Андрей Сысоин
Духовные ландшафты Земли opus08
Жанр:
«Духовные ландшафты Земли opus08»
0
1225
THE FREEDOM DESTRACTION
(этюд-парафраз, opus 8)
(Че Гевара Э. Я - конкистадор свободы. М,:ЭКСМО,2000. 512 с. Лаврецкий И.Р. Эрнесто Че Гевара. 2 изд. М.,1973. 352 с. [ЖЗЛ, вып.512])
Ограничить бесконечность, казалось, может лишь Бог... Ведь за
космической гранью неминуемо нужно признать божественную силу. Не так
ли? ...есть грань, ограничивающая бесконечность Вселенной, - жизнь.
Эта грань не в эйнштейновской кривизне, она в противоположности жизни
и неживой материи. Жизнь есть свобода. Основной принцип жизни -
свобода. Вот тут и пролегла граница - рабство и свобода, неживая
материя и жизнь... Свобода, однажды возникнув, начала свою эволюцию.
Она шла двояко. Человек богаче свободой, чем простейшие. Вся эволюция
живого мира есть движение от меньшей степени свободы к высшей. В этом
суть эволюции живых форм. Высшая форма та, которая богаче свободой.
Это первая ветвь эволюции. Вторая ветвь эволюции - количественная.
Ныне, если считать вес человека в пятьдесят килограммов, человечество
весит сто миллионов тонн. Это намного больше того, что было, скажем,
тысячу лет назад. Масса живого вещества будет все увеличиваться за
счет неживого. Земной шар будет постепенно оживать. Человек, заселив
пустыни, Арктику, станет уходить под землю, все углубляя горизонты
подземных городов и полей. Возникнет преобладание живой массы земли.
Затем оживут планеты. Если представить себе эволюцию жизни в
бесконечность времени, то превращение неживой материи в жизнь пойдет в
галактическом масштабе. Материя из неживой станет превращаться в живую,
в свободу. Мироздание оживет, все в мире станет живым, а значит,
свободным.
[Иосиф Гроссман. Жизнь и судьба. III,25]
А теперь - наша история. Начнем, обозревая
1. Эпизоды революционной борьбы.
Прямой потомок последних испанских вице-королей Мексики и Перу, поэт, врач и террорист Эрнесто Гевара Серна, прозванный кубинскими крестьянами "Че-зубодер", с детства слыл непоседой и хулиганом. В 11 лет (1939) отправился в свое первое путешествие... Несколько дней спустя полиция поймала его в 800 км. от дома. А через пару лет уже вместе с отцом фабриковал дома бомбы (папа боролся с режимом Перона).
Став студентом Национального университета Эрнесто полностью посвящает себя приключениям и путешествиям.
1950 год. 14000 км. на мопеде по провинциям Аргентины. Затем нанимается матросом на грузовое судно, посещает Тринидат и Французскую Гвиану.
1951-52 годы. Студенты-медики Гранадос и Гевара путешествуют и практикуют по лепрозориям Латинской Америки: Чили, Перу (несколько дней среди развалин Мачу-Пикчу), спускаются на плоту по Амазонке в Колумбию, но промахиваются и оказываются в Бразилии, с трудом выбрались в Венесуэлу.
1953-54 годы. По окончании университета - второе континентальное путешествие: Боливия, Перу, Эквадор, Колумбия, Панама, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала. В последней Эрнесто проходит боевое крещение и становится революционером. Президент Гватемалы, полковник Арбенс выступает против гегемонии США. Тогда, при поддержке североамериканских ВВС и ВМФ, границу переходят 800 партизан и ставят Гватемалу на уши. У Арбенса есть 20 тысячная армия, но она его же и свергает. Гевара принимает активное участие в этой заварухе на стороне законного правительства, обращает на себя внимание ЦРУ и в итоге тайно бежит в Мексику.
В Мехико его приютил видный пуэрто-риканский террорист Хуан Хуарбэ. Жил Эрнесто впроголодь, пробавляясь случайными заработками. Женился на перуанской революционерке. И через год разыскал приличную работу в Институте кардиологии.
Здесь его и нашел д-р философии Фидель Кастро. 9 июля 1955 года два доктора пробеседовали всю ночь и утром стали соратниками. Фидель готовил вооруженную экспедицию на родной остров, в новую авантюру Эрнесто окунулся без оглядки.
На голой авантюре далеко не уедешь. Но Фидель - человек основательный – нашел нужного специалиста. Об этом человеке, ставшем учителем и духовным отцом Че Гевары, стоит рассказать особо.
Альберто Байо родился в 1892 году в испанской семье на Кубе, с детства жил в Испании. Закончил военное училище. Воевал в Марокко, служил в Иностранном легионе, в авиации. Выслужился до полковника, стал писателем. В гражданской войне сражался против франкистов. Участвовал в десанте на Мальорку, руководил подготовкой партизанских отрядов. После падения республики эмигрировал в Мексику. Занимался предпринимательством, преподавал в школе военной авиации, прославился как специалист по военным переворотам в банановых республиках. В 1955 году издал учебник "150 вопросов партизану".
Фидель обоял дона Альберто. Последний на свои кровные $ 26000 купил гасиенду в гористой местности и организовал там партизанскую школу. Старый полковник утвердил военную дисциплину, обучал стрельбе, чтению карты, маскировке, изготовлению взрывчатых смесей, метанию гранат, караульной службе. Гонял штатских революционеров в длительные марш-броски при полной военной выкладке в любую погоду. Гевара в школе отличился.
Дон Альберто обещал закончить обучение к середине 1956 года. Так и случилось: школу захватила полиция и выпускники отправились в тюрьму.
Фиделя среди них не было. Партизанских наук он не проходил - некогда было: добывал деньги и оружие, руководил подпольщиками Кубы, вел политические переговоры, писал статьи, воззвания и инструкции. Вся мексиканская общественность встала на его защиту. Заговорщиков освободили.
25 ноября 1956 года вооруженный отряд из 82 человек грузится на яхту "Гранма". Фидель произносит исторические слова:"Отдать концы и запустить мотор!" Перегруженная, с потухшими огнями "Гранма" ложится курсом на Сантьяго-де-Куба.
В первом же бою 5 декабря 1956 года в местечке Алегрия-де-Пио перед Геварой в полный рост встает гамлетовский вопрос. Отряд отступает. Около Че лежат медицинская сумка и ящик с патронами. На решение - секунды. Че хватает патроны и бежит к зарослям тростника. Так отрядный врач стал бойцом. Когда после боя к нему обратились раненые, он с полным безразличием показал собственные раны.
Затем было много сражений в горах Сьерра-Маэстра. Пополенный крестьянами, студентами, подпольщиками, отряд становится боеспособным. Партизаны набираются опыта в захвате воинских казарм в городках на отрогах Сьерра-Маэстры, в устройстве засад на дорогах, в окружении колонн регулярной армии, ведущей наступление на горы. Бои идут удачно. Вот только с Москерой партизаны справится не могут. Лейтенант кубинской армии Санчес Москера сам воевал по-паризански. С небольшим отрядом спецназа проникал в глубь партизанской территории, совершал диверсии и терракты. За год партизанской войны Санчес стал полковником и очень богатым человеком.
В горах разворачивалась герилья - беззаконие, анархия и хаос. Все взялись за оружие. Крестьяне, объединившись как с партизанскими, так и с регулярными дезертирами, мародерствуют, бьют и "барбудос" и "каскитос". Военные, особенно Москера, осуществляют поголовный террор. Из городов в горы подаются и бандиты.Новорожденная повстанческая армия с трудом удерживает позиции.
Летом 1957 года Фидель присваивает Че высшее звание майора и назначает командиром 4-й партизанской колонны. Че инициирует революционный террор: предатели, дезертиры, мародеры и бандиты расстреливаются; нарушители дисциплины - символически расстреливаются. На одном из подобных спектаклей присутствовал журналист и агент ЦРУ Эндрюс С. Джордж. Его репортаж в журнале "LOOK" станет сенсацией года.
К концу первого года войны партизаны создают настоящую армию и партизанскую республику. Налажено сельхозпроизводство, построены хлебопекарни, оружейные, сапожная и пошивочная мастерские. Созданы радиостанция и типография. Задуман аэродром (о котором так подробно рассказал Грэм Грин). Начинают функционировать суды. Крестьянам обещана аграрная реформа. Партизаны переходят в наступление.
1958 год. Во главе 4-й колонны Че триумфально шествует по острову. Регулярная армия бежит, едва заслышав его имя. Наступал Гевара красиво.
28 декабря, 8 утра, центральное шоссе, ведущее в Санта-Клару. По обочинам двумя цепочками двигаются 300 партизан. Точно посередине шоссе на джипе медленно едут майоры Че Гевара и Хименес с супругами. Торжественную встречу со стороны противника обеспечивают танкетка и самолет. Первая стреляет, второй бросает бомбы. Танкетку Гевара забирает себе. В городе его еще ждет бронепоезд. После небольшого недоразумения последний тоже достается нашему майору.
Пройдет совсем немного времени и в первые дни нового года Че первым из высших командиров вступит в столицу. Гавана встретит его овациями и цветами.
Че на вершине власти: правая рука Фиделя, член Политбюро, главный полпред острова Свободы. Список стран (всех континентов), которые он посетил, постов, которые занимал, международных конференций, в которых участвовал слишком утомителен. Подчеркнем: именно Че подписывает первое соглашение с СССР, а затем возглавляет кубинскую делегацию в метрополию коммунизма; представляет Кубу на Генеральной Ассамблее ООН. Мир узрел политика-оратора-поэта с обаянием и харизмой Байрона: молод, красив, образован, могущественнен, романтичен.
Отдавая дань уважения Учителю, Че в 1960 году садится за письменный стол и создает
2. Трактат о партизанской войне.
Труд посвящен Камило Сьенфуэгосу, но я не оговорился, вспоминая Альберто Байо. Трактат утомителен и удивителен. Избегнем первого недостатка и остановимся на втором достоинстве.
Это длинный поток в общем-то известных истин, с вкраплениями либо слишком ортодоксальных, либо парадоксальных сентенций и замечаний. Как практическое руководство в тактической войне трактат полностью не годится. Но в самом начале текста присутствует некая, привлекающая внимание загадочная фраза:"Партизан - преобразователь общества". Да... Эта мысль заводит в очень глубокие дебри.
Главная особенность партизана - стремление к свободе - уничтожение социальной несправедливости и неравенства. Эти антисоциальные действия разлагаются на два этапа.
Первый. Необходимое условие и место для начала войны - глубокая провинция. Партизан должен в совершенстве овладеть местностью. Прекрасно ориентироваться в геоландшафте: уметь быстро перемещаться, прятаться, автономно существовать. Партизан обязан освоить и преобразовать духовный ландшафт: изменить социальную культуру аборигенов, склонить их к союзу в борьбе, ибо народ непобедим. И тогда пусть отряд будет обезглавлен и рассеян - война не прекратится.
Когда местность освоена и "зачищена", можно приступать ко второму этапу: созданию новой социальной и производственной инфраструктуры. Ее отличие от старой - военная ориентация и топографические метаморфозы. И самое главное: "Точно установлено, что партизанская война является лишь этапом обычной войны и поэтому одной партизанской борьбой нельзя добиться конечной победы".
Мы приходим к тривиальному выводу. Борьба за свободу приводит к созданию нового государства, регулярной армии и обычной войне.
Что от этого имеет население, и в чем загадочность вышеуказанной фразы? Для населения действительно ничего не меняется: абориген остается социальной единицей, у которой только несколько меняется (количественно и качественно) баланс прав и обязанностей. Но фраза! Она дает иллюзию свободы и всемогущества. Это очень доходчивый слоган - мощное оружие в самой главной, информационной войне. Но, дадим слово Геваре:"Особенность партизанской войны в том и заключается, что каждый ее участник готов умереть, но умереть не во имя защиты какого-то идеала, а за то, чтобы своей смертью претворить этот идеал в действительность".
Я несколько обобщил и универсализировал идеи философа терроризма. Сам Че преследовал конкретные цели уничтожения старых и создания новых обществ "социальной справедливости". Для этого не надо ждать созревания революционных ситуаций - их создают "преобразователи общества". И весь трактат был нацелен на глобальную задачу - реализовать
3. Опыт континентальной революции.
Конечно же, США не могли примириться с "непотопляемым советским ракетоносцем" у своих южных берегов. Попытки оккупации, Карибский кризис, экономическая блокада, масштабная разведывательно-диверсионная деятельность - Куба с трудом выдерживала натиск. Фидель и Че задумались о стратегической оборонной доктрине. "Устроим янки десяток "вьетнамов"?"-предложил Че. Но гораздо заманчивей оказалась идея нанести удар в подбрюшье североамериканской империи: спровоцировать латиноамериканскую революцию. Континентальная революция возможна в Латинской Америке (вспомним Симона Боливара), объясняется она общностью культуры и исторической судьбы наций материка.
Разработанный Геварой предварительный план выглядел таким образом:
1). организовать разведсеть в столице Боливии Ла-Пасе;
2). построить цепь партизанских баз вблизи границ на территории Перу, Боливии, Аргентины;
3). расположить центр и тренировочную школу в глухой усадьбе на юго-востоке Боливии.
Предполагалось, что, базируясь в одной стране, боевые действия партизаны будут проводить в соседней. Для центра Боливия являлась самой оптимальной: граничит с Чили, Перу, Бразилией, Парагваем, Аргентиной; обладает вооруженным рабочим классом (регулярная милиция шахтеров); не имеет твердой центральной власти.
Опытный партизан, Че, конечно не рассчитывал на быстрый и окончательный успех, склонялся даже к мысли о поражении. Но он твердо решил отвлечь внимание США от самой Кубы.
В апреле 1965 года он исчез. Сенсационных сочинений на тему "Где находится и что поделывает Че Гевара" написано было масса (да и сейчас пишутся). Я поведаю только об одной версии, косвенно подтвержденной недавно Радиом России. В течение 19 месяцев Че организовывал и участвовал в партизанской-гражданской войне в Конго, Центральная Африка. (В январе 2001 года собственным телохранителем был застрелен друг и соратник Гевары президент Заира, Камила).
В ноябре 1966 года Че прибывает в Боливию. В его кармане два паспорта на имена уругвайских коммерсантов, оба без въездных штампов. В джунглях Нянкауасу его ждут 17 кубинских товарищей. Предварительный план в пунктах 1 и 3 - полностью, а во 2-м - частично реализован. осталось собрать и подготовить бойцов.
Дальнейшие события подробно и правдиво изложены Геварой в "Боливийском дневнике". Отряд увеличивается, присоединились 20 перуанцев, боливийцы. Че проводит учения и тренировочные походы. Строит тайники и укромные тропы в соответствии с правилом: боевые действия должны проводится на расстоянии дневного перехода от безопасного места. Короче, осваивает геоландшафт. А вот духовное лидерство ускользает от него: в отряде - межнациональные дрязги; компартия Боливии отказывает в помощи; аборигены - индейцы гуарани, как и следовало ожидать, к общей латинской культуре и истории не приобщенные, относятся к партизанам крайне отрицательно.
Война началась 20 марта 1967 года, гораздо раньше, чем ожидал, совершенно неготовый к ней Гевара. Но партизаны успешно громят регулярную боливийскую армию. Так проходит месяц. А затем победы начинают приносить поражения. Зреет народное сопротивление "банде иностранных захватчиков и грабителей". Разгромлено подполье в Ла-Пасе. Армия не наносит "массированные авиа и артудары по площадям и целям"(Гевара еще в трактате заметил, что они не наносят никакого урона партизанам, а только пользу - из неразорвавшихся бомб и снарядов отлично получаются фугасы), армия усиленно и целенаправленно разыскивает партизанские тайники и находит (практически это сделать невозможно, если не найдешь сначала предателей). Вот так, проигрывая в вооруженных стычках, армия выигрывает информационную войну.
Отряд теряет связи с внешним миром. Ранение одного бойца становится невосполнимой потерей. Легенды о событиях в Боливии распространяются по всему континенту и начинают очень интересовать ЦРУ. В Вашингтоне довольно быстро узнают, кто командует парадом в Ньянкауасу и начинают действовать. В зоне Панамского канала организована Специальная оперативная группа под руководством бригадного генерала авиации Уильяма Скера. Собраны 50 спецназовцев с майором Шелтоном во главе. 38-летний Ральф Шелтон - теоретик и специалист партизанской войны, равный Че Геваре противник - решает отпустить с миром американских рейнджеров, набрать и подготовить 600 боливийцев-добровольцев. В начале лета боливийский спецотряд готов. Континентальная революция обречена.
25 июня боливийские войска уничтожают свободную шахтерскую зону и разоружают рабочих. У Че больше нет союзников. Он больше не выигрывает сражений. Но продолжает бродить по враждебным джунглям и селениям. У него еще есть надежда спровоцировать оккупацию Боливии войсками США - вспыхнет освободительная война, а это - второй "вьетнам". Но 8 октября 1967 года Шелтон окружает падших духом и изнуренных партизан в ложбине Юро. Че взят в плен.
Дальнейшая его судьба загадочна. ЦРУ уверяет, что на следующий день Че был убит. Но где труп и могила? С людьми, окружавшими его в день смерти, в дальнейшем стали происходить не доступные стройному изложению и внятной трактовке события. Вот история министра внутренних дел Боливии и агента ЦРУ д-ра Аргедаса:
В июне 1968 года он бежит из Боливии в Чили, затем направляется в Лондон, Нью-Йорк, Лиму. Из последней неожиданно возвращается в Ла-Пас и предстает перед военным трибуналом. Заседание было закрытым, что там произошло - неизвестно. Но в сентябре 1969 года д-р Аргедас обнаруживается в Мексике, откуда перебирается в Гавану и передает Фиделю "Боливийский дневник"(изъятый у Че Шелтоном) и отрубленные руки Гевары. (Ради истины стоит отметить, что высокопоставленный доктор еще до лета 1968 года умудрился передать Фиделю ряд фотокопий.)
В последнее время циркулируют слухи (инспирируемые ЦРУ?) о находке в 1997 году могилы Че Гевары. Я прочел об этом в школьном учебнике истории. Но опять же: где именно эта могила?
Я не смею утверждать, но все больше и больше думаю о том, что Геварой была совершена
4. Попытка к бегству.
Когда я впервые взял в руки том сочинений Че Гевары - резанул по глазам заголовок. Испанские конкистадоры, ступившие на землю Центральной и Южной Америк, принесли с собой разрушение и смерть. Погиб древний мир майя и инков, восторжествовал колониальный порядок.
Не сходные ли действия совершил конкистадор XX века? Буржуазный мир покоится на духовных ценностях, стремится не покушаться на свободу личности. Мир же всеобъемлющей справедливости, не только дает человеку гарантии обеспеченного существования, но и ограничивает его кругом многочисленных обязанностей, посягает на духовную свободу. Наше поколение, идущее вслед за поколением Че, уже имеет печальный опыт.
Возможно, Гевара и не сознавал эту дилемму: увеличение справедливости - уменьшение свободы. Но не мог человек, чьей стихией были авантюра, приключение, риск, не чувствовать фальши своего положения крупного государственного чиновника - лидера революции. И он сбрасывает с себя респектабельную личину и вновь оказывается с горсткой товарищей в джунглях (предгорий Анд), окруженный опасностями и врагами, но полностью свободный. Как когда-то в Сьерра-Маэстра. Че замкнул порочный лабиринт.
Так погиб или сбежал потомок испанских вице-королей, поэт, врач, террорист и философ Эрнесто Гевара Серна?
Я вновь чувствую своими пятками ребра Росинанта, снова облачившись в
доспехи я пускаюсь в путь... Многие назовут меня искателем приключений
и это так. Но только я искатель приключений особого рода, из той породы,
что рискуют своей шкурой, чтобы доказать свою правоту. Может быть, я
пытаюсь это сделать в последний раз. Я не ищу такого конца, но он
возможен, если логически исходить из расчета возможностей... Я слишком
прямолинеен в своих действиях и думаю, что иногда меня не понимали. К
тому же было не легко меня понять, но на этот раз - верьте мне. Итак,
решимость, которую я совершенствовал с увлечением артиста, заставит
действовать хилые ноги и уставшие легкие. Я добьюсь своего. Вспоминайте
иногда этого скромного кондотьера XX века.
[Эрнесто Че Гевара]
______________
(с) А.Сысоин, 2001.
Реклама на сайте
РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ
Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства
Комментарии к книге «Духовные ландшафты Земли opus08», Андрей Сысоин
Всего 0 комментариев