БОРЬБА С ПРОСТИТУЦИЕЙ ЖЕНЩИНЫ-ВРАЧА М. И. Покровской Доклад II Отделению Российского Общества охранения народного здоровья 10 декабря 1899 года
Борьба с проституцией не может быть легка. Проституция глубоко коренится в нравах современного цивилизованного общества и на нее смотрят, как на необходимое в жизни зло. Мы с своей стороны думаем, что с подобным взглядом невозможно мириться. Надо стремиться изменить общественный формы жизни таким образом, чтобы брачная жизнь была возможна для всех, а не искать компромисса в проституции.
Борьба с проституцией необходима. В настоящее время большинство цивилизованных стран о ней почти не думает, признавая ее неизбежным злом. Считают только нужным принимать меры борьбы с сифилисом, распространяемым публичными женщинами. Для этой цели организуется строгий санитарный надзор, над последними, зарегистрированных заставляют являться в определенные периоды времени для врачебного осмотра, тайных ловят, здоровых подвергают надзору, а больных запирают в больницу для излечения. Во всех подобных случаях проститутка, как человек, совершенно забывается и рассматривается исключительно с точки зрения физического здоровья. С подобным взглядом очень трудно мириться. Потому в цивилизованных странах являются горячие противники всякой регламентации. Благодаря им, а также вследствие сознания ее бесполезности, в некоторых государствах она совершенно уничтожена: в Англии, Италии, Швеции и Северо-Американских Штатах.
Уничтожение регламентации можно приветствовать, как восстановление закона, запрещающего разврат, как признание проститутки человеком. Но оно не может уничтожить самой проституции, которая глубоко коренится в нравах современного цивилизованного общества и находит пищу в условиях его жизни. Для этого нужны другие меры. Конечно, нечего и думать о том, что возможно сразу изменить воззрение на известное явление и переделать жизненные условия таким образом, что оно быстро исчезнет. Но обсуждение причин зла и мер борьбы с ним возбуждает и поддерживает внимание общества к нему, заставляет задумываться над способами его уничтожения. Нет ничего хуже, когда зло упорно замалчивается. Тогда для его развитая и укоренения создаются особенно благоприятные условия. Потому о проституции надо говорить и обсуждать меры борьбы с ней.
Для того, чтобы борьба могла дать удовлетворительные результаты, необходимо знать причины, которые толкают женщину к проституции. Для выяснения их я пользовалась русскими статистическими данными, сведениями, собранными но моей просьбе среди проституток Калинкинской больницы г-жею Баар, и данными д-ра Комменжа, который разработал вопрос о тайной проституции в Париже.
Комменж основывал свои выводы на довольно обширном материале, — 6.842 случаях. По его мнению, причины, которые заставляют женщину отдаваться проституции, заключаются главным образом в следующем:
1. Молодая девушка на общественных балах и местных праздниках встречает людей, которые пользуясь, ее молодостью и неопытностью, бесцеремонно толкают ее на путь падения.
2. Бродяжничество детей, оставленных родителями на произвол судьбы. По мнению д-ра Комменжа, в Париже бродяжничество особенно часто предшествует проституции. В населенных кварталах, на бульварах, на окраинах, в окрестностях постоянно можно встретить мальчиков, и девочек, шныряющих туда и сюда в часы, когда им следовало бы находиться в школе. Вместо ученья они забавляются играми. Их родители, часто находящееся в это время на работе, видя детей, возвратившимися домой к обеду, думают, что они пришли из школы. А, между тем, они бегали по улицам, пробирались в населенные кварталы, где девочки выпрашивали несколько су, а мальчики оказывали мелкие услуги, напр., затворяли дверцы кареты. Девочки начинают также заниматься продажей цветов, а затем, подрастая, проституцией.
3. Сиротство. Из 2.368 тайных парижских проституток, о семейном положении которых собраны сведения, 692 были круглыми сиротами, 811 потеряли своего отца, 456 потеряли мать, 181 были незаконнорожденными или отец их исчез неизвестно куда.
«Когда у ребенка нет матери, которая заботилась бы о нем, говорит д-р Комменж, очень часто его нравственность получает нежелательное направление. Отец находится на работе и о ребенке заботится соседка. Но ее заботы далеко не могут сравняться с материнскими. Подрастая, девочка, вместо того, чтобы посещать школу, забавляется на дворе с маленькими товарищами. Таким образом она привыкает к безделью и проводить свое время в играх. Позднее подобным привычки увлекают ее на улицу, где она протягивает руку первому встречному. Она находить совершенно естественным без всякого труда приобретать маленькую сумму денег, которая дает ей возможность купить лакомство или ленту. Еще хуже обстоит дело, если у девочки нет родителей и добрых людей, которые заботились бы о ней. Тогда она делается настоящей бродягой и избирает своей профессией нищенство. За ним обыкновенно следует проституция».
4. Дурная семья, дурные родственники играют немаловажную роль в первом падении молодой девушки и нередко толкают ее на путь к проституции Даже такие близкие люди, как отец, мать, сестры принимают здесь участие. Скученность, господствующая в жилищах бедного парижского населения, также создает условия, благоприятствующие падению девушки.
5. Мастерские, фабрики и большие магазины, где постоянное общение значительного количества людей обоего пола или только женщин, часто оказывает губительное влияние на молодых девушек. Некоторые большие парижские магазины устраивают у себя нечто в роде тайных домов терпимости. Молодая девушка, попавшая туда по неведению, мало-по-малу превращается в проститутку. Нередко случается также, что хозяин какого-нибудь промышленного заведения избирает своими жертвами своих же работниц и, пользуясь их зависимостью от себя, постепенно развращает их.
6. Недостаточный заработок и бедность нередко побуждают молодую девушку отдаваться проституции В парижской полицейской префектуре работница, уличенная в тайной проституции не один раз отвечала, что ее заработок не мог покрыть всех ее издержек, потому ей пришлось изыскивать иные средства к существованию. Случается также, что она остается совсем без работы и во избежаше голодной смерти идет на улицу, добывать денег.
7. Дурное знакомство, дурные подруги играют большую роль в развитии проституции. Молодая невинная девушка, познакомившаяся случайно с испорченной и павшей, нередко подпадает под ее влияние и следует ел примеру. Подобное знакомство часто завязывается в бюро для приискания мест и в приютах для прислуги, ищущей места. В бюро постоянно толпятся девушки, служившие в пивных и винных лавках, которые в последние двадцать лет получили сильное развитие в Париже и представляют из себя ничто иное, как тайные притоны разврата. Такие испорченные служанки завязывают в бюро знакомство с порядочными и увлекают их на свой путь.
8. Посредничество сильно развито в Париже. Им занимаются не только женщины, но и мужчины. Там есть профессиональные посредницы, т. е. открыто избравшие это своим ремеслом. Многие занимаются посредничеством под видом торговли каким-нибудь товаром: перчатками, духами, галстуками и т. и. Нередко посредница представляют из себя вид очень элегантной и интеллигентной женщины, принадлежащей к большому свету. Подобная посредница посещает общественные балы, театры, бульвары, где разыскивает несовершеннолетних молодых девушек с целью развратить их. Иногда знакомые мужчины указываюсь ей нравящихся им девушек и просить устроить свидание с ними. Посредница вступает в разговор с девушками, увлекает их к себе и продает. Некоторые посредницы выбрали своей специальностью отправку молодых девушек в провинциальные дома терпимости. Нередко это делается с замечательной быстротой: через двадцать четыре часа после получения телеграммы требование выполняется. Посредницы содержать в Париже множество домов свиданий, обставленных более или менее удовлетворительно, и значительное количество тайных притонов. Он оказывают большое содействие совращению молодых девушек к проституции. К их числу принадлежать также гадальщицы и иногда светские женщины.
В число посредников мужчин входят лакеи в кафе и ресторациях, которые готовы доставить посетителю всяческое удовольствие, проводники, предлагающие иностранцу познакомить с любезной француженкой; содержатели отелей, нередко очень хороших и богатых, и содержатели различных гарни. Хозяевами последних часто бывают владельцы винных лавок, которые при помощи проституток продают свой товар в большем количестве.
9. Сутенеры играют также громадную роль в развращении молодых девушек. За последние годы их насчитывают в Париже до 10.000. Некоторые из них живут преимущественно на счет уличных женщин, другие доставляют новых проституток в дома терпимости. Есть из них и женатые, которые занимаются продажей своей жены. Последняя завлекает кого-нибудь к себе. Муж внезапно является в критическую минуту и требует платы за бесчестие.
10. В числе важных причин проституции надо считать падение молодой девушки, беременность и оставление ее на произвол судьбы. Особенно печально в этом отношении положение провинциалок. Если их беременность делается явной и родители отказываются от них, то нередко, почти без всяких средств, им приходится удалиться из родной деревни в большой город, чтобы скрыть там свой стыд и найти средства к существованию. Среди парижских проституток находится немало таких, Покинутые девушки стремятся в Париж в надежде найти какой-нибудь заработок, который даст им возможность пережить беременность. Затем они ищут места прислуги или кормилицы. Положение их часто бывает в высшей степени печально. Работа, находимая ими во время беременности, едва поддерживает их существование. После родов они часто не могут найти места и нужда заставляет их отдаваться проституции. Из 6.842 тайных парижских проституток 700 чел. (10,2 %) занялись своим промыслом именно вследствие этой причины.
В Париже громадная часть проституток доставляется домашней прислугой. Из 6.842 тайных проституток 2,682 (39,18 %) было служанок. Такой громадный процент объясняется не только сейчас сказанной причиной, но и следующими обстоятельствами.
Множество провинциальных девушек стремится в Париж не только скрыть там свой стыд, но и найти заработок. В большинстве случаев это — неискусная и познающая жизни молодежь. Попавши в большой город и не находя работы, деревенская девушка теряется, заводит дурное знакомство, которое толкает се на путь порока, или попадает в руки сутенера. Д-р Комменаж рассказывает но этому поводу следующий характерный случай.
Одна молодая девушка приехала в Париж из Бретани в надежде найти там себе место. Знакомых у нее совсем не было. Она записалась в бюро, но занятий не находила. Деньги у нее все вышли. В такую критическую минуту при выходе из бюро она была остановлена молодым человеком, прилично одетым. Он начал расспрашивать ее о ее положении и пригласил с собой пообедать. Она согласилась и отправилась к нему. Более недели она каждый день прогуливалась с пим по парижским окрестностям, а вечером они отправлялись на бал. Он подарил ей различные вещи, говоря, что они достались ему после смерти сестры. Затем в один прекрасный вечер бедная провинциалка узнала о той участи, которая ей готовилась. Ее сожитель заявил ей, что его ресурсы истощились и он не может содержать ее. Тут же он объяснила, ей, каким образом она сама может добыть деньги. Она возмутилась и воспротивилась. Тогда он отнял у нее все подаренные им вещи и пригрозил, что ногой выгонит се на улицу. В отчаянии она согласилась на все, что он требовал. Он указывала, ей кварталы, где она могла находить себе клиентов, и отели, куда можно было с ними отправиться. Сам он проводил это время в винной лавке с товарищами. Она приходила туда к нему и он отбирала, у нее все деньги, угрожая в противном случае побоями. Днем они вместе пили вино и играли в карты. Один раз он сказал: ей: «Хочешь, мы повенчаемся кровью»? Она не поняла его. Тогда она, объяснил ей, что она должна завлечь к себе человека, у которого всегда есть с собой деньги. Когда она узнала, что для последнего дело может окончиться дурно, то стала отказываться. Тогда она, начала, жестоко бить ее. Побои заставили ее согласиться. Их предприятие оказалось неудачным. Жертва проявила энергичное сопротивление. На шум ворвались соседи и их арестовали. Рассказывая свою историю, проститутка закончила так: «Теперь для меня все равно, что со мной сделают. И очень счастлива, что избавилась от этого человека. Он, наверное, когда-нибудь убила, бы меня».
Таким образом неопытные провинциалки попадают, в руки сутенеров и начинают свою карьеру проститутки, которая нередко заканчивается скамьей подсудимых.
Личная прислуга дает, самый большой процент тайных, парижских проституток. За ней следуют швеи и белошвейки, 1 326 чел., прачки — 614 чел., поденщицы и без определенных запястий — 307 чел.
Из 6.308 проституток 4.297 чел. умели читать и писать, 988 чел. умели читать и подписывать свое имя, 11 чел. умели только читать и 1.042 чел. были совсем безграмотны.
Возраст тайных парижских проституток оказывается очень юным. Среди них находится не мало 13–15 летних. Но чаще всего встречаются тай имя проститутки от 17 до 23 л. После этого возраста их число сразу уменьшается. Па 3.620 тайных парижских проституток приходится 58 % несовершеннолетних (моложе 21 года). Больше всего они происходить из самой ближайшей к Парижу местности — Сенского департамента (34 %). Наибольшее число несовершеннолетних проституток доставляет сам Париж.
Статистическая цифры русских данных мы заимствуем из «Проституция в Российской Импорт но обследование 9 августа 1889 г.». Издание центрального статистического комитета.
В этом году во всей России, за исключением Финляндии, общее число проституток (в домах терпимости и одиночек) равнялось 17,603. Из них 69,9 % было 25 л. и моложе. Молодых гораздо больше в домах терпимости, нежели одиночек (80,7 % в первых и 61,3 % для вторых). 77,6 % не получили никакого образования. 18,5 % не имели никаких родственников, 87,4 % было круглых сирот. Одна пятая имела взрослых братьев и сестер. 83, 5 % было бедных, 15,6 % достаточных. Громадная часть проституток начала заниматься своим ремеслом в очень юном: х: 4:23,1 % до 16 л. и 80,5 % до 21 года. 14,6 % было изнасиловано. Домашняя прислуга дала 45,0 %, швеи и портнихи 8,4 %, фабричный 3,7 %, чернорабочие и поденщицы 2,4 %, не имевших определенных занятий 6,4 %.
Сопоставляя русские данные с парижскими, мы получаем следующую таблицу:
| Париж | Россия
Возраст:
— до 25 л | 84 % | 60,9 %
— старше | 16 % | 30,1 %
Образование:
— Грамотные | 82 % | 22,4 %
— Неграмотные | 16 % | 77,6 %
Круглые сироты | 29 % | 87,4%
Занятие:
— Личная прислуга | 39,18 % | 45,0 %
— Портнихи и белошвейки | 19 % | 8,4 %
— Поденщицы и не имеющие определенных | 4,4 % | 8,8 %
— Прачки | 8,8 % | 1,4 %
Несмотря на то, что для Парижа взяты только тайные проститутки, а для России поднадзорные мы замечаем между цифрами довольно большое сходство. Проститутки моложе 25 л. преобладают в обоих случаях. Большая цифра их в Париже объясняется тем, что обыкновенно молодая девушка начинает заниматься тайной проституцией раньше нежели попадет в поднадзорные.
Перевес грамотных в Париже и неграмотных в России зависит от степени развития грамотности среди населения. Во Франции вообще грамотных гораздо больше, нежели у нас, потому и проституток из них больше. Круглые сироты в России преобладают. В Париже они также дают почти треть всего числа. Очевидно, круглое сиротство для молодой девушки заключает в себе очень много условий, которым разрушалась ее нравственность. Что касается до распределения проституток но занятиям, то, если взять нашу личную прислугу, мы видим в обоих случаях замечательное соответствие: в Париже она дает около 40 % всего числа, в России 45 %. Очевидно, в ее положении есть нечто ненормальное, толкающее ее на этот путь! Портнихи, белошвейки, чернорабочие и не имеющие определенных занятий также дают значительный процент проституток в обоих случаях.
Прежде чем перейти к обсуждение вопроса о борьбе с проституцией, я привожу здесь некоторые выводы из материала, собранного для меня г-жею Баар среди проституток в Калинкинской больнице. Сведения касаются 103 чел. Пятьдесят из них находятся в домах терпимости, 53 — одиночки.
Из 103 чел. 89 чел. были 25 л. и моложе (88 %); 22 человека начали заниматься проституцией до 10 л. (21 %); 78 чел. от 16 до 21 г. (77 %) и только трое (2 %) после гражданского совершеннолетия. Прислуги было 42 ч. Эти цифры вполне отвечают цифрам, взятым для всей России.
Что касается до причин заставивших опрошенных заняться проституцией, то получилось следующее: 30 человек заявили, что они не хотели работать. Трое оставались долго без места и их заставила крайняя нужда. Одна отправилась в дом терпимости потому, что у нее не было паспорта. Две сказали, что они долго оставались без места, занимались тайной проституцией, полиция забрала их и дала им бланки поднадзорных, превративши их таким образом в постоянных проституток. Одна попала в дом терпимости но незнанию. Трое начали заниматься проституцией потому, что родители их выгнали, когда узнали, что они сошлись с мужчинами. Одна боялась домой возвратиться. Думала, что ее будут бить за то, что она заразилась сифилисом. Одна заявила, что она заразилась сифилисом. Одна заявила, что она сама хорошенько не понимает, зачем начала заниматься проституцией. Одна хотела только попробовать. У одной болят глаза и она находить невозможным заниматься чем-либо другим. Двух уговорили подруги. Одну мать послала. У другой мать сама гуляла. У третьей старшая сестра гуляла. У четвертой двоюродная сестра занималась проституцией. Одна сказала, что хотела быть барыней. У одной мать умерла. У одной умер ее незаконный сожитель.
Таким образом 53 проститутки указали причины, которые заставили их заняться своим промыслом. Нежелание работать здесь занимает первое место. Более половины девушек заявили, что лень работать толкнула их на улицу. Многие из таких лентяек начали заниматься проституцией с 14–16 л., возраст, когда девушка еще не может сознательно отнестись к тому, что совершается вокруг нее, не может с достаточной ясностью представить себе всех последствий дурного поведения.
Из этих тридцати человек, выставивших лень главной причиной, заставившей их заняться проституцией, было 12 человек прислуги, 6 фабричных, одна папиросница, 8 портних, корсетниц и т. п. Таким образом здесь опять проявляется преобладание прислуги и портних. Эти профессии отличаются особенно тяжелыми условиями труда. Потому неудивительно, что молоденькая девушка оказывается не в состоянии бороться с соблазнами, которые обещают ей облегчить и скрасить жизнь.
Некоторых из опрошенных молодых девушек нужда заставила заняться своим промыслом, у некоторых были дурные родственники или подруги. Ошибка девушки и жестокость родителей, не хотевших простить ее, также встречаются среди причин проституции. В последних случаях девушка находится в таком беспомощном положении, что решается на все.
Многие спрошенные проститутки начали свое поприще с незаконного сожительства, которое продолжалось от нескольких месяцев до пяти лет. Таких было двадцать человек. Большинство из них согласилось на это вследствие обещания жениться. По обещание не исполнялось. Их бросали и они начинали заниматься проституцией. Некоторым первый толчок дало изнасилование. Иногда для этой цели их предварительно поили допьяна вином или дурманящим напитком, отнимающим у них способность сопротивляться.
При собирании сведений проституткам предлагался вопрос: было-ли у них желание оставить свой промысел, и если было, то почему они этого не сделали. Оказалось, что шестнадцать человек желали бросить позорную жизнь, но им помешали разные обстоятельства. Одна бросала два раза, но под влиянием подруг опять совращалась. Одна бросила и шесть месяцев работала на фабрике. Но ей начали говорить, что она никогда не избавится от дурной болезни, а с ней трудно работать. Троим помешал сифилис. Одну взял к себе человек, которому она поправилась. Она работала четыре месяца у портнихи, а потом опять начала. Одной было обещание жениться, но не исполнено. Две боялись, что места не найдут. Одна была целый год на месте, но потом бросила его. Одна осталась без места и подруги уговорили. Одна работала два месяца на фабрике, а потом опять пошла. Одна жила три месяца в хоре Чудновского. У одной не было денег на проезд домой. Одна по молодости и глупости не выполнила своего намеренья, другая по неизвестной причине.
В дополнение к только что сказанному я привожу здесь рассказы некоторых проституток, с которыми мне самой пришлось беседовать. В этих рассказах есть много характерного для их личности и отчасти для их жизни.
Одна шестнадцатилетняя девушка, с виду очень легкомысленная, среднего роста, довольно полная, с серыми глазами, низким лбом и густыми каштановыми волосами, недурна, немного грамотна, сообщила мне следующее:
Она только три месяца занимается проституцией. У нее есть мать и сестра, обе прачки. Сама она работала в мастерской. Подруги убедили ее заниматься проституцией и свели с одним приказчиком, который жил в их же доме. Она, приказчик и подруги поехали на лодке кататься, остановились в одном месте закусить и выпить. А затем все кончилось. Эта проститутка — одиночка. Она разыскивает на улице мужчин, затем свидание устраивается в гостинице или бане. Имеет сношение с четырьмя-пятью человеками в день. Все деньги, заработанный таким образом, уходят в трактир на угощение подруг, а нередко и мужчин. Мать не знает, что она занимается проституцией. Она сказала ей, что живет с одним. Сестра уговаривает ее бросить дурную жизнь. Она хочет поступить в дом милосердия и исправиться.
Другая проститутка, довольно полная и высокая девушка, с бледным, угрюмым и не особенно симпатичным лицом, занимается своим промыслом уже одиннадцать лет. Она прежде работала на фабрике. Ей не было еще 14 л., когда она сошлась с одним молодым человеком, с которым она прожила три года. Потом он ее бросил, а затем умер. На фабрику она не захотела возвратиться, так как там глаза испортила, и, но убежденно подруг, занялась проституцией. Сначала она поступила в дом терпимости более высокого разряда, а теперь находится в «тридцатке», т. е. в доме, где с каждого посетителя берут 30 к. На Рождество, на Пасху и вообще но праздникам или под праздиик бывает особенно много посетителей, «много работы», как она выразилась, и все они страшно утомляются. Для того, чтобы они могли выдержать, хозяйка дает им четыре стакана водки в день. Кроме того, они получают угощение от посетителей. Сначала ей казалось очень тяжело, потом она привыкла. На фабрике работать не хочет, в прислуги не идет, потому что боится заразить других своей болезнью. Когда я заметила, как не хорошо и тяжело вести такую постыдную жизнь, она угрюмо молчала, видимо думая, что теперь ей остается только на все рукой махнуть и спасения нет. Это тип совершенно погибшего существа, которому даже и в голову не приходить мысль о лучшем существовании. Она неграмотна.
Третья, красивая, свежая, девятнадцатилетняя девушка, блондинка с интеллигентным лицом, была сначала артисткой. Она училась в гимназии и прошла два класса. У нее есть отец-механик в Одессе. Шестнадцати лет она убежала от него с одним молодым человеком. Была во многих городах с труппой странствующих артистов: затем с двоюродной сестрой приехала из Харькова в Петербург, надеясь найти там работу. Наняла комнату за 26 р. в месяц в хорошей гостинице и прожила в ней два месяца. Сестра уехала, а она осталась. Так как работы не было, то она задолжала, позаложила все свои вещи и попала в крайнюю нужду. Дело дошло до того, что она дна дня ничего не ела. Тогда она отправилась в публичный дом и поступила туда.
На мой вопрос, как она, получивши некоторое образование, может выносить свою жизнь, терпеть эту грязь, она отвечала, что давно уже загрязнила себя в кафе-шантанах и теперь ей трудно избавиться от позорной жизни. Куда она денется с сифилисом? Идти в дом милосердия она не хочет.
«Как вы могли решиться на это? Лучше голодная смерть», говорила я. «Во-первых я еще жить хочу», отвечала она. «Потом я слишком испорчена. Я могла бы бросить эту жизнь и сделаться лучшей, если бы отец простил меня. Но я ему писала много раз. Он не отвечает». — Через несколько времени она думает возвратиться в Одессу, где у нее есть родные и знакомые. Теперь она не едет потому, что хочет заработать денег на проезд. На мой вопрос, дает-ли благотворительное общество, существующее при Калинкинской больнице, денег на проезд, Баар отвечала утвердительно. Тогда проститутка заявила, что ей нужно заработать денег на покупку теплого платья, без которая она не может ехать, потому что замерзнет. Когда я заметила, что теперь тепло, можно ехать в одной летней кофточке, что слишком ужасно так грязнить и унижать себя из-за теплого платья, она возразила: «Я и без того себя загрязнила». К жизни в доме терпимости она не совсем еще привыкла, но начинает. Сравнительно с другими проститутками она отличается большим умом, некоторыми, образованием, красотой и лучшим костюмом. Вероятно, посетители отличают ее от других, отдают ей преимущество и это ей лестно. Но какое ужасное преимущество. Наверное, благодаря этому обстоятельству, хозяйка ее балует и она зарабатывает больше других. Это отчасти ее удерживает там. Видя эту молодую красивую и умную девушку гибнущей, я была глубоко возмущена, что такой человек пропадает, что пропадает жизнь, которая, наверное, могла бы быть затрачена на лучшее. Но мои горячие убеждения оставались тщетными. Это было погибшее существо. Как я узнала потоми., она опять возвратилась в дом терпимости, хозяйка которая, наверное, не поскупилась на обещание всяких земных благ, не желая упустить из рук такую выгодную жертву.
Четвертая — довольно недурная шестнадцатилетняя девушка, сообщила мне следующее. Когда ей было всего 14 л., она случайно встретила на улице одну девушку, которая но какому-то поводу заговорила с ней. С этих нор у них завязалось знакомство.
Она не знала, что та проститутка и отправилась к ней в гости, затем к ее тетке. Но тетки там не оказалось, а был один господин. Ей дали выпить рюмку какого-то вина, от которого она так опьянела, что не в состоянии была сдвинуться с места. Тогда господин ею завладел и с тех пор она начала сходиться со всеми. Затем взяла билет поднадзорной проститутки, заразилась сифилисом и попала в больницу. Теперь она поступила в дом милосердия, откуда не хочет уходить. У нее есть мать, которая простила ей прошлую жизнь и приходить ее навещать.
Пятая — маленькая женщина с очень ординарным и не интеллигентным лицом, по-видимому не особенно умная, сказала, что ее изнасиловал один человек, когда она одна пасла в поле коров. Угроза убить — заставила ее подчиниться. С тех пор она начала заниматься проституцией.
Шестая мне сообщила, что у хозяйки выгоднее жить, нежели одиночкой, не надо самой искать мужчин, потому что они сами приходят. Сначала она была проституткой одиночкой и платила 50–70 р. за комнату в месяц. В таком случае она была всегда в долгу у хозяйки. Затем ома поступила в дом терпимости, но и там она всегда была в долгу. «Эти деньги ни к чему», сказала она. «Когда я была молода, то мне, было легче жить проституткой-одиночкой». Теперь ей 22 года, а она высматривает 32-летней. В настоящее время она находится в доме милосердия и думает там остаться.
Седьмая, — очень симпатичная шестнадцатилетняя девушка рассказала мне следующее. Она жила в деревне с отцом пьяницей. Там ею завладеть один человек, кто — она не сказала. Затем она приехала с отцом в Петербург и поступила на одно место в качестве прислуги. Отец постоянно приходил туда, буянил, отбирал у нее деньги и пропивал их. Чтобы избавиться от него, одна из ее подруг, живших в том же доме, предложила ей идти в заведение. Она сама хорошенько не знала, что это за заведение, но согласилась. Тогда они вместе отправились в дом терпимости. Это было год тому назад и ей было только пятнадцать лет. Но так как при вступлении в прислуги ей прибавили два года, то содержательница дома терпимости беспрепятственно ее приняла. Им отвели комнаты и первую ночь их не трогали. На другой день они отправились в комитет, заведующий проституций. Там каким-то образом открылось, что ей нет шестнадцати лет и ей не хотели дать билет, нужный для поступления в дом терпимости. Тогда она начала плакать и говорить, что хочет жить такой жизнью. Члены комитета сжалились над этой девочкой и выдали ей билет, могущий погубить ее на всегда! Теперь она там живет около года, заразилась сифилисом. Отец не знает, где она находится. У нее есть 40 р. сбережений на книжке. Она не хочет поступать в дом милосердия, но думает уехать в деревню и покинуть эту жизнь. Боится, что трудно будет избавиться от билета. Водки не пьет, грамоты не знает. Она, как видно, стыдится своего занятия и конфузилась, когда я ее расспрашивала о ее жизни. Она находит, что иметь свидание с несколькими человеками очень тяжело.
Восьмая девушка, также 16 лет; нет ни отца, ни матери, Была ученицей у портнихи в Луге. Там ею овладел хозяйский сын. Как это случилось, она не сказала. На мой вопрос: он обещал на вас жениться? она только расплакалась. Это не дурная, очень худенькая и совсем неразвитая девушка-ребенок. У нее есть тетка в Луге. Теперь она живет с одной своей подругой в углу и они платят вместе 4 р. за кровать. Обе занимаются проституцией. Место свиданий — гостиница. Их квартирная хозяйка знает, чем они занимаются. Она, видимо, тяготится и стыдится своей жизни. Изъявила желание поступить в дом милосердия.
Девятая проститутка, подруга седьмой, семнадцатилетняя, маленького роста, но довольно красивая девушка, сказала, что сама хорошенько не знает, зачем поступила в дом терпимости. Много пьет вина, говорит, что трудно, но отказаться от своей жизни не хочет. Про запас есть всего только 12 р. на книжке.
Десятая, тоже небольшого роста, нельзя сказать, что красивая, но довольно симпатичная восемнадцатилетняя девушка. У нее есть отец и мать в деревне, которые не знают, чем она занимается. Она грамотная, пишет им, что живет на месте, и посылает им денег. Она говорить, что ей было бы очень стыдно, если бы в деревне узнали о ее жизни. В Петербурге она не стыдится. Невинной вступила в дом терпимости. На мое замечание, что ужасно прожить таким образом еще 18 д., она сказала: «В нашей жизни долго не проживешь».
Идти в дом милосердия не хочет. И думаю, если бы приехал отец или мать, то они спасли бы ее, так как она их стыдится.
Меня интересовала жизнь, которую ведут проститутки в домах терпимости, и я спрашивала их о ней. То, что мне пришлось услышать, представляет из себя нечто ужасное. Уже один тот факт, что в так называемой «тридцатке», т. е. в заведении, где с каждого посетителя берут только тридцать копеек, на Рождество и Пасху на одну женщину приходится 60–80 человек в день, может привести нас в ужас и негодование. Человек, который так кичится своим разумом, создал для себя столь возмутительные условия жизни, каких мы, наверное, не найдем среди неразумных животных. Что должны представлять из себя люди в подобных учреждениях? Подобие чего? Неужели можно мириться с такими явлениями?
Мы считаем необходимым отметить тесную связь пьянства с проституцией. Очень часто молодая девушка соглашается отдаться в первый раз под влиянием выпитого вина. Все вообще проститутки употребляют спиртные напитки и больше половины спрошенных в очень значительном количестве. Больше половины девушек прямо заявили, что без вина они были бы не в состоянии заниматься своим промыслом. Из расспросов выяснилось также, что посетители домов терпимости никогда не являются в трезвом виде, но пьяные. Следовательно, данные учреждения существуют, собственно говоря, для удовлетворения страстей людей, находящихся под влиянием алкоголя.
Громадный % проституток, доставляемый некоторыми профессиями, заслуживает того, чтобы подробнее остановиться на причинах этого.
Самый большой % дает личная прислуга: 39 % в Париже и 45 % в России. Страшно большая цифра, которая невольно заставляет спросить себя: почему?
Д-р Комменжь объясняет частое совращение домашней прислуги к проституции главным образом нуждой, которую приходится терпеть неопытной провинциалке, прибывшей в большой города, искать места, или девушке, потерявшей место и не находящей другого. Нам кажется, что дело вовсе не так просто и тут играют известную роль и другие причины.
Из сведений, собранных среди проституток Калинкинской больницы видно, что нужда, действительно, не один раз заставляла нашу личную прислугу отдаваться проституции. Но многие указали вовсе не ту причину. «Лень работать», «не понравилось быть прислугой», «захотелось быть барыней», — вот что приходилось слышать от бывшей прислуги. Очевидно, в подобных случаях не голод толкнул ее на путь порока.
Прежде всего надо заметить, что положение нашей прислуги представляется явно ненормальным. Она часто меняет свое место, что доказываете ее недовольство своим положением. Если человеку живется где-нибудь хорошо, то он но станет легкомысленно бросать свое место и искать другое. Господа также недовольны своей прислугой, обвиняют ее в лености, в дерзости и т. п. Потому обе недовольный стороны очень часто расстаются. Но всей вероятности, вина оказывается на обеих сторонах. Хозяева и прислуга бывают слишком требовательны друг к другу и не хотят делать взаимных уступок. Но все-таки надо сознаться, что положение нашей личной прислуги очень тяжело. Прежде всего, нанявши ее, мы окончательно лишаем ее личной свободы. Во всякое время дня и ночи она должна быть готова к нашим услугам. У нее нет свободных часов, которыми она могла бы располагать по своему усмотрению. Если бы у нее было определенное время свободы, то ее положение значительно облегчилось бы и она не так часто меняла бы место.
Каждый из нас, живущий своим трудом, до известной степени находится у него в рабстве. Но нигде последнее не проявляется с такой силой, как на нашей домашней прислуге, особенно на женской. Служащий, фабричный рабочий, поденщик, швея, прачка — все они, проработав определенные часы, могут свободно располагать своим остальным временем. Наша же личная прислуга свободна только тогда, когда нам вздумается ей это разрешить. Она беспрерывно чувствует свою зависимость от хозяев. В жизни постоянно встречается, что даже дети тяготятся чрезмерной зависимостью от родителей. Тем сильнее должны чувствовать ее посторонние. Прислуга начинаете протестовать против требовательности своих хозяев. Последние находят, что у нее чересчур большие претензии. Возникаете взаимное недовольство и обе стороны расходятся. Девушка остается без места. Опыт показал ей, что жить на месте очень тяжело. Дурные подруги уверяют ее, что жизнь проститутки лучше. Под их влиянием она вступаете на путь падения, с которого вследствие различных причин. очень трудно вернуться.
Нам думается также, что для молоденькой невежественной девушки нездорово находиться в постоянном близком общении с господами. Одна бывшая прислуга сказала, что она захотела быть барыней, потому сделалась проституткой. Очевидно, тот контраста между прислугой и барыней, который беспрерывно стоял перед ее глазами, подействовал на нее развращающим образом. Ей страшно, какой бы то ни было ценой, захотелось быть барыней.
Без всякого сомнения, первое падение молодой девушки играет немаловажную роль в совращении ее к проституции. И в этом отношении для прислуги нездорово быть в близком общении с господами. Из девятнадцати спрошенных девушек четыре указали на своих господ, как на первую причину их падения.
Но моему мнению, сифилис также играет довольно большую роль в окончательной гибели нашей личной прислуги. Раз девушка заразилась, кто ее возьмет в семью с такой болезнью? Конечно, никто. Тогда она становится в совершенно безвыходное положение. Она знает только одно ремесло — быть прислугой. Но эта дорога ей закрыта. Если она почему либо не может возвратиться в деревню к родным, то ей остается один только путь, куда судьба неумолимо ее гонит. Все ей твердят, что с такой болезнью никто держать ее не будет. Она убеждается в этом своим собственным опытом. «Не умирать же с голод, думает она и идет в дом терпимости, чтобы там окончательно погибнуть.
Из разговоров с проститутками для меня выяснилось, что они вообще смотрят на заражение сифилисом, как на свою окончательную гибель. «Куда мы пойдем с этой болезнью?» говорили они, когда я их спрашивала, почему они не хотят отказаться от своего занятия. И я не могла не сознавать, что в этих словах заключается горькая правда, что их положение безвыходно. В виду этого, защита молодых проституток от заразы сифилисом тесно связана с вопросом о их спасении.
Таковы, но моему мнению, причины, которые гонять нашу личную прислугу к проституции
За домашней прислугой но своей численности следуют портнихи и белошвейки. В Париже они дают около одной пятой всего числа проституток. Этот факт заслуживает того, чтобы на нем остановиться. Но всей вероятности, тяжелые условия труда данной профессии толкают девушку на путь порока. Продолжительность рабочего дня портних и белошвеек редко бывает короче 12 часов, чаще дольше. Перед праздниками и во время спешки и о чти целые сутки они работают без перерыва. Несмотря на то, их заработная плата оказывается ничтожной.
За последние годы Шарль Бенуа занялся исследованием вопроса, как велик заработок парижских портних и белошвеек. Он пришел к заключенно, что почти всегда им трудно сводить концы с концами. Его исследования относятся к женщинам одиноким, живущим своим трудом. В подобных случаях плата за труд оказывается ниже той, которая необходима для существования. «Для пополнения образующейся пустоты работница очень часто бывает принуждена вспомнить, что она женщина», говорит Шарль Бенуа. До издания французского закона 1893 г., ставящего обязательным продолжительность рабочего дня не более 12 ч., он часто равнялся 10 ч. После его издания 12,5 часов сделались нормальным днем парижских работниц. Они никогда не работают менее 10 ч., но очень часто более 12 ч. Мертвый сезон значительно уменьшает их заработок. В некоторых мастерских постоянная работа бывает только в продолжение 134–150 дней в году. Остальное время отличается большим непостоянством или полным отсутствием всякой работы.
Рассмотревши несколько бюджетов парижских портних, Шарль Бенуа говорит: «конечно, подобные бюджеты находятся пока в равновесии. Но придет зима и с ней холод, безработица и голод, болезнь и смерть. Есть из таких тружениц святые, которые при подобных условиях борются до конца. Но многие не в силах этого делать и им приходится выбирать другое несчастье, путь приключений и падения, которое начинается с незаконного сожительства и кончается проституцией, а нередко и преступлением. На этом постыдном и печальном пути первое пристанище — гарни, последнее — больница, если не тюрьма».
Таким образом объясняется, что почти пятая часть парижских проституток выходит из числа портних и белошвеек.
Прачки в Париже дают приблизительно одну двенадцатую часть всех проституток, поденщицы и не имеющие определенных занятий 4,4 %. В России сравнительно мало прачек (1,4 %), но гораздо больше поденщиц (8,8 %). Весьма возможно, что в число последних вошли и прачки, которые работают поденно, и что цифры русские и французские приблизительно одинаковы. Хотя д-р Комменж не входит в рассмотрение положения работниц только что названных профессий, но, по всей вероятности, те же самые причины, которые толкают портних и белошвеек на путь проституции, заставляют прачек и поденщиц идти туда же: тяжелый и дурно оплачиваемый труд, непостоянство заработка. Все эти условия мы беспрерывно находим в жизни работниц, дающих наибольший процент проституток. Материальное положение женщин тесно связано с проституцией.
Если мы будем обобщать все вышеприведенные данные относительно причин, заставляющих женщин заниматься проституцией, то нам приходится сделать следующее выводы.
Невежество и бедность несомненно играют большую роль в существовании проституции. Как в России, так и в Париже большинство падших женщин принадлежат к низшему слою общества, где невежество и бедность преобладают. Тяжелый, дурно оплачиваемый или ненормально поставленный труд также имеет большое значение в падении женщин. Но еще большее влияние оказывает молодость и неопытность. Дурная среда, отсутствие поддержки, обман, позор, который ложится на обманутую женщину, составляют немаловажные причины, благодаря которым гибнут тысячи. Нужно радикальное изменено в существующей организации, в положении женщин, в воззрениях мужчин на них, чтобы данное зло было уничтожено. Для достижения этой цели нужна борьба с проституцией, нужно доказать, какое зло она составляет.
Борьбу с проституцией можно вести двояким образом: 1) употреблять меры, предупреждавший вступление женщины на путь порока; 2) спасать тех которые уже успели погибнуть.
Б Париже, этом классическом городе всяческой безнравственности, борьба с проституцией существует. Но она сводится главным образом на борьбу c сифилисом и на спасение гибнущих или уже погибших. Какие меры принимаются в последнем случае можно видеть из следующего.
Когда в парижскую полицейскую префектуру приводят несовершеннолетнюю тайную проститутку, то собираются сведения относительно ее родственников, и входят с ними в сношение. Если они изъявляют согласие, то девушка передается на их попечение. Если же у нее нет родных или они отказываются ее взять, то с ней поступают различно. Здоровую иногда просто отпускают на волю, а иногда записывают в поднадзорные. Больная в таком случае отправляется в St. Lazare, который представляет из себя тюрьму-больницу, откуда женщина не имеет нрава выйти без разрешения врача. Многие несовершеннолетне проститутки были отправляемы, по желанно родителей, в исправительное заведение. Там они оставались от одного месяца до семи лет. Чаще всего их заключение длилось от одного до шести месяцев.
По мнению д-ра Комменжа подобного рода исправительные заведения не приносят большой пользы и даже вредны. Из 376 несовершеннолетних проституток, бывших в таком учреждении, 104 опять возвратились к своему промыслу. Он говорить, что несовершеннолетние часто выходят из исправительного заведения более испорченными, нежели они были до вступления туда. Этому много способствует скопление проституток вместе в большом числе. Находясь в постоянном общении друг с другом, менее испорченные мало-по-малу попадают под влияние более порочных и еще более развращаются.
То же самое, конечно, бывает и во время пребывания проституток в St. Lazare. По крайней мере у нас в Калинкинской больнице постоянно совершается нечто подобное. Г-жа Биарз говорила мне, что ей иногда удавалось убедить несовершеннолетних проституток идти в дом милосердия, куда принимают желающих покинуть свое занятое. Но через некоторое время под влиянием более порочных они отказываются от своего намеренья и возвращаются к своему прежнему промыслу. Бывали также случаи, что проститутка поступала в дом милосердия и оставалась там некоторое время. Затем, возвратясь в Калинкинскую больницу по случаю рецидива сифилиса, подпадала под влияние более испорченных и шла опять в публичный дом. Таким образом ревнители обязательного лечения сифилиса у проституток оказывают содействие их большому нравственному падению.
Г-жа Баар думает, что для тех несовершеннолетних проституток, которые поступили в дом милосердия, следовало бы завести особую больницу или, по крайней мере, особое отделение в Калинкинской, чтобы они не входили в сношение с наиболее испорченными. Д-р Комменж также думает, что для совершеннолетних и несовершеннолетних тайных проституток следовало бы устроить особое убежище, а не помешать их в St. Lazare вместе с поднадзорными. Он говорит, что парижский муниципалитет в принципе решил устроить нечто подобное для несовершеннолетних тайных проституток, больных и здоровых родом-из Сенского департамента. Убежище должно находиться в деревне, вдали от Парижа. По мнению д-ра Комменжа, молодые девушки не должны жить там в праздности, но работать в саду, огороде, заниматься стиркой белья, — вообще двигаться на свежем воздухе, что окажет благотворное влияние на их физическое и нравственное здоровье. При убежище предполагается устроить особую больничку для сифилитичек.
Парижский муниципалитет проектирует устроить новое исправительное заведете для несовершеннолетних проституток, нечто в роде колонии для малолетних нрестунников. Каков будет результата, покажет будущее. Много будет значить постановка дела в самом учреждении и устройство дальнейшей судьбы девушек. Предполагается, что они должны там оставаться до 21 года. В таким случае при хороших условиях многие из погибавших могут быть спасены и окажутся способными вести порядочную жизнь. Тогда подобное учреждение может приносить известную пользу. Только Парижу придется затратить много денег на него, так как там ежегодно задерживается не одна сотня тайных несовершеннолетних проституток. Ему придется приготовить обширное убежище и постепенно расширять его, потому что на место поступивших туда, при существующих условиях, будут появляться новые.
В Париже существует особое учреждение «Le bon Pasteur», куда принимаются несовершеннолетние проститутки с целью исправления их нравственности, при помощи труда и молитвы. Оно возникло еще в 1810 году. Нм заведуют монахини. Проститутки поступают туда под влиянием дам, посещающих их в St. Lazare, и с согласия своих родителей. Их возраст колеблется между 16 и 23 годами, но могут быть приняты и моложе 13 л. Старше 23 л. туда допускаются только в виде исключения. Опыт показал, что в таком возрасте девушка с трудом подчиняется существующим довольно строгим правилам. Поступившая может оставаться там до конца жизни или уйти оттуда, когда хочет. После ухода она больше не принимается. Если девушка желает оставить Bon Pasteur, то ее отправляют к родителям, а за неимением последних в полицейскую префектуру.
Поступившая в убежище меняет свое имя. Это делается с целью заставить ее забыть прошлую жизнь и чтобы ее не могли узнать но уходе из Bon Pasteur. Родители могут посещать их каждые две недели. Благодаря этому обстоятельству некоторые из них возвращаются домой. Незначительная часть оставила убежище, чтобы выйти замуж.
Большая часть девушек занимается там шитьем тонкого белья. Некоторые шьют платья, простое белье, делают матрацы, занимаются стиркой, хозяйством и проч. Они не получают никакого вознаграждения за свой труд, потому не в состоянии скопить хотя бы маленькую сумму, которая по выходе из Вон Pasteur помогла бы им прожить некоторое время до приискания места.
При Bon Pasteur устроена маленькая больничка, но заболевших рецидивом сифилиса отправляют в St. Lazare. По выздоровлении их берут назад. Но иногда случается, что девушка, побывавши в St. Lazare, не хочет больше возвращаться в Воп Pasteur. Новое доказательство того, что общение многих испорченных оказывает вредное влияние на тех, которые проявляют наклонность к исправлению.
По смертности девушек, находящихся в Bon Pasteur, можно судить, как губительно для физического здоровья занятие проституцией. Туда поступаешь молодежь в возрасте от 13 до 23 л., когда смертность вообще бываешь очень мала. Но там получается громадная смертность — 22,15 на 100, в десять раз большая, нежели общая смертность для всей Франции. Д-р Комменж объясняешь это продолжительностью часов работы, тоской по свободе, слабостью, малокровием и, главными образом, сифилисом. Мы с своей стороны думаем, что здесь играет роль не только сифилис, но прежнее занятие проституцией, которое кладет начало разрушению организма девушки. Жизнь проститутки в высшей степени ненормальна, тяжела, полна всяких случайностей и унижений, болезней, алкоголизма, излишества в половых отношениях, всем, чем угодно. При таких условиях невозможно сохранить физическое здоровье.
Некоторые девушки остаются в Bon Pasteur в продолжено многих лет: 6-16. Но из 196 человек таких было только 17. Большинство оставалось там более короткий срок. Для проститутки слишком трудно привыкнуть к правильной жизни и повиновение после прежней свободы, независимости и бродяжничества. Для нее тяжело заниматься утомительным и регулярным трудом вместо прежней праздности, молиться и забыть свои прежние циничные слова. Такая коренная переработка физического и нравствеиного существа не может легко даваться. Первые недели оказываются самыми тяжелыми и трудными. Потому многие очень скоро уходят из Вон Pasteur, так как не в состоянии привыкнуть к его строгой жизни. Некоторым покидали убежище через несколько дней, другие оставались там месяцы. Иногда проститутка уходила оттуда, так как не желала лишаться своих волос. В Вон Pasteur существует обычай стричь волосы поступающим туда девушкам. Это делается отчасти с целью поддержания большей опрятности, отчасти для сбережения времени, которое тратится на прическу длинных волос. Кроме того, девушка часто идет в Bon Pasteur только на короткое время, желая избавиться таким образом от полиции. Заведующие же желают брать таких, которые намерены оставаться там более продолжительное время. Если девушка не желает обрезать своих волос, очевидно, она не думает оставаться в убежище. Потому торопится удалить ее оттуда.
В продолжение десяти лет из 196 девушек, поступивших в Bon Pasteur, 44 умерло, 42 отправлены в полицейскую префектуру, 43 возвращены родным. Из этих 85 человек 35 занялись опять проституцией. Из остальных одиннадцать поступило в дом трудолюбия, некоторые пристроились на места или в другие убежища, с двадцатью неизвестно, что сделалось. Таким образом, в продолжении десяти лет Bon Pasteur спас всего 97 человек, около десяти человек в год. Принимая во внимание громадное число одних тайных проституток в Париже, Максим-дю-Камп насчитывает их там около 120 тысяч, нам станет понятно, что борьба с данным злом при помощи подобных убежищ не имеют никакого значения. Они спасают маленькое количество женщин от постыдной жизни — вот все, что они могут сделать.
По-видимому, в данном случае дома трудолюбия оказывают более существенную помощь. К 1880 г. в Париже существует l’hopitalité du travail pour les femmes. Он учреждена, с целью оказать помощь погибшим. Говоря о нем Максим-дю-Камп замечает: «Чтобы снасти женщину, которая попала случайно на путь порока и которой грозить гибель в нищете и безнравственности, иногда бывает достаточно только протянуть руку помощи, дать ей убежище, время отдохнуть и собраться с силами, истощенными тяжелой борьбой. К подобным учреждениям принадлежит. l’hopitalité du travail. Оно представляет из себя временное пристанище, где силы восстанавливаются и будущее проясняется!»
Управление домом трудолюбия находится в руках монахинь. Начальницей там сестра Антония, женщина очень образованная и энергичная. Ей помогают восемь монахинь. В него принимают одиноких и с детьми. Неумелых женщин здесь учат работе, которая могла бы дать им в будущем средства к существованию. Здесь находится также отделение для выздоравливающих женщин, которые не могут работать. В начале учреждение содержалось главным образом при помощи благотворительности. Но в настоящее время начальнице удалось поставить его в независимое положение от последней. Ее внимание обратило то обстоятельство, что среди женщин, прибегающих за помощью в дом трудолюбия, находилось много поденщиц, которые были неспособны заниматься каким-либо определенным ремеслом, требующим продолжительного обучения. Тогда сестре Антоши пришло в голову, что устройство прачечной могло бы оказать существенную помощь в подобных случаях. Стирка белья не требует продолжительного обучения и ею могут заниматься все. Сестра Антония осуществила свою идею, устроивши прачечную, которая почти окупает все учреждение.
Новое заведение поставлено на иных началах, нежели прежнее. В старом заботились только о том, чтобы дать приют нуждающимся и не обращали внимания на производимый ими труд. В новом последнему старались придать вид свободного труда. Для этой цели были установлены следующие правила:
1. Дом трудолюбия имеет целью доставить не имеющим средств и работы временный заработок, дающий им возможность жить в ожидании места.
2. В нем можно пользоваться работой не дольше, сорока дней.
3. Обязательно уважать начальницу, ее помощниц и служащих и повиноваться им.
4. По праздничными, и воскресным дням заведшие закрыто.
5. Продолжительность рабочего дня 10 ч. Плата 1 фр. 50 в день.
6. Женщины, но имеющие приюта, могут даром помещаться в доме и стирать свое белье, но за это они должны помогать в чистке мастерских, дортуаров, столовых и проч.
7. Днем женщины не имеют права уходить. При заведении устроена дешевая столовая, где они могут пользоваться обедом.
8. Несмотря на то, что само учреждение очень заботится о приискании мест ищущим у него приюта, им дается один свободный день в неделю, чтобы они сами могли искать себе работы. Этот день они получают плату только за те часы, которые они работают, считая 0 фр. 15 за час.
9. Всякие дурные разговоры, рассказы и чтения запрещены.
10. Всякая женщина, которая дурно себя ведет и но подчиняется существующими правнлам, немедленно удаляется и но может быть вновь принята в учреждение.
Пища, получаемая в столовой учреждения, обходится работнице 0 фр. 75 в день. Такая же сумма остается каждой женщине, живущей там. Таким образом, она может скопить маленькую сумму денег, которая даешь ей некоторое обеспечение в будущем.
Когда женщина находишь место, сама или при посредстве учреждения, начальница, которая одна знаешь ее прошлое, сообщаешь его той семье, куда она нанялась. При поступлении на место ее адрес тщательно скрывается от других женщин, чтобы они не могли ее навещать или писать ей письма. Жизнь и работа в доме трудолюбия очень благотворно действует на сбившихся с честной дороги. Сестре Антонии никогда не приходилось раскаиваться в том доверии, которое она оказывала падшим девушкам. Так безукоризненно они себя вели.
Дом трудолюбия довольно широко ведет свое дело. В 1894 году 3.202 женщины занимались в нем стиркой и шитьем. В среднем каждая провела 12,5 дней. 79 % сами, или при помощи учреждения, устроились на места, 2 % уехали на родину, 14 % представляют постоянных клиептов заведения, 5 % исчезли неизвестно куда. Приблизительно подобные же результаты получились и в 1895 г.
Несмотря на то, что дом трудолюбия находится в руках монахинь, в него принимаются все без различия вероисповеданий: католички, протестантки, еврейки и проч.
Д-р Комменж, у которого мы заимствуем только что приведенный данные, высказывает но поводу этого учреждения следующие соображения относительно борьбы с проституцией.
Тайная проститутка, брошенная своей семьей на произвол судьбы, находит временное пристанище в доме трудолюбия. Там она может приобрести привычку к правильному труду и сделать маленькую экономию в деньгах. Если она не совсем еще испорчена, то невольно подчиняется благотворному влиянию здоровой среды. В поденной плате, получаемой ею, она видит ни милостыню, а вознаграждение за труд, которым она может располагать по своему усмотрению. Она начинает понимать, что, поступая таким образом, надеются возвратить ей сознание порядочности и оказать поддержку в случай лучшего поведения. Дом трудолюбия может принести большую пользу тем несчастными девушкам, которые не могут выносить строгого режима Bon Pasteur, так как он дает им некоторую независимость. Многие молодые девушки отдаются проституции случайно, не имея средств к существование и не находя работы. Между тем, у них сохранилось еще чувство порядочности, они, не совсем еще погибли и надежда на лучшее будущее может возвратить их к честной жизни. Для этой цели их достаточно направить в дом трудолюбия. Множество служанок отдается проституции благодаря нужде. Дом трудолюбия дает им возможность избегнуть и того и другого.
Кроме только что описанных, в Париже есть несколько учреждений, которые можно счесть за предупреждающие проституцию. В убежище Жоржа Занд женщина может прожить три дня бесплатно и не работая. Убежище Полины Роланд устроено парижскими муниципалитетом для беременных женщин и матерей с детьми. Там они бесплатно получают помещение и стол, могут работать или нет. Женщина может оставаться там до восьмого месяца беременности. Затем она переходить в убежище Мишле, где живет до родов. Убежище Ледрю Роллен служить приютом для тех женщин, которые после родов нуждаются в восстановлении сил. Там они могут оставаться две недели.
Что касается до борьбы с проституцией в других государствах, то мы можем сказать об этом следующее.
В Пруссии и Австрии борьба с проституцией ведется приблизительно так же, как и во Франции — администрация обращает главное внимание на борьбу с сифилисом. В Пруссии содержание домов терпимости официально запрещено, но они все-таки существуют во многих больших городах. В других их нет и их заменяют поднадзорные проститутки-одиночки. В Австрии, напротив, проституток в публичных домах больше, нежели одиночек. Тайная проституция там сильно распространена. Для борьбы с ней наиболее целесообразным признается строгое преследование посредников. В Пруссии и Австрии существуют убежища для проституток, желающих возвратиться в честной жизни.
В Англии регламентация уничтожена. Там проститутки не обязаны подвергаться принудительным осмотрам с целью открытия сифилиса. Они свободны лечиться или нет. В Британском королевстве предупреждающие меры получили широкое развитие. Христианская ассоциация женщин заключает в себе несколько сот тысяч человек, между которыми находится много служанок, прачек, фабричных — вообще женщин из низшего сословия. Ассоциация устраивает общежитие для молодых работниц, столовые, библиотеки, бюро для приискания мест и т. п. В Лондоне и в других английских больших городах устраиваются встречи молодых девушек, приезжающих из провинции, с целью предохранить неопытную провинциалку от возможности попасть в руки дурных людей.
В Англии существует общество «Белого Крест, предназначенное для мужчин. Оно имеет целью пропагандировать среди них идею сохранения чистоты до брачной жизни. Вновь поступающие члены дают обещание:
1. Относиться ко всем женщинам с уважением и стараться защитить их от несправедливости и нравственного падения.
2. Воздерживаться от неприличных выражений и жестов.
3. Сохранять чистоту, одинаково обязательную для мужчин и женщин.
4. Стараться распространять эти правила среди своих товарищей и в необходимых случаях оказывать помощь более юным из них.
5. Употреблять все усилия для того, чтобы выполнить правило: «сохраняй самого себя в чистоте!»
В члены общества принимаются молодые люди 18 л. и старше. От 15 до 18 лет могут быть только сотрудниками.
На обязанности членов лежит не только строгое соблюдение своей собственной чистоты, но и забота о распространении этой идеи среди общества и предупреждении различных явлений, способствующих развращению молодежи. Прежде всего, конечно, своим собственными) примером. Затем, члены могут частным образом уведомлять секретаря или комитета, общества о тай них продавцах дурных фотографий и книг, о тайных притонах. Они могут обращаться к секретарю с просьбой направить на путь истины товарища, сбившегося с него. Они должны уничтожать различный объявления и брошюры, предлагавший даровое секретное сродство против нервных болезней и т. п. Некоторые члены берут на себя труд дежурить около домов терпимости и убеждать идущих туда молодых людей отказаться от своего намерения.
Общество «Белого Креста» создано и 1883 году и быстро начало вербовать себе членов в Англии, Шотландии и Ирландии. Борьба против распущенности мужчин охватила все Британское королевство. Агитация ведется не только среди интеллигенции но и среди солдат, ремесленников, фабричных и крестьян. Его деятельность встречает большое препятствие в господствующем воззрении, что воздержание для мужчин вовсе необязательно и даже невозможно.
Без всякого сомнения, подобного рода общество во всякой стране может играть большую роль в борьбе с проституцией. Последняя существует благодаря несдержанности мужчин. Вследствие различных причин они даже и не думают о ней. Если некоторые из них пытаются сохранить свою чистоту, то насмешки товарищей часто заставляют их отказаться от своего намерения. Мы думаем, что для молодых людей, как и для молодых девушек, опаснее всего первый шаг. Когда он сделан, то становится труднее сдерживать свои страсти. Потому общество, которое помогало бы молодому человеку бороться с искушением, оказало бы важную услугу поднятие нравственного уровня населения.
Сравнивая борьбу с проституцией во Франции и Англии, мы не можем но отдать предпочтения последней. Во Франции главное внимание обращено на борьбу с сифилисом, распространяемом проститутками, и на спасение погибших. Принимаемые там меры для уничтожены данного зла оказываются вовсе недействительными и недостигающими цели. В Париже насчитывают до 10.000 сутенеров. Что же делают там для борьбы с ними? В октябре, и ноябре 1891 года было арестовано много сутенеров. Но за неимением определенного закона большинство пришлось отпустить на волю, некоторых оправдал судья, и из 350 чел. только 14 подверглись наказанию. Принимая во внимание, что сутенеры играют большую роль в развитии проституции, так как живут ею, можно только удивляться такому, снисходительному отношению к ним. Париж кишит разными посредниками и посредницами, которые ежегодно губят множество молодых девушек. Полиция оставляет их в покое, пока дело не касается несовершеннолетних. Но так как только случай дает ей возможность узнать о совращении последних, то посредник успевает погубить многих, прежде нежели до него доберутся. По настоящему все посредники и посредницы должны быть строго преследуемы законом, как способствующее развращенно лиц обоего пола. В Париже и других французских городах полиция беспощаднее всего обрушивается на самих несчастных проституток, которые часто отдаются своему промыслу вследствие невежества, нужды, под влиянием дурного знакомства, родства и т. д. По-видимому, само французское общество находит возможным мириться с подобным положением вещей. Не удивительно, что при подобных условиях проституция развивается во Франции с ужасающей силой, оказывая несомненное влияние на вырождение целого народа.
Борьба с проституцией трудна, потому что она имеет глубокие корни в существующей общественной организации. Только с повышением нравственного уровня масс, особенно мужской половины рода человеческого, и с изменением социального положен in женщин, зло будет мало-по-малу исчезать. Но именно в виду особенной трудности борьбу следует вести. Она будет поддерживать внимание к данному вопросу. Последний будет подвергаться обсуждению и люди, преданные общему благу, будут изыскивать средства для уничтожения зла.
На основании всего вышесказанного я предлагаю секции высказаться за следующие меры, как наиболее целесообразные в борьбе с проституцией.
1. Широкая постановка женского образования и свободный доступ женщин к различным отраслям труда, дающего большую материалыгую обеспеченность, и вообще повышение их заработка.
2. Создание в России общества подобного английскому «Белому Кресту».
3. Организация различных обществ, которые имели бы целью поднятие умственного и нравственного уровня молодых работниц, доставляли бы нм заработок или заботились бы о них в трудное время. Устройство домов трудолюбия, где в трудное время работница могла бы иметь некоторый заработок.
4. Устройство возможно большого числа приютов для девочек круглых сирот, полусирот и маленьких бродяг.
5. Улучшение жилищ бедного населения и устройство дешевых общежитий для бедных работниц, особенно для неопытных и неискусных девушек, приезжающих в большие города.
6. Улучшение положения нашей личной прислуги в смысле доставляя ей большей личной свободы.
7. Устройство приютов и других форм помощи для беременных девушек и девушек-матерей.
8. Особенно строгое преследование законом за развращение несовершеннолетних. Строгое преследование законом различных посредников, посредниц, сутенеров. Запрещение допущения разврата в гостиницах, меблированных комнатах, банях и т. н.
9. Учреждение женского инспектората над мастерскими и различными промышленными заведениями, где применяется женский труд.
10. Устройство приютов для несовершеннолетних проституток, где они могли бы отстать от своей прежней жизни и привыкнуть к честному труду.
11. Уничтожение регламентации, которая едва-ли приносить какую-либо пользу для здоровья населения, узаконивая то, что запрещено законом, унижая вместе с тем человека и способствуя более глубокому нравственному падению проститутки. Вместо регламентации должны быть выработаны общие меры против всех вообще заразных болезней, в том числе и против сифилиса, которыми, должно подчиняться вес население.
12. Уничтожение домов терпимости, так как в них совершается более глубокое падшие нравственной личности, нежели в том случай, когда проститутка одиночка.
Если последние два предложения в настоящее время покажутся почему, либо неосуществимыми, то предлагается следующее:
13. Участие женщин в комитете, ведающем проституцию.
14. Возможное оздоровление домов терпимости. Защита проституток от заражения сифилисом. Ограждение их от чрезмерной эксплуатации хозяйками. Повышение возраста поступающих туда до гражданского совершеннолетия (21 года). Уничтожение господствующего там алкоголизма. Для последней цели обратиться в комиссию по алкоголизму с просьбой изыскать меры.
15. Комитет, ведающий проституцией должен сноситься с родственниками несовершеннолетних проституток или с учреждениями, которые берут на себя труд заботиться о них, а не оставлять их на произвол судьбы и не давать им бланк поднадзорных проституток
16. Устройство особой больницы для несовершеннолетних и не поднадзорных проституток, заразившихся сифилисом, чтобы не смешивать их с окончательно испортившимися.
17. Высказать пожелание, чтобы те городские управления, которые берутся ведать проституцией, обратили главное внимание на борьбу с ней, а не на борьбу с сифилисом.
18. Желательно широкое исследование причин проституции и положения проституток в России, а также смертности среди них.
СОЧИНЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ-ВРАЧА М. И. ПОКРОВСКОЙ.
Популярная гигіена. Ученымъ Комитетомъ Министерства Народного Просвѣщонія рекомендована для фундаментальныхъ библіотекъ, среднихъ учебныхъ заводеній и для библіотекъ учительскихъ институтов и семинарій.
Одобрена Учебн. Комит. Св. Синода къ пріобрѣтенію въ библиотеки духовныхъ семинарій и епархіальныхъ женскихъ училищъ. Ц. 2 р.
Какъ вести бѣдное (скромное) хозяйство, чтобы сохранить здоровье.
Содержаніе: Какъ выбирать, снабжать и украшать квартиру. Чистота. Вентиляція. Что ѣсть и пить. Уходъ за маленькими дѣтьми. Мѣры, предупреждаются заразныя бодѣзни. Какъ распределять время и средства. Ц. 60 к.
Улучшеніе жилищъ рабочихъ въ Англіи. Ц. 60 к.
Санитарный надзоръ надъ жилищами и санитарная организація въ различныхъ странахъ. Ц. 1 р.
Жилые подвалы (оттискъ). Ц. 30 к.
О дѣтскихъ развлеченіяхъ. Ихъ психологическое и гигіеническое значеніе. Ц. 50 к.
О вліяніи жилища на здоровье, нравственность, счастье и матеріальное благосостояніе людей. Ц. 30 к.
Популярныя статьи по гигіенѣ.
Содержание: Гигіена и гуманность. Санитариыя мѣры и вырожденіе. О питаніи дикарей и цивилизованныхъ людей. Гигіена и комфортъ. Опрощеніе и гигіена. Ц. 60 к.
Послѣднія три книги Учен. Ком. Мин. Пар. Просв. допущены въ ученическія библіотекн средн. учебн. заведеній, въ библіотеки учительскихъ институтовъ и семинарій, въ учительскія библіотеки низшихъ училищъ и въ безплатныя читальни.
Можно выписывать и отъ автора: С.-Петербургъ, Шпалерная ул., д. 42, кв. 18.
Комментарии к книге «Борьба с проституцией», Мария Ивановна Покровская
Всего 0 комментариев