Весьегонское святилище
Мы, община "Коляда Вятичей", призываем родноверов ходить по нашей родной земле и отмечать идолами и капищами места, где с нами говорят наши Боги.
С 29 по 30 сентября мы вновь побывали у Весьегонского Дивьего камня, что находится близ села Чамерово.
За это время было заложено капище с алтарём - вышедшим из земли камнем, на котором Вячеслав выбил солнечный знак. Капище заложено на высоком берегу, против излучены петляющей по лесу местной речушки. На краю зарастающего поля был поставлен идол Велеса и так же из камней утверждены его алтарь и требник. Самое удивительное: был найден второй большой камень. Оказалось, что если известный Камень, именем которого была названа местная деревня, является рябиновым: гладкой как буханка хлеба глыбой красного гранита, то второй камень – синий
Заложенное нами капище оказалось почти на равном расстоянии между двумя этими камнями. Характерный размер рябинового камня - 4 метра, синего - 1.5 метра. Оба камня лежат на береговом склоне, на расстоянии метров 300 друг от друга. Синий камень был осознан как Чернобогов. Он был нами раскопан, так что теперь его возможно обойти по кругу. Удивительно то, что камни говорящие. Возле них хочется сидеть или стоять и это можно делать очень долго. Камни как бы затягивают вглубь себя и очень жадно хотят общаться с людьми...
Таким образом отчасти неожиданно для нас сложился комплекс: Глядя от заложенного капища на реку, слева Синий камень - нижний мир, спроецированный на горизонтальное направление. Посередине капище Велеса и капище Матери - Земли над рекою. Это наш - средний мир. И справа - мир небесный: большой рябиновый камень. В образ этого трёхсот метрового святилищного комплекса оказалась заложенной картина нашего Мира. Такая проекция формулирует несколько по-новому традиционную религиозную идею: на Земле есть не просто какие-то абстрактные святые места, а есть действующие проекции мировой вертикали на земную горизонталь. Найденная нами проекция Мироздания определяет характер богослужений в этом необычном месте... Проезд к Камню: GPS: 58, 27' 37.381" - северная широта; 37, 15' 44.903" - восточная долгота.
На фотографии: Образ Бога Велеса, безраздельно господствующего в этой лесной глухомани встал стражем на тропе к капищу и к нашей стоянке.
И в виду важности идеи, ещё раз повторюсь. Если этнографы находят рядом две горы: Чёрную и Белую, то это не означает, что справедлив академический вывод, будто бы славяне жили в черно- белом дуализме. Соображение про дуализм отношений (деление Мира на чёрное и белое) - это, повторимся, домысел учёных, который сегодня принимается как прописное место в оценках древнейших мистических представлений. В действительности, имеет право на жизнь и наша концепция, согласно которой во внимание принимается три стороны: Чёрное (подземное), Белое или Красное, (небесное) и Среднее - наше, земное, (из которого мы глядим на Чёрную и Белую горки). Когда появляется три этих позиции, то наступает ясность в вопросе места Земли и человека в Мироздании, и все наши представления о жизни становятся на свои места.
В этом случае теряет силу упрощенчество, когда наше язычество сводят к богумильской ереси: дескать есть Бог и Дьявол, и нужно колебаться - поклоняться и тому, и этому, каждому в своё время. Дуалистический богумильский подход вытесняет третий полюс - Землю и место человека на ней. Дуалистический подход к бытию Мира вычёркивает из святого пространства саму человеческую жизнь. Естественно, что нам не нужно такого язычества.
Так ходя по нашей земле мы открываем для себя новые истины.
Дивий Камень
Поездка в Весьегонскому Камню принадлежит к тем событиям в жизни человека, оглядываясь на которое мы с некоторым изумлением думаем о том, что прикоснулись к самому настоящему чуду, и спрашиваем себя: А было ли это? Не приснилось ли? И правда ли что за полтора суток мы побывали в мире по ту сторону, в потаённом мерянском краю, с его неразгаданной языческой душой, где доселе живы древние водяные обычаи погребения, где слышны голоса камней, где чтут древних Богов и хранителей души народа.
Мы видели избу, где на крыше приземлился огромный трехголовый змей — деревянное чудо. Хозяин дома ситскарь Алексей хранит застенчивую тайну, кто этот змей и как он появился на крыше дома.
Огромные лесные пространства, и реки отделяют весьегонское капище от Москвы. Могучий внедорожник Вячеслава преодолевает их на едином дыхании, он же ненадолго становится дискуссионным клубом, где обкатываются самые смелые идеи и мнения.
Путь долог и на высокий берег извилистой лесной реки мы пребываем только к вечеру. Когда-то здесь была деревня Камень, церковка, мост через реку, дорога на Весьегонск , ныне эти места скованы величавым сном. Нас встречает заросшая чернолесьем пустошь, высокая крапива, и глубокая ватная тишина.
Вижу растерянность в глазах Мирославы: Камень? А где Камень? - спрашивает она. Но мысли о встрече с Камнем куда-то отступили, тёмный сырой, замерший лес смотрит на нашу ватагу в тысячу очей: кто прибыл, зачем?
На вечер намечено радение у Камня, и мы надеваем праздничную одежду, вскоре Вячеслав, ведёт меня и Мирославу показать Камень, но скорее показать нас ему. Камень высится на берегу, на склоне, недалеко от воды. Он огромен и имеет форму покатой плиты. Ярко-зелёный мох светится в сумерках.
На фотографии: Дивий камень красного гранита, покрытый сверху зелёным мхом. Справа – обыденное капище, меж двух великих камней.
Рядом маячит нелепое сооружение: это добротная крыша на столбах, с крестом на макушке. Вячеслав объясняет, что местный батюшка решил накрыть Камень крышей, то ли проводить молебны, то ли взять под свою опеку древнейшую святыню этих мест. Ныне крыша сиротливо стоит рядом с камнем, трава под ней иссохла и выгорела. Вячеслав показывает несколько мощных камней на берегу, которые он планирует доставить к будущему святилищу. Для перехода через реку разуваюсь и иду по стылой воде на тот берег. Холодна ты Мать-Вода осенняя...
Наш разговор с Вячеславом посреди холодной осенней реки, по колено в воде вполне достоин колодовского обаяния этих мест.
Сразу по приезде мужчины начинают работы по обустройству святилища на высоком берегу реки. Мы с Мирославой варим ужин. Вокруг глубокая тишина, редкие порывы ветра в верхушках деревьев, шорох трав.
Ставим палатки. Внезапно рядом с костром Вячеслав обнаруживает камень, потом выходит другой, следом «выпрыгивает»третий — все это крупные валуны. Именно те, что во множестве нужны для святилища. Создаётся ощущение, что камни сами идут к свету костра и радостным голосам людей. Место для лагеря было выбрано Вячеславом по наитию, и такая счастливая случайность говорит о благоволении Хозяев места к нашему начинанию.
В скорой темноте совершаю одинокий поход к камню, зажигаю свечи. Тонкий звон чаши собирает духов, он им по нраву и вскоре присутствие духов становится насыщенным и приходит возможность диалога.
Сам Камень просыпается медленно, но «голос» его слышен, то как прямой приказ, то как образы-видения. . Постепенно приходит ощущение праздника, духи благорасположены, они в движении. Свечи играют на ночном ветру, одна освещает вход в поземный мир —углубление у раскрытого подножия Камня.
Уходя от Камня теряю дорогу, прохожу сумрачное чернолесье, широкие кабаньи лёжки, ветви мёртвых яблонь теребят за волосы, под ногами ямы и упавшие стволы, понимаю, что потеряла дорогу, только позвав спутников выхожу костру.
- Что закружил тебя Камень? - с понимающей улыбкой спрашивает Вячеслав. Мы сразу выходим на общее радение, ветер играет свечами, горящими на Камне, шумит река. Вихревые потоки вокруг камня идут по верхам высоких деревьев.
Мы начинаем радение с обережных действ и обращения к духам и постепенно приходит ощущение ясности и напряжённого внимания к нам. Радение почти полностью выпадает из памяти, но в какой-то момент Камень словно вспыхивает изнутри незримым, невещественным светом, он разбужен, он рад, открыты врата! И в тёмном дождливом небе над нами появляется «промоина» с яркой парящей звездой.
На меня накатывают волны чуткой дрожи, так реагирует обыденное сознание на активность духовного мира. Это явное присутствие: яркое, и благожелательное. Это ощущение чуда и даже слияния с ним, нельзя назвать экзальтированным, все мы сохраняем полную ясность сознания в кругвом восходящем потоке бесплотных сил. Эта Ночь для многих из нас стала ночью Посвящения... в свои прежде неизвестные возможности. Мы замкнули кольцо Силы над Камнем, ради усиления его защиты от идейных невежд.
Всех удивило, что в ту ночь облачное небо ровно светилось, иногда появлялась высокая синяя луна. Вернувшись от камня, мы были в необыкновенном воодушевлении от того, как нас принял Дивий Камень, пели у костра.
По всей видимости, к лагерю ночью выходили кабаны, и постояв кустах ушли. Ночью у меня сна не было вовсе, многих из нас посетили видения.
Утром мы приступили к созданию святилища. С вечера Юрий расчистил и прокопал округлый ров, и нам предстояло принести недостающие камни с реки. Ими укрепили валы святилища и выложили круглое кострище. У входа поставили гранитных «стражей».
Мы с Мирославой уже готовились к обряду освящения требного камня, когда загадочно улыбающийся Вячеслав сообщил о находке ещё одного Камня — темно-синего валуна с характерными метами. Вячеслав с ходу обозначил его как Чернобожий Камень.
О принадлежности к тёмной стороне свидетельствовали окружающие его приметы и природные знаки. Камень был энергично окопан Юрием и Геной — как бы поднят над уровнем земли и окружён ровным кольцевым валом. Ему были принесены подобающие дары.
Заповедное жилище Тёмного Камня было отмечено присутствием огромной хищной птицы, которая пряталась от нас в густом ельнике. Рядом Вячеслав показал нам бобровые запруды с удивительной «резьбой по дереву».
Казалось бобры решили бросить вызов Велимиру, ваявшему образ Велеса. Чур получился не большой, но удивительно тёплый, цельный, одухотворённый
Время наше было на исходе, и мы на едином дыхании провели обряд освящения круга, и утвердили кумир Велеса на открытом месте среди берёз и высокой живописной травы. Провели славление, принесли дары.
Пусть это вновь открытое место Силы влечёт смелых , пусть дарит им вечную молодость, и мудрость камней.
Дивий Камень и его тёмный собрат, святилище и кумир - это наш дар грядущему возрождению Руси. Опыт и знание, крепкая связь с Богами и пращурами будут нужны людям, идущим волховским и жреческим путём. А мы... мы мечтаем, что Камни снова нас позовут. Арина Веста
Камень на реке Сабля
18 ноября 2012г. ездили к лечебному камню, что на реке Сабля недалеко от впадения её в р. Нерль (граница Тверской и Ярославской областей). В поездке участвовали: Арина, Мираслава, Гена, Вячеслав и Велимир. На второй машине приехали ребята из Углича, их возглавлял пчеловод Юрий.
Стояла поздняя осень. Река стремительно несла свои полные воды как весной. По берегам лежал камыш, будто бы положенный к земле бурными потоками воды. Судя по камышу и положенной траве, здесь был чуть ли не шторм. Местами эта вода поднималась вверх до двух метров, местами не более, чем на метр.
Ходя по берегу и разбираясь: как такое штормовое явление вообще могло произойти, невольно думаешь, что здесь, на Сабле, происходят чудеса. Да и по народному поверью, в этом месте реки живут черти...
Вот камень: трогаю его руками. Ощущения добра. Этот камень всегда, многие столетия лечил людей и работал "на пару", совместно с родником. Со слов Зои Комисаровой, (80 лет, дер. Череда), в детстве они сидели на камне и боялись Бабы Яги. С её слов после обращения к камню с просьбой об исцелении и принесения подарка, нужно прийти к роднику и глядеть на его воды: как они играют и живут своей жизнью. Если при этом родник будет чист, то есть надежда на исцеление. А если мутен – то дело совсем плохо, умрёт человек.
Со слов нашей рассказчицы родник раньше был у камня. Но мы обнаружили его почему-то в ста метрах выше по течению реки. Как это понимать? Камень ли ползёт вниз вдоль потоков воды? Или родник гуляет по берегу и удаляется от камня? Та же Зоя рассказала будто бы на её памяти камень ещё лежал на горе и с ним рядом был второй камень – круглый. Камень сполз и теперь оказался у воды, а круглый камень – укатился в воду. Но тут в словах нашей свидетельницы неясность: если камень был на горе, то и ключ - родник должен был быть на горе. И тогда родник должен был он промыть целый овраг и свалить в него камень... В общем, мы очередной раз убедились, что происходящее в этом мире, за сроки большие времени, отпущенного человеку на жизнь, не постижимо буквально и полностью. И всё наше знание о творящихся событиях в течение веков – только лишь неизбежный фрагмент действительности...
Подходя к камню, возникает совершенно особенное ощущение того, что тот и то, ради чего ты пришёл сюда - осталось за твоею спиною. Камень важен и добр, но не допускает перед собою ничего неясного. Требует, чтобы приходили к нему с правдой. На дереве рядом с камнем висят дары исцелившихся людей. Но при этом сам камень как бы тихо говорит человеку: ты пришёл исцелиться? Молодец, я почувствовал тебя и рад тебе. Но я так же буду чувствовать тебя, если ты будешь не только сидеть, стоять рядом со мною, класть на меня руки но вообще – будешь пребывать в пространстве моего мира. И тут камень сам уводит человека в сторону. Побуждает осмотреться вокруг и почувствовать невидимую границу берегового склона, которая принадлежит не то, что Камню. Она являет собою какое-то единое живое целое, в котором Камень участник и часть этого "природного самосознания". Камень тут важная составная часть, но само ОНО – что-то заставляющее говорить (та самая "баба Яга" Зои Комисаровой) по моим очень субъективным ощущениям, исходит из "стены" берегового склона и обволакивает собою часть берега, где русло Сабли имеет наибольший изгиб. Здесь обнаруживается разлитая в пространстве сущность, к атрибутам которой мы – люди и приходим. Кто-то и обозначает это ощущение словом "нечисто".
Мы идём к Камню и приносим ему дары. Просим об исцелении. А далее – идём к роднику. Собственно, это ключ. Чем ключи отличаются от родников? Трудно сказать. Наверное, это синонимы одного понятия. Ключ – это явно видимая, бьющая из земли струйка воды. Эта струйка и другие такие же струйки видны, потому что они поднимают ил со дна родникового прудика, из которого вода бежит вниз, к реке, окрашивая свою канавку в охристый цвет. В воде чувствуется примесь сероводорода. Это явно говорит о том, что бежит-то водичка не откуда попало, а явно из Пекала, унося с собою серу, которой она и выкрашивает края родника.
Сера! Адская вода бежит в Саблю! Тут было от чего задуматься древнему человеку. Признак бесовщины для православного христианина совершенно очевиден. Но как показывает опыт жизни местного населения, отношение к подземному миру было совсем иное. Опасались этого места? Да. Деликатно набирали воду из родника и или как целебную и святую. И не тревожили Камень без надобности, судя по всему. И не поминали всуе, и потому в советское время забыли Камень почти совсем.
Вода, идущая снизу, не менее святая, чем вода, происходящая из рос и туманов. Вода, бегущая из под Земли, неизбежно оказывается проводником нашего голоса и звука через Землю в иномиьре. Всё что мы говорили по неосторожности - было водою подслушано. Выскажи тут свою просьбу – и духи Земли, глубин и Подземелья услышат тебя, будут знать: ради чего ты пришёл, и что в действительности принёс.
Мы поклонились местным духам, заложили малое капище и сложили костерок. Костерок не зажигался очень долго. И лишь после песен, уговоров, лёгкого камлания, игры на мелодично поющей чаще и принесения даров, нам было позволено возжечь пламя и слегка обогреться. Всё это указало, что тревожить это место нужно лишь в случаях особенных и приходить сюда по делу, а не ради праздного любопытства... Через неделю Вячеслав приехал к Камню и расчистил родник.
Проект центра традиционной культуры
1. – Капище и лабиринт. 2 – мастерские, 3- Жреческая изба с печью для жизни круглый год. (Между 2 и 3 в сторону поля – колодец.) 4 – Хлев и сараи. 5 – гараж, 6 – солнечные часы, центр площади приёма гостей. 7 – навес со столом, 8 – место для палаточного городка, 9 – трапездная, 10 – гостиница, 11 – храм – музей, 12 - бани. За исключением бани, закладка объектов производится по очереди в согласии с номерами.
Центр традиционной культуры: от идеи до идеологии
Подойдя к третьему тысячелетию, человечество столкнулось с массой проблем, которые указывают на конечность бытия цивилизации в том виде, в каком она сегодня развивается. Это
1. Исчерпание ресурсов Земли.
2. Загрязнение среды обитания и климатические колебания.
3. Деградация человеческого сознания, здоровья и потеря культурных навыков.
Возникает вопрос: что будет, когда через 20 лет на Земном Шаре кончится нефть, остановится промышленность и не будет бензина? Как человечество будет работать, транспортироваться, обогреваться и кормиться в мегаполисах? Всё это указывает на то, что для нас наступает эпоха нового феодализма и альтернативных сообществ, в которых будет востребован навык альтернативного существования. Наша традиция и культура предполагает такой навык.
Поселения, в которых люди пытаются уйти от недостатков городской жизни и организовать свою жизнь в равновесии с природой называют экологическими. В данном случае под экологией понимается комплекс, состоящий из жизни человека в равновесии с природной средой, плюс духовная организация самого человека.
Таким людям оказывается чуждыми жажда обогащения, стремления к обладанию модными вещами и соображения карьерного роста. Для них более важны человеческие отношения, которые теряют своё значение в условиях города. Поэтому в круг понятий экологии с неизбежностью включается и качество человеческих отношений. Это отношения должны быть основаны на взаимной поддержке и взаимном уважении. В экологическом поселении естественно стремиться не только к паритету и равновесию жизни человека с природной средой, но и к взаимному человеческому паритету и уважению.
Как это возможно? Это возможно, если мы вновь обратимся к нашей традиционной русской культуре. Тогда мы сможем и найти общий язык, соблюсти права всех поселенцев, суметь себя накормить и полноценно провести свой досуг.
Если посмотреть на проблему ещё более широко, то мы приходим к идее создания культурных центров - очагов культуры натурального хозяйства, созданных с учётом возможностей малых производств и современных технологий, которые сохранятся в условиях глобального экономического кризиса. Идея таких культурных центов должна носить наступательный характер. Одновременно это музей, институт культуры, творческая лаборатория, ремесленный центр, плюс историческая культурная реконструкция и опыт жизни в натуральном хозяйстве.
С вынужденным прекращением промышленного производства и вслед за этим мировой денежной инфляции, нам потребуется:
1. Освоение навыков строительства изб, сараев, лодок. 2. Изучение традиционных ремёсел. 3. Приобретение навыков обработки земли 4. Восстановление навыков работы со скотом. 5. Изучение пищевых возможностей собирательства. 6. Изучение фольклора и накопление опыта проведения народных праздников. 7. Изучение и воплощение в жизнь народной одежды, декора домов, традиционного интерьера, распорядка жизни, традиционных родовых и общественных отношений. 8. Передача освоенных навыков младшему поколению. 9. Накопление приёмов и знаний народной медицины. 10. Формирование годовой календарной обрядности поселения. Очевидно, когда "рак свиснет" заниматься этим будет уже поздно.
На рисунке дан предполагаемый проект центра традиционной культуры, который допускает автономное существование, но в условиях индустриальной цивилизации является музеем традиционной культуры.
Уведомление
На собрании общины 15 декабря было принято решение очередной раз уведомить комитет по связям с религиозными организациями г. Москвы и нашей деятельности. Для чего в "комитет" была направлена бумага следующего содержания:
1. На основе решения собрания группы, уведомляем вас, что наша религиозная группа продолжает свою деятельность. Мы проводим обряды годового Кола на капищах Мокоши и Велеса в Лосином Острове. Ведётся создание единого Уряда праздников годового цикла.
2. Предоставляем вам последние три номера газеты "Дерево Жизни" № 55, 54, 53. И брошюру "Нравственная книга каким родноверу быть и почему".
3. Религиозная группа "Коляда Вятичей" использует так же и своё старейшее самоназвание: "Духовно-культурный центр Вятичи".
4. На собрании группы мы постановили, что членами общины является тот, кто чувствует свою с нами взаимную симпатию, образует совместное духовное единство и посещает наши обряды.
5. Если член группы в течение года не посещал наши обряды (при наличии возможности: будучи здоров и живя в Москве), то он становится бывшим членом "Коляды Вятичей". Его заявления, мнения или голос теряют силу, и рассматриваются членами общины наравне со всяким иным высказыванием со стороны.
6. В члены "Коляды Вятичей" может быть принят человек, выражающий к нам симпатию, посетивший в течение года не менее четырёх обрядов годового Кола и готовый участвовать в подготовке к обрядам.
7. На обрядах группы и в обрядовых трапезах алкоголь не используется. Участники обряда обязаны быть трезвыми весь обрядовый день с утра и до ночи.
Издаётся славянской языческой общиной
«Коляда Вятичей», тираж 350 экз.
Адрес газеты: nsperanskii@yandex.ru Форум:
/
Комментарии к книге «Газета этнического возрождения «Дерево Жизни» № 56, 2012 г.», Николай Николаевич Сперанский
Всего 0 комментариев