«О познании человеческого мира»

759

Описание

В этой философской работе автор исследует природу человеческого мира, его материальную и духовную составляющую. Прогресс науки: куда он нас ведет? По какому пути пойти человеку: разрушения и варварства; или принимать к сведению голос природы, развитию истинно человеческого качества — нравственных норм, заложенных в нашей сущности?



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

О познании человеческого мира (fb2) - О познании человеческого мира 229K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Игорь Анатольевич Середенко

Игорь Середенко О ПОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МИРА

Природа человека включает в себя два понятия: мир идей и мир природы. Природа окружает нас повсюду, где бы ни был человек. Человек и сам является частью природы. Мир идей — это мир человеческих фантазий, иллюзий, умозаключений, представлений, рассуждений, возникших в мозгу человека. Весь этот мир идей — плод работы нашего мозга и потому находится он внутри нас и нигде больше. Однако, его продукт в виде искусства, научных изобретений — суть материальной вещи и потому является частью природы, но созданных уже человеком. Человек всеблаг, он легко адаптируется к внешним условиям существования, такова его сущность и природа, это главное его свойство. Человек покоряет стихии, осваивает окружающий его мир, делая его удобным для собственных нужд, подчас не задумываясь о сущности самой природы, о защите ее от человека. Природа под правлением человека бездумно и расточительно уничтожается, ее запасы иссякают, и наносится непоправимый вред для существования биосферы. Человек забывает, что рожденный в лоне биосферы и живущий в ней, без нее он не сможет и сам выжить. Наступит тот момент, когда природа не сможет помочь человеку с его неистощимой фантазией и хищнической бездумной и потому неразумной расточительностью. А поэтому, этой работой я призываю человечество к выбору: быть с природой единым организмом, гармонически существовать в ее объятиях, чувствовать ее силу, а не познавать безвозвратную медленную и необратимую гибель. Истинная свобода, трактуемая теорией философии экзистенциализма, заключается не в выборе человеком добра или зла, а в выборе — быть человеком или нет. Настал тот период развития человечества, когда ему стоит серьезно задуматься над развитием и поддержанием жизни самой природы, в том числе и природы самого человека. я призываю изучать и развивать в человеке его истинный смысл, его светлую сторону. Когда-то Декарт сравнивал познание со светлым знанием, а чувственное восприятие называл темным знанием, не дающим точного представления о сущности вещей. Я считаю, что именно чувственное познание мира, его нравственная сторона является куда более важной, а потому более светлой в развитии человека, чем мир познания. Дело в том, что все законы которые уже открыты и которые предстоит еще открыть человечеству неизвестны лишь самому роду человеческому, находящемуся в замкнутом и ограниченном мире, называемом Земля и солнечная система. Дальше чем эти два расстояния, да и внутрь бесконечности самих атомов, мы все равно никогда не заглянем. Человечество ограничили сверху (солнечной системой и Землей) и снизу (глубже атомов, то есть строение и программирование функций атомов) еще в колыбели его зарождения, много миллионов лет тому назад. Кроме того, я убежден в том, что все наши знания уже давно открыты. Дело в том, что мир окружающий нас весьма разумно и логически устроен. Это устройство несомненно дело рук более развитой цивилизации. Этот мир не мир хаоса, а логики, но логики разумной, не разрушающей, а созидающей, подобно живому единому организму. Единственной сущностью и субстанцией на Земле являющейся неразумной есть сам человек. Никакому живому существу, кроме человека, не придет в голову уничтожить себя и мир окружающий его.

Именно чувственное познание является более высокого порядка и более логично, чем познавательная, бесконтрольная и необдуманная деятельность. Мир, заложенный в нас нашим создателем или более разумной цивилизацией, значительно ценный и могущественный. Познание, как деятельность мозга, с его ассоциативным и памятным свойствами необходим человечеству лишь для разумного поддержания законов биосферы; для созидания и мирного разумного существования; для благ человеческих, но не во вред природе, ибо мы — суть природы, его неотделимая часть.

Нравственность, заложенная в нас генетически, так же как и способность к познанию, является более высокого порядка чем действие неразумного (а может быть, и примитивного) мозга, если эти действия приводят не к созиданию и гармонии, а к хищническому уничтожению. Когда-то Леонардо да Винчи создал проект подводного аппарата, способного погружаться в мир океана. Изобретение можно было использовать в целях развития и познания мира. Но гениальный Леонардо предвидел дальнейший ход применения его изобретения иной, зная темную сторону человека, и потому отказался демонстрировать изобретение человечеству. Другие ученые не были столь предвидящими и их изобретения послужили не только развитию, но и уничтожению, как человека, так и его окружающей природы. Непоправимый вред был нанесен и всей экосистеме. Последствия ядерных взрывов мы до сих пор видим, а их слепые идеи будут еще долго передаваться генетически в виде болезней, как кара человечества за его необдуманность. Человечество пренебрегло нравственными нормами, пошло по пути удовлетворения амбиций, тщеславия и удовлетворило лишь темную сторону — слепое и ограниченное познание. Познание — это иллюзия человеческого разума, приводящее его к ошибкам, часто трагическим и непоправимым. Размышляя о бытии человечества и природы с высока, мы словно дети играемся с забавной игрушкой по имени жизнь. Чем сильнее и могущественнее изобретение, тем больше на него спрос и аппетиты человеческих желаний. Под непреодолимой каменной стеной желаний мы не замечаем затоптанный и хрупкий мир универсальной и тонкой природы. Познание или способность к суждениям, интуиция, умозаключение будет лишь тогда светлым и созидающим, когда оно будет идти гармонично и в унисон с нравственностью — обладающей более высоким порядком чем простое, слепое и корыстное познание.

Человек — это слабое существо, не способное к мышлению захватывающему или учитывающему все аспекты и стороны сущего, а не лишь того над чем производится работа его мозга. Все охватить человек не может (попробуйте в однолитровую банку поместить два или три литра жидкости), это не в его власти, и та, несомненно большая часть неосознанного (виде просчетов и ошибок), теряется, но ведь она существует, и не учесть ее, значит навредить. Попробуйте решить задачу со многими неизвестными одним лишь уравнением. А ведь человек подчас так и делает. В результате, он не только не решает уравнение, но даже неверно находит свое желаемое одно неизвестное. Остальные неизвестные упускаются из поля сознания, как невидимые величины. Итак, человек — слабое существо, ограниченное и в возможностях и в познании. Его истинная сила, заложенная на генетическом уровне создателем, есть любовь и добро, мирное созидание управляемое не слепыми и ограниченными законами познания, а нравственными нормами, только в них скрыта истинная сила, более высокая и мощная, но раскрыть которую может лишь человек. Для этого ему стоит и придется поступиться желаемыми благами, склонностями и познанием, которые он приобрел и которыми был наделен безвозмездно природой, иначе весь человеческий мир вернется в лоно природы и исчезнет на Земле, превратится в прах. А спустя сотни и тысячи миллионов лет ангел любви и жизни вспомнит о человечестве, как о миге пролетевшем незаметно и безвозвратно превратившимся в ничто, в пустоту, от которого ничего не останется, даже воспоминания ангела будут весьма сомнительными.

Наш мир — это мир объективный идеально-материальный. Мир не находится в зависимости от человека, так как не был им создан, но он может поглотить неразумного и необузданного человека. Мир материален, а идеальное в нем — это законы, неподвластные человеку (так как законы и создали его), и сам человек с его неиссякаемой фантазией и желанием все познать. Человечество и природы — это две противоположные силы, две противоположности, две категории: мир человека — это нравственные законы, находящиеся внутри него (заложенные природой и создателем); мир природы — это материальное, реально существующее независимо от человека и функционирующее по законам не всегда понятным человеку. Природа дана создателем человеку, как противоположность с тем, чтобы запустить в нем спусковой механизм (безусловные рефлексы, инстинкты), с целью пробуждения в нем нравственных законов, заложенных в нем изначально, но находящихся в большей степени в спящем ожидаемом состоянии. Возможно, что на начальном этапе этого эксперимента, проводившего создателем, природа запустила лишь познание человека, и за долгие десятки тысяч лет человечество развивалось и постепенно дошло до такой стадии своего развития (состояния), при котором, познание должно уступить идеям (заложенным генетически) более высокого порядка, речь идет о нравственных нормах. Материальный мир человека, его потребности, заменяются духовными ценностями, без которых немыслимо его существование. И эта замене материальных благ на духовные ценности должна быть сделана самим человеком. Это его свобода, в этом его выбор: быть человеком или исчезнуть, уступив дорогу более адаптированным существам.

Человек противостоит природе, уничтожая и разворовывая ее, повышая себя над ней, но только она сможет избавить его от цепей безнравственности (продукта темной силы). Природа, словно сито, очищает человека, делает его добрее. Гибель ста тюленей, мирно отдыхающих на берегу острова, от дубинок морских охотников (браконьеров) за легкой наживой не спасет человеческий мир полный пороков и безграничных ненасытных человеческих желаний в материальном мире. Природа способна, как противоположность человеку, лишь на запуск механизма, улучшающий нравственные нормы, но выбор остается за человеком. Природа слепа, она не осознает нравственность, ей чужды познавательные (мыслительные) способности, это удел человека. Нравственность есть лишь в человеке, но находится она в твердой скорлупе познания. Лишь человеку доступно расколоть эту скорлупу, для рождения новой эпохи — эпохи духовных реформ и преобразований человечества, создающего и представляющего не хищническое животное, а созидающее, любящее и понимающее существо, которое можно назвать человеком.

Путь решения есть. За долгое существование человечества, в нем развилось множество пороков, многие из которых передаются с рождением в виде ценностей материального мира: деньги, власть, господство и другие. Эммануил Кант писал о склонностях человека, считая, что для благого дела необходимо не только исполнить его, но и поступиться какими-то своими склонностями при этом. Не поступиться, а избавиться от склонностей необходимо. Этот путь долгий, быть может, дольше, чем развитие материального мира человеческих благ, с его угнетающими вирусами пороков. Постепенно, шаг за шагом, делая и поступая нравственно, даже в ущерб собственным склонностям, человечество избавится от этих вирусов сознания. Счастье человека не в познании, а в нравственности ко всему миру. В познании скрываются темные разрушительные силы (жажда наживы, разрушений, войны) приводящие к уничтожению биосферы и вместе с ней всего человечества. Необходимо уступить место доброте и любви — истинно-подлинных качеств человека. Познание необходимо как средство достижения материальных благ, для выживания, а не самоцель; для счастливой жизни, а не возвеличивания человека над себе подобными или природой (колыбелью и защитником человечества).

Шопенгауэр рассматривал познание, как «вспомогательное» средство для поддержания индивидуума и продолжения рода. Украинский философ Григорий Сковорода писал о философии «сердца», придавая этому органу силу, как источнику добра и справедливости, нравственных законов и благородства (в человечности, а не в знатности). Платон заложил основу религии, когда провозгласил бессмертие души человеческой. Не бессмертие души, а бессмертие нравственных идеалов, наполняющих человека, пусть то в сердце или головном мозге, идеальных законов добра и любви, которыми пронизано не только человечество, но и вся вселенная.

Путь избавления от пороков (оков) материального мира от безнравственности — это путь психоанализа темных скрытых сил своих поступков, в познании самих себя. За долгое время человеческого развития, как цивилизации, из поколения в поколение, общество генетически передавало и свои пороки. Человека необходимо воспитывать с детства нравственным законам на конкретных примерах. Воспитание молодого поколения ложится целиком на нынешнее, и является его основной задачей для будущих преобразований в духовной сфере.

Что бы развивать нравственность и пробудить его силы надо развивать познание, дабы ничего не осталось темного и непонятного, доступного, а не запредельного. Человек должен познать необходимость в нравственных нормах. Которые, как идеальное, подаренное нам создателем, существовало до нас, заложено в нас и будет существовать после нас, если мы сможем благодаря природе осознать духовный мир, мир идеальных нравственных ценностей.

Карл Юнг писал об архетипах, как о коллективном бессознательном передаваемое через механизмы наследования. Полагаю, что нравственные нормы заложены создателем в виде идей (задатков), а так же некоторые нормы формируются генетически (наследственно) в процессе жизни людей. Эти нравственные нормы программируются на генетическом уровне обществом исторически (от поколения к поколению). Они формируются от первобытного к нынешнему современному миру, от варварства и невежества, к добродетелям и культурным знаниям, к цивилизации. Путь этот труден и долгий. Способствует этому, несомненно, природа, обучающая человека бережливости, добру и разумному созиданию; воспитывающая стадное общество дикарей, способных мыслить и превращающее его в высококультурную цивилизацию интеллектуальных индивидуумов, личностей.

В свое время Зигмунд Фрейд под «Сверх Я» подразумевал нравственные инстинкты, способные вытеснять безнравственное из реального восприятия в область темного «оно» (подсознание), и держать его там словно в темнице. Этот процесс «вытеснения» нежелательного посредством нравственных законов является также запрограммированным (как одна из идей создателя) генетически, а «сублимация» — перенесение (превращение) темного и нежелательного в творчество (светлое и реальное) — есть ничто иное, как борьба между добром и злом внутренних сил человека. Вероятно, это также запрограммировано генетически в человеке — для освобождения перегруженной памяти подсознательного, нежелательного («оно»).

Немецкий философ Фридрих Ницше писал о человеке, как о мосте между животным и сверхчеловеком. В свое время физиолог Анохин, создатель теории функциональных систем, разработал модель функционирования любой системы. Согласно этой теории: всякая система, будь-то живой организм или совокупность взаимодействующих материй (сущностей), имеет определенную цель, после ее выполнения, вся система самоликвидируется. Подобная система напоминает подпрограмму какой-то большой и сложной основной программы, имеющую глобальную цель. Таких подпрограмм может быть множество, для решения всевозможных задач (целей существования, право на жизнь). Возможно человек или человечество, функционирующее как единая система, имеющая определенную цель, также распадется и исчезнет после выполнения этой цели. Этой целью является какая-то субстанция более высокоразвитая и высокоорганизованная чем человек. Быть может, это и есть то, что подразумевал Ницше, когда говорил о «сверхчеловеке». Но в этом случае это существо должно сохранить этот мир и быть высоконравственным. Речь идет о будущем человеческого рода, его перевоплощения, второго рождения, перехода от человека материального (полного желаний и потребностей материального мира) к человеку духовному, способному разумно и нравственно созидать в биосфере.

Нельзя не учитывать в этих изменениях человечества, его перехода на более высокое развитие (мира духовности), политику и государство. Последние непременно должны быть основаны на общественном договоре и равенстве прав людей, но на базе нравственных законов и для них. История становления общества — это история формирования и открытия нравственных сил человека, которые достигаются средствами: политическими, научными, религиозными, философскими.

Нельзя отрицать, что война — это кризис (несущий изменения) в развитии человечества, когда возмущения и негодования среди общества достигает критической температуры. Но война — это и порок человечества; это неверный, необдуманный шаг, диктуемый познанием (разумом). Разрушить или уничтожить всегда проще, чем перестроить или придумать (создать) иной путь развития. Для этого нужна интуиция и опыт, а также согласованность всего человеческого рода. Но именно интуиция и способность (гениальность) не дана всем, потому возникает непонимание, отсюда долог и тяжек путь развития человечества, это путь слепых проб и ошибок, полный предательств и крови. Война по своей природе противостоит сущности нравственного человека и является для него упрощенным механизмом дикарского (нечеловеческого) улаживания конфликтов с помощью насилия и перехода в новое качество развития общества.

По какому пути пойти человеку и человечеству, как единому организму, несомненно, главенствующему в биосфере, решать ему самому: по пути ускорения (развития лишь материального) — войн и варварства; или по пути разумной интуиции и прислушиванию к природе, развитию истинно человеческого качества — нравственных норм, заложенных в нашей сущности, решать нам. И решать нужно сейчас, ибо с этого момента развития человечества, где правят ядерные силы и необузданные крупные денежные средства, не человек следит за природой, контролируя ее, а природа начинает наблюдать за поведением человеческого общества.

Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

Комментарии к книге «О познании человеческого мира», Игорь Анатольевич Середенко

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства