«Продажи это сервис»

467

Описание

Книга про сферу услуг и людей, которые в ней работают. В ней вы найдете ответы на вопросы как мотивировать персонал сферы сервиса, как доносить просто и эффективно ценность обслуживания гостей и клиентов, как зарабатывать чаевые регулярно, как делать продажи деликатно, без агрессии и шаблонов. Авторы предлагают новый подход в продажах, который они называют словом "человекоориентированность", что заменяет собой старые представления о "клиентоориентированности" в бизнесе Всем директорам, управляющим и менеджерам сферы сервис



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Продажи это сервис (fb2) - Продажи это сервис 568K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Павел Артемович Эрзяйкин - Максим Александрович Кокорин

ПРОДАЖИ ЭТО SERVICE

Книга-тренинг для руководителей

Авторы

Павел Эрзяйкин

Автор и ведущий бизнес-тренингов "Самоменеджмент", "Школа тренеров", "Энергия денег", "Присутствие", "Алтай", 'Управление персоналом сферы сервиса", мастерская "Сон и сновидения",

"Новое родительское собрание", "Супружество как партнерство"

Максим Кокорин

Директор «Центра новых возможностей».

Ведущий тренингов «Сервис, который продает» и «Первые лица».

Автор интернет-проекта #Монстрычтения, блога kokorin2.ru

Соавтор книг: 'Три фундаментальных закона сервиса", "Продажи – это service", "Измени свои привычки за 21 день"

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1      ЗАЧЕМ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ

3

ГЛАВА 2      ЛУЧШИЙ СПОСОБ КАК МОТИВИРОВАТЬ СОТРУДНИКОВ

4

ГЛАВА 3      ДВЕ ПРИЧИНЫ БЫТЬ ЛИДЕРОМ

5

ГЛАВА 4      ДИСЦИПЛИНА НИЧЕГО НЕ СТОИТ

6

ГЛАВА 5      КОГДА КРЕАТИВИТЬ ВРЕДНО

7

ГЛАВА 6      ЭВОЛЮЦИЯ КАЧЕСТВА

8

ГЛАВА 7      СКИДКИ – ЭТО НОНСЕНС

9

ГЛАВА 8      ЗА БАЗОВОЕ КАЧЕСТВО Я НЕ ПЛАЧУ

10

ГЛАВА 9      КАК ПОВЫСИТЬ ЦЕННИК

12

ГЛАВА 10 КАК ДОБИТЬСЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОТ СОТРУДНИКОВ

13

ГЛАВА 11 НЕДЕНЕЖНАЯ МОТИВАЦИЯ

15

ГЛАВА 12 СТАНДАРТЫ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ СМЕН

16

ГЛАВА 13 ЗАЧЕМ НАМ РЕСТОРАНЫ

17

ГЛАВА 14 ГЕНИЙ КОНТАКТА

18

ГЛАВА 15 КАК БЫТЬ 100 % НА РАБОТЕ

20

ГЛАВА 16 КАК МАНИПУЛИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТОМ

21

ГЛАВА 17 ЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ

22

ГЛАВА 18 ЧЕГО ХОТЯТ ВАШИ СОТРУДНИКИ

24

ГЛАВА 19 КТО ВАШ ЕДИНСТВЕННЫЙ КЛИЕНТ

26

ГЛАВА 20 ЗАТРЕНИРОВАННЫЕ КОМПАНИИ

28

ГЛАВА 21 КАК СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ

29

ГЛАВА 22 КАК ЧЕК-ЛИСТ ПОМОГАЕТ В РАБОТЕ

31

ГЛАВА 23 ОЖИДАНИЯ НЕ РАБОТАЮТ

32

ГЛАВА 24 УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЗАКОН УНИКАЛЬНОСТИ

34

ГЛАВА 25 НАША ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА

35

ГЛАВА 26 ПОЧЕМУ ВСЕ ХОТЯТ РАБОТАТЬ У ВАС

37

ГЛАВА 27 ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СЕРВИСЕ

39

ГЛАВА 28 ПРАВИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕ РАБОТАЮТ

40

ГЛАВА 29 VIP-КЛИЕНТЫ

41

ГЛАВА 30 НЕ ПРОДАВАЙТЕ КЛИЕНТАМ

42

ГЛАВА 31 МЕТАФИЗИКА ЛИДЕРСТВА

43

ГЛАВА 32 СКИДКИ И ГАРАНТИИ В СЕРВИСЕ

44

ГЛАВА 33 ПОСТОЯННЫЕ КЛИЕНТЫ

45

ГЛАВА 34 СТУДЕНТЫ

46

ГЛАВА 35 КАКОЙ ОН – БИЗНЕС БУДУЩЕГО?

47

ГЛАВА 36 ТРЕТИЙ ЗАКОН СЕРВИСА: ЛЮБОВЬ

48

ГЛАВА 1

ЗАЧЕМ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ?

«Внимание к деталям в огромной

степени определяет успешную

реализацию бизнез-идей»

Ричард Брэнсон

Проще всего это объяснить на примере с автомобилем. Что, если я теряю внимание, и мне кажется, что я супер водитель? Вселенная меня возвращает и показывает, что это не так и что внимание терять не стоит. В любой момент, как только мы выключаемся из процесса жизни, мы теряемся, мы становимся «роботами». Изо дня в день вы делаете одну и ту же работу. Но это не повод становиться невнимательным и предсказуемым. Пуджарий в Индии – это человек, который три раза в день костёр разводит. Он делает это пятнадцать-двадцать лет каждый день. Каждый раз, делая это, он искренне удивляется, потому что костёр никогда не бывает одним и тем же. И каждый день он стареет на один день. Та мантра, которую он пел вчера, сегодня звучит совсем по-другому. Люди меняются, и всё вокруг меняется. Если я не вижу этих изменений – я заснул как минимум.

ГЛАВА 2

ЛУЧШИЙ СПОСОБ КАК МОТИВИРОВАТЬ СОТРУДНИКОВ

«Заниматься обслуживанием клиентов должны все. Клиенты судят о сервисе по каждому человеку, с которым им приходится контактировать»

Карл Сьюэлл и Пол Браун

Проще всего мотивировать собственным примером. Готовность руководителя не только рассказать, но и быть таким. Если этого нет, то есть за твоими словами нет некой реальности, нет переживания, которое, рассказывая, ты готов показать – не работает ничего. Тогда получается, что ты умничаешь и вечно всем недоволен, а сотрудники на тебя обижаются, обсуждают «за глаза» и не работают. Иногда нам кажется, что нам ясно, но до сотрудников мы донести не можем и не получаем нужный эффект. Или в моём ощущении появилось, что я такой умный и всё знаю, и я доношу это, к примеру, высокомерно. В этом случае, конечно, будет сопротивление. Такой подход тоже плохо работает.

ГЛАВА 3

ДВЕ ПРИЧИНЫ БЫТЬ ЛИДЕРОМ

«Если человеку противно (или стыдно) обслуживать, пусть работает сторожем на пустыре»

Евгений Чичваркин

Хочется донести в нашей новой книге, что высшая степень лидерства – это и есть сервис. Сервис и служение – это должно быть в радость. Когда я нахожусь в этом потоке изменений, мне никогда не может быть скучно. То есть одно исключает другое.

И второе – здорово, когда Клиент приходит ко мне, и не важно, каким он приходит, а уходит таким, каким мне нужно. И приходит вновь, а я управляю этим контактом как художник. Уместно, необходимо и достаточно. Чуть где-то я зарисовался, задумался, застрял, залип – всю картину испортил. Понятно? Чуть-чуть где-то стал навязчивым больше, чем сейчас надо. Это тонкое чутьё, тонкая грань, которая идёт в любых отношениях, и есть мастерство, искусство контакта. То есть сначала создаем отношения с Клиентами, а дальше учимся ими управлять.

ГЛАВА 4

ДИСЦИПЛИНА НИЧЕГО НЕ СТОИТ

«Дисциплина – мать победы»

Суворов Александр Васильевич

На корпоративных тренингах участники не любят слово «дисциплина». Все воспринимают это как необходимость подчиняться. Это делать неохота, трудно и тяжело. Первое желание, с которым человек сталкивается, – это не делать этого. Либо изменить, перевернуть это по-своему и делать так, как ему удобно. То есть полное непонимание этой идеи и термина, который лежит в основе любого успешного бизнеса. И особенно сервиса.

Всё, что относится к необходимым условиям, к дисциплине, принимается всеми сотрудниками как необходимое. А это может приняться, когда они понимают, что это именно необходимые условия. Все необходимые условия требуют принятия. Принятие – это ноль сопротивления и обсуждения. Как правило, это делается на входе человека на предприятие, то есть во время собеседования. Вы можете выставить любые условия как необходимые. Это своего рода фейс-контроль в вашу компанию. Если человек идёт на новое предприятие – он готов к изменениям. Это самая важная и главная часть, которую обычно пропускают. Если у человека это не сходится с его принципами, то он уходит сразу, и время на него не тратится. И очень важный момент – это не оплачивается компанией. Если вы продолжаете тратить деньги на поддержание дисциплины, то это глупо.

Всё, что относится к дисциплине, не оплачивается. Настолько это само собой разумеется. Приведём примеры, чтобы это могло быть на вашем предприятии. Например, я кушаю в ресторане, и меня спрашивают: «Вкусно было?»

Если я кушаю в ресторане – это должно быть вкусно. Если вкусно – это значит, что не испортили продукты. Это достижение что ли? Если это свежее мясо, свежая зелень, то это не может быть невкусно само по себе.

Спросите еще: «У нас чисто?» или «У нас хорошо пахнет?»

ГЛАВА 5

КОГДА КРЕАТИВИТЬ ВРЕДНО

Если мы говорим об управлении, то там есть необходимые условия. Такие условия не стоит обходить, и здесь творчество вообще неуместно. Творчество является полной глупостью в этих вопросах – в вопросах, которые относятся к дисциплине. Необходимое условие, чтобы все функционировало, работало, и результат был достигнут, получило название «дисциплина». Дисциплина – это необходимое условие, чтобы бизнес работал, и его не обойти. Точка. Приведем пример с двигателем внутреннего сгорания. Если в качестве топлива креативщик выберет варенье, потому что оно красивое, вкусное и не так воняет, то машина не поедет. Он её сломает, вам скажет, что хотел, как лучше, он изо всех сил старался, но машина не поедет. Всё должно быть на своём месте, иначе функционировать бизнес не будет.

ГЛАВА 6

ЭВОЛЮЦИЯ КАЧЕСТВА

«Не работодатель выдает зарплату, работодатель только распределяет деньги.

                               Зарплату выдает клиент»

Генри Форд

У нас есть три типа качества сервиса. Дисциплина относится к базовому качеству, и она не обсуждается.

Второе – это ожидаемое качество. То есть люди готовы платить, например, официантам за то, чтобы они были внимательны к ним и эти ожидания исполнялись. Когда внутренний каприз гостя выполняется – он доволен обслуживанием.

Есть качество – сюрприз. Это то, что делается сверх плана. То, что удивляет, вставляет, вштыривает, и гость остаётся таким довольным, чувствует, что он не зря сюда пришёл. У него появляется желание оставить чаевые. И это естественно. Потому что если человек получил плюс, больше, чем надо, у него появляется естественная потребность отдать это. Когда недостаточно – это плохо. Когда изобилие – тоже плохо, потому что это тяготит. Поэтому хочется отдать. Эта та часть энергии, которую мы не можем себе присвоить.

Вот смотрите, зарплата – это только если человек выполняет ожидания. А если он относится к этому творчески, привносит ещё что-то – задача сервиса не заманить клиента скидками, потому что это полная неуверенность в качестве продукта. Как сделать так, чтобы клиенты не просто платили бешеные деньги за ваши продукты или услуги, а получали нечто большее. Как сделать так, чтобы люди оставляли чаевые? То есть получали больше, чем они ожидали?

ГЛАВА 7

СКИДКИ – ЭТО НОНСЕНС

Когда в сервисе появляются скидки, большие скидки, это говорит о неуверенности в своей услуге, что она того стоит, что она несёт в себе эту цену, что она настолько ценна, насколько заявлено, и вы готовы уступить.

Меня человек спросил: «Вы предлагаете систему тренингов, и это вот такая вот сумма? Это же очень дорого». Я говорю: «Ну, давайте что-нибудь вычеркнем. Это будет дешевле». «Нет. Я хочу, чтобы всё осталось, но при этом было дешевле». Я говорю: «Так не бывает! Вы что?!»

И первое, что я стал после этого делать, – это создавать ценность. То есть до человека не дошло, что оно того стоит. Я ему сказал, что он уже получил больше, чем ожидал во много раз. У него у самого были предложения о сотрудничестве. Сейчас не получается – давайте созвонимся, когда получится, но речь не идёт о скидке.

В сервисе скидки – это нонсенс. Это подыгрывание определённой категории населения. Конечно, это зависит от того, в какой сфере ваше предприятие работает. Если это массовый фастфуд, то здесь и соответствующие Клиенты. Таким образом, класс предприятия зависит от уровня базового качества.

ГЛАВА 8

ЗА БАЗОВОЕ КАЧЕСТВО Я НЕ ПЛАЧУ

«Если человек НЕ соблюдает правил личной гигиены (воняет), его НЕ надо мыть, его надо гнать немедленно!»

Евгений Чичваркин

Базовое качество – это то, на чём зарабатывает компания, но за это деньги не платятся. Если вы не поняли еще, о чём идёт речь: за базовое качество я не плачу. Но с этого и имею все деньги. Я плачу, только когда человек исполняет ожидаемое качество. И следующее плачу, если он делает что-то в качестве бонуса, вкладывает душу, не может не креативить. Он видит, что всё не совершенное, всё меняется. И нужно делать иногда так, иногда так. Быть уместным, быть в этом месте – необходимо и достаточно. Замечательная игра, которая не может надоесть.

Состояние, когда всё надоело, называется «Я всё знаю!». И мне становится скучно до тошноты: «А, ты моя жена! Что на тебя смотреть? Я тебя знаю». Скучно становится же? Типа я уже всё знаю, все процессы мне тоже известны. Я начинаю задумываться о процессе – и не хочется. Нет ничего неожиданного. Становится скучно. Итак, пресловутое базовое качество. Слышали такое: «базовая комплектация»? Чем столовая отличается от ресторана, ресторана класса «люкс»? Сервисом.

Что в сервисе создаёт ценовые отличия? Ведь продукты на одном рынке покупаются. С чего берутся деньги?

К примеру, наши клиенты ожидают увидеть не алюминиевые вилки, плоские и скрюченные. У них есть определённый уровень каприза. И я этот каприз принимаю, ожидаю и уважаю. У предприятий с разными классами и разными ценниками отличие идёт только на уровне базового качества.

Базовые стандарты необходимы для того, чтобы я работал на этом уровне. И за это не платится, само собой разумеется. Я душ принимаю же каждый день – не прихожу вонючим на работу. Например, в столовой нормально, если воняет, а в ресторане это является большой ошибкой. Поэтому, если человек моется – я не плачу за это деньги. Если ты хочешь здесь работать, то помойся! Приходи опрятный или будь вовремя. Необходимые и достаточные условия, чтобы всё это функционировало, – они сформулированы. Вы увидите, почему в этом месте всё дороже! Потому что люди в форменной одежде, какие-то приборы и т.д. Это всё, что само собой разумеется, и уже есть. Всё, что относится к поведению человека, то есть если ты хочешь работать в «люксовом сало не» – будь таким! Это может быть сформулировано и принято вами как условия, которые даже вниманием не оцениваются. Само собой разумеется, как дыхание. Понятно?

Это создаёт разницу в ценах. За это не надо платить сотрудникам. Это как входной билет, если хочешь у нас работать. У нас люди приходят, и они пытаются срубить «бабок» с менеджеров, в том числе и за базовые качества. Приходит вовремя, и он уже гордый. С чего? У него такое лицо, как будто вы ему уже должны. Он ещё ничего не сделал, ничего не создал. Люди пытаются за «вовремя» получить. Никогда не платите! Это базовое качество, это входной билет. А как ещё? Как по-другому? Что вы можете ввести в базовые качества? Отличие ресторана от ресторана, отличие предприятия от предприятия. Если в системе базовых качеств появляется такая штука, которая не оплачивается, но она есть, присутствует, то это и создаёт отличие. Настолько это естественно, просто и само собой разумеется.

ГЛАВА 9

КАК ПОВЫСИТЬ ЦЕННИК

«Кто не умеет улыбаться, не должен заниматься торговлей»

Китайская пословица

Очень важно осознавать, что именно я хочу донести до сотрудников. Систему базового качества, систему дисциплин я могу ввести как необходимое условие, чтобы у меня работать. Как фэйс-контроль. Я не трачу на это свои нервы, заставляя или упрашивая это делать. Не делаешь – уволен! Трудно держать улыбку, трудно с нами работать – уходи! Не нужно тратить время на этого человека. Он может разрушить всё то, что вы создавали и вкладывали. Он может разрушить ваши надежды, ожидания, и ожидания клиентов тоже. Можешь улыбаться – welcome! У нас все улыбаются – и ты улыбайся. У нас в компании так принято. Дисциплина – это то, что требуется сразу, еще на входе в компанию. И никогда не оплачивается ни вниманием, ни деньгами. Дисциплина необходима, чтобы сработала ваша идея, ваше предприятие, ваш доход. Хотите повысить «классность» и ценник своего предприятия? Введите такое необходимое условие как дисциплина персонала.

ГЛАВА 10

КАК ДОБИТЬСЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОТ СОТРУДНИКОВ

Руководитель сам устанавливает базовый процесс – дисциплину. Каким образом? Не нужно тратить на это никаких усилий. Просто сделать это неизбежным. Будет только так, и по-другому не будет! Сотрудники очень быстро это воспринимают. Если каждый день начинается и заканчивается этим, то это принимается, это естественно, люди перестают этому удивляться. Это становится как ритуал. А босс перестает это контролировать. Нужно включить очень важную вещь – неизбежность.

Я могу вводить всё, что угодно, не затрачивая при этом эмоциональных усилий. Когда мы что-то навязываем – это вызывает сопротивление. И как только сила ослабевает, то вы сами знаете, что бывает. Если вы хотите не тратить на это усилия – не тратьте изначально. Вы боитесь просто требовать.

Простая очевидность: если я прихожу куда-то, значит, это очень важно для меня, правда? Значит, оно лучше всех остальных мест на плане те, раз я сюда пришёл? Да! Теперь сообщите об этом своему лицу. Потому что если вы приходите на работу и вы несчастливы, значит, на земле есть лучшее место, а вы вынуждены здесь находиться. В этом случае как руководитель я вас сразу отпускаю. Зачем вам тратить на это свою жизнь? Зачем вы сюда пришли, если вам не нравится, если вы вынуждены терпеть? Я это уважаю, но зачем ходить на работу с несчастным лицом? Пусть уходят туда, где им будет лучше.

Это естественно. Любой человек идёт туда, где ему хорошо. Очень неестественно идти туда, где тебе плохо. Этого не может быть в сервисе. Потому что если человеку плохо, то он не может служить. Он уже итак герой. Поверьте мне, он уже ненавидит человека, если у него есть деньги, и за то, что он унижается и вынужден себя вести определённым образом. Если тебе плохо и не нравится – не приходи.

Мероприятия, которые относятся к дисциплине, – это то, что создаёт уровень и «классность». Машины экстра-класса имеют в своей базе тюнинг машин другого класса, и от этого зависит ценник автомобиля. Можно потратиться потом на тюнинг, а можно купить всё сразу. Если один человек пытается своё предприятие тюнинговать, то второй может изначально создать его нужного уровня. Это всё создаётся через ряд мероприятий в базовых качествах. То есть в стандартах компании уже есть такие качества, за которые в другом месте платят чаевые, а здесь они просто есть. И это никакое не достижение. И это не оплачивается! Здесь это принято людьми, которые здесь работают. И в этом-то и отличие от других предприятий.

Это только первый пункт. Есть ещё второй. Часть правил можно отнести к дисциплине. В плане того, как люди выглядят, как они работают и в каком темпе. И всегда будут люди, которые попытаются это изменить, разрушить. Если же им ясно, для чего это нужно, чему это служит и что это создаёт, – они никогда не будут пытаться это сделать. Чему это служит? Очень важный вопрос. Это то, что нужно знать персоналу, а мы этого до них не доносим. Мы думаем, что им деньги только нужны.

ГЛАВА 11

НЕДЕНЕЖНАЯ МОТИВАЦИЯ

«Люди работают, чтобы получать деньги. Деньги – средство достижения свободы. Если с удовольствием заработанные деньги позволяют наполнить жизнь впечатлениями и удовлетворить страсть к познанию, жизнь удалась.

Если ты работаешь так, что света белого не видишь, зачем ты работаешь?»

Евгений Чичваркин

Вообще, деньги – это дело девятое. Точно не первое. Это люди так говорят, что они за деньгами пришли. Просто они ещё не знают всего остального, зачем они пришли. Деньги на поверхности: все об этом говорят, и это безопасно. Люди, в основном, эмоционально «зависимые», то есть им нужны ощущения. Такие как «прикольно», «хорошо» и «не хочется уходить». Есть такое? Просто это нельзя при приёме на работу говорить, это не принято. Надо говорить принятые стандартные вещи, как в резюме написано. А хотят все другого. Но это можно только угадать.

Итак, сначала работаем над дисциплиной. Необходимые условия приняты всеми, и компанией дополнительно не оплачиваются. Если вы начнёте оплачивать дыхание или то, что человек улыбнулся или пришёл вовремя? Это само собой. А как ещё? Это настолько естественно, что нельзя по-другому.

Бывает, что стандарты в компании складываются стихийно или по умолчанию. То есть внутри сотрудники их не осознали и не приняли. Тогда вам этим трудно управлять. Это не оформлено, не формализовано – значит, не управляемо. Тогда в компании появляются кланы и клики. И какое тогда качество может быть? Никакого.

юристы, там продавцы, бухгалтеры, администраторы, кто-то ещё. Все спорят между собой: какая служба важней для компании. Организация – это организм. Получается, «печень» главнее остальных? Есть и «сердце», и «лёгкие» – это всё организм. Этого быть не может, чтобы одно считало себя главнее всего остального. Всё главное. Всё влияет на качество, на сервис.

ГЛАВА 12

СТАНДАРТЫ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ СМЕН

У моего знакомого есть ресторан. И когда он только открылся, я в первый раз пришёл и поел там пиццу, которая напомнила мне, как когда-то в Швейцарии я ел точно такую же. Я очень удивился и даже позвонил жене, чтобы поделиться. И вот, человек – невольный добровольный рекламный агент. Я рассказал ей, она, доверившись моим словам, пригласила подругу. Потом я спросил у неё: «Как пицца?». Ей не понравилось, и я тоже опять попробовал – совсем не то. Оказалось, работала другая смена. Я же не буду угадывать, какая там сегодня смена. Я просто больше туда не хожу.

Мне как Клиенту нравится, что мои ожидания исполняются. Я хочу этого. Если мне нравится, то я буду угощать там друзей. А вот если как повезёт, то мне это не очень нравится. Я не готов платить за это деньги. И тем более рекомендовать.

Что является необходимым базовым качеством для того, чтобы контакт состоялся у человека с человеком, у сотрудника с клиентом? Потому что в контакте происходит чудо. Контакт – это всегда плюс.

Формальность, отстранённость, зашоренность ваших сотрудников – плюса не будет никогда. Такие стандарты нигде не работают.

ГЛАВА 13

ЗАЧЕМ НАМ РЕСТОРАНЫ

Достопримечательность нашего ресторана, – говорит гостю официант, – крупные улитки. – Знаю. В прошлый раз одна такая меня и обслуживала.

Зачем люди ходят в рестораны? Дома-то дешевле, продукты все доступны. Что ещё надо? Контакт им нужен. Да, живой контакт. Людям хочется, чтобы их принимали такими, какие

они есть, чтобы их воспринимали. Когда меня не воспринимают и не обращают внимания, я начинаю сомневаться, что вообще существую. А когда тебя воспринимают и обращают внимание, то это очень сильно поддерживает. Люди ищут принятие, уважение, заботу и внимание. Любовь – это самый большой дефицит на всей планете.

Но бывает, что к вам в ресторан попадают гости, которые считают, что им все должны. И ведут себя соответствующим образом. Можете назвать это проблемой культуры. Сказать* что это мир такой, и люди скоты, и мы же в России живём – чего вы хотите? Можете говорить, что угодно. То есть, если к вам такой человек попал случайно, то любое ваше сопротивление будет оправдывать его неадекватное поведение. А если сопротивления нет, то он сам себя почувствует дураком. Это всё равно, что кулаками по воздуху бить.

А вот принятие – это то, с чего и начинается любовь. Можно ввести любовь как базовое качество предприятия? Да, Может оно когда-нибудь проиграть? Нет. Чего не хватает в мире? Чего хотят все люди без исключения? Принятия, уважения, заботы и внимания. Если я это понимаю и осознаю, то даю это, участвую в этом. То будет полное совпадение. За этим все приходят, и оно здесь есть. Это самое ценное в отношениях. Это высокий уровень доверия и степень открытости. На этом зарабатываются деньги и не только. За такое отношение гости вам всё простят: отсутствие мест и много чего ещё. Это называется дисциплиной контакта.

ГЛАВА 14

ГЕНИЙ КОНТАКТА

«Самым важным слагаемым формулы успеха является умение ладить с людьми»

Теодор Рузвельт

Что такое дисциплина контакта? Когда контакт возможен? Когда моё внимание где? Когда я открыт, когда есть чувство принятия и уважения. Когда ваш Клиент чувствует, что ничем и никого не напрягает. И в то же время вы лишаете его права вас забыть. Это приятно и удивительно. То есть в базе этого человека останется воспоминание и желание вернуться снова. Ведь если ты что-то делаешь, то просто не можешь сделать это ниже первого класса – это невозможно. Уж если делать, так делать. Есть такие люди, которые именно так живут и именно так делают. И мы их помним, мы им доверяем, и они всегда с нами. Это то, чего не хватает. Качество всегда будет востребовано. Это то, что входит в систему дисциплин. Необходимо и достаточно. То есть если это будет, то на выходе будет точно то, что мне надо. Сколько мне нужно потратить времени, чтобы это внедрить? Сколько бы времени ни потребовалось – потратьте его. И вы получите то, что надо. Добейтесь, доведите, потратьтесь на установку всего этого. И тогда это будет работать: всегда и очень долго и радостно. Дисциплина контакта – это равность, открытость. Равность – это не ниже и не выше. В равности есть уважение и забота. Когда я могу быть универсально равным? Сейчас вы удивитесь. Мы проходим это на тренинге «Самоменеджмент». Когда я больше, глубже, когда мне всё яснее. Большее всегда может сыграть в меньшее. А как меньшему сыграть в большее? Значит, я – мастер контакта. Значит, я – гений контакта. Тогда я могу сыграть в любую игру. Бывает, человек заходит в плохом настроении. И вот вы его встречаете с таким же лицом, и он улыбается. Оказывается, я на него настроился, присоединился, и он сразу это почувствовал.

Всё начинается с того, что мы уважаем и принимаем человека. И происходит чудо. Мы подходим к людям и говорим о том, о другом. Самое сильное проявление наших чувств – это радость. Когда какое-то горе происходит или катастрофа, то в искренности чувств никогда не сомневаются. А кто искренне прыгает с тобой от радости, когда тебе хорошо? Вот чудо будет. Очень мало таких людей. Такие люди – это настоящие друзья. Это люди, которые не ревнуют тебя, не считают, что ты у них что-то забрал. Поэтому люди и идут со своими радостями к друзьям, в ресторан. Там их могут поддержать. А дома?… Тут уж как получится.

Сервис – это бизнес будущего, совсем недалёкого будущего. Потому что сейчас товаров и услуг много, и получается, умение это продать очень востребовано. И будет ещё более востребованным. Это станет основным бизнесом: создавать ценность в отношениях, развивать эти отношения.

Второй пункт – это то, что работает. В терминологии Будды это называется самадхи. В нашем понимании – это то, что соответствует второму уровню качества – ожидаемому качеству. Это можно назвать обязательством.

ГЛАВА 15

КАК БЫТЬ 100 % НА РАБОТЕ

Дисциплина – это первый пункт. А второй пункт – обязательство (практика). То есть всё это мы практикуем, действуем, применяем. Ещё «самадхи» переводится как сосредоточение. Это о том, как сосредоточиться, сконцентрироваться на том месте, где я сейчас нахожусь. Это действует очень просто. Я прихожу на работу, чтобы быть на работе. И я на работе: представляете, какое чудо?! Я в том месте, где я собственно и есть. Тогда то, что называется «ожидаемое качество», является условием, в котором я могу выполнить ожидаемое качество. Я на нём сосредоточен. Тогда моё внимание, моя забота будут необходимы, адекватны и достаточны. Ненавязчиво и неэкономно, а уместно и необходимо. Это самадхи или обязательство – если ты на работе, то будь на работе.

Один великий учитель, у которого я был на семинаре, Александр Эверетт, Царствие ему Небесное, сказал, что если бы люди были на работе на все 100%, то у них всегда было бы столько денег, сколько вам надо, в любом случае. Мы все созданы эффективными, мы созданы оптимальными. И оптимальное количество денег, необходимое для чего-то, в каждый момент у нас присутствует.

А мы умудряемся быть на работе и не быть на работе. Колоссальных усилий требуется работодателю, чтобы заставить людей быть на работе хотя бы 30% времени.

Чем заняты люди, например, в офисе? Кофе попили, в туалет сходили, там постояли, туда пошли, пообедали, тупо посмотрели на экран, потом что-то сделали, если вспомнили. Сколько времени на это уходит? Насколько они сосредоточены на той функции, за которую им платят?

Люди умудряются отсутствовать в любом месте, где бы они ни находились. Они думают, вспоминают, переживают. И это никак не относится к тому месту, где они сейчас находятся.

Эта практика присутствия – это духовная практика. Это необходимо. Без сосредоточения я не могу выполнить те обязательства, которые относятся к обязательному качеству. Я не могу выполнить ожидания клиентов, если сосредоточен не на своей работе, если я отвлекаюсь, зависаю, тусуюсь.

ГЛАВА 16

КАК МАНИПУЛИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТОМ

Все люди хотят быть хорошими – это первая потребность всех работающих людей. Это с детства такая потребность – быть хорошими, ценными, значимыми. Психологический фактор до сих пор остаётся ведущим, то есть воспитанным в абсолюте оценки. Значит, здесь не нужно людей наказывать за результат вообще. Иначе они будут манипулировать результатом. Они увидят, что вас это расстраивает. А вас это не расстраивает, потому что у вас не было ожиданий.

Я приведу в пример ребёнка. Вы говорите ему: «Уберись в комнате». Реакция на первое поручение, на первое доверие – это энтузиазм. И когда он закончит убираться – в его представлении это может быть закончено, хотя он все просто запихал под кровать. У вас может быть другое представление о законченности, и существует дистанция между «закончено» для него и «закончено» для вас. Дистанция говорит о том, сколько вам надо его учить. Я не даю ему зарплату, но говорю: «Молодец!» Я поддерживаю не то, что он создал, а его готовность участвовать в моих поручениях, его энтузиазм. Когда я в следующий раз говорю, что надо убраться в комнате, для него в этом нет ничего опасного. Его не убьют, и он в любом случае хороший. Понимаете? И это самый главный момент для всех людей. Не «бабки», а именно это. И когда у него уже есть энтузиазм и вдохновение, то тогда к этому я цепляю уже довесочек: «Давай сегодня игрушки будут не под кровать запиханы, а в корзину ты сложишь. Как тебе это?» Не вопрос. В его представлении уже порядок, и плюс в корзину игрушки сложены. В следующем поручении ты добавляешь ещё что-то из системы качества. То есть всё время поддерживаешь ценность участия в своих поручениях.

Мы наказываем сотрудников за то, что они не выполнили наших ожиданий. Они о них не знают! И догадываться они тоже не обязаны. Вы им не рассказали, и они не знают. Вот дистанция между вашими ожиданиями и тем, что они сделали. В этот момент видно, сколько его учить, как его надо готовить. И получается стратегия, как его готовить, чтобы получить то, что надо. Через какое-то время получится, что я захожу, а там именно то, что мне надо.

Но это получается в результате какого-то процесса. Я оставлял ценность участия либо сотрудничества, либо партнёрства в поручении и доверии. Я оставлял эту ценность и поддерживал её. А результат?… Я знаю, что он не может здесь быть. Так что глупо на него рассчитывать. Я не строю никаких иллюзий по поводу этого. И я никогда не бываю разочарованным по этому поводу. Не торопитесь, качество всегда создается долго.

ГЛАВА 17

ЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ

«Ни одна звезда не засияет, пока не найдётся человек, который будет держать сзади чёрное»

Черчилль Уинстон

Получается, что бывают люди, которые не ценят предприятие, в котором работают. Бывают люди, у которых формально результаты высокие, но для них ценности предприятия ничего не значат. Из них часто получаются «звёзды». Появление таких «звёзд» – это следствие ошибок руководителей в управлении персоналом.

Есть ещё очень важные люди, которых я называю «студенты». У них очень высокая ценность, очень высокий уровень ожидания. Как правило, это люди, пришедшие на работу недавно. Они ещё «свежие». Их ещё не развратили «дембеля», не научили их халявить, игнорировать, посылать, изворачиваться и воровать. Они очень наивные и открытые. Результаты у них невысокие, априори невысокие. Они и не могут быть высокими, так как эти люди ещё не знают многих нюансов. Именно для этих людей важно обучение. Это обучение обязательно сработает позже.

«Звёзды» – это первые кандидаты на увольнение. В моей работе с персоналом это упущение. Я трачу на их подготовку много времени, а потом вынужден их выгонять.

Через некоторое время «студент» станет работником. Как только он станет работником, появляется новая опасность – комплекс «звёздности». Откуда он берётся? Может из-за невнимания. Когда он был «двоечником», мы уделяли ему много внимания, занимались с ним, хвалили за каждый успех. А теперь чего на него смотреть? И так хорошо сделает. Теперь количество внимания сократилось. А виной всему результат. Результат его поддерживает. Но внутри остаётся обида. Обида звучит так: «Когда я ничего не умел – меня поддерживали. А теперь не обращают внимания». Ваше искреннее участие в его становлении воспринимается как притворство для того, чтобы потом его всю жизнь эксплуатировать. Происходит сгорание. Почему? Результаты есть формальные, а ценности рушатся.

Или когда он быстро делает свою работу, а все остальные тупят и тормозят, у него появляется много свободного времени. У него результат уже есть, а у остальных нет. Тогда он «берёт сигарету» и отвлекает остальных. Ты к нему – а у него всё уже сделано. Ты начинаешь наезжать, а он включает «звезду»: «Что от меня надо? Я сделал свою работу!»

Он обижается. А обиженные люди, знаете, что делают? Они начинают разрушать ценности. Тем более, что «студенты» очень восприимчивы к «дембелям». И те их быстро научат, как «сливать» и «халявить», тем более, что научить этому очень просто. На это мотивировать не надо, все итак мотивированы. И они приходят в компанию на уровне «тактика» (термин из тренинга «Самоменеджмент»), а дальше они деградируют, а не растут. Уходят в «минус», в недостаточность.

Если у опытных сотрудников появляется «лишнее» время, их нужно загружать, потому что средняя нагрузка – это для среднего сотрудника. И куда они денутся? Они будут работать! Если вы не будете старых сотрудников дозагружать, то они будут молодым мешать работать. С опытного сотрудника спроса должно быть больше. А если у человека много свободного времени, как правило, ничем хорошим он его не занимает. Поэтому надо ему давать задания. Если сотрудники заняты, они дееспособны, если они не заняты – они учатся делать плохое. И потом их не поднять, когда надо будет. Пришли клиенты, надо делать заказ, а они настолько расслабленные. Это уже не коллектив, не команда, не бойцы, не сотрудники. И тогда «поднимать их с дивана» бесполезно – это с обидами, с хлопаньем дверью.

Если вы не можете загрузить людей – отпустите их. Увольнение – это отпускание на волю, в мир, полный возможностей. Бывает, что люди возвращаются, уже осознавшие, что так, как у вас, нет больше нигде. Со «звёздами» процесс обратимый. Первое – это принять то, что раньше вы уделяли ему много внимания, а сейчас обделяете. Я начинаю с себя: «Что-то я забегался. А как ты? А что ты?» Если человек почувствует вашу искренность и интерес к нему, то он увидит опять смысл в сотрудничестве. Но если он стоит на своём, то, что делать? Придётся увольнять. Ценности создаются трудно и долго, а рушатся вмиг.

Просто нам не всегда хочется это делать. Но вы отдали ему всё, что могли. Какой смысл выгонять его?

К ним нужно проявить внимание. Люди работают сами, если в компании созданы ценности. Это ценнее всего на свете, ценнее даже денег. Иногда бывает, сотрудник уходит, а потом возвращается и говорит: «Вы знаете, я был неправ! Я думал, везде так, а так нет больше нигде». Это так здорово!

ГЛАВА 18

ЧТО ХОТЯТ ВАШИ СОТРУДНИКИ

Любите и уважайте всех сотрудников. Каждый вам нужен и выполняет свою работу, как орган в организме. Если до человека доходит ценность, что его уважают, что бы он ни делал – он начинает стараться. Вы помните, что это самое первое ощущение, о котором мечтает каждый человек. Ощущение значимости и нужности. Если до него это доходит, то вы видите творческую энергию и энтузиазм. Значит, хоть уборщица, хоть официант – эти люди на своём месте самые ценные, самые уважаемые. Не надо хвалить их впустую, но уважайте то, что они делают. Просто это идёт через принятие того, что если они не будут делать – ты будешь делать. Не вышел официант на смену – обслуживай клиентов сам. Люди уже пришли, сели. Что ты будешь делать?

Еще один пример: уборщица. Люби и уважай этого человека. Знаешь, для чего он существует? Чтобы ты полы не мыл. Ты хочешь полы мыть? Нет. И ты не будешь их мыть до тех пор, пока он их моет. Это не низшая каста. Это замечательный, уважаемый человек, который выполняет ту функцию, которую ты не хочешь выполнять. И пока он её выполняет – тебе не надо. Вот так!

Все люди, которые у вас работают, очень-очень важны. Они позволяют вам быть директором. Каждый выполняет работу, без которой всё встанет. Знаешь, кем ты будешь без них? Директором большой-большой помойки. Если вы не будете создавать ценность участия в общем процессе для каждого сотрудника, у вас будет текучка.

У Вас в салоне не уборщица, а ассистент: ассистент в создании красоты. Она помогает процессу тем, что наводит чистоту. Если вы не признаёте её значимости, то она будет добиваться этого своими методами: «Ходите тут, топчете!» Правильно ведь?

Вы знаете, в чём прелесть качества? Работает долго. Если поставлена система качества. Вы думаете, почему каждый месяц открываются отели «Mariot»? Там простроена система базового качества [стандарты]! Она просто клонируется. Если она есть, то где бы я ни сидел как хозяин, она всё равно будет работать. Если вы простроите, если донесёте до работников ценность участия в этих процессах, то, поверьте, они не будут сопротивляться.

Первым пунктом люди хотят быть ценными, значимыми, важными. Вторым пунктом, знаете, чего они хотят? Знать своё будущее. Знать цели предприятия, на которое они идут работать. Как оно будет развиваться, насколько «крутым» оно станет. Для них это очень важно. Иначе они не увидят смысла вкладываться в будущее. Это расширение сознания делает их менее тревожными и более лояльными по отношению к вам.

Если это профессия на всю жизнь – я каждый день создаю своё будущее. Для меня очень важно, какими уходят от меня клиенты. Неважно, какими они пришли, – уйдут они именно такими. Потому что я прекрасно знаю как опытный официант, что в следующий раз они придут именно такими, какими ушли от меня сегодня. Я делаю это для себя. Я создаю этим своё будущее и влияю на него. Освобождается творческая энергия. Хочется что-нибудь замутить, организовать и так далее. По-другому она не появляется. Заставить человека быть творческим невозможно. Творчество появляется вместе со свободой. Энергия высвобождается по мере моего профессионализма. Когда я перестаю заморачиваться над стабильностью моего процесса, становится всё естественно, просто, и я могу играть. Открывается моя индивидуальность.

Следующее и очень важное – присутствовать в моменте. Тогда становится ясно, что здесь уместно, необходимо и достаточно. Исчезнет бесполезная растрата сил. Чем важна сосредоточенность? Ты экономишь собственные силы, впустую их не выбрасываешь – значит, не будешь уставать. Когда всё эффективно получается и всё не зря – тебя «прёт». Понимаете? Когда ты вкладываешься-вкладываешься, а результата нет – ты устаёшь. Ты устаёшь от бесполезных действий, от пустых, тупых, неэффективных действий. От эффективных действий люди не устают. Вместе с результатом сразу восстанавливаются силы с избытком.

Если у тебя есть видение, то ты не будешь делать зря или тупо. Видение даёт возможность творить, созидать. И только здесь появляются «чаевые», подарки, премии. Появляются дивиденды.

Этим принципам на предприятии обычно уделяется мало внимания, а зря. Они создают «аромат» предприятия. Они создают отличия предприятия. Они создают энергию и драйв предприятия. Они создают определённый темп в предприятии. Это – главная часть. А всё остальное приложится.

ГЛАВА 19

КТО ВАШ ЕДИНСТВЕННЫЙ КЛИЕНТ

«Существует только один босс – клиент. И он может уволить любого в компании, начиная с председателя и дальше всех до последнего работника, просто потратив свои деньги в другом месте»

Сэм Уолтон

Ещё до сотрудников стоит донести, что клиент – это тот человек, который тебе платит деньги. Если я тебе даю чаевые, то я становлюсь твоим клиентом. А если я просто плачу тебе деньги, то твоим клиентом является тот, кто платит тебе зарплату. Мой босс, мой начальник – это мой клиент. Кто такой клиент? Это человек, готовый платить деньги за услугу, за служение.

Значит, если мой клиент босс, то других клиентов у меня нет. Тогда моя главная задача – знать, чего хочет босс. Если босс будет доволен, а он будет доволен, когда будут исполнены его ожидания, то у меня не будет проблем с зарплатой. Что хочет босс? Например, чтобы гости уходили довольные. Чтобы они получали заботу, внимание и уважение, которые он видит уместными. И если я так делаю, и босс доволен, то как он не заплатит мне деньги?

Клиентом может быть человек, который к тебе лоялен. Ты ему нравишься. Потом следующий и следующий. Твоя жизнь зависит от того, сколько людей готовы платить тебе деньги. Чем больше клиентов, тем лучше. А это вопрос: как быть таким, чтобы у людей появлялась потребность давать изобилие? Это начинает получаться только с этапа «видения» [в тренинге «Самоменеджмент» это уровень энергии выше 0].

Если начальник мой клиент, то скажите, кто на клиента обижается? Он пришёл заплатить деньги, и они у него есть. Я могу эффективно служить ему. Узнать, что он хочет, его ожидания и сделать это с удовольствием. Как можно обижаться на начальника? Вот эти разговоры: «Опять он на меня орал. Что я ему сделал? Он меня не любит» и т.д. Совсем дураки что ли? На клиентов не обижаются, их слушают, им служат. Это естественное адекватное поведение, если человек готов платить вам деньги. Дураки начинают требовать деньги, не сделав ещё ничего. Они начинают капризничать и выставлять условия, не предприняв ничего. Ты им уже предлагаешь что-то ценное, а они в ответ тебе предлагают «рэкет». Если ты хочешь получить больше, ты должен что-то предпринять. Просто так ничего не бывает. Ты готов работать больше и создавать результат? Очень важно создать эту ценность – готовность к участию. Не упускайте этого – создавайте!

Результат – это то, что выражается формулой «заработал или не заработал». Но если сотрудник участвует, действует – поддерживайте его. Когда он действует и знает, что это безопасно, вы можете воспитать у него систему качества. «То, что вы делаете, хорошо. Но давайте сегодня добавим ещё это». Постепенно человек сам придёт к результату.

ГЛАВА 20

ЗАТРЕНИРОВАННЫЕ КОМПАНИИ

Знаете, на что жалуются сейчас «затренированные» компании? Особенно те, которые с клиентами работают. Какая самая большая проблема? «Был тренер. Эффективно. Здорово. Классно. У людей добавилась ясность. Они выучили 63 карточки поведенческих реакций, знают скрипты продаж, технологию знают. А когда начинается что-то не по технологии, человек теряется. Начинает проклинать себя и клиента, который начал разговор не по шаблону». Видели, какие сотрудники подходят к вам в салонах сотовой связи? Они обращаются к вам лично? Нет. Они проявляют к вам интерес? Нет. Они проявляют к вам уважение? Нет.

Они вторгаются в ваши ожидания, в ваше мышление со своими технологиями. И просто бесят и раздражают. Их хочется прибить прям тут же, на месте.

Вот другой пример. В салонах, где покупают дорогие машины. Сотрудник автосалона подходит и по программе начинает петь вам свою «соловьиную песню». Прямо в ухо. И видит, что клиент при этом скучает. Ему уже всё ясно и надоело, и пора переходить к следующему этапу. А тот всё никак не закончит. И все эти «тайные покупатели», которые приходят для проверки, руководителей очень разочаровывают. Они заплатили кучу денег, чтобы намуштровать и натренировать, и они сейчас действуют как улыбающиеся автоматы. Но стоит клиенту задать вопрос влево-вправо от технологии, рельсов, на которых они стоят, продавцы теряются.

Когда продавец очень легко может работать творчески здесь и сейчас, любой поворот не может быть неожиданным. Я говорю и вижу, слышишь ты меня или нет. Если слышишь, то, значит, меняешься. Наступает какая-то реакция. А если не слышишь – ничего не меняется. И клиент скучает или терпит. Раздражение в клиенте нарастает. Если продавец не может быть творческим, лёгким, то он уже растерян, он подставлен. И если он не сосредоточен на моменте, он не может «играть». «Роботы» нас забавляют и удивляют какое-то время. Потом становится скучно, и хочется побыстрее уйти.

ГЛАВА 21

КАК СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ

Мы настолько боимся людей, не умея быть с ними в контакте, что пытаемся их побыстрее сделать роботами. Чтобы потом заснуть и ничего не делать. Чтобы потом эти роботы шевелились и что-то делали за нас. Забываем, что жизнь эта переменная такая. Она всегда переменная. Она всегда меняется. Вся ваша подготовка ничего не стоит, если происходят изменения, а вы эти изменения не видите. Не осознаёте и не можете быть адекватными участниками этих изменений. Соответственно, все усилия напрасны. Собственно потом это и станет реакцией (соплями, слюнями и «что, я зря учился что ли?»). Всё сразу перечёркивается. Всё это не зря, но это не гарантирует эффективного участия в следующий момент. То есть опираться я могу только на те события, которые сейчас происходят. Они очевидны, и я их вижу. Тогда я адекватный, ушлый и смышлёный. Люди, включённые в моменте, они редко встречаются. Заметили, да? Они в своём роде хищники. Они знают, кто они, они знают, зачем они здесь. Они удивляют нас. Служение происходит, пока я служу. Пока я нахожусь в моменте.

Я вижу, слышу, обоняю, чувствую, участвую, являюсь частью того, в чём я сейчас нахожусь. И пока я часть – я адекватен, и ничего неожиданного быть не может. Мне всё ясно. Я лёгок. А если забылся и что-то упустил, то ты «просаживаешься» и начинаешь всех проклинать.

Что такое тренировка? Вообще, тренировка – это здорово. Тренировка ради тренировки убивает живое в человеке. Как совместить несовместимое? Базовые разговоры – это, что люди дисциплинированы, пунктуальны, они роботы. Какое творчество, если человек так озабочен своей дисциплинированностью? Творческий человек не бывает этим озабочен. Люди, которые в обязательствах, – они не творческие. А творческие люди – они без обязательств. Что, если свести это в одном человеке? Конечно, есть сильные лидеры, они готовы действовать. Но у них такая штука, как «задуматься и осознать», страдает очень сильно, либо её нет вообще. Зато, если они видят возможность, то не тупят.

Есть люди, которые задумываются и осознают, но у них нет решимости, чтобы действовать. Тогда появляется комплиментарная пара: сильный лидер и мудрый лидер. И все думают, что это несовместимо. А это совместимо. Когда совмещается то, что кажется несовместимым, такое парадоксальное совмещение, знаете, как называется? Чудо. А когда чего– то не хватает – это не чудо. Это предсказуемо и уязвимо.

Если мы ставим задачу, как сделать, чтобы люди к обязательствам относились легко? Только через создание ценности.

ГЛАВА 22

КАК ЧЕК-ЛИСТ ПОМОГАЕТ В РАБОТЕ

Когда у вашего сотрудника в руках чек-лист, и он разговаривает с Клиентом, главное, чтобы он не забыл, насколько это ценно и важно: то, что он сейчас делает. Мы обо всем уже позаботились. Ему не надо напрягать оперативную память. Предельно ясно, где и в какой момент он должен быть, ведь его пребывание в этот момент очень важно. Именно так. Мы проверили, мы подготовили всё, сотруднику не надо об этом задумываться. Просто освободить оперативную память для внимания, и тогда качество, допустим, уборки, готовки, встречи гостей будет выше. А если ты параллельно будешь делать и думать, и суетиться, скорее всего, ты что-то пропустишь. Чек-лист нужен для чего? Это ваш маршрут – вот, что это такое. Своего рода навигация в разговоре, продаже, обслуживании. Если вы не доносите ценность этого, сотрудники будут относиться с сопротивлением. Будут формально подписывать инструкции.

Объясняйте, что мы это делаем, чтобы ваша работа была лучше, качественнее и так далее. И она для нас ценна и важна. Можно это донести до человека таким образом, чтобы он понял: он нужен, он необходим. И если в нём это проснётся, то вдохновение обязательно выразится наружу. Если оно внутри спит, то оно не может выразиться.

Когда к нему так относятся, и к нему есть внимание со стороны руководителя, то до него доходит, что он важен, значим и нужен. И что босс – он не просто босс. Он ещё человек, который его знает и его понимает.

И тогда у вас живут вместе и чек-лист, и творчество, как само собой разумеющееся. Когда нам внутри хорошо, мы, естественно, создаём вокруг нас «хорошо». И наоборот.

ГЛАВА 23

ОЖИДАНИЯ НЕ РАБОТАЮТ

«Если вы оказались способны решать возникшие проблемы лучше, чем клиенты могли ожидать, они будут преданы вам всю жизнь»

Ричард Брэнсон

Деньги, чаевые – это естественное проявление человеческих качеств. Они сами не появляются. Если я их жду – это уже неестественное поведение. Я жду не то, что есть, а то, чего нет. Если я не присутствую в этом, значит, этого не будет. Одно исключает другое.

Есть такая притча. Жил потрясающе талантливый ученик, было ему семнадцать лет. За семнадцать лет он закончил и школу, и вузы в разных специальностях. Кандидатские защитил, и его образование формально закончилось. Всё, что он не знал, – это абсолютные знания, истинные знания, которые не дают обычные преподаватели. Ему нужен был учитель жизни, учитель с большой буквы «У». К счастью, такой существовал. Этот суперученик пришёл к нему: «Вы знаете, у меня такое трудолюбие, такие способности, смекалка! Вы знаете жизнь. Скажите, сколько мне с моими способностями понадобится времени, чтобы постичь абсолютную истину?» Учитель ответил ему: «Ну, если часов по 8 в день, то 5 лет». Тот говорит: «А если я буду работать по 16 часов?» «Тогда 10» – ответил Учитель. «А если я буду работать 24 часа?» «Тогда 15».

Есть такой закон. Что это за закон? Будда назвал бы его очень просто: «ожидание не работает». У меня появляется ожидание. Это такой вид энергии, который делает меня неискренним участником происходящего процесса и удлиняет этот процесс.

Само по себе ожидание – это уже моё неучастие. И ожидаемое затягивается, удлиняется. Ожидание не работает, работает участие, когда я в нем и я включён. Всё появляется естественно. Если появляется естественно, то всё нормально – я включён в жизнь. Если естественно не появляется, значит, я ожидающий. Ожидание не работает! Запомнили? Никогда! Никогда!

Человек просто научился оправдывать ту часть, которая не сработала. Сработал 1%, а 99% нет. «Так я этого и ждал». И всё остальное просто списывает. Даже вот эти формулировки Гидрометцентра: «Возможен, скорее, вероятен дождь». Ну, облажались они с прогнозом. Ну, какая разница? Деньги всё равно на это выделяют.

Будущего мы не знаем. Прошлое уже прошло. Мы сейчас в настоящем. Сервис проходит в настоящем. Настоящий сервис – это насколько сотрудник способен быть в настоящем. Например, внимательно слушать, наблюдать, чувствовать, осознавать. Этот идеал ближе к идеалу того человека, который может служить – уместно служить, точно служить. Если он невнимательный и разболтанный, тогда он тут же всё забывает. Он где-то в другом месте находится, в параллельном мире, а не здесь и сейчас. Для него это недоступная часть.

Если человек дисциплинирован, внимательно слушает, запоминает, значит, у него есть база для того, чтобы появилось видение, участие и то, на что мы рассчитывали, – результат. Важно ещё, насколько долго он может находиться здесь и сейчас, насколько он живой, настоящий здесь и сейчас. Очень важный момент – обращайте внимание при приёме на работу.

Всё ясно? Любой порядок или беспорядок всегда находится в вашей системе управления. Если где-то не учёл, значит, всё, что тебе не нравится, проявится. Раз тебе не нравится, значит, ты что-то упустил. Дело не в сотрудниках. Если ты хотел яблоки, а выросли груши, так ты яблоню сажай, а не грушу. Что посадил, то и выросло.

ГЛАВА 24

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЗАКОН УНИКАЛЬНОСТИ

Это тысячу лет назад описано в учении Будды. Лет пятнадцать назад один учёный получил за это нобелевскую премию, хотя это инновацией не является. Универсальный закон, как это всё работает и существует. Это всё естественно движется. После определенного уровня ты уже становишься креатором, ты привносишь в жизнь что-то новое. Оно удивляет, и в этом проявляется твоя уникальность и индивидуальность. Ты – тот человек, какого никогда не было, нет и больше никогда не будет. Но мы это своё уникальное, шедевральное стесняемся вынести. Мы следуем каким-то стереотипам, смешиваемся с толпой и потом сами от этого страдаем. Истерически пытаемся выделиться, получаем по башке и прячемся. А то, какие мы, как-то и недоступно. Оно становится доступно только в одном случае, если я делаю что-то с душой, искренне, на все сто. Человек мне нравится, и мне хочется для него что-то сделать. И тогда это бывает вкусно, полезно и т.д. Например, простой бутерброд с маслом, где и масло из магазина, и хлеб из магазина, становится шедевром, ведь важно, как я его сделал и как подал чашечку кофе…

Я это заметил на Западе. Когда в 90-е я учился в Италии, и там было так, а сюда приезжаешь – здесь совсем не так. Вот эта вот разница позволила очень явно заметить, что вот эта энергия, которую потратил, поставив эту чашечку с кофе, – она с виду незаметна. Но она в другом сильно чувствуется.

ГЛАВА 25

НАША ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА

На одном из тренингов по сервису, и это оказалось откровением для одного из предприятий, мы нашли очень простой алгоритм. Сотрудников спрашиваем: «Как вы называете людей, которые к вам приходят?» «Гости». А если они для вас гости, то кто вы? Хозяева? Именно! Неважно, какие гости к вам пришли. Они должны получить принятие, уважение, заботу и внимание. Быть хозяином здорово!

Тогда я становлюсь внимательным к капризам гостей. Они меня не бесят. Они меня ориентируют и позволяют мне быть всё точнее, всё эффективнее. Я пытаюсь выполнить их ожидания. Это можно выполнить, только будучи сосредоточенным. Этот фокус во мне. Сосредоточение – это честное отношение к своей работе. Если пришёл на работу – работай. Не хочешь работать – зачем тогда пришёл?

Сосредоточение всегда даёт тебе возможность выполнять второй этап: быть уместным. Для чего люди приходят, и чего они ждут? Какого качества продукта, какого поведения, какого отношения к ним?

Если в столовой уронить на пол котлету, она может проваляться там полдня. Никто не обратит внимания, перешагнут, и всё. Но в ресторане это нонсенс. Этого просто не может быть.

Клиенты, которые сидят и ждут заказа, заметят всё – где окурок, а где фантик от жвачки. И как бы вкусно вы ни готовили, они все равно запомнят увиденного на полу засохшего таракана. Это будет оскорблением их ожиданий.

Люди приходят в ресторан, вы сами прекрасно знаете, с какими ожиданиями. И у вас это где-то написано, и сам процесс выполнения ожиданий. Они приходят к вам получить такой вечер, получить такое внимание и получить такую заботу. Каждый человек выбирает место, наиболее соответствующее его ожиданиям и капризам.

Дисциплина и сосредоточенность – эти важные моменты неизбежно приведут вас к третьему важному пункту, который называется «видение» или «мастерство». Или я называю его термином в нашем жаргоне – «ясность».

Сосредоточение приводит к тому, что я ясно вижу, что надо этому человеку конкретно. Дальше всё просто. Дальше идёт действие: адекватное, необходимое и уместное. И пятым пунктом идёт именно тот результат, который нужен.

Первые два пункта [дисциплина и сосредоточенность], как правило, пропускаются и забываются. И ценность их не видится. Все говорят о пятом пункте [о результате], а ценности создаются в первых двух. Когда человек ценность осознаёт, он вкладывает свою душу. Если нет, то делает формально, относится к работе поверхностно и халатно.

ГЛАВА 26

ПОЧЕМУ ВСЕ ХОТЯТ РАБОТАТЬ У ВАС?

Приведу в пример один консалтинговый проект. Я задавал всем сотрудникам 2 вопроса: «Какова цель предприятия, и какова ваша цель?» «Что ты делаешь полезного для предприятия, что для себя?»

То есть сотрудники каждый вечер записывали, что сегодня ими было сделано для повышения эффективности. Если человек эффективный в жизни, и он сделал что-то для себя, у него возникает внутри изобилие, и он хочет сделать что-то для других, для предприятия в том числе. Он домой приходит с работы в хорошем настроении и полный сил. Но есть такие люди, которым вечером абсолютно нечего было написать. Многих из них в итоге уволили.

И там была введена очень мощная вещь. Они согласились на понедельную оплату. То есть если за неделю сотрудник произвёл недостаточно ценностей, снижали оплату. Если ничего не произвёл, то лишали зарплаты вообще. Если за месяц лишать зарплаты – это уже слишком, всем детей надо кормить. А вот за неделю – очень эффективно.

Если сотрудник, который сегодня пришёл, не знает, для чего он пришёл, – что будет результатом в конце дня? Он не сможет, например, продавать. Ему не к чему стремиться, ему не к чему идти. Продавщица в колбасном отделе не знает, насколько ей сегодня нужно наторговать, сколько килограммов продать – у неё нет игры. Она просто стоит: она не предложит вам посмотреть что-то другое. Вы знаете, пока у неё нет цели, пока у ваших людей, которые пришли на работу, нет цели, сегодняшний день, к сожалению, будет днём, который нужен только тебе как боссу.

Какая ценность работы официанта? Если она не создана, к вам не придут туда «качественные люди»: люди, готовые развить свои качества, поддержать свои качества, участвовать в чём-то и т.д. Это является какой-то непонятной профессией. Это от отчаяния туда люди идут. Ну, совсем никуда не годен – пошёл в официанты. Это у нас в России так.

В Европе можно встретить, что человек всю жизнь официант. Он пятьдесят лет официант. Его знает весь Лондон. К нему приходят, его любят, его обожают, детей приводят, знакомят. Это уважительная, доверительная профессия. Он умеет служить радостно и легко.

Когда ценности не созданы – люди не идут. Почему они не созданы? Создайте ценности, к вам будет очередь стоять. Конкурс будет, чтобы попасть к вам на работу: пятьдесят человек на место. Тогда вы становитесь лучше и можете выбирать лучших.

Возникает вопрос, как создать ценности? У вас вкусная еда? Это не ценность. Само собой, чисто и вкусно – это же ресторан! Это не рекламируется, кстати. Это напрасно выброшенные деньги на рекламу.

ГЛАВА 27

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СЕРВИСЕ

«Прибыль не должна быть в центре внимания.

Прибыль – как теннисный мяч. В центре внимания – игра, а не мяч»

Ицхак Адизес

Вы знаете кроме финансовых целей и КР1 ещё такую вещь?… Например, я могу пойти в лес и прийти без добычи? Могу? Пойти на рыбалку и ничего не поймать? Что делать тогда? Снова поехать на рыбалку? Может такое быть, что будут ещё какие-то результаты? Здесь ещё много факторов, в том числе и менеджмент-фактор, который влияет и на средние чеки, и на количество людей.

И тут появляется вопрос: а что ещё есть кроме финансовых показателей? Что ещё может создать сотрудник? Эмоции? Атмосферу? Настроение? Да. Я вам скажу: есть такое понятие в продажах – «клювинг», который заканчивается шоппингом неизбежно. «Клювинг» – это когда я клювом хожу щёлкаю, а денег у меня нет. Образы попадают мне в голову – аппетит может появиться. А если всё мило, здорово – когда у меня появятся деньги, я приду именно в то место, где мне было хорошо и здорово. Хотя если бы не был поставщиком среднего чека, то через какое– то время, если мне будет здорово, я могу прийти не один, а с друзьями. То есть я потенциальный клиент.

Здесь, смотрите, есть очень хороший ориентир. Финансовые показатели – очень хороший ориентир. Просто вопрос: единственный ли? Просто опираясь на один критерий, можно устроить «текучку» в компании и упустить многое другое.

ГЛАВА 28

ПРАВИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕ РАБОТАЮТ

Что ещё будет в сервисе? Несмотря на то, что там есть технологии, и он очень технологичен, но он очень субъективен. Вот один пример. Продавали машину, ей был всего 1 год, но она после четырёх аварий. Все люди приезжали, смотрели, «выкручивали руки» и ничего не покупали. Знаете, появился «перекуп», и он вызвался её продать. У него тоже долго ничего не получалось. А это было накануне Рождества, числа б января. И тут ему звонит покупатель и просит приехать показать машину. А ему было так неохота. Думал, опять голову поморочат, и всё. И всё было против. Стал заводить машину, а она не заводится – аккумулятор сел. И его такая досада взяла:

– Видишь, не заводится машина – значит, не твоя.

– Как не моя? Можно же вызвать перевозку или аккумулятор зарядить.

И он сам удивился этому ответу. Он ни на что не рассчитывал, у него не было никаких ожиданий. Он искренне ничего не ждал с этой стороны. Я вам скажу: одна из форм давления, которая у нас есть и которая делает всё наоборот ожидаемому – это ожидание. А давление вызывает только одно – сопротивление. Когда человек играет непосредственно, и ему сама игра очень нравится. Он непосредственен, он увлечён, в него влюбиться можно – он как ребёнок. Дети играют и не ждут от вас ничего. Они не ждут оценки, и им всё равно, как они при этом выглядят. Он там себе что-то ковыряется и он такой милый и забавный.

Нельзя только так учить продавать: что повернитесь к клиенту задом, и тогда он всё купит. Но тем не менее…

Мы уехали на отдых в Индию и возвращались самолётом, а Покупатель встречает нас и хочет только эту машину. Зарядили, завелась, всё нормально, он сразу расплатился. Вот такой случай сервиса.

Получается, в продажах нет правильных технологий. А в технологии всегда есть правильность. А игра – она всегда ситуативная. Искусство сервиса – это быть необходимым и достаточным, при этом играть по правилам. Быть каким-то, чтобы это произошло.

Человек думает, что если я всё делаю «правильно», значит, с миром что– то не так. Очень часто такое можно услышать. Раз нет результата, значит, с тобой что-то не то. Мир – он каким был, таким и остался.

ГЛАВА 29

VIP-КЛИЕНТЫ

«Секрет не в умение держать себя хорошо или плохо или вообще как бы то ни было, а в умение держать себя со всеми одинаково. Короче говоря, поступать так, будто ты на небе, где нет пассажиров третьего класса и все бессмертные души равны между собой»

Джордж Бернард Шоу

Как работать со значимыми людьми? Приходят же такие к вам? Директор чего-нибудь, депутат какой-нибудь. Что для них важно и нужно? Что будет для них заботой, принятием и уважением? Что для них будет любовью? С чего начать? Иначе он не станет постоянным клиентом.

Подчеркните его значимость! Вы знаете, кто к вам пришёл. Вы знаете его заслуги. Первое: надо, чтобы он расслабился. Если он не расслабится, то он будет орать и требовать, чтобы вы признали его значимость. Все «ветераны» хотят, чтобы все знали, что они «ветераны». И они не расслабятся до тех пор, пока вы не поймёте, кто перед вами.

Как работать с такими упёрто-правыми людьми? Следующим образом. Например, инвесторы, они упёрто-правые, получают дивиденды, а вам требуются новые инвестиции, а им уже не очень хочется вкладывать.

Государство так же делает и с ветеранами. Что оно делает? Вспоминает об их заслугах 9 Мая. Видели этих стариков, которым под девяносто? Им если сказать: «Ребята, надо в бой!» – да они порвут любого. Появляется энергия? Появляется. «Мы знаем, кто Вы» – и всё, человек спокоен. Друзей приведёт, показать, как к нему здесь относятся и знают, кто он. Хуже бывает, когда человек приходит «покрасоваться» и чаевые даёт только потому, что другие так делают. Хочет доказать, что он не хуже. У него случайно появились деньги, так-то он обычно чебуреки ест на вокзале. Но он будет доказывать и сорить деньгами. Вы прекрасно знаете: во-первых, это временное явление. Вряд ли это ваш постоянный клиент. Деньги у него скоро кончатся, и он будет потом жалеть.

ГЛАВА 30

НЕ ПРОДАВАЙТЕ КЛИЕНТАМ

У меня приятель как-то купил мотоцикл. Купил, а потом начал покупать аксессуары, и это бесконечная статья. Человек в эйфории и что-то там на себя примеривает, а продавец говорит: «Я не продам Вам. Вам это не идёт». То есть можно, конечно, продать. Можно пьяного развести на деньги. Но он не появится у вас больше никогда. Он может потратить все деньги, но он не вернётся в это место больше никогда. Потому что там он был слабым и глупым.

Второй вопрос, как сделать человека клиентом на всю жизнь? Вы заинтересуетесь вот таким лёгким выигрышем, или вы по-настоящему заботитесь и уважаете его? Не продавайте те вещи, которые реально не подходят, не идут. Просто: «Не продам, и всё. Ну и что, что деньги? Забери свои деньги. Сейчас купишь, а потом будешь проклинать меня». Но эти люди начинают не хуже «играть» да ещё и доказывать. Вот такие бывают люди. Временная глупость, а потом будут проклинать всю жизнь. Не ведитесь на это. Вы так не заработаете денег и клиентов на всю жизнь. Бывает и такой сервис, что человек записывается в салон красоты, а потом опаздывает на 45 минут, и приходится смещать всю запись. У нас был один такой клиент. И он опаздывал постоянно. В итоге портилось отношение других клиентов. Пришлось позвонить и сказать ему: «Вы знаете, похоже, Вы не наш клиент. Просто вычеркните наш номер и забудьте о нашем существовании». Это тоже такой сервис. В нём нет никакого подкладывания. В нём нет крайности, в нём есть равенство. Никаких косых трансакций, выше, ниже не может быть. Потому что выше или ниже – это война. Любая позиция создает оппозицию [раскрывается в «Самоменеджменте»].

ГЛАВА 31

МЕТАФИЗИКА ЛИДЕРСТВА

Осознанность – это просто слово, а чтобы осознанность стала ещё и делом, используйте алгоритм. Как только вам становится трудно, непонятно, неясно – как тут подключить природную мудрость под названием интуиция? Задать себе в этой реальности три вопроса: Кто вы? Что вы делаете? С какой целью?

Ответы на эти вопросы и будут осознанием, инвентаризацией, честностью и ясностью этого момента. С мудростью у вас всё хорошо, ясность просто вносите.

Если у тебя есть неопределённость – тобой можно манипулировать. Ты не ориентируешься, значит, попадаешь под чужое влияние.

По технологиям я кто? Автор. Я беру на себя ответственность. А дальше уже тактика начинается.

У меня есть цель, и я к ней иду. Если цель глобальная, то это требует концентрации всей вашей энергии. Энергии дополнительной не надо – просто слишком далёкий путь. Я её вбрасываю, и энергии хватит. Вот и всё.

А люди, которые на уровне тактика, как они ведут себя? Здесь главное не мешать – человек знает, зачем он пришёл, и что он хочет съесть.

И если вы его лишите его цели, его мечты?… Будете предлагать ему какие-то скидки, спецпредложения, акции, «наборы ножей в подарок только для Вас» и тому подобное.

Он знает, зачем пришёл. Пришёл, съел, ушёл. Здесь сервис такой: не быть навязчивым, не лезть с тем, что ему не надо. Он вас не слышит. Почему? Потому что знает, что ему надо. А если человек знает, что ему надо, поверьте, он точно знает, что ему не надо, и вы его не разведёте.

ГЛАВА 32

СКИДКИ И ГАРАНТИИ В СЕРВИСЕ

Каким клиентам нужны скидки и гарантии?

В основном людям, которые находятся на уровне «выживания» [в пирамиде социальных игр тренинга «Самоменеджмент»]. Во-первых, эти люди боятся рисковать, значит, им нужны скидки: поменьше вложить и побольше получить. И второе – гарантии. Людям, которые рискуют, гарантии не нужны. Они не ориентируются на гарантии. Их ориентиры – собственные цели, как «оно мне надо или не надо».

Одним скидка, другим – гарантия. Так происходит захламление квартир всякой дрянью. Там лежат килограммы неуверенности, нерешительности, неспособности; незнания, чего они хотят и зачем пришли – им это «втюхали». Это те вещи, которые лежат аккуратными стопочками, которые никто не носит, но они лежат. Они лежат, лежат и лежат годами. И каждый раз говорят хозяину: «Ты лох!» То, что любимое и нужное, всегда донашивается до дыр. И оно отрабатывает свою цену, сколько бы оно ни стоило. Есть то, что вы вынуждены носить, и есть то, что вам нравится. Это две разные вещи.

ГЛАВА 33

ПОСТОЯННЫЕ КЛИЕНТЫ

«Умение обращаться с людьми – это товар, который можно купить точно также, как мы покупаем сахар или кофе. И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете»

Джои Дэвисон Рокфеллер

Вот есть такой человек, который называется завсегдатай, И ему уже всё равно: сервис/не сервис. Он приходит, ему это место нравится, он балдеет. И в некоторых ситуациях он ещё может и вас поддержать, вытащить из недостаточности. Он приходит «поиграть» – ему кайфово в этом месте. Есть свободное время – и он у вас. То есть смотрите: нелёгкая задача сервиса, лидерская задача сервиса – как людей с уровня «выживания» перетащить на уровень «игры» [см. пирамиду социальных игр Павла Эрзяйкина]. Когда они влюбятся, тогда они будут завсегдатаями, вашими постоянными клиентами.

ГЛАВА 34

СТУДЕНТЫ

С нами работают разные люди. Люди, которые приходят работать в качестве персонала, – они тоже разные. Мелкие, глубокие, открытые, наиболее подготовленные и очень далёкие от этой работы. Знаете, когда неприменим результат как критерий эффективности? Пока человек непрофессионал. Пока он «студент», результат не может быть использован для наказания.

Так бывает, что люди вдохновлены, но результаты у них низкие. Бывают же такие? Какое-то время мы их обучаем, и они переходят в «сотрудники». Здесь оплачивается только результат.

Как появляются «люди на диване»? У «студента» результат априори будет низким. Потому что он многого не знает, суетится, часть внимания у него распылена, ясности нет в голове. Результаты будут низкими: то одно забыл, то другое. Если вы будете за этот результат его «мочить», то, скорее всего, он вас будет избегать. Ценность исчезнет, а результаты не появятся. Тогда он уйдет из компании или станет «болотом».

ГЛАВА 35

КАКОЙ ОН – БИЗНЕС БУДУЩЕГО?

«Покупка должна стать приключением. У человека должно остаться что-то еще, кроме товара. Ни за что в нашем урбанистическом мире человек не готов платить больше, чем за впечатления. Потому что дом – метро – работа – метро-дом. Это достает»

Евгений Чичваркин

Теперь о сервисе как бизнесе будущего. На уровне производства вещей и товаров рынки перенасыщены. Уже не знают, что производить. Производят полотенца для лица, для ног, для левой, для правой руки; кремы для разных частей тела. А как привлечь покупателя, как его сделать постоянным клиентом? Для этого все больше и больше товаров выпускается, чтобы они привлекали. Народ не успевает влюбляться в продукт. Да собственно, его никто и не влюбляет, потому что основные продажи идут под девизом: «Скидки и гарантии!». И покупатели перестают вообще разбираться, теряют чувство вкуса, все больше становятся одержимыми просто погоней. Есть просто определенные люди, которые у маркетологов получили название «охотники за скидками». Не важно, что они покупают и какого это качества. Главное, что это халява. Еще нужна гарантия. Но, тем не менее, период фастфуда сменился периодом, когда ходят на определенного повара: личность известная, с хорошим вкусом и так далее. Рано или поздно любая гонка надоедает, и нам хочется чего– то другого. И когда мы перестаем быть озабоченными, вот так вот бегать, носиться в жадности, в какой-то одержимости, немножко останавливаемся и задумываемся, то нам хочется чего-то другого, хочется качества.

Я вам скажу, чего не хватает людям? Зачем они так бегают? Чего они ищут? И никогда не найдут в этой гонке! То есть эта гонка – такой способ сублимации энергии и какой-то очень важной, главной, внутренней потребности. Все люди в этом мире ищут любви. И их не любят, потому что они становятся не важны, когда от них что-то ждут вместо того, что бы хотя бы обратить внимание. Не секрет, когда мы приходим домой, дети нас ждут, у них уже свои планы на нас, свои ожидания. Ещё кто-то ждет. Они, эти ожидания, создают нагрузку. Они обязательно создают давление, а внутри нас появляется сопротивление. Иногда не хочется домой идти, хочется где-то посидеть. Если гаража нет, где можно закрыться, в ресторан можно пойти. Знаете, люди готовы платить бешеные деньги для того, что бы слышали их ожидания, и кто-то о них, к примеру, заботился.

ГЛАВА 36

ТРЕТИЙ ЗАКОН СЕРВИСА: ЛЮБОВЬ

[про первый и второй законы читайте в нашей книге «Три фундаментальных закона сервиса»]

«Я никогда не занимался маркетингом. Я просто любил своих клиентов»

ЗиноДавидофф

Любовь не в плане каких-то действий, одержимости. Любовь как ощущение бытия. И оно включает в себя четыре основных потребности, которые ищут люди. Это потребность в принятии тебя таким, какой ты есть. Люди, с которыми мы живем, с которыми у нас есть прошлое, они всё время придумывают, какими мы должны быть. Требуют от нас, чтобы мы были такими. Если ты даже когда-нибудь выполнишь это требование, ты станешь скучен. Такое абсурдное и противоречивое требование. Мы хотим, чтобы нас принимали такими, какие мы есть. Мы хотим, чтобы нас уважали такими, какие мы есть. Мы хотим, чтобы нам уделяли внимание вместо ожидания, хотя бы посмотрели. Я такой пример в тренингах привожу.

Муж идет домой покушать и отдохнуть. У всех мужей, у женщин свой комплекс. Чуть что, сразу: «Кушать будешь?» Титьку в рот засунуть, и вроде уже хорошая, не зря живешь. Так вот, захожу домой, а она из дальней комнаты: «Мусор вынеси!» И так обидно становится, что на тебя даже не взглянули, даже не поинтересовались, какого тебе. Вообще внимания не уделили. И анекдотов куча про недостаток внимания. Значит, внимания мы хотим. И вы знаете, что если тебе уделяют внимание, то, как правило, уже что-то хотят. И когда, допустим, я смотрю на девушку, и она так делает. Я же могу просто любоваться как произведением искусства. А она уже думает на автомате, что раз на неё смотрят, то она что-то должна сделать и, собственно, начинает делать: живот подтягивать, волосы поправлять, смотреть, все ли нормально. Это внимание уже как бы изнасилование человека. А нам хочется немножко другого внимания, когда на нас обращают внимание, ни когда мы что-то делаем, ни за деньги, ни по бартеру внимание. А внимание просто так, что мы существуем, мы кому-то интересны. Вот такого внимания нет. Ну и забота. Забота в данном случае понимается, как необходимое достаточное участие. Потому что недоучастие обижает, переизбыток участия раздражает.

Все-все люди на этой планете ищут любви. Любви, не как переживание каких-то состояний влечения, какого-то физического контакта.

А именно духовный контакт. Уважение, внимание и забота. Знаете, не иду домой, сижу в ресторане, потому что я там ничего не должен. Наоборот, люди подходят, спрашивают, что мне надо; уделяют внимание. И там хорошо. И я ценю это. И я могу пережить такое удовлетворение своего внутреннего каприза по качеству внимания ко мне, что мне захочется оставить больше денег, чем требуется по счету. Потому что я пережил, что, оказывается, мои требования, мой внутренний каприз, моя индивидуальная пропорция нашли отклик. Что это не просто так, это существует. И когда я такое место нахожу, я, конечно, в него влюбляюсь. Я тащу туда друзей. Мне хочется то изобилие, которое я пережил, мне хочется поделиться, и рассказывать друзьям, и, приглашая туда, мне хочется показать, насколько это здорово. Мне хочется найти единомышленников. Вот это универсальное, чего не хватает.

г. Екатеринбург, бизнес-центр «КВАРТАЛ»

Сибирский тракт 12 , здание 1, офис 304

2164565@gmail.com

8 (922) 219-45-65

офис 8 (343) 253-08-35

Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

Комментарии к книге «Продажи это сервис», Павел Артемович Эрзяйкин

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства