Бессмертие и сменакалипсис Все, что вам пора о них знать Владимир Михайлович Кишинец
Praemonitus praemunitus (лат.) — предупрежден — значит вооружен
Латинское изречение
© Владимир Михайлович Кишинец, 2018
ISBN 978-5-4490-8867-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора
Отзывы на первую книгу серии «Актуальное бессмертие»1 показали, что акцент на научную доказательность не всегда совместим с удобочитаемостью.
В результате возникла идея предварить продолжение серии ее максимально сокращенным обзорным вариантом2.
Надеюсь, что эта небольшая работа позволит вам первыми узнать о важных событиях и проблемах не столь отдаленного будущего.
В. Кишинец Москва, май 2018 г., kishinets@mail.ru.1. Актуальное бессмертие
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг…
Первое послание к коринфянам св. апостола Павла
Предсказания
Трудно найти слова для начала рассказа о событиях настолько грандиозных и неожиданных, что они с трудом укладываются в сознании. Поэтому начнем просто с нескольких фактов и цитат из весьма авторитетных источников:
2010 г. Папа Бенедикт XVI: «Сопротивление человека смерти становится очевидным», современная наука стремится найти средства, спасающие не только от всех болезней, «но и от нашей крайней обреченности — от самой смерти», «лекарство бессмертия должно существовать».
В 2013 г. На открытии учрежденной Google Калифорнийской компании «Жизнь» (Calico) заявлено, что ее цель — продлить человеческую жизнь как минимум на 500 лет. Текущая деятельность компании засекречена.
Ноябрь 2017 г. Глава российского Центра стратегических разработок, экс-министр А. Кудрин: через 10—15 лет «у нас появятся почти бессмертные люди».
Осень 2017 г. Президент В. Путин: «…в ближайшее время [человечество вступит] в очень сложный и очень ответственный период», наука способна «влезать в генетический код» и подошла к возможности создания людей «с заданными характеристиками».
Даже этих нескольких примеров с весьма лаконично представленной информацией достаточно, чтобы понять: в мире уже идет гонка в области биологических разработок, которые подошли к какому-то важному рубежу.
Если еще тринадцать лет назад, когда вышла моя первая книга о перспективах управления биологией человека, «технологии бессмертия» воспринимались как утопия, то сегодня у информированных мира сего нет сомнений, что решающие открытия в этой области — вопрос не столь отдаленного будущего.
Эти открытия будут не только величайшим научным прорывом, но и событием, не имеющим аналогов по своему гуманитарному и цивилизационному значению.
Поэтому уже сегодня важны не только и не столько научно-технологические прогнозы, сколько оценка тех изменений в образе существования человека, в нем самом, которые вызовет применение новых технологий и которые, как показывает проведенный нами комплексный анализ, будут, без преувеличения, ошеломляющими.
Актуальность и драматизм сегодняшней ситуации еще и в том, что фундаментальные открытия в биологии, способные вызвать эти перемены, непредсказуемы и могут произойти достаточно неожиданно.
Немного о технологиях
Несколько слов для понимания дальнейшего — о том, что будут собой представлять новые биотехнологии, новая биомедицина.
Эти технологии основаны на непосредственном вмешательстве в работу органелл живой клетки, в ее геном через внедрение в клетки организма специальных органеллоподобных активных частиц (биологических наноавтоматов, наноагентов)3.
Поскольку все жизненные процессы определяются в итоге именно работой клеток, это позволит эффективно влиять буквально на все свойства и параметры организма — телесные, нервно-психологические, ментальные.
По конечным целям можно выделить четыре основных направления применения биомедицины:
— иммортация (от лат. immortalis, бессмертный) — «бессмертизация», прекращение действия биологической программы старения, ограничивающей максимальную продолжительность жизни организмов4;
— ювенация, т. е. омоложение организма, устранение уже внесенных программой старения деструктивных изменений;
— биотерапия — как лечение, так и полное предотвращение возможности возникновения любых видов заболеваний;
— биопластика — прижизненное изменение телесных и психо-когнитивных качеств и свойств человека.
Иными словами:
иммортация сделает человека биологически бессмертным,
ювенация омолодит,
биотерапия избавит от самого понятия болезни,
биопластика позволит в широких пределах менять тело, органы, психику и даже черты характера и интеллектуальные способности5.
В силу определенных особенностей развитие этих направлений будет идти с разной скоростью. Более вероятно, что первыми будут созданы технологии иммортации, ювенации и частично биотерапии. И лишь позже появится (в полном объеме) биопластика.
Будущая биомедицина не имеет ничего общего с современной медициной химических препаратов и скальпелей. Внешне она будет выглядеть как «заражение» человека синтетическими «вирусами», которые доставят в клетки необходимые наноавтоматы-наноагенты6.
Особое свойство
Любые новые технологии, после того как они внедряются в какую-либо сферу человеческой деятельности, так или иначе сказываются на образе жизни людей. Иногда это воздействие опосредованно и малозаметно, иногда весьма ощутимо. Даже приведенное выше описание в общих чертах возможностей новой биомедицины позволяет понять, что уровень ее влияния будет беспрецедентным.
Но «медицина бессмертия» в этом смысле имеет уникальную особенность — она способна влиять на жизнь людей не только после ее внедрения, но еще ДО своего создания, всего лишь в результате возникновения веры людей в ее возможности, в реальность «бессмертия». Эта вера, которая будет постепенно, по мере проникновения информации о успехах биологии, распространяться и укрепляться в массовом сознании, сыграет огромную роль в будущих исторических событиях, вызовет значительные изменения в мировоззрении и поведении людей, отразится существенными последствиями в экономике и социальной сфере.
Эта уникальная опережающая особенность воздействия новых биотехнологий определяется исключительной ценностью и значением для каждого человека тех благ, которые они открывают перед ним. Благ, которые в принципе не могут дать никакие иные технологии.
Высшая ценность
Здесь следует понимать, что иммортация, ювенация, биотерапия, биопластика означают не просто продление срока жизни, лечение болезней или возможность с легкостью изменять форму носа. Их ценность существенно выше — они позволяют избавиться от многих, не решаемых иным путем извечных проблем человека, обеспечивают совершенно иной уровень, иное качество существования, недосягаемую сегодня степень личной свободы, невероятные индивидуальные возможности.
Так, биотерапия — это не просто эффективная медицина. Это исключение самой возможности возникновения любых телесных проблем. Это жизнь в условиях абсолютного физического и психоментального комфорта.
Ценность биопластики не только в возможности свободно изменять (например, в сексуально-эстетических целях) свое тело и психологические качества. Это также решение огромной социальной и психологической проблемы, победа над существенной природной несправедливостью — физическим и интеллектуальным неравенством людей от рождения. Получив возможность изменять себя, люди престанут быть пассивным результатом наследственно-генетической лотереи слияния родительских ДНК. Сам человек, а не игра случая, будет решать, каким ему быть, как выглядеть, какими способностями обладать. Это окажется в том числе и огромным шагом к достижению невозможного сегодня истинного равенства людей.
Значение иммортации можно, пожалуй, уподобить отмене вынесенного человеку смертного приговора. Но ценность «бессмертия» не только в этом. Оно даст человеку нечто большее — неограниченное время для самореализации, смены профессий, решения любых жизненных задач, возможность проживать «тысячу жизней».
Сложно также переоценить и человеческое значение ювенации, дающей непреходящую молодость, секрет которой люди искали во все времена и за которую готовы были «продать душу дьяволу».
Несложно понять, что самой важной, ключевой по своей роли, технологией здесь является иммортация. Обретя возможность физиологически неограниченной жизни, каждый рано или поздно сможет получить и все остальные блага биомедицины — безграничную жизнь в здоровом, молодом, идеальном теле, то, о чем не могли мечтать ни фараоны, ни цари, никто и никогда в мире.
Таким образом, «бессмертие» — это самое великое из возможных благ, с которым не идут в сравнение никакие ценности сегодняшнего человеческого бытия: ни яхты, ни дворцы, ни жизнь под пальмами. И когда люди начнут осознавать это, стремление к биобессмертию станет самой могучей, самой массовой идеологией в истории человечества.
Дожить до бессмертия
Естественно, перед каждым уверовавшим в возможность иммортации возникнет вопрос: что нужно делать, чтобы обеспечить «неумирание» себе и своим близким? Ответ очевиден: главное при всех обстоятельствах условие — это дожить, сохранить свою жизнь до реального появления этой технологии. Это, как показывает практика, люди понимают в первую очередь, когда узнаю́т о биомедицине.
Что нужно делать, чтобы увеличить свои шансы на «дожитие», также всем понятно: во-первых, поддерживать свое здоровье и, во-вторых, не погибнуть в результате несчастного случая.
По мере усиления веры в «бессмертие» стремление к «дожитию» станет главной потребностью огромных масс, всеобщей глобальной целью. Такая массовость приведет к серьезным, не всегда очевидным сегодня и не во всем позитивным в будущем, последствиям.
Новая осторожность
Несложно понять, как будут решаться эти два условия «дожития».
Меры поддержания здоровья известны: медицинская профилактика, физическая активность, отказ от вредных привычек. Вполне понятно и их позитивное последствие — снижение уровня заболеваемости.
Но не обойдется здесь и без проблем. Массовое усиленное внимание к здоровью создаст вполне очевидные проблемы в области здравоохранения: увеличение числа обращений в медицинские учреждения, возрастание социального давления с требованиями улучшить медобслуживание, повысить его доступность, декоммерциализировать и т. д.
Но эти трудности (на них останавливаться не будем) не идут ни в какое сравнение с проблемами, которые возникнут в результате массового стремления избегать несчастных случаев. Растущая вера людей в иммортацию породит синдром так называемой «новой осторожности», который, стремительно распространяясь и усиливаясь, довольно быстро перерастет во всеобщую «сверхосторожность», в стремление максимально оградить себя и своих близких от любых возможных опасностей. Особенности человеческой психологии закономерно приведут к тому, что стремление избегать опасных ситуаций, реальных или мнимых, станет больше чем просто повышенной осмотрительностью. Оно станет массовым поветрием, модой, а в отдельных случаях обернется психозами.
С одной стороны, «сверхосторожность» принесет немало позитива. Произойдет реальное повышение для людей ценности их жизни. Это звучит парадоксально, если не вспомнить массу примеров того насколько часто люди подвергают свое существование риску из-за лени, легкомыслия, ради «адреналиновых» развлечений. Изменится само мировоззрение людей, их отношение к риску. Погибший альпинист будет восприниматься уже не как пример мужества, а как неудачник, упустивший свой шанс на «бессмертие», и т. д.
Одним из важнейших следствий этого будет существенное снижение вероятности возникновения разного рода вооруженных конфликтов, поскольку со временем все меньше людей будут готовы подвергать свою жизнь, а значит, и свое будущее бессмертие опасностям войны7. Снизится число самоубийств — перспектива иммортации станет для многих дополнительным стимулом к жизни.
Эти массовые перемены в сознании людей позволят выработать необычные и весьма эффективные меры в борьбе с насильственными преступлениями, в том числе с их наиболее радикальной формой, терроризмом смертников. Такой мерой будет неизбежное принятие законов о запрете (в будущем) иммортации для убийц, пособников и организаторов подобных преступлений, включая политиков и других общественных деятелей, намеренно разжигающих рознь и провоцирующих кровавые конфликты. «Запрет на бессмертие» станет здесь серьезным сдерживающим фактором.
Примеры положительного влияния «новой осторожности» на жизнь людей можно продолжить перечислять, однако у каждой стороны медали есть и оборотная сторона. И здесь она весьма зримая.
«Сверхосторожность» в быту
Поскольку угроза жизни, пусть чаще всего весьма маловероятная, существует везде: на улице, в транспорте, на отдыхе, в лифте, в ванной, на кухне и т. д., — то «сверхосторожность» в быту неизбежно приведет к определенным затруднениям в повседневной жизни людей. Усилятся существующие и возникнут новые фобии.
Особенно в этой связи стоит отметить транспортофобию. Сегодня непреодолимый страх перед авиаперелетами испытывают до 15% людей, а дискомфорт — еще 70%. «Новая осторожность» может поменять эти цифры местами. В общих чертах легко представить, какой ущерб это нанесет, например, индустрии туризма, авиатранспортному комплексу, производителям самолетов, их комплектующих, предприятиям по изготовлению алюминия, титана, авиатоплива и т. д.
Новая транспортофобия также неминуемо приведет к сокращению контактов в науке, политике, культуре, спорте, негативно отразится на деловых и производственно-технологических связях. Последнее, в условиях усиливающейся глобализации мировой экономики и постоянно возрастающего уровня разделения труда, чревато еще более серьезными социально-экономическими последствиями.
Но даже все это лишь часть более существенной общей проблемы.
Опасный труд
Во все времена некоторые виды хозяйственной деятельности были сопряжены с риском для жизни людей. И сегодня, несмотря на все усилия в области охраны труда, число несчастных случаев и погибающих на опасных производствах поражает8.
Вместе с тем современная экономика невозможна без строителей, моряков, водителей, шахтеров, работников химпроизводств и многих других опасных профессий. Сегодня баланс между потребностью в опасных производствах и естественным нежеланием людей подвергать себя риску удается поддерживать в основном благодаря более высокой оплате такого труда.
Однако с наступлением «новой осторожности» этот баланс начнет нарушаться. Постепенно люди осозна́ют, что если рисковать конечной жизнью ради денег — допустимо, то бессмертием — нет. Перспектива «бесконечного» существования и вечной молодости не имеет материального эквивалента. Здравый смысл подсказывает, что в ожидании иммортации разумнее уйти с опасной работы на менее оплачиваемую, чтобы потом наверстать все связанные с этим потери, используя бесконечные возможности бессмертия.
В результате «новая осторожность» приведет к сокращению числа людей, допускающих для себя профессиональные риски. В развитых странах отказ от опасных профессий станет, скорее всего, массовым. В зависимости от разных обстоятельств последствия этого для мировых и локальных экономических, социальных, политических систем могут быть весьма серьезные, а то и совершенно катастрофические.
Коллапс?
Количественные оценки здесь пока дать затруднительно. Однако можно предположить, что если сегодня даже относительно небольшие сбои в отдельных отраслях экономики отдельных стран способны вызывать затяжные мировые кризисы, то падение уровня добычи полезных ископаемых, сокращение объемов строительно-монтажных и ремонтных работ, вылова рыбы, заготовки древесины, логистические проблемы и т. д. в результате потери хотя бы 10—15% работников, мультиплицируясь, способны в короткие сроки вызвать жесточайший суперкризис.
В то же время потеря 30—50% продукции подобных производств приведет современный мир, где вся экономика и хозяйственная деятельность опутаны тысячами важнейших связей, к полному социально-экономическому коллапсу и, в наихудшем варианте, поставит его буквально на грань выживания.
Если добавить к этому результаты «бытовой сверхосторожности» и ряд других проблем — например, неизбежное снижение побудительных мотивов для предпринимательства, то общая картина будущего выглядит весьма удручающе: сдвиги в сознании людей могут вызвать последствия более разрушительные, чем глобальный ядерный конфликт, привести к деградации планетарной цивилизации буквально до первобытного состояния.
Противодействие
Разумеется, для противодействия деструктивным следствиям человеческого желания дожить до начала иммортации будут предприниматься все возможные меры. Не останавливаясь на подробностях, отметим лишь, что основное направление здесь совершенно понятно: максимальное устранение человека из всех процессов, где он может подвергаться опасностям или сам их создавать, путем автоматизации опасных участков, производств, процессов.
Количественно оценить затраты и время, необходимые для массовой замены опасных производств на безлюдные (полностью роботизированные или управляемые дистанционно), сегодня невозможно. В плане качественных изменений речь идет о революционном технологическом перевооружении, требующем усилий тысяч, миллионов предприятий и конструкторских бюро, колоссального объема фундаментальных и научно-прикладных разработок. Но безусловно, главным здесь окажется время — кризис ожидать не будет. Лишь те страны, которые начнут заниматься организационным, техническим, экономическим комплексом этих проблем раньше других, смогут рассчитывать на смягчение последствий грядущей производственно-экономической катастрофы.
Необходимо отметить, что определенные технические возможности и наработки по автоматизации опасных производств уже существуют. Развитие безопасных аналогов сдерживается прежде всего причинами экономическими: они сегодня менее выгодны. Очевидно, что для изменения ситуации потребуются принудительные международные политические и экономические меры.
Нет сомнений, что рано или поздно все эти проблемы будут решены. Однако период разработки и массового внедрения безопасных производств в любом, даже самом благоприятном, варианте будет достаточно длительным, так что продолжительная социально-экономическая дестабилизация в мировом и локальном масштабах неизбежна.
Сменакалипсис
Очевидно самыми драматическими моментами станут начало и пик кризиса. Это будет время существенного падения объемов всех видов продукции, дефицита первичных ресурсов, управленческой и политической неразберихи, всеобщего падения уровня жизни.
Повсеместно, хотя и в разной степени, возникнут трудности со снабжением населения продуктами питания и предметами первой необходимости. Практически неизбежно введение нормирования потребления (карточная система). Весьма вероятны в связи с этим случаи массовых волнений, рост мелкой преступности, возможность противодействия которым силовыми методами будет, однако, существенно снижена в силу действия комплекса «новой осторожности».
Дефицит и проблемы со снабжением вызовут необходимость радикальных перемен в системе социально-экономических и производственных отношений. Рыночно-капиталистические принципы перестанут отвечать текущей ситуации. Под давлением обстоятельств социально-экономические отношения начнут перестраиваться и принимать формы близкие к военному коммунизму: с национализацией, госмонополией и административным управлением экономикой. На выходе из кризиса, на конечных его стадиях, вероятнее всего, утвердится социально ориентированная централизованная экономика социалистического типа, базирующаяся на высокоэффективном компьютеризированном управлении производством и потреблением9.
В разных частях планеты этот мегакризис будет, разумеется, иметь свои особенности: если, например, африканские бушмены и племена амазонки не заметят каких-то особых перемен, то урбанизированное население, не имеющее возможностей производить для себя хотя бы часть продуктов питания, окажется не в лучшем положении.
В целом это время будет, возможно, одним из самых сложных этапов в истории современного человечества, периодом огромных трудностей и неизбежной смены экономических механизмов, смены содержания и форм социальных, политических отношений. Это время, по аналогии с библейской смутой перед наступлением райской жизни для бессмертных, можно назвать, отталкиваясь от слова «смена», сменакалипсисом.
Однако как и его библейский аналог, сменакалипсис не будет длиться вечно, и со временем ситуация во всех сферах жизни стабилизируется в новых формах. При этом большинство социальных, политических, межэтнических, личностных проблем, кажущихся сегодня жизненно важными, полностью потеряют свое значение, будут вытеснены реалиями нового времени.
Переход
Но борьба с хаосом сменакалипсиса будет не единственной задачей этого периода. Несмотря на все трудности, разработка биомедицины в технологически развитых странах продолжится. Вполне вероятно, что именно в этот период она завершится созданием действующих методов иммортации.
Одновременно с началом их применения будет проводиться подготовка к глобальной иммортации всего населения планеты, к переходу всех разумных обитателей планеты в состояние биологического бессмертия. Реализация этого глобального перехода станет невиданной по масштабам совместной операцией человечества.
Этико-правовую основу перехода составят признание иммортации высшей целью существования человеческой цивилизации10, объявление этих технологий всеобщим достоянием, а права на иммортацию — неотъемлемым и добровольным правом каждого человека11.
Главная цель компании перехода — максимальное сбережение человеческих жизней, а главная задача — прекращение смертности людей в результате старения. (Последнее определяет естественный приоритет в очередности иммортации для старых и пожилых людей.)
Понятно, что реализация данных принципов на практике будет зависеть от оперативности развертывания практических механизмов этой глобальной программы, а также от уровня сложности самой процедуры «бессмертизации». Если, в наихудшем варианте, она будет индивидуализированной, т. е. нуждающейся в специальной сложной «настройке» для каждого отдельного человека, то переход может затянуться надолго. Однако есть основания предполагать, что ее применение будет достаточно простым.
Но даже в этом случае операция по всеобщей иммортации столкнется с немалыми трудностями (в бедных странах с малообразованным населением, в труднодоступных местах), осложненными общим социально-экономическим и управленческим кризисом и «новой осторожностью». Нельзя также исключить возникновения различных эксцессов, в том числе массовую миграцию «за бессмертием» в более развитые страны.
Новый мир, новые проблемы
Как уже было сказано, при любых вариантах развития событий время сменакалипсиса завершится неизбежной экономической и социальной стабилизацией мира в новых условиях, в новых формах.
Понятно, что детально описать все особенности, процессы и проблемы нового общества сегодня затруднительно. Однако некоторые из них достаточно очевидны.
Демография. Существенную роль здесь, кроме, разумеется, физиологического бессмертия, будут играть последствия омоложения, ювенации людей. Естественно, что ювенация весьма серьезно отразится на социально-демографической ситуации. Массовое омоложение приведет к резкому, практически одномоментному исчезновению в мире 2—3 миллиардов пожилых людей и одновременному появлению такого же числа людей молодых. Этим полным жизненных сил «новым старым» потребуется свое социальное, экономическое и физическое пространство существования, прежде всего новые рабочие места. Их приход на рынок труда станет, очевидно, значительной проблемой, поскольку, обладая большим жизненным и профессиональным опытом, они существенно уменьшат здесь шансы поколений, только вступающих в самостоятельную жизнь. Хотя проблема безработицы среди молодежи не нова, такое резкое ее обострение приведет к принципиальным изменениям в области распределения жизненных благ, в общественных системах пенсионного обеспечения и социальной поддержки.
Еще одной значительной социально-демографической проблемой станет существенное ускорение прироста населения как собственно из-за прекращения физиологической смертности, так и вследствие появления способности к деторождению у «новых старых». Очевидно, что в результате как минимум в некоторых сообществах неизбежно введение мер по ограничению рождаемости. Однако, как будет показано, последующие события не позволят этой тенденции перерасти в проблему катастрофического перенаселения планеты.
Экономическая система. Начавшаяся ранее в период сменакалипсиса вынужденная «декапитализация» производственно-экономической сферы завершится окончательным установлением системы общественной собственности на средства производства на основе полной автоматизации и компьютеризации управления экономикой и производством. Это приведет к существенным переменам в социальной сфере. Такой «компьютерный социализм» позволит избавиться от многих органических недостатков капитализма, прежде всего от существенного социально-экономического расслоения (богатства и нищеты), а главное, устранит основы для возникновения различного рода кризисов, характерных для системы частного предпринимательства. Жизнеспособность такого «утопического» общества обеспечит не только прогресс автоматизированных производств, но и существенные изменения в потребительском поведении людей, которые будут связаны с рассмотренными далее последствиями применения биомедицины.
Глобализация и разоружение. Компьютеризация управления экономикой неминуемо приведет к суперглобализации, к объединению национальных систем управления в единую общемировую сеть. В совокупности с другими уже упомянутыми факторами это приведет к минимизации возможности возникновения каких-либо вооруженных конфликтов, к сокращению, вплоть до полного прекращения, затрат на армии и вооружение.
Надстройка. Весь этот комплекс изменений неизбежно отразится и на социально-надстроечной сфере — на характере межличностных отношений, на таких областях, как искусство, право и т. д.
В человеческом поведении полностью сохранится тенденция к «сверхосторожности», избеганию возможных опасностей. В то же время присущая некоторым, прежде всего молодым, людям врожденно-инстинктивная потребность в риске как способе самоутверждения будет требовать своего удовлетворения. Для снятия возникающих в результате этого фрустраций станет необходимым развитие высокотехнологичных имитаторов риска (аттракционов).
Заключение
Таким образом, многие из ныне живущих будут свидетелями и непосредственными участниками грандиозных событий, в результате которых человечество с помощью накопленных знаний и созданных на их основе технологий решит три свои важнейшие природные проблемы — избавится от проклятий старения, неизбежной смертности и болезней — и в итоге, преодолев огромные трудности, перейдет на новый уровень своего существования.
Собственно, на этом можно было бы завершить краткое описание процессов и проблем, которые могут начаться довольно неожиданно и потому вполне актуальны для нас с практической точки зрения уже сегодня.
Однако перемены в жизни земной цивилизации на этом не закончатся.
2. Что дальше
Биопластика…
Дальнейшие изменения в облике земного сообщества разумных существ будут связаны прежде всего с развитием такого направления биомедицины, как биопластика, т. е. прижизненного изменения тела и психики человека.
Технологический смысл биопластики заключается в воздействии на нужные группы клеток (в том числе на их ДНК) с целью, например, стимуляции роста в нужных областях мышечной, костной ткани или, напротив, локального угнетения (в частности жировых клеток). Эти же технологии применимы для изменения работы органов внутренней секреции, для воздействия на структуры мозга, на нервные ткани.
Биопластика — самое сложное направление биомедицины, поскольку требует полного понимания многообразных взаимосвязей между генетической информацией и работой организма на нано-, микро- и макроуровнях его организации, между работой клеток и физическим и психическим обликом человека. Поэтому появления у людей возможности менять в широких пределах свою внешность, непосредственно управлять своим «телом и духом» следует ожидать существенно позже иммортации и ювенации.
Глубокое освоение технологий биопластики станет весьма важным этапом самосовершенствования земной разумной жизни, сравнимым по значению для человека с иммортацией. Биопластика позволит решить некоторые специфические природно-биологические проблемы, которые еще сохранятся у людей после решения проблем старения и смертности.
Эти решения привнесут весьма радикальные изменения, которые, однако, не будут сопровождаться какими-либо негативными экономическими или социальными последствиями.
…И «основной» инстинкт
Высочайшую заинтересованность людей в биопластике будет определять то, что она позволит каждому менять свой облик, образно выражаясь, почти так же легко, как сейчас раз в год обновляют сезонную одежду.
Несложно предположить, что с появлением такой возможности первым массовым побуждением людей станет повышение своей сексуальной привлекательности, желание на более высоком уровне реализовать то, что сегодня делается с помощью пластической хирургии, диет, физических упражнений, одежды, украшений, косметики.
В результате стоит ожидать появления миллиардов новых красавиц и красавцев, способных к тому же постоянно менять свой внешний вид в зависимости от моды или пожеланий своих партнеров.
Саму по себе такую возможность необходимо признать чрезвычайно позитивной как с индивидуальной, так и с общественной точки зрения. Она избавит людей от сексуального неравенства, сексуальной невостребованности, неудовлетворенности, часто доставляющих сегодня немало неприятных переживаний мужчинам и женщинам.
Однако первый побочный эффект здесь может показаться довольно неожиданным: в результате способности изменяться люди утратят свою сексуальную индивидуальность и станут в этом смысле полностью «взаимозаменяемыми».
Хотя такой поворот событий представляется нам непривычным, он будет иметь довольно существенные позитивные последствия — исчезнет основа такого мощного, играющего беспрецедентную роль в индивидуальной и социальной жизни фактора, как половая конкуренция12. Это снимет с людей огромную часть груза межличностных коллизий (зависти, ревности и т. д.) и существенно изменит формы сексуальных отношений. В определенном смысле можно сказать, что наступит время «половой беспроблемности» и — учитывая молодость и здоровье всех обитателей общества будущего — высокой активности в этой сфере13.
Без страстей
Однако логика дальнейших событий достаточно быстро приведет «золотой век» половых отношений к парадоксальному, на первый взгляд, результату — к полному отказу людей от секса вообще.
Это вполне закономерно. Половое размножение (как и размножение вообще) не является для живых существ жизненно необходимой потребностью, такой как, например, пища. Его природный смысл, состоящий в реализации эволюционного механизма смены поколений, лежит вне индивидуальных интересов людей, и поэтому исполнение связанных с размножением обязанностей обеспечивается системой мощных инстинктов, в том числе сексуальных.
Человек, имея возможность применять контрацепцию, уже давно нарушает связь между природной ролью размножения и сексом, который сегодня при постоянно снижающейся в мире рождаемости выполняет уже преимущественно гедонистически-развлекательные функции, продолжая при этом требовать существенных эмоционально-психических, временны́х и энергетических затрат.
Элементарный здравый смысл подсказывает, что наиболее рациональным разрешением этого противоречия будет полное удаление с помощью психобиопластики инстинктивных механизмов репродукции.
Для этого существует и еще одна не менее веская причина: в ситуации физиологического бессмертия продолжение размножения людей неизбежно приведет к катастрофе перенаселения14.
Возможно, кому-то такая перспектива и сами разговоры о ней могут казаться бесчеловечными и травмирующими. Действительно, сегодня потребность в рождении потомства, в сексуальной жизни совершенно естественна и весьма важна как для отдельного человека, так и в социально-демографическом смысле. Однако любая потребность имеет значение лишь постольку, поскольку она реально существует. Ее «отключение» в послепереходный период в результате свободного, рационального выбора людей в пользу освобождения от прессинга инстинктивных моделей поведения снимет проблему без каких-либо негативных последствий.
Социальные последствия этого «отключения» можно оценить как исключительно положительные, избавляющие от множества сопутствующих комплексу инстинктов размножения проблем, таких как сексуальные девиации и преступления, агрессивность, потребность доминирования и других подобных атрибутов половой конкуренции. Вместе с тем, разумеется, исчезнут и такие явления, как брак, семья, деторождение, проституция, разводы, порнография, ревность, родственные связи и т. д. В результате изменения затронут самые различные сферы, в том числе искусства и развлечений, которые сегодня во многом связаны с темой репродукционного поведения. В итоге новый мир, более предсказуемый, рациональный и гуманный, приближающийся, по сути, к христианскому идеалу светлого будущего, без страстей и противоречий15, будет существенно отличаться от нашего сегодняшнего человеческого мира.
Идеально одинаковые
Сегодня биологам и медикам хорошо известны примеры многочисленных нерациональностей человеческого организма. Это связано с тем, что эволюция как метод совершенствования живых организмов имеет один принципиальный недостаток — неспособность отбрасывать прежние «конструктивные решения», в пользу новых, более рациональных. Все эволюционное развитие происходит исключительно путем постепенного изменения, приспособления уж существующих органов к выполнению новых задач. Последствия этого — повсеместная нерациональность и атавизмы практически на всех уровнях физиологии начиная с клеточного16.
Вполне естественно, что по мере развития биопластики встанет вопрос о решении этих проблем, об оптимизации организма, об устранении всего лишнего и о придании ему новых полезных качеств, повышающих его жизнестойкость и функциональность. Такая оптимизация будет касаться не только «телесности», но и психики, ментальных особенностей, сферы инстинктивного. В перспективе это приведет к формированию некой оптимальной модели организма, физически и психически максимально соответствующего условиям планетарного существования.
Естественное желание людей сделать свой организм таким идеально-оптимальным методами биопластики приведет к очередной неожиданности. Поскольку оптимальное решение всегда единственное, то наступит момент, когда внутреннее строение и внешний вид всех людей приблизятся к этому единому, «идеальному» варианту. Иными словами, с какого-то момента люди телесно и психоментально станут совершенно одинаковыми. В результате планету (в довольно отдаленной перспективе, разумеется) будут населять несколько миллиардов одинаковых копий, по сути, одного разумного существа.
Именно одного, так как вполне понятно, что эта оптимизация затронет редукцию мужских и женских телесных особенностей, бессмысленных после отключения инстинктов размножения. Таким образом, существование двух полов прекратится17, а люди станут наконец совершенно равными. Истинное равенство — это полная идентичность.
Поствитал и конец человека
Отмечая все описанные ранее перемены в человеке, нельзя не понять, что в какой-то момент он, вообще говоря, перестанет уже быть существом рода хомо сапиенс.
Насчет того, когда это произойдет, могут быть разные мнения. Таким моментом можно считать, собственно, любое изменение внутриклеточной механики, например отключение механизмов старения, в результате чего человеческий организм будет уже не природно-витальным, а искусственно измененным, поствитальным18.
Если же исходить из существенных изменений в образе жизни, точкой превращения человека в новое разумное существо можно считать отключение репродуктивных функций.
В любом случае в какой-то момент произойдет революционное, историческое, цивилизационное событие: стремясь избавится от природных недостатков и органических «проклятий» витальной жизни, человек изменит себя с помощью технологий и в результате перестанет быть человеком. Он навсегда исчезнет, а на планете вместо него появится наследник, которого можно назвать, например, «секвенти сапиенс», «следующим разумным» (sequenti sapiens), или «некст сапиенс», или поствиталом. Человечество, таким образом, пройдя через все трудности и ужасы своего витального существования, исчезнет, но не погибнет, а перейдет, трансформируется в сообщество биологически совершенных, бессмертных, бесполых и практически идентичных людей19.
Так завершится великий проект природы — человек и его цивилизация. На земле начнется следующий этап существования планетарной разумной жизни. Назовем его Цивилизация-2.
Смысл жизни
Эти события позволяют сформулировать простой и ясный ответ на извечный вопрос: в чем смысл существования человека? Он в создании более совершенного разумного существа. Такой вывод естественно вытекает из простого факта: создание поствитала — это самое последнее, что совершит человек.
Сегодня прогноз перехода, превращения человека в мало похожего на него поствитала может вызывать неоднозначные эмоции. Но оценивая объективно хомо сапиенса как носителя разума, невозможно не понимать, что он далеко не «вершина творения». Человека, вынужденного подчиняться инстинктивным программам поведения20, как это ни обидно звучит, следует уподобить скорее биологическому роботу с элементами интеллекта, вынужденному совершать действия, которые часто трудно назвать разумно-рациональными.
Однако земная жизнь разума началась не с человека, и нет оснований считать, что на нем она должна остановиться. Собственно, предположение о том, что хомо сапиенса каким-то образом рано или поздно заменит какой-то другой разумный вид, высказывалось неоднократно. Но лишь сегодня стало понятно, как это произойдет: не в результате многотысячелетней биологической эволюции или загадочного «духовного самосовершенствования», а благодаря познавательной силе разума, созданию технологий, которые положат начало контролю разумной жизни над процессами своего развития.
И хотя «следующий разумный» по своим качествам скорее полная противоположность сверхчеловеку Ницше, с мнением Заратустры о том, что человек не цель, а средство, инструмент, можно согласиться. Однако и поствитал, в свою очередь, как будет показано ниже, также инструмент в цепочке событий, начало и конец которых нам пока не известны.
Деизм и разум
Вообще, судьба, смысл существования и роль разумной жизни в нашем физическом мире — это лишь часть (пока относительно мало затрагиваемая) весьма увлекательных дискуссий о возможном происхождении Вселенной. С разных точек зрения обсуждаются два момента: является ли мир «рукотворным», т. е. созданным кем-то или чем-то, или он результат неких «естественных» (?), никем не спланированных процессов.
Скорее чисто эстетически, чем рационально представляется, что возникновение сначала примитивной витальной жизни, затем жизни способной к познанию, создание биотехнологий, появление поствитала сложно считать чередой неких случайностей. Гораздо логичнее все эти события представлять закономерным результатом процессов, обусловленных фундаментальными свойствами физического мира.
Физический смысл этих событий на сегодняшнем уровне познания природы нам пока непонятен, но трудно отделаться от ощущения что за появлением такого совершенно уникального явления, как разум, стоит какая-то метаидея.
Аргументом в пользу такого суждения можно, в частности, считать существование немалого числа научных данных, подтверждающих, что наша Вселенная по своим физическим свойствам исключительно точно настроена на возникновение и существование витальной (биологической) жизни. О причинах этого высказываются различные мнения, но сам этот факт, несомненно, поддерживает идею деизма21, представление о существовании бога как первопричины мира.
Вместе с тем в понимании современных деистов это не божество в религиозном смысле. Это скорее инженер — Конструктор, рассчитавший, спроектировавший и запустивший нашу Вселенную, но не имеющий возможности (необходимости, желания) вмешиваться в дальнейшие события, а уж тем более как-то влиять и вообще интересоваться жизнью отдельных людей. Действительно, вряд ли уместно ассоциировать создавшего нашу Вселенную Конструктора (Конструкторов) со сверхъестественным «богом» только на том основании, что он обладал необходимыми для этого, но недоступными для нас (пока) технологиями.
Кстати, многочисленные отсылки в этой работе к Библии не означают признания за ее авторами сверхъестественных «божественных» знаний. Это лишь констатация того, что они были интеллектуалами, прекрасно понимавшими и человеческую сущность, и то, что в ней нужно изменить, добавить или убрать для лучшей, идеальной жизни. Собственно, перечень этих изменений почти полностью совпадает с рассмотренными выше результатами использования биотехнологий: бессмертие, идеальное здоровье, отсутствие половых и прочих «звериных» инстинктов.
Возникает естественный вопрос: наступит ли в результате этих перемен рай на земле?
Смертные бессмертные
Всеобщее равенство, отсутствие животных инстинктов и природной агрессивности действительно сделают существование поствиталов похожим на библейские представления о достойной жизни: «не станет нечестивого» (Пс. 36:10); «делающие зло истребятся» (Пс. 36:9); «и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4); «и смерти не будет уже» (Ис. 25:6); «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Ис. 65:20); «не слышно будет более насилия в земле… грабежа и разрушения» (Ис. 16:4); «ибо зло истребится, и исчезнет лукавство» (3 Езд. 6:25)».
Как и в раю, в новом мире не будет такого явления, как политика, поскольку для борьбы за власть и для самого понятия власти в мире истинно равных не будет оснований. Деление на национальности и страны, это следствие инстинкта стадности, также исчезнет. Прекратится демонстративное потребление, накопительство. Бессмысленным станет даже спортивное противоборство. Перечислять все человеческие недостатки, странности и особенности, которых не будет у поствиталов, можно долго. Говоря коротко, у новых людей не останется никаких оснований, ни половых, ни этнических, ни материальных, для конфликтов, противоречий и любого рода конкуренции и борьбы друг с другом.
Но будет ли новый мир действительно беспроблемно-райским? Нет.
Во-первых, в отличие от рая, где хозяйственные вопросы очевидно должны решаться волшебным образом, в Цивилизации-2 необходимость снабжения многомиллиардного населения пищей, энергией и другими материальными благами никуда не денется. Это означает обязательное наличие производственно-хозяйственной деятельности, которая даже при высочайшем уровне автоматизации потребует известной доли человеческого труда.
Но прежде всего в будущем мире, в отличие от эдема, не будет самого главного условия по настоящему райской жизни: в нем не будет победы над «последним врагом» — смертью.
При внимательном прочтении можно было заметить, что до сих пор в тексте со словом «бессмертие» часто употреблялись уточнения — «физиологическое», «биологическое». Смысл здесь в том, что иммортанты (биологически не умирающие) не обладают неким абсолютным бессмертием (если о таком вообще есть основания говорить), а лишь не умирают, как люди, от старения.
При этом любой поствитал, так же как и простой смертный, может утонуть, задохнуться, умереть от голода, холода, жары, излучения, погибнуть в результате удара молнии, землетрясения, цунами, извержения вулкана, падения метеорита, техногенной катастрофы, пожара. Более того, в отличие от человека, для долгоживущих иммортантов совершенно реальными становятся такие умозрительные для нас угрозы, как неотвратимый в будущем взрыв Солнца, утрата земной атмосферы, глобальное оледенение, столкновение с крупным космическим телом и другие подобные катастрофы космического масштаба.
Более того, если для человека отдельные несчастные случаи возможны, но являются все же скорее исключениями, чем правилом, то для поствиталов все намного драматичней. Знакомым с математикой не нужно особо объяснять: если существование поствитала бесконечно, то при любых возможных мерах предосторожности вероятность погибнуть от несчастного случая для каждого из них равна 100%22.
Таким образом в раю Цивилизации-2 смерть для каждого отдельного поствитала просто отодвигается, возможно, на сотни, тысячи, миллионы лет, но остается проблемой нерешаемой принципиально23.
Иными словами, жизнь поствиталов, в отличие от безмятежного состояния обитателей библейской версии будущего, наполнена фатальными угрозами ничуть не меньше, чем человеческое существование.
Мегас неуязвимый
Как и для всех разумных существ, проблемы для «бессмертных» наследников человека — это повод для их решения, для действий.
Если не вдаваться в детали, главная причина существования столь огромного числа возможных опасностей для человека и «следующего разумного» в том, что оба эти вида состоят из белков, веществ крайне нестойких (теряющих, например, свои жизненные свойства при нагревании близком к кипению воды — т. е. при температуре ничтожной в масштабах физического мира), постоянно нуждаются в кислороде, воде и особых органических веществах (пище).
Поэтому адекватное решение для поствиталов проблемы выживаемости может быть только революционным — полный отказ от белков как основы жизни, отказ от всех сопутствующих этому механизмов биологии. Следовательно, им необходимо будет решить задачу совершенно фантастическую, неизмеримо превосходящую по сложности переход человека в поствиту, — создать с нуля новую, на иных принципах, форму жизни.
Решение этой грандиозной задачи будет исторической миссией обитателей Цивилизации-2, где они, созданные человеком, в свою очередь выступят в роли инструмента для перехода планетарной разумной жизни на следующую ступень развития.
Не вдаваясь в технические подробности, отметим, что адекватным решением здесь не будут, например, «крепкие люди из железа и стали» — в масштабах физического мира это не намного более стойкая основа для жизни, чем белки. Можно предположить, что наиболее оптимальной стала бы некая гибкая, распределенная, слабо взаимодействующая с физическими полями и потребляющая мало энергии структура.
При определенной доле воображения можно представить ее в форме единого планетарного существа-цивилизации, в которое перейдут, объединившись, личности, сознания миллиардов населяющих планету людей-поствиталов24. Создание этой новой разумной сущности, назовем ее мега сапиенс, мегас, естественно, потребует знаний и технологий, существенно, фантастически превосходящих современные.
Результатом станет новая, высокозащищенная, полностью искусственная форма разумной жизни. Существенным преимуществом мегаса с точки зрения жизненной неуязвимости явится и то, что его потребность в материальных ресурсах, в энергии будет значительно меньше, чем у существовавшего до него огромного населения планеты.
Разумеется, все это лишь самые общие рассуждения, говорить при сегодняшнем уровне знаний о каких-то более конкретных физических и технических принципах, которые могут лежать в основе мегаса, невозможно. И в то же время уже сегодня, как это ни удивительно, существуют вполне достоверные эмпирические аргументы в пользу предположения о неизбежности появления мегаса.
Наше будущее в молчании небес
Эти аргументы дает нам научный парадокс, известный как «молчание Вселенной».
Его суть в том, что исходя из реальных астрономических данных и неопровержимых математических закономерностей во Вселенной должно существовать огромное число внеземных цивилизаций (ВЦ), намного опережающих земную по уровню своего развития. Их радиосигналы должны буквально заполнять космическое пространство, а следы хозяйственной деятельности должны быть заметны с Земли. Парадокс заключается в том, что эти умозаключения находятся в полном противоречии с абсолютным отсутствием таких признаков.
Интерес к этой загадке связан и с тем закономерным предположением, что эти высокоразвитые ВЦ представляют собой реализованное будущее нашей относительно молодой земной цивилизации.
Все многочисленные попытки дать объяснение этому парадоксу, от внешне правдоподобных до совершенно абсурдных, не выдерживают, однако, сколько-нибудь серьезной критики. В то же время гипотеза о создании мегаса, чрезвычайно компактного, потребляющего мало энергии и не имеющего потребности в космической экспансии, как нельзя лучше объясняет космическое безмолвие, а также подкрепляет мнение о существовании единых законах развития разумной жизни25, об общности судеб всех обитаемых миров, неизбежно приходящих в своем развитии к созданию искусственной, компактной и «малозаметной» формы разумной жизни26.
Таким образом, парадокс молчания можно считать подтверждением того предположения, что у земной цивилизации нет «человеческого» будущего: с огромным населением, вынужденной миграцией на другие планеты, бесконечным ростом потребления энергии и т. д. Будущее — это компактный и малозаметный мегас.
Бессмертие и Вселенная
Будут ли мега сапиенс или следующие за ним более совершенные и более защищенные формы разумной жизни наконец реально бессмертными, вечными?
При попытке ответить на это неизбежно возникают вопросы более высокого порядка. Что такое вечность? Вечна ли вся наша реальность, весь физический мир, Вселенная? Существует ли что-то за их рамками? Разумеется, точных ответов на эти вопросы сегодня не существует. Они полезны скорее как расширители горизонтов представления. Однако есть достаточно обоснованные прогнозы о мировых космологических процессах в нечеловеческих масштабах триллионов, дециллионов и миллиллионов лет, которые предрекают в той или иной форме конец существующей Вселенной.
Если наш физический мир не вечен, то может ли разум каким-то образом пережить свою Вселенную? Каков вообще его смысл появления в мире? Понятно, что и на эти вопросы ответов нет.
Индусы считали, что Вселенная, весь наш мир периодически полностью умирает и затем рождается вновь со всеми его качествами и событиями. Похожие по смыслу предположения высказывают и некоторые современные, далекие от религиозно-буддистской мифологии физики-теоретики. Разумеется, тут же встает вопрос: какой Конструктор, из какого иного мира каждый раз создает Вселенную заново? Возможно, в этом в какой-то мере и заключается смысл существования разумной жизни, которая с явной настойчивостью создавалась Конструктором (Конструкторами) нашей Вселенной через заложенные в ней физические свойства?
То, что именно создание разумной жизни, разума — главный смысл сотворения нашего мира, следует из того, что это самое сложное физическое явление, неизмеримо превосходящее в этом смысле все прочие природные феномены. Как правило, самый сложный продукт — это и есть цель каких-либо осмысленных действий.
Но почему Конструктор, обладая столь высочайшими технологиями, просто не создал сразу, например, Солнце, планету типа Земли, а на ней разумного гуманоида, как поступил Саваоф?
Здесь возможны два объяснения, сугубо, разумеется гипотетические. Во-первых, Конструктор далеко не всесилен, ограничен какими-то условиями, законами, обстоятельствами, действующими в его реальности. Он вынужден для достижения своей цели — создания разума — пользоваться промежуточным инструментарием. В данном случае таким инструментом является наша Вселенная со всеми ее законами и трансформациями. Во-вторых, он находится где-то за горизонтом физических явлений нашего мира и не может использовать в нем свои возможности. Поэтому для высокой надежности реализации его целей, для исключения негативных случайностей Вселенная была создана огромной, с большим запасом.
Но зачем Конструктору разумная жизнь? Почему ему недостаточно существования собственного разума? Что за нужда подтолкнула его к таким действиям? А может, это и не конструктор вовсе, а потомок мегаса или сам мегас создал Вселенную?!
Конечно, сегодня подобные вопросы и предположения относятся скорее к области поэзии. Так далеко и глубоко мы заглянуть пока не можем. Поэтому ответить на вопрос о возможности существования реально бессмертной, бесконечной разумной жизни пока нельзя.
Впрочем, это ничуть не умаляет значения грядущих, более близких проблем, о которых мы говорили.
3. FAQ
В заключение несколько ответов на вопросы, которые не вошли в основной текст, но могут быть интересны читателям.
Почему все живое умирает?
Один из важнейших механизмов, многократно повышающий эффективность эволюции, — регулярная смена поколений. Она требует освобождения жизненного и генетического пространства для новых генераций путем устранения (смерти) родительских особей. Эволюция обеспечивает приспособление биологических видов к изменениям внешней среды, без которого жизнь на Земле, скорее всего, не существовала бы. Таким образом, обязательная смерть каждого отдельного живого организма — это плата за существование жизни в целом.
Самый распространенный (но не единственный) в природе метод своевременного умерщвления предыдущих поколений — это старение, т. е. постепенное ухудшение физиологических качеств организма, приводящее в конечном счете к его неизбежной гибели.
Можно ли вылечить от старения?
Нет. Старение — это не болезнь и не «износ» организма, а биологическая программа, ограничивающая верхнюю границу жизни видов. Болезнь — отклонение от нормы, а старение — стопроцентная норма.
Никакими современными медицинскими методами, таблетками, микстурами и т. д. существенно отодвинуть эту границу невозможно. Для этого необходимы совершенно иные технологии, позволяющие вмешиваться в фундаментальные клеточно-информационные процессы. Вылечить старение нельзя, но его можно «отключить» новыми, разрабатываемыми методами биомедицины.
Возможен ли бессмертный (неумирающий) живой организм? Возможно ли бессмертие биологического (человеческого) тела в принципе?
Возможно и то и другое. Парадокс в том, что многоклеточные организмы, постоянно обновляющие свои клетки, с инженерной точки зрения просто идеально приспособлены к бесконечному существованию. Нужно «только» выявить механизмы старения и заблокировать их.
Где эти механизмы старения?
В самом общем виде это понятно: вся информация о строении и работе организма сосредоточена в его геноме, в клеточных молекулах ДНК.
Сегодня существуют лишь не совсем обоснованные предположения, но достоверного знания этого механизма пока нет. Его открытие станет важнейшим событием, поворотным моментом в истории земной разумной жизни. Современная биология уже достигла понимания многих самых фундаментальных основ биологической жизни, так что разгадка старения, безусловно, лишь вопрос времени.
И как же можно отключить старение?
В самом общем виде ответ следует из предыдущего: нужно внести необходимые изменения в ДНК.
Здесь видятся два пути. Первый — изменить ДНК в половых родительских клетках, чтобы рожденный в результате новый организм был изначально нестареющим. Сделать это технически намного проще, чем реализовать второй способ, который, однако, важен для ныне живущих людей, — изменить ДНК во всех триллионах клеток сформировавшегося многоклеточного организма, т. е. сделать биологически бессмертным уже сформировавшегося человека. Именно такие технологии и есть иммортация.
Изменять ДНК возможно?
Да. Уже довольно давно существуют технологии изменения ДНК отдельных клеток. (Напомним: ДНК — это длинная линейная молекула, состоящая из отдельных участков, генов, в которых закодирована биологическая информация.) Один из результатов применения этих технологий — известные ГМО (генетически модифицированные организмы). Несмотря на распространенные предубеждения, методы создания ГМО принесли человечеству огромную пользу. Например, генномодифицированная кишечная палочка стала вырабатывать сырье для лекарственного инсулина, спасшего жизни многим миллионам диабетиков. Огромное число людей избавлены от голода благодаря созданию ГМО. Но в этих случаях речь идет о модификации ДНК отдельных клеток. Победа над старением, как было сказано, требует модификаций огромного числа клеток в живом многоклеточном организме. Последние достижения биологии существенно приблизили создание таких технологий.
Как изменить ДНК в многоклеточном организме?
С помощью специально синтезированных и внедренных в клетки наноавтоматов, запрограммированных на изменение отдельных участков ДНК, генов.
Возможны ли автоматы, работающие в клетках?
Биологическая жизнь — это сумма природных нанотехнологий27. Живая клетка — это не что иное, как система большого числа взаимодействующих между собой природных наноавтоматов, известных как рибосомы, шапероны, лигазы, рестриктазы, хеликазы и т. д. (Сегодня их часто именуют «молекулярными машинами», но технически более верное название — наноавтоматы.) Среди природных наноавтоматов есть такие, которые можно приспособить для выполнения необходимых операций. Так что ничего принципиально нового в этой идее нет.
Сегодня в данной области наблюдаются серьезные практические подвижки. Речь прежде всего о новейшем методе, известном как CRISPR/Cas9, который показал, что необходимые для внутриклеточных операций наноагенты можно создавать из (на основе) природных существующих клеточных наноавтоматов. Это, безусловно, огромный прорыв в направлении создания нанобиомедицинских технологий принципиально нового типа.
Почему процессы в клетке нанобиологические?
Причина довольно проста. Чем сложнее биологический организм, тем больше самых разнообразных белков требуется для его существования.
Синтез тысяч видов различных белковых соединений невозможно осуществлять химически. Однако это можно сделать нанотехнологически, собирая по мере надобности последовательные цепочки молекулы различных белков с помощью специальных наноавтоматов (рибосом). Именно поэтому и другие внутриклеточных процессы, имеющие отношение к этой главной функции клеток, имеют нанотехнологический характер.
Примечания
1
Актуальное бессмертие. Часть 1. Надежды и перспективы. М., 2017. Книга посвящена в основном достижениям и прогнозам развития технологий новой биомедицины.
(обратно)2
Некоторые минимальные комментарии помещены в необязательных для прочтения сносках.
(обратно)3
Некоторые подробности и пояснения по технологиям и другим вопросам см. в разделе 3 (FAQ).
(обратно)4
Старение — это биологическая программа, обеспечивающая смертность организма как обязательное условие одного из механизмов эволюции — смены поколений.
(обратно)5
Для наглядности биопластику можно считать аналогом современной косметической медицины, но с неизмеримо большими возможностями и без каких-либо травмирующих или неприятных процедур.
(обратно)6
Недавним прорывом в этой области стало создание CRISPR/Cas9 — метода редактирования ДНК (генома) с помощью синтезированных клеточных наноавтоматов. Прогноз об управлении внутриклеточными процессами сбывается, таким образом, даже с опережением. Сегодня можно предположить, что технологии «отключения» старения появятся раньше 2035 г., предсказанного автором в «Nano Sapiens». Более подробно см. в первой книге серии «Актуальное бессмертие».
(обратно)7
Интересен в этом смысле некоторыми параллелями роман «Возвращение со звезд» философа-фантаста С. Лема в котором он исследовал модель будущего как мира сверхосторожности, где людям при рождении прививается (путем бетризации) отвращение к насилию, войнам, а заодно и к любому риску.
(обратно)8
В последние годы в мире ежегодно регистрируется до 340 млн несчастных случаев на производстве и 160 млн профзаболеваний, в результате которых погибает более 2,3 млн человек.
(обратно)9
Примечательно, что уже сегодня рождается концепция «Индустрия 4.0», которая вполне может стать технологической основой новой экономики.
(обратно)10
Сравните с конечной целью христианства — бессмертное существование людей в измененных телах.
(обратно)11
Единственное ограничение — упоминавшийся выше закон о «запрете на бессмертие».
(обратно)12
Это еще один унаследованный человеком и бессмысленный для него элемент механизма эволюции.
(обратно)13
В то же время это разрушительно повлияет на институты брака и семьи.
(обратно)14
При этом ее решение путем, например, расселения произведенных «лишних» людей на другие планеты будет оставаться при любом уровне развития технологий антигуманной утопией.
(обратно)15
Отсутствие половых отношений в будущем царстве Божием, неоднократно отмечено в Библии: «…в воскресении не женятся, не выходят замуж…» (Матф. 22:30); «Когда… воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить» (Марк 12:25); «…чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут» (Лука 20:34—36).
(обратно)16
Так, сетчатка глаза вывернута светочувствительными клетками не к свету, а наоборот. Этот недостаток достался человеку еще от… хордовых кембрийского периода (см. Шубин Н. Внутренняя рыба. URL: https://e-libra.ru/read/249726-vnutrennyaya-ryba.html). В настоящее время он компенсируется особым алгоритмом обработки мозгом сигналов, получаемых от глаз.
(обратно)17
Еще одна удивительная аналогия с христианским вероучением. В апокрифическом Евангелии от Фомы сказано: «Когда вы сделаете двоих одним… когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, — тогда вы войдете в [царствие Божие]».
(обратно)18
Вита (лат. vita) — природная биологическая жизнь, поствита (от лат. post, после) — жизнь на основе искусственно измененной биологии или на небиологической основе.
(обратно)19
Люди — здесь и далее общее название гуманоидных разумных существ.
(обратно)20
С. Лем называл это «звериной наследственностью».
(обратно)21
Деизм (от лат. deus, бог) — религиозно-философская система взглядов, признающая существование бога и сотворение им мира, но отрицающая большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм.
(обратно)22
Понимание того, что биологически не умирающие люди не просто смертны, но смертны неизбежно, существовало, разумеется, и раньше. Приведем фрагмент разговора опытной Бессмертной (Б) с Новообращенной (Н) из пенталогии Б. Шоу «Назад к Мафусаилу» (1920): «Б. Рано или поздно ты упадешь и свернешь себе шею, на тебя обрушится дерево, в тебя ударит молния. Так или иначе, когда-нибудь придет конец и тебе. Н. А почему со мной должен произойти несчастный случай? Б. Этого не объяснить. Он произойдет — и все тут. Рано или поздно с каждым что-нибудь происходит, было бы время. А у нас его целая вечность».
(обратно)23
При этом любое увеличение продолжительности жизни, само по себе позитивное, не делает для живущего смерть меньшим злом.
(обратно)24
Такое слияние миллиардов поствиталов в единое «существо» является вполне логичным и рациональным, поскольку, как было отмечено ранее, они являются, по сути, множеством одинаковых копий.
(обратно)25
Например, закономерность, которую можно назвать принципом поствитализма: любая планетарная разумная жизнь возникает как витальная, а затем неизбежно переходит в поствитальную, искусственно созданную форму.
(обратно)26
Более подробно об этом см.: Актуальное бессмертие. Часть 1. Надежды и перспективы.
(обратно)27
Нанотехнологии это обобщенное название технических приемов, позволяющих проводить различные операции (соединения, разделения) с отдельными молекулами или атомами, в отличие, например, от технологий химических, где реакции проходят с множеством атомов или молекул.
(обратно)
Комментарии к книге «Бессмертие и сменакалипсис», Владимир Михайлович Кишинец
Всего 0 комментариев