«О чём вы думаете?» Спрашивает Фейсбук Марина Владимирова-Крюкова
© Марина Владимирова-Крюкова, 2017
ISBN 978-5-4485-8795-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
И в шутку, и всерьёз <не>выдуманные истории из жизни и сказок
о спокойствии и не только
Вот старичок. Он сидит на скамейке и наблюдает за происходящим вокруг. Некоторых гуляющих провожает долгим взглядом. Улыбается вслед. Иногда машет рукой, медленно, размеренно.
Говорит, что в этот момент желает им жизни без невзгод, а если гуляет вечером, то ночи спокойной.
И от него веет спокойствием и добротой.
Вот мужчина средних лет. Он поправляет шарф на плечах спутницы. Нежно и заботливо. На вопрос, а что там, улыбается, глядя в лицо. И, наклонив голову к её плечу, говорит, что захотел прикоснуться. А чуть погодя добавляет, что там поселилась божья коровка. И это было красиво.
И от него веет спокойствием и любовью.
Вот старушка. Подняла фантик, который обронил пробегавший мимо мальчишка. Доплелась до урны и бросила его туда. Подняла глаза к небу, улыбнулась. Достала печенье и начала жевать его. Половинку бросила воробьям. Оперлась подбородком на руку, удерживающую палку. Сегодня продолжит читать «Мыслящий тростник» Кюртиса. Говорит, что любит размышлять в тишине и одиночестве.
И она любит спокойное течение жизни.
Вот молодая женщина. Она созерцает, да-да, созерцает задорно шлёпающую по глубокой луже дочку. А на призыв посмотреть на лужный фонтан, улыбяась, кивает головой: да-да, лужный фонтан — это же так здорово, может, и лужная радуга появится, предполагает. А на вопрос: можно ли шлёпнуть по луже изо всех сил, говорит, что нужно, потому как самые сильные впечатления от лужных брызг в детстве.
И она спокойна и умиротворена.
— Спокойствие — это когда просто хо-ро-шо, мир в уме, мир в сердце, и сила… И уверенность. Когда нет тревоги. Нечастый гость, но жду его, жду. Да и не только жду, а и навстречу продвигаюсь — к старости медленнее, но вернее. Дорогу уже знаю, — смеётся часовщик.
Он лишь недавно нашёл дело жизни.
И вспоминает почтальона Печкина, который стал добрее, получив велосипед
о том, как бывает: Шут, что выпал из колоды, не любил шутить
Герой больше не стремился совершить подвиг, а поговаривали, что и совершённые героизмы — всего лишь вымысел
Злодей, что сидел у печи, постукивая зубами — видимо, от холода — ещё не согрелся, а может, от страха — кто ж его знает
А добропорядочный гражданин только что вынырнул из фантазии, в которой водил хороводы со зрелыми красотками, и вытаращился на добропорядочную гражданку, что хлопотала у плиты, параллельно пребывая в фантазиях о походе в горы с рюкзаком за спиной и… в одиночестве, а не с этим престарелым какаду
Берёза, что за окном, размахивала ветками — наблюдающие думали, что она кого-то отпугивает… ан нет — с ветром заигрывала, пытаясь поймать и приобнять старика
Холостяк, лет 35—40, что отправился с молодицей бороздить просторы Вселенной, во время завтрака, который проводил в одиночестве, сравнивал её со своей бывшей
Собака, пробегая, увидела валяющуюся на краю дорожки кость, метнулась к ней — а она искусственная
Карге, 50 лет от роду, что гуляла с внуками, было мокро и холодно от того, что те залезали в лужи и снимали варежки, исследуя льдинки, а ей хотелось домой, к сериалам
…
Так и кажется или так и есть, что все увлечены чем-то другим, нежели видится со стороны, а может, так, действительно, только кажется, а всё вообще по-другому
А тот совет, что дали накануне, был воспринят как бессмысленный набор звуков и слов, как насмешка над здравым смыслом, наутро вдруг сложился в подсказку, поражающую своей красотой и глубиной…
Так бывает
о старике и осени
Разговоры за спиной. Быстрый шаг и шорох листьев. Это всё, что слышно. Пробираясь сквозь толпу, скорее осязаемую, чем видимую.
— Эй, прохожий, какой сегодня день?
— День? Какой день?.. Сегодня — осень, зачем вам день?
— А час который?
— Вот привязался, чёрт такой… уже начало октября,.. и дался календарь иному, — пробормотал через плечо. И дальше двинул.
А вдогонку:
— Эй, постой! Куда бежишь? А сколько зим ты прожил, злюка?
— Не сосчитать уж… ухожу… закончен цикл…
о надежде
Огромная жёлтая Луна Увлекла Снеговика. Он задрал морковный нос и увидел много звёзд, которые резвились вместе с Луной. Снеговик немедленно влюбился в Луну. Раз уж звёздам хорошо с ней, то я тоже стану счастливым, — подумал он, и… А Луна на облаках решила прокатиться, уселась на них — и-иииииии… и исчезла. А Снеговик побежал её искать. Маленькая девочка увидела сквозь занавески огромную жёлтую Луну. Отодвинув их, выглянула в окно, и не увидела ничего, кроме темноты. И расстроилась. Луны не было. И Снеговика, которого она слепила, тоже не было. Есть ли надежда, что Снеговик, не найдя Луну, вернётся, а Луне надоест кататься на облаках, и она тоже вернётся? И девочка, отодвинув занавески и выглянув в окно, увидит огромную жёлтую Луну, которая с интересом смотрит на Снеговика, и обрадуетсяо собачьих именах
Акустический ужас:
— Фурункул, ко мне! Я сказал, быстро домой!
Сегодня утром я узнала, что собака и научное название чирия могут сосуществовать вместе. А ещё, что собака, научное название болезни и человек могут сосуществовать вместе.
Вот только представьте себе собачонку имя которой Фурункул. Да-да, её, соглашусь с хозяевами, назвать иначе нельзя.
Это тот случай, когда видишь животное и понимаешь: да, вот эту собаку так и надо называть.
Предполагаю, что иррациональная страсть к этому живому существу и единственно подходящее к нему имя, могли хозяев долго мучить. Но… Всякое имя либо липнет, либо конфликтует.
А что, если бы дали другое имя? Быть может, пёсик бы и стал похожим на ромашку там, или георгин…
— Георгин, ко мне! Я сказал, быстро домой!
А собака Фурункул — это, конечно, ужас. И не только акустический
об утренней зарядке
Небо шёлком голубым и нестесняющаяся каркать дурным голосом ворона умиротворят и примирят.
Вылезай из кровати, смурлыкай свою утреннюю песню.
Свежесть и лёгкость сентябрьского утра растворят печаль.
Высовывайся из окна, шевели ноздрями, вдыхай радость жизни.
Пёстрая гамма сентябрьского заоконья и всепроникающие солнечные лучи порадуют душу.
Выбирайся из дома, завтракай красотой, чувствуй себя влюблённым
об аистах
Говорят, что все аисты, когда улетают, подолгу смотрят назад.
Вот и этот аист, который озадаченно оглядывался, думал, а тем ли он принёс и отдал, или не тем…
Правильно ли, что оставил этим — мальчика, а этим — девочку, а сказали ли они «мы любим тебя, наш комочек, наш маленький свёрточек».
Иногда, чтобы наблюдать за людьми, они селятся неподалёку — и тогда, у тех, с кем они живут рядом, всё хо-ро-шо, потому что <иногда> некоторым людям нужно, чтобы за ними кто-то смотрел
о том, как трогали небо
В детстве каждому хотелось потрогать небо.
Некоторым это удавалось, и тогда они хвастались, что сделали это. Глаза рассказчиков светились, уши горели, руки сжимали край ковбойки, возможности стоять на одном месте не было — ноги почему-то суетились.
На расспросы, а как, как это случилось, отвечали, что приставили лестницу к стене дома, забрались на крышу, и…
«Что, что дальше?!» — кричали никогда не трогавшие неба.
«И то! — отвечали счастливчики, трогавшие небо. — Небо вчера было там»
И ведь было
о хлебе
хлеб
хлеб и мёд, хрустящая корочка и молоко
хлеб и вино, оливковое масло и ломтики сыра
хлеб и соль, прозрачная холодная вода и тишина
хлебные крошки на белоснежной скатерти или на грубом деревянном столе — собрать ладошкой и отправить в рот, вкусно
выпечь абы как, поместить в пластмассовый мешок, кинуть на полку кирпич вязкой массы или отнестись с поэзией в сердце и руках — едок и насытится по-разному
в хлебе собрано всё — и земля, и вода, и воздух, огонь и человек, праздники и будни, вкусности и обыденное
иногда на хлеб хочется просто смотреть
о том, как и у кого просить совет
Костяная Нога — там. Живая человеческая — здесь.
То та самая пожилая Леди соединяет два Мира.
Осознавать конечность жизни, доносить богатство, мудрость и красоту жизненного опыта. Леди для этого строит Мост между Мирами.
Тяжёлая работа, надо сказать.
Чувствуете её силу?
Стоя на Мосту, тихо-тихо расскажите о своей проблеме. Просите совет
о неспешных сказках
Мельник, Пекарь и все остальные 1
Воду, льющуюся на мельничное колесо, Мельник не торопил.
Мельник умел ждать
Мельник, Пекарь и все остальные 24
Страшные истории рассказывают в наших краях. Говорят, что когда нет ветра, а крылья мельницы крутятся, то это проделки чертей и колдунов. Вправо — колдун орудует, влево — чёрт Мельнику помогает.
— Правда ли это? — спрашиваем шёпотом у хозяина мельницы.
А он молчит. И ухом не ведёт.
Таинственный наш Мельник. Но как быть нам?
о мужчине и чёрте за спиной
Красивый мужчина средней старости тащил котомку с плохим настроением.
Он шёл, собрав рот уточкой, вколачивая пятками в тротуар каблуки роскошных кожаных ботиков. Одновременно он потрясал кулаком образу злодея, застрявшему в его воображении. <Не> видимая миру котомка колотила его по месту, где полагается пробиваться крыльям, и наш герой время от времени резко поигрывал плечами и лопатками.
Мальчишки, гурьбой тащившиеся из школы, и не растратившие силы на тычки и щипки, которыми был наполнен их день, пристроились вслед за прекрасным кипарисом.
И вот им-то, мальчишкам, с незамутнённым внутренним взором, и была видна та самая котомка, потому как они начали орать:
— Эй, дяденька, у тебя мешок с чёртом на спине, быстрее сбрасывай, га-га-га!
А один из них, круглый как шар, прогнусавил:
— И он тебя сейчас водой обольёт, га-га-га *хором*
И что вы думаете… тот самый двухдневный холодный осенний дождь просто так, что ли лил? Нет, он заправил все выбоины собой, все ямки. А мимо, по дороге, ехал автомобиль, быстро, надо сказать ехал, даже мчался. Одним колесом он и въехал в дорожное озеро, которое гейзером выбросилось на гражданина в драповом пальто, роскошных кожаных ботиках, и без единого ростка на голове.
В мгновение ока кипарис перестал быть кипарисом.
Посередине тротуара стояла замершая мокрая птица.
— Гы-гы-гы, — по инерции, без праздника и без задора гоготали юные оракулы.
— Всё, дяденька, не переживай, мешок смыло, — успокоил один из них, по виду, так потомок Братца Кролика.
— Легко я отделался, — признёс истукан, который начал оживать улыбкой
о нас, об осени, о сентябре
была осень, и был сентябрь
редкие проблески солнца в хмурые дни
мелкий дождь и дружный листопад
мы хотели вернуться в детство
мы хотели вернуться в дом, что на окраине
мы хотели зайти в комнаты, которые любили нас
мы хотели посмотреть в окна, которые показывали нам солнце, небо и друзей
мы хотели посидеть у печки, которая когда-то давно гудела космической тягой
мы вместе хотели листать альбом воспоминаний
мы хотели вернуться в сад
в сад, тогда казавшийся таким большим
к кустам смородины и зарослям малины
к копне скошенной травы и старым яблоням
мы хотели играть в прятки
а вечером бояться теней и шорохов
двери дома были закрыты
замки заржавели
ключей не было
капля дождя оказалась лёгкой и застряла в паутине
и мы молча рассматривали рисунок, сплетённый пауком
и кто-то выбил дверь плечом
со скрипом двери полилась музыка детства, записанная нами много лет назад
как из сказочного сундука, крышку которого отбросили, заискрились воспоминания
с потолка посыпались смех и слёзы, обиды и примирения, крики и объяснения, считалочки и обзывалки
касаясь пола, они пружинили и подскакивали, неугомонно прыгая по комнатам
машинки и куклы, плюшевые мишки и армия пластмассовых солдатиков
юла и калейдоскоп, настольный футбол и пистолет
мяч и волан, виток ёлочного серпантина и свечки праздничного торта
комната-детская, зал для всех, кухня и прихожая
где и о чём говорили, откуда подслушивали, где прятались, куда бежали завтракать
в тех шёпотах расслышать, вспомнить, понять, о чём ведали друг другу, о чём молчали с собой
видели в игре жизнь, знали, что в сказке — правда
на деревянной лошадке ехали завоёвывать принцессу или просто кататься
старый дом, дом детства и память
тень от занавески на полу и фрагменты разговора, что вели на этом месте
пыльный половик из полосок износившейся одежды и
три склонившихся юных головы над узором из мозаики, что лежала на этом, когда-то новом, коврике
тумбочка с альбомами репродукций картин
книга о вкусной и здоровой пище, с картинками для разгула аппетита и невыполнимыми рецептами
стопка «Науки и жизни», набор фотографий актёров советского кино, открытки с поздравлениями
список музыкальных групп по алфавиту — зачем?!
где странствует память, что стирает, что выбеляет, а что тенью зачерняет, переворачивает и привирает
мечты с памятью переплетаются
детская страсть к дороге с тягой к дому — в одном букете
кто-то уже с памятью распрощался, кто-то выжил из ума, кому-то — всё одно — день/ночь, вчера/сегодня
кто-то расцвёл, кто-то силён, этот мудрым стал, у этого — глаз тусклый, у того — всё ещё будет, у другого — новый виток — машинки, Колобки, мишки плюшевые и Красные Шапочки, есть и те, кто сами с собой в прятки играют
кто-то рвёт себя, желая и стремясь
кто-то смирился, что его не хватило даже на…
кто-то достиг в мечтах всего и высот, а сейчас довольно сидит в кресле, укрывшись плюшевым пледом
кто-то победил компьютерного монстра
кто-то написал книгу никому ненужных советов
кто-то сегодня утром понял, что всё ещё может быть, вдохнул и…
было… не было… есть или нет?
чего ты хотел в том своём детском детстве
кем быть хотел
кого звал быть рядом с собой
сделал?
сбылось?
о событиях на улице
муж, глянувший Волком на супругу, на этот раз не признал в ней Красную Шапочку, а она с прошлой недели надеялась на повторение — ей тогда, неделю назад, понравилось
а в это же самое время, на другом конце улицы, ушастая баба кричала своей внучке, лет 12-ти от роду, чтобы та «не шлялась вечером по закоулкам», потому что «это в лесу волки, а здесь, раёне, мужики <эдакие-разэдакие>»
и ещё одно событие произошло на той же улице:
купивший красную бейсболку г-н Балалайкин, отправился в магазин, и среди прочих продуктов решил накупить пирожков, что стряпают в пекарне при магазине, и вынужден был задуматься над вопросом *умеющей делать выводы* кассирши:
— к бабушке собрался, шалунишка? горшочек с маслом не забудь!
о снах и петушке
Аркадию Козло-Бородскому снился сон. В том сне он был любим. Пронзительное ответное чувство на мгновения скрашивало пробуждение. Но поворот головы на подушке возвращал в мир яви. Он, закатив глаза под опухшие веки, отворачивался, но образ из сонных грёз к этому моменту уже покидал его. И вторгался другой… образ. Образ некогда любимой. Некогда желанной. Этот образ вместе со своей обладательницей был доступен. Именно доступность и делала его для Козло-Бородского недоступным. Хотелось драки. Хотелось погони. Хотелось сорить деньгами. Бросать шубы в лужи. Скупать цветочные ларьки. Хотелось мчаться за персиком, рассекая тьму. Томиться от ожидания почтового голубя. Писать стихи. Отправиться в даль светлую.
Да чёрт его знает, чего ещё ему хотелось.
— Аркадий, перестань, ну сколько можно… — заговоривший сонный образ с соседней подушки, кряхтя и скрипя, прервал поток струящихся желаний.
— Ну, какие персики, Аркадий, какие ларьки… какая драка, дери тебя чёрт, Аркадий, ох-хххх.
И тут образ на мгновение застыл, а оживившись, хмыкнул, и затем рассудительно, но удивлённо произнёс:
— Хотя, ладно… только, Аркадий, столовое серебро пусть останется, и того петушка, что из муранского стекла не дари, ладно? пообещай, Аркадий!
о житейском
Курьер, пока я проверяла заказ, разглядывал книги, что в шкафах.
— Это вы их читаете? — корешки книг по психологической диагностике, сексуальным отношениям М и Ж, сказкам в психотерапии, НЛП, развитию личности, семейным кризисам, поискам мифической пары, etc.
— Да.
И тут он натыкается взглядом на «Любовные треугольники». Замирает. Краснеет. И выдавливает:
— А что, это тоже изучают? — «тычет в книжку пальчик» (с)
— Изучают.
— И чего пишут?
— А, так. Всякое…
— Ну,.. это плохо, наверное — треугольники?
— Бывает, что и плохо.
— А хорошо бывает?
— Бывает.
— У друга семейное кресло расшаталось. Ему ножка понадобилась. Он и нашёл себе любовницу. Понимаете?
— А любовнице он сообщил, что она — ножка от семейного кресла?
о картине мира одного мужчины
Вот, к примеру, этот мужчина. И ему тяжело. Его образ жизни <отношения с миром> — набор условностей. Петь не может. Убедили, что медведь на ухо наступил. А хочет. Петь хочет.
Ноги сами в пляс идут. А ему приходится сидеть на месте. Слон в посудной лавке — сказали.
Стыдливо корябает на полях блокнотика строчки. Ха-ха-ха — хохочут, х-ха — добавляют. А что смешного-то…
Знает он, что рисует, как курица лапой, сколько раз слышал об этом. А ещё так иронично и риторически вопрошали: о! а кто этот художник, от слова «худо», а-ааа?!
Тяжело. Ему тя-же-ло. На душе, в животе, в ногах. Вообще внутри тяжело.
Вот сегодня, например, пришлось напяливать маски интеллектуала, значительного и сильного SM. А чтобы лицом в грязь не ударить. Чтобы даму покорить благородством. Демонстрацией успешности и достатка сразить. Несколько раз надевал пользующуюся спросом маску романтика. Сработало-сработало. <Видел, как её сердце пульсировало в шейной ямочке. Как глаза опускала, а бровь вскидывала>. Стул пододвинул, сумочку и пальто подал, ужин оплатил. Провожая, цветы купил.
Думал, что хочет продолжать с ней отношения.
Чмокнув в щёку на прощание, упорхнул. Почувствовал облегчение. Облегчение было велико. Понял, что весь вечер на плечах гору носил — изображал правильное. Но внутри у него стало пусто. Не легко, а именно, пусто. Облегчение обернулось пустотой. Ему хотелось петь, но он представил её <тайную> ухмылку. Он хотел пригласить её на вечер танцев. А она, поди, считать обороты начнёт вместо того, чтобы испытать восторг от кружения и прикосновений. Фантазировал, как покажет <ненароком> карандашную зарисовку… Оу… оу-оу, — произнесёт она, — а что это здесь такоЭ изображено-ооо, — спросит…
— Нет, — сказал он пространству.
— На фига? — спросил себя.
— Не хочу, брысь, брысь! Достали все, «чтонарисовано, чтонарисовано»… ничего не нарисовано, пустота нарисована. Всем ясно?! Пус-то-та — и на листке, и внутри.
Она же весь вечер была в восторге и удивлении, что встретила принца. Принца-принца-принца. Да-да-да. Того самого. Его. Наконец-то.
А когда мы поженимся, то будем вместе петь по вечерам, в компании с друзьями <а потом и колыбельные> — здорово будет — мечтала она. У него такой красивый голос, а речь… м-ммм, а кругозор — сколько всего знает. И такой стройный, элегантный и хорошо сложённый мужчина, наверняка, пластичен — рассуждала сама с собой. И вкус художественный есть — как подобран костюм, цвет, и руки художника, пальцы… а глаза… его глаза, его взгляд — мягкий, понимающий, зовущий…
Он самый настоящий шедевр. Уже люблю. И жду. Жду. Жду…
Жди
о неспешных сказках
Мельник, Пекарь и все остальные 5
Порой Пекарю не спалось.
Сон не просто так стоял за дверью и не смел войти.
Пекарь придумывал новый рецепт булочек. Какой тут сон?! Внутренние весы точно отмеряли нужное, деревянная лопатка перемешивала, а Главный Пекарь, к которому он прислушивался, снимал пробу, отщипывая кусочек и выжидая ответа от послевкусия.
Затаив дыхание Пекарь ожидал вердикта
Мельник, Пекарь и все остальные 2
Мука сыпется тонкой струйкой. Еле-еле. Иногда белым облачком поднимается и окутывает сидящего рядом Мельника.
Он ловит пальцами мучное облако, медленно растирает и подносит к носу — годится или нет, пробует.
Мельник и позже будет растирать, нюхать, пробовать.
Издавна так
Мельник, Пекарь и все остальные 13
— Что нужно, чтобы успокоиться?
— Считать зёрна, — говорит Мельник. — Созерцая каждое. Так сердцу и нутру помогаем принять настоящее.
— Возьмите разные, — добавляет.
— Да, — соглашаемся мы
о жизни, или game же ещё не over?
стоять у калитки, что ведёт в сад. сад несбывшихся надежд и непрожитых жизней. стоять и не решиться открыть её. несколько раз протягивать руку, не дотянувшись, отступать. разглядывать деревья через редкие штакетины, кое-где покосившиеся. местами перекладины забора истлели и отвалились. но сад, при этом, запущенным не кажется. деревья сплошь сильные, крепкие, с мощными зелёными кронами. есть деревья старые, есть и молодые саженцы. это удивляет. сад — явно ухожен. видно, что некоторые деревья посажены совсем недавно. и много-много поросли, совсем юной, что от старых корней пошла. видны и несколько лопат, прислонённых к забору. граблями и тачкой пользовались совсем недавно — комья свежей земли говорят об этом.
стоявший у калитки, заметил на ней надпись: Постой. Подумай. Зачем ты здесь?
Зачем ты здесь?
Зачем ты здесь?
что мог — не сделал, чего хотел — не получил, к чему стремился — не достиг, ждал любви, но не любил, в чём нуждался — не имел. что имел — то растерял, что начал — не дорастил, что нашёл — то не удержал, что заработал — то в песок ушло. надеялся, но не верил, обнадёживал — не выполнял, полученное — не ценил. протянув руку — обжигался, хотел дать — никто не брал, не смел просить — и горько плакал…
копаясь в памяти, доходишь до самых глубин. ты помнишь всё.
ты помнишь о любви. о той, что продлилась целую вечность, целую воскресную вечность — день воскресенья и ещё полночи.
ты помнишь, как был надеждой и победил в том соревновании, что не мог выиграть никто из твоей школы. ты помнишь свою золотую медаль.
ты до сих пор счастлив, что когда-то твоя стрижка была украшением тебя, и зеркало счастливо улыбалось в ответ.
а если бы не та зацепка на свитере, то ты так и прошёл бы мимо того, кто стал твоим другом и единомышленником на долгие-долгие годы.
а ещё ты помнишь, что в восьмом классе разлюбил пить чай с сахаром. и как отрезало. и оказавшиеся рядом с тобой, до сих пор стесняются насыпать сахар в чай. когда рядом с тобой. вот так. тебе и им смешно. но в этот момент для них чай без сахара вкуснее.
память — она иногда хитрая. видел ты тех орлов, что парят в небе. а сколько их было? память говорит — один. а ты знаешь, что два. и всплывает то самое выступление, провальное поначалу. вызывавшее желание сбежать в середине. и триумф в финале. и счастье, которое до сих пор живёт в твоей груди. бэк-вокалом соловьиная трель у солистки майской лягушки.
костры и палатки.
олимпийская фанта.
дороги Аризоны.
м-ммм, а те истории с красной помадой, что на…
о, а вот ещё — та книга, что была издана, ведь успех-успех, а?
просторы и горизонты без границ летних каникул. свобода и беззаботность.
пирс 39. тебе 39. три девятое царство, три девятое государство. когда ты полюбил сказки?
комок глины в руках. был шар — стал шляпой Странника. а через минуту — колпаком Шута. и опять — шар…
кто-то в твоей памяти. в чьей-то памяти ты.
пусть будут рядом те, с кем тебе хорошо. те, рядом с кем тебе становится лучше. те, с кем ты становишься чище. те, к кому тянет. к взаимному удовольствию.
в тех деревьях — душа. в том саду — заказ на ещё кучу жизней. сейчас — это прошлое. оно было, прошло, ушло.
открыть калитку? войти?
уйти?
game же ещё не over?
о калейдоскопе
цветные стёклышки в трубе. зеркала треугольником.
быстрая смена узора, изменение рисунка. невозможность вернуть только что очаровавшее.
крути-не крути, птичка улетела, зайчик ускакал.
влево-вправо, астра превратилась в георгин.
тряси-не тряси, заснеженная вершина горы оказалась залитой солнцем равниной, стоило только направить трубку к сияющему светилу.
в чьём-то калейдоскопе — камни драгоценные из старого перстня или маминого медальона. а у кого-то — стёклышки. осколки старой вазы или от бутылки из-под сидра. найденные на дороге или добытые с помощью молотка. выменял ли у соседа по горшку, или достал из весенней лужицы. разноцветные и прозрачные. мутные или тёмные. вот — много-много мелких. а вот у кого-то всего лишь несколько огромных. непрерывная смена орнаментов.
весёлые, грустные, искрящиеся или мрачные.
действо внутри трубки завораживает.
«поделиться» узором вряд ли удастся.
лёгкое движение руки, и картинка изменилась.
забава для детей? воспоминание для взрослых?
фрактальная симметрия, затягивающий ритм, в бесконечность уносящийся цвет. красный-синий, жёлтый-зелёный. крутятся, крутятся, падают, сползают, переливаются, наезжают друг на друга. стёклышки на камешки, камешки — на зеркала, что треугольником. бисеринки прицепились друг к другу.
свет упал на цвет — получили новую фигурку, новую историю.
каждый оживлял её по-своему: ой, смотри-смотри, как будто… дайдайдай в твой посмотреть — неееееее, у меня лучше, смотри!.. оу, а у меня речка получилась, а сейчас заледенела… а у меня, как бабушкин фартук, ааааааа…
переменчиво-переменчиво-переменчиво.
калейдоскоп приглашает мечтать, придумывать, удивляться и не зацикливаться. встряхни картонную трубку, мельком взгляни, и отпусти свою фантазию, свою мечту. отпусти за горизонт. калейдоскоп знает, что всё мимолётно.
но оно было-было-было.
и то, что красиво — порадовав, уходит, наградив хорошим настроением и силой. и то, что дошло до идеала — закончило своё существование, удобрив почву для новых посевов. а некрасивая картинка ещё раз напомнила, что есть с чем сравнивать.
и ещё. не забывай — говорит калейдоскоп —
ты всегда можешь изменить узор.
и это так
о человеке и букетике в его руках
Совсем не все лица нравятся с первого взгляда. Лицо этого старика было спрятано внутри морщин. Морщин-оврагов, морщин-устьев рек, морщин-горных перевалов. И первое впечатление было именно от бросающихся рытвин и изгибов, и оно скорее пугало.
Старый-старый дуб. Представили? Он — кора такого дуба.
Но взгляните на руки.
Они такие живые, его руки. Руки-рассказчики.
Вот они горячую картошку из золы достают. Обжигаясь, быстро-быстро чистят — и в рот. стряхивают крошки, и снова за горячей.
А вот он трубки табаком набивает — перетирает его, пробуя, потом засыпает до верхнего края, и приминает. Курит. И знает в этом толк.
Вот что-то чинит, держит молоток, треплет собаку. вот задумчиво стучит по деревянному столу.
Но сейчас у него…
Откуда? Как оказался в руках у этого человека маленький букетик лаванды? И даже не букетик, нет. Маленький сноп, вязанка, умещающаяся в ладонях.
Лавандовые воспоминания… Букет-память, веточки-послания. Цветы, ставшие серыми от времени, перечитывались пальцами.
Видимо, была какая-то история, которую сейчас он и держал в руках.
Читал руками. Чувствовал руками. Вспоминал руками.
На голове, небрежно, старая крупно вязаная шапка, из-под которой он иногда поглядывал.
Глаза были старее морщин. Вековые. Такими, когда смотрят, то всё видят. Такими не осуждают. Такими не корят. Такими любят. И хочется, чтобы он ещё смотрел.
Не увядший. Не высохший колос. Не копоть жизни. Ворожун
о неспешных сказках
Мельник, Пекарь и все остальные 4
Вечером, когда всё и все затихали, Пекарь, прислушавшись к безмолвному шёпоту, выбирал одно зерно. Он садился у окна и растирал его в ступке. Вдыхал аромат и уходил спать.
Сегодня он растёр горчицу.
Мельник, Пекарь и все остальные 26
Закрыв глаза, перебирать зёрна. Неспеша. Чувствуя каждое. Уравновешивая внутреннее и внешнее. Соединяясь с сердцем. Доверяя внутреннему чутью, отбирать здоровые.
И через какое-то время подумать о значимом человеке. Получить ответ.
Так дети чувствуют любящих и искренних.
Так дитя с закрытыми глазами узнаёт маму
Мельник, Пекарь и все остальные 39
Местный Интеллектуал очень любит скрип мозга. Да-да, он так и говорит:
— Лучшая мелодия, пожалуй, рождается работающим мозгом. Прекрасный музыкальный инструмент, надо сказать. Слышишь только ты сам, никому не мешая. И всегда в наличии.
— Да-ааа, — соглашаются почитатели и вкушатели этого музыкального пира
Мельник, Пекарь и все остальные 2
Мука сыпется тонкой струйкой. Еле-еле. Иногда белым облачком поднимается и окутывает сидящего рядом Мельника.
Он ловит пальцами мучное облако, медленно растирает и подносит к носу — годится или нет, пробует.
Мельник и позже будет растирать, нюхать, пробовать.
Издавна так.
о говорящих лицах
Бывают лица, рассказывающие все тайны своих Хозяев.
Вот и глаза дамы, сидевшей напротив, приглашали в потусторонний и отнюдь небезопасный мир. Приопущенные верхние веки скрывали половину зрачка, склеры внизу мертвенно белели. Лицо обещало невозвратное путешествие по неведомому. Складывалось ощущение, что и она сама полностью не возвращалась в мир Яви.
И когда объявили следующую станцию «Красносельская», то туристка, очнувшись, выпрыгнула из дьявольского хоровода с криком:
«Стоп, стой!!! Опять черти закрутили, проехала!»
И объяснила, что держит путь в Матросскую тишину, и теперь опоздает, потому как на «Комсомольской» была забита стрелка с корешем, с которым она планировала дальнейший вояж, а в отрыве от него гармонии нет. Да-да, она так и сказала:
«Мы ж с ним, как сизари… Скучаем, когда не рядом.»
А сидевшему рядом гражданину в нарядном хаки выдала, телепатически полученное:
«Вы тоже ж туда же…»
Закамуфлировавшийся сказал: «Ам-ммм» и побагровел
о мести
Взор Миккипедалькина вспыхнул, сердце, не поместившись в груди, забилось уже в горле, рот наполнился слюной, как при воспоминании о лимоне… Микки глубоко вдохнул, и:
— Микки, я — Микки, — он ещё раз затянул в себя воздух, раздувая грудную клетку. Сладость разлилась по телу. Тепло, опустившись вниз, воспламенило нашего героя.
— Нина, я — Нина, — прошелестела златовласая чаровница, на вдохе подавшись навстречу и распахнув глаза так, чтобы в них целиком поместился образ Прекрасного…
Но тут Микки звучно и громко выдохнул, наклонив голову к убегающему вниз плечу, взбрыкнул бровью, языком поискал во рту мгновенно пропавшую слюну, всплеснул рукой и отшатнулся, моментально сдувшись. Услада сменилась горечью, а пламя оставило горстку пепла.
…
Мы же имеем возможность пробраться к внтуренним дневникам Микки и кое-что узнать о причинах этой метаморфозы.
Жертвой детсадовской красавицы Нинки чувствовал себя Миккипедалькин по сей день. Тогда, больше 30 лет назад, Нинка его отвергла, отдав своё сердце и внимание сопливому Ваське Ремизову. Васька Ремизов был на полголовы выше Микки, был развязным, носил брюки, а не шортики с колготками, дрянного цвета, в которых блистал Микки. Васька курил соломинку, шмыгая носом. Васька, шаркая ботинками, подваливал к Нинке. Нинка же складывала руки замочком, сверлила землю мыском босоножки и жеманно хихикала.
Микки хотел быть в такой же картине. Хотел, но не мог.
И тогда, 30 лет тому назад, в тёплый августовский вечер, Микки дал себе крепкое детское слово мстить отвержением любой встретившейся на его жизненном пути Нинке.
Своё детское слово Микки держал
о сказках и понарошку
Дитё, пяти лет от роду, пригласило на чай в кукольное царство. Розовый стол с прелестными розами, разбросанными художником по столешнице, был уже сервирован. Персикового цвета пластмассовый фарфор томился в ожидании гостей.
На столе — блюдца, на блюдцах — чашки, в чашках — ложки. Рядом — маленькие тарелочки. Чайник и подставка для торта.
— Никаких понарошку, Марина! — строго предупредила меня юная хозяйка, — чай из настоящей воды.
— А остальное? — недоверчиво прищуриваю глаз.
— Остальное — сказка, нужно фан-та-зи-ро-вать.
— Ты же сказала, что никаких понарошку.
— А в сказке понарошку и не бывает, там всё правда, просто красивее и чудеса есть.
— Так понарошку и есть не по-настоящему, не взаправду, — настырничаю.
— Марррррина! Ну где ты видела невзаправдашнюю сказку?!
…
Спустя какое-то время.
— Ну, как тебе чаепитие?
— Замечательно.
— Всё понравилось?
— Мёда не хватало.
— Надо говорить: на мёд фантазии не хватило.
— Д-да?
— Да. Лимон был? Сама же говорила, что шкурка толстовата. Торт ели? Ели, ты говорила, что крем любишь, и я тебе свой отдала. Свежую заварку хвалила?
— Было дело.
— Ладно. Пойдём доиграем. Какой мёд хочешь?
о привлекательности
Грудь сидящей напротив красавицы лет немалых, украшала мегатонная конструкция из трёх металлических цветов на цепи, каждый из которых был размером с кофейное блюдце, парой служил браслет уже из пяти цветков, но чуть меньших в размахе, чем наряд для шеи.
Красоту эту не смог не заметить наряженный в клетчатую фланель и твид, что для прохладной осени, господин, запрыгнувший в убегающий от ВДНХ метровагон.
Он склонялся всё ниже и ниже, сладострастно предвкушая более близкое знакомство, но не тут-то было…
Кудесница, видимо, знала о феерическом магнетизме, о невозможности устоять перед соблазном пялиться на гирлянду, и начала нервно прикрывать ладошкой открытые по случаю чудовищной жары прелести… но не тут-то <опять, да> было — одетый в душное господин голосом из нутра произнес:
«Не надо, красивая, сиди смирно».
Челюсть у красивой была вставная. Это увивдели все
о случайностях
На станцию «Счастливый случай» поезд прибыл точно по расписанию.
И стоял целых три минуты.
Пассажир Миккипедалькин, накопивший денег и купивший билет до этой станции, дрых без задних ног на второй полке.
Микки снилось, что он — самовар,
Микки во сне громко и радостно свистел носом.
Объявление о том, что через полминуты поезд отправится до следующей станции «Почти конец», Микки не услышал.
Проспит ли он следующую остановку?
А в это же самое время, во встречном поезде ехал Фредериквелосипедов, копивший последние десять лет на чёрный день, и получивший со скидкой билет от сообщества «Что просили, то и получили».
Фредерик смотрел в окно, за окном оставалась жизнь.
Фредерика мистически крепко обнял ужас.
На станции «Почти конец» он был выволочен из купе, получил пинок, но успел ухватиться за поручень, оказав сопротивление судьбе, и решив отправиться дальше зайцем.
Как называется следующая остановка Фредерик не знал, объявлений не было
о мужчинах из гаражей
Последнее время всё чаще и чаще, из гаражей, что расположились на огромном участке за рекой цвета хаки, несётся хоровое пение.
Вот и в поздний вечер минувшей субботы в открытые окна, сквозь шум непрекращающегося почти сутки дождя, неслись тоскливые песни — то пели наразрыв души гаражные мужчины.
Гараж — это нечто большее, чем место для хранения автомобиля, домашнего хлама, мешков с картошкой или банок маринованных кабачков.
Гараж — это то, куда специально ходят, заходят, уходят.
«Ушёл в гараж» — это сага.
Это и клуб, это и место уединения, берлога, стрелка.
Это место, где можно спрятаться от требований стать взрослым мужиком, нормальным отцом.
Гараж — это посиделки.
Место, где можно выпить и закусить, отдохнуть от подбоченившейся супруги, от играющего сутки напролёт в компьютерные игры потомства, внушений о надобности учиться…
А наши в гаражах поют. И песней, такой тоскливой песней, они рассказывают о своей судьбе, тяжёлой судьбе выросших мальчиков, об их нелёгкой доле, о современном мире, предъявляющем всё больше и больше требований.
В гараже планета замедляет свой бег и чуть-чуть приостанавливает уходящие годы. А замедляя время, возвращает утраченную беззаботность и дарит хоть на какое-то время уют детского уголка, что был наполнен когда-то давно маленькими пластмассовыми бибиками.
Гараж — это таинство.
Гараж — это Гараж, место, где песней можно рассказать так много, даже если эта песня без слов
о неспешных сказках
Мельник, Пекарь и все остальные 2
Мука сыпется тонкой струйкой. Еле-еле. Иногда белым облачком поднимается и окутывает сидящего рядом Мельника.
Он ловит пальцами мучное облако, медленно растирает и подносит к носу — годится или нет, пробует.
Мельник и позже будет растирать, нюхать, пробовать.
Издавна так
о морозном узоре чашей
Помнишь, когда я была маленькой, ты разбудила меня рано-рано, темно ещё было? Ранним январским утром мы вместе побежали смотреть подковку на оконном стекле.
Ты сказала: «Смотри, какая красивая. Чашей. Что в неё положим, дочь?»
Я и сейчас ищу её в морозные зимние утра
о неспешных сказках
Мельник, Пекарь и все остальные 43
А вы знаете, сколько длится приём у нашего местного Мозгоправа?
Нет?
3 минуты.
1 минуту — вы хвалите себя
1 минуту — вы хвалите окружающее вас в данный момент
1 минуту — вы хвалите людей, места, вещи, которые есть в вашей жизни
Приходите. У него есть точные песочные часы
об обещании счастливой жизни и носках…
Ты обещал мне счастливую жизнь…
А вчера ты разбросал свои носки по разным местам. Скажи, разве можно быть счастливой, если отыскав один, я только к сегодняшнему утру нашла второй… Моя усталость и огорчение не нашли у тебя понимания, ты не разделил мою досаду, ты не поддержал меня, обессиленную заглядыванием в укромные местечки. И ты не оценил того, что я к твоему пробуждению нашла его.
Ты неряха, ты не ценишь моего стремления к порядку.
Будь ты человеком чутким, то не прокричал бы бодрым голосом: «Доброе утро, дорогая!» Надо же, «доброе», «дорогая»… Большего издевательства трудно придумать.
А как ты отреагировал на моё: «Сегодняшнее утро добрым быть не может»?
Ты уставился, как чучело. Ты спросил, а нет ли у меня проблем, ты предложил прилечь и отдохнуть, после того, как я приготовлю тебе завтрак. Приготовить тебе завтрак? Тебе завтрак нужен… Пиранья. Акула. Барракуда клыкастая.
Ты обещал мне счастливую жизнь…
Но сегодняшнее утро сняло с меня розовые очки.
И…И…И мне вдруг стало так хорошо, так легко… то радостно, то спокойно, то смешно, что удивлению моему не было предела. Я вдруг увидела, что ты не однотонный, а разноцветный. Ты такой удивительно красивый, искрящийся, разный. Ты такой лёгкий и прикольный. И что до сих пор любишь меня, мне это не кажется, а?
А, да, носки. Носки… А что носки?
— А если бы не носки? — говоришь ты и улыбаешься той самой улыбкой, которая когда-то свела меня с ума
о ночном диалоге
Самое подходящее время решить, что у тебя бессонница — за два-три часа до рассвета.
Нежная, но густая синева ночи на исходе марта была разрезана булатным клинком отчаяния:
— Я! так! больше! не! мо-гу! Я хочу спать! Я вырву себе волосы-ыыы, а-ааа, ы-ыыы… У меня бессонница-ааа, а-ааа! — высунувшийся в окно гражданин был на грани миров. Мира тёплого, уютного, но что-то таящего дома и мира холодной, не имеющей границ и зовущей раствориться в ней, мартовской ночи.
Их разделял лишь подоконник.
— Не рви волосы, амиго, я пробовал, не помогло… И окно закрой.
о романе с лужей
лужа. ты и в ней умудрился рассмотреть своё отражение. поправил воротничок. успел даже провести ладонью по волосам. сделал несколько шагов. и вновь вернулся. остановился у края. ещё раз дотронулся до воротничка. это движение было медленным. и руку от воротничка так и не отнял. откинул голову назад. вздёрнул бровь. ещё медленней наклонил голову к плечу. потоптался. поискал глазами горизонт. и опять вернулся к ней. глазами вернулся. вздохнул. сник плечами. лёгкий ветерок заставил лужу покрыться рябью. почему-то тебя это разволновало. ты даже присел. опять увидел своё отражение. а вот ты уже улыбаешься. видишь отражение улыбки. тебя оно радует. обернулся. а есть ли слеза у отражения. то ли просто сказал. то ли спросил. ещё одна фраза. мне трудно уйти. вздох. всхлип. вот и слеза. но в отражении ты её не увидишь. ты уходишь. идеальный профиль. поднятый воротник белой рубашки. идеальная волна волос. чёрный кожаный браслет на загорелой руке. идеально сидящие джинсы. ботинки требуют отдельного рассказа. и о них потом, не сейчас…
но ты увидел своё отражение в луже.
но ты умудрился рассмотреть себя в ней.
ты с ней говорил.
она из тебя выдавила слезу.
ты не хотел от неё отрываться.
но это была лужа.
cabellissimo
о монологе
Миккипедалькина:
— По молодости я думал, чтобы ею обладать, мне нужно стать… и далее по списку.
Потом — чтобы я обратил на неё внимание, ей следует быть… и далее по списку.
Сейчас, облысев, вкрутив импланты и страдая мочеиспускательным запором, хочу просто влюбиться. И жить с удовольствием. Воркующим голубям стал завидовать. Что б им…
Док, что мне предпринять, как быть? Дело-то совсем зимой пахнет, а я так и не сроднился ни с кем душой
о двери в ночи
Отворив старую скрипучую дверь, в темноте пройти внутрь. Слабо?
А вы оглядываетесь?
Шаги уверенные или робкие.
Стремительные или вперевалочку.
Кто вы, в конце концов — слон или котик?
Может, вы неслышно крадётесь, или же, напротив, громко стучите пяткой башмака по только что захлопнувшейся двери:
— Эй! Э-эй, здесь есть кто-нибудь?!
— Я.
А похожа ли дверь на ту самую, что из сновидения? Заглянув за… с чем повстречаетесь, кого увидите?
Или же, прислушавшись, услышите что-то интересное.
Кто-то подслушает прежде запретное, а что же будет потом…
Как дышится, каким воздухом наполнено пространство, отделённое этой дверью?
Запах свободы, а?
Или счастливой поры.
А вдруг так пахнут бабушкины пироги, или тот первый блин, что всегда комом.
А где-то застоялся спёртый воздух коридоров… вот за этой дверью острый запах быстрой любви, а вот и притаившаяся кошка, испугавшись вашего вторжения, шмыгнула в темноту.
Да… Так что за этой ночной дверью, а?
Иногда двери заперты. Замки, засовы, щеколды. Иные стулом или тумбочкой подпёрты.
К чему всё это…
Но если не готовы, то за старую дверь, что повстречали в ночи, не суйтесь. Потому как некоторые становятся теми самыми вратами или порталами.
И где вас тогда искать
о девочке и море
Наверное, именно для этого на берегу моря много скамеек.
— Я рядом. Я буду рядом. Я возьму тебя за руку крепко-крепко. Ну, посмотри же — сегодня море спокойное. Пойдём навстречу!
Наверное, те истории, что наблюдаешь, сидя на прибрежных скамейках в сопровождении музыки волн, особенные — ты слышишь лишь обрывки фраз, слов — что-то унёс ветер, что-то заглушила набегающая волна. И ты можешь что-то придумать. Ты можешь что-то додумать.
— О, привет-привет, смотри, вот и та самая птица, ты её помнишь? Она прилетела сказать, что ты полюбишь море. Не плачь, ну же… Или… или поплачь — вода в море солёная, никто и не поймёт, что ты её разбавила слезами.
Наверное, чувственность морского прибрежья — это то место, где пробуждается Древнее в тебе. Настоящее. Человеческое.
— Ну что, ты решилась? Я тебя не тороплю. Хочешь, ты познакомишься с морем поближе завтра? Или когда сама решишься.
Когда-нибудь это произойдёт.
Наверное, именно для этого на берегу моря так много скамеек
о грёзах
Эта ночь не стучала дождём. Не гремела воротами местного склада. Нон-стоп кино из жизни отдыхающих на брегах реки цвета хаки, было немым.
Странная тишина. Невесомая. Невесомо нависла и висит.
Тёмно-тёмно синяя.
Может она и родила Старику грёзу… Напомнила о желаниях. Воспоминания всколыхнула.
Тишина пробежалась по рукам, болят, да… по ночам всё сильнее.
Нырнула в морщины, о… а в морщинах его — смех. Тише, Старик, не спугни тишину, пусть смех спит, не буди его, ночь же.
А тишина уже в седину забралась, перебрала пряди, нежно погладила — тепло разлила.
Добралась до сердца. Деликатно постучалась. Можно?
Ох-ххх… Только тёмно-тёмно синего не надо. Пусть канувшее в прошлое вспоминается цветным, и ты оденься по-летнему просто и пёстро. Ситцево. Принарядилась?
Заходи
Как, уже утро?
о прошедшем лете
Перебираем с Таней книги, пластинки, старые открытки.
Глаз выхватывает «Всё лето в один день».
Лето. Мысли про лето. Точнее, мысль — лето, просто слово «лето».
Останавливаюсь, погружаясь в воспоминания-переживания. Когда-то я любила лето. Потом долгое время я не любила лето. Был период «Ну, ладно, ок. Что-то, всё же, в тебе есть, лето».
— Ты знаешь, — говорю Тане, — я грущу об этом лете. Как-то по-иному я в нём жила в этом году. Не припомню подобного. Хочу его тепла и спокойствия. Что-то осень печалит меня.
— Может, ты почувствовала, что время утекает, как сквозь пальцы вода?
— Да, было дело… Не раз.
— Ну… Я всплакнуть люблю… Пару слезинок… А потом смахнёшь их, и-иии…
Сидим, подперев подбородки руками, смотрим вдаль. Молчим. Вздыхаем. Молчим. Сопим.
— Мы ж с тобой оптимистки. Ставь пластинку. Будем громко петь, как в детстве, помнишь?
— Помню, — говорю.
— Ну, давай: «Не было печали, просто уходило лето. Не было разлуки месяц по календарю.» Ну, делай громче, и пой тоже громко! Тряпку бери, пыль вытирай и в коробку, во-ооон в ту, складывай». И пой!
«Все, что летом зеленело, Пожелтело, отзвенело, И однажды побелело медленно. Всё, что было между нами За дождями, за снегами, Словно в старой сказке Было — не было. "- несётся со старой пластинки в унисон с нашими голосами. — Боже, какими же мы дурами бываем. Прям, хорошо.о цветке. простодушное
Любимый цветок, помещённый в грёзы, вдохнёт поэзию в жизнь и всколыхнёт глубины души.
Красота цветка естественна и достаточна. О, как же прекрасно спокойное, чуть томное созерцание, переживание восхищения, учащающееся сердцебиение…
Но иногда мы хотим большего.
И тогда во внутреннюю картинку мы помещаем ещё цветок, и ещё один, и ещё… и вот уже — букет.
Букет. Просто букет.
Но образ ширится.
И в нём появляется свободное пространство, которое мы заполняем полочкой, салфеткой, тремя слониками. В кресло сажаем любимого котика.
А из кухни уже доносится аромат капустного пирога.
Из дальней комнаты несутся звуки… да-да, там кто-то меняет перегоревшие лампочки и ругается на свои руки-крюки.
Разгневанный сосед костерит нерасторопную супругу.
Снег и дождь последнего дня февраля настойчиво бьются в оконные стёкла.
Но какое нам до них дело?
Зазвонил телефон. Он на той же тумбочке, что и букет.
Один цветок уже увял.
Стоп.
Нет, пусть же увянут и все остальные.
Что нам стоит, грёзу новую призвать для мимолётного восторга?
Комментарии к книге ««О чём вы думаете?»», Марина Владимирова-Крюкова
Всего 0 комментариев