«Сквозь мёртвую и живую кровь. Рабочие материалы ко 2 части.»

1802

Описание

Интеллектуальный трёп на исторические (и не только исторические) темы. Эссе о Евреях и Египте, о Яхве, Христе Спасителе, Аллахе и боге Амоне, о библейских фараонах, о греках и Манефоне, о египетской истории по Манефону и о истории Египта без Манефона. Одним словом: Трёп. Или Логос. Или Слово.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Один очень древний детектив

Миша Бродский

Сквозь мёртвую и живую кровь

Рабочие материалы ко второй части детектива.

Интеллектуальный трёп

на исторические (и не только исторические) темы.

Эссе о Евреях и Египте,

о Яхве, Христе Спасителе, Аллахе и боге Амоне,

о библейских фараонах, о греках и Манефоне,

о египетской истории по Манефону и

о истории Египта без Манефона.

Одним словом: Трёп. Или Логос. Или Слово.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Евангелие от Иоанна. Перевод Кирилла и Мефодия.

В начале была Мысль, и Мысль была у Бога, и Мысль была Бог.

Евангелие от Иоанна. Почти подстрочный перевод.

В началѣ бѣ слово и слово бѣ къ Богу и Бог бѣ слово.

[В начале было слово и слово было к Богу и Бог был слово].

Евангелие от Иоанна. Церковно-славянский вариант.

Прошлой ночью я видел на лестнице маленького человечка,

которого там не было.

Древняя египетская песенка. Перевод подстрочный.

[Барбара Мертц. Красная земля, чёрная земля].

Рабочие материалы к продолжению детектива.

Оглавление

Коллекция эпиграфов для второй и третьей части - 03

Предисловие. Как получилось, что я это написал? - 04

Новые персонажи, от лица которых пойдёт рассказ - 05

Евреи и Египет: Зависимости и взаимопересечения. - 08

Яхве; Адонай; Амон, Амен, Аминь; Амон-Ра; Иисус Христос; Аллах.

О переводах: Музыка изотерических лозунгов и магических формул.

Обряд обрезания. Евреи и Египтяне. Авраам и Моисей. - 11

Иосиф Флавий и Манефон. - 13

Кто такой Манефон? Или, что такое Манефон?

История Египта по Манефону.

Другая история Египта, не по Манефону. - 15

Первобытный, не значит примитивный.

Цивилизованный, не значит культурный.

Современный, не значит умный.

Ментухотеп II из XI династия царей. - 18

Переломный момент в Истории Египта.

Следы постороннего вмешательства.

Аменемхет I, основатель XII династии. - 20

Золотой век Египта. Второе вмешательство.

Историческая правда, художественная правда ... Кто сильнее: слон или кит? - 24

Окончательный вывод: Тора это главный источник сведений о древнем Египте.

Визит Аврама в Египет. Мерикара и Ментухотеп. - 26

Гераклиополь и Фивы. Х и ХI династии царей.

Кто они: фараоны Аврама, Иосифа и Моисея? - 31

Новая хронология Рола и принцип Зомбарта Вернера.

Первоисточники Древнейшей истории Египта. - 34

Дешифровка древних текстов: Перевод или интерпретация?

Две параллельные истории Египта.

Манефон, сфинкс, пирамиды и тексты в них. Кто и когда их построил? - 39

Дочь фараона Хеопса и моё недоверие к её физическим возможностям.

Борьба Авареса, города фараонов-гиксосов, и Фив, города бога Амона. - 42

Кто такие гиксосы и кто были жрецы бога Амона?

Что значит еврей и что это такое: египтянин?

Мы и древние люди, жившие 5 000 лет назад. Были ли они такими же как мы? - 46

Кастовая структура древних сообществ. Касты Индии и касты Египта.

Этнический состав Древнего Египта. Негры или семиты?

Долина реки Нил до евреев: локальная биосфера, единый организм.

Коллекция эпиграфов.

Когда я слышу слово интеллигент, моя рука сама нажимает на курок ...

Герман Геринг.

Я вдруг утратил чувство локтя с толпой кишащего народа

и худо мне как ложке дегтя должно быть худо в бочке мёда.

Игорь Губерман.

За столькое приходится платить, покуда протекает бытиё

Что следует судьбу благодарить, за случаи, где платишь за своё.

Игорь Губерман.

И мерзко, и гнусно, и подло, и страх, что заразишься свинством

а быдло сбивается в кодло и счастливо скотским единством.

Игорь Губерман.

All animals are equal, but some animals are more equal than others.

Все животные равны, но некоторые равнее.

Дж. Орвелл. Скотская ферма.

Лозунг обезьян бандерлогов: это правда, потому что мы все так говорим.

Редьярд Киплинг. Книга джунглей.

Именно евреи стали тем фактором, который обуславливал собой экономический подъём или упадок главных географических пунктов. Там где они появлялись хозяйственная жизнь расцветала, когда они уходили она замирала.

Зомбарт Вернер. Евреи и хозяйственная жизнь.

По свидетельству Плиния, Сенеки, Аристотеля, Страбона и других, египетские женщины рождали часто и по многу - по три, по четыре и по пять детей.

Связано это с необыкновенной производительностью египетской природы, сообщавшейся и жителям нильской долины.

Толковая Библия. 1904 г. Исход. Комментарий к главе 1.

Чтоб ты жил в эпоху перемен.

Древнее китайское проклятие.

Есть дюжины различных способов объяснить любое существующее явление

- и все они верные.

Основной тезис египетской религии в формулировке профессора Г.Фрэнкфорда.

Барбара Мертц. Красная земля, чёрная земля.

Мой небосклон хрустально ясен и полон радужных картин

не потому, что мир прекрасен, а потому, что я кретин.

Игорь Губерман.

Есть люди, в которых живет Бог, есть люди, в которых живет Дьявол,

а есть люди, в которых живут только глисты.

Фаина Раневская.

История не знает сослагательного наклонения.

И.В.Сталин. В беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом.

Предисловие. Как получилось, что я это написал?

Первую часть книги я закончил послесловием. С тайной надеждой облегчить себе жизнь я заявил это послесловие ещё и как предисловие ко второй части. Начав работать над продолжением детектива я понял, что эти мои еврейские штучки не пройдут. Сократить работу не удастся. Самостоятельного предисловия ко второй части не избежать.

Получилось даже хуже. Сначала я пытался тщательно продумывать, какие из моих мыслей и фантазий должны войти в это предисловие, а какие нет. Потом думать надоело и я стал писать всё подряд, оставив работы по селекции на потом.

Попутно я обсуждал свои впечатления от истории Египта с друзьями-оппонентами. Есть у меня такие. Мы давно существуем в некотором симбиозе. Каждый из нас имеет право нести любую чушь - все остальные, по условиям симбиоза, обязаны на эту чушь реагировать.

Но тут друзья быстро от меня устали и потребовали, чтобы я всё записал. Только тогда они согласны продолжить со мной этот трёп.

Я и записал. А что было делать? Хотя, конечно, с их стороны это нечестно. Я с ними так никогда не поступаю.

Так получилось это эссе. Большинству я настоятельно советую его не читать. Подождите вторую часть.

Там будет правильное предисловие, тщательно продуманное и аккуратно проработанное. В меру моих сил и возможностей, конечно.

Если, всё таки, читать станете, то я за последствия не отвечаю.

Я Вас предупредил.

Новые персонажи, от лица которых пойдет рассказ.

У второй части книги будет другой главный герой-рассказчик. И если предыдущее первое лицо книги: Осия сын Нава (Иисус Навин), личность в Торе известная, то новый рассказчик это персонаж из категории Ора: ещё одна тень из бездны времени. Осия (и другие персонажи первой части) в книге останутся. Сменится только рассказчик.

Сын египтянина и еврейской женщины. Есть в Торе такой человек. Мы как-то странно ничего о нём не знаем. Просто: «сын одной Израильтянки, родившийся от Египтянина». Какой египтянин, какая израильтянка? Как звали этого сына? Как звали его отца и мать? Ничего.

В Септуагипте (греческий вариант Библии) есть имя матери: Саломиф дочь Давриина из племени Дана [Септуагипта. Левит 24:11]. Но очень уж это корявая и явно поздняя вставка.

Как занесло парня в еврейский исход? Почему история с ним так возбудила евреев? Почему Моисей придавал такое значение разборке с этим, объявившемся из ниоткуда, персонажем? Явился из ниоткуда и ушёл в никуда. Оставив нам один из основных законов Моисеевой религии: «Не упоминай имя Господне всуе!»

Написано в Торе: «Поссорился сын Израильтянки с Израильтянином. Хулил он имя Господне и злословил. И привели его к Моисею. И посадили его под стражу, доколе не будет объявлена воля Господня».[Тора. Левит 24:10-12].

Видать по всему, не простой был парень. Не мог Моисей сам принять решение о судьбе этого человека. Должен был он с кем-то согласовать его смерть.

Получив разрешение, Моисей устроил казнь показательную, народную. «Выведите злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и пусть всё общество забьёт его камнями». [Тора. Левит 24:14].

Авторы комментариев к Толковой Библии, назвали этот эпизод «редким и загадочном». [Толковая Библия. 1904 г. Левит: Комментарий к главе 24]. Нельзя с ними не согласиться. Что значит «поссорился»? Как именно «хулил»? О ком и как «злословил»?

Есть в этой истории какое-то второе дно. Слишком уж все взбудоражились: и общество еврейское, и Моисей. Видимый повод не соответствует реакции на него. Я претендую на создание детектива и, если есть тут второе дно, то я просто обязан использовать этот библейский минисюжет с максимальной отдачей.

Есть ещё и такой момент. Проблемы этого парня мне персонально интересны. У меня отец еврей и мать русская.

По современным еврейским законам национальность наследуется от матери. По законам Талмуда, но не по законам Торы. Я уважаю мудрецов, создавших Талмуд, но тут у них явный перебор.

Потому как если следовать Талмуду, то придётся из списка евреев удалить патриархов двух колен Израилевых: Манассию и Ефрема, сыновей еврея Иосифа и египтянки Асенефы, или царя Соломона, сына еврея Давида и хетеянки Вирсавии. Есть в Торе и другие примеры на эту тему.

Игнорировать какие-то факты из Торы: я могу это себе позволить, а создатели Талмуда нет. Они обязаны следовать каждой букве Закона. Что дозволено быку, не дозволено Юпитеру. Наоборот, впрочем, тоже верно.

С другой стороны, в русской традиции принято наследовать национальность от отца. Получается: среди евреев я нееврей, среди русских я нерусский.

У меня есть несколько вариантов поведения. Я могу наплевать на все эти национальные завихрения и считать себя гражданином вселенной. Или я могу выбрать одну национальность и забыть о второй. Могу вообще записать себя в американцы. Тем более, что у меня есть американское гражданство.

Ни один из этих вариантов мне не подходит. Я представитель Великого Еврейского Народа. И я представитель Великого Русского Народа. Я не собираюсь отказываться от этой чести - представлять сразу два Великих Народа.

Мне остаётся позиция: среди русских я еврей, среди евреев я русский. Среди остальных по обстоятельствам: кого больше не любят в данном конкретном окружении, тот я и есть.

Приняв такое решение, стоять надо жёстко. Удар держать. В любой момент можно пачку словить: что слева, что справа. Жить так может быть не всегда комфортно, зато всегда весело. (Комфортней быть евреем среди евреев и русским среди русских).

Реакцией меня природа, слава богу, не обидела. Так что всегда (почти всегда) могу правильно ответить за любую из своих национальностей: когда словом, а когда и делом. Это по обстоятельствам.

Есть одна проблема: часто бывает, отвечаю неадекватно, слишком резко. Потом об этом жалею. Что поделаешь, реакция у меня явно быстрее мозгов.

Всеми этими заморочками я нагрузил своего героя из ниоткуда. Тут он у меня и попался. Сам виноват, судьба у него такая: вляпываться в чужие истории. А не надо слова говорить лишние! Думать надо сначала, потом реагировать.

И вот результат: этот парень органично вписался в мою книгу на одну из заглавных трагических ролей.

Персональные причины это всегда важно, но есть ещё некие потребности сюжета, для удовлетворения которых мне понадобился такой вот странный персонаж.

В первой части книги я поручил рассказывать историю Египта, Израиля и историю взаимопересечений этих двух супергероев иудею Ору. Естественно, получилась односторонняя точка зрения: взгляд на историю со стороны еврея-кочевника.

Во второй части мне нужен рассказчик с более широким кругозором. Может быть даже с перекосом в другую сторону. Так я вышел на непонятного, неуместного в Торе человека: сына Египтянина и Израильтянки.

Есть у нового героя один недостаток - его убивают рано. Он из тех интеллигентов, при упоминании о которых у Германа Геринга рука сама нажимала на курок. Это не боец. Это свидетель. Такие долго не живут.

Он успеет рассказать нам историю Египта и историю евреев в Египте. Расскажет о еврейском Боге и как этот Бог стал египетским богом Амоном.

Этот парень прошёл с евреями путь от Тростникового моря на выходе из Египта до горы откровения. Его глазами мы увидим бой с Амаликом. Он расскажет нам о ковчеге и скинии, о божьем огне и скрижалях завета.

Он свидетель. Он видел кровь и предательство. Видел сильных и смелых людей, закрывающих глаза, когда убивают их сыновей. И видел как трусы встают во весь рост и принимают смерть с открытыми глазами за свои убеждения.

Он и сам так войдёт в свою смерть. С открытыми глазами. Много чего он расскажет, но много останется не рассказанного. Рано его убьют.

Я бы его не убивал. Но я ведь не настоящий писатель. Я этими вещами не управляю. Вопросы жизни и смерти в этой книге под контролем у Торы.

Так получается, что будет и третья часть. Есть уже следующий рассказчик. Ещё одна тень из Торы: Авнан сын Фалефа Рувимлянин.

В Торе написано:

- Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы,

Восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрание, люди именитые.

И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; всё общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» [Тора. Числа 16:1-3].

Это всё. Только одно место в Торе, где всего один раз упоминается этот человек: Авнан сын Фалефа из племени Рувима.

На следующий день, снова вышел Корей против Моисея. С ним были братья-рувимляне Дафан и Авирон. Были с Кореем и 250 мужей собрания, цвет и гордость Израиля. Были с Кореем и погибли с ним. Авнана среди них не было.

Я старательно не называю эту гадину героем. Рука не поднимается.

Почему так: читайте во второй и третьей частях книги.

Евреи и Египет: Зависимости и взаимопересечения.

Яхве; Адонай; Амон, Амен, Аминь; Аммон-Ра; Иисус Христос; Аллах.

Музыка изотерических лозунгов и магических формул.

С рассказчиками разобрались. Вернёмся теперь к основным принципам, положенным в основу моих детективных расследований.

В Эссе о Торе и евреях [Общее предисловие к этой книге] я сформулировал 7 базовых тезисов моего детектива. Настало время добавить ещё парочку пунктов в этот список.

Тезис 8. Нельзя рассматривать историю евреев в отрыве от истории Египта.

Вряд ли кто-нибудь серьёзно будет против этого возражать. На интервале от образования Среднего Царства в Египте (времена Иосифа) и до вавилонского пленения евреев, это, безусловно, факт. О границах интервала можно спорить, но сам тезис при любых модификациях этих границ остаётся неизменным.

Тезис 9. Нельзя рассматривать историю Египта в отрыве от истории евреев.

С этим утверждением посложнее. Этот мой тезис может в очередной раз дать повод обвинить меня в еврейском шовинизме. Ну да бог с ним, разом больше, разом меньше... Кто нам-вам эти разы считает?

На интервале от появлении евреев в Египте (это ещё до Иосифа, в середине XI династии царей, племена Манассии и Ефрема) и до перехода Египта в мусульманство для меня это факт. Нет в этом интервале истории Египта отдельно от истории евреев.

Где-то там, посередине, расположился и Библейский Исход евреев из Египта в Ханаан, землю обетованную - основной сюжет моего боевика и один из главных сюжетов Торы.

На самом деле ничего порочного в девятом тезисе нет. Надо только не бояться иногда предположить, что какие-то персонажи Египетской истории были евреи. Как минимум по происхождению. Я, как Вы надеюсь заметили, делать такие предположения не боюсь.

Самым важным египетским персонажем еврейского происхождения безусловно является бог Амон. Как я уже писал ранее, изначально это был Бог евреев. Евреями были и жрецы Амона.

Амон, Амен, Аминь, Аман, Аммон, Умин - это одно слово. Семитское слово, означающее “сокрытый, сокровеный, невидимый, вездесущий”.

Для начала давайте зафиксируем сам факт идентичности еврейско-христианско-мусульманского Бога и египетского бога Амона. О том, кто у кого скоммуниздил идею такого Бога поговорим позднее.

Я, когда открыл для себя эту одинаковость, так даже возгордился. Я ведь много чего начитался. И по религиям, и по истории древнего Египта. Вроде как нигде такое не встречал. Вроде как вполне самостоятельная, моя собственная идея.

На всякий случай поискал на интернете ... Конечно же, нас, таких как я, оказалась куча. И начало этой кучи теряется в совсем далёкой древности.

Так что, приоритета у меня тут нет. И это хорошо, потому как взамен я получаю замечательную точку опоры для возведения некоторых интересных (как минимум для меня самого) конструкций.

Конечно, я бы и без интернетовской информации возводил свои пирамиды, но так как-то спокойнее. Люблю прятаться за фразу: «Не я это придумал. Я это подсмотрел».

Собранная на интернете коллекция высказываний на заданную тему, оказалась внушительной. Приведу некоторые из них. В основном я здесь цитирую «Теософский словарь» составленный в 19 веке Джоном Мидом. Но это только потому, что он хорошо систематизирован. Пользоваться им удобно. А вообще-то источников и материалов на эту тему много.

Скажу так: не знаю как Вам, а мне в этом копаться было интересно. Вот что мне из этой коллекции особенно приглянулось:

  • Амен. В еврейском языке образован из букв А М N - 1, 40, 50 - 91 и таким образом однороден с "Иегова Адонай" - 10, 5, 6, 5 и 1, 4, 50, 10 - 91 вместе; это одна форма еврейского слова "истина". В просторечии Аминь (Amen) считают означающим "да будет так". Но в изотерической речи Амен означает "сокрытый". Мането Себеннит уверяет, что это слово обозначает то, что скрыто, и от Гекатея и других мы знаем, что египтяне употребляли это слово для призывания своего великого Бога Тайны, Аммона (или "Аммаса, скрытого бога"), чтобы тот проявил себя им. .... Иегова-Адонай есть другая форма одноголового бога - Амуна или Аммона, которого египетские жрецы призывали под именем Амена.

  • «Рабби Ханина, мудрец эпохи Талмуда, отметил, что слово Амен (Аминь) является акростихом фразы «Эль мелех нээман», «Бог — верный Царь» ...

  • Амен. Аминь, еврейское слово, обозначает «правда, верность, истинность». Слово «Аминь» как Имя Господа встречается в Откровении 3:14. Спаситель сам назвал себя: «… так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия». Словом Амен оканчиваются молитвы христиан, многие Послания Апостолов и некоторые псалмы. Это слово используют в своих молитвах евреи и мусульмане.

  • АММОН (Егип.) Один из великих богов Египта. Аммон или Амун гораздо старше Амуна-Ра, и идентичен с Ваалом. Одноголовый Бог, Хаммон, Владыка Неба. Он Бог Тайны, и иероглифы его имени часто перевернуты. Он именуется "само-порожденным". Он Владыка престолов земли... Владыка Истины, отец богов, создатель человека, творец зверей, Повелитель Бытия, Просветитель Земли. ...Все сердца смягчаются, видя тебя, властитель жизни, здоровья и силы! Мы поклоняемся твоему духу, который один сотворил нас", и т.д. "Одноголовому" Богу евреи жертвовали ягнят, и ягненок христианской теологии есть замаскированный отголосок того овна. [Джеймс Бонвик, "Egyptian Belief"].

  • Тут уж, как говорят в миру среди интеллигентов: умри - яснее не скажешь. Бог Адонай (Господь) Моисея; Иисус (Спаситель) христиан; Аллах мусульман; Амон, главный Бог Египта времён Среднего царства; главный Бог Нового египетского царства Амон-Ра - все они ведут свою родословную от древнего Бога предков евреев Аврама, Исаака и Иакова. Бога без облика, без голоса, без имени. Бога сокровенного, сокрытого, незримого, вездесущего.

    Амен - это не имя. Это коллекция характеристик. Мы не знаем имени Бога. Никто не может знать имя Божие. У Бога вообще нет имени. Это то, что так и не смог понять Моисей [Тора. Исход 3:13-15].

    Мы только знаем, что это Бог правдивый, верный, истинный. Бог всемогущий, Бог творец. Он тот, кто всё создал, но его самого не создавали. Он был всегда, он начало всего. Бог сам себе имя. И имя Бога само есть Бог.

    «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Красиво перевели Кирилл и Мефодий. Красиво, но скорее всего неправильно. В греческом оригинале на месте «Слово» стоит «Логос».

    Святые создатели кириллицы перевели Логос как «Слово». У древних греков (например, у Гераклита) оно означало «мысль», «замысел».

    «В начале была Мысль, и Мысль была у Бога, и Мысль была Бог». Не так красиво, но смысла больше. Хотя, в данном случае, красота, похоже, важнее смысла.

    Есть еще один, наиболее близкий к оригиналу, перевод с греческого на церковно-славянский. В современной транскрипции он выглядит так:

    «В начале было слово и слово было к Богу и Бог был слово».

    Этот перевод мне совсем нравится. До мурашков по коже.

    Я, собственно говоря, пытаюсь обратить Ваше внимание на тот факт, что есть фразы, где любые незначительные изменения в переводе отдельного слова, предлога или даже просто перестановка слов, существенно меняют и смысл и музыку текста. Факт этот справедлив практически для всех изотерических лозунгов и магических формул: как древних, так и современных.

    Так что, когда в качестве исторического аргумента приводится перевод какого-либо священного текста из пирамид Древнего Царства, я, не то чтобы не верю, я, скажем так, сомневаюсь.

    Не переставили ли случайно какие-то два слова? Или может выбрали из нескольких возможных переводов слова значение не совсем правильное в контексте данного гимна или колдовского заклинания? О проблемах перевода священных египетских текстов мы продолжим наш разговор немного позднее.

    «Прошлой ночью я видел на лестнице маленького человечка, которого там не было». Отрывок из древней египетской песенки. Барбара Мертц утверждает, что это подстрочный перевод. [Барбара Мертц. Красная земля, чёрная земля].

    Перевод может быть и подстрочный, но с папируса, датируемого временем Новейшего Царства. Саму же песенку относят к Среднему Царству.

    Египетские языки Среднего, Нового и Новейшего Царств это совершенно разные языки. То есть, песенка дошла до нас через длинную цепочку переводов, переписанная неизвестно сколько раз.

    Но ведь как красиво. Для меня это значит, что мы, на своём конце цепочки, вдохнули подлинный воздух тех древнейших времён.

    Любой перевод правда, если в том, что получилось, есть музыка

    и это красиво.

    Обряд обрезания. Евреи и Египтяне. Авраам и Моисей.

    Навязчиво всплывает интересный вопрос о практиковавшемся в Египте обряде обрезания. Про обрезание у египтян говорят греки. Есть про это какие-то картинки в гробницах и храмах, какие-то слова в документах (заметим, что не в самых древних).

    Отдельно, теми же греками, отмечается, что египтяне, в отличии от евреев, этому обряду особенного значения не придавали.

    И тут делается неожиданный для меня вывод, что евреи слямзили этот обычай у египтян. Самые приличные из историков (как древних, так и современных) хотя бы соотносят это заимствование с Аврамом. Все таки очень уж явно в Торе указано, что ввёл обрезание у евреев именно Аврам.

    Подсмотрел у высокоразвитых египтян и ввёл среди диких, примитивных евреев этот весёлый и красивый обычай. Евреи ведь сами ничего не придумывают. У других подсмотрят и выдают за своё. Вам про это любой бывший инструктор райкома КПСС скажет.

    Я сам слышал такое на почему-то обязательной для нас, программистов, лекции пропагандиста из райкома партии. Лектор в таком ракурсе излагал историю создания теории относительности Эйнштейна.

    С лектором из райкома всё понятно. Человек скорее всего нигде не учился. Партшкола не в счёт. Хотя, партшкола это наверное и есть то место, где он узнал про Эйнштейна и про его теорию относительности..

    Но когда мне о том же и практически теми же словами говорит мой близкий друг Феликс Карпинский, светлая голова, доктор физмат наук, очень хороший математик и очень хороший физик - это уже становится забавно.

    Несмотря на подозрительную фамилию, к евреям Феликс не имеет ни малейшего отношения. Корни у него в основном славянские. Вроде есть ещё латыши. Евреев точно нет. Хотя, с такой фамилией и именем, лучше бы ему уже быть евреем. Всё равно подозревают.

    Получается, что не только у примитивного инструктора райкома КПСС, но и у матёрого интеллектуала Феликса Карпинского есть какие-то странные, необъяснимые комплексы. Почему-то связанные именно с Эйнштейном и с его (однозначно его, Эйнштейна) теорией относительности. Вроде как Эйнштейну не положено быть гением. Не положено, и всё.

    Ладно, это не наши проблемы. Нас, евреев, они не касаются. Своих проблем по самое не хочу. Вернёмся к обрезанию.

    Некоторые мыслители (тот же Иосиф Флавий) смело ассоциируют появление обычая обрезания у евреев с бывшим «египетским жрецом» Моисеем, овладевшим нечувствительно всеми удивительными знаниями и заветными тайнами загадочного Египта.

    Со слов тех же древних греков эти великие премудрости достались ещё более древним египтянам от совсем уже древних атлантов.

    О происхождения чудес египетских есть и наши, современные идеи. Пришельцы!!! То ли из других галактик, то ли из каких то уж совсем параллельных вселенных. Пришельцы построили пирамиды, а потом оставили египтянам (в дар, за хорошее поведение) великое множество удивительных тайн и разных штучек.

    Бог с ними, с атлантами и пришельцами. Но вот обрезание + Моисей конструкция, прямо скажу, странная. Если вспомнить тот факт, что не делали обрезание евреи при Моисее. 40 лет блуждали по пустыням не обрезая своих сыновей.

    До Моисея обрезали, и после Моисея обрезали. А при Моисее нет. [Тора. Иисус Навин 5:2-8]. Сам Моисей, почти наверное, тоже был не обрезан. По крайней мере, про то, что его после рождения обрезали, в Торе нигде не сказано.

    Зато прямо из Торы следует, что сыновья Моисея от мадианитянки Сепфоры при рождении не были обрезаны [Тора. Исход 4: 25-26]. То есть, у мадианитян такого обряда не было.

    Из Торы мы знаем, что Аврам обрезал своего сына Исаака (от законной жены Сары) на восьмой день после рождения [Тора. Бытие 21: 4]. В честь этого события обрезают потомки Исаака евреи своих сыновей на восьмой день жизни.

    Обрезал Аврам и себя и своего старшего сына Измаила (от рабыни, египтянки Агари). Было тогда Измаилу 13 лет [Тора. Бытие 17: 23-27]. С тех пор обрезают своих мальчиков потомки Измаила (арабы, а за ними и все остальные мусульмане) на 13 году жизни.

    Но нигде не сказано, что Аврам обрезал сыновей от своей второй законной жены Хеттуры, потомками которых были мадианитяне.

    Я не сомневаюсь, что Моисей был мадианитянен. И для меня ничего странного нет в том, что не знал Моисей этого древнего еврейского обычая. Не знал или не понимал.

    А ведь обрезание для евреев это основной обряд, символизирующий Завет между Богом и и израильтянином. Так написано в Торе и буквально так я это и призываю понимать.

    Сейчас, среди образованных евреев, принято приписывать обряду обрезания разные медицинские обоснования. В жарком климате и т.д. Я считаю, что не надо этого делать. А надо понимать так, как написано.

    В Торе написано, что обрезанность это признак, выделяющий древних евреев среди остальных народов. Знак, означающий, что перед нами еврей: человек, связанный заветом с Богом. Так и надо это воспринимать.

    С другой стороны, мы говорим о евреях, живших в Египте, - о египетских евреях. Подводя итог всему вышесказанному, берусь утверждать, что идея о распространённости обрезания среди египтян это явное и понятное недоразумение.

    Это тоже самое, если некий будущий историк 30 века, прочитав некое художественное произведение 20 века, обнаружит, что в России некто Бродский Наум сделал обрезание своему сыну Михаилу. И на этом основании решит, что у русских было принято делать обрезание. Ему, правда, тоже придётся указать, что русские не придавали этому обряду особенного значения.

    Мы знаем, что обрезание в Египте практиковалось жрецами Амона. На основании этого греками (про греков разговор отдельный) делается вывод, что обрезались и остальные египтяне тоже.

    Версия, что жрецы Амона это евреи, потому и обрезаны,

    греками не рассматривалась.

    Иосиф Флавий и Манефон.

    Кто такой Манефон? Или, что такое Манефон?

    История Египта по Манефону.

    По Иосифу Флавию евреями были также фараоны-гиксосы, цари-пастухи, правившие Египтом чёрт знает сколько лет. Мы используем этот факт позднее.

    Я с подозрением отношусь к информации из рук Иосифа Флавия. После его рассказов о Моисее, египетском принце, великом египетском полководце, победителе народов - врагов Египта, претенденте на египетский трон и т.д., и т.п. -нет ему доверия.

    Но в вопросе с гиксосами-евреями я ему верю. Меня интонация убеждает. Он говорит об этом как о самоочевидном, общеизвестном факте, не требующем особенного пафоса и объяснений. Просто: гиксосы были евреями. И все дела.

    И уж, конечно же, Флавий знал об этом больше, чем современная ему жадная до чудес толпа греков-туристов, шастающих по Египту в поисках древней мудрости. От коих современная историческая наука и почерпнула большую часть своих представлений о древнем Египте.

    Есть одна замечательноя личность, на которую все эти греки ссылаются. Это некий Манефон, якобы египетский жрец, от которого нам достался список правителей Египта: начиная с легендарных полубогов, правивших Египтом в додинастический период и заканчивая Александром Македонским.

    Точнее, как раз от Манефона нам не осталось ни строчки. Всё, что мы имеем, это цитаты-ссылки различных авторов на его 3-х томную «Историю Египта». История эта была написана почему-то на греческом языке. И ещё один интересный момент: оригиналы трудов Манефона исчезли без следа.

    Некоторые авторы (включая Иосифа Флавия), цитирующие Манефона, утверждают, что они эти оригиналы читали. Остальные цитируют уже этих авторов. Или просто переписывают цитаты на Манефона друг у друга.

    История с Манефоном тоже ещё тот детектив. Хоть всё бросай и прямо сейчас садись и пиши. Просматриваются различные возможные варианты.

    Вполне вероятно, что не было такого египетского жреца. А был какой-нибудь проходимец-египтянин (или грек, или еврей), выдававший себя за египетского жреца и продававший путешествующим грекам сокровенные сведения о древней истории и о секретных тайнах великого и могущественного народа.

    В Египте, на фоне гигантских пирамид, сфинксов, дворцов и фантастических храмов, организовать такого рода афёру было не так уж и трудно.

    Не исключён вариант, что таких проходимцев, работающих под вывеской Манефона, могло быть даже несколько.

    Другой вариант: какой-нибудь учёный грек (или опять же еврей), придумал египетского жреца Манефона. Чтобы доказывать свои собственные идеи и конструкции ссылками на этого мифического жреца. Среди учёного народа это запросто. Я сам такой. Люблю повторять, что не я это придумал. Что я это у кого-то подсмотрел.

    Всё же мне думается, что Манефон в действительности был. И он был действительно египетский жрец.

    Но тогда это ренегат и предатель. Ведь кроме Манефона никто из египтян никогда, никому и ничего из своих тайных знаний не раскрывал.

    Остаётся главный вопрос: зачем он это сделал? И ещё один вопрос, вроде помельче, но для меня звучащий очень интригующе: почему он свои книги писал на греческом языке? Что, египетский жрец не умел писать на своём египетском языке? Или это для того, чтобы грекам было его легче цитировать? Так сказать, спецзаказ?

    И, наконец, последний вопрос, уже к нам. Можно ли доверять ренегатам и предателям? Да ещё не зная причин, почему они предают свой народ и свой профессиональный клан.

    Есть другой подвариант последнего варианта. Манефон не ренегат и не предатель. А была это спланированная утечка информации. Египетские жрецы подготовили некий вариант истории Египта и слили его через Манефона греческим журналюгам типа Герадота, Страдона, Апиона и т.п. Сопровождая эту операцию жуткими завываниями типа: «Вы ... Греки ... Как ... Дети ... ууууу ...».

    В таком варианте всё становится на свои места. И греческий язык, на котором история Египта египетским жрецом написана, тоже. Дай грекам волю, они такого тебе с египетского напереводят, вовек не отплюёшься. Так что, не надо им эту волю давать: пусть лучше дословно цитируют - с греческого на греческий.

    Политическая подоплёка такой акции кристально ясна. Сил у Египта к тому времени уже не осталось. Весь завоёванный, перезавоёванный.

    Что у египтян осталось, так это развалины: пирамид, дворцов, сфинксов. Остались статуи: то ли богов, то ли царей. Тоже не сильно целые. Остались надписи на стеллах и стенах храмов на неизвестных языках. Остались предания, легенды и сказки: устные и в переписанных неисчислимое число раз папирусных свитках.

    И, самое главное: осталась мучительная загадка на все времена. Как могли те древние люди, жившие в том каменном веке, построить эти удивительные мегасооружения? Если даже просвещёным грекам с их математикой, механикой, физикой в самом разгаре железного века такое было явно не по зубам.

    Та же загадка мучает нас и теперь, спустя более чем 2 000 лет после тех греков. Такое строительство и для нас, в наш электронно-информационно-ядерный век, супер сложная (и супер дорогая) задача.

    Силу древностью истории и ссылками на бывшую мудрость не заменишь. Но это нам видно, со стороны и сквозь время. Жрецам, жившим тогда, возможно казалось, что они как-то ещё могут возвысить свою страну.

    Что им, кстати, вполне удалось. Почти каждый из живущих ныне людей знает, что Египет это страна самой древней цивилизации. Кто-то может быть вспомнит про Месопотанию. Где-то там в стороне есть Индия и Китай. Но Египет вне конкуренции. Все знания, науки, искусства, магия - всё оттуда.

    Потому что Манефон. И греки, будь они не ладны.

    Другая история Египта, не по Манефону.

    Первобытный, не значит примитивный.

    Цивилизованный, не значит культурный.

    Современный, не значит умный.

    Параллельно с Манефоновой историей Египта, которая начинается с доисторических дописьменных времён и заканчивается вполне знакомым нам обильнописьменным греко-римским периодом, существует ещё одна история древнейшего Египта. Современная и вполне законная с научной точки зрения. Подтверждённая множеством археологических, исторических, астрономических и ещё каких-то наук фактов.

    В этой, другой истории, Египет четырёхтысячелетней давности (2 000 лет до нашей эры + 2 000 наших лет) предстаёт как отсталое (на то время) замкнутое сообщество, заточенное на примитивное земледельческое производство. Примитивное, но достаточно эффективное в условиях Нильской долины.

    В то время, когда в Палестине и Сирии (я даже не говорю о Месопотамии) вовсю царствовала бронза, египтяне жили в самом что ни на есть первобытном каменном веке.

    Хочу только заметить, что «первобытный» и «примитивный» в моих книгах это не синонимы. Это совершенно разные понятия.

    Для пояснения своей мысли приведу фрагмент беседы известного полярного исследователя конца 19 - начала 20 века Кнуда Расмуссена и эскимоского шамана Ауа.

    На вопрос Расмуссена: Верит ли Ауа в то, что духи умерших живут среди живых людей? Ауа ответил:

    - Мы не верим, мы боимся. Все наши представления исходят от жизни и направлены к ней.

    Мы не объясняем ничего, мы не верим ни во что... Мы боимся всего, что видим вокруг себя.

    Мы боимся всех невидимых вещей, которые тоже нас окружают.

    Мы не знаем, как что происходит, мы не можем сказать, почему это происходит, но мы соблюдаем все древние правила жизни, оставленные нам предками, чтобы уберечь себя от несчастия. [Люсьен Леви-Брюль. Сверхьестественное в первобытном мышлении.]

    Обратите внимание на интеллект этого первобытного человека. Он не только сумел поймать проблему в коммуникации, но и дал нам удивительно изящную расшифровку этой проблемы.

    Так что, как ни прискорбно это сознавать, по интеллекту мы вряд ли превосходим первобытных людей. Хотя у эскимоса Ауа вполне могли быть какие-нибудь смешные для нас проблемы с использованием продуктов нашей цивилизации.

    Я, в молодые годы (в конце 60 годов прошлого века), провел некоторое, довольно продолжительное время в больнице. Там я познакомился (и подружился) с молодым парнем. Имя его я уже не помню, помню фамилию - Рядовой.

    Этот Рядовой занимался биологией, писал диссертацию. Что-то на тему «Сравнительный анализ поведения песца и лисицы». В соответствии с темой диссертации ему приходилось подолгу жить на Чукотке и он много чего мне нарассказывал про тамошный коренной народ.

    Действительно, у чукчи могут быть какие-то совершенно нам непонятные проблемы с использованием простейших бытовых приборов. Что вызывает у «продвинутого» цивилизованного человека приступ неудержимой иронии.

    Но ведь и мы, цивилизованные люди, предоставляем тем же эскимосам или чукчам (или каким-нибудь бушменам) массу поводов для иронии.

    Мой товарищ по больнице рассказывал, что если пятилетнего ребёнка-чукчу оставить среди абсолютно однообразной тундры, в незнакомом месте, далеко от дома, то он повернётся и пойдет строго в направлении дома.

    Когда мой знакомый пытался выяснить, как чукчи выбирают именно это, единственно правильное направление, то его просто нереставали понимать. Если надо домой, то зачем идти в другом направлении? Если дом вон там?

    Или ещё: его проводник и помощник чукча, вместо того, чтобы идти прямо по хорошо им известному направлению, мог вдруг затеять обход, километров в 5-8.

    Вопрос моего друга: «Почему они не идут прямо, как они уже это делали в предыдущий раз на этом маршруте?» только породил сочувственные взгляды в его сторону. Как можно идти туда, куда идти нельзя?

    Мой друг говорил мне, что среди тех людей он часто чувствовал себя примитивным, неприспособленным придурком.

    Можно, конечно, предположить, что чукча-проводник что-то знал про это место и скрывал эту информацию. Какой-нибудь там цвет снега или запахи, недоступные городскому жителю.

    Мой знакомый утверждал, что это не так. По его мнению, это была трудно объяснимая, на уровне интуиции, способность чувствовать опасность, вполне впрочем обычная для местных жителей.

    Поскольку мой сосед по больнице явно человек неординарного интеллекта, хорошо образованный, с широким кругозором, наблюдательный, с правильными реакциями: короче, настоящий учёный - у меня нет причин ему не верить.

    Похожие вещи описаны в книгах многих известных путешественников. Я читал нечто такое у Давида Ливингстона. Определённо это есть у Миклухи-Маклая, у Фернан Мендес Пинто. И ещё во многих местах.

    Чувство направления, чувство опасности есть и у животных. Первобытные люди эти чувства сохранили, а цивилизованные потеряли. Приобрели ли что-либо стоящее взамен - большой вопрос ...

    Цивилизованность это некий образ жизни, принадлежность к определённой среде обитания, к определённой группе. Речь не идёт о личных качествах конкретного индивидуума. Это типично групповая характеристика.

    Если Вы умеете пользоваться компьютером или стиральной машиной, это ничего не говорит ни о вашей культуре, ни о вашем интеллекте.

    Это означает только то, что Вас, в вашей группе проживания, научили пользоваться компьютером и стиральной машиной. Ничего больше.

    Хороший пример - те же американцы. Я не утверждаю, что среди американцев, цивилизованных до уж не знаю какой степени, нет людей высочайшей культуры и яркого интеллекта. Определённо есть, но мало.

    Подозреваю, что приблизительно такой же процент, как и у эскимосов из 18-19 веков или у египтян, живших 4-5 тысячелетий назад, ешё в самом, что ни на есть первобытном, каменном веке.

    Очень может быть, что этот процент вообще некая мировая константа.

    Основная же масса цивилизованных жителей американских (и не только американских) мегагородов, городов, городков, поселков, деревушек абсолютно примитивные существа.

    Все эти телевизионные сериалы про лоеров-юристов, всяческие шоу и мыльные оперы, порнографические рекламы по всем каналам, где голым девочкам на соски и лобок проставляют звёздочки, после чего эта штука почему то уже не считается порнографией.

    Есть ещё торт в морду - замечательная шутка, которая уже много лет смешит всю Америку. Ибо нет ничего смешнее на этом белом свете.

    Назвать это культурой определённо нельзя. И интеллектом здесь, конечно же, то же не пахнет.

    Вот и получается, что сравнение между современными цивилизованными людьми и первобытным эскимоским шаманом Ауа, жившим в 19 веке, для большинства представителей нашей цивилизации будет явно в пользу эскимоса.

    Надеюсь, я этим никого не обидел.

    А, впрочем, Ваше дело.

    Ментухотеп II из XI династии царей.

    Переломный момент в Истории Египта.

    Следы постороннего вмешательства.

    Вернёмся всё-таки к нашим древним египтянам. И к нашим древним евреям.

    Первые (завозные из Палестины) бронзовые изделия появились в Египте при Ментухотепе II из XI династии, правление которого принято считать началом Среднего Царства Египта. По Новой Хронологии Давида Рола это уже после 1 900 года до нашей эры.

    Появление первого регулярного войска в Египте также связывают с именем этого фараона. Создав регулярную армию из наёмников-азиатов (азиаты, в отличии от египтян, воевать умели), Ментухотеп II пошёл войной на царей Нижнего Египта из Х династии, правящих из Гераклиополя, и довольно легко их победил.

    Это было первое, по настоящему достоверно известное, объединение Верхнего и Нижнего Египта в одну страну. Сведения о более ранних объединениях страны - это или Манефон или тексты из пирамид.

    С Манефоном всё более или менее понятно. О проблемах, связаных с извлечением информации из древних египетских текстов, мы поговорим позднее.

    Тогда же, при Ментухотепе II, в Египте появились первые, пока ещё примитивные, ирригационные системы - отводные каналы, увеличившие посевные площади, доступные для земледелия, в несколько раз. Ему это нужно было, хотя бы для того, что бы содержать ту же регулярную армию наёмников.

    Хочу заметить, что такого рода ирригационные сооружения в Месопотамии и Палестине появились как минимум на 1000 лет ранее чем в Египте [Бардесски К.Д. Месопотамия: колыбель человечества].

    Используя своих наёмников Ментухотеп II посылает военные экспедиции против Нубии. Присоединив к Египту земли вверх по Нилу вплоть до вторых порогов, он обеспечивает контроль над нубийскими золотыми месторождениями.

    Какая-то часть солдат-кочевников поселилась у южных границ Египта в районе острова Элефантины - чуть севернее первого нильского порога. Они обеспечивали безопасность Египта с африканской стороны.

    Во время библейского Исхода эти племена тоже ушли из Египта, только не на северо-восток в Палестину, а на юг, в Африку. Как утверждает Хэнкок, от них произошли современные эфиопские евреи. [Хэнкок Г. Ковчег Завета]. По Хэнкоку библейский Ковчег Завета, в результате совершенно сумасшедшей детективной истории, был вывезен из Иерусалима эфиопскими евреями и, в настоящее время, хранится у тамошних христиан.

    Слава богу, эфиопские евреи Тору не знают. У них есть свои святые книги и своя религия, которая, на мой взгляд, даже ближе чем Моисеевская к исходной, Авраамовской. Мы в этой книге сконцентрированы на Торе, и поэтому с чистой совестью приключениями предков эфиопских евреев можем не заниматься.

    Ментухотеп II начал эпоху грандиозного строительства в Египте. Он восстановил старые и открыл новые каменоломни. Среди монументальных построек Ментухотепа выделяется мавзолей в Дейр-эль-Бахри, напротив Фив. Удивительный комплекс этих зданий стал классикой - служил примером для всех последующих поколений строителей Египта.

    Что характерно, стиль строительства этого мавзолея вроде как не имеет египетской предыстории. Неизвестные ранее технологии, непривычная для Египта архитектура - всё возникло как из ниоткуда, на пустом месте. Одно то, что основным строительным материалом стал кирпич, а не камень (типичная для Месопотамии технология), говорит само за себя.

    ХI линастия изначально правила в Верхнем Египте. Столицей этих царей был маленький городок-поселение, известный нам под греческим названием Фивы.

    Кстати: о городах Египта. Не было в Египте городов в то время. Были небольшие стационарные поселения.

    Нельзя даже сравнивать египетские Фивы, Мемфис или Гераклиополь конца третьего - начала второго тысячелетия до нашей эры с палестинским Иерихоном, который к тому времени существовал уже не менее трёх тысяч лет.

    Нельзя их сравнивать ни по возрасту, ни по размерам, ни по архитектуре. Иерихон тех времён был окружён мощной крепостной стеной с воротами и другими защитными сооружениями. А поселения в Египте зачастую не имели даже примитивной ограды. То есть, о цивилизации в Египте (о городской культуре, если дословно перевести на русский) до Среднего Царства и речи идти не может.

    Египтяне в этом не виноваты. Им это было просто не нужно. Египет жил в то время достаточно изолированно от остального мира. Со всех сторон его защищали от внешних врагов естественные преграды: пустыни, речные пороги. Поэтому ни строить укреплённые города, ни воевать толком коренные египтяне не умели.

    В неманефоновской истории Египта, египтяне всегда были мирным, очень консервативным народом. Наверное даже консервативнее китайцев, признанных лидеров в этом деле. Опять же, всё это не говорит о их примитивности. Просто меняться им было без надобности.

    Если же верить Манефону, то древние египтяне были отчаянными вояками. Это у них все остальные народы обучались военному искусству.

    Но, даже у Манефона: колесницы придумали не египтяне, лошадей приучили не они, лук многослойный не они придумали. И, самое главное, бронза. Бронзу египтяне стали делать даже не при Ментухотепе II. Как я уже говорил, при нём в Египте появились первые завозные бронзовые изделия из Азии.

    Делать бронзу египтян обучили азиаты при Аменемхете I, основателе XII династии. По Новой Хронологии Рола это где-то около 1800 года до нашей эры. С этого момента заканчивается в Египте первобытный каменный и начинается продвинутый (на то время) бронзовый век.

    Анализ событий во времена Ментухотепа II ясно показывает, что при нём имело место мощное постороннее вмешательство в историю Египта.

    Это вмешательство дало взрывной импульс

    к развитию новой великой державы.

    Аменемхет I, основатель XII династии.

    Золотой век Египта. Второе вмешательство.

    Следующий подобный взрыв следует связать с деятельностью фараонов XII династии. И начать надо с начала: с создателя династии, удивительного фараона Аменемхета I.

    У меня задумана отдельная книга про этот период. Так что я здесь просто перечислю события, связанные с правлением этого фараона. Уверяю Вас, мало не покажется.

    Первое - бронза. Я про это уже говорил, но эта тема стоит повторения. При Аменемхете Первом в Египте стали делать оружие и другие предметы из бронзы. Впервые и повсеместно. При этом фараоне Египет даже не вступил, а просто таки ворвался в бронзовый век.

    Буду назойливым и повторюсь ещё раз: только при Аменемхете Первом в высокоинтеллектуальном Египте с супер-мупер развитой цивилизацией, доставшейся египтянам в наследство от атлантов (или от пришельцев), египтяне стали сами делать бронзу. До этого бронзу в Египет ввозили из дикого Ханаана.

    Таким образом, хронологически начало раннего бронзового периода в Египте совпадает с началом XII династии.

    Тогда же в Египте появились гончарный круг, вертикальный ткацкий станок, иетоническое алфавитное письмо, многослойный лук. И много ещё чего.

    Второе - земледелие. При Аменемхете I в Египте появляются плуг и высокоурожайные сорта культурной пшеницы и ячменя. В дополнение к примитивному земледельческому производству начинает применяться передовое (на то время) вспашное (с использованием животных) поливное земледелие.

    В сухих и пустынных местах строятся зернохранилища, в которых зерно могло храниться годы и даже десятилетия. Со временем эти хранилища превратились в города Телл эр-Ретаба и Телл эль-Масхута (библейские Пи-Тум и Чеку).

    Напомню, что по Торе, до дикого Иосифа из примитивного еврейского кочевого племени, продвинутые египтяне хранить зерно не умели.

    Жили от урожая до урожая. Был в этот год урожай - жили, не было урожая - голодали. Несколько лет подряд неурожай - катастрофа, почти вымирали.

    Третье - ирригация. Аменемхет I начал грандиозный, фантастический проект по созданию в Фаюмском оазисе ирригационной системы. В годы высоких разливов Нила излишки воды через канал Бар-Юсуф сбрасывались в озеро-водохранилище Карун. В годы низких разливов накопленная вода через систему шлюзов ниже по течению возвращалась обратно в Нил.

    Закончить весь проект удалось только Аменемхету III через 4 поколения. Но начал его Аменемхет I. Два небольших замечания: Бар-Юсуф в переводе с арабского означает канал Иосифа, а Карун это арабская модификация знакомого читателям Торы (и моей книги) еврейского имени Корей.

    Значение Фаюмской ирригационной системы для всего Египта трудно переоценить. Контроль над Рекой обеспечивал стабильность экономики страны.

    Дополнительно Аменемхет I получил под своё управление новый огромный зернопроизводящий регион. По оценкам некоторых историков, при нём количество пахотных земель в Фаюмском оазисе увеличилось в четыре с половиной раза.

    На новых землях, используя вспашное поливное земледелие, крестьяне могли получать урожай 3-4 раза в год (год в Египте это промежуток времени между двумя разливами Нила). Урожай с этих земель мог прокормить население в шесть раз превышающее прежнее по численности. [М. Хааг. История Египта]

    Четвёртое - государственность. Первое объединение Египта произошло при Ментухотепе II. Это было объединение Верхнего и Нижнего Египта под одним царём. Египет продолжал оставаться конфедерацией полунезависимых баронств-номов с местными удельными князьками-номархами.

    Эту плохоуправляемую кучу получил в наследство от последнего фараона XI династии Ментухотепа IV Аменемхет I, первый фараон XII династии. Именно он создал первое настоящее государство Египет - великую державу.

    Судя по некоторым признаком фараоны XI династии были негроиды, скорее всего нубийского происхождения.

    Что касается Аменемхета I, то он был как раз скорее всего семит (может быть ливиец), то однозначно не негр. Для того, чтобы это понять, достаточно посмотреть на его портрет. И, по тому времени, это означало, что он был не знатного происхождения.

  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Сквозь мёртвую и живую кровь. Рабочие материалы ко 2 части.», Миша Наум Бродский

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства