«Духовные ландшафты Земли opus03»

962


Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Г О М Е Р - В Е Р Г И Л И Й - Д А Н Т Е (парафраз, opus 3) ПРЕЛЮДИЯ: Двое ворот открыты для снов: одни - роговые, В них вылетают легко правдивые только виденья; Белые створы других изукрашены костью слоновой, Маны, однако из них только лживые сны высылают. (Эн. VI,893-896) Я увожу к отверженным селеньям, Я увожу сквозь вековечный стон, Я увожу к погибшим поколеньям. Был правдою мой зодчий вдохновлен: Я высшей силой, полнотой всезнанья И первою любовью сотворен. Древней меня лишь вечные созданья, И с вечностью пребуду наравне. Входящие, оставьте упованья. (А. III,1-9) I. Не будем много говорить о Гомере. Зачем? Всем известно: его поэмы - шедевр шедевров, метакнига человечества. Развею только некоторые заблуждения, опутавшие "Одиссею": 1. Центр и стержень поэмы: встреча Одиссея с Полифемом. Ослепление последнего - главная причина гнева Посейдона и столь длительных мытарств Одиссея. Написан эпизод с потрясающим мастерством и ясностью даже для современного ребенка. 2. Идея "Одиссеи" - возвращение. Путешествие в поэме не играет главной роли, оно - средство показать стойкость хитроумного царя Итаки в достижении цели. И надо еще помнить: ахейцы не любили и боялись моря. 20 лет, полжизни Одиссей стремится на родной остров. И вот вернулся, чтобы нищим на куче навоза у порога получать подаяние. Реализм и трагическое величие такого итога не требует комментариев. Но, стоп. Речь сегодня пойдет не о Гомере, а о величайшей грезе человечества. Аид манит и страшит всех, но не многие решаются отправиться в путешествие. Одним из первых рискнул Одиссей. Правда, внутрь Аида Одиссей не входил. На своем корабле он вышел в Океан и поднялся на север в земли киммерийцев, где никогда не светит солнце. Там - вход в Подземное царство. У утеса где сливаются Ахеронт, Коцит, Пирифлегетон он принес жертвы мертвым и последние к Одиссею явились. У Гомера нет внятного и развернутого описания Аида. Одиссей только узнает, что мертвые - призраки не могут осознавать окружающее, помнить себя и говорить пока не напьются живой крови. В общем, Одиссей не ставил цели путешествовать в Аид. Ему было необходимо только пообщаться с мертвым прорицателем Тиресием. II. Прославленный идейный знаменосец новорожденной Империи, друг Цезаря и Августа, Публий Вергилий Марон родился 15.10.70 г.д.н.э. около Мантуи. С 55 г. учится в Риме вместе с юным Августом и другими детьми римских патрициев. В 45 г. переезжает в окрестности Неаполя к философу-эпикурейцу Сирону. Становится обладателем скромного поместья. Здесь до конца дней на лоне природы занимается неторопливой литературной работой. Создает "Буколики", "Геогики", "Энеиду". Умер 21709.19 г.д.н.э. в г.Брундизии (Бриндизи) во время путешествия в Грецию. "Энеида" стала крупнейшей римской национальной эпопеей. Она повествует о бегстве и странствиях троянца Энея - основателя нового царства в Италии и фактического основоположника Римского государства. Эней покинул разрушенную Трою одновременно с Улиссом, тоже прошел через Сциллу и Харибду, миновал остров циклопов, etc. Гомер для Вергилия - эталон и образец для подражания и соперничества. "Энеида" - неотъемлемая часть мира "Иллиады" и "Одиссеи". Центральным эпизодом и стержнем "Энеиды" можно считать путешествие в Аид. Сивилла научает Энея, как достать золотую ветвь посвящения, открывающую доступ к недоступному. Совершив довольно сложные обряды, в сопровождении жрицы Эней входит в пещеру у озера Аверн - сумрачное предверье Орка. Встречают Энея ужасные обликом Скорбь, Заботы, Болезни, Старость, Страх, Нищета, Позор, Голод, Мука, Труд, Смерть, Сон, Злобная Радость, Война, Распря; Сциллы, кентавры, сторукий Бриарей, Лернейская Гидра, Химера, Гарпии, трехтелые великаны. В страхе обнажает Эней меч, но это лишь призраки, иллюзии в Пустоте. Стигийские болота. Ахеронт. Перевозчик Харон. Толпы мертвых ждут перевоза. На другом берегу - трехголовый Цербер получает свою сладкую лепешку. Эней входит в двери. Минос вершит свой суд: тянет жребии из урны, решает судьбы теней. За Миносом тянутся Поля скорби. Здесь обитают души самоубийц и воителей. На краю равнины под скалистой кручей раскинулся Дит - твердыня Тартара. Здесь правит кносский судья Радамант: судит и казнит злодеев. Наказание длится тьсячелетие, затем душа пьет из Леты и возвращается на Землю. На самом дне Тартара вечно мучаются гиганты. Эней минует Дит. За его ужасными стенами открывается счастливый Элизий - радостный край дубрав, солнца и звезд. Здесь обитают блаженные души не только умерших, но еще и не рожденных. Здесь Эней встречает отца и сонмы своих великих потомков: Нуму Помпилия, Тулла Гостилия, Анна Марция, Тарквиния Древнего и Тарквиния Гордого, Фабриция Гая, Марка Клавдия Марцелла, Тиберия и Гая Гракхов, Марка Порция Катона, Гая Юлия Цезаря, Помпея, etc, etc, etc. Эней посвящается в будущее величие Рима. Он возвращается в мир живых коротким путем - через врата из слоновой кости... Впечатляющее путешествие. Такого Аида не видел Одиссей: 1. Пред вратами идущего встречают иллюзии. 2. За вратами града Дита души грешников несут наказание: "Одни, овеваемы ветром, будут висеть в пустоте, у других пятно преступленья выжжено будет или смыто в пучине бездонной" (Эн. VI,740-742). 3. Метемпсихоз: "Время круг свой замкнет, минуют долгие сроки, - Вновь обретет чистоту, от земной избавленный порчи, Душ изначальный огонь, эфирным дыханьем зажженный. Времени бег круговой отмерит десять столетий, - Души тогда к Летейским волнам божество призывает, Чтобы, забыв обо всем, оно вернулись под своды Светлого неба и вновь захотели в тело вселиться." (Эн. VI,745-751) 4. Аид содержит в себе не только прошлое, но и все будущее человечество. Прошедший сквозь него получает дар прорицания. 5. Выход ведет через врата лживых снов. Народы Европы надолго запомнили вергилия: интеллигенция – как загадочного мыслителя, провозвестника христианства; простонародье – как великого мага и ясновидца, предшественника Мерлина. ИНТЕРЛЮДИЯ: Оставь надежду входящий в творение первой любви. Шли годы. В Аид спустился распятый Христос и проовел там радикальные реформы. Шли века. Аид полнился населением, обживался и в чем-то становился уютным. Через 13 столетий после Христа в Аиде побывал Данте. Dante Alighieri родился поздней весной 1265 г. во Флоренции. Писать учился в школе "Нового сладостного стиля". В 30 лет занялся политикой, очень неудачно, итог: приговор к сожжению и конфискации имущества, скитания, "сам себе партия". Пишет философские, филологические и политические трактаты. В конце жизни его приютила Равенна. Писать Комедию начал в 1307 г., закончил в 1321 г. В этом же году умер от лихорадки. Данте оставил нам грандиозную панораму Подземного царства. Будучи моложе я опрометчиво полагал: Аид - устаревший стереотип сознания средневекового обывателя; после смерти нас ждет нечто иное... Я заблуждался. Духовный ландшафт Аида существовал, существует и будет существовать независимо от чьих-либо суждений. Войдем вслед за Данте? III. Прежде небольшое отступление о генезисе и географии Аида. Вообще-то вначале он для людей не предназначался. Так получилось. Восставший архангел Сатаниил (Люцифер) был низринут с небес. Падая он пробил гигантскую воронку до самого центра планеты, где и заточен льдами Коцита. Куда же делись миллионы кубов земли из воронки? Объяснение у Данте слишком мудреное, проще предположить: Люцифер вытолкнул ее на поверхность противоположного полушария, вывернул часть планеты наизнанку. Так оьбразовалась гора Чистилища. Т.е. Люцифер покоится в центре планеты: над его головой воронка Ада, над его ногами конус Чистилища. У Гомера и Вергилия точно указаны входы. Данте же оказывается непонятно где. Но намеки на место входа есть. Данте его подразумевает, исходя из географических представлений своей эпохи: северное полушарие Земли - суша с городом Иерусалимом точно в центре; южное полушарие Океан с горой Чистилища точно в центре. Следовательно, Аид расположен точно под столицей мировых религий (Ч. II,1-6). Ничего удивительного, древние евреи тоже так думали. Итак, Ад. По стенам воронки широким уступом вьется спираль из восьми витков (8 кругов Ада). Минув впечатляющую надпись у входа (А. III,1-9), Данте, ведомый Вергилием, начинает спуск. Круг первый. Лимб. Обитель некрещенных младенцев и добродетельных нехристиан: Энея, Вергилия и Цезаря, Сократа, Платона и Аристотеля, Гиппократа, Эвклида и Птолемея, Авиценны, Аверроэса и многих других. Круг второй. "Здесь ждет Минос, оскалив страшный рот; допрос и суд свершает у порога и взмахами хвоста на муку шлет." (А. V,4-6) За ним страждут сладострастные жертвы любви. Круг третий. Под вечным ледяным дождем лает на прохожих демон Цербер и мучает чревоугодников. Круг четвертый. Демон Плутос водит инфернальные хороводы скупцов и расточителей. Круг пятый. Стигийское болото. В нем терзают друг друга гневные и утоплены безразличные. Круг шестой. Замок Дит, занимающий весь круг и стерегущий проход в пропасть нижнего Ада. На территории замка раскаленные гробницы ересиархов и их адептов. Начинается нижний Ад. Его сторож - бешеный Минотавр. Круг седьмой. Первый пояс: кровавый кипящий Флегетон; кентавры, тираны, убийцы (и разбойники). Второй пояс: лес самоубийц и мотов. Третий пояс: пустыня богохульников, гомосексуалистов и лихоимцев. Круг восьмой. Злые Щели - 10 концентрических рвов: 1. Сводники и обольстители (аргонавт Ясон, etc). 2. Льстецы. 3. Святокупцы (Симон-волхв, etc). 4. Прорицатели. 5. Мздоимцы. 6. Лицемеры. 7. Воры. 8. Лукавые советчики (Улисс, etc). 9. Зачинщики раздоров (Магомет, etc). 10. Поддельщики металлов, людей, денег, слов. (Первые страдают зловонной чесоткой и притом расслаблены, вторые - бешенством, третьи раздуты водянкой и мучимы жаждой, четвертые терзаемы лихорадкой и головной болью. Но, не смотря ни на что, мученики всех кругов и рвов стремятся поговорить с живым и предсказать ему будущее. В Аду все - прорицатели. Но, я слишком увлекся, поспешим за поэтами, идущими по равнине к центру круга.) Колодец гигантов. Они возвышаются как башни: Немврод, Эфиальт, Бриарей, Тифон и Антей. Последний берет Вергилия и Данте в руки и опускает на дно колодца. Круг девятый. Ледяное озеро Коцит. 4 пояса вмерзших: Пояс Каина - предатели родных. Пояс Атенора - предавшие родину и соратников. Пояс Толомея - изменившие друзьям и сотрапезникам. Центральный диск Джудекка - отвергнувшие благодетелей. Центр Вселенной. Люцифер. У заточенного во льдах гиганта 6 нетопырьих крыльев, 2 головы, 3 лица. Кровавые пасти терзают величайших грешников: Иуду, Брута и Кассия. Данте: "Я не был мертв, и жив я не был тоже." (А. XXXIV,25) Поэты спускаются по шкуре Люцифера к его пояснице и поднимаются вверх по его ногам в пещеру с озером, в которое впадает Лета. Они восходят в полной тьме вдоль тихого ручья. Чистилище. Остров и усеченная гора опоясанная спиралью из семи витков (7 кругов Чистилища). Предчистилище. Берег острова наводнен новоприбывшими душами. К поэтам присоединяется Катон Младший (95-46 гг.д.н.э.) - страж Чистилища. От берега к горе тянутся уступы. Предуступ. Умершие под церковным отлучением. Первый уступ. Нерадивые до смерти медлившие с покаянием. Второй уступ. Нерадивые умершие насильственной смертью. Уступы заканчиваются Долиной земных властителей. Врата. Ангел с обнаженным мечом. "Семь Р на лбу моем он начертил концом меча и "Смой, чтобы он сгинул, когда войдешь, след этих ран", - сказал." (Ч. IX, 112-114). Эти клейма (Peccatum) - знаки грехов и дальнейший путь Данте - очищение от них. Ибо теперь он поднимается по спирали своих слабостей и страстей: Круг первый. Гордость. Круг второй. Зависть. Круг третий. Гнев. Круг четвертый. Уныние. Круг пятый. Скупость и расточительство. Круг шестой. Чревоугодие. Крун седьмой. Сладострастие. Как объясняет Вергилий (Ч. XVII,91-139), все зло порождено любовью: 1-3 к "чужому злу" (зложелательство), 5-7 к ложным благам. А уныние (4) – мало любви. Данте проходит испытание и поднимается на вершину Чистилища в большой ясный лес Земного Рая -Элизий. Здесь у древа познания берет начало Лета. Здесь его покидает Вергилий и встречает Беатриче. С ней Данте возносится в космические сферы Рая. Но это уже другая история... ЭПИЛЮДИЯ: Град обреченный. Теперь совершенно ясно, что Аркадий и Борис Стругацкие хотели нам показать в своем знаменитом романе. Их Град - это, конечно, Дит. Ад, увиденный Стругацкими, изменился: обзавелся собственным светилом, Дит отправился в путешествие, бесы превратились в Наставников, реализующих некий непонятный Эксперимент. Вот только уважаемые метры не соизволили ответить на ряд вопросов. F I N
  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Духовные ландшафты Земли opus03», Андрей Сысоин

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства