Владимир Шак
Сине-жёлтое настроение
Украинский флаг на картинах великих художников
Шрифты предоставлены компанией «ПараТайп»
© Владимир Шак, 2018
Владимир Шак — член Международной федерации журналистов, четырежды становившийся лауреатом творческого конкурса «Журналист года» Запорожской областной организации Национального Союза журналистов Украины.
С 1998 года работает репортером в популярном еженедельнике «МИГ» [издается в Запорожье].
18+
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Оглавление
Сине-жёлтое настроение
Об авторе
СИНЕ-ЖЁЛТОЕ НАСТРОЕНИЕ: КНИГА-ГАЛЕРЕЯ
Сине-жёлтое настроение Ивана Айвазовского
Сине-жёлтое настроение Архипа Куинджи и Ильи Репина
Сине-жёлтое настроение Казимира Малевича
Сине-жёлтое настроение Марка Шагала
Сине-жёлтое настроение Камиля Писсаро
Сине-жёлтое настроение Альфреда Сислея
Сине-жёлтое настроение Анри Матисса
Сине-жёлтое настроение Поля Гогена
Сине-жёлтое настроение Поля Сезанна
Сине-жёлтое настроение Ван Гога
Сине-жёлтое настроение Клода Моне
Сине-жёлтое настроение Огюста Ренуара
Сине-жёлтое настроение Пабло Пикассо
Сине-жёлтое настроение Сальвадора Дали
Сине-жёлтое настроение Эдгара Дега
Сине-жёлтое настроение икон Божией Матери
Сине-жёлтое настроение Вселенной
Сине-жёлтое дополнение
Сине-жёлтое послесловие
Об авторе
Владимир Шак — член Международной федерации журналистов, четырежды становившийся лауреатом творческого конкурса «Журналист года» Запорожской областной организации Национального Союза журналистов Украины.
С 1998 года работает репортером в популярном еженедельнике «МИГ» [издается в Запорожье].
Поле моей родины
[фото Сергея Томко]
***
СИНЕ-ЖЁЛТОЕ НАСТРОЕНИЕ: КНИГА-ГАЛЕРЕЯ
Памяти героев, отдавших свои жизни
за нашу мать - сине-жёлтую Украину
*
В КАЧЕСТВЕ лирического отступления — или предисловия к этой своеобразной книге-галерее, напомню пару работ великого пейзажиста Исаака Левитана, который, как известно, кроме своей потрясающей «Березовой рощи» оставил богатое картинное наследство. Причем подавляющее большинство его работ выполнены, скажем так, в спокойных тонах, нередко — в откровенно унылых [например, «Озеро. Осень», «Осень. Березы», «Поздняя осень. Стог»].
Однако как только он добавлял на свою палитру определенные краски — всего две, создаваемые им картины буквально вспыхивали от внутреннего света. Это, в частности, относится к полотнам «Золотая осень» [написана в 1896 году] и «Осень. Река» [относится к 1898—1899 годам].
Стоит хотя бы мельком взглянуть на них, чтобы понять, в чем секрет такого преображения: в использовании художником… синего и жёлтого цветов, которые, кстати, очень любят дети.
По сути, эти цвета — национальные украинские, между прочим, согревают и радуют душу солнечным светом, заключенным в них. Как мне представляется, синий и желтый цвета — это первооснова жизни, первооснова всего сущего, включая нас, людей. Поэтому не случайно мы откликаемся на них… радостью душевной.
Эту особенность синего и жёлтого цветов [и их оттенков, естественно] очень тонко чувствовали многие мастера кисти прошлого. И, я вам скажу, мастера великие [я подобрал несколько картин известных живописцев, выдержанных в сине-жёлтых тонах].
Тот же Пабло Пикассо, скажем. Или Казимир Малевич.
Или Марк Ротко — заглавный представитель «абстрактного, — цитирую Википедею, — экспрессионизма, создатель живописи цветового поля», картины которого продаются за невероятно, многомиллионно большие деньги.
Вот одна из его работ [Без названия 35, 1968 год]:
А вот еще одна [No.10, 1950 год]:
А вот Пабло Пикассо [Figures au bord de mer2, 1931]:
Его же работа [Jacqueline assise] — из этого же свето-цветового ряда:
А это — картина «Крестьяне» [1932] Казимира Малевича:
Или его же работа «Сложное предчувствие (Торс в желтой рубашке)» [1932], в которой присутствуют и государственные украинские цвета, и украинские боевые, скажем так, — красный и черный:
К слову, автор противоречивого, вызывающего массу споров «Черного квадрата» однажды свой автопортрет — специфически, в цветах украинского флага [!] выполненный, изобразил… рядом с черным квадратом [«Супрематизм. Aвтопортрет в двух измерениях», 1915]:
«Пейзаж с белым домом» Малевича [создан в 1929 году] тоже один в один повторяет цвета украинского флага. И их расположение:
Как и картина «Сбор урожая в Провансе» [1888] Винсента Ван Гога:
Ван Гог, пожалуй, больше других художников его уровня обращался к «детским» синему и жёлтому цветам.
Говорят, он страдал психическими расстройствами, а такие люди очень часто ведут себя как дети. И мир поэтому они воспринимают по-своему — по-детски. Может быть, с этим и связана сине-желтая тема в творчестве Мастера.
С удовольствием представляю еще пару его работ [«Пшеничное поле под грозовым небом», 1890 и «Ночная терраса кафе», 1888]:
Еще у меня в запасе есть Сальвадор Дали с его потрясающим «Парикмахером, подавленным неизменно хорошей погодой» [1934]:
К слову, «Пейзаж вблизи долины Ампурдан» Дали — это работа, выполненная, я бы сказал, из солнечно-небесной энергии. Из божественной энергии, которой умели управлять только подлинные мастера кисти.
Сальвадор Дали умел.
Вот этот пейзаж:
Ну, а в «Мастерской Шуффенеккера» [1899] Поля Гогена вам доводилось бывать?
Загляните туда вместе со мной и обратите внимание на цвет стены и пола мастерской.
Они сене-жёлтые:
А вот Клод Моне [Cour de ferme a Chailly, 1865]:
В завершение нашего краткого обзора [или погружения в сине-жёлтое настроение великих художников] я предлагаю познакомиться с картиной «Три танцовщицы в желтых пачках» [1904] не превзойденного Эдгара Дега.
Изображены на ней, естественно, танцовщицы, которые готовятся к выходу на сцену, разминаясь у… синей стены. А во что они одеты, понятно из названия картины.
У Эдгара Дега есть также картина, которая называется… «Русские танцовщицы» [1899], на которой изображены девушки, летящие в стремительном танце. Причем у девушек — сине-желтые ленты, которые подчеркивают их национальную принадлежность [покажите мне не украинок, использующих традиционные украинские цвета]:
Ну, и если к Левитану вновь вернуться… Вспомните, в каких цветах выполнена его наизнаменитейшая «Березовая роща». Белый, раз [стволы берез]; зеленый и желтый, два и три [листья и солнечные поляны]. А как нам получить зеленый цвет?
Любой ребенок подскажет, что для этого нужно смешать… жёлтый и синий. Получается, и тут Левитан использовал самые солнечные цвета, какие только существуют в природе. Потому и картина такой получилось: яркой и теплой.
Созданной для радости.
***
Принято считать, что
синий цвет — успокаивающий. Он рассеивает внимание, снижает артериальное давление, замедляет частоту дыхания и пульса, восстанавливает нервную систему и мозговые структуры, охлаждает. Замечено, что температура в синей [или сине-зеленой] комнате кажется на 6—8 °С ниже, чем в красной. Когда человек заболевает, переутомлен или перевозбужден, то потребность в синем цвете у него увеличивается;
желтый цвет очень хорошо стимулирует умственную деятельность, помогает развитию интеллекта. Он способствует саморазвитию и снятию напряжения. Кроме того, улучшает настроение, повышает иммунитет, жизнерадостность, борется с застойными явлениями и атрофиями. Желто-оранжевый способствует творческому мышлению и поднятию настроения. В помещении переход от желтого к синему успокаивает нервную систему. Помимо этого, желтый цвет визуально расширяет помещение. Для работы и создания деловой атмосферы больше всего подходит желто-зеленый цвет, его различные оттенки. Его небольшие дозы повышают эффективность умственного труда, стимулируют мозговую деятельность. На работе умеренные дозы этого цвета помогают добиться успеха на переговорах, так как подсознательно воспринимаются как стремление к компромиссным решениям.
Каким же нужно было быть мудрым человеком, чтобы соединить эти два цвета. И ведь кто-то соединил. И получился… украинский флаг, который в бешенство приводит представителей так называемого «русского мира», кровавого мира, принесшего войну, горе и слезы в Украину.
Его, этот мир, не могли создать нормальные люди.
Впрочем, нормальных людей среди убийц и бандитов, называющих себя представителями «русского мира» не было и нет.
Ну, а теперь переходим непосредственно к галерее, картины в которой представлены в моей обработке. Так я увидел настроение великих мастеров кисти — слегка оживив краски на их полотнах [сегодня это под силу даже начинающему пользователю ПК].
Великие художники — такие, как Архип Куинджи, Винсент Ван Гог, Иван Айвазовский, Казимир Малевич, Альфред Сислей, Клод Моне, Марк Шагал, Пабло Пикассо, Огюст Ренуар, Поль Гоген, Сальвадор Дали и Эдгар Дега тонко чувствовали и искренне любили жёлтый и синий цвета и все их оттенки. Они понимали, что именно эти цвета как раз и несут жизнь, свет и радость.
В некоторые моменты, когда я постигал их картины не только глазами, но и сердцем, мне начинало казаться, что творили они не красками, а исключительно… синевой небес и сиянием солнечного света.
А вот как они управлять ими умели — вопрос без ответа. Тайна чудесная.
Поэтому и картины у них чуду подобны. Вернее, они и являются чудом — рукотворным.
Это относится, в первую очередь, к картинам Камиля Сислея [«Закат и туман в Эраньи», например] или Пьера-Огюста Ренуара, который так умел работать с синим и жёлтым цветами, что на его полотнах появился совершенно новый, невиданный доселе цвет [«Морской пейзаж», скажем]: синий, прорастающий сквозь жёлтый, к примеру. Или жёлтый, прорастающий сквозь синий. Цвета, по сути, — два, а создается впечатление, что он — один: просто сине-жёлтый, как флаг моей родины.
Как согретое солнцем самое синее Чёрное море моей родины. Или как хлебное поле моей родины под бескрайними синими небесами.
Кстати, я не вижу принципиальной разницы в расположении цветов на украинском флаге. Оба они — и синий, и жёлтый, давно слились в один — в цвет свободы и созидания, мира и добра.
Достаточно часто в своих работах в последние годы жизни и Винсент Ван Гог использовал эти два цвета: синий, нередко переходящий в салатово-зеленый [или фиолетовый], и жёлтый — с переходом в золото-оранжевый. Включая свои, пожалуй, лучшие картины: «Звездная ночь» [1889] и «Пшеничное поле под грозовым небом» [1890]. Это не может не броситься в глаза любому, кто обращался к творчеству художника.
Возможно, такое сине-жёлтое видение мира было связано с психическим расстройством, одолевавшим Ван Гога.
А возможно, он инстинктивно — или по подсказке свыше, использовал в своих работах самые главные цвета, которые существуют в природе: цвет Огня и цвет Воды.
Между прочим, в своем последнем письме художник, застрелившийся в 37 лет, отметил: «Мои полотна даже в бурю сохраняют мой покой. Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка… Но я не сожалею».
Запорожье, ноябрь 2017
[Биографические данные о художниках подсказала всезнающая Википедия]
Сине-жёлтое настроение Ивана Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский [Ованнес Айвазян; 29 июля 1817 года, Феодосия — 2 мая 1900 года, Феодосия]: выдающийся украинский художник армянского происхождения; маринист, баталист, живописец главного Морского штаба, академик и почетный член императорской Академии художеств, почетный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте. Брат армянского историка и архиепископа Армянской апостольской церкви Габриэла Айвазовского.
Ветряная мельница на берегу моря, 1837
Вид в Ореанде, 1858
Во время жатвы на Украине, 1883
Гурзуф, 1859
Лунная ночь в Крыму. Гурзуф, 1839
Море, 1895
Прибой у крымских берегов, 1892
Свадьба на Украине, 1892
Чумаки на отдыхе, 1885
Сине-жёлтое настроение Архипа Куинджи и Ильи Репина
Архип Иванович Куинджи [при рождении Куюмджи; 27 января 1841, местечко Карасу, Мариупольский уезд, Екатеринославская губерния, — 24 июля 1910, Санкт-Петербург] — украинский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.
Вид на берег и море с гор. Крым,1880-е
Море. Крым, 1898—1908
Морской берег. Крым,1885—1890
Радуга,1900—1905
Степь. Нива,1875
Илья Ефимович Репин [5 августа 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия]: украинский художник-живописец. В юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством Ивана Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств. С 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. Академик Императорской Академии художеств. Ректор [1898—1899] Академии художеств.
Козак в степи
На меже. В. А. Репина с детьми идет по меже.,1879
По следу, 1881
Украинская хата, 1880
Сине-жёлтое настроение Казимира Малевича
Казимир Северинович Малевич [Kazimierz Malewicz; 23 февраля 1879, Киев — 15 мая 1935, Ленинград]: украинский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.
Two Figures in a Landscape, 1932
Woman with Rake, 1932
Белье на заборе, 1903
Голова крестьянина, 1932
Голова
Два крестьянина
Красный дом, 1932
Пейзаж с белым домом, 1929
Портрет жены художника, 1933
Солдат первой дивизии, 1914
Супрематизм. Живописные объемы в движении, 1915—2
Яблоня в цвету
Сине-жёлтое настроение Марка Шагала
Марк Захарович Шагал [Моисей Хацкелевич; 7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция]: российский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
Синий дом, 1917 год
Ангел над Витебском, 1977
Деревенский двор, 1954—62
Жизнь крестьянина (Конюшня, ночь, человек с хлыстом), 1917 год
Жизнь крестьянина, 1925 год
Крестьяне у колодца,1981
Окно в студии художника, 1976
Синее лицо, 1967
Сине-жёлтое настроение Камиля Писсаро
Жакоб Абраам Камиль Писсаро [Jacob Abraham Camille Pissarro, 10 июля 1830, остров Сент-Томас — 12 ноября 1903, Париж]: французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.
Вид на крепость Понтуаз весной, 1881
Женщина, несущая кувшин на голове, 1854—55
Закат и туман в Эраньи, 1890
Крестьянка, грызущая яблоко, 1886
Крестьянка, копающая землю, 1882
Матушка Жолли, 1874
Пастушки, 1887
Пейзаж с женщиной несущей воду лошадям, 1881
Поля, 1877
Портрет господина Луи Эструка, 1874
Разлив, впечатление от белой поверхности воды, Эраньи, 1893
Селение Жалле сбоку, Понтуаз, 1875
Сине-жёлтое настроение Альфреда Сислея
Альфред Сислей [Alfred Sisley, 30 октября 1839, Париж — 29 января 1899, Море-сюр-Луэн]: французский живописец-пейзажист английского происхождения, представитель импрессионизма, родился и прожил большую часть жизни во Франции.
The Cows at the Bank of the Seine at Saint-Mammes, 1885
Буживаль, 1876
Вид Сен-Клу в солнечном свете, 1876
Дорога из Женвилье, 1872
Дорога из Хэмптон Корт в Молуси, 1874
Канал в Сен-мамсе, 1884
Мост в Морэ ранним утром, 1888
Мост в Морэ, 1888
Мост, 1872
Стога сена в Морэ. Октябрь, 1890
Хутор в Хёлленкаффе.,1874
Сине-жёлтое настроение Анри Матисса
Анри Эмиль Бенуа Матисс [Henri Émile Benoît Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция]: французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.
В качестве уточнения. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.
Девушка с тюльпанами
Без названия
Девушка на балконе
Женщина в белом платье
Залив Ниццы
Красные рыбки и скульптура, 1911
Лодки
Одалиски
Портрет Андре Дерена, 1905
Портрет Лидии Делекторской, 1947
Сине-жёлтое настроение Поля Гогена
Эжен Анри Поль Гоген [Eugène Henri Paul Gauguin; 7 июня 1848 — 8 мая 1903]: французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма.
Вид на побережье Беланжене, 1889
Бретонский пейзаж, 1894
Ван Гог рисует подсолнухи (Портрет Винсента Ван Гога), 1888
Желтый Христос, 1889
Женщины Таити, 1892
Одна, 1893
Таитянские горы» (Горы на Таити), 1893
Цветущие яблони, 1879
Сине-жёлтое настроение Поля Сезанна
Поль Сезанн [Paul Cézanne; 1839—1906]: французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма.
Обзор марсельского залива из Л’Естак
Порт на Сене
Сад в Лове
Сент-Виктуар [акварель]
Шато-Нуар
Выемка грунта под железнодорожный путь и гора Сен-Виктуар вдали
Гора Сент-Виктуар
Жас де Буффан, бассейн
Над оврагом, 1879
Сине-жёлтое настроение Ван Гога
Винсент Виллем Ван Гог [30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция]: нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись 20 века.
На окраине Парижа, 1887
Натюрморт со статуэткой и розой, 1887
Пейзаж в Овере, 1890
Подсолнухи, 1887
Полуденный отдых (копия Милле), 1890
Прогулка вдоль берега Сены близ Аньера, 1887
Стога и жнец, 1890
Летний вечер, хлебное поле с заходящим солнцем, 1888
Мост Ланглуа в Арле с прачками, 1888
Муж в море, 1889
Автопортрет в соломенной шляпе, 1887
Желтый дом, 1888
Звездная ночь, 1889
Сине-жёлтое настроение Клода Моне
Оскар Клод Моне [Oscar-Claude Monet; 14 ноября 1840, Париж — 5 декабря 1926, Живерни]: французский живописец, один из основателей импрессионизма.
Бурго Марина в Бордигере, 1884
Ветёй, 1880
Агапантус, 1917
Бурное море, 1881
Голубая бездна в Антибе, 1888
Дорога близ Пурвиля, 1882
Сад художника в Ветёе, 1880
Сена в Аржантёе, 1874
Синий дом в Заандаме, 1871
Стог сена, 1891
Стога сена в Живерни, 1884
Сине-жёлтое настроение Огюста Ренуара
Пьер Огюст Ренуар [Pierre-Auguste Renoir; 25 февраля 1841, Лимож — 3 декабря 1919, Кань-сюр-Мер]: французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма.
Вид близ Антиб, 1889
Гора Сент Виктуар, 1889
Девочка держит букет тюльпанов, 1878
Женщина в синем, 1874
Зонт, 1878
Купальщица, 1887
Молодая женщина с японским зонтом, 1876
Морской пейзаж у Берневаля, 1879
Портрет Камиллы Моне, 1872
Холмы вокруг мельницы Уе на берегу, 1883
Сине-жёлтое настроение Пабло Пикассо
Пабло Руис-и-Пикассо [25 октября 1881, Малага, Испания — 8 апреля 1973, Мужен, Франция]: испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. Основоположник кубизма, в котором трехмерное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещенных воедино плоскостей.
Femme assise, 1899
TИte de femme (Marie-Thérèse Walter), 1939
Maison dans un champ de blВ, 1898
Maya en tenue de marin, 1938
Nature morte au crГne et au pot 2, 1943
Jardin de Paris, 1901
La fin du numВro, 1900
Femme nue en pied, 1907
Fille bohВmienne devant La Musciera, 1898
Fleurs sur une table, 1907
Сине-жёлтое настроение Сальвадора Дали
Сальвадор Дали [11 мая 1904, Фигерас — 23 января 1989, Фигерас]: испанский живописец, график, скульптор, режиссер, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Мадонна Порт-Льигата, 1949
Искушение святого Антония, 1946
Глаз анжелюса (стереоскопическая работа, правый компонент; незавершенная)
Встреча иллюзии и остановленного момента — жареные яйца в ложке
Галатея сфер, 1932
Больной мальчик (автопортрет), 1923
Битва в облаках (стереоскопическая работа, правый компонент)
Постоянство памяти, 1931
Преждевременное окостенением, 1930
Призрак вечером на пляже, 1935
Твердость памяти, 1931
Христос галы (стереоскопическая работа, правый компонент)
Сине-жёлтое настроение Эдгара Дега
Илер-Жермен-Эдгар де Га, или Эдгар Дега [Edgar Degas; 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917]: французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Женщина сушит волосы, вид сзади, 1910
Две танцовщицы в зеленых пачках, 1899
Небесный пейзаж, 1869
Портрет мадам Эрнест Мей, 1882
Сидящая танцовщица, 1880
Танцовщица в синем у станка, 1889
Танцовщицы за кулисами
Три танцовщицы, 1901
***
Сине-жёлтое настроение икон Божией Матери
Расскажу только о трех, не очень распространенных иконах Богоматери, которые имеются в моем личном электронном Богородичном иконостасе, насчитывающем около 450 икон Божией Матери [это, по сути, все чудотворные иконы Богоматери, известные в православном мире].
Иконы, о которых пойдет речь, необычные.
На первой Богомладенец изображен сидящим на правой руке у Матери. При этом левой рукой она тоже бережно придерживает Его. А Он сам широко раскрыл руки для объятия.
Вторая икона похожа на первую, только Богаматерь на ней выполнена во весь рост.
На третьей иконе Богородица изображена без Богомладенца, восседающей — с широко раскрытыми руками, на облаке над хлебным полем.
Доминирующими на этих иконах — почему я и заинтересовался ими, являются синий и жёлтый цвета.
Икона Божией Матери «Аз есмъ с вами и никтоже на вы» была написана по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского и освящена этим же угодником Божиим. Позднее икону получил в благословение от святого Иоанна преподобный Серафим Вырицкий [+1949]. Сохраняемая после кончины Вырицкого старца благочестивыми людьми, икона со временем оказалась в Украине, а в 1997 году была подарена Свято-Георгиевскому женскому монастырю в селе Даневка Козелецкого благочиния Черниговской епархии.
Своей благодатной помощью, исходящей даже от литографии, икона прославилась и в США, и в Италии, о чем свидетельствуют письма и телефонные звонки из этих стран.
23 апреля 2002 года синодом Украинской православной церкви Даневская икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» внесена в список чудотворных.
Икона Божией матери «Благодатное небо» создана художником Виктором Васнецовым для киевского Свято-Владимирского собора. Привожу ее любопытную историю.
Археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов, которому было поручено возглавить отделку Владимирского собора в Киеве, пригласил для этой работы известного художника Виктора Васнецова. А у того очень болел маленький сын, и он не хотел оставлять семью надолго, поэтому отказался от работы.
Однако на следующий день на даче Васнецовых его супруга вынесла малыша на весеннее солнышко — на первую прогулку сынишки после длительной болезни.
Ребенок потянулся к весеннему саду, залитому солнцем и всплеснул ручонками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему захотелось написать Богородицу с младенцем такими, как только что он увидел своих родных. И художник тут же принял решение расписывать собор в Киеве.
Но и на этом история появления образа не закончилась.
Для подготовки под роспись собор несколько раз штукатурили. Однажды вечером Адриан Прахов с несколькими ответственными за строительство людьми и несколькими священнослужителями вошли в строящийся собор. Штукатурка сохла достаточно быстро, но не равномерно. Профессор долго смотрел на отштукатуренное пространство на стене, предназначенной для заалтарного образа Богоматери. Он всех своих спутников, каждого в отдельности, попросил рассказать о том, что они видят на стене. Под большим впечатлением профессор зарисовал образ, который проступил на мокрой штукатурке, и все присутствующие удостоверили правильность рисунка. Профессор Прахов и его спутники увидели на стене строящегося собора… образ Богородицы во весь рост, несущей на руках Младенца-Христа, который ручками как бы пытался обнять весь мир.
Позже, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, он произнес: «Это был заказ Божий».
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия [+1891]. Отец Амвросий, великий подвижник XIX века, пламенел детской верой к Божией Матери. Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой «Спорительница хлебов» отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.
Старец Амвросий сам назвал образ «Спорительница хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица — «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».
Икона Божией Матери «Аз есмъ с вами и никтоже на вы»
Икона Божией Матери «Благодатное небо»
А так работа Васнецова выглядит во Владимирском соборе Киева
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Сине-жёлтое настроение Вселенной
На официальном сайте Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства [National Aeronautics and Space Administration, NASA] я тоже обнаружил кое-что интересное, напрямую касающееся темы нашего разговора.
Привожу три фотографии, на которых запечатлены Солнце наше и две далеки галактики — Булавочное колесо и Медуза.
Эти фотографии завораживают. Право слово, в них что-то божественное присутствует.
Причем божественность им придают синий и жёлтый цвета.
А галактика Булавочное колесо еще и в свастику завернута. Вот вам и происхождение этого древнего символа, с давних давен использовавшегося на территории современной Украины. Десятитысячелетней давности свастику, кстати, мы с коллегой — фотокорреспондентом Сергеем Томко, обнаружили на берегу Днепра — в храме Семи врат [подробнее об этом - в моей книге «Апельсины у кромки прибоя»].
Солнце в ультрафиолетовом диапазоне (черная точка — Венера)
Галактика Булавочное колесо M101
Туманность Медуза
Сине-жёлтое дополнение
О национальной символике Украины: от Грюнвальдской битвы до УНР
Оказывается, первым задокументированным использованием синего и жёлтого цветов был герб Галиции: в Грюнвальдской битве 1410 года против крестоносцев сражались и подразделения, сформированные на территории современных украинских земель. Среди них находилась и хоругвь «Леопольская» [то есть Львовская], на знамени которой был изображен «желтый лев, восходящий как бы на скалу, на лазурном поле». Так описал его польский историк Ян Длугош в труде «Грюнвальдская битва».
Кстати, заявления о том, что объединение синего и желтого цветов присуще лишь символике Галицкого княжества, мне доводилось слышать не раз и не два. Даже от вполне грамотных и считающих себя вполне культурными людей. По их уверению, в Украине сине-желтый флаг появился лишь после заседания Центральной Рады 27 января 1918 года.
Так ли это?
Нет, не так.
Вот, например, как описывает один из участников проходившего в 1848 году во Львове съезда русских ученых [съезд сыграл важную роль в украинском национальном возрождении]:
«7 октября все собравшиеся вошли в музыкальный зал. Первый раз русины оказались в месте, где им все напоминало народность. Под образами державного монарха размещались два сине-желтых флага; окна и столы украшены были народными цветами — при этих последних находилось по паре флагов тоже сине-желтого цвета. На синих щитах изображены были народные гербы».
И далее:
«Синий цвет, как чистое небо Южной Руси, изображал мир и покой. Золотой цвет, словно зарницы на ясном небе, символизировали ясный свет, к которому нам стремиться надлежит».
Иными словами, за семьдесят лет до упомянутого выше заседания Центральной Рады национальная символика в Украине уже существовала.
И при том, как видно из воспоминаний участника съезда, существовала давно.
«Жовтно-блакитниками» украинцев называли еще ордынцы дикие, которых святая Киевская Русь остановила, не пустив Европу — как сегодняшние защитники Украины остановили потомков тех диких ордынцев, защитив собой не только украинский народ, но и европейцев — немцев, французов и англичан, а также «датчан и разных прочих шведов».
Европейцы могут спасть спокойно: на Востоке Украины бойцы ВСУ сдержат натиск путинских ордынцев.
Между прочим, хан ордынский, когда его войско докатилось аж до стен княжего Львова, потребовал «разметати» город.
Его желание, только уже относительно всей Украины, в двадцатом столетии пытались осуществить чингисханы с партбилетами в карманах.
Да не получилось у них.
И ни у кого не получится.
Хоругвь Львовской земли
Открытка, город Броды, 1902
Плакат, город Киев, 1917
Запорожье, майдан Героев, День Независимости Украины, 24 августа 2017
Сине-жёлтое послесловие
Под какими флагами запорожцы писали свое знаменитое письмо турецкому султану?
Для обратимся к фактам. Из выписки из истории Дмитрия Яворицкого, которая хранится в Государственной публичной библиотеке Санкт-Петербурга [стр. 69] можно, в частности, узнать, что конкретно побудило запорожцев взяться за бумагу. В выписке помещен подлинный текст предложения турецкого султана Магомета IV, царствовавшего в конце 17-го столетия, запорожцам и атаману Сирко, а также ответ запорожцев.
«Я, султан, — говорится в первом документе, — брат Солнца и Луны, повелеваю вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления» [привожу главную мысль письма]. «Ти, султан, проклятого чорта брат i товарищ, — ответили запорожцы [если опустить остальные эпитеты, которыми они наградили автора послания на Сечь]. — Твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будем биться з тобою».
Услышав однажды историю о переписке запорожцев с султаном, художник Илья Репин тут же сделал карандашный рисунок будущей картины. А весной 1880 года уехал в Украину [сам он, кстати, был уроженцем Харьковской губернии], где и начал серьезную работу над «Запорожцами, пишущими султану». Узнав о замысле художника, профессор Дмитрий Яворницкий предоставил ему в пользование собственную коллекцию оружия казацкой эпохи, курительные люльки, сафьяновые казацкие сапоги и даже кварту настоящей казацкой горилки [на картине она в центре стола находится].
«Наше Запорожье, — писал Илья Ефимович о своих запорожцах, — меня восхищает свободой, подъемом рыцарского духа. Удалые силы народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших принципов веры православной и личности человеческой. И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием».
Ни убавить, ни прибавить.
Ну а теперь обратимся к вопросу, вынесенному в заголовок материала. Прошу не удивляться ему: флаги на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» таки присутствуют. Они обнаружатся, как только мы обратим внимание на двух казаков, стоящих чуть левее от стола. Между этими казаками [у одного из них на голове окровавленная повязка, а у другого — шапка в форме горшка] втулился запорожец, очень похожий на фокусника Амаяка Акопяна.
За спинами этой колоритной троицы отчетливо просматриваются… сине-желтый флаг и пика, обернутая красно-черными лентами, тоже очень похожая на флаг. Получается, красно-черные цвета [говорю пока только о них] в качестве символа борьбы за свободу казаки-запорожцы использовали задолго до славных сечевых стрельцов и не менее славных воинов УПА.
Известно, что перед покупкой картины [за 35 тысяч рублей], император Александр Третий попросил сделать по ней экспертное заключение: все ли верно изображено художником — в духе времени ли? И вот какой получил ответ от филолога и историка Федора Корша:
«…знамена казацкие, изображенные художником Репиным на его картине, не содержат по своему цветовому набору никаких иностранных веяний, а отображают в себе извечную преемственность цветов золотых и небесных, постоянно присущих для всех знаков отличий в Южной Руси [Малороссии] еще со времен Великих князей Киевских, вплоть до роспуска запорожской вольницы. Сказанному имеется предостаточно письменных подтверждений в отечественных и иностранных сугубо исторических источниках, а равно — в ряде предметов материального искусства тех давних времен».
Услышали главное: «не содержат никаких иностранных веяний». Золотые и небесные цвета украинского флага — наши, украинское, родные, то есть. Те самые, за которые с весны 2014 года на Востоке Украины наши хлопцы, наши герои кровь проливают.
Знаменитые на весь мир запорожцы великого Ильи Репина, отвечающие султану.
Флаги запорожцев [или пики, оформленные под флаги] совсем не отличаются от флагов, которые мы повсеместно видим. Здесь — сине-жёлтый…
…а здесь — красно-чёрный
Мне остается только воскликнуть привычно, вдохнув всей грудью: «Слава Україні!» и ответить — так же, громогласно, вложив в своей ответ гордость за мою страну и ее символы великие, кровью в боях обагренные:
«Героям слава!»
*
Судьба бурсака
Трагично завершилась жизнь козака-бурсака, изображенного на картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — того, который находится слева от писаря, заглядывая ему через плечо в письмо.
Кстати, Репин писал его не с живого человека, а… как бы с посмертной маски. Правда, это была не обычная маска: студент петербургской Академии художеств Порфирий Мартынович, с которого сделали слепок, на тот момент был жив-живехонек: у студентов Академии шалость такая была — они снимали гипсовые маски друг с друга.
И получилось так, что «посмертная» маска Мартыновича улыбалась. Это и привлекло к ней внимание Репина.
…Украинский художник, фольклорист и этнограф Порфирий Денисович Мартынович умер от голода 15 декабря 1933 года.
Бурсак среди репинских запорожцев
Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg
Комментарии к книге «Сине-жёлтое настроение», Владимир Шак
Всего 0 комментариев