«Сухопутная армия Германии. 1933 - 1945»

11994


Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Б

Б. МЮЛЛЕР-ГИЛЛЕБРАНД

СУХОПУТНАЯ АРМИЯ ГЕРМАНИИ

1933—1945 гг.

Издательство «Изографус» Москва, 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вместо предисловия

Предисловие автора

Справка об источниках

Глава первая

Строительство армии мирного времени

I. Исходный базис

1. Обзор

2. Сухопутная армия Рейхсвера по Версальскому мирному договору

3. Развитие германских сухопутных сил

II. Задачи

III. Ход строительства

1. Высшие органы управления

2. Основные законоположения

3. Покрытие потребности в личном составе

4. Покрытие материальных потребностей

5. Строительство укрепленных районов

6. Политические препятствия — результаты

Глава вторая

Подготовка мобилизации и создание сухопутных сил военного времени до 1938 г.

I. Подготовка мобилизации

1. Определение понятия «мобилизация»

2. Задачи мобилизации

3. Проведение мобилизации

4. Процесс мобилизации

5. Руководство

6. Мобилизация личного состава

7. Мобилизация материальных средств

8. Районы отмобилизования и мобилизационные перевозки

9. Мобилизационные документы

10. Мобилизация военно-воздушных и военно-морских сил

11. Мобилизация в гражданских ведомствах

II. Строительство сухопутных сил военного времени до 1938г.

1. Сухопутные силы в 1935/36 г.

2. Сухопутные силы в 1936/37 г.

3. Сухопутные силы в 1937/38 г.

Глава третья

Сухопутные войска военного времени к началу войны (мобилизационный план 1939/40 г.)

I. Обзор

II. Организация и мобилизация действ

ующей армии

1. Полевые войска

2. Гарнизоны пограничных и укрепленных районов

3. Мобилизационные сроки

III. Организация и мобилизация армии резерва

1. Штабы и административно-хозяйственные органы

2. Войска охраны

3. Запасные части

4. Учебные и испытательные войска, военные школы

IV. Органы управления войсками и порядок подчиненности

1. Деление территории, занимаемой вооруженными силами страны

2. Порядок подчинения на театре военных действий сухопутных сил

3. Высшие командные инстанции сухопутных сил во время войны

Глава четвертая

Развитие высших органов управления до начала войны

I. Задачи, определение понятий

II. Организация высших органов управления Рейхсвера до 1933 г.

III. Высшие органы управления до момента устранения Бломберга и Фрича

IV. Дальнейшее развитие высших органов управления до начала войны

V. Высшие органы управления сухопутных сил военного времени на 1 сентября 1939 г.

Глава пятая

Начало войны. Кампания против Польши. Начало военных

действий на Западе

I. Сухопутная армия

1. Организационные импровизации накануне войны

2. Мобилизация и стратегическое развертывание сил

II. Военная экономика

1. Общее положение

2. Положение перед началом войны

3. Мобилизация экономики

Глава шестая

Период между Польской и Западной кампаниями

I. Перемещение центра тяжести ведения войны на Запад и перегруппировка сил действующей армии после Польской кампании

II. Переход на Западе от обороны к наступлению

III. Операция против Норвегии и Дании

IV. Сухопутные силы к началу Западной кампании 1940г.

1. Личный состав

2. Материально-техническая обеспеченность

3. Состав и организация действующей армии

4. Стратегическое развертывание сил на Западе

5. Выводы.

V. Развитие военной экономики

1. Военная экономика и ее органы

2. Военная промышленность

VI. Административное управление на оккупированной территории противника в 1940 г.

Глава седьмая

Сухопутные силы в период между Западной кампанией (1940 г.) и началом войны против Советского Союза (1941 г.)

I. Противоречия в военном планировании после кампании на Западе

II. Попытки уточнения целей войны против Англии

1. Отказ от плана непосредственного нападения на Британские острова

2. Наступательные цели в районе Средиземного моря

3. Оборонительные цели в районе Средиземного моря

III. Сухопутные силы в период подготовки к войне против Советского Союза

1. План увеличения действующей армии до 180 дивизий

2. Увеличение численности сил, развернутых против Советского Союза

3. Перегруппировка сил на Западе и формирование новых соединений

4. Норвегия и Финляндия

IV. Балканская кампания 1941 г.

Глава восьмая

Военная экономика в период с лета 1940 г. до лета 1941 г. и организация высших военных органов управления после начала войны

I. Развитие военной экономики в период между Западной кампанией 1940 г. и войной против Советского Союза

1. Военная экономика и ее органы управления

2. Положение в военной промышленности

II. Организация высших военных органов управления в период с начала войны до лета 1941 г.

1. Высшие органы управления вооруженных сил

2. Организация высших органов управления сухопутных сил

Глава девятая

Сухопутная армия к началу войны против Советского Союза

I. Состав и организация действующей армии и подготовка к созданию органов административного управления в оккупированных областях на Востоке

II. Личный состав

III. Материально-техническая обеспеченность

IV. Бронетанковые войска и противотанковая оборона

V. Стратегическое развертывание сил, союзники и иностранные добровольцы

VI. Принципы управления войсками

Глава десятая

Первая кампания войны против Советского Союза

I. Наступление на Москву

1. Целесообразность принятых оперативных принципов, а также организационной структуры, оснащения и боевой подготовки войск

2. Силы и средства

а) Личный состав

б) Материальная часть

в) Новые формирования и перегруппировка сил между театрами военных действий

г) Силы союзников

3. Состояние войск в кризисный период кампании

II. Неудача под Москвой и зимняя кампания 1941/42 г.

1. Переход инициативы к противнику

2. Баланс сил и средств

а) Личный состав

б) Материальная часть и оружие

в) Перегруппировка сил между театрами военных действий и новые войсковые формирования

III. Изменения, происшедшие на прочих театрах военных действий в период до весны 1942 г.

1. Север

2. Запад

3. Юго-Восток

4. Северная Африка

IV. Организация высших органов военного управления в 1941 г.

1. Театр военных действий ОКХ и театры военных действий ОКВ

2. Ликвидация должности главнокомандующего сухопутными силами

V. Военная экономика и промышленность вооружений

1. Военная экономика

2. Промышленность вооружений

Глава одиннадцатая

Вторая кампания войны против Советского Союза

I. Подготовка летнего наступления 1942 г. на Востоке

1. Решение на проведение наступления и влияние его на организационную структуру сухопутных сил

2. Возможности пополнения действующей армии

а) Личный состав

б) Материальные ресурсы

в) Выводы

3. Подготовка к наступлению

а) Влияние обстановки на фронте и состояния коммуникаций с Германией на ход подготовки наступления

б) Пополнение действующей армии

в) Распределение сил по театрам военных действий

г) Доля участия союзников Германии

д) Охрана оккупированных территорий учебно-полевыми дивизиями и частями армии резерва

II. Летнее наступление 1942г.

1. Боевые действия до начала и в ходе летнего наступления

2. Ход и исход операций

3. Баланс сил и средств

4. Обзор второй военной кампании против Советского Союза

III. Боевые действия в Северной Африке до момента их прекращения

IV. Структура высших органов военного руководства

1. Изменения, происшедшие в ОКХ до осени 1942 г.

2. Увольнение в отставку начальника Генерального штаба

сухопутных сил

V. Военная экономика и военная промышленность в 1942 г.

1. Военная экономика

а) Восточные территории

б) Северная Африка

в) Прочие оккупированные территории

г) Сотрудничество с дружественными и нейтральными государствами

2. Военная промышленность

а) Организация военной промышленности

б) Промышленность по добыче сырья

в) Дальнейшее развитие программы производства

г) Использование рабочей силы

3. Дальнейшие перспективы

Глава двенадцатая

Потеря стратегической инициативы

I. Поражение в первой половине 1943 г. и подготовка наступления «Цитадель» на Востоке

1. Изменение обстановки

а) Восток

б) Средиземноморский бассейн

в) Запад и Север

г) Финляндия

д) Война на море и в воздухе

2. Решение на дальнейшее ведение операций

3. Баланс сил и средств для операций 1943 г.

а) Изменение положения с личным составом в действующей армии

б) Формирование новых соединений и переформирование старых

в) Вклад союзников и иностранных формирований

г) Перемещения войск между театрами военных действий и новые войсковые формирования

д) Учебно-полевые и резервные дивизии

4. Состояние действующей армии к началу операции «Цитадель»

а) Состояние, боевая численность и группировка войск на театрах военных действий

б) Танки и штурмовые орудия

в) Войска резерва ОКХ

г) Силы, предназначавшиеся для осуществления операции «Цитадель»

II. Упадок действующей армии и ожидание вторжения на Западе

1. Изменение обстановки с середины 1943 г.

а) Восток

б) Италия

в) Оценка обстановки в целом

2. Потери

3. Баланс сил и средств до конца мая 1944 г.

а) Изменение положения с личным составом в действующей армии

б) Новые формирования и переформирования

в) Вклад союзников и иностранных формирований

г) Переброска войск

д) Учебно-полевые и резервные дивизии

е) Особые мероприятия, предпринятые для усиления боеспособности войск на Западе и в Дании

4. Действующая армия к началу вторжения на Западе

III. Военно-административные органы на оккупированных территориях в период 1942—1944гг.

IV. Организация высших органов военного управления в 1943 г.

1. Взаимоотношения штаба оперативного руководства ОКВ с Генеральным штабом сухопутных сил

2. Генерал-инспектор танковых войск

3. Национал-социалистическое руководство в Вермахте

4. Генерал-инспектор по подготовке командного состава (молодых офицеров)

Глава тринадцатая

Оборонительные сражения до полного разгрома

I. Период от начала вторжения во Францию до января 1945 г.

1. Изменения до середины августа 1944г.

а) Военная обстановка

б) Первоначальные мероприятия в целях поддержания боеспособности войск после начала вторжения

в) Потери

2. Изменения обстановки до начала 1945 г.

а) Военная обстановка

б) Потери

в) Восполнение сил и средств

г) Союзники и иностранные формирования

д) Учебно-полевые, резервные, запасные и учебные дивизии

е) Фольксштурм

II. Разгром на всех фронтах

1. Положение на фронтах

2. Мероприятия по использованию личного состава. Новые формирования и переформирования

III. Структура высших органов управления сухопутных сил в 1944—1945гг. и обзор их развития

1. Изменения, происшедшие в непосредственной связи с попыткой государственного переворота 20 июля 1944 г.

2. Дальнейшие изменения, происшедшие в 1944—1945гг.

а) Генеральный штаб сухопутных сил

б) Начальник вооружений сухопутных сил и командующий армией резерва

в) Управление общих дел сухопутных сил

г) Управление вооружений сухопутных сил

д) Административно-хозяйственное управление сухопутных сил

3. Обзор изменений в высших органах управления сухопутных сил

IV. Обзор организационного строительства сухопутных сил

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

Приложение 23

Приложение 24

Приложение 25

Приложение 26

Приложение 27

Приложение 28

Приложение 29

Приложение 30

Приложение 31

Приложение 32

Приложение 33

Приложение 34

Приложение 35

Приложение 36

Приложение 37

Приложение 38

Приложение 39

Приложение 40

Приложение 41

Дополнения

Дополнение А

Дополнение Б

Дополнение В

Дополнение Г

Дополнение Д

Дополнение Е

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Борьба за правильное освещение событий, оставшихся позади роковых лет войны, должна вестись со всей серьезностью.

Ясность есть необходимая предпосылка правильного суждения, которое, в свою очередь, является решающим условием верного восприятия тех уроков, которые мы и наши потомки можем для себя извлечь. Ясность может быть достигнута только в том случае, если способности и воля будут направлены к трезвой, непредвзятой оценке неоспоримо установленных исторических фактов.

Неуклонно соблюдая этот принцип, автор при проведении военно-исторических исследований прокладывает путь через дебри послевоенной немецкой литературы, значение и влияние которой нельзя учесть и предвидеть. Очевидное несовершенство немецкого «военного инструмента» позволяет нам с достаточным основанием судить о политическом руководстве, а также воздать честь военному руководству всех степеней и выразить восхищение поразительными делами германских фронтовиков, солдатское мужество которых в течение ряда лет компенсировало несовершенство «военного инструмента» в войне с противником, имевшим подавляющее численное превосходство.

Тот, кому дорого дело немецкого солдата, будет признателен автору и издателю за этот новый шаг на пути исторического исследования вопросов Второй мировой войны.

Франц Гальдер Сентябрь 1954 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

К началу Второй мировой войны, осенью 1939г., германские сухопутные силы находились еще в стадии строительства. Командованию сухопутных сил приходилось разрабатывать военные планы, имея в распоряжении несовершенный во многих отношениях «военный инструмент». Поэтому в ходе войны оно было вынуждено все чаще прибегать к импровизации. Вначале это делалось с целью повысить эффективность несовершенного военного инструмента, а позднее — чтобы противодействовать его прогрессирующему разрушению. Вследствие этого организационная структура сухопутных сил непрерывно изменялась.

Я поставил своей задачей показать изменения, происходившие в структуре сухопутных сил в довоенный период и во время войны, с тем чтобы создать некоторую исходную базу для дальнейшего военно-исторического исследования вопросов оперативного руководства войсками во Второй мировой войне. При этом я стремился выявить те силы, которые определяли развитие организационных форм армии.

Организационные формы армии являются всегда компромиссом между желаемым и вынужденным; последнее обусловливается внутренним и внешним политическим положением, изменениями людского и экономического потенциала, износом самой армии, уровнем развития техники и опытом последней войны.

Из обилия имеющихся данных о развитии сухопутных сил я старался отобрать наиболее существенные факты. Для проверки правильности сделанных мною выводов и дополнения их мне удалось заручиться помощью лиц, которые в исследуемый мною период занимали руководящие посты в вооруженных силах.

Службу в армии я начал в 1923 г. в кавалерии. С 1936 г. и до начала войны я состоял сотрудником организационного отдела Генерального штаба армии, куда был назначен после специальной подготовки. С октября 1940г. до апреля 1942г. был адъютантом начальника Генерального штаба, с апреля до октября 1942 г. — начальником вышеупомянутого организационного отдела. Находясь на этих должностях, я имел возможность достаточно глубоко изучить проблемы организации сухопутных войск. В течение первого года войны я работал в качестве 1-го офицера Генерального штаба при пехотной дивизии и 2-го офицера Генерального штаба при управлении корпусного округа. С конца 1942 г. до начала 1944 г. я находился в действующей армии, 9 месяцев командовал танковым полком, а затем до конца войны состоял на должностях начальника штаба танкового корпуса и начальника штаба танковой армии. Находясь в войсках, я имел возможность следить за изменениями в организации сухопутных сил и судить, насколько они себя оправдывали.

Приношу благодарность генерал-полковнику в отставке Гальдеру, бывшему перед войной начальником Генерального штаба сухопутных сил, который укрепил во мне решение взяться за этот труд и дал много ценных советов.

Б. Мюллер-Гиллебранд

СПРАВКА ОБ ИСТОЧНИКАХ

В связи с тем, что противоречивые данные, встречающиеся в документах военного времени, проникли после войны и в литературу, представляется целесообразным перечислить использовавшиеся в данной книге источники и дать к ним пояснения.

Данные об организационных изменениях в составе сухопутной армии взяты в большинстве случаев из архивов ОКХ. Особо оговаривается использование дневника начальника Генерального штаба ОКХ генерал-полковника Ф. Гальдера — письменного документа, представляющего собою ежедневные служебные записи для памяти.

Данные о людских ресурсах Германии и их использовании в годы войны взяты из труда «German Manpower» («Германские людские ресурсы»), подготовленного летом 1945 г. по заказу командования армии США группой офицеров Вермахта и чинов СС на основании подлинных германских документов.

Данные о потерях взяты из документов отдела потерь управления общих дел ОКВ (Abteilung Wehrmachtverlustweswn des Allgemeinen Wehrmachtamtes des OKW). В основу упомянутых документов положены не донесения о потерях, представлявшиеся из войск, по линии командования и медицинских органов и содержавшие, естественно, ошибки, а неоднократно дополнявшиеся и перепроверявшиеся сведения, собранные позже военно-учетными органами (военно-призывные участки и т. д.).

При освещении вопросов военной промышленности и вооружений использовались в первую очередь следующие источники:

1. «Uberblick uber den Rustungsstand des Heeres (Waffen und Gerat» [«Справка о состоянии вооружений сухопутных сил (оружие и техника)»] и «Uberblick uber den Rustungsstand des Heeres (Munition)» [«Справка о состоянии вооружений сухопутных сил (боеприпасы)»], которые представляли собой месячные отчеты, издававшиеся начальником вооружений сухопутных сил и командующим армией резерва.

Эти объемистые бюллетени предназначались для информации высших инстанций ОКВ и ОКХ. Они составлялись ежемесячно и содержали точные данные о возможностях производства, о выпускаемой продукции, о поступлении готовой продукции в распоряжение управления вооружений и артиллерийско-технических инспекций, о расходе и наличии вооружений.

2. «Uberblick uber die rustungswirtschaftlichen Grundlagen der Fertigung» («Справка о военно-промышленных основах производства»). Этот документ издавался управлением вооружений сухопутных сил в дополнение к вышеупомянутым «Справкам о состоянии вооружений сухопутных сил». Он также предназначался для информации высших инстанций и содержал в себе разделы по сырью, станкам, рабочей силе и по объему строительства.

3. «Studie der Wehrwirtschaft» («Очерки по военной экономике»). Документ был составлен в 1944г. генералом Томасом на основе материалов возглавлявшегося им управления военной экономики и промышленности ОКВ и мыслился прежде всего как отчет о деятельности управления.

Глава первая

СТРОИТЕЛЬСТВО АРМИИ МИРНОГО ВРЕМЕНИ

I. ИСХОДНЫЙ БАЗИС

1. Обзор

Создание германских вооруженных сил к началу войны, осенью 1939 г., отнюдь не было закончено. По указаниям политического руководства этот процесс требовалось завершить к 1942 г. Небольшая сухопутная армия Рейхсвера [1] представляла собой слишком узкую базу, чтобы на ней за несколько лет можно было создать современные вооруженные силы, хотя для этой цели были предоставлены все ресурсы страны.

Германская сухопутная армия, состоявшая, согласно Версальскому мирному договору, лишь из 100 тыс. солдат-профессионалов, не имела современной организации, ее вооружение было устарелым, отсутствовала база для перевооружения.

Первое ослабление ограничений договора произошло в конце 1932 г. В Женевском соглашении пяти держав от 11 декабря 1932г. в связи с предстоявшей конференцией по разоружению Великобритания, Франция и Италия заявили, что Германии и другим государствам, разоруженным согласно Версальскому мирному договору, должно быть предоставлено равноправие в рамках системы коллективной безопасности наций.

Так как после этого можно было ожидать, что в недалеком будущем отпадут те положения договора, которые лишали германскую сухопутную армию какого бы то ни было современного вооружения: зенитной и тяжелой артиллерии, танков и противотанкового оружия и т.д., а также ограничивали численность армии до 100 тыс., то еще в конце 1932 г. было запланировано, а в 1933 г. осуществлено формирование сверх существовавших до тех пор частей сухопутной армии небольших кадровых подразделений, располагавших современным оружием, причем число офицеров и унтер-офицеров было удвоено.

Это принципиально новое направление в развитии армии не получило, однако, дальнейшего развития, так как приход к политической власти национал-социалистов 30 января 1933 г. создал новую обстановку. Чтобы понять развитие новой армии, освободившейся от ограничений Версальского мирного договора, необходимо посмотреть, что же представляла собой старая армия Рейхсвера.

2. Сухопутная армия Рейхсвера по Версальскому мирному договору

Организация сухопутной армии Рейхсвера была детально определена Версальским мирным договором. Численность личного состава была ограничена 100 тыс. человек, включая 4 тыс. офицеров (в том числе 400 офицеров санитарной и ветеринарной служб). Комплектование производилось за счет добровольцев. Для рядовых был установлен срок службы 12 лет, а для офицеров — 25 лет.

Материальное обеспечение Рейхсвера, создание запасов, а также возможности производства предметов вооружения, боеприпасов и снаряжения были также точно регламентированы и строго ограничены.

Состав армии и дислокация сил:

Управление 1-го военного округа (Берлин) Управление 2-го военного округа (Кассель)

1-я пехотная дивизия (Кенигсберг, Восточная Пруссия)

2-я пехотная дивизия (Штеттин)

3-я пехотная дивизия (Берлин)

4-я пехотная дивизия (Дрезден)

5-я пехотная дивизия (Штутгарт)

6-я пехотная дивизия (Мюнстер, Вестфалия)

7-я пехотная дивизия (Мюнхен)

1-я кавалерийская дивизия (Франкфурт-на-Одере)

2-я кавалерийская дивизия (Бреслау)

3-я кавалерийская дивизия (Веймар)

1-я пехотная дивизия, а также 1-й и 2-й кавалерийские полки 1-й кавалерийской дивизии стояли в Восточной Пруссии, оторванной от основной территории Германии.

Организация пехотной дивизии:

Командование дивизии Начальник пехоты Три пехотных полка, по 3 батальона и 1 минометной роте

в каждом

Кавалерийский эскадрон

Начальник артиллерии

Артиллерийский полк в составе 3 легких артиллерийских дивизионов

Батальоны:

саперный,

связи,

автотранспортный,

самокатный,

медико-санитарный.

Каждый пехотный полк имел в своем составе учебный батальон, а каждый артиллерийский полк — учебную батарею; в этих подразделениях новобранцы всех родов войск дивизии проходили первоначальное обучение.

Общая численность пехотной дивизии — около 12 тыс. человек.

Организация кавалерийской дивизии:

Командование дивизии

6 кавалерийских полков, по 4 эскадрона и 1 пулеметному взводу в каждом

Конно-артиллерийский дивизион

Каждый кавалерийский полк имел в своем составе учебный эскадрон, в котором проводилось обучение новобранцев.

Общая численность кавалерийской дивизии — около 5300 человек.

Подразделения связи были только в составе пехотных дивизий; подразделений связи для обслуживания высшего командования, а также других воинских частей, не входивших в состав дивизии, не существовало. Не было авиации, зенитной артиллерии, противотанковых средств, бронетанковых войск, тяжелой артиллерии, подразделений артиллерийской инструментальной разведки, специальных инженерно-саперных частей, железнодорожных войск, топографических отрядов и т. д.

Было запрещено введение воинской повинности, а также создание органов для осуществления учета, освидетельствования и призыва военнообязанного населения. Сухопутная армия Рейхсвера не располагала никаким резервом личного состава.

Не было военной промышленности. Срок службы оружия, приборов и военно-технического имущества, расход боеприпасов и размеры запасов всех видов были детально регламентированы и ограничены. Производство предметов вооружения на государственных заводах было запрещено как для себя, так и на экспорт. Только немногие, специально оговоренные в договоре заводы могли производить оружие, приборы и боеприпасы в разрешенном количестве. Благодаря монопольному положению эти заводы выполняли заказы по относительно высоким ценам. Не могло быть и речи о какой-либо подготовке экономики страны на случай войны. Для проведения подготовительных мероприятии на случай войны вне воинских частей недоставало основных законоположений.

3. Развитие германских сухопутных сил

Если после беспорядков революционного периода 1918—1919 гг. правительство молодой республики могло утвердиться с помощью вооруженных сил (остатков Императорской армии, формирующегося Рейхсвера, добровольческих корпусов, полиции), то вскоре обнаружилось, что для обеспечения устойчивого положения правительства внутри страны в столь неспокойное время германской 100-тысячной армии было недостаточно. В первое время восточную границу с Польшей обеспечивали еще остатки Императорской армии, позднее там были созданы отряды добровольческих корпусов. По мере стабилизации положения старая армия и добровольческие корпуса, хотя и не без трений [2], были распущены. Остались только слабые силы Рейхсвера. В поисках выхода из положения в Рейхсвере в начале 1920 г. стали создавать «временные добровольческие формирования», личный состав которых вербовался на 3-месячный срок службы, причем с обязательством использования этих организаций только внутри страны по специальному назначению. Тем самым численный состав войск мог быть увеличен. Кроме того, там, где войска, применяемые против вызывавших беспорядки спартаковцев, снова восстанавливали авторитет государственной власти (Саксония, Бремен, Магдебург, Мюнхен, Рурская область и т. д.), создавались отряды самообороны, как, например, хаймвер, местная самооборона и т. п., так как войска вследствие их ограниченной численности должны были быстро перебрасываться для использования в других местах. Однако и отряды самообороны пришлось вскоре распустить, так как они, согласно положениям Версальского мирного договора, были незаконными. В 1924 г. в стране наступило успокоение и внутреннее положение стабилизировалось.

Таким образом, практически армия Рейхсвера была способна лишь обеспечить власть правительства внутри страны. Эффективную защиту государства против внешних врагов она взять на себя не могла. Командование германских сухопутных сил не могло мириться с подобного рода ограниченными возможностями использования застывших в своих устарелых организационных формах полицейских войск. Больше того, оно видело свою задачу в подготовке к тому моменту, когда падут ограничения мирного договора и Рейхсвер сможет стать ядром и основой современной массовой сухопутной армии. К этому было направлено все обучение и воспитание войск. На основе изучения и оценки опыта Первой мировой войны в Министерстве Рейхсвера решались задачи удовлетворения нужд и создания возможностей обороны государства, исходя из предположения, что Германия уже как бы располагает и военным законодательством, и современными вооруженными силами.

В течение ряда лет мирный договор нарушался в небольших размерах. Так, например, некоторые сабельные эскадроны были переформированы в подразделения связи, что создало штабам кавалерийских дивизий технические возможности управления своими частями. Отдельные артиллерийские батареи были превращены в зенитные, а некоторые самокатные эскадроны — в батареи артиллерийской инструментальной разведки и т. д.

Одновременно велись работы по созданию новых образцов оружия. Так как войска были вооружены технически устарелым оружием времен Первой мировой войны, то на вооружение были приняты некоторые виды современного оружия.

В 1932 г. в Восточной Пруссии было начато строительство постоянной, но без железобетонных долговременных сооружений, оборонительной позиции —так называемого Хейльсбергского треугольника [3].

Это строительство должно было продемонстрировать перед лицом Польши, поведение которой считалось угрожающим, волю Германии в случае необходимости бороться за эту провинцию с оружием в руках, хотя для этого вряд ли хватило бы сил.

Первые подготовительные мероприятия по планомерному усилению армии на случай войны были начаты в 1926 г. При сложившихся к тому времени обстоятельствах эти приготовления сводились к тому, чтобы сухопутные силы, состоящие из 7 пехотных и 3 кавалерийских дивизий, сделать способными в случае необходимости вести боевые действия в полевых условиях. Кроме того, на границах с Польшей и Чехословакией подготовлялось формирование из добровольцев младших призывных возрастов, служивших во время войны в армии, слабой местной пограничной стражи милиционного типа.

Пограничная стража Восток заменила части бывших добровольческих корпусов, не зависевшего от правительства и имевшего весьма произвольную организацию. Организация отрядов пограничной стражи исключала опасность вовлечения их в политическую борьбу. В мирное время обучением пограничной стражи и подготовкой ее формирований руководили некоторые комендатуры и так называемые «войсковые органы» германских сухопутных сил. Некоторая часть необходимого для осуществления этого плана оружия, снаряжения и боеприпасов была налицо в виде старых запасов, которые удалось скрыть от стран-победительниц, а остальное нужно было создавать вновь и притом тайно, в обход Версальского мирного договора. Необходимые для этого денежные средства выкраивали за счет бюджета сухопутных сил. Результаты осуществления этого плана, получившего название «плана А» [4], были очень скромны. Недоставало главным образом денежных средств для создания достаточного запаса боеприпасов. Во всяком случае, был сделан первый шаг к целеустремленному и планомерному увеличению вооруженных сил.

В 1930 г. началась подготовка к увеличению сухопутных сил с таким расчетом, чтобы в случае войны из 7 существовавших пехотных дивизий можно было создать 21 дивизию. Организационно эти подготовительные мероприятия по существу могли свестись к трехкратному увеличению числа войсковых частей. В случае опасности нападения извне государство объявлялось в опасности и укомплектование личным составом должно было вестись путем всеобщего призыва добровольцев, в первую очередь из числа обученных солдат периода Первой мировой войны. Отсутствие законных оснований при проведении формирований, без сомнения, привело бы к значительным затруднениям. К тому же не было организации, способной справиться с возникающими при этом задачами, как, например, использование поступающих с мест лошадей, повозок, автомашин и т.д. Наиболее же трудным являлось своевременное производство необходимого вооружения и снаряжения. Удовлетворительного решения этого вопроса на первых порах не было найдено. Имевшихся в 1930 г. в распоряжении запасов оружия, боеприпасов и военно-технического имущества едва хватало на первое время только для обеспечения 2/3 дивизий, создававшихся по «плану А». Хранить военное имущество на складах в тайне от наблюдателей было невероятно трудно. Пополнять потери и расход военного снаряжения, особенно боеприпасов, в первый период войны, необходимый для развертывания военной промышленности, практически было нечем. Это неудовлетворительное состояние привело к пересмотру в 1932 г. основных положений плана вооружений, с тем чтобы возросшую потребность в предметах вооружения для сухопутных сил в составе 21 дивизии покрыть к 1938 г. (вторая программа вооружения). С выполнением этой программы в период с 1 апреля 1933 г. по 31 марта 1938 г. должно было завершиться вооружение сухопутных сил, предусмотренных «планом А». Как будет показано ниже, эта программа предусматривала только предварительное, самое скромное количество вооружения и снаряжения.

Исследования показали, что основная трудность заключалась в изыскании необходимых денежных средств; в течение 5 лет нужно было затратить 484 млн. марок. В результате сухопутные силы, формируемые по «плану А», были бы обеспечены предметами вооружения на 6—8 недель боевых действий. Но и этого вооружения было мало для обеспечения боевых действий армии до того момента, когда промышленность начнет его производить в нужных количествах: на это ей потребовалось бы не менее 3 месяцев. Дело осложнялось еще тем, что при отсутствии превосходства в силах нужно было считаться с возможностью быстрого занятия противником основных промышленных районов: Саарской области, Рура и Верхней Силезии, так что при расчетах производства вооружения их нельзя было принимать во внимание. Отпуск больших денежных средств позволил бы сократить сроки достижения намеченных на 1938 г. целей, но на это нельзя было рассчитывать. Самой большой статьей расходов были затраты на производство боеприпасов. 484 млн. марок были распределены по статьям расходов программы вооружения следующим образом:

РАСХОДЫ НА НАЗЕМНЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ*

Обеспечение оружием, снаряжением и боеприпасами

127

Создание 6-недельного запаса:

оружия и снаряжения

17

боеприпасов

159

Подготовка промышленности

11

ВСЕГО

314

РАСХОДЫ НА ВОЙСКОВУЮ АВИАЦИЮ

Материальная часть, текущие расходы

92

Запасы

18

ВСЕГО

110

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ по ВООРУЖЕНИЮ

Моторизация, строительство укреплений, подготовка пограничной стражи, военная топография, ПВО военной промышленности и т. д

60

ИТОГО

484

* В миллионах марок, цифры округлены.

Эти 484 млн. марок были изысканы теми же способами, какие применялись и в прошлые годы. 400 млн. марок было получено за счет экономии из бюджета Военного министерства, 50 млн. изъято из бюджетов других министерств (путей сообщения, почт и телеграфа, внутренних дел), остальные 34 млн. были получены другими путями.

Ежегодно в среднем расходовалось по 96,8 млн. марок, причем расходы необходимо было маскировать, поэтому они проходили по секретному бюджету с литерными обозначениями X, L, I. Однако расход этих «черных» денежных средств подлежал контролю со стороны государственного комиссара экономии, высшей счетной палаты и финансово-ревизионной комиссии Рейхстага, в которой все правительственные партии имели своих представителей [5].

Структура сухопутных «войск А», создаваемых в соответствии со второй программой вооружения, к сожалению, не может быть приведена здесь в полном виде, причем для определения ценности этих сил необходимо особо подчеркнуть недостаток запасов боеприпасов.

ПЕХОТА (21 дивизия)

Все создаваемые пехотные дивизии имели организацию, в основном сходную с организацией дивизии сухопутной армии мирного времени, однако со следующими отклонениями: каждый пехотный полк получал дополнительно 8 противотанковых пушек; в состав артиллерийского полка вводился четвертый (тяжелый) дивизион двухбатарейного состава (по 3 орудия в батарее).

КАВАЛЕРИЯ

Было запланировано сформировать от 3 до 4 кавалерийских дивизий с улучшенными по сравнению с кадровыми кавалерийскими дивизиями сухопутной армии вооружением и снаряжением.

АРТИЛЛЕРИЯ и ТАНКОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Предусматривалось сформировать:

батарей тяжелых полевых гаубиц

8 (из них 4 в Восточной Пруссии)

батарей 150-мм пушек

14 (из них 7 в Восточной Пруссии)

батарей 210-мм мортир

11 (из них 4 в Восточной Пруссии)

зенитных батарей орудий малого калибра

28 (каждая по шести 20- или 37-мм орудий)

батарей среднего калибра

27 (каждая по четыре 75- или 88-мм орудия)

танковых батальонов

1 (55 легких танков)

АВИАЦИЯ

Предусматривалось сформировать:

разведывательных отрядов (по 6 самолетов в каждом)

13 (78 самолетов)

истребительных отрядов (по 9 самолетов в каждом)

6 (54 самолета)

отрядов ночных бомбардировщиков (по 6 самолетов в каждом)

3 (18 самолетов)

ВОЙСКА ПОГРАНОХРАНЫ

Войска погранохраны на польской границе имели на вооружении:

в пехотной роте

5 ручных пулеметов

в пулеметной роте

9 станковых пулеметов

в полку

2 легких миномета и 3 полевых орудия

Войска погранохраны на чехословацкой границе имели на вооружении:

в батальоне

по 3 станковых пулемета (минометов и полевых орудий не было)

в пехотной роте

ручных пулеметов не было

II. ЗАДАЧИ

Новое политическое руководство государства намеревалось вновь превратить Германию в такой фактор силы, который соответствовал бы ее геополитическому положению. С этой целью оно решило создать современные мощные и хорошо оснащенные вооруженные силы, которые опирались бы на высокоразвитую экономику страны. Оно стремилось достигнуть этой цели в кратчайший срок, не считаясь ни с какими международными обязательствами [6]. Вскоре же были проведены подготовительные мероприятия, с тем чтобы эти намерения осуществить на деле.

Новое политическое руководство очень быстро обнаружило, что чисто военные проблемы, возникавшие при создании крупных вооруженных сил, были тесно связаны с проблемами политическими, хозяйственными и психологическими. Оно также осознало, что формирование армии мирного времени с самого же начала должно быть увязано с подготовкой ее на случай войны. На основе этих истин были быстро сделаны практические выводы. Уже 4 апреля 1933 г. вновь сформированное германское правительство вынесло закрытое постановление о создании Совета государственной обороны. В его состав вошли министры важнейших министерств. В задачу этого органа входило планирование и координирование военных, политических, хозяйственных и пропагандистских мероприятий, связанных со строительством новых вооруженных сил и с полным использованием оборонной мощи государства в случае войны.

Среди политических руководителей вначале были расхождения во взглядах в отношении системы организации создаваемой армии и размеров будущих вооруженных сил. Необходимо здесь особо отметить точку зрения так называемого начальника штаба штурмовых отрядов (СА) [7] Рема, который настаивал на принятии милиционной системы организации вооруженных сил. Наряду с существованием небольшой профессиональной армии вся масса военнообязанных должна была включаться в милицию. Руководство создаваемыми на этом принципе вооруженными силами должно было находиться под решающим влиянием штурмовых отрядов при возможно большей изоляции их от Рейхсвера.

Гитлер, однако, согласился с предложением, руководства Рейхсвера, которое предусматривало создание будущих вооруженных сил на принципе всеобщей воинской повинности. Рейхсвер должен был стать их ядром. В марте 1935 г. было объявлено о введении всеобщей воинской повинности и поставлена цель создать сухопутные войска в количестве 36 дивизий, которые были бы сведены в 12 корпусов.

Строительство новых вооруженных сил выдвинуло новые обширные задачи:

1. Создание высшего органа руководства, который соответствовал бы возросшим задачам.

2. Издание необходимых законов, касавшихся воинской повинности в мирное и военное время, регламентирования внутренней службы войск, обязанностей граждан в личном и имущественном участии в деле обороны государства в мирное и военное время.

3. Покрытие потребности в личном составе. Предпосылкой к этому было создание организации по укомплектованию вооруженных сил, охватывающей всю территорию государства, на которую возлагалось предварительное освидетельствование призывников, учет военнообязанных и призыв на военную службу.

4. Покрытие материальных потребностей. Это требовало: создания военной промышленности, способной удовлетворять потребности новых вооруженных сил; подготовки к переводу всей экономики государства на военные рельсы; создания органов для проведения в жизнь всех военно-экономических планов и органов артиллерийско-технического снабжения для приема и хранения имущества, поступающего от военной промышленности.

5. Увеличение числа штабов и войсковых частей; формирование не существовавших до тех пор современных родов войск и служб; создание военно-воздушных сил как самостоятельного нового вида вооруженных сил.

6. Создание военно-учебных заведений, опытно-испытательных полигонов, учебных и испытательных воинских частей; расширение административно-хозяйственных учреждений.

7. Изменение порядка обучения войск, несения службы и поддержания дисциплины, чинопроизводства и прохождения службы в соответствии с изменившимся вследствие введения воинской повинности составом частей.

8. Строительство оборонительных сооружений.

9. Подготовка к формированию вооруженных сил военного времени.

Основной и исключительной по своей важности задачей было определение сроков достижения поставленных целей. Исходя из весьма ограниченного базиса, каким был Рейхсвер, вначале предполагали, что на это уйдет 8—10 лет, и разработали план, который наряду с организационным ростом сухопутных сил предусматривал также поддержание их боевой готовности на высоком уровне. Однако намеченная политика, по которой защита государства основывалась не на международных обязательствах, а на собственных национальных силах, должна была в скором времени привести к обострению международных отношений, что делало весьма желательным быстрое создание новых вооруженных сил. Периода слабости при этом нельзя было избежать. Планирование, вытекающее из кратко и схематично перечисленных выше задач, должно было учитывать факторы, которые тормозили ход строительства вооруженных сил.

Во-первых, недостаток офицерского состава. Новым вооруженным силам требовалось по крайней мере в пять раз больше кадровых офицеров по сравнению с тем, что было в наличии (4 тыс. армейских и 1500 морских офицеров). Если даже существовавший до тех пор 4-летний срок подготовки офицера можно было сократить приблизительно до 2'Л лет, то и это ускоренное производство не могло быстро покрыть потребность в офицерских кадрах, так как она возникла во всех звеньях одновременно. Темп производства в офицеры мог быть ускорен только в ограниченном масштабе. Возникла дополнительная потребность в 100 тыс. офицеров запаса для вооруженных сил военного времени. Офицеры, демобилизовавшиеся в 1918 г., постарели на 17 лет и после демобилизации никакой военной подготовки не проходили.

Во-вторых, недостаток обученных резервов. Для формирования армии военного времени необходимы обученные резервы. Подготовка первых 10 призывных возрастов при 2-летнем сроке действительной военной службы потребовала бы 11 лет.

В-третьих, недостаток вооружения и снаряжения. Оснастить войска необходимым оружием, самолетами, транспортными средствами и всякого рода военно-техническим имуществом можно было только с годами, так как не было достойной упоминания военной промышленности. К этому нужно добавить потребность в имуществе для формирований военного времени, которое должно быть произведено и заложено в склады еще в мирное время. Наконец, нужно было иметь в готовности необходимые запасы, особенно боеприпасов, на первый период войны до того момента, когда возросшее производство военного времени сможет обеспечить их поставку.

Невозможно было предвидеть всех финансовых и экономических последствий бурного роста вооруженных сил, однако нельзя было не видеть, что они могли приобрести такое значение, которое могло связать свободу действий политического руководства государства.

Уже во время подготовительного периода 1933/34 г. стало ясно, что новое политическое руководство (Гитлер) стремилось к возможно скорейшему созданию сухопутных сил.

В основу первого плана, разработанного в Министерстве Рейхсвера, был положен принятый в 1932 г. «план А» создания сухопутной армии в составе 21 дивизии. Этот план, рассчитанный вначале на случай войны, со времени изменения руководства стали проводить в жизнь как план формирования армии мирного времени с учетом необходимых изменений и дополнений. Таким образом, первый этап, заключавшийся в создании армии мирного времени в составе 21 дивизии общей численностью около 300 тыс. человек, должен был завершиться к 1937 г. Но в начале 1934 г. под давлением Гитлера срок выполнения этого плана, хотя и со значительными ограничениями, пришлось перенести на осень 1934 г.

Когда Гитлер после смерти президента Гинденбурга 2 августа 1934г. Принял [8] полномочия верховного главнокомандующего вооруженными силами, он стал еще настойчивее требовать быстрейшего проведения мер по созданию армии.

В результате объем плана строительства армии мирного времени неоднократно и в значительной мере увеличивался, а сроки выполнения сокращались. Армия быстро росла в объеме, однако ее боевую подготовку и оснащение невозможно было осуществлять в таком же быстром темпе.

Армия, слишком быстро увеличивающаяся в мирное время, неизбежно должна потерять в боевой выучке и закалке и, следовательно, утратить способность служить в военное время цементирующим началом для всей вновь призванной массы войск. Такая армия не может служить надежным военным инструментом. Политическому и военному руководству нужно было в соответствии с политическими замыслами и возможностями добиваться тщательной согласованности в определении должного темпа строительства армии, обеспечив при этом соответствие между глубиной и размахом военной подготовки. Этой согласованности не было. Гитлер диктаторски пренебрегал часто высказываемыми ему опасениями по поводу слишком быстрого роста армии. Вначале он полагал, что сможет избежать войны, а позднее — что он сумеет ее ограничить как по времени, так и по пространству. Опьяненный своими первоначальными успехами, он все более терял чувство реального и не замечал громадной опасности, таившейся в его политике блефа, приведшей его к переоценке своих сил.

В начальный период строительства вооруженных сил их стратегическая цель не была определена. Для военного руководства эта цель заключалась в создании вооруженных сил, способных обеспечить оборону государства. Свои особые взгляды по этому поводу Гитлер выразил в августе 1936 г. в памятной записке о задачах 4-летнего плана. В ней Гитлер указывал на опасность большевизма и на роль Германии как единственного европейского государства, обладающего внутренними силами для борьбы с этой опасностью. В записке, например, говорится: «Военное решение вопроса должно быть предоставлено новой армии. Размах и темп мобилизации сил должны быть максимальными. Коренной ошибкой было бы полагать, что по этому вопросу могут быть допущены какие-либо уступки в пользу других жизненно важных задач.

Если нам не удастся в самый короткий срок превратить германскую армию в смысле ее боевой подготовки, организационного формирования, оснащения и прежде всего духовного воспитания в первую армию в мире, то Германия погибнет. Здесь действует правило: что упустишь в месяцы мирного времени, не наверстаешь в течение столетий» [9].

Только 5 ноября 1937 г. Гитлер впервые и недвусмысленно дал понять, что он преследует политические цели, осуществить которые можно только путем агрессивной войны, и что он готов пойти на связанный с этим риск [10]. Категорические возражения по этому поводу со стороны военного министра и главнокомандующего сухопутными силами привели к кризису, который Гитлер позднее, приблизительно через четверть года, разрешил, сместив военного министра, главнокомандующего сухопутными силами и министра иностранных дел, причем руководившие Гитлером мотивы тогда еще ясны не были.

Настойчивые требования политического руководства государства об ускорении создания вооруженных сил неоднократно вызывали возражения со стороны военных, которые опасались, что поспешность приведет к снижению боевой готовности войсковых частей вследствие их недостаточной внутренней сколоченности, а также неудовлетворительного уровня вооружения. Но эти опасения Гитлер не принял во внимание.

Военное руководство, идя навстречу требованиям политического руководства, старалось форсировать формирование войсковых частей при помощи различных вспомогательных средств. К осени 1935 г подготовка к введению всеобщей воинской повинности продвинулась настолько, что можно было начинать призыв военнообязанных.

О размахе строительства вооруженных сил можно судить по данным об организационном составе армии в 1932—1938 гг.

Таблица 1

СТРОИТЕЛЬСТВО АРМИИ МИРНОГО ВРЕМЕНИ В 1932—1938 гг. *

*Данные относятся к осени соответствующего года.

Наименование

1932 г.

1935 г.

1936 г.

1937 г.

1938 г.

Командования военных округов

2

3

3

4

6

Корпусные командования

-

11

13

14

21

Дивизии:

пехотные

7

24

36

32

35

пехотные моторизованные

-

-

-

4

4

легкие моторизованные

-

-

-

1*

4

горнострелковые

-

1

1**

1**

3

танковые

-

3

3

3

5

кавалерийские

3

2

-

-

-

Кавалерийские бригады

-

1

1

1

1

* Легкая бригада.

** Горнострелковая бригада.

К указанным в таблице надо добавить другие многочисленные формирования, не входящие в состав дивизий, главным образом специальные части.

Исключительно быстрое и столь значительное по своим размерам увеличение армии стало возможным только на прочной базе Рейхсвера (4 тыс. офицеров и 96 тыс. унтер-офицеров и нижних чинов), войска и штабы которого были подготовлены к этой задаче.

III. ХОД СТРОИТЕЛЬСТВА

Первое крупное увеличение германской сухопутной армии было осуществлено осенью 1934 г. Состав армии к этому времени был приблизительно утроен [11]. Одновременно был расширен круг мероприятий по формированию военно-воздушных сил. Численность армии возросла до 240 тыс. человек. Тем самым была создана достаточная база для комплектования армии на основе всеобщей воинской повинности.

16 марта 1935 г. германское правительство объявило о создании германских вооруженных сил (Вермахта) и о введении всеобщей воинской повинности [12].

Таким образом, совершился переход от профессиональной армии к армии нового типа. Для новой армии мирного времени был объявлен предельный состав — 36 дивизий. Когда армия достигла этих размеров, оборона государства стала на новую основу: нападение на Германию теперь уже стало рискованным предприятием.

Предельный состав армии мирного времени, объявленный в марте 1935 г., в последующие годы был превзойден, и этот факт не был предан гласности.

1. Высшие органы управления

Новые вооруженные силы были разделены на три вида: сухопутная армия, военно-морской флот и военно-воздушные силы, подчиненные собственным главнокомандующим, в распоряжении которых находились главные командования в качестве высших командно-административных органов.

При Гитлере, который был главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами, практическое руководство всеми тремя видами вооруженных сил осуществлял военный министр генерал Бломберг [13].

Главнокомандующим сухопутными силами стал бывший начальник управления сухопутных войск генерал артиллерии Фрич.

Военно-воздушные силы в начале марта 1935 г. были подчинены Герингу, который на основании своей принадлежности к национал-социалистической партии был назначен министром авиации. Одновременно зенитная артиллерия была изъята из состава сухопутных сил и включена в состав военно-воздушных сил. То же самое произошло в 1938 г. с парашютно-десантными войсками, которые были сформированы сухопутной армией.

Начальник управления военно-морских сил адмирал Редер был назначен главнокомандующим военно-морскими силами.

2. Основные законоположения

Основные законоположения для новых вооруженных сил были выработаны в последующие годы. Они были опубликованы только частично. Укажем на важнейшие из них.

Закон о восстановлении военного судопроизводства издан 12 мая 1938 г. (Рейхсвер не имел своих судебных органов).

Закон от 16 марта 1935 г. о создании германских вооруженных сил. О нем уже упоминалось выше.

Военный закон от 21 мая 1935 г. Закон определял призывной контингент и сроки службы в армии, обязанности и права военнослужащих.

Закон об обороне государства от 21 мая 1935 г. (изменен 4 сентября 1938 г.). Этот закон не был опубликован. Он предоставлял фюреру и рейхсканцлеру, обладавшему всей полнотой государственной власти в стране, право объявлять состояние обороны на всей территории государства или части ее, отдавать приказ о мобилизации и объявлять войну. С объявлением состояния обороны, согласно этому закону, исполнительная власть [14] на театре военных действий сухопутных сил переходила к главнокомандующему сухопутными силами и командующим армиями.

Кроме того, вступали в силу изменения в подчиненности высших государственных органов управления, так, например, генеральному уполномоченному по административному управлению страной и генеральному уполномоченному по экономике переподчинялся ряд соответствующих министерств; полномочия же Верховного командования Вермахта (ОКВ) распространялись как на эти, так и на другие высшие государственные учреждения, в особенности на Министерство почт и телеграфа и Министерство путей сообщения.

Закон о воинских повинностях населения в мирное время от 11 марта 1938 г. заменил прежние законы о натуральной и квартирной повинностях. Он обязывал каждого немца в мирное время принимать личное и материальное участие в деле обеспечения потребностей вооруженных сил и определял порядок использования этих повинностей соответствующими органами военного ведомства.

Закон этот имел весьма широкое применение, так как он являлся также основой для проведения мобилизации, которая, смотря по обстоятельствам, могла быть объявлена еще в мирное время и при необходимости в секретном порядке.

Закон о повинностях населения в военное время от 1935 г. не был опубликован и в силу не вступал. Весьма широкий характер закона о воинских повинностях населения в мирное время делал закон о повинностях населения в военное время излишним, и он был заменен в 1939 г. законом о государственных повинностях. Положения последнего закона в области воинских повинностей были лишь немногим шире по сравнению с законом о воинских повинностях населения в мирное время. Особенно важное значение имело положение этого закона, распространявшее полномочия, предоставленные военным органам, особенно в отношении реквизиции повозок, лошадей и т.д. при формировании армии военного времени, также и на гражданские власти. Отсутствие точных инструкций по применению этого закона привело к тому, что государственные и партийные органы в военное время широко им злоупотребляли, используя закон в целях, ничего общего не имевших с усилением военной мощи, для которой он был создан.

Декрет о резервах рабочей силы от 22 июня 1938г. регулировал распределение рабочей силы в военное время между видами вооруженных сил, военной промышленностью, а также хозяйственными и другими организациями.

При существовавшей неразберихе в высших органах государственной власти (см. главу четвертую) этот декрет также не мог упорядочить взаимоотношения между руководителями различных звеньев государственного аппарата и приводил во время войны к бесконечным спорам среди бюрократии вооруженных сил, гражданских властей, военной промышленности, хозяйственных органов и партийных организаций, пока Гитлер не положил этому конец, введя должность генерального уполномоченного по использованию рабочей силы.

Кроме вышеприведенных, существовал еще целый ряд других законов, как-то: закон о национальной службе, закон о чрезвычайном положении, закон об использовании рабочей силы в военное время и т. д.

3. Покрытие потребности в личном составе

Особую трудность представляла подготовка необходимого числа офицеров. В результате резкого увеличения количества воинских частей сухопутной армии образовался большой некомплект в офицерском составе. Около 200 высококвалифицированных офицеров было передано в военно-воздушные силы. Создание новых военных училищ и курсов, укомплектование многочисленных новых командных инстанций, органов, ведающих призывом и укомплектованием, органов военной экономики, инженерно-саперных частей укрепленных районов и, наконец, увеличивающаяся потребность ОКХ — все это поглощало большое количество офицеров. Небольшой контингент, состоявший из 3600 офицеров армии Рейхсвера (не принимая в расчет около 400 офицеров санитарной, ветеринарной и артиллерийско-технической служб), не мог удовлетворить возросшие потребности в офицерских кадрах. Поэтому были проведены следующие мероприятия:

1. Было отобрано максимально возможное количество кандидатов в офицеры. Все казавшиеся пригодными молодые солдаты зачислялись в состав кандидатов в офицеры, несмотря на то что они не имели требуемого аттестата зрелости. Если до 1933 г. ежегодно зачислялись кандидатами в офицеры 180—200 молодых людей, то это число скоро возросло до 500, а в 1938г. — до 2 тыс.

2. Около 300 кандидатов юридической службы, которые ввиду их большого перепроизводства имели мало перспектив на использование по специальности, по ходатайству министра юстиции после краткого курса обучения по особой программе были зачислены кандидатами в офицеры.

3. Унтер-офицеры сухопутной армии Рейхсвера, отвечающие требованиям, были допущены на офицерские должности, причем благодаря высокому уровню обучения в частях Рейхсвера они оказались особо ценными офицерами. Таким путем было получено около 1500 офицеров. Эта мера, однако, обострила недостаток в унтер-офицерах.

4. Из полиции было взято около 2500 офицеров.

5. Бывшие офицеры старой Императорской армии и Рейхсвера были снова призваны на службу. Они были использованы или на службе в строевых частях, или же, если физическое состояние не позволяло нести службу в строю, в органах по укомплектованию войск, на военно-экономической службе и на определенных должностях Военного министерства. Таким же образом было использовано большое число офицеров резерва. Это мероприятие дало дополнительно около 1800 офицеров.

6. Включение австрийской армии в 1938 г. дало около 1600 офицеров.

7. Требования при решении вопроса об увольнении офицера в связи со служебным несоответствием были снижены.

Вышеперечисленные мероприятия привели к весьма значительному изменению состава всего офицерского корпуса, что необходимо иметь в виду при рассмотрении дальнейшего развития событий. Некоторая часть офицерского состава, полученная в результате вышеперечисленных мероприятий, вначале явилась значительным грузом, так как необходимо было организовать многочисленные новые курсы или же расширять имеющиеся, с тем чтобы вновь принятым офицерам дать необходимый уровень подготовки. Несмотря на все эти меры, вскоре тысячи офицерских должностей опять оказались незамещенными, вследствие чего наличное количество офицеров очень часто оказывалось сильно перегруженным, от чего страдала их дальнейшая подготовка.

Подобные трудности были также и с укомплектованием офицерскими кадрами служб санитарной, ветеринарной и артиллерийского снабжения.

Потребность в унтер-офицерах должна была быть покрыта за счет солдат-профессионалов из армии Рейхсвера. Кроме того, с включением в 1935 г. полиции земель [15] в состав армии унтер-офицерский состав пополнился новыми кадрами, которые соответствовали своему назначению.

Наконец, оживленный приток добровольцев помогал покрывать некомплект в унтер-офицерах. Однако укомплектованность соответствующими своему назначению и опытными унтер-офицерами оставалась далеко не полной.

Некомплект рядового состава пополнялся за счет добровольцев и военнообязанных.

Военный закон от 21 мая 1935 г. установил продолжительность военной службы от 18 до 45 лет, в военное время этот срок мог быть увеличен [16].

Военная служба включала:

1. Действительную военную службу (продолжительностью 2 года) [17].

2. Нахождение в запасе.

В запасе состояли военнообязанные, принадлежащие к следующим категориям:

а) резерву (обученные военнообязанные до 35-летнего возраста);

б) эрзац-резерву (необученные военнообязанные до 35-летнего возраста);

в) ландверу (военнообязанные от 35- до 45-летнего возраста);

г) ландштурму (в возрасте свыше 45 лет).

Лица, принадлежавшие к составу резерва, эрзац-резерва и ландвера, могли призываться на учебные сборы.

Органы комплектования вооруженных сил. Учет очередных призывных возрастов военнообязанных являлся обязанностью полиции и проводился по указаниям министра внутренних дел. Предварительное освидетельствование, призыв на военную службу и контроль за призываемыми и резервистами входили в задачи вооруженных сил и проводились органами комплектования.

ОКХ через отдел комплектования руководило комплектованием всех видов вооруженных сил. Отдел комплектования отвечал за призыв всех военнообязанных на военную службу.

Проведение в жизнь указаний ОКХ находилось на обязанности управлений корпусных округов [18]. Число их с 7 в 1937 г. возросло до 13 в 1938 г. С присоединением Австрии к ним прибавилось еще 2.

Управлению корпусного округа подчинялось от 1 до 4 инспекций комплектования, которые по указаниям управления корпусного округа руководили призывом личного состава для вооруженных сил. Они также вели учет военнообязанных, состоящих в запасе, и ведали призывом их на учебные сборы при районных призывных пунктах.

Каждая инспекция комплектования корпусного округа в зависимости от численности населения ведала 4—12 районными призывными пунктами. Они отвечали за точный и постоянный контроль за местонахождением всех военнообязанных, вели в качестве основного документа списки военнообязанного населения, подготовленные полицейскими властями, руководили освидетельствованием и призывом на действительную военную службу очередных возрастов военнообязанных Районные призывные пункты, кроме того, вели личные дела на офицеров и кандидатов в офицеры, состоящих в запасе.

Районному призывному пункту подчинялось до 5 участковых призывных пунктов, которые проводили набор как на действительную военную службу, так и на учебные сборы лиц, состоящих в запасе. Они же занимались призывом во время мобилизации. Их ведению не подлежали состоящие в запасе офицеры и кандидаты в офицеры.

Районный призывной пункт, как правило, охватывал один городской или сельский административный район. Наряду с вышеотмеченными задачами органы комплектования вооруженных сил выполняли и другие задачи, как, например, переподготовка офицеров, состоящих в долгосрочном запасе, а во время войны мобилизация конского состава повозок и т. д.

Необученные («белые») призывные возраста. После введения всеобщей воинской повинности осенью 1935 г. были призваны военнообязанные рождения 1914г. [19]. Затем последовали призывы военнообязанных рождения 1915,1916гг. и т. д.

Самым молодым после Первой мировой войны обученным призывным возрастом был 1900 г., после чего следовал перерыв, во время которого накопились так называемые «белые» призывные возраста, не проходившие никакого военного обучения. Чтобы подготовить их в качестве резерва личного состава для укомплектования армии военного времени, были созданы наряду с кадровыми частями специальные учебные подразделения. В этих подразделениях военнообязанные «белых» призывных возрастов проходили 2-месячный, а позднее 3-месячный курс обучения по сокращенной программе. Первым был призван контингент 1913 г. [20]. К началу войны, в 1939 г., оказалось возможным провести подготовку только незначительной части военнообязанных, принадлежащих к этим возрастам [21].

Военнообязанных, прошедших обучение в учебных подразделениях, брали на учет как резервистов 2-го разряда (резервист-2), в то время как увольняемых с действительной военной службы (со сроком обучения не менее 9 мес.) ставили на учет как резервистов 1-го разряда (резервист-1).

В восточных пограничных областях, а с осени 1936 г. и на всей территории Германии были организованы краткосрочные курсы обучения (так называемые воскресные курсы, а для младших командиров — курсы с однонедельным и многонедельным сроком обучения) для военнообязанных, зачисленных в ландвер, которые уже прошли военную подготовку в 1918г. или ранее, с тем чтобы их можно было использовать для несения службы в пограничных войсках или в дивизиях ландвера [22].

Число годных военнообязанных одного призывного возраста, приходившихся на долю сухопутной армии, доходило в среднем до 300 тыс. человек. Однако призывные возраста 1916—1918 гг. были ослабленными и давали на долю армии в среднем только по 250 тыс. человек.

Таблица 2

ПРИЗЫВ НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

ВОЕННООБЯЗАННЫХ И ВЕРБОВКА ДОБРОВОЛЬЦЕВ

С 1935 ПО 1939гг.

Год призыва

Год рождения военнообязанных

Год рождения добровольцев**

Восточная Пруссия*

Остальная территория Германии

Австрия

Нормальный срок обучения (с 1935 г. — 1 год, с 1936 г. — 2 года)

1935

1910, 1914

1914

1936

1911***, остаток 1914 и 1915, получившие отсрочку 1910

Остаток 1914, первая четверть 1915

1911—1918

1937

1912***, получившие отсрочку 1910, 1911, 1914, 1915, первая половина

1916

Остаток 1915, первая четверть 1916, получившие отсрочку 1914—1915

1912—1919

1938

1913***, остаток 1916 1917 (включая условно годных), получившие отсрочку 1910, 1912 и 1914-1916

Остаток 1916 и 1917 (только полностью годные), получившие отсрочку 1914—1916

1914 и 1917****

1913—1921

Сокращенный срок обучения (2—3 мес.)

1935

1901—1912

1936

1913

1901—1912

1937

1913, 1912, 1908 и старше, если потребуется

1902—1912

1938

1913, кроме того, военнообязанные, не получившие продления отсрочки*****

1903—1912

1939

1913, кроме того, военнообязанные, не получившие продления отсрочки*****

1904—1912

* Призывные возраста 1910—1913 гг. рождения только с одногодичным сроком службы.

** Добровольцы 1910—1913 гг. рождения могли вербоваться на 1 или на 2 года.

*** Женатые привлекались только для краткосрочного обучения.

**** Призывной возраст 1914г. рождения (годные для нормального обучения) — 1 год; призывной возраст 1915 г. и моложе — 2 года.

***** В том числе австрийцы (ограниченно годные и женатые) призывного 1914 г. рождения.

4. Покрытие материальных потребностей

Время на подготовку. В соответствии с требованиями Версальского мирного договора Германия не имела какой-либо достойной упоминания военной промышленности и в случае войны не могла бы обеспечить даже такую небольшую армию, как Рейхсвер. Ввиду этого руководство Рейхсвера стало искать пути для установления контакта с промышленностью. В 1926 г, пришли к выводу о необходимости создания так называемого «статистического общества», действовавшего под руководством управления вооружений армии.

Это общество состояло из главной комиссии с местом нахождения в Берлине, региональных комиссаров с местом нахождения при управлениях корпусных округов и членов общества, являвшихся представителями промышленности.

Управлениям корпусных округов были приданы экономические офицеры, которые должны были вести работу совместно с региональными комиссарами статистического общества.

Задачей экономических офицеров являлась подготовка совместно с региональными комиссарами статистического общества необходимых исходных данных для организации военной экономики. Экономические офицеры при изучении каждого промышленного предприятия и отдельных элементов того или иного вида производства должны были определять их возможности по производству вооружения. Обобщенные исходные данные позволили разработать упомянутые выше планы вооружения армии Рейхсвера, а в 1933 г. они явились незаменимой предпосылкой для быстрого поступления вооружений.

Когда в 1933 г. началось вооружение армии, была сделана попытка передать дело обеспечения всего потребного количества запасов для вооруженных сил в руки руководства промышленных предприятий. Но, несмотря на высокую организацию немецкой экономики, попытка оказалась безуспешной. Необходимость сохранения секретности и некоторые другие военные мотивы, а главное — малая заинтересованность многих промышленных предприятий сыграли здесь отрицательную роль. Поэтому управление вооружений сухопутных сил и управление вооружений военно-морских сил оказались вынужденными составлять производственные программы для предприятий и сдавать им заказы.

Если в 1934г., несмотря на отсутствие военной промышленности, могла быть произведена массовая поставка самого современного вооружения для создаваемых сухопутных сил, то это стало возможным только благодаря подготовительной работе экономических офицеров в тесном сотрудничестве со статистическим обществом.

Вооружение. Удовлетворение большой потребности в предметах вооружения для новых вооруженных сил и подготовка военной экономики должны были оказать решающее воздействие на германское хозяйство, в результате чего должны были возникнуть проблемы, далеко выходящие за пределы чисто военных интересов, но находящиеся в тесной взаимосвязи с ними.

Военный министр оставил за собой право представлять военные интересы в Министерстве экономики. Для этого он использовал военно-промышленный штаб при военно-политическом управлении, который был образован из группы офицеров, подготовленных при управлении вооружений сухопутных сил.

Кроме того, военный министр, как главнокомандующий вооруженными силами, нуждался в военно-промышленном штабе в качестве советника по всем военно-экономическим вопросам, которые могли иметь решающее значение при оценке общего стратегического положения. В круг военно-экономических вопросов входили: оценка собственных и вражеских военно-экономических ресурсов; экономическое сотрудничество с нейтральными и союзными государствами; экономическая поддержка дружественных государств; возможная экономическая эксплуатация областей, оккупированных во время войны.

Военно-экономические задачи, связанные с вооружением, как и предполагалось, очень скоро заставили перейти к практическому сотрудничеству с министром экономики. В первую очередь решались вопросы, связанные с удовлетворением потребности военной промышленности в электроэнергии, сырье, рабочей силе и производственных мощностях, а затем и все другие вопросы, связанные с подготовкой военной экономики [23].

При исчерпании производственных возможностей военный министр должен был в соответствии с общими стратегическими замыслами регулировать обеспечение различных видов вооруженных сил.

На каждый вид вооруженных сил были возложены задачи проектирования, сдачи заказов и приемки оружия, военно-хозяйственного имущества и боеприпасов, разработки планов по материальному обеспечению своей производственной программы. Эти планы представлялись на утверждение военному министру. Каждый вид вооруженных сил должен был подготовить мобилизацию своей отрасли военной промышленности [24].

В сухопутных силах выполнение этой задачи лежало на управлении вооружений армии.

Организация местных органов военно-промышленного штаба получила дальнейшее развитие в 1935 г. При каждом управлении корпусного округа была создана военно-экономическая инспекция, в состав которой были включены бывшие экономические офицеры.

Экономическим офицерам по мере необходимости были подчинены районные экономические офицеры. Последние в 1936 г. вошли во вновь образованные военно-экономические пункты.

Выполнение программы вооружения, как и следовало ожидать, привело в скором времени к нежелательным последствиям в экономическом положении государства. Не нужно при этом упускать из виду то обстоятельство, что в начале 30-х годов хозяйство находилось в состоянии тяжелого экономического кризиса, а в стране господствовала безработица. Важнейшие международные валюты, включая доллары и английские фунты стерлингов, были обесценены, в то же время курс германской марки был сохранен. Быстро возрастала потребность в определенных видах сырья. Для приобретения его нужна была иностранная валюта, а получить ее было очень трудно. Гражданская экономика ввиду тяжелого кризиса, из которого она только что начинала выходить, не могла покрыть потребность в иностранной валюте за счет экспорта. Государственный бюджет имел очень ограниченную базу. Чтобы в этих условиях иметь возможность покрыть громадные расходы на вооружение, не вызывая обесценения немецкой марки, необходимо было принять особые меры. Доктор Шахт, бывший в то время президентом Германского государственного банка, нашел выход в выпуске так называемых «мефо-векселей». Несмотря на это, в скором времени появились признаки продовольственных затруднений.

Оказалось, что при слабости немецкой экономики необходимо было вооружаться не только в военном, но и в экономическом отношении. Необходимо было позаботиться о том, чтобы хозяйство страны полностью удовлетворяло не только потребности мирного времени, но и обеспечило создание военных запасов, а также повышение производительности во время войны.

Наступившие продовольственные затруднения привели к созданию так называемого штаба по обеспечению сырьем и валютой — гражданского органа, компетенция которого в октябре 1936 г. в связи с вступлением в силу четырехлетнего плана была распространена на валютные операции, мероприятия по обеспечению «продовольственной свободы», мероприятия по улучшению положения с сырьем и на регулирование и использование рабочей силы.

Орган, ведавший выполнением четырехлетнего плана [25], должен был работать в тесном взаимодействии с военно-промышленным штабом.

Четырехлетний план позволил Гитлеру осуществить поставленные военно-экономические задачи. Однако этот инструмент не был им в полной мере использован. Объяснить это можно либо тем, что он полностью не осознал всей важности проблемы вооружения в осуществлении его агрессивных планов, либо тем, что он был слишком уверен в своей политике блефа, полагая, что его политические цели могут быть достигнуты с помощью быстрых и мощных ударов. Это было тяжелой ошибкой, так как в момент действительного применения оружия сразу же обнаружилась несокрушимая воля противника к сопротивлению и у него нашлись новые силы, которые не были заранее учтены.

Во всяком случае, Гитлер не был готов к тому, чтобы из своих далеко идущих политических целей сделать сами собой напрашивающиеся выводы в отношении роста вооружения или же свои цели соразмерить с имеющимися возможностями. Когда возникал вопрос о выборе между повышением жизненного уровня широких масс населения или осуществлением крупных мероприятий, рассчитанных главным образом на внешний эффект, с одной стороны, и противоречащей этому реализацией планов вооружения, с другой стороны, Гитлер в большинстве случаев высказывался в пользу первых мероприятий.

То, что интенсивность проведения вооружения была не столь высокой, видно из того, что в 1937 г. при ежемесячном производстве стали 1,8 млн. т в распоряжение вооруженных сил было предоставлено только 0,3 млн. т, хотя потребность вооруженных сил в стали в то время была равна 0,75 млн. т [26].

В результате темп обеспечения материальных потребностей армии отставал от темпа численного роста личного состава. Правда, армию мирного времени удалось в известной мере обеспечить необходимым вооружением, но создание запасов материальной части, боеприпасов, запасных частей и т.д., в том числе для обеспечения новых войсковых частей, формируемых для армии военного времени, было явно неудовлетворительным. Последствия этого положения, о чем еще будет речь впереди, давали себя весьма серьезно чувствовать во время войны, и их ни разу не удалось полностью преодолеть.

Артиллерийско-техническое, вещевое и продовольственное снабжение. Предметы вооружения, изготовленные промышленностью и принятые органами управления вооружений армии, передавались органам службы артиллерийского и технического снабжения, которые их хранили на складах и по мере надобности выдавали войскам. В каждом корпусном округе было по 1 армейскому военному складу и в среднем по 6 вспомогательных складов по сравнению только с 2 основными и 1 вспомогательным военными складами, имевшимися во времена Рейхсвера. Общее число складов боеприпасов сухопутной армии Рейхсвера на территории Германии было увеличено с 7 до 34 армейских и 15 вспомогательных. В каждом корпусном округе все органы артиллерийско-технического снабжения были подчинены начальнику управления артиллерийско-технического снабжения округа, который, в свою очередь, подчинялся командованию округа.

В управлении сухопутных войск всеми вопросами артиллерийского и технического обеспечения ведала инспекция артиллерийского снабжения, входившая в состав управления общих дел.

Заготовка и поставка сырья для производства обмундирования и вооружения, продовольственное снабжение всех видов вооруженных сил, а также приобретение земельных участков, зданий, складских помещений и выполнение строительных работ были делом административно-хозяйственного управления сухопутных сил, которое было значительно расширено.

5. Строительство укрепленных районов

Со времени, предшествовавшего Первой мировой войне, из числа укреплений, достойных упоминания, имелись только устаревшие оборонительные сооружения в Кенигсберге и Лётцене, а также Ортельсбургская лесная линия в Восточной Пруссии. В дополнение к этому в 1932 г. была расширена крепость Кенигсберг путем строительства так называемого Хейльсбергского треугольника.

В 1934 г. строительство укреплений было поставлено на более широкую основу. Строительство большинства новых объектов, начатое в том же году и успешно законченное к началу войны, преследовало решение следующих задач:

1. В Восточной Пруссии для защиты южной границы было начато строительство Лётценских укреплений, примыкающих к Мазурским озерам (схема 1). Эти укрепления вместе с Хоэнштейнской и Кристбургской позициями должны были образовать сплошную линию до залива Фришес-Хафф, северо-восточнее Эльбинга. На Хоэнштейнской позиции имелись только отдельные форты-заставы. Строительство Хоэнштейнской и Кристбургской линий должно было начаться с объявлением мобилизации. На Кристбургской позиции были проведены также подготовительные мероприятия по устройству водных заграждений.

  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Сухопутная армия Германии. 1933 - 1945», Буркхарт Мюллер-Гиллебранд

    Всего 2 комментариев

    К

    Объективный источниковедческий материал. Очень полезен для историков - профессионалов.

    К

    Очень полезный источниковедческий материал по истории Второй мировой войны.

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства