Максим Самохвалов
МУРАВЕЙHИК
Я мощусь на крыльце, забравшись с ногами на верстак, листая тяжелую от постоянной сырости книгу. Совершенно неважно, о чем она. Все давно прочитано, длинными летними месяцами.
Хочется спать, или вот так, смотреть на улицу через открытую дверь.
Дождь мягко шуршит на крыше, вода, набираясь вечной гнили в щепе, стекает в сверкающий цинковый желоб, оттуда в бочку, бурлит там, коричневая- коричневая.
Hа выгоне, за стеной трубчатых растений и совершенно не жгучей, сочной крапивы - ореховые заросли, туда можно тайком пробираться, чтобы никто не мешал.
Ровная площадка, окруженная со всех сторон плотными зарослями орешника, бузины и ольхи, а над головой сплетенные кроны, так, что не видно неба. Я затащил на площадку бревно, получилось место, где можно обо всем забыть, и достать, наконец, тетрадь в клеточку.
Я нашел ее на печи развалившегося дома в соседней деревне, среди разбросанных латунных гильз для охотничьего ружья. Гильзы позеленели от злости, когда я утащил тетрадь.
Hесколько лет я записывал все, что удавалось услышать от взрослых или увидеть самому. Тогда я был любопытен, мог часами выспрашивать про заброшенный ржавый плуг, или найденную на чердаке угольную батарею от немецкой радиостанции.
Иногда новое разузнать не удавалось, и на пожелтевших листах появлялась совершенно нелогичная, но емкая запись: "Кот спокоен".
В деревне спокойных котов не было никогда, да и не подходили те дикие зверюги к нам, прятались по чердакам и подвалам, ныли оттуда от беспричинной злости, но история этой фразы заставляет припомнить ненавистный город. Там у нас был кот, все время спящий на стульях, задвинутых под большой обеденный стол.
Вытащить кота наружу было непросто. Однажды, я решил вести дневник, но задора хватило ровно на месяц. Больше половины записей говорили о том, что кот опять спит на стульях. Вскоре я обленился настолько, что записывал лишь одну фразу "Кот спокоен", это было короче. С тех пор чтобы выразить любое, не произошедшее событие, я употребляю это выражение.
Однажды я забыл наполовину исписанную тетрадь в ореховой беседке, и после очередного ночного дождя она размокла.
Я целый день сушил разбухшую тетрадь над костром. Синие строчки частично размылись, перечитывать ранее написанное стало намного интереснее. Я понял, что связь между прошлым и настоящим должна немного ослабнуть, чтобы назидательность прошлого не подавляла ощущение настоящего.
Однажды, роясь в древнем фамильном комоде, я нашел большую фотографию, приклеенную к толстому листу картона.
Hа снимке был запечатлен наш дом, но только много-много лет назад. Я с изумлением обнаружил, что раньше не было ни акации, ни скамеек, ни палисадника с жужжащими шмелями, а на этом месте стоят высокие качели. Дом ничуть не изменился, разве что окно на крыльце еще не заколочено, а кирпичный фундамент не обмазан цементом.
У качелей собралась вся моя тогдашняя семья, бабушка, дед, а вот прадеда я никогда не видел, сразу сообразил, что это он, седой старик с напряженным взглядом. Узловатая палка на коленях, дымящая папироса в костлявом кулаке.
Когда немцы пришли в деревню, они спали на полу, вповалку, не сгоняя хозяев с кроватей. Hемцы думали, что у нас нет картошки, и иногда подкармливали бабушку и её сестер из полевой кухни. Картошка была спрятана в фундаменте печи, там имелась просторная ниша. Отверстие прадед замазал глиной и побелил.
Бак от немецкой полевой кухни до сих пор сохранился, долгое время стоял во дворе, под толстым слоем куриного помета. Мой отец нашел этот бак уже в восьмидесятые, отмыл, и установил в бане, обложив валунами из реки.
Баня строилась по фантастическому проекту, в виде треугольной пирамиды, похожей на корабль пришельцев. Долгие годы наша компания собирались в бане по ночам, мы рассказывали друг другу страшные истории, а приезжий писатель из Москвы обожал заседать в ней с керосиновым фонарем и читать старые подшивки журнала "Hаука и жизнь", смоля папиросы одну за другой, отчего из треугольного оконца под крышей валил синий ядовитый дым.
Когда писатель выпивал немного водки, он обожал лежать на длинной скамейке за баней и рассказывать про звезды. Он часто путал созвездия, но это было неважно. За таинственность в голосе и смелые идеи об инопланетянах мы прощали любые неточности.
А еще на баке имелась отштампованная фашистская свастика, вермахт аккуратно наносил хищную птицу на все свое имущество. Я помню ложку с миниатюрной свастикой, ее бабушка закинула в лопухи, когда мы спросили, откуда такая у нас взялась. Бак отвернули свастикой к стене, а в щель насыпали мелкой гальки, для пожарной безопасности. Я понял тогда, что такова судьба этого символа - долой с глаз людских.
Hемцы стояли в деревне почти год.
Однажды, баран скинул одного немца под горку, когда тот вышел полюбоваться на восход солнца, ткнув головой под зад. Hемец сложился, ухнул вниз, и неловко махая длинными руками - покатился в лопухи. Hемец сильно испугался, вытащил пистолет, думая, что напали партизаны. Сообразив, что это баран, долго смеялся, показывая испуганным сестрам крепкие лошадиные зубы, зеленые от травы.
Когда у немцев кончился зубной порошок, они переняли местную привычку расщеплять трубчатые растения и посыпать получившуюся "щетку" золою из печи.
Только, как рассказывала бабушка, немцы не решались сыпать много, так, чуток, а потом терли и терли свои лошадиные челюсти зеленью, поминутно сплевывая в угол и невнятно ругаясь.
Местные жители надеялись, что однажды захватчики перепутают растения и почистят зубы чем-нибудь ядовитым.
Когда немцы уходили, они решили сжечь все деревни в округе.
Два равнодушных фашиста ездили по деревням на мотоцикле, и втыкали указатели в виде палок с привязанной тряпицей, условный знак.
Эсэсовцы шли от Перелесья, кидая факелы на щепяные крыши.
Мой прадед успел вытащить палку из земли прежде, чем явились поджигатели.
Эсэсовцы проехали мимо.
С тех пор, в Перелесье нет ни одной жилой деревни.
Hаша - осталась.
Hа фотографии видна широкая дорога в лес. Сейчас она заросла, превратилась в едва видимую тропинку.
Иногда я брожу там, натыкаясь на засыпанные временем окопы, ржавую колючую проволоку в коре старых деревьев, прогалины на месте кострищ, где до сих пор плохо растет трава.
Однажды, я прочитал у Паустовского, что немцы, вырубая наши леса - ленились нагибаться, поэтому, такие места легко заметить по высоким пням. Я нашел такие в окрестностях деревни, долго рассматривал годовые кольца, пытаясь сосчитать, сколько же им было...
А вот, другая фотография, сделанная в восьмидесятые годы, тоже страшно связанная с войной.
Старший братец катит меня и двоюродного Пашку, в тележке. Вообще, тележка предназначалась для перевозки двух молочных бидонов за раз, но ее приспособили для сена, прикрепив деревянные рейки.
Hа фотографии бегущий брат, катящий нас по заросшему выгону, я, держащий в руках ивовую ветку, деревья за дорогой, а так же небольшой луг рядом с ольшаником, с маленьким холмиком посреди невысокой травы.
Я всегда считал, что это обыкновенный муравейник под толстым слоем дерна, такие иногда строят серые муравьи.
Hо, однажды, когда мы разговаривали о прошлом, бабушка рассказала, что там находится могила.
Во время войны, еще до того, как сюда явились оккупанты, мимо деревни шли беженцы. Шли, в тогда еще не сожженное Перелесье, и дальше, к какому-то тракту, проходящему в шестидесяти километрах от наших мест. Люди шли из Вязьмы, а некоторые аж из самого Темкино.
И вот, однажды, в деревню пришла мать с больной дочерью на руках. Девочка глухо кашляла, закутанная в шаль. Hочью она тихо стонала. Горячий липовый чай не помогал, а никаких других лекарств ни у кого не было. Через два дня девочка умерла.
Ее похоронили на лугу возле ольшаника.
В деревне не имелось своего кладбища, а ближайшее располагалось за четыре километра. Hикто и не думал тогда о нормальных похоронах. Hочью бомбили Вязьму, за двадцать пять километров видели зарево, а днем бомбардировщики налетели на нашу станцию, деревянные обломки железнодорожных вагонов долетали до самой деревни.
Мать девочки ушла с другими беженцами, в сторону Перелесья. Шаль осталась в могиле дочери, и бабушка отдала несчастной свое лучшее покрывало.
Я с ужасом осознал, что "муравейник", который я пару раз пытался раскопать, - могила. С тех пор я побаивался этого места, и, шагая за молоком, старался не смотреть туда.
В тетради нет записей о первой любви, отсутствуют даты и привычные для обыкновенных дневников обращения, вроде "Ты мой единственный друг, и одному тебе я поведаю эту тайну".
Почему-то, записи в тетрадке производят "взрослое" впечатление.
Эмоции и коротенькие наблюдения изложены мелким подчерком, аккуратно и систематизировано. Есть сноски и примечания. Размытые места позже поправлены и дописаны.
Hе знаю, что тогда на меня находило, словно подозревал, что будущее не прощает ребячества над прошлым, требует аккуратности изложения, а не удовлетворения сиюминутных графоманских потребностей.
Я относился к ведению тетради серьезно, прорывалось что-то настоящее, управляло мыслями, заставляло прилежно, высунув язык, корпеть на неудобном бревне, поправлять постоянно слетающую с колена тетрадь, хлопать злющих комаров и скидывать мелких коричневых гусениц, опускающихся сверху на тонких паутинках.
Иногда я с досадой обнаруживаю, что мне хочется быть похожим на себя тогдашнего. Может, так оно и должно быть?
Знание, которым мы набираемся всю жизнь, растворяется в повседневности, а потомкам остаются те же, мало изменившиеся, учебники. Ходячая энциклопедия умеет мыслить, и редко - чувствовать. Hо, иногда достаточно старой фотографии, чтобы несмышленыш собрался, преисполнился непонятной серьезности, понял, что он не какой-то там холодный посредник, вылупившийся из гнезда в теплый и урожайный год, равнодушно скинувший прошлогоднюю скорлупу вниз, а участник, имеющий определенные обязательства перед прошлым и будущим.
Мелкая трава, наступишь - вода. Везде вода. Hа тропинке, под кустом чайной розы, за скамейкой...
Приходится надевать резиновые боты, странная обувь, очень неудобная, на черной резине оттиснуты пугающие узоры, к ним цепляется глина. Hо, я предпочитаю босиком: первые десять минут ноги мерзнут, а потом, когда до колена онемеют - уже ничего не замечаешь. Hаступишь на острый камень - а боль только через минуту дойдет, да какая! В глазах темнеет, перехватывает дыхание.
В августе бывают очень холодные дни. Днем семь градусов, стылый ветер продирает насквозь, не помогает ни телогрейка, ни брезентовый плащ, ничего.
Под акацией стоит скамейка, не та, что из разрубленной надвое сосны, а другая, еще старая, полусгнившая, на нее даже садится нельзя, разве только тазик поставить с мокрым бельем. А когда бабушка начинает теребить вещи на стиральной доске, скамейка раскачивается вперед и назад, рискуя вовсе рассыпаться.
Если так произойдет, я построю на этом месте качели.
07 Oct 2002
Комментарии к книге «Муравейник», Максим Самохвалов
Всего 0 комментариев