История древнего города
Суздаль особенно популярен. Его посещают миллионы туристов и путешественников. В 1983 году Международная федерация журналистов присудила Суздалю свой почетный приз «Золотое яблоко». Таким образом, этот прекрасный город стал первым в России, получившим столь высокое международное призвание за сохранение памятников национальной культуры, за их использование в интересах туризма и пропаганду культурно-исторического наследия.
«Музей под открытым небом» – самое точное определение этого древнего русского города. Суздаль очаровывает не только прекрасными памятниками архитектуры и искусства – свидетелями его славной многовековой истории, но и своеобразным колоритом маленького провинциального городка, чудом сохранившимся в наше индустриальное время.
У Суздаля – самая счастливая и знаменитая в истории страны судьба. Не было в России ни одного крупного события, в котором не участвовал бы город или его граждане. Юрий Долгорукий, Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Пожарский, Дмитрий Виноградов – эти и многие другие знакомые всем россиянам имена связаны с древней суздальской землей.
Впервые Суздаль упоминается на страницах русских летописей в 1024 году. Но археологические находки на берегах протекающей через город реки Каменки показывают, что уже в IX веке на месте Суздаля существовали крестьянские и торгово-ремесленные поселения.
Быстрое хозяйственное освоение Владимирского Ополья (а поля и перелески по сей день являются характерными чертами пейзажа здешних мест) привлекало к нему пристальное внимание киевских правителей. Со времен Ярослава Мудрого Суздаль считался вотчиной великих князей и давался при разделе земель потомкам князя в числе самых завидных уделов. Не случайно название города упоминается летописцами, как правило, в рассказах о междоусобной борьбе за богатые земли северо-востока Руси.
В начале XI веке Суздаль является крупным городом на северо-востоке Киевской державы, в середине XI века он достигает наивысшего расцвета, становится столицей и крупным торговым центром. Это было во время правления сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, ставшего первым самостоятельным суздальским князем. В состав большого княжества, не считая мелких городов, входили Ростов и Владимир.
При внуке Ярослава Мудрого, Владимире Мономахе, придававшем особое значение укреплению здесь своей власти, в Суздале начинается каменное строительство. На рубеже ХI-XII веков в городе были воздвигнуты белокаменный Успенский собор, а также примыкавшие к нему княжеские хоромы. Город опоясал земляной вал с рубленными из толстых бревен стенами и башнями.
Став столицей обширного княжества, Суздаль быстро растет. Размеры торгово-ремесленного посада, к XIIIвеку обнесенного еще одним рядом укреплений, значительно превосходили территорию кремля, который являлся княжеской резиденцией. В это время продолжают активно расти и копить богатства окружающие город монастыри. Но уже при сыне Юрия Долгорукого, Андрее Боголюбском, Суздаль постепенно утрачивает свое положение столицы в пользу соседнего Владимира, хотя по-прежнему остается одним из крупнейших городов княжества.
Зимой 1238 года на Суздаль напали орды хана Батыя. Они разграбили, разрушили и сожгли город. Большая часть населения была уведена в плен. Суздальцы неоднократно восставали против иноземного гнета. На Куликовом поле 8 сентября 1380 года среди головных полков они сражались за свободную Русь, но вернуть себе былое значение и политическую самостоятельность город уже не смог. Суздаль остается заметным религиозным, ремесленным и культурным центром Руси.
В этот период Суздаль и его художественная культура переживают значительный подъем: развиваются тесно связанные с декоративно-прикладным искусством ремесла, воскрешаются традиции летописания. Возможно, именно в Суздале в 1377 г. монах Лаврентий переписывает один из старейших из сохранившихся списков древнерусского летописного свода – "Повесть временных лет".
В конце XIV века Суздальское княжество окончательно теряет политическую самостоятельность, и попадает под власть великих князей московских. В XV-XVI веках город остается религиозным центром страны, средоточием монастырей, которые поддерживали широкие контакты с царским двором и верхушкой московской знати.
В Суздале идет интенсивное каменное строительство. Суздальская епископия постепенно превращается в мощную духовную феодальную корпорацию, а двор епископа символично перемещается на территорию кремля, где некогда располагались княжеские хоромы.
Несмотря на тяжелый ущерб, нанесенный Суздалю во время польско-литовской интервенции в начале XVII века, город нашел в себе силы для восстановления и дальнейшего роста. В XVI – XVII веках создаются все архитектурные ансамбли, лучшими из которых являются ансамбли древнего кремля, Покровского и Спасо-Ефимиева монастырей. В конце XVII века происходит настоящий экономический подъем Суздаля.
Новые веяния принесло с собой времена Петра I. В 1714 году в городе учреждается "цифирная школа", выпускником которой был Д. И. Виноградов, изобретатель русского фарфора. Начальное образование в городе получил М. М. Сперанский, сын дьячка, ставший впоследствии одним из крупных государственных деятелей России начала XIX века.
Ярким показателем расцвета в XVII – первой половине XVIII века суздальских ремесленных слобод является широкое строительство на посаде, обзаведение зажиточных горожан каменными домами. В XVIII – ХIХ веках Суздаль еще более укрепил славу купеческой провинции. На деньги местных финансовых магнатов строятся общественные здания, в городе появляются каменные торговые ряды, мощеные улицы и площади. Особую известность принесли Суздалю его огородники и садоводы, славившиеся по всей стране. В городе существовали кустарные ремесленные производства, мануфактуры, регулярно собирались ярмарки.
Появившаяся в 1862 году Московско-Нижегородская железная дорога привела к значительному падению роли Суздаля как перевалочного пункта в торговле северо-востока России. Приходит в упадок и городская промышленность, убывает население. Пролетариата в Суздале практически не существовало, так как большинство населения составляли мещане. Однако волна революционного подъема докатилась и сюда.
После Октябрьской революции город не потерял своеобразия заповедника русского зодчества. Работа по сохранению, изучению и пропаганде историко-культурных богатств Отечества, проводимая в Суздале, охрана памятников искусства и культуры, уникальный характер застройки города, всего его облика требовали особого подхода, не только удовлетворявшего целям сохранения памятников прошлого, но и дававшего перспективу развития древнему городу.
Был разработан план реставрации архитектурных памятников Суздаля и использования их для потребностей современного туризма. Комплексное развитие города как туристского центра, предусмотренное этим планом, включало восстановление древних архитектурных ансамблей с последующим использованием памятников зодчества под нужды музеев, а также для приема и обслуживания туристов, путешественников и экскурсантов. Намечалось строительство новых зданий, не нарушающих гармонии историко-художественного облика Суздаля и в то же время удобных и красивых. За Покровским монастырем был построен главный туристский комплекс, изящные, светлые невысокие постройки которого деликатно вписались в городской пейзаж. Свидетельством признания заслуг суздальцев в деле сохранения и развития культурного наследия явилось награждение города в связи с 950-летием орденом "Знак Почета".
Чтобы с максимальной полнотой ознакомить гостей города с уникальными и разнообразными коллекциями историко-художественного характера после завершения реставрационных работ в архитектурных памятниках и исторических зданиях Суздаля размещаются экспозиции архитектурного музея-заповедника, декоративно-прикладного искусства и живописи, а также историко-художественные экспозиции.
Архитектурные памятники
Кремль. Знакомство с архитектурными достопримечательностями Суздаля, как и в других старых русских города, лучше всего начать с древнего центра города – кремля.
При входе в него со стороны центральной площади, у разрезающего оборонительный вал проезда, расположилась скромных размеров Успенская церковь. Нижний четверик ее, судя по форме наличников, более древний и относится ко второй половине XVIIвека, в то время как верхний восьмерик, венчаемый одним маленьким куполом, более позднего происхождения. Такой тип конструкции храма стал практиковаться в России при Петре I. Деревянная предшественница Успенской церкви, стоявшая тут еще в 1617 году, отмечала место двора, в XV столетии принадлежавшего московскому великому князю Ивану III.
В центре окруженного валами древнего ядра города возвышается 25-метровый Рождественский собор, насчитывающий восьмивековую историю. Это старейшая из сохранившихся в Суздале построек. Под 1222-1225 годами летопись сообщает о том, что каменных дел мастера, разобрав стоявшую на этом месте церковь времен Владимира Мономаха, возвели новое здание из белого камня – главный собор города.
В середине XV века верх собора от старости обрушился и был восстановлен с пятиглавым завершением в 1530 году. Значительные изменения внешнего и внутреннего вида собора связаны с XVII-XVIIIвеками. На рубеже столетий были разобраны хоры в западной части храма, окна растесаны, немного позже на барабанах установили синие луковичной формы купола со звездами. Граница между древнейшей частью храма и надстройкой XVIвека хорошо видна на беленой стене. Нижняя, белокаменная часть заметно отличается от верхней кирпичной кладки.
Собор опоясывает цепочка соединенных легкими небольшими арками вертикальных колонок, покрытых затейливым резным орнаментом. Между окнами второго яруса разместились выразительные лики святых с широко раскрытыми глазами, смотрящими на мир уже восемьсот лет. Характер декоративной фасадной резьбы роднит Рождественский собор с находящимися в соседнем Владимире княжескими храмами XII века. Сохранившаяся белокаменная резьба является лишь частью декоративного оформления древнего храма и не дает представление о его первоначальном великолепии.
Внутри собора вверху правой алтарной апсиды сохранились фрагменты росписей древнейшего времени. Основная часть фресок датируется 1635-1636 годами. К XVII относится и пятиярусный иконостас, среди авторов которого известно имя москвича Григория Зиновьева – "государева жалованного иконописца", вышедшего из крепостных, талантливого ученика прославленного Симона Ушакова. В интерьере собора экспонируется коллекция выносных фонарей.
Подлинным украшением собора являются двустворчатые Золотые врата западного и южного порталов. Этот уникальный памятник древнерусского искусства, был выполнен в технике золотой наводки, при которой на медные пластинки наносился особым способом золотой контур изображения, затем на основу наносились квадратные клейма с библейскими сценами, создавая эффектную световую игру динамичных человеческих фигур, орнамента и фантастических животных, ярко выделявшихся на темном фоне. Массивные ручки мастера выполнили в виде львиных масок с кольцами в пасти, ставших теперь символом города.
Рождественский собор был также местом погребения привилегированной феодальной знати, прежде всего наиболее именитых из многочисленных потомков суздальских удельных князей, игравших видную роль в политической жизни страны. Надписи на могильных плитах возвращают нас в средневековье. В ХV-ХVII веках здесь были похоронены несколько представителей князей Шуйских (северо-западная и западная часть собора), Ногтевых (северная стена), у южной сосредоточены погребения знатного рода выходцев из Литвы князей Вельских, наделенных поместьями в Суздальском уезде в XV веке и захиревших в XVII веке. При Иване IIIи особенно в малолетство Ивана Грозного Вельские играли большую роль во внутриполитической жизни страны.
Напротив южного фасада собора возвышается восьмигранный столп колокольни (1635). До того как в начале XIX века была построена колокольня Ризположенского монастыря, кремлевская колокольня была самым высоким зданием Суздаля. Ее воздвигли местные мастера. В конце XVII века под венчающим здание шатром были установлены часы с боем, реставрированные городскими умельцами в 1967 году. Ныне, как и три с лишним столетия назад, колокольчик отбивает минуты, четверти часа и часы.
Колокольня соединяется реставрированной двухъярусной галереей на высоких арках и переходом с архиерейскими палатами – комплексом жилых и хозяйственных построек высших суздальских церковных иерархов, сложившимся в течение нескольких столетий.
Юго-восточный угол палат сохранил белокаменную кладку конца XV века. В XVI веке корпус был перестроен и в конце XVII века принял современный вид. Шатер парадного крыльца, крытый зеленой поливной плиткой и выходящие на соборную площадь окна, обрамленные резными наличниками, придают зданию праздничный вид.
Интерьер архиерейского корпуса представляет исключительный интерес. Он восстановлен по старинным описям и превосходно передает внутренний вид богатых покоев XVII века. Сени ведут в Крестовую палату являющуюся уникальным инженерным творением русских зодчих. Огромное по площади (более 350 квадратных метров) перекрытие зала не имеет обычного в таких случаях центрального столпа, на который опираются своды. Зал предназначался для торжественных приемов. Далее цепочкой вытянулась анфилада покоев, где ныне располагается историческая экспозиция.
В XVIII веке кремлевский ансамбль дополнили воздвигнутые в юго-восточной его части две Никольские церкви (1771, 1739 годы) – зимняя, отапливаемая, и летняя, холодная. Скромных размеров однокупольные постройки оформлены довольно просто. Зато колокольня с единственной на весь город архаичной формы шлемовидной главкой (так же выглядели когда-то и завершения Рождественского собора) по разнообразию декоративной отделки относится к числу лучших в городе.
Напротив архиерейских палат стоит перенесенная на территорию кремля из владимирского села Глотова одноглавая деревянная Никольская церковь (1766). Перекрытая высокой двускатной кровлей, она относится к типу клетских храмов, основу которых, как и в избах, составляла клеть – четырехугольный бревенчатый сруб. Это прекрасный образец мастерства русских плотников.
Церковь из Глотова была перевезена в 1960 году. С этого времени в Суздале начинается выявление, собирание и реставрация памятников сельской архитектуры. В итоге был создан музей деревянного зодчества и крестьянского быта, расположившийся на противоположном от кремля берегу реки Каменки. Посетить его лучше всего после осмотра кремля и посада. Тщательно восстановленные деревенские избы, украшенные затейливой резьбой, хозяйственные постройки: ветряные мельницы, амбары, колодцы позволяют совершить увлекательное путешествие по "Руси деревянной".
Памятники зодчества на посаде. После осмотра памятников древнейшей части города следует ознакомиться с архитектурой посада. Рост и усиление в XVIII веке торгово-ремесленной прослойки суздальцев, живших на посаде и в пригородных слободах, ярко отразился на облике города. На средства горожан было построено около трех десятков каменных приходских церквей. Не являясь в большинстве своем архитектурными шедеврами, они придают Суздалю неповторимый облик.
В излучине реки Каменки располагаются два памятника посадской архитектуры – Предтеченская (1739) и Богоявленская (1781) церкви, построенные в пригородной слободе Кожевники. Богоявленская церковь интересна сочетанием декоративных приемов разных архитектурных стилей: обработка наличников килевидными кокошниками характерна для XVII века, в то время как рустовка, украшающая углы, вошла в моду в XVIII века. Смена одного стиля другим затянулась в Суздале почти на столетие, чему способствовала устойчивость местных традиций зодчества.
Наиболее интересный архитектурный комплекс располагается в районе торговой площади старого посада. Пройти туда можно по мосту через Каменку. В древности левобережье Каменки было обнесено валами и острогом. Теперь это центральная часть Суздаля. С моста через реку открывается чудесный вид на город.
На повороте Каменки, если смотреть вдоль течения, на высоком берегу изящно расположилась Козьмодемьянская церковь (1725) – одно из самых поэтичных творений суздальских зодчих. В водах реки отражаются примыкающие друг к другу низкая, вытянутая горизонтально трапезная, стоящая за ней справа церковь с легкой стройной главкой и колокольня слева, придающая зданию необходимое вертикальное движение. Сочетание разной высоты объемов, собранных как бы случайно, но в то же время создающих продуманную композицию, поражает легкостью решения непростой архитектурной задачи объединения нескольких построек в целостный ансамбль.
Южнее, на берегу речки Мжары, видны строения Знаменских церквей (1749, 1777 годов), расположенных в древнем предместье Суздаля. Это характерная для города пара теплой и холодной церквей отмечает древнюю дорогу из Суздаля во Владимир. Неудивительно поэтому, что обращенная к городу северная сторона фасада декорирована богаче южной, смотрящей "в поле".
Центральная площадь города была, как и в большинстве других древнерусских городов, местом торга и продолжала оставаться таковым долгое время. Торговые ряды, сооруженные в 1806-1811 годах, замыкающие ее с запада, строились в расчете на обслуживание нужд суздальского купечества и состояли из торговых лавок и складов. Крытую галерею с парными колоннами по фасаду венчает в центре шпиль с соколом – древним гербом города.
В юго-западной части площади стоят Входоиерусалимская (1707) и Пятницкая (1772) церкви. Необычно для Суздаля декоративное оформление фасада Входоиерусалимского храма – карниз из кокошников, опирающихся на маленькие консоли. Восьмигранный небольшой барабан Пятницкой церкви венчается куполом, напоминающим формой вазу. Такую форму завершения, характерную для барокко XVIII века, активно использовали столичные придворные архитекторы, в провинции подобные купола встречаются нечасто.
Южнее, по восточному валу подсада, стоит Иоанно-Предтеченская церковь (после 1720 года). Скромная, почти без характерных для посадской архитектуры элементов фасадного украшения, она выделяется необычной конструкцией колокольни, опирающейся на два мощных столба. Этот архитектурный прием заставляет вспомнить зодчество северо-западных русских земель – новгородской и псковской, где звонницы, покоящиеся на столпах, известны были в более древнее время.
Напротив торговых рядов в центральной части площади расположился ансамбль Воскресенской (1720) и Казанской (1739) церквей. Подкупольный барабан Воскресенской церкви украшают декоративные глухие наличники, с южного фасада пристроено двухстолпное крыльцо с двускатной кровлей. Появление этого необычного для Суздаля архитектурного элемента связано с тем, что южный фасад церкви выходил на центральную торговую площадь и требовал особого оформления. С торга хорошо просматривалась и колокольня с высоким шпилем, декорированная зелеными муравлеными и полихромными изразцами.
Сейчас в интерьере размещается экспозиция "Народная деревянная резьба", знакомящая с образцами древнего и особо любимого на Руси искусства. В северо-восточном углу площади стоят Цареконстантиновская (1707), или, как ее называют в городе, Царевская (холодная) и парная ей теплая Скорбященская церкви (1787). Небольшие размеры Скорбященской церкви подчеркиваются колокольней, примыкающей к храму с запада. Царевскую церковь венчает не один, как обычно в городе, а пять небольших куполов, посаженных на высокие подкупольные барабаны, – прием для суздальского зодчества этого времени нехарактерный. Оригинальный декоративный карниз с небольшими полукруглыми арочками и зубчатым фризом-поребриком под кровлей выделяют ее из числа других посадских храмов города.
Северо-западнее, у выхода за пределы посада, стоят Лазаревская (1667) и Антипиевская (1745) церкви. Первая из них – не только одна из старейших построек, сохранившихся в черте посада, но и интересный образец зодчества. Своды храма поддерживают два столба. Для лучшего освещения интерьера, затемненного опирающимися на них арками, все подкупольные барабаны снабжены окнами.
Двустолпные храмы достаточно редки в русской архитектуре, и строительство такого сложного в инженерном отношении здания говорит о незаурядном таланте суздальских каменных дел мастеров.
Антипиевская церковь интересна декоративными украшениями кузнечной работы: кружевной гребешок по кровле крыши и подзор по периметру главок выполнены из просечного железа местными кузнецами. Примыкающей к церкви с запада колокольне при реставрации возвращена яркая фасадная декоративная роспись.
Гражданское посадское зодчество в Суздале представлено деревянными домами в один-два этажа, по сей день определяющими внешний облик центра города. Планами реставрационных работ предусмотрено сохранение исторической застройки центральных кварталов, возвращение первоначального облика целым улицам.
Ризположенский монастырь. Архитектурные памятники за валами суздальского острога группируются в основном вокруг пригородных монастырей, и один из них виден от Антипиевской церкви в перспективе выходящей за валы Старой улицы. Это древний Ризположенский монастырь. По некоторым данным, он был основан еще в начале XIII в. Его архитектурный ансамбль складывался на протяжении XVI-XVII веков.
Внутрь монастыря с южной стороны ведут смотрящие на город Святые ворота (1688), построенные суздальскими зодчими Маминым, Грязновым и Шмаковым. Над проездной аркой стоят два восьмискатных шатра с рядами глухих окон (слухов), обрамленных наличниками. Яркая двухцветная роспись и поливные изразцы усиливают впечатление декоративности и праздничности.
Центральную часть ансамбля занимает Ризположенский собор (первая половина XVI века). Небольших размеров, трехкупольный храм хорошо сочетается с архитектурным обликом построек XVII века. Со сдержанным оформлением фасадов контрастируют фриз под апсидами из пятигранных, похожих на домики, ниш, незатейливые узкие проемы окон.
Сказочной палатой кажется пристроенная с запада к собору паперть. Ее зодчие, а ими были создатели Святых ворот, как будто задались целью на сравнительно небольшом пространстве продемонстрировать все разнообразие приемов фасадного убранства, характерного для архитектуры XVII века: наличники, пояски со сложными профилями, порталы и др.
Издалека заметна в Суздале монастырская колокольня воздвигнутая в 1813-1819 годы. Это самое высокое здание города. Легенда объясняет ее строительство желанием горожан отметить победу русского оружия в Отечественной войне 1812 г.
Рядом с монастырем стоит редкий в Суздале памятник гражданской архитектуры эпохи классицизма – Блохинская богодельня, построенная в 1844 году. Двухэтажное здание призвано было служить последним пристанищем для стариков, больных и увечных, хотя портик с колоннами в стиле классицизма скорее напоминает средней руки дворянский особняк, в котором происходят балы.
Александровский монастырь. Северо-западнее, на берегу Каменки, издали заметны постройки Александровского монастыря. Предание приписывает инициативу его создания князю Александру Ярославичу Невскому, несколько лет занимавшему великокняжеский владимирский стол. Значительно пострадавшие во время польско-литовской интервенции начала XVII века, монастырские постройки вскоре пришли в полную ветхость. В конце XVII века, в царствование Петра I, почитание Александра Невского – полководца и государственного деятеля – приобретает политический смысл в связи с активизацией внешней политики России.
Монастырь получает необходимые для строительства деньги. В 1695 году строятся Вознесенская церковь и колокольня с тремя ярусами узких окон в шатре – слухов. Если колокольня совсем лишена каких бы то ни было украшений, что нехарактерно для суздальцев, то храм, по типу близкий городским посадским церквам, очень наряден. Особенно хороша смотрящая на Святые ворота южная стена с двумя рядами окон и с врезанным в нее порталом, декорированным резными валиками.
Далее на север, вверх по руслу реки, на ее противоположных берегах расположились два архитектурных ансамбля – гордость суздальского зодчества. Это бывшие Спасо-Евфимиевский и Покровский монастыри.
Спасо-Евфимиевский монастырь. Высокий берег занимают мощные краснокирпичные стены основанного в середине XIV века Спасо-Евфимиевского монастыря, сделавшие бы честь любой крепости. Возникший в пору княжеских междоусобиц, мужской Спасский монастырь был призван играть роль оборонительного форпоста на подступах к городу, но достоверных сведений о наличии в нем в это время каменных построек нет.
На рубеже ХV-ХVI веков монастырь попадает под особое покровительство московских великих князей. Потоком идут богатые вклады, растут монастырские вотчины и угодья, разворачивается обширное каменное строительство. В начале XVII века монастырь выдержал осаду интервентов, а в середине столетия его постройки опоясываются кирпичными стенами с башнями. Над их возведением работали крестьяне принадлежавших монастырю деревень и слобод.
Реставрационные работы, развернувшиеся в Суздале в советское время, вернули архитектурным памятникам их первоначальный внешний вид. Стараниями сотрудников музея на территории монастыря создано несколько экспозиций.
Стена протяженностью более километра строилась в 1660-1664 годы и была укреплена 12 башнями. Напольная часть ее, смотрящая на юг, внушительнее выходящей к речному обрыву северной стены. Она тщательно отделана, как этого требовали законы фортификации. В то же время ансамбль призван был стать украшением северного въезда в город, и архитекторы старались увязать утилитарное, боевое назначение стен с художественным обликом городского пейзажа.
Особенно впечатляет в этом могучем фортификационном ансамбле проездная башня монастыря – крепкое квадратное сооружение 20-метровой высоты, крытое шатром. Нижняя часть башни до уровня стены лишена декоративного убранства. Верхний же ярус башни, далеко видимой из города, зодчие украсили несколькими рядами идущих по периметру колонок и поясами изразцов. Даже бойницы второго снизу ряда, напоминающие о боевом характере сооружения, взяты в мирные белокаменные наличники. Низкие своды двухпролетной арки ведут внутрь монастыря.
Сразу за воротами располагается надвратная Благовещенская церковь (1624), выполнявшая до сооружения стен ту же роль, что теперь играет проездная башня. Минуя входную арку под церковью, можно попасть на монастырский двор. Главным сооружением ансамбля является Спасо-Преображенский собор. Основной массив пятикупольного храма, сохранившего фасадную роспись, относится к 1594 году.
Исключительный интерес представляют фресковые росписи интерьера, выполненные прославленными мастерами Поволжья – Силой Савиным и Гурием Никитиным (1689). Особенно интересны сюжеты росписей Евфимиевского придела храма. Это сцены из жизни монастыря и Суздаля, включающие изображения реальных персонажей русской истории, разумеется, в интерпретации художников конца XVII века. Легко различаются вид Суздаля с берега Каменки, а также сцены строительства монастыря под руководством его первого игумена Евфимия, который изображен с чертежом в руках.
В соборе и рядом с ним обнаружены могильные плиты, самая ранняя из которых относится к первой четверти XVI века. В 1642 году здесь был погребен герой освободительной борьбы русского народа против иноземного нашествия князь Д. М. Пожарский. Над родовой усыпальницей князей Пожарских воздвигнут мемориальный комплекс (скульптор Н.А.Щербаков). В память о Д. М. Пожарском перед стенами монастыря установлен его бюст (скульптор З.И. Азгур).
К западу от собора стоит Успенская трапезная церковь (около 1525 года), восьмигранный шатер которой как бы вырывается из нескольких рядов овальных кокошников. Архитектура церкви представляет исключительный интерес, поскольку представляет собой один из примеров самого раннего использования шатрового завершения церквей – чисто национального приема зодчества, сложившегося в русской архитектуре в первой половине XVI века. Дальнейшее развитие шатровое зодчество получит в следующие десятилетия в таких шедеврах архитектуры, как церковь села Коломенского и собор Василия Блаженного в Москве.
С севера к трапезной примыкают покои архимандрита, а с юга келарня – помещение для хранения припасов. Перестройки XIX века значительно изменили первоначальный вид здания, особенно второй его этаж, исчезли фресковые росписи. Но в целом оно сохранило первоначальный объем и планировку. Стоит обратить внимание на оригинальный прием декоративного оформления фасада: в нижней части выходящих на собор алтарных апсид кокошники имеют в середине кружок – горлышко вмазанного в стену кувшина, заполненного известью.
С противоположной, восточной стороны Спасо-Преображенского собора в XVI века была выстроена звонница, позже значительно изменившая свой облик. Ядром нынешней постройки является девятигранный мощный столп, когда-то завершавшийся шатром (современное завершение появилось через столетие). Посвящение Иоанну Предтече, а также тот факт, что строительство велось на деньги великокняжеской семьи, заставляет связывать возведение монастырской колокольни с рождением в семье московского правителя наследника престола – будущего царя Ивана Грозного.
Примыкающую к столпу трехпролетную аркаду звонницы пристраивали в XVI и XVII веках по мере вложения в монастырь состоятельными дарителями новых колоколов (одним из вкладчиков был Д. М. Пожарский). При реставрационных работах зданию была возвращена первоначальная охристая окраска стен, на которой красиво выделяются беленые кокошники, переплетенные на южной стороне столпа, а также горизонтальные пояса разного профиля.
Двухэтажное здание келейного корпуса (первая половина XVII века), вытянувшееся почти на 100 метров направо от входа в монастырь, в северо-восточной его части, показывает, что обитель не имела недостатка в средствах.
Архитектурные переделки коснулись в XIX веке в основном второго этажа, в то время как первый сохранил древнюю планировку.
После завершения реставрационных работ здание было отдано под музей самодеятельного творчества. В экспозиции были представлены образцы декоративно-прикладного искусства из разных уголков республики, сделанные руками художников-непрофессионалов.
По соседству с келейным корпусом, к северу от него, в затененном деревьями углу стоит подобное же двухэтажное здание – Больничный корпус со скромной по архитектуре Никольской церковью, современными монастырским стенам (1664). Строители этой церкви сумели возвести перекрытия без обычных в таких случаях опор-столпов, значительно затеняющих интерьер. Свет проникает в храм через окна, расположенные под кровлей и над порталом.
В древних стенах Спасо-Евфимиевского монастыря разместилась одна из интереснейших экспозиций музея-заповедника – Золотая кладовая – собрание изделий мастеров обработки драгоценных металлов и древнерусского шитья.
От монастырского двора отделена стеной постройка совершенно другого характера – печально известная тюрьма. Вытянувшийся с севера на юг корпус "арестантского отделения" (таково было официальное название тюрьмы, учрежденной в 1764 году.) построен с таким расчетом, чтобы узники были лишены даже солнечного света: окна камер выходят на север. Официально тюрьма предназначалась для узников с нарушенной психикой, но использовалась также и в целях политических: среди заключенных числился, например, декабрист Ф. П. Шаховской. За решетку попадали как лица духовного, так и светского звания, представители официальной церкви и преследовавшиеся ею раскольники, униаты, сектанты и прочие "отступники". Об этом рассказывает развернутая здесь экспозиция "Узники тюрьмы".
За стенами Спасо-Евфимиевского монастыря на месте слободки, когда-то принадлежавшей обители, стоят парные церкви – Смоленская (1696-1706) и Симеоновская (1749). Среди работного люда, населявшего слободы, были и мастера-строители. Очевидно, их профессиональной наблюдательности Смоленская церковь обязана разнообразием приемов оформления фасада, напоминающего сразу несколько современных мастерам построек. Празднично смотрится северный портал: между стройными валиками-колонками заключены три ряда крупных "бусин", – переходящие над входом в дробную сень.
Недалеко от Смоленской церкви, на юго-восток от монастыря сохранился до наших дней жилой дом XVIII века. Редкий образец посадского каменного строительства в Суздале, дом повторяет конструкцию деревянного жилища крестьян и ремесленников, хотя дорогостоящий материал выдает в заказчике человека состоятельного. Крытые традиционной двускатной крышей жилые и хозяйственные помещения находятся в двух примыкающих друг к другу беленых постройках. Выходящие на улицу три окошка украшены наличниками. Реставраторы вернули зданию первоначальный облик и скрупулезно восстановили все интерьеры.
Покровский монастырь. На противоположном, низком берегу Каменки за невысокими белыми стенами раскинулись кажущиеся издали сказочным городком сооружения бывшего женского Покровского монастыря. Основанный в XIV веке, монастырь вплоть до начала XVI века ничем не выделялся и целиком состоял из деревянных построек, пока до Суздаля не докатились отзвуки острой, подчас трагичной, династической борьбы в великокняжеской семье.
Одной из форм борьбы являлась ссылка в монастырь реальных и возможных соперников в борьбе за власть. Покровский монастырь становится последним пристанищем для именитых монахинь-узниц. Этим и объясняется усиленный интерес к далекой суздальской обители московских великих князей, богатые вклады деньгами и вотчинами, позволившие развернуть в начале XVI века каменное строительство.
В 1525 году в Покровском монастыре умерла первая ссыльная – инокиня Александра, дочь великого князя Ивана III, участница борьбы за престол враждующих партий боярской знати. Вскоре монастырь стал тюрьмой для жены великого князя Василия III Соломонии Сабуровой – инокини Софьи. Официальной причиной развода и вторичной женитьбы великого князя на Елене Глинской – будущей матери Ивана Грозного – было бесплодие Соломонии. Но вопрос о потомстве выходил за рамки внутрисемейных дел, поскольку в острой борьбе боярско-княжеских группировок за влияние на политические дела родственные связи были не последним орудием в достижении цели.
В 1934 году при обследовании подклета Покровского собора – нижнего полуподвального этажа – исследователи столкнулись с одной из исторических загадок. Дело в том, что после заточения Соломонии в монастырь стали активно распространяться слухи о рождении у бывшей княгини сына, что в корне меняло всю ситуацию. Народное предание гласило, что для спасения сына Соломонии была инсценирована смерть младенца, вместо которого похоронили куклу. И вот погребение с куклой было обнаружено рядом с могилой Соломонии. К сожалению, дальше гипотез и догадок разрешение этой тайны не продвинулось.
И позднее монастырь являлся местом постоянного пребывания знатных монахинь. В подклете собора сохранились могильные плиты с именами одной из жен Ивана Грозного, Анны Васильчиковой, царской снохи Евдокии Сабуровой, а также жены известного опричника, любимца Грозного – Алексея Басманова и других. Много лет в Покровском монастыре провела жена Петра I Евдокия Лопухина.
Богатые вклады, следовавшие в казну "по пострижении" и "по душе" после смерти, позволяли монастырю иметь обширное хозяйство и на протяжении трех веков вести строительные работы.
Существующие стены и башни строились в ХVII – ХVIII веках. Башни XVII века сосредоточены по северной стене монастыря и легко отличаются от более поздних по высоким восьмигранным шатрам с узкими оконцами – миниатюрная имитация величественных оборонительных сооружений соседнего Спасо-Евфимиевского монастыря.
На юг обращены двухпролетные Святые ворота – парадный вход в обитель, одно из самых оригинальных творений суздальского зодчества. Куб башни завершает маленькая Благовещенская церковь с двумя рядами кокошников, расположенных в шахматном порядке, и тремя куполами с узкими окнами в барабанах (20-е годы XVI века). Тип такого сооружения в русской средневековой архитектуре достаточно редкий.
В надвратной церкви помещалась "моленная" опальных цариц Соломонии Сабуровой и, спустя почти 200 лет, Евдокии Лопухиной. Сам выбор места для уединения представляется далеко не случайным. Монастырские ворота выходили на древнюю Стромынку – дорогу, берущую начало в Москве, покинутой бывшими государынями не по своей воле, и не раз, наверное, взор их обращался на юго-запад, к оставленной столице.
Воздвигнутый в 1510 – 1514 годах Покровский собор является первым в монастыре каменным сооружением, построенным по приказу Василия III, и представляет собой легкую трехкупольную постройку, окруженную с севера, запада и юга аркадой галерей. Килевидные кокошники галереи, перекликаясь с подобными им завершениями центрального куба собора, создают ритмичное движение вверх, ощущение праздничности. В то же время интерьер собора производит впечатление суровой торжественности.
Надстроенная в конце XVII века колокольня обычным для этого времени шатром, в нижней части современна собору. Переход, появившийся в XVIII веке, соединяет тяжелый восьмигранный столп ее с западной папертью собора. В глубине монастырского двора, севернее Покровского собора, находится двухэтажное здание монастырской трапезной с Зачатьевской, или, как ее еще называют, Иоакимо-Анненской церковью.
Пристроенная с запада небольшая колокольня органично вписывается в ансамбль здания, датируемого XVI веком. Необычны здесь и пролет под шатром, надстроенным в XVIIвеке, близким по форме завершениям крепостных башен, и ярко выделяющийся на беленой стене ромбический орнамент, выложенный красным кирпичом, не имеющий аналогий в русском зодчестве. Историки предполагают участие в сооружении трапезной архитектора из Польши, где подобный прием декорирования фасадов был широко известен.
В конце XVII веке к трапезной была пристроена поварня – помещение для приготовления пищи – с глубоким каменным подклетом для хранения припасов. Не только представительницы знатных фамилий становились узницами монастыря. В XIX веке это здание использовалось под тюрьму для присланных на исправление из заволжских скитов раскольниц.
Покровский монастырь, богатый феодал-вотчинник, зорко следил за состоянием своего обширного хозяйства, для чего имелся специальный штат приказных – дьяков и подьячих, творивших суд и расправу над крестьянами принадлежавших монастырю сел и деревень. Приказная изба, или Судный дом, была выстроена для приказной администрации в XVII века и является достаточно необычным для монастырской архитектуры памятником гражданского зодчества. В Судном доме имелась и специальная камера для провинившихся, представляющая собой каменный мешок размером два на четыре метра с единственным, закрытым решеткой маленьким оконцем.
Благодаря работе сотрудников музея восстановлен интерьер Приказной избы XVII века – средневековой канцелярии с длинным столом и дубовыми лавками. Тут же развернута экспозиция, знакомящая с историей Покровского монастыря.
В кельях монахинь демонстрируется интересная коллекция образцов белошвейного промысла XVIII – ХIХ веков, одного из традиционных занятий русской женщины, в котором вышивальщицы достигали виртуозного мастерства.
На месте изб, стоявших к западу от входа в монастырь, сейчас выстроился ряд крепко срубленных построек, внешне хорошо имитирующих своих предшественников, но гораздо более комфортабельных: это номера суздальского гостиничного комплекса, предоставляющие возможность гостям древнего города провести ночь в монастырских стенах.
Знакомство с памятниками архитектуры Покровского монастыря завершается посещением Петропавловской церкви (1694), расположенной к югу от монастыря в принадлежавшей когда-то ему слободе. Пятиглавая церковь, украшенная кокошниками и резными наличниками окон, резко выделяется среди прочих городских церквей своими большими размерами.
С южной стороны к ней пристроена маленькая теплая церковь в честь Николая Угодника (1712). Посвящение одного из приделов ее Алексею – человеку божию связывают с именем заказчицы – Евдокии Лопухиной, этим отметившей память о единственном своем сыне – царевиче Алексее Петровиче. В 1718 году он умрет при таинственных обстоятельствах в заключении в Петропавловской крепости, обвиненный в заговоре против отца. И жена, и первенец-сын были противниками бурных реформ, проводившихся в жизнь Петром I, что и сблизило их судьбы.
Расположенная в Петропавловской церкви одна из экспозиций музея-заповедника знакомит посетителей с коллекцией образцов росписи по дереву. Это исконно народное искусство, издревле существовавшее на Руси, достигло высочайшего расцвета. Свидетельство этому – представленная в экспозиции так называемая иорданская сень (конец XVII века).
Напоминающий беседку девятиметровый шатер на четырех столбах, состоящий из более чем 200 деревянных деталей, виртуозно расписан яркими цветами и травами. Сень уникальна – подобной нельзя увидеть ни в одном музее страны.
Еще к одному архитектурному комплексу – бывшему пригородному Васильевскому монастырю – от города на восток за валы ведет древняя Васильевская улица. Возникший в XIII веке, монастырь обзавелся каменными постройками только четыре столетия спустя – собором в честь Василия Великого (1662-1669), однокупольной постройкой небольших размеров, и тогда же сооруженной трапезной со Сретенской церковью. Скромные по оформлению, здания, безусловно, проигрывают в богатстве архитектурных форм и фасадного убранства по сравнению с посадскими постройками.
Здесь можно завершить знакомство с чудом, именуемым Суздалем, городом, по обилию памятников, по сохранности своего первоначального вида, не знающего себе равных на свете. В настоящее время здесь на площади 9 кв. км имеется и подлежит охране свыше 200 памятников архитектуры XII – XIX веков. Город сумел сохранить древнюю топографию, непередаваемый колорит старинного русского города, удивительную гармонию древнерусской архитектуры и окружающей среды.
Комментарии к книге «Суздаль», Илья Валерьевич Мельников
Всего 0 комментариев