Опера № 2
Радиопьеса в стиле фэнтези
dj Гнус. (в нос) И наконец, последний звоночек на наше классное суперрадио, в нашу классную мегастудию. Представьтесь, пожалуйста.
(Слышно шипение и треск).
dj Гнус. Громче, мы вас не слышим. Как вас зовут?
Слушательница. Маня.
dj Гнус. Очень приятно, Маня. Редкое имя в наше время. Сейчас все живут в городе, оторвались, так сказать, от своих корней, от истоков. Итак, Маня... Что? Вас зовут не Маня, а Масяня? Хи-хи, накладочка вышла. Итак, Масяня, из песни какой творческой группы взяты эти строки:
Цветет малина в огороде. Любима ягода в народе.У вас есть три попытки ответа. Напоминаю, что правильно ответивших ждут классные мегапризы от нашего самого классного гигарадио.
Масяня (неуверенно). Это группа «Виагра»?
dj Гнус. Нет, но очень близко. У вас есть еще две попытки.
Maсяня. (сквозь помехи) Гр-бв-пх-м-цк?
dj Гнус. Как-как?
Масяня. Это Олег Фиглярский?
dj Гнус. И тоже нет. Думайте еще, у вас еще одна попытка.
Масяня. Э-э-э, Валерий Мармеладзе?
dj Гнус. (на фоне звука прорвавшегося унитаза). Нет, к сожалению, вы не угадали. Вам не повезло. Это была песня из репертуара Тюльпана Шмулевича «В огороде малина, а у Маркоса Манила». Но ничего страшного, Масяня, вам обязательно повезет в следующий раз.
(Нота «дзинь!». Звук проезжающего мимо мотоцикла со сломанным глушителем. Нота «дзянь!». Звук останавливающейся циркулярной пилы. Хриплый голос произносит: «Радио «Фонарь». Полет нормальный»).
dj Гнус. А сейчас для вас всех небольшой сюрприз. Целый месяц вы не слышали нашего постоянного ди-джея Коня, любимца всех девочек нашего города. Он был в отпуске, в Баден-Бадене, но сейчас он снова с нами. Вау!
dj Конь. Иго-го-го. Привет всем жителям нашего славного местечка и особенно всем девчонкам. Соскучились за мной? Я тоже. А на студийных часах уже показывают одиннадцать часов или, как говорят еще, целых э-э-э двадцать три часа, и на нашем радио «Фонарь» начинается наша постоя... нная передача «С приветом». Идея простая – вы присылаете нам свои приветы, а мы их передаем дальше, кому надо. И-го-го. Оставайтесь с нами и вы услышите много и-и-и... интересного. Но сначала, как обычно, новости этого часа.
(Музыкальная разбивка – ту-ру-ту-ру-ту-ту-ру).
dj Гнус. (беглой скороговоркой). В Занзибаре сошел с рельсов пассажирский поезд. Есть убитые и раненые. (Ту-ру). Министр обороны США Дональд Макдональд заявил, что США будут защищать демократию и свободу в любом уголке нашей Вселенной. (Ту-ру). Курс доллара за последнюю неделю остался на прежнем уровне. (ту-ру-ру). А теперь – реклама.
(Фанфары. Заикающийся голос на фоне женских подвываний произносит: «Рек-к-к-л-л-лама». На заднем плане слышно невнятное бормотание: европейского уровня... всего за 150 у.е.... вы беспокоитесь о своей внешности... стильно и красиво... не упустите свой шанс).
dj Гнус. Вернулись, коллега? Поздравляю. Мы уже без вас скучали. Где-нибудь еще остались нормальные люди?
dj Конь. Трудно сказать. Если и остались, то маскируются. Но в поезде мы хорошо поговорили с одним парнем. Понимает.
Звукорежиссер подает сигнал.
dj Конь. А вот и наконец долгожданный час э-э-э «С приветом». Включаем наш студийный пейджер, кстати, его номер двадватридвадвавосемь, абонент сорок четыре, просто позвоните на этот номер, наши очаровательные девушки тут же соединят вас с э-э-э нашей студией, так вот, на наш пейджер пришел первый приветик. Девушка Света поздравляет своего парня Артура с двенадцатилетием и просит передать энергичную песню ему и всем семиклассникам славного города Сраматорска. Очень сим... э-э-э волично, что наш час начинает очаровательная Жимолость со своей новой песней «Джага-Джага».
Жимолость.
Я... это... Джага-Джага. Люблю это... Джага-Джага.dj Конь. Извините, коллега. Я снова с вами. Тьфу ты, что называется, профессиональная аберрация сознания. Страшно подумать, что со мной будет через несколько лет.
dj Гнус. Если не расклеитесь и не опуститесь, то держаться будете. Нескромно тыкать в свою сторону пальцем, но я старше вас и пока что еще в седле. С возрастом приходит опыт, многие вещи уже делаешь на автомате, не давая им проникать в сознание.
dj Конь. Я боюсь.
dj Гнус. Не бойтесь. Не может же это скотство продолжаться вечно. Оно как кошмар – понимаешь, что спишь, раздираешь себе глаза изо всех сил, а проснуться не можешь. Но любой кошмар рано или поздно все-таки заканчивается. И тогда нам понадобятся все силы.
dj Конь. Уж лучше раньше, чем позже пусть заканчивается.
dj Гнус. Ну это не только от нас зависит. Представляете, какая махина? А мы каждый по себе, сидим каждый в своем окопе и пытаемся проколупать свою собственную дырочку и не дай бог, чтобы в нее кто-то другой заглянул. А надо долбать, долбать везде, где можно. И не ждать немедленного результата. Но верить в результат. Он будет. И еще при нашей жизни.
dj Конь. Хотелось бы верить. Простите, отвлекусь немного.
dj Конь. И вот отзвучала очаровательная Жимолость, а на наши микрофоны уже просится новая э-э-э песня. Итак, что там пишут на нашем пейджере? Где ты там, наш пейджер-пейджерочек? Ага, вот он, в заднем кармане. После Баден-Бадена я стал немного рассеянный. Иго-го-го. Так что тут у нас? Наши друзья хотят услышать Зухру с ее новым хитом «Солнцевоздухивода». У кого же тут такой тонкий вкус? Так. Серега из Кобелево поздравляет свою тещу с Днем Парижской Коммуны и желает ей не снижать напора при штурме любых крепостей. Еще с днем рождения любимую девушку Юлю поздравляет ее молодой человек по имени... э-э-э Рома и его друзья Миха и Беня.
Зухра. Валялась на пляже, сгорела не очень. Немытые фрукты, особенно ночью. Нельзя!
dj Гнус. А я, коллега, в ваше отсутствие, все время думал, знаете о чем? Мы ведь должны отомстить США. Мы все – бывший СССР. Это наш императив и без этого мы никуда дальше не продвинемся. Конечно, мы были подорваны и все такое прочее, холодная война, много внутренних проблем, но есть вещи, которых делать просто нельзя. И прощать их никому нельзя. У нас должна быть сейчас одна задача – отомстить Штатам за развал нашей страны.
dj Конь. А силы у нас есть?
dj Гнус. Сил нету. Но ведь будут же, иначе мы вообще уже не страна. Цивилизация без сил. Смешно. Не говорю, что все, что есть, надо будет тратить на цели мести – это глупо. Нам теперь долго придется отстраиваться. Но цель иметь в виду тоже не помешает.
dj Конь. И что, снова будем ядерными ракетами угрожать?
dj Гнус. Да нет, зачем же. Путей много. Есть же у них этнические и социальные противоречия. Консервативные окраины против либеральных городов. Индейцы – настоящие коренные американцы. Они, конечно, бороться не будут, но ведь можно найти и тех, кто будет бороться за них. Испанцы. Это вообще было бы идеально – постепенная замена англосаксонского ядра страны латиноамериканцами. У них ведь совсем другой стереотип поведения, на оголтелое потребительство они не ведутся. Множество внешних врагов. Экология – американцы слишком много потребляют. Если загнать их в рамки собственной страны, то не слишком они развернутся после этого. Они ведь без дозы внешних ресурсов уже не могут. Вот такие соображения. Хотя бы помечтать.
Кстати, песня закончилась.
dj Конь. А теперь пришло время послушать звоночки. Вы ведь знаете, мы принимаем ваши э-э-э заявки и по телефону. Наш телефон пятьвосемьсемьдвашестьдва. Итак, послушаем, что нам звонят слушатели. Але!
Слушатель. Але!
dj Конь. Да, мы вас слушаем!
Слушатель. Але! Это радио «Фонарь»?
dj Конь. Да, вы попали на самое классное гиперрадио. Что мы будем сегодня слушать?
Слушатель. Этого негра, как его... Который сладкий и с кремом.
dj Конь. Робеспьер Нарцисс. Конечно, сегодня он звучал в нашем эфире всего двадцать шесть раз и я думаю, что далеко не все наши слушатели насладились его бессмертным хитом. Вы ведь любите его песни?
Слушатель. Ага.
dj Конь. А за что?
Слушатель. Ну это...
dj Конь. Вы хотите сказать за мелодичность, гламурность и крутость?
Слушатель. Ну да.
dj Конь. Кого будем поздравлять?
Слушатель. Моего друга Андрюху. Он сейчас на зоне, но и там слушает все время ваше классное радио. Ему будет приятно.
dj Конь. Понял. Ставим Робеспьера Нарцисса, но сначала...
Слышен голос отставного вояки: Рота! Равняйсь! Смирно! Равнение на рекламу!!!
Бормотание. Международный стиль... вы этого достойны... лучшие деликатесы... немеряные скидки при открытии... лечит болезни желудка и печени... от потливости ног... престижно и надежно.
Робеспьер Нарцисс.
Бум-бум-бум. Я мармелядный лось. Я ласковий сволочь.dj Конь. Сумбурно как-то все получается. Толком и поговорить не выходит. Музыка эта проклятая. Ночью проще. Зарядил ленту и спи.
А я, знаете, о чем в дороге думал? Надо переводчиков истреблять. Даже лозунг такой сочинить: бей переводчиков. Не тех, конечно, которые Сэлинджера и Воннегута нам перевели, а... Как бы объяснить? Вот приехали вы в Китай и ни черта там не понимаете. Что написано – непонятно, о чем говорят – непонятно, даже одного китайца от другого не отличишь. Как тут можно что-то разрушать и подрывать? Когда не понятно ничего. А ведь так же и американцы у нас – ничего не понимают, ни куда идти, ни что говорится. Только у китайцев сволочей-переводчиков нет, а у нас сколько угодно нашлось – и разъяснят, и помогут, и американские пособия на русский язык переведут, и в любую дырку сами полезут. За доллар даже и повесятся. Вот по ним и надо бить в первую очередь – по энгэошкам всяким, по политологам, пиарщикам, по журналюгам либерастическим. Хотя бы помидорами. Разрушать каналы связи со Штатами и с нами. Пусть в вакууме висят.
Снова песня закончилась. Короткие они какие-то сейчас стали.
dj Гнус. Память кратковременная ужалась. Люди больше трех последних фраз уже не помнят.
dj Конь. И вновь с вами в студии я – ди-джей Конь.Иго-го-го. Ну-ка, посмотрим, что тут нам назаказывали за прошедший час. Открываем наш пейджер. Девушки, что там у нас? Так. Колян и Вован поздравляют свою духовную мамочку Валерию Новодурскую с семидесятипятилетием и желают железного здоровья, новых успехов и непременного соблюдения прав человека. Они просят порадовать ее новым шедевром Иоанна Бересклета «Хельсинки». Включаем пластиночку. Ну не пластиночку, конечно, у нас тут все по современному – си-ди, ди-ви-ди, вся музыка, конечно, исключительно лицензионная, между прочим, но мы, ди-джеи, до сих пор так между собой и говорим – пластиночка, хи-хи.
Иоанн Бересклет (церковным басом).
Руки на палки, палки на лыжи. Вонючий совок, как тебя ненавижу. Я.dj Конь. И вот я еще о чем думал в поезде. Надо бить по слабым местам, доводить до абсурда и этот абсурд показывать, в нос тыкать тем, кто еще думать не разучился. Либерализм ведь крайне непоследователен. Если увольняют простых рабочих, то это нормально – пертурбации рынка, не приспособились и все такое. А если турнут какого-нибудь мастодонта вроде Киселева, сразу поднимается такой вой – зажим свободы слова, демократии этсетера. И никто почему-то не утешается при этом тем, что пострадал за рынок. А ведь так красиво – можно даже медаль учредить: почетная жертва рынка. И собрать с помощью благотворительности рублей пятьсот на пропитание на первых порах.
Или еще: если все продается за деньги и все имеет цену, то почему свобода никак не учитывается? Давайте и за свободу будем брать по рыночным расценкам, например, за свободу слова. Хочешь защищать свободу слова от страшного президента – плати. Написал какую-нибудь мерзость – заплати в кассу за последствия и без всякого суда. Причем тут суд? Суд ведь не рыночное учреждение. Прейскурант и все. А на эти деньги можно даже покупать самую дешевую колбасу и отправлять политическим сидельцам в камеру. Они ведь там страдают без запаха демократии.
Или ездишь на машине, отравляешь воздух всем – заплати каждому горожанину хотя бы по доллару в год. Тебе ведь удобно ездить, а остальным приятно будет компенсацию получить, и все квиты. А если ставишь свою машину перед подъездом, чтобы тебе удобно было выходить, заплати еще всем жителям подъезда за их неудобства.
Или вот мэр наш – разрезал все трамваи в городе, дескать, невыгодно, нерентабельно. А сам мэр рентабельный? Давайте же и к нему ту же мерку применим. Получает денег полно, еще больше ворует, жрет в три горла, а результат? Нерентабельно выходит ведь. Значит, его тоже надо разрезать. Эффективность прежде всего.
dj Гнус. Ага. Нашему радио тоже неплохо бы счет выставить. Средний коэффициент умственного развития в городе упал за год со 120 до 80. За каждый балл компенсация хоть долларов в десять – интеллект сейчас не в цене. Плюс подорван музыкальный вкус – жертвы теперь не смогут работать музыкальными критиками и дирижерами.
dj Конь. Вот-вот. Так ведь очень удобно им считать – прибыль в своем кармане, а убытки в чужом. Такой баланс им нравится. А не хотите ли, господа, учесть вменённые издержки? Я снова отвлекусь.
dj Гнус. Конечно, конечно.
dj Конь. Але. У нас тут еще один звоночек.Представьтесь, пожалуйста.
Слушательница. Але. Меня зовут Таня.
dj Конь. Очень приятно.
Таня. Хочу передать привет всем ди-джеям вашего классного радио...
dj Конь. Большое э-э-э спасибо.
Таня. Особенно ди-джею Коню. Ты ваще моя слабость. Я слушаю все твои передачи, так держи!
dj Конь. И-го-го. Мне тоже приятно это слышать. Что будем заказывать?
Таня. Песню про Леву.
dj Конь. И кого будем поздравлять?
Таня. Всех пацанов с дискотеки «Иродиада», особенно Никиту, Ашотика и Ваню Баптиста.
dj Конь. С большим удовольствием передаем привет Тани всей дискотеке.
Аарон Гегель.
Я люблю тебя, Лева. Это круто и клево!dj Гнус. Вы знаете, я тут тоже даром не сидел. Мне подумалось – нужен визуальный символ, который бы объединил людей. Надо, чтобы он хорошо смотрелся и его было несложно рисовать. Самое лучшее, что я придумал – такой прямоугольничек с ножками, знаете, как раньше на схемах резистор рисовали.
dj Конь. Красиво. Сопротивление. И намек на уничтожаемую сейчас техническую цивилизацию, на всю электронику.
dj Гнус. Но самое интересное я приберег на закуску. Помните эпопею с «Манон Леско», когда какой-то крутой захватил детскую площадку и решил строить там секс-шоп?
dj Конь. Конечно, помню. Площадка была одна на четыре дома, а вокруг гаражи. Народ пытался протестовать, но их быстро утихомирили ОМОНом.
dj Гнус. Да, потом были еще митинги перед мэрией, куча писем во все инстанции.
dj Конь. И ничего?
dj Гнус. И ничего, естественно. Даже перед бульдозерами потом ложились.
dj Конь. Угу, у нас все протесты какие-то жертвенные, такие, что на них наплевать ничего не стоит. Рассчитанные на благородство врага.
dj Гнус. Так вот, вы часто жаловались, что мы только треплемся и ничего не делаем. Треплемся по делу, конечно, но выхода никакого. Пока вас не было, мы критику учли. Место там пустынное, огорожено бетонными плитами, так что ударная волна далеко не пойдет, если все хорошо рассчитать. Там у них уже фундамент заложен и стены стоят, поэтому все ляжет аккуратно, как карточный домик.Нам Ваня, звукорежиссер, помог. Приемничек вмонтировал, на нашу станцию, между прочим, настроенный. Суперпуперрадио «Фонарь». Подаешь сигнал на частоте двадцать две с половиной тысячи герц продолжительностью в тридцать секунд и готово.
dj Конь. Ловко и крыть нечем. Афишироваться не будете?
dj Гнус. Не будем. Нам с вами славы и так хватает. (в нос) По нам угорают все девчонки города.
Вы тоже можете поучаствовать. Нанести, так сказать, решающий штрих.
dj Конь. Я с удовольствием. Но как? Ведь все уже сделано?
dj Гнус. Посмотрите вот этот текст. Специально подготовили.
dj Конь. Ага. Вот теперь понятно. Красиво вы задумали, но и мои две копейки не будут лишними.
dj Конь. И вот отзвучала песенка про Леву, возбудившая многих парней и девушек. Она напомнила им о простом человеческом счастье, доступном всем. А теперь новая заявочка. Андрюша Желябов переходит во второй класс и поздравляет своего любимого папочку Сашу, желает ему всего хорошего, успехов в работе, и просит поставить для него певца Витаса. Всегда готов порадовать хорошего человека. Звучит Витас.
Витас.
Дом мой достроен, но я в нем один. Хлопнула дверь за спиной. Ветер осенний стучится в окно, Плачет опять надо мной. А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а!29.08.2005
Комментарии к книге «Опера № 2», Юрий Жиловец
Всего 0 комментариев