализм, социологию искусств в московских музыкальных школах, техникумах, Московской консерватории. В 1930—32 научный сотрудник института литературы и языка Комакадемии, работал в Государственной академии художественных наук (ГАХН) и Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ). В 1932—36 работал в ленинградской Государственной академии искусствознания (ГАИС), руководил киноведческой аспирантурой, с 1936 заведующий кафедрой истории кино во ВГИКе (с 1939 профессор). Во время Великой Отечественной войны 1941—45 ушёл в ополчение, погиб в бою.

  Соч.: Кино как источник истории заводов, в сборнике: История заводов, в. 7, М., 1933; Пудовкин, М. — Л., 1937; Актеры МХАТ в кино, М., 1938; Гардин, [М.], 1940; Киноискусство дореволюционной России, в сборнике: Вопросы киноискусства, М., 1958.

(обратно)

Иезуитское воспитание

Иезуи'тское воспита'ние, система воспитания, разработанная орденом иезуитов. Ее принципы и методика изложены в специальном школьном уставе «Ratio atque institutio studiorum Societatis Jesu», утвержденном главой (генералом) ордена Аквавивой в 1599. Цель И. в. — подготовка к слепому служению церкви, беспрекословному подчинению авторитету папы римского и высших чинов католической церкви. Иезуитские школы делились на низшие — коллегии (с 7-летним сроком обучения) и высшие — семинарии (с 6-летним сроком обучения). Первые по объёму и характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям, появившимся в эпоху Возрождения, а вторые — к университетам того времени. Среди учащихся насаждался взаимный шпионаж, для облегчения которого все воспитанники делились на небольшие группы и пары. В целях воспитания у детей чувства соперничества иезуиты разработали систему поощрения отличившихся в учебных занятиях и поведении (особые места в классе, почётные звания и т. п.). Проступки учащихся влекли за собой позорящие наказания (колпак с ослиными ушами, прозвища, скамьи позора и т. п.). За проступки против религии допускались и телесные наказания, исполнителями которых, однако, были светские лица («корректоры»).

  Иезуитские учебные заведения располагались, как правило, в хороших зданиях, в них строго соблюдались чистота и порядок, большое внимание уделялось физическому развитию детей. Всё это привлекало в иезуитские коллегии и семинарии большое количество детей из аристократических семей.

  Главное внимание в иезуитских школах уделялось изучению латинского языка. В двух старших классах коллегии вводился особый предмет «эрудиция», который включал отрывочные сведения по географии, истории, археологии, природоведению. Позднее (18 в.) необходимость расширения реального образования обусловила введение в учебный план иезуитских школ систематических курсов истории, географии, родного языка и других предметов.

  Учитель, как и учащиеся, был лишён какой бы то ни было самостоятельности в работе, каждый его шаг регламентировался школьным уставом.

  К началу 18 в. насчитывалось около 800 иезуитских учебных заведений, в том числе свыше 20 университетов.

  Изменившиеся социальные и экономические условия заставили иезуитов в 1832 пересмотреть свой школьный устав. Основные принципы и цели И. в. остались прежними, но расширился перечень учебных предметов. Усилилось внимание к преподаванию естественно-математических дисциплин. В начале 20 в. было разрешено вносить изменения в учебные планы отдельных учебных заведений, исходя из местных условий и потребностей.

  Во многих капиталистических странах (Испания, Португалия, США, страны Латинской Америки и др.) иезуиты и в 70-х гг. 20 в. оказывают сильное влияние на народное образование: открывают свои школы, готовят преподавателей для государственных и частных школ (в США насчитывается около 50 иезуитских учебных заведении). Иезуиты работают в качестве преподавателей в большинстве католических школ.

  Лит.: Гожалчинский А., Иезуитские школы в Юго-Западной России, «Тр. Киевской духовной академии», 1869, №4; Ястребов М., Иезуиты и их педагогическая деятельность в Польше и Литве, там же, 1869, №2: Михневич Д. Е. Очерки из истории католической реакции. (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Тонди А, Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; Weicker G., Das Schulwesen der Jesuiten nach den Ordensgesetzen, Halle, 1863; Schwickerath R., Jesuit education: its history and principles viewed in the light of modern educational problems, St. Louis, 1903; Mertz G., Die Pädagogik der Jesuiten, Hdlb., 1910; Dainville F. de, La naissance de l¢humanisme moderne, Gen., 1969.

  А. И. Пискунов.

(обратно)

Иезуитское государство в Парагвае

Иезуи'тское госуда'рство в Парагва'е (1610—1768), образовано иезуитами, прибывшими в Парагвай в конце 16 в. в целях эксплуатации индейцев под предлогом обращения их в христианство. Первые поселения индейцев во главе с иезуитами — редукции — возникли в 1609—10. Они представляли собой филиал обширной феодальной организации иезуитского ордена с элементами рабства и патриархально-родовых отношений. Лишив индейцев всякой собственности, иезуиты заставляли их тяжёлым трудом на полях и в мастерских создавать огромные богатства для ордена (среднегодовая выручка ордена равнялась 3 млн. долларов). Индейцы вымирали от непосильного труда, голода, болезней, погибали в войнах иезуитов против непокорённых индейцев (в 17 в. в редукциях было 150 тыс. индейцев, в 1739 — 74 тыс.). Рост богатства и власти иезуитов в Парагвае и других испанских колониях встревожил испанские власти, по приказу которых иезуиты были изгнаны в 1768 из американских владений Испании.

  Н. Р. Матвеева.

(обратно)

Иезуиты

Иезуи'ты, члены католического монашеского ордена [самоназвание — «Societas Jesu» (лат.) — «Общество Иисуса»], основанного в 1534 в Париже мелким испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержденного папой Павлом III в 1540. Орден был создан в период значительных успехов Реформации, став главным орудием контрреформации. Имея своей целью защиту и распространение католицизма, упрочение власти папства, И. активно вмешиваются в область науки, образования, воспитания юношества, широко развивают миссионерскую деятельность. Основные принципы построения ордена: строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная И., ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования, совершать любое преступление во имя «высшей цели» — «вящей славы божьей». Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом И. девизе «цель оправдывает средства». Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим И. вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством И. (право ношения светской одежды, освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.), в сочетании с обязательным взаимным шпионажем внутри ордена и т. п. способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. В 16 в. И. утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию, Японию, Китай, на Филиппины. В начале 17 в. было создано Иезуитское государство в Парагвае. Миссионерская деятельность И. немало способствовала колониальному порабощению и ограблению народов Азии, Африки, Южной Америки. И. выступали как враги идей Просвещения. Вмешательство ордена в политическую жизнь европейских стран было столь велико, что в 18 в. правительства ряда государств (Португалии, Франции, Испании и др.) прибегли к изгнанию И. В 1773 папа Климент XIV вынужден был формально ликвидировать орден. В эпоху Реставрации, когда были возрождены реакционные феодальные режимы, орден И. был официально восстановлен папством (1814), перед ним была поставлена задача борьбы с революцией. В 20 в. И. сохраняют значение ведущего отряда воинственного клерикализма, выступают союзниками наиболее реакционных кругов империализма в их борьбе с социализмом и коммунизмом. Орден сотрудничал с Муссолини, Гитлером. И. — активные участники идеологической борьбы против СССР и социалистических стран. Ведут ожесточённую борьбу против марксизма, объявляя его «устарелым» (Г. Веттер и др.), или, пытаясь «приспособить» марксизм к католицизму, извращают и выхолащивают его содержание (И. Кальвез, П. Биго и др.). Вместе с тем среди И. усиливается стремление добиться более умелого приспособления католической церкви к изменяющимся условиям в современном мире.

  В 1971 орден И. насчитывал около 34 тыс. членов, наибольшее число их в США (около 8,5 тыс.). В руках И. свыше 1300 газет и журналов, многие высшие и средние учебные заведения. Орден имеет капиталовложения в промышленности многих стран, оцениваемые в 5 млрд. долларов (1958).

  Б. Я. Рамм.

  Иезуиты в России. Первые попытки проникновения И. в Россию были предприняты в связи с Ливонской войной 1558—83. И. сначала появились в Литве (1569). В 1570 они основали учебные заведения в Вильнюсе, Полоцке и др. В 1581 в Россию прибыл папский посол иезуит Антонио Поссевино, выступивший в роли посредника между двумя воюющими державами — Речью Посполитой и Русским государством. Поссевино предпринял безуспешную попытку получить разрешение на постройку католических церквей в России. Два десятилетия спустя И. принимали активное участие в организации польско-шведской интервенции начала 17 в., но даже поддержанный ими Лжедмитрий 1, оказавшись на русском престоле, не впустил И. в Россию. В начале 18 в. И. в числе многих других иностранцев сумели проникнуть в Россию. Однако указом Петра I от 18 апреля 1719 были изгнаны из пределов Русского государства. После первого раздела Речи Посполитой (1772) И. опять появились в России, так как на территории Белоруссии и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. За ревностную службу царскому правительству императрица Екатерина II сохранила организации И. в России. Император Павел I даже добился в 1801 от папы признания существования И. в пределах Российской империи. В начале 19 в. иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе и других городах. Однако оживлённая деятельность И. по пропаганде католицизма привела к тому, что в 1815 им было запрещено жить в Петербурге и Москве, а 13 марта 1820 император Александр I запретил их деятельность в России, распустил организации И. и конфисковал принадлежавшее им имущество.

  Лит.: Михневич Д. Е., Очерки по истории католической реакции. (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Беликович Л. Н., Иезуиты вчера и сегодня, «Новая и новейшая история», 1967, №4; Stierli J., Les jesuites, P., 1967: Hollis Ch., A history of the Jesuits, L., [1968]; Foss M., The founding of the Jesuits. 1540, L., [1969].

(обратно)

Иена (город в ГДР)

Ие'на (Jena), город в ГДР; см. Йена.

(обратно)

Иена (ден. единица Японии)

Ие'на, денежная единица Японии, равная 100 сенам. И. назывались старинные золотая и серебряная монеты Японии, равные 1,5 г чистого золота и 24,3 г чистого серебра. Золотое содержание И. составляло 0,002657 г чистого золота (до декабря 1971). По курсу Госбанка СССР на 1 января 1972 1000 И. = 2 р. 69 коп.

(обратно)

Иераконполь

Иерако'нполь, Гиераконполь (греч. Hierákon pólis, древнеегипетский Нехен), один из древнейших городов Древнего Египта (развалины на левом берегу Нила у селения Ком-эль-Ахмар на Ю. АРЕ), центр культа бога Гора. В погребении середины 4-го тысячелетия до н. э. обнаружена древнейшая из египетских настенных росписей с изображением лодок, сцен охоты и войны. В И. был открыт храм I египетской династии (конца 4-го тысячелетия дон. э.), в котором сохранились замечательные памятники древнеегипетского искусства — булава царя Скорпиона с изображением прокладки канала и знаменитая плита царя Нармера. На ней изображены объединение Нармером Южного и Северного Египта, пиктограммы и самые ранние древнеегипетские иероглифы. В последующее время И. был административным центром одного из номов Древнего Египта.

  Лит.: Чайлд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956; Quibell J. Е., Hierakonpolis..., L., 1900.

(обратно)

Иерархический принцип

Иерархи'ческий при'нцип управления в технике, принцип построения многоступенчатых систем управления (автоматизированных систем управления отраслью, предприятием, самообучающихся и самоорганизующихся систем, цифровых вычислительных комплексов и т. п.), при котором функции управления распределяются между соподчинёнными частями системы. В соответствии с И. п. обобщённые управляющие сигналы подсистем высшего уровня поступают для управления подчинёнными подсистемами, и наоборот, — конкретные осведомительные и задающие сигналы низших уровней иерархии используются для формирования управляющих сигналов вышестоящих. Так, например, в устройстве управления ЦВМ последовательность управляющих сигналов вырабатывается с учётом задающих сигналов операций, синхронизирующих сигналов, сигналов о состоянии устройств ЦВМ и задающих эксплуатационные режимы управления, и т. д. В современных вычислительных системах применяется диспетчер-программа, которая определяет оптимальный план загрузки отдельных устройств системы и управляет всеми программами и подпрограммами. И. п. тесно связан с принципом организации систем управления. Например, применение принципа децентрализованного управления при построении многоступенчатой автоматизированной системы управления промышленным предприятием обеспечивает наиболее эффективное использование основной ЦВМ верхнего звена, передав обработку большого количества внутрицеховой (внутриотдельской) информации на вычислительные устройства среднего и низшего звеньев управления. При этом существенно уменьшаются потоки управляющей информации и время на её обработку.

  Лит.: Фельдбаум А. А., Вычислительные устройства в автоматических системах, М., 1959; Голубев-Новожилов Ю. С., Многомашинные комплексы вычислительных средств, М., 1967; Геллер С. И., Журавлев Ю. П., Основы логического проектирования цифровых вычислительных машин, М., 1969; Mesarović М. D., Macko D.,Takahara Y., Theory of hierarchical multilevel systems, N. Y. — L., 1970.

  Е. Я. Дашевский.

(обратно)

Иерархия

Иера'рхия (греч. hierarchía, от hierós — священный и arche — власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин «И.», был введён не ранее 2-й половины 5 в. Дионисием Псевдо-Ареопагитом (см. Ареопагитики) в трактатах «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии» и до 19 в. употреблялся для характеристики организации христианской церкви. В науке понятие И. стало разрабатываться со 2-й половины 19 в. В социальных науках первоначально понятие И. применялось для описания сословно-классового деления антагонистического общества (например, феодальная И.) и характеристики структуры власти, в особенности бюрократии. В современной буржуазной социологии многочисленные исследования посвящаются И. престижа, И. богатства, И. власти и контроля как выражению социальной стратификации общества, общественного неравенства.

  С появлением в 20 в. общей теории систем понятие И. стало применяться для описания любых системных объектов. Иерархически организованные формы существуют во всех сферах объективной реальности: неорганической, биологической, социальной. В марксистской философии получила развитие идея И. качественно несводимых структурных уровней материи. В общей теории организации И. характеризует принцип управления, обеспечивающий эффективное функционирование организации; в лингвистике различают И. уровней (ярусов) языка; в графов теории — иерархически построенный граф (так называемое «дерево»).

  Л. А. Седов.

(обратно)

Иератизм

Иерати'зм (от греч. hieratikós — культовый, священный), обусловленные религиозно-каноническими требованиями торжественная застылость и отвлечённость изображений (человеческие фигуры в строго фронтальных позах, с неподвижным взглядом). Термин «И.» обычно применим к искусству древнего мира и средневековья.

(обратно)

Иерей

Иере'й (греч. hieréus, буквально — жрец, от hierós — священный), одно из названий священника в православной церкви.

(обратно)

Иеремиада

Иеремиа'да (от имени библейского пророка Иеремии, оплакивавшего падение Иерусалима), горькая жалоба, сетование, скорбная, жалобная песнь. Слово «иеремиада» иногда употребляется в ироническом смысле.

(обратно)

Иеремия

Иереми'я (10-е гг. 7 в., Ана'тот, Иудейское царство, — после 586 до н. э., Египет), в иудаизме второй из так называемых «больших пророков» (см. Пророки). Пророческую деятельность начал в юношеском возрасте в 626. Значительная часть проповедей И. была посвящена политическому положению Иудейского царства. И. проповедовал необходимость мира с наиболее мощным из врагов Иудеи — Вавилоном, предпочитая зависимость от Вавилона уничтожению им Иудеи. После взятия Иерусалима (586) вавилонским царём Навуходоносором II И. было разрешено остаться на родине, но противники вавилонского господства насильно увели его в Египет. Основу книги Ветхого завета, носящей имя И., составляют проповеди и изречения И. частично в его собственной записи, а также в записи его сподвижника Баруха, включившего в книгу и свои повествования об И. Окончательная редакция текста была проведена, вероятнее всего, во 2 в. до н. э. Книга И. является важным источником для истории Ближнего Востока 7—6 вв. до н. э.

  Принадлежность И. хотя бы одной из поэм, составляющих ветхозаветную книгу «Плач Иеремии», не может быть доказана. Ошибочно традиционное приписывание И. «Книг царей».

(обратно)

Иеринг Рудольф фон

Ие'ринг (lhering) Рудольф фон (22.8.1818, Аурих, — 17.9.1892, Гёттинген), немецкий юрист, в 1842—92 профессор в университетах Базеля, Ростока, Киля, Гиссена, Вены и Гёттингена. Широкую известность получили труды И. по гражданскому праву, с его именем связаны попытки социологического изучения права и государства в буржуазной науке. В основу теории И., которую он сам называл реалистической, положено понимание права как юридически защищенного интереса: в интересе, цели, практической пользе он видел существенный элемент понятия права. Право, по И., возникает из борьбы личностей и их групп и в форме принуждения обеспечивает жизненные условия общества. Изучая право как продукт борьбы человеческих интересов, И., однако, далёк от классового понимания этой борьбы. В книге «Цель в праве» он трактует борьбу как момент социальной механики, мотивом и условием которой является эгоизм, а право — как признание сильным интересов слабого, как самоограничение и умеренность власти в целях установления мира на справедливых условиях между борющимися. Положение И. о том, что право требует «самообуздания власти и силы», широко воспроизводится и современной буржуазной правовой идеологией. В работах И. прослеживаются элементы прагматической критики основных юридических доктрин 19 в. — исторической школы права, естественного права.

  Русские юристы С. А. Муромцев, Ю. С. Гамбаров, Н. М. Коркунов и др. пытались развить отдельные положения И. применительно к условиям дореволюционной России.

  Учение И. оказало влияние на формирование ряда буржуазных правовых доктрин 20 в. — «юриспруденцию интересов» в Германии, юридический прагматизм в США и т. д.

  Соч.: Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung, Tl 1—2, Lpz., 1852—54; Der Kampf um's Recht, 2 Aufl. W., 1872; Der Zweck im Recht, Bd 1—2, Lpz., 1877—83; Scherz und Ernst in der Jurisprudenz, Lpz., 1884: в рус. пер. — Дух римского права на различных ступенях его развития, СПБ, 1875: Борьба за право, М., 1874; Цель в праве, СПБ, 1881.

  Г. В. Мальцев.

(обратно)

Иерихон

Иерихо'н (др.-евр. Ерихо, греч. Iericho), один из древнейших городов в Палестине, на территории современной Иордании (остатки в 22 км к С.-В. от Иерусалима; ныне городище Тель-эс-Султан). Раскопки велись в 1867, 1907—08, 1930—1936, 1952—56. Древнейшее поселение на месте И. относится к докерамическому неолиту (7—6-е тысячелетие до н. э.). Оно имело глинобитные и из сырцового кирпича дома, святилища и каменные оборонительные сооружения. Население занималось земледелием и скотоводством; найдены культовые раскрашенные скульптурные головы из необожженной глины, налепленной на человеческие черепа. В эпоху ранней бронзы (3-е тысячелетие до н. э.) здесь было поселение городского типа. Особого расцвета И. достиг в 18—16 вв. до н. э., когда он был окружен мощными двойными стенами; к этому времени относятся гробницы с групповыми захоронениями и богатым инвентарём. В конце 2-го тысячелетия до н. э. И., населённый ханаанеями, был разрушен вторгшимися в Палестину еврейскими племенами. По библейскому преданию, стены И. рухнули от звуков труб завоевателей («иерихонская труба»). В середине 9 в. до н. э. И. был частично восстановлен. В римское время (1 в. н. э.) И. отстраивается к Ю.—З. от древнего И. по типичному эллинистическо-римскому плану. Старое городище И. служило некрополем.

  Лит.: Массон В. М., Докерамический неолит Иерихона, «Советская археология», 1958, № 3; Pritchard J. В., The excavation at Herodian Jericho, 1951, New Haven, 1958; Kenyon К. M., Digging up Jericho, L., 1957.

Глиняные сосуды из древнего Иерихона.

(обратно)

Иерихонская роза

Иерихо'нская ро'за, название нескольких видов однолетних пустынных растений, высыхающих после созревания семян и образующих небольшие шары, которые отламываются от корня и перекатываются ветром (перекати-поле); в сырую погоду семена высыпаются и прорастают. Наиболее известны: Odontospermum pygmaeum семейства сложноцветных, распространённая от Сахары до Ирана (листочки обёртки корзинок гигроскопичны и при увлажнении раскрываются), и Anastatica hierochuntica семейства крестоцветных, произрастающая в Марокко и Юго-Западной Азии, с гигроскопичными ветвями соцветия. Этому растению, привозимому в Россию из Палестины, приписывали чудодейственные свойства (например, помощь при родах).

Иерихонская роза (Odontospermum pygmaeum): а — с раскрытыми, б — с закрытыми корзинками.

(обратно)

«Иероглифов теория»

«Иеро'глифов тео'рия», термин, использованный В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (гл. 4, § 6) для обозначения гносеологической концепции, которая утверждает, что ощущения являются условными знаками (символами, иероглифами) вещей, не имеющими ничего общего с вещами и их свойствами. Самый термин «иероглиф» ввёл Г. В. Плеханов (1892), допустивший при этом некоторое отступление в сторону агностического толкования ощущений; позднее (1905) он признал, что выражался неточно (см. Избр. филос. произв.,т.1, 1956, С.480—81, 501). «И. т.» была разработана немецким физиологом Г. Гельмгольцем на основе так называемого «закона специфической энергии органов чувств», сформулированного немецким физиологом И. Мюллером (согласно этому закону, специфика ощущений определяется своеобразным устройством органов чувств, каждый из которых представляет собой замкнутую систему). Критика «И. т.» была дана В. И. Лениным с позиций теории отражения. Ленин показал, что ощущения представляют собой субъективный образ объективного мира, предполагающий как реальность отображаемого, так и сходство между образом и отображением. Последнее исключает, таким образом, понимание ощущения как простой копии качеств вещей или же условных знаков их.

  А. Г. Спиркин.

(обратно)

Иероглифы (в геологии)

Иеро'глифы (гиероглифы) в геологии, прихотливо изогнутые валики, борозды и др. формы отпечатков на поверхностях напластования некоторых, обычно тонкозернистых, пород (например, во флише). Часто представляют собой слепки с неровностей поверхности того слоя, на котором отлагался последующий, более молодой пласт (негативные И.). Подобные И. могут возникать путём заполнения мелких впадин (борозд), образованных при размыве течением (натёчные И.) или при волочении водой по дну различных предметов.

(обратно)

Иероглифы (тип письменности)

Иеро'глифы (от греч. hierós — священный и glyphe — то, что вырезано), наиболее древние изобразительно-образные знаки египетского письма, применявшиеся с конца 4-го тысячелетия до н. э. (в отличие от иератической и демотической его разновидностей). Всего известно до 5 тыс. разных египетских И., однако в каждую эпоху использовалось не более 700—800. Среди египетских И. различают: 1) одноконсонантные знаки (около 30), обозначавшие согласные звуки египетского языка; 2) двух-трёхконсонантные знаки для фонетической передачи морфем; 3) идеограммы — для обозначения целых слов; 4) детерминативы — вспомогательные (непроизносимые) идеографические знаки, уточняющие значения слов.

  Термин «И.» применяется и по отношению к знакам других систем письма. Так, И. обычно называют знаки древнейшего (2-е тысячелетие до н. э. ) и современного китайского письма, знаки не клинописной, а изобразительной разновидности хеттского письма (2-е тысячелетие до н. э.) и др. См. Китайское письмо, Японское письмо.

  Лит.: Истрин В. А., Возникновение и развитие письма, М., 1965; Дирингер Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963; Шампольон Ж. Ф., О египетском иероглифическом алфавите, пер. с франц., [М.], 1950; Gelb I. J., A study of writing. The foundations of grammatology, L., [1952]; Jensen H., Die Schrift in Vergangenheit und Gegenwart, 2 Aufl., B., 1958.

  Т. В. Мишина.

(обратно)

Иероним Пражский

Иерони'м Пра'жский (Jeronym Pražský) (около 1380 — 30.5.1416, Констанц), чешский реформатор, учёный, оратор, друг и сподвижник Яна Гуса. Образование получил в Пражском университете. В 1399 находился в Оксфорде, стал приверженцем учения Уиклифа. В 1405—06 читал лекции в университетах Парижа, Гейдельберга, Кельна. В 1407 прибыл в Прагу. В проповедях и на диспутах обличал злоупотребления католического духовенства, призывал к выступлению против монахов и прелатов. Боролся с немецким засильем в Чехии. В 1412 вместе с Яном Гусом выступил против продажи индульгенций. В конце 1412—13 совершил путешествие в Польшу, Литву и западные области Русского государства. В 1414 снова в Праге. Узнав об аресте Гуса, отправился в Констанц. Был схвачен и заключён в тюрьму. Под нажимом церковного собора подписал отречение от своих взглядов. Но на публичном заседании собора отказался от отречения, признал себя сторонником Яна Гуса. Осуждённый как еретик, мужественно погиб на костре.

  Лит.: Озолин Л. И., Из истории гуситского революционного движения, Саратов, 1962.

  Н. М. Пашаева.

Иероним Пражский. Гравюра по стали.

(обратно)

Иерусалим

Иерусали'м (др.-евр. Иерушалаим, араб. Аль-Кудс), город в Палестине. Расположен к З. от Мёртвого моря на полупустынном плоскогорье. 283,1 тыс. жителей (1970). Железнодорожная станция. Узел автодорог. Промышленный, торгово-транспортный и культурный центр. Пищевкусовая, текстильная, кожевенно-обувная, металлообрабатывающая, фармацевтическая, стекольная, полиграфическая промышленность; завод радиоаппаратуры. Развиты ремёсла. И. считается «священным городом» у христиан, иудеев и мусульман.

  Первые упоминания об И. относятся к середине 2-го тысячелетия до н. э. Позднее в разное время им владели Иудейское царство, держава Александра Македонского, государство Селевкидов, Древний Рим, Византия, Арабский халифат, крестоносцы, государство Айюбидов, государство мамлюков, Османская империя. В декабре 1917 И. был занят английскими войсками. В 1920—47 административный центр английской мандатной территории Палестина. После ликвидации английского мандата на Палестину по решению Генеральной Ассамблеи ООН от29 ноября 1947 И. должен был стать самостоятельной административной единицей со специальным международным режимом под управлением ООН. После арабо-израильской войны 1948—49 И. был разделён на две части: восточную, которая отошла к Иордании, и западную — к Израилю. В январе 1950 правительство Израиля, вопреки решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947, объявило И. столицей Израиля. Великобритания, СССР, США, Франция и др. государства не признали этой акции Израиля. В начале июня 1967 Израиль захватил восточную часть И. 28 июня 1967 правительство Израиля приняло постановление о ее присоединении к западной части города, 5-я чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН (4 и 14 июля 1967) приняла резолюции, требующие от Израиля отмены всех мер по аннексии восточной части И., однако эти решения не выполняются, 21 мая 1968 Совет Безопасности призвал Израиль отказаться от любых действий, которые могут изменить статус этого города, определённый прежними решениями ООН. Эта позиция Совета Безопасности вновь была подтверждена в его резолюциях от 3 июля 1969 и 25 сентября 1971.

  В восточной части И. — остатки памятников эллинистического и римского времени. Руины раннехристианских памятников (начиная с 4 в.): ротонды «Гроба Господня» (неоднократно перестраивалась), нескольких крипт 5 в., базилики на Масличной горе. Памятники арабской культуры: мечети Куббат ас-Сахра (687—91, на месте разрушенного римлянами в 70 н. э. храма Соломона, 10 в. до н. э.), аль-Акса, (переделана из христианской базилики в начале 8 в., капитально перестраивалась в 780 и в 1035). Ряд церквей 11—12 вв.: св. Анны, св. Иакова и др. К 14 в. относится цитадель (с перестройками 16 в.), к 16 в. — городские стены с воротами (в том числе Дамасские ворота, 1537). Западная часть города начала застраиваться со 2-й половины 19 в. Много общественных зданий, среди которых значительны новый комплекс университета (начат в 1954), медицинский центр (1960, И. Нейфельд). Музеи: Национальный музей Израиля, Национальный музей «Бецалель». Еврейский университет (основан 1918).

Иерусалим. Площадь Харам аш-Шариф. В центре - здание мечети Куббат ас-Сахра (687 - 91). На переднем плане слева - здание мечети аль-Акса (8 - 11 вв.).

(обратно)

Иерусалимский Николай Дмитриевич

Иерусали'мский Николай Дмитриевич [4(17).1.1901, Тула, — 16.5.1967, Москва], советский микробиолог, академик АН СССР (1966; член-корреспондент 1960). Член КПСС с 1946. В 1931 окончил Московский университет. В 1930—35 в Научно-исследовательском химико-фармацевтическом институте в Москве, в 1935—38 в Центральной научно-исследовательской лаборатории бродильной промышленности, в 1938—62 в институте микробиологии АН СССР. С 1961 в созданном им институте биохимии и физиологии микроорганизмов АН СССР (с 1966 директор), Одновременно с 1954 профессор Московского университета. Основные труды по физиологии и биохимии микроорганизмов, закономерностям их роста и развития. Своими исследованиями И. создал предпосылки для математического моделирования процессов периодического и непрерывного культивирования микроорганизмов и заложил основу для развития ряда микробиологических производств. Вёл также исследования по проблеме получения путём микробиологического синтеза белков из нефтепродуктов. Государственная премия СССР (1971, посмертно). Награжден 2 орденами, а также медалями.

  Соч.: Азотное и витаминное питание микробов, М. — Л., 1949; Основы физиологии микробов, М., 1963.

  Лит.: Николай Дмитриевич Иерусалимский [Некролог] «Микробиология», 1967,

(обратно)

Иерусалимское королевство

Иерусали'мское короле'вство, государство, основанное участниками 1-го крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099. Территориально окончательно сложилось в начале 12 в. в результате последующих завоеваний крестоносцев в Восточном Средиземноморье. Состояло из собственно И. к. и 3 вассальных государств (фактически независимых): графств Триполи и Эдесса, княжества Антиохия. Первым правителем И. к. был провозглашен в 1099 Готфрид Бульонский. И. к. вошло в историю как образец феодальной раздробленности, получившей яркое выражение в Иерусалимских ассизах. Власть государей И. к. ограничивалась Высокой палатой из светских и церковных феодалов. Социально-экономическому строю И. к. присущи суровые формы крепостничества, произвол сеньоров при взимании повинностей с вилланов (из покорённого населения), распространение рабства; значительное развитие получили города, в которых большие привилегии были предоставлены итальянским купцам, монополизировавшим торговлю И. к. Рост возмущения жестоко угнетавшегося местного населения, военные столкновения с соседними государствами заставили крестоносцев воздвигнуть на территории И. к. много замков и крепостей. И. к. играло крупную роль в международных отношениях Восточного Средиземноморья, где переплетались интересы западноевропейских государств, Византии, мусульманского Востока. В 1137 Византии удалось поставить в вассальную зависимость Антиохийское княжество. В 1144 турки-сельджуки захватили Эдессу. Угроза натиска мусульман заставила И. к. в 60-х гг. 12 в. искать союза с Византией, в 1168 союзники предприняли неудачную войну против Египта. Внутренние феодальные усобицы, соперничество итальянских купцов, немногочисленность рыцарства, войны государств крестоносцев друг с другом, с Египтом, сельджуками и Византией, отсутствие регулярной поддержки западноевропейских. государств делали И. к. непрочным. Основные военные силы королевства — ордена иоаннитов и тамплиеров, враждуя между собой, не могли эффективно противостоять натиску мусульман, усилившемуся с середины 12 в. В 1187 египетский султан Салах-ад-дин нанёс поражение крестоносцам при Хаттине, захватил Иерусалим и большую часть И. к. В 1229 королём И. к. стал Фридрих II Штауфен, которому удалось временно восстановить (воспользовавшись противоречиями между мусульманскими государствами) власть крестоносцев в Иерусалиме; однако в 1244 египтяне вновь, на этот раз прочно, завладели Иерусалимом. В 60-х гг. 13 в. большинство городов, еще остававшихся у крестоносцев, было захвачено египетскими мамлюками. В 1291 пал последний оплот крестоносцев г. Акра.

  Лит.: Заборов М. А., Крестовые походы, М., 1956; его же, Историография крестовых походов (XV—XIX вв.), М., 1971; Richard J., Le royaume latin de Jérusalem, P., 1953.

  М. А. Заборов.

(обратно)

Иессен Александр Александрович

Ие'ссен Александр Александрович [11(23).7.1896, Петербург, — 31.3.1964, Ленинград], советский археолог, специалист по археологии и древней истории Кавказа бронзового века, по истории производства металла на территории СССР при первобытнообщинном строе. Ряд работ по межплеменным и этнокультурным связям и первобытному искусству. Основные труды: «К вопросу о древнейшей металлургии меди на Кавказе» (1935), «Греческая колонизация Северного Причерноморья» (1945), «К хронологии „больших кубанских курганов”» (1950), «Прикубанский очаг металлургии в конце медно-бронзового века» (1951), «Кавказ и Древний Восток в IV и III тысячелетии до н. э.» (1963).

  Лит.: Крупнов Е. И., Пиотровский Б. Б., Памяти А. А. Иессена, «Советская археология», 1965, № 1.

(обратно)

Иецава

И'ецава, посёлок городского типа в Бауском районе Латвийской ССР. Расположен на р. Иецава (приток Лиелупе), в 5 км от железнодорожной станции И. Молочный, спиртовой, комбикормовый заводы.

(обратно)

Оглавление

  • Иевлев Виталий Михайлович
  • Иегова
  • Иеговисты
  • Иегуда Галеви
  • Иеддо
  • Иедзо
  • Иезекииль
  • Иезуитов Николай Михайлович
  • Иезуитское воспитание
  • Иезуитское государство в Парагвае
  • Иезуиты
  • Иена (город в ГДР)
  • Иена (ден. единица Японии)
  • Иераконполь
  • Иерархический принцип
  • Иерархия
  • Иератизм
  • Иерей
  • Иеремиада
  • Иеремия
  • Иеринг Рудольф фон
  • Иерихон
  • Иерихонская роза
  • «Иероглифов теория»
  • Иероглифы (в геологии)
  • Иероглифы (тип письменности)
  • Иероним Пражский
  • Иерусалим
  • Иерусалимский Николай Дмитриевич
  • Иерусалимское королевство
  • Иессен Александр Александрович
  • Иецава
  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Большая Советская Энциклопедия (ИЕ)», БСЭ

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства