«Большая челобитная»

765

Описание

«…Есть ли ведати котораго царя мудрости его прироженныя воинская оминет, и приидет на него великая кротость, – то и есть уловление врагов его; не будет царь мыслити о воинстве, ни о управе во царстве своем, и будет веселитися с теми, которыя ему сердце разжигают вражбами и многими прелестными путми; а на воинники свои великие кручины напустит и на все царство свое неутолимыя беды великие от велмож своих…»



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Большая челобитная (fb2) - Большая челобитная 334K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Иван Семенович Пересветов

И.С. Пересветов Большая челобитная Середина XVI в.

Мудрости греческих философ и латынских дохтуров и Петра волоскаго воеводы, к богу молением и правды.

Есть ли ведати котораго царя мудрости его прироженныя воинская оминет, и приидет на него великая кротость, – то и есть уловление врагов его; не будет царь мыслити о воинстве, ни о управе во царстве своем, и будет веселитися с теми, которыя ему сердце разжигают вражбами и многими прелестными путми; а на воинники свои великие кручины напустит и на все царство свое неутолимыя беды великие от велмож своих; да ничто же ему не будет мило, никоторая мудрость воинская, ни жития царства того; или которые мудрости воинския будут доходити до него, или от его прироженной мудрости царской, и учнет ставити их ни за что.

И так рече Петр волоский воевода: «Да естьли хотети царской мудрости, отведати о воинстве и о уставе жития царскаго, ино прочести взятие греческое до конца, и не пощадити себя ни в чем, да там найдет всю помощь Божию. Бог помогает не ленивым, но кто труды приимает и Бога на помощь призывает да кто правду любит и праведен суд судит: правда богу сердечная радость, а царю великая мудрость». <…>

Пишут о тебе, государе, мудрыя философи греческия и дохтуры латынския, о благоверном великом царе, что будет о тебе, о государе слава велия вовеки, яко о цесари Августе и о цари Александре Макидонском, тако же и о тебе, государе, те мудрые философи пишут и о твоем государеве воинстве и о мудрости твоей. Да и то начитают в мудрых книгах своих, кое введешь правду великую во царстве своем и утешишь Бога сердечною радостию. И так начитают мудрые философи, что не будет таковыя правды по всею подсолнечного, яко во твоем царстве государеве, от твоей мудрости и великие грозы царские лукавые судии яко от сна проснутся, да и посрамятся дел своих лукавых, да будут и сами о себе дивитися, что лукаво судили, а нечисто собирали, богу много согрешали безчислено.

Ино так пишут о тебе, о благоверном царе: ты – государь грозный и мудрый, на покаяние приведешь грешных, и правду во царстве своем введешь, и Богу сердечную радость воздашь. <…>

Тако говорит Петр волоский воевода про перваго царя турскаго Магмета-салтана: «Неверный царь да Богу угодно учинил, великую мудрость и правду во царство свое ввел, по всему царству своему разослал верныя своя судии, и пооброчивши их из казны своим жалованием, чем им мочно прожить з году на год. А суд дал полатный во все царство свое судити без противня, а присуд велел имать на собя в казну, чтобы не искушалися и во грех не впадали и бога не разгневили. А какова велможу пожалует за его верную службу каким городом или волостию, и он пошлет к судиям своим и велит ему по доходному списку выдати из казны вдруг. А просудится судия, ино им пишется таковая смерть по уставу Магметову – возведет его высоко да пьхнет его взашей надол, да речет тако: «Не умел еси в доброй славе быти, а верно государю служити». А иных живых одирают, да речет тако: «Обростешь телом, отдаст ти ся вина». По уставу Магметову с великою грозою мудрою а нынешний цари живут; а виноватому смерти розписаны, а нашедши виноватаго, не пощадити лутшаго, а казнят их по делу дел их; да рекут тако: «И от Бога написано, комуждо по делом его».

Тако речет Петр волоский воевода: «Знаменуется в мудрых книгах, пишут философи и дохтуры о благоверном великом царе русском и великом князе Иване Васильевиче всея Руси, что будет у него в его царстве таковая великая мудрость и правда неправедным судиям от его мудрости великия, от Бога прироженныя».

Тако говорит Петр, волоский воевода, про руское царство, что велможи рускаго царя сами богатеют и ленивеют, а царство оскужают его, и тем ему слуги называются, что цветно и конно и людно выезжают на службу его, а крепко за веру християнскую не стоят и люто против недруга смертною игрою не играют, тем Богу лгут и государю. <…> Ино тако говорит Петр волоский воевода: «Таковому силному государю годится со всего царства своего доходы собе в казну имати, а ис казны своея воинником сердца веселити; ино казне его конца не будет. Который воинник лют будет против недруга государева играти смертною игрою и крепко будет за веру християнскую стояти, ино таковым воинником имена возвышати, и сердце им веселити, и жалованья им из казны своея государевы прибавливати; и иным воинником сердца возвращати, и к собе их близко припущати, и во всем им верити, и жалоба их послушати во всем, и любити, аки отцу детей своих, и быти до них щедру; щедрая рука николи не оскудевает и славу царю собирает: что государю щедрость к воинником, то его и мудрость». <…>

Так говорит Петр волоский воевода про Греческое царство: «Велможи греческия при царе Констянтине Ивановиче царством обладали, и крестное целование ни во что же ставили, изменяли, и царство измытарили своими неправыми суды, от слез и от крови християнския богатели и богатество свое наполнили нечистым собранием, и сами обленивели за веру християнскую крепко стояти, царя укротили от воинства своими вражбами и прелестными путми и ерестьми и чародействы; и тем царство греческое, и веру християнскую, и красоту церковную выдали иноплемянником турским на поругание. А ныне сами греки за свою гордость и за беззаконие и за ленивьство свое веру християнскую у царя турскаго откупают, – великия оброки дают царю турескому, а сами в неволе живут у царя турскаго за свою гордость и за ленивьство. Греки и сербы наймуются овец пасти и верблюдов у турскаго царя: и лутчия греки, и они торгуют». <…>

Да тако рек Петр волоский воевода: «У благовернаго царя Констянтина во Цареграде воинники оскужали и нищали, а мытари богатели. А иныя воинники, видячи тот непризор благовернаго царя к воинству, и они, оставивше воинство, да на мытарствах прелщалися, и царство царя Констянтина оскужали и казну цареву. А сами мытари богатели: и пошлют их где собрати царския казны, ино на царя где взяти 10 рублев, и они на царя возмут 10 рублев, а на себя 100 рублев. А кто их посылал, велможи царские, и те с ними, мытари, делилися, а царство благовернаго царя Констянтина оскужали и казну цареву, а сами богатели от крови и от слез рода християнскаго. А велможи друг о друге печаловалися царю Констянтину о кормлениях и о городех и о наместничестве, аки голодныя пси, хистятся на кровь и на слезы рода християнскаго. А царь всю их волю творил и во всем им сердце веселил, и усобную войну на царство свое напустил, велмож своих, и всем Бога разгневил».

До тако рек Петр волоский воевода: «Суд был греческой неправеден, купля их была нечиста: купец не умел товару своему цены уставити. Первое душу продаст, тоже и товар продаст. Нечисто собрание их было. А велможи царьския на городех и на волостех домышлялися лукавством своим и диявольским прельщением, мертвых из гробов новопогребенных выгребали да те гробы тощи загребали; да того мертваго человека, рогатиною изколовши, или саблею изсекши, да кровию измажут, да богатого человека в дом подкинут, да истца ему ябедника поставят, который нимало бога не знает, да осудивши его неправым судом, да подворие его и богатество со з дом разграбят. Нечисто богатели дияволским прелщением, а царския грозы к ним не было, всем Бога гневили и науки Божия забыли». Ино про то господь Бог разгневался на них неутолимым гневом своим святым, послал на них плен иноплемянника Магмет-салтана, турского царя, Амуратова сына от нискаго колена разбойнического рода. И Магмет-салтан потребивши Царьград и царя Констянтина, вземши веру христианскую себе в помощь, Богом выданую грех ради и для их гордости, что оне мир от царя отбивали и жалобников ко царю не припущали. И управы во царстве Констянтинове не было никому от велмож Констянтиновых; а они, велможи сами обиду велику в царстве деяли и царьство оскужали, – то они не мир от царя отбивали и не жалобников, отбивали они от царя божие милосердие, да и отбили.

И тако рек Петр волоский воевода, со слезами, радеючи о вере християнской: «И по грехом по нашим сталося, что впали есмя неверному в неволю, иноплемяннику для беззакония великаго греческаго, что греки тмы для да свет оставили, во всем в ересь впали и Бога разгневили неутолимым гневом. Ино неверный иноплемянник да познал силу божию, Магмет-салтан, турской царь, взявши Царьград да уставил правду и праведен суд, что Бог любит, во всем царстве своем и утешил Бога сердечною радостию, и за то ему Бог помогает, многия царства обладал божиею помощию. А он бо великую правду во царство свое ввел и купцем куплю уставил, и купити и продати единем словом, хотя на тысящу рублев. Да тако рек: Делайте правду во царьстве моем, богоданом, видите то, иже Бог любит правду, а за неправду гневается неутолимым гневом, да мне Бог выдал, малому царю, великаго царя; держитеся заповеди Божия, уживайте лица своего поту. Аки отцу нашему первому Бог приказал Адаму, создавши его, и дав ему землю и помощь его, и велел делати землю, в поте лица ясти хлеб, и Адам заповедь божию исполнил. И нам такоже годится во всем послушати Бога и правдою сердечною радость ему воздати». <…>

И видел, есми, государь, что Петр волоский воевода, стал пред образом пречистыя владычица нашея Богородицы помолитися со слезами о твоем многолетнем здравии, чтобы господь Бог совершил твое царское от Бога мудрое прирожение к воинству счастливое во умножение веры християнския, во исполнение правды в твоем царстве, как их им книги указуют о твоем царском прирожении по небесному знамению, и от ловления вражебного твоих велмож и от кудес всяких Бог избавил своею святою великою милостию, чтобы его не оминуло царское от Бога мудрое прирожение к счастьливому воинству, к чему его Бог природил. И тако рек Петр волоский воевода: «Толко его Бог соблюдет от того уловления велмож его, ино таковаго под всею подсолнечною не будет мудраго воина и счастливаго к воинству, и введет во царство свое великую правду и утешит Бога сердечною радостию, и за то ему господь Бог многия царства покорит». <…>

Публ. по: Сочинения Ивана Пересветова / Сост. А.А. Зимин. Подг. Д.С.Лихачева. М.; Л.: АН СССР, 1956. С. 151–161.

Оглавление

  • И.С. Пересветов Большая челобитная Середина XVI в. Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Большая челобитная», Иван Семенович Пересветов

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства