Большая Советская Энциклопедия (ГД)
Гданьск
Гданьск (Gdańsk), город и порт в Польше, близ впадения Вислы в Балтийское м., на берегу Гданьской бухты. Г. вместе с гг. Гдыня и Сопот, связанными друг с другом автострадой, образует городскую агломерацию, т. н. Труймясто (Трёхградье). Административный центр Гданьского воеводства. 370 тыс. жителей (1969). Грузооборот порта Г. достигает 9 млн. т в год. Через Г. проходят главным образом массовые грузы (вывозятся уголь, сера, лесоматериалы и т.д.; ввозятся руда, фосфаты и др.). В промышленности (около 80 тыс. занятых в 1970) преобладают машиностроение, особенно судостроение (на Гданьскую судоверфь им. Ленина приходится около 1/2 всех мощностей в стране), электротехника и др. Значительная химическая (удобрения, лаки, краски), пищевая, швейная промышленность. Г. — важный культурный центр. Университет, политехнический, педагогический, медицинский, морской институты, научные учреждения и общества. Оперный и драматический театры. Город в основном расположен между морем и крутым лесистым склоном моренной возвышенности (Кашубское поозёрье). Центральная часть с восстановленными средневековыми кварталами — в 6 км от моря: в районе впадения Мотлавы в Мёртвую Вислу — гавани порта.
Ю. В. Илинич.
Архитектурные памятники: остатки кирпичных укреплений 14—15 вв. с башнями; готические — Главная ратуша (1378—1492, перестроена в 16 в.), костёлы Девы Марии (1343—1502), св. Катажины (начало 13—15 вв.), Троицы (1420—1514) и др., «двор Артуса» (14 в., перестроен в 1476—81, фасад в стиле ренессанса — 1616—17); в стиле ренессанса и маньеризма — «Двор польских королей» (1563—68), арсенал (1602—05), «Золотой дом» (1609—17), дом аббатов Пельплинских (1612) и др.; барочные костёлы Спасителя (1695—1697), иезуитов и др., жилые дома.
С 1946 восстановлены разрушенные во время 2-й мировой войны главные памятники архитектуры. Сооружается единый городской комплекс Гданьск — Сопот — Гдыня. Преобладает свободная застройка с башенными домами (районы Вжещ, Олива и др.).
Археологическими раскопками установлено, что уже с середины 1-го тыс. на территории Г. существовало славянское поселение. В письменных источниках Г. впервые упоминается под 997. В 10—13 вв. Г. — центр Восточно-Поморского княжества, вместе с которым в 1308 был захвачен Тевтонским орденом. В 1454 в результате восстания горожан был освобожден от власти Ордена и воссоединён (Торуньским миром 1466) с Польшей. В 15—17 вв. Г. — крупнейший центр польской внешней торговли. В 1656 был осажден шведскими войсками. В 1793 захвачен Пруссией и до 1918 находился под германским господством, получив наименование Данцига. По Версальскому мирному договору 1919 превращен в «Вольный город Данциг» под управлением Лиги Наций. 1 сентября 1939 фашистская Германия, напав на Польшу, захватила город. 30 марта 1945 освобожден Советской Армией.
Лит.: Gdańsk. Przeszłośc i teraźniejszośc. Praca zbiorowa pod red. St. Kutrzeby, Lwów — Warsz. — Kr., 1928; Peiczar M., Polski Gdańsk, Gdańsk 1947; J ażdżewski K., Gdańsk wczésnośredniowieczny w świetle wy-kopalisk, Gdańsk, 1952; Stankiewicz J., Szermer B., Gdańsk. Rozwój urbani-styczny i architektoniczny..., Warsz.., 1959; их же, Gdańsk. [Album], Warsz., 1965.
А. Л Монгайт, И. С. Миллер.
Вид старой части города.
Новые жилые дома в районе Олива. 1960-е гг.
Дом аббатов Пельплинских. 1612.
Улица Длуги Тарг и Главная ратуша (14—16 вв.).
«Тюремная» башня. 14—15 вв.
Так наз. Журав (ворота с подъёмным краном). 1442—48.
Верфи в Гданьске.
Турбаза в Сопоте. 1964. Архитектор С. Совиньский, инженер И. Совиньский.
(обратно)Гданьская бухта
Гда'ньская бу'хта (польск. Zatoka Gdańska). залив Балтийского моря у берегов СССР и Польши. Длина 74 км, ширина у входа 107 км, глубина до 115 м. Солёность менее 8‰. В залив впадает р. Висла. На С.-З. Хельская коса отделяет от Г. б. Пуцкую бухту, а на Ю.-В. Балтийская коса — Вислинский залив. Приливы смешанные, высотой менее 0,1 м. На берегу Г. б. порты: Гдыня, Гданьск (Польша), Балтийск (СССР).
(обратно)Гданьская судоверфь
Гда'ньская судове'рфь имени В. И. Ленина, крупнейшая судоверфь Польши, создана в 1945 на базе двух старых верфей, сильно разрушенных в годы 2-й мировой войны 1939—45. Первое судно Г. с. спущено на воду в 1948. До 1969 построено 526 судов общей грузоподъёмностью 2507,2 тыс. т. Ежегодно на верфи строится примерно 30 судов. В 1968 общая грузоподъёмность построенных на Г. с. судов составила 418,5 тыс. т. Основная продукция верфи — современные рыболовные суда. Строятся торговые суда, главным образом для перевозки мелких грузов. Верфь производит также судовое оборудование и механизмы. Значительная часть продукции Г. с. экспортируется, крупнейшим покупателем её судов является СССР.
А. В. Комиссаров.
(обратно)Гданьское воеводство
Гда'ньское воево'дство (Województwo Gdańskie), административная единица на С. Польши, частично на территории воссоединённых земель, в пределах Прибалтий- ского пояса поозёрий и низовий Вислы. Площадь 11 тыс. км2. Населенние 1461 тыс. человек (1969), в том числе городского 69%. Административный центр — г. Гданьск.
В северной части Г. в. омывается Балтийским морем и его заливами (Гданьская и Пуцкая бухты, Вислинский залив). Берега низкие, с рядом песчаных кос (Хельская и частично Балтийская). Поверхность — всхолмлённая моренная равнина, высотой до 329 м (г. Вежица). В дельте Вислы (Жулавы) имеются участки, лежащие ниже уровня моря. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Средняя температура января около — 2°, июля 18°С. Осадков около 600 мм в год. Много озёр. Смешанные хвойно-широколиственные леса. Около 1/2 жителей сосредоточено в городской агломерации т. н. Труймясто — Трёхградье (Гданьск — Сопот — Гдыня) — главном портово-промышленном комплексе Польши, на который приходится свыше 1/2 грузооборота польских портов и 4/5 судостроения страны. В промышленности (свыше 170 тыс. занятых в 1969, в том числе 2/3 в Гданьске и Гдыне) выделяются машиностроение (свыше 80 тыс. занятых) — производство судов и судового оборудования, паровых турбин (в Эльблонге), электротехника, а также пищевая (мясная, рыбная, сахарная и др.), деревообрабатывающая, химическая (суперфосфатная, жировая и др.) отрасли. Общая площадь с.-х. угодий 642 тыс. га, свыше 1/4 принадлежит государственным хозяйствам. На большей части территории главные культуры — рожь, картофель и овёс, сеяные травы, на Жулавах и выше вдоль Вислы — пшеница, сахарная свёкла, ячмень. Интенсивное мясомолочное животноводство; поголовье (в 1969, тыс. голов): крупного рогатого скота 360 (537 на 100 га с.-х. площади), в том числе коров — 174(27); свиней — 430(66), овец — 125, лошадей — 69. Лесозаготовки 0,7 млн. м3 (1968). Улов морской рыбы — свыше 0,2 млн. т. Курорт Сопот и др. приморские поселения — места массового летнего отдыха. Судоходство по Висле.
Ю. В. Илинич.
Гданьское воеводство.
(обратно)Гдов
Гдов, город, центр Гдовского района Псковской обл. РСФСР. Расположен на р. Гдовка, в 2 км от её впадения в Чудское озеро. Конечная станция ж.-д. ветки (100 км) от линии Ленинград — Таллин. В городе имеются рыбозавод, овощеконсервный и молочный заводы. Основан в 1431 как крепость; город с 1780.
(обратно)ГДР
ГДР (DDR), сокращённое название Германской Демократической Республики.
(обратно)Гдыня
Гды'ня (Gdynia), город и порт в Польше, в Гданьском воеводстве, на берегу Гданьской бухты Балтийского м. Вместе с гг. Гданьск и Сопот образует единую городскую агломерацию, т. н. Труймясто (Трёхградье). Население 182 тыс. человек (1969; 1,3 тыс. чел. в 1921). Развитие города связано с созданием в нём в 1924—36 крупного порта международного значения (с торговой, военной и рыбной гаванями). Грузооборот 9 млн. т (1969); перегрузка генеральных грузов силезского угля, импортных руд, зерна, нефтетоплива и др. Среди отраслей промышленности наиболее развиты машиностроение, главным образом судостроение, и пищевая промышленность (рыбная, жировая, мясная и др.). Высшие морское и военно-морское учебные заведения, научно-исследовательский институт морского рыболовства.
Ю. В. Илинич.
(обратно)
Комментарии к книге «Большая Советская Энциклопедия (ГД)», БСЭ
Всего 0 комментариев