Большая Советская Энциклопедия (ГЮ)
Гюбер Робер
Гюбе'р Робе'р (1733—1808), французский живописец; см. Робер Ю.
(обратно)Гюбнер Карл Вильгельм
Гю'бнер (Hubner) Карл Вильгельм (1814—1879), немецкий живописец; см. Хюбнер К. В.
(обратно)Гюбнерит
Гюбнери'т [по имени нем. минералога 19 в. А. Гюбнера (правильнее Хюбнер; А. Hubner)], минерал, богатый Mn, член изоморфного ряда вольфрамита с содержанием марганца от 17,6 до 23,4%. Химическая формула (Mn, Fe) WO4. Характерны полуметаллический блеск и буро-красный с фиолетовым оттенком цвет кристаллов. См. также Вольфрамит, Вольфраматы природные.
(обратно)Гюбнерова Мария
Гю'бнерова (Нübneгоуá) Мария (12.10. 1862, Жамберк, — 5.8.1931, Прага), чешская актриса. В 1880—95 выступала в провинциальных труппах, с 1896 актриса Национального театра в Праге. Выдающаяся представительница реалистических традиций чеш. сценического искусства, Г. создала ряд значительных образов национальной драматургии. Играла в русских классических пьесах («Ревизор» Гоголя, «Бесприданница» Островского, и др.). Среди лучших работ Г. — сатирический образ пани Дульской («Мораль пани Дульской» Запольской).
(обратно)Гюбшман Генрих
Гю'бшман, Хюбшман (Hubschmann) Генрих (1.7.1848, Эрфурт, — 21.1. 1908, Страсбург), немецкий филолог. Представитель индоевропейской компаративистики младограмматического направления. Профессор Страсбургского университета. Наиболее известен как арменист и иранист. Первым установил на основании звуко-соответствий особое место армянского языка, относимого до него к иранской группе, а также принадлежность к иранской группе афганского языка, который до него причисляли к индийским или к промежуточным между индийскими и иранскими языками.
Соч.: Zur Casuslehre, Münch., 1875; Über die Stellung des Armenischen im Kreise der indogermanischen Sprachen, «Zeitschrift fur vergleichende Sprachforschung der indogermanischen Sprachen», 1877, Bd 23; Iranische Studien, там же, 1879, Bd 24; Das indogermanische Vokalsystem, Stras., 1885; Etymologie und Lautlehre der ossetischen Sprache, Stras., 1887; Armenische Grammatik, 2 Aufl., Lpz., 1966; Persische Studien, Stras., 1895.
(обратно)Гюго Виктор Мари
Гюго' (Hugo) Виктор Мари (26.2.1802, Безансон, — 22.5.1885, Париж), французский писатель, глава и теоретик французского демократического романтизма. Родился в семье наполеоновского генерала. Мать-роялистка стремилась привить сыну свои политические взгляды, что сказалось на его раннем творчестве: в первом сборнике Г. «Оды и различные стихотворения» (1822), отмеченном влиянием Ф. Р. Шатобриана, воспевалась династия Бурбонов. Его юношеские романы тоже были проникнуты монархической тенденцией, противоречиво уживавшейся с демократическими симпатиями автора. Новый период начался для Г. со 2-й половины 20-х гг. в обстановке приближавшейся Июльской революции 1830. Он сблизился с либерально-демократической оппозицией; объявил войну эпигонскому классицизму, пользовавшемуся официальным покровительством реставрации. В стихах 1825—28 (вошли в сборнике «Восточные мотивы», 1829) Г. обратился к теме Востока; его влекла не только живописная экзотика, излюбленная романтиками, но и сочувствие национально-освободительной борьбе греков против турецкого ига. Новое, прогрессивное содержание требовало новой, свободной формы. Отбросив классический александрийский стих, Г. создаёт гибкие ритмы, сложные рифмы, вводит в поэзию бытовое просторечие.
Предисловие Г. к его драме «Кромвель» (1827), героем которой был выдающийся деятель Английской буржуазной революции 17 в., сыграло роль эстетического манифеста демократически настроенных романтиков. Догматам классицизма, тирании «правил» Г. противопоставил полную свободу драматического творчества. Он отвергал традиционные «единства», омертвевшие правила строгого разделения жанров, призывал вводить в сферу искусства комическое наравне с трагическим, уродливое — с прекрасным, низменное — с возвышенным. Теория гротеска, которую развивал Г., при всем её метафизическом характере выражала стремление воплотить жизнь в искусстве полнее, чем это допускала классическая школа 17—18 вв. Постановка драмы «Эрнани» (1829) в феврале 1830, в канун революции, послужила сигналом для «битвы романтиков с классиками», завершившейся победой новой школы. Образ вступившего в единоборство с королём Эрнани, благородного разбойника, объявленного вне закона, воспринимался как живое воплощение бунтарских идей. Драмы Г. «Марион Делорм» (1829), «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) тоже были проникнуты духом свободолюбия.
Первый значит. роман Г. «Собор Парижской богоматери» (1831) воскрешал жизнь Парижа 15 в. Созданный под впечатлением Июльской революции, он был пронизан новой для Г. антиклерикальной тенденцией. Сумрачный образ собора выступает в романе как символ католицизма, веками подавлявшего человека. Демократические симпатии Г. снова проявились в том, что высокие нравственные качества он находит только в низах средневекового общества — в уличной танцовщице Эсмеральде и звонаре Квазимодо.
В 30-е гг. появились лирические сборники Г.: «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840). В рассказе «Клод Ге» (1834) Г. выступил против смертной казни. Но Г. был непоследователен. Временный спад революционного движения привёл в 40-е гг. к примирению с Июльской монархией. Противоречивая общественная позиция Г. сопровождалась творческим кризисом. Опубликованная в 1843 драма «Бургграфы» оказалась неудачной.
Буржуазно-демократическая революция 1848 вывела Г. из идейного тупика. Он стал в ряды защитников республики. В печати и с трибуны Национального собрания Г. разоблачал Луи Бонапарта, который после контрреволюционного переворота 1851 был провозглашен (1852) императором Наполеоном III. Вынужденный покинуть Францию, Г. переехал в Брюссель; позднее поселился на островах в проливе Ла-Манш, во владениях Англии (Джерси — с 1852, Гернси — с 1855). В 1852 Г. написал книгу «История одного преступления» (т. 1—2, изд. 1877—78) и политический памфлет «Наполеон Малый». Сборник политических стихов «Возмездие» (1853), заклеймивших Наполеона III и его клику, стал образцом гражданской лирики и позднее оказал влияние на парижских коммунаров.
В романе «Отверженные» (1862) Г. изобразил жизнь разных слоев французского общества. Повествуя о судьбе безработного, попавшего на каторгу за кражу булки, и швеи, вынужденной продавать себя, чтобы спасти своего ребёнка, Г. доказывал, что преступления и нищета — неизбежное порождение капитализма. По мере нарастания антибуржуазного пафоса у Г. складывался сентиментально-филантропический идеал, наметившийся ещё в 30-е гг. под влиянием утопического социализма. Однако утопической проповеди примирения классов противоречили лучшие страницы романа, овеянные духом революции. Правдивые картины жизни и страданий народа свидетельствовали о реалистической струе в творчестве Г. В центре романа «Труженики моря» (1866) — борьба человека со стихиями природы. В романе «Человек, который смеется» (1869) Г. описывал жизнь Англии на рубеже 17—18 вв., изобличая произвол монархии и жестокость аристократии. Основные композиционные приёмы — романтическая антитеза и гротеск — служили Г. для противопоставления эгоизму аристократии нравственной чистоты людей из народа.
Г. вернулся на родину в 1870 после низложения Наполеона III. На события франко-прусской войны 1870—71 и Парижской Коммуны 1871 он отозвался сборником стихов «Грозный год» (1872). В романе «Девяносто третий год» (1874) Г. воссоздал картину борьбы якобинской республики против вандейского мятежа и с симпатией нарисовал образы деятелей революции. Из поздних произведений интересен поэтический сборник «Искусство быть дедом» (1877). В 1883 появилась 3-я серия «Легенды веков» (1-я — 1859, 2-я — 1877) — лиро-эпические собрания исторических преданий и легенд, воскрешающих библейские, античные и средневековые образы.
В России 19 в. передовые писатели (в т. ч. А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин) высоко ценили общественное содержание сочинений Г. и его любовь к народу, хотя и осуждали присущие ему утопические иллюзии. Г. был одним из любимых писателей Л. Н. Толстого.
Соч.: Œuvres complètes, v. 1—48, P., 1904—38; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—15, М., 1953—56; Избр. произв., т. 1—2, М. — Л., 1952.
Лит.: Алексеев М. П., В. Гюго и его русские знакомства..., «Литературное наследство», М., 1937, № 31—32; Арагон Л., Гюго — поэт-реалист, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Брахман С., «Отверженные» В. Гюго, М., 1968; Данилин Ю. И., В. Гюго и французское революционное движение XIX в., М., 1952; История французской литературы, т. 2, М., 1956; Лафарг П., Легенда о В. Гюго, в его сб.: Литературно-критические статьи, М., 1936; Луначарский А. В., В. Гюго. Творческий путь писателя, М., 1931; Николаев В. Н., В. Гюго. Критико-биографический очерк, 2 изд., М., 1955; Реизов Б. Г., Гюго, в его кн.: Французский исторический роман в эпоху романтизма, Л., 1958; Роллан Р., Старый Орфей, Собр. соч., т. 14, М., 1958; Сержент Ж., Рисунки В. Гюго, сокращ. пер. с франц., [М., 1970]; Трескунов М. С., В. Гюго, Очерк творчества, 2 доп. изд., М., 1961; его же, В. Гюго, Л., 1969; Audiat P., Ainsi vécu V. Hugo, P., 1947; Cachin М., V. Hugo de 1848 à 1851, «La Pensée», 1952, № 41; Escholier R., V. Hugo, cet inconnu, P., 1951; Foucher P., Souvenirs, P., 1959; Maurois A., Olimpio ou la vie de V. Hugo, P., 1954: Perche L., V. Hugo, P., 1952; V. Hugo. [Par J. de Lacretelle, A. Maurois, Н. Guillemin e. a.], [P., 1967].
Библиографич. изд.: Брук Е.Ф. и Паевская А. В., В. Гюго, 1802—1885. Памятка читателю, М., 1952; Морщинер М. С. и Пожарский Н. И., Библиография русских переводов произведений В. Гюго, М., 1953: Dubois Biobibliographie de V. Hugo de 1802 à 1825, P., 1913; Rudwin М., Bibliographie de V. Hugo, P., 1926; Maturité de V. Hugo (1828—1848). Maijuillet 1953, P., 1953; Van Tieghem Ph., Dictionnaire de V. Hugo, P., [1970].
М. Н. Черневич.
В. Гюго.
(обратно)Гюгоньо уравнение
Гюгоньо' уравне'ние, связывает плотность и давление в струйке газа до скачка уплотнения с плотностью и давлением после скачка. Г. у. применяется в газовой динамике для расчёта газовых потоков, а также в теории детонации. Названо по имени франц. учёного П. А. Гюгоньо ( Р. Н. Hugonior). Кривая, изображающая Г. у., называется адиабатой Гюгоньо.
(обратно)Гюисманс Камиль
Гю'исманс (Huysmans) Камиль (26. 5. 1871, Билзен, около Лимбурга, — 25. 2. 1968, Антверпен), бельгийский политический деятель, один из руководителей Бельгийской социалистической партии. Родился в семье служащего. В 1891 окончил факультет философии и филологии Льежского университета. В 1905—22 секретарь Международного социалистического бюро 2-го Интернационала; занимал центристскую позицию. Находился в переписке с В. И. Лениным. В 1905—07 оказывал помощь русским революционным организациям в закупке оружия на бельг. заводах. В 1910—65 депутат парламента. В 1925—27 министр науки и искусств. В 1927—33 директор и главный редактор фламандской социалистической газеты «фолкс-газет» («Volksgazet»). В 1933—40, 1944—1946 бургомистр Антверпена. В 1936—39, 1954—58 председатель палаты представителей парламента. В 1940—44 находился в Лондоне. В 1940 был избран председателем Бюро Социалистического рабочего интернационала. В 1946—47 премьер-министр, в 1947—49 министр просвещения. В 1955 и 1961 посетил СССР.
Лит.: Ленин В. И., Письмо секретарю Международного социалистического бюро Гюисмансу, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21; его же. Доклад Международному социалистическому бюро, там же, т. 24; его же, [Письмо] К. Гюисмансу, там же, т. 48.
(обратно)Гюисманс Шарль Мари Жорж
Гюисма'нс (Huysmans) Шарль Мари Жорж (лит. имя — Жорис Карл) (5. 2. 1848, Париж, — 12. 5. 1907, там же), французский писатель. Романтический разлад Г. с реальностью капиталистического общества ощутим в лирических миниатюрах из новеллистического цикла «Ваза с пряностями» (1874). Этюды Г. вобрали в себя живую речь и пёстрые судьбы парижского дна (повесть «Марта...», 1876), гибель чувств в душе юной пролетарки (роман «Сестры Ватар», 1879), бессмыслицу существования чиновника (повесть «По течению», 1882), патологию мещанского эгоизма (повесть «Дилемма», 1887). Сквозь натуралистическую схему здесь проступают характерные приметы буржуазного образа жизни. Но отвергнуть его устои Г. не мог. В декадентски изощрённом культе чувственных наслаждений он ищет забвение (роман «Наоборот», 1884), бежит от ненавистной эпохи в мир чёрной магии и сатанизма (роман «Там, внизу», 1891), религиозного озарения (неоконченный роман «Там, наверху», 1893, опубликован в 1965; роман «В пути», 1895), средневековой мистики (роман «Собор», 1898). Встав на путь «спиритуалистического натурализма», скептик Г. в 1892 обратился к католичеству. Г. был членом Академии Гонкуров.
Соч.: Œuvrеs complètes, v. 1—18, P., 1928—34; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—3, М., 1912.
Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Chastel G., J. К. Huysmans et ses amis, P., [1957]; Cogny P., Le «Huysmans intime...», P., 1957; Ridge G. R., J.-K. Huysmans, N. Y., 1968 (библ. с. 117—20).
В. П. Балашов.
(обратно)Гюйгенс Константин
Гю'йгенс (Huygens) Константин (1596—1687), нидерландский писатель; см. Хёйгенс К.
(обратно)Гюйгенс Христиан
Гю'йгенс, Хёйгенс (Huygens) Христиан (14. 4. 1629, Гаага, — 8. 7. 1695, там же), нидерландский механик, физик и математик, создатель волновой теории света. Первый иностранный член Лондонского королевского общества (с 1663). Г. учился в университетах Лейдена и Бреды, где изучал юридические науки и математику. В 22 года он опубликовал работу об определении длины дуг окружности, эллипса и гиперболы. В 1654 появилась его работа «Об определении величины окружности», явившаяся важнейшим вкладом в теорию определения отношения окружности к диаметру (вычисление числа p). Затем последовали другие значительные математические трактаты по исследованию циклоиды, логарифмической и цепной линии и др. Его трактат «О расчётах при игре в кости» (1657) — одно из первых исследований в области теории вероятностей. Г. совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра — точку таяния льда и точку кипения воды. В эти же годы Г. работает над усовершенствованием объективов астрономических труб, стремясь увеличить их светосилу и устранить хроматическую аберрацию. С их помощью Г. открыл в 1655 спутник планеты Сатурн (Титан), определил период его обращения и установил, что Сатурн окружен тонким кольцом, нигде к нему не прилегающим и наклонным к эклиптике. Все наблюдения приведены Г. в классической работе «Система Сатурна» (1659). В этой же работе Г. дал первое описание туманности в созвездии Ориона и сообщил о полосах на поверхностях Юпитера и Марса.
Астрономические наблюдения требовали точного и удобного измерения времени. В 1657 Г. изобрёл первые маятниковые часы, снабженные спусковым механизмом; своё изобретение Г. описал в работе «Маятниковые часы» (1658). Второе, расширенное издание этой работы вышло в 1673 в Париже. В первых 4 частях её Г. исследовал ряд проблем, связанных с движением маятника. Он дал решение задачи о нахождении центра качания физического маятника — первой в истории механики задачи о движении системы связанных материальных точек в заданном силовом поле. В этой же работе Г. установил таутохронность движения по циклоиде и, разработав теорию эволют плоских кривых, доказал, что эволюта циклоиды есть также циклоида, но по-другому расположенная относительно осей.
В 1665, при основании Французской АН, Г. был приглашен в Париж в качестве её председателя, где и прожил почти безвыездно 16 лет (1665—81). В 1680 Г. работал над созданием «планетной машины» — прообраза современного планетария,— для конструкции которой разработал достаточно полную теорию цепных, или непрерывных, дробей. Это — последняя работа, выполненная им в Париже.
В 1681, вернувшись на родину, Г. снова занялся оптическими работами. В 1681—87 он производил шлифовку объективов с огромными фокусными расстояниями в 37, 54,63 м. Тогда же Г. сконструировал окуляр, носящий его имя, который применяется до сих пор (см. Окуляр). Весь цикл оптических работ Г. завершается знаменитым «Трактатом о свете» (1690). В нём впервые в совершенно отчётливой форме излагается и применяется к объяснению оптических явлений волновая теория света. В главе 5 «Трактата о свете» Г. дал объяснение явления двойного лучепреломления, открытого в кристаллах исландского шпата; классическая теория преломления в оптически одноосных кристаллах до сих пор излагается на основе этой главы.
К «Трактату о свете» Г. добавил в виде приложения рассуждение «О причинах тяжести», в котором он близко подошёл к открытию закона всемирного тяготения. В своём последнем трактате «Космотеорос» (1698), опубликованном посмертно, Г. основывается на теории о множественности миров и их обитаемости. В 1717 трактат был переведён на рус. язык по приказанию Петра I.
Соч.: Œuvres complètes, t. 1—22, 28 (supplement), La Haye, 1905—50 (имеется библ. трудов Г.); в рус. пер. — Три трактата о механике, М. — Л., 1951; Трактат о свете, М. — Л., 1935; О найденной величине круга, в кн.: О квадратуре круга. (Архимед, Гюйгенс, Ламберт, Лежандр), 3 изд., М. — Л., 1936.
Лит.: Франкфурт У. И., Френк А. М., Христиан Гюйгенс, М., 1962; Herzberger М., Optics from Euclid to Huygens, «Applied Optics», 1966, v. 5, № 9, p. 1383-93.
Х. Гюйгенс.
(обратно)Гюйгенса - Френеля принцип
Гю'йгенса — Френе'ля при'нцип, приближённый метод решения задач о распространении волн, особенно световых. Согласно первоначальному принципу Х. Гюйгенса (1678), каждый элемент поверхности, которой достигла в данный момент волна, является центром элементарных волн, причём огибающая этих элементарных волн будет волновой поверхностью в следующий момент времени (рис. 1); обратные элементарные волны (пунктир на рис. 1) не должны приниматься во внимание. Этот принцип позволяет упростить задачу определения влияния всего волнового процесса, совершающегося в некотором объёме пространства, на какую-либо точку, сведя её к вычислению действия на данную точку произвольно выбранной волновой поверхности. Принцип Гюйгенса даёт объяснение распространения волн, согласующееся с законами геометрической оптики, но не объясняет явлений дифракции (см. Дифракция волн). О. Ж. Френель (1815) дополнил принцип Гюйгенса, введя представление о когерентности элементарных волн и их интерференции.
Согласно Г. — Ф. п., волновое возмущение в некоторой точке Р (рис. 2) можно рассматривать как результат интерференции элементарных вторичных волн, излучаемых каждым элементом некоторой волновой поверхности. На рис. 2 такой поверхностью является сферическая поверхность волны AOB, излучаемой точечным источником S. Если рассматривается распространение волн, ограниченное каким-либо препятствием (например, отверстие в непрозрачном экране, как на рис. 2), то целесообразно выбрать волновую поверхность так, чтобы она касалась краев препятствия.
Г. — Ф. п. позволяет приближённо рассмотреть многие случаи дифракции волн (см. Дифракция света).
Лит.: Ландсберг Г. С., Оптика, 4 изд., М. — Л., 1957 (Общий курс физики, т. 3).
Рисунки 1 и 2 к ст. Гюйгенса — Френеля принцип.
(обратно)Гюйгенса окуляр
Гю'йгенса окуля'р, см. Окуляр.
(обратно)Гюйо Жан Мари
Гюйо' (Guvau) Жан Мари (28. 10. 1854, Лаваль, — 31. 3. 1888, Ментона), французский философ-позитивист, сторонник утилитаризма. Профессор лицея Кондорсе (Париж). Основные работы посвящены эстетике, морали и религии. Особое внимание Г. сосредоточивает на социальном содержании искусства (понимаемом в своей основе как биологическое), искусство, по Г., есть одновременно и результат избытка жизненных сил, и деятельность, требующая напряжённого труда («Задачи современной эстетики», 1884, рус. пер. 1899, «Искусство с точки зрения социологии», 1889, рус. пер. 1891). Рассматривая духовные явления с точки зрения пользы для биологического функционирования, Г. характеризует нравственность как необходимость, обеспечивающую равновесие жизненных сил. Социологические взгляды Г. носят мелкобуржуазный характер. Общество будущего рисовалось Г. в виде гармонической солидарности умов, воли и эмоций. По мнению Г., с эволюцией человека традиционные религиозные представления должны отпасть «Безверие будущего», 1887, рус. пер. 1908). Стоя на элитарной позиции, Г. разделял человечество на творцов — носителей высшей «жизненной интенсивности», и на пассивную массу.
Соч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1—5, СПБ, 1898—1901.
Лит.: Радлов Э. Л., Принципы философии Гюйо, «Журнал Министерства народного просвещения», 1894,№ 5; Криль Т., Мысли Гюйо о нравственности и воспитании, «Образование», 1896, № 2—3, отдел 2; Fouilee A,, La morale, I 'art et la religion d'apres М. Guyau, 4 ed., P., 1901; Bergmann E., Die Philosophie Guyaus, Lpz., 1912.
Н. Н. Козюра.
(обратно)Гюйо Раймон
Гюйо' (Guyot) Раймон (р. 17. 11.1903, Осер), деятель французского коммунистического движения. С 16 лет ж.-д. служащий в Тоннере, где был избран секретарём местной организации Коммунистического союза молодёжи Франции (КСМ). С 1921 член Французской коммунистической партии (ФКП). С 1928 член ЦК ФКП. В 1931—34 секретарь ЦК КСМ. В 1935—43 член Исполкома, Президиума и генеральный секретарь Исполкома Коммунистического интернационала молодёжи. На 7-м конгрессе Коминтерна (1935) был избран член ИККИ. В 1941—1944, во время 2-й мировой войны, один из руководителей Движения Сопротивления во Франции. С 1945 председатель, с 1947 почётный председатель Союза республиканской молодёжи Франции. С 1945 член Политбюро ФКП. В 1937—40 и 1946—58 депутат Национального собрания, с 1959 — сенатор.
(обратно)Гюйс
Гюйс (от голл. Geus — флаг), юйс, военно-морской флаг. Поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом (обычно с 8 ч утра до захода солнца). Г. военных кораблей СССР — красное полотнище, в середине которого белым контуром изображена пятиконечная звезда с серпом и молотом в центре. См. Флаг военно-морской.
(обратно)Гюлистанский мирный договор 1813
Гюлиста'нский ми'рный догово'р 1813, договор между Россией и Ираном, подписанный 24 октября (5 ноября) в селении Полистан в Карабахе после окончания русско-иранских войн 19 в. Согласно Г.м.д., Иран признавал переход к России Дагестана, Грузии, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и ханств: Бакинского, Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Шекинского, Дербентского, Кубинского, Талышского. По Г. м. д. России предоставлялось исключительное право иметь свой военный флот на Каспийском море. Купцы обеих стран получали право свободной торговли. В сложившихся исторических условиях присоединение значительной части Закавказья к России имело прогрессивное значение для народов Закавказья, оно избавило их от постоянных кровавых истребительных нашествий персидских и турецких захватчиков, привело к ликвидации феодальной раздробленности, вовлекло край в общий ход прогрессивного экономического развития, связало народы Закавказья с более высокой русской культурой и общественно-политическим движением России.
Лит.: Юзефович Т., Договоры России с Востоком. Политические и торговые, СПБ, 1869; История дипломатии, 2 изд., т. 1, М., 1959; Игамбердыев. М. А., Иран в международных отношениях первой трети XIX в., Самарканд, 1961.
(обратно)Гюллинг Эдвард Отто Вильгельм
Гю'ллинг (Gylling) Эдвард Отто Вильгельм (30.11. 1881—19.8. 1944), деятель финского рабочего движения, после 1920 — руководящий советский работник. В 1905 вступил в Социал-демократическую партию Финляндии (СДПФ), принадлежал к её левому, марксистскому крылу. В 1908—1918 депутат финл. сейма. В 1910—18 доцент Хельсинкского университета. В 1913—17 член Исполкома, а в 1917—18 председатель СДПФ. Во время Финляндской революции 1918 член революционного правительства, начальник Главного штаба Красной Гвардии. После поражения революции эмигрировал в Швецию и там работал в загранбюро ЦК компартии Финляндии. В 1920 прибыл в Советскую Россию, вступил в РКП(б). В 1923—1935 председатель Совнаркома Карельской АССР. В 1935—37 сотрудник Международного экономического института в Москве. Был член ЦИК СССР всех созывов.
(обратно)Гюльден Иоганн Аугуст Гуго
Гю'льден, Юльден (Gylden) Иоганн Аугуст Гуго (29.5. 1841, Гельсингфорс, — 9.11. 1896, Стокгольм), шведский астроном. Окончил университет в Гельсингфорсе. Работал в Лейпциге, Готе, Пулкове (1862—71), с 1871 директор обсерватории в Стокгольме. В 70—90-е гг. значительно развил теорию возмущения комет и малых планет и разработал математический аппарат теории возмущений. Работы в области теории рефракции (1866—73), фундаментальной астрометрии (1868), инструментов (1868), звёздной астрономии и др.
Лит.: Жданов А., Гуго Гюльден. [Некролог], «Изв. Русского Астрономического общества», 1897/98, в. 6, с. 235—39.
(обратно)Гюльден Пауль
Гюльде'н (Guldin) Пауль (1577—1643), швейцарский математик; см. Гульдин П.
(обратно)Гюльденштедт Иоганн Антон
Гюльденште'дт, Гильденштедт (Güldenstaedt) Иоганн Антон [29. 4 (10. 5). 1745, Рига, — 23. 3 (3.4). 1781, Петербург], русский естествоиспытатель, член Петербургской АН (1771). Президент Вольного экономического общества (с 1780). Был приглашен в Петербургскую АН (в 1768) для участия в экспедициях по изучению России. В 1768—75 одновременно с С. Г. Гмелиным исследовал верховья Волги и Дона, Северный Кавказ, долины Куры и Риони. Г. первый дал характеристику почв, растительности и животного мира южнорусских степей, объяснил происхождение чернозёма. Впервые описал ряд до того неизвестных позвоночных (слепыш, новый вид суслика и др.).
Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 2, М., 1948, с. 274—75.
(обратно)Гюнтекин Решад Нури
Гюнтеки'н (Guntekin) Решад Нури (25.11.1889, Стамбул, — 7.12.1956, Лондон), турецкий писатель. Окончил литературный факультет Стамбульского университета (1912). Преподавал французский язык (1913—31). Был атташе по делам культуры в Париже, депутат меджлиса (1938—43). Первая повесть «Старый друг» вышла в 1917. «Цветок развалин» (1918), «Птичка певчая» (1922), пьес «Настоящий герой» (1918), «Кинжал» (1918), «Кусок камня» (1926) и др. В романах и рассказах Г. одним из первых в турецкой литературе реалистично и всесторонне изобразил Анатолию, провинциальные города и забитую турецкую деревню. Г. затрагивает также острые проблемы семьи, взаимоотношений личности и общества, обличает духовенство.. В романе «Зелёная ночь» (1928) Г. отразил национально-освободительную борьбу турецкого народа. Некоторые произведения Г. написаны в духе сентиментализма. Переводил произведения Ж. Ж. Руссо, М. Сервантеса, Э. Золя, А. Камю. Ему принадлежит книги «Лев Толстой, его жизнь и творчество» (1933).
Соч.: Külliyat, cilt 1—25, Ist., 1956—1962: Anadolu notlari, cilt 1—2, Ist., 1962—66; в рус. пер. — Птичка певчая, М., 1966: Зелёная ночь, М., 1963; Клеймо. — Листопад. — Мельница. Романы, М., 1969.
Лит.: Алькаева Л. О., Очерки по истории турецкой литературы 1908—1939 гг., М., 1959; Роуraz Т., Aipbek М., Reşat Nuri Güntekin, hayatı ve eserlerin tarn listesi, Ankara, 1957; Yücebaş H., Bütün cepheleriyle Reşat Nuri, Ankara, 1957; Uyguner М., Reşat Nuri Güntekin, Ist., 1967; Kabaklı A., Türk edebijatı, cilt 3, Ist., 1969.
Х. А. Чорекчян.
(обратно)Гюнтер Николай Максимович
Гю'нтер Николай Максимович [5(17). 12. 1871, Петербург, — 4.5.1941, Ленинград], советский математик, член-корреспондент АН СССР (1924). Ранние работы Г. относятся к общей теории дифференциальных уравнений как в обыкновенных, так и в частных производных. Большой цикл работ посвятил различным вопросам математической физики. Впервые (1934) дал строгое и систематическое изложение современное состояния теории потенциала. Г. широко пользовался идеями и методами теории функций действительного переменного и функционального анализа (функции от областей, интеграл Стилтьеса) при решении задач математической физики.
Лит.: Смирнов В. И,, Соболев С. Л., Н. М. Гюнтер, «Уч. зап. ЛГУ. Серия математических наук», 1948, в. 15 (имеется библиография трудов Г. ).
(обратно)Гюнцское оледенение
Гю'нцское оледене'ние [от названия р. Гюнц (Günz) — правого притока Дуная], одно из древнейших оледенений Альп, датируемое либо концом неогенового, либо началом антропогенового периодов. См. Антропогеновая система (период).
(обратно)Гюрджян Акоп Маркарович
Гюрджя'н Акоп Маркарович [5(17). 12. 1881, Шуша, ныне Нагорно-Карабахской АО, — 28. 12. 1948, Париж], армянский скульптор. Учился в Париже в академии Жюлиана (1906—10), посещал мастерскую О. Родена. С 1914 работал в Москве, с 1921 — в Париже. В творчестве Г. своеобразно переплелись черты древнего искусства Востока и современных западно-европейских течений. Среди его лучших произведений: портреты М. Горького (1914), С. В. Рахманинова (1915; оба — бронза), М. С. Сарьяна (1927), Г. Овсепяна (1935; оба — терракота), статуя «Саломея» (бронза, 1925); все — в Картинной галерее Армении, Ереван. Г. — автор памятника Л. Н. Толстому в Париже (мрамор, установлен в 1955) и ряда надгробий.
Лит.: Акоп Гюрджян. [Альбом]. Вступит. ст. Г. Игитяна, Ер., 1966: Gautier М., A. Gurdjan, P., 1954.
А. М. Гюрджян. Портрет Г. Овсепяна. 1935. Терракота. Картинная галерея Армении. Ереван.
(обратно)Гюрджян Габриэл Микаэлович
Гюрджя'н Габриэл Микаэлович [р. 12(24).4. 1892, Артвин, ныне в Турции], советский живописец, народный художник Армянской ССР (1945). Окончил Пензенские высшие художественно-педагогические мастерские (1920). С 1922 работает в Армении. Автор многочисленных пейзажей (в т. ч. индустриальных): «Мост через реку Раздан» (1923), «Ширакский канал» (1926), «Севан. Зангстрой» (1936), «Солнечный день. Севан» (1940), «Весна в Армении» (1945), «Речка Азат в ущелье Гарни» (1945), «Утро в старом Горисе» (1954), «Руины средневековой крепости Севан», 1958, все — в Картинной галерее Армении, Ереван; «Плотина Дзорагэс» (1930), «Сбор хлопка» (1949) — в Третьяковской галерее С 1923 Г. преподавал в учебных заведениях Еревана (в т. ч. в 1945—58 в Художественном институте, с 1947 — профессор). Организатор первой в СССР передвижной изомастерской (1939). Автор ряда статей и книг. В 1951—59 и в 1968-69 председатель Союза художников Армянской ССР. Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.
Лит.: Айвазян М., Г. Гюрджян, М., 1957.
Г. М. Гюрджян. «Весна в Микояне». 1945. Музей искусства народов Востока. Москва.
(обратно)Гюрза
Гюрза' (Vipera lebetina), змея рода гадюк. Длина до 1,5 м. Окраска серая, с тёмными пятнами вдоль хребта. Распространена в Северной Африке и Юго-Западной Азии; в СССР — в Закавказье (кроме Абхазии) и на Ю. среднеазиатских республик. Г. предпочитает каменистые, поросшие кустарником местности в горах, предгорьях и прилежащих равнинах. Питается мелкими зверьками, птицами и ящерицами. Укус Г. может быть смертельным для человека и животных.
Рис. к ст. Гюрза.
(обратно)Гюрпынар Хюсейн Рахми
Гюрпына'р (Gürpinar) Хюсейн Рахми (17.8.1864, Стамбул, — 8.3.1944, там же), турецкий писатель и журналист. Печатался с 1887. Находился в гуще социально-политических событий в Стамбуле в конце 19 и 1-й половине 20 вв. Избирался депутатом меджлиса (1936—43). Был сторонником течения «литература для народа». Главная тема творчества — критика феодальных устоев в семейных отношениях и пороков буржуазного общества. Г. создал яркие сатирические образы в романах «Элегантный» (1888), «Гувернантка» (1897—98), «Бельма» (1912), «Талисман любви» (1928), «Человек без стыда» (1934) и др. Многие произведения Г. написаны под влиянием натурализма Э. Золя.
Соч.: Külliyat, cilt 1—15, Ist., 1945—1960; в рус. пер. — Неслыханное дело, М., 1959.
Лит.: Sevengil R. A., Hüseyin Rahmi Gürpınar, Ist., 1944; Yücebaş H., Bütün cepheleriyle H. R. Gürpınar, Ist., 1961; Levend A. S.. Hüseyin Rahmi Gürpınar, Ankara, 1964; Gökman М., Hüseyin Rahmi Gürpınar. Açiklamali bibliyografya, Ist., 1966; Necatigil B., Edebiyatimizda isimler sözlüu, Ist., 1968; Kabakli A., Turk edebiyatı, cilt 3, Ist., 1969.
Х. А. Чорекчян.
(обратно)Гюрсель Джемаль
Гюрсе'ль (Gursel) Джемаль (1895, Эрзурум, — 14.9. 1966, Анкара), военный и государственный деятель Турции. Генерал. Возглавлял сформированный военными руководителями государственного переворота 27 мая 1960 высший орган власти — Комитет национального единства и до конца октября 1961 являлся одновременно главой государства и правительства Турции, а также командующий вооруженными силами. С ноября 1961 президент; освобожден от этой должности 28 марта 1966 в связи с тяжёлой болезнью.
(обратно)Гюстров
Гю'стров (Gustrow), город в ГДР, в округе Шверин, на р. Небель. 37,3 тыс. жителей (1969). Ж.-д. станция. Начало судоходства. Пищевая (главным образом сахарная), деревообрабатывающая, швейная, машиностроительная промышленность. В окрестностях Г. — добыча торфа.
(обратно)
Комментарии к книге «Большая Советская Энциклопедия (ГЮ)», БСЭ
Всего 0 комментариев