«Осуществляет ли Бог свое руководство посредством организации?»

1813

Описание

Эта публикация была подготовлена специально для людей, которые были или являются Свидетелями Иеговы. В ней предлагаются библейские свидетельства, помогающие ответить на вышеупомянутые вопросы, которые неизбежно проистекают из утверждений Общества Свидетелей Иеговы о том, что Бог всегда действовал через свою организацию. Также затрагивается вопрос, имеют ли Свидетели Иеговы (в целом или по отдельности) с точки зрения Писания право называть себя «каналом сообщения» между Богом и человечеством.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Том Кабин ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЛИ БОГ СВОЕ РУКОВОДСТВО ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ? [1] [2]

Эта публикация была подготовлена специально для людей, которые были или являются Свидетелями Иеговы. В ней предлагаются библейские свидетельства, помогающие ответить на вышеупомянутые вопросы, которые неизбежно проистекают из утверждений Общества Свидетелей Иеговы о том, что Бог всегда действовал через свою организацию. Также затрагивается вопрос, имеют ли Свидетели Иеговы (в целом или по отдельности) с точки зрения Писания право называть себя «каналом сообщения» между Богом и человечеством. Если не указано иначе, все библейские цитаты взяты из Синодального перевода Библии. Другие переводы и обозначения: Современный перевод (СоП), Перевод епископа Кассиана (ПЕК), Перевод Нового Мира (НМ).

Общество Свидетелей Иеговы утверждает, что Бог всегда общался с людьми и осуществлял свое руководство над ними через организацию. Согласно учению Общества, сегодня такой организацией является организация Свидетелей Иеговы, ее Руководящий Совет, который пользуется для своих целей юридически зарегистрированным Обществом Сторожевой Башни. Это юридическое лицо, как утверждается, является представителем назначенного Богом «канала сообщения» между Богом и людьми. Свидетелей Иеговы учат, что Бог вверил все свои интересы на земле этой организации, что вне ее нет возможности ни для спасения или для обретения Божьего одобрения. Когда Свидетели Иеговы принимают крещение, им даже нужно выразить согласие с тем, что они принимают эту «руководимую Богом организацию». Через печатные издания и своих представителей правящие лица Общества Сторожевой Башни дают подробные и регулярные указания тысячам собраний Свидетелей Иеговы по всему миру. Они координируют проповедническую работу, сообщают об изменениях в доктринальной и организационной структуре, вырабатывают правила, регулирующие разные религиозные и светские вопросы, а также предусматривают дисциплинарные меры в отношении тех, кто нарушает такие правила. Руководство также получает регулярные отчеты от своих представителей в поле.

В публикациях общества Сторожевой Башни понятие «Организация Иеговы» означает больше, чем просто группу поклонников. В этом понятии содержится мысль о том, что среди всего сообщества верующих Бог всегда уполномочивал отдельных людей (или небольшую группу людей) для того, чтобы они получаемые непосредственно от него указания и информацию раздавали и распределяли остальным одобряемым поклонникам, и что вне такого «канала сообщения» Бог не общается непосредственно с отдельными людьми.

Итак, это и есть вопрос, которому посвящено это обсуждение. Руководит ли Бог людьми при помощи организации, которая, в свою очередь, управляется на земле маленькой группой людей, его особых представителей, без посредничества которых невозможно узнать или исполнять его волю? Что говорит по этому поводу Библия?

От Адама до потопа

Бог обращался к Адаму и Еве напрямую. Он благословил их и сказал им, что он от них ожидал (Быт 1:28–30). После того, как они согрешили, он задавал им вопросы, а затем произнес непосредственно им и змею свой приговор (Быт 3:9–19). Бог по-разному отнесся к жертвам Каина и Авеля. Когда Каин проявил неподобающее отношение, Бог направил и предостерег от греха его лично. Когда Каин убил своего брата, Бог судил его как отдельного человека (Быт 4:6–15).

В течение продолжительного периода патриархов, исполнение заповеди Бога «плодиться и размножаться» скорее приводило к расселению и удалению друг от друга, нежели к объединению. Следовательно, в это время не упоминается, что какая-либо группа служителей Бога поклонялась в каком-нибудь отдельном месте или что они как группа получали от Бога вести, которые они должны были нести другим.

Когда Бог решил очистить землю от неправедности при помощи потопа, он выбрал Ноя, чтобы тот сообщил людям указания о том, что нужно делать, чтобы спастись. Бог говорил с Ноем напрямую. Будучи «проповедником правды» (2 Пет 2:5), Ной действовал как пророк, передавая другим вести от Бога. После потопа Ной принес Богу жертвы за себя и за семью; этот образец продолжался много веков (Иов 1:5). Главы семей представляли свои семьи перед Богом, таким образом в ограниченной мере выполняя роль священников или посредников.

От потопа до Синая

После потопа Бог повторил свое повеление «плодиться и размножаться» (Быт 9:1). Он продолжал говорить с людьми напрямую, а иногда через ангелов, сны, видения или пророков, которые, получая от Бога сообщения, должны были доносить их до других. Когда ряд бунтарей сговорились построить огромную башню, отчасти из-за страха «рассеяться по лицу всей земли», Иегова Бог смешал их языки и вынудил их (по крайней мере в течение еще некоторого времени) выполнять его повеление наполнять землю (Быт 11:4, 8).

Спустя несколько столетий Бог пообещал своему другу Аврааму, человеку выдающейся веры, что от него будет «произведен великий народ» (Быт 12:2). Так было положено начало новому устройству. В семье, к которой Бог благоволил и которой уделял особое внимание, в будущем родится обещанный Мессия. Но началась ли с этим новая, более «организованная» эпоха Божьего общения с людьми?

Семья Авраама росла, и Бог продолжал напрямую обращаться к своим служителям, среди которых были люди, которые постоянно или временно были его пророками. Однако похоже, что ни у одного из них не было целой картины; нельзя также сказать, что Бог пользовался лишь одним «каналом» или рабом в каждый отдельный промежуток времени. Например, будучи еще очень молодым человеком и живя с отцом, патриарх и пророк Иосиф видел вдохновленные сны, предсказывающие будущее. Иегова послал Иосифа в Египет, тем самым подготовив возможность для семьи Иакова стать целым народом. Но Иегова не открыл Иакову свои намерения, хотя Иаков все равно был патриархом и пророком (Быт 42:36). Под Божьим руководством 75 потомков Авраама перешли в Египет. Спустя 430 лет их число составляло несколько миллионов.

Когда Бог собирался избавить свой народ из рабства в Египте, Он из горящего куста говорил напрямую с Моисеем, и дал ему власть совершать чудеса, чтобы показать Израильтянам и Египтянам значение имени Иеговы и стоящую за ним силу. Готовность, с которой они немного позднее стали поклоняться золотому тельцу на равнинах Синая и другие примеры слабой веры свидетельствуют о том, что как группа они не придерживались чистого поклонения своего предка Авраама.

После выхода из Египта Бог заключил с Израилем особый завет. Они получили Закон, который руководил ими в нравственных, гражданских и религиозных вопросах. Эти события представлены в «Сторожевой Башне» в качестве параллелей того, как Свидетели Иеговы были выведены из этого «мира», в особенности из так называемого христианства, и того, как они получили централизованное управление через земной «канал сообщения», что в конечном итоге привело к возникновению их теперешней организации. Израиль представлен в качестве своего рода «прообраза» высокоорганизованного Общества Сторожевой Башни. Верны ли такие параллели? Действительно ли Моисеев Закон породил централизованную структуру управления, подобную той, что существует сегодня у Свидетелей Иеговы?

Как был организован Израиль?

Моисей был действительно «каналом сообщения» между Богом и Израилем. Он назван в Писании «посредником» (Чис 12:7; Гал 3:19). В своей посреднической роли он был прообразом Иисуса Христа (Втор 18:18, 19; сравните с Деян 3:19–23). Моисей вел Израиль и был пророком. Его преемник Иисус Навин был вождем, но не был посредником или пророком. То же можно сказать о брате Моисея Аароне и его потомках священниках. Как и другие члены их колена Левиты, они просто должны были выполнять религиозные, а не исполнительные или пророческие функции. Кто же тогда управлял Израильским народом?

У Израильтян не было потребности в централизованном правительстве, так как они в сущности являлись одной семьей. Они были организованы, если так можно сказать, соответственно семейным отношениям. В Израиле «стоначальники и тысяченачальники» не выбирались всем народом и не были назначаемы Богом. Они были родственниками людей, которых они представляли. Каждое колено представляло собой семейную группу, имевшую общего предка и тесные родственные связи.

Моисеев Закон служил Израильтянам в качестве нравственного и религиозного руководства. В нем содержались подробные определения грешных поступков и мыслей, касавшиеся всех областей их жизни, а также то, что нужно было делать, когда совершались подобные грехи. Но в Законе не оговаривалось, какую форму должно было принять человеческое правительство и административная власть. Будучи под Законом, Израильтяне должны были руководствоваться в первую очередь своей собственной совестью, а не подчиняться человеческим правителям, которые бы подчиняли других своим законам при помощи полиции или другими силовыми мерами. На согрешивших и провинившихся в преступлении закона санкции накладывались самими людьми из их окружения, под надзором старейшин. Священники смотрели за приношением жертв и другими религиозными действиями. Каждый человек в отдельности был ответственен за свое поведение перед Богом, своей семьей и сообществом. Это была теократическая форма правления в ее настоящем смысле: сам Бог занимал место земного царя. Была ли такая форма правления эффективна?

От Синая до дней Самуила

В течение более 350 лет после перехода в обетованную землю у израильтян не было никакого человеческого царя или централизованного правительства. «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд 21:25). Такое теократическое устройство не приводило к анархии, свидетельства показывают, что оно приносило прекрасные результаты.

При необходимости время от времени Бог выбирал и назначал судей. Но они скорее были военными, нежели правительственными, вождями. Иногда у Израиля было больше одного судьи, иногда ни одного. У них не было особой исполнительной власти и их нельзя было считать царями Израиля, так как Бог был их единственным правителем. В заключительных главах книги Судей содержится интересное и необычное повествование о том, как при существовавшем тогда устройстве осуществлялось правосудие в случае жестокого преступления.

Библейское повествование показывает, что две трети времени судей в стране был мир. После того, как под руководством судей Израильтяне сражались с врагами, упоминается три периода по 40 лет и один период в 80 лет, когда земля «покоилась» — в стране был мир (Суд 3:11; 3:30; 5:31; 8:28). После завершения периода судей больше никогда не было столь продолжительного мира. По сути Библия упоминает лишь одного пророка, посланного Богом в то время в Израиль — пророчицу Девору. Что же произошло, что изменило эту ситуацию, так что больше не было такого покоя, как прежде?

Зарождение неправильной идеи

Со временем Израильтяне стали требовать царя. Им захотелось, чтобы у них было видимое централизованное правительство. Почему? Потому ли, что при теократической форме правления у них не было мира или благоденствия? Нет. Для того ли, чтобы защитить себя от отступничества? Нет. Они сказали: «И мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши» (1 Цар 8:20). Им захотелось быть похожими на окружавшие их языческие народы. Их мысль была эгоистичной, мирской, нетеократичной. Бог именно это им и сказал. Самуил думал, что израильтяне отвергли его как пророка, но Иегова Бог поправил его. Бог сказал, что их просьба означала, что они отвергли Его как царя. Бог предупредил Израиль, что централизованная форма правления приведет ко многим трудностям, но они настойчиво просили Бога, чтобы он дал им человеческого царя (1 Цар 8–10).

Бог выполнил их просьбу. Он выбрал для них праведного и способного человека, Саула, чтобы тот был их первым царем. С прошествием времени хорошие качества Саула, за которые он был выбран в качестве царя, потерялись за его дурными качествами. Бог отверг Саула и выбрал для Израиля другого царя, юношу Давида, который позднее был назван «мужем по сердцу» Бога (1 Цар 13:14). Но даже у такого приятного Богу человека как Давид были серьезные недостатки. Правление Давида было омрачено скандалом, связанным лично с ним и трагедией в его семье.

О сыне Давида Соломоне было сказано, что он «был мудрее всех людей». Его сорокачетырехлетнее правление было отмечено миром, процветанием и счастьем, но и он, с прошествием времени, стал неверным Богу (3 Цар 11:4–6). Впоследствии, когда сын Соломона Ровоам сел на престол, Иегова навсегда разделил народ на два царства: десятиколенное царство (Израиль) на севере и двухколенное (Иуду) на юге (3 Цар 11:9–13). Таким образом, централизованное правление Израилем печальным образом не оправдало себя. Оно продержалось лишь три поколения, несмотря на то, что Бог сам выбирал им царей. Если рассматривать иудейскую историю с этого момента, тогда сравнивать израильтян и Свидетелей Иеговы двадцатого века становится еще труднее.

Два царства, одна организация?

После разделения на два царства ситуация для иудеев навсегда изменилась. В Иудее продолжали править потомки Давида, в то время как в Израиле существовало несколько царских династий, иногда ведших друг с другом кровавую борьбу за власть. Оба иудейских царства воевали как с внешними врагами, так и друг с другом. В обоих царствах были свои цари. Центром поклонения северного царства вместо Иерусалима стала Самария, так как Иерусалим находился на территории двухколенного царства. Священники-левиты были в значительной мере заменены священниками из не-левитов, что привело к ложному поклонению.

Трудно представить, как можно правительственную ситуацию Иудеев того времени хоть как-то сравнивать с единой слаженно функционирующей организацией с одним административным центром. Не то чтобы одно царство было верным, а другое неверным. И в северном, и в южном царстве могли быть как хорошие, так и плохие цари. Бог не отказался иметь дело ни с тем, ни с другим царством. Он посылал пророков в обе страны. И в том, и в другом царстве, когда цари были неправедными, процветало зло. Но если сердце царя было наклонено к праведности, обычно происходил возврат к более чистой форме поклонения, что приводило к благословениям Бога.

В середине восьмого века до христианской эры северное царство, Израиль, прекратило свое существование после завоевания ассирийским царем Салманасссаром. Позднее некоторые потомки плененных ассирийцами израильтян вернулись в свою прежнюю столицу Самарию на севере Палестины. В дни Иисуса они были известны как Самаряне, и были ненавидимы своими иудейскими родственниками.

После падения северного царства, в Иудее, южном царстве, были как хорошие, так и плохие цари. В шестом веке до Христа Бог позволил, чтобы за свою неверность они были завоеваны Навуходоносором и отведены в плен в Вавилон. После пленения сравнительно небольшая группа возвратилась в Иерусалим, чтобы вновь отстроить храм и жить на своей родине. Однако большинство так и не вернулось в Палестину.

С того времени, как Бог пообещал своему другу Аврааму, что его потомки станут народом до дней Иисуса прошло почти 2000 лет. Иногда в Израиле действительно процветало истинное поклонение, особенно в те годы, когда у них еще не было царей. Но у них никогда не было центрального административного управления, которое хотя бы отдаленно (по форме или функциям) напоминало существующую сегодня организацию Сторожевой Башни. Однако на протяжении всего этого времени они по-прежнему были избранным народом Бога. Откуда это известно?

Иисус послан к «погибшим овцам дома Израилева»

В то время, когда Иисус пришел на землю, Израиль был чем угодно, но только не высоко организованной страной. Ими правили иностранцы. Они не отстаивали чистое поклонение. Большинство из них (то, что осталось от десятиколенного царства плюс потомки многих Иудеев, которые так и не вернулись в Палестину после вавилонского плена) было рассеяно по всей земле. Ими уже правили несколько правителей из разных народов. Они были разделены в своих верованиях. Они добавили к закону много своих правил, так что выполнение даже таких простых заповедей, как соблюдение субботы, стало невозможным. Поклонение в Иерусалиме было осквернено духом наживы и бессмысленными ритуалами и формальностями.

Несмотря на это, однако, служение Иисуса было в первую очередь обращено к Иудеям и Самарянам, а не к язычникам. Почему? Иисус сам ответил, что он был послан «к погибшим овцам дома Израилева» (Мф 15:24). Несмотря на неверность и отступничество, они по-прежнему были Божьим избранным народом. Только после того, как они отвергли Мессию, их «дом был оставлен пустым» (Мф 23:38).

Как Бог общался с Израилем?

В Библии есть много примеров того, как Бог общался со своим народом. С некоторыми служителями он говорил напрямую (Быт 46:1–4; Ис. Нав. 8:1), или через ангелов (Суд 6:11–24; глава 13). Другие служители, включая пророков, видели видения или сны (3 Цар 3:5–15; 9:1–9; Ис 1:1; Ам 7:1–9; Иез 1:1). Но большинство вестей Бога к своему народу передавали пророки. В Евреям 1:1 (СоП) говорится: «В прошлом Бог многократно и по-разному говорил с нашими предками через пророков». Чаще всего в Израиле появлялись пророки, когда народ впадал в неверность. Они просто получали вести от Бога и передавали их другим. Эти вести (пророчества) призывали народ оставить ложное поклонение и выполнять требование Закона и вернуться к чистому поклонению. Кто назначал пророков? Их не назначали вожди, священники или даже другие пророки. Бог сам, посредством святого духа, назначал их (Чис 11:24–29). В Законе не было оговорено никакой процедуры о том, как назначать пророков или уполномочивать их на их служение. Каждый израильтянин в отдельности должен был сам определять для себя, действительно ли те, кто называли себя пророками, были от Бога. В Законе было три признака истинных пророков и пророчеств: 1. пророк говорил во имя Иеговы, 2. пророчество сбывалось, 3. пророчество способствовало истинному поклонению (Втор 18:20–22; 13:1–4).

Как можно увидеть из Библии, работа пророка несла в себе очень мало престижа или власти. Пророки были непопулярны. Избранный народ Бога в основном плохо относился к большинству из них. Многих жестоко преследовали и убивали вожди своего же народа.

Были ли Божьи пророки когда-либо организованы в какой-либо центральный совет, осуществляя руководство над израильским народом? В Библии иногда упоминаются группы пророков (например, в 1 Цар 10:5, 10; 4 Цар 2:3, 5 и 4:38), но они никогда не являлись чем-либо вроде постоянного Божьего «канала сообщения». В действительности иногда пророки даже не знали, есть ли на земле другие пророки от Бога или даже вообще — остались ли истинные поклонники. Например, когда северное царство впало в неверность, пророк Илия думал, что он остался единственным человеком в Израиле, который не поклонился Ваалу. Однако Бог открыл ему: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей: всех сих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар 19:18). В то время эти верные люди несомненно считались бы неверными пред царем-помазанником. И по всей вероятности они не были организованы в какую-либо группу. Хотя они и жили в окружении неверного (но все же избранного) Божьего народа, они сохранили свою личную веру в Бога и жили соответственно ей.

Библия показывает, что в течение всей дохристианской эпохи были отдельные люди, остававшиеся беззаветно преданными Богу, несмотря на то, оставались ли руководители страны верными, или нет. Так продолжалось и до времени Иисуса. Праведный пророк по имени Симеон увидел младенца Иисуса: это было исполнением пророчества, переданного ему святым духом. Также упоминается верная пророчица Анна (Лк 2:25–38).

Начало христианской эры

Когда пришел Иисус, Бог пользовался им скорее как своим новым представителем, способ его общения с людьми не изменился. В Евреям 1:2 говорится: «В последние дни сии [Бог] говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез которого и веки сотворил». Станет ли Иисус формировать видимую организацию для того, чтобы она представляла его интересы на земле, или каждый христианин в отдельности должен был бы стать «посланником от имени Христова»? (2 Кор. 5:20)

Когда Иисус призвал к бдительности и бодрствованию, Петр спросил: «Господи! К нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, пришед, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его». Затем Иисус показал, что может произойти, если раб окажется непослушным. В завершение он сказал: «Раб же тот, который знал волю господина, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Луки 12:41–48).

В «Сторожевой башне» риторический вопрос Иисуса из параллельного повествования из Матфея 24:44–51 используется в качестве «доказательства» того, что Иисус дал организации Свидетелей Иеговы власть единственного «верного и благоразумного раба», поставленного над «всем имением» господина. Но трудно себе представить, как этот отрывок из Писания можно применить к разным религиозным организациям, что каждой из них придется больше или меньше отвечать перед Господом соответственно тому, сколько знания у каждой из них было. Этот рассказ имеет смысл только если мы применим его к отдельным христианам. Он поощряет каждого человека в отдельности достойно вести себя по отношению к другим людям, особенно к другим христианам, и помнить, что однажды нам всем придется отвечать перед высшим Господином.

Были ли апостолы «Руководящим советом»?

Если Иисус хотел установить «канал сообщения», через который бы проливалось бы больше света на понимание Писания, несомненно, можно было бы ожидать, что «улучшенное понимание» открывалось бы его апостолам. Однако, записанная история показывает, что это было не так. Некоторые из апостолов часто появляются во вдохновленном повествовании о росте христианства. Но в написании Библии принимали участие лишь трое из них: Матфей, Петр и Иоанн. Остальные девять фигурируют в распространении и росте христианства гораздо меньше, чем, например, Павел, Варнава, Сила и Тимофей. И большинство из писателей вдохновленных Греческих Писаний не были из числа 12 апостолов: в первую очередь Павел, а также Марк, Лука, Иаков и Иуда.

Во время жизни, смерти и воскресения Иисуса исполнилось много пророчеств, и религиозные учителя в дни апостолов не ожидали этого. Христианам была нужна помощь в понимании. Как была открыта ранним христианам истина о мессианской роли Иисуса? Согласно словам из Луки 24:13–35 в день, когда Иисус был воскрешен, он явился двум ученикам, шедшим по дороге в Еммаус, человеку по имени Клеопа, и, возможно, его жене. «Начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им [а не 11 апостолам] сказанное о Нем во всем Писании». Это полное объяснение того, как еврейские пророчества исполнились на Иисусе, было значительным божественным откровением. Иисус разделил с ними ужин и затем удалился. Они немедленно вернулись в Иерусалим, нашли 11 апостолов и рассказали им о своей встрече с Иисусом. Когда они рассказывали о случившемся, Иисус появился перед собравшимися.

Перед восшествием на небо Иисус сказал одиннадцати апостолам, что ему уже была дана власть принять личную ответственность за все: «Дана мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:18–20).

Перед своей смертью Иисус сказал своим ученикам, что он пошлет им «параклета» — утешителя, помощника или советника, который займет его место на земле после вознесения Иисуса на небо: «И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины… вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16,17). Говоря затем о работе Святого Духа, Иисус продолжил: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16:13–15).

Должен ли был Святой Дух действовать лишь короткий промежуток времени, может быть примерно на протяжении жизни одного поколения после начала существования христианского собрания, пока Иисус организовал бы формирующуюся церковь и научил ее выполнять роль Святого Духа, в частности, «наставлять их на всякую истину» и говорить от лица Иисуса? Нет. Иисус сказал, что не нужно будет искать какую-либо замену Духу, что Он пребудет с учениками «вовек».

Так как после своего воскресения Иисус постоянно был бы со своими учениками посредством Святого Духа, у него не было причины призывать своих учеников ожидать развития какой-либо централизованной группы человеческих представителей, чтобы они вели его народ или руководили им. В том же ключе еще раньше Иисус просто сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и я посреди них» (Мф 18:20).

Был ли иерусалимский «Совет» источником «улучшенного понимания»?

В публикациях Свидетелей Иеговы утверждается, что старейшины собрания в Иерусалиме, городе, откуда евангелие стало распространяться по всему миру, действовали наподобие руководящего совета Свидетелей Иеговы, вынося важные решения, которыми должны руководствоваться христиане в других собраниях, и служа источником улучшенного понимания истины. Утверждается, что старейшины в Иерусалиме действовали именно так, когда возник вопрос об обрезании. Но действительно ли Библия учит этому? Какова была роль иерусалимского собрания? Как действовали Иисус и Святой Дух в разрешении этого вопроса? Давайте внимательнее рассмотрим сообщения из Деяний 15:1–35 и Галатам 2:1–14.

Согласно сообщению из Деяний проблема возникла, когда некоторые иудеи пришли из Иерусалима («от Иакова» — см. Гал 2:12) в Антиохию и стали учить чему-то новому, чему Павел не учил этих верующих из язычников. В чем же состояла эта «новая истина» из Иерусалима? «Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись», — говорили они. Это прямо противоречило тому, что Иисус ранее открыл Павлу, что спасение происходит только благодаря вере. Павел занял твердую позицию в связи с этим вопросом. Но эти мужчины из Иерусалима настаивали на своей правоте, поэтому Павел и Варнава пошли в Иерусалим «по сему делу к Апостолам и пресвитерам». В послании Галатам Павел пишет, что он пошел в Иерусалим следуя руководству самого Господа, «по откровению». Как и выяснилось, некоторые христиане из иудеев действительно верили, что обрезание было необходимо для спасения.

В рассказе Павла об этой встрече, которую он описал в послании собранию в Галатах, говорится, что у него был разговор со «знаменитейшими» в собрании, с видными старейшинами. Он предложил им «благовествование, проповедуемое [им] язычникам» и «ни на час не уступал и не покорялся». Эти преданные Богу мужчины под руководством Святого Духа поняли, что они ошибались и приняли исправление, которое Христос передал через Павла, а позднее определенно высказались на другой встрече, где присутствовали и другие старейшины, так что все, под руководством Святого Духа, пришли к правильной точке зрения. Затем они написали извинительное письмо, адресованное конкретно язычникам в Антиохии, сделав свое предложение, чего тем стоит избегать, чтобы сохранять мир между Иудеями и язычниками, и что также содействовало бы их здоровью и благополучию.

Без сомнения, нет никаких свидетельств того, что на этой встрече было достигнуто какое-либо новое понимание. Иерусалимские старейшины скорее получили исправление, нежели осуществили руководство. В этом сообщении нет никаких указаний на то, что в Иерусалиме существовал «руководящий совет» христиан, чьи решения и распоряжения должны были рассматриваться всеми христианами. Свидетельства говорят об обратном — о том, что Божий Дух действовал через отдельных верных людей, чтобы защитить христианское собрание от ошибки.

Дух Бога действует в ранних христианах

Иисус велел своим ученикам оставаться в Иерусалиме, «доколе [они] не облекутся силою свыше» (Лк 24:49). Это произошло в пятидесятницу. В тот день Петр обратился к собравшимся, указав на то, что тогда исполнилось пророчество Иоиля. Одним из тех предсказаний, которое должно было исполняться на протяжении христианской эры, были слова «излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа моего, и будут пророчествовать» (Деян 2:17,18). В этом пророчестве сказано, что Бог посредством Святого Духа будет общаться с христианами точно так же, как Он делал это в дохристианские времена, напрямую — в видениях, снах и через пророков. Подтверждает ли Писание, что именно так и произошло?

В книге Деяний содержится множество примеров того, как исполнилось это пророчество Иоиля. Можно читать о том, какую активную роль играл в раннехристианском собрании лично Христос, а также Святой Дух, ангелы, видения и сны. Это происходило при обращении людей в веру, распространении собрания, выборе и руководстве апостолов и миссионеров, сохранении собрания от заблуждений, ободрении и поддержке христиан в трудностях и испытаниях и руководстве в записи и сохранении в христианских Писаниях всей необходимой информации, которая бы понадобилась христианам в последующие столетия. Не было ни одной существенной стороны христианского роста, которой бы не руководил и управлял Иисус или Святой Дух.

Рассмотрим, например, случай с Филиппом и эфиопским служащим. Филипп проповедовал в Самарии. Ангел послал его к дороге, ведущей из Иерусалима в Газу. По пути он встретил эфиопского евнуха. Дух подвел Филиппа к его колеснице. После того как Филипп крестил его, Дух увел его прочь (Деян 8:36, 39, 40).

Или рассмотрим пример Корнилия, преданного, богобоязненного человека. Ему было видение ангела Бога, который велел ему послать за Петром в Иоппию людей. Тем временем Петр, молясь на крыше дома, вошел в исступление и услышал голос, который сказал ему, что то, что раньше считалось нечистым, сейчас было чистым. Дух рассказал ему о людях, посланных Корнилием. Петр пошел в дом Корнилия, где возвестил евангелие большой группе собравшихся, которые стали христианами (Деян 10:1–46).

Иисус сам обратил Савла (Деян 9:3–6; 15). Под руководством Святого Духа Савл (Павел) был выдающимся апостолом, возвещая христианскую весть неиудеям. Он положил начало многим собраниям. Кто уполномочил его на это? Может быть его направило собрание в Иерусалиме или хотя бы Антиохии (откуда он отправлялся в свои миссионерские путешествия)? Нет. Савл и Варнава были назначены миссионерами и направлены в путешествия при особом руководстве Святого Духа (Деян 13:1–4).

В Писании говорится, что тем, кому проповедовал Павел, нужно было ожидать руководства от Христа, а не от какой-либо группы старейшин, будь это в Иерусалиме или еще где-нибудь. Когда Павел разговаривал с тюремным стражем в Филиппах вскоре после своего и Силы чудесного освобождения, где-то после полуночи он просто рассказал Божье Слово стражу и «всем, бывшим в доме его». Еще до рассвета страж и все домашние его (что, возможно, включало детей и слуг) крестились. Сказал ли им Павел, что им нужно связаться с местным собранием, где они могли бы получить дальнейшие указания, что им нужно теперь делать? Нет, так как в той местности не было собрания, там жила только одна новообращенная христианка — Лидия (Деян 16:30–34).

Можно приводить еще много примеров, но суть ясна: в руководстве ранними христианами наиболее активную роль играл Иисус Христос сам, а также Святой Дух, а не какой-либо человек или группа людей. Дух руководил Павлом и его спутниками во время миссионерских путешествий (Деян 16:6–10: 18:9–11; 20:22, 23; 21:4), спасал их от опасностей, вдохновлял их в написании писем собраниям, которые появлялись благодаря их труду, и Дух назначал надзирателей (Деян 20:28; 32, 33).

Как и израильтяне, христиане тоже могли различать истинных и ложных пророков и их учения. Когда апостол Иоанн писал об этом, он не говорил о том, что истинные пророки должны принадлежать к какой-либо организации и быть одобрены ею. Он сказал как нужно было испытывать «духов» («вдохновленные высказывания» НМ): «Всякий Дух [«каждое вдохновленное высказывание» НМ], который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин 4:1–3). Иоанн не заостряет здесь внимание на том, что для определения того, исходит ли дух высказываний от Бога нужно обратить внимание на поведение пророка или на то, кто произносит пророчество. Скорее о пророчестве нужно было судить соответственно тому, к кому оно привлекает внимание. Если оно сосредотачивалось на Христе и его искупительной жертве, то оно было от Бога. Если нет, то от антихриста (Сравните Откр 19:10).

Действует ли Бог не только через отдельных людей, но и через организации?

В свете огромного числа свидетельств в пользу того, что Бог всегда сообщал свою волю через отдельных людей кто-нибудь может спросить: может ли быть так, что некоторые вещи Бог сообщает нам лично, а некоторые через одобряемую им организацию, которая выступает в качестве пророка? Этот вопрос возможен, если мы думаем, что организация может действовать сама по себе, как и отдельные люди. Если кто-нибудь состоит в организации, то он может перенять некоторые понятия, свойственные руководителям этой организации, ее характерные положения и действия, может начать вести себя также, как и все в этой организации. Может создаться впечатление, что у организации есть свое собственное «мнение», «мышление». Но это не так. Организация сама по себе не может мыслить, чувствовать или выражать мнения. Организация — это не живой человек.

Организации образуются, когда отдельные люди хотят скоординировать свои усилия, чтобы выполнить какую-нибудь работу, достичь цели или просто общаться друг с другом. Организации могут быть большими или маленькими, жестко построенными или свободными. Члены группы могут образовать юридический орган, чтобы заниматься делами. Они могут назначить руководителей и представителей группы, давать поручения своим членам. Они могут сформулировать правила поведения или методы действия, которых они должны придерживаться при достижении своих целей. Но хотя мы иногда и говорим, что та или иная организация чего-либо добилась, сами по себе организации не могут ничего делать — действия выполняются отдельными членами организации, которые работают в одиночку или сообща. Все мысли и действия исходят от отдельных людей. Если бы у организации не было членов, она не могла бы выработать и принять абсолютно никаких решений. Это значит, что когда «организация» что-то решила, то в действительности решил что-то какой-либо человек, даже если он искренне старается говорить от лица всей группы. Вот почему иногда искренним Свидетелям нелегко определить «точку зрения Общества» по некоторым вопросам, так как написанное и высказанное отдельными людьми в организации может противоречить друг другу: отдельные люди просто высказывают разные мнения.

Организация — это просто инструмент для достижения цели. У организации нет своей точки зрения, памяти или совести. Организация не может любить или ненавидеть. У нее нет эмоций или чувств. Она не может быть права или ошибаться. Сама по себе организация ни на что не способна. Лишь отдельные люди могут что-то делать. И только у отдельного человека могут быть отношения с Богом (или с кем-то еще).

После Второй Мировой войны организация нацистов не была осуждена за военные преступления. Судили отдельных людей, связанных с этой организацией. Организация не может совершать преступлений и нести за них наказание — ее нельзя сделать ответственной. Но отдельные люди могут. Вот почему говоря о времени, когда Иисус вернется в своей славе, он говорил об отдельных людях: «И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». Затем он сказал, что вынесет свое судебное решение основываясь не на том, что человек был беззаветно (и слепо) предан правилам и верованиям какой-либо организации, а на основании его личных поступков (Мф 25:31–46).

Это не значит, что организации плохи сами по себе. Но нужно понимать, чем организации действительно могут быть, а чем нет.

Что такое организация?

Русское слово «организация» происходит от греческого «органон», означающего «инструмент», «орудие». Таким образом, организация, это не просто группа людей. Организации образуются как инструменты для достижения какой-либо цели или чтобы оказать какое-либо влияние на других людей, находящихся вне организации. Понятие «организация» чаще всего используется в связи с деловым миром, политическими и профсоюзными движениями. Все такие организации черпают силу от многих отдельных людей и используют их усилия для достижения какой-либо цели, которой было бы невозможно достичь одному человеку.

Если посмотреть греческую симфонию библейских слов, то можно увидеть, что слово «органон» ни разу не используется в Библии; в ней также не содержится и понятия «организации». Еврейские слова, переведенные как «орудие» или «инструмент» (НМ) используются в буквальном смысле и никогда не применяются в Писании для того, чтобы обозначить группу одобряемых Богом поклонников. Вместо этого Библия называет христиан «собранием», «церковью» или «телом». Это «тело» существует по своим собственным причинам; хотя его влияние и может распространяться на тех, кто находится вне этого «тела», христиане живут только благодаря главе (Иисусу Христу) тела и для нее. В христианских греческих Писаниях снова и снова подчеркивается значимость тесных личных взаимоотношений между каждым верующим и главой — Иисусом Христом.

Несмотря на то, что в Библии о собрании говорится просто как о совокупности верующих, в публикациях Свидетелей Иеговы постоянно подчеркивается понятие «видимой организации», которую Бог использует в качестве инструмента или средства для выполнения своей работы, такой как проповедь, возвещение его судебных решений. Это понятие «организации» очень похоже на то, что используется в деловом или политическом мире: небольшая группа руководителей имеет полномочия направлять других членов группы, принимать решения, которые будут затрагивать их интересы, при этом от рядовых членов ожидается, что они будут следовать этим правилам без возражений или жалоб. При этом так же, как и в бизнесе и политике, преданность организации становится ключевым понятием. При таких обстоятельствах личные взгляды и решения отдельных людей отходят на второй план; во главу угла ставится «единство» (в действительности — единообразие), ведь если нет подчинения руководству организации, значит нет и организации.

Это значит, что организация имеет власть над своими членами только потому, что они сами, в своих умах и сердцах, подчиняются правилам и распоряжениям этой организации (Сравните Рим 6:16). Выполнение распространяемых представителями организации распоряжений может считаться послушанием организации. Но это не так. Это просто послушание воле отдельных людей в этой организации, которые вынесли это распоряжение. Организация не имеет собственной воли, потому что она не является живым существом, у нее нет своего разума или умений. Очень просто забыть этот простой факт, особенно когда нам представляют массу свидетельств того, чего достигла организация благодаря тому, что усилия людей были направлены в одно русло. Однако Бога не впечатлить огромными зданиями или материальными достижениями, и они совершенно не обязательно означают его благословение или поддержку той или иной организации (Быт 11:6).

Не стоит позволять руководителям религиозной организации запугивать себя или вводить себя в заблуждение, когда они указывают на видимые признаки «успеха» как на свидетельство того, что Бог якобы благоволит или поддерживает их работу. Сила и возможности Бога безграничны. Для выполнения своих целей ему совершенно не нужны здания, типографии, денежная поддержка или организационная структура, все, что ему нужно, он может выполнить сам и без всего этого.

Организации имеют свои ограничения, у Бога же их нет. Например, правила и распоряжения какой-либо организации могут быть самыми наилучшими и подходящими для управления поведением группы в целом, однако могут быть несправедливы в отношении некоторых отдельных людей в этой группе. С другой стороны, Бог может дать личное руководство каждому в отдельности. Мы можем рассчитывать на то, что наш небесный Отец знает личные потребности каждого из нас и удовлетворяет их самым наилучшим образом (Мф 6:31–33; 1 Ин 5:13–15, 20).

«Придите ко Мне»

За прошедшие после смерти апостолов столетия было образовано множество религиозных организаций, часто с самыми лучшими целями: поддерживать друг друга в общении, спасаться от преследования и в стремлении защитить последователей от ложных учений. Однако со временем основатели организаций умирают, также растет членство организаций. Ведущие, влиятельные члены рано или поздно могут потерять из виду первоначальную цель формирования группы или организации. Из-за недостатка веры в возможности Иисуса удовлетворить потребности своих учеников или, возможно, под давлением груза ответственности, а иногда из-за открывшихся возможностей обогатиться или получить больше власти или престижа, руководители организации могут получать все больше контроля над другими, прикрываясь при этом провозглашенными благородными целями организации. Ужасные последствия, к которым неизбежно приводят подобные процессы, кровью и слезами записаны на страницах человеческой истории. Руководители таких организаций могут утверждать, что представляют Христа, настаивать на том, что у них есть право говорить от его имени. Заявляя, что только у них одних есть право разъяснять Библию, они исключают любого, кто не соглашается с их толкованиями. Они могут подменить чистую весть Библии своими собственными взглядами. Численность их группы может увеличиваться при помощи чисто человеческих факторов, например из-за того, что членство в организации часто придает людям уверенности. Они могут поддерживать свою численность при помощи запугивания, принуждения или угроз, могут диктовать своим членам правила и распоряжения, требовать преданности и денежной поддержки и устрашать искренних людей весом своей власти. Все такие действия сильно бесчестят Иисуса Христа. Подробно описав как его ученики будут на деле проявлять любовь друг к другу, Иисус предупредил: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Он сказал, что их можно узнать «по плодам», при этом он говорил об отдельных людях, а не организациях (Мф 7:15–20). Вот почему рост или размер организации необязательно говорят о Божьем одобрении и благословениях, так как Иисус говорил: «Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф 24:11).

В самих по себе организациях нет ничего плохого. С их помощью можно направлять различные ресурсы (время, энергию, деньги) на желаемое дело. Однако если во главе религиозной организации находится нечестный человек, эти усилия могут быть направлены не туда — не для того, чтобы воздавать честь Иисусу и искуплению, которое он дал. Если в таком случае некоторые члены организации решат лучше слушаться не руководителей организации, а своей совести, то между ними и другими членами могут возникнуть трения. При этом руководители организации могут угрожать им, предостеречь других от общения с этими «опасными» людьми, или изгнать их.

Такое поведение не ново. Если члены религиозной организации ненавидят нас или называют нас «отступниками» из-за того, что, руководствуясь своей совестью, мы решили в первую очередь слушаться не руководителей организации, а Бога и его Сына, если они в результате этого перестают с нами общаться, мы можем вспомнить утешающие слова Иисуса: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» (Лк 6:22, 23, сравните 3 Ин 9, 10).

Петр сказал: «Бог беспристрастен, но во всяком народе те, кто боятся Его и поступают праведно, угодны Ему» (Деян 10:34, 35, СоП). Павел добавил: «[Бог] не далеко от каждого из нас» (Деян 17:26–27). Мы можем откликаться на повеления Бога в любом месте, в любое время, и из-за того, что мы сами к этому стремимся. Бог приобрел каждого из нас в отдельности кровью своего Сына. Он хочет, чтобы каждый из нас лично покаялся, получил прощение и пришел к Иисусу. «Придите ко Мне», — сказал Иисус, — «и Я успокою вас» (Мф 11:28).

Что же дальше?

В Библии говорится, что в дохристианские времена Бог говорил с людьми через пророков, а в христианскую эру через своего Сына. В Библии нет совершенно никаких свидетельств, позволяющих хотя бы предположить, что Бог когда-либо основывал или пользовался немногочисленной группой своих особых представителей, которые бы регулярно действовали в качестве его управляющих, передавая его вести или открытую волю остальным верным людям. Вот почему в Библии нет ни одного увещания Божьим служителям найти одобряемую им группу представителей и проявлять ей преданность, верность и послушание.

Нельзя подменить нашу личную ответственность перед Богом на преданность людям, и, как мы увидели, организация не может сама по себе нести ответственность. Павел сказал: «Каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим 14:12). В день, когда каждый из нас будет должен дать Богу отчет за то, как мы жили, наша преданность организации не сможет заменить наше доброе христианское поведение по отношению к другим, особенно к последователям Иисуса.

Если согласиться с выводами, которые здесь представлены, это может создать проблемы для людей, размышляющих — оставаться ли им в организации Сторожевой Башни или нет. Если кто-то решит выйти из Общества он может задаться вопросом: куда же идти дальше. Даже если у таких людей могут быть серьезные несогласия с организацией Свидетелей Иеговы, они могут все равно предпочесть остаться в ней, так как выход (особенно из-за доктринальных разногласий) почти неизбежно приведет к разрушению дружеских и семейных связей, а также к клевете и сплетням. Может казаться, что выход из организации не стоит такой боли, особенно если при поисках истины в других группах или церквях человек обнаруживает, что хотя у них и есть верные учения, но все же не все. Поиск «истины» в религиозных организациях может быть бесплодным и разочаровывающим. Однако это не единственный и не самый лучший выход из положения. В действительности не стоит вообще ставить вопрос таким образом: какую организацию выбрать. Почему? В публикациях Общества Сторожевой Башни отстаивается такой взгляд, что истинная религия должна содержать только истинные учения, что если хотя бы одно учение неверно, можно поставить под сомнение и другие учения. С точки зрения организации Свидетелей Иеговы «истина» состоит из набора «правильных учений» или «точных объяснений», которые предположительно соответствуют действительности, из толкований, которые можно подтвердить или «доказать» при помощи человеческого рассуждения, используя стихи из Библии подобно тому, как ученый (например математик) может попытаться объяснить ход физической вселенной при помощи определенных рассуждений и пользуясь признанными математическими или физическими аксиомами или методами.

Однако для познания Бога такой подход не может быть использован. Павел предостерег от того, чтобы так относиться к знанию, он писал: «Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор 8:2, 3). Павел дает ясно понять, что любовь к Богу гораздо важней знания каких-нибудь фактов или стихов из Библии. Никакой человек и никакая группа людей, а следовательно, никакая организация, церковь или религиозная группа не знает всего о Боге или его путях. Поэтому «истину, ведущую к вечной жизни» невозможно найти, ища «правильного» объяснения отрывков из Библии или «доказывая» доктринальные положения. «Истину» в библейском смысле нужно искать не там. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Следовательно познание «истины» в библейском смысле начинается с развития взаимоотношений с Сыном Бога, Иисусом Христом, просто с принятия его как своего Спасителя, Посредника, Господа и Царя, с приглашения его в свою жизнь (1 Кор 3:11; Откр 3:20). Когда многие из учеников Иисуса оставили его из-за того, что не понимали некоторых из его учений, он спросил у двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?». Петр ответил: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали, и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живого» (Ин 6:67–69). Апостолы Иисуса не хотели уйти от него, чтобы искать «истину» где-нибудь в другом месте. Ответ Петра на вопрос Иисуса показывает, что он понимал, что вопрос состоял не в том, куда идти, но в том, кому доверять. Апостолы знали, что не могли получить учение, ведущее к вечной жизни, ни от одного другого человека или группы людей, но только от Иисуса.

Апостол Иоанн заверяет, что нам было дано «разумение, чтобы мы познавали Истинного. И мы — в Истинном, в сыне Его, Иисусе Христе. Он есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин 5:20, ПЕК).

Иоанн продолжал: «Дети! храните себя от идолов» (ст. 21). Почему он высказал это предупреждение? Очень легко стать последователем других людей или религиозных систем вместо Иисуса Христа. В публикациях общества Сторожевой Башни организации приписывается та роль, которую Библия отдает Христу. Свидетели говорят, что они «в истине», имея в виду, что они «в организации». Об организации говорится, что она управляет «всеми интересами Царя» на земле, в то время как Иисус сказал, что он будет делать это сам. Приписывать организации то, что она якобы является каналом для Божьего Духа, благословений и руководства, единственным источником чистого учения и укрытием от врагов, что у нее единственные одобряемые Богом руководители — это ни что иное, как идолопоклонство (Сравните Исх 32:4). И ясно, что те люди, которые направляют внимание других к организации, а не к Иисусу Христу, являются ложными пророками. Не позволяйте уверенным заявлениям других людей или группы людей вводить вас в заблуждение. Следуйте только за Иисусом Христом. Ему дана «всякая власть на небе и на земле» (Мф 28:18). Уверенно стоя на таком твердом основании, ищите общения с другими христианами. Несомненно Бог поможет вам найти других истинных христиан, с которыми можно будет делиться чистой радостью от того, что вы вместе живете в любви Иисуса и делитесь ею с другими, руководимы Духом Бога и Библией к вечному благу.

Вопросы и комментарии присылайте автору: c/o 57 Plains Road, 3rd Floor, Milford, CT, 06460–2573, USA, США.

Примечания

1. Мне недавно попалась эта интересная работа одного бывшего Свидетеля Иеговы, с 1968 по 1980 годы служившего в главной штаб-квартире Общества Сторожевой Башни в Бруклине. Обоснованность и логическое умозаключение этой работы произвели на меня впечатление. И коль я пишу эту книгу, я посчитал нужным включить его работу, конечно оговорив с ним этот вопрос (Максим Линич).

2. Эта статья является приложением к книге бывшего Свидетеля Максима Линича «В тисках «Сторожевой Башни». Книга публикуется в сокращении. Подробнее смотрите ссылку 1 Вступления. («Полемика»)

Оглавление

  • От Адама до потопа
  • От потопа до Синая
  • Как был организован Израиль?
  • От Синая до дней Самуила
  • Зарождение неправильной идеи
  • Два царства, одна организация?
  • Иисус послан к «погибшим овцам дома Израилева»
  • Как Бог общался с Израилем?
  • Начало христианской эры
  • Были ли апостолы «Руководящим советом»?
  • Был ли иерусалимский «Совет» источником «улучшенного понимания»?
  • Дух Бога действует в ранних христианах
  • Действует ли Бог не только через отдельных людей, но и через организации?
  • Что такое организация?
  • «Придите ко Мне»
  • Что же дальше?
  • Примечания X Имя пользователя * Пароль * Запомнить меня
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

    Комментарии к книге «Осуществляет ли Бог свое руководство посредством организации?», Том Кабин

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства