«Революционные акварели Ивана Владимирова»

227

Описание

Иван Владимиров - самобытный художник-репортер [10.1.1870, Вильнюс, - 14.12.1947, Ленинград], подлинная слава [или известность, если сказать мягче] к которому пришла… через много лет после его смерти - после того, как были обнародованы его работы из серии «Революционные акварели». Комментировать его картины сложно, лучше всего их не спешно рассматривать. Они, кстати, передают образы не людей революционной эпохи, а… субъектов, очень напоминающих гопников. Таким художник видел «социализм с человеческим лицом».



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Революционные акварели Ивана Владимирова (fb2) - Революционные акварели Ивана Владимирова [Книга-галерея] 12636K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Владимир Шак

Владимир Шак

Революционные акварели Ивана Владимирова

Книга-галерея

Шрифты предоставлены компанией «ПараТайп»

© Владимир Шак, 2018

Иван Владимиров — самобытный художник-репортер [10.1.1870, Вильнюс, — 14.12.1947, Ленинград], подлинная слава к которому [или известность, если сказать мягче] пришла… через много лет после его смерти — после того, как были обнародованы его работы из серии «Революционные акварели».

Комментировать его картины сложно, лучше всего их не спешно рассматривать. Они, кстати, передают образы не людей революционной эпохи, а… субъектов, очень напоминающих гопников.

Таким художник видел «социализм с человеческим лицом».

18+

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Оглавление

Революционные акварели Ивана Владимирова

От автора

Глава 1-я: художник Иван Владимиров

Глава 2-я: работы разных лет

Глава 3-я: революционные акварели

От автора

«Революционные акварели» — так называется одна из работ самобытного художника-реалиста Ивана Владимирова [Владимиров Иван Алексеевич, 10.1.1870, Вильнюс, — 14.12.1947, Ленинград; советский живописец и рисовальщик].

Комментировать его картины сложно, лучше всего их не спешно рассматривать, что я и предлагаю сделать после коротких вводных заметок. Но одну работу мастера я бы таки выделил.

Это картина «Сестра милосердия» [находится во 2-й главе].

Портрет сестры милосердия, написанный в 1915 году — за два года до ленинско-большевистского переворота, совершенно не похож на все остальные работы Ивана Владимирова, относящиеся, в первую очередь, к советскому периоду его творчества.

Почему не похож? Да потому, что картины из серии «Революционные акварели» передают образы не людей, а… субъектов, очень напоминающих гопников.

Это тот самый социализм "с человеческим лицом", который для нас строили большевики всех мастей.

Ну, чтоб он больше даже не снился! 

Владимир ШАК,

журналист, литератор

Запорожье, июнь 2018

Глава 1-я: художник Иван Владимиров

Оказывается, отец его происходил из духовного звания, а матерью будущего мастера акварели была известная английская акварелистка Елизабет Вакгорн, от которой, надо полагать, ему и передался художественный талант. Увлечённый путешествиями, Иван в 12 лет убежал из дома, добрался через Вильно в Либаву, а оттуда в Англию, где, разыскав своего дядю, владевшего пароходом, проплавал с ним более полугода. Вернувшись на родину, юноша по целым месяцам жил в лесных дебрях Полесья, питаясь дичью и рыбой, и только с шестнадцати лет он стал регулярно посещать классы Виленской рисовальной школы. Помимо живописи Владимирова влекло военное дело, поэтому дальнейшее своё образование он продолжил в Санкт-Петербургском юнкерском училище, которое окончил по первому разряду, но по болезни был вынужден оставить службу.

И поступил… в Академию художеств.

Во время учебы и после окончания Академии рисовал сюжеты из русско-турецкой войны, создавал жанровые живописные произведения. Его известность росла, и редакция журнала «Нива» пригласила Владимирова к сотрудничеству в качестве художника-корреспондента. В этой связи следует заметить, что, до той поры, пока фотография не становится оперативной, репортажная графика переживала свой расцвет. Многие западные и русские издания не довольствовались обычными иллюстрациями, предпочитая документальные рисунки с места событий: зарисовки светской жизни, экспедиций, спорта, катастроф, и, конечно же, репортажную графику, отображающую войны и революции. Для этой цели часто приглашали художников-баталистов. Например, с «Нивой», основным русским иллюстрированным журналом, использующим репортажную графику, помимо Ивана Владимирова, сотрудничал и Николай Самокиш — известный художник-корреспондент, также выпускник батального класса при Академии художеств.

Иван Владимиров работал художником-корреспондентом на пяти войнах: русско-турецкой, русско-японской, Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной.

А в 1917—1918 годы он, работая в Петроградской милиции, сделал цикл документальных зарисовок на злобу, скажем так, дня. Художник вспоминал: «Все время моей милицейской службы я имел с собой альбомчик и свободно зарисовывал все, что интересовало меня. Придя домой, я дополнял неясные штрихи и зарисовки и даже иногда закрашивал их акварелью, таким путем собрал богатейший материал для будущих картин, отображающих сцены и эпизоды революционной борьбы».

После октябрьской революции 1917 года Владимиров становится членом ассоциации художников революционной России. С 1932 года он — член Ленинградского Союза советских художников.

Писал картины на историко-революционные и батальные темы. В день выступления Ленина в цирке «Модерн» в 1917 году делал зарисовки, из которых потом родилась картина. Ленин в цирке, кстати, разглагольствовал об империалистической политике Временного правительства в связи с июньским наступлением русских войск на Западном фронте и закончил свою репризу лозунгом «Вся власть - Советам!».

Известно также, что художник участвовал в выставках Общества художников им. Архипа Куинджи [1917, 1918, 1927, 1930], Весенних выставках в залах Академии художеств, Общества русских акварелистов, Товарищества художников, Первой государственной свободной выставке произведений искусств [1919], выставке картин петроградских художников всех направлений [1923], юбилейной выставке изобразительных искусств [1927], выставке «Социалистическое строительство в изобразительном искусстве» [1931] и других.

Был членом и экспонентом Ассоциации художников революционной России [1924–1929].

В годы Второй мировой войны находился в Ленинграде, готовил плакаты, выполнял эскизы и зарисовки, писал картины и… оставил 13 тетрадей дневниковых записей убористым четким почерком. «Жизнь в городе забурлила еще сильней, у всех, как и у меня, гнездились мысли — как бы я мог внести свою долю в защиту Родины. О поступлении добровольцем и мечтать не мог: мои 72 года и неуверенность походки сразу лишали меня надежды на какую-либо активную помощь подобного рода, и я решил все силы направить по линии искусства. Буду зарисовывать композиции всех моментов, какие встретятся мне и о каких я буду читать или слышать правдивые описания и рассказы».

В 1946 году художник был удостоен звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Он также был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

В 1910-х годах жил с женой и двумя дочерьми на своей даче на Морской улице. Ныне территория бывшей дачи художника входит в состав губернаторской дачи поселка Комарово. Являлся членом Келломякского пожарного общества — у родственников, рассказывают, до сих пор хранится его пожарная каска. По заказу этого общества сделал в 1913 году карту поселка.

Умер 14 декабря 1947 года в Ленинграде на семьдесят девятом году жизни. Его произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях.

Считается одним из основателей так называемого соцреализма. Хотя, что это такое, сегодня уже, пожалуй, никто внятно не ответит. Поэтому особо интересен Владимиров как яркий представитель ныне не существующей профессии «художник-корреспондент».

Кстати, подлинная слава пришла к Ивану Алексеевичу… много лет спустя после его смерти — когда были опубликованы его альбомы с картинами-репортажами, на которых он изобразил, что в действительности творилось в стране, скажем так, победившего социализма.

Автопортрет, 1910

Иван Владимиров в молодости

Иван Владимиров (справа) делает зарисовки с группы пленных японских офицеров, 1900-е

Ленинградские художники. Иван Владимиров третий справа

Иван Владимиров в зрелые годы

Глава 2-я: работы разных лет

Эпизод русско-японской войны

У колодца, 1905

Тройка, 1919

Трактор в деревне, 1925

Сухуми, 1925

Солдат на позиции, 1916

Сестра милосердия, 1915

Семья на отдыхе, 1941

Сдача белофиннов, 1940

С заутренней

Расстрел на Дворцовой площади 9 января 1905 года

Променад в парке, 1905

Попался немецкий летун

Парад на флоте. Императорская яхта Штандарт, 1902

На уроке грамоты у дьячка, 1915

На море

Мордобой на пляже — культурное достижение по спорту, 1930-е

Крым. Скалы, 1940

Контратака

Катастрофа

Иностранцы в Ленинграде, 1937

И. В. Джугашвили (Сталин) в заключении

Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховкой

Захват белогвардейских шпионов

Гадание на картах, 1928

Восстание крестьян в селе Сорочинцах

Восстание крестьян в имении князя Шаховского

Военный заем, 1916

Военная стычка

В. И. Ленин и И. В. Сталин в Разливе в 1917 году, 1937

В военном лагере. Этюд, 1915

Глава 3-я: революционные акварели

Фотограф в деревне, 1918

Февраль 1917 года, 1917

Князь Васильчиков. Так проходит мирская слава, 1922

Разборка деревянного дома на дрова

Реквизиция скота в деревне в окрестностях Луги. 1920

Продовольственная помощь из США, 1922

Священник с продовольственной помощью от США, 1922

У рояля, 1920-е

Субботник, 1923

Сжигание орлов и царских портретов, 1917

С насиженных мест. Крестьяне растаскивают имущество из барских поместий и отправляются в город в поисках лучшей жизни

Русское духовенство на принудительных работах, 1919

Реквизиция церковного имущества в Петрограде, 1922

Революционные акварели (Агитатор)

Разгром помещичьей усадьбы, 1926

Развлечения подростков в императорском саду Петрограда, 1921

Прошлое сдаем в утиль, 1930

Продразверстка (реквизиция)

Поиски съедобного в помойной яме, 1919

Погром винного магазина

Петроград. Переезд выселенной семьи, 1917 — 1922

Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста, 1922

Некому защитить, 1921

На улицах Петрограда, 1918

На посту, 1918

Конвоирование заключенных

Игра в карты, 1922

За чтением газеты «Правда», 1923

За знакомство, 1925

Допрос в комитете бедноты

Допился, 1928

Долой орла

Гуляние, 1920-е

Гранд-отель «Европа», 1923

Галантный кавалер, 1923

Взятие Зимнего дворца

В театре. Царская ложа, 1918

В поисках сбежавшего кулака, 1920

В подвалах ЧК, 1919

В пивной «Старая Бавария», 1920-е

Бывшие царские чиновники на принудительных работах, 1920

Бегство буржуазии из Новороссийска, 1926

Арест царских генералов, 1926

Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

Комментарии к книге «Революционные акварели Ивана Владимирова», Владимир Шак

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства