Буддизм Росси №2 (1992)
I. Пребывание Его Святейшества Далай-ламы в Москве.
С 16 по 22 августа сего года Его Святейшество находился в Москве по приглашению оргкомитета международной конференции "Перед лицом апокалипсиса. Харизма власти и священная война".
Участники конференции тепло приветствовали Далай-ламу и в промежутке между заседаниями с большим интересом просмотрели и обсудили фильм американского кинематографиста Мики Лемке "Сострадание в изгнании", посвященный Его Святейшеству, выразив горячее сочувствие страдающему под китайской оккупацией народу Тибета. Копия фильма была подарена автором для демонстрации в России Московской общине буддистов. Во время конференции впервые встретились два лауреата Нобелевской премии мира Его Святейшество Далай-лама и бывший президент СССР М.С.Горбачев.
Помимо участия в конференции Его Святейшество дал ряд аудиенций и интервью, посетил вдову А.Д.Сахарова Е.Боннэр, совершил освящение земли для строительства комплекса Центра традиционной медицины, в рамках которого планируется строительства первого в Москве буддийского храма.
21 августа Его Святейшество выступил с часовой лекцией в помещении Дома писателей и ответил на вопросы собравшихся. Отметим два из них: относительно когда-то оброненного Им замечания, что, возможно, Он станет последним Далай-ламой, Его Святейшество пояснил, что рассматривает институт совмещения светской и духовной власти в Тибете как исторически преходящее явления, и в том случае, если тибетскому народу он не будет более необходим - народ вправе от него отказаться. Другой вопрос касался проскользнувшего в программе "Вести" сообщения, что "в Тибете нашли восьмилетнего мальчика - Будду, которого воспитывают в духе преданности матери-родине (т.е. Китаю)". Его Святейшество ответил, что по-видимому речь идет об очередном воплощении Кармапы (главы школы Карма Кагью тибетского буддизма), недавно обнаруженного в Тибете. Он рассказал, что по просьбе последователей этой школы лично проверил и подтвердил правильность идентификации юного "тулку". Его Святейшество выразил надежду, что вскоре новый Кармапа прибудет в Индию для получения монашеского образования.
Встреча была организована ассоциацией "Мир через культуру". Возвращаясь из Дома писателей, Его Святейшество молвил, что в будущем мог бы прочесть и целый цикл лекций о Дхарме - например в течение трех дней, часов по 5 в день - если бы подобралась хорошо подготовленная аудитория из ученых, буддологов, буддистов.
22 августа Далай-лама отбыл в Индию. Российские средства массовой информации дружно отреагировали на визит Его Святейшества в Москву фигурой умолчания.
2. Следующий визит Его Святейшества в Россию состоится с 13 по 26 сентября по приглашению правительств и буддийских организаций регионов традиционного распространения буддизма. Маршрут визита следующий: 13-18 сент. - Элиста, 18-21 сент. - Тува, 21-23 сент. - Улан-Удэ, 23-25 сент. - Агинское, 25 числа - возвращение в Москву. Его Святейшество будут сопровождать г-н Кельзанг Еши, Министр культуры, религии и здравоохранения, личный врач Его Святейшества и другие лица.
Возможность выступления Его Святейшества перед москвичами выяснится после уточнения программы. Справки по всем вопросам пребывания Далай-ламы в России по телефону д-р Наванга Рабгьяла, Его представителя в СНГ, Прибалтике и Монголии: (095) 234-61-43.
II. Буддизм в Российской Федерации.
В первом номере НБ мы начали представлять буддийский общины, возникшие на территории бывшего СССР. Однако, для лучшего понимания роли и статуса каждой из них, полезно иметь общее представление о размерах и характере наших буддийских организаций. Сейчас мы приведем краткие сведения о них, имеющиеся в нашем распоряжении.
I. Наиболее крупной и влиятельной организацией является Центральное Духовное Управление буддистов России (бывшее ЦДУБ СССР), считающее себя преемником Центрального Духовного Совета буддистов, созданного в 1922 г. и прекратившего существование в 1930-х гг., когда была полностью разгромлена вся буддийская церковь страны. ЦДУБ начал свою работу в 1946 г., когда вновь было разрешено открыть два буддийских храма: Иволгинский дацан близ Улан-Удэ, столицы Бурятии и Агинский дацан в Бурятском автономном округе Читинской области. Председатель ЦДУБ получил титул Бандидо Хамбо-лама, который некогда принадлежал главе бурятских буддистов.
В настоящее время, по сообщению референта ЦДУБ Л.Верховского (24.08.92), ЦДУБ руководит деятельностью всех дацанов Бурятии, Агинского Бурятского автономного округа Читинской области, а также Московской общины буддистов (одной из пяти буддийских общин Москвы).
С 1991 г. при Иволгинском дацане - резиденции Бандидо Хамбо-ламы - действует Буддийская школа, готовящая духовенство для новых общин. В ней обучается около 120 молодых людей из разных концов страны. В большинстве вновь образованных бурятских общин верующие сразу приступают к постройке храмов - дацанов. Приводим список уже действующих дацанов, более подробные данные о которых будут сообщены в следующих выпусках НБ.
Дацаны на территории Бурятии, Читинской и Иркутской областей.
1) Агинский дацан: 674460, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, п.Агинское.
2) Анинский дацан.
3) Атсагатский дацан (строится): 671310, Республика Бурятия, Заиграевский р-он.
4) Баргузинский дацан: Республика Бурятия, Баргузинский р-он.
5) Джидинский дацан: 671914, Республика Бурятия, Джидинский р-он, с.Гэгэтуй.
6) Еравнинский (Эгитуйский) дацан: Республика Бурятия, Еравнинский р-он, с.Эгита.
7) Закаменский дацан: 671930, Республика Бурятия, Закаменский р-он, п.Закаменск.
8) Иволгинский дацан: 671210, Республика Бурятия, Иволгинский р-он, с.Верхняя Иволга.
9) Кижингинский дацан: 671450, Республика Бурятия, Кижингинский р-он, с.Кижинга.
10) Курумканский дацан: Республика Бурятия, Курумканский р-он, с.Курумкан.
11) Кяхтинский дацан: 671830, Республика Бурятия, Кяхтинский р-он, с.Мурочи.
12) Мухошибирский дацан (строится): 671340, Республика Бурятия, Мухошибирский р-он, п.Мухошибирь.
13) Окинский дацан: 671030, Республика Бурятия, Окинский р-он, с.Орлик.
14) Селенгинский дацан: 671280, Республика Бурятия, Селенгинский р-он, г.Гусиноозерск.
15) Кыренский дацан: 671830, Республика Бурятия, Тункинский р-он, с.Кырен.
16) Аршанский дацан: 671023, Республика Бурятия, Тункинский р-он, курорт Аршан.
17) Угданский дацан: 674017, Читинская обл.
18) Усть-Ордынский дацан (строится): 666110, Иркутская обл., п.Усть-Орда.
19) Хоринский дацан: 671410, Республика Бурятия, Хоринский р-он, с.Ана.
20) Чесанский дацан: 671462, Республика Бурятия, Кижингинский р-он, с.Чесан.
21) Цугольский дацан: 674436, Читинская обл.
ЦДУБ имеет представительство в Москве, адрес которого: Москва, Г-34, 119034, Остоженка, 49. Телефон 245-09-39. Факс 248-02-64.
2. Второй традиционной областью тибетского буддизма в нашей стране является Республика Калмыкия, или Хальм Танг. Здесь восстановление разгромленной в 1930-х гг. буддийской церкви стало возможным только в последние годы. Сейчас в Калмыкии буддийские общины образовались почти во всех крупных поселках. Они объединены в Объединение буддистов Калмыкии (ОБК), президентом которого недавно стал молодой калмыцкий монах, родившийся в США и ныне завершающий свое образование в Индии - Тэло Ринпоче, получивший титул Шаджин-ламы калмыцкого народа. Тэло Ринпоче считается очередным воплощение выдающегося индийского буддийского йогина Талопы - первоучителя традиции Кагью тибетского буддизма.
Вице-президентом ОБК является Э.Галдаев. С помощью правительства Калмыкии ОБК ведет строительство храмового комплекса близ Элисты - столицы Хальм Танг.
3. Тува - третья традиционная область распространения тибетского буддизма. Сейчас в Туве возродилось 8 буддийских общин, ведущую роль среди которых играют Ассоциация тувинских буддистов (Алдын-Богда) и Тувинская буддийская община под председательством В.Ш.Кара-сала. Главой тувинских буддистов избран господин Сандак.
4. Таким образом, в России имеется три независимые области традиционного распространения тибетского буддизма. Кроме того существует довольно много независимых буддийских общин. Большая группа их создана в результате активной миссионерской деятельности датского проповедника Оле Нидала, проповедующего традицию школы Карма Кагью. У нас имеется информация о 22-х центрах, основанных О.Нидалом:
1. 123098, г.Москва, ул.Акад.Бочвара, д.10-а, кв.70, тел. (095) 193-70-55, Демина Т.
2. 310089, г.Харьков, пр.Фрунзе, д.55, кв.21, тел. (0572) 94-06-23, Стародуб Л.
3. 252001, г.Киев, ул.Челюскинцев, д.9, кв.55, тел. (044) 228-74-09, Серкова Н.
4. г.Мелитополь Запорожской обл., ул.4-Продольная, д.36/7, кв.45, тел. 5-55-23, Голиков Ф.
5. 330067, г.Запорожье, ул.Причальная, д.11, кв.2, тел. (061222) 31-71-92, Бочаров В.
6. 294018, г.Ужгород, ул.Л.Толстого, д.33, кв.67, тел. (03122) 3-27-32, Маркусик Е.
7. 454048, г.Челябинск, ул.Яблочкина, д.23, кв.5, тел. (3512) 34-81-35, Ерохин Б.
8. 400113, г.Волгоград, Бульвар Энгельса, д.15, кв.41, тел. (8442) 67-41-71, Парубок В.
9. 432030, г.Ульяновск, ул.Ипподромная, д.6, кв.1, Макаров О.
тел. (84222) 31-90-05, Лена, Наташа
10. 443013, г.Самара, ул.Аксаковская, д.169, кв.33, тел. (8462) 36-00-20, Переведенцев Д.
11. 664023, г.Иркутск, ул.Депутатская, д.41-Б, кв.6, Таращенко С.
тел. (3952) 27-19-66, Орбодоев С.
12. 630008, г.Новосибирск, ул.Гурьевская, д.76, кв.41, тел. (3832) 66-23-48, Ярославцев Б.
13. 357538, г.Пятигорск, ул.Восстания, д.100, кв.61, тел. (86533) 7-65-59, Осауленко В.
14. г.Красноярск, тел. (3912) 22-40-47, Лякин В.
15. г.Свердловск, тел. (3432) 47-49-28, Буданова С.
16. г.Тула, Красноармейский пр., д.38, кв.95, тел. (0872) 27-26-45, Журтухин К.
17. 236011, г.Калининград, ул.Л.Иванихиной, д.2, кв.40, Костина Е.
18. г.Снежное Донецкой обл., ул.Кирова, д.77, кв.41, Шевчук С.
19. 335004, г.Севастополь, ул.Хрулева, д.12, кв.49, тел. 36-75-20, Шевякина Е.
20. г.Бухара, ул.Ульянова, д.66, кв.40, тел. (365) 2-43-53, Шакиров А.
21. 410026, г.Саратов, ул.Слонова, д.49, кв.60, Сафронов В.
22. 445009, г.Тольятти, ул.Кошеля, д.62, кв.2, тел. 26-25-70, Федякин А.В.
5. Еще одной организационно объединенной группой общин являются Дзогчен-общины, основанные под эгидой Намкхая Норбу Ринпоче. В настоящее время нам известно о 4 таких общинах.
6. Остальные общины, относящие себя преимущественно к традициям тибетского буддизма не входят в упоминавшиеся выше объединения. Таковы общества "Буддийский дом" и "Дацан Гунзэчойнэй" в Санкт-Петербурге, "Центр Падмасамбхавы" и "Буддийский дом" в Москве, "Ваджра" в Донецке и т.д.
7. Все более широкое распространение получают общины корейской традиции, представленной Вон Менг Сунимом.
III. Визиты.
1. 27 мая с.г. Намкхай Норбу Ринпоче прибыл в Ригу. Его встречали представители двух общин, которые смогли преодолеть противоречия и объединились после ретрита. С 29 мая по 9 июня Ринпоче давал Учение в Юрмале. По сутрам ученик Ринпоче, Фабио Андрико, давал янтра-йогу, а вечером вновь было Учение, после которого шло обучение танцу ОМ-АХ-ХУМ и танцу Ваджры. За время ретрита Ринпоче передавал Знание различными способами: осуществлял прямую передачу, а также давал наставления по основным разделам дзогчена - Семде, Лонде и Упадеши, по практике Зеленой и Белой Тары, Ваджрапани, Гуру Драгпо, Гаруды, долгой жизни, Рушаны, Манла, Гуруйоги с Гарабом Дорже, Шитро, Пхо-ва. Присутствовало около 200 человек из Латвии, Эстонии, Петербурга, Бурятии и из стран дальнего зарубежья.
9 июля была проведена Ганапуджа, на которой Ринпоче объяснил принципы жизни дзогчен-общины, основным из которых является принцип сотрудничества: "Нет сотрудничества - нет реализации. Все мы в одной лодке".
11 июня Ринпоче прибыл в С.Петербург. Он давал Учение в помещении буддийского храма (два первых и последний день) и в спортзале на Светлановском проспекте. Людей было намного больше, чем в Риге, присутствовали и некоторые хувараки из дацана. Определив Дзогчен как способ понимания и практики буддизма, Ринпоче обширно и подробно разъяснил уровни пути Отречения, Трансформации и Самоосвобождения. В один из дней он дал практику Чход. Ретрит также включал янтра-йогу, танец ОМ-АХ-ХУМ. Танец ОМ-АХ-ХУМ есть средство для достижения состояния созерцания благодаря синтезу звука и движения. Его танцевали на мандале, нарисованной на полотне. Сам Ринпоче, с великолепной грацией и элегантностью, без устали показывал и показывал движения и весело смеялся, видя неуклюжесть начинающих. Лекции Намкхай Норбу слушали с восхищением. Очень искусно и просто он доводил до понимания то, что казалось нагромождением сложностей.
Те, кто почувствовал необходимость продолжать практику Дзогчена, собрались вместе для того, чтобы поддержать передачу, данную Намкхай Норбу. Так организовалась "Дзогчен-община С.Петербурга" - маленькая часть Дзогчен-общины мира.
24 июня Намкхай Норбу выехал из С.Петербурга в Москву. 26 числа началась передача. Занятия проходили в спортзале комфортабельного пансионата. Порядок занятий повторялся в той же последовательности (см. выше). В Москве число участников ретрита значительно возросло. Были люди из Калмыкии, Болгарии, Литвы, с Кавказа, Украины, присутствовали даже суфии и последователи Кришнамурти.
После Москвы была Бурятия, начиная с 9 июля. На 10-ый день по лунному календарю - день Падмасабхавы, вместе с Учителем делали практику, посвященную Гуру Ринпоче. Основное время ретрит проходил на берегу Байкала, на территории военного пансионата. Ночью несколько раз делался Чход. На ретрите присутствовали местные шаманы, которые имели беседу с Ринпоче. Они их расспрашивал об особенностях техники, в которой они работают, поскольку сам Ринпоче много лет изучает шаманизм и Бон. 16 июля ретрит закончился. В последний день Ринпоче показывал несколько разных способов гадания, а в самую последнюю ночь снова делали Чход.
18 числа Намкхай Норбу посетил Иволгинский дацан, беседовал с ламами и дал короткое наставление а практике, ответственности и пути развития ясности и свободы. Он посетил священное место - Омулевую горку. Это гора - "мужская", и женщины остались внизу. На вершине Ринпоче совершил серкьем, и все спели песню Ваджры. Внизу его встретили женщины с цветами с соседней, "женской", горы, таким образом проявилось единство мужского и женского начала. Во время этого путешествия Ринпоче проявил незаурядные альпинистские способности и сказал, что теперь поднимавшиеся имеют передачу и никто из них не разобьется в горах.
19 июля Намкхай Норбу Ринпоче улетел в Москву, затем за границу.
Д.Ермаков, А.Руднева
2. Два визита Оле Нидала в СНГ.
Лама Оле Нидал намерен посещать страны СНГ дважды в год. В этом году его первый визит начался 5 января с посещения С.Петербурга. Затем, до 25 янв., он побывал в Москве, Екатеринбурге, Красноярске и во Владивостоке.
В июне-июле с.г. состоялся второй визит О.Нидала, который начался с его приезда в С.Петербург 19 июня. После этого последовали встречи с учениками в Москве, Н.Новгороде, Ульяновске, Самаре, Тольятти, Саратове, Красноярске, Иркутске. В тайге под Иркутском в течение нескольких первых июльских дней проводилась практика "Пхо-ва" ("перенос сознания"), в которой участвовало более 400 чел. Эти занятия будут проводиться поочередно в европейской и азиатской частях СНГ.
После Иркутска были Харьков, Запорожье, Киев и вновь С.Петербург, где 15 июля и закончился визит О.Нидала. Ориентировочно следующий визит О.Нидала планируется на начало весны 1993 г.
По предложению О.Нидала вводится единообразное наименование буддийских центров Карма-кагью. Так в С.Петербурге Центр "Карма Легшей Линг" переименован в "Карма Чой Линг Петербург". Т.е. центры будут различаться по названию города, в которых они зарегистрированы.
В петербургском центре имеются следующие брошюры: О.Нидал "Комментарии к Нендро", его же "Основы Дхармы" и др., а также - его автобиографическая книга "Открытие Алмазного пути".
3. 13 июля с.г. Дост. Ламчен Гьялпо Ринпоче, знаменитый Лама школы Дригун Кагью, вместе с сопровождавшими его лицами посетил с визитом Латвийский Буддийский Центр с целью проповеди Дхармы.
Возникновение школы Дричун Кагью связано с деятельностью великого тибетского ламы-йогина Кйобпа Джигдэна Гонпо (1143-1217), продолжившего Традицию Будды Ваджрадхары, Тилопы, Наропы, Марпы, Миларайпы, Гомпопы и Патмодупа.
Дост. Ламчен Гьялпо Ринпоче давал Учение и ряд ваджраянских посвящений рижским буддистам. По приглашению петербургских буддистов Лама прибыл в наш город. Здесь он дал наставления в необходимости развития Сострадания и Устремленности к Просветлению, а также давал Прибежище и индивидуальные консультации.
Затем он посетил Забайкалье, вернулся в Ригу, отправился в Москву и отбыл из страны.
А.Бреславец
4. Известный вьетнамский мастер дзэн, поэт, борец за мир и автор многих книг по практике буддизма, Тхить Ньят Хань будет с пятидневным визитом в Москве в сентябре с.г. 11 числа в 19.00 он прочтет публичную лекцию в Доме культуры по адресу: Среднетишинский переулок 5/7 (метро "Белорусская").
12 сентября Тхить Ньят Хань проведет практическое занятие с 10 утра до 17 часов в спортзале, близком от центра. Для приезжих ограниченно будет предоставлено общее жилье или спальные места в спортзале. Справки по телефонам в Москве: 474-46-29, 287-50-97.
IV. Вести из общин.
1. Община С.Петербургского Буддийского Храма.
Храм был построен до революции. Инициаторами строительства были Далай-лама XIII Тубтен-Гьяцо и Его наставник и советник известный бурятский лама Агван-Лобсан Доржиев. Первая служба состоялась 21 февраля 1913 и была приурочена к 300-летию Дома Романовых. Храм был освящен в августе 1915, и действовал с перерывами до 1937 г., когда была арестована основная группа служителей храма. После этого здесь располагались различные государственные организации.
Только в 1989 г., в связи с начавшейся в стране демократизацией, стала возможно регистрация "Ленинградского Буддийского Общества" и возвращение храма общине. 13 января 1991 г. был избран настоятель Храма - Лама Данзан-Хайбзун. Сейчас в храме живут и учатся около 20 послушников, принявших начальные обеты. Храм имеет Издательский отдел, который переиздал учебник тибетской медицины "Чжудши", выпускает календари, танки и т.п. Планируется переиздание перевода Г.Ц.Цыбикова первого тома "Ламрим-Ченпо" Цзонхавы. Международный отдел храма устанавливает отношения с буддистскими центрами за рубежом. В храме действует Центр бурятской культуры. Также был учрежден "Университет Буддийской Культуры", занятия в котором начнутся в октябре с.г. в помещении Общества "Знание". Ремонт и реставрация Храма требует значительных материальных средств. Любая помощь будет принята с благодарностью.
Наш адрес: 197228, С.Петербург,Приморский пр., 91, "Дацан Гунзэчойнэй", т.239-03-41. Р/с 27000701079 МФО 171199 АО "Банк Санкт-Петербурга", Приморское отделение. Сведения получены от настоятеля храма.
2. Петербургские буддисты едут в Германию.
Александр Пубанц 9 августа с.г. отправился на месяц в Германию по приглашению главы Тибетского Центра Гамбурга Геше Наванг Тхубтена для обучения и подготовки издания лекций Геше, прочитанных в мае с.г. в Петербурге.
Одновременно с ним в Гамбург отправились сотрудники С.Петербургского Буддийского Храма З.Мункуева и Е.Харонова для участия в занятиях по Винае.
3. 1 авг. 1992 г. религиозным обществом "Буддийский Дом" (Санкт-Петербург) было учреждено Общество друзей Тибета (ОдТ) - некоммерческая культурная организация, ставящая своей целью достоверное представление в России культуры Тибета, ознакомление общественности с жизнью Тибета. ОдТ предполагает поддерживать контакты с действующим кабинетом Его Св. Далай-ламы, с Его представительствами и "Тибетскими Домами" в разных странах, с тиб. средствами массовой информации и т.п., собирать информацию по этим каналам; оказывать информационную помощь всем заинтересованным в Тибете лицам и организациям, помогать в установлении контактов с тибетцами; приглашать в Россию тиб. религиозных, общественных, культурных деятелей, творческие коллективы; распространять в России книги, фильмы о Тибете, предметы тиб. традиционного искусства и ремесла, и т.п.
Членами ОдТ могут являться любые лица или организации, разделяющие цели ОдТ и участвующие в его деятельности.
Контактный телефон и адрес в Петербурге: 274-44-39, 193015, С.-Петербург, Таврическая, 45, 82, Кожевниковой Маргарите.
V. Международная информация.
1. С 21 по 28 августа с.г. в Фагернессе (Норвегия) проходила 6-я Международная Тибетологическая конференция. В следующем номере НБ мы расскажем о том, что на ней было.
2. "Единство в многообразии. Буддизм в Европе".
Под таким названием Европейский Буддийский Союз с 24 по 27 сентября с.г. проводит в Берлине Конгресс, цель которого - показать общую основу различных буддийских традиций и тот ценный гуманитарный вклад, который сделан Учением Будды в Мировую Культуру.
Конгресс проводится раз в четыре года. Эту акцию поддерживает Сенат г.Берлина.
3. Литовские депутаты сформировали парламентскую группу поддержки независимости Тибета.
Вильнюс, 27 февраля 1992 г. "Мы, депутаты Верховного Совета Литовской Республики, основываясь на том, что 11 марта 1990 г. литовская нация восстановила свою независимость и испытывает значительные трудности в получении международного признания, признаем право и желание каждой нации быть свободной. Защищая и поддерживая Всемирную Декларацию прав человека, утверждающую право всех наций на самоопределение и политическую свободу;
исходя из того факта, что в 1912 г. Тибет отделился от Китая и Его Святейшество Далай-лама провозгласил независимость Тибета, при этом, однако, китайская армия вторглась в Тибет и оккупировала его, а в 1959 г. восстание тибетцев было безжалостно подавлено коммунистическим режимом, и что в период с 1987 г. по 1989 г. произошло более 20 выступлений против оккупантов;
признавая также сложное положение этой нации на сегодняшний день, когда предпринимаются различные попытки сломить ее сопротивление: за период оккупации население Тибета потеряло одну пятую часть своих жителей, были разрушены монастыри, национальное богатство присвоено поработителями, которые проводили политику лишения народа его национальных прав и до сегодняшнего дня тысячи узников совести содержатся и подвергаются пыткам в тюрьмах;
учитывая тот факт, что ООН неоднократно указывала на геноцид в отношении тибетцев,
мы заявляем следующее:
основываясь на $24 Устава Верховного Совета Литовской Республики, мы учреждаем "Группу поддержки Тибета";
мы признаем Его Святейшество Далай-ламу и тибетское эмиграционное правительство как единственных представителей тибетского народа;
мы берем на себя обязательство поддерживать законное отстаивание целей тибетского народа в международных организациях и на форумах."
4. "В деревне Донгэзи забыли, как умирать.
В деревушке Донгэзи в Тибете с 1942 года не зарегистрировано... ни единой смерти.
Сегодня в этом необычном населенном пункте насчитывается почти 6 тысяч жителей. Среди них самый почтенный недавно отметил 142-летний юбилей, а 188 человек живут на белом свете по 130 и более лет."
"Известия", 25 июля 92
V. Литература.
1. РО "Нартанг Пабликейшнс" распространяет книгу Его Святейшества Далай-ламы XIV "Буддизм Тибета" (ц. 15 руб. + почт. расх.).
2. Коммерческое отд. издательства распространяет книгу А.Берзина "Тибетский буддизм: история и перспективы" (ц. 9 руб. + п/р).
3. В сентябре издательство выпускает автобиографию Его Святейшества - "Свобода в изгнании" (оптовая на июль с.г. ц. 50 руб. + п/р).
Комментарии к книге «Буддизм России №2 (1992)», Журнал «Буддизм России»
Всего 0 комментариев