«Золотые слова о значении веры православной»

1506


Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Святой Иоанн Кронштадтский Золотые слова О значении веры православной

Слово первое Слово великого праведника и чудотворца о. Иоанна Кронштадтского, по поводу ухода некоторых лиц из лона православной церкви

Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви православной и уходящие, или ушедшие, в католичество или другое какое-либо не православное вероисповедание или же в штунду, пашковщину и толстовщину, — сознают ли они все то, что они оставляют и то, что принимают, и до какой крайности и до какого лишения они доходят?

Установим определенную точку зрения на православную Церковь и на другие вероисповедания и секты.

Что же? Неужели Церковь и вера православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности, — или же это есть твердое и непоколебимое здание Небесного, Вечного, Премудрого и Всемогущего Архитектора-Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава церкви — Иисус Христос?

Имя ли одно — Церковь православная, без действительного православия и без величайшей, неописанной силы, непобедимой никакими силами ада? Разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?

Разве Церковь православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей её истины и православия, её чудной животворности и спасительности, даже до нашего времени? Разве не за нас непрестанно стоит Сам Всеистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава церкви — Христос, исполняющий ее славою и спасением и непобедимою силою Своею? Разве не с нами всегда пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно-верующим и усердно молящимся? Разве не за нас и не с нами все Апостолы и Пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на йоту? Разве не с нами и не за нас все Мученики, добре веру сохранившие и подвиг окончившие и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления? Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители — Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский и Златоустый Иоанн? Разве не с нами и не за нас — адаманты православия — преподобные отцы: Антоний Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней, Иоанн Дамаскин, и наши русские преподобные отцы: Антоний и Феодосии Печерские, Сергей Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающиеся от православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, — знают ли они, каковы были столпы православия, все наши благоверные святые князья: Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер — православную, особенно же св. благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства, Даниил и Роман Галицкие, св. Михаил Черниговский и Михаил благоверный князь Тверской? Разве пустое зрелище — недавнее прославление новоявленного святителя и чудотворца Черниговского Феодосия? Разве не славны доселе у Бога и у людей нетленно почивающие святители всероссийские: Петр, Алексий, Иона и Филипп, московские чудотворцы, и все множество прославленных Богом русских святителей и угодников: Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, стоящий на очереди к открытому прославлению, — разве он не свидетель о истине и спасительности нашей веры и церкви? Наконец скажу: разве не за нас вся история Церкви от начала и доныне? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины? Но кто отрекается от православия, тот отрекается от общения со всеми святыми, которые, между прочим, потому и называются святыми, что сохранили святые догматы веры и показали ее на деле; отрекающийся от православной веры, по этому самому, отрекается и от общения с Самим Главою Церкви — Христом. Спрашиваю еще всех и каждого колеблющегося в св. православной вере: разве мы покинуты чудодейственною и спасительною силою Божию? Разве мы не спасаемся постоянно в нашей св. вере и Церкви? И кто же из нас православных, разумных и просвещенных, познавших на опыте спасительность своей веры и её удовлетворение всему существу нашему, — оставит свое православие и перейдет в другую какую-либо веру? Только одна истинная и всеспасительная в мире вера — вера православная: она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы — чего о других вероисповеданиях сказать нельзя, ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, установлениями и правилами, противными Откровению и сильно затрудняющими спасение душ. «Небо и земля прейдут, словеса же Мои не прейдут», — говорит Господь. Между тем, в инославных вероисповеданиях многие слова Господни извращены (о Духе Святом, об обоих видах причащения, о главенстве Церкви).

Будем же твердо держаться св. Церкви и своей православной веры. Только православная Церковь есть столп и утверждение истины, ибо в ней почивает вечно дух истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру об истине её.

Слово второе о. Иоанна Кронштадтского о лютеранской и англиканской Вере

«Диавол и весь падший собор злых духов всеусиленно, единодушно, хитро, злобно, тонко усиливаются извратить, превратить, разрушить премудрые, всеблагие, вечные намерения Божии касательно назначения, совершенства и вечного блаженства рода человеческого; извратить и развратить душу и тело человека, осквернить, растлить, охладить и отчудить людей от Бога и друг от друга; стараются каждой мысли, каждому чувству, каждому движению воли дать греховное, нечистое, безумное, нелепое, гибельное направление; стараются непрестанно хулить и уничижать Бога и святых Его, все святое, великое. Даже самое Слово Божие диавол старается всеми мерами растлить чрез ложные мудрования человеческие и чрез это лишить людей света, истины Божией и спасения души, как это делал и делает чрез разные ереси первых веков и последующих — относительно лица Иисуса Христа и соединения в Нем двух естеств — божеского и человеческого, и об отношении лиц Пресвятой Троицы; касательно почитания св. икон, мощей и прочего. Так он растлевает и искажает Слово Божие и души человеческие ложными мудрованиями католиков, лютеранов, англиканцев. Лютеране и англиканцы не верят вполне Евангелию, хотя называются евангеликами, не веря в преосуществление хлеба и вина в св. Евхаристии».

Слово третье о. Иоанна Кронштадтского о лютеранской и англиканской вере

«У лютеран и англиканцев нет церкви: ибо они не почитают святых и не молятся за умерших, которые суть также члены церкви. У них нет и Главы церкви — Христа, ибо Он есть Глава целого тела, а не рассеченного, каково у лютеран и англиканцев. У них нет и Кормчего у корабля — Духа Святаго, ибо Дух Святый не может пребывать там, где тело церкви произвольно и дерзновенно расчленено и лишено жизни. В Писании, у св. Павла, в послании к Филиппу 2 гл. 10 и 11 ст. сказано: Ему (Сыну Божию) всяко колено поклонится — небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповест, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Где же у лютеран и англиканцев колено небесное и преисподнее, да и земное? Ибо и у колена земного — живущих на земле лютеран и англиканцев нет законного священства и законных, освящающих, утверждающих, боготворящих Таинств — Покаяния, Причащения, Миропомазания, Священства, Брака и Елеосвящения. А где почитание ангелов у лютеран и англиканцев? И они суть члены Церкви: ибо Христом Богом составлена и возглавлена Им едина Церковь Ангелов и человеков».

Слово четвертое о. Иоанна Кронштадтского о православном Священстве

Священство Православной Церкви делает по заповеди Господа дело бесконечной важности, безмерной благости, дело сверхъестественной силы, Божие: оно просвещает, очищает и обновляет людей чрез совершение Таинств и духовное управление. Обновить растленного грехом человека может только один Бог или те из людей, которым Сам Бог дает благодать и власть, и силу Свою самим обновиться и просветиться, и укрепиться в новом житии и других обновлять, освящать, руководить со властью Божией, со властью духовною. Человек павший, растленный, не иначе может восстать и обновиться как покаянием глубоким и разрешением грехов духовною властью и причащением Тела и Крови Христовой, — непременно и Крови — под особым видом вина, как установил Господь и не без Крови — должен получить разрешение грехов от православного священника, имеющего законное рукоположение и от Бога данную власть — Тело и Кровь от законного православного священника, а не от папписта или лютеранина, не дающих Крови Христовой! О, суемудрие человеческое! О, лукавство, хитросплетение лжи! Лишили папписты мирян Крови Христовой, пролиянной во очищение грехов. О, безглавное главенство, действующее вопреки истинной главе — Христу Богу! О, лютеране, утратившие благодать и истину таинств! Как вы можете другим давать благодать, не имея духа Христова, истины и правды Христовой? Протестанты и формераторы, пасторы и архипасторы, скажите, как вы можете обновлять народ и руководить к святой жизни, когда сами не имеете благодати и полномочия силы и крепости от Духа Святаго, коих не можете принять нигде, кроме святой церкви православной? Скажите, как вы можете совершать дело обновления человечества, которое может делать один Бог и тот, кому дал Он свою благодать и полномочие чрез архиерейское рукоположение? У вас нет священства; как вы осмелились браться за такое дело, которое выше вашей силы? Вы и сами не обновляетесь и народ не обновляете, не освящаете, и не очищаете.

Слово пятое о. Иоанна Кронштадтского о таинстве Святаго Причащения и о себе

Везде прославило меня Имя Твое, Господи: и у трона царей, и у всех важных и сильных мира сего, и у богатых и небогатых, образованных и простых людей: всюду принесло Оно и приносит непрестанно отраду, мир, избавление, спасение, исцеление, здравие, утешение, облегчение, победу над кознями вражиими. Столь чудно Имя Твое, Господи! Как чудно, державно, властно, сильно влечет всех ко мне, убогому, благодать Твоя, во мне живущая и пребывающая чрез частое причащение Св. Тайн Твоих пречистых Тела и Крови.

Господи! Благодарю Тебя за чудеса Св. Тайн, совершающиеся во мне и в народе Русском ежедневно; Ты влечешь меня и его к Себе чудною, всемогущею, непобедимою силою; вся Россия православная влечется к Тебе! Влеки, влеки, влеки. Слове Божий, Творче наш. Избавителю наш, Спасителю наш, влеки к Себе всех и вся!

Слово шестое Царства земные колеблются и падают от безверия и беззакония

6-го мая 1907 года

Россия и церковь торжественно празднуют сегодня рождение венчанного Богом Царя на царство всероссийское и молят царя царей о благополучной державе, победе, т. е. долгоденствии, мире, здравии, спасении Его, земного Царя нашего, и о том, чтобы Господь благопоспешил и пособил Ему во всем и покорил под ноги Его всякого врага и супостата. Обращаюсь ко всем вам, как член человеческой семьи, с вопросом, что значат эти два слова: слово и заповедь Творца первым человекам, и слово ложное, искусительное человекоубийцы — диавола.

Заметьте последствия для людей того и другого слова. Каковы оне по существу? Одно слово живое, зиждительное, жизнерадостное; другое льстивое, мечтательное, омрачающее, мертвящее. Что было и доселе бывает последствием послушания людей слову врага или последования человека-грешника всем внушениям врагов бесплотным и всяким страстям? Не смятения ли всякие в мире — неверие, безбожие, безначалие, своеволие, зависть, крамолы, убийства, татьба, хищения, пьянство, сквернодейство, всякое насилие, взаимная неприязнь народностей, идолопоклонство, безчисленные несогласия в верах и самые нелепые заблуждения?

А какие бывают последствия послушания человека, верующего слову Божию, заповедям Божиим, Евангелию и святой Богоучрежденной церкви Христовой? Вера, всяческая правда, всякий порядок общественный, кротость, послушание, воздержание, мудрость, мужество, благость, милосердие. Послушание слову Божию ведет к тишине, миру, всякому порядку в мире семейном, политическом и экономическом; к повиновению властям духовным и гражданским.

Этим двум словам — слову Божию и слову врага бесплотного, все мы доселе повинуемся; слушаем или того, или другого. Послушавшись человекоубийцы-врага в начале и доныне повинуясь ему, род человеческий впал в бесконечное безумие, он променял — жизнь на смерть, свет на тьму, красоту на безобразие, мудрость на безумие, нетление на растление.

Не в мирное, а беспокойное и крамольное время мы живем, время безначалия и безбожия, время дерзкого попрания законов Божеских и человеческих; во время бессмысленного шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе чрез меру; ибо знание кичит, по слову Божию, а любовь назидает. Для всех очевидно, что царство русское колеблется, шатается, близко к падению.

Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, царство русское ныне так расслаблено, обессилело, уничтожилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который один есть непоколебимая во веки вечная держава. Коим твердо держится на дивной гармонии небо и земля — столько веков. Вот отчего царство наше колеблется: и одно ли русское царство, занимающее шестую часть земли, колеблется от безбожия и анархии? Нет, колеблются и трясутся все царства земные, оставившие веру истинную; а некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа, сошли совсем с позорища мира за неверие и беззаконие. И чем дальше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мира он совсем сделается трупом и дымящеюся головнею, которая совсем истлеет от последнего страшного, всеобщего огня: ибо земля и все дела на ней сгорят, по апостолу, и мы чаем нового неба и новой земли, по обетованию Божию, на которых живет правда (2 Петр. 3, 10; 13).

Мы, русские православные верующие, как чада церкви христианской, по принятии таинства Крещения, приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления (Христовой крови), говорящей лучше, нежели Авелева. — Смотрите, говорит Апостол в послании к Евреям, не отвратитесь и вы от Говорящаго. Если (древние евреи, бывшие при Моисее) не послушавшие глаголавшего на земле не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Бога, глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю и Который ныне дал такое обещание; еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: еще раз — означают изменение колеблемого как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. Итак, мы, приемля царство небесное, будем хранить благодать, которую будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом. Потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12, 22–26; 29).

Я привел указанные слова Павла из послания к Евреям потому, что они относятся и к нам, русским людям, отступившим от Бога и от Нового Сиона, церкви Христовой, основанной на несокрушимом Камне-Христе, на Который кто упадет, разобьется, а на кого Он упадет, того раздавит (Мф. 21, 44). Несомненно, что все отпадшие от веры и Церкви русские разобьются, как глинянные горшки (сосуды скудельные, Пс. 2), если не обратятся и не покаются. А церковь останется непоколебимою и до скончания века, и Монарх России, если пребудет верен Церкви православной, утвердится на престоле России до скончания века.

Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от неё многие интеллигенты — то не будешь уже Россией или Русью святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: «отымется от вас царство Божие и дастся языку (народу), творящему плоды его» (Мф. 21, 42–43). Аминь.

Слово седьмое На день воспоминания и празднования священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича всея России

14-го мая 1907 года

Вспоминаем и празднуем день священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего Государя нашего.

Смутны и полны внутренней крамолы эти два-три года его царствования, и самый царский венец с порфирою едва не обагрился недавно кровию. Уже готовы смертоносные орудия. Недремлющее Провидение сохранило жизнь Царя.

По этому поводу позволяю себе перенестись мысленно в древнюю священную историю Евреев и рассказать об одном подходящем и похожем на наше печальное состояние событии, бывшем во времена судей израильских.

Между судиями Еврейского народа был, между прочими, воздвигнутый Богом для управления и защиты его от иноплеменников, знаменитый верою, мужеством и любовью к отечеству своему, Гедеон, занимавшийся земледелием. Он спас Божиим содействием Евреев от воинственных Мадианитян, хотевших покорить иудеев своему языческому безбожному игу. Когда он умер в глубокой старости, после него осталось 70 сыновей, так как он был многоженцем; кроме того он имел сына от служанки, Авимелеха. — По смерти отца, Авимелех пришел в один город земли своей и упросил родственников своих — по матери, чтобы они постарались расположить в его пользу жителей его, выставляя им на вид, что им невыгодно будет подчиняться семидесяти сыновьям Гедеоновым, а лучше признать над собою власть одного, при том — того, который близок к ним по родству. А жители того города (Сихема) Евреи уже ввели у себя служение языческому божеству Ваалу, и успели устроить капище финикийскому божеству, названному ваал-вериф, т. е. оберегатель союзов и клятв. У этих людей, богоотступников, Авимелех нашел себе приверженцев. Они величали его братом своим и дали ему денег из капища своего божка. На незначительную сумму он нанял праздных и бездомных людей, пришел с ними в дом отца своего покойного и избил братьев на одном камне, исключая одного младшего брата Иоафама, который успел скрыться. После того все жители города собрались на одном месте и там у дуба поставили Авимелеха царем. В это самое время на близ лежащей горе Гаризин неожиданно показался Иоафам и громким голосом кричал: «послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог». Когда сделалось молчание, он продолжал: «когда-то деревья решились непременно помазать над собою Царя. И сказали маслине: будь у нас Царем. — Маслина отвечала: расстанусь ли я с тучностью моею, которую употребляют, чтобы почтить богов и людей, и стану ли трястись над деревьями? Деревья сказали смоковнице: приди ты царствуй над нами. — Смоковница отвечала: расстанусь ли я с сладостью моею и с прекрасным плодом моим, и стану ли я трястись над деревьями? Деревья сказали виноградной лозе: приди ты, царствуй над нами. — И виноградная лоза отвечала: расстанусь ли я с соком своим, который веселит богов и людей, и стану ли я трястись над деревьями? Наконец, все деревья предложили терновнику: поди ты, царствуй над нами. — Терновник сказал: если вы поистине помазуете меня царем над собою, то подите, укройтесь под тенью моей (а что за тень у терновника), — если же нет, то берегитесь, чтобы не вышел огонь из терновника, и не попалил бы самых кедров ливанских. — Итак, одумайтесь, справедливо ли вы поступили, поставивши Авимелеха царем, и так ли, как следует, наградили Гедеона и дом его? (ныне у нас дом Романовых). Зачем за вас отец мой подвергал опасности жизнь свою, и избавил вас от врагов, а вы убили семьдесят сыновей его, и поставили царем Авимелеха, сына рабыни! Да выйдет же огонь от Авимелеха и да сожжет вас». Сказав это, Иоафам убежал и скрылся от брата своего. Авимелех действительно сжег в городской башне жителей, скрывавшихся от его угрозы за неповиновение, а сам Авимелех убит был женщиной, бросившей в него обломок жернова. Таким образом проклятие Иоафама постигло и Сихемлян за нечестие и Авимелеха за братоубийство!

Празднующие царское миропомазание сыны России.

Не постигнет ли праведное наказание Божие и наших изменников, покушавшихся на убиение Богом помазанного на царство Царя нашего, предки которого Богом помазанные некогда на царство Русское, возвеличили его и возвели его на степень первенствующей державы в мире? И чем бы мы стали, Россияне, без царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, — так как Носитель и Хранитель России, после Бога есть Государь России, Царь Самодержавный, и без него Россия — не Россия.

Да хранит Бог Россию и Царя России, если не ради русских, ставших недостойными по своим великим грехам, то ради Церкви православной, ради всех святых и ради всех чудес, явленных в России в прежние века, по предстательству и заступлению Божией Матери и святых чудотворцев Русских, коими не скудна Русская Церковь и Русская земля. Аминь.

Слово восьмое На день восшествия на прародительский всероссийский престол Его Величества Государя Императора Николая Александровича

21 октября 1904 года

Россия и Церковь празднуют ныне торжество восшествия на всероссийский прародительский престол Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Александровича.

Святый царь и пророк Давид, созерцая своим пророческим взором бесконечное величие безначального Бога, Отца, Вседержителя, Творца и Царя неба и земли, всего видимого и невидимого, Его вечную благость, правду и премудрость, говорит в одном из псалмов: царство Твое, Боже, царство всех веков, и владычество Твое во все роды. Бог естественно по самому Существу Своему есть Царь, как Творец Законодатель и Промыслитель созданного Им мира видимого и невидимого, — и твари исполняют в точности Его законы: разумные твари — Ангелы и благочестивые человеки — свободно и добровольно, а не разумные и благодушные, по необходимости природы и точной воле Творца. Только Бог может уполномочивать избранного человека на царство, и вручать ему самодержавную власть, облекая славою, величием и силою. Владеет Вышний царством человеческим, говорит пророк, и кому хочет дает его (Дан. 4, 29). По сему цари восходят на престол, коронуются, миропомазываются и царствуют на земле по божественному праву. Так было в Ветхом Завете, до пришествия Христа, вечного Царя, так и в Новом, по пришествии Его на землю, при житии и учении Его на земле: и Он Сам, Царь неба и земли и всякой твари, повиновался по человечеству царской власти, и повелевал воздавать ей должное почтение и повиновение. Известен Его ответ книжникам и фарисеям: воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф. 22, 21). Многоначальственное и многочленное правление народное никогда не было постоянным и общепризнанным правлением в мире. — Повинитеся царю яко преобладающу, аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение ибо злодеем, в похвалу же благотворцем (1 Петр. 2, 13, 14), говорит апостол. Царь есть образ Царя небесного; Бог Един — и царь един. Разум наш, при своем познавании, обобщает все бесчисленные вещи и явления в мире, и возводит их к единству. Мир, при своем бесконечном разнообразии вещей, явлений и действий есть одно общее стройное целое, объединяемое Единым Творцом — и Промыслителем и одной общей целью — служить славе Творца и благобытию, и блаженству тварей разумных и неразумных, проявлять Его премудрость, красоту и благость бесконечную. Его силу всемогущую. Его правду вечную. Его единство и троичность. Бог единственный Царь неба и земли, доколе стоят оне и не разрушаются. Ибо придет время когда и они разрушатся (2 Петр. 3, 10), по слову Божию. И так Один Бог облекает и препоясывает царей Своею силою, великолепием и красотою и возлагает на главу их царский венец. И напрасно враги самодержавия хотят и усиливаются подкопать царский престол. Сам Господь утверждает его силою Своею на престол. Господи! восклицает царь пророк Давид, силою твоею веселится царь, и о спасении Твоем безмерно радуется. Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул. Ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на главу венец из чистого золота. Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на веке и век. Велика слава его в спасении Твоем. Ты возложил на него честь и величие. Ты положил на него благословение на веки, возвеселил его радостию лица Твоего. Ибо царь уповает на Господа, и по благости Всевышнего непоколеблется. Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет (всех) ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих. Ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их. Ты поставишь их целию, из луков Твоих пустишь стрелы в лица их. Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество (Псал. 20, 2–14).

Да пребывает вечно в России самодержавие, залог её могущества и славы, да утверждает Царь царей в руке Царя скипетр и державу, и да обращается славный мечь Его на поражение врагов царства и православия. Аминь.

Слово девятое На день перенесения честных и многоцелебных мощей из города Владимира в С.-Петербург Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в 1724 году

Отечественная русская церковь и особенно столица Петрова, празднует ныне славный день перенесения честных мощей св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, бывшего непобедимого Витязя земли Русской, одержавшего в свое время славную победу на берегах Невы над порубежными Шведами, и по тому названного Невским. Для лучшего украшения столицы, а также в прославление трудов и подвигов св. Князя, за несколько сот лет прежде славно воевавшего со Шведами, Петр Великий пожелал перенести св. чудотворные мощи его из города Владимира в новую столицу свою С.-Петербург, повелев предварительно устроить для них великолепную раку на свое царское иждивение.

Для утешения нашего в переживаемое нами скорбное время, когда на Дальнем Востоке свирепствует кровопролитная истребительная война с неистовым и лукавым народом языческим, символом коего служит дракон, — я хочу сопоставить два знамения, явленные Иоанну Богослову в откровении, и имеющие приложения к нам, к нашей православной церкви и к драконовой земле — Японии. Я упомянул об этих знамениях в начале слова. Они указывают нам на будущую победу церкви нашей над драконом, древним змием и над языческой Японией. Первое знамение. Это жена, облеченная в солнце; под ногами её луна, освещаемая солнцем правды — Христом, церковь земная и на главе её венец из двенадцати звезд. Жена, облеченная в солнце — Христа, это Божия Матерь и вместе св. церковь Христова, облеченная во Христа, Который есть глава её. Двенадцать звезд — это двенадцать апостолов, насадивших и утвердивших на земле Церковь; ее представляет ныне, между прочими, наша православная, восточная, вселенская церковь. Жена имела во чреве и кричала от болей и мук рождения — это Россия, имеющая в себе чад своих православных христиан, рождающихся и крещающихся ныне в реках кровей своих в жизнь вечную. Другое знамение на небе. Вот большой красный дракон с семью головами (полководцами). Дракон сей стал перед женою — православной Россией и церковию — чтобы пожрать её младенца. И родила она младенца мужского пола Христа — здесь разумеются христиане, в коих вообразился Христос, Которому надлежит пасти все народы жезлом железным, и восхищено было дитя её к Богу (вознесение Христово) и престолу Его. Здесь разумеются и все подвизавшиеся подвигом добрым и переселившиеся на небо. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней (три с половиной года). Этим означаются последние тяжкие времена для церкви.

И произошла на небе война (за церковь). Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною (ныне действующий в Японцах), обольщающий Всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы (бесы) его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе; ныне настало спасение и сила, и царство Бога нашего и власть Христа Его; потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Апок. 12, 10, 11).

Да сподобит и нас Господь, по победоносном окончании настоящей войны Христа с драконом, услышать победный голос; ныне настало спасение и сила, и царство Бога нашего и власть Христа Его.

Благовременно ныне привести на память следующее тяжелое обстоятельство из славной боевой жизни св. Благоверного Князя Александра Невского. В то время, когда отец его Ярослав княжил во Владимире, а он — в великом Новгороде, — народы, жившие тогда (в 13-м столетии) кругом Балтийского моря — Варяги, называемые ныне Шведами, во главе с королем своим со множеством кораблей военных — пришли в наши пределы с намерением завладеть Ижорой, Ладогой, Новгородом и пленить всю землю русскую. Подошли они к реке Неве и остановились в её устье при впадении в Финский залив; король гордый своею ратью, послал своих послов в Новгород к Великому Князю Александру сказать: если хочешь, покорись мне; а если нет, то знай, что я уже в земле твоей и скоро возьму её в плен. Александр, не имея в готовности достаточного войска и не имея возможности известить о своем затруднительном положении отца своего Князя Ярослава Владимирского по причине нечаянного нападения неприятелей, — сам один, возложив упование на единого в Троице славимого Бога и моля о помощи Пресвятую Богородицу, и призывая в помощь сродников своих святых страстотерпцев Бориса и Глеба, без войска, с одной малой дружиной выступил против многочисленного воинства противников своих. Пришедши на Неву реку, он ополчился не подалеку от Шведов. А когда был при нем один из воевод Ижорской области, человек богобоязненный, именем Филипп, которому поручена была ночная стража с тем, чтобы он тайным образом разведал, сколько силы у врагов. Увидев многочисленное войско противника и быв в страхе и недоумении, он возвращался доложить Князю о виденном; и когда он шел близ моря, при восходе солнца, — он увидел у берега судно и в середине его двух благолепных юношей в багряных одеждах, положивших руки свои на плечи друг другу; гребцы сидели как бы покрытые туманом. Слышит он голос! брат Глеб! пойдем скорее — поможем сроднику нашему великому Князю Александру против супостата. А другой отвечал: хорошо брат Борис! Разведчик, услышав это, со страхом и радостию спешит поведать о том святому Князю Александру, — и он услышал о том, прославил Бога, Пречистую Богоматерь и святых мучеников Бориса и Глеба. Сразившись с врагами, малая дружина Александра побила полчища вражеские, а сам Князь поразил в лицо самого короля, — который с малым остатком своего войска обратился в бегство.

Таким образом Божиею помощью и Богоматери и св. мучеников Бориса и Глеба, св. Александр одержал победу славную и избавил от чужеземного рабства страну свою, и от этой славной победы при Неве назван Невским. И не однажды он освобождал Новгород от этих врагов. После этой славной победы Шведы напали на Псков, избив множество народа, и посадили в нем своих наместников. Св. Александр с братом своим Андреем и наскоро собранным войском, окружив все пути Псковские, избили множество врагов и город Псков возвратили своей державе. Имя Александра Невского сделалось страшным между Шведами.

Вот сколько сильна вера и благочестие в воинстве христианском, особенно в вождях его. Дай Бог, чтобы и нынешние наши вожди были проникнуты верою и упованием на помощь свыше, а не на свой только ум и на силу и многочисленность воинства полагались. — И в древних ветхозаветных войнах Евреи побеждали врагов не силою и количеством, а верою и благочестием вождей и воинства.

Верим и надеемся, что и наши славные вожди и наше христолюбивое воинство не силою только, искусством и храбростию, но особенно своею верою во всемогущую помощь Божию, скоро одолеют врагов наших. Аминь.

Слово десятое Братское обращение к доблестным войскам нашим на полях далекой Манчжурии

Дорогие братья мои, христолюбивые воины, всякого чина — с высших до низших, стоящие лицом к лицу с коварным и хитрым врагом!

К вам мое краткое сердечное слово во имя Господне. Тяжкие дни переживает ныне Россия, дорогое отечество наше, такие, каких не бывало во все времена существования её. Но ни на минуту не забывайте, возлюбленные, что переживаемые нами бедствия, внутри и извне, посланы на нас от праведного и всеблагого Провидения за то, что русские забыли Бога своего. Спасителя своего так, как не бывало никогда; попрали дерзновенно все заповеди Его, и каждый стал исполнять злую волю сердца своего, вывернув наизнанку всю жизнь свою, особенно, так называемая, несчастная наша обезумевшая интеллигенция. Тяжки, крайне болезненны удары, посланные нам от Господа Бога, но это — удары и наказания отеческия, временные, для вразумления и наказания.

После Бога и Бого-Матери, и всех святых, вся Россия на вас, дорогие братья, обращает взор свой, возлагает надежды свои, ожидая совершенной победы во имя Господне над врагами, со всех сторон ополчившимися против нас. Дерзайте, стойте и узрите спасение от Господа (Исх. 14, 13), говорит от лица Божия вдохновенный пророк. Еще он же говорит: когда ты выйдешь на войну против врага твоего, и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя: то не бойся их; ибо с тобою Господь, Бог твой. Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит войску, и скажет ему: слушайте, вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь, и не ужасайтесь их; ибо Господь, Бог ваш, идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими, спасти вас (Второзак. 20, 1–4). Но при том не забывайте исполнять заповеди Бога вашего; соблюдайте и исполняйте их от всего сердца и всей души вашей, и благословенны вы будете при входе вашем, и при выходе вашем. Поразит пред вами Господь врагов ваших, восстающих на вас; одним путем они выступят против вас, а семью путями побегут от вас (Второзак. 28 гл.).

Помните же, дорогие братья, мужественно сражающиеся на поле брани за веру, царя и отечество, что с вами Господь, и будет Сам сражаться с вами, если твердо возложите на Него надежду свою; ибо не множеством воинстеа спасет Господь (Пс. 32, 16), не орудиями смертоносными, но всемогущею силою Своею. Помните солнечное явление креста на небе царю Константину и войску его с надписью звездами вокруг креста: сим победишь, т. е. крестом, вот где сила христианского воинства — в кресте, ибо Христос крестом победил и победит врагов наших видимых и невидимых. Твердо веруйте, что Господь с вами: вот Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), говорит Он. Помните нашу взбранную Воеводу, Матерь Божию, без числа спасавшую Россию в бранях со врагами. Дай Бог и ныне, — после славной победы, воспеть нам всем единым сердцем и едиными устами: Взбранной Воеводе победительная...

По братски, советую всем вам, пред всяким сражением говорить или петь догматик церковный: всемирную славу от человек прозябшую (произрастшую — от слова произрастение) и Владыку рождшую, небесную дверь воспоим Марию Деву, бесплотных песнь и верных удобрение (похвалу), сия бо явися небо и храм Божества; сия преграждение вражды разрушивши, мир введе и царствие отверзе. Сию ибо имуще веры утверждение. Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии: ибо Той победит враги яко всесилен. (Эту песнь выучить наизусть).

С этою священною песнию выходите на сражение — и победите. Аминь.

Слово одиннадцатое На день славного Покрова Пресвятой Богородицы

1 октября 1905 года

Какое святое, божественное прерадостное зрелище открыл Бог некогда просвещенным святостию жизни сердечным очам двух праведников, — а при устах двух или трех свидетелей твердо всякое свидетельство, — увидевших в сводах величественного Влахернского храма, как солнце сияющую Богородицу, Царицу неба и земли с архангельским множеством и с ликами всех святых, молящуюся Богу и простирающую Свой блистающий омофор над множеством молящихся людей! Какую отраду, надежду и радость поселило это видение в сердцах всех, бывших в храме, когда с быстротою молнии эта радостная весть облетела их! Какая глубокая истина и действительная помощь открылась вскоре после чудесного явления! Ибо град Константина великого, осажденнный сарацинами, был избавлен от врагов, не мечем и копьем, а силою Божественною, и враги обратились в бегство, устрашенные небесною силою, оставив весь лагерь свой осажденным. Вот какой дивный, спасительный покров Бого-Матери церковь ныне празднует!

Но, видно люди тогда достойны были этого небесного защищения и покрова. Говорю, достойны — потому что, по свидетельству церковной истории, тогда молитва была всеобщая, единодушная, горячая, в присутствии царя и царицы, синклита, народа и двух великих праведников — Андрея и ученика его.

Мы были ныне в не менее тяжелых обстоятельствах военных, но не получили небесной всесильной помощи по грехам нашим тяжким, превзошедшим всякую меру, всякое описание. И мы всюду потерпели поражение или сами добровольно отдались в плен со своими кораблями, людьми и запасами на море и на суше (крепость Порт-Артур), оттого, что не достало у нас веры, мужества, верности долгу, но зато достаточно было уверенности в безнаказанности и оправдании на суде! Некоторыми командующими господами на море руководило еще при этом принятое убеждение известного писателя Льва Толстого непротивления злу. Эти предатели изменили и вере, и царю и отечеству, и если бы только в их руках была наша судьба, мы преданы были бы все со всем нашим дорогим достоянием.

Слава Богу, что в запасе были еще верные войска с их вождями, оставшимися верными долгу. Какая же небесная помощь могла быть подана при нашем безверии, неподготовленности, малодушии, при небрежении государственным достоянием, при существовавшей в некоторых военных людях нравственной и дисциплинарной распущенности, доказанной на деле! Мы били сами себя, и только горячая молитва церкви дала нам мир, не совсем постыдный.

Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах отечества, нужна твердая вера в божественную помощь — а главное, покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, — исправление нравов, а не усиление пороков во время самого разгара войны. Праведное небо не может быть в общении с человеческими неправдами. Какое может быть общение света со тьмою, правды с беззаконием, Христа с сатаною? (2 Коринф. 6, 15). Какого только еще не сделали зла русские люди, и в России живущие? Какими еще не растлили себя грехами? Все, все сделали и сделают, что подвигает на нас праведный гнев Божий: и явное безверие и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры, разврат, пьянство, всякие увеселения вместо того, чтобы облечься в траур общественного покаяния и печали о грехах, прогневляющих Бога, — неповиновение начальству. Непонятная автономия, обеспечивающая всем полную разнузданность и неповиновение начальству; своевольная, вредная для всех забастовка, полная анархия.

От Бога отступили мы: и Бог от нас отступил. Отвергли мы волю Божию, живем по своей воле — и скоро увидим, к чему она приведет или привела уже. Если друг друга угрызаете и снедаете, говорит слово Божие, то берегитесь, чтобы вы не истребили друг друга (Гал. 5, 15).

Какого же покровительства неба ждать нам, когда мы сами отвратились от Бога? Если не покаемся и не исправимся, мы будем оставлены Богом. Се, оставляется дом ваш пуст (Мф. 23, 38), говорит Господь. Но, да не будет этого. Еще есть верные и избранные в России праведники, как некогда были в царствующем граде св. Андрей с Епифанием и другие. Аминь.

Слово двенадцатое На день преставления св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

26-го сентября 1905 года

Святое преставление возлюбленного ученика Христова — урок воскресения и бессмертия.

Нынешний день церковь Христова совершает славную память преставления Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова от временной жизни к вечной, от тленной к нетленной, от многотрудной и прискорбной к вечному покою и радости, от работной — к царственной, ибо ему, вместе с прочими Апостолами обещано Самою Истиною — Христом царское седалище и суд над двенадцатью коленами Израильскими. Преставление возлюбленного ученика и наперсника Христова было сверхъестественно: чрез три дня по погребении тело его не обретено в земле, в которой он был похоронен; он был переселен с телом в небесные селения, к престолу Божию, получив в то же время жребий — пребывать и на земле по желанию, до второго страшного пришествия Христова, во исполнение слов Господа, сказанных Апостолу Петру: если я хочу, чтобы он оставался (в теле), пока я приду, что тебе до того?

Так возвеличена, обессмертствована и обожена природа человеческая в лице апостола Иоанна, такой громогласный, премудрый, божественный Богослов и учитель веры истинной дан человечеству в лице возлюбленного апостола Иоанна. Его божественное, чудное, исполненное божественной простоты и величия Евангелие проникло во все концы мира; научило и научает все народы, принявшие веру Христову, истинному, душепитательному и душеспасительному Богословию.

Обратим особенное внимание на слова, сказанные Господом, Начальником жизни нашей апостолу Петру касательно мученической кончины его на кресте и касательно пребывания Иоанна до второго пришествия Господа: если я хочу, чтобы он оставался, доколе я приду, что тебе до того?

Что значат эти державные слова Творца и Господа тварей? Они значат, что Иоанн не умрет в продолжении нескольких тысяч лет, и испытает смерть на несколько дней только перед самым вторым, славным пришествием Его на землю. Поучимся же мы, дорогие братия и сестры, воскресению и бессмертию нашему из дивной кончины апостола Христова Иоанна и будем непрестанно готовиться к преселению в иной, вечный мир. Апостол преставился, но не умер, а живет и телом, и от земли не отступает, как говорит церковь, и ожидает второго страшного пришествия Господа судить весь мир (Стихира на малой веч., слава).

Наши именуемые интеллигенты не верят в воскресение мертвых и бессмертие души человеческой, в праведное всем воздаяние, в вечное блаженство праведных и в вечную муку грешников нераскаянных, — и оттого сбились совершенно с жизненной, разумной. Божественной основы и стали не интеллигентами (разумными), а безумными, делающими совершенно безумные дела; прониклись ненавистью к вере, к христианскому благочестию, к истине и правде, ко всему святому, честному и похвальному; провозгласили дикую свободу своим бессмысленным страстям, объявили войну начальству и всякому общественному порядку, предались неповиновению, всякому безчинству, убийству среди белого дня, — всякой лжи и клевете на тех, которые им ненавистны; провозгласили словом и делом, так называемый террор и самые власти держат в страхе, между тем, как они сами должны были бы бояться власти: ибо сказано: несть власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть Хощеши ли не боятися власти? Благое твори, и иметь будеши похвалу от него; аще ли злое твориши, бойся, не бо без ума меч носит (Римл. 13, 4).

И, вот, что удивительно: власть боится употреблять меч против заносящих меч или бросающих убийственные снаряды, между тем как крамольники безнаказанно употребляют убийственное оружие против властей; власть не владеет данным ей от Бога мечем. Зато верные слуги отечества, как снопы, валятся и некому защитить их.

И когда я говорю так, то думаю, и на меня заносят свой меч эти отъявленные враги всякой правды, враги церкви Христовой. Но Вечный и Бодрый, живущий на небесах, да сохранит борющихся против неправды. Се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. (Пс. 120, 4). Никогда не бывавшие прежде явления мы видим: отроки и юноши, только вступившие в жизнь и не понимающие её, цели её, хотят господствовать над мужами опыта и науки, над людьми, с пользою, честью и славою послужившими отечетву, над людьми властными, облеченными доверием царским. По истине, мальчики господствуют над старцами, по пророку Исаии. — Когда же этому будет конец? Когда власть с умом будет носить меч? Когда воспримет от Бога дарованную силу и вселит страх в тех, которые хотят господствовать над властями страхом? О, как русский народ, и особенно, так называемые либералы стали недостойны своего христианского звания, недостойны Евангелия, потому что во всем противятся ему, — недостойны Христа, Агнца Божия, искупившего нас Своею кровию от праведного гнева Божия, от наследственного растления греховного, от проклятия и смерти.

Апостоле, Христу Богу возлюбленне ускори избавити люди безответны; приемлем тя припадающа, иже падша на перси приемый. Его же моли, Богослове, належащую мглу русских интеллигентов разгнати, прося нам мира и великой милости (Тропарь праздника). Аминь.

Слово тринадцатое На день святой памяти преподобного отца нашего Иоанна Рыльского

19 октября 1904 года

Во славу Божию, в честь и памяти преподобного Иоанна и в нашу душевную пользу побеседуем о том, что надобно разуметь под плотию, о которой говорится в приведенном сейчас кратком стихе, и что — под душою бессмертною; как презирать плоть, данную нам Богом для служения душе, и как прилежать о душе бессмертной. От непонимания той и другой, т. е. плоти и души и от нерадения о душе бывает в жизни нашей множество беспорядков и — погибает временно и вечно множество людей.

В только что приведенной краткой песни церковной под плотию и душею разумеются две противоположные вещи или начала: начало злое, и начало доброе; под плотию разумеется грех или все страсти, борющие род человеческий и губящие душу и тело человека: крайне извращенное самолюбие, гордость, лукавство, упорное неверие, сомнение в откровенных или познанных истинах, вольнодумство, ересь, секты, расколы; невоздержание, роскошь, сластолюбие, плотоугодие, пьянство, блуд, корыстолюбие, зависть, леность к благочестию и молитве, к покаянию, отчуждение от Бога, любовещественная, плотская жизнь, жестокосердие к ближним, и особенно к бедным и нищим, — своеволие, безцерковность, неповиновение родителям и властям, безумство, хула на Бога и на все святое, вообще под плотию должно разуметь всякий грех, а под душою — бессмертное начало в человеке, душу нашу, сотворенную по образу и подобию Божию, искаженный в нас грехом образ Божий и утраченное подобие Божие и воцарившееся в душах чрез различные страсти подобие врагу Божию, диаволу, отступнику от Бога, внесшему в свою ангельскую природу лукавство, злобу, гордость, зависть, непокорность Богу, нераскаянность; всякое безумие, слепоту ума и всякое растление, — бесконечную смерть и муку вечную, и подвергшему им весь работящий ему род человеческий. Смысл выходит такой: преподобный Иоанн, как и всякий другой, принадлежащий к лику преподобных, учил своею праведною жизнию презирать и отражать от себя — всякий грех, все страсти человеческие, бороться с ними, не следовать и не подчиняться им, твердо держаться веры и добродетели, богоугодной простоты, любви к Богу и ближнему, и, таким образом, непрестанно уподобляться Богу, достигать христианского совершенства и вечного блаженства, как сказано: будьте вы совершенны, как совершенен Отец ваш небесный (Мф. 5, 48). Вот какой смысл имеет церковная песнь и чему она всех христиан научает.

После того, как первые человеки, сотворенные по образу и подобию Божию, не сохранили своего неоцененного сокровища — святости, правоты, свободы от греха, согласия с волею Божиею и блаженного равновесия, гармонии в душе и теле, — плоть стала во всем противиться духу и склонять его на всякий грех; человек раздвоился, стал рабом греха, омрачился адским мраком, впал в самое жалкое неведение о Боге, в нелепое идолопоклонство и в нем обоготворил сам себя, свои бессмысленные и пагубные страсти, — стал рабом злых демонов, а не рабом Божиим, и погибал, не имея возможности без Бога делать ничего истинно доброго и по смерти нисходя в ад, узилище тьмы и смерти.

Только Христос Бог наш, принявший на Себя плоть нашу с душою, и исполнивший за нас всякую правду, научил нас презирать плоть и все её страсти и прилежать о душе бессмертной, о её спасении и свободе от греха, и даровал нам все силы к жизни и благочестию (2 Петр. 1, 3). Он Один возвратил человеческой природе дарованную ей в начале святость и целость чрез таинственное возрождение водою и духом. Он учил: если кто не родится водою и Духом, не может видеть царствия Божия, ибо рожденное от плоти есть плоть, т. е. человек, родившийся от родителей растленных грехом, также грешен, нечист и не достоин Бога и жизни Его, царствия Его, а рожденное от Духа (Святаго) есть дух (Иоан. 3, 5–6), т. е. человек возродившийся, очищенный от скверны греха в крещении, есть святый, с даром пакибытия (вторичного бытия). Это то возрождение или вторичное рождение таинственное, которое мы получили, Божиею милостию в крещении, — мы и должны хранить в себе со всем усердием и не оскверняться более всякими страстями, быть мертвыми для греха, живыми же для Бога (Рим. 6, 11), всеми силами противясь нападению или прилогам всяких страстей, храня в себе образ Божий и достигая подобия Божия. Все апостолы в своих посланиях христианам молили их жить достойно своего христианского звания и быть сообразными Христу. Молю вас ходить достойно звания, в которое вы призваны (Ефес. 4, 1). Во всей своей жизни и деяниях преподобные старались подражать Христу в святой простоте, в непрестанной молитве, кротости, смирении, незлобии, воздержании, нестяжании, терпении, совершенной преданности Богу, повиновении властям, в трудах непрестанных, в служении ближним. Их жизнь на земле была жизнь ангельская, небесная. Живя на земле телом, они жили сердцами на небе, созерцая непрестанно духовными очами недомыслимую красоту Лица Господня, Его бесконечную благость, беспредельное величие, премудрость, присносущие, всемогущество, блаженство. Ничего на земле не предпочитали они Богу, ни к чему они не привязывались сердцем, имея в сердце одно неоцененное Сокровище — Бога. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя во веке (Пс. 72, 25. 26), говорили они с Давидом. Живя с Богом, они имели рай в сердце своем, потому что Бог жил и ходил в них по писанию: вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом (2 Кор. 6, 16). Кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Иоан. 14, 23), говорит Господь. Так преподобные всею своею жизнию, всеми помыслами, всеми чувствами, всеми силами души и тела угождали Богу, своему Первообразу, Законоположнику и Мздовоздаятелю, жили в Боге и Богом и нас, каждого в своем звании, учат стремиться к жизни святой и к предназначенному вечному блаженству в Боге.

Но взойдем еще к началу греха. Со времени грехопадения первых человеков началась любовь мира сего, эта вражда на Бога словесных, чувственных тварей, т. е. человеческого рода, жизнь по плоти, по князю власти воздушныя (Ефес. 2, 2.), а не по духу, и потоки беззакония бесконечною волною хлынули в мир дольний. Падшие духи основали на земле свое злое, полное всякого зла и коварства, — бесовское царство с тем, чтобы непрестанно прельщать людей на всякое зло, по допущению Божию, для испытания их, — и вступили в отчаянную борьбу с Богом и родом человеческим, особенно с семенем святых и избранных человеков, — и в мировой жизни таким образом обнаружились два явно противоположных течения, с одной стороны — добра и зла, плоти и духа, мира во зле лежащего, и с другой — Духа Божия, пребывающего в благочестивых: общество верующих, избранных и праведных, и мира прелюбодейный и грешный, во зле лежащий (1 Иоан. 5, 19); открылась война зла с благочестием, греха с правдою, веры с неверием; большая часть людей забыли Бога и обоготворили тварей и свои страсти: образ Божий в человеке исказился, омрачился; вместо стремления к своему первообразу, Богу, человек уклонился в сторону врага, уподобился злому началу или учителю всякого зла — диаволу; первоначальная цель, для которой был человек создан — вечная жизнь, пришла в забвение, никто о ней не думал; люди стали как бы бездушною плотию, и Господь сказал об них пред потопом: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемому человеками (сими): ибо они плоть (Быт. 6, 3), т. е. они полны всякого беззакония, все святое, вся правда, всякая добродетель сведены в ничто; только небольшое общество избранных: патриархов, пророков и праведных, как, Иов, ведало Бога и чтило Его. Человек, — это пылинка на земле — вступил в борьбу с безмерным величием Божиим; ограниченный, ослепленный грехом разум — с умом бесконечным и с вечною премудростию; ложь — с вечною непоколебимою истиною, злоба — с безмерною благостию, зверская ярость (гонения на верующих), — с вечною, неизменною тихостию и благостию. И во все продолжение этого видимого мира проходит эта безумная борьба твари с Творцем, что было в древнем языческом мире, то повторилось ныне, в христианском мире и у нас в России. Но придет время — эта борьба кончится полным поражением зла и победою доброго над злом: ибо Ему надлежит царствовать доколе положит врагов Своих в подножие ног Своих. Последний же враг испразднится смерть (1 Корф. 15, 25–26).

В настоящей Японской войне восстал против Бога, против церкви Христовой исконный враг Бога и человеков диавол и будет побежден Христом. Война вызвана безбожием и безнравственностию русского всесословного мира и войною дается ему горький урок. Нынешние интеллигенты наши свели на нуль, на ничто, все благостное и премудрое Домостроительство Божие о спасении рода человеческого; свели к нулю в своих безбожных писаниях св. церковь, основанную непоколебимо на земле Богом; уничижили Крест Христа Искупителя; священное откровение или слово Божие, благодать священства, законы божественные, наместо коих вводят свои плотские, растлевающие нравы законы; возвели в культ удовлетворение своим плотским страстям; поставили свой разум на место разума Божия, незаконные разводы с женами возвели в закон, а слово Божие толкуют превратно, и тем смущают людей веры и благочестия. Да отрезвит нас настоящая жесточайшая война, и да обратятся все к Богу и к Церкви Его, все заблудшие сыны и дщери России.

Господи, Ты исправи растленные нравы наши, и научи нас всех славить Тебя Отца нашего небесного праведною жизнию. Отче наш, иже еси на небесех, да святится Имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли (Мф. 6, 9–13). Аминь.

Слово четырнадцатое На день памяти святого, славного и всехвального апостола Андрея Первозванного

Такое необыкновенное призвание Спасителем двух Иудейских рыбарей Петра и Андрея к высокому апостольскому делу, для которого и Сам Он пришел с небес на землю!

Идите за Мною и Я сделаю вас ловцами человеков. От подобного призывает к подобному: от ловитвы рыбы к ловитве человеков. И почему проповедь Евангелия о покаянии и о царствии небесном и о Мессии — Спасителе, Господь называет ловитвою? В этих приточных словах Господа, как и во всех Его притчах, заключается Божественная премудрость, правда и благость.

Божественному взору Христа представлялось ясно печальное зрелище мира, именно — как бесплотный ловец-диавол с безчисленным своим воинством злых духов ловит человеческий род по всей земле, или правильнее сказать — уже уловил его в свои пагубные сети и покрыл его смертною тенью; Его всевидящему оку ясно представлялось все человечество, погруженное в пагубу идолопоклонства, все его растление бесчисленными пороками; видел Он словесных своих тварей, погибающими от мысленного волка, — ныряющими в глубине погибели, — и пришел взыскать их, извлечь их из сетей вражиих, как драгоценную ловитву, принести их Отцу небесному — просвещенными, очищенными, возрожденными банею крещения и покаяния, освященными, и почтенными даром обожения и вечной жизни.

Для этого величайшего дела Господь сердцеведец избрал простых, неученых рыбаков, немудрствующих лукаво, добрых сердцем и преданных Ему всецело, людей, коих Сам научил великому делу ловитвы. Сам умудрил их совершить это великое дело. Сам возродил, сделав их из ветхих мехов, мехами новыми и из ветхой одежды — новую, как Он Сам говорил в притче: Мф. 9, 16; Мр. 2, 21; Лк. 5, 36–38. Сам дал им дар слова и разума и сделал их способными пронести Евангелие царствия небесного во все концы мира, чтобы столь великое дело, — как спасение человеческого рода — не было приписано искусству или силе людей, но, как и во истине — силе Божией, и чтобы никакая плоть не похвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 29). Теперь понятны слова небесной премудрости: идите за Мною — и Я сделаю вас ловцами человеков, т. е. будуте как Я, бесстрастны для мира, небостяжательны, оставьте, ради Меня, дом, семью, промысел земной, как Я оставил ради спасения людей — небо и престол Отца Моего небесного и пришел к вам на землю, полную смрада греховного, в эту юдоль смертную, к отчужденному от Меня грехом человечеству, ибо Я пришел во Своя, к Своим людям, Мною сотворенным и воспитанным и Свои Меня не приняли. (Иудеи). (Иоан. 1, 11). Идите за Мною, будьте странниками и пришельцами на земле, как и Я сделался, ради вас Странником, ищите неба, этого древнего утраченного грехом отечества и всех влеките к нему, ловите людей из глубины погибели в страну вечно живых.

Человеку христианину, сведущему в св. писании и истории церковной, хорошо известно, каким дивным успехом благословил Господь апостольскую проповедь, привлекши людей — от идолопоклонства к богопознанию, — как изменили они нравы людей и принесли Христу Богу великую ловитву спасенных, обратив их из области сатаны к Богу.

При этом мне пришло на мысль следующее как бы недоумение. Почему безначальный, всемогущий Бог, бесконечно премудрый и праведный, Который мог бы в одно мгновение предать вечной муке гордого, лукавнейшего и злейшего отступника сатану, лишить его всякой силы вредить людям, и избавить таким образом от его пагубных сетей род человеческий, им прельщенный и прельщаемый непрестанно, — почему он доселе попускает ему искушать и прельщать людей, и губить их и производить в мире бесчисленные бедствия со всеродною смертию рода человеческого, и иногда приводить самую природу в смятение?

И, что всего удивительнее, Сам этот безначальный и всемогущий Творец вместо того, чтобы покарать злодея совершенно, благоволил для спасения человека от сетей вражиих, крайне уничижить Самого себя, принять вид раба и быть человеком, пребывая Богом, пострадать и умереть самою поносною, мучительною смертию по человеческому естеству, чтобы страданиями Своими за нас искупить нас от греха, от диавола, проклятия и смерти! Какой безмерной цены выкуп! И так почему же Господь попустил врагу иметь свободу — искушать и губить людей; отчего он не связан окончательно, и продолжает сильно пакостить в роде человеческом, а к концу мира видимого получит такую власть и силу, что едва не вся земля будет служить сатане в лице антихриста, так что когда придет Христос, то обрящет ли Себе веру на земли? (Лук. 18, 8). В попущении врагу искусительно действовать в мире до второго пришествия Христова заключается премудрость, долготерпение — правда и милость Божия. Сатана и царство его не связаны, но действуют в мире в известной степени для того, чтобы люди, верующие и верные борясь с грехом и с врагами и находясь в горниле искушений и бед, чрез то очищались и укреплялись в вере, терпении, надежде и любви и всецелой преданности Богу и были достойны Его святыни и получили тем — большее блаженство в будущей жизни, чем больше здесь были искушены и пострадали, и укрепились в любви к Богу; известно, что человек, неиспытанный в горниле бед и напастей, бывает слаб в вере и любви, не благонадежен и непостоянен, а прошедший это горнило, бывает тверд, как наковальня. С другой стороны злым духам попущено искушать людей неверующих, гордых, сребролюбивых, сладострастных, ленивых и увлекать их в разные пороки для того, чтобы эти люди получили праведное возмездие за свое лукавство, неверие, за свою гордость, пристрастие к суете, корыстолюбие и леность, и за небрежение своею душою и попечением Божиим о их спасении. Неправедный да творит неправду еще, и скверный да оскверняется еще. А творяй правду да творит правду еще, и святый да освещается еще. Се граду скоро и мзда Моя со Мною воздати комуждо по делам его (Отк. 22, 11–12), говорит Господь.

К этому надо присовокупить еще то, что Господь наш Иисус Христос чрез свое воплощение, учение, чудеса, страдания и смерть за род человеческий, примирив нас с Отцом небесным, и сняв с нас тяготевшее проклятие, исходатайствовал нам благословение и дал человеческой природе все благодатные силы к животу и благочестию, и сделал её способною чрез веру и усердие ко всякой добродетели и совершенству христианскому и к совершенной победе над диаволом и посрамлению его, — и потому ожидает от всех нас соответствующих плодов добродетели и совершенства жития, чтобы наградить нас возможно большим блаженством, и чтобы мы могли опытом познать сколь благо прилепляться к Богу и жить по его заповедям. А потому да ведают и помнят всегда христиане, что диаволу попущено искушать нас или для нашего блага, чтобы мы не дремали, а бодрствовали и трудились для своего спасения, или для нашего наказания за леность и нерадение о спасении своем и за житейские наши пристрастия: самому же диаволу все его пакости послужат к невообразимому увеличению его вечных мучений.

Известно, что ныне нравы христиан чрезвычайно расслабели и растлились так, что для многих нет ничего святого. К такому состоянию нравов привела нашу интеллигенцию и отчасти простой народ разнузданная печать, особенно подпольная. Долго она домогалась полной свободы, и, наконец, достучалась. И прежде она была нередко беспутна, а теперь больше, — и как быстро распространяется и в каком множестве! Она вытесняет слово Божие и овладевает умами и сердцами, подстрекая русский народ ко всякому беспутству. Где у нас дух Христов, дух апостольский, дух повиновения властям? Где христианские добродетели? Где стремление к горнему отечеству? Господь с небесе призре на сыны человеческий, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонились вкупе, несть творяй благостыню, нет даже до единаго. (Пс. 13, 2–3).

На Дальнем Востоке острый серп Божий пожинает бесчисленные разумные колосья, т. е. наших дорогих братьев воинов. Так или иначе этот серп пожнет и нас. А потом куда пойдет это жниво? — Праведный Судия определил поступать с нами по правде и милости прежде сложения мира. Страшный Суд ждет человечество: грядет судити вселенной в правду и людем правостию (Пс. 97, 9). Аминь.

Слово пятнадцатое На новый 1906 год

Начинаем, Божиею милостью, новый 1906-й год. Тысяча девятьсот пятый, злополучный, прошел, и дай Бог, чтобы никакие беды, бывшие в прошлом году, — в наступающем году не повторялись, так как они означились безчисленными потерями всякого рода, смертию многих верных сынов России, безмерными скорбями, стонами и рыданиями братий и сестер наших. Да будет же начавшийся год новым, полным Божией милости к нам, — временем покаяния и исправления, годом обновления нравственного; постараемся быть достойными того.

Обращаю к себе и к вам совет и повеление Апостола — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу (по образу Божию) в праведности и святости истины. (Ефес. 4, 22–24).

Новый год для нас пока только по числу таков, а не по существу дела, потому что все мы остаемся старыми, со старой закваской страстей, наклонностей, привычек, — и не облеклись в нового человека.

Обновленное, нетленное святое человечество, жившее и подвизавшееся прежде и скончавшееся — пребывает в новом нетленном мире, на небе, где уже нет греха, и где вечно царствует правда и мир и радость во святом Духе (Римл. 14, 17). Мы должны подражать ему. И так в новый год прилично вести речь о обновлении человеческого рода. А когда идет речь о обновлении, то предполагается, что оно до крайности обветшало, растлело, воссмердело всякими грехами и не достойно общения с Богом: ибо какое общение света со тьмой (Корин: 6, 14)? Изображение этого греховного растления человечества, прежде пришествия в мир Сына Божия во плоти, пророк изображает так: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога, все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13, 1–3). Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на зубах их (Пс. 5, 10; 139, 3); уста их полны злословия и горечи (Пс. 9, 28); ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира (Прит. 1, 16). Нет страха Божия пред глазами их (Пс. 35, 2); (Римл. 3, 10–18). Вот мрачная картина растления человечества прежде пришествия в мир Христа Спасителя. Нет на ней светлого места, на котором мог бы спокойно и с внутренним удовлетворением, остановиться взор беспристрастного, благочестивого наблюдателя, — одни черные краски. Нынешние люди в большинстве не лучше древнего мира, несмотря на обновительные начала, положенные в них Евангелием и церковью; человечество стало разлагающимся или уже разложившимся трупом, о котором Господь сказал: где труп — там соберутся орлы (Лк. 17, 37), указывая этим на Свое славное страшное второе пришествие со всеми святыми Ангелами, свидетелями всей жизни человеческой. Это значит, что пред вторым пришествием Господа на суд, народы так развратятся, и до того растлятся в своих нравах, что долготерпению Божию настанет конец; и всемирная лопата начнет свое дело — очистит всемирное гумно от греховных бесчисленных плевел, и соберет Господь пшеницу в житницу небесную, а плевелы сожжет огнем неугасимым во веки веков.

Тогда-то исполнится во всей силе, широте и долготе истинное слово Христа Бога: се творю все новое (Апк. 21, 5). Всякая скверна греха будет на веки удалена из царствия Божия, и настанет царство одной правды: не войдет в него ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Апк. 21, 27). И так, с новым годом!

Христианину нужно ежедневное обновление, чрез тайное покаяние, потому что всех растлевает грех, обольщающий нас бесчисленными миражами и прелестями своими: кто во Христе, тот новая тварь (Корин. 5, 17). Аминь.

Оглавление

  • Слово первое Слово великого праведника и чудотворца о. Иоанна Кронштадтского, по поводу ухода некоторых лиц из лона православной церкви
  • Слово второе о. Иоанна Кронштадтского о лютеранской и англиканской Вере
  • Слово третье о. Иоанна Кронштадтского о лютеранской и англиканской вере
  • Слово четвертое о. Иоанна Кронштадтского о православном Священстве
  • Слово пятое о. Иоанна Кронштадтского о таинстве Святаго Причащения и о себе
  • Слово шестое Царства земные колеблются и падают от безверия и беззакония
  • Слово седьмое На день воспоминания и празднования священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича всея России
  • Слово восьмое На день восшествия на прародительский всероссийский престол Его Величества Государя Императора Николая Александровича
  • Слово девятое На день перенесения честных и многоцелебных мощей из города Владимира в С.-Петербург Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в 1724 году
  • Слово десятое Братское обращение к доблестным войскам нашим на полях далекой Манчжурии
  • Слово одиннадцатое На день славного Покрова Пресвятой Богородицы
  • Слово двенадцатое На день преставления св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
  • Слово тринадцатое На день святой памяти преподобного отца нашего Иоанна Рыльского
  • Слово четырнадцатое На день памяти святого, славного и всехвального апостола Андрея Первозванного
  • Слово пятнадцатое На новый 1906 год
  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Золотые слова о значении веры православной», Иоанн Кронштадтский, протоиерей (Иван Сергиев)

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства