Д.В.Кандыба, В.М.Кандыба
ОСНОВЫ СК-ТЕРАПИИ ТОМ 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ СК-ТЕРАПИЯ
Настоящая книга рассказывает о новой науке - информационной СК-терапии. Это наука о трансовой медицине и педагогике. Рекомендуется врачам, педагогам, - психологам и другим специалистам, интересующимся психотехникой воздействия на человека.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Для человека все является информацией - слово, продукты питания, лекарство, процедуры, операция. Настоящая книга призвана раз и навсегда покончить с борьбой восточной - психологической терапии и западной - физиологической. Мы считаем, что и Восток, и Запад заблуждались. Вселенной и человеком правит только информация. Информация, как философская категория, тождественна времени, пространству и материи, это значит, что материя - время - пространство - информация - это одна категория. Главное, чему учит информационная СК-терапия, это необходимости исключения потребительского подхода в вопросах здоровья. Пациент должен стать главным участником лечебного процесса и более всех ответственным за его результат. Наши исследования в области информационной СК-терапии показывают, что величина лечебного эффекта на 70%' зависит от отношений "больной-врач". И лишь на 30% - от химического состава лекарства, квалификации врача и т.д. Говоря простым языком, следует сказать, что результаты любого лечения в основном определяются психотерапевтическим эффектом, вытекающим из психофизиологического ожидания пациента. СК-терапия, кроме исключительных случаев, убирает из медицины понятие "пациент" и делает человека ответственным за уровень своего здоровья, а также в случае нарушения здоровья - ответственным за отношения "больной-врач" и, в конечном счете, ответственным за результаты лечения. Чтобы создать новую медицину - без пациентов! - необходим высокий общий уровень информационной психофизической медицинской культуры общества, которого нет сегодня ни в одной стране. Элементарная безграмотность в вопросах здоровья, начиная со школьной скамьи, присутствует во всех образовательных системах мира. Отсюда потребительский подход к здоровью - я буду делать и мыслить как хочу, а ты, врач, дай мне здоровье. Надо научить людей искусству информационного ухода за собственной психикой и физиологией с элементарными приемами необходимого вмешательства. Наука здоровья должна выйти из научных лабораторий и войти в быт каждой семьи, иначе пропасть между олимпийскими возможностями человека и его реальной психофизической формой будет резко увеличиваться. История информационной СК-терапии показывает, что обмен информацией является фундаментальным свойством организма человека, так же как обмен энергией и веществом. Неразвитость информационных связей приводит организм к нежизнеспособности и смерти. Дети, рождающиеся с такими нарушениями и не реагирующие на внешние раздражители, безразличны к еде и быстро умирают. Остается только удивляться, что информационная медицина не сформировалась как наука уже давно, а только в конце XX века мы создаем ее с нуля. Я абсолютно уверен, и имею на то достаточно оснований, чтобы утверждать - нет неизлечимых заболеваний, есть просто невежественные "пациенты" ... и врачи. Президент Всемирной ассоциации профессиональных гипнотизеров и экстрасенсов Президент Международной ассоциации народной медицины при Президент Ассоциации народной медицины СССР В.М.Кандыба
ВВЕДЕНИЕ
Информационная СК-терапия - это наука о механизмах информационных связей, регуляции и управления психикой энергетикой и физиологией человека. Информационная СК-терапия создана нами на утверждении, что в основе зачатия, развития и психофизиологического формирования организма человека лежат информационные процессы - космические, планетарные, общеорганизменные, клеточные, молекулярные биоплазменные, биогравитационные, квантовые, вакуумные. В XVII веке индийский падишах Акбар сделал жестокий эксперимент: изолировал по одному несколько родившихся детей разных национальностей в отдельные комнаты и поручил уход за ними глухонемому слуге. Через семь лет, когда в комнаты вошли люди, они увидели человекообразных животных, у которых отсутствует сознание и речь. Они плохо ходили, ползали, издавали бессмысленные звуки. Несмотря на последующие многолетние попытки их очеловечить не удалось. Они плохо развивались физически, психически и физиологически, Умерли все в возрасте от 10 до 30 лет. Основные органы сформировались недоразвитыми и по величине, и функционально, интеллект лучшего из них, несмотря на интенсивное, но запоздалое воспитание, достиг лишь интеллекта двухлетнего ребенка. История имеет многочисленные примеры, когда дети по различным причинам вырастали без человеческого информационного воздействия, но получали информационное воздействие от окружающих их животных. Такие дети, выращенные животными, развивались лучше акбаровских" - они ползали как животные "родители", ловко лазили по деревьям, рычали или мяукали, в их поведении замечалась родительская осмысленность. После попадания к людям такие дети, при попытках их воспитать, достигали в некоторых исключительных случаях интеллекта 4-летнего нормально выросшего ребенка. Однако, психика и физиология этих "людей" так на момент смерти до нормы и не сформировалась, хотя жили эти особи в, некоторых случаях и до 35-40 лет. Такой вид человека мы назвали - "маугли". Ученые давно наблюдали эту зависимость общего развития человека от количества и качества информационного воздействия. Но никто не обратил внимания на физиологические последствия детского информационного голода. В основном, исследовалась психика таких людей и их социальное поведение. Общеизвестно влияние средств массовой информации на людей - особенно телевидения. Всем ясно, кто хочет управлять людьми, должен получить контроль над средствами массовой информации и тогда можно за определенное время сформировать у большинства населения любую психологию. Яркий пример тому такое явление как "человек советский", "человек американский и т.п. Собственно, на этом явлении построена наука педагогика. Давно замечено внешнее сходство близких людей и животных, казалось бы физиологический сдвиг виден каждому исследователю, но тем не менее информационная физиология как наука не возникла. Многие явления из-за их кажущейся простоты и общепонятности так и остаются на поверхности и глубоко никем не исследуются. Так и в данном случае, наука прошла мимо явления физиологической необходимости своевременного информационно-воспитательного воздействия, без которого, как нами установлено, просто не происходит полного физиологического созревания основных органов и систем человека (не говоря уже о психике и нравственности). Итак в зависимости от своевременного информационного воздействия в СК-терапии выделяют следующие типы человека: 1 - "безинформационный" - человек, родившийся с сильно нарушенными информационными связями и не реагирующий на раздражение; 2 - "акбаровский" человек, водившийся в норме, но выросший в условиях полной информационной изоляции; 3 - "маугли" - человек, выросший среди животной информации; 4 - "антисоциальный" - человек, выросший в антисоциальном информационном окружении; 5 - "региональный" - человек, выросший на жестком информационном воздействии регионального социума; 6 - "моральный" - человек, воспитанный на исторических общечеловеческих информационных и нравственных ценностях; 7 - "космический" - человек, воспитанный на космических информационных ценностях с своевременным освоением развивающих информационных психофизических систем; Приведенная классификация людей показывает, что человек сформировывается лишь в процессе воспитания, что в человеке обязательно должен присутствовать исторический аспект, что человек космический или человек будущего может быть воспитан только с своевременным использованием психофизических развивающих систем, тогда изменяется архитектоника и структура мозга и мы можем получить человека с эволюционно развитой психофизиологией, когда мозг работает в безвербальном эйдетическом режиме (сходный режим работы мозга возникает при усвоении информации в трансовом скорочтении - чтении страницы одним мгновенным взглядом). Серьезные исследования в области информационного обмена в природе были выполнены русскими учеными: академиком В.М.Бехтеревым, ак.В.И.Вернадским, ак.Л.П.Лазаревым, ак.Ю.В.Гуляевым, ак.Ю.Б.Кобзаревым, ак.Н.Д.Девятковым, ак.И.К.Кик6иным, ак.В-А-Трапезниковым, ак.А.Н.Тихоновым, ак. В.А.Котельниковым, ак.Б.В.Раутеыбахом, ак.В.П.Казначеевым, президентом АНМ СССР В.М.Кандыбой, профессорами А-А.Гуревичем, Л.Л.Васильевым, И.М.Коганом, Э.Э.Годиком, С.П.Ситько, В.М.Инюшиным, А.Н.Меделяновским, А-И.Вейником, Б.И.Искаковым, исследователями Кирлиан, А.С.Новомейским, В.С.Троицким, В.П.Зинченко, Н.С.Кулагинои, В.И.Ожогиным. Из зарубежных исследователей ценность представляют лишь работы болгарского профессора Г.Лозанова. Исследования же американских, японских, английских, французских, немецких и других ученых - выполнены на низком научном уровне, а некоторые работы явно свидетельствуют о нарушенной психике их авторов, Таким образом, современная наука установила, что человек это сложный саморегулирующийся и самосовершенствующийся биоинформационный комплекс, который строит свои взаимоотношения с внешней и внутренней средой под руководством мозга. Исследователями установлено, что человек воспринимает и излучает различные физические поля, излучения и химические вещества, которые и являются материальными носителями излучаемой или принимаемой информации. Наиболее информативными у человека оказались - электрические, магнитные, биогравитационные, лептонные и биоплазменные поля, а также инфракрасное, радиотепловое (СВЧ) и рентгеновское излучение. Высокоинформативными являются акустические сигналы и оптическая хемилюминесценция. Кроме того, человек выделяет и принимает химическую информацию в виде газовой и аэрозольно-ионной. Установлена и способность человека усилием воли выделять корпускулярное излучение. Измерения электрического поля вокруг человека показали, что они в сотни раз больше, чем те, которые генерируются внутри организма. Мышцами, легкими, сердцем и другими внутренними органами. Значительные электрические заряды накапливаются на коже - в роговом слое эпидермиса. Наибольшую известность получили электрокардиограммы, по которым успешно можно диагностировать состояния сердца. Еще более информативно магнитное поле человека, тем более, что тело прозрачно для магнитных полей, поэтому их регистрация с высокой точностью позволяет ставить диагноз, например магнитокардиограмма точно и подробно указывает пораженную область сердца. Самым загадочным является биогравитационное поле, которое генерируют внутренние органы, мозг и вся поверхность кожи человека. Наиболее интенсивно это поле генерируется мозгом, грудью и кистями рук. Чаще именно к этим местам прилипают различные предметы у некоторых людей. Известен случай прилипания на груди мужчины металлической пластины весом в 40 кг. Природа биогравитационного поля отличается от магнитного и гравитационного и не может быть сведена ни к одному из известных в физике полей. Есть и точка зрения некоторых исследователей на природу биогравитационного поля - как суммарное поле известных физических полей. Интенсивными генераторами этого поля являются и так называемые биологически активные точки, известные еще древним китайцам. Биогравитационное поле хорошо ощущается иногда и на больший расстояниях отдельными высокочувствительными людьми, обладающими к тому же врожденной или приобретенной способностью впадать в особый, резко повышающий чувствительность человека, транс. В некоторых исследованиях установлена связь между мыслительной деятельностью человека и интенсивностью этого поля. В случае специального кодирования с отключением коры головного мозга по нашей методике с применением биолокационного эффекта, информационная ценность биогравитационного поля сохраняется на расстоянии до 10 метров. Некоторые исследователи в надежде доказать существование телепатии (то есть сверхдальней связи) исследуют именно биогравитационное поле. Еще более загадочными и малоисследованными являются лептонные и биоплазменные поля человека, но, учитывая некорректность исследований в этой области, мы воздержимся от их описания. А это значит, что мы считаем существование сверхдальней информационной связи между людьми пока недоказанной. Следовательно, в информационной СК-терапии, как науке, нет места телепатии и прочим парапсихологическим гипотезам. Очень информативным является инфракрасное тепловое излучение кожи (миллиметрового слоя эпидермиса), ИК-излучение человека имеет мощность 200-300 вт и несет информацию о температуре на поверхность тела на расстоянии до 150-200 метров, а если использовать тепловизионную технику, то можно получать информацию на огромные расстояния. Динамичные ИК-термоизображения уже внедрены в практическую медицину, криминологию и другие практические области. Учитывая, что кожа человека реагирует на тепловой поток 10(-4) вт/см2, а излучения рук достигают в 100 раз большей величины, то в бесконтактном массаже в зонах Захарьина-Геда может наблюдаться повышение температуры в несколько градусов, что объективно отражается на физиологии внутренних органов. Отсюда важный вывод, что контактный или бесконтактный биоинформационный сегментарный массаж - это строго научная дисциплина. Радиотепловое (СВЧ) излучение человека идет с глубины 10-15 см и несет информацию о температуре сердца, печени, мозга, желудка и других важных органах. Созданы приборы и получены динамические радиотепловые карты мозга, органов брюшной полости и т.д. Акустическое излучение обладает большей разрешающей способностью, чем теплое, поэтому акустическая термография эффективнее радиотермографии, особенно при обследовании опухолей, воспалительных процессов и др. О характере биохимических процессов в организме можно судить по свечению тела человека - хемилюминесценции. Интенсивность этого свечения зависит от насыщения тканей кислородом, поэтому свечение может иногда наблюдаться невооруженным глазом от головы, лица, кистей рук, ног и др. Как и любой биологический объект человек постоянно окружен облаком из газов, аэрозолей, ионов. В этом облаке присутствуют сотни химических соединений, состав которых можно оценивать лазерно-оптическими методами и получать дополнительную информацию, в частности, о состоянии капиллярного кровотока. Таким образом, можно надежно утверждать, что на небольших расстояниях от организма человека существует как бы продолжение его физического тела в виде биоплазмы, химических соединений, газов, аэрозолей, различных физических полей и излучений и все это несет полную и объективную информацию о работе психики, энергетики и физиологии человека. Следовательно, информационный обмен - это фундаментальное биологическое свойство живых систем. И чем выше уровень реагирования на внешнюю и внутреннюю информацию, тем плодотворнее протекает процесс приспособления биосистемы к окружающей среде, что закрепляется на генетическом уровне. Таким образом, по мере продвижения живых существ по длинной лестнице эволюционного развития информационный обмен становится все более сложным по содержанию и форме. Человек - вершина эволюции живых организмов и его информационный обмен принципиально отличается тем, что появляется речь - ни с чем не сравнимое средство передачи информации. На уровне человека природа создает целый информационный мир, поэтому каждый человек - это непознанная Вселенная! В настоящее время мы наблюдаем информационный взрыв, характеризующийся быстрым ростом общего объема информации, который обрушивается на человека, в общем биологически не совсем к этому готового. Поэтому и возникла информационная СК-терапия, как новая наука об упорядочивании методов и средств биологического информационного воздействия на человека, в том числе и словом. Последнее столетие дало человеку множество самых разнообразных технических средств сбора, обработки, хранения, переноса и воспроизведения информации, это значительно облегчает задачу, но все же биологическое напряжение сохраняется, что ведет к повышению сроков социального становления человека. Поэтому, чтобы справиться с биологически неожиданным высоким уровнем информационного взаимодействия, человека необходимо специально информационно развивать, причем делать это, как мы выяснили, надо своевременно в раннем возрасте. Необходимо к 3,5-4 годам закончить обучение ребенка искусству работать в специальных измененных режимах сознания, мозга и физиологии, что позволяет своевременно вмешиваться в формирующуюся конструкцию мозга и вовремя изменить ее, как бы ускорить эволюционное развитие мозга. Несоблюдение указанных сроков информационного воспитания (кстати новая наука ближайшего будущего) приводит к тому, что для формирования этой увеличенной информационной способности у взрослого человека, во-первых, не всегда возможно, а во-вторых, по срокам занимает, как показывает психопрактика с древнейших времен, несколько десятилетий, при этом не гарантируя успешного решения. Удивительно, что русские исследователи Никитины не будучи нейрофизиологами по образованию, добились впервые в мире государственного внимания к проблеме, правда... в Японии.
ИНФОРМАЦИЯ И ЧЕЛОВЕК
Информационные связи лежат в основе самых глубинных свойств материи. Информация отражает процесс взаимодействия между всеми видами материального проявления нашей Вселенной. Кстати, это значит, что наблюдаемое нами пространство - время относится также к неотъемлемому свойству материи как и информация, а это в свою очередь значит, что информации вне времени и пространства быть не может, а также - то, что отсутствие информации из другой пространственно-временной реальности приводит к утверждению, что наша Вселенная другой пространственно-временной реальности не имеет. Информационные связи в видимей Вселенной привели к появлению на Земле человека - существа космического, то есть видимая Вселенная может быть населена только людьми. Других форм разумных существ быть не может, это следует как раз из фундаментальности информационных свойств материи, принятых в СК-терапии. Информационные связи обеспечивают всеобщее взаимовлияние и взаимозависимость во всей Вселенной, это значит, что человек, являясь эволюционной вершиной, особенно сильно информационно зависим от окружающей среды. Материальными носителями информации являются все виды материи известные и неизвестные современной науке. Из известных - это, например, магнитное поле, а неизвестных - биогравитационное поле. Все, что мы видим, слышим, чувствуем и не чувствуем, все вокруг нас - информация. Информация и информационные процессы свойственны всем видам и формам движения материи, в том числе и неорганической природе. Передача информации от одного вида материи к другому, или от одного объекта к другому осуществляется через механизм отражения, на уровне человека - это ощущение и высшая форма отражения - сознание. В результате информационно-энергетической взаимозависимости всех материальных объектов нашей Вселенной, на что указывал еще в древности великий Сиддхартха Гаутама, отдельные свойства, качества, аспекты одного объекта оказывают влияние на свойства, качества, аспекты другого объекта. Чем сложнее по своей структуре и содержанию форма материи, тем она более информативна. Информация в неживой природе проявляет себя как мера упорядоченности, сложности, системности, как противоположное энтропии свойство материи. Современная физика в рамках квантовой теории ввела информационное понятие несиловое взаимодействие. Поясним примером - берм тонкую пластинку- полупроводник и пропускаем ток определенного напряжения. Полупроводник запоминает информацию об этом сигнале и тем самым связывает прошлое с настоящим. Аналогичное "запоминание" происходит у всех элементов электронно-вычислительной техники. Такая информационная связь - воздействие родственна человеческому ощущению, но не тождественна ему. Именно об этом свойстве материи догадывались древние, когда говорили о "сознании" неживых природных образовании. Более сложной и интересной по сравнению с неживой природой является информационная картина растительного царства и простейших животных организмов. И те, и другие реагируют на различные раздражители. Эти реакции раздражимости называются - таксисы Таксисы - это двигательные реакции микроорганизмов, растений некоторых клеток (зооспор, лейкоцитов и др.), которые происходят под влиянием одностороннего раздражения, вызванного действием света (фототаксисы), температуры (термотаксисы), влаги (гидротаксисы), тока жидкости (реотаксисы), электрического поля (гальванотаксисы), повреждении (травмотаксисы), химических воздействий (хемотаксисы), механических влияний (баротаксисы), физических излучений биологический объектов (биотаксисы и других раздражителей. Проявлением восприятия растениями внешних раздражении является тропизм, означающий особое реагирование растений, тесно связанное с их ростом и развитием. Ростовые движения органов растений (стебля, корня, листьев), обусловленные направленным действием какого-либо раздражителя (света, силы земного притяжения и др.) имеют ту особенность, что затормаживается развитие одной стороны органа и наоборот, ускоряется рост клеток другой стороны. Например, шляпка подсолнечника поворачивается к солнцу, навстречу свету изгибается стебель растения и т.д. Реакции растения на раздражители, ориентированные в обратную сторону по отношению к их действиям, называется - настии. Движение растений в этом случае носит защитный характер. Например, под действием некоторых газообразных веществ происходит движение листьев томата и душистого горошка. Импульсом для такого поведения растений становится информация, индуцирующая те или иные физиологические процессы, которые дают возможность растениям производить обмен веществ, тормозить поступление одних и ускорять других, необходимых для развития. Некоторые растения реагируют на погоду - их называют живыми барометрами. Например, обыкновенный клевер перед ненастьем сжимается и его листочки сближаются и прижимаются к земле. Многие растения используют такую информацию как запах, который может привлекать опылителей и отпугивать врагов. Многие растения используют в своей жизнедеятельности такую информацию, как окраска, расположение цветка, его форма. Например, шмелеобразная форма цветков шпорника служит как бы условным сигналом для насекомых, как пробраться к нектару. Это своеобразная информационная связь с помощью которой осуществляется взаимодействие флоры с фауной и окружающей средой. Итак информационный растительный мир в качестве сигналов имеет цвет, окраску, запах, рисунок, расположение элементов, их форму и т.д. Но еще больший информационный скачок произошел в животном мире. У элементарного одноклеточного животного (амебы) информационный мир во многом напоминает реакцию развитых растений. Реакция амебы на внешние сигналы - раздражение светом, теплом, водой, химическими веществами - еще простейшая: движение ложноножек для бегства или захвата пищи, переваривание пищи и выделение ненужных организму шлаков. У многоклеточных организмов информационный мир усложняется - в процессе эволюции происходит специализация в функционировании разных групп клеток одни из них постепенно приобретают свойство реагировать на внешние сигналы одного характера, другие - на внешние сигналы иного характера. В ходе эволюции у наиболее организованных животных развились органы чувств, нервная система и, наконец, появились инстинкты как более совершенная форма реакции организма на сигналы внешнего мира, воспринимаемые органами чувств. Информационные системы некоторых животных иногда превосходят возможности отдельных органов чувств человека. Развитие информационных систем животных зависит от условий его обитания. Столь подробно мы рассказываем об информационных связях в окружающей человека среде, чтобы показать, что все живое и неживое сосуществует информационно взаимосвязанно и взаимозависимо. Чтобы не удивлялись потом читатели, когда мы будем доказывать, что информация способна вызывать и в организме человека очень серьезные физиологические реакции. Цель этой книги доказать и показать возможность лечить человека высшим типом информации - словом. Авторы за свою жизнь слышали немало сомнений от очень авторитетных врачей о возможности такого рода лечения. Поэтому написание этой книги раз и навсегда должно разрешить эти сомнения, которые уже много сотен лет мешают серьезным исследователям показать лечебные возможности человеческого слова. Таким образом, информация - это явление переноса разнообразия в проявленной материи (материи имеющей форму), поэтому различия объектов материального мира и вызывают информационные процессы, которые в современной науке поддаются количественному и качественному измерению. Развитие материи от неживой к живой клетке, от клетки к сложным живым существам приводит к усложнению и развитию информационного обмена между живой и неживой природой, между все усложняющимися организмами и их отдельными чатями и органами, а также вообще между организмами. Происходит эволюционное усложнение и развитие информационных процессов как по форме, так и по содержанию - на всех стадиях, включая восприятие, переработку, хранение, воспроизведение и передачу информации. Человек эволюционно сформировался как очень сложная биоинформационная система, в которой наибольшее развитие получил процесс переработки информации через механизм центральной нервной системы. Первым информационным уровнем управления является мозг, вторым - спинной мозг, третьим - функциональные системы органов, четвертым - органы, пятым - клетки и т.д. Таким образом можно говорить об информационных полях и потоках на уровне клетки, органа, части тела, всего организма человека. Информационно-математическая модель человека, выглядит несколько абстрактнее. Высшим уровнем является особый "процессор" - центральная нервная система, которая решает главные для организма задачи - самосохранения и воспроизведения. Второй уровень - это "процессоры", которые руководят исполнительными органами, выполняющими "команды" центрального "процессора", а также избавляют высший эшелон информационных связей от поступления избыточной информации и от необходимости ее перерабатывать. Третий уровень " системы - это вся совокупность основных функциональных "процессоров", которые руководят деятельностью всех органов". Четвертый уровень - это "процессоры", которые обеспечивают информационную деятельность систем обеспечения, питания всего компьютера, его защиты от вредных внешних воздействий и помех. Так представляется по А.П.Суханову информационная модель человека, где автономность сочетается с центральным управлением, что позволяет организму лучше приспосабливаться к складывающимся внешним и внутренним условиям, при необходимости мобилизовать ресурсы на уровне всего организма в критических ситуациях. Человек - открытая, социально интегрированная, саморегулирующая информационная биосистема. Внутри организма и между организмом и внешней средой идет постоянный процесс обмена веществом и энергией, который можно рассматривать как обмен информацией. Человека следует рассматривать в неразрывном информационном единстве с окружающей его средой. Существенные для организма изменения во внешней или внутренней среде выступают в качестве информационных сигналов. Организм наделен сложной системой передачи информации от периферии в центр и обратно. Центральным аппаратом, способным воспринимать, хранить, анализировать и оценивать жизненную значимость поступающей информации является мозг. Мозг формирует и ответную реакцию системы на поступающую информацию, при этом сверяя соответствие активной реакции системы с поступающей информацией. Вся деятельность мозга направлена на сохранение и развитие всей биосистемы. Человек наделен двумя механизмами биологической саморегуляции (жизнеобеспечения) - индивидуальными и видовыми. Индивидуальные отвечают за сохранение и продолжительность жизни отдельного человека, а видовые - за сохранение и развитие вида. В этом смысле жизнь человека содержит циклический момент и поступательный. Циклический - люди рождаются, развиваются и умирают. Поступательный - каждый человек способен оставлять потомство, делая жизненный процесс поступательным и бессмертным. В результате воздействия информации (физических, химических, биологических и психических мутагенов) в мозгу человека происходят генетически закрепляемые структурные преобразования. В коре головного мозга человека выделяют четыре основные зоны, последовательно надстроившиеся одна над другой в процессе биологической эволюции, общественно-исторического и социального развития: . 1) древняя кора (палеокортекс); 2) старая кора (архикортекс); 3) межуточная кора (мезокортекс); 4) новая кора (неокортекс). На долю новой коры приходится 95,6%, межуточной - 1,6%, старой - 2,2%, древней - 0,6% всей поверхности коры головного мозга. Информация в организме человека работает на следующих уровнях, морфологическом (структурном), функциональном, энергетическом, психическом и поведенческо-деятельностном. На всех этих уровнях информация вызывает как бы нарушение сложившегося динамического равновесия между организмом и средой, характеризующегося определенными гомеостатическими константами. В зависимости от степени отклонения этих констант от их нормальных величин, можно выделить три степени нарушения информацией динамического равновесия биосистемы, 1) нормальная - не выходит за рамки приспособительных возможностей организма и формирует характер реакции и поведения биосистемы; 2) патологическая - выходит за рамки адаптационных возможностей организма и приводит к информационным нарушениям в биосистеме - болезни; 3) запредельная - не совместима с жизнью, влечет разрушение биосистемы и смерть. В информационной системе человека выделяют 13 подсистем: опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную, мочевыделительную, половую, эндокринную, гуморальную, нервную, генетическую, иммунную, эмоциональную и психическую. Такое деление является условным и служит целям лучшего понимания связей и информационных отношений внутри организма. После "срабатывания" информации в организме она выходит в виде поведения, мыслительной, творческой или иной деятельности. Основными регуляторами поведения человека, как очень сложной биоинформационной системы, являются врожденные и приобретенные потребности. Первые возникают в результате нормальных информационных нарушении динамического равновесия в системе человек-среда, а вторые формируются в процессе онтогенеза на базе первых. Врожденные потребности делят на соматогенные и психогенные, а приобретенные (социальные) - на материальные и духовные. Для управления процессом образования потребности следует научиться влиять на следующие факторы: 1) на самого человека; 2) на объект его потребности; 3) на отношение человека к объекту потребности; 4) на ситуацию, в которой чаще всего возникает данная потребность; 5) на процесс реализации потребности; 6) на эмоциональные переживания человека: а) личные; б) в отношениях субъект-объект потребности; в) в процессе реализации потребности. Около сорока тысяч лет тому назад на Земле непонятным образом происходит резкая качественная информационная трансформация древнего человека в его современную форму. Причем полностью при загадочных обстоятельствах старая форма повсеместно исчезает, а новая форма быстро утверждается на всех континентах. Если полностью согласиться с Дарвиным, то таких информационных скачков было несколько, прежде чем из обезьян сформировался современный тип человека. Информационная СК-терапия, как наука о человеке, считает, что объяснить появление на Земле современного типа человека только земными информационными процессами невозможно, так же как невозможно объяснить происхождение живой клетки из простого сложения ее составляющих. Поэтому в русской науке давно разработана так называемая "космическая" гипотеза, которая предлагает взгляды на жизнь, как на явление космическое. В этом случае направление и темпы эволюционных процессов на Земле задаются космическими информационными процессами. При таком подходе к роли информации можно говорить об информационном поле человека, информационном поле Земли и информационном поле Вселенной. Сходные взгляды на человека и Вселенную просматриваются у всех древних цивилизаций - в Египте, Индии, Китае, Греции и др. Мыслительная деятельность человека коренным образом изменила информационную картину Мира и прежде всего это проявляется в деятельности мирового сообщества людей, в котором происходит своеобразная эволюция информационных процессов. Из поколения в поколение передается информационный опыт человечества, создаются и совершенствуются средства массовой информации. Информационное общение между людьми стало носить осознанный познавательный характер. В настоящее время информация тесно связана с практически преобразующей деятельностью человека, она обогащается новыми формами и содержанием, превращается в Знание, которое накапливается поколениями людей и специально сохраняется. Общественные и социальные отношения людей родили особый вид информации - информацию социальную, возникшую в социуме, объединенном необходимостью производства материальных благ, защиты и воспроизводства жизни. Таким образом возникла инфоносфера - информационный мир сферы обитания человечества и появилось понятие информационной культуры. Необходимо позаботиться о том, чтобы оградить информационную систему человека от всего избыточного, ненужного, негативного, вредного. Восприятие человеком информации всегда индивидуально и зависит от следующих основных факторов, социального положения, профессии и уровня подготовки в ней, уровня общего образования, степени культуры, от характера, темперамента, возраста, непосредственного окружения, привычек, жизненного опыта, интересов, моральных, психологических и социальных установок, пола, внушаемости, искренности, роста, эмоционального состояния, генетической или физиологической предрасположенности, технической оснащенности и др. В информационном поле человека следует выделять элементарную, биологическую и логическую информацию. Элементарная информация характерна для объектов неживой природы и в человеке работает на молекулярном уровне и ниже. Биологическая информация работает, начиная с уровня клетки. Логическая информация - это мыслительная, абстрактная и социальная деятельность мозга и работает только на уровне сознания. Информационная СК-терапия выделяет в человеке три структуры: 1) физическое тело, которое смертно; 2) психику или сознание, которые также исчезают вместе с разрушением мозга; 3)информационно-энергетическое поле, которое частично может обрести бессмертие, если человек сумеет еще при жизни перенести часть своей информации на другие более долговечные материальные носители - книги, картины, скульптуры, видеозаписи, компьютеры и т.д. Коротко разобравшись с вопросом, что такое информация, перейдем к следующей теме - чуть подробнее расскажем о том, как в организме человека осуществляется прием, прохождение и обработка информации.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИЕМА И ПРОХОЖДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
Организм человека способен принимать информацию как из внешней среды, так и из внутренней. Прием и обработку информации осуществляет нервная система через процесс восприятия раздражения рецепторами. Возбуждение этих чувствительных клеток осуществляется механическим, либо химическим путем. Возникающие информационные нервные импульсы качественно одинаковы, а различение информационных раздражении зависит от кодирования в рецепторах и их связи с определенными частями головного мозга. Интенсивность ощущения зависит от органа чувств, воспринявшего информацию-раздражение. Почти при всех видах ощущений по нервному волокну отправляется не один, а много импульсов и именно их число и определяет силу ощущения. В СК-терапии выделяют следующие виды ощущений: вкуса, запаха, света, слуха, равновесия, на холод, на тепло, на прикосновение, на давление, на боль, на изменения натяжения мышц или сухожилий (кинестетические ощущения), от внутренних органов (висцеральные ощущения) в виде голода, жажды, тошноты, оргазма, боли, потребности в мочеиспускании и дефекации и другие менее определенные ощущения, возникающие при половой активности, болезнях или эмоциональных кризах. Вся эти ощущения информируют человека о тех или иных раздражителях. Вся информация, посылаемая по нервным волокнам, кодируется рецепторами в органах чувств. Так, при передаче импульсов возможны различия: 1) в числе проводящих эти импульсы волокон; 2) в том, какие именно волокна проводят импульс; 3) в общем числе импульсов, проходящих по данному волокну; 4) в частоте импульсов, идущих по данному волокну, и 5) во временных соотношениях между импульсами в различных волокнах. Опишем чуть подробнее анатомию нервной системы и механизм прохождения информации в виде нервных импульсов. Нервная система человека координирует и интегрирует деятельность всех систем и органов человека, а самое главное, регулирует и упорядочивает отношения между внутренней средой человека и внешним окружением. Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и проводящих путей, соединяющих рецепторы (глаза, уши и др.) с эффекторами (мышцы, железы и др.). Нервная система человека состоит из нескольких миллиардов нейронов, которые делятся на две категории: нейроны центральной нервной системы, образующие головной и спинной мозг, и нейроны периферической нервной системы, образующие черепно-мозговые и спинно-мозговые нервы. Основной функций нервной системы является прием, проведение и обработка поступающих в организм информационных раздражении. Самый простой путь, по которому может идти нервный импульс, состоит из трех нейронов: одного сенсорного, одного вставочного и одного моторного. Нервные клетки - нейроны состоят из тела клетки, содержащего ядро, и отростков - одного аксона и одного или нескольких дендритов. Нейроны различаются по форме клеточного тела и по длине, числу и степени вставления аксонов и дендритов. Нейроны подразделяются на сенсорные (чувствительные), моторные (двигательные) и вставочные. У чувствительных нейронов дендриты соединены с рецепторами а аксоны - с другими нейронами; у двигательных нейронов дендриты соединены с другими нейронами, а аксоны - с каким-нибудь эффектором; у вставочных нейронов и дендриты, и аксоны соединяются с другими нейронами. Нервные стволы, или нервы, состоят из большого числа аксонов и дендритов, объединенных в общей соединительнотканной оболочке. Тела нейронов образуют скопления - ганглии, если они расположены вне головного и спинного мозга, и - нервные центры, если они находятся в головном или спинном мозгу. Химические и электрические процессы, с которыми связана передача информационного нервного импульса, на зависят от природы и силы вызвавшего эти процессы раздражителя, если только раздражитель обладает достаточной силой, чтобы вызвать появление нервного информационного импульса. Нерв не реагирует, пока к нему не приложено раздражение определенной минимальной силы. Дальнейшее увеличение силы раздражения не увеличивает скорость распространения информационного нервного импульса, так как энергию проведения импульса вырабатывает сам нерв а не энергия раздражителя. То есть, скорость прохождения информации по нервному волокну зависит от состояния самого волокна и различные вещества могут замедлять передачу информационного нервного импульса или делать ее невозможной. После проведения одного импульса проходит от 0,005 до 0,002 сек прежде чем нервное волокно сможет передавать второй импульс. В это время происходят химические и физические изменения, в результате которых волокно возвращается в исходное состояние. Соединение между последовательными нейронами называется синапсом. Нервный информационный импульс передается с кончика аксона одного нейрона на дендрит следующего через синаптическое соединение путем выделения у кончика аксона определенных химических веществ, которые вызывают появление нервного импульса в дендрите следующего аксона. Передача возбуждения через синапс происходит медленнее, чем его прохождение по нерву. В норме информация проходит только в одном направлении: в чувствительных нейронах она идет от органов чувств к спинному и головному мозгу, а в двигательных - от головного и спинного мозга к мышцам и железам. Направление информации определяется синапсом, так как только кончик аксона способен выделять вещество, передающее информацию на другой нейрон. Согласно мембранной теории, переноса информации, электрические явления в нервном волокне обусловлены различной проницаемостью нервной мембраны для ионов натрия и калия, а эта проницаемость в свою очередь регулируется разностью электрические потенциалов по обе стороны от нее. Для возбуждения нервного волокна требуется определенное критическое пороговое информационное изменение. Возбуждение представляет собой освобождение электрической энергии из нервной мембраны и распространяется вдоль волокна в виде короткого электрического импульса, называемого потенциалом действия. Информационный нервный импульс - это волна деполяризации, проходящая вдоль нервного волокна. Изменение мембранного потенциала в одном участке делает соседний участок более проницаемым, и в результате волна деполяризации распространяется по волокну. Полный цикл деполяризации и реполяризации занимает всего несколько тысячных секунды. Механизм передачи информационного нервного импульса 4eJ)e3 синапс с одного нейрона на другой объясняется электрической и химической теорией. Величина синаптического сопротивления может изменяться под влиянием нервных импульсов, так что один информационный импульс может тормозить или усиливать действие другого. Непрерывный поток информационных нервных импульсов создает определенный уровень возбуждения во всех органах, мышцах, железах и т.д., называемых тонусом, вот почем информационный голод по всем органам чувств выбивает как бы организм из нормы, как и информационный бум ведет к перенапряжению. Основные информационные потоки идут в головной мозг через спинной мозг. Спинной мозг представляет собой трубку, окруженную и защищенную невральным дугами позвонков, и выполняет две важные функции: передает информационные импульсы, идущие в головной мозг и из головного мозга, и служит рефлекторным центром. Все волокна спинного мозга перекрещиваются, правая половина головного мозга контролирует левую половину тела и получает информацию от рецепторов левой стороны, и наоборот. Головной мозг представляет собой своеобразно расширенный передний конец спинного мозга. Это расширение столь велико, что анатомически в нем выделяют шесть отделов: продолговатый мозг, варолиев мост, мозжечок, средний мозг, таламус и большие полушария. Продолговатый мозг - это самый задний отдел головного мозга, лежащий впереди от спинного мозга. Здесь центральный канал спинного мозга расширяется и образует большую полость, называемую четвертым мозговым желудочком. Стенки продолговатого мозга толстые и состоят в основном из нервных путей, идущих к высших отделам головного мозга. А внутри продолговатого мозга находятся скопления тел нервных клеток - нервные центры; это информационно-рефлекторные образования, регулирующие следующие важнейшие физиологические процессы: дыхание, частоту сокращений сердца, расширение и сужение кровеносных сосудов, а также глотание и рвоту. Над продолговатым мозгом расположен мозжечок, состоящий из средней части и двух боковых полушарий в виде шишек. Серый поверхностный слой мозжечка состоит из тел нервных клеток, а глубже находится масса белой ткани, образованный волокнами, связывающими мозжечок с продолговатым мозгом и с высшими отделами мозга. Мозжечок координирует движения и регулирует сокращение мышц. Под мозжечком лежит толстый поперечный пучок волокон - варолиев мост, который приводит информацию из одного полушария мозжечка в другое, координируя движения мышц на обеих сторонах тела. Впереди от варолиева моста расположен средний мозг, который имеет толстые стенки и узкий центральный канал, соединяющий четвертый желудочек (в продолговатом мозгу) с третьим желудочком (в таламусе). Толстые стенки среднего мозга содержат некоторые рефлекторные центры и главные проводящие пути, ведущие к таламусу и большим полушариям. На верхней стороне среднего мозга расположены четыре невысоких выступа - четверохолмие, в котором находятся центры некоторых зрительных и слуховых рефлексов. Рефлекторное сужение зрачка при попадании в глаз яркого света регулируется центром в передних бугорках. Средний мозг содержит группу нервных клеток, регулирующих мышечный тонус и позу. Впереди от среднего мозга центральный канал снова расширяется и образует третий мозговой желудочек, крыша которого содержит еще одно сплетение кровеносных сосудов, выделяющих цереброспинальную жидкость. Толстые стенки третьего желудочка образуют таламус. Это центр переключения сенсорных импульсов; волокна из спинного мозга и низших отделов головного мозга образуют здесь синапсы с другими нейронами, идущими к различным сенсорным зонам больших полушарий. Таламус регулирует и координирует внешние проявления эмоций. На дне третьего желудочка (в гипоталамусе) находятся центры, регулирующие температуру тела, аппетит, водный баланс, углеводный и жировой обмен, кровяное давление и сок. Передняя часть гипоталамуса вступает в действие при повышении температуры, а задняя - при понижении. Гипоталамус контролирует некоторые функции передней доли гипофиза, например, секрецию гонадотропных гормонов и вырабатывает гормоны, которые выделяет в кровь задняя доля гипофиза. Все рассмотренные выше отделы головного мозга управляют врожденными, автоматическими формами поведения, которые определяются существенными чертами строения этих отделов. Древние индийцы называли эту часть мозга - растительный ум, так как аналогично устроен мозг у всех позвоночных - от рыб до человека, а вот, что касается расположения информационных центров - чакр, то тут их локализация, с учетом древнеиндийских традиционных взглядов, не совпадает совершенно с тем, что показывает информационная СК-терапия. Здесь, как мы видим, управление и информационно-энергетическое обеспечение дают нервные центры, расположенные в строгом соответствии с современными научными воззрениями. Активность нейронов больших полушарий мозга лежит в основе сложных психологических явлении сознания, мыслительной деятельности, памяти, понимания и обработки информационных импульсов от органов чувств (поступающих из внешней среды), а также обработки информационных импульсов из собственного организма. Большие полушария мозга - самый передний и наиболее крупный из отделов головного мозга выполняет функцию регуляции приобретенных форм поведения. В больших полушариях сосредоточено более половины всех нейронов, из которых состоит нервная система человека. Большие полушария развиваются как выросты переднего конца головного мозга. Они растут назад, поверх остальных частей мозга и прикрывая их. Каждое полушарие содержит полость, соединенную каналом с третьим желудочком (в таламусе). Это первый и второй мозговые желудочки; в них, как и в остальных желудочках, находятся сплетения кровеносных сосудов, выделяющих цереброспинальную жидкость. Большие полушария состоят из серого и белого вещества; белое вещество, образованное из нервных волокон, расположено внутри, тогда как серое вещество, состоящее из тел нервных клеток, находится на поверхности, образуя кору больших полушарий. Глубоко в веществе больших полушарий лежат другие массы серого вещества - нервные информационные центры, служащие промежуточными станциями на пути в кору и из коры. Поверхность больших полушарий покрыта извилинами. Таким образом получаются валики, разделенные бороздами, что увеличивает пространство, занимаемое серым веществом коры. Рисунок этих извилин одинаков у всех людей. Функции в коре в значительной степени локализованы. В затылочной области находится центр зрения: удаление его приводит к слепоте, а раздражение, даже в результате простого удара по затылку, вызывает ощущение света. Удаление зрительной зоны на одной стороне мозга вызывает слепоту на одну половину каждого глаза, так как зрительный нерв каждого глаза расщепляется и половина волокон идет в одну половину мозга, а другая половина - в другую. Центр слуха расположен в височной доле мозга, над ухом. Раздражение его при ударе вызывает ощущение звука; хотя удаление обеих слуховых зон приводит к глухоте, удаление одной из них вызывает не глухоту на одно ухо, а двустороннее уменьшение остроты слуха. Таким образом можно предположить, что два полушария как бы дублируют Друг Друга, создавая надежность системе жизнеобеспечения всего организма, повреждение одного из них не приводит к полной потере жизненно важных функции, как например, в случае со зрением и слухом. По наружной стороне полушария сверху вниз проходит глубокая борозда (роландова), которая отделяет двигательную зону, контролирующую скелетные мышцы, от лежащей позади нее области, ответственной за ощущение тепла, холода, прикосновения и давления при раздражении кожи Внутри обеих зон имеет место дальнейшая специализация участков вдоль борозды (от верхушки мозга к его боковой стороне): нейроны верхнего участка контролируют мышцы ступни, клетки последующих участков - мышцы голени, бедра, живота и т.д., а нейроны нижнего участка управляют мышцами лица. Величина корковой двигательной зоны для той или иной части тела пропорциональна тонкости и сложности движений; особенно обширны зоны, управляющие кистью руки и лицом. Аналогичное соотношение существует между частями сенсорной зоны и участками кожи, с которых они получают импульсы. Таким образом, в информационных связях между телом и головным мозгом мы наблюдаем не только перекрещивание волокон, в результате чего правая половина мозга контролирует левую половину тела и наоборот, но и еще одну инверсию, в результате которой самый верхний участок коры управляет самыми нижними частями тела. Зона коры, функция которых известна, занимают лишь часть коры, а остальная поверхность занята ассоциативными зонами, состоящими из нейронов, которые не связаны непосредственно с органами чувств или мышцами, а осуществляют взаимосвязь между другими областями. Эти зоны лежат в основе высших психических способностей (память, способность к мышлению и обучению, соображение). Ассоциативные зоны интегрируют все информационные импульсы, непрерывно приходящие в мозг, и образуют из них связное целое, обеспечивая возможность целесообразной реакции. Когда вследствие заболевания или травмы функция одной или нескольких ассоциативных зон выпадает, наступает афазия - состояние, при котором утрачивается способность узнавать определенного рода символы. Чередование сна и бодрствования регулируется гипоталамусом - в передней части гипоталамуса находится центр сна, а в задней - центр бодрствования. Предполагают, что 8-часовой сон - это приобретенная привычка, а врожденный ритм состоит в чередовании сна и бодрствования через каждые 4 часа. От головного и спинного мозга отходят парные черепномозговые и спинномозговые нервы, связывающие мозг со всеми рецепторами и эффекторами организма; эти нервы составляют периферическую нервную систему. Черепномозговые и спинномозговые нервы состоят из пучков нервных волокон - аксонов и дендритов. Что касается тел нервных клеток, то в периферической нервной системе находятся только тела чувствительных нейронов, образующие скопления - ганглии или нервные узлы, вблизи головного или спинного мозга, и тела некоторых двигательных нейронов вегетативной нервной системы. От различных отделов головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, которые иннервируют главным образом органы чувств, мышцы и железы, расположенные на голове. Один из самых важных черепномозговых нервов - блуждающий нерв который образует часть вегетативной нервной системы и иннервирует внутренние органы грудной полости и верхней части брюшной полости. Все спинномозговые нервы являются смешанными, т.е. содержат двигательные и чувствительные волокна в примерно одинаковых количествах. Они отходят от спинного мозга симметричными 31 парами, и каждая пара иннервирует рецепторы и эффекторы определенного участка тела. Каждый нерв начинается от спинного мозга в виде двух корешков, которые вскоре соединяются, образуя спинномозговой нерв. Все чувствительные волокна входят в спинной мозг через задние корешки, а все двигательные волокна выходят из него через передние корешки. Если же перерезан передний корешок, сопровождается параличом мышц. Если же перерезан передний корешок, то наблюдается полный паралич мышц, иннервируемых этим нервом, но ощущения прикосновения, давления и температуры, кинестетические ощущения (чувство движения и положения частей тела) и болевая чувствительность не нарушаются. Толщина каждого из спинномозговых нервов пропорциональна величине участка тела, который он иннервирует нерв, самая крупная пара нервов идет к ногам. Каждый спинномозговой вскоре после слияния переднего и заднего корешков делится на три ветви; дорзальную ветвь, иннервирующую кожу и мышцы спины, вентральную ветвь, идущую к коже и мышцам боков и живота, и вегетативную ветвь, обслуживающую внутренности. Сердце, легкие, пищеварительный тракт и другие внутренние органы иннервированы особым комплексом периферических нервов, называемых автономной или вегетативной нервной системой, состоящей из двух частей: симпатической и парасимпатической. Вегетативная нервная система содержит чувствительные и двигательные нервы, но отличается от остальной нервной системы тем, что волевой контроль над этими нервами со стороны больших полушарий без специальной тренировки невозможен. Каждый внутренний орган Получает двойной набор волокон: одна группа их подходит к органу через симпатические нервы, а другая - через парасимпатические. Информация с симпатических и парасимпатических нервов оказывает на иннервируемый орган противоположное действие. Если первые, например, усиливают какую-либо активность, то вторые ослабляют ее. Блуждающий нерв берет начало в продолговатом мозгу и спускается через область шеи в грудную и брюшную полости, где иннервирует сердце, дыхательную систему и пищеварительный тракт. Толстые кишки мочевая система и половые органы иннервируются парасимпатическими волокнами через тазовые спинномозговые нервы. Радужная оболочка глаза, подъязычные и подчелюстные железы и околоушная железа иннервированы соответственно III, VII и IX парами. Рассмотрев коротко механизм прохождения информационных импульсов в организме человека, перейдем теперь к рассмотрению психических явлений.
Комментарии к книге «Информационная СК-терапия», Виктор Михайлович Кандыба
Всего 0 комментариев