Ленда Д. А Метафизика чакр О древней модели психики человека
«Человек есть то, что должно превзойти»
Ф. НицшеПредисловие
Человеку свойственно моделировать окружающую его реальность. Это его свойство, вероятно, живо столько же, сколько времени обладает человек разумом. Уже на стенах пещер, где селились древние люди, были найдены рисунки животных — примитивные модели окружающей реальности. Древний мир дал примеры построения моделей всей вселенной. В частности, такова модель звездного неба, созданная Архимедом.
В современных людях это свойство начинает проявляться с раннего детства. Девочки играют в куклы, мальчики забавляются машинками. Да и сама игра, по сути, являет собой модель — модель реального жизненного процесса или явления. Свойства мозга человека таковы, что моделирование повышает эффективность процесса мышления. Позволяет увидеть «невидимое» ранее.
Я прочитал немало информации о чакрах. Мне встречалась информация, кажущаяся достоверной и совершенно фантастическая, представляющаяся ложной. И я пришел к заключению, что в древности чакры рассматривались как модель психики человека. Модель, описывающую человека как форму жизни с определенными свойствами, являющимися отражением ряда абстрактных метафизических принципов.
Разумеется эта модель — не более чем модель. Она имеет все недостатки присущие моделям — сужает спектр свойств, присущих объекту, частично искажает его свойства. Но зато она позволяет сконцентрировать внимание исследователя на наиболее важных свойствах человеческого существа. Таким образом — теряя в широте и глубине, выигрываем в удобстве использования и предсказательной силе.
Я обнаружил еще один интересный момент, касающийся чакральной модели. Древние, по видимому полагали, что все во вселенной устроено по одному плану на основе неких универсальных принципов. Эти базовые принципы-элементы Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир, Пространство. Они проявляют себя во всех объектах материальной вселенной. Похожих воззрений на единство всего придерживался, кстати, и Леонардо да Винчи. И человек, являющий собой лишь один из слоев бытия, не являлся по их воззрениям исключением.
Насколько применимой является эта модель в настоящее время? Безусловно, она является достаточно примитивной. В настоящее время с развитием информационных технологий появилась возможность создавать гораздо более сложные модели. Тем не менее, она позволяет сконцентрировать внимание пользователя на некоторых аспектах реальности, для постижения которых по другим источникам ушло бы гораздо больше времени. Это ее основное достоинство. Она успешно объединяет универсальность охвата и фрактальность, позволяющую применять ее к различным уровням реальности. Хотя при описании построений модели использовались термины Маг и Бог, она полностью остается в рамках материалистического мировоззрения. Эти термины используются для большей выразительности и образности и взяты из индийской мифологии.
Эта книга расширяет и дополняет материалы, изложенные в другой моей книге — «Раджа йога. Искусство самоконтроля». При ее написании я ставил себе целью дать толкование запутанных вопросов йоги более доступно и в рамках материалистического мировоззрения.
Немного метафизики
В силу ограниченности инструментария наблюдения и описания окружающей реальности, древние стремились свести все многообразие наблюдаемой природы к смешению нескольких основных, «базовых» факторов или явлений. Различные философы имели разные представления о количестве этих элементов. Одни думали — их три, другие — четыре. В йоговских текстах встречается указание на пять основных первоэлементов Землю, Воду, Огонь, Воздух и Эфир. Этот список элементов показывает их иерархию — каждый последующий элемент в списке является более сложным и включает в себя некоторые свойства предыдущих. Для того, чтобы убрать некоторые противоречия нужно ввести еще один элемент, объединяющий все вышеперечисленные — Пространство (Акаша). Каждый из этих элементов соответствует одной из шести чакр.
Раскладка соответствия элементов чакрам
Элемент / Чакра
Земля — Муладхара
Вода — Свадхистхана
Огонь — Манипура
Воздух — Анахата
Эфир — Вишуддха
Пространство — Аджна
Древние индусы полагали, что вся материальная природа может быть объяснена действием трех принципов — гун. Эти гуны — тамас, раджас, саттва. Эта раскладка предполагает следующую иерархию четырех фундаментальных уровней организации вселенной: Дух (абсолютная, неизменная информация — например, свойство числа 4 делиться на 2, или формулы тригонометрии) Информация (конкретная, например данные о состоянии конкретного материального объекта или энергетического сгустка, например данные о периодической активности Солнца или знание цвета глаз вашего партнера) Энергия (мера изменения материи, включая Время) Материя (включая Пространство). Три последних соответствуют Саттве, Раджасу, Тамасу. При этом Дух является вечным и неуничтожимым. Его нельзя разрушить никаким материальным или нематериальным средством. Дух не является элементом материальной природы. Ему соответствует чакра Сахасрара. Тем не менее, существование Духа предполагает существование Материи, ее вечность и неуничтожимость как категории.
Если объединить классификации по элементам и гунам то можно прийти к следующей иерархии уровней мироздания:
Материя / Энергия / Информация / Дух
Земля / Потенциальная энергия / Минералы / Бог Земли
Вода / Волна / Растения / Бог Воды
Огонь / Движение / Животные / Бог Огня
Воздух / Взаимодействия (ЭМ, гравитация и пр.) / Человек / Бог Воздуха
Эфир / Звук / Йог / Бог Эфира
Пространство / Время / Маг / Бог Пространства
Все вышеперечисленные в предыдущей таблице уровни являются материальными. Их проявления могут быть обнаружены при помощи органов чувств. Названия в таблице являются условными. Из этой таблицы следует наличие 24+1 уровня иерархии мироздания. 25й уровень — это соответствует Богу Пространства, в полной мере развившему свойства всех 24х уровней. Это совершенное существо. Это совпадает с воззрениями древних на то, что небес было 7 (6+1) — по числу уровней божественной иерархии. Отсюда, возможно, пошло выражение — седьмое небо.
Описанные в таблице уровни являются иерархичными. Иерархия в таблице идет сверху вниз и слева направо. Доминирует иерархия по гунам Дух->Информация->Энергия->Материя, затем идет иерархия по элементам. Таким образом, самый примитивный уровень — элемент Земля, а самый продвинутый — полностью реализовавшийся Бог Пространства.
Если свойства гун должны быть более или менее ясны читателю, то свойства элементов необходимо осветить подробнее. Основное свойство элемента Земля — устойчивость, сохранение формы. Элемента Вода — подвижность, способность изменяться. Элемента Огонь — реактивность, быстрая изменчивость. Элемента Воздух — многовариантная изменчивость, чувствительность. Элемента Эфир — структурная сложность, способность к структурированности, память. Элемента Пространство — моделируемость и программируемость.
Каждому из элементов соответствует один из видов энергии, информации и реализованной абсолютной информации. Например, элементу Огонь соответствует вид энергии Движение, вид реализованной информации Животные и вид реализованной абсолютной информации Бог огня. Самый нижний уровень каждого столбца содержит интегрирующий элемент по каждой гуне, который включает в себя в какой-то мере свойства всех предыдущих элементов. Для материи интегрирующим уровнем будет Пространство, для энергии — Время, для информации — Маг.
Не секрет, что сущность жизни заключается в метаболизме информации. Именно в этом ключе стоит рассматривать уровни столбца Информация. Минерал — материя, несущая информацию. Растение — сущность, способная на изменение информации — действия. Животные способны на сложные реакции. Человека отличает развитое сознание. Йог способен воспринимать программы и модели, действующие в его организме и во внешнем мире, может чувствовать свое подсознание. Маг оперирует с 18 уровнями сверхсознания (6+6+6, по 1 на каждую ячейку первых трех столбцов таблицы), то есть умеет оперировать с первыми 18 уровнями мироздания — материальной природой. Он создает программы и модели для этих уровней. Отличие йога от мага заключается в том, что йог еще не способен сам создавать весь спектр программ и моделей, а лишь воспринимает уже созданные другими. Каждый более высокий по иерархии уровень является более сложным и лишается какого-либо автоматизма низших уровней. При этом похожие способности могут проявляться и менее развитыми формами материальной природы, но в редуцированном виде.
В рамках данной иерархии под Богом понимается существо, полностью развившее все 18 уровней сверхсознания, то есть обладающее всей полнотой контроля над материальной природой. Тем не менее, божественные формы жизни также отличаются между собой по сложности и полноте реализации Духа. Эти формы жизни выступают как бы мостом между Духом и Материей. Поскольку они материальны, то материя накладывает на них отпечаток и их иерархия может быть выстроена по аналогии с материальными элементами. В отличие от небожественной жизни их роль в природе заключается в метаболизме абсолютной информации, а не обычной. Термин Бог здесь выбран по аналогии с индусскими богами, которые были смертными и образовывали иерархию.
Не стоит забывать, что выше была описана лишь примитивная метафизическая модель реальности. Я полагаю, что древние описывали реальность похожими методами. Их мировоззрение допускало существование магов и богов. С другой стороны, чем ученый, создающий АЭС отличается от мага по степени власти над природой?
О системе чакр как древней модели психики человека
Согласно йогическим текстам в человеческом организме скрыта «змеиная» сила Кундалини. Она находится в скрытом состоянии в особой чакре (центре) немного ниже крестца. Эта сила может подняться по позвоночнику к темени через ряд основных чакр, каковых насчитывается 6 (6+1 с теменем). По мнению автора, прохождение Кундалини через чакру обозначает не что иное, как способность контролировать соответствующие чакре психические процессы. Прохождение Кундалини по чакрам (ее подъем) означает контроль над всеми видами ощущений и многими другими психическими проявлениями. Другими словами, это поэтическое описание вхождения в состояние глубокого гипнотического транса с сохранением сознательной активности — йоговского сосредоточения.
Раскладка чакр (описание авторское) в иерархическом порядке
Чакра / Свойства
Муладхара — устойчивость\способность к сохранению информации
Свадхистхана — действия\изменение информации
Манипура — реакции (выбор из нескольких возможных действий)
Анахата — мышление (многовариантные реакции — выбор программы\модели)
Вишуддха — память (структурированность, накопление программ\моделей)
Аджна — творчество (создание программ\моделей)
Сахасрара — связь с окружающим миром\интеграция\ восприятие абсолютной информации (Духа)
Вышеуказанная система воззрений на чакры описывает человека как систему, состоящую из нескольких уровней функциональных подсистем, обрабатывающих информацию. Именно в ключе обработки информации и следует рассматривать чакры.
В этой парадигме, модель отображает информацию об окружающем мире. Программа задает порядок действий во времени и ориентируется на модели окружающей реальности.
Согласно описанной в предыдущем разделе метафизической модели человеку соответствует гуна Саттва, или информация, и элемент Воздух. Это означает, что на уровне Человека впервые достигается максимальная многовариантность информационного метаболизма. Именно в рамках этого уровня мироздания впервые на иерархической лестнице уровней появляется осознанность — то есть способность к сложным, многовариантным реакциям, основанным на выборе и смене программ/моделей. Элементу Воздух соответствует Анахата чакра, или сердечный центр. Не зря, согласно многим оккультным источникам именно этот центр у человека считается наиболее важным.
Животные также способны на осознанность, но эта осознанность у них жестко детерминирована — автоматична. Она обладает очень незначительным количеством степеней свободы. Способности более высокого уровня, например интуиция, проявляются автоматично уже у человека. Их проявление на этом уровне является частичным.
Можно сказать, что все эти способности проявлены у человека, но начиная с вишуддха чакры, соответствующие способности проявляются лишь частично. Как фрактальные подуровни более низких чакр.
На уровне каждой из вышеописанных чакр могут возникать нарушения согласованной работы сознания и подсознания, приводящие к автоматическому неоптимальному функционированию и носящие психогенный характер. В состоянии сосредоточения эти нарушения могут быть убраны. Например, человек может неправильно реагировать на что либо (скажем, бояться мышей). Это состояние связано с неправильной работой Манипура чакры — психических механизмов, управляющих реакциями на внешние воздействия. В состоянии сосредоточения правильное реагирование может быть легко восстановлено — человек перестанет бояться мышей. Таким образом, именно после достижения этого состояния организм человека начинает работать эффективнее. Степень свободы мышления возрастает.
Йоговские источники описывают также и другие чакры, но включение их в вышеописанную модель чрезмерно усложнило бы ее. В вышеприведенной модели указаны наиболее важные чакры и их достаточно для понимания тех представлений об информационном метаболизме, какие по — видимому были у ее создателей.
Общеизвестна привязка чакр к областям человеческого тела. Якобы, это тонкие центры, расположенные в некоторых отделах позвоночника. Я полагаю, что эта привязка возникла благодаря воззрениям об универсальности устройства всех объектов вселенной. Соответственно, искалась область тела, соответствующая появлению одного из первоэлементов, и этой области ставилась в соответствие связанная с этим элементом чакра. На мой взгляд, такая привязка малополезна.
Полезным является взгляд на чакры как на проявления «тонкой материи». Поскольку чакра является центром проявления сразу нескольких свойств, ей трудно поставить в соответствие конкретный орган физического тела. Она может объединять функции нескольких органов и\или их частей. Поскольку у древних исследователей не было более детальных данных об их функциях, они мыслили более общими категориями. Так машину можно описать детально при помощи чертежей всех ее деталей, а можно указать на ее свойство ездить с определенной скоростью.
О нормальных способностях человека
Вышеописанная модель очерчивает круг «нормальных» способностей человека. То есть способностей наиболее обычных, естественных для человека. Тех, которые проявляются максимально широко и полно именно в рамках человеческой формы жизни.
Вот список этих способностей с указанием соответствующей чакры:
Сознательная устойчивость — Муладхара
Осознанные действия — Свадхистхана
Осознанные реакции — Манипура
Осознанное мышление — Анахата
Осознанное восприятие программ\моделей (Интуиция) — Вишуддха
Осознанное построение программ\моделей (Творческие способности) — Аджна
Осознанное восприятие абсолютной информации — Сахасрара
Как уже было сказано ранее, эти уровни обладают свойством фрактальности. То есть каждый из них содержит по семь подуровней. При этом в рамках человеческой формы жизни в полной мере работают лишь первые четыре из этих уровней. И в каждом из этих четырех уровней можно выделить по 7 подуровней, соответствующих каждой чакре.
Сознательная устойчивость
Человек, как и всякое живое существо, тяготеет к устойчивости. Поскольку он наделен сознанием, то тяготение к устойчивости задействует сознание. Иными словами, человеку свойственно сознательно стремиться к неизменности своего тела, сознания, привычек, среды обитания. Это один из векторов, определяющих психику нормального человека. Это свойство проявляется в любви к себе, к своей семье, к родине. Гипертрофированным проявлением этого свойства является фашизм. Во всяком человеке изначально заложена информация. Стремление к сохранению этой информации и есть сознательная устойчивость.
Осознанные действия
Способностью к действию также наделены животные и растения. Но лишь человек способен действовать многовариантно, сознательно. За счет осознанности человек способен достигать высокой эффективности своих действий. Многие профессии требуют высокой осознанности действий. Поэтому способный к осознанному действию человек способен стать хорошим профессионалом. Этот уровень способностей является более информационно сложным, чем предыдущий.
Осознанные реакции
Примеры развитой способности к реагированию дает нам животный мир. Человек отличается от животного способностью реагировать сознательно, неавтоматично. Реакции человека намного более многоварианты и менее предсказуемы, чем у животных. Человек способен обуздывать реактивную часть своей психики — эмоции, в то время как животные находятся полностью в их власти. Умение контролировать свои эмоции наделяет человека способностями, которые условно можно назвать деловыми способностями. Это еще более сложный уровень информационного метаболизма.
Осознанное размышление
Эта способность является наиболее высокой по иерархии в полной мере работающей способностью человеческой формы жизни согласно чакральной модели. Она позволяет человеку быть очень сложной системой. Размышление предполагает многовариантные реакции путем выбора программы или модели. Осознанное размышление предполагает избавление от автоматизма мышления, присущего более низким уровням функционирования психики. Осознанное мышление является наиболее многовариантным и сложным. Наибольшее применение эта способность находит в общественной жизни, поэтому ее можно условно назвать социальной способностью.
Интуиция
Эта способность во всей своей полноте проявляется на уровне Йогов. На более низких уровнях развития она также проявляется в качестве фрактального подуровня уже развитых уровней как интуиция устойчивости, действия, эмоций, размышления. Способность означает навык сознания осознанно воспринимать созданные кем-то программы или модели. Способности эти можно охарактеризовать словом Видение. Важным качеством для проявления этой способности является чуткость. Чуткость к следам и проявлениям моделей и процессов. Не менее важным является понимание языка, на котором реализована программа или закодирована модель. Для проявления этой способности важно наличие развитой памяти.
Творческие способности
В полной мере эти навыки проявляются на уровне Магов. На более низких уровнях развития они также проявляется в качестве фрактального подуровня уже развитых уровней как творчество устойчивости, действия, эмоций, размышления, интуиции. Это навык создания программ и моделей объектов материальной природы. Эти программы и модели могут быть воплощены, а могут быть сохранены впрок. Эти способности являют собой верх материальной природы человека. Соответствуя первоэлементу Пространство, они частично включают в себя все нижеперечисленные способности. Для проявления этих способностей важным качеством является изменчивость и умение приспособиться.
Осознанное восприятие абсолютной информации
Полностью эти способности проявляются у божественных форм жизни. На более низких уровнях они также проявляются в качестве фрактальных подуровней. Например, на уровне осознанных реакций этот уровень проявляется как подуровень инстинктивного восприятия вечных ценностей. Эта способность проявляется в виде реакций выбора хороших вещей, понимании искусства, выборе универсальных моделей поведения. Эти способности меньше других связаны с материальной природой, а соотносятся скорее с абсолютной информацией. Хотя на уровне создания программ/моделей воспринятая абсолютная информация находит свое применение в создаваемых программах/моделях. Это наиболее информационно сложный уровень способностей.
Заключение
Выше мы перечислили лишь наиболее важные группы способностей человека согласно чакральной модели. Не следует забывать, что кроме семи основных чакр есть еще и вспомогательные. Каждой из вспомогательных чакр также соответствует какое-то свойство — способность. Однако детальное описание этих чакр выходит за рамки этой книги.
Приложение 1 Об экстраординарных способностях человека
Здесь мне бы хотелось привести некоторые из способностей, которые встречаются не у всех представителей вида homo sapiens, но лишь у некоторых из его представителей. Одаренных той самой божьей искрой, талантом к данному виду деятельности. Зачатки этой способности могут быть распространены широко, но своего полного развития способность, как правило, достигает у считанных единиц. Таких называют талантами, а в случае особого дара — гениями. При этом необходимо понимать, что для полного развития способности одной природной одаренности мало. Также нужна среда, способствующая проявлению этой способности и постоянные упражнения в ее развитии.
— Сверхпамять
— Способность к визуализации и вызову образов в других сенсорных модальностях
— Способность к синестезии
— Развитое воображение
— Скоростной устный счет
— Быстрое чтение
— Комбинационное мышление
— Математические способности
— Музыкальные способности — исполнение и композиция
— Способности к рисованию и лепке
— Лингвистические способности
— Сложный контроль движений
— Способности конструктора
— Способности писателя
— Способности актера
— Способности руководителя
— Способности разведчика
— Способности политика
— Способности ученого
— Способности идеолога
— Способности Учителя
Это не полный список, а скорее схематические наброски, дающие представление о сложности человека и его многогранности.
Список рекомендуемой литературы
Л. М. Беленицкий (Свами Матхара). Технология пути К.: Ника Центр 1998
Говард Гарднер. Структура разума. Теория множественного интеллекта М.: Вильямс 2007
Джефф Хокинс. Об интеллекте М.: Вильямс 2007
Читтапад. Тайна Леонардо
Чарльз Лебдитер. Чакры
Комментарии к книге «Метафизика чакр», Дмитрий Александрович Ленда
Всего 0 комментариев