«21 семзин»

4417

Описание

Древние практики для обнаружения РИГПА



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

УЧЕНИЕ

НАМХАЙ НОРБУ

*

ДВАДЦАТЬ ОДИН СЕМЗИН

Древние практики для обнаружения РИГПА

ПРЕДИСЛОВИЕ Э. КЭПРИЛСА

Путьдзогчена

Позаимствовав у сутраяны(1) понятие о двух истинах(2), мы могли бы сказать, что обыкновенные люди ощущают относительное как абсолютное. Такое ощущение выражает нечто большее, чем просто путаницу в категориях: это—заблуждение, обусловленное, во-первых, вибрациями, которые берут начало в сердечном центре(3) и ведут к переоценке умопостроений(4), мыслей и понятий так, что они начинают казаться абсолютно реальными и чрезвычайно важными, а во-вторых—функциями ума, характерными для ограниченного пространства-времени-знания, которые выделяют и обособляют объекты из сфер сансары и нирваны, бытия и небытия(5). Поскольку все вокруг тоже считают относительное абсолютным, у большинства из нас не возникает ни малейшего сомнения в том, что процессы, которые мы обычно называем объектами, и ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, абсолютно реальны и чрезвычайно важны. Мы погружены в мир заблуждений—в мир сем (serns), или в мир разума, соответствующий сансаре и в дзогчене противопоставляемый ригпа (rig pa)—просветленной, свободной от заблуждений, недвойственной осознанности, которая соответствует нирване.

На пути дзогчена первый шаг к преодолению сем, или ума. т.е. заблуждения, сансары, заключается в том, чтобы усвоить maâa(6) (lta ba) интеллектуально. Для начала нужно понять, хотя бы на интеллектуальном уровне, что относительное—всего лишь относительное, что наше восприятие относительного как абсолютного проистекает от переоценки, что это заблуждение порождает не.скончаемые страдания и постоянную неудовлетворенность и что существует состояние абсолютное лстины, свободной от заблуждения—переоценки, «а йледовательно, и от страдания и неудовлетворенности.

Далее, устное введение и символическое введение(7), характерные для дзогчена, должны помочь нам понять разницу между умом и ригпа, сансарой и нирваной, заблуждением и правильным взглядом на(8) то, что существует. Однако это не значит, что все мы должны стать великими учеными или освоить массу интеллектуальных теорий и категорий. К тому же нельзя забывать: то, что мы умом поняли тава (установку ума) дзогчена, вовсе не означает, что мы тем самым преодолели грань ума и сансары. Устное и символическое введения могут стать

• Narnkhai Noi-bu. Semzin. Practices for Experiences which May Serve as a Basis for Discovering Rigba. Merida, 1989. Перевод с английского Т. Науменко.

имеет представления о том, что можно достичь нирваны. Затем, на двух последующих стадиях, сансара и нирвана противопоставляются друг другу: на первой стадии интеллектуально, на второй—эмпирически. И, наконец, на двух последних стадиях сансара преодолевается, и, таким образом, снимается дуализм сансары и нирваны(11).

Иными словами, мы могли бы сказать, что тава, интеллектуальная позиция дзогчена, подобна пальцу, указующему на луну(12, и это помогает людям понять, что на свете есть сияющая луна, способная рассеять тьму неведения, куда мы все погружены. Далее, обнаружение состояния ригпа, или условно-абсолютной истины, и практика созерцания, т.е. пребывание в состоянии ригпа, подобны улавлива-

нию проблесков луны меж темных туч, а возврат к переоценке относительного подобен луне, вновь скрывающейся за тучами. Наконец, состояние полной абсолютной истины подобно не знающему преград лунному свету, который виден на самой луне, и на тучах, которые прежде скрывали луну, и в мире, ранее погруженному во тьму, и в нас самих. Ничто не скрывает света луны, ибо любой покров—тоже образ, порожденный самим лунным светом. К тому же нет никого, кроме самого света луны, для кого бы этот свет мог быть скрыт.

Давайте взглянем на изображенный выше процесс с позиции учений дзогчена, принадлежащих разделу Упадеша, и рассмотрим функцию семзина в этом процессе.

Раздел Упадеши и семзин на Пути дзогчена

Как нам уже известно, есть три системы учений дзогчена: Семде (sems sde), или система природы ума, Лонде (klong sde), или система пространства, и Упадеша(13), или система сокровенных устных наставлений.

Из этих трех систем Упадеша в качестве средства достижения просветления является наиболее быстрой и прямой. Однако для большинства людей поначалу она может оказаться самой сложной: ведь для того, чтобы ее практиковать, нужно сначала преодолеть тава—интеллектуальную позицию и непосредственно обнаружить ригпа—состояние просветленной недвойственной осознанности, свободной от заблуждения.

Значит, нам нужны методы для того, чтобы преодолеть тава и обнаружить состояние просветленной осознанности. СЕМЗИН (sems 'dzin)—это методы, которые принадлежат системе Упадеша и используются для того, чтобы вызвать у практикующего конкретное переживание, или ньям (nyams). Они смогут послужить основой для того, чтобы в конце концов обнаружить состояние ригпа, а после того как оно будет обнаружено, придать ему ясность и устойчивость. Обнаружив состояние ригпа, практикующий может последовательно пройти два пути системы дзогчена Упадеша: треч-хо и тхогей. * '

Очень важно отметить, что переживания, или ньямы, которые вызваны практикой семзинов,— это НЕ состояние ригпа(14). Эти переживания похожи на образы, отраженные в зеркале первозданной познавательной способности, несмотря на то, что они могут очень отличаться от тех образов, которые отражаются в зеркале в повседневной жизни, и производить гораздо более сильное впечатление. Образы, возникающие во время практики семзинов, могут .быть образами отсутствия формы, небытия, пустоты, блаженства, наслаждения, ясности или сияния. И все же это только образы(15).

С другой стороны, состояние ригпа, или просветленной осознанности, представляет собой раскрытие состояния зеркала, в котором отражаются все

18

образы, включая образы нашей повседневной жизни и образы, возникающие в результате выполнения таких практик, как семзины. В дзогчене первый проблеск ригпа, или состояния зеркала, называется прямым введением. Этот проблеск не принадлежит никому, ибо субъект ума(16) уже исчез, своим появлением он обязан могуществу истинного учителя—нашей познавательной способности.

Несмотря на то, что ньям, наступающий в результате практики семзина, может стать дверью, через которую нас введут в состояние ригпа, НЕ следует отождествлять это состояние ни с одним из конкретных проявлений или переживаний. Поэтому, даже если выполнив одну из практик семзина, вы обнаружите состояние ригпа, нужно обсудить случившееся с реальным учителем, чтобы удостовериться: не спутали ли вы состояние ригпа с каким-нибудь переживанием, или с ньямом, т.е. надо не оставаться в сомнении(17) .

Далее, если после введения в состояние практикующий отождествляет вневременное время прямого введения в состояние с состоянием ригпа, значит, для него оно превратилось в форму, в промежуток времени, т.е. перестало быть ригпа. Таким образом, после введения в состояние нужно не отождествлять ригпа с тем, что проявляется во время прямого введения, а попросить у учителя наставлений по разделу Упадеша и воспользоваться ими, чтобы пребывать в этом состоянии. Тогда какие бы мысли или переживания ни возникали, они, как линии на воде, возникая, тут же освободятся и никогда не сумеют скрыть состояние ригпа(18).

Благодаря практике периода тречхо (khregs chod), ослабления напряжения, или прорыва иллюзии вещественности содержимого мыслей, практикующий остается в состоянии, предоставляя всему, что бы ни возникало, освобождаться самому(19). Преуспев в практике трехчо, можно переходить к практике тхогей, иногда ее называют скачком, чтобы быстро развить состояние просветленной осознанности и пресечь даже малейшие попытки заблуждения проявиться вновь(20). Благодаря этой практике можно в конце концов обрести Тело Света.

Примечания к предисловию

1.Девять колесниц школы ньингма можно подразделить так:

9. Атийогатантраяна

Дзогчен

Атияна, или

Путь самоосвобождения;

8. Ануйогатантраяна

Внутренняя тантра

7. Махайогатантраяна

Трансформация

Тантраяна, или

Ваджраяна

6. Йогатантраяна

Внешняя тантра

5. Упатантраяна

Очищение

Путь трансформации

4. Криятантраяна

3. Махаяна

Противоядия

Сутраяна, или

2. Пратьекабуддаяна

Путь отречения

1. Шравакаяна

Отречение

Короче говоря, сутраяна—это путь отречения, ваджраяна—путь трансформации, а атийога (дзогчен)—путь самоосвобождения. Самый нижний уровень буддийских учений—уровень сутрая-ны, или путь отречения, который объединяет как хинаяну, так и махаяну. Если я от чего-то отрекаюсь, то тем самым отсекаю от себя все то, от чего отрекаюсь, и рассекаю свой опыт и весь мир на две части: это я должен принять, а это—отвергнуть. Рассекая, я дроблю, т.е. утверждаю и поддерживаю двойственность, раскол и раздробленность, которые скрывают целостную, объемную, просветленную, недвойственную осознанность, свободную от заблуждений. Следует отметить: несмотря на то, что обе колесницы—и махаяна, и хинаяна—входят в путь отречения, принципы, лежащие в их основе, неодинаковы. Хинаяна в большей степени основана на пути отречения, а махаяна—на применении противоядий. Тем не менее, и отречение, и применение противоядий основаны на отказе от каких-то аспектов человеческого опыта и жизни в целом, а это лишь укрепляет двойственность и дробность.

Следующий уровень буддизма—ваджраяна, или тантраяна. Он основан на принципе трансформации. мы считаем, что страсти—яд, поэтому их следует превратить в лекарство, ведь змеиный яд тоже используется в качестве лекарства от укуса змей. На этом уровне мы уже не поддерживаем двойственность, которая скрывает просветленную осознанность, грубо отбрасывая некоторые аспекты нашего опыта. Тем не менее, по-прежнему остается намерение преобразовать нечто отрицательное. И целеустремленный, а на самом деле ложный субъект мысли совершает действие, чтобы осуществить это преобразование. Двойственная установка, что существует нечто отрицательное, поддерживает двойственность и склонность к оценке. Точно так же двойственность утверждает и поддерживает субъект мысли, само существование которого—всего-навсего заблуждение, представляющее собой главную границу, раскалывающую надвое весь наш опыт. И все же тот, кто успешно освоит практику высших уровней ваджраяны, может в итоге

получить первый проблеск просветленной осознанности. Еще одно уточнение: тантры школы ньингма можно подразделить на пять тантр—три внешние и две внутренние. Строго говоря, путь трансформации состоит из двух внутренних тантр: махайоги и ануйоги, это—высшая ваджраяна. Òðè внешние тантры, или низшая ваджраяна, хотя используют некоторые разновидности трансформации, построены в основном на принципе очищения.

И, наконец, принцип дзогчена—это САМООСВОБОЖДЕНИЕ: раскрытие просветленной осознанности положит конец двойственности субъекта и об екта. Поэтому страсть или любое другое, еще более тонкое проявление заблуждения, едва проявившие тут же освобождается само собой. Страсти ее проявление нашей изначально чистой познавательной способности, и, когда она раскрывается, наступает состояние РИГПА. Когда ригпа проявляете двойственность субъекта и объекта, а значит, и ëþбая страсть, которую субъект может питать к объекту, спонтанно освобождается. Как объясняется в другом примечании, атияна-дзогчен включает себя три системы учений, называемых Семде, Лонде и Маннагде, или Упадеша. Строго говоря, путь самоосвобождения—это дзогчен Упадеши.

На пути отречения человек уже больше не ст рается заполнить иллюзорную внутреннюю пусто тем, что копит добро, завоевывает сердца и т.д. Зато он может попытаться заполнить ее куда более тяжелым грузом—гордостью: ведь он от столько отрекся, что все вокруг решили: знать, он небывалый герой, раз ему удалось от всего отрешиться. При этом, избавившись от одного бремени—привязанности к материальному, мы можем приобрести куда более тяжкое—гордость от сознания: мы îò столького отрешились!

В дзогчене, а это высший путь, нас никто íå просит отрекаться от материального мира или îò деятельности. Скорее, мы постоянно применяем н кие искусные методы и тем самым способствуем самоосвобождению двойственности, которую раньше переоценивали, а значит, и способствуем самоосвобождению привязанности к вещам и всех отри

  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «21 семзин», Намкай Норбу Ринпоче

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства