О слепой и зрячей вере.
В ответ на мою статью о христианстве, опубликованную в газете «2000» 20.05.2011 года, пришло не мало комментариев. Я благодарен всем – и тем, кому статья понравилась, и тем, кому – нет.
Среди комментариев людей неверующих была ясно высказана мысль – «христиане, ваша вера слепа». Об этом я и хотел бы поговорить.
Что означает этот штамп – «слепая вера»? Мои оппоненты это не пояснили, но думаю речь идет об необоснованной вере.
Действительно – обосновать неверие просто. Бог ежеминутно за руку не хватает, не навязывается, за сделанное добро в ту же минуту подарками не осыпает, за зло – молниями по башке не наказывает... Атеист делает вывод – я Бога не вижу, значит Его нет.
На мой взгляд, первая часть фразы: «Я Бога не вижу» - правдива, а следующая: «значит, Его нет» - очень сомнительна. Если Ваня не видит того, что видит Коля, это не обязательно означает, что Коля все выдумал. Это может означать и другое. Например, то, что Ваня – слеп.
Так на чем же основывают свою веру христиане? Христиане основывают свою веру на свидетельстве очевидцев Евангельских событий – апостолов (то есть – учеников) Иисуса Христа. О рождении Христа от Девы Марии, о Его проповеди, о Его чудесах, о Его смерти на кресте и о Его воскресении из мертвых – обо всем мы знаем от апостолов. Каждый догмат Православной Церкви берет начало в их словах.
Кем же были апостолы? Простыми рыбаками. Сейчас это не впечатляет – мы живем в мире повальной грамотности, люди самых простых занятий рассуждают о сложнейших вещах, и никого это не удивляет. Две тысячи лет назад в Палестине грамотных людей было куда меньше, и богословствующий рыбак вызывал, мягко говоря, удивление. Так современного человека наверняка бы поразил бродяга, успешно доказывающий теорему Ферма...
Откройте Новый Завет. Вы увидите четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и от Иоанна), а так же книгу апостольских деяний, апостольские послания, откровение Иоанна Богослова. Прочтите одно за другим четыре Евангелия, задавая себе только один вопрос: «Могли ли простые рыбаки (в то время – люди гарантировано малообразованные, некнижные) придумать эту историю?»
Читающий человек, способный отличать художественную литературу (в основе которой лежит вымысел) от мемуаров (в основе которых – воспоминания об реально пережитых событиях) при вдумчивом прочтении согласится – простые рыбаки придумать такую историю не могли!
Серьезно – задумайтесь. Советская школа учила всех – Евангелие это такая народная сказка, фольклер. Прочтите Евангелие, а потом почитайте народные сказки (хоть русские, хоть японские, хоть африканские) – похожи ли? Нет, не похожи, и близко не похожи! Советская школа утверждала – это такое воплощение народных чаяний. Вдумайтесь – неужели «любите врагов ваших; подставь правую щеку, если тебя ударят по левой; раздай твое имущество нищим и иди за Мной» - это такие народные чаяния?! В газете «2000» постоянно публикуют письма граждан – вот они-то и выражают народные чаяния. Что-то не припомню, чтобы граждане горели желанием любить врагов и раздавать свои деньги!
Сравните Евангелие с мифами древней (еще языческой) Греции. Похоже? Нет. Евангелие – это история о том, как Бог, Творец Мира, стал человеком, добровольно принял мучительную смерть для того, чтобы принести людям (своим созданиям) вечность. Есть это в греческих мифах? Нет, и близко нет! Не нужно напоминать мне о Прометее. Прометей – не Творец Мира, приносит людям не вечность, а всего лишь огонь, и страдает отнюдь не добровольно. Греческие мифы полны сварами между олимпийскими богами. Есть что-то подобное в Евангелии? Нет. Список непохожестей можно продолжать и продолжать...
И так – Евангельская весть не фольклер и не воплощение народных чаяний.
Кстати, а что говорили о своей проповеди сами апостолы? «Мы – свидетели, мы говорим правду, мы видели, мы слышали, мы трогали руками!» - эти слова рассыпаны по Новому Завету. И этих слов много. А вот указаний на то, что апостолы что-то придумали или выразили народные чаяния – нет ни одного.
Верили ли сами апостолы в то, что проповедовали? Ответ однозначный – да, верили!
Помните фразу: «доносчику первый кнут»? Несколько веков назад это были не просто слова, а жестокий, но довольно эффективный принцип дознания. В практическом применении это выглядело примерно так: «Ты утверждаешь, что видел, как Петя убил Борю? Палача сюда! Вдруг ты Петю ненавидишь и на него клевещешь? Ложись на лавку, да попробуй кнута, и только потом, когда ты своей болью подтвердишь серьезность своих слов, и мы будем воспринимать твои слова серьезно!».
К чему я это говорю? Серьезность своих слов апостолы подтвердили сполна. Все апостолы были за свою проповедь убиты. Исключения – предатель Иуда, который повесился, потому, что не перенес последствие своего предательства, и апостол Иоанн Богослов, закончивший свои земные дни глубоким стариком в ссылке на острове Патмос.
Мне приходилось слышать – попы Бога из жадности придумали. История не подтверждает это изречение. Те, кто первыми вышли известить мир о Боге, явившемся во плоти, умерли за свою проповедь. Они умерли мучениками, но не отказались от своих слов: «Мы видели, мы слышали, мы – только свидетели, но все, что мы говорим – правда!»
Имеем вывод первый – жизнь и смерть апостолов доказывают то, что Евангельские события - были.
Следующий вопрос – верили ли в реальность Евангельских событий люди, жившие в то же время и в том же месте?
Да, верили. Первая христианская община возникает после дня Пятидесятницы, то есть меньше, чем через два месяца после Воскресения Иисуса Христа.
Критики христианства упускают из виду, что апостолы проповедовали, прежде всего, своим современникам, а современникам заведомую чушь не всучишь!
Чтобы было понятно, возьмем для примера Великую Отечественную войну. Официальная история утверждает – в ней виновна Германия, так как она напала на СССР 22 июня. На Нюрнбергском процессе была озвучена другая версия – Германия напала потому, что ее вынудили. СССР сам был готов к нападению и не ударь Гитлер первым, наступательную мощь советской военной машины ему было бы не остановить. Так защищали себя на процессе некоторые руководители Германии (в частности – Риббентроп), сейчас эту версию отстаивает публицист В.Суворов (Резун). И та и другая версия имеет массу сторонников (я, во всяком случае, встречал и тех, и других), они горячо спорят, выдавая на гора бездну интереснейших фактов...
А теперь – внимание. Представьте себе, что будет, если сейчас выйдет кто-то и скажет – да расслабьтесь, парни, войны просто не было! Поверит ему хоть кто-то? Появится у него хотя бы один сторонник? Нет – свяжут и почтой в дурдом отправят! Почему? Потому что тысячи переживших войну единогласно скажут – это бред собачий, мы войну на своей шкуре прочувствовали!
Вернемся в Палестину двухтясячилетней давности. Община первохристиан в начале состояла из таких же евреев, как и сами апостолы. Да, потом к ним присоединились и христиане из обращенных язычников, но первый язычник (сотник Корнилий) был обращен уже после того, как количество христиан считали тысячами. Подумайте – были бы у апостолов сторонники и последователи, да еще в таком количестве, если бы проповедь апостолов не имела ничего общего с реальностью?! Ведь эти люди сами жили в том же месте и в то же время! Если бы за проповедью апостолов не было ничего, то и современники им сказали бы – «идите отсюда, не отвлекайте нас от важных дел своими сказками! Мы всю жизнь прожили в Иерусалиме и ничего такого не видели». Однако современники Евангельских событий этих слов апостолам НЕ ГОВОРИЛИ.
Более того – многие из них позже умерли мучениками во время гонений (первые крупные гонения при императоре Нероне, а это 60-е годы первого века – еще живо первое поколение христиан). Как и сами апостолы, они предпочли умереть, но не отказаться от своей вести – «и мы там были, и мы видели, все, что мы говорим – правда!»
Как вы думаете, похоже все это на то, что апостольская весть – просто фольклер или сказки?!
Имеем вывод второй – поведение современников апостолов доказывает то, что Евангельские события - были.
Идем дальше. У апостолов были не только друзья – с самого рождения христианства у него появились и враги.
Прежде всего – иудеи, христианство не принявшие. Ничего удивительного в этом нет – еврейский народ веками ждал Мессию, обещанного ему пророками еще в Ветхом Завете. И вот пришел Христос, жил, говорил, творил чудеса, принял крестную смерть, воскрес... Одни иудеи сказали: «Да, это и есть обещанный Мессия, более того, это сам Бог, ставший Человеком!» Эти люди стали христианами. Другие иудеи возразили: «Это не настоящий Мессия, мы будем ждать другого» (насколько мне известно, именно от этого происходило слово «жид» - то есть «тот, кто ждет»). Народ разделился, возник острый конфликт, из тех, которые только и бывает между близкими людьми – родственниками или соседями.
Верили ли иудеи, не ставшие христианами, в то, что Евангельские события были? Как ни странно – да!
В 70-х годах первого века римские войска разрушили Иерусалим, и иудеи рассеялись по миру. Для того, чтобы не раствориться среди инородцев, вождями народа была выработана талмудическая литература. В этой литературе есть указания на Евангельские события. Интерпретация этих событий, конечно, иная, читать это оскорбительно для христиан, но обратите внимание – указание на эти события есть! Если бы иудеи считали Евангельские события сказками, они бы и говорили – ребята, это сказки, не было ничего. Но иудеи, современные апостолам и не принявшие Христа, ТАК НЕ ГОВОРИЛИ!
Следующие враги христиан – гностики, то есть люди, пытавшиеся перетолковать Евангелие в языческих терминах. Они тоже современники апостолов, и тоже не говорят – ваша весть сказка!
Гностики – прямая противоположность большинству современных людей. Современный человек согласен признавать Христа человеком, но не верит в то, что Христос – Бог, Творец мира. Гностики же настаивали на том, что Христос был как раз Богом, но Человеком – не был. Ничего странного в этой разнице нет – это сейчас все подзабылось, а тогда человека, который бы сказал, что Иисус Христос ни чем не отличается от остальных людей, подняли бы на смех! Просто человек не ходит по воде, не воскрешает мертвых, да и сам не воскресает после смерти... В момент проповеди гностиков еще жило много свидетелей Христовых чудес, и потому гностики Божественность Христа не оспаривали. Как видим – гностики были непримиримыми соперниками христианства, но подлинность Евангельских событий не отрицали.
Имеем вывод третий – современники апостолов, враги христианства тоже верили в то, что Евангельские события - были, только объясняли их суть по другому.
Подведем итоги – христианская вера не слепа, она основывается на событиях, реальность которых подтверждается СОВРЕМЕННИКАМИ этих событий – как христианами, так и не христианами.
Каждый человек сам выбирает, как ему смотреть на Христа – любящим взглядом апостолов, ненавидящим взглядом фарисеев, или равнодушным взглядом Пилата, которому все равно, что есть истина, главное, чтобы начальство не гневалось...
Христиане, это те, кто смотрит на Христа так, как смотрели на него апостолы. Те самые, которые приняли мучительную смерть, но не отреклись от своих слов: «Мы видели, мы слышали, мы - свидетели, убивайте нас, если хотите, но все, что мы говорим – правда!»
Я не жду того, что все атеисты, прочитавшие эту статью, тут же побегут в Храм, от усердия роняя по пути тапки. Но я мечтал бы получить хотя бы один комментарий подобного содержания: «Я, имярек, признаю то, что у христиан есть серьезные основания для их веры. Я не согласен с вашей верой по таким и таким пунктам, НО НАЗЫВАТЬ ЕЕ СЛЕПОЙ БОЛЬШЕ НЕ БУДУ!»
Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg
Комментарии к книге «О слепой и зрячей вере», Эдуард Николаевич Качан
Всего 0 комментариев