jamgon.doc
Джамгон Конгртул Ринпоче: «Йидам - источник вдохновения»
Вена, Октябрь 1987
Kagyu Life International, No.4, 1995
Цель особых методов Ваджраяны состоит в преобразовании окружающего нас мира, который мы обычно переживаем как нечистый, в совершенный. Стержнем такой трансформации является понимание того, что все феномены проявляются в таком виде, как мы их переживаем, только на относительном уровне. На абсолютном уровне они реально не существуют - они ничто, сон, иллюзия. Понимание этой истины дает переживание их чистоты.
Но мы не можем трансформировать наше мышление только чтением мантр. Также не помогут и подношение богам, которые помогают нам. В ваджраяне мы должны развивать понимание того, что проявленный мир не является нечистым, запутанность возникает вследствие цепляния нашего ума. Для того, чтобы ощутить ясность всех вещей, достаточно осознать то, что на относительном уровне все вещи проявляются вследствие определенных причин и зависят друг от друга, но на абсолютном уровне они в действительности не существуют. Существуют два аспекта, неотделимых друг от друга.
Что значит "загрязненное" или "чистое?" "Загрязенное " относится к нашей вере в реальность всех феноменов, существующих не зависимо друг от друга. Вера в существование феноменов - крайний взгляд, который не правилен, так как истинная природа всех вещей пуста. Пустотность невозможно понять только обсуждая эту тему. Фактически, очень трудно понять истинную природу вещей просто говоря или слушая о них.
Так как все вещи по своей природе пусты, к ним не применимы категории возникновение и исчезновение . Различные методы Ваджраяны используются для понимания этого.
Для практики Ваджраяны, необходимо понимать, что предметы существуют только на относительном уровне, но их истинная природа заключается в их несуществовании. Тем не менее, мы еще уверены в реальности всех феноменов. Различные методы Ваджраяны, такие как,например, медитация на Будда-аспекты (тиб. йидам) и мантры используются для того, чтобы ликвидировать вышеприведенное противоречие.
Среди "трех корней Ваджраяны" - лама, йидам, защитник - лама наиболее важен; йидам и защитник - проявления ламы. Ум ламы - Дхармакайя, пустотность пространства. Йидамы проявляются вовне как выражение, внутренне присущее уму сострадание и ясность. Таким образом, они не являются богами в общепринятом на западе смысле.
Причина, по которой йидамы имеют различные формы, например, мирные и гневные, заключена в том, что ученики имеют различные взгляды, стремления и т.п. Поэтому необходимы различные формы йидамов как выражение сострадания ламы. Йидамы проявляются в многочисленных формах также для того, чтобы символизировать, что очищается целый спектр наших негативных эмоций.
Сейчас мы имеем дуалистическое восприятие и также думаем дуалистическими категориями. Таким образом, мы не способны войти в связь с окончательным йидамом, и нам нужен кто-то кто свяжет с ним. И различные формы йидамов, которые мы видим на картинках - символы запредельного йидама. Медитация на йидама подразделяетс на 2 фазы: фаза развития (тиб.: Кьерим) и фаза завершения (тиб.: Цогрим). Их значение дано ниже.
Все проявленное взаимозависимо. Что-то возникает в определенное время, развиваетс и исчезает снова. Две фазы медитации используются для того, чтобы показать, что принципы возникновения и исчезновения переносятся на чистый уровень. Возникновение божества символизирует очищение нашего сознания. Фаза развития состоит из нескольких элементов: вначале мы визуализируем себя в форме божества, затем визуализируем божество в пространстве перед собой, делая подношения, молитвы и т.п. Причина, по которой мы вначале визуализируем себя как божество заключается в том, что все мы рассматриваем себя как очень важных. Если кто-то говорит нам: "Ты в действительности не существуешь", нам очень трудно это воспринять. В фазе развития мы не думаем, существуем мы или нет, мы просто отбрасываем этот вопрос и визуализируем себя в форме божества. Когда мы это делаем, осознавая, что йидам - выражение полной ясности, цепляние к "Я" действительно исчезает.
Визуализация йидама в пространстве перед собой работает подобным образом. Сейчас мы цепляемся ко всем воспринимаемым объектам. В фазе развития мы представляем весь внешний мир как дворец йидама. Йидам в середине, и все существа проявляются в форме йидама. Визуализация неочищенных проявлений в чистой форме преодолевает цепляние к ним.
Таким образом, важно понимать, что все элементы фазы развития имеют символическое значение. Без этого, например, веря, что йидам действительно существует, мы только запутываемся, и можем даже увеличить иллюзию. Если кто-то использует различные фазы развития и завершени важно знать значение различных форм. Почему йидам имеет 16 рук, 4 ноги и т.п. Или может быть две достаточно ? Вера в то, что йидамы реально существуют в такой форме неверно. Вера в действительное существование йидама немного смешна и нелепа и очень сильно запутывает. Вместо этого, мы должны понять, что есть что-то, что очищает и существуют методы очищения. Визуализация йидама с 4 руками, например, символ очищения нашего основного пути познания вещей в так называемых четырех категориях. Мы верим, что 4 элемента проявляются 4 путями. Три глаза йидама символизируют достижение конца пути через думание 3 категориями. Например, 3 времени (будущее, настоящее, будущее). Аналогичный подход применяется ко всем другим частям божества; все они очищают наш ум.
Без понимания этого, к концу медитации все будет спутанно. И мы вступим на ложный путь, который не имеет ничего общего с Ваджраяной и буддизмом. Вера в реальное существование йидамов и непонимание того, что они являются символами очищения наших умов только увеличит запутанность в будущем. Иллюзии становятся сильнее и могут вызвать чувство страха во время медитации или возникновение мыслей, от которых очень трудно избавиться. Таким образом, очень важно в практике медитации, особенно в Ваджраяне, иметь правильный взгляд.
Что означает правильный взгляд? Это понимание того, что нет различи между относительным и абсолютным уровнем проявления феноменов, они неотделимы друг от друга и не противоречат друг другу.
Фазу развития можно сравнить с относительной истиной проявления всех вещей. Фаза завершени соотносится с принципом несуществования всех предметов на абсолютном уровне. В то же время необходимо понимать, что обе формы едины.
Фаза завершения используется, что избежать падения в крайность: веры в реальное существование всех вещей. Фаза развития устраняет мысли о несуществовании всего. Понимание, что обе фазы едины, дает более глубокое понимание того, что все есть союз радости и пустоты. Медитируя таким образом, через практику йидама могут быть получено истинное знание. Именно поэтому, йидам называется "корень вдохновения".
Защитников, "корень активности" можно рассматривать как многообразное выражение йидамов, которые есть выражение Дхармату ума ламы. Так как Ваджраяна очень глубокий путь, цель защитников - защищать от многих конфликтных обстоятельств и препятствий, которые могут возникнуть на пути идущих. Защитники устраняют эти препятствия. Защитники и йидамы очень важны в ваджраяне, однако лама, корень благословения, наиболее важный элемент. Только лама может давать благословение и вдохновение.
Все элементы, используемые в ваджраяне имеют глубокое значение. Тело йидама — союз формы и пустоты, мантра — союз звука и пустоты, ум — союз знания и пустоты. Применяя эти элементы в практике только для знания можно впасть в гордыню, визуализируя себя как йидам. Поэтому необходимо глубокое понимание значений всех элементов, так как только лишь визуализаци не дает этого понимания.
Практикующие должны понять три вещи. Оба типа реальности нераздельны. Для пути, важно понимание нераздельности метода и мудрости. Что касается плода, необходимо понимать нераздельность двух кай. Особенно эважно понимание этих трех элементов во время практики Махамудры или Маха-Ати. Иначе невозможно достичь плода через эту практику.
Что такое "окончательный (запредельный) йидам"? Ченрезиг(Любящие глаза), например, проявляется в очень специфической форме с 4 руками и т.п. Тем не менее, это не окончательный аспект этого йидама: это только путь проявления. Окончательный йидам - знание, что Ченрезиг выражает сострадание всех Будд.
Форма Дордже Памо имеет символическую форму. Запредельная Дордже Памо - это пространство феноменов - высшая трансцедентальная мудрость, мать всех Будд, которая дает рост все Буддам. Она - парамита мудрости.
1
Комментарии к книге «Йидам - источник вдохновения», Джамгон Конгтрул
Всего 0 комментариев