Большая Советская Энциклопедия (ГЖ)
Гжатск
Гжа'тск, до 1968 название г. Гагарина в Смоленской обл. РСФСР.
(обратно)Гжельская керамика
Гже'льская кера'мика, изделия керамических предприятий в окрестностях ст. Гжель Раменского района Московской обл. Высокого художественного уровня Г. к. достигла во 2-й половине 18 в., когда производившиеся до середины века «чёрные» (простые) и «муравленые» (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой (квасники, кумганы, тарелки, игрушки и т.д.), с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе, а иногда и с предельно обобщёнными лепными фигурками, отмеченными богатством фантазии и остротой видения народных мастеров. С начала 19 в. Гжель перешла на производство фарфора, фаянса и полуфаянса (разновидность полуфаянса — «бронзовый товар» с нарядным золотистым люстром). В 1830—40 в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России. В 19 в. художественное своеобразие сохраняют украшенный одноцветной синей росписью полуфаянс и выпускавшуюся мелкими крестьянскими мастерскими фарфор — т. н. лубок (красочная дешёвая чайная посуда, полные народного юмора жанровые фигурки по лубочным картинкам). В советское время гжельские предприятия изготовляют посуду, скульптуру, архитектурные детали. Традиции гжельской керамики 19 в. продолжает Турыгинский завод художественной керамики. Фарфоровая турыгинская посуда отличается округлыми объёмистыми формами, напоминающими керамику народных гончаров, и исполненной вручную, широким мазком, сочной синей росписью по белому фону. Ведущие художники —
Н. И. Бессарабова, Л. П. Азарова.
Лит.: Салтыков А. Б., Гжельская керамика, М., 1949; его же, Майолика Гжели, М., 1956.
Квасник, 2-я пол. 18 в. Майолика, роспись. Русский музей. Ленинград.
Чернильницы. 2-я пол. 18 в. Майолика, роспись. Исторический музей. Москва.
Тарелка, 2-я пол. 18 в. Майолика, роспись. Исторический музей. Москва.
Л. П. Азарова. «Алёнушка». 1962. Майолика, роспись. Музей народного искусства. Москва.
«Женщина с коровой», «Петух». Игрушки 2-й пол. 18 в. Майолика, роспись. Русский музей. Ленинград.
Кувшин. Конец 18 в. Майолика, роспись. Исторический музей. Москва.
Л. П. Азарова. Сувенирная тарелка «Птица Сирин». 1965. Майолика, роспись. Музей народного искусства. Москва.
Н. И. Бессарабова. Молочник, кувшин, кружка. Фарфор, роспись. Конец 1940-х — нач. 1950-х гг. Музей народного искусства. Москва.
(обратно)Гжельский ярус
Гже'льский я'рус (назван по ст. Гжель Московской обл.), второй снизу ярус верхнего отдела карбона [см. Каменноугольная система (период)]. Установлен в 1890 геологом С. Н. Никитиным. Г. я. сложен преимущественно доломитами, заключающими брахиопод (Choristites supramosquensis, Buktonia gjeliensis и др.). Из фузулинид (простейшие) для Г. я. характерны тритициты (Triticites stuckenbergi, Т. jigulensis). Некоторые авторы расширяют понятие «Г. я.», относя к нему всю толщу пород с тритицитами, однако нижняя часть этих отложений в последнее время выделяется в качестве самостоятельного касимовского яруса. На Урале отложения, соответствующие касимовскому и гжельскому ярусам, выделены под названием жигулёвского и оренбургского ярусов.
Б. М. Келлер.
(обратно)Гжельщак Францишек
Гже'льщак (Grzeiszczak) Францишек (партийный псевдоним — Механик, Марци Гжегожевский) (1.1.1881—25.12.1937), деятель польского и русского революционного движения. Родился в Варшаве. В 1904 вступил в член Социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ). Участвовал в Революции 1905—07 (в Варшаве). Был делегатом 5-го (Лондонского) съезда РСДРП. В 1914 призван на военную службу. Участвовал в революционном движении в армии. На Всероссийском демократическом совещании в Петрограде (сентябрь 1917) избран в Предпарламент, из которого вышел вместе с фракцией большевиков. На 2-м съезде Советов [26 октября (8 ноября) 1917] избран член ВЦИК. В начале 1918 выехал в Польшу. С декабря 1918 член ЦК компартии Польши, участвовал во всех её съездах и конференциях. В мае 1925 арестован; в 1928 в числе других политзаключённых обменен правительством СССР. Участник 4—7-го конгрессов Коминтерна. На 5-м конгрессе Коминтерна (1924) избран член ИККИ. В 1924—28 член Международной контрольной комиссии ИККИ. Участвовал в работе Профинтерна, МОПРа.
Лит.: Franciszek GrzeIszczak-Grzegorzewski. Autobiografia, «Z pola walki», 1958, № 2.
Р. А. Ермолаева.
(обратно)Гжицкий Владимир Зенонович
Гжи'цкий Владимир Зенонович [p. 3(15).10.1895, с. Островец, ныне Теребовлянского района Тернопольской обл.], украинский советский писатель. Родился в семье учителя. В годы 1-й мировой войны 1914—18 солдат австрийской армии. В 1926 окончил институт лесного хозяйства в Харькове. Печататься начал в 1924. Тема романа «Чёрное озеро» (1929, рус. пер. 1930) — социалистические преобразования в Алтайском крае. Роман подвергся критике за неверное изображение национальной проблемы на Алтае. В 1957 Г. опубликовал новую редакцию романа «Чёрное озеро», затем исторический роман «Опришки» (1962) о народном герое Западной Украины Олексе Довбуше, роман-трилогию «Большие надежды» об исторических событиях на Украине с 1914 до 1941. Пишет рассказы, повести для детей и юношества («Самшитовая роща», «Пустынный берег», «Петины аисты» и др.). В 1968 вышел роман «Слово чести».
Соч.: Трембiтинi тони. Поезiї, Хар., 1924; Наступ, Хар., 1932; Чорне озеро, К., 1957; в рус. пер. — Черное озеро, М., 1960; Большие надежды, М., 1966.
П. Н. Довгалюк.
(обратно)
Комментарии к книге «Большая Советская Энциклопедия (ГЖ)», БСЭ
Всего 0 комментариев