Боевые машины мира № 4. M1128 «Страйкер»
EAGLEMOSS COLLECTIONS
Текст: М. Князев
Художник: Андрей Аксенов Фотографии из архива М. Князева
Боевая машина MGS M1128 «Страйкер»
Семейство боевых бронированных машин «Страйкер» предназначено для оснащения механизированных бригад «Страйкер», созданных в начале 2000-х годов в армии США. Эти бригады занимают промежуточное положение между «тяжелыми» механизированными бригадами, вооруженными танками M1 «Абрамс» и БМП М2 «Брэдли», и легкими пехотными бригадами.
Тактико-технические характеристики ББМ М1128 «Страйкер»
БОЕВАЯ МАССА, т: 18,77.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6950, ширина – 2720, высота – 2640.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: обеспечивает круговую защиту от поражения 14,5-мм бронебойными пулями и осколками 152-мм снарядов при воздушном подрыве. При использовании навесной пассивной защиты Mexas массой 1300-1700 кг фирмы Ingenieurbiiro Deisenroth (Германия) лобовая проекция машины не поражается 30-мм бронебойным подкалиберным снарядом типа APDS с дистанции 500 м.
ДВИГАТЕЛЬ: Caterpillar 312616 JP8, дизельный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения мощностью 350 л. с.
ТРАНСМИССИЯ: Allison MD 3066Р, автоматическая шестиступенчатая.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 96.
ЗАПАС ХОДА, км: 482.
Боевая бронированная машина (ББМ) «Страйкер» разрабатывалась совместными усилиями американской компании General Dynamics Land Sistems и канадской General Motors Defence на базе канадского бронетранспортера (колесной боевой машины пехоты) LAV III Kodiak. Последний, в свою очередь, является версией швейцарской КБМ Piranha III. Свое название ББМ «Страйкер» получила по фамилиям двух американских солдат, награжденных за храбрость «Медалью почета»: Стюарта С. Страйкера, погибшего во время Второй мировой войны, и Роберта Ф. Страйкера, убитого во Вьетнаме.
Первой ББМ этого семейства, поступившей на вооружение армии США, стал бронетранспортер М1126. Компоновка ББМ, наиболее распространенная в последние десятилетия в мире: двигатель находится спереди справа, слева от него – отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Место командира машины – справа, позади двигателя, левее его может располагаться командир десанта. Среднюю и кормовую части корпуса занимает десантное отделение, вмещающее девять пехотинцев в полном снаряжении. Они размещаются на сиденьях вдоль бортов, лицом друг к другу, справа – четверо, слева – пятеро, включая командира подразделения.
Бронетранспортер М1126 «Страйкер»- базовая машина семейства.
Контекст
Гибкая альтернатива
К настоящему времени в армии США развернуто семь бригад «Страйкер», в каждой из которых по штату, помимо другой техники, имеются 308 ББМ «Страйкер» разных модификаций. В отличие от громоздких по своему составу дивизий бригады имеют облегченную и более гибкую структуру, обладают большей мобильностью и маневренностью.
Базовая конструкция
Корпус «Страйкера» сварен из броневых листов, выполненных из стали марки 160, однако бронезащиту пришлось усилить: на корпус с помощью болтов навесили 132 керамические пластины Mexas 2С, что позволило защитить машину от 14,5-мм пуль и осколков снарядов. По опыту первых месяцев боевых действий в Ираке было принято решение установить на бронетранспортер комплект реечной бронезащиты «Слэт» – решетчатые экраны, размещенные на расстоянии 400 мм от корпуса. Установка экранов повысила уровень защищенности «Страйкера» от ПТУР и гранат РПГ.
В ходовой части машины (колесная формула 8x8) используются армированные пулестойкие шины Michelin XML 12.00xR20. Колеса оснащены системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, позволяющей существенно повысить проходимость машины на бездорожье, слабых грунтах и на снегу. Со спущенными шинами «Страйкер» может двигаться со скоростью до 50 км/ч. Тормоза – гидропневматические, задние колеса оснащены антиблокировочной системой. Подвеска – гидропневматическая с гидравлическими амортизаторами.
В варианте бронетранспортера «Страйкер» оснащен универсальной дистанционно управляемой установкой М151 «Протектор». В ней может быть размещен 12,7-мм пулемет М2НВ или 40-мм автоматический гранатомет Мк 19. В обоих случаях на специальной приставке-адаптере возможно размещение 7,62-мм пулемета М240. В нижней части установки смонтированы четыре блока дымовых гранатометов М6 – 16 стволов. Боекомплект машины состоит из 2000 патронов калибра 12,7 мм или 480 40-мм гранат, 16 дымовых гранат и 3200 патронов калибра 7,62 мм. Для дистанционного наведения вооружения на модуле М151 установлены цветная видеокамера с 30-кратным увеличением, тепловизор, лазерный прицел-дальномер, с помощью которого на дальности до 6 км возможно определение дистанции к цели с точностью до 2,5 м. Модуль может разворачиваться на 360°, вертикальное наведение возможно в пределах от -20° до +55°. На «Страйкере» установлена система цифровой передачи данных АСУ FDCB2 тактического звена «бригада и ниже». С ее помощью ведется обмен информацией, на интерактивной карте отображается единая картина оперативно-тактической обстановки, расположения на поле боя сил и средств, как своих, так и противника, включая объекты тылового обеспечения. Кроме того, осуществляется обмен текстовой и графической информацией с командованием бригады, с другими подразделениями, между отдельными машинами. Получаемая информация автоматически передается по всей задействованной сети тактической группировки. В распоряжении командира десанта также имеется дисплей, и он получает такой же объем информации, как и командир машины.
Основные сведения
Заказчик: армия США
Вид: мобильная система огневой поддержки
Разработчик: General Dynamics Land Sistems и General Motors Defence
Производитель: General Dynamics Land Sistems и General Motors Defence, с 2005 г. – General Dynamics Land Sistems
Годы производства: с 2003 г.
Годы эксплуатации: с 2003 г.
Количество выпущенных машин: 4187 единиц на август 2012 г.
M1128 «Страйкер» в Афганистане, 2008 год.
Семейство ББМ
Бронетранспортер М1126 «Страйкер» лег в основу создания целого семейства ББМ, в которое входят следующие машины:
¦ М1127-боевая разведывательная машина;
¦ M1128 – боевая машина с тяжелым вооружением;
¦ М1129 -120-мм самоходный миномет;
¦ М1130 – командно-штабная машина;
¦ М1131 – машина огневой поддержки;
¦ М1132 – инженерная машина;
¦ M1133 – санитарно-эвакуационная машина;
¦ М1134 – самоходный противотанковый комплекс;
¦ М1135 – машина радиационно-химической и биологической разведки.
Боевая машина с тяжелым вооружением (БМТВ) М1128, фактически представляющая собой САУ на колесном шасси, оснащена малозаметной (низкой архитектуры) башней General Dynamics Low ProfileTurret (LPT) и 105-мм пушкой М68А1Е4 с автоматом заряжания, что позволило снизить численность экипажа до трех человек (командир, наводчик, механик-водитель). Использование башни типа LPT существенно уменьшило общую массу машины по сравнению с башнями традиционной конфигурации и, кроме того, позволило вести стрельбу по целям значительно меньшего размера. Однако необходимость создания нормально функционирующего автомата заряжания явилась одной из причин, по которой эта машина не была принята на вооружение в назначенный срок. В самой последней модификации используется магазин карусельного типа на восемь снарядов, а также компенсатор противооткатного устройства на 10 снарядов (установлен в задней части корпуса) для пополнения магазина.
105-мм пушка М68 представляет собой американский лицензионный вариант знаменитой английской пушки L7. Она устанавливалась на танках М60 всех модификаций и на первом варианте «Абрамса» – М1. Ствол пушки имеет длину 51 калибр (5540 мм). Он изготовлен из высоколегированной стали электрошлакового переплава методом автофретирования, канал ствола хромирован. Для замены ствола предусмотрено его быстроразъемное соединение с казенником, выполненное в виде секторной многозаходной резьбы.
В боекомплект пушки входят выстрелы с бронебойно-подкалиберными снарядами с отделяющимся поддоном М735 с сердечником из вольфрама, М774 и М833 с сердечником из обедненного урана, осколочными М494, кумулятивными М465 и дымовыми М416.
«Страйкер» на учебных стрельбах в окрестностях Кандагара. 2070 год.
Технические недоработки
Боевые машины М1128 предназначены для оснащения подразделений взводного уровня. При этом на вооружении каждого из взводов в составе роты «Страйкер» будет три боевые машины с такими установками, а в каждой бригаде, соответственно, 27 установок М1128. Командование армии США склоняется к тому, что задача БМТВ М1128 должна состоять не в уничтожении танков и других бронированных машин, а в том, чтобы обеспечить пехотным подразделениям возможность ведения огня прямой наводкой, то есть «пробить брешь в стене или взорвать бункер». Такой подход представляется несколько странным, поскольку, строго говоря, танковая пушка для решения подобных задач не предназначена.
Впрочем, помимо концептуальных, при эксплуатации уже первой партии «страйкеров» М1128 выявились вполне реальные технические проблемы. Прежде всего из-за отсутствия стабилизации оказалось невозможным ведение прицельного огня с ходу. Да и вообще стрельба в движении из этой машины представляется весьма проблематичной, во всяком случае, судя по тому, как ведет себя «Страйкер» при стрельбе с места. БМТВ плохо «держит» отдачу полноценной 105-мм танковой пушки, всегда славившейся своей немаленькой дульной энергией. При выстреле даже в продольной плоскости корпус машины сильно заваливается на корму. Кроме того, сильное дульное пламя и возникающая значительная ударная волна требуют от пехотинцев держаться подальше от машины, предназначенной для их поддержки. Критиковался военными и слишком маленький боекомплект, а также трудности, возникающие при переброске М1128 по воздуху. Дело в том, что масса БМТВ превышает грузоподъемность самолета С-130, поэтому приходиться снимать с машины оборудование, комплект экранов, а иногда даже пушку.
Основные даты
¦ Октябрь 1999 г. – начало проектирования
¦ Ноябрь 2000 Г. – заключение первого контракта
¦ 2003 г. – принятие на вооружение армии США ББМ М1126 «Страйкер»
¦ 2003 г. – боевое крещение ББМ «Страйкер» в Ираке
¦ 2006 г. – начало поступления на вооружение варианта М1128
М1128 «Страйкер» на учениях в Европе.
«Страйкер» М1128.
ББМ M1128 «Страйкер»
Боевая машина с тяжелым вооружением М1128 «Страйкер». 1-й батальон 21-го пехотного полка 2-й бригадной боевой группы 25-й пехотной дивизии армии США. Южная 9 Корея, лагерь «Кейси», американо-южнокорейские учения FOAL EAGLE, март 2012 года.
1 Пушка. 105-мм нарезная пушка М68А1Е4 с длиной ствола 51 калибр. Ствол пушки изготовлен из высоколегированной стали электрошлакового переплава методом автофретирования. Пушка снабжена эжекционным устройством для продувки канала ствола.
2 Керамическая плита. На корпусе машины с помощью болтов навешены 132 керамические плиты MEXAS 2С. Это обеспечивает защиту в лобовой проекции от 30-мм бронебойных подкалиберных снарядов с дистанции 500 м.
3 Колесо. Все колеса – ведущие, с армированными пулестойкими шинами Michelin XML 12.00xR20.
4 Топливный бак. Два топливных бака общей емкостью 200 л установлены по обоим бортам на корме вне броневого корпуса.
5 Светотехнический блок состоит из фары, подфарника, габаритного огня и антенны приемника спутниковой навигационной системы.
Французские танки в 1930 году
Ориентация на оборону
Деталь танка В1, хранящегося в Музее бронетехники в Сом юре (Франция).
В конце 1930-х годов французская армия считалась самой могучей в мире. У нее не только было больше танков, чем у немецкой, но многие виды ее боевых машин значительно превосходили по характеристикам аналоги противников. Тем не менее на Западном фронте во время кампании 1940 года французские бронетанковые соединения проявили себя далеко не лучшим образом. Это объясняется не плохим вооружением, а скорее применением совершенно неподходящей стратегии.
Легкий танк Renault R35 на смотре войск в 1939 году. На башне виден сложный камуфляж, использовавшийся для этих танков.
Большинство французских танков, в частности Somua S35 и В1, во многом превосходили немецкие. S35 был, по-видимому, лучшим танком на Западном фронте в 1940 году. В нем сочетались три важнейшие характеристики: скорость, бронирование и огневая мощь, благодаря чему по эффективности он сильно опережал немецкий танк того же периода. Однако у французской техники были и недостатки. Так, серьезным минусом оказалась небольшая башня, что ограничивало численность экипажа: командир танка был вынужден осуществлять общее командование, руководить стрельбой, вести огонь из пулемета, заряжать и наводить на цель пушку. Если же он к тому же был командиром взвода, роты или батальона, то возлагавшиеся на него обязанности требовали качеств сверхчеловека. Другой проблемой была нехватка аппаратуры связи: приблизительно 80% французской бронетехники не имело радио. И наконец, малая вместительность топливных баков и повышенный расход топлива сильно ограничивали автономность французских боевых машин. Следует добавить, что процесс заправки танков был чрезвычайно долгим (например, В1 и В1 bis заправлялись почти четыре часа!). Поэтому французские танки годились лишь для поддержки пехоты, но не для военных действий, требующих длительных перемещений.
Французский танк В1 готов начать бой с немецкими машинами. Май 1940 года.
Отголоски Первой мировой
Эти недостатки были результатом исключительно оборонительной стратегии, продиктованной страшными потерями, которые понесла страна во время Первой мировой войны. Французские стратеги приняли оборонительную политику, ориентируясь на линию Мажино. На эту систему укреплений, построенную вдоль границы с Германией и считавшуюся в то время неприступной, Франция потратила основную часть военного бюджета 1930-1936 годов. Вопросы моторизации армии и создания современной бронированной техники были отодвинуты на второй план, в то время как немцы вплотную занимались модернизацией вермахта.
Лишь после того как в октябре 1933 года Германия отказалась участвовать в конференции по разоружению и вышла из Лиги Наций, Франция осознала, что агрессивная наступательная политика Гитлера угрожает в первую очередь именно ей. Это побудило правительство срочно заняться перевооружением армии. Именно тогда начали выпускать танки. Но они были совершенно не приспособлены к новой тактике войны! По-прежнему производилось много легких танков Renault R35 и Hotchkiss Н35, было выпущено свыше 1300 единиц модели, вооруженной 37-мм танковой пушкой, которая уже в 1939 году доказала свое бессилие против современной броневой защиты.
Немецкий офицер инспектирует французские танки Renault FT 17 танк R35 (на заднем плане) на площади Суассона. Июнь 1940 года. Многие из этих танков позднее использовали немецкие войска.
От одиночек к дивизии
Кроме того, эта же стратегия предписывала одиночное использование танков в бою, за исключением танковых дивизий (DCR) и легких механизированных дивизий (DLM). Большая часть боевых машин была распределена по всей армии, чтобы поддерживать пехоту, и сковывалась медленной тактикой последней. В лучшем случае танки группировали в самостоятельные батальоны. Идею создания настоящих танковых мобильных дивизий во Франции впервые подал генерал Думенк в 1929 году. Немного позднее, в 1934-м, подполковник Шарль де Голль предложил сформировать новую «элитную армию» – мобильные танковые силы. Однако французское правительство не пожелало принять эту идею, так как создание танковых войск противоречило преимущественно оборонительной политике того времени. Когда же в 1936 году Франция наконец решила сформировать две бронетанковые дивизии, этот вопрос пришлось отложить на несколько лет, потому что танков (особенно В1) на тот момент было недостаточно. И только в январе 1940 года появились 1-я и 2-я танковые дивизии DCR. Их первоначальный состав был вдвое меньше предполагаемого. В марте того же года сформировали 3-ю дивизию, а в мае – 4-ю, ее командиром стал сам Шарль де Голль.
Хотя в начале конфликта Германия лучше сумела использовать свои танковые силы, именно французы создали в 1933 году первую в мире танковую дивизию: 4-ю кавалерийскую дивизию превратили в 1-ю легкую механизированную. Она представляла собой полностью механизированное бронетанковое соединение (хоть ее и называли легкой) и имела в своем составе около 190 танков S35 и Hotchkiss Н35,69 Renault AMR35 и 48 бронеавтомобилей AMD Panhard, то есть всего более 300 единиц бронетехники, которые позднее были использованы немецкой танковой дивизией. В 1936 году была сформирована 2-я легкая механизированная дивизия, а в 1940-м-3-я.
Первые броневики первой мировой
«Напутственное молебствие» на Семеновском плацу в день отправки 1-й автопулеметной роты на фронт. 19 октября 1914 года.
Первыми русскими серийными бронеавтомобилями стали машины 1-й автомобильной пулеметной роты, формирование которой началось вскоре после начала Первой мировой войны.
17 августа 1914 года Военный министр генерал-адъютант Сухомлинов вызвал к себе лейб-гвардии Егерского полка полковника Добржанского и предложил ему сформировать «бронированную пулеметную автомобильную батарею». Спустя два дня последовал соответствующий приказ Военного министра.
Из имевшихся в наличии автомашин для бронирования выбрали легковые шасси Русско-Балтийского вагонного завода типа С24/40 с двигателем мощностью 40 л. с. Работами по бронировке занималась бронепрокатная мастерская №2 Ижорского завода Морского ведомства.
Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» после боя. Февраль 1915 года.
Первый серийный выпуск
Вооружение бронемашин состояло из трех пулеметов «Максим», расположенных треугольником, что давало возможность всегда иметь в бою два пулемета. Разработанные полковником ГАУ Соколовым станки и скользящие на роликах щиты позволяли броневику иметь обстрел на 360°. При этом один пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса, один в кормовом, третий же был «кочующим» с левого на правый борт машины и наоборот.
Броневики защищались хромоникелевой броней особой закалки, приклепанной к шасси и стальному каркасу. Толщина передней и задней стенок бронекорпуса составляла 5 мм, бортов – 3,5 мм, крыши – 3 мм. В поперечном сечении корпус броневика представлял собой шестиугольник с несколько расширенной верхней частью. Наклонное расположение бортов позволило уменьшить толщину брони без ущерба для пулестойкости при стрельбе с расстояния 400 шагов. Экипаж состоял из офицера, шофера и трех пулеметчиков. Боекомплект – 9 тыс. патронов в ящиках с лентами. Боевая масса броневика составляла 2960 кг (185 пудов).
Экипаж «Руссо-Балта» выкатывает подбитый броневик из-под огня. Рисунок неизвестного автора, 1915 год.
Уже в процессе постройки этих машин стало ясно, что они будут малопригодны для действий «против неприятеля скрытого в окопах, против укрыто поставленного пулемета или бронированных автомобилей противника». Поэтому в конце октября 1914 года изготовили пушечный броневик на шасси 4-тонного автомобиля фирмы «Маннесманн-Мулаг». Машина имела полностью бронированную кабину и открытый сверху кузов, в котором за коробчатым щитом большого размера была установлена 47-мм морская пушка Гочкиса. Там же находился пулемет, который мог переставляться с борта на борт. Еще один пулемет для стрельбы вперед находился в кабине. Кроме того две 37-мм автоматические пушки Максима-Норденфельда установили на 3-тонные грузовики «Бенц» и «Олдайс», не забронированные из-за недостатка времени.
Контекст
Удачный задел
Первыми на русском фронте бронеавтомобили применили немцы. В качестве ответного шага сначала стихийно стали создаваться и русские броневики. Информация о фактах успешного применения броневиков на фронте как русскими, так и немцами, а также сведения о появлении аналогичных машин у союзников по Антанте, побудили Военное ведомство России поставить вопрос о развертывании заводского производства этих боевых машин.
Формирование автопулеметной роты
1-ю автомобильную пулеметную роту сформировали быстро – всего за полтора месяца. В ее состав вошли четыре взвода бронеавтомобилей и один автомобильный пушечный взвод, включавшие 9 пулеметных и 1 пушечный броневики. 19 октября 1914 года после «напутственного молебствия» на Семеновском плацу в Петрограде рота отправилась на фронт.
Находясь в оперативном подчинении штаба 2-й армии, она вступила в бой уже в ноябре под Лодзью. Об эффекте, который произвело появление броневиков, и об интенсивности их действий можно судить по следующим примерам.
«Во время боев 9 и 10 ноября 1914 года в составе Ловичского отряда шесть пулеметных машин роты прорвались через занятый неприятелем город Стрыков, а два пушечных поддерживали огнем наступление 9-го и 12-го Туркестанских стрелковых полков. Немцы, попав между двух огней, были выбиты из города, понеся очень крупные потери. 20 ноября вся рота была расставлена в засады по дорогам в прорыве между 5-й армией и левым флангом 19-го корпуса у Пабьянице. На рассвете 21 ноября пятью бронеавтомобилями были уничтожены два полка немецкой пехоты, прорвавшиеся в охват левого фланга 19-гожорпуса, а автоматическая пушка взорвала передок выезжавшей на позиции батареи».
«Руссо-Балты» 1-й автопулеметной роты, замаскированные на дороге под Праснышем. Весна 1915 года.
Мужество солдат и офицеров
Несмотря на то, что бронирование машин не обеспечивало экипажам стопроцентной защиты, храбрости и мужества им было не занимать. В полной мере это продемонстрировал взвод штабс-капитана Гурдова.
«Прибыв в Пабьянице, командир 4-го взвода бронированных автомобилей, явившись к командиру 19 корпуса, получил в 3 часа ночи приказание выкатить по Ласскому шоссе,так как обнаружено было стремление немцев нажать на левый фланг нашего расположения. Автомобили подкатили в момент, когда левый фланг Бутырского полка дрогнул и подался назад. Немцы подступили вплотную к шоссе. В это время штабс-капитан Гурдов врезался в наступавшие густые цепи и открыл огонь на два фаса из четырех пулеметов с расстояния 100-150 шагов. Немцы не выдержали, прекратили наступление и залегли. Со столь близкого расстояния пули решетили броню. Все люди и штабс-капитан Гурдов ранены. Обе машины выведены из строя. Четыре пулемета подбиты. Отстреливаясь оставшимися двумя пулеметами, штабс-капитан Гурдов в 7 ч. 30 мин. утра, с помощью раненых пулеметчиков на руках откатил обе машины до наших цепей, откуда они были уже отбуксированы…»
За этот бой штабс-капитан Гурдов был награжден Орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени, став первым его кавалером в роте.
Пушечный броневик «Маннесманн-Мулаг» на улице Лодзи. 1914 год.
Пушечные броневики
Пушечные машины хорошо проявили себя в боях ноября – декабря 1914 года. Особенно успешно действовали грузовики с 37-мм автоматическими пушками. И это несмотря на отсутствие бронирования!
«Подойдя к окопам с пушкой на 1500 м, штабс-капитан Миклашевский открыл огонь по окопам, приютившись у стены сгоревшей хаты, под сильным ружейным огнем. Израсходовав все свои патроны (800) на отражение двух отбитых атак противника, штабс-капитан Миклашевский вернулся к перекрестку Папоротня. Докладываю, что штабс-капитан Миклашевский работал пушкою в открытую поставленной на платформе грузовика».
«Маннесманн» же оказался громоздок, неповоротлив, а фугасное действие 47-мм снаряда уступало «Норденфельду». В конце года он был сильно поврежден в бою и вышел из строя.
В марте 1915 года 1-я автопулеметная рота получила четыре бронеавтомобиля, заказанные Ижорскому заводу еще в ноябре 1914 года. По типу «броневики», они напоминали «Маннесманн-Мулаг», но в качестве базы использовались более легкие 3-тонные грузовики: два «Паккарда» с двигателем мощностью 32 л. с. и два «Маннесманна» с двигателем в 42 л. с. Вооружение этих машин состояло из 37-мм автоматической пушки, размещенной в кузове за щитом, и пулемета для обороны в ближнем бою. Пулемет не имел специальной установки и мог вести огонь как из кузова, так и из кабины, через открытый смотровой люк. Возимый боекомплект состоял из 1200 снарядов, 8000 патронов и 3 пудов (48 кг) тротила. Масса машины с экипажем из 7 человек равнялась 360 пудам (5760 кг), толщина брони – 4-5 мм.
В первых же боях новые пушечные бронеавтомобили показали отличные боевые качества. Так, 18 апреля 1915 года у деревни Бромерж два таких броневика, подойдя к проволочным заграждениям, огнем из пушек почти в упор разрушили и сожгли опорный пункт противника, перебив его гарнизон силой в роту. 1-я автопулеметная рота в течение почти всей войны не выходила из боев, за исключением трехмесячной передышки, вызванной ремонтом машин. Она активно участвовала в сражениях под Лодзью и Сохачевым, под Праснышем и Пултуском. В сентябре 1916 года рота, переформированная в 1-й бронедивизион, была передана в распоряжение 42-го армейского корпуса, дислоцировавшегося в Финляндии. Это объяснялось слухами о возможности высадки там германского десанта. Летом 1917 года 1 -й дивизион перевели в Петроград для подавления революционных большевистских выступлений, а в октябре, незадолго до переворота, отправили на фронт под Двинск, где в 1918 году часть его машин захватили немцы. Впоследствии несколько «руссо-балтов» и «Маннесманн-Мулаг» входили в состав автобронеотрядов Красной Армии и принимали участие в Гражданской войне.
Комментарии к книге «Боевые машины мира № 4. M1128 «Страйкер»», Автор неизвестен -- Военное дело
Всего 0 комментариев