В. Н. НЕРОБЕЕВ СПОРТИВНЫЕ АТТРАКЦИОНЫ ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Москва 1970
Введение
Игры-аттракционы с использованием спортивного инвентаря составляют особую группу упражнений, развивающих силу, ловкость, совершенствующих координацию движений, воспитывающих настойчивость, волю, хладнокровие.
Аттракционы не требуют громоздкого инвентаря, длительной подготовки, специальной тренировки участников, поэтому с успехом могут проводиться на тематических вечерах отдыха, сборах, спортивных площадках в пионерских лагерях, на больших переменах, во время прогулок. Кроме того, аттракционы полезно использовать и на уроках физической культуры для закрепления упражнений с палками, мячами и т. д., а также в качестве домашних заданий. Как показывает опыт, отдельные полюбившиеся ребятам аттракционы в форме игры или соревнования долго служат предметом самостоятельных упражнений.
Организация аттракционов очень проста, их может провести каждый учитель, пионервожатый, учащийся (из актива класса), предварительно проинструктированный учителем физической культуры.
Для проведения более сложных аттракционов, кроме основного руководителя, можно назначить нескольких помощников и заранее распределить между ними обязанности. Полезно до начала массового участия в трудном аттракционе продемонстрировать технику его выполнения хорошо подготовленными учащимися.
Несмотря на кажущуюся легкость аттракционов, завоевать в них победу не так-то просто, она достается самому сильному, ловкому, лучше других владеющему элементами техники того или иного вида спорта. Хорошо поэтому, если победитель в аттракционе будет премирован. Призами могут служить открытки, канцелярские принадлежности, игрушки, значки и т. д.
Предлагаемый сборник содержит аттракционы, которые можно провести с детьми разных возрастных групп, используя инвентарь и оборудование, имеющиеся в каждой школе. Его задача — помочь учителям, пионерским вожатым, инструкторам-общественникам весело и интересно организовать активный отдых детей.
Аттракционы с мячом
Заставь мяч прыгать
На расстоянии 8—10 м от стены проводится линия (старта-финиша), на которой с интервалом 1—1,5 м кладутся 3—5 мячей (баскетбольных, волейбольных, футбольных). Возле каждого мяча располагаются игроки.
По сигналу руководителя соревнующиеся ударами ладонью правой (левой) руки по мячу «поднимают» его и, ведя баскетбольным дриблингом, направляются к стене. Коснувшись стены рукой, участники возвращаются. Достигнув финиша, они ловят мяч и поднимают его вверх.
Побеждает игрок, первым выполнивший задание.
Если в аттракционе участвует большое количество школьников (15—20), можно организовать соревнование победителей.
Мяч в кольцо
Участник аттракциона с мячом в руках становится в 3—4 м от баскетбольного щита. В условиях лагеря можно использовать прибитые к столбам на высоте 2—3 м (для младших школьников — 1,5—2 м) обручи, кольца из проволоки и др.
Подбросив мяч, игрок ударом головы стремится послать его в кольцо (корзину, обруч)[1]. Каждому участнику дается 3—5 попыток (если игроков мало, количество попыток можно увеличить).
Побеждает участник, имеющий наибольшее число попаданий.
Варианты.
1. Подбросив мяч и ударив по нему двумя руками (как при игре в волейбол), попасть в кольцо (мяч может набрасывать судья или помощник).
2. Увеличить расстояние между игроком и щитом.
Штрафной бросок
Участник с мячом в руках становится на линию штрафного броска и по команде руководителя производит бросок двумя руками снизу, от груди или одной рукой от плеча (по условию). Число бросков (от 5 до 10) определяется количеством участвующих.
Побеждает игрок, имеющий наибольшее количество попаданий.
Варианты.
1. Увеличить расстояние между игроком и щитом.
2. Выполнять броски теннисным мячом.
Попади в мяч
Аттракцион заключается в том, чтобы игрок ударом (левой или правой) ноги по лежащему мячу попал в мяч, подвешенный на веревке. Расстояние между мячами может колебаться от 3—5 м для младших школьников, до 11 м — для старших. Подвешенный мяч находится от земли в 15—20 см.
Побеждает ученик, имеющий за 3—5 ударов большее количество попаданий.
Вариант.
Ударом ноги по лежащему мячу попасть в ящик (или корзину), стоящий на боку.
Сбей отскоком
На расстоянии 2—3 м от стены ставится булава, граната или городок. Игрок должен бросить мяч в стену с таким расчетом, чтобы, отскочив, он (мяч) сбил поставленный предмет. Количество ударов можно ограничить 3—5.
Побеждает участник, имеющий больше попаданий в цель.
В аттракционе могут быть использованы баскетбольные, волейбольные и другие мячи, в зависимости от возраста и подготовленности участников.
Отскок в кольцо
Аттракцион проводится в зале или на площадке. Игроки располагаются против баскетбольного щита, столба или дерева с подвешенным к нему обручем, корзиной и т. д.
Участник должен ударить мяч о землю (пол) с таким расчетом, чтобы, отскочив, он (мяч) попал в баскетбольное кольцо (обруч, корзину). Расстояние, с которого производится бросок, устанавливается руководителем. Старшие школьники могут пользоваться баскетбольным или волейбольным мячом, младшие — теннисным или резиновым.
Побеждает участник, имеющий большее число попаданий.
Чей отскок дальше
Аттракцион проводится в зале или у глухой стены дома. Игроки поочередно бросают теннисный (резиновый) мяч в стену правой или левой рукой; руководитель фиксирует дальность отскока.
Чей отскок дальше — тот победитель.
Варианты.
1. Ограничить участок стены, о который можно производить удары.
2. Броски производить с разбегу.
3. Удары по мячу наносить правой или левой ногой (в этом случае используется волейбольный или футбольный мяч).
Снайпер
На высоте 1—1,5 м от пола (земли) подвешен мяч. Участники, располагаясь на расстоянии 3—5 м от цели (младшие) и 5—8 м (старшие), бросками теннисного мяча должны поразить ее. Каждому дается право на 5—10 бросков, в зависимости от количества участников.
Побеждает самый меткий.
На прогулке, привале теннисные мячи можно заменить шишками, мелкими камнями и т. д.
Варианты.
1. Для старших школьников броски можно производить по качающейся мишени.
2. Поражать цель левой рукой с укороченной дистанции.
В круг диаметром 1 м становится с малым мячом в руках игрок. Сзади него лежат 5—10 теннисных (хоккейных, малых резиновых) мячей.
По сигналу руководителя участник подбрасывает мяч и, пока тот находится в воздухе, поворачивается и поднимает возможно большее количество мячей; затем, не выходя из круга, ловит подброшенный мяч.
Побеждает ученик, которому удалось подобрать больше мячей.
За двумя зайцами
Участники аттракциона, взяв в каждую руку по мячу (лучше разного цвета), принимают исходное положение ноги врозь, руки в стороны. Их задача, не сходя с места, поймать мячи после одновременного удара ими о землю, причем мяч, брошенный правой рукой, надо поймать левой, и наоборот.
Кому удалось, не ошибаясь, большее количество раз выполнить это упражнение, тот победитель.
Достань
Участник принимает стойку носки и пятки вместе, руки соединены за спиной (кисть одной захватывает запястье другой).
Приседая, игрок должен, не сходя с места и не опираясь руками о пол, поднять и положить на место малый мяч (шайбу, кубик, шишку и т. д.), находящийся возле пяток.
Побеждает ученик, который из 3—5 попыток большее количество раз добьется успеха.
Кто больше
К перекладине, суку дерева, футбольным ворогам подвесить мяч (волейбольный, футбольный, резиновый) так, чтобы он почти касался земли. Под ним положить 3—5 хоккейных мячей или 5—10 шишек (для старших ребят их можно несколько отодвинуть за подвешенный мяч).
Участник, отведя мяч на себя до уровня головы, отпускает его и, двигаясь в плоскости качающегося мяча, устремляется за ним следом. В то время пока подвешенный мяч совершит одно колебательное движение, участник стремится подобрать лежащие мячи и вернуться в исходное положение.
Кому из ребят удастся собрать все мячи и уйти от преследующего мяча, тот победитель.
Брось мяч ногой
Соревнующиеся, положив руками набивной мяч (для младших школьников можно использовать надувной или легкий набивной) между голенью и стопой, производят бросок.
Побеждает участник, дальше всех бросивший мяч.
Вариант.
То же, но попасть мячом в корзину, стоящую на земле.
Обойди мячи
Пять-шесть набивных мячей разместить на одной линии с интервалами 0,5—1,5 м.
Участник запоминает расположение мячей, поворачивается кругом и движется спиной вперед. Задача — обойти и не задеть мячи.
Победителем является игрок, которому удалось выполнить задание.
Расположение мячей нужно менять после каждого соревнующегося.
Варианты.
1. Для старших школьников увеличить количество мячей.
2. Продвигаться спиной вперед, перешагивая через мячи.
3. Продвигаться вперед с завязанными глазами.
Точная подача
Аттракцион проводится на волейбольной площадке или в зале. Участник должен, перебросив мяч через сетку (или натянутую веревку), попасть в стоящий за ней стул (гимнастический козел и др.). Игроку дается 2—3 попытки, в зависимости от количества соревнующихся. Способ и место подачи определяет руководитель аттракциона.
Победителем будет игрок, который наибольшее количество раз попадет в поставленный предмет.
Варианты.
1. Старшие школьники могут поражать перемещающуюся по площадке цель.
2. Школьники младшего возраста могут поражать цель броском двумя руками или одной рукой (правой, левой).
Забрось в корзину
Металлическую корзину для бумаг подвесить на высоте 1—1,5 м от пола (один конец веревки закреплен за рейку гимнастической стенки, другой — в руках у руководителя). Для устойчивости на дно корзины положить небольшой груз (мешочек с песком, малый набивной мяч и др.).
Руководитель раскачивает корзину в горизонтальной плоскости, а участники, находясь на расстоянии 5—8 м от нее, по очереди производят броски теннисных или хоккейных мячей, стремясь попасть в корзину.
Побеждает игрок, имеющий наибольшее количество попаданий из 5—10 попыток.
Этот аттракцион можно провести на площадке, в лесу и т. д., используя шишки, чурки, зимой — снежки.
Вариант.
Броски можно производить баскетбольным, волейбольным и футбольным мячом, двумя руками снизу, правой (левой) рукой от плеча и т. д.
Вращающийся мяч
Руководитель становится на гимнастического козла, коня, расположенного в ширину (по отношению к играющим). В руках у проводящего аттракцион веревка, на конце которой привязан волейбольный мяч. Играющие выстраиваются в колонну по одному в двух шагах от руководителя, лицом к нему.
По команде участник должен пролезть под снарядом так, чтобы его не задел мяч, который вращает руководитель в вертикальной плоскости.
Игрок, своевременно не выполнивший команду или запятнанный мячом, выбывает. Колонна постепенно тает. Кто останется последним, тот и победитель.
Поворот в воздухе
Игрок с мячом в руках стоит под баскетбольным кольцом. Его задача — подпрыгнуть и, повернувшись в воздухе, забросить мяч в кольцо.
Побеждает участник, забросивший больше мячей.
Не опоздай
Участник с мячом в руках находится в центре круга диаметром 3—8 м (в зависимости от возраста).
Подбросив мяч, игрок должен успеть выбежать из круга, вернуться и поймать мяч в любой точке круга. Каждому дается 2—3 попытки.
Кто большее количество раз выполнит это упражнение, тот победитель.
Варианты.
1. В 2—3 шагах от круга положить маленький мяч (кубик) или воткнуть флажок. Во время полета мяча участник должен успеть взять мяч (флажок), возвратиться в круг и поймать мяч. Этот вариант — для старших школьников.
2. Зимой этот аттракцион можно проводить на льду или снеговой площадке.
Бросок из-за спины
Несколько играющих располагаются на одной линии с интервалом 2—3 шага.
В руках у каждого за спиной набивной мяч (у младших — надувной).
Участники одновременно или поочередно, резко наклоняясь вперед, бросают мяч через голову.
Побеждает игрок, дальше всех бросивший мяч.
Бросок ступнями
Учащиеся, зажав мяч ступнями, располагаются на одной линии, в 2—3 шагах друг от друга.
Отталкиваясь обеими ногами, участники одновременно или поочередно бросают зажатый ступнями мяч.
Побеждает игрок, дальше других бросивший мяч.
Вариант.
Старшие школьники могут перебрасывать надувной мяч через волейбольную сетку (веревочку, перекладину и др.), находящуюся от них в 2—3 м.
Быстрей перенеси
Все имеющиеся хоккейные, теннисные или малые резиновые мячи сложить в одном месте. В 10—15 м от него чертятся два круга диаметром 1 м, в каждом из которых располагается участник аттракциона.
По команде руководителя оба игрока устремляются к мячам и, захватив как можно больше, переносят в свой круг. Затем, уже без дополнительной команды, они выполняют перебежки до тех пор, пока не будут перенесены все мячи. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его. Побеждает тот, кто перенесет больше мячей.
Не задень мяч
Вдоль натянутой веревки подвесить на разной высоте и с различными интервалами 10—12 мячей, связанных парами.
Участник, запомнив расположение мячей, должен пройти спиной вперед, не задев ни одного из них. Игроки имеют право двигаться только по прямой, приседая под мячами.
Побеждает игрок, выполнивший это задание.
Варианты.
1. Продвигаться лицом вперед с завязанными глазами.
2. То же, проходя между подвешенными мячами (змейкой).
Попади в летящий мяч
Руководитель подбрасывает мяч (волейбольный или баскетбольный). Участник, стоящий в 5—10 м от него, стремится попасть теннисным мячом в летящую цель. Количество попыток определяет руководитель.
Побеждает самый меткий.
Аттракционы с использованием гимнастической скамейки
Сбей булаву
На один конец гимнастической скамейки поставить булаву (гранату, мяч, кубик), а на другой положить мяч.
Участник ударом палки или клюшки по мячу должен сбить булаву.
Побеждает ученик, который за 3—5 попыток сбил большее количество булав.
Варианты.
1. Сбить булаву катящимся надувным, теннисным или хоккейным мячом.
2. Сбить булаву катящимся обручем.
Не урони мяч
Участник должен пройти по рейке гимнастической скамейки, держа в руках ракетку или фанерку с одним или несколькими мячами (теннисным или хоккейным).
Побеждает игрок, которому удалось пронести мяч или одновременно большее количество мячей (для старших).
Варианты.
1. Пронести ракетку с мячом правой (левой) рукой.
2. Пройти по рейке приставными шагами, держа в руках ракетку с мячом.
3. Пройти по рейке с палкой или булавой, балансируемой на пальце или ладони.
Для школьников младших классов то же, но передвигаясь по доске гимнастической скамейки.
Кто устоит
На рейки двух гимнастических скамеек, расположенных параллельно, становятся по одному участнику. Они держатся за противоположные концы гимнастической палки.
По команде руководителя соревнующиеся стремятся столкнуть друг друга на пол. Кому удастся это сделать, тот победитель. Если игроки сошли с рейки, оба выбывают из состязания.
Чтобы во время аттракциона скамейки не смещались, каждую из них удерживают два ученика.
Бой
На концах рейки гимнастической скамейки (бревна) лицом друг к другу становятся два игрока.
По сигналу руководителя они сближаются и ударом ладони о ладонь стремятся заставить «противника» потерять равновесие и сойти с рейки. Обманные движения допустимы. Побежденный уступает место следующему игроку.
Кто выиграет в 2—3 боях, тот и победитель.
Для старших скамейку или бревно можно поднять на 1 м.
Проведи мяч
Участник должен провести мяч баскетбольным дриблингом по рейке гимнастической скамейки. Сам он движется по полу.
Побеждает игрок, которому удалось это сделать.
Варианты.
1. То же, но игрок двигается по рейке, а мяч ведет по полу.
2. Продвигаясь по доске наклоненной скамейки, провести мяч вверх или вниз.
Быстрей развесь
На шест или доску длиной 3—3,5 м с двух сторон набить гвозди. Расстояние между ними 20 см. Один конец шеста (доски) закреплен на рейке гимнастической стенки, другой — на прыжковой стойке. Высота зависит от роста учащихся. Слева и справа от шеста поставить гимнастические скамейки рейками вверх.
Два участника, двигаясь по рейкам скамеек, развешивают на гвозди кольца или другие предметы.
Сходить с рейки, опираться о шест, ронять кольца не разрешается.
Побеждает тот, кто первым без ошибок выполнит задание.
Вариант.
Развесить кольца и на обратном пути собрать их.
Аттракционы с использованием каната
Подай сигнал
Параллельно канатам (шестам) на высоте 3—3,5 м от пола на тонкой бечевке висят колокольчики или другие металлические предметы, издающие звон. Соревнующиеся выстраиваются по одному у каждого каната.
Выслушав предварительно, каким способом лезть, участники по команде руководителя взбираются вверх, стремясь раньше других позвонить в колокольчик.
Кому это удастся, тот и победитель.
Варианты.
1. Лазанье в положении угла из седа на полу.
2. Лазанье по двум канатам одновременно. (Оба эти варианта рассчитаны на подготовленных учеников.)
3. Для младших школьников этот аттракцион проводится с лазаньем по гимнастической стенке.
Затяжной прыжок
Встав на гимнастическую скамейку (стул, козла, коня) и, захватив руками канат, отведенный в крайнюю точку, участник летит в противоположную сторону и приземляется на маты (в яму с опилками, песком).
Побеждает участник, приземлившийся дальше всех.
Вариант.
Если прыжок выполняется с продольно стоящего коня (без ручек) или гимнастической скамейки, допустим разбег.
Годишься ли в космонавты
На висящем канате в полуметре от пола завязывается узел или петля.
Участник, захватив канат двумя руками и опираясь ногами на узел (или садясь, продев ногу в петлю), группируется и закрывает глаза. Руководитель аттракциона вращает (не быстро) ученика 10—12 раз. Затем отпускает его и, пока тот раскручивается, ведет счет виткам и страхует. После 10—12 оборотов руководитель останавливает вращение и предлагает участнику пройти, не потеряв равновесия, по доске гимнастической скамейки, стоящей на некотором удалении от каната (или по линии, начерченной на полу).
Космонавтами будут игроки, которым удалось выполнить упражнение.
Для обеспечения безопасности под канатом и по обе стороны скамейки необходимо положить гимнастические маты.
Перетяни канат
Команды располагаются по обе стороны от линии, проведенной на земле (на полу), и берутся за канат. Расстояние между направляющими команд — 2—3 м.
По сигналу руководителя участники стремятся перетянуть своих «противников» за среднюю линию.
Команда, которой удастся это сделать, — победитель.
Варианты.
1. На канате в 1—1,5 м от средней линии по обе стороны привязываются разноцветные ленточки.
Проигрывает команда, ленточка которой была перетянута за среднюю линию.
2. За канатом, в двух метрах от его концов, кладутся на пол набивные мячи. Если замыкающему команды удалось дотянуться до своего мяча и поднять его, команда побеждает.
Быстрей перетяни
Два участника садятся на стулья спиной друг к другу. Под стульями лежит канат (веревка).
По сигналу руководителя игроки меняются местами.
Побеждает игрок, который, сев на стул, первым перетянет канат.
Вариант.
Этот аттракцион можно провести как командный. Для этого вместо стульев используются гимнастические скамейки, на которых располагаются лицом друг к другу игроки каждой команды. Канат или веревка лежит под скамейкой.
По сигналу руководителя первая пара соревнующихся, обегая скамейку, садится спиной друг к другу и перетягивает канат. Победитель приносит своей команде очко.
Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Аттракционы с гимнастическими палками
Достань предмет
Два игрока располагаются на одной линии и берутся за концы гимнастической палки. На расстоянии 1—2 шагов от каждого кладется кубик, булава или другой предмет.
Задача игрока, перетянув «противника», достать предмет, лежащий на полу.
Кто сильнее
Два участника аттракциона становятся лицом друг к другу, ноги врозь, на расстоянии вытянутой руки и держатся за гимнастическую палку на уровне плеч.
Побеждает игрок, заставивший партнера сойти с места (назад). Обманные движения допускаются.
Удержи палку
В аттракционе одновременно могут участвовать несколько человек.
По команде руководителя они ставят на палец (ладонь) гимнастическую палку и, балансируя, стараются как можно дольше удержать ее в вертикальном положении.
Кому это удастся, тот победитель.
Варианты.
1. Палку держать, не сходя с места, на пальце, ладони правой (левой) руки.
2. Одновременно держать на ладони две прижатые друг к другу палки.
3. Палку держать на передней части стопы.
Не урони палку
Поставив палку на пол перед собой и придерживая ее верхний конец рукой, участник аттракциона должен перенести прямую ногу через палку, не уронив ее (палку). В момент переноса игрок отпускает руку.
Побеждает ученик, которому удалось большее число раз подряд выполнить это упражнение.
Варианты.
1. Упражнение выполняется вправо и влево.
2. Переносить ногу можно через 2—3 палки, поставленные рядом.
Выкрут
Участник держит гимнастическую палку за концы перед собой. Движением рук вверх-назад переводит палку за спину и обратно. Затем руководитель предлагает участникам проделать это упражнение, постепенно сближая руки. Наименьшее расстояние между кистями отмечается на палке.
Победителем будет тот, кто сделает выкрут при наименьшем расстоянии между кистями.
Землемеры
Расстояние между стартом и финишем 10—15 м. Участники аттракциона с гимнастическими палками располагаются на старте (интервал 1,5—2 м).
По сигналу руководителя они устремляются к финишу, измеряя расстояние палками (при каждом промере палка кладется на пол).
Кто быстрее и точнее измерит расстояние, тот победитель.
Верхом на палке
Аттракцион рассчитан на детей младшего школьного возраста.
Расстояние между стартом и финишем 10—15 м. Соревнующиеся, приняв положение седа верхом на палке (один конец в руках, другой касается пола), располагаются на старте.
По сигналу руководителя учащиеся, отталкиваясь одновременно двумя ногами, продвигаются к финишу (ноги можно связать скакалкой или бечевкой).
Побеждает самый быстрый «наездник».
Из числа победителей можно составить финальный заезд.
Подними мяч
Участники, держа в руках по гимнастической палке, располагаются в зале или на площадке. Перед каждым игроком лежит теннисный (резиновый) мяч.
По сигналу руководителя соревнующиеся должны концами палок поднять мяч до уровня плеч.
Кому удастся это сделать, тот и победитель.
Прыгни через палку
Игроки держат палку горизонтально вперед на ширине плеч или за концы. Их задача — перепрыгнуть через палку, не выпуская ее из рук.
Побеждает тот, кому большее количество раз подряд удалось это сделать.
Выбей шайбу
На полу (на земле) чертятся два круга диаметром 1 м. Расстояние между ними — длина гимнастической палки. В центре каждого круга лежит шайба или мяч. Игроки с гимнастическими палками в руках располагаются за пределами круга.
По сигналу руководителя они пытаются выбить шайбу противника, защитив свою. Входить в круг запрещается. Проигравший выбывает из игры.
Ученик, победивший в 3—5 сражениях подряд, — сильнейший.
Аттракционы с различным инвентарем и без него
Богатырский удар
Деревянный клин высотой 15—20 см воткнуть в землю так, чтобы он стоял вертикально (без поддержки).
Участник аттракциона поленом, колуном или другим тяжелым предметом должен с одного удара забить клин в землю.
Вращающийся обруч
Участники с гимнастическими или деревянными (детскими) обручами в руках располагаются на площадке или в зале.
Поставив обручи на пол, соревнующиеся по сигналу руководителя правой или левой рукой сообщают им вращательное движение.
Чей обруч вращается дольше, тот победитель.
Попади в след
Участник стоит на полу. Руководитель очерчивает мелом (с некоторым запасом) его стопы.
Игрок, прыгнув вверх и сделав в воздухе поворот на 360° (в правую, левую сторону), должен приземлиться на прежнем месте.
Побеждает ученик, выполнивший задание.
Переставь булавы
Расстояние между стартом и финишем 2—3 м. За линией старта расставлены с интервалом 1,5—2 м два ряда булав (по 5—8 штук в каждом).
Соревнующиеся занимают место у булав и по сигналу руководителя начинают переставлять их (последнюю — перед первой, вплотную к ней и т. д.), пока булавы не переместятся за линию финиша. Уронивший булаву поднимает ее и продолжает состязание.
Побеждает ученик, первым закончивший перестановку булав.
Чье рукопожатие крепче
Этот аттракцион можно провести при наличии динамометра.
Участники поочередно сжимают в руке динамометр. Кто покажет лучший результат, у того рукопожатие крепче.
Подними стул
Аттракцион рассчитан на старших школьников. Для его проведения нужен стул с полой спинкой.
Участник, взявшись за спинку стула прямыми руками, должен медленно поднять его над головой и опустить.
Кому удастся большее число раз подряд поднять и опустить стул, не касаясь пола, тот победитель.
Вариант.
Поднять и опустить стул, взявшись одной рукой (правой или левой) за его переднюю ножку.
Зааркань булаву
Связать две резиновые скакалки и сделать аркан. На расстоянии, несколько меньшем длины аркана, поставить булаву (гранату, городок).
Участник аттракциона должен заарканить предмет, подтянуть его к себе и поднять до пояса. Касаться предмета руками не разрешается.
Побеждает игрок, выполнивший все условия.
Шайбу в круг
На земле чертятся два круга диаметром 20—30 см с интервалом 1,5—2 м. Участники располагаются в 3—5 м от своего круга. Их задача — забросить шайбу в круг (попадание на черту не засчитывается). Каждому предоставляется право на 3—5 бросков, в зависимости от количества участников.
Побеждает игрок, имеющий больше попаданий.
«Припечатай» к столу
Участники парами садятся за стол. Поставив локти одноименных рук на стол (на одной линии), захватывают друг друга за кисти.
По сигналу руководителя они стараются «припечатать» руку партнера к столу.
Побеждает сильнейший.
Вариант.
Из того же положения разогнуть руку на себя.
Зимние аттракционы
Парные гонки
Играющие разбиваются на пары. Один ученик надевает лыжи, второй становится сзади (на лыжи) и держится за его пояс.
Задача соревнующихся — в таком положении пройти дистанцию 20—30 м. Второй игрок не имеет права сходить с лыж.
Побеждает пара, раньше других закончившая дистанцию.
Варианты.
1. То же, но второй ученик отталкивается палками.
2. То же, но второй ученик отталкивается одной палкой.
Гонка на одной лыже
Участники, стоя на одной лыже правой (левой) ногой и отталкиваясь другой, должны пройти дистанцию 30—50 м (в зависимости от возраста и подготовки детей).
Побеждает ученик, пришедший к финишу первым.
Варианты.
1. То же, но отталкиваясь ногой и палками.
2. То же, но стоя двумя ногами на одной лыже и отталкиваясь палками.
Кто самый меткий
К глухой стене дома, забору или дереву прикрепляется мишень размером 50×50 см, на которой чертится 5 концентрических кругов. На расстоянии 5—8 м от мишени располагаются участники.
Их задача — как можно точнее поразить цель снежками. Каждому соревнующемуся дается 3—5 попыток. Попадание в центральный круг приносит бросающему 5 очков, в следующий — 4 и т. д.
Ученик, набравший наибольшее количество очков, — победитель.
Гонки на санках
Участники, сев на санки, располагаются на старте.
По команде учителя, отталкиваясь палками, они должны преодолеть расстояние 20—30 м.
Кто первым закончит дистанцию, тот победитель аттракциона.
Варианты.
1. То же, но участник сидит спиной к финишу.
2. На санках сидят по два ученика и отталкиваются каждый одной палкой (с одной или разных сторон санок).
Чей ком больше
Аттракцион можно проводить, когда лепится снег.
По команде руководителя учащиеся в течение 3—5 минут должны скатать снежные комья.
Чей ком окажется больше, тот и победитель этого состязания.
Дотянись до флажка
Аттракцион проводится на снеговой площадке.
Связав веревку длиной 6—9 м, учащиеся берутся за нее на равном расстоянии друг от друга, образуя равносторонний треугольник или квадрат. В 1,5—2 м от каждого участника в снег втыкается по флажку.
По команде руководителя соревнующиеся стремятся, не отпуская веревки, овладеть своим флажком, увлекая за собой соперников.
Кому это удастся, тот победитель.
Догони впереди бегущего
Аттракцион проводится на катке.
На льду обозначается невысоким снежным барьерчиком круг диаметром 5—8 м. Пять участников становятся на равном расстоянии друг от друга с внешней стороны круга.
По команде руководителя соревнующиеся устремляются по кругу в одну сторону, стараясь запятнать впереди бегущего. Запятнанный выбывает.
Побеждает оставшийся игрок.
Руководитель по своему усмотрению может менять направление движения игроков.
Веселые лыжники
Аттракцион проводится на небольшой пологой горке.
1. Спуск парами, тройками, взявшись за руки. Чья пара, тройка дальше прокатится?
2. Во время спуска проехать в ворота из лыжных палок, не сбив их (спуск производится без палок).
3. Спуск втроем на одной паре лыж. Чья тройка проедет дальше и не упадет?
4. Спускаясь с горы, подобрать разложенные по трассе предметы. Кто соберет больше и не упадет, тот победитель.
5. Какая команда быстрее втащит в гору своего капитана, держащегося за веревку.
Кто быстрее
К деревьям или столбам на высоте 2—2,5 м подвесить старые ведра или корзины. Команды располагаются в 3—5 м от своей цели.
По сигналу руководителя все соревнующиеся бросают снежки в свое ведро, стремясь как можно быстрее его заполнить.
Побеждает команда, первой справившаяся с заданием.
Комические аттракционы
Вперед-назад
Участники становятся парами спиной друг к другу и захватывают партнера согнутыми в локтях руками.
По команде руководителя пары устремляются к флажку, находящемуся в 5—8 м от линии старта-финиша. Достигнув флажка (отметки), возвращаются. На первом этапе один участник движется лицом вперед, а другой — спиной; на обратном пути положение игроков меняется.
Побеждает пара, первой закончившая состязание.
Бег «на трех ногах»
Участники парами становятся на линии старта-финиша. Правая нога одного игрока и левая другого плотно связаны бинтом или скакалкой.
По сигналу руководителя соревнующиеся устремляются к флажку, обегают его и возвращаются на прежнее место.
Кто первым закончит дистанцию, тот победитель.
Точный укол
На гимнастического коня, козла или стол положить теннисный мяч или другой мелкий предмет. Участник с завязанными глазами находится в 1,5—2 м от коня (козла). Сделав выпад, он должен уколом гимнастической палки сбить предмет. Предварительно ученик запоминает его расположение.
Побеждает игрок, сделавший точный укол.
Пролезь в обруч
Гимнастический обруч, поставленный на пол, держат два помощника. Участник отмеряет от него 10 шагов, затем ему завязывают глаза и предлагают сделать 5—7 (нечетное количество) поворотов кругом. После этого игрок должен, отмерив 10 шагов, пролезть в обруч.
Победителем считается игрок, выполнивший это задание.
Поставь булаву
На пол ставится перевернутая табуретка. Четыре участника аттракциона с булавами в руках располагаются в 3 шагах от табуретки, каждый против ножки. Завязав глаза, они по команде руководителя направляются к табуретке и стремятся поставить одной рукой булаву, каждый на свою ножку.
Побеждает игрок, первым поставивший булаву.
Примечания
1
Мяч, отскочивший от щита и попавший в кольцо, засчитывается.
(обратно)
Комментарии к книге «Спортивные аттракционы», Виктор Николаевич Неробеев
Всего 0 комментариев