Александр Радьевич Андреев Информационно-психологическое противодействие – «совершенное» оружие XXI века
Информационно-психологическое противодействие – «совершенное» оружие XXI века
Информационно-психологическое оружие существует почти столько, сколько существует человеческая цивилизация. «Троянский конь» хитроумного Одиссея обманул защитников Трои, и десятилетняя война закончилась победой греков. Персидский царь Ксеркс пугал своих противников тем, что «стрелы, выпущенные моими воинами одновременно, затмят солнце». Спартанцы, правда, не испугались. Карфагенский полководец Ганнибал в 218 году до нашей эры разбил римские легионы в битве при Треббии во многом благодаря тому, что задолго до битвы римлян пугали новым оружием карфагенян, от которого у них нет защиты – сорок боевых слонов Ганнибала, перешедших с ним через Альпы, сыграли главную роль в разгроме легионов. Почти тогда же китайские философы ввели понятие «справедливая-несправедливая война», ставшее мощным фактором достижения успеха при ведении боевых действий. В период Тридцатилетней войны в 1618–1648 годов в Европе использовались листовки-гравюры. Во время Второй мировой войны Англия и США выпустили миллиарды листовок, направленных против пропагандистской машины гитлеровского Рейха.
Большой вклад в развитие информационно-психологической войны внесла «Наука побеждать» генералиссимуса А. В. Суворова, включившая в себя и не военные способы воздействия на противника. Пьемонтская армия сдалась русским войскам в полном составе после ультиматума А. В. Суворова, говорившего о ее неизбежном разгроме. Ультиматумы были издавна эффективным информационно-психологическим оружием. Наполеон возил собой походную типографию, говоря, что «четыре газеты смогут причинить больше зла, чем стотысячная армия».
В Первую мировую войну почти все армии уже имели органы информационно-психологического воздействия. США почти сразу объединили его с элементами PR. Одну из первых программ информационно-психологических действий разработал международный авантюрист А. Парвус. Программу, направленную против России, профинансировала Германия. Она «отбила» вложенные деньги после заключения Брестского мира в 1918 году, правда «прозевав» при этом свою революцию, которую профинансировали страны Антанты, и также, как и Россия, проиграла войну.
В 20-е годы ХХ века разработкой теории информационной войны занялись лучшие специалисты ведущих стран мира. Эта теория получила свое успешное развитие во Вторую мировую войну. К печатной была добавлена и радиопропаганда. Не зря председатель будущей КПСС И. В. Сталин конфисковал у советского населения все радиоприемники. Большой «вклад» в развитие «лживой» составляющей информационно-психологической войны внесло фашисткое министерство народного просвещения и пропаганды с говорящим названием. Именно в Вторую мировую войну были определены классические цели информационно-психологического воздействия – подрыв авторитета высшего руководства страны, создание ложного представления о плене, усиление пораженческих настроений, побуждение к дезертирству с подрывом авторитета командиров, усиление недовольства гражданского населения положением в стране с увеличением тревоги за судьбы родственников.
Манипуляция сознанием человека является особым видом психологического воздействия, получившего стратегического значение со второй половины ХХ века.
Словари русского языка говорят о психологическом воздействии как о «сложном приеме, позволяющем с использованием разнообразных техник добиваться от группы людей исполнения своих замыслов, способе создания иллюзий, скрытого управления, программирования настроений народа, виде духовного воздействия на человека, которое производится тайно и незаметно». Защитой от психологического воздействия является сильная интуиция, самообладание, хладнокровие.
Слово «манипуляция» трактуется как «соблазн» – человек что-то собирается сделать, а манипулятор делает так, чтобы он захотел сделать нужное ему, манипулятору; эта «ловкая проделка, ухищрение, махинация, подтасовка фактов для достижения цели».
Предмет манипуляции – слух, дезинформация, ложь, фальсификация, передача неполной информации, дезориентация – передача не относящейся к делу информации с целью отвлечения от сути, пустословие, сокрытие информации и ее маскировка, полуправда – смесь правды и лжи.
Политическими манипуляциями являются: психологическая война, политические интриги – маневрирование, тайные сговоры, сделки, кадровые игры, искусственная оппозиция, имиджевые мероприятия, подделка политических документов, блеф, липовые ссылки на авторитеты, мифы, введение в заблуждение, авантюризм, подставные кандидаты, снимающие свою кандидатуру в нужный момент. Немецкий философ Ф. Ницше писал: «Правда гораздо удобнее лжи, чтобы поддержать одну ложь, человек должен изобрести двадцать новых». Через десятилетия ему попытался ответить американский теоретик С. Паркинсон: «В нынешнем обществе искусство управления людьми сводится к умению направлять по нужному руслу человеческие желания; те, кто в совершенстве овладел этим искусством, смогут добиться небывалых успехов».Манипуляции сознанием включают в себя игру на чувствах, обращение к подсознанию, к страхам и предрассудкам – «мы не будем тебя заставлять, мы влезем к тебе в душу, в подсознание, и сделаем так, что ты сам захочешь». Великий русский психолог В. М. Бехтерев писал: «Манипуляция сознанием – вторжение в сознание посторонней идеи без прямого и непосредственного участия в этом „я“ субъекта».
Важнейшими видами психологического воздействия на человека являются убеждение и внушение. Манипуляция сознанием человека делает возможным внушение на уровне подсознания противнику, партнеру, чиновнику, покупателю нужной информации с помощью знания его характера, темперамента, таланта, страхов, удовольствий, страданий, стремлений.
В. М. Бехтерев говорил:
«Именно внушение служит особенно могучим орудием в руках счастливо одаренных от природы натур, созданных быть руководителями народных масс. В руках блестящих ораторов, в руках известных демагогов и любимцев народа, в руках знаменитых полководцев и правителей, наконец, в руках известных публицистов имеется та могучая сила, которая может объединять народные массы для одной общей цели и которая способна увлечь их на подвиг и повести к событиям, последствия которых отражаются на ряде грядущих поколений».Войны новейшей истории в Персидском заливе, Югославии, Афганистане фактически подвели итог позиционным войнам с участием громадных армий, в составе которых находятся моторизованные и танковые соединения с мощными зенитно-ракетными комплексами. Со второй половины ХХ века ядерное оружие стало реальным средством сдерживания войн и обеспечения стратегической стабильности в мире. Большинство государств стали рассматривать локальные войны и вооруженные конфликты как основное силовое средство для решения своих геополитических проблем. Основной формой ведения войн стало создание на театре военных действий поддерживаемой с суши и особенно с моря мощной авиационной группировки, способной в ходе войны самостоятельно решать стратегические проблемы. Новые виды оружия могут вообще привести к отказу от традиционного сражения с гибелью личного состава.
Однако сегодня стратегические цели могут быть достигнуты не только с помощью войн и вооруженных конфликтов, но и в результате информационно-психологического оружия.
Современное ускоренное развитие средств массовой информации, включая и электронные, дало толчок для разработки новых методов воздействия на сознание человека. Эти методы, а их множество, – позволяют в сжатые сроки создавать нужное «заказчикам» общественное мнение по разрабатываемой или решаемой проблеме. Общественное мнение формируется как при помощи достоверной, так и фальсифицированной информации. Методы и способы воздействия постоянно совершенствуются. Все специалисты в этой области отмечают «способность малыми затратами информационного воздействия получить большие конечные результаты». Информационно-психологическое оружие становится основным инструментом резкого усиления эффективности проводимых стратегических операций.
Все ведущие мировые державы имеют мощные структуры для проведения информационно-психологических войн, некоторые особенно преуспели в использовании интернета и мобильной связи в своих целях. Информационно-психологическая война наиболее эффективна в странах с невысокой политической культурой, сильной социальной напряженностью, этническими и религиозными конфликтами. Мощным средством являются монтаж и чередование достоверной и ложной информации.
Цель информационно-психологической войны – влияние на поступки, эмоции и даже мысли населения страны – противника с целью навязывания ему «истинных ценностей», своих условий, «правил игры». Втягивать себя в противостояние по навязанным правилам – значит проиграть его до начала.
Арсенал информационно-психологической войны чрезвычайно разнообразен и может затрагивать важнейшие идеологические ценности и традиции народа и государства. Термину «служба державе и народу» противопоставляется термин «свобода и права личности», интерпретированный по требованию заказчика в стиле двойных стандартов. Моральным ценностям любого государства – «образование и труд на благо общества» – противопоставляется прославление «беззаботной красивой жизни», но при этом никогда не указывается в процентах количество богатых и бедных в странах, чья «элита» «культивирует» этот образ жизни. Достижения и победы государства не афишируются, прошлое и настоящее огульно очерняются, моральные ценности замалчиваются, вклад державы в мировую культуру игнорируется. Именно это более всего влияет на патриотизм и чувство национального достоинства граждан.В XXI веке информационно-психологическое оружие уже само провоцирует и порождает вооруженные конфликты и локальные войны. Угроза проведения информационно-психологической войны может оказывать серьезное давление как на корпорации, так и на целые государства. От этой угрозы можно откупаться, можно выполнять условия противника, но лучше всего – противостоять, используя традиции и достижения своей страны, мастерство ее ученых и аналитиков. Инструмент информационно-психологической войны является стратегическим оружием. В его возможностях дискредитировать внешнюю и внутреннюю политику государства, социально-экономическое положение населения, обострить этнические и религиозные противоречия в государстве.
Приемы информационно-психологического противодействия активно используются в политической борьбе во многих странах мира. Действующий руководитель государства может быть дезавуирован несколькими способами, главный из которых – изображение «государя» или «чудовищем-монстром», несмотря на то, заслуживает он этого или не заслуживает, или показ его «клоуном-идиотом», несмотря на то, заслуживает ли он этого или не заслуживает. И в том и другом случае избиратели не будут голосовать за такого человека на выборах – из-за отвращения, позора и презрения. Народ также не прощает вождю жажду власти, слабость, безрассудность, аморальность, эгоизм, использование власти для личных целей, недоступность, обман, нарушение закона.
Человек, знающий, что такое информационно-психологическое оружие и умеющий ему противодействовать, всегда сможет определить, где в «невоенной» атаке на государство и в политической борьбе правда, а где ложь – а значит, сделает правильный выбор, для себя и для своей страны.
О психологии поведения больших масс людей на выборах, митингах и собраниях
Явление бессознательного играют выдающуюся роль в жизни больших масс и в умственной деятельности человека.
Большие массы людей, собранных в одном месте, не могут совершать или выполнять действия, требующие возвышенного ума.
Выдающиеся психологи XIX–XX веков
Культура личности и варварство толпы
Человек, находящийся в большой массе людей, может потерять чувство ответственности, обычно его сдерживающее – толпа или масса людей анонимна и не несет ответственности за свои действия. Индивид, благодаря численности людей, получает «сознание непреодолимой силы», усиленное заразительностью всяких действий в массе людей и восприимчивостью к внушению. Человек может стать автоматом, не имеющим своей воли, с усиленным желанием немедленного действия, склонным к произволу, энтузиазму, буйству, героизму. «Человек в толпе – песчинка среди массы других песчинок, уносимых ветром». Именно благодаря бессознательности больших масс людей парламент может принять закон, позже осужденный каждым депутатом в отдельности, а присяжные – вынести приговор, который не произнес в отдельности ни один из двенадцати – яркие примеры этому являют Великая французская революция конца XVIII века и Октябрьская революция 1917 года в России. На миру и смерть красна, именно на митинге или собрании «трус может превратиться в героя, скупой стать расточительным, атеист – верующим, а честный человек – преступником».
Все зависит от того, какому психологическому внушению повинуются массы людей, в зависимости от которого они могут совершить подвиг или преступление. Но именно так и делается история.
Для человека в большом скоплении людей характерны повышенная чувствительность, отсутствие рассудительности, раздражительность и импульсивность.
Большие массы людей всегда подчиняются действующим на них внушениям, имеющим разнообразные формы. «Для толпы не существует понятия о невозможности, заменяемым сознанием своего могущества».
Люди на митингах и собраниях подчиняются гиперболизированному влиянию. Все публичные ораторы хорошо знают способы аргументации для больших масс – преувеличение, частые утверждения и повторы, использование сильных выражений. Оратор не должен даже пробовать доказывать что-нибудь с помощью логических рассуждений. Оратор, выступающий на больших собраниях, должен иметь для того специальные знания и технологии. В первую очередь он должен быть прост и полярен в своих суждениях. Часто люди призирают слабых ораторов, как и правителей, потому что не боятся – «тип героя, дорогого сердцу толпы, всегда будет напоминать Цезаря, шлем которого прельщает толпу, власть внушает ей уважение, а меч заставляет бояться».
Идеи, внушаемые на митингах ораторами, должны быть изложены в виде простых образов. Чтобы реализоваться, идея должна стать чувством, и это происходит не быстро. Помогает процессу ассоциативное мышление оратора или лидера, с обобщением частных случаев и минимумом логических рассуждений. Оратор должен уметь вызывать образы, увлекающие людей на митингах. Более всего людям нравятся чудесные, невероятные и легендарные образы и примеры. Необходимо воздействовать на воображение массы людей – именно на народном воображении часто основывается сила государства. За последнюю тысячу лет многие государственные деятели различных стран использовали народные воображения, как основу своего могущества, стараясь не разочаровывать народ. Наибольшее впечатление на воображение народа производили, в частности, Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт, заботящиеся об этом в своих речах, поступках, победах, даже в смерти.
Более всего на воображение народа действуют великая победа, великая надежда, великое преступление, чудесные и таинственные факты. Именно гибель парохода «Титаник» поразила жителей многих стран, а не статистика того же года, говорящая о гибели около тысячи судов. Воображение народа потрясают не сами факты, а их интерпретация, – «тот, кто владеет искусством производить впечатление на воображение народа, тот и обладает искусством им управлять».
Неверно думать, что общество может быть реформировано, порвав со своим прошлым, только с помощью логики, целесообразности и разума. Народ, созданный многими веками, руководствуется традициями и с трудом отказывается от привычек, укоренившихся в течение нескольких поколений. Революции, проведенные без поддержки народа, приводят к анархии и развалу государства. «Идеал каждого народа состоит в сохранении учреждений прошлого и в постепенном и нечувствительном их изменении мало-помалу. Именно народ является самым стойким хранителем традиционных идей и всего упорнее противится их изменениям, – особенно те его категории, которые именуются кастами. Не в храмах надо искать самых опасных идолов, и не во дворцах обитают наиболее деспотические из тиранов. И те, и другие смогут быть разрушены в одну минуту. Но истинные, невидимые властелины, царящие в нашей душе, ускользают от всякой попытки к возмущению и уступают лишь медленному действию веков».
Многие идеи и реформы безболезненно для государства могут быть осуществлены только в определенные исторические периоды. Расцвет идей и успех реформ возникает не случайно и не неожиданно и как правило готовится очень долго. «Идеи – это дочери прошлого и матери будущего и всегда – рабыни времени! Судьба народов определяется их характером, а не правительствами».
Факторы, воздействующие на большие массы людей, разнообразны.
На воображение толпы эффективно воздействуют ораторское искусство и вызванные им чеканные формулы и эффектные образы.
Большое значение для больших масс людей, для народа имеют надежды и иллюзии, «без которых они не могли бы существовать». Иллюзию не может заменить даже наука, которая не лжет и не обещает людям все и сразу.
«Людям нужны иллюзии, во что бы то ни стало, и они инстинктивно, как бабочки, летящие на свет, направляются к тем, кто им их доставляет. Людская толпа никогда не стремилась к правде. Она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если это заблуждение прельщает её. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится её повелителем. Кто же стремится образумить её, тот всегда бывает её жертвой».
Огромное впечатление на большие массы людей, на народ производят исторические примеры и факты, имеющие параллели с современностью. Имеют большие значения и исторические катаклизмы – Английская революция XVII века, Французская революция конца XVIII века, Октябрьская революция 1917 года в России. «Наш век, так же, как и предшествующий, будет, вероятно, приводиться историками будущего в пример, как эра любопытных опытов. И действительно, ни в какие другие века их не производилось так много».
«Факторы, производящие впечатление на большие массы людей, должны воздействовать на их чувства, а не на разум. Законы логики не оказывают на толпы людей никакого действия. Чтобы убедить толпу, надо сначала хорошо ознакомиться с воодушевляющими её чувствами, притвориться, что разделяешь их, затем попытаться их изменить, вызывая посредством первоначальных ассоциаций какие-нибудь прельщающие толпу образы. Надо так же уметь вернуться назад в случае нужды, и главное уметь угадывать ежеминутно те чувства, которые порождаешь в толпе».
«Необходимость постоянно менять свою речь сообразно с производимым в ту минуту впечатлением, заранее осуждает на неуспех всякие подготовленные и запутанные речи. В такой речи оратор следит только за развитием своей собственной мысли, а не за развитием мыслей своих слушателей, и уже поэтому одному влияние его совершенно ничтожно».
Самым сильным видом внушения на большие массы людей является личный пример и обаяние оратора или лидера. Эффективно простое утверждение не подкрепленное логикой и доказательством, повторенное несколько раз. «Это верное средство для того, чтобы заставить какую-нибудь идею проникнуть в душу толпы. Чем более кратко утверждение, тем более оно оказывает влияние на людскую толпу. Утверждение тогда лишь оказывает действие, когда оно повторяется часто и, если возможно, в одних и тех же выражениях. Посредством повторения идея водворяется в умах до такой степени прочно, что в конце концов она уже принимается как доказанная истина. Читая постоянно в одной и той же газете, что А – совершенно негодяй, а В – честный человек, мы в конце концов убеждаемся в этом, конечно, если только не читаем при этом какую-нибудь другую газету, высказывающую совершенно противоположное мнение».
Идеи, или люди, подчинившие себе мир, господствовали над ним преимущественно благодаря непреодолимой силе, именуемой обаянием. Обаяние может слагаться из противоположных чувств, например, восхищения и страха.
Обаяние – это род господства какой-нибудь идеи или какого-нибудь дела над умом индивида. Это господство парализует все критические способности индивида и наполняет его душу удивлением и почтением. Вызванное чувство необъяснимо, как и все чувства. Обаяние составляет самую могущественную причину всякого господства. Боги, короли и женщины не могли бы никогда властвовать без него.
Обаяние бывает двух видов – обаяние личное и обаяние приобретенное (имя, богатство, репутация).
Уже одного того факта, что кто-то занимает известное положение, должность, обладает титулами и богатством, бывает зачастую достаточно, чтобы придать ему обаяние, как бы ни было его ничтожное значение.
Самый свирепый террорист всегда бывает несколько смущен при виде принца или маркиза. Стоит присвоить себе такой титул, и самый прозорливый коммерсант легко даст себя обморочить. Это влияние титулов, орденов и мундиров на толпу встречается во всех странах, даже там, где больше всего развито чувство личной свободы.
Личное обаяние – достояние немногих и дает им какое-то магнетическое очарование, действующее на окружающих. Эти люди внушают свои идеи и чувства тем, кто их окружает, и те им повинуются, как повинуются например хищные звери своему укротителю, хотя они легко могли бы его разорвать. Боги, герои и догматы внушаются, но не оспариваются. Они исчезают, как только их подвергают обсуждению.
Один из маршалов Наполеона в 1815 году говорил о императоре французов:
«Этот человек производит на меня такое обаяние, в котором я не могу отдать себе отчета, и притом до такой степени, что я, не боящийся ни Бога, ни черта, приближаясь к нему, дрожу, как ребенок. Он бы мог заставить меня пройти через игольное ушко, чтобы затем бросить меня в огонь».
Обаяние – главный элемент любого убеждения. Успех – один из главных элементов обаяния. «Всякий человек, имеющий успех, всякая идея, завладевающая умами, на этом основании становится недоступным никаким оспариваниям. Доказательством того, что успех составляет одну из главных основ обаяния, является одновременное исчезновение обаяния с исчезновением успеха. Герой, которого народ превозносил только накануне, на другой день может быть осмеян ею, если его постигла неудача. Реакция будет тем сильнее, чем больше было обаяние. Народная толпа тогда смотрит на павшего героя как на равного себе и мстит за то, что покланялась прежде его превосходству., которого теперь не признает».
Обаяние исчезает под влиянием неудачи, или его оспаривания. Правители, долго сохранявшие свое обаяние, не допускали его оспаривания.
Кроме обаяния личности, существует и обаяние идей, иллюзий, литературных и исторических произведений.
«Главное свойство обаяния заключается именно в том, что оно не допускает видеть перемены в их настоящем виде и парализует всякие суждения».Личность и выборы
Люди, приходящие на выборные митинги и собрания, представляют собой различные слои населения, с разными национальностями, профессиями и доходами. У них только одна четко выраженная цель – выбор между различными кандидатами. На мнения этих людей также действуют вышеперечисленные факторы, основными из которых являются харизма, обаяние, утверждение, повторение и опыт лидера-оратора.
«Первым условием, которым должен обладать кандидат на выборах, является харизма и обаяние. Личное обаяние желательно дополнять обаянием должности и достатка – богатства. Даже талант и гений не составляют серьезных условий успеха. Обаяние не должно вызывать зависть избирателей. На выборах избиратели получают на время иллюзию власти, и с этим, безусловно, надо считаться.
Избиратель хочет, чтобы льстили его тщеславию и угождали его вожделением, обещали, но не несбыточное. На митингах и собраниях нельзя, в случае необходимости, оправдываться с помощью аргументированных логических построений, надо отвечать на утверждения противника противоположными утверждениями.
Кандидат, который выступает с речью, отвечающий самым разнообразным стремлениям народа, может рассчитывать на успех».
Люди, пришедшие на выборный митинг или собрание, плохо рассуждают, они внушаемы и руководствуются своими чувствами. Не нужно оспаривать и критиковать догматы и иллюзии народа – это все равно, что спорить с цунами. Главное, что управляет большими массами людей на митингах – обещания «удовлетворения насущных потребностей повседневной жизни». Именно как страховка от эмоционального выбора народа была создана коллегия выборщиков в Соединенных Штатах Америки.
«Развитие цивилизации всегда было делом лишь небольшого меньшинства, одаренного высшими умственными способностями и занимающего верхушку пирамиды, постепенно расширяющейся книзу по мере того, как понижается умственный уровень различных слоев нации».
«Голосование народа везде одинаково и в конце концов всегда будет служить выражением его стремлений и бессознательных потребностей.
Арифметическое среднее всех голосований в любой стране служит изображением души народа, а душа эта почти не меняется в пределах двух-трех поколений».
Комментарии к книге «Информационно-психологическое противодействие», Александр Радьевич Андреев
Всего 0 комментариев