«Храм Знамения Богородицы в Переславской Ямской слободе»

383

Описание

Вашему вниманию представляется краткая история церкви Знамения Богородицы в Переславской Ямской слободе и ближайших окрестностей, изложенная на основании информации найденной в архивах Москвы и Московской области. Данное издание, одно из серии буклетов по истории Московских церквей, было выпущено с целью освящения культовых сооружений и святынь города Москвы и популяризации истории взаимодействия церкви и государства, а также с целью возрождения краеведения в разных районах Москвы.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Храм Знамения Богородицы в Переславской Ямской слободе (fb2) - Храм Знамения Богородицы в Переславской Ямской слободе 12751K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Елена Анатольевна Мусорина - Сергей Иванович Выстрелков

ХРАМ ЗНАМЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ в Переславской Ямской слободе

Загорск. Вид на Трице-Сергиеву Лавру. 1988 год. Художник С. Бочаров

Храм во имя иконы Знамения Богородицы находится в древнейшем районе Москвы, на Переславской Троицкой дороге, которая ведет в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. По этой дороге в Москву ходил преподобный Сергий Радонежский во времена, когда предлежала великая работа спасать Отечество от ордынского ига. По этой дороге, в 1380 году направился благоверный князь Дмитрий (в последствии Донской) накануне Куликовской битвы к Троице, к великому пустыннику за благословением на великую брань с грозным врагом. В Смутное время по этой дороге в 1612 году пришло в Москву из Ярославля Второе Нижегородское ополчение земских ратей, освободившее Москву и Кремль от польско-литовских интервентов. В 1652 году у Троицкой заставы москвичи вместе с царем Алексеем Михайловичем встречали мощи святителя Филиппа, Митрополита Московского, перенесенные из Соловецкого монастыря. Отсюда их торжественно несли в Кремль. На месте встречи мощей святителя Филиппа при царе Алексее Михайловиче был поставлен дубовый Крест, над которым впоследствии сооружена была деревянная часовня. В 1742 году одна из застав Камер-Коллежского вала, Троицкая, стала концом 1‑ой Мещанской улицы. Позже ее назвали Крестовской заставой по стоявшей возле нее часовне, в которой находился Крест царя Алексея Михайловича. Потом крест был водружен на самой заставе.

Поезд царицы на богомолье. Художник В. Щварц

Понимая значение Троицкого пути, поколения русских царей совершали из Москвы в Сергиеву лавру крестные ходы для участия в молебнах о благополучии и процветании Российской Державы. Крестный ход русских царей шел от Кремля через Лубянку, Сухаревскую площадь, по 1‑ой Мещанской улице (ныне Проспект Мира), мимо Ростокино и Свиблово к Троице, в Сергиев Посад.

Храм Живоначальной Троицы на Капельках. Фото Н. А. Найденова. 1880-е годы

Храм св.мч. Трифона в Напрудном. Фото 2007 года

При царских богомольных походах к Троице у Троицкой заставы была «слазка», то есть государь сходил с коня и переодевался в дорожное платье. Часовня, получившая название «У Креста», принадлежала храму Живоначальной Троицы на Капельках и стояла на границе Троицкого и Трифоновского приходов на 1‑ой Мещанской улице. Храм Живоначальной Троицы на Капельках, как и часовня «У Креста» были сломаны в 1920–1930‑е годы. На месте часовни ныне стоит 7-этажный жилой дом (Проспект Мира, 71). А память об утраченной Троицкой церкви хранит Капельский переулок. Дубовый Крест из часовни находится в алтаре Иоанно-Предтеченского придела церкви Знамения Пресвятой Богородицы, что в Ямской Переславской слободе. Церковь эта по приделу именовалась еще «Иоанна Предтечи у Креста».

Храмовая икона св.мч. Трифона

Знаменской церкви принадлежала другая часовня. Она звалась «Красной» и вероятно была поставлена в 1757 году для сбора средств на построение каменной церкви Знамения Богородицы, вместо обветшавшей деревянной. Каменная часовня не раз перестраивалась, украшалась и была любима и массово посещаема жителями Переславской и Мещанской слобод и прибывающими в Москву по Ярославской дороге богомольцами. В часовне находилась чтимая икона Коронования Божией Матери. Часовня была разобрана в 1928 или 1929 годах. На месте ее теперь находится высокий дом № 70 по Проспекту Мира на углу Средней Переяславской улицы.

Храмовая икона св.мч. Трифона с частицами мощей

К Знаменской церкви с 1992 года приписан древнейший в Москве храм Трифона Мученика в Напрудном. Дворцовая Напрудная слобода находилась в XVII веке на месте древнего села Напрудного, известного с 1328 года, на месте современной Трифоновской улицы. Дворцовое село Напрудное упоминается в духовных завещаниях князей от 1328, 1353, 1356, 1389 годов. Село располагалось по обе стороны речки Напрудной, впадавшей в Неглинную. Слово «село» указывает, что уже в 1328 году здесь была церковь, а наименование в честь Трифона, к которому обращаются с молитвой по поводу бедствий в полях и огородах, соответствует назначению этого имения, где еще в 1699 году значился государев «воловий двор», в 1701 году перевезенный в Измайлово. При речке Напрудной был большой пруд, дававший возможность соколиной охоты на «мокрую» птицу, кроме обыкновенной «верховой». Наиболее вероятно, что нынешняя каменная Трифоновская церковь, вместо деревянной, была построена во второй половине княжения Василия III. При церкви было старинное кладбище. На дворе ее сохранялись надгробные камни 1570 года. Внутри сохранялось несколько древних икон XVI и XVII веков. Церковь возведена из белого камня. Обычно исследователи относили ныне существующее здание храма Трифона к XVI веку, но обнаруженный во время реставрации на южной стороне фрагмент надгробной надписи, как и материал, из которого выстроена церковь, позволили датировать его концом ХV столетия. На северо–восточной стороне алтарной абсиды снаружи была сделана в конце XVI – начале XVII веков роспись, изображающая св. Трифона с соколом на правой руке. Народная легенда связывает фреску с боярином Патрикеевым. Легенда рассказывает, что молодой царский сокольничий Иоанна Грозного Трифон Патрикеев, во время соколиной охоты, упустивший по какой–то оплошности царского сокола, получил чудесную помощь от святого Мученика Трифона, указавшего Патрикееву место, где находится порученный его наблюдению царской сокол, из-за потери которого он мог подвергнуться царской опале. В соколе можно видеть намек на соколиную охоту, некогда процветавшую у села Напрудного.

Храм св. мч. Трифона в Напрудном. Фото Н. А. Найденова. 1880-е годы

В 1800 году Москву посетил архимандрит Черногорского Владыки Митрополита Петра Негоша – Стефан Вукотич. Узнав о его прибытии, серебряных дел мастер Трифон Добряков предложил на свой счет соорудить раку для мощей св. мч. Трифона, находящихся в Черногории в Баке Котарской. Петр Негош прислал в благодарность Добрякову три частицы мощей от мученической главы св. Трифона. В 1812 году Добряков поднес эту святыню Александру I, а по окончании войны, в 1819 году она была помещена в церковь Трифона в Напрудном и вделана в икону св. Трифона. После закрытия церкви св. мч. Трифона в начале 1930‑х годов, икона эта была передана в не закрывавшуюся церковь Знамения в Переяславской слободе.

Старо-Екатерининская больница. Фото коннца XIX века

К 80‑м годам XIX века древняя маленькая церковь Трифона была почти полностью скрыта новыми церковными строениями. В феврале 1925 года, незадолго до своей кончины, литургию в храме служил Святейший Патриарх Тихон. В 1932 году новейшие церковные постройки были взорваны. Оставили только древнюю церковь. Фреска с ее стены в 1934 году поступила в Третьяковскую галерею из Центральных государственных реставрационных мастерских. Белокаменная церковь Трифона в Напрудном, является одним из первых храмов посадского типа, распространившегося на Руси в XVI веке. Особенно интересна звонница, расположенная на крыше северо-западного угла храма. Позднее на смену звонницам пришли колокольни.

Храм во имя иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость»

Большое владение церкви Трифона в Напрудном граничило с владением Старо-Екатерининской больницы для Чернорабочих (3‑я Мещанская улица, ныне Щепкина, 61). Ныне обе территории принадлежат Московскому областному научно–исследовательскому клиническому институту. С 1887 по 1923 годы больница называлась Старо-Екатерининской московской городской больницей, потом больницей им. А. И. Бабухина, с 1930 года – Московским областным клиническим институтом (МОКИ), затем МОКИ-медвуз. В Отечественную войну тут размещался эвакогоспиталь. С 1951 года – МОНИКИ.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Целительница». Фото 2007 год

Краткая история больницы такова. В феврале 1772 года на 3‑ей Мещанской улице, при выезде из Москвы был построен карантин для больных «моровой язвой» – чумой, свирепствовавшей в России в 1770–1775 годах. В 1776 году по указу Екатерины II в зданиях бывшего карантина была открыта больница, названная Екатерининской. В 1835 году в связи с открытием на Страстном бульваре новой Екатерининской больницы, больница на Мещанской стала называться Старо-Екатерининской. До 1843 года она предназначалась для арестантов, а затем – для чернорабочих. В 1870‑х годах, как по ветхости построек, так и по отношению вместимости, больница находилась в крайне неудовлетворительном состоянии. Поэтому решено было возвести новые строения по павильонной системе, преподанной профессором Павловым. Применяясь к этому, в 1875 году архитектор А. А. Мейнгардт построил ряд новых павильонов.

Фасад-чертеж здания приюта для выздоравливающих детей

При больнице, еще с XVIII века, существовала церковь во имя иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость». Новая церковь была выстроена архитектором В. П. Десятовым и освящена 3 ноября 1899 года. Наверху расположен главный храм во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радость, а внизу – придельная церковь Павла Исповедника, освященная 10 ноября 1899 года. Храм выстроен и украшен на средства домовладельца А. Л. Каверина, жившего напротив. Московские церковные ведомости так освещали открытие нового храма: «Храм размещается в больничном саду и выходит алтарной стеной на 3‑ю Мещанскую. Снаружи он очень красив и увенчан пятью главами с вызолоченными крестами; над западным входом сооружена шатровая колокольня, на которой размещаются колокола. Внутри храм поражает великолепием и красотою; широкий купол поддерживается четырьмя столпами. Величественный четырехъярусный иконостас художественно исполнен г. Терезою; святые иконы писаны в древнем стиле по вызолоченному фону; стены храма украшены живописью и орнаментами в древнем стиле; ко дню освящения, храмоздателем сооружена драгоценная утварь работы г. Хлебникова и облачения. В общем, устройство этого храма обошлось более чем в сто тысяч рублей. Освящение и литургию совершал Его Высокопреосвященство Владыка Митрополит Московский Владимир с местным благочинным, протоиереем Л. В. Рубиным, настоятелем храма о. Лебедевым и прочим духовенством. Пел Чудовской хор. После освящения храма были провозглашены уставные многолетия и «вечная память» отцу храмоздателя, рабу Божию Павлу. После литургии Владыка Митрополит обратился к храмоздателю с глубоко прочувствованным словом и благословил его иконой св. Александра Невского, сооруженной на средства служащих при больнице… Храм в честь св. Павла Исповедника находится в нижнем ярусе церкви, который предназначен для отпевания умерших в больнице…» Больничный храм был закрыт, вероятно, в 1922 году. Пятиглавие и шатер колокольни были снесены. Ныне в храме идут реставрационные работы.

Сухарева башня. Художник А. К. Саврасов. 1872 год

На севере больничного комплекса, близ Трифоновской улицы находится вторая, ныне закрытая церковь Старо-Екатерининской больницы – церковь в честь иконы Божией Матери Целительницы. Эта церковь являлась «церковью при анатомическом театре, освящена 22 мая 1881 года и выстроена из дерева». Впоследствии крест был сбит, внутри расположилось Бюро судебно–медицинской экспертизы Московского областного отдела здравоохранения. Абсида алтаря глядит прямо на улицу Щепкина, само же здание является крайним с севера строением Старо-Екатерининской больницы и уже мало чем напоминает церковь.

Шереметевский странноприимный дом. Фото 1910 года

При больнице работало Благотворительное Общество Старо-Екатерининской больницы. В 1891 году в Строительное отделение Городской Управы Обществом был направлен проект для согласования постройки в Больничном переулке (дом № 7) комплекса зданий приюта для выздоравливающих детей. В зданиях приюта были предусмотрены помещения детских спален, ванных комнат, ватер-клозетов, столовых, рукодельных, мастерских, учительских классов, комнат для проживания нянечек. В 1894 году в здании приюта была устроена церковь Воскресения Словущего, отмеченная снаружи главкой над серединой главного здания. В 1960‑х годах в церковной части здания размещалась библиотека. Наверху сохранялся еще луковичный барабан без креста. Ныне он сломан, осталось лишь основание барабана.

Дом № 64 по 1‑ой Мещанской улице занимала детская больница св. Ольги. В начале XX века в этой больнице работал врачом И. В. Русаков, в честь которого названа Русаковская улица в Сокольниках.

Переславская ямская слобода появилась в начале XVI века при царе Иоанне Грозном, когда после 1556 года ямщики были переселены от Сретенского монастыря к будущей Крестовской заставе. Земля ямщиков включала в себя Ямское поле, берега Красного пруда, простиралась от восточной стороны Мещанской слободы до Морового кладбища, что близ церкви прп. Параскевы Пятницы (Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище). Впоследствии на этих местах расположились подъездные пути железной дороги.

Малонаселенная местность за Земляным городом (за нынешним Садовым кольцом) стала интенсивно заселяться, когда после окончания Смутного времени из-за войны с Польшей, из разоренных западных русских городов сюда стали перебираться посадские люди (горожане), ремесленники и торговцы, называвшиеся мещанами от слова «место» – город. Постепенно здесь возникли четыре Мещанские улицы. Большую роль имели указы Петра I о роспуске стрелецких полков и отмене прикрепления ремесленников к слободам. Значительно облегчалась и стала потом массовым явлением скупка мелких дворов под обширные усадьбы. Петром I на 1‑ой Мещанской улице был основан Аптекарский сад при медико–хирургической академии. Он служил для разведения медицинских растений. В 1805 году сад был куплен Московским Университетом и переименован в Ботанический.

Фасад главного дома усадьбы Долговых

Сухарева башня (сломана в 1930‑х годах) хранила память о некогда располагавшемся здесь стрелецком полку стольника и полковника Лаврентия Сухарева. Первоначально это были деревянные Сретенские ворота постройки 1692–1699 годов. Во времена обострения отношений Петра с правительницей Софьей, узнав о стрелецком заговоре, он спешно покинул Преображенское и уехал в Троице-Сергиев монастырь. Туда к нему пришли потешные полки, а из стрелецких первым встал на его сторону полк Лаврентия Сухарева. В благодарность Сухареву Петр решил на месте старых Сретенских ворот, соорудить каменные и поместить памятную таблицу, с надписью о том, что здесь размещался полк стрелецкого полковника Лаврентия Сухарева. Затем над воротами был надстроен второй этаж, где поместилась первая русская математическая и мореходная школа, в 1715 году переведенная в Северную столицу.

Дом Кузнецовых на 1-й Мещанской улице

На месте старого царского литейного двора почти напротив Сухаревой башни в конце XVIII века был построен графом Н. П. Шереметевым странноприимный дом и больница с обширным садом, простиравшимся до Протопоповского переулка. Ныне это Институт скорой помощи им. Склифосовского.

Столовая в русском стиле в доме Кузнецова на 1-й Мещанской улице. Фото из фонда М. Золотарева

В XVIII–XIX веках район бывших Переславской, Мещанской и Сокольничьей слобод приобретает популярность у дворян, купцов и крупных промышленников, которые стали покупать, арендовать и интенсивно застраивать земли этого района Москвы. Здесь осели Набилковы, Перловы, Фирсановы. Возникли прекрасные особняки, доходные дома, многочисленные магазины и лавки, промышленные предприятия, благотворительные учреждения, учебные заведения. На 1‑ой Мещанской улице находились владение и особняк (дом № 14) купца 1‑ой гильдии Л. И. Долгова, занимавшегося заграничной торговлей, доходный дом (№ 19) купца А. Ф. Чулкова. Дома № 32 и № 60 принадлежали купцу И. К. Баеву. Огромное владение на 1‑ой Мещанской улице было приобретено у князя Долгорукова представителями крупнейшей в России фарфоровой династии Кузнецовыми, владевшими главными фарфоро-фаянсовыми предприятиями России, – Дулевской, Рижской, Тверской, Будянской, Дмитровской, Рыбинской фабриками. Все постройки владения Кузнецовых были спроектированы архитектором Ф. О. Шехтелем. Готические мотивы Шехтелю задал Савва Морозов для своего дома на Спиридоновке. Этот же стилистический ход избрали для отделки своего жилого дома (№ 41) и Кузнецовы. «С двух сторон были сделаны подъезды к дому с арочным оформлением на колоннах. Интерьеры этого особняка, как и других жилых помещений, примыкающих к основному строению, были роскошно отделаны. В одних комнатах были стены и потолки с лепниной, в других – отделанные дубом, материей, живописью, изразцами. Полы мозаичные и паркетные дубовые. Двери дубовые и сосновые, крашеные. Зеркальные стекла в дубовых оконных рамах, подоконники мраморные и сосновые, печи голландские, духовые, русские, плиты и камины, лестницы каменные. Здесь, как и во всех жилых домах был проведен водопровод; ватерклозет и ванные соединены с уличной канализацией. В этой усадьбе были предусмотрены все удобства для проживания огромной семьи Кузнецовых. В подсобных помещениях имелись прачечные с паровым котлом, машина для водяного отопления, керосиновый двигатель, динамомашина и аккумуляторная для электрического освещения всего владения, конюшни, каретные сараи, гараж для автомобиля, погреба, ледники и прочие хозяйственные пристройки. Во флигелях, объединенных в одно строение, была оборудована домовая церковь Кузнецовых, освященная во имя апостола Матфея. Здесь же находилась знаменитая столовая в русском стиле, выполненная Шехтелем. Украшением столовой были изразцовая печь, изразцовые панели на стенах, многочисленные образцы керамической посуды, выполненные на кузнецовских фабриках. Именно эту столовую указывает Ф. О. Шехтель в перечне своих работ, представленном в 1902 году комиссии на утверждение архитектора в почетном звании академика. Часть этой изразцовой столовой сохранилась в архитектурном музее Москвы».

План больницы имени братьев Бахрушиных

Непременной частью деятельности богатейших купеческих династий России была благотворительность. В благотворительной деятельности каждой предпринимательской династии были свои особенности. Кузнецовы строили при своих фабриках храмы, молельные дома, больницы, богадельни, детские сады, ясли, школы, училища, народные библиотеки. Бахрушины стремились создавать благотворительные учреждения в основном общегородского значения.

Набилковская богадельня. Фото 1910 года

На Сокольничьем поле братья Бахрушины построили Городскую больницу. В 1891 году братья обратились в Городскую Управу с просьбой «о прирезке к Городской больнице имени Потомственных почетных граждан Петра, Александра и Василия Бахрушиных на Сокольничьем поле городской земли для постройки дома призрения для неизлечимо больных». Управой было постановлено к владению к Городской больницы им. п. п.гр. Бахрушиных отвести из соседней городской пустопорожней земли 573,4 кв. саженей. Здание для призрения неизлечимо больных было построено на пожертвованный братьями Бахрушиными капитал.

Дом дешевых квартир Солодовникова. Фото 2007 года

В 1895 году Бахрушины обратились в Московское Городское Управление с просьбой отвести участок земли и обеспечить там устройство водопровода в целях основания убежища для детей, покинутых родителями. На выделенные ими 150 тысяч рублей в Сокольничьей Роще, за линией Ярославской дороги был построен городской сиротский приют. Мальчики-сироты воспитывались там до совершеннолетия, они были распределены по группам по 25 человек. Каждая группа располагалась в отдельном небольшом домике. В приюте были мастерские для обучения ремеслам.

В районе Сокольников были и другие благотворительные заведения. Это – Ермаковские больница и богадельня, Туберкулезная больница имени Четвериковой, Убежище для детей и Дом призрения Назаровых, Дом призрения Боевых.

В Мещанской части в Протопоповском переулке (дом № 25) в 1828 году купцом Набилковым была построена богадельня, а на 1‑ой Мещанской находилось Набилковское коммерческое училище. По 4‑ой Мещанской – богадельня Солдатенкова. По 2‑ой Мещанской улице числились Дома дешевых квартир Солодовникова.

Здание Рижского (Виндавского) вокзала

В декабре 1904 года по завещанию и на деньги Солодовникова городом был приобретен для постройки дешевых жилищ имени Солодовникова участок земли, принадлежащий В. И. Смирнову, находящийся на 2‑ой Мещанской улице между Трифоновским и Напрудным переулками, мерою 1548 кв. саженей. В марте 1905 года душеприкащики умершего Действительного Статского Советника Г. Г. Солодовникова, Члены Дома Нижегородско-Самарского Поземельного Банка в Москве, сообщили Московской Городской Управе, что хотят выкупить еще одни участок земли, принадлежащий Малышеву, на 2‑ой Мещанской улице, для постройки дешевых семейных квартир, в количестве 1124 кв. саж. по цене 47 рублей за сажень, при расходах по купчей за душеприкащиков счет. Строительство комплекса дешевых квартир для малоимущих им. Солодовникова началось в сентябре 1905 года и окончилось в 1906 году, по проекту архитектора Т. Я. Бардта. Один корпус дома на 200 комнат предназначался для проживания малоимущих семейных граждан (ныне ул.Гиляровского № 57), другой, на 1173 комнаты – для одиноких (на углу Напрудного переулка, ныне дом № 65). При городских домах дешевых квартир Г. Г. Солодовникова была устроена часовня во имя Донской иконы Божией Матери. В 1960‑е годы жильцы из домов были окончательно выселены, и в них разместились Российский союз потребительских обществ и ВНИИАЛМАЗ.

Рижский вокзал. Музейные экспонаты железнодорожной техники

Достопримечательностью местности вблизи Крестовской заставы по праву считается здание Рижского (Виндавского вокзала). Оно выделяется красивым наружным фасадом в старинном русском стиле и состоит как бы из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Украшают здание практически все элементы, встречающиеся в русской архитектуре XVII века – разнообразной формы окна, наличники, кокошники. Особенно торжественной была центральная часть вокзала с крытым крыльцом, удобным входом. Вокзал обоснованно считался самым удобным для пассажиров и был во многом технически совершенен. Он имел свою электростанцию, что освещала помещения и платформы. В связи с ростом внешней торговли высочайшим Указом Николая II от 2 марта 1897 года потребовалось создание кратчайшего, бесперегрузочного пути из «старой столицы» к незамерзающим портам Прибалтики – Виндаве (ныне Вентспилс), Риге. Торжественное открытие Виндавского вокзала в Москве состоялось 11 сентября 1901 года. Современники единодушно отметили большой вкус и грамотность конструкции молодого Петербургского архитектора С. Бржозовского, автора Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Дитриха. Со времени постройки и до 1930‑х годов вокзал назывался Виндавским, затем Балтийским, Ржевским, и с 1946 года – Рижским. Площадь Рижского вокзала до 1917 года носила название Крестовской площади. На территории Рижского вокзала располагается музей натурной железнодорожной техники, где экспонируются 47 уникальных образцов – паровозов и локомотивов, свидетелей и участников развития железнодорожной отрасли России.

Церковь в Переславской слободе возникла с переселением ямщиков при царе Иоанне Грозном, то есть после 1556 года. В слободе для себя ямщики поставили деревянный храм, названный по тезоименитству царя в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Возможно, что на этом месте храм или часовня в Переславке существовали еще до возникновения Ямской слободы. Придел свт. Николая известен с 1628 года. В 1712 году храм сгорел. Новый деревянный выстроен в 1713 году, причем главный престол освящен уже в честь иконы Божией Матери «Знамение». Каменный храм строился с 1757 года, «построен тщанием прихожан и других доброхотных дателей и освящен в 1765 году». Престолов в церкви три: в настоящей холодной – во имя Знамения Пресвятыя Богородицы; в приделах, в южном – во имя Предтечи и Крестителя Иоанна, в северном – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Иван Грозный на моленье. Художник В. В. Пукирев. 1884 год

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» – благословение древних новгородских земель, на которых началось правление Рюриковичей, откуда пошло Государство Российское. Чудотворная икона «Знамение» – первая из русских икон, которая стала источать слёзы. Икона прославилась в 1169 году. Суздальский князь задумал завоевание Новгорода. Со многих земель к нему были посланы дружины. «Единых бо князей тогда бяше 72», – говорится в древней летописи. Ночью, накануне штурма Новгородский архиепископ Иоанн услышал голос, который велел ему вознести на стену икону Божией Матери из Спасской церкви – и «узриши спасение граду». На следующий день владыка вынес икону и поставил ее на городской стене. Одна из неприятельских стрел вонзилась в икону, и икона ликом обратилась к городу, источая слезы. Святитель Иоанн, приняв их на свою фелонь, воскликнул: «О чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам Знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града».

Храмовая икона Божией Матери «Знамение»

Знамение милосердия Божия воодушевило новгородцев, они отбили городские ворота, а затем ворвались в сам неприятельский стан. Так икона получила свое название. Для нее новгородцы построили собор Знамения Богородицы. Праздник святой иконе Знамения, установленный новгородцами 27 ноября/10 декабря, вскоре приняли все русские княжества. В последствии списки с Новгородской иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы получили распространение по всей Руси.

Ямщик. Фото начала XX века

В приходе церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Ямской Переславской слободе жили разного звания люди. При церкви было приходских, вместе со священно-церковнослужительскими дворов 67, «в коих мужеска пола 320, женска 386 душ». Содержание свое священно–церковнослужители имели от приходского дохода. Сверх того, получали деньги от поземельного дохода, поскольку при церкви имелось большое количество земли: усадебной, то есть предназначенной для строительства жилых домов, 3 десятины 1441 кв. саженей и полевой писцовой 57 десятин 336 кв. саженей. Писцовая полевая земля отдавалась по контрактам внаем под огороды за 3200–4000 рублей в каждый год. И эта сумма, как записано в Московской Духовной Консистории, дана на пропитание причта. Дома священно–церковнослужителей были собственные, деревянные, построенные на церковной усадебной земле. В церковной ведомости за 1829 год упоминается каменная часовня, «состоящая в приходе сей церкви, которая будучи повреждена от случившегося в 1827 году пожара еще не исправлена; о исправлении которой впрочем в том же году подано Духовному Начальству прошение». В документе речь идет о «Красной» часовне, где находилась чтимая икона Коронования Божией Матери.

План морового кладбища у Крестовской заставы

В приходе церкви, в том числе и на церковной земле, домовладения имели представители дворянского сословия, среди них тайный советник Николай Петрович Салтыков, князь Иван Федорович Голицын, графиня Наталья Александровна Толстая, брат ее граф Петр Александрович Толстой, генерал–майор Андрей Зиновьевич Дурасов. В этих домах постоянное жительство имели дворовые их люди, которые также являлись прихожанами церкви Знамения Богородицы в Переславской слободе. В приходе церкви жили купцы, мещане, полицейского и военного ведомства солдаты, шелковой фабрики содержателя Лазаря Назарова ткачи, а также экономические (ведомства Государственной Коллегии Экономии), монастырские оброчные и разных помещиков крестьяне. Но основное количество прихожан составляли ямщики Переславской слободы, перевозившие товары и седоков. Слово «ямщик» происходит от слова «ям». Ямами тогда назывались пункты отправления товаров и пассажиров, а также постоялые дворы, где останавливались проезжие.

Ворота Крестовской заставы. XVIII век

В мае 1825 года в Московскую Духовную Консисторию обратились священник с причтом церкви Преподобной Параскевы, что на кладбище с прошением о пересмотре части владения Переславской слободы ямщиков у Морового кладбища в свою пользу. «Из Мещанской части было доставлено Московской Ямской Переславской слободы выборного Якова Шкиркина, и всех ямщиков объяснение, коим они показали: что состоящая за ними земля по древнему пожалованию значатся по писцовым книгам и генеральному 1766 года плану, как внутри города, так и во вне оного, начиная от Камер-Коллежского вала, вдоль Большой Троицкой дороги, до земли Дворцового села Алексеевского. Не доходя до межи села Алексеевского, как местоположение показывает 70 сажен, выкопана была яма, в которой были зарыты умерших от свирепствовавшей в Москве моровой заразы тела, и сие то место с того времени прозвано и теперь называется урочищем Моровым кладбищем. И после того, на сем месте умерших там более уже никогда не полагалось. В округе же оного морового кладбища, во все стороны, по самую границу села Алексеевского земля их, ямщиков, которая и по генеральному плану значится. А потом в 1772 году учреждены были для погребения тел городские кладбища, в том числе и означенное, ныне существующее Пятницкое. Отведено оно было на земле помянутого дворцового села Алексеевского, а не на их земле, которое от той моровой ямы чрез их же землю разстоянием находится до 70 сажен, и оная яма в Пятницком кладбище в одном составе никогда не состояла. После ж того из помянутой крепостной следует, что за Камер-Коллежским валом находящаяся и за ним отмежеванная земля, из их Ямского владения никому никогда не выбывала, и к церкви означенного Пятницкого кладбища, ими отдаваема не была»… В своем объяснении ямщики приводили мнение Государственного Совета от 4 марта 1812 года, где высочайше утвержденным 7 пунктом было повелено: «…Ямской земли за чертою города и в отхожих пустошах, оставить за теми слободами, которым по праву пожалования принадлежит…» К тому же, в объяснении ямщиков говорилось, что «противу онаго участка, за сделанную по Троицкому тракту межу, обязались они платить, и платят 6500 рублей, да к тому же сия земля и в Московской Казенной Палате числится за ними оброчною статьею, и поэтому показанная земля совершенно есть их крепостная». Тяжба длилась до 1833 года. В результате «Правительствующий Сенат, согласно с заключением г. Министра Финансов решил: «землю сию оставить по-прежнему в даче ямщиков, обязав их токмо, чтобы они ни в коем случае оной не разрывали, не распахивали и не застраивали. О изложении сего в Московское Губернское Правление с приложением подлинного дела послать указ, каковым уведомить г. Министра Финансов, Московского Военного Генерал-Губернатора и г. Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода».

Вид с Сухаревой башни на север в сторону Крестовской заставы

Ближайшими к Знаменской церкви были Троицкая, что в Капельках, и Трифоновская, что в Напрудной; обе расстоянием в версте. Приписных и домовых церквей в приходе не было.

Храм Знамения Богородицы в Переславской Ямской слободе. Фото Н. А. Найденова 1880-е годы

В 1832 году, после пожара, бывшего в Переславской Ямской слободе в 1827 году на церковные деньги была отремонтировна находившаяся на Большой Крестовской улице каменная часовня, принадлежавшая Знаменской церкви. В часовне находилась главная и весьма почитаемая святыня – икона Коронования Божией Матери.

Знаменский храм зимой

В 1840 году по причине небольшого пространства трапезной церкви, для устранения тесноты, в одной трапезной церкви, для большего помещения молящихся, разобрана была, отделявшая трапезу от холодной церкви каменная стена в арке. Взамен разобранной стены были сделаны стеклянные рамы по другой конец арки в стене холодной церкви, что значительно прибавило площади в трапезной церкви. Но пространство для растущего количества прихожан все равно оказалось недостаточным.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы осенью

В октябре 1851 года, в бытность церковным старостою Почетного гражданина Александра Адрианова Савельева, по предложению приходского священника Александра Семенова Каринского, было решено произвести некоторые переделки в храме, а именно вынуть стеклянную арку, отделяющую настоящую холодную церковь от теплых приделов и всю церковь сделать теплою. Для этого в настоящей церкви были поставлены голландские печи. Цель этого предприятия была в том, чтобы в зимнее время дать возможность всем и каждому без утеснения быть на молитве при богослужении.

В 1857 году часть прихожан с новым церковным старостой обратились в Московскую Духовную Консисторию с просьбой «о восстановлении в церкви арки, отделяющей теплую церковь от холодной, а устроенные в холодной церкви и не приносящие никакой пользы печи сломать. Поскольку, по неопытности ли архитектора или по другим причинам, неискусно сложенные в настоящей церкви четыре печки, нисколько не приносят тепла и не принесли пользы для церкви, кроме излишне безвозвратных расходов, утраченных в течение трех лет на отопление и освещение её».

Ночной вид Знаменского храма

По освидетельствованию, произведенному старшим Архитектором Правления IV округа Путей сообщения и Публичных зданий Козловским, при местном причте и прихожанах оказалось, что «устроенные в настоящей церкви печи доставляют при 25° мороза тепла совершенно достаточно. На стенах и сводах церкви по неоднократному наблюдению, никакой сырости не возникает, хотя иногда образуется от большого стечения народа, на поверхности масляной шпатлевки неизбежная влажность, которая в тот же день и высыхает». Архитектор Козловский также объяснил, что «существующие ныне в церкви печи, по своему устройству хотя и доставляют, как выше объяснено тепла достаточно, но когда оные будут приходить в ветхость, то при переделке их вновь, нужно будет употребить во внутрь их железные короба, гжельские кирпичи и трубы с достаточными поддувалами, после чего, как потребность топлива уменьшится, так и сухость в церкви будет чрезвычайная. Впрочем, топление печи нужно производить правильно и дровами хорошего качества».

Современный план храма

Но некоторые из числа прихожан, снова объявили, что они всё-таки желают отделить настоящую церковь от трапезной стеклянными рамами в арке, как было прежде. Другая же часть прихожан возражала, говоря о том, что «через таковое разделение церкви, значительно уменьшится помещение для прихожан, в особенности при многочисленном их стечении в праздничные дни, ибо в ней по правилам архитектурного размещения может помещаться молящегося народа до 200 человек, да и в совокупности с настоящею, только до 400 человек. А в приходе же нашем постоянных жителей насчитывается более 1000 душ. Следовательно, и в двух может помещаться менее половинного числа прихожан, не включая приезжающих на зимнее время из деревень поселян и проживающих в нашем же приходе, которые все в праздничные дни постоянно бывают в нашей церкви при Богослужении. При том приход наш увеличивается ежегодно постройкою новых домов, через что народонаселение значительно умножается, в особенности работающими на железной дороге. По сему предполагаем, что в скором времени необходимо будет расширить церковь новыми пристройками, а не уменьшать разделением аркою».

Памятная мраморная доска

Московская Духовная Консистория, выслушав оба мнения, вынесла решение: «вышеозначенное прошение некоторых прихожан Знаменской в Ямской Переславской слободе церкви об оставлении по–прежнему настоящей церкви холодною, с отделением аркою от теплой, оставить без уважения. Священнику означенной Знаменской церкви Каринскому и церковному старосте, Московскому купцу Анисимову вменить в обязанность, чтоб они сделанные г. Архитектором Козловским замечания приняли в соображение и руководствовались ими в случае переделки печей».

Живопись на сводах храма Знамения Пресвятой Богородицы

С 1845 года под Санкт-Петербургско-Московскую железную дорогу отошла писцовая священно-церковнослужительская земля, за которую церковь Знамения Божией Матери в Ямской Переславской слободе получила капитала 66250 рублей серебром. Каптал был обращен в 1860 году в непрерывно–доходные билеты Государственного Банка, процентных денег по которым получалось ежегодно 2650 рублей на содержание причта. В 1862 году из церковной усадебной земли было взято под Ярославскую и Саратовскую железные дороги еще 10244 кв. сажени сенокосной церковной земли.

В 1888 году алтари приделов вынесены вперед, в линию с главным. До нашего времени на южной стене трапезной над свечным ящиком сохранилась сообщающая об этой перестройке памятная мраморная доска: «По благословению Его Преосвященства Иоанникия митрополита Московского и Коломенского положено основание приделов во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна и во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца в присутствии местного о. благочинного и настоятелей храма протоиерея Федора Гавриловича Беляева и священника Василия Петровича Флерина при церковном старосте Московском купце Егоре Максимовиче Козлове и при членах, строителях храма Дмитрии Егоровиче Удальцове и Иване Ивановиче Безбородове 1888 года мая 22 дня». При этой перестройке боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным и застроена с боков колокольня – здание приобрело тот вид, который имеет сейчас.

В 1899 году Московские церковные ведомости писали об обновлении главного храма и приделов: «15 августа в церкви св. Иоанна Предтечи, что в Переславской слободе, близ Крестовской заставы было совершено освящение главного храма в часть иконы Знамения Божией Матери и придела в честь свт. Николая Чудотворца. Иконостасы в них вновь вызолочены, возобновлена церковная утварь, а стены художественно украшены живописью и орнаментами Я. Е. Епанечниковым. Освящение совершено настоятелем храма священником о. В. П. Флериным». А 29 августа был освящен обновленный придел св. Иоанна Предтечи: «Усердием ктитора и прихожан, частью на церковные деньги придел благолепно обновлен внутри: иконостасы вновь вызолочены, ризы на иконах позолочены, стены украшены живописью художником Я. Е. Епанечниковым, возобновлена утварь. Богослужение совершал местный Благочинный протоиерей П. В. Рубин с настоятелем храма при пении хора певчих и многочисленном стечении богомольцев».

План местности с железнодорожными подъездными путями

К началу XX века церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Ямской Переславской слободе была одной из самых богатых в Москве. Неподвижной суммы состояло в кредитных учреждениях 241084 рубля 57 копеек. Кроме того, при церкви имелось неподвижного капитала: а) 133800 рублей, проценты с которых шли на содержание Епархиального Дома; б) проценты с капитала 55100 рублей – на духовно-просветительские нужды Епархии; в) с капитала 55100 – на содержание местной церковно–приходской школы и в уплату долга по покупке в церковь причтовых домов. Означенные капиталы были получены церковью за отчужденную под железную дорогу причтовую землю. «Из означенных капиталов по указу Святейшего Синода от 24 декабря 1914 года выдано в ссуду Московской Успенской в Печатниках церкви 188000 рублей, из них получено 50000 рублей, в долгу остается 138000 рублей».

По записям, сохранившимся в церковных ведомостях, к 1916 году причт Знаменской церкви получал в кружечных доходах 1850 рублей в год. На содержание причта имелись также следующие «причтовые капиталы: 1) 67454 руб. в непрерывно-доходных билетах; 2) 124100 руб. в Свидетельствах Государственной 4% ренты; 3) 300 руб. в одном билете Государственной Комиссии погашения долгов; 4) 50 руб. в 5% билете 2‑го Внутреннего с выигрышами займа; 5) 157 руб. 08 коп., состоящих на книжке Сберегательной кассы; 6) 92100 руб., взятых заимообразно церковью на покупку причтовых домов, на постройку дома для квартир двум псаломщикам, на производство ремонтных работ и проведение водопровода и канализации. С означенных капиталов в пользу причта причитается процентов 9360 рублей 30 копеек».

Ставленая грамота священника

К 1916 году земли при церкви оставалось «усадебной вместе с погостом церковным 1 десятина 2198,5 кв. саженей, пахотной 15 десятин 1985 кв. саженей, сенокосной и внеусадебной, огородной и луговой близ церкви по 1-ой Мещанской – 2 десятины 1448 кв. саженей. Всего 20 десятин 831 ½ кв. сажень. Все означенные земли по хранящимся в церкви планам и Высочайше утвержденным дарственным и межевым записям, должны находится в безспорном владении причта, но доходностью с 2‑х десятин 1448 кв. саженей внеусадебной земли в настоящее время пользуется не причт, а церковь». Вся усадебная и пахотная церковная земля к этому времени была занята постройками арендаторов. Средний ежегодный доход ею приносимый составлял 13294 рубля 75 копеек. Почти вся означенная земля (15 десятин 1885 кв. саженей) с 22 апреля 1916 года была сдаваема в аренду под постройки крупному арендатору, г-ну Михельсону.

Дома для священно–церковнослужителей на церковной усадебной земле, построенные членами причта в разное время, приобретены в собственность церкви в 1908 году. В это же время были проведены работы по ремонту причтовых домов и устройству в них водопровода и канализации.

Контракт на аренду церковной земли

В других зданиях принадлежащих церкви размещались церковно–приходская школа с церковной библиотекой, насчитывающей 80 томов, квартиры для трех просвирен и четырех сторожей. На содержание церковной школы отпускалось из процентов специального капитала в 55100 рублей. Сумма на содержание церковно–приходской школы составляла 600 рублей ежегодно. В ней обучалось 50 мальчиков и девочек. Открытие церковно-приходской школы состоялось в 1893 году, благодаря пастырской заботе местного протоиерея Василия Петровича Флерина. В обширном здании школы, в верхнем этаже размещалась богадельня, в которой призревалось 8 старушек из прихожан. Протоиерей Василий Петрович Флерин, скончался 31 марта 1909 года, на 62 году жизни. В Московских церковных ведомостях была помещена по этому поводу заметка: «…Заупокойную литургию и отпевание тела совершал благочинный Сретенского сорока протоиерей В. Ф. Остроухов, соборне с многочисленным духовенством. Во время литургии, после пения запричастного стиха, местным священником Г. Я. Коссиным было произнесено надгробное слово, посвященное памяти почившего. По окончании отпевания гроб при колокольном звоне, был обнесен вокруг храма, после чего печальная процессия направилась в Алексеевский монастырь, на кладбище которого и совершено погребение».

Интенсивное развитие района у Крестовской заставы и приток населения и из отдаленных уголков Московской губернии и ближайших губерний, потребовали создания здесь новых учебно–просветительских учреждений. Кроме Знаменской церковно-приходской школы в приходе церкви городскими властями были созданы семь городских начальных школ, учительские должности в которых проходили члены причта церкви Знамения Пресвятой Богородицы, что в Ямской Переславской слободе. К началу XX века в Знаменскую церковь были назначены высокообразованные священнослужители, занимавшие ранее должности законоучителей в крупных учебных заведениях Москвы, имеющие опыт ведения просветительских курсов, чтений, собеседований.

Таковым пастырем был Священник Сергий Игнатович Глаголевский, окончивший Московскую Духовную Академию со степенью кандидата Богословия, с правом на получение степени Магистра без новых устных испытаний. Советом Академии в 1893 году о. Сергий был награжден премией Митрополита Макария за отличное составление проповедей. Преподавал в Звенигородском духовном училище. Состоял законоучителем в Мясницком училище Дамского Благотворительного общества, в 3‑ем Рогожском Городском женском училище, в Петровско-Рогожском женском начальном училище. Открыл церковно-приходскую школу при Московской Космо-Дамианской, в Таганной слободе церкви. После назначения священником к Знаменской в Переславской Ямской слободе церкви с 1908 года состоял законоучителем 7‑го Крестовского Городского начального училища и частной женской гимназии. По назначению Советом Братства свт. Петра Митрополита ежегодно принимал участие в публичном ведении собеседований со старообрядцами в городе Москве. В 1911 году Епархиальным съездом духовенства избран, Его Высокопреосвященством утвержден членом Совета и Правления Епархиального Филаретовского духовного женского училища. После назначения настоятелем при сей церкви, в 1914 году Епархиальным начальством назначен духовным следователем Сретенского сорока г. Москвы. За ревностное служение и преподавание Слова Божия о. Сергий был удостоен многих церковных и государственных наград. Достойными помощниками настоятеля в деле народного образования были и остальные члены причта.

Священник Николай Варсонофиевич Никаноров, окончил Новгородскую Духовную семинарию. С 1897 года проходил должность заведующего и законоучителя Кукаринской города Можайска церковно–приходской школы и наблюдателя церковных школ Можайского уезда. Состоял заведующим местной Знаменской церковно–приходской школы с 1905 года.

Священник Александр Алексеевич Шувалов, окончил полный курс наук в Московской Духовной семинарии в 1886 году. Состоял в народных школах учителем и законоучителем, членом Совета Верейского уездного отделения Кирилло-Мефодиевского Братства, законоучителем городских училищ: Александро-Дорогомиловского, 3‑го и 4‑го Рогожских.

Священник Михаил Сергеев Соколов, обучался в Вифанской Духовной семинарии. Резолюциею Преосвященнейшего Александра, Епископа Можайского в 1891 году утвержден в должности надзирателя за учениками Волоколамского Духовного училища. После назначения к Знаменской в Переславской слободе церкви, «в виду лично усмотренного Высокопреосвященнейшим Макарием, Митрополитом Московским и Коломенским особых трудов и усердия по устроению миссионерских чтений для служащих при Николаевской железной дороге, рукоположен в сан священника с оставлением на диаконской вакансии при той же Знаменской церкви». Состоял членом ревизионной Комиссии при Иосифо-Волоколамском отделении Кирилло-Мефодиевского Братства. С утверждения Епархиального Начальства состоял заведующим народно-миссионерскими курсами им же самим открытыми: 1) в помещении кондукторских бригад станции «Москва» Николаевской железной дороги; 2) в помещении роты стражников Николаевской железной дороги.

Диакон Николай Иванович Забавин, обучался в Московской духовной семинарии. Состоял законоучителем Новоселковского начального училища Серпуховского уезда, в частных женских учебных заведениях в Москве. «За труды по сбору пожертвований в пользу миссионерского общества Высокопреосвященнейшим Макарием, Митрополитом Московским и Коломенским преподано ему Архипастырское благословение».

Диакон Иван Николаевич Страхов, обучался в Московской Духовной семинарии. Резолюциею Его Преосвященства в 1904 году утвержден в должности учителя при Московской Богородицерождественской за Смоленскими воротами церковно–приходской школы. Состоял законоучителем в местной церковно-приходской школе и 7‑го Крестовского Городского училища в младших классах.

Псаломщик Алексей Александрович Богоявленский, обучался в Спасо-Вифанской духовной семинарии. Советом Кирилло-Мефодиевского братства назначен на должность учителя в Губернскую церковно-приходскую школу Бронницкого уезда в 1900 году. Состоял законоучителем и учителем славянского языка в местной Знаменской церковно-приходской школе.

После 1917 года, во времена богоборческого ига, началась ликвидация храмов и монастырей. Церковные учреждения были лишены прав юридических лиц. В 1918–1820 годы были ликвидированы все духовно–учебные заведения, монастыри, православные общества, консистории, духовные правления, богоугодные заведения. В 1922 году, под лозунгом помощи голодающим Поволжья, было проведено изъятие церковных ценностей. Древние иконы, драгоценные оклады, церковная утварь, камни, колокола рекой потекли за границу, в уплату заказчикам и кредиторам новой русской Смуты. Изъятые предметы историко–художественного значения из разрушенных и закрытых храмов передавались Музейному отделу Моссовета и Главмузею. Возглавлял Комиссию по изъятию церковных ценностей Троцкий-Бронштейн. Его жена была заведующей Главмузеем, который создавал при церквах и монастырях «музеи», с «экспонатами», изъятыми у Русской Православной Церкви. Затем «экспонаты» переправлялись (продавались) за границу. Троцкая распорядилась выселить Патриарха Тихона в каморку вахтера, чтобы он не мешал ей организовывать «музей» в Донском монастыре.

Письмо Святейшего Патриарха Тихона с его автографом

Массовое закрытие и разрушение церковных зданий пришлось на период с 1929 по 1936 годы. Репрессии 1930‑х годов унесли жизни сотен тысяч православных священно–церковнослужителей и мирян. «…Карта Москвы стала для советского политического «новояза» обширнейшим театром военных действий против культуры, традиций, духовности, здравого смысла. К числу «достояний» советского топонимического языка относится Безбожный переулок». Старинное его название – Протопоповский (переименован в Безбожный в 1924 году). Протопоповский (или Протопопов) переулок свое название получил по фамилии одного из домовладельцев, что для названия московских переулков было распространенным явлением. Площадь Крестовской заставы, названная по часовне и Кресту, переименована с 1947 года в Рижскую площадь.

Заявление Административного отдела Моссовета в суд на Трифоновскую церковь

Обе часовни на 1‑ой Мещанской улице (переименованной вначале в Гражданскую, а затем в Проспект Мира), «Красная» и «У Креста», сломаны около 1929 года, а Крест времен царя Алексея Михайловича передан в Знаменский храм, где находится поныне.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Переславской Ямской слободе не закрывался в 1930‑е годы. В него постепенно стекались спасенные святыни из разрушавшихся церквей. На колокольне сохранились колокола. Вокруг храма сохранились ограда с воротами. Церковь Знамения в Переяславской слободе 1765–1890 годов с трапезной и колокольней, ограда и ворота XIX века стоят на государственной охране.

Общий вид Знаменского храма с северо-запада. Фото 1990 года

В 1979 году проводился внешний ремонт здания. В начале 1980‑х годов выстроен новый церковный дом. Примечательной особенностью храма являются хоры, расположенные на втором этаже в восточной части трапезной.

Святейший Патриарх Пимен (Извеков)

Настоятелем Знаменской церкви в 1970 – начале 1980‑х годов состоял известный протоиерей Владимир Рожков. При нем, 8 ноября 1980 года по благословению Патриарха Пимена был освящен приставной престол во имя мч. Трифона. Вот как писал об этом событии Журнал Московской Патриархии в 1981 году: «8 ноября 1980 года, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского в Знаменском храме, по благословению Святейшего Патриарха Пимена освящен приставной престол святого мученика и чудотворца Трифона. Чтимая икона с частицами мощей – одна из главных святынь Знаменского храма. Во время земной жизни с малых лет святой Трифон имел от Господа дар чудотворений, а перед своей мученической кончиной он дерзновенно упросил Христа Спасителя ниспосылать быструю помощь тем, кто призовет имя Трифона в своих молитвах.

Придел свт. Николая Чудотворца

Православные верующие Москвы с большой любовью почитают этого угодника Божия. В народе Знаменский храм слывет еще и как «Трифоновский». И когда решался вопрос, кому из чтимых святых посвятить новый престол, то Святейший Патриарх Пимен назвал имя святого мученика и чудотворца Трифона. Освящение престола Святейший Патриарх благословил совершить настоятелю протоиерею Владимиру Рожкову с клириками храма.

Придел св. Иоанна Предтечи

Вначале был совершен молебен с водоосвящением перед иконой святого мученика Трифона, затем – освящены облачения на престол. Освящение престола совершалось при большом стечении народа. Молитвенно пел хор под управлением Е. И. Федюшиной. По окончании чина освящения храм и молящиеся были окроплены святой водой.

Крест-распятие из Страстного монастыря

Затем на новом престоле была совершена Божественная литургия. После благодарственного молебна протодиакон Павел Меленяко возгласил уставные многолетия. Настоятель протоиерей Владимир Рожков произнес слово, в котором поздравил прихожан с новой святыней храма – престолом в честь святого мученика и чудотворца Трифона, а также разъяснил символическое значение некоторых священнодействий и молитвословий в чине освящения престола.

Храмовая икона прп. Серафима Саровского

Новый престол с большим мастерством и любовью выполнен из 250-летнего дуба столяром-краснодеревщиком В. И. Кудиновым – прихожанином храма, бескорыстные труды которого, вот уже много лет направлены на украшение храма».

В 1980 году исполнилось 215 лет со времени сооружения Знаменского храма. В храме, помимо уже названной чтимой иконы святого мученика Трифона, находятся и другие святыни.

В южном, Предтеченском приделе на престоле помещен ковчежец с частицами мощей многих угодников Божиих.

Святейший Патриарх Алексий (Симанский)

Православный народ горячо чтит находящийся в южном приделе Животворящий Крест Христов – искусно вырезанное из дерева Распятие XVIII века, перенесенное в храм из Страстного монастыря. Каждую пятницу после вечернего богослужения перед этим Распятием читается акафист Божественным Страстям Христовым.

Святейший Патриарх Сергий (Страгородский)

Чтится в народе также большой дубовый Крест, находящийся на горнем месте в алтаре придела во имя святого Иоанна Предтечи. Крест сооружен в 1652 году в воспоминание о встрече в Москве, у Троицкой заставы мощей святителя Московского Филиппа. В ознаменование этого события застава и площадь получили название Крестовской (ныне площадь носит название «Площадь Рижского вокзала»).

Другая великая святыня храма – храмовая икона Божией Матери «Знамение» – список XVI века с древней новгородской иконы. В воскресные дни вечером перед образом читается акафист Божией Матери и служится молебен с водоосвящением.

Издавна почитаемыми являются иконы святого Иоанна Предтечи (XVII века) и Святителя Николая (XVIII века), а также святых мучеников Адриана и Наталии (XIX века, перенесенная в Знаменский храм из разрушенной церкви Адриана и Наталии, находившейся на бывшей 1-ой Мещанской улице, церковь разрушена в 1930‑е годы), святителя Черниговского Феодосия с частицей его облачения, преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба. Глубоко почитается прихожанами святой праведный Филарет Милостивый.

В храмовой ризнице имеются святые антиминсы, священнодействованные митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским, † 1918, митрополитом Киевским и Галицким), епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым, † 1934, митрополитом Дмитровским), митрополитом Московским и Коломенским Сергием (впоследствии – Святейший Патриарх, † 1944), Святейшим Патриархом Алексием, (†1970), Святейшим Патриархом Пименом.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена и по установившейся в храме традиции, каждую неделю в среду вечером соборне совершаются вечерня и молебен с акафистом святому мученику Трифону.

Во второй половине 1980‑х годов настоятелем храма служил любимый прихожанами протоиерей Сергий Вишневский. В 1990 году он добровольно оставил Москву и отправился возрождать заброшенный храм на своей родине, в глухом ярославском селе Флоровское. В Ярославскую епархию Сергий Вишневский перешел по своему убеждению, восстанавливать храм, в котором служил его дед.

Служение Святейшего Патриарха в храме иконы Божией Матери «Знамение», на престольный праздник. Фото 10 декабря 2005 года

9 августа 1990 года настоятелем церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Переяславской слободе был назначен клирик храма протоиерей Федор Рожик. В это время председателем приходского совета был ктитор Михаил Иванович Демидов. Вместе с приходским советом новый настоятель обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой приписать к Знаменскому храму заброшенный, полуразрушенный храм святого мученика Трифона в Напрудном. После благословения Святейшего Патриарха начались работы по возрождению этого храма. Были проведены большие работы по реставрации крыши, стен. Внутри этого древнего храма, 1492 года постройки его в камне, была полнейшая разруха. Храм находился в запущенном состоянии – без окон и дверей. На протяжении двух лет шли восстановительные работы, и 1992 году, храм был освящен малым освящением и в нём начались богослужения. С этого момента, в течение уже пятнадцати лет, в храме постоянно совершается божественная литургия в субботу и в воскресные дни и в большие праздники. Одновременно началась работа по организации территории вокруг храма святого мученика Трифона, чудотворца. Поскольку храм находился на территории медицинского института МОНИКИ, настоятелем храма были приложены большие усилия для выделения земельного участка охранной зоны памятника. Это была очень непростая работа, но по милости Божией, на сегодняшний день храм приобрел свою территорию и начаты работы по строительству дома причта. На территории Знаменского храма также параллельно проводились работы. К этому времени ушел из жизни заслуженный человек, труженик Знаменского прихода, председатель приходского совета Михаил Иванович Демидов. Председателем приходского совета была избрана Анна Григорьевна Ершова. С 1991 года по настоящее время она выполняет это непростое дело ктитора храма. В Знаменском приходе за это время были проделаны большие работы: заменены пришедшие в ветхость окна во всем храме, медью перекрыта крыша на всём здании храма.

Крестильный храм во дворе Знаменской церкви

В 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было начато строительство крестильного храма. В 1998 году строительство было завершено, и по благословению Его Святейшества храм был освящен малым чином в честь священномученика Александра Хотовицкого – последнего ключаря Храма Христа Спасителя. Вместе с крестильным храмом была отстроена воскресная школа.

В 1990 году воскресная школа начала свою деятельность в Знаменском приходе. В первый год было очень много детей и взрослых, которые с удовольствием посещали занятия в воскресной школе. Позже стали открываться и восстанавливаться множество других храмов. Знаменский же храм оказался на острове, – вокруг скоростные трассы. Подход к храму стал неудобным, в результате чего количество детей значительно поубавилось. Но на сегодняшний день воскресная школа активно функционирует, развивая и обучая ежегодно от двадцати четырех до тридцати детей. В церковном хоровом кружке занимаются шестьдесят человек, и весьма успешно. Детский хор при Знаменском храме в Переяславской слободе уже имеет свою историю. В нынешнем году ему исполнилось 15 лет. Каждое последнее воскресение месяца хор поёт Божественную литургию. Неоднократно детский хор принимал участие в храмовых богослужениях в престольный праздник Знамения Божией Матери, отмечающийся 10 декабря, и в праздник в честь чтимой иконы священномученика и Чудотворца Трифона, – 14 февраля. В эти праздничные дни, как правило, всегда богослужения совершаются архиерейским чином, и почти каждый год в престольный праздник Знамения иконы Божией Матери Божественную литургию совершает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Также при воскресной школе священнослужителями храма проводятся занятия и беседы для взрослых. Темы занятий, по заявкам посещающих, бывают совершенно разными.

Вход в храм с Крестовского переулка. Фото 2007 года

Неоднократно совершались паломнические поездки от храма по святым местам. За время настоятельства протоиерея Федора Рожика в храме были проведены очень большие реставрационные работы, как фасадов, так и внутреннего интерьера Знаменского храма. Заново вызолочены иконостасы, отреставрированы и вновь вызолочены храмовые киоты, отреставрированы храмовые иконы, в том числе и те, что находятся в запасниках. Совершенно обновлена ризница.

Центральный придел во имя иконы Божией Матери «Знамение»

В 1999 году было особое храмовое событие: на одном из епархиальных собраний, Святейший Патриарх обратился к московскому духовенству с просьбой, чтобы настоятели обратили внимание на состояние святых престолов в своих храмах. И когда в Знаменском храме были сняты ризы с престолов, то оказалось, что центральный престол Знамения Пресвятой Богородицы и боковые престолы – Усекновение Главы Иоанна Предтечи и святителя Николая находятся в весьма ветхом состоянии. По благословению Святейшего Патриарха все три престола были заново изготовлены, и 10 декабря 1999 года Святейший Патриарх, в сослужении двух архиереев – Владыки Архиепископа Иннокентия (сегодня Владыка несёт послушание во Франции) и Архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, полным чином освятили новые святые престолы.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II была начата большая работа по оформлению документации для строительства Крестовской часовни, (которое продолжается уже в течение шести лет), дома причта и дома, в котором будут располагаться реставрационные мастерские. В нынешнем 2007 году, по милости Божией, работы по строительству Крестовской часовни и дома причта уже подходят к завершению.

Хочется выразить глубокую сердечную благодарность тем людям, которые живо откликнулись на просьбу настоятеля храма и активно стали участвовать в деле строительства Крестовской часовни, этой святыни, в которой будет помещен знаменитый дубовый Крест, который был установлен на месте встречи мощей святителя Филиппа при перенесении их в Москву с Соловков. Крест этот чудом уцелевший в советские времена, ранее хранился в часовне близ Капельского переулка. Сегодня на этом месте стоит высотный дом, часовня же в тридцатых годах была разрушена, но чудом был сохранен Крест. И эта древняя святыня, по милости Божией, в скором времени будет перенесена во вновь сооруженную часовню для поклонения верующих москвичей.

Строительство Крестовской часовни и дома причта. Фото 2007 года

От имени настоятеля о. Федора, причта и прихожан храма Знамения Пресвятой Богородицы в Переяславской слободе хотелось бы сердечно поблагодарить людей, которые финансируют строительство часовни – Соколовых Алексея Аркадьевича и Василия Аркадьевича. Также большая благодарность за финансирование дома причта Александру Георгиевичу Михайлик и Наталье Константиновне Михайлик. Большую благодарность хочется выразить также замечательному другу Знаменского храма Николаю Дмитриевичу Васюкову, который принимал и принимает активное участие в строительстве крестильного храма, а также в строительстве Крестовской часовни. Большую благодарность выражаем и архитектору Владимиру Сергеевичу Васильеву, по проекту которого построен крестильный храм и строятся сегодня возводимые Крестовская часовня с двумя церковными домами. А также многим прихожанам, активно участвующим в жизни храма и всем тем, кому небезразлично развитие Знаменского прихода.

В храме сохранился прежний дух времен и традиций, что сложились в за столетия развития его истории. В храме поёт замечательный хор, регентом которого является один из лучших регентов города Москвы – Владимир Анатольевич Кондратьев. В течение тридцати пяти лет он трудится в этом святом храме, глубокая благодарность ему, и певчим, совершающим с любовью своё певческое послушание. Также хотелось выразить глубокую благодарность приходскому совету и Анне Григорьевне Ершовой, которая на протяжении пятнадцати лет активно трудится на благо святого храма, казначее и бухгалтеру Тамаре Ивановне Тютиной. Большую благодарность хотелось бы выразить Сергею Ивановичу Шевчуку, заместителю старосты. И многим-многим труженикам и труженицам этого замечательного московского храма.

Священно–церковнослужители и церковные старосты, служившие при церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Переславской Ямской слободе

1737–1748 гг.

поп Иван Васильев, умер в 1748 году

священник Алексей Федоров, с 1748 года

диакон Петр Иванов

диакон Матвей Семенов, с 1744 года

дьячок Федор Иванов (умершего попа Ивана Васильева сын его) староста церковный, Ямской Переславской слободы ямщик Фома Степанов

1749–1766 гг.

иерей Иоанн Иоаннов, с 1749 г., умер 1769

пономарь Прохор Федоров, умер в 1754 году

диакон Иван Васильев

пономарь Федор Петров, с 1754 года

дьячок Федор Иванов

староста Алексей Максимов сын Лесин

1769–1777 гг.

иерей Петр Михайлов, с 1769 года

диакон Иван Васильев, умер в 1767 году

дьячок Федор Иванов

староста церковный Андреян Тарарыкин

просвирница, умершего священника Ивана Васильева, жена вдова Фекла Васильева

1771–1785 гг.

иерей Прохор Андреанов, с 1772 по 1785 гг.

диакон Андрей Иванов, с 1773 г., переведен во священника к другому приходу

диакон Петр Савельев, с 1780 года

дьячок Федор Иванов Бартенов, с 1749 года

пономарь Ивана Андреев Пономарев, с 1775 года

пономарь Иван Петров

пономарь Петр Прохоров, священника Прохора Адрианова, сын его, с 1781 года

пономарь Михайла Пушкин

староста церковный Дмитрий Мартынов

староста, Московский 2 гильдии купец Григорий Иванов Терентьев

1785–1791 гг.

иерей Алексей Стефанов

диакон Петр Савельев

дьячок Федор Иванов

пономарь Николай Иванов, с 1786 года

пономарь Евграф Федоров, с 1796 года

староста, Московский 2 гильдии купец Григорий Иванов Терентьев

1791–1809 гг.

священник Спиридон Мефодиев, с 1791 по 1809 годы, уволен по болезни, умер в 1826 году

1809–1815 год

священник Андрей Ильин Руднев, с 1809 года

диакон Павел Петров Казанский, с 1810 года

диакон Иван Андреев Пономарев, с 1831 года

дьячок Елисей Еремеев, умер в 1817 году

дьячок Петр Никифоров Белев, с 1818 года, умер 1834 году

дьячок Василий Андреев Зверев, с 1835 года

пономарь Евграф Федоров Воронцов, с 1796 года

умерший диакон Петр Тарасьев

просвирня Пелагея Андреева, с 1809 года

1848–1865 гг.

священник Александр Симеонов Каринский, с 1848 года

диакон Дмитрий Петров Воскресенский, с 1848 года

дьячок Алексей Игнатьев Введенский, с 1849 года

пономарь Владимир Викторов

пономарь Василий Иванов Краснопевцов, с 1842 года

староста церковный купец Козьма Анисимов, с 1858 года

староста Почетный Гражданин Александр Савельев

просвирня Мария Петрова, с 1842 года

староста церковный Дмитрий Михайлов, с 1865 года

1867 г.

протоиерей Николай Терновский

диакон Дмитрий Петрович Воскресенский

1873 г.

протоиерей Богданов Федор Дмитриев

диакон Воскресенский Дмитрий Петрович

1875–1889 г.

протоиерей Беляев Федор Гаврилович

священник Флерин Василий Петрович, с 1888 года

диакон Воскресенский Дмитрий Петрович

дьячок Александр Протопопов

псаломщик Остроумов Василий Степанович, с 1888 года

псаломщик Краснопевцев Василий Иванович

церковный староста Дмитрий Михайлов Комаров

церковный староста, мещанин Козлов Егор Максимович, с 1888 года

1891–1905 гг.

священник Коссин Гавриил Иаковлевич

священник Флерин Василий Петрович

диакон Зернов Алексей Семенович

диакон Остроумов Василий Степанович

диакон Соколов Михаил Сергеевич, с 1899 года, вместо Зернова А. С.

псаломщик Краснопевцев Василий Иванович

церковный староста, московский мещанин Козлов Егор Максимович

церковный староста, московский купец Никитин Алексей Иванович, с 1898 года, вместо Козлова Е. М.

1906–1909 год

протоиерей, настоятель Флерин Василий Петрович

священник Коссин Гавриил Яковлевич

священник Никаноров Николай Варсонофьевич

диакон Соколов Михаил Сергеевич

псаломщик Остроумов Василий Степанович

псаломщик Забавин Николай Иванович

псаломщик Богоявленский Алексей Александрович

псаломщик Страхов Иван Николаевич, с 1908 года, вместо Остроумова В. С.

церковный староста, московский купец Никитин Алексей Иванович

1910–1915 год

протоиерей, настоятель Коссин Гавриил Яковлевич

священник Никаноров Николай Варсонофиевич

священник Глаголевский Сергей Ипполитович

диакон Соколов Михаил Сергеевич

псаломщик Забавин Николай Иванович

псаломщик Богоявленский Алексей Александрович

псаломщик Страхов Иван Николаевич

церковный староста, московский купец Никитин Алексей Иванович

церковный староста, московский купец Безбородов Иван Иванович, с 1911 года

церковный староста, московский купец Папинов Л. К., с 1914 года

1916–1917 гг.

вященник Сергей Игнатович Глаголевский

священник Николай Варсонофиевич Никаноров

священник Александр Алексеевич Шувалов, с 1916 года

священник Михаил Сергеев Соколов

диакон Николай Иванович Забавин

диакон Иван Николаевич Страхов

псаломщик Алексей Александрович Богоявленский

просфорница Глафира Степановна Лаврова

просфорница София Александровна Голосова

просфорница Мария Иванова Фивейская

церковный староста, крестьянин Московской губернии Яков Васильевич Ипатьев

Схема проезда
Храмовые иконы

Образ св. благоверного князя Александра Невского

Образ св. вмч. Пантелеймона

Образ Пресвятой Богородицы «Феодоровская»

Образ Пресвятой Богородицы «Иверская»

Образ чудотворца Феодосия Черниговского (с частицей его облачения)

Образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша»

Образ «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи»

Образ прп. Сергия Радонежского

Образ святителя и чудотворца Николая

Образ Пресвятой Богородицы «Знамение» на западном фасаде храма

Образ св. равноапостольной Марии Магдалины

Образ «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи» на восточном фасаде храма

Образ свт. Николая Чудотворца на восточном фасаде храма

Для оптовых и розничных покупателей Издательство Международного благотворительного фонда
исторического наследия «Православная Таганка» предлагают свои полиграфические издания.

Все книги богато иллюстрированы архивными рукописными документами, архитектурными чертежами, планами местности, древними картами, старинными гравюрами, живописными картинами, историческими фотографиями.

1) Продолжающаяся серия научных монографий на архивном материале по истории Москвы в связи с историей Древней Руси и Российской Империи. Книги вписываются в новую историческую концепцию, которой объявлено, что Древняя Русь является древнейшей самодостаточной цивилизацией, не относящейся к европейской или азиатской цивилизациям. Выполнены в подарочном дизайне, 250-400 с., формат, переплет: 60х90 1/8, (210x297 мм), 7БЦ.

2) Продолжающаяся серия исторических исследований «Пути искажения русской и мировой истории», темы книг посвящены актуальным проблемам и явлениям текущей жизни современного мирового общества в сравнении с событиями, уже происходившими в истории человечества. Выполнены в подарочном дизайне, 250-400 с., формат, переплет: 84x108 1/16, (205х260), 7БЦ.

Купить издания можно в интернет магазине:

Архивный Исследователь

istnasledie-bookshop.ru

(495) 684-51-13

Предоплата, самовывоз. Для розничных покупателей наложенным платежом через Почту России.

Список использованной литературы

Об иконе Знамения в Знаменской церкви у Переяславской слободы. // Душеполезное чтение. 1863 г.

Вся Москва. Адресная книга на 1873–1917 гг.

Покровский Д. А. Очерки Москвы // Исторический вестник. 1893 г.

Освящение престола в Знаменском храме в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1981 г.

Журнал Московской Патриархии. 1983 г.

Соколов В. С. Храм Живоначальной Троицы на Капельках. М., 1906 г.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980 г.

Православные храмы Москвы. М., 1988 г.

П. Паламарчук. Сорок сороков. М., 1993 г.

Ю. Соловьева. Москва ушедшая. М.,  1993 г.

М. Горбаневский. Москвоведение. М., 1997 г.

М. В. Шкаровский. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000 г.

Е. Галкина. Р. Мусина. Кузнецовы. М., 2005 г.

Московские Церковные ведомости, 1890, 1893, 1908, 1912 гг.

Документы московских и федеральных архивов: ЦИАМ, ЦАГМ, РГАДА, РГВИА

Оглавление

  • ХРАМ ЗНАМЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ в Переславской Ямской слободе
  • Священно–церковнослужители и церковные старосты, служившие при церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Переславской Ямской слободе Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Храм Знамения Богородицы в Переславской Ямской слободе», Елена Анатольевна Мусорина

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства