Елена Иннокентьевна Колесова Организация и реализация творческих занятий в образовательных учреждениях по истории народа саха. Методические разработки
© Колесова Е. И., 2016
* * *
Введение
Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей.
«Ребенок в этом мире – иностранец; он не знает названия городов, направления улиц; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его вопросы; уважайте его незнание». Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Оно является иллюстрацией того, как на практике осуществляется реализация образовательной программы педагога. Главные задачи при проведении занятия: добиться максимальной активности детей, включить в творческий процесс всех воспитанников, сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету, побудить получать знания и приобретать конкретные умения.
Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий разных предметов.
По мнению ученых, человек являет собой единство трех сущностей: природной, социальной, культурной. Соответственно этому мы несем природное, социальное, культурное начало. Между природой и социумом лежит культура. Постигая культуру и творя ее человек обретает духовную сущность. Ребенок в этот мир человеческого социума входит через культуру. Постигая культуру и творя ее, человек обретает духовную сущность.
I методическая разработка Тема: «Интегрированный факультативный курс как способ формирования мировоззрения обучающихся»
Факультативный курс направлен на развитие национальных ценностей. Необходимо внедрение модели интегрированных учреждений, реализующих программы общего, дополнительного и профессионального образования в образовательную систему.
Цель курса: формирование у обучающихся представления про прародителей народа саха.
Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся.
Развитие творческого потенциала каждого обучающегося.
Основная задача: предоставить обучающимся общий обзор национальной культуры якутов.
Структура предусматривает изучение курса в трех блоках.
Тематика блоков:
1. «Эллэй Боотур и Омоҕой Баай в моих рисунках» представляет собой экскурс в историю якутского народа. Блок также включает материалы мироздания, края с точки зрения мифологии и научной картины.
2. Национальная культура народа саха (сэргэ, чорон, ыhыах, хомус, пословицы и поговорки). Обучающиеся знакомятся с музеями краеведения, искусства и театрами. Показать национальную культуру во всём её многообразии. Способствовать осознанию необходимости саморазвития и самореализации личности.
3. «Якутия в лицах» по книге В. Пестерева, на исторических фактах автор раскрывает многостороннее развитие общества.
Построение занятий:
Общий обзор курса педагогом.
Детальная проработка и презентация материала обучающимися.
Рассмотрение эволюции народа в таком ракурсе отражает основные тенденции развития и сделать соответствующее обобщение.
I блок. Омоҕой Баай и Эллэй Боотур в рисунках детей. Изучение легенды прародителей народа саха Омогой Баайа и Эллэй Боотура. Нарисовать сюжеты на легенду.
В далёкие времена люди, скрываясь от междоусобиц, убегали на север Восточной Сибири. Среди них был человек, которого звали Омоҕоем.
Он обосновался в верховьях благодатной реки Лены. Вкус земли её был удивительно приятным – это был благодатный край, чтобы расплодиться людям и живности.
Однажды Омоҕой заметил на мысу, на берегу реки защищенном от ветра елями одиноко сидящего человека.
Заметив его, Омоҕой прибежал домой, собрал всех мужчин и сказал: «Вот, случилась беда, появились пришельцы, может быть, это люди с сомнительным, скандальным нравом». Затем пошёл со своими людьми к месту, где заметил Элляя.
Омоҕой застал Элляя в шалаше и приставив к нему пальму, стал спрашивать: «Кто ты такой, откуда прибыл, зачем приплыл к моему жилью, в мой край?». Эллэй стал умолять его, рассказывая о своих предках: Пожалей меня, зовусь я Элляем, я сын жителя земли урааҥхай Татаара Таймы, убежавшего в старину земли племени монгол. Находясь в стране монголов под властью царя Хаана Тойоно, я не смог выполнить его наказ и чтобы избежать смерти, убежал. По дороге схоронил отца, сбил с пути своих рабов-спутников, остался один. Претерпев различные тяготы и лишения, по завещанию отца прибыл сюда. Он мне сказал, что тебя знает, поэтому, если ты действительно Омоҕой, пожалей меня».
Тогда Омоҕой опустил пальму вниз и сказал: «Я – Омоҕой Баай, в былые времена, когда вспыхивали огненные битвы на земле монголов, проехав через край ураангхай, давным-давно нашел эту реку. Действительно, я встречался с твоим отцом, если ты и вправду его родной сын-наследник, ты должен быть добрым, почитаемым человеком, иди со мной и живи с нами, будь работником-помощником». Согласившись, Эллэй приходит вместе с Омоҕоем в его дом, нанимается работником. В течение трех лет он был его слугой. Стада Омоҕоя состояла из лошадей и крупного рогатого скота. Жили в небольшой, конусообразной юрте. Сена для скота они не заготавливали, вовсе не знали про кумыс из кобыльего и коровьего молока. Свой скот содержали только на подножном корме. Питались напитком из кислого молока, пользовались деревянной и берестяной посудой.
Эллэй был хорошим охотником. Не было дела, которого бы он не осилил, не было такой работы, с которой бы он не справился, не было случая, чтобы он перечил хозяину. Омоҕой радовался его сноровке, понял, что он хороший труженик и дал ему имя «многострадальный муж, одинокий Эллэй Боотур».
Эллэй, женившись на нелюбимой дочери Омоҕоя, в местности Үс Хатыҥ поставил берестяную большую урасу величиной с бугор, с кольцеобразными украшениями, с девятью выпуклыми опоясками и сказал: «Пусть это называется «могол ураса». Поставил изгородь, загон для скота. На дворе развел дымокур из дерна, от чего дым стал плавно стелиться. Затем сколотил юрту. Эллэй основал праздник ысыах, где впервые произнес моление-алгыс.
Сыппай стала хорошей хозяйкой. В девяти ушатах вставили кумыс. Возле двора поставили столб-саар багах. Срезав молодые березки воткнули в землю. Устроили түһүлгэ и справили ысыах. На ысыах пригласили людей, семью Омоҕой Баайа. Исполнили обряд ысыаха. Все это было организовано Элляем.
Они устроили первый праздник ысыах. Древний национальный праздник ысыах – один из наших самых почитаемых праздников.
II блок. Национальная культура якутов. Ознакомление с самобытной культурой народа саха через посещение Музеев мамонта, хомуса, фольклора, НХМ, им. Е. М. Ярославского
Сэргэ – это общее название в якутском языке различных деревянных сооружений простейшей конструкции хозяйственного или ритуального назначения. С завершением постройки якутского балагана устанавливали сэргэ, чаще всего перед домом или с южной его стороны. Количество сэргэ зависело от состоятельности хозяев. Бедные ставили одно, богатые – до девяти.
Надворное сэргэ представляло собой столб, длиной до 200–270 см, диаметром примерно от 20 до 50 см. В верхней его части делалась выемка, называвшаяся моонньох. Шейки сэргэ украшались резным геометрическим орнаментом. На вершине ставились вырезанные из дерева голова коня, ромбик, шар или крест. К надворным сэргэ привязывали лошадей, если во дворе отсутствовала другая разновидность коновязей, называемая ат сэргэтэ.
Сэргэ надворного типа ставились в старину и на могилах князей и вождей.
Близко к надворным коновязам по оформлению и размерам сэргэ невесты (кийиит сэргэтэ). Оно ставилось в день её приезда в дом жениха, и только невеста имела право привязывать к нему свою свадебную лошадь.
При проведении праздника ысыах на восточной стороне площади воздвигался столб, похожий на народное сэргэ, которое назывался аар баҕах. К нему привязывали коня белой масти с седлом в серебряной оправе и с полным набором верховой сбруи.
Для совершения религиозного обряда дэлбиргэ, посвященного духу местности, на окраине аласа устанавливали от трех до девяти миниатюрных сэргэ и протягивали между ними пестрый шнурок из конских волос, а на него навешивали пучки белых конских волос и маленькие модели намордников телят и жеребят (томторук, өрүө).
Памятные коновязи – сэргэ в маршруте круиза по реке Лена
Столбики-сэргэ обвивались белыми конскими волосами. Позади них устанавливали от 4 до 10 срубленных деревьев березы или лиственницы. Вся эта площадка огораживалась изгородью. Эти ритуальные сэргэ отличались от надворных только размерами. Красивые сэргэ можно было встретить на перевалах и перекрестках дорог. Лошадей к ним не привязывали, т. к. они олицетворяли духов (иччи) дальних дорог и трудных перевалов. Сэргэ является материальной культурой народа саха и своеобразным оберегом.
III блок. История Якутии в лицах. Включает материалы про выдающихся людей, личностей с передовыми взглядами, которые внесли вклад за справедливость, свободу и счастье народа
• В. Н. Скрипицын – Якутский губернатор.
Губернаторами Якутской губернии с 1852 по 1917 г. работали 17 человек. С 23 апреля 1892 г. по 29 августа 1903 г. работал действительный статский советник Владимир Николаевич Скрипицын. (Журнал «Илин», № 2 (29), 2002, по материалам З. Петуховой).
Бедность пришла в губернский центр Якутск. Тогдашний губернатор Владимир Коленко, городской голова Николай Преловский пытались предпринять кое-какие меры для облегчения жизни голодающего населения. Первым таким делом явилось открытие в Якутске дешевых столовых для бедных и сирот.
В. Н. Скрипицын
Скрипицын начал свою нелегкую работу уже в пути следования с верховьев Лены до самого Якутска. Он, совершая водное путешествие протяженностью около двух тысяч километров по великой Лене, останавливался почти в каждой деревне и подробно беседовал с крестьянами, интересовался их повседневным бытом, жизненными проблемами якутов, русских, татар, всех жителей Ленских поселений. У него сложилось твердое мнение, что якуты не могут платить ясак из-за нищеты, связанной с ясачным ярмом, приведшим к истощению запасов пушных зверьков, заболеванием и падежом домашнего скота, неграмотностью и низкой культурой. За время его работы был охвачен сплошной вакцинацией скот.
Впервые начался организованный завоз сельхозинвентаря.
В. Н. Скрипицын преобразовал в г. Якутске женскую прогимназию в общую гимназию, дающую право получать юношам и девушкам законченное среднее образование и поступать в высшие учебные заведения. До этого считанное число гимназистов могло ехать в Томск доучиться для получения среднего образования.
Организована амбулаторная больница общества Красного Креста и значительно улучшено материальное обеспечение местной гражданской больницы, были выделены денежные средства на постройку больничных зданий скорой (благотворительной) помощи в критические минуты, а также на строительство читален, помещений для проведения интеллектуальных мероприятий для ознакомления с произведениями искусства. Так было положено начало театральному делу в г. Якутске. Появилась первая печатная газета, выходившая два раза в месяц.
Инициатива соединения Якутска телеграфной линией с Иркутском, появления первых органов связи и почты с местными улусами также принадлежит Скрипицыну В. Н.
За счет обзаведения личными лошадьми, оленями, возросла численность самих охотников. Был организован сбор мамонтовой кости. Заметно были подняты цены на пушнину. Почти полностью были ликвидированы недоимки по подати и повинностям.
Он полюбил Якутию и ее жителей. Часто ездил с ними на охоту, был отличным стрелком. В фондах музея Е. М. Ярославского есть фотография.
Заключение
Такой подход повышает заинтересованность обучающихся, творческие и культурные навыки. Дает возможность самостоятельный подбор литературы, научно-исследовательской (НПК), творческой (сочинения, рассказы, рисунки) и практической (шитье нац. вещей, изготовление нац. утвари) деятельности. Подобные материалы могут являться результатом изучения темы. Каждый блок может сопровождаться материалами наглядно и зримо (выставки, концерты). Как показывает практика сформированную творческую активность проявляет в любом виде деятельности. Необходимо включить в данный процесс родителей, коллег, администрацию. В курсе реализуется следующие направления деятельности: художественная, музыкальная, хореографическая.
Количество часов данного факультативного курса может варьироваться от 17 до 34 часов, вести его может педагог или группа учителей-предметников. Компактность и целостность курса обеспечивается за счёт сосредоточения всего материала в трех взаимосвязанных блоках.
Материалы курса можно варьировать на свое усмотрение.
Современное образование должно строиться на принципах педагогического партнерства, открытой для семьи, социума, средств массовой информации и т. д. Курс – рациональное использование личностного потенциала субъектов процесса, способствует развитию образовательного процесса учреждения.
II методическая разработка Тема: «Край, в котором мы живем»
Целевая аудитория: ученики, семья, педагоги
Подготовка к занятию: 15–20 календарных дней
Приурочен: Дню Государственности Республики Саха (Якутия), неделе якутского языка
Метод: сочинения, поделки, рисунки, подбор и чтение литературы
Способ управления: координация
Тип взаимоотношений: коллега / партнер
Цель: формирование у обучающихся представления про национальную культуру якутов.
Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся.
Развитие творческого потенциала каждого обучающегося.
Основная задача:
Предоставить обучающимся общий обзор национальной культуры
Тематика этапов занятия:
1. Экскурс в историю якутского народа.
2. Символы Якутии.
3. Описание природы Якутии на якутском, русском и английском языках. Структура занятия предусматривает 3 этапа.
I этап
Предполагается, что тюркоязычные племена волнами переселялись на территорию современной Якутии до XV века. Якуты как народность сформировались в бассейне реки Лена. Здесь произошло окончательное формирование народа на основе смешения переселившихся тюркоязычных племен с местными тунгусами.
Распространение скотоводства внесло значительные изменения в хозяйственную жизнь региона. Предки якутов привнесли в регион ремесленное производство, строительство жилищ. Уже к началу XVII века якутские роды жили в бассейнах Индигирки и Яны, продвинув в арктические районы Якутии культуру разведения крупного рогатого скота и табунного коневодства.
В первой четверти XVII века казаки-землепроходцы достигли берегов реки Лены. Основанные русскими зимовья и остроги: Якутск, Жиганск, Верхоянск, Зашиверск, Среднеколымск и др. стали форпостами продвижения русских на северо-восток Азии и далее на северо-запад Америки.
В 1632 году на правом берегу Лены был заложен Якутский острог, положивший начало будущему городу Якутску. Острог заложил Пётр Бекетов. Эта дата считается датой вхождения Якутии в состав Российского государства.
27 апреля 1922 года была образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР) в составе РСФСР. Это политическое решение дало правовую, конституционную основу для формирования государственности в рамках автономной республики.
Большую роль в образовании Якутской автономной республики сыграли Максим Аммосов вместе с Платоном Ойунским и Исидором Бараховым.
В годы Великой Отечественной войны более 50 тыс. жителей ЯАССР воевали на фронтах, а 13 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Были также подразделения, укомплектованные преимущественно жителями республики, ныне, например, одна из улиц Старой Руссы носит название в память о таком подразделении – Якутских стрелков.
М. К. Аммосов, П. А. Ойунский, И. Н. Барахов
Новый этап в истории Якутии начался 27 сентября 1990 года, когда была провозглашена Декларация о государственном суверенитете. В октябре 1991 года был учреждён пост президента республики. Первым президентом в декабре 1991 года стал Михаил Ефимович Николаев. Тогда же было изменено название республики на Республика Саха (Якутия).
Республика Саха (Якутия) является демократическим правовым субъектом в составе РФ. В соответствии с Конституцией, республика имеет государственный герб и флаг.
II этап Символы Якутии
• Богатства недр
Республика Саха (Якутия) – субъект России, по своим природным и территориальным условиям не имеющий аналогов на планете.
Ведущее место в горной промышленности республики занимает алмазодобывающая отрасль. Якутская алмазоносная провинция является крупнейшей в России – на её долю приходится 90 % запасов и 95 % добычи.
Основу экономики Республики Саха (Якутия) составляет промышленность, развитие которой связано, прежде всего, с освоением богатейших природных ресурсов.
Удельный вес запасов Республики Саха (Якутия) в минерально-сырьевом потенциале России составляет: по алмазам 82 %, по золоту 17 %, по урану 61 %, сурьме 82 %, железным рудам 5 %, углю 5 %, олову 28 %, ртути 8 %. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка, вольфрама и т. д. вплоть до последних элементов таблицы Менделеева.
В современных условиях важное стратегическое и экономическое значение приобретает топливно-энергетическое сырье (уголь, газ, нефть, конденсат), выявленное на более чем 20 % континентальной территории Якутии. На сегодня имеется 900 разведанных месторождений каменного, бурого, коксующихся углей и углепроявлений.
Специализированные районы залегания нефти и газа охватывают практически всю юго-западную часть республики, где сосредоточены крупные газовые, газоконденсатные и нефтегазовые месторождения. В настоящее время балансовые запасы нефти составляют 330 млн т, природного газа, при том, что геологически изучено не более 10 % территории четырех якутских нефтегазовых провинций.
• Вечная мерзлота
Якутию считают страной вечной мерзлоты. Толща вечномерзлого грунта достигает в среднем 200 метров, а на севере 500 метров и более. В мерзлом грунте находят целые туши мамонтов и других вымерших животных с хорошо сохранившимися шерстью и мясом.
Именно у нас находится полюс холода Северного полушария – Оймякон. Оймякон – это не только название поселка, но и название территории, плотно замкнутой со всех сторон горами. Средняя зимняя температура здесь минус 50 градусов, но чаще всего стоят морозы в 60–70 градусов. Слово «Оймякон» в переводе со староякутского означает «свирепый мороз».
Зима в Якутии хотя длинная и холодная, но сухая, без ветров, с ясными солнечными днями. Леса, одетые в толстые ризы снега, стоят белые и неподвижные, точно застывшая пена. Все замирает, цепенеет, превращается в лед, который приобретает твердость горной породы. Свод неба кажется куполом, выточенным из льда: он бледен, прозрачен.
На севере Якутии зима более сурова. В течение двух месяцев длится полярная ночь. Ветров здесь тоже нет, зато часты туманы, которые висят над поселками и дорогами. В ясную погоду небо украшает северное сияние.
• Священные горы Кисилях
Человек, побывавший в этих горах и получивший их благословение, заряжается свежим космическим зарядом, очищаясь от грязной земной энергии и болезней. В переводе «Горы Кисилях» означает 1) «каменные люди»; 2) «Духи Гор».
Священные горы Кисилях с древних времен были окутаны густой завесой тайн и запретов вреди местных жителей. В старину на горы Кисилях могли подниматься только всемогущие шаманы, чтобы обратиться к всевышним силам – верхним духам Айыы и подпитаться их энергией.
Сегодня слава о горе Кисилях распространяется по всему миру поистине с космической скоростью, представляя ее как Энергетический Центр Земли.
Как говорит первооткрыватель Горы Кисилях Алексей Иванович Божедонов: «Светлый – Гора Кисилях многофункциональный, многопрофильный и многомерный. Считается, что к Кисиляху не едут по своему желанию. Кисилях приглашает к себе…».
А вот, например, о своем впечатлении о поездке в Кисилях рассказывает знаменитый путешественник Валентин Ефремов: «В Кисилях надо идти с чистым сердцем. Об этом месте я впервые услышал лет 10 назад. Точнее увидел. Я пролетел над Кисиляхом на самолете и меня удивили эти каменные изваяния. С того самого момента я захотел попасть туда. Мечта осуществилась только недавно. Видимо, я еще не дозрел до каменного города духовно. О происхождении древнего города, каменных великанов, монументов, усеченных пирамид, я больше склоняюсь к версии о лемурийской расе. Об этом свидетельствуют руины древних храмов, удивительных столбов в виде животных и людей. Территория таяния монументов огромна. Да и энергетика места необыкновенная. Космическая. Когда я поднимался в гору с огромным рюкзаком, то жутко устал. Но после того как постоял, обняв каменного истукана, ощутил небывалый прилив сил. Кисилях – величественное, холодное. Жгуче-красивое внеземное… Когда мы поднялись на самую высокую точку, где находятся три удивительные фигуры: читающий человек, голова человека, арка-пудель и каменный город, мы просто обалдели. А в тот момент, когда облака-туманы проплывали под ногами, никто не проронил ни слова, да и потом разговаривали шепотом. У всех было ощущение, что за ними кто-то или чьи-то глаза постоянно наблюдают. Всем снились сны, подробности которых каждый держит при себе – это было откровение. Тем людям, которые собираются в Кисилях прежде всего надо идти с уважением и чистыми мыслями. Обряд подношения уже стал доброй традицией. Не пропустите зов Горы Кисилях…».
Существует много гипотез о происхождении горы Кисилях. Вот одна из них: «человекоподобные» и «распиленные» скалы – это уникальные сооружения, созданные для связи с космосом исчезнувшими во время «всемирного потопа» цивилизациями времен атлантов.
Можно часами бродить среди каменных изваяний высотой до 30 метров, самых причудливых форм и фантастических композиций, высеченных из твердого гранита, и, поневоле начинаешь осознавать, что это творение неведомых нам сил.
Гора Кисилях – музей земли и неба. Музей истории всего человечества, предыдущих цивилизаций и животного мира земли. Музей мудрости, любви, надежды, веры, рождения и смерти.
Вода Горы Кисилях – это чудо из чудес, ее исцеляющие, омолаживающие, очищающие возможности сверхчудесны и просто впечатляющие.
Каждого, кто едет в эти края, ждут великие открытия и познания.
• Ле́нские столбы́
Ле́нские столбы́ – геологическое образование и одноимённый природный парк в России, на берегу реки Лены. Находится в Хангаласском улусе Якутии в 104 км от города Покровска. Ленские столбы представляют собой тянущийся на многие километры комплекс вертикально вытянутых скал, причудливо громоздящихся вдоль берега Лены, глубокой долиной прорезающей Приленское плато. Наибольшей плотности столбы достигают между селениями Петровское и Тит-Ары.
Скальные образования, высота которых доходит до 100 метров. Начало формирования горных пород, сложивших данный памятник природы – 560–540 млн лет назад. Образование же Ленских столбов как формы рельефа датируют гораздо более поздним периодом – около 400 тыс. лет назад.
Декабрист А. А. Бестужев-Марлинский восторженно отзывался о Столбах: «Какая-то святая тишина лежит на девственном творении, и душа сливается с дикою, но величественною природой».
Природный парк «Ленские столбы» был организован на основании указа президента Республики Саха (Якутия) от 16 августа 1994 г. и постановления правительства от 10 февраля 1995 года и подчиняется региональному министерству охраны природы. Площадь парка – 485 тыс. га, парк состоит из двух филиалов – «Столбы» и «Синский». Основной задачей парка считается развитие экологического туризма.
Помимо широко известных каменных «столбов», на территории парка имеются такие примечательные объекты как развевающиеся пески-тукуланы с отдельными участками холодной северной песчаной пустыни, стоянка древнего человека в устье ручья Диринг-Юрях, в ходе раскопок которой были найдены каменные орудия труда (Дирингская культура). Имеются уникальные мерзлотные экосистемы. В районе парка обнаружены окаменелые останки представителей древней фауны: мамонта, бизона, шерстистого носорога.
Ленские столбы вошли по природным критериям в список Всемирного наследия ЮНЕСКО 2 июля 2012 года.
• Об олонхо
В ноябре 2005 года ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Структура олонхо – это поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000–15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями – олонхосутами.
Якутские олонхосуты в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались не записанными. Талант сказителя должен отличаться многогранностью. Помимо актерского и певческого мастерства сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством. Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Речи персонажей поются для каждого в особой тональности, остальной текст сказывается говорком. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей. «Нюргун Боотур Стремительный» – наиболее известный из якутских олонхо, состоит из 36 000 тысяч стихотворных строк.
Сюжеты олонхо
Действие в олонхо происходит в трёх мирах – Верхнем, Среднем и Нижнем. В середине мироздания находится Аал Луук Мас – Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.
Основная тема олонхо – это судьба племени айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире.
Главный герой – это богатырь или богатырка из племени айыы. Основная их функция – борьба за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в олонхо является племя абаасы. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени.
Исполнение
Исполнение олонхо связано на чередовании речи и пения. При этом речевая часть изобилует событиями, т. к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей – пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т. д. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии айыы и абаасы. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником; стерхи (белые журавли), через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил.
В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Олонхо показывает образ жизни народа в сложных климатических и географических условиях.
• Стерх
У народа саха есть поверье: кто хоть раз увидит стерха, будет счастливым всю жизнь. Действительно, встретить эту редкую птицу, которая занесена в Международную Красную книгу, доводится не каждому якутянину. Хотя именно у нас, в северо-восточной тундре Якутии, располагается гнездовой ареал этого вида.
Эта птица впервые была описана немецким исследователем Петером Симоном Палласом в начале XVIII века во время изучения природы Южного Зауралья. Когда он увидел эту красивую белую птицу, то подумал, что это аист, и крикнул «Storch!» («Сторх!»), что по-немецки значит «аист». Вот откуда произошло слово «стерх». Позже оно укоренилось в русском языке.
В Якутию прилетают стерхи всех возрастов, даже второгодки. Насколько известно, до шести лет они не размножаются. Только семилетки начинают образовывать пары, вить гнездо, откладывать яйца.
С таким названием прошёл в Якутии VIII Всероссийский фестиваль классического балета «Стерх».
• Чорон – культура народа
Слово чорон указывает на него как на сосуд – кубок, который при пользовании поднимают кверху, иначе говоря, держат торчмя.
Чороны, предназначались для питья кумыса. Красятся в красно-бурый цвет. По внешнему виду напоминают большую с непропорциально малым основанием и бывают на двух или трех ножках. Украшали их различного рода резьбой. Как пишет И. А. Потапов в своей книге «Якутская народная резьба по дереву» чороны бывают двух конструктивных форм: на поддоне, и на ножках.
Чороны первой группы встречаются чаще. Они бывают самых разных размеров, начиная от небольших, величиной со стакан, до очень крупных, высота которых достигает почти метра.
Самый маленький чорон, найденный из погребения, размером: высота 11 см, диаметр верха 6,5 см, энтазиса 8, основания 4,5 см. Из дошедших до нас чоронов этой группы наиболее ранних извлеченных из погребений, датируемых XVII веком.
Чороны, которые извлечены из погребений хранятся в Музее им. Е. Ярославского.
В наше время их выпускают к юбилеям, знаменательным датам, матерям-героиням (Малгиной Т. Аммосов, чорон).
В самобытной культуре якутов разнообразные художественные ремесла издавна занимали видное место. Руками мастеров создавались разного рода изделия не только удобные для практического использования, но и красивые по своей конструкции, форме, окраске, фактуре, нанесенному на них узору.
Якутская резьба по дереву – это прежде всего, бытовое народное искусство. Как правило, для мастеров сырьем служило то, что постоянно находилось у них под руками, т. е. природные материалы.
К началу XX века некоторые виды художественной обработки дерева почти полностью исчезают. Известно о заметном падении производства чоронов и ряда других предметов для хранения кумыса, например кожаных симиров. Это было связано с усилившимся к началу XX века падением коневодческого хозяйства и уже редким проведением связанного с ним праздника Ысыах.
Якутская кухня
Наш народ якутов славен своей историей и культурными традициями. До наших дней мы сохранили и легендарный древний эпос.
Отправимся в кулинарное путешествие по нашим землям. Итак, вспоминает Иннокентий Тарбахов.
«В середине 1990-х, наш ресторан «Тыгын Дархан» только начинал свою работу и тогда, Первый Президент Михаил Ефимович Николаев пригласил в гости послов иностранных государств. Прибыли представители более 20 стран, среди которых были такие как: Франция, Германия, Япония, Китай, Корея.
Отведав якутской кухни, гости высоко оценили ее вкусовые качества и самобытность. Тогда во время мероприятия я проронил слово о том, что мы готовы везти якутскую кухню за рубеж – в те года, якутская кухня за пределами страны оставалась неизвестной. С того момента не прошло и полмесяца, как к нам пришло приглашение от посла России в Южной Корее. Было необходимо в течение 20 дней провести в Сеуле фестиваль русской кухни, где была возможность представить и якутские блюда».
Вышли в свет две книги «Тарбаахаптыын астыахха» («Готовьте с Тарбаховым»). которая представляет собой сборник рецептов с пошаговыми иллюстрациями.
А в начале декабря прошлого года в Якутске прошел гастрономический фестиваль «Вкус Якутии». Тогда рестораны города представили на суд жюри и гостей мероприятия блюда якутской национальной кухни в современной подаче.
И в настоящее время мы ощущаем богатство вкуса якутской кухни.
III этап Описание природы Якутии на якутском, русском и английском языках
Заключение: Изучение истории способствует эмоциональному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию. История Якутии – ценность, объединяющая нас в единую историко-культурную и социальную общность. В посланиях Президента России Федеральному Собранию РФ было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность».
III методическая разработка
Изучение любой темы на занятиях должно осуществляться в четыре этапа в соответствии с общей структурой познавательной деятельности
1. Формирование представлений – на этом этапе учащиеся знакомятся с общими признаками новой системы, изучают ее общие функции.
2. Формирование знаний и репродуктивных умений – на этом этапе учащиеся выполняют преимущественно репродуктивные теоретические и практические задания. В процессе этой работы у них формируются знания и репродуктивные умения – умения повторять ранее изученные знания.
3. Формирование научных убеждений и творческих умений – на этом этапе учащиеся выполняют преимущественно творческие задания различных видов. В процессе этой работы у них формируются научные убеждения и творческие умения.
4. Развитие научных убеждений и формирование исследовательских умений – на этом этапе учащиеся выполняют творческие и исследовательские задания. В процессе этой работы осуществляется развитие научных убеждений и формирование исследовательских умений.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-исследователь.
Категории исследования:
• тема исследования;
• актуальность исследования, которая определяется противоречием между современными задачами, стоящими перед образованием и сложившейся практикой обучения;
• проблема исследования, которая следует из выделенного противоречия и формулируется чаще всего в виде вопроса, на который ищется вопрос в ходе исследования;
• гипотеза исследования – научное предположение, которое следует доказать в ходе исследования;
• задачи исследования, которые определяются целью и гипотезой;
• методы исследования;
• научная новизна, теоретическая и практическая направленность – те конкретные результаты, которые получены при проведении исследования, и их значение для педагогической теории и практики.
Все категории должны быть связаны между собой и дополнять друг друга.
Тема: Хомус – самый распространенный инструмент среди якутов
В тот день, Когда пламя добрых богов Сотворяло подлунный мир, В тот день, Когда нас двуногих, они Выпускали на землю жить, В тот день, Когда нас, якутов, они Поселили среди земли, В тот день Это племя добрых богов Сотворил в подарок нам Голосистый, милый сердцу хомус С дрожащим пружинистым язычком, С железкой, звенящей вроде струны На сто разнообразных ладов Алексей КулаковскийХомус – маленький подковообразный инструмент, с металлическим стержнем-вибратором, который при игре прикладывается к зубам исполнителя.
Играют на нем прикусив лапки зубами. Регулируют звуки губами и языком. Хомус имел массовое распространение. Владели им преимущественно женщины.
Виды хомуса: одноязычный, двуязычный.
Хомус – звонкий голос в мире искусства, чарующие нежные звуки, которого дошли до нас минуя столетия. Имея маленькие размеры, хомус способен вызвать обворожительные ритмы и затронуть глубины души. Издает звуки: капели, песню жаворонка, стук копыт лошади, езда на лошади, звуки удаляющейся лошади, кукованье кукушки.
Впервые в исторической литературе назван якутский хомус с указанием товарной цены – 3 рубля. Интересно заметить, что самые необходимые для хозяйства предметы, например пила, стоила 1 руб., топор – 1 руб. 50 к., огниво – 60 к., коса – 4 руб. Видимо, хомус в два раза дороже ценился, чем топор. И в три раза, чем пила. Кузнецы их делали на заказ. Иначе не могли устанавливать цены, кроме того, не появились бы в самом городе Якутске.
Хомусы народов мира:
Названия хомуса: русские – дырдла; украинцы – дрымба; сербо-хорваты – дромбуле; черемисы, чубаши – кабаш или купас; немцы – зингелькугель; киргизы – тимир комуз; узбеки – чанг-кобуз; туркмены – кобуз; чуваши – купос; татары, башкиры – кубыз.
В г. Якутске создан музей хомуса, официальное открытие музея состоялось в ноябре 1990 года. 22–26 июня в г. Якутске состоялся VII Международный конгресс-фестиваль «Хомус (trump) в культурном пространстве мира». в рамках которого был установлен рекорд Гиннеса игры на хомусе и ысыах г. Якутска 2011 г. был посвящен хомусу.
Накануне Ысыаха в здании Сахацирка был установлен рекорд Гиннеса по самому массовому синхронному исполнению музыки на варганах. Самый большой ансамбль хомусистов в мире – 1344 человек – исполнил музыкальную композицию «Осуохай».
Установку рекорда, в которой приняли участие и гости фестиваля из двадцати разных стран, зафиксировала официальный судья Книги рекордов Гиннеса Клер Бёргес.
Большое внимание зрителей привлек международный конкурс «Хомус Куо», в котором приняли участие 13 сильнейших молодых хомусисток мира. Передать то, что виртуозно исполняли молодые девушки, словами невозможно. Самой красивой и сложной была импровизация. Титул «Хомус Куо» компетентное жюри, которое возглавила заслуженная артистка Якутии Альбина Дегтярева, присудило солистке этногруппы «Айархаан» Алисе Саввиновой. Ее голову украсила корона в национальном стиле с драгоценными камнями от ювелирной компании «Уран Саха».
Всем участницам также были вручены ювелирные изделия и памятные сувениры.
В РС (Я) 30 ноября объявлен днем хомуса.
Заключение
«Величие народа измеряется не количеством людей, а тем, как этот народ сохраняет и передает от поколения в поколение язык и культуру. В этом смысле, Вы, якуты, – великий народ».
Каснадар – директор международного дома культуры народов мира в Париже в 1987 году
IV методическая разработка
Ребенок наделен великими возможностями.
И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие творческих способностей.
М. МонтессориМузейная педагогика как инновационная педагогическая технология
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Ведущей формой работы музея является экскурсия.
• ОБЗОРНЫЕ экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов;
• ТЕМАТИЧЕСКИЕ экскурсии предполагают знакомство с определенной темой;
• НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.
Создание мини-музеев
1. Подготовительный этап (формулируем: цель, задачи, основные направления реализации, состав действий, сроки);
2. Этап реализации проекта (проведение мероприятий);
3. Обобщающий этап (анализ проведённых мероприятий).
Заключение
Музейная педагогика имеет воспитательное и познавательно-развивающее значение: постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда.
Тема: Мамонты – вымерший род млекопитающих
Цель: ознакомиться и изучить интересную тему.
Задача: узнать как можно больше информации о мамонтах.
Актуальность работы: необходимость дополнения знаний о мамонтах; потребность в знании о мамонтах.
Взяться за это исследование побудил интерес к мамонтам. Чем они питались, почему они вымерли?
На основе исследований пришли к выводу, что они вымерли в результате быстрого изменения климата около 10–12 тысяч лет назад, исчезновения кормовой базы и охоты на них.
В работе использованы музейные данные и они занимают основную часть.
Общее представление
Мамонты – вымерший род млекопитающих из семейства слоновых. Достигали высоты 5, 5 метров и массы тела 10–12 тонн. Таким образом, мамонты были в два раза тяжелее самых крупных современных наземных млекопитающих – африканских слонов.
Мамонты появились 4500 лет назад в Европе, Азии, Африке и Северной Америке. Найдены многочисленные кости мамонтов в стоянках древнего человека каменного века; обнаружены также рисунки и скульптуры мамонтов, сделанные доисторическим человеком. В Сибири и на Аляске известны случаи нахождения трупов мамонтов, сохранившихся благодаря пребыванию их в толще многолетней мерзлоты. Мамонты обладали более массивным туловищем, более короткими ногами, длинной шерстью и длинными изогнутыми бивнями.
Пища мамонтов
Бивни могли служить мамонту для добывания пищи в зимнее время из-под снега. Коренные зубы мамонта были хорошо приспособлены для пережёвывания грубого растительного корма.
Большинство мамонтов вымерло около 10 тысяч лет назад во время последнего похолодания.
Гипотезы вымирания мамонтов
Согласно первой существенную, или даже решающую, роль в этом сыграли охотники, и другая, объясняющая вымирание обусловленным в большей мере естественными причинами (в результате быстрого изменения климата около 10–12 тысяч лет назад и исчезновения кормовой базы для мамонтов).
Самая новая версия гибели мамонтов
Образование мамонтовых кладбищ, находимых в Якутии, – один из самых загадочных, не выясненных вопросов науки. Ученые К. Гурьев, П. Лазарев и П. Колосов высказали следующую версию: «Звук ломающегося льда под ногами страшен для любого зверя. В такие моменты стада мамонтов инстинктивно собирались в плотные толпы, проваливались под лёд и погибали. Эта «ахиллесова пята» великанов была известна древним охотникам. Прогоняя зимой стада мамонтов через лёд глубокой протоки или озера-старицы, смекалистые дети природы добывали себе пищу, но и одновременно способствовали их полному вымиранию».
Для изучения мамонтов в 1991 году в г. Якутске создан единственный в мире Музей мамонта.
В коллекции музея имеются костные остатки крупных животных мамонтовой фауны. Так, здесь можно увидеть три полностью восстановленных скелета мамонта, шерстистого носорога и бизона, мумию дикой лошади, часть шкуры мамонта и другие интересные находки.
Музей мамонта носит имя Петра Алексеевича Лазарева-доктора биологических наук, заслуженного деятеля науки РС (Я), лауреата государственной премии науки и техники РС (Я), первого директора музея.
В 1723 г. в 200 верстах от Якутска житель города Спиридон Портнягин нашел в болоте головы мамонта и сибирского носорога, что было зафиксировано впервые.
В 1727 г. путешественнику, доктору Д. Г. Мессершмидту посчастливилось найти останки мамонта, подробно описать их и сделать первые зарисовки головы, зубов, бивней, костей ног животного.
В 1799 г. охотник Осип Шумахов на обрыве Быковской протоки Лены обнаружил мерзлый труп «водяного быка» – так называли мамонта местные жители. Он показал находку купцу из Якутска Роману Болтунову, и тот сделал с «быка» набросок. Это был первый рисунок исполина с натуры. Скелет 60–70-летнего мамонта, жившего 358 тысяч лет назад, в настоящее время находится в Зоологическом музее АН Санкт-Петербурга и известен как мамонт Адамса (по фамилии исследователя-зоолога).
Подсчитано, что за последние 2,5 столетия на Северо-Востоке Сибири были собраны бивни, принадлежащие 46 тысячам мамонтов. Всего в музеях мира имеется 37 полных скелетов мамонтов, 19 из них найдены в Якутии.
Недавно палеонтологами получены новые сведения о мамонтах: самые крупные самцы достигали 375–385 см в высоту. Мелкие мамонты водились на острове Врангеля до 3,7 тысячи лет назад.
Летом 1900 г. на р. Березовке в 300 км от Среднеколымска обнаружили труп мамонта. Об этой находке было сообщено в Санкт-Петербург. Осенью 1901 г. в Среднеколымск прибыл старший зоолог Зоологического музея Академии наук О. Ф. Герц. Мамонт находился под мерзлой наносной землей на глубине 8 м. Пришлось жечь костры, чтобы извлечь гиганта из вечной мерзлоты, сохранившей труп от порчи. Его величина составляла около 3 м в высоту и до 4 м в длину. Пришлось разделить тушу на отдельные части и погрузить на 22 нарты. Впервые в распоряжении ученых оказались мягкие ткани мамонта. Великана можно увидеть в Санкт-Петербурге в Зоологическом музее РАН.
В 1972 г. обнаружен скелет Чурапчинского носорога с остатками кожи и шерсти.
Оймяконский мамонтенок обнаружен 27 сентября 2004 года на золотоносном прииске Ольчан Оймяконского района бульдозеристом Волковым. Абсолютный возраст – 41, 3 тысячи лет.
Хромской мамонтенок найден в октябре 2008 года Игорем Лебедевым в низовьях реки Хром Аллаиховского района. Седьмая по счету находка детенышей мамонтов в мире и третья в Якутии.
В Береляхском кладбище мамонтов на одноименном левом притоке р. Индигирки была обнаружена сохранившаяся до наших дней свежемороженая нога мамонта.
Мамонт Юка найден в 2010 году членами родовой общины «Юкагир» на местонахождении Ойогосский яр на побережье моря Лаптевых.
Мамонтова гора
Одной из самых ценных точек местонахождения ископаемых растений в Якутии, наиболее хорошо изученных и богатых флорой, является Мамонтова гора, находящаяся на левом берегу р. Алдан, в 310 км выше по течению от его устья, между п. Крест-Хальджай и устьем р. Татты.
Самое большое кладбище мамонтов находится в нижнем притоке Индигирки на р. Берелях Аллаиховском районе. Кладбище получило мировую известность и было названо Береляхским. Итог размыва грунта (так производятся раскопки в условиях вечной мерзлоты) оказался ошеломляющим: за месяц работ здесь откопали 8, 5 тысячи костей от 140 особей.
Талисман игр Международных спортивных игр «Дети Азии»
Талисманом игр выбран мамонтенок с факелом в правой лапе, источающим пламя из пяти языков синего, чёрного, красного, жёлтого и зелёного цветов – цветов Олимпийской эмблемы. На шее мамонтёнка золотая медаль Международных спортивных игр «Дети Азии». Для каждого вида спорта мамонтёнок оформлен соответствующе.
В 2008 и 2014 гг. прошли Международные детские цирковые фестивали «Мамонтенок».
В 2008 и 2014 гг. прошли Международные детские цирковые фестивали «Мамонтенок».
Последние новости про мамонтов
Мамонтёнок Люба был найден в мае 2007 года оленеводом Юрием Худи в верхнем течении реки Юрибей на полуострове Ямал. Получил имя «Люба» в честь жены оленевода. Мамонтёнок Люба уникален тем, что по сохранности превосходит все ранее обнаруженные ископаемые останки мамонтов: тело сохранилось полностью, за исключением волосяного покрова и копытец.
Найденного мамонтенка привезли в Салехард (Ямало-Ненецкий окружной Музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского.)
После того как японские ученые сделали тщательную томографию? было проведено вскрытие мамонтенка на базе Зоологического института в Санкт-Петербурге. Ученые определили, что мамонтёнок погиб около 40 тыс. лет назад. Ему был всего один месяц.
Предполагается, что после того, как мамонтёнок утонул и задохнулся в глинистой массе, произошла консервация тела под действием лактобактерий. Это обеспечило сохранность тела в течение десятков тысяч лет в вечной мерзлоте, а затем предотвратило разложение и уничтожение его падальщиками в течение почти года после того, как тело было вымыто из мерзлоты течением реки.
Якутская экспедиция работала в Верхнеколымском районе РС (Я) в июле-августе на средства грантов РГО и главы Якутии. Им удалось найти большое скопление костных остатков почти всех представителей мамонтовой фауны…
Заключение
По итогам проведенной научно-просветительской работы про мамонт достигнута поставленная цель и решена соответствующая задача.
Вопросы для самоконтроля:
1. В каком году создан музей мамонта? Найдите НОД (16, 18).
2. 1998. 2. 1991. 3. 1993.
3. Чье имя носит музей мамонта?
4. В каком музее хранится Березовский мамонт?
5. Как называется большое кладбище мамонтов?
6. Как называется гора, находящаяся между п. Крест-Хальджай и р. Татта?
V методическая разработка Тема: Из истории пионерского движения Якутии (статья на основе исторических данных)
Якутский обком комсомола 24 января 1924 года принял решение: «Немедленно приступить к работе среди детей путем организации детских групп юных пионеров».
17 февраля 1924 года считается днем рождения пионерской организации Якутии. Именно в этот день в Якутске проводился первый сбор первого пионерского отряда им. Спартака, в составе которого было 62 пионера.
Уже 21 февраля 1924 года учреждено областное бюро детских коммунистических групп им. Ленина, которое работало только среди детей г. Якутска. Второй отряд пионеров был создан в апреле 1924 года, а третий им. Аммосова возник в 1925 году.
Большим событием было открытие летом 1925 года первого в округе пионерского лагеря на берегу Лены. Одну треть средств на его содержание собрали Олекминские пионеры.
В эти года пережитки тяжелой жизни – социальные болезни. Большинство детей были слабы здоровьем, подвергнуты многим болезням.
Вид на первый пионерский лагерь
Советское государство уделяло много внимания защите здоровья.
Первые пионерские работы отрядов были направлены на укрепление здоровья. Одна из этих форм работы – создание летних лагерей.
В лагерях организовывали полезный отдых детей.
В нашей Якутии создание первых лагерей было трудоемким делом. В плане жилья, денег, специалистов. Большинство родителей не хотели отпускать в лагеря, так как летом дети задействованы в уборке сенокосных угодий, где каждый день на счету. Родители рассматривали эти лагеря как препятствия, нежели как нужная организация.
Несмотря на все трудности, летние пионерские лагеря были все же созданы.
В 1929 году по всей республике в 11 лагерях отдохнули 548 детей.
В 1930 году в 14 лагерях – 691 детей.
1931 году в 25 лагерях – 1204 детей.
В этом году в г. Якутске – 240 детей.
В 1932 году в 24 районах отдохнули 2179 детей. В некоторых районах открылись несколько лагерей. В Вилюйе – 3 лагеря.
Официальные данные пионерских отрядов:
1926 год: количество отрядов – 56; пионеров – 1392;
1927 год: количество отрядов – 60; пионеров – 1303;
1928 год: количество отрядов – 80; пионеров – 1895;
1929 год: количество отрядов – 72; пионеров – 2191.
В 1929 г. в Баягинском лагере отдыхали: Уолба – 11, Баяга – 10, Усть-Татта – 1, Крест-Хальджай – 3, Мегино-Алдан – 3, Танда – 2 детей. Дети соорудили 18 граблей, оказали помощь пяти бедняцким крестьянским хозяйствам. Дети приняли активное участие при составлении документации раздела земли.
На основании Постановления Центрального Комитета партии 1928 года началось улучшение работы Всесоюзной организации пионеров. В 1929 году ЦК партии утвердил новый текст Закона Пионеров.
В первую очередь организовать работу пионеров по возрастам:
• 10–12 лет – младшее звено;
• 12–14 лет – среднее звено;
• 14–16 лет – старшее звено.
Подъем пионерской общественной жизни совпал с претворением плана развития народного хозяйства страны в I пятилетку (1928–1932 гг.).
Работа пионеров республики активизировалась и вошла в новое русло после Первых Всесоюзного и областного слета пионеров.
18–25 августа 1929 года в г. Москва проведен первый Всесоюзный слет пионеров.
Из якутских пионерских организаций приняли участие 9 пионеров с одним руководителем.
Якутская делегация
В 1930 году по Якутии было 2925 пионеров в 114 отрядах. Перед областным слетом пионеров было принято решение провести районные слеты.
I Всеякутский слет юных пионеров, 1930 г.
В день слета 21 августа пионеры проходя парадом по Октябрьской улице (ныне проспект Ленина) останавливаются перед домом обкома партии.
Члены областных комитетов партии, комсомола, правительства Якутской республики, известные люди Якутии вышли приветствовать внуков Ильича. Кругом радость, дух приподнятый.
На слет собрались 70 человек. Не было Верхоянского, Колымского, Ленского округов. Дети построились в три ряда.
Слет открывает председатель областного бюро Афанасий Мигалкин. Он вручает от имени пионеров красное знамя Центральному Комитету Якутии. В ответ за горячую поддержку правительства детям рабочих и крестьян А. Мигалкин дает обещание, что пионеры будут помогать при строительстве социализма.
Афанасий Петрович Мигалкин – председатель Областного бюро 1929–1930 гг.
Пионеров поздравляет председатель ЦК Якутии А. Андреев: «В знак одобрения политики, которую проводит ЦК Якутии вручаете ваш флаг, я с большой благодарностью принимаю».
Далее пионеров поздравляет секретарь Областного Комитета комсомольцев Спиридон Ефремов, Алексеева – председатель Совета женщин.
С ответным словом от имени пионеров выступает Николай Осколков.
После завершения торжественного митинга пионеры строевым шагом направляются в Клуб пионеров.
На второй день слета начинается рассмотрение основных вопросов.
На обсуждение доклада выступили 30 пионеров, вопросы составили около 200. Эти цифры показывают высокую активность детей. Первый слет был назван «Слет красных орлят».
От имени пионеров республики с Наркомпросом заключается договор о проведении грамотности безграмотных. В состав делегации о ликвидации безграмотности вошли: Коля Осколков – Алдан, Миша Алексеев – Вилюй, М. Мазина – Сунтар, Андросов – Татта, Гоголев – Усть-Алдан и другие.
Делегацию из семи человек отправили в Нарком образования, их принял Степан Филиппович Гоголев – нарком образования. Он их встретил очень тепло и радушно.
Гоголев Степан Филиппович (1896–1933). Крупный общественный и государственный деятель. 2 августа 1930 года назначен наркомом просвещения и здравоохранения
При разговоре с ними он обратил внимание на одного босоногого, маленького роста делегата по сравнению с другими – Мишу Алексеева. И ласково поинтересовавшись, узнал, что он с Средневилюйского района. Обрадовался, что земляки.
Потом поручил своему сотруднику приодеть мальчика. Михаил на всю запомнил его слова: «Миша, ты большой человек, делегат слета. Жизнь твоя началась хорошо, скоро ты станешь образованным человеком, сам будешь кузнецом счастья людей». Для будущего народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева они стали путеводной звездой.
Степан Филиппович подчеркнул, что пионеры всегда передового взгляда. Особое внимание обратил, чтобы все дети были охвачены школой, поэтому ведется учет 4–16 летних детей. Ответственной работой является ликвидация безграмотности взрослых, обучение образованности, письму, чтению. В 1930–1931 гг. пионеры могут обучить 5000 безграмотных.
Все вышеупомянутые информации включены были в договор и озвучены на слете пионеров.
Областной слет пионеров принял указ:
На полях колхоза, бедным отработать 1500 дней и борьба против вредителей-насекомых. Каждый отряд должен сдать не менее 10 пудов золы, 20 пудов костей, присмотреть за состоянием дорог передвижения, принять участие при строительстве, тяга техническим знаниям и т. д.
Делегаты слета посетили кожевенный, кирпичный заводы, типографию, музей. Бесплатно посмотрели кинокартины, цирк. Прокатились на единственной в то время машине в Якутске.
В адрес слета ЦК партии Якутии вручил громкоговоритель. Комитет женщин подарил сшитые шорты, которые раздали всем участникам. Областное бюро пионеров каждому подарило костюмы.
Слет завершил работу 26 августа.
I Всеякутский слет пионеров перед пионерами республики поставил 5 задач:
1. В каждодневную работу партии и комсомольцев привлечь всех пионеров на выполнение пятилетнего плана народного хозяйства, строительство социализма
2. Охватить всех детей пионерским движением, увеличить количество пионеров в два раза и школьников – пионеров.
3. Ликвидировать работу по найму, приостановить детский наемный труд у кулаков, богачей.
4. Быть полностью хозяином своей организации, достичь перехода на новую систему.
5. Везде и всегда в малых, больших делах помнить о воспитывающей задаче пионеров, как настоящей смены партии и комсомола, как Закон пионеров.
По итогам переписи 1926 года в Якутии на население от 8–49 лет грамотных составляло 15 %, из них грамотных якутов – 8, 8 %. В 1930–31 учебном году пионеры Якутии обучили грамоте 2290 человек, ликвидаторами безграмотности работали 516 пионеров. На нужды безграмотности внесли 582 рубля.
В 1931–32 учебном году заключили договор с Наркомом образования. Созданием групповых и индивидуальных занятий охватить 3000 безграмотных, собрать 1500 рублей.
Исполнив этот договор пионеры в 1930–1932 годах обучили грамоте 6892 человек.
Пионеры принимали самое активное участие при разделе земли, организации колхозов, страдной компании, ликвидации безграмотности, защите посева, заготовке муки, разведению кур, разделе дохода колхозов, промышленности, строительстве новых фабрик, заводов, обеспечению аптек стеклянной тарой и т. п.
Руководители пионеров Якутии, 1934 г.
История развития пионерского движения, первый областной слет пионеров неразрывно связаны с историей Якутии. Пионерская организация была активной силой построения социализма, основанной на активном участии детей, воспитывающей активную замену комсомольцев и строителей коммунизма.
Вклад пионеров в развитие Якутской области несомненен и огромен. Этот вклад подтвержден архивными документами Национального архива РС (Я).
Областной слет пионеров-ударников, 1934 г.
Подвиг Абагинских пионеров
В истории пионерской организации им. В. И. Ленина золотыми буквами написаны имена пионеров-героев. Первые упоминания о пионерах-героях начали появляться в конце 1920-х гг. На XII съезде ВЛКСМ (1954 г.), была создана «Книга почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина». Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами.
Яркую страницу истории Якутии в борьбе против белогвардейцев занимает героический подвиг Абагинских пионеров. Событие, которое предстоит пересказать происходило в далекие двадцатые годы и вошло в историю нашей республики и красногалстучной пионерии всего Союза.
Село Амга-центр Амгинского района, расположенного к востоку от Якутска, примерно в километрах двухстах тридцати. Здесь в годы гражданской войны происходили важнейшие исторические события, в том числе героическая оборона юными пионерами Абаги.
Шёл ноябрь 1927 года… В здании Амгинского исполкома состоялся торжественный вечер, посвященный Великой Октябрьской революции. После доклада Федорова был спектакль, подготовленный пионерами и комсомольцами. Из исполкома доносились аплодисменты-спектакль имел успех.
А в ночь с 8-го на 9-е ноября 1927 года состоялся бой 18 пионеров против отряда банды Артемьева. Отряд белогвардейца Чемокинова из 17 человек должен был устроить разбой магазина, отряд из 24 человек Михайлова захватить исполком. Самый многочисленный отряд Большойко захватить школу и интернат.
Оборона Абаги строилась под руководством коммунистов П. А. Федорова, С. И. Сыромятникова, С. Е. Кутургуина и А. В. Жиркова, а также секретаря комсомольской ячейки Гани Старостина, командира отделения Ивана Слепцова.
С. И. Сыромятников – командир гарнизона
Пионеры и комсомольцы для встречи с противником вырыли окопы. Из озера они достали с трудом после двух дней поиска ящик потопленных в 1921 г. винтовок, пионеры их использовали в бою. В перестрелке также использовали винтовки, высланные из г. Якутска. И в бою погибли Ганя Старостин, Иван Слепцов.
Невзирая на мороз и численное превосходство белобандитов, юные защитники после ожесточенного, кровопролитного боя отстояли Абагу.
По приказу особого уполномоченного ОГПУ и главного командующего вооруженными силами по ликвидации бандитизма боевая дружина Абаги была награждена Красным Знаменем ЯЦИК, которое было вручено на вечное хранение бойцам боевой дружины – пионерам Абагинской школы. В 50-летие подвига абагинских пионеров и Абагинской боевой Красной дружины был установлен обелиск. Пионерская организация Абагинской агротехнологической школы носит имя Гани Старостина.
Спустя некоторое время участник легендарных событий Е. С. Егоров жил в с. Новый Томпонского района. Он был награжден многими боевыми медалями.
Подвиг пионеров вызывает чувство гордости, патриотизма, долга перед Родиной.
Сима Сергеев (с. Чурапча, Якутия)
20 июня 1942 года. В этот день из села Хадар солдаты уходили на фронт. Жены, дети, старики провожали.
В это время случилось страшное. Об этом написал председатель Исполкома Совета села Дьячковский П. К.: «После того как мы проводили солдат на фронт, к нам поступило сообщение о том, что в Орге убили ребенка Симу Сергеева. После этого я сразу же сообщил об этом в районное управление милиции. Тогда они сказали, чтобы мы сами сделали акт и прислали их. Я с секретаршей Совета поехали в Оргу.
В тот страшный день в поселке никого не было, т. к. солдат провожали на фронт. И в это время, убийца Григорьев Николай Афанасьевич (сын Тохту) должен был рубить лес, чтобы расширять дорогу. Возраст 17–18 лет. По нашим опросам воспользовавшись горем народа он проник в молочный цех и съел ковшом из «ыаҕайа» (народная посуда) сливки, которые находились в комнате на верхней полке, ковш лежал на столе. Кровь была повсюду, на полу, на стенах, в дверях, по-видимому, Сима долго сопротивлялся.
После смерти Симы убийца поволок ребенка и сбросил труп в погреб, сам ушел через окно, и это заметили возвращавшиеся домой люди. Я и его отец вытащили ребенка из погреба. Ребенку было нанесено 17 ножевых ранений, в том числе 4 в живот, на затылке были следы от удара, левое ухо тоже было ранено. Пальцы, ладони были изрезаны, похоже, он, защищаясь, хватал руками за лезвие ножа, но все безрезультатно. В последний момент у дверей убийца опрокинул мальчика на спину и воткнул в область сердца, тогда и наступила мгновенная смерть.
Ему было всего лишь одиннадцать лет, он показал настоящий геройский поступок, умер, защищая народное богатство».
Так в 11 лет ушел из жизни Сима Сергеев. Его короткая, но светлая жизнь, честный и геройский поступок никогда не будут забыты.
Изучение страниц истории, ярких личностей способствует эмоциональному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию.
VI методическая разработка Проект: «Поклонимся великим тем годам…»
Разработчик: Малышев Николай, ученик VII класса МОБУ СОШ № 31 г. Якутск РС (Я)
Научный руководитель: Колесова Елена Иннокентьевна, методист МБУ ДО «Дворец детского творчества» г. Якутск РС (Я)
Исполнители: Педагоги и учащиеся образовательных учреждений (5–11 кл.)
Цель:
Развитие гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества;
Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны;
Вовлечение школьников в деятельность патриотического движения.
Задачи:
Посещение памятников своего города;
Организация литературной композиции по произведениям военной тематики в связи с Годом литературы в РФ;
Организация внеклассного мероприятия «Песни Победы».
Срок реализации: 2015–16 уч. г.
Ожидаемые результаты:
Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины;
Духовное совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;
Формирование стойкой патриотической позиции.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.
В статье № 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Структура проекта включает в себя 3 направления, связанных между собой логикой патриотического воспитания. Проект предоставляет педагогам большую свободу творчества.
Тематика блоков
• Посещение памятников своего города, посвященных Великой Отечественной войне;
• Организация литературной композиции по произведениям военной тематики в связи с Годом литературы;
• Организация внеклассного мероприятия «Песни Победы».
I блок
(на примере скульптурных композиций г. Якутска РС(Я)
• Строительство танковых колонн;
• Мемориальная стела Героям и полным кавалерам орденов Боевой Славы;
• Памятник перегонщикам воздушной трассы «Аляска – Сибирь»;
• «Журавли над Ильменем»;
• Роль собак на войне;
• Памятник Матери (прообраз Февронии Малгиной, потерявшей пятерых сыновей на фронтах войны);
• Учителя-воины;
• Вечный огонь.
II блок
Организация литературной композиции по произведениям военной тематики в связи с Годом литературы в РФ
III блок
Организация внеклассного мероприятия «Песни Победы».
• «Поклонимся великим тем годам…».
• «Журавли»;
• «Офицеры»;
• «Синий платочек»;
• «Священная война»;
• «Прощание Славянки»;
• «Тёмная ночь»;
• «Последний бой»;
• «Нам нужна одна победа»;
• «Землянка»;
• «День Победы».
Заключение
Подобные материалы могут являться результатом изучения тем на военную тематику.
Огромное воспитательное воздействие имеют: культура, искусство и образование. Они являются важнейшими факторами формирования патриотизма.
Использованный материал:
1. «Инновационные проекты и программы в образовании» № 6, 2011.
2. В. Пестерев. «История Якутии в лицах» издательство: Бичик, Якутск, 2001.
3. Дореволюционные начальники Якутского острога. Ф. Г. Сафронов. КИФ «Ситим» г. Якутск, 1993.
4. Н. И. Васильев. История Якутии.
5. Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия), «Бичик», Якутск, 1994.
6. Книжка-картинка, нарисованная детьми Якутии. Москва ООО «Пассим», 2000.
7. Информация сайта городского округа «г. Якутск».
8. У. А. Винокурова. Сказ о народе Саха.
9. Уткин К. Д. Мастера хомуса-носители металлургической культуры.
10. Большой энциклопедический словарь. Рекорды Якутии.
11. Якутские музыкальные инструменты. А. Кулаковский. Издательство Бичик.
12. М. Жирков. Якутские музыкальные инструменты.
13. Материалы Википедии.
14. Фотографии экспонатов музея мамонта (г. Якутск);
15. Фотографии экспонатов Зоологического музея РАН (г. Санкт-Петербург).
16. Фотографии экспонатов музея «Вечной мерзлоты» (г. Якутск).
17. Массово-политическое издание: «Якутия: самое первое». НКИ «Бичик», 2004.
18. Н. И. Протопопова, М. А. Дьячковская, Н. С. Дмитриев. «Оҕо сааһы оҕуурдаан тутаммыт». г. Якутск 1984.
19. Н. И. Протопопова, М. А. Дьячковская, Н. С. Дмитриев «Долгун курдук куугунаан». г. Якутск, 1982.
20. Николай Дмитриев. «Красногалстучный бастион». Якутск 1974.
21. Фотографии семейного архива Е. С. Егорова.
22. Фотографии из архивов Музеев истории образования г. Якутска и Молодежного движения.
Комментарии к книге «Организация и реализация творческих занятий в образовательных учреждениях по истории народа саха», Елена Иннокентьевна Колесова
Всего 0 комментариев