«Как стать образцовой женой: о женском счастье и призвании»

696

Описание

Как стать образцовой женой: о женском счастье и призвании.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Как стать образцовой женой: о женском счастье и призвании (fb2) - Как стать образцовой женой: о женском счастье и призвании 241K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Автор Неизвестен -- Религия

Как стать образцовой женой: о женском счастье и призвании

ОШИБКИ ДОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Семейное счастье во многом зависит от того, как супруги прожили жизнь до заключения брака. Рассказывает монахиня Нина (Крыгина) — насельница среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», в прошлом — профессор психологии Магнитогорского Государственного Университета, кандидат психологических наук.

Розовые очки

Ошибки бывают разные. Первая из них наиболее характерна для молодых людей, полных энергии, сил и уверенности, что вся жизнь впереди, и всё выглядит в радужном свете. Вот здесь-то и таится главная опасность. Ведь не даром говорится: «Если б молодость знала, если б старость могла».

Самая распространенная ошибка молодых людей заключается в установке на то, что жизнь нужно проживать весело и не задумываться о проблемах. И современная идеологическая пропаганда потребительского материализма вкупе с назойливой рекламой, от которой почти невозможно укрыться, всячески стараются внушить молодым людям, что жизнь должна представлять собой один сплошной фейерверк и нет необходимости о чем-то переживать.

Когда психологи начали выяснять причины изнасилований, оказалось, что одной из причин является провокационное поведение женщины. Она может броско краситься, дерзко смотреть в глаза, гулять в соблазнительной одежде, либо садиться в машину к посторонним людям. Поэтому прежде чем ругать мужчин, надо вспомнить, что мужчина ведет себя с женщиной так, как она ему это позволяет. Один и тот же мужчина с разными женщинами ведет себя по-разному!

Эффект скотча

Вторая распространенная установка похожа на первую — взять от жизни всё. Это распространяется и на интимные отношения.

Есть такая «техника отношений», называемая промискуитет. Это частая смена «вторых половин». Мало кто из молодых даже догадывается, что подобные отношения ведут к смерти души, что каждая греховная связь серьезнейшим образом влияет на всю последующую жизнь. Я разговаривала с одной девушкой, которая утверждала с болью в голосе: «Сейчас моногамная жизнь невозможна! Сейчас все так живут! Когда я заглянула ей в глаза, поняла, что она кричит от душевной боли. У нее в глазах была надежда. Она просила, чтобы ей доказали, что есть другие люди и другие отношения. И, самое главное, что такие люди есть и их предостаточно. Но искать их надо не там, где царствует нынешняя идеология греха, живя по которой, молодые люди не понимают, что берут от жизни всё, кроме хорошего.

Когда опрашивали мужчин, выяснилось, что ни один из них не хочет, чтобы его будущая жена до брака переходила как знамя, от одного мужчины к другому. Таких девушек стараются не брать в жены. Одна девушка-подросток очень четко дала ответ в нашей анкете на вопрос о возможности интимных отношений с парнем. «Парню ничего не будет за этот опыт. А использованная девушка мало кому будет нужна». Вот эта формулировка «использованная девушка» меня потрясла. Мужчина действительно зачастую заинтересован в том, чтобы просто поразвлечься. А на девушке в такой ситуации ставится клеймо, к ней сразу формируется специфическое отношение, сопровождаемое горькой ухмылкой.

Даже если сначала мужчина констатирует маловажность того, с каким количеством мужчин до него была его вторая половина, впоследствии этот вопрос всё равно возникает. Ведь девушка — это будущая мать. А материнство — это светлое и чистое явление. Ребенок, который рождается от женщины, должен родиться здоровым во всех отношениях. Если у девушки было несколько молодых людей, это не проходит бесследно ни для нее, ни для ребенка на всех уровнях.

Есть такое сравнение со скотчем: в первый раз он приклеивается так, что его практически невозможно отклеить, потом приклеивание происходит слабее, в пятый раз скотч приклеивается уже с трудом. То есть, после нескольких романов у женщины уже не возникает настоящей привязанности к своему мужчине. Это неудивительно. Ведь существует память, и осознаем мы то или нет, но происходит сравнение. Необходимо отметить такой интересный факт: женский организм подстраивается под мужской даже на уровне микрофлоры. Когда она начинает отношения с другим молодым человеком, происходит перестройка организма. Этот процесс может повторяться несколько раз, но в конце концов обязательно происходит сбой, начинаются гинекологические заболевания. И первым от этого страдает ребенок.

Мать — это святая святых! Она должна быть чистой, а значит девушка должна жить до брака целомудренно, потому что внутри ее тела зародится новая жизнь. Как может развиваться здоровым ребенок в развращенном чреве?

Сейчас говорят о том, что здоровых детей рождается мало. Но ведь это результат того, что потенциальные отцы гуляют налево и направо. В наше время очень высок процент бесплодных мужчин. То же самое и у девушек. Почему раньше рожали по пятнадцать детей, причем здоровых? А сейчас одного рожают с трудом.

Я слышала выступление одного священника, который сказал удивительную вещь: «Тот человек, который до заключения брака вступает в интимные отношения, предает того, с кем ему Богом определено жить семейной жизнью. Он ему фактически изменяет». Не случайно у нас есть такое слово на Руси — «суженый». То есть, тот человек, с которым суждено быть вместе. Если девушке или молодому человеку суждено вступить в брак, значит, рано или поздно это произойдет. Зачем же предавать свою будущую вторую половину?

«Пробные браки»

Казалось бы, что плохого в установке: «Я не буду менять возлюбленных! А всего лишь поживу с одним. Если окажется, что мы друг другу подходим, тогда мы распишемся». Внешне всё выглядит убедительно и правильно. Не совсем благопристойно, но вполне логично. «Мы настроены на серьезные отношения. Мы просто присматриваемся друг к другу. И мы в этих отношениях на равных».

Здесь необходимо отметить следующую особенность женской психики: как только начинаются близкие отношения, женщина становится зависимой от мужчины, они становятся «единой плотью», она становится его частью, ее влечет к нему гораздо сильнее. Что происходит с мужчиной, у которого не развито чувство ответственности за другого человека? Он видит одно и то же каждый день. Для него заканчивается романтика, и наступают будни, происходит привыкание, чувства притупляются. И вот появляется чувство, что цель достигнута, и ему начинает такая жизнь надоедать. Тем более если женщина не всегда демонстрирует себя в лучшем виде и раздражает его своими капризами. Здесь определенно равенства уже нет. У женщины усиливается привязанность, а у мужчины усиливается чувство скуки, однообразия, монотонности. Женщина задается вопросом об оформлении отношений и старается подвести своего возлюбленного к заключению брака, но второй половине, зачастую, это бывает уже не нужно.

Женщина ждет, когда мужчина сделает ей предложение. Если этого не происходит, она старается изо всех сил незаметно подтолкнуть его к принятию этого решения. Своими действиями она призывает его оценить ее способности: «Посмотри, какая я хозяйка. Как я хорошо выгляжу! Как я вкусно готовлю!» То есть, получается, что мужчина занимает трон, а женщина доказывает ему свою состоятельность во всех аспектах. Какое же здесь равенство? Отношение к женщине превращается в калькуляцию ее достоинств и недостатков. Это уже не любовь. Это коммерция, бухучет, расчет — что угодно, но не любовь.

Дальше женщина нередко начинает чувствовать, что мужчину такая ситуация вполне устраивает, и он не собирается ничего менять. А если у него возникнет желание, он уйдет к другой женщине, мотивировав свой уход тем, что его сожительница ему не подходит. Некоторые женщины в такой ситуации идут на совершенно неоправданный шаг. Они решаются забеременеть и родить ребенка. «Тогда он никуда не денется!» — думают они. Если у мужчины есть некоторое чувство ответственности, то далее может последовать «стимулированный» брак (брак, когда невеста уже беременна). Однако нужно понимать, что рождение ребенка никогда не является тем фактором, который заставит мужчину вдруг полюбить женщину. Нередки, увы, случаи, когда мужчины воспринимают ребенка как проблему. А тут еще наваливаются родственники и друзья, которые начинают учить и подталкивать его к браку. В сложившихся обстоятельствах мужчина чувствует себя пойманным. По сути, он обманут. «Где же здесь равенство?» — справедливый вопрос.

Часто после «пробных браков» люди обращаются к психологу. И когда их слушаешь, возникает ощущение, что перед тобой просто меняются лица, которые выучили и рассказывают одну и ту же историю.

«Пробный брак» — это горькие женские слезы. Говоря же духовным языком, гражданский брак — это блуд. Это нарушение заповедей Божиих, после которого благодать отходит от людей. Потому проливаются слезы, остаются нерешенными проблемы. Какие здесь могут быть радости? Возможны только боль и слезы. Счастья нет и быть не может — только бег за миражами. Ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5), — говорит Господь, и жизнь подтверждает Божественную истину — без помощи Божией вся наша жизнь чаще всего — это сплошные ошибки и страдания.

Мне запомнились слова одного святого: «Нам нечего бояться, кроме греха». Ибо Бог есть Любовь. И только когда мы грешим, благодать отходит от нас. И тогда человек несется по жизни, как сухой лист по ветру. Он натыкается на преграды на своем пути и может в итоге рассыпаться. Да, всё дело в нашем грехе. Только в нем! А не в жестокости жизни. Не стоит искать развлечений и удовольствий, всё это иллюзорно. А непреложные ценности продиктованы нам Самим Создателем, нужно лишь учиться жить, не разменивая их, а напротив, укрепляя и взращивая.

А где вообще можно знакомиться молодежи? Раньше на Руси говорили: «Ищи жену не в хороводе, а в огороде». Я знаю одну преподавательницу, которая своему взрослому сыну, который учился заграницей, говорила: «Хорошую жену в ресторане и на дискотеке не найдешь. Места развлечения для этой цели не подходят. Иначе на всю жизнь потом утанцуешься». Так вот, ее сын познакомился со своей женой в паломнической поездке. У часовни встретились двое — и вот вам пара, которая вскоре стала крепкой православной семьей.

Мода

Говоря об ошибках добрачных отношений, необходимо упомянуть о внешности. А именно — о моде. Вообще мода — это форма стандартизованного поведения, когда человек подгоняет себя под определенный стандарт. Перед модой стоят разные задачи. Одна из ее функций — это психологическая разрядка. Однако мода — это также верный способ привлечения к себе внимания.

Какую же опасность представляет современная мода? Многие девушки стараются одеваться модно, пытаясь походить на моделей с обложек журналов. И они не понимают, почему на улице с ними начинают происходить нежелательные и неприятные события. Практически вся современная женская мода направлена на то, чтобы произвести максимально шокирующий эффект на мужчин, она построена на «ловушках»: полупрозрачные одежды, немыслимые разрезы (иногда непонятно, есть ли юбка или это один сплошной разрез), глубокие декольте. Яркий макияж, на который невозможно не обернуться. Наблюдая такую реакцию, девочка начинает думать: «О, сработало! Значит, так и надо. Значит, я настоящая женщина! Мимо меня невозможно пройти, все оборачиваются!» Она еще не понимает, что такая внешность не только привлекает внимание, но и несет определенную информацию о своей обладательнице.

В психологии общение подразделяется на два типа: вербальное (посредством речи) и невербальное (посредством внешности, мимики, пантомимики, интонации). Так вот, словами мы можем сообщать о себе одну информацию, а внешностью — передавать совершенно другую. И, когда девушка одевается и красится кричаще ярко, она передает о себе однозначную информацию: «У меня есть некоторые проблемы! Я предлагаю интимные отношения». При этом такая девушка может быть раскрашена как матрешка, но глаза у нее испуганные, в них читается стеснительность. Она лишь пытается быть как все и соответствовать «современным стандартам». Девушки, ваши «ловушки» свидетельствуют о том, что вы являетесь доступными. Разве это вы хотели сказать своей внешностью?

Одно дело, когда женщина хочет быть ухоженной, опрятной и аккуратной, это не только естественное, но даже необходимое женское качество. И совсем другое, когда она своим внешним видом «ловит мужчин». Во всем надо соблюдать меру.

Несколько лет назад ученые проводили исследования, чтобы выяснить: каков он — эталон женщины в глазах мужчин? В эксперименте принимали участие мальчики, юноши и взрослые мужчины, которые высказывали свое мнение об идеальной женщине. Оказалось, что думают они одинаково. Женщина, по словам мужчин, должна быть привлекательной, умной (некоторые говорили о «хорошей собеседнице»), женственной. Эти качества очень взаимосвязаны. Важна не только внешность, но и духовное состояние. Человек состоит не только из тела, но еще из души и духа. Обратите внимание на себя, посмотрите на своих подруг. Когда у девушки хорошее настроение, у нее лицо становится мягче, оно даже светится. Ее внешность преображается. При плохом настроении лицо меняется, и вот перед вами уже другой человек. Возможно, стоит заглянуть внутрь своей души, а не бежать скорей к зеркалу с косметичкой?

В отношении парней хочу сказать следующее. В свое время проводили исследование на тему «Мода и характер мужчин и женщин», в процессе которого обнаружилась еще одна функция моды — компенсаторная. Большинство мужчин, которые большое значение уделяют моде, как правило, несостоятельны духовно. У них происходит компенсация внутреннего мира за счет внешнего. И такая несостоятельность проявится в семейной жизни очень скоро. Об этом особенно стоит подумать молоденьким девушкам, которые рано вступают в брак. Спросишь у нее: «Какой он?» А она с придыханием отвечает: «Он такой красивый! » Зрелая женщина так никогда не скажет. Для нее физическая красота имеет второстепенное значение.

А что касается того, как правильно себя вести в жизни, я могу сказать следующее. Жить надо по заповедям Божиим. Тем людям, которые настроены на жизнь-сказку, это кажется скучным и унылым занятием. Они говорят себе: «Буду так жить в старости». Но надо понять, что если вы хотите, чтобы всю жизнь и на сердце было радостно, и семья была крепкая, и дети счастливы, вы должны жить по заповедям Божиим. Это единственный правильный путь.

Протоиерей Сергий Заозерский

О ДЕВСТВЕННОСТИ

Порой слышишь, как слова «девственность», «девственница», «девственник» произносятся с ярко негативным оттенком. В некоторых обществах быть девственником или девственницей считается зазорным. Молодые люди и девушки стыдятся своей невинности, скрывают ее и даже тяготятся ею. Происходит это не всегда от распущенности, а скорее от простого, бездумного согласия с общественным мнением или, лучше сказать, настроением, потому что мнение подразумевает хоть какую-то мысль. А задуматься есть о чем.

Девственным мы называем то, что не тронуто, не искажено, первозданно. Девственный лес, девственная природа. Девственным был мир по сотворении его Богом. Девственниками были Адам и Ева — первые люди, которых Господь поселил в раю. Они хоть и имели тела, но были свободны от телесных потребностей. При том, что первые люди были связаны единством плоти (ведь Еву Господь сотворил из ребра Адама), и даже имели благословение плодиться и размножаться и наполнять землю и обладать ею, они не знали супружеского жития в привычном нам сегодня смысле. По словам святителя Иоанна Златоуста, «первые люди жили, как Ангелы, и не было речи о сожитии ». Увеличение народонаселения в том состоянии безгрешности, в котором пребывали Адам и Ева, должно было, по замыслу Божию, происходить иным, неведомым нам образом. Но по беспечности муж и жена впали в грех (вкусили плод с заповедного дерева), да еще не захотели раскаяться, и тогда Господь изгоняет их из рая сладости. «Девство отлетело от них, и вступил в силу закон супружества».

Но и за порогом рая человек не оставлен Божией милостью. Семья дана ему как утешение в суровом мире, в котором он теперь живет. Святые отцы назвали семью «остатком рая на земле». Сознавая благость семьи, человек учится возделывать свой малый семейный рай, культивируя все, что полезно для него, и отбрасывая то, что ему вредит. При всем разнообразии культур, святость семьи встречается повсеместно. Повсеместно же можно отметить и особое внимание к первому плотскому единению, то есть к переходу из девственного состояния к супружескому. Еще в древности было замечено, что первый половой контакт, то есть то, как произошло расставание с девственностью, немало влияет на последующее развитие личности человека, на его характер. Нередко от этого события зависит дальнейшая судьба и потому его никак нельзя поставить в ряду обыкновенных и даже необыкновенных эпизодов жизни — это не рядовое событие. Это шаг в совершенно новую жизнь и он должен быть совершен осознанно.

Даже в тех обществах, где беспорядочные связи были нормой, девственность обладала неким ореолом. Можно вспомнить гостеприимного Лота из Ветхого Завета. Жители города Содома, где жил праведный Лот с семейством, были особенно развращены. Когда они узнали, что Лот принимает у себя двух пришельцев, то все городские жители, Содомляне, от молодого до старого... окружили дом и вызывали Лота, требуя, чтобы тот вывел к ним своих гостей, намереваясь совершить над ними насилие. Лот кротко пытается остановить их: Братья мои — говорит он, обращаясь к одержимой похотью толпе — не делайте зла. И далее предлагает им «замену»: Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего (см.: Быт. 19, 4-8). Лот упоминает о девственности дочерей, зная, что даже в глазах этих развращенных людей она имеет определенное достоинство.

Сохранение девственности до брака характерно для многих культур. Об этом говорит многоликая, но в чем-то схожая символика пышных брачных торжеств, существующих у всех народов.

Схоже у многих народов и отношение к потере девственности до брака. Особенно это касается девушек. Сама женская природа так устроена, что грех этот не может быть скрыт и непременно обнаружится. А коль вина может быть доказана, то она может быть и наказана. И наказывали. В России (да и в других христианских народах) еще в XIX веке не сохранившую себя девицу ожидало всеобщее презрение, отторжение от общества, грубые насмешки и выходки, мазание дегтем ворот, битье стекол в родительском доме. По неписаным законам, принятым в обществе, она уже не могла появляться на молодежных вечеринках, не надевала яркой одежды и, как правило, искала, куда скрыться с глаз. Замуж ее не брали, разве что какой-нибудь старый вдовец предлагал ей обвенчаться, дабы было кому варить щи и дохаживать его старость.

То, что кажется нам сегодня непомерно жестоким, имело свои причины. Дело в том, что первая близость у женщины сопровождается такими колоссальными изменениями в ее организме, такими физическими и психическими нагрузками, что должна происходить в особой атмосфере. В атмосфере брака, потому что именно брак и только брак способен дать ей необходимое в эти минуты спокойствие от сознания своего права и защиты этого права со стороны общества и родных. В противном случае психическая перегрузка может вызвать патологические изменения, мутации генотипа женщины, и в дальнейшем вероятность рождения у нее генетически больного ребенка возрастает. Статистику учащающихся добрачных связей сопровождает статистика увеличения генетических заболеваний и общей детской патологии. Характерно, что в регионах с мусульманским населением, где девственность невесты обязательна, таких заболеваний гораздо меньше. Легкомысленное отношение к добрачному сожительству не только подрывает здоровье нации, оно — прямая угроза самому существованию ее, так как ведет к ее вырождению. Только заботой о здоровом генофонде народа, о его будущем можно объяснить ту непримиримую жестокость, с которой общество отвергало от себя утратившую невинность девушку.

Девицу, не сохранившую девственности, называли и считали испорченною. Порча состояла в том, что, познав близость вне брака, как мужчина, так и женщина, бывают более склонны к неверности, чем те, кто вступил в брак в чистоте.

Народный опыт знает печальную истину: когда девушку, имевшую внебрачный опыт близости, покидает ее поклонник, она редко остается одна. Вскорости она начинает, может быть и не давая себе в том отчета, искать новую «любовь». В «Фаусте» Гете приводит народную песенку:

Ты начала теперь с одним, Потом другой придет за ним. А как до дюжины дойдет, К тебе весь город побредет.

Если юноша вступает в близкие отношения с девушкой до свадьбы, то он рискует получить неверную жену. А если девушка соглашается на эти отношения, то рискует потерять любимого.

Преждевременная плотская близость не может удовлетворить ожиданиям и представлениям о семейном счастье. Хотя бы потому, что близость является всего лишь частью этого счастья, и не исчерпывает всего многообразия семейных отношений. Она даже не дает представления о браке. Но молодые не знают этого, а если они от кого-то и слышали эту истину, им трудно в нее поверить. Отсюда и разочарование.

Первая близость может сопровождаться разочарованием и после свадьбы. Это от того, что истинно семейных отношений между молодоженами еще нет, они появляются со временем. Но в браке супруги как-то пытаются наладить жизнь и продолжают искать способы и средства быть счастливыми. Вне брака проще принять решение расстаться.

Если человек счастлив в семье — он вообще счастлив, и наоборот. Старшее поколение знает это из своего опыта и из опыта прежних поколений. Молодым же кажется, что истиной владеют только они и все мозги мира поместились у них в голове. Они хотят решать свои проблемы по- своему. Поэтому когда для чад приходит время влюбленности, родительское сердце не знает покоя в ожидании перемен и молит Господа о честном браке.

Однако заметим, что сегодня кто-то считает нереальным сохранение чистоты в современном мире, кто-то боится запретами закомплексовать ребенка. Но когда впоследствии воспитательные недоработки родителей проявятся в горькой семейной или бессемейной жизни их детей, претензии к особенности времени не предъявишь.

Святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к родителям, говорит, что воспитывая детей, их более всего надо удалять от плотского греха: «Ничто не украшает сего возраста, как венец целомудрия и то, когда юноша вступит в брак чистый от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена... От того и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее, когда юноши вступают в брак целомудренными». Сказано в IV веке. Византийская Империя, распущенность нравов чудовищная. Все те же самые особенности и нашего времени.

С помощью Божией все возможно. Современным родителям дети не верят, потому что и сами родители не верят в то, что целомудрие возможно в нашем мире, по-видимому, забыв, что невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27).

Устоять среди соблазнов человеку неверующему трудно, почти нереально. Зато, как обещал Спаситель, все возможно верующему (Мк. 9, 23), потому что с ним Господь. Если мы хотим, чтобы наши дети проводили добродетельную жизнь, их нужно воспитать осознанно верующими, религиозно грамотными. Здесь помогут домашнее чтение и размышление над Священным Писанием и Священным Преданием. Живые семейные разговоры о христианской жизни в истории и в современном мире. Но необходимо спешить, успеть напитать дитя духовными истинами, пока оно открыто родительскому слову, гибко, податливо, а не ждать более сознательного возраста. Тогда эти истины примутся всей душой и в минуты соблазна послужат ему, как некий «духовный бронежилет».

Но следует помнить, что родители должны сами быть церковными людьми и собственной жизнью свидетельствовать христианские истины, которые пытаются внушить ребенку.

Целомудренная жизнь возможна в нашем мире, но только тогда, когда мы принимаем ее сердцем. Когда вы слышите о том, что нежизненно требовать от молодых девственной жизни до брака, знайте, что причина такого мнения во внутреннем несогласии.

Девственнику даже легче сохранять себя от греха, чем тем, кто уже изведал близость. Не столько требования плоти становятся причиной падения молодых, а чаще всего любопытство, податливость мнению окружающих, боязнь быть не таким, как все. Если в браке вожделение утоляется супружеским ложем, и даже служит укреплению союза, то вне брака придется жить в постоянной борьбе с требованиями плоти, либо греховным образом служить им.

Всю свою жизнь мы учимся жить. Иногда мы правильно решаем жизненные задачи, иногда — ошибаемся. Ошибки бывают разные, но есть в жизни период, когда ошибка может стоить особенно дорого. В это время опасно доверяться лишь своему мнению. Хотелось бы, чтобы юность, не имеющая своего опыта, призывала для совета Господа и Его заповеди.

Протоиерей Илия Шугаев

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ СУПРУГА?

Большинство людей на земле, достигнув определенного возраста, вступает в брак. Однако разводов в наше время катастрофически много. Может быть, мы разучились выбирать свою «вторую половину» ?

У известного немецкого философа Эриха Фромма есть замечательная книга «Искусство любить». Начинается она со следующих размышлений:

Является ли любовь искусством? Если да, то она требует знаний и усилий. Но, может быть, любовь — Божий дар, выпадающий человеку как счастливый случай, удача?

Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее — быть способным любить... Люди думают, что любить просто, а вот найти подлинный объект любви или оказаться любимым этим объектом — трудно.

Своей книгой Фромм, чье мировоззрение во многом укоренено в библейском понимании союза мужчины и женщины, пытается показать, что любовь — это величайшее из искусств, которому надо учиться, познавая и теорию, и практику.

Три уровня любви

Многие думают, что основные трудности любви приходятся на время до заключения брака.

Но на деле все не так. Оказывается, «зажечь» душу не так уж и трудно, а вот поддерживать этот огонь нелегко. Дело в том, что человек — существо трехсоставное. У каждого из нас есть тело, душа и дух. И каждая из этих составляющих «зажигается» по-разному.

В человеке сначала затрагивается уровень телесных эмоций, затронутых внешней красотой. Между мужчиной и женщиной возникают отношения на уровне влюбленности. Эти отношения могут быть искренними и чистыми, но они еще очень неглубоки. Не только неглубоки, но и недолги.

Первое увлечение между мужчиной и женщиной может угаснуть. А может разгореться, если заинтересованность внешняя, телесная перерастет в заинтересованность внутреннюю, душевную — основанную на единомыслии, общих интересах и дружеской привязанности. Такие отношения более глубоки и долговременны, но для полноценного союза общих интересов, все-таки, маловато.

Высшая ступень единения двух душ, двух сердец, которую мы смело можем назвать истинной любовью, достигается только на духовном уровне отношений. Она выше любой дружеской привязанности и даже самой искренней влюбленности и из них напрямую не вытекает.

Одна православная женщина-психолог на занятиях о браке задает в конце беседы вопрос: «Когда вы вступали в брак, что вы хотели? Иметь жену? Иметь детей? Иметь уютный дом? Или же вы хотели быть мужем? Быть отцом? Быть хозяином дома?» В одном случае мы видим эгоистическое желание чем-то обладать, а в другом — желание изменить самого себя для других.

Из желания быть кем-то для другого человека и зарождается способность любить. И в идеале этой способностью хорошо бы овладеть до вступления в брак. Именно эта способность и является самым главным творческим началом в строительстве новой семьи. Одной ее уже достаточно для начала построения семьи! Вот почему в прежние времена часто устраивали браки, не спрашивая молодых об их желании. Наши предки хорошо понимали, что душевное и телесное влечение не так важны, если у мужчины есть желание стать настоящим мужем, а у женщины — настоящей женой. Если хочешь иметь хорошую жену, выбирать можно долго и тщательно, и все равно идеальную не найдешь. А если ты хочешь быть идеальным мужем, быть им ты можешь при любой жене. Какая бы жена ни попалась, сам будь хорошим мужем — вот и вся наука!

Основы православной семьи

Правильно вступить в брак очень сложно. Я бы даже сказал так: брак — это всегда риск, всегда шаг с закрытыми глазами. При вступлении в брак человек сталкивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями. С одной стороны, необходимо как можно лучше узнать будущего супруга еще до брака. А с другой стороны, даже самого себя познать до конца практически невозможно...

Говоря о семье, необходимо обратить внимание на один поразительный момент. Оказывается, в каждом человеке сосуществуют три совершенно разные ипостаси. Так, мужчина — это сначала жених, а потом муж и отец. Женщина — сначала невеста, потом жена и мать. И это совершенно разные люди, хотя и «сидят» они в одном человеке, у каждого из них своя логика поведения.

В начале семейной жизни происходит серьезная перемена в отношениях между мужчиной и женщиной. В первые два-три года супруги узнают друг о друге столько ранее не известного, что многие пары в этот период распадаются под напором нелицеприятной информации.

А истинная любовь сможет проявиться только тогда, когда двое научатся вместе любить третьего, то есть только когда в семье появятся дети, и супруги станут отцом и матерью.

Из сказанного выше можно сделать два вывода. Вывод первый: поскольку жених и невеста искренне скрывают друг от друга свои недостатки, нельзя спешить и доверяться первому впечатлению. Вывод второй: поскольку настоящие семейные отношения складываются только на третьем своем этапе, то надо выбирать не мужа или жену для себя, а отца или мать для своих детей.

Опыт поколений

В дореволюционной России браки заключались в основном в рамках сословий. Это оберегало от многих проблем, потому что будущие супруги имели схожее воспитание, схожие манеры, одинаковые запросы и много общих интересов.

Среди необходимых условий для заключения брака было и единое вероисповедание жениха и невесты. Это и сегодня должно быть очень важным условием.

К сожалению, в современном атеистическом обществе очень трудно разобраться, кто во что верит. Не забывайте, что атеизм — это тоже вера.

Очень важно еще до брака выяснить, на что человек надеется, во что верит.

Неправильный выбор может привести к тому, что человеку выпадут такие испытания в семейной жизни, какие не сможет выдержать либо он сам, либо его половина.

Чем слабее человек, чем меньше в нем духовной крепости, тем выше должны быть требования к его будущей половине. И наоборот, чем более человек преуспевает в духовной жизни, чем более готов к самопожертвованию, тем легче ему будет полюбить человека, имеющего даже серьезные недостатки.

Причем, выбирать может не только сам человек, но и его близкие. Хорошо, если в выборе участвуют духовно более опытные люди. Это могут быть и родители, и священник, к которому молодой человек пришел за советом. Важно, чтобы они были не просто опытны по-житейски, а имели именно духовную мудрость.

Духовная мудрость дает возможность оценить каждое свойство характера с точки зрения пользы для будущей семейной жизни.

Человеку, озабоченному поиском своей половины, надо как можно больше времени уделять своему духовному росту, а не самому поиску. Это поможет ему, во-первых, разобраться во встреченном человеке и не сделать явных и грубых ошибок. А во-вторых, в будущей семейной жизни поможет преодолеть неминуемые проблемы притирки друг к другу и дальнейшего превращения двух людей «в плоть едину».

КАК СТАТЬ КРОТКОЙ ГОЛУБКОЙ?

Что более украсит женщину, чем кротость? И что более украсит семью, чем кроткая жена? Кроткая жена — дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе (Сир. 2 6 , 17). Вы замечали, как легко бывает в доме, где тихая, кроткая хозяйка? Ее кротость гость чувствует, как особую ласку, ему кажется, что здесь его любят.

Но не все рождаются кроткими. Характер может быть вспыльчивым и раздражительным от природы, от неправильного воспитания. Как же укротить свою гневливость, свое несогласие?

Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1 , 19-20), — пишет апостол Иаков. Замедленная реакция на обиду или какое-то несогласие в семье — вполне доступная для всех форма кротости.

Ссора рождается там, где нет единения в одну плоть, где самолюбец ищет удовлетворения личному чувству справедливости, личному желанию. Состояние гнева наиболее схоже с тяжелой болезнью, а гневная речь с болезненным бредом. В момент ссоры ее и следует рассматривать как бред, то есть бессвязную и бессмысленную речь, не подлежащую коррекции.

Но именно в семье мы часто бываем свидетелями чуда, когда любовью побеждаются даже законы естества, земной логики.

Лучшее средство укрепить свое терпение — прибегнуть к молитве. Кратенькой, привычной молитве: «Господи, помилуй» или «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного (грешную)», «Пресвятая Богородица, спаси нас». Можно (про себя, конечно) прочесть молитву «Да воскреснет Бог...» или 90-й псалом, потому что ответное возбуждение гнева производит ссору (Притч. 30, 33) и может рассматриваться как одоление бесовскими силами.

Особенность брачного союза — право и обязанность супругов содействовать духовному возрастанию друг друга, возрастанию в Боге. При этом семейное главенство мужа подразумевает его ответственность за духовную жизнь семьи.

Супружеская любовь и единение укрепляются и освящаются совместным чтением молитв, утреннего и вечернего правила. Мы знаем, как содействует душевному расположению и хорошим отношениям общая трапеза, семейные обеды и ужины. В некоторых домах это единственное время мирного общения, единодушия. Но общая молитва умиротворяет и объединяет супругов несравненно более.

Общая молитва супругов способна погасить всякую ссору, разрешить недоумения, утишить боль обиды, подвигнуть к раскаянию в причиненном зле. Это время возрождения и обновления любви, потому что любовь от Бога (1 Ин. 4 , 7).

«В браке праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь; и единственный путь для этого — углубление духовной жизни каждого, работа над собой», — писал священник Александр Ельчанинов.

Семью называют малой Церковью, и муж занимает в ней место священника. Этим обусловлено послушание ему домочадцев, его права и обязанности по отношению к ним. Каждому главе семьи хорошо бы знать слова, что стоят на обратной стороне священнического креста: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою ». Муж обязан быть во всем образцом для близких, не соблазнять их на непослушание своим недостойным поведением.

Быть начальником, священником, учителем, главой семьи нелегко, если надеяться только на свои силы. Но возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя, — обещает Пророк (Пс. 54, 23). А с молитвой и с надеждой на Господа многое можно сделать. Есть семьи, где даже упрямицы- жены, для которых дело чести — ни за что не уступить мужу, все же через некоторое время смиряются и склоняются к церковной жизни. Вспоминается забавный случай, как одна «свободолюбивая » супруга решила уступить только наполовину и сказала: «Я из четырех постов выбрала для себя два — Великий и Успенский, остальные поститься не буду. В церковь тоже буду ходить только на литургию, а на всенощную не стану». Правда, продлилась такая половинчатость недолго, возможно, с год. А затем, поверив словам Спасителя, что возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62), бывшая строптивица окончательно вошла в церковную жизнь.

Я знаю семью, где муж стал православным недавно. Но еще до крещения он знал и любил православные праздники. Перед тем, как уйти к всенощной службе, жена готовила любимые мужем блюда, оставляла на столе или плите особенный ужин. В воскресенье ходила на раннюю службу и в девять с небольшим уже была дома, муж обычно только просыпался. В двунадесятые праздники обязательно, как и положено по Уставу, покупала и ставила на стол вино. К Рождеству и Пасхе дарила подарки. А главное, супруга старалась всегда быть безупречной женой, хозяйкой и матерью. На этой семье, можно сказать, исполнились слова апостола Петра: жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое богобоязненное житие (1 Пет. 3, 1-2).

Когда человек приходит к вере, в особенности, когда он становится церковным, он испытывает необычайную радость. Хочется поделиться этой радостью с близкими, хочется научить их этой радости. Но не стоит спешить. Не всегда наши близкие бывают способны воспринять нашу радость. Разумнее подождать и делиться своей радостью по капельке, выбирая для этого особенные случаи и особенные слова — более слов назидает ближнего наша любовь.

Протоиерей Сергий Николаев

УРОКИ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Чем заканчивается большинство русских народных сказок? Правильно, свадебным пиром. Ведь до этого момента в отношениях молодых всё красиво и романтично. А после свадьбы начинается семейная жизнь — долгожданная, желанная, но с неизбежными трудностями, которые предстоит пережить супругам. После свадьбы молодые пары сталкиваются с проблемами, о существовании которых еще недавно не подозревали. Как заложить фундамент прочной семьи еще до свадьбы и как, взявшись за руки, преодолеть все испытания? Как и много веков назад, для молодоженов и сегодня актуальны советы святителя Иоанна Златоуста.

Чем хороши ранние браки?

Одним из важных условий для создания счастливой и благословенной семьи являются ранние браки. Желательно, чтобы юноши и девушки вступали в брак рано, будучи еще молодыми, прежде чем зло успеет коснуться их, прежде, чем случится им впасть в плотской грех. Сегодня многие на этот счет придерживаются иного мнения. Большинство людей в наше время не спешат вступать в брак, но вовсе не потому, что считают себя духовно незрелыми, а из других соображений. Одни считают себя недостаточно устроенными материально. Другие всецело поглощены работой и прочими житейскими заботами, так что брак они считают вопросом второстепенной важности, и он отходит на задний план.

Если молодые люди до венца живут в воздержании и чистоте, то откладывание брака не приведет к серьезным проблемам. Если, однако ж, такая отсрочка (какими бы причинами она ни была вызвана) вынуждает будущих супругов вступать в добрачные отношения, тогда, говорит святитель Иоанн Златоуст, лучше идти под венец в раннем возрасте: «Если кто из родителей имеет молодых сына или дочь и готовит их к семейной жизни в миру, да поспешит наложить на своих детей брачное ярмо. Не будем же нерадеть, заботясь о молодых, видя огонь, разгорающийся внутри них, огонь плотских искушений. И, прежде чем успеют они впасть в грех, позаботимся привести их к богоугодному браку». Причина, по которой святитель рекомендует вступать в ранние браки, заключается в опасности возникновения у молодых не только добрачных, но и внебрачных падений. Как тонкий знаток человеческой души, святитель Иоанн Златоуст предостерегает, говоря, что тот, кто до брака привык ко блуду, тот и после станет прелюбодействовать. «Не познавший блуда до брака, и прелюбодеяния не познает. Тот же, кто привык иметь добрачные отношения, тот впоследствии дойдет и до прелюбодеяния, — говорит святитель. — Если супруги вступают в брак непорочными, и каждый впервые видит наготу другого, то тогда и чувство любви будет между ними сильней, и страх Божий возрастет в них еще больше, и брачное ложе справедливо будет называться честным, поскольку принимает тела чистые, непорочные, и дети, которые у них родятся, будут исполнены благословения».

Как получить благословение Христа на брак

Предположим, что выбор соответствующего лица в качестве жениха (или невесты) сделан. Решение принято. Венчание назначено на указанный день и час. Пора рассылать приглашения. Святитель Иоанн Златоуст в своих беседах говорит, что и пригласительные билеты играют свою роль для того, чтобы брак оказался счастливым. Но, спросите вы, какое отношение к благополучному браку могут иметь пригласительные билеты? И, тем не менее, самое прямое. Начнем с того, что на венчание обычно приглашаются все: и родственники, и друзья, — ни о ком не забывают. Но, приглашая родственников и друзей, не следует, однако ж, предоставлять им право вмешиваться в вопросы, касающиеся самого брака. Христианская пара не должна потворствовать требованиям и обычаям тех родственников, которые стремятся придать этому великому таинству чисто мирской характер. Часто родственники стараются навязать свое мнение относительно того, как должна быть одета невеста, кого стоит приглашать на брак и кого не стоит, в какой обстановке должно пройти само венчание, и как провести время по совершении таинства. Но не надо забывать, что родственники и друзья приглашаются для того, чтобы вместе помолиться за венчающихся. Помимо родственников по плоти в число приглашенных следовало бы включить и близких по духу людей, своих братьев и сестер во Христе. Они-то и приложат больше усилий для того, чтобы будущие супруги были счастливы. Ибо и любовь их нелицемерна, и возносимые ими молитвы достаточно теплы. Прежде же всего и всех на брак должен быть приглашен Сам Господь наш Иисус Христос. Как можно пригласить Христа? Милостынею! Так как, подавая милостыню, вы утешаете скорбящих, привлекаете к себе Христа и имеете Его благословение. Итак, прежде чем будут разосланы конверты с приглашениями, приготовьте отдельный конверт с определенной суммой денег, предназначенных для бедных. В первую очередь следует передать этот конверт какой-либо нуждающейся семье. Это и будет пригласительным билетом для Христа, Который, пришедши, освятит и благословит ваш брак. Послушаем, что по этому поводу говорит святитель Иоанн Златоуст: «Людей добрых и благонравных, которые вам знакомы, тех можете пригласить на брак. Настройте их, однако ж, так, чтобы они довольствовались всем, что есть. Никого же из танцоров, ни музыкантов приглашать не следует, ибо это расходы излишние и, к тому же, неподобающие. Прежде же всего пригласите к себе Христа. И вы знаете, как и посредством чего можно Его пригласить. Поскольку Он Сам сказал, что тот, кто делает что-либо во имя Его, равносильно тому, что Ему делает. Не считайте для себя зазорным и уничижительным пригласить к себе убогих и бедных».

Всё, о чем говорит святитель, очень актуально в наши дни. Огромные средства тратятся сегодня на то, чтобы подготовиться к браку, а именно, обставить и украсить свой дом, на дорогие одеяния и роскошно накрытые столы, на веселое времяпрепровождение в различных увеселительных центрах и заведениях. И ущерб, который получают как приглашающие, так и приглашенные, не только материальный, но и духовный. Так как оскверняется самая атмосфера христианского брака.

Священная цель брака

Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.

(Евр. 13, 2)

Когда-то люди были настолько страннолюбивы, что двери своих домов держали настежь открытыми для гостей. Некогда праведные Авраам и Лот, отличившиеся своими гостеприимством и радушием, сподобились принять у себя Ангелов. Аврааму под дубом Мамврийским явились три странника в виде Ангелов, которые были прообразом Святой Троицы (см.: Быт. 18, 1-8). А Лота навестили два Ангела в Содоме (см.: Быт. 19, 1-11). Так что, как сказал апостол Павел, страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр. 13, 2).

Современные христиане, казалось бы, должны были превзойти в страннолюбии Авраама и Лота, живших до пришествия Христа на Землю. Но, увы, многие из них начисто забыли о любви и странноприимстве. Даже детей, и тех не принимают они в свои дома. В переводе с греческого дом означает «место для детей». Так что дома строят прежде всего для того, чтобы наполнить их детьми, а не всевозможными предметами роскоши. Но, к сожалению, большинство супругов предпочитают иметь в доме модную мебель и дорогие ковры, редкие картины и изящные статуэтки, драгоценные украшения и дорогостоящие люстры, кошек, собак и других животных и только детей они не хотят иметь в доме. Но, в конце-концов, выходит так, что дом, не пожелавший принять детей, в итоге впускает сатану. И там, где не нашлось места для ребенка, в конечном счете не оказывается места и для самого хозяина.

Царь-псалмопевец Давид был восьмым ребенком в семье. Если бы его родители, Иессей с женой, жили в наше время и, разделяя взгляды современного общества, ограничились одним-двумя детьми, а появлению на свет других детей препятствовали различными «предохраняющими» способами, не родился бы Давид, величайший из поэтов и пророков, славный царь Израильский и псалмопевец, прообраз Мессии и Его предок по плоти. И они были бы повинны в том, что лишили человечество такой личности, как Давид.

Некоторые христиане спрашивают: «Как же нам быть теперь, неужели мы должны обзавестись дюжиной детей?» Все христиане, избравшие супружество, обязаны следовать программе, установленной Богом — вот простой и, думаю, исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Не может дерево сказать тому, кто его посадил: «Благодарю тебя за то, что посадил меня и ухаживал за мной, но плодов тебе давать я не собираюсь». Также и человек не может сказать Богу: «Благодарю Тебя, Господи, что даровал мне супруга (или супругу), но иметь детей я не желаю. Благодарю Тебя, конечно, за семя, но плодов от меня не жди». Как-то один рассудительный старец, видя, что пришедшая к нему пара (супругов) исполнена решимости скорей согрешить, чем позволить себе иметь еще и других детей, наложил на них следующий, казалось бы, странный канон: «Во время Божественной литургии, — сказал он им, — вы встанете на солее, прямо перед Царскими вратами и в тот момент, когда должна будет произноситься молитва “Отче наш”, скажете ее вы. Только вместо слов: “Да будет воля Твоя”, возвысите голос и скажете отчетливо каждое слово: “Да будет наша воля”. И будете поступать так четыре воскресенья подряд».

На это супруги воскликнули: «Батюшка, это невозможно. При всем нашем уважении к вам, мы не можем исполнить того, что вы от нас требуете. Во-первых, нам стыдно. Но, кроме того, кто мы такие, чтобы вносить свои изменения в молитву Господню, которой нас научил Сам Христос? » На что духовник ответил им: «Как можете вы позволить себе такое? Но именно это вы и делаете всё это время. Вы уже сами изменили закон Христов. Поскольку вы упорно настаиваете на том, чтобы предохраняться от чадородия и, таким образом, стараетесь преступить волю Божию, то в таком случае вам незачем и говорить более молитву “Отче наш”. Ибо вы желаете иметь Бога не Отцем, а неким безликим существом, которое бы не мешало вам жить так, как вы хотите, и чуть ли не одобряло ваши беззакония. Раз вы не хотите исполнять волю Его, тогда и не произносите более слов: “Да будет воля Твоя”».

Значит, чадородие — это воля Божия? Еще сто лет назад в нашей стране проблемы, связанной с чадородием, не возникало. Никто не задавал подобных вопросов, потому что люди в своем большинстве вели высоконравственный образ жизни, следуя естественным законам, заложенным в них Богом. Каждый рождал всех детей, скольких бы их ни даровал ему Господь. Тогда еще не могли заглушить свою совесть настолько, чтобы суметь так легко перейти от естественного к противоестественному, не успели очерстветь настолько, чтобы аномальное принимать за нормальное. Учит ли кто-нибудь зверей, как и надо ли рожать детенышей? Нет. Они сами следуют закону, заложенному в них Богом, который распространяется и на людей.

Безусловно, дети — не единственная цель брака. Будь оно так, давно должны бы были распасться браки тех, кому Бог по какой-либо причине не даровал детей. Но, как видите, этого не происходит. Итак, целью брака, как и всей нашей жизни, является спасение души. Деторождение, хоть и не является исключительной целью брака, зато оно представляет собой естественный его плод. И все, кто пренебрегает плодом и уничтожают его, те, конечно, и цели своей не достигают. Поэтому число абортов равняется числу разводов. В Притчах Соломона сказано: чего страшится нечестивый, то и постигнет его (Притч. 10, 24).

Священное Писание называет чадородие образом жизни и спасением. Впрочем жена спасается через чадородие, если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием, — говорит апостол Павел (Тим. 2, 15). Если бы женам разрешалось предохраняться от чадородия, Слово Божие хоть косвенно, но сказало бы нам об этом. Да и возможно ли, чтобы Слово Божие было направлено против Своего творения? Возможно ли, чтобы Слово Божие говорило что-либо в пользу уничтожения «образа и подобия Божия»? Возможно ли, чтоб Сам Бог и Его Церковь разрешали цель брака уничтожить, а средство для достижения этой цели оставить?

Невозможное человекам возможно Богу

Но Господь милостив и к тем, кто успел наделать ошибок. К тем, кто осознал свои грехи и искренне покаялся. Лишили жизни детей, преградили им путь жизни? Теперь пусть дадут возможность другим детям появиться на свет, скольких бы их ни послал им Господь. Те же, кто в преклонном возрасте, те по-другому пусть стараются загладить свою вину, например, не жалеть средств и времени на дела богоугодные: милостыню, поддержку многодетных семей, утешение скорбящих и страждущих. Искреннее и действенное покаяние в сочетании с добрыми делами является единственным способом очистить свою совесть и избежать воздаяния Божия за грехи.

Считается, что брак является разрешением многих проблем, но, в то же время, и само супружество представляет собой своего рода большую проблему. Много различных трудностей возникает как до брака, так и по вступлении в него, но одно следует помнить, что все проблемы разрешаются и улаживаются с Божией помощью, ибо невозможное человекам, возможно Богу (Лк. 18, 27).

Проблемы после брака скапливаются в большем количестве и встают острее. До венчания оба переживают романтичный период влюбленности, когда всё вокруг видится в розовом свете. Каждый видит достоинства другого в несколько преувеличенном виде, а на недостатки друг друга оба закрывают глаза. Находясь в состоянии влюбленности, будущие супруги даже не подозревают о предстоящих скорбях и трениях, которые неизбежны в супружеской жизни. Приходит время, туман влюбленности рассеивается, тогда перед супругами открывается суровая действительность семейной жизни. Со временем перед мужем и женой встают вопросы, которые требуют незамедлительного решения. И тут уже требуются взаимопонимание, вера, молитва и терпение. Когда нет этого духовного фундамента, проблемы начинают расти и умножаться, и уже высятся как неприступные горы, и в какой-то момент выход из кажущегося тупика оказывается весьма печальным. За последние десять лет в нашей стране значительно умножилось число разводов. И главной причиной этого является ошибочное представление о браке, когда в нем видят в основном средство для ублажения своего самолюбия и своих потребностей, даже не догадываясь, что супружество — это крест. И лишь тот, кто принимает его как крест, с Божией помощью сумеет преодолеть все трудности, которые встретятся на жизненном пути.

ХОРОШАЯ ЖЕНА - БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕБЕС

Отрывки из дневников Царственной мученицы Императрицы Александры Федоровны Романовой являются настоящим подарком для современной женщины. В них сокрыты глубокая любовь и уважение, вера и бесконечная преданность, надежда и жертвенность ради ближнего — прежде всего, ради своей семьи.

Есть нечто святое и вызывающее почти благоговейный страх в том, что жена, вступая в брак, сосредотачивает все свои интересы на том, кого она берет себе в мужья. Она оставляет дом своего детства, мать и отца, разрывает все нити, которые ее связывают с прошлой жизнью... Она смотрит в лицо того, кто попросил ее стать его женой, и с дрожащим сердцем, но и со спокойным доверием вручает ему свою жизнь. И муж с радостью чувствует это доверие. Это на всю жизнь составляет счастье человеческого сердца, способного и на несказанную радость, и на неизмеримые страдания.

Жена в полном смысле слова все отдает своему мужу. Для любого мужчины это торжественный момент — принять ответственность за молодую, хрупкую, нежную жизнь, которая доверилась ему, и лелеять ее, защищать, оберегать, пока смерть не вырвет у него из рук его сокровище или не поразит его самого.

Секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви.

Еще один важный элемент в семейной жизни — это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не говорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения. Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя. Каждый в своих планах и надеждах должен обязательно подумать и о другом. Друг от друга не должно быть никаких секретов. Друзья у них должны быть только общие. Таким образом, две жизни сольются в одну жизнь, и они разделят и мысли, и желания, и чувства, и радость, и горе, и удовольствие, и боль друг друга.

Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое- то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.

Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости. Истинно любящие всегда готовы и уступить, и извиниться.

Без благословения Бога, без освящения Им брака, все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена.

В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности.

Когда увядает красота лица, потухает блеск глаз, а со старостью приходят морщинки или оставляют свои следы и рубцы болезни, горе, заботы, любовь верного мужа должна оставаться такой же глубокой и искренней, как и раньше.

В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца. Вот совет: не демонстрируйте плохое настроение и оскорбленные чувства, не говорите гневно, не поступайте дурно. Ни одна женщина в мире не будет так переживать из-за резких или необдуманных слов, слетевших с ваших губ, как ваша собственная жена. И больше всего в мире бойтесь огорчить именно ее. Любовь не дает право вести себя грубо по от- ношению к тому, кого любишь. Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.

Нужно советоваться с женой о своих делах, своих планах, доверять ей. И она счастлива, когда он просит у нее совета, и так они еще больше сближаются.

Если день был благоприятный, она вместе с мужем разделяет его радость, если неудачный, она помогает ему, как верная жена, пережить неприятности, ободряет его.

Не только счастье жизни мужа зависит от жены, но и развитие и рост его характера. Хорошая жена — это благословение Небес, лучший дар для мужа, его ангел и источник неисчислимых благ: ее голос для него — сладчайшая музыка, ее улыбка освещает ему день, ее поцелуй — страж его верности, ее руки — бальзам его здоровья и всей его жизни, ее трудолюбие — залог его благосостояния, ее экономность — его самый надежный управляющий, ее губы — лучший его советник, ее грудь — самая мягкая подушка, на которой забываются все заботы, а ее молитвы — его адвокат перед Господом.

Верной жене нужно быть здоровой, сильной, практичной, трудолюбивой женщиной, способной выполнять семейные обязанности, и отмеченной все-таки той красотой, которую дает душе высокая и благородная цель.

Первым требованием к жене является верность, абсолютное доверие — это основа верной любви. Он уверен в ее любви, он знает, что ее сердце неизменно предано ему. Он знает, что она искренне поддерживает его интересы. Очень важно, что муж может доверить своей верной жене ведение всех домашних дел, зная, что все будет в порядке.

Каждая верная жена проникается интересами своего мужа. Когда ему тяжело, она старается подбодрить его своим сочувствием, проявлениями своей любви. Она с энтузиазмом поддерживает все его планы. Она не груз на его ногах. Она — сила в его сердце, которая помогает ему делаться все лучше. Не все жены являются благословением для своих мужей. Иногда женщину сравнивают с ползучим растением, обвивающим могучий дуб — своего мужа.

Верная жена делает жизнь своего мужа благороднее, значительнее, обращая его могуществом своей любви к возвышенным целям. Она делает его жизнь прекрасной, смягчает резкие и грубые его привычки, если такие были.

Хорошая жена — хранительница семейного очага.

Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести.

Для каждой жены главная обязанность — это устройство и ведение ее дома. Что бы ни случилось с мужем в течение дня, когда он входит в свой дом, он должен попасть в атмосферу любви.

Если знание — это сила мужчины, то мягкость — это сила женщины. Любовь раскрывает в женщине многое, чего не видят посторонние глаза. На ее недостатки она набрасывает вуаль и преображает даже самые простенькие ее черты. Жена всегда должна больше всего заботиться о том, чтобы нравиться мужу, а не кому-нибудь еще. И муж, и жена должны отдавать друг другу все лучшее в себе.

Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.

Дети — это апостолы Бога, которых день за днем Он посылает нам, чтобы говорить о любви, мире, надежде!

Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей, как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты.

Иеромонах Николай (Генералов)

О ЖЕНСКОМ ПРИЗВАНИИ

Каждая женщина мечтает о счастливой семье. Но семья всегда начинается с мужа и жены. Какой должна быть женщина-христианка и каким должен быть мужчина-христианин, чтобы создать такую семью ? Об этом рассуждает доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии самарской православной духовной семинарии, настоятель заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня

архимандрит Георгий (Шестун).

Отец Георгий, каким Вам видится идеальный образ современной церковной женщины, женщины- христианки?

Если бы речь шла только о внешнем облике, я бы постарался его как-то описать, но здесь дело еще и в поведении. Я думаю, образ христианки — это образ очень деликатной, жертвенной, молитвенной и любящей женщины. Тяжело бывает верующей матери и жене в нецерковной семье. А еще сложнее ей, когда она только начинает воцерковляться. Вместе с тем, это бывает опасно для семьи. Дело тут вот в чем. Женщина, вдруг открыв для себя новый мир — мир благодатный, мир вечной жизни, мир Божественный, — сразу начинает пытаться привести в этот мир всех остальных членов семьи: мужа, детей. И вот она уже начинает молиться по утрам вместо того, чтобы готовить завтраки; вместо того, чтобы в воскресенье с мужем ехать на дачу или к друзьям, она бежит в храм на Литургию. Муж брошенный, дети тоже с удивлением смотрят на маму. Такие женщины забывают слова Господа: не вы Меня избрали, а Я вас избрал (см. Ин. 15, 16). Эту женщину Спаситель привел к Себе, а для других еще не время. В этот период нужно быть особенно осторожной — если Господь призвал тебя в Церковь, нельзя резко менять уклад семьи. Здесь нужен уже личный подвиг: если ты хочешь почитать правило, то встань пораньше на часок да помолись, потом приготовь завтрак, как было заведено раньше. Так же и вечером — уложи всех спать и молись. Если не получается, ну, в постельке про себя начни творить Иисусову молитву или почитай правило Серафима Саровского, чтобы не беспокоить своих. В воскресенье сходи на раннюю Литургию, а в 9 часов уже будь дома. И постепенно, когда семья увидит, что мама стала добрее, терпеливее, любвеобильнее, она тоже захочет посмотреть, а где мама этому научилась. И поэтому образ современной церковной женщины — это образ молитвенницы за весь свой род, за всю семью, взявшей на себя подвиг предстояния перед Богом за всех домочадцев, кто еще не пришел в храм. И такая женщина постепенно приводит к Богу всю семью.

Вспомним замечательные слова преподобного Амвросия Оптинского. Когда к нему пришла женщина и спросила, как спасать свою душу, он дал ей два совета. Первый совет: перестань всех учить. И второй: зри свои грехи.

Как можно определить высшую цель жизни современной женщины?

Цель жизни современной женщины вечна: служить и помогать. Также она призвана к чадородию и к чадолюбию (одним чадородием не спасешься). Женщина должна хранить семейный очаг и смирить себя так, чтобы уметь простить все, чтобы семья никогда не распалась. Вообще цель жизни любого человека — это исполнить волю Божию на земле. А по воле Божией предназначение женщины — быть женой и матерью. И детей нужно воспитывать для Бога — Бог дал, Богу и верни. И, конечно, нужно реализовывать те способности и таланты, которые в женщине заложил Господь, но в рамках тех обязанностей, которые положены в основу ее жизни. А самая высшая цель жизни — это спасение души.

А какова роль женщины, которая не может иметь детей?

Оставаться женщиной при этом. Здесь нужно отличать: в браке женщина или нет. Существует несколько видов служения, я бы их поставил по порядку. На мой взгляд, первый путь — это монашество. Если девушка до брака знает, что никогда не сможет иметь детей, то, возможно, стоит подумать об уходе в монастырь.

Второй путь — когда женщина уже вышла замуж, не зная о том, что она не может иметь детей. В этом случае просто нужно любить своего мужа, помогать ему во всем — и это подвиг. Ведь в некоторых семьях дети являются удерживающим обстоятельством для того, чтобы семья сохранилась, а в семье без детей остается только любовь, только она способна сберечь семью. Можно задуматься над тем, чтобы взять на воспитание ребеночка из детского дома и любить его как своего родного. Нужно молить Бога, чтобы Он дал этого ребенка, а не ты сам выбирал его в детском доме, как в магазине. Отчаиваться не надо, у всех свой путь, свое послушание!

Батюшка, как меняется роль женщины, когда она становится бабушкой?

Первая и главная задача бабушек — не вмешиваться в семьи своих детей. Главное для бабушки — остаться помощницей. Бабушки забывают, что когда их дети стояли под венцом, над ними читались слова да прилепится муж к жене своей и оставит отца и мать свою, да будут двое плоть едина (ср. Быт. 2, 24). С момента венчания у детей начинается своя жизнь. И у бабушки тоже должна быть своя жизнь, если сказать еще точнее, у каждого человека должна быть своя жизнь. Роль бабушки очень деликатна. Она должна быть миротворцем, уметь всех сплотить, сгладить конфликтные ситуации, бабушка должна стать молитвенницей за всю семью. Но всегда для бабушки самый главный человек — это дедушка!

Как на судьбу женщины может повлиять ее уход от венчаного мужа и вступление во второй брак?

Да это не судьба, это своеволие. Ну, какая нормальная женщина уйдет от законного мужа? Она же знала, за кого выходила замуж, знала, что это за человек. Ведь замуж выходят, а не выскакивают. Уход от мужа — это не судьба, не Божия воля, а эгоистичная попытка выйти замуж по расчету, чтобы в чем-то улучшить свою жизнь. И здесь есть великая опасность. Господь ведь никогда не дает испытаний выше сил человека, и если человек следует Его воле, то даже скорбная жизнь превращается в радость. Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Какие семьи самые счастливые? Это семьи, которые пережили все скорби, и всегда — через прощение обид, неурядиц, может, даже измены. Когда два пожилых человека сидят друг напротив друга, муж думает: «Как мне повезло, что я женился на ней!», а жена думает: «Я на его месте никого другого и представить не могу!» Вот это и есть любовь. А когда человек разрушает семью, уходит из нее — это самая большая беда в его жизни. После ухода из семьи поменяется не только судьба, но и сам человек навсегда останется опустошенным. Уход от мужа — это же предательство, что еще здесь скажешь...

Батюшка, многие женщины сегодня вынуждены становиться главами семей, кормилицами. Как им при этом оставаться женщинами?

Если женщина умеет любить, она всегда останется женщиной. Я много раз приводил такие примеры. В семье муж — глава, он не должен мыть посуду, стирать, мыть полы, не должен, не обязан. Но, если он любит свою жену и видит, что она не справляется, болеет, муж может это делать. Если муж любит жену, то он может и посуду помыть, и за детьми поухаживать. То же самое происходит и с женщиной. Последние двадцать лет рушилась экономика страны, закрывались предприятия, на улицу выбрасывались люди с уникальными профессиями, которые просто не могли, например, торговать на рынке. И такие люди часто оставались без работы, без средств к существованию. А женщины, как более энергичные и предприимчивые создания, взяли на себя несвойственную им обязанность содержать семью. Но, опять же, все это было сделано по любви к мужу, именно в тот момент ему нужна была помощь, и жена поддержала его. Мудрая жена, даже если она зарабатывает больше мужа, никогда не будет укорять его в этом и претендовать на роль главы семейства. Любящая жена знает свое место. В качестве иллюстрации к моим словам хорошо подходит сюжет из фильма «Москва слезам не верит». В фильме слесарь женился на директрисе завода, которая знала, кто в доме хозяин и смиренно признавала за ним право «все и всегда решать самому, на том простом основании, что он — мужчина». В семье от того, сколько ты зарабатываешь и какая у тебя должность, вообще ничего не зависит, все зависит от того, любите вы друг друга или нет. И в любых обстоятельствах, даже самых трудных для мужа, он является главой, а жена — его помощницей.

Иерархия «муж — жена», «родители — дети» понятна. А как должны выстраиваться отношения между сестрой и братом, старшими и младшими детьми?

Прежде всего, сыновей и дочерей нельзя воспитывать одинаково. Когда рождается сын, рождается уже маленький, но мужчина, у него уже мужской характер, в нем Господь заложил противление женской власти над собой. Поэтому даже маленького мальчика нужно воспитывать как мужчину — благородным, мужественным, ответственным, умеющим защитить других. А девочку — как женщину, хозяйку, которая умеет помыть полы, накрыть на стол, приготовить суп, помыть посуду. И поэтому сестра не должна различать — старший брат или младший. И в сестре, и в брате уже с детства должно проявляться Богом предназначенное служение. Сестра должна помогать своему брату так же, как помогает мама папе. Ей нужно ухаживать за братом, следить за его опрятным видом, накормить его, на брате она учится навыкам будущей жены и матери. А брат всегда должен защищать свою сестренку и учиться делать мужскую работу: починить кран, смастерить что-то, поменять лампочку... Отношения братьев и сестер зависят от того, насколько правильно воспитывают мальчиков и девочек. Мальчик должен брать пример с отца, который, в свою очередь, должен быть спокойным и выдержанным. За трапезой отец садиться на главное место за столом, жена и дочери должны подавать обед сначала ему, затем сыновьям. Во всем необходим порядок, ведь по-гречески порядок — иерархия! Но нельзя все позволять ребенку лишь потому, что он мальчик. Ему нужно говорить: «Как ты себя ведешь? Ты же мужчина, а мужчина должен вести себя достойно! Посмотри на папу, разве он сделал бы так?»

Если отец сказал «да», значит — разрешено, если — «нет», значит — нельзя. Конечно, сейчас мама в основном воспитывает детей, а папа добывает средства на пропитание, и у нее смещены ориентиры, она уже не отца кормит в первую очередь, а детей, и это первый шаг к тому, чтобы дети сели на голову.

Для женщины муж — это главный авторитет. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу (Еф. 5, 22), — вот какую высоту Господь заложил в устроение семьи! И мужчина должен понимать, на какую высоту Господь его поставил, он должен понимать всю ответственность своего высокого положения. Мужчина стоит перед Богом, а за его спиной — семья, он ведет семью к Богу, пролагает путь в Царство Небесное. Таково предназначение. А жена находится между спиной мужа и миром. Женщины — очень эмоциональные, чувственные, ранимые, мнительные. Проблема, незначительная для мужчины, — трагедия для женщины, даже если с ней поделиться чем-то вроде бы маловажным, для нее это может стать ударом, она впадет в панику. Поэтому женщине не следует вмешиваться в стратегические вопросы, ей лучше заниматься тактикой — хозяйством.

А как умирить свою эмоциональность?

Женщине нужно чаще исповедоваться, сокрушенно молиться со словами: «Господи, помоги Ты мне как немощному сосуду!» Женщина больше должна опираться на силу молитвы, благодати, покаяния, чаще спрашивать совета у духовника. Но здесь тоже есть одна опасность: иногда священники не понимают глубину отношений между мужем и женой. Бывает, что женщина спросит благословения на что-то, священник благословляет, а муж ей это запрещает, и возникает конфликт. Поэтому, когда у меня женщина на что-то спрашивает благословения, всегда узнаю, как относится ее муж к этому ее решению. А если она не спрашивала об этом мужа, то я отправляю ее сначала посоветоваться с ним. Мужа я называю «старцем ». Говорю: «Иди к своему старцу, как он скажет, так и делай».

Советы священника должны быть направлены на то, чтобы скрепить семью, а не внести раздор. Понимаете, даже неверующего мужа Господь вразумляет, как управлять своей семьей. Дело тут в том, что муж любит жену, а Бог есть Любовь. И через любовь к жене и детям Господь дает мужу ту мудрость, которая поможет ему в жизни. И рано или поздно любящий муж все равно придет к Богу. А женщина, которая жалуется на своего мужа, должна в первую очередь подумать о том, что неправильно в ее поведении.

Батюшка, каким, на Ваш взгляд, должно быть отношение современной женщины к моде?

У моды есть одно лукавство. Когда говорят, что мода должна подчеркивать вашу индивидуальность — это неправда. На деле оказывается, что когда люди начинают одеваться по моде, они становятся очень похожими друг на друга. Как меняется человек под воздействием моды, можно проследить на прихожанах православных храмов. Вот, например, в храм приходит взбалмошная дама с накрашенными губами, огромными ногтями, остриженными волосами, в короткой юбке, немного суетливая, экзальтированная и постепенно начинает входить в церковную жизнь. Когда она начинает заглядывать в свое сердце, искать в нем грехи, то уже меньше обращает внимание на внешний вид и больше задумывается о внутреннем мире. И вот потихоньку у нее отрастают волосы, появляется коса, юбка становится длиннее, ее лицо уже не нарисованное, а Богом данное. Начинают делать свое дело и посты — женщина становится стройной и уже не такой крикливой и неуравновешенной. Постепеннопостепенно появляется образ русской красавицы. И вот тогда именно Церковь открывает этой женщине мир истинной «моды», которая придает человеку богозданный образ. Спокойная, целомудренная, с ясными глазами и светлым лицом женщина и являет собой образ настоящей красавицы. Мода должна подчеркивать естественную, Богом данную, красоту. Истинная красота — это когда внешний облик открывает душу человека. Именно уникальностью, неповторимостью люди и отличаются друг от друга. Кстати, когда женихи говорят своим невестам, мол, ты у меня самая красивая! — неправда это, есть и более красивые. А вот когда говорят: «Ты у меня неповторимая!» — это правда.

Как живешь, такая у тебя и мода!

А как в целом мода и насаждаемые ею стереотипы влияют на мировоззрение современного общества?

Мода — это одно из орудий разрушения нашего мировоззрения и наших традиций. Как корабль назовешь — так он и поплывет. Как человека оденешь — так он и будет себя вести. Вот молодых людей, подростков почему-то стали называть тинейджерами. Это слово подразумевает определенную форму поведения и стиль одежды, какие-то нелепые штаны, кепка на боку, какие-то майки с глуповатыми надписями. И средства массовой информации начали пропагандировать эту моду. Но разве такой человек может быть серьезным, послушным, соответствовать образу будущего мужчины или будущей женщины? Создается какой-то нелепый клоунский облик — это просто издевательство над человеческим образом. Ребенок, соответствуя этому образу, должен что-то выкрикивать, жевать резинку, надувать пузыри, создавать о себе впечатление как о глупеньком недоразвитом создании. При этом подростки вынуждены вести себя вызывающе по отношению к взрослым, отрицать нашу культуру и историю. Это попытка внедрения некого «инородного вируса » в нашу традиционную жизнь. Если приучать женщину ходить в коротких юбках, с яркой косметикой, она будет считать это нормой. Но ведь так одевается только женщина «легкого поведения ». И этот образ навязывается нашим женщинам. Тот или иной образ диктует определенный сленг, смелую жестикуляцию при общении. Разрушается благородная система отношений, благородство поведения, благородство русского слова, языка. Поэтому мода разрушительно влияет и на подсознание людей, и на мировоззрение.

Сейчас люди, словно, растерялись. Несколько десятилетий назад, например, все знали, в чем приходить в театр — надевали вечерние платья, переобувались в туфли. И посмотрите, как в театр ходят сейчас — в чем угодно: в джинсах, майках. То же самое можно сказать и по отношению к Церкви. Раньше люди собирались на встречу с Богом, одевали все самое лучшее, что было у них. А сейчас человек спокойно может зайти в храм прямо с пляжа в шортах и совершенно не задумывается, где он находится. Современные люди словно потеряли здравый смысл. Для них своеволие становится выше разумения. Вот так мода влияет на подсознание. К сожалению, даже маленьких детей теперь часто одевают в шапки то с рогами, то с ушами, то с клоунскими помпончиками. Вот если мы обратимся к XIX веку, то увидим, что там мальчики — это уже мужички в сапожках, подпоясанные. Если взять царскую семью, то там дети были в мундирчиках, крестьянские мальчики — в косовороточках, девочки — в сарафанах. Ведь мальчик — это маленький мужчина, а девочка — это маленькая женщина. И одевать их надо соответствующе, а не как попугаев, мишек, собачек или клоунов. Сейчас в моду потихонечку вторгается оккультный мир и создает демонические образы для наших детей. Если внимательно посмотреть, что нарисовано на майках и рубашках, почему заплетают две косички, торчащими вверх в виде рогов, то станет ясно, что бесовщина пытается проникнуть в душу человека через моду. Поэтому я призываю не забывать, что мы — люди, что мы — мужчины и женщины, несем в себе образ Божий, и мы должны быть очень бдительны и осторожны в отношении современной моды.

Отец Георгий, что Вы пожелаете читательницам?

Всем читательницам я желаю прожить жизнь с молитвой на устах, с Божией помощью исполнить свое призвание, за все Бога благодарить и всегда уповать на заступничество Божией Матери, которая вас как своих любимых чад никогда не оставит!

Оглавление

  • ОШИБКИ ДОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  •   Розовые очки
  •   Эффект скотча
  •   «Пробные браки»
  •   Мода
  • О ДЕВСТВЕННОСТИ
  • КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ СУПРУГА?
  • КАК СТАТЬ КРОТКОЙ ГОЛУБКОЙ?
  • УРОКИ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА
  •   Чем хороши ранние браки?
  •   Как получить благословение Христа на брак
  •   Священная цель брака
  •   Невозможное человекам возможно Богу
  • ХОРОШАЯ ЖЕНА - БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕБЕС
  • О ЖЕНСКОМ ПРИЗВАНИИ Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Как стать образцовой женой: о женском счастье и призвании», Автор Неизвестен -- Религия

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!