Владимир ШАК
Спокойная жизнь с цветами Адольфа Гитлера
Книга-галерея
Шрифты предоставлены компанией «ПараТайп»
© Владимир ШАК, 2018
«Спокойная жизнь с цветами» — название одной из акварельных работ Гитлера, которая открывает подборку картин этой не совсем обычной книги-галереи. Кроме нее, в галерее представлено еще более сотни работ наци №1.
18+
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Оглавление
Спокойная жизнь с цветами Адольфа Гитлера
От автора
Каким художником был наци №1?
Акварели и рисунки Гитлера
Покушение на Гитлера 20 июля 1944 года: украинский след
Послесловие
От автора
Как известно, Адольф Гитлер обладал некоторыми художественными способностями, но, как уверяют сведущие люди, не имел достаточного уровня мастерства.
Рассказывают также, что он чувствовал цвет, неплохо владел и линией, штрихом. Законы композиции ему также чужды не были. При этом уровня почитаемого им Рубенса или, скажем, Рембрандта, он не достиг бы никогда. Так полагают знатоки.
К тому же, фюрер принимал далеко не все направления в искусстве, ему был близок академизм, романтизм, реализм, «старые» мастера; прочие же течения, он отрицал.
В собственном творчестве Гитлера, продолжу я излагать точку зрения профессионалов, прослеживаются романтические настроения; композиция выверена, но порой банальна; цвета подобраны недурно. Его живопись большей частью довольно графична по своей сути.
Будущему наци №1 великолепно удавались архитектурные пейзажи, вообще, в архитектуре, отмечают исследователи, Гитлер был несомненно талантлив. Его проекты интересны, а часто даже великолепны.
В 1938 Адольф Гитлер запретил любые репродукции своих картин.
Вроде бы, за свою жизнь он создал несколько сотен произведений.
Гитлер, кстати, продавал свои картины и открытки, чтобы заработать на жизнь — во время пребывания в Вене с 1908 по 1914 год. Однако успешным художником он не стал.
После Второй мировой войны некоторые его картины были обнаружены и проданы на аукционах за десятки тысяч долларов. Другие же, как я читал, были захвачены армией США и до сих пор находятся в спецхранилищах американского правительства [непонятно для чего].
Всего же, по некоторым данным, в мире на сегодняшний день существует порядка 720 живописных работ Гитлера, включая эскизы.
В этой книге-галерее я собрал около 100 его работ. Надеюсь, они помогут найти ответ на вопрос, так каким художником был наци №1, страшнее которого — по масштабу злодеяний и подлости, был, пожалуй, только Иосиф Сталин [тоже как известно, занимавшийся каким-никаким творчеством — стихописанием]?
«Спокойная жизнь с цветами» — название одной из акварельных работ Гитлера [она открывает подборку этой книги-галереи].
По сути, «спокойная жизнь» [англ. still life] — это натюрморт. Но мне больше нравится именно такое произношение: спокойная жизнь.
Это выражение я и выбрал для названия сей не совсем традиционной книги. Книги-галереи.
Кроме акварели «Спокойная жизнь с цветами», я оставил оригинальные названия еще двум работам Гитлера — на мой взгляд, самым лучшим. Это картины «Ночное море» [не так давно, как я читал, она была продана на аукционе за 32 тысячи долларов] и «Христос и дева Мария». Вторая картина категорически опровергает широко распространенную версию о том, что Гитлер будто бы… не умел рисовать людей. Или ему их было лень рисовать.
Картина «Христос и дева Мария» вообще отличается от всего, созданного Гитлером-художником. Вот озарила его на какие-то мгновения божия благодать и он выдал шедевр. Так, по крайней мере, я считаю.
Обращают на себя внимание и военные, скажем так, рисунки Гитлера — относящиеся к Первой мировой. Их в книге три, они находятся рядом [на одном из них изображен горящий танк с крестом]. Создается впечатление, что эти рисунки создавал… дошкольник. Настолько они примитивны.
А вот собаки у него очень даже получались.
Ну, а архитектурные работы Гитлера — это, пожалуй, лучшее, что было создано им [не считая трех картин, которые я выделил особо].
В качестве дополнения к книге у меня нашлось маленькое собственное расследование, касающееся… украинского следа в деле покушения на Гитлера 20 июля 1944 года.
Владимир ШАК,
журналист, литератор
21 июня 2018,
Запорожье
Каким художником был наци №1?
Его картины, подскажет вам любой, кто хотя бы коротко был знаком с работами Гитлера, изображают по большей части архитектурные сооружения или ландшафты: общественные места, здания, загородные местности.
В этой связи рассказывают, что одному современному искусствоведу предложили рассмотреть некоторые из картин Гитлера, не сказав при этом, чьи это работы; он оценил их как «довольно неплохие». Однако стиль, в котором были нарисованы фигуры людей, по мнению того же критика, демонстрировал «глубокую незаинтересованность в людях».
Согласно докладу под названием The Water Colours of Hitler: Recovered Art Works: Homage to Rodolfo Siviero, подготовленному Фрателли Алинари, акварели Гитлера доказывают, что он был… «мрачным» художником.
Очень может быть. По крайней мере, в его работах почти не присутствуют жёлтый и голубой цвета — цвета тепла и света.
***
Гитлер о себе и о своем увлечении рисованием [из книги «Майн кампф»]:
«К тому времени, когда умерла моя мать, один из касающихся меня вопросов был уже разрешен судьбой.
В последние месяцы ее болезни я уехал в Вену, чтобы там сдать экзамен в академии. Я вез с собой большой сверток собственных рисунков и был в полной уверенности, что экзамен я сдам шутя. Ведь еще в реальном училище меня считали лучшим рисовальщиком во всем классе, а с тех пор мои способности к рисованию увеличились в большой степени. Гордый и счастливый, я был вполне уверен, что легко справлюсь со своей задачей.
Только в отдельные редкие минуты меня посещало раздумье: мой художественный талант иногда подавлялся талантом чертежника — в особенности во всех отраслях архитектуры. Мой интерес к строительному искусству все больше возрастал. Свое влияние в этом направлении оказала еще поездка в Вену, которую я 16 лет от роду предпринял в первый раз.
Тогда я поехал в столицу с целью посмотреть картинную галерею дворцового музея. Но в действительности глаз мой останавливался только на самом музее. Я бегал по городу с утра до вечера, стараясь увидеть как можно больше достопримечательностей, но в конце концов мое внимание приковывали почти исключительно строения. Часами стоял я перед зданием оперы, часами разглядывал здание парламента. Чудесные здания на Ринге действовали на меня, как сказка из «Тысячи одной ночи».
Теперь я оказался в прекрасной Вене во второй раз. Я сгорал от нетерпения скорее сдать экзамен и вместе с тем был преисполнен гордой уверенности в том, что результат будет хороший. В этом я был настолько уверен, что когда мне объявили, что я не принят, на меня это подействовало, как гром с ясного неба. Когда я представился ректору и обратился к нему с просьбой: объяснить мне причины моего непринятия на художественное отдаление академии, ректор ответил мне, что привезенные мною рисунки не оставляют ни малейших сомнений в том, что художника из меня не выйдет. Из этих рисунков видно, что у меня есть способности в сфере архитектуры. Я должен совершенно бросить мысль о художественном отделении и подумать об отделении архитектурном.
Ректор выразил особенное удивление по поводу того, что я до сих пор вообще не прошел никакой строительной школы.
Удрученный покинул я прекрасное здание на площади Шиллера и впервые в своей недолгой жизни испытал чувство дисгармонии с самим собой. То, что я теперь услышал из уст ректора относительно моих способностей, сразу как молния осветило мне те внутренние противоречия, которые я полусознательно испытывал и раньше. Только да сих пор я не мог отдать себе ясного отчета, почему и отчего это происходит.
Через несколько дней мне и самому стало вполне ясно, что я должен стать архитектором.
*
В 1909—1910 гг. мое личное положение несколько изменилось; мне не приходилось больше работать чернорабочим, я смог теперь зарабатывать кусок хлеба другим путем. В это время я стал работать как чертежник и акварелист. Как ни плохо это было в отношении заработка — его действительно едва хватало, чтобы жить, — это было все же недурно с точки зрения избранной мною профессии. Теперь я уже не возвращался вечером домой смертельно усталый и неспособный даже взять в руки книгу. Моя теперешняя работа шла параллельно с моей будущей профессией. Теперь я был в известном смысле сам господином своего времени и мог распределять его лучше чем раньше.
Я рисовал для заработка и работал для души».
Акварели и рисунки Гитлера
Спокойная жизнь с цветами
Ночное море
Христос и дева Мария
Покушение на Гитлера 20 июля 1944 года: украинский след
Многим, наверное, известно, что 20 июля в Германии отмечается как День памяти участников антигитлеровского Сопротивления и борцов с нацизмом. Именно в этот день в 1944 году был приведен в действие план операции «Валькирия», разработанный немецкими оппозиционерами, намеривавшимися физически отстранить от власти Адольфа Гитлера — убить его просто напросто.
Причем во главе заговора оказались весьма серьезные люди — братья Штауффенберг. С них и начнем наше повествование.
Кто есть кто, июль 1944
Бертольд Альфред Мария Шенк граф фон Штауффенберг [родился 15 марта 1905 года в Штутгарте], адвокат, доцент [с 1927 года] кафедры международного права Общества кайзера Вильгельма по развитию науки [что-то вроде Академии наук Германии]. Был ключевым заговорщиком при подготовке операции «Валькирия» — покушения на Адольфа Гитлера 20 июля 1944 года.
Клаус Филипп Мария Шенк граф фон Штауффенберг [родился 15 ноября 1907 года в Йеттингене], младший брат Бертольда, полковник вермахта, начальник штаба Резервной армии. Начавший военную службу в 1926 году в элитном Бамбергском кавалерийском полку, к моменту покушения на фюрера Клаус был участником
оккупации Судетской области Чехословакии и Франции,
войны с СССР и боевых действий в Африке [где потерял левый глаз, кисть правой руки и два пальца на левой руке].
За храбрость был награжден двумя железными крестами.
Именно Клаус, несмотря на инвалидность, самолично принес бомбу на совещание в ставке фюрера 20 июля, где и привел ее в действие.
После того, как заговор потерпел неудачу, 10 августа 1944 года по приговору так называемой «Народной судебной палаты» Рейха Бертольда Штауффенберга — в числе восьми самых активных заговорщиков, повесили.
Клауса Штауфффенберга казнили без суда на следующий день после неудачного покушения.
При этом, за несколько секунд до смерти, он успел прокричать: «Да здравствует священная Германия!».
Коммунистическая идеология потом, правда, уверяла, что он приветствовал… народную Германию [«да здравствует народная Германия!»]. Это нацист, которому были глубоко чужды всякие разговоры о народной власти и демократическом обществе.
Тем не менее, иногда и нацисты становятся национальными героями.
Думаю, не лишне будет заметить, что отец братьев-заговорщиков Альфред фон Штауффенберг был обергофмаршалом баварского короля [очень высокая должность], а мать — внучкой прусского фельдмаршала, графа Августа фон Гнейзенау. Получается, что братья Штауффенберг происходили из самой что ни есть аристократической семьи.
Голубая кровь.
Еще известно, что 20 июня 1936 года Бертольд женился на Мики [Марии] Классен, дочери крупного российского землевладельца, потерявшего после большевистского переворота все свои владения. Женитьба Клауса на дочери барона Густава фон Лерхенфельда Нине случилась ранее — 26 сентября 1933 года.
Своего супруга Мики пережила на 33 года: умерла в 1977 году в городке районного, как принято говорить у нас, подчинения в земле Баден-Вюртемберг.
У них с Бертольдом было двое детей: Альфред [родился в 1937 году, умер в 1987-м] и Элизабет [1939 года рождения].
Квартира Бертольда в Берлине, где его брат Клаус также жил в некоторое время, была местом для собраний заговорщиков, задумавших операцию «Валькирия».
Поскольку Клаус, лично отвечавший за формирование частей «фольксштурма», имел свободный доступ в ставку фюрера, ему и поручили принести в портфеле на одно из совещаний у Гитлера бомбу, начиненную экзогеном — английской взрывчаткой с секретных складов Абвера.
Между прочим, перед вылетом на совещание к Гитлеру Клаус заявил старшему брату: если, мол, я сделаю ЭТО, меня будет ненавидеть Германия, если же я ЭТОГО не сделаю, я буду сам себя ненавидеть.
Гитлер от взрыва бомбы, как известно из истории, получил лишь незначительные ранения. А Бертольд и Клаус были арестованы сразу же — на следующую ночь после покушения.
Аресту подверглись и жены братьев. А их детей определили в приют.
Всего, уточню на всякий случай, по делу о покушении на Гитлера проходило более семи тысяч противников режима; к смертной казни приговорили 5684 человека, в том числе трех генерал-фельдмаршалов и более 50 генералов.
На этом из охваченного войной Берлина я предлагаю уважаемым читателям перебраться… на Запорожье.
И вот, почему.
Об операции «Валькирия» написано и рассказано столько, что мне к уже известным фактам добавить просто нечего.
Зато я выяснил кое что любопытное из биографии Мики-Марии Штауффенберг, которая фактические тоже была — пусть и невольной, участницей операции «Валькирия». И тоже пострадала за это.
Землевладельцы из меннонитов
Оказывается, до эмиграции в Германию в 1918 году, будущая супруга одного из организаторов покушения на Гитлера проживала… под Мелитополем, на левом берегу реки Юшанлы [приток Молочной]: на территории современного села Заречное, что в Мелитопольском районе, находилось имение ее отца — крупного землевладельца из меннонитов Генриха Классена.
Ну а родилась Мария — 5 февраля 1900 года, на хуторе Мариинском, расположенном на берегу реки Бык, левом притоке Самары, примерно в 16 километрах от железнодорожной станции Гришино Бахмутского уезда [сейчас на месте хутора находится село Новомарьевка Донецкой области].
«Имение Мариинское, — говорится в сохранившемся описании хутора, — составляли 2250 десятин земли [почти 2,5 тысячи гектаров].
Около половины этого участка использовалась под посевы зерновых, а другая — под пастбища и для сенокоса. В центре имения размещался двор, где стоял двухэтажный дом владельцев площадью 500 квадратных метров. Дом со стороны главного фасада имел гостиную, зал-прихожую, библиотеку, а с противоположной стороны — спальни, столовую, кабинет. В крыле, построенном с тыла, содержались комнаты горничных, кухня и ванны. За домом была большая веранда, которая выходила в прекрасный сад.
На втором этаже имелись гостевая и две большие комнаты.
Перед домом был большой прямоугольный двор с кованой металлической оградой. С западной стороны двора, напротив дома, был главный вход в виде двух столбов-колонн.
С южной стороны здания размещались бараки для рабочих, конюшни для беговых и рабочих лошадей. С северной стороны двора — столовая для прислуги, мастерские и большое зернохранилище. Там же стояла и школа. В центре прямоугольного двора был ветряк и бак для воды. В имении также находились помещения для коров, свиней и овец, склады, кузница, мастерские, столярный цех, летняя кухня, хранилище для льда, дом учителя и кладбище. Двор украшали клумбы с цветами.
Еще один дом для работников был размещен через дорогу от имения.
Севернее хутора Мариинского находился хутор Зеленый Генриха Зудермана, жена которого Мария являлась старшей сестрой Генриха Классена».
Был у Генриха и брат Давид. До 1905 года он владел хутором в Херсонской губернии, купленным на отцовские деньги, а потом, оставив его сыну Николаю, приобрел неподалеку от Мелитополя на берегу реки Молочной 1100 десятин земли и создал хутор Пригорье [нынче это Луговое Мелитопольского района].
Усадьба его в Пригорье включала, как я узнал, элегантный трехэтажный особняк из 38 комнат, домики для постоянных работников, многочисленные хозяйственные постройки.
У дома был устроен маленький пруд, питаемый водой из артезианской скважины. На берегу пруда соорудили купальный домик. Во дворе росло много цветов и декоративных кустарников. На хоздворе разводили и обычную домашнюю птицу, и экзотических павлинов, цесарок, голубей.
За домом располагались сад с различными фруктовыми деревьями, виноградник, ягодник и большой огород. Хутор при усадьбе был подчинен Вознесенской волости Бердянского уезда Таврической губернии.
В поместье работали семь служанок, садовник, от 35 до 40 конюхов, кучеров, пастухов, чабанов и полевых работников и стража, патрулировавшая окрестности для пресечения хищений. Слуги жили в господском доме, а постоянные работники и их семьи — в небольших коттеджах. Кроме того, во время уборки урожая хозяин имения нанимал временных работников из окрестных сел, прежде всего, из Терпенья, где некогда — столетием ранее, обосновались духоборы.
*
Примерно в это же время — в начале девятисотых, на мелитопольскую землю перебрался и Генрих Классен, женившийся к тому моменту во второй раз [его первая жена умерла в 24 года].
Новое родовое имение он заложил на купленном им хуторе Раймергоф, который находился на берегу реки Юшанлы — в километре от Пригорья, где жил брат Генриха Давид.
Второй женой Генриха стала Маргарита Диркс — дочь миссионеров Генриха Диркса и Аганеты Шредер. В браке у них родились: Агнесс [1898], Мария [1900], Анна [1901], Давид [1903], Николай [1904], Константин [1906], Маргаритa [1910] и Ирена [1916].
Чувствовалось по всему, что на новом месте Классены обосновывались навсегда. Однако после революции 1917 года судьба семьи сложилась драматически. На какое-то время — от нестабильности, скажем так [помните киношное: «белые приходят-грабят, красные приходят — тоже грабят»], большой семье даже пришлось выехать в Гальбштадт [теперешний Молочанск]. На свой хутор Классены вернулись только после того, как туда — после оккупации Украины австро-германской армией, зашел Бамбергский уланский полк — тот самый, в котором через короткое время начнет службу Клаус Штауффенберг.
Генрих Классен умер 21 февраля 1923 года. После чего в Канаду выехали его дети от первого брака — Генрих и Елена. Туда же перебралась и вдова хозяина имения на берегу Юшанлы с младшими детьми [Маргарита Диркс умерла в 1964 году в возрасте 88 лет].
Еще раньше — в 1918 году, уехала в Германию Агнесс Классен, влюбившаяся в улана из стоявшего у них в имении полка. В Германии она и вышла за него замуж.
Вместе с сестрой перебралась в Германию и Мария, отыскавшая, напомню, своего избранника сердца — Бертольда Штауффенберга, лишь в 1936 году.
В России из большой семьи Классенов осталась только Анна, которая впоследствии была вместе с мужем репрессирована большевиками.
На берегу Юшанлы
Что же из себя представляло имение Генриха Классена? Читаем: «Большой дом владельцев насчитывал 74 комнаты. Это была кирпичная постройка, которую украшала угловая высокая восьмигранная башня со шпилем. Фасад дома выходил во двор, в центре которого находился артезианский колодец. С одной стороны двора находились загоны для скота и конюшни, а с противоположной — большое зернохранилище.
К дому вела вымощенная дорога для авто. К западу от дороги стоял дом хозяина, с другой стороны — школа. Замечательные клумбы, сад, огород, парк, пруд и кладбище разместились в северной части поместья.
С южной стороны дороги были расположены дома для рабочих, кухня-столовая для них и еще один огород.
От имения была проложена дорога в поместье Пригорье».
Особой гордостью хозяина имения был парк, заложенный в конце 1880-х годов прежним владельцем Раймергофа.
Генрих Классен свой парк в таврийской степи значительно расширил.
Говорят, в нем было собрано более 70 сортов деревьев и кустарников. Многие из них являлись диковинными для тамошних мест. Семена и саженцы для парка брались из Бердянского лесничества или же выписывались из-за границы.
В парке росли платаны, каштаны, липы, длинная аллея пирамидальных дубов вела к березовой роще, берега пруда украшали группки берез и ольхи.
На пруду находилась лодочная станция, а за прудом располагалось фамильное кладбище Классенов. К южному краю парка примыкали фруктовый сад и огород.
После Гражданской войны, подсказали мне сведущие люди, поместье Генриха Классена национализировали и оно стало частью колхозной фермы. Старожилы вспоминали, что дом был серьезно поврежден во время отступления немецких войск в 1943 году.
К 1997 году бывшее поместье принадлежало колхозу «Элита». Позже землю приватизировали. Название «Элита» сохранилось только за старым парком Классена.
Сегодня Раймергоф является частью села Заречное [Терпеньевский сельсовет Мелитопольского района].
И в различных источниках о селе можно прочитать следующее: «В Заречном сохранилась довольно большая часть поместья со зданиями конюшен, имеющих арочные окна. До сих пор не разрушено одно крыло бывшего дома владельцев, которое находится в очень плохом состоянии».
В Заречном, июнь 2018
Село Заречное — небольшое, зеленое и тихое село, которое находится по соседству с селом Терпенье, известном своими целебными источниками и черешневым рынком.
О Классенах в Заречном помнят. Несколько человек с уверенностью сказали, что в местном парке сохранилось кое-что от дома владельцев — развалины, честно признались нам сельчане. И добавили: отыщете их возле водонапорной башни.
Парк мы нашли сразу. Сегодня он превратился в настоящий лес с птичьим многоголосьем.
В лесу солнечно и совершенно безлюдно. А его едва приметные тропки-дорожки имеют странное свойство: они очень легко запутывают. По ним, как по лабиринту, можно бродить очень долго, пребывая в полнейшем одиночестве — наедине со своими мыслями. И это в нескольких десятках шагов от села.
Парком Раздумий я назвал зареченский парк «Элита».
Конечно же, по нему вот так же, как и я, некогда гуляла Мария Классен — будущая, пусть и невольная, участница покушения на Гитлера.
О чем она размышляла?
О грядущей жизни, конечно же. Отсюда, из благополучного отцовского имения она тоже казалась ей вполне благополучной.
А вот не случилось так…
Ну а развалин дома владельца в парке мы не нашли.
Позвали словоохотливого местного жителя.
Тот нас сразу вывел к водонапорной башне, возле которой обнаружилась… небольшая куча битого кирпича.
Это все, что в Заречном осталось от дома Генриха Классена с 74 комнатами. Это даже не развалины. Это… дребезги.
Да парадный въезд еще сберегся, выполненный в виде двух арок.
[Фото Сергея Томко и из открытых Интернет-источников]
Поэт Штефан Георге, Бертольд и Клаус фон Штауффенберг, 1924
Клаус Штауффенберг — бравый кавалерист элитного Бомбергского полка, 1926
Том Круз в роли полковника Штауффенберга в фильме «Операция „Валькирия“», 2008
Клаус Штауффенберг (слева), Гитлер и Кейтель 15 июля 1944 года в Вольфсшанце: до покушения на Гитлера остается пять дней
Бункер Гитлера после взрыва 20 июля 1944 года
Мемориальная доска на месте расстрела Клауса Штауффенберга
Усадьба Давида Классена в Пригорье (не сохранилась)
Заречное, конец 20-го века
Заречное, конец 20-го века: эти развалины — все, что сохранилось на тот момент от дома Генриха Классена
Заречное, июнь 2018: парадный въезд в имение Генриха Классена
Входа нет
Хозпостройки некогда принадлежали Генриху Классену
Вероятно, бывшая конюшня
В парке
В Заречном, июнь 2018: это уже не развалины. Это дребезги — все, что осталось от дома Генриха Классена
Тихая, зеленая улица Заречного, июнь 2018
Послесловие
Есть у Гитлера картина, которая называется «Автопортрет у реки». Трудно поверить, что изображенный на ней одиноко сидящий на полуразвалившемся мосту тип в будущем развяжет Вторую мировую войну и она заберет десятки миллионов жизней.
Обращается на себя внимание цвет воды в реке.
Это не красный закат отражается. Это отражается кровавое будущее тирана.
Лучше бы он, гад, продолжал картины писать…
Автопортрет у реки
Гитлер в детстве, оказывается, был вполне нормальным ребенком. А когда же эти дети, под воздействием каких обстоятельств в мировых тиранов превращаются?
Гитлер-художник и почти архитектор
Наци №1
Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg
Комментарии к книге «Спокойная жизнь с цветами Адольфа Гитлера», Владимир Шак
Всего 0 комментариев