Вот, приехал с отдыха. Уже частично выспался с дороги, так что написать постараюсь поподробнее из расчета на таких же фанатов поездить на машине, каков я сам, но которые забавного пирога под названием пока еще E95 не вкусили. Про тех. подробности состояния машины — сразу прошу не кричать, что я самоубийца и убийца, и что на дорогу выпускать меня нельзя — сам все знаю, поэтому флейм не приветствую и поддерживать не буду.
Большое спасибо всем тем, кто давал мне информацию, советы и рекомендации перед поездкой, часть из них весьма пригодилась.
Итак, средство передвижения. Помойка, внешне напоминающая машину, с двигателем в удовлетворительном состоянии (стучит распредвал, все остальное OK), с потребностью в масле 200 гр на 1000 км (течь сальника коленвала и бензонасоса), с не сделанным сход-развалом (что видно невооруженным глазом), со старой резиной (протектор 2мм) с неравномерным износом на передней оси (дал покрышкам доходить). Сзади — новые. Все остальное — при выезде было OK. C собой брался минимальный набор инструмента, ну и небольшой дипломат с н/з.
Из Москвы, по здравом размышлении, стоило бы выезжать в 3 часа ночи, однако ремонт автомагистрали под Тулой вносит свои коррективы — идеальное время выезда я бы все же определил как 00.00–01.30, при условии рабочего дня (не выходные и не понедельник). Эти расчеты — для тех, кто не любит ехать по незнакомой дороге в ночное время, и, безусловно, и лишний раз ночевать на постах. Для тех, кому фиолетово когда и как ехать, где спать и тд — выезжать можно в любое время.;)
И, тем не менее, я выехал в 4.00. Неспешно прокатившись по ночному городу, в 5.00 вышел на трассу. Первые 150 км дороги — проходятся на ура. Моей помойке там шлось 130–140, проблема одна — мосты. Из-за вышеупомянутого сход-развала ухудшение покрытия на мостах заставляло несколько снижать скорость. Так или иначе, где-то к 7.00 я уже проползал действительно гнилой участок трассы (эпитет кого-то из *.CARS). Несмотря на раннее утро, машин достаточно много, что еще более неприятно присутствуют фуры и прочие бяки. Объездная дорога плоховата, и, несмотря на то, что в общей сложности этот участок был пройден без проблем, могу сказать, что границу Тульской области я покинул только к 9-10 утра. Грубо говоря, полтора часа на 150 км, и полтора часа на 50 км — разница ощутима. Попив кофейку с тульскими пряниками, которые, кстати, не особенно и лучше московских теперь, к тому же — на трассе в палатках стоят откровенно дорого.:) Что-то около 7 рублей за плоский пряник, или за пару, точнее не скажу, не помню. Для тех, кто любит и тульские пряники, и экономию — рекомендую покупать непосредственно в Туле, сойдя с E95 — в 2–2.5 раза дешевле — то бишь около тех же 7 рублей за большой пряник. Информация от местных, в Крыму вместе ручник подтягивали.;) Вот поэтому-то, как мне кажется, стоит пройти автомагистраль ночью, а к рассвету выйти на объезд — будет небольшой выигрыш в эргономичности (ну как это еще назвать?)…соотношение затраченного усилия к результату… Дальше — все понятно. Трасса, населенные пункты, посты, снова трасса… И так до самого Белогорода.;) Да, под Белгородом практически нет гаишных засад — видимо из сострадания и для создания большего контраста Россия — Украина… Я отдыхал через каждые 200 км, минут по 10 в среднем. Вообще, второй день пути у меня получился в обе стороны более продуктивен первые 400 км на одном дыхании… Сказывается отсутствие г/у руля, круиз-контроля и все тот же сход/развал — к концу второго дня немели руки, несмотря на очень легкое рулевое управление. Практически сразу после Тулы появляются забавные особенности — так, если моргают дальним светом — это однозначно засада ГАИ, а не кто-то кому-то мешает… Вообще, за всю дорогу туда и обратно так к этому привык, что при возвращении постоянно накалывался на подъезде к Москве — думал пикет, а на самом деле просто у кого-то умения рулить и мозгов не хватает… В принципе, все засадные места — как бы очевидны, по крайней мере без всякого антирадара нетрудно интуитивно предугадать. Встречники исправно предупреждают о засадах, но это почему-то не спасает некоторых особо одаренных… так с некой парочкой вольво-субару мы шли часа три… они полетели, я пру себе сколько-нибудь (около 100–110, больше не получалось)… они стоят, разбираются, я пру мимо… и так раза три… плюс еще они почаще отдыхать вставали… вобщем довольно-таки забавно, однако теория о том, что идущий 80 без отдыха и 150 но с частыми остановками — на дороге туда не подтвердилась — как кажется мне вторые все-таки быстрее.;) Останавливают всего на двух вещах — пересечение сплошной и превышение скорости.
Местность этому способствует — московская хохма — увидел ГАИ, притормозил — не проходит. Потому что радаром снимают показания, на вскидку километров за 5. Дороги в курской области — для машин с жесткой подвеской — это пи$дец. Но ям нет. Вообще, диски я за всю поездку не помял ни разу (слабость таврических дисков — это очевидно).. Определенную сложность в вычислении гайских козней представляет то, что машин на обочине много — трасса есть трасса, а люди есть люди — всем хочется отдохнуть итд…;) Грубо говоря — замучаешься притормаживать, завидя белую машину и водилу в синей рубашке… Вообще, по России эти вот гайские засады сильно напомнили мне пионерскую игру "Зарница" — было жарко, они все в пилотках и рубашках, с этим жезлом в виде красного кружка, группами по два-три человека… В Курской области один умник спрятался аж в автобусной остановке…:)
Меж тем, сплошную все же пересекают, и скорость превышают, но гораздо аккуратнее, нежели чем в радиусе 100 км от Москвы… причина тут — и качество дорог, и особенности местности… Так, на длинном подъеме редко кто обоходит грузовики — не столько из-за непосредственной опасности, сколько из-за, видимо, все тех же гайских козней… Так или иначе, несмотря на очевидные недостатки самой дороги — никто никому не мешает, отношение _весьма_ корректное, признаков нетерпимости к старым машинам и тормозным водилам — нет, не встречал вообще! Вобщем, народ ученный, и 77-мым не так уж трудно эти мелочи понять. Более того, подавляющее большинство 77-х ведут себя в том же духе, это поразительно. За всю дорогу туда меня 1 раз обогнали справа, где на подъезде к Джанкою…. До Белгорода меня не остановили ни разу даже на постах. Вообще, общий принцип прост — если нет частых населенных пунктов, то засады обычно в пределах 10–15 км как максимум от поста… дальше — свободная дорога с минимумом знаков..:) Другое дело, что по России таких действительно длинных участков — весьма немного. Неприятны комбайны, идущие по дороге — дорога узкая, встречный разъезд с этими дурами приходится выполнять, снижая скорость. Правда в основном идут колоннами, с предупреждающей машиной впереди. Трактора в большинстве своем идут по обочине, за исключением маневров типа левого поворота. Да, за простое превышение скорости (то бишь больше 90) никто и нигде не ловит. Обычно — знак, мост, итд. Грубо говоря — 70, потом 50, потом поганенький мост, потом гайская засада.;) Ну и подъем. Известная классическая хохма с тяжело ползущим автобусом-фурой и сплошная…
Бензин на трассе дешевый по сравнению с Москвой, так что я лил себе всю дорогу 95, ибо по деньгам это выходило даже чуть дешевле, чем 92 в Москве.
Кемпинги встречаются редко, основные же точки ночевки — это посты ДПС в Туле, Орле, Курске, Белгороде. Так, за всю Россию я видел рекламу лишь одного кемпинга где-то около Мценска.
Граница. Ну, тут все ясно. Залейте полный бак и резервную канистру на последней заправке — ну или на предпоследней.:) — Проежаете мимо указателя на Белгород, и вот она, километров через 30, если не ошибаюсь…
Я приехал к границе к 16.00. Дело было во вторник, очередь в Хохляндию — невелика. Наши пропускают без вопросов, разве что паспорта им показываешь, да и то чисто корочкой…;) Видимо из сострадания. Хохлы же…. Вобщем, насколько я понимаю, вся эта лавочка с таможней ими воспринимается как 100 % коммерческое предприятие по честному отъему денег у населения. О том, что доверенности старого образца не действуют — меня предпреждали. Но никто еще здесь не писал, что:
В ДОВЕРЕННОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО БЫТЬ УКАЗАНО, ЧТО ОНА ДЕЙСВТИТЕЛЬНА НА ТЕРРИТОРИИ ДРУГОГО ГОСУДАРСТВА!
Как вы понимаете, отсутствие этой ремарки обошлось мне в 400р. Это у них такса такая. При мне на ту же тему стояла тачка из Киргизии, с успехом прошедшая 3 границы без проблем. Вобщем, как кто-то верно заметил, газ на халяву они жрать горазды…. Да, что они делают… Сами оформляют декларацию, используя сомнительные лазейки — так, у меня машина записана на мать, а ехал я с женой. Естественно, порекомендовали спрятать российскую доверенность подальше, и предъвлять декларацию, указывая пальцем на жену. По дороге туда это работает, видимо, либо существует договоренность, либо ДАI достаточно факта того, что таможня дала такую бумажку… Как не большая компенсация — не пришлось платить 5 гривен (или 15, не помню) за декларацию и машина прошла таможню без очереди и без всякой потери времени на заполнение итд. Страховок у них два вида — одна добровольная (автогражданская ответственность), другая — это страховка здоровья пассажиров — обязательна. Итак, пройдя первичный контроль (где просто определяют завернуть тебя назад, или нет), едете заполнять декларацию, менять деньги, страховать гражданскую ответственность (я предпочел застраховать, но это мое дело)… Дальше — контроль авто. Ничего не смотрят, задают вопросы о провозе оружия, больших сумм денег… ставят печать на декларацию и на паспортный контроль. После паспортного контроля При выезде с таможни тебя заворачивают на пункт CO, СН. Платишь 7 гривен за талон, который действителен в течении месяца. Гарантия того, что в течении этого месяца по всей Хохляндии, кроме Крыма, тебя не тормознут для проверки. Если не в норме, то от 25 до 100 рублей проверяльщику (в зависимости от проверяльщика и вашей кредитоспособности) В противном случае — шраф сколько-то там мин. зарплат, вобщем 600 рублей, плюс оплата услуг диагностического центра неподалеку… на месте они ничего не регулируют, как предполагал Андрей Филипов. Все это написано на стенке этой самой палатки (информация про взятки — из разговоров с другими водилами уже в Крыму).. Дальше — пост ДАI, где осуществляется это обязательное страхование.
Валюту можно поменять на таможне, в принципе, думаю не стоит ради этого заворачивать в Белгород… Курс — заниженный, но не сильно — 0.30 (на тот момент), Харькове можно было поменять по 0.28, как максимум. (сейчас свистопляска рубля, так что курс наверное изменится)… На все про все уходит в пределах 30–35 гривен, точнее не скажу.
Все, дальше — дорога на Харьков. От Москвы до выезда из города — 750 км. Изменение стиля вождения чувствуется сразу, качество дорог по Украине — не сильно отличается от России, это мое мнение. Единственное — чаще встречается самый дешевый способ укладки дорог — битум+гравий. Так что решетки на фары будут совсем не лишними. Впрочем, по России тоже. Не рекомендую заежать в Харьков, особенно если есть желание просто посмотреть город — на первом же въезде — это кошмар на улице вязов:) — ограничение 50, и ВСЕ едут 50, это при том, что когда я там ехал, гайских засад не было. Вообще, ограничение в населенном пунке если не соблюдается на 100 %, то притормаживают все, и всегда. В городах — строго в сответствии с требованиями знака (Харьков, Мелитополь)… Вообще, E95 проходит по окружной дороге…. Ночевать можно как на посту возле таможни, так и на последнем посту (еще минут 20–30)… Несмотря на плотный поток машин в центре, нет этой убогой и нелепой привычки 77 дергаться на светофорах. Вообще, в принципе за рулем — отдыхаешь, все спокойно, без лишних нервов, без непреждсказуемых перестроений… Дороги в Харькове паршивее некуда, хотя в Туле, пожалуй не лушче. Движение в центре — плотное, но опять же — очень спокойное отношение водителей друг к другу. Не скрою, к этому привыкаешь очень быстро, а вот отвыкнуть несколько проблематичнее. Очень много трамвайных путей. Но вообще город ВЕСЬМА КРАСИВ, и посмотреть его стоит. Собственно, в Харьков я полез по той причине, что у меня там родственники у жены, у корторых, мы, собственно и ночевали.
К этому моменту разболтались направляющие пальцы суппортов, которые я затянул, ну и долил положенные 200 гр масла. Время, потраченное на ремонт — в пределах 1 часа с перекурами.
В Харькове мне понравилось темное пиво "Княже", и "Новая Бавария", тоже темное. Последнему, как мне кажется, недостает плотности, однако — неплохо. Крайне не рекомендую брать симферопольское пиво — вкус чем-то напоминает старое клинское — то, которое делалось лет пять назад — горечь и тусклый вкус… Собственно, второе название — от названия района. Бутылка пива от 0.90 за светлые сорта, до 1.50 за темные. Полно импортного пива, весьма вкусные польские конфеты по 5 гривен, которые в Москву почему-то не везут. Водка в магазинах от 3.80 за непонятную, но нормальную, до 16 гривен за полноценного смирноффа. Вообще, город очень обеднел — это особенно сильно заметно по тому, как одеваются женщины (а в свое время Харьков был законодателем моды — из Москвы приезжали туда именно затем, чтобы купить модную одежду!)… В городе полно секонд-хендов, мужское население одето явно из них, что смотрится порой забавно (чего стоят рубашки в американском стиле кантри, например)… Зарплату не выплачивают по полгода, да, зарплата крайне низкая — в среднем, что-то около 100 гривен в месяц. Например девочка с высшим экономическим работает за 60 гривен в месяц (снимали комнату у той же хозяйки что и мы), парень, работающий в шиномонтаже получает 400 гривен, и это у них весьма круто. (Какой студент в Москве будет работать за 200$ в месяц полный рабочий?) Эта парочка, правда из Днепропетровска, но это не суть важно, ведь Днепропетровск — это фактически третий город в Хохляндии, причем первый с точки зрения экономики… Насколько я вижу общую картину — живут фактически огородами, покупая лишь необходимое, то бишь хлеб… Но да вернемся к трассе, неплохо отдохнув, в 3 утра мы выехали дальше по E95…
После Харькова начинается бетонка Мерефа-Красноград, по качеству — немногим хуже чем Москва-Тула. Правда — всего две полосы, но с учетом загруженности этого более чем. На ней — два или три поста ДАI — в общем и целом — свободный полет где-то на 130–140 км (если не путаю), сквозь равнину, ни единого населенного пунта, практически трасса в поле…
Да, первое что следует усвоить — это их весьма разумная система прохождения поста ДАI — знак поста, затем ограничение 70, 50, 40, стоп-контроль. Проезд только с полной остановкой. Если ты им не интересен — едешь дальше. Если есть вопросы — тормозят. Движению помех не создает, и в принципе, мне показалось весьма удобным, но с учетом специфики Ураины, опять же. (Не стоит резво втапливать сразу после поста.;)) А специфика такова — небольшие по нашим понятиям города, немного населенных пунктов собственно на трассе, очень значительные расстояния между городами… Засад — много, но все они строго в пределах 10–15 км от поста, либо населенного пунта. Ночью — знаки стоп-контроля снимают. Что по России, что по Украине — засады строго после 8.00 утра. Штрафы — от 10 гривен за пересечение стоп-контроля. Превышение скорости — 17. Квитанции выдают упорно. По дороге туда тормознули два раза — один раз за стоп-контроль (устал сильно, просто не заметил), второй — превышение скорости на штатной засаде (имхо стоит всегда), при проезде мимо гнилого моря — то есть Сиваша. На постах не торомозили, за исключением этого нелепого нарушения стоп-контроля… Вообще, водилы, которые идут за тобой, весьма нормально реагируют на исполнение знака, скажем, 50, даже если встречники не мигают, и место не похоже на гайскую засаду… Да, задержался на пару часов где-то в Мелитополе, мне там помыли и отъюстировали карб, все удовольствие — 18.60 гривен. Причем сделали отлично. Собственно после этого и пошли нарушения..;) Заодно поболтал с мужиками, то да се, пару интересных фенек выцепил. Так, для любителей грузить в таврию по 600 кг рекомендую поставить задние пружины от заз968 — встают, правда задница становится жесткой. Про невышедший в серию двигатель с объемом 1200 кубов (статья из За Рулем) они не отзывались никак — таких заказов не поступало, в магазинах поршневой и колена не видели. Сам я по магазинам особенно не шлялся. Зашел в один. Цены в лучшем случае на 5-10 % ниже наших, так что… Правда, говорят, прямо на заводе можно купить новый двигатель за 200$, и на него тебе набьют твой старый номер, заводским же оборудованием — не подкопаешься. Заехали в Кириловку, на Федотову Косу — Азовское Море. Искупались, поели в кабаке. Кабаки либо паршивые, либо фастфуд, либо хорошие, но с хохлятской кухней — а я настроился на шашлыки, чебуреки, люли-кебабы…:) Вообще, на Федотовой косе людей — как сельдей в банке. Но песок… Кепинги на самой косе — в массе своей нечто среднее между бомжовкой и бараками… уже не первое, но еще не второе. В Кириловке — поцивильней, но проезд на пляж платный, а ходить пешком — где-то с полчаса. Посмотрев на такую фигню, мы решили, что делать там нечего, обсохнув, двинули дальше. Да, при въезде на косу стоят муSаки с нелепыми заявами типа заповедная зона проверка CO… посылаются нах харьковским талоном, либо просто так, но я не пробовал.:) Ясно одно — ДАIцев среди них нет. Местная самодеятельность.
Итак, сделав крюк в 80 км и не особенно отдохнув (я-то думал мы там зависнем на ночь, но там жилье сдается только на большие сроки, и весьма трудно найти что-то на двоих — в прямом соостветствии с количеством сельдей, пардон, людей на пляже). Однако это самый дешевый отдых — от 5 гривен за комнату с человека и 10 гривен за неплохой обед в хохляцком стиле.
На дороге очень много узких мостов, но как таковой проблемы в этом нет. Приятная мелочь — через каждые сколько-то километров на обочине — стоянка с эстакадой, причем это бесплатно. Рельеф — холмы, дороги постоянно верх-вниз… Ничего особенно примечательного. Любителям экономить рекомендую покупать дыни и фрукты в Мелитополе — цены на дыни — 15–20 ихних копеек за кг, дыни неплохие, но по сравнению с тем, что были раньше — го$но — медовый аромат есть, однако вкус… ну вобщем та же фигня, что с арбузами — розовые с толстой кожурой… У меня есть с чем сравнивать — на Кубани я кушал и дыни и арбузы настоящие, то есть засахаренные, семечки вываливаются сами… Почему стоит покупать в Мелитополе? Да хотя бы потому, что на рынке в Алуште те же самые дыни с таким же вкусом тянут на 1 гривну/кг, в Харькове — 60ихних копеек/кг…
Крым. В общем, так или иначе, уже не помню последователностей городов, подустал, начала отруливать башня, к вечеру (а темнеет там у них стемительно), а районе 9 часов мы въехали в Симферополь.
Приятный момент: отменили таможенные хохмы. То есть ничего платить не >надо, CO не меряют.
Сиферополь — это уже южный город. Это уже сплошные возвышенности…. Красиво, особенно вечером. Вообще, все южные города наиболее эстетичны в вечерние сумерки. Так получилось, что рядом с трассой на Ялту есть отворот в город. И вот, с трудом ориентирующийся на дороге, от усталости, я полез вверх… А дорожка серпантинного типа… Как только я понял, куда попал, то сразу же плюнул на оставшиеся 50 км и решил заночевать на посту (с дуру я решил, что вся дорога до Ялты такая, и что настолько усталый да еще и ночью я ее не одолею никак).. И тут, буквально в 5-10 км от поста у меня вырубились габаритные огни. Пришлось ночевать чуть ли не в центре Симферополя, так как разобраться с габаритами я был не в состоянии (то есть я уже ничего был не в состоянии делать в принципе)… Проснувшись в 5 утра, первым делом я распросил местного водилу, на предмет что-как-с-добрым-утром…;) На цитирование откровений Александра Дубовенко насчет сложной системы обгона в горах (сигнал, прижаться к обочине итд) он только улыбнулся, и сказал, что вообще-то стоит идти ночью, ибо с утра ДАI вылезает пачками на трассу Симферополь-Ялта… Однако улыбки-улыбками, но при запрещенных обгонах (через сплошную), действительно очень коротко бибикают. Агрессивного отношения к неместным и незнающим дороги — нет и в помине! В Москве чайнику, три дня за рулем — на несколько порядков тяжелее. Если машина заглохла даже на крутом подъеме — народ очень спокойно, неторопливо ее объежает, нисколько не нервируя водилу, у которого возникли проблемы… Очень спокойно относятся к медленно едущим машинам, даже иномарки. Последние готовы минут по десять плестить за 21 волгой с прицепом, которая карабкается вверх, особо не дергаясь. В населенных пунктах весьма срого соблюдают ограничение скорости (как максимум те же иномарки идут около 80)…
К местным часто докапываются по поводу состояния рулевых, тормозов итд на постах на этой трассе. Меня не остановили ни разу, о засадах предупреждают исправно встречники, за исключением тех случаев, когда засада особо злобная в машине без раскаски итд… Но о таких можно судить по поведению местных. Лучше безусловно идти в группе машин, если позволяет умение или терпение соответственно. Сказать, чтобы крымчане как-то особенно безумно летали по этой трассе — не могу. Конечно, если есть возможность, то на спуске они стараются не жечь колодки, позволяя разгоняться машине до достаточно больших скоростей (из опыта поездок в такси)… Но опять же — места слишком очевидны, чтобы нарваться.
Сама по себе трасса Симферополь-Ялта — конечно же сильно отличается даже от дорог по Украине, но это не серпантин. Неприятные моменты — затяжные спуски с движением на пониженной передаче и достаточно крутые подъемы (как мне казалось после E95, но после настоящих серпантинов я лишь тихо хихикал над тем, что казалось мне крутым).. Приятная мелочь — улавливающие тупики — на случай отказа тормозов и рулевого. Дорога широкая, покрытие отличное. За исключением мостов. Конечно же, первое время (два-три дня), я не успевал наслаждаться красотой местности, все-таки тяжеловато для московского водителя даже на этой правительственной трассе (на ней Артек, Форос).. Рекомендую перед поездкой поменять колодки по кругу… После Перевального начинается как бы один сплошной смягченный спуск, с поворотами согласно рельефу местности до самой Алуштинской долины. После Алушты — трасса опять карабкается вверх. Итак, приехав в Алушту на автовокзал, мы попытались подыскать себе жилье. По моей инфе в прошлом году в августе это стоило в среднем 3$ на человека… В этом найти что-то меньше чем за 5$ — нереально. Попытались подыскать самостоятельно, город небольшой, дороги — тяжелые только с непривычки. Всем, кто ни разу не был в горах, и считает, что ручник — это опция, а не необходимость, рекомендую перед поездкой его не просто сделать, а сделать на 200 %.. очень пригодится. Приехав сюда — замечаю за собой уже чисто автоматическую привычку парковать машину и на передаче, и на ручнике… Вообще, ощущение такое, что на машинах с объемом меньше 1600 там весьма трудно да и машинку жалко. Ну, в общем и целом, картина следующая: комната с хозяйкой в частном доме со стоянкой машины — 10$ в день на двоих. Я в принципе был готов там остаться, однако жене не понравилось то, что всюду посредники. Весьма противные типы. В общем, мы решили сделать просто — двинуть дальше по трассе в сторону Ялты, и первый левый поворот…;) На самом деле он — чуть ли не единственный до Гурзуфа, как потом выяснилось.;) А Гурзуф — это уже 15–20$ Трасса идет по побережью, так что терять в общем-то..;) Тем более, что на часах — 7 утра, то есть времени на поиск жилья — минум 5 часов, а за это время до Ялты и обратно можно съездить раза три, если не больше. И приехали мы в местечко под названием Малый Маяк. Где и устроились в поселке (метров 300 над уровнем моря навскидку, или больше?), по 5 гривен с человека, плюс гараж, яма, все дела… Не скрою — все дело в личных симпатиях — нам просто понравилась хозяйка. В принципе, у той же хозяйки можно устроится и покруче — в кварире (паркинг машины — в котельной рядом с подъездом) — видео, аудио, хрусталь, все дела, шикарная лоджия (было занято, но на следующий год обязательно забронируем)… апартаменты на четыре персоны, 20$ в сутки. В первый день мы отправились на море пешком (сидеть уже достало несколько). О чем пожалели на обратном пути. У меня же волосы на всем теле вставали дыбом, когда я видел угол наклона и слышал звуки двигателей карабкающихся вверх авто… Море в Малом Маяке (турбаза Карабах), в отличие от алуштинских пляжей — чистое и прозрачное, приблизительно на две длины волнорезов не очень глубокое, то есть на расстоянии 100–150 метров от берега глубина достигает около 4–6 метров. За день до нашего приезда был последний дождик, спала жара, температура была в среднем около 30 градусов в тени, что, принимая во внимание изумительный климат — почти что прохлада (в той же тени, безусловно)… Солнце жарит только если неподвижно лежать на пляже…
Итак, на следующий день я попробовал на вкус их дороги…;) Если не считать жестких режимов для моего литрового движка, на третий день летал в общем-то уже вполне ничего.:) Но все равно — вверх — как максимум 60 км/ч и исключительно на второй передаче. Повороты — большинство приходилось переключаться на первую. Естественно, что с вытянутым немного подсосом (поднимал обороты до1.500, что для местных машин, как я посмотрел вообще — холостая норма без подсоса) Забавны встречные разъезды — вниз в общем-то тоже не полетаешь особо, ибо много участков, где идущие вниз должны ждать, пока поднимающиеся проедут. Так вот, встречные разъезды — норма, когда чуть ли не схлопываются зеркала. Но на самом деле процент таких вот летчиков невысок. Длина дороги — 4.5 км, да и приходилось-то 1 раз в день спускаться и подниматься. Обгоны там просто немыслимы, потому что прямых участков нет, да и чтобы на 60 градусном уклоне поиметь преимущество, нужно литров 5 под капотом.:) Это что касается конректно той дорожки, по которой я тренировал свои навыки. Из серпантинов весьма прикольный тот, что ведет от канатной дороги Ай-Петри мимо Ласточкиного гнезда на трассу А296 (Симферополь-Ялта)… отличное покрытие, не слишком узкая, и в то же время все черты серпантина… Полный привет — это дорога гору Ай-Петри… я конечно повороты не считал, однако местные водилы говорят, что их там более 200 и это где-то на 30 км… Вот действительно было интересно, и там действительно обгоняли так, как писал Ал. Дубовенко — сигнал, ты прижался, обошли…на этой дороге меня обходили много и часто, по отношению к количествую машин вообще (мало). Да, теперь культурная программа. На Ай-Петри побывать стоит, но лучше на канатной дороге (мы были два раза сначала на канатной, потом — на целый день туда забрались на машине)… Загорать там хорошо — прохладно весьма, а солце жарит. Чтобы попасть на канатку без проблем и очереди на 2 часа — приезжать стоит рано-рано утром, либо после 4-х часов дня. Но назад трамвайчики ходят только до 19.30… Но все-таки имеет смысл провести там день, в нормальной обуви, чтобы можно было полазить. Красиво. Хорошие шашлыки, осетрина и вино, Весьма недорого — прогулки на лошадях — 5 гривен с носа по всему парку. Лошади умные — чайников возят по 100 метров и возвращают обратно.;) Моя кобыла замучалась меня тащить с моим весом (100 кг), и я ее помучал минут 15… Причем хохма была в том, что жену посадили на другую лошадь, а они друг друга на дух не выносят… вобщем чуть не доигрались мы там, когда наши лошадки стали брыкаться… Ласточкино гнездо — по мне, так полная фигня. Не рекомендую на теплоходе. В общем-то ничего интересного, из Алушты дороговато — 18 гривен с человека, утомительно… из Ялты — 6.. Причем время стоянки рассчитано так, чтобы купить пару бокалов отличного разливного пива Оболонь, пару гамбургеров и шашлыка, все это неспешно съесть, и теплоход уже уплывает обратно. Меж тем, на Ласточкином гнезде тоже есть где полазить. Мы ездили на теплоходе из Алушты, поэтому оставили на следующий год… В Лучистое (Долина Приведений) мы попасть не смогли, потому что надпись гласила, что дорога закрыта всвязи с обвалом… Вообще, рекомендую забить на культурную программу, разве что если кто-то из ваших попутчиков обгорел на солнышке…
Вечерние развлечения весьма однообразны. В Ялте — больше, в Алуште — меньше. Кабаков — полно. Музыка в кабаках подобрана отлично, в каждом третьем — живая. Цены примерно на одном уровне — от 2.5 гривен до 6 гривен за порцию шашлыка. Но мало где готовят действительно хороший. Дело не в качестве мяса. Чебуреки, например, за всю поездку действительно полноценные удалось поесть всего в двух местах — на Ай-Петри и в Алуште, причем даже не в кабаке, а у уличного торговца возле кабака. В Алуште есть карт-клуб, поэтому вечером можно покататься на картинге — 2 гривны/минута. Но карты — слабые, то есть мало того, что 50 кубов, так еще и ограничитель оборотов стоит (их понять можно). То есть после резкого виража подо мной карт фактически останавливался — скучновато… Забавная штука — Терминатор. Для будуших космонавтов, я так полагаю… со стороны — устрашающе… на самом деле — главно плотно не кушать и много не пить перед полетом. 4 гривны с человека. Мы с женой пристрастились к вытаскиванию мягких игрушек. Результат оказался нелпохой — 27 жетонов и 7 игрушек вытащили. Да, жетон — 1 гривна. Есть автоматы для детей, есть карточные итд. В Ялте — всего этого хлама навалом.
Да, паркинги платные, но недорого — 1 гривна в час. В принципе, есть куда бросить машину бесплатно… Паркинги возле всяческих достопримечательностей — охраняемые. Те же деньги. В долине сказок мне еще, пока мы бродили, за 5 гривен неплохо помыли машину. Да, в долине сказок нечего делать, если только едете без детей.
Вообще, особенность крымских дорог — это необходимость внимательно читать указатели, потому что в процессе движения уже очень трудно понять, в какую сторону едешь.;) Грубо говоря — если встал на очередную дорогу серпантинного типа, то едешь до конца. Указателей маловато, то есть нет дублеров. В Ялте — некоторый идиотизм с дорогами.
Так или иначе, в среднем, если вы решили культурно развлечься, то бишь часика в 4 приползли в город на авто, рекомендую рассчитывать на 100 гривен — так у нас выходило в среднем, из расчета парковка-обед в кабаке-экскурсия на теплоходе-игровые автоматы-ужин в кабаке, пару бутылок вина с собой…
Из сувениров — ничего достойного внимания, картины — мазня… много недоделанных последователей Куинджи…:) Нам приглянулись кораллы — но дороговато — около 120 гривен пришлось выложить за крупный экземпляр…
В Алуште — много знаков типа "движение запрещено для иногородних машин". Такси очень дешевое, и мастера на все руки — по совместительству тур-бюро. Так, километров пятнадцать за город вечером-днем — десять гривен, ночью — 15. Очень часто идушие порожняком таксисты сами останавливаются на тролейбусных остановках с предложением типа 1 гривна с человека. По городу без проблем можно доехать за 3–5 гривен.
Не рекомендую рассчитывать на междугородние тролейбусы, кстати. Особенно в Ялте. Или, если есть все же желание экономить — рекомендую делать так. Приехав в город, сразу же покупать билеты в обратную сторону. Иначе вечером уехать будет проблематично. Исключение — последний тролейбус, но он частенько может и не прийти. Цена проезда от Алушты до Ялты — 1.60 гривны. Есть маршрутки в виде РАФ и ПАЗ.
По отдыху вроде все.
На трассе Симферополь — Ялта очень много гаев непосредственно начиная где-то от Медведь-горы (Артек)… Во время приезда Кравчука в Крым курсантов в белых рубашечках наставили буквально на каждом перекрестке! Хорошо объясняют как куда проехать и стреляют сигареты.
Кстати, сигареты. Таким же извращенцам как я, то есть любителям Явы рекомендую брать с запасом — в Хохляндии их нет и в помине! Искал основательно. Импортного барахла выбор такой же, как в Москве, цены чуть ниже. Были. Когда мы уезжали, у них произошло подорожание сигарет и водки в два раза.
Вообще, лазить по Крыму на машине — мучение для водителя. При таком выборе вина ничего нельзя попробовать.;) Поэтому в Алушту мы мотались на такси/тролейбусе (это прикольнее), а на машине — только в Ялту и по достопримечательностям (все же далековато и уехать трудно, а такси — оправданно дорого)…
ЧТо еще хочется отметить? Город (Алшута, ЯЛта — менее выражено) — непредсказуем. Когда возникает необходимость просто остановится, не создавая помех движению, или развернуться — возникают большие проблемы. Въезды/выезды к домам — просто очень хаотичны…
Цены на рынке в Алуште — 1:1 Москва, что-то чуть дороже, что-то дешевле. Цены в магазинах в поселке — та же фигня.
Но, конечно, если что-то везти из Крыма, так это вино. Вино — это все. Правда кажущееся изобилие сортов — лишь кажущееся. Реально интересных вин — не более 10. Что я рекомендовал бы покупать? "Мускат Белый Красного Камня" — однозначно! Правда от 20 гривен в фирменном магазине. Мы брали его прямо с завода в Массандре, через полезного человечка. По 5 гривен/бутылка, но ящиком.:) Естественно, выносное.:) Вообще, все мускаты, благо на стихийном рынке они представлены в изобилии. В среднем около 7–9 гривен за бутылку в зависимости от сорта и происхождения (то ли зарплату выдали, то ли вынесли с завода) Второе вино, которое мы привезли в Москву — это Черный Полковник. Явный клон известного "Черного Доктора", который показался нам слишком сладким, с чуть меньшим содержанием сахара. Не рекомендую севастопльские вина — не марочные, к тому же — пойло. Даже Каберне там, в отличие от московского — это вино, а не бомжовое пойло. Столовых вин практически нет, нам на заказ принесли пару бутылок сухого белого "Алушта". Ничего не скажу, я не люблю кислые вина. Но если пить кислые — то вот это вот. Портвейны не пробовали, но, судя по всему — стоит того. У меня просто реакция на слово портвейн — неправильная.;) Кагор — отличный, церковный кагор — еще лучше, но слишком сладкие на мой вкус. Монастрыское — кисловато. Вобщем, за 10 дней мы только и успели, что изучить мускаты и черных докторов и полковников…:) Пить-то я мог как правило только под вечер, а под вечер больше одной бутылки не особо. Потому что вкус второй уже смазывается… Лично мне, чтобы прилично захмелеть, хватало в среднем 1 бутылки (вечерком играли в преф, 5 бутылок на четверых — самое оно). По горам пьяным не ездил — только один раз ставил машину на яму после двух батлов пива и стакана вина… особенность местности такова — яма — это два швелера над небольшим обрывом…:) Ручник подтягивал. После этого — никакого желания.;)
Вобщем вот так вот. Необходимости приобретать карту Крыма — не вижу, местные на пальцах объяснят лучше, а по карте мало что поймешь. Вообще, у меня была старая карта с E95, которая помогла разве что в том, чтобы определить, что за Орлом будет Курск… и в том же духе.
Обратно выехали в обед, просто потому, что надо было закупиться виноградом, дынями, арбузами, орехами итд… вино я особо не прятал, хотя если постараться, мог бы распихать так, что провез бы ящик и при условии досконального досмотра машины (полости в боковинах, дверях)…
Да, такой момент — РЕГИСТРАЦИЯ в Хохляндии нужна лишь теоретически >могут докопаться на таможне или гаи, однако, практически — не докопались. В эхах я часто спрашивал, как такую проблему решать. На самом деле > это уже продумано. В самой Алуште, либо в практически в любом кемпинге, > турбазе можно за 12 гривен зарегистрироваться. Это официально.
Да, из неисправностей машины — разболтались затяжные гайки на рулевых тягах, появился люфт подшипника переднего колеса, раскрутились гайки на задних ступицах, порвал корд одной покрышки на грунтовом серпантине (невозможно тронутся без пробуксовки передних колес, удерживая машину ручником) — покрышка не сдулась, поэтому просто поставил запаску, и не напрягался… В общей сложности занимался драндулетом ежедневно где-то по полчасика после пляжа и перед культурной программой. Не в напряг… Какие-то вещи делал на пляже — уровень масла, поменять колесо… просто потому, что это была единственная ровная площадка. Пару раз забывал включить вентилятор печки и чуть перегревался. Один раз закипел, но оперативно среагировал, без страшных последсвий. Вообще, печку не рекомендую там выключать на подъемах. Да, потерял где-то передний брызговик, но они у меня слишком низкие и торчат сильно, это не удивительно… мелочь, тем более, что 60 % его поверхности перекрывал подкрылок…
В общем ночью по Хохляндии — не сахар. Но два больших преимущества — нет засад и нет стоп-контроля. К тому же в моем случае шел дождь… В Харьков приехали только к часу ночи. В дороге, при первой остановке обнаружил течь бензина…… Собственно, сначала пошел запах в салон… Открываю капот (это я делал через каждые 200–300 км) — картина Репина "приплыли" — мокрый бензонасос аккурат по диафрагме… естественно, что запасной я забыл… слегка мокрый шланг, что идет в карб… в общем у страха глаза велики, и проверить шланг основательно не додумался… Конечно, я плюнул, вспомнил, где лежит огнетушитель, и решил, что надо ехать, пока машина едет. Тут еще она начала глохнуть на холостых…. Расход бензина в среднем увеличился где-то на литр на 100 км, впрочем, судить трудно, потому что дорога не идеально ровная… За 250 км до Харькова машина выдала хохму, с которой сейчас буду разбираться вдруг, на ровном месте меня понесло… правда неровная дорога+дождь… сумерки…ну, расслабился, вижу на встречку не несет, легко притормозил и съехал на обочину. Люфта в тягах нет… Выезжаю — носит на скорости больше 70–80…. Причем носит нехорошо… В общем, я решил идти хотя бы эти самые 70, потому что ночевать на обочине желания не было никакого… Не скажу, что эти 200 км показались мне райским наслаждением, однако история с рулевыми имеет свое продолжение: после очередной колдобины люфт прекратился… После следующей — опять начался…. В чем дело, я так и не понял… В Харькове мы ночевали на посту, желания будить родственников не было. К ним подъехали утром. Приняв душ, нормально поспав еще часика три, я решил посмотреть, что же с моим драндулетом… В общем с рулевыми все просто — протянул сайлентблоки и кронштейн оных к рейке — больше признаков болтанки не появлялось, однако рулевое колесо встало на четверть оборота вправо… И так вот стоит..:) Что это может быть? С бензонасосом — оказалось порвался шланг высокого давления, прямо под хомутом. Спасибо кому-то из SU.CARS, имхо владельцу Оки, за добрый совет прихватить шланги. Заодно поменял оба фильтра тонкой очистки (у меня грязный бензобак), ну и шланг низкого давления от первого фильтра к бензонасосу (этот сдох от старости в процессе демонтажа фильтра)… Все это заняло около часа-полутора с перекурами и болтовней. Помотались по Харькову, съездили на кладбище… Пока там были, я наблюдал интересную картину — у них тоже снимают номера за остутствие талона ТО… в основном — с иномарок.
Кстати, насчет качества бензина. Один раз в Хохляндии залил 93. Клапана сошли с ума, тянула машина нормально… больше так не шутил.;)
Да, вообще по Хохляндии — не так много современных иномарок. В основном старые помойки, в общем те, кто успел машину порегистрить до маразматического запрета на ввоз машин до 5 лет. Те, кто не упел, но ни за что не сядет на отечественный самокат — делают просто. Раз в два месяца машину ввозят и вывозят заново. Грубо говоря проехали таможню и тут же обратно. Парк машин напоминает наш лет пять назад — так забавно было видеть всего из себя крютого мена, вылезающего из помойного Скорпа…:) Таврий — немного. Разве что в Запорожье и Крыму их количество на дороге сопоставимо с московским.
В Днепропетровске кустари делают изумительную бороду на таврию, с часами и местом под магнитолу, с кармашками под мелочи и десятком подкассетников 1:1 с теми, что в переходные E28 BMW делают.;) Стоит это дело 25 гривен на авторынке, почему не везут в Москву — не понимаю. Ведь минимум за 150 рублей такая штука уйдет… почему не купил себе? Лениффо было в Днепропетровск заежать, к тому же шел мимо него поздно вечером, ну и эта борода рассчитана на таврии, у которых не стоит тонель отвода теплого воздуха от печки в ноги задним пасажирам… Да и сам могу слабать не хуже.;)
Итак, из Харькова выехали в 4 утра, в 5 были на таможне. Не забудте сразу оплатить 21 гривну дорожного сбора в контейнерной палатке филиале банка Украина. Это единственное, что они проверяли у нас.;) Дальше — отбирают декларацию. Дальше — чисто теоретически — досмотр машины. Но, судя по всему, трясут лишь грузовики и машины с прицепами/сильно нагруженные. Наши таможенники заставляют улыбаться до ушей — разница чувствуется сразу…:) Только проверка паспортов на предмет не находимся ли мы в розыске. Так что два ящика крымского вина успешно покинули хохляндию.
Обратно — очень трудно привыкнуть к тому, что как шел 120, так и в населенном пункте — 120…:) До 8 утра — как я писал, гайских засад нет. Первая засада вставала при мне, уже где-то в курской области. Первые 150 км от границы проходятся весьма быстро. Дальше мы закупались яблоками, помидорами, кукурузой, и поэтому скорость движения была невысока. ЧТо-то случилось с прикуривателем, как результат — он пожег предохран, отвечающий за вентилятор радиатора… перегрелся на месте, вовремя заметил. Нет у меня привычки глушить машину из 5 минут стоянки… поменял предохран и вытащил личинку прикуривателя.;) Да, по трассе, из-за установки пластмассовой облицовки радиатора — машина чуть недогревается, буквально на 5 градусов, что есть хорошо, как мне кажется. То есть своей обычной температуры в 90 она достигает только при движении 140, а это, извините, около 3.700-4.000 оборотов. Видимо из-за того, что был понедельник, дорога была тяжеловата — много грузовиков и прочей фигни на колесах. Один раз тормознули на посту, посмотрели документы — при выезде из Орловской области… все. Увлекательная игра с предупреждением встречников и ответным жестом рукой.:) В Туле — очень тяжело. Объезд через Щекино, минут 20 коптили небо на ж/д переезде, фуры, дорога очень узкая… объезд идет через город, где я был в шоковом состоянии, когда вновь увидел московскую манеру езды… Матом ругался долго. Дальше — магистраль Тула-Москва, где я скинул оцепенение не отдыхом, а тем, что прохватил 130–140… засады были, но очевидные… За 22 км до Москвы встал на отдых, думая, что с трудом буду идти по родному городу с его нетерпимостью водил друг к другу и прочими достопримечательностями… Обнаружил, что вторая старая покрышка протерлась до белого синтетического корда… ее менять уже было не на что…
Пошутил BMW-шный инерционный ремешок безопасности — вдруг отказался вытягиваться..:) Пришлось обращаться с ним как с женщиной, и стоприть перестал…это связано все-таки с другим углом наклона его установки в таврии, в отличие от BMW…
Цены на бензин в 15 км от Москвы уже идут в верх, по 10 коп… — 2.00-2.10 итд… Это притом, что в туле я заправлялся 93 по 1.70… Так что заливайтесь перед Подольском по горловину…
Въехав на кольцо сразу почувствовал разницу по качеству дорожного покрытия… КОльцавая позволила напрочь забыть на скоростях около 110–120 о том, что у меня отвратительный сход-развал и практически мертвая покрышка. То же самое относительно дорог внутри города. Мужики — у нас — отличные дороги!;)
Насчет манеры вождения я ошибался. Привыкаешь сразу и быстро. Оно само собой как-то получается, что начинаешь лазить, дергаться, перестраиваться итд..;)
В Москве, буквально на кольце я почувствовал снова преимущества панорамного зеркала — на трассе оно в принципе нафиг не нужно…
Москва встретила меня шутками с ремонтом МКАД… Въезд в бусиново я почему-то как проехал, не понял как… сложилось ощущение, что он закрыт… Через пост Коровино проезжают только любители побеседовать с гаями, чего мне не хотелось… дмитровка закрыта… В общем, вошел через альуфьевское шоссе, не раз ругнувшись…
Дома были в восемь. Разгрузили драндулет и поехали забирать ребенка у бабушки то бишь моей матери на Сокол. В московскую манеру водить авто вживаешься моментально. Отличные дороги плюс ко всему… в общем после трассе меньше стольника по коровинскому, дмитровскому шоссе, по большой академической — идти не в кайф.
Вчера поставил драндулет в гараж, сегодня помою его с дороги, и буду смотреть, что от него осталось уже внимательно.;) Пока вижу только одно — сколы лакокрасочного от камней и прочей фигни на капоте… хотел же себе сделать полоску битумным лаком впереди…
Дополнительные приборы и прочее: перед отъездом была установлена неплохая музыка, часы, вольтметр, тахометр, эконометр, кофеварка. Комментарии: громкая музыка с хорошим басом — помогает продержать себя в норме лишний часок, плюс забавы с хохляцким радио…:) Эконометр — в приницпе уже можно снимать, потому что все, что хотел для себя уяснить — усянил. То же — с тахометром. Вольтметр — явно не лишний, ибо вовремя среагировать на поломку реле без него проблема. А стоять в 50 до ближайшего поста ночью — хм… удовльствие сомнительное. Кофеварка не пригодилась, т. к 2 литрового термоса с кофе — более чем достаточно, а в придорожных кабаках иногда встречается неплохая и не очень дорогая горячая пища. К сожалению в основном фаст-фуд и то, что называют шашлыками некоторые герои…
Вот, пожалуй, и все. Завтра куплю новую резину, новые диски на передние колеса, и поеду делать сход/развал.;))))))))))))))))))))))))
Комментарии к книге «В Кpым на Тавpии», Вячеслав Разгулов
Всего 0 комментариев