«Дистрофики»

1634

Описание

Пусть успокоятся все худые и тощие, сухопарые и костлявые, — это книга не о них. О них можно сказать коротко и похвально. Кто поджарый и худой, Тот и старый Молодой. И все. И покончить с этой темой, перейдя к дистрофикам, которые по-гречески означают «две строфы». Всего лишь две строфы — и готово стихотворение. Некоторые дистрофики в прошлом были длинными, но время выбросило из них все строфы, кроме двух, самых необходимых. Этим дистрофики — стихи напоминают дистрофика — человека, от которого остались кожа да кости, то есть самое главное. Авторский сборник



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Кривин Феликс Давидович Дистрофики

То, что дистрофики иногда используют древние сюжеты, наводит на мысль, что им тоже несладко приходится, но из этого положения они стараются выйти с честью. Литература ведь, как известно, дело рискованное, тут уже не до славы, хотя бы честь сохранить. Но, конечно, не ту честь, о которой сказано в полудистрофике:

Мой друг, благородных порывов не счесть На ниве высокой морали, И эти порывы нам делают честь, Которую мы потеряли.

Наши дистрофики чести не потеряли.

Пока. А в будущем… Кто может поручиться за будущее?

* * *
Проворный пес, а зайца не догнал. Пришлось ни с чем с охоты возвращаться. Ох этот заяц! Он хотя и мал, А бегает — большому не угнаться. А почему? Не взять собаке в толк. Она ведь тоже бегает не хуже… Собака только выполняет долг, А заяц в пятки вкладывает душу.
* * *
За волком гонятся собаки. Сопротивляться — что за толк? Чтоб избежать неравной драки, Не быть затравленным, как волк, Смирив жестокую натуру, Пошел матерый на обман: Он нацепил овечью шкуру И был зарезан, как баран.
* * *
«Ты след медведя не заметил?» Спросил охотник лесника. «Не только след. Наверняка Ты встретишь самого медведя». Попятился стрелок бывалый: «Да нет, мне нужен только след…» Чтоб жить на свете много лет, Умей довольствоваться малым.
* * *
Сказали оленю: «При виде врага Всегда ты уходишь от драки. Ведь ты же имеешь такие рога, Каких не имеют собаки». Олень отвечал: «Моя сила в ногах, Иной я защиты не вижу, Поскольку витают рога в облаках, А ноги — к реальности ближе».
* * *
Подстрелили беднягу орла, И сказал он в последних мученьях: «Нет, не ядом смертельна стрела, А орлиным своим опереньем». И поникнул орел и затих, И сложил свои крылья большие. И куда улетать от своих? Как понять, где свои, где чужие?
* * *
«Ты бы не гонялась, рыбка, за наживой. Без наживы плохо, но и с ней паршиво. Клюнешь на наживу — сделаешь ошибку: Ведь нажива — это, в сущности, наживка». Так однажды щука просвещала тюльку. Старую рыбачку, но душой — фитюльку. Рот раскрыла тюлька: что творится в мире! Но, конечно щука рот раскрыла шире.
* * *
Погнался за рыбой прожорливый жерех, И оба с разбега влетели на берег. И думает жерех: нет, рыба, шалишь! На суше, поди, от меня не сбежишь! И думает жерех, что рыба погибла, И, радуясь, шлет благодарность судьбе. И вдруг вспоминает, что сам-то он — рыба! В такую минуту забыть о себе!
* * *
«Отпусти меня, рыбак, — говорит рыбешка, Дай возможность мне, рыбак, подрасти немножко. Будут у меня рыбак, и семья, и дети Вот тогда-то мы, рыбак, попадемся в сети. Будет знатная уха — с луком и картошкой…» Соблазняет рыбака хитрая рыбешка. Ох, рыбешка, что-то ты размечталась шибко: Редко сходятся мечты рыбака и рыбки.
* * *
Лягушка попалась в рыбацкую сеть: «Какая ж я рыба? За что мне терпеть?» Когда ж на опушке попалась в ловушку, «Да разве ж я зверь?» — завопила лягушка. Ловцы на земле расставляют силки, И реки сетями прудят рыбаки… В такой обстановке смертельно опасной, Спасается тот, кто ни рыба ни мясо.
* * *
Обильные яства к добру не ведут, В еде соблюдайте культуру. Недаром не ест по неделям верблюд: Верблюд сохраняет фигуру. Сухую колючку верблюд пожует И дальше спокойно шагает. От голода впалыйверблюжий живот С другой стороны выпирает.
* * *
Лев на обед барана пригласил. В расчете на приятную беседу Пришел баран. И тут сообразил, Что приглашен он в качестве обеда. Баран, конечно, был весьма задет: Лев поступил не слишком благородно. Вздохнул баран: «Эх, пропадай обед! Чем так гостить, пойду домой голодный».
* * *
Овцы ели, ели, ели До отвала, до победы Так что волки еле-еле Дождались конца обеда. И с таким же аппетитом Волки ели, ели славно. А теперь и овцы сыты, А уж волки- и подавно.
* * *
Пригласили правду отобедать враки. И узнала правда, где зимуют раки. Как дошло до драки из-за пятака, Наломали правде, честные бока. Видно, только голод правде по карману. Ни гроша у правды за душою нет. А когда покормится правда у обмана, То обычно дорого платит за обед.
* * *
Спросили осла для решения спора: Как любит ходить он: с горы или в гору? В какую бы пору охотней он шел? «Я лучше бы ездил, — ответил осел. Запряг бы осла да шарахнул дубиной, Иначе не сладишь с упрямой скотиной. С ослами ленивыми — просто беда!» Прекрасная вещь — верховая езда!
* * *
Недаром каменные львы Поставлены у входа в зданье: По утверждению молвы, Лев спит с открытыми глазами. Он охраняет отдых наш, И можем мы сказать без лести: Он самый неусыпный страж Из спящих на рабочем месте.
* * *
Я звезда. Я горю, как свеча, Вырывая из мрака вселенную. И работаю я по ночам, Тратя время особенно ценное. Но кому это нужно, друзья, Чтобы в небе трудились, как негры, мы, Если девять десятых энергии Все мы, звезды, расходуем зря?
* * *
Да, лебедь рвется ввысь, и в этом есть резон, И щука в холодок стремится не напрасно, Рак пятится назад: что сзади, знает он, А что там впереди, ему пока не ясно. А воз стоит. И простоит сто лет. И о другой он жизни не мечтает, Пока в товарищах согласья нет, Ему ничто не угрожает.
* * *
Сокрушались гномики: Нет печальней повести, Мы всю жизнь работали Для очистки совести. Не щадили ни себя Ни родных, ни близких… Глядь — а совести то нет: Вся ушла в очистки.
* * *
Смотрели мышки, как дерутся кошки, Кричали браво, хлопали в ладошки. Уж так-то разыгрались их страстишки! Но в драке кошек проиграли мышки. И так они расстроились, бедняжки! Обидны мышкам кошкины замашки. И все же мышки, встав едва на ножки, Еще сильнее хлопали в ладошки.
* * *
Лимон и лимонка шли по дорогам войны, Лимон и лимонка видели мирные сны: Как будто война окончилась, И в мирный такой вечерок Они, лимон и лимонка, сидят, Попивают чаек. Лимонка в бою погибла, Такие-то, брат, дела! Себя под вражеским танком Лимонка подорвала, Лимон дождался мира, Но после военных дорог Мирного чаепития он пережить не смог.
* * *
Пока кричит комарик, Не надо опасаться. Вот замолчит комарик. Тогда начнет кусаться. И, это твердо зная, Иди вперед, не труся, Кричащими облаян, Молчащими искусан.
* * *
Добродушная пчела Жалит не со зла: Яд последний отдает, Защищая мед. Гибнет пчелка ни за грош Так устроен свет, Что без меда проживешь, А без яда — нет.
* * *
Нет у нас ни покоя, ни сна: Все боимся, боимся чего-то. То боимся, что будет война, То боимся, что снимут с работы, То, боимся, что скажет сосед, То дрожим, от ревизии кроясь… Трудно жить не за страх, а за совесть: Страху много, а совести нет.
* * *
Все армии под знаменем добра, И ни одной под знаменем порока. По всей земле кричат добру ура, А зло клеймят нещадно и жестоко. Все о добре пекутся, не о зле, И даже зло кричит: «Добру дорогу!» Как рыцари без страха и упрека, Упрек и Страх шагают по земле.
* * *
Даже в самом, так сказать, необычном Совершается обычный процесс. Был когда-то Мальчик — с — пальчик с мизинчик, Вырос мальчик — с указательный перст. Хорошо это? А может быть, плохо? Понапрасну кличет рыбку рыбак… Царь Горох, что был когда-то с горохом, Основательно сидит на бобах.
* * *
Среди многих загадок на свете Есть загадка семи мудрецов: Почему нас не слушают дети? Почему они против отцов? И ответов найдется немало, Вот один, подходящий, как раз: Как бы зеркало нас отражало, Если б не было против нас?
* * *
Подложили наседке змеиные яйца, Удивляйся, наседка, горюй, сокрушайся! Ну и дети пошли! Настоящие змеи! Может быть, мы воспитывать их не умеем? А змею посадили на яйца наседки. У змеи получились примерные детки. Потому, что змея относилась к ним строго. До чего же ответственна роль педагога!
* * *
«Погляди сюда, сынок, Учит краба мама, Ты ползешь куда-то вбок, Надо ползать прямо». «А сама ты как ползешь? Тоже — мастерица!» Каждый всех учит хорош, И никто — учиться.
* * *
Из него вышел Моцарт И ушел в неизвестном направлении. Из него вышел Пушкин И ушел в неизвестном направлении. Сколько из него вышло великих людей! И все ушли в неизвестном направлении…
* * *
Краснеет солнце на закате, Краснеет солнце на рассвете. Оно краснеет, на ночь глядя, Расставшись с ней и снова встретясь. И день немало озабочен, Гадает, но спросить не смеет: Что делало светило ночью, Что утром так оно краснеет?
* * *
Отвертки крутят головы винтам, На кухне все от примуса в угаре. Будильнику не спится по ночам, Он все мечтает о хорошей паре. Дрова в печи поют, как соловьи, Они сгореть нисколько не боятся. И все пылинки только по любви На этажерки и шкафы садятся.
* * *
Лев одряхлел. И всякий мелкий сброд Ему грубит и правду-матку рубит. Как ошибался он на этот счет! Ведь думал он — его и вправду любят. Любили силу. Слабость не простят. Как поздно эту истину открыл он: У сильного всегда бессильный виноват, А у бессильных — потерявший силу.
* * *
Когда хоронили беднягу оленя, Надгробную речь поручили гиене. И долго гиена над гробом рыдала И слезы — а может быть слюни? — глотала. И было на это смотреть непривычно: Гиена, что так откровенно грустила, К живому оленю была безразлична За что ж она мертвого так полюбила?
* * *
Однажды заспорили солнце с бореем, Кто снимет с прохожего шубу скорее. Борей попытался сорвать ее грубо Прохожий плотнее закутался в шубу. А солнце пригрело — и сразу прохожий Снял шубу и шапку, и валенки тоже. Поистине ласка — великое дело: Кого она только из нас не раздела!
* * *
Покрытая снегом, озябшая елка Прильнула к окну, подобравши иголки, И жадно глядела на елку в огнях, Мечтая о собственных радостных днях. А елка домашняя, в ярком уборе, Вздыхала о ветре, о снежном просторе, О том, что она променяла вчера На пеструю роскошь и блеск серебра.
* * *
У апельсина не доля, а долька, Но апельсин не в обиде нисколько. Сладкая долька ему суждена, Да и к тому же еще не одна. Прячутся дольки под толстою кожей, Здесь их не сушит ничто, не тревожит. Доля ж открыта, у всех на виду, Всем на потеху, себе на беду.
* * *
Трагическую маску нашла в траве лисица И усмехнулась горько: какой позор и стыд! Хозяин-то наверно с друзьями веселится, Меж тем как под забором лицо его грустит. И заключила гордо: нет, мы живем иначе! Не выставляем морды на посторонний суд. И хоть и мы, бесспорно, в душе нередко плачем, Но морды, наши морды улыбками цветут!
* * *
Хотя богатству бедность не чета, Но как-то встретились они на рынке: Богатство — о карете возмечтав, А бедность просто, чтоб купить ботинки. И как же были счастливы они, В карете сидя и в ботинках стоя! У всех на свете радости одни, Но беднякам они дешевле стоят.
* * *
Человек впадает в детство, Как река впадает в море. Вырывается из тесных Берегов и категорий. Прочь заботы! Прочь напасти! Снова каждый юн и холост… Выпадает в жизни счастье, Как последний зуб и волос.
* * *
Светлая радость на каждом лице, Каждое сердце поет и трепещет. Все говорят о счастливом конце, Все улыбаются и рукоплещут. Крики слышны: «Молодец! Мо-ло-дец!» Вот и фанфары уже прозвучали… Грустно вздыхает счастливый конец: Если бы все это было вначале!
* * *
Плачьте, плакальщицы, плачьте, Горя горького не прячьте. Почему бы вам не плакать? Вам за это деньги платят. Нелегка у вас задача, Но она вполне понятна. А иной бедняга плачет Целый век — и все бесплатно!
* * *
Ходит в золоте луна, в серебре — вода. Ходит в мягком тишина, в зыбком — холода. Ходит в пышном торжество, в пестром — суета. И совсем без ничего ходит доброта. Ей бы серебро воды, золото луны В мире не было б нужды, не было б войны. Это не ее вина, а ее печаль… Ходит в мягком тишина, голубеет даль.
* * *
Умный умничать не будет, Он и так умен. А дурак стремится людям Показать, что умный он. Дураку живется тяжко, У него на сердце мрак. Как дурачиться бедняжке, Если он и так дурак?
* * *
Всем как будто дурак хорош, Но держите его подальше. Правда в устах дурака — это ложь, Его искренность хуже фальши. Он тиран, если даже добряк. Он злодей, пусть он злости не знает. Если камень на камень кладет дурак, Он не строит, а разрушает.
* * *
Мы далеко не так глупы, Как в поговорках говорится. И расшибаем мы не лбы, Когда заставят нас молиться. Вы слышите чугунный стук? О чем он миру возвещает? Все расшибается вокруг, И только наши лбы — крепчают.
* * *
Хотел я поехать в Одессу. Пришел на одесский вокзал. Кассир посмотрел с интересом И мне деликатно сказал: Я вас бы отправил экспрессом В Житомир, Москву, Ленинград. Но все поезда до Одессы У нас не идут, а стоят.
* * *
Шел серьезный и толковый, умный разговор. Я пытался вставить слово — разгорелся спор. Все кричат, один другого оскорбляют — страсть! Я пытался вставить слово — драка началась. Ну, у них, допустим повод. А за что меня? Я пытался вставить слово — началась резня. Что же сделал я плохого, почему убит? У пожарника лихого все в руках горит.
* * *
Синица хвасталась, что море подожжет. Вы слышали? Какое горе! На берегу волнуется народ: Хватает ведра, носит воду к морю. Синица хвасталась, но моря не зажгла. Одумалась злодейка вероятно. Тут у народа новые дела: Хватает воду и несет обратно.
* * *
Пешеходу легко на улице: Транспорт движется — ты стоишь. И покуда ты будешь умницей, Под колеса не угодишь. А прогрессу труднее дышится, Даже если проезд открыт: Попадает здесь все, что движется, Под колеса того, что стоит.
* * *
Говорит сосна травинке: «Распрями, подруга, спинку. Если хочешь быть в чести». Но травинка гнется ниже: «Я уж тут, к земле поближе. Мало радости, сестра, Быть в чести у топора».
* * *
Мы на лень всегда смотрели косо, От нее не ждали мы добра. А она изобрела колеса И вообще на выдумки хитра. Так зачем же мыслить однобоко? Лучше постараемся понять: Может лень не только мать пороков, Может быть, она пророков мать?
* * *
У лошади в шпоре Рождается истина. У лошади в шоре Рождается истина. Но самая главная Истина та, Что лошадь рождает При виде кнута.
* * *
Синонимы зреть и смотреть Не стали в глазах стареть. Но первый остался зрителем, Второй же пробился в смотрители.
* * *
Прокричала весенняя птица, Уходя в лучезарную высь: «Если хочешь летать научиться, Не летать, а падать учись!» И умчалась подруга крылатая, Рассекая небесную гладь. И с тех пор я падаю, падаю… Скоро буду, наверно, летать.
* * *
В одном лесу избрали зайца мэром, Чтоб послужил он скромности примером, Избавил зверя от привычки дерзкой С собратом-зверем поступать по-зверски. Ох, тяжело досталось это мэрство, Не видел зверь еще такого зверства. И он ворчал, пугливо озираясь: «Мэр-заяц! О, ну погоди, мэр-заяц!»
* * *
Что ни вечер, воет ветер: «Всем пора на боковую! Не беда, что солнце светит, Я сейчас его задую!» Воет ветер на рассвете, Заступая в караул: «Эй, вставайте, солнце светит! Это я его раздул!»
* * *
Пластилиновая память — не игрушка, не каприз. Скольких этими зубами заяц до смерти загрыз. А теперь кладет на полку, если нечего погрызть. Был он волк, но смяли волка, потому что это — жизнь. Не ему б ушами хлопать, да усами рисковать, У него огромный опыт всякой твари кровь пускать. Может, зайцем быть недолго? Наша жизнь полна чудес. Может, снова слепят волка? Потому что это — лес.
* * *
Гулливеры не внушают веры, слишкомв гору забирают круто. И высокий титул Гулливера присуждают чаще лилипутам. Человечки маленькие ловко лезут и карабкаются в гору. И гора вскружает им головки, но не расширяет кругозора. На земле не видимые глазу и невразумительные уху, Лилипуты произносят фразы, высшего исполненные духа. Лилипуты издают законы, лилипуты подают примеры… И за ними следуют покорно рядовые люди — гулливеры.
* * *
Мне как-то приснился загадочный сон Без явной на это причины: Не грудь колесом, а спина колесом В том сне украшала мужчину. И тайного смысла подобной игры Не смог я понять по сю пору: Все груди-колеса катились с горы, А спины-колеса — все в гору.
* * *
Кто имеет настоящий вес, Вряд ли вознесется до небес Лишь пустые чаши на весах Могут помышлять о небесах.
* * *
Известно, что гений — это терпение, Об этом написано много книг. Не потому ли в истории гении Всегда терпели больше других?
* * *
Если в глубины веков заглянуть Или же просто поверить исследователям. Для всех великих — единственный путь: Путь от преследователей — к последователям.
* * *
Пусть иные становятся в позу, Это тяжкое бремя неся, Проза жизни- прекрасная проза, От нее оторваться нельзя. Хоть приносит она огорчения И исход ее предрешен Лишь в бездарном произведении Все кончается хорошо.
* * *
Человек рождается, и его утешают: «Агу!» Он растет, подрастает, и его поощряют: «А ну!» Он стареет, и молодость новая свищет: «Ату!» И уходит он так далеко, что его не отыщешь: «Ау!»
* * *
Как складывается жизнь? Она просто складывается и складывается, Иногда из того, О чем не думалось, не гадалось. Но как-то незаметно Все скрадывается и скрадывается. Как будто она не складывалась, А вычиталась.
* * *
На базаре времени Вечно одно и то же: Споры, ссоры, Швыряние шапок о землю… Старики пытаются Прошлое продать подороже, Молодым не терпится Будущее купить подешевле.
* * *
— Братцы вы мои! Родные! Близкие! Губим мы друг — друга, это факт. Сгоряча кому-то правду выскажешь, Смотришь — тут инсульт, а там инфаркт. И хотел бы, да нельзя иначе ведь, Все-то мы у жизни на краю. Если жизнь другим не укорачивать, Нечем будет удлинить свою.
* * *
Когда я, последнее слово сказав, Исполню суровую волю природы, Сойду я со сцены в зрительный зал, Где столько уже отдыхает народу. И буду на сцену смотреть в тишине, Стараясь держаться к сюжету поближе… Но место такое достанется мне, С которого я ничего не увижу.
* * *
Итак, пустыни больше нет. На этом месте вырос город. Фонтаны. Опера. Балет. Проспекты. Фауна и флора. А в центре озеро. Причал. Плывут суда по глади синей. И только слышен по ночам Глас вопиющего в пустыне.
* * *
Когда сотворяли индийские боги Того, кому судьбы природа вверяла, Когда извлекали и руки, и ноги Из первобытного материала, Когда праотца человечьего рода Они поднимали над бездною праха, То выкроили слона из отходов — с таким они Делали это размахом. Ухлопали дикому зверю в угоду Такое количество материала! С тех пор человек, совершенство природы, Никак не постигнет, чего ему мало? Хоть он — украшение каждой эпохи, хоть он Покоряет и горы, и реки, Но все-таки, все-таки… Боги вы, боги, Нельзя экономить на человеке!
* * *
Когда Сократа хоронили, Он был вниманием согрет: Слезу на камень уронили, Сочувственно вздохнули вслед. Потом немного погрустили О бренности бегущих лет И написали на могиле: «У нас незаменимых нет».
* * *
Нетрудно быть Сократом в век Сенеки, Сенекой В бурный век Джордано Бруно… Чужому веку угодить нетрудно. Все трудности от собственного века.
* * *
Революции гром отгремел и затих, Но опять возникают знакомые лица. Якобинец Фуше апогея достиг: Дослужился до чина министра полиции. То ли это добро дослужилось до зла, То ли зло утомилось делами кровавыми… Или наша планета не в меру кругла Слишком левые взгляды становятся правыми?
* * *
Рукописные, рукописные… И когда это все написать, Чтоб узнали далекие присные то, Что близким не велено знать? Зря ты, Пимен, ушел в писатели, Грозный царь на расправу крут. И ко времени ли, и кстати ли Этот богом завещанный труд О вещах, от которых бы спрятаться, О которых бы лучше молчать. Ох, не скоро тебе печататься Ведь когда еще будет печать! И когда еще будут издания И читатели этих книг… Но сказанья идут за сказаньями И последнего нет среди них.
* * *
Искупление послано, и карают сурово Муравьевы-Апостолы палачей Муравьевых. Муравьев это вешатель? Или тот, что в гулаге? Преступленье замешано на общественном благе. Только память прикована к безымянным погостам… Но никак не припомнить ей, кто палач, кто апостол…
* * *
Размечтался комарик в ночной тишине О грядущей поре изобилия, Когда будет всего, что кусаем, вдвойне, И притом — никакого усилия. Будем просто сидеть. Или даже лежать. На какой-нибудь скатерти плюшевой. Лишь мизинчиком кнопку легонько нажать И уже готово. Укушено.
* * *
Несовершенство государства Пускай не ставят нам в вину. Мы строили его по Марксу, Построили — по Щедрину. И это было не случайно: Хоть Маркса каждый почитал, Для нас любой градоначальник И «Манифест», и «Капитал».
* * *
Мельница, крылатая пехота, Потрудилась на своем веку. Одолела стольких донкихотов, Муку их перемолов в муку. Край родимый, как ты сердцу дорог, Как твои просторы широки! Отчего же на твоих просторах Муки много больше, чем муки?
* * *
Барокамеры, барокамеры, голубой небосвод, И бараки, и камеры вот наш истинный взлет. Обошлась нам недешево это звездная высь, Перестраивать прошлое было легче, чем жизнь. Голубая история, голубые пути, Сколько мы перестроили у себя позади Там, где все было прожито по-другому, не так, Строя светлое прошлое для ушедших во мрак.
* * *
Было все неподвижно и бело, Так спокойно все было — и глядь: Лед сошел, и река зашумела, Прежде было ее не слыхать. Но прибрежные скалы не рады, Вспоминают сошедший лед: Может, был он излишне тверд, Но при нем у нас был порядок.
* * *
Как завещано Крыловым, так тому и быть: Каждый повар ищет повод власть употребить. Даже кот, ворюга драный, корча важный вид, Как директор ресторана на тебя глядит. Хоть в душе, конечно, каждый не спесив, не груб. Это наш они бумажник пробуют на зуб. Где же встретят нас с почетом и накормят всласть? Там, где платят за работу больше, чем за власть.
* * *
Бежишь — и все бежит обратно: Столбы, деревья, небеса. Особенно бежать приятно, Когда бежишь не от, а за. Дорога стелется покорно, И даль волнует и зовет… Особенно бежишь проворно, Когда бежишь не за, а от.
* * *
Отпустила реку высота, И река потекла, понеслась, Выбирая пониже места, О высокие камни дробясь. Рассыпаясь на тысячи брызг На опасном пути своем… Так бывают легки на подъем Те, которые катятся вниз.
* * *
Через годы и непогоды Мчатся реки к мечте голубой, Но их чистые, светлые воды Солонеют в пучине морской. Ведь пока доберешься до моря, Нахлебаешься горя сполна. Сколько горя стекается в море… Оттого в нем вода солона.
* * *
Больной пообещал за то, чтоб стать здоровым, Отдать своим врачам последнюю корову. И он здоровым стал. Но в тяжком бескоровье Он за нее отдал последнее здоровье. И снова обещал отдать врачам корову. И снова обнищал, но стал зато здоровым. Ну прямо колдовство, коловращенье света: Есть это — нет того, есть то — исчезло это.
* * *
Наконец-то! Наконец произошло! Время замерло, от счастья онемев: Постоянство постояло и пошло, Переменчивость дождалась перемен. Но минута за минутою текла. И мгновенья умирали налету, И так крепко переменчивость спала, Что казалось — постоянство на посту.
* * *
На солнце щурился малыш, вертя в руке кристалл: Вот так посмотришь — камень рыж, А так посмотришь — ал. А так посмотришь — камень желт… Малыш еще не знал, что мир, в который он пришел, — Один большой кристалл. И жизнь, что будет впереди, окажется такой: Из детства смотришь — цвет один. Из старости — другой.
* * *
Хоть эта истина бесспорна, И с детских лет известно нам, Что мыслям быть должно просторно, А тесно быть должно словам. Но мыслям это неизвестно, И потому-то с давних пор Они родятся там, где тесно, Хотя вокруг — такой простор!
* * *
Ползет черепаха, а заяц лежит, Он знает, что первым и так прибежит. Куда торопиться? С его-то размахом Он быстро домчится. Ползет черепаха. Вторую неделю ползет и ползет. Она уж у цели. И зайцы в тревоге: Везет черепахам, а им — не везет! Да, братцы, обходят у нас длинноногих.
* * *
Старый век свое отвековал, Но торопит годы и события. Прошлое не требует похвал И не обижается на критику. Будущему тоже все равно Что ругай его, что возвеличивай, Только настоящее одно Суетно, тщеславно и обидчиво.
* * *
Современность читает — и все о себе, Даже то, что писалось когда-то. И находит себя она в каждой судьбе, И вмещает все лица и даты. Потому что ей нужно в себе сочетать Все, что было и будет за нею. То, что было, уже не умеет читать. То, что будет, — еще не умеет.
* * *
Как чужую женщину, ту, что недоступна, От которой ничего не ждешь, Прошлое и будущее полюбить нетрудно, Потому что с ними не живешь. Как родную женщину, близкую, как воздух, Тот, каким попробуй надышись, Прошлое и будущее разлюбить непросто, Потому что между ними — жизнь.
* * *
Там, где река утратит имя И перестанет быть рекой, Ее в свои объятья примет Неведомый простор морской. И, окунувшись в неизбежность, Тогда почувствует река, Насколько плата велика За бесконечность и безбрежность.
* * *
Не оставляет рыба в море след, И след не оставляет в небе птица. В немом пространстве вереница лет На мертвый камень камнем не ложится. У времени и веса даже нет, Его нести и муравью нетрудно. Столетья невесомы, как секунды… Откуда же на лицах наших след?
* * *
Не нужно сетовать река, Что время мчит тебя куда-то, Что уплывают берега, К которым больше нет возврата. Все уплывает без следа, Тебя же гонит мимо, мимо… Не нужно сетовать: вода Свежа, пока она гонима.
* * *
По знакомой улице иду, По дорогам дальним и селениям. Обгоняю мысли на ходу, Оставляю их без сожаления. Сколько я рассеял их в пути На лесной тропе, на горном склоне. Может быть, идущий позади Их еще когда-нибудь догонит.
* * *
Что сказать нашей памяти, ожиданию, нас томящему, Что сказать нетерпению: когда наконец, когда? На суде над прошлым все голоса принадлежат настоящему, А будущее томится за дверью, и его не пускают в залу суда. И пока настоящее все рассмотрит, изучит и вызнает, И пока сбалансирует шансы возможных побед и потерь, Гадает за дверью будущее: вызовут или не вызовут? И смотрит с надеждой будущее на закрытую дверь.
* * *
На поэта влияет поэт, На планету влияет планета. Вы заметили: даже цвет Подражает другому цвету. Он бывает темней и светлей, Принимает оттенки любые. Если в небо глядит муравей, То глаза у него голубые.
* * *
Осениеще нет. Она лишь в усталости лета, В его дурном настроении и недовольстве собой. Быть может, настало время убавить немного света? И, может, к зеленому цвету добавить цвет золотой? Осени еще нет. Она лишь в готовности лета Слегка позябнуть на холоде, слегка помокнуть в воде. Пониже надвинуть тучи, плотней опоясаться ветром, Впредь экономить на солнце и тратиться на дожде.
* * *
Протоптана тропинка на реке. Когда морозом все заледенило, Наперекор морозу и пурге Два берега она соединила. Прошла зима, оттаяла река. Над нею бури больше не кружили. И радовались солнцу берега, Счастливые — и снова как чужие.
* * *
Если сон не приходит, а ночь на исходе уже И едва ли уснуть до рассвета удастся, Хорошо бы присниться какой-нибудь доброй душе, Той, что любит поспать и не против с тобой повидаться. Хорошо побродить под покровом чужой тишины, Поболтать о таком, что словами и выразить сложно. Ах, чужие, чудесные, нам неизвестные сны! В них приятно бывать, жаль, что выспаться в нихневозможно.
* * *
Гора с горой не сходится никак. Не сходятся сияние и мрак. Расходятся дороги и пути, А также те, кому по ним идти. Несовместимы иней и роса, Земные и иные полюса. Но неразлучны меж собой навек Вчерашний день и прошлогодний снег.
* * *
Я, как пламя свечи, трепещу, Я мечусь между бездной и высью, Я мечтаю покинуть свечу, Чтоб пылать, от нее не завися. Опадаю, себя пригасив, Чтобы с пламенем новым собраться, И не знаю — то ветра порыв Или мой — от свечи оторваться.
* * *
Пейзажу сельскому навстречу, забыв о шуме городском, Течет дорога через речку и называется мостом. Струится каменно и строго, в движенье обретя покой, А под мостом течет дорога и называется рекой. Бегут, бегут пути земные, спешат неведомо куда, Стоят столбы, как часовые, и называются — года. И каждый постоит немного и растворится без следа, А мимо них бежит дорога и называется — судьба.
* * *
Уж так на земле повелось оно, и нет в этом чьей-то вины, Что золото все — у осени, а молодость — у весны. От золота веет холодом, и осень ненастной порой Срывает с себя все золото, чтоб снова стать молодой. И, снегом укрывшись от холода, уходит в объятия сна, Где все, что состарилось, молодо….А после приходит весна.
* * *
Он сказал: «Ничего, держись! Вы, поэты, живучие черти. У хороших поэтов жизнь Начинается после смерти». И вздохнул: «Не хочу грешить, Я б не смог. Ни за что на свете. Очень хочется жить до смерти. Просто до смерти хочется жить!»
* * *
В анекдоте любовник умер И повесился муж. Так рождается новый юмор Юмор каменных душ. Не печальный и не серьезный Как по коже мороз, Этот юмор — не смех сквозь слезы, Это смех — вместо слез.
* * *
Очередь — как длинные стихи. Тянется, потом свернет за угол Женщины, мужчины, старики Медленно рифмуются друг с другом. Тянется огромная страна, Думает безрадостную думу… Но в стихах изюминка нужна, А его как раз и нет — изюма.
* * *
Пословицы лгут. В них проворный язык Легко торжествует над логикой разума. Бродяга Вийон знаменит и велик Не тем, что водился с подонками разными. А вы говорите — скажи, кто твой друг… О друге Вийона и думать не хочется. Ведь важно не то, с кем разделишь досуг, А то, что заполнит твое одиночество.
* * *
Был талант божьей милостью, Стал талант божьей милостыней. В этой серости, в этой сирости Предъявляет он счет судьбе. Не живи, талант, подаянием, Не суди судьбу по даяниям. Подает судьба по деяниям. Жаль, конечно, что не тебе.
* * *
Простое понимается с трудом, Когда слова красивы и цветисты. Как будто автор этим языком Отпугивает собственные мысли. И безответна каждая строка, И с нею сладить не хватает мочи… Как будто взял читатель языка, А тот молчит и говорить не хочет.
* * *
Не знает легкой участи ТАЛАНТ. Когда ТАЛАНТ в работе, он — АТЛАНТ. Когда ж спадает творческий накал, Он мучится, страдает, он — ТАНТАЛ. Из тех же букв, Из тех же самых букв Он создан для блаженства И для мук.
* * *
Крылья у правды не выросли, Ноги болят и томятся. Хочется правде стать вымыслом, Чтоб от земли оторваться. Нет в небесах справедливости: Высшие блага приемля, Хочется правдой стать вымыслу, Чтоб опуститься на землю.
* * *
Новые будни и новые праздники, Новые песни — все же, Старая классика, старая классика, Ты все мудрей и моложе. Время не старит тебя быстротечное, И не выходит из моды: Сейте разумное, доброе, вечное… В неурожайные годы.
  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Дистрофики», Феликс Давидович Кривин

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства