Фрэнк Херберт
Что-нибудь ищете?
Пер. - Д.Савельев, Я.Савельев.
Мезар Виз, главный индоктринатор субпрефектуры Сол-Три, игнорировал усилия комнаты расслабления в своем жилище. Он яростно носился между металлическими стенами. Его ножная мембрана издавала стрекочущий звук, когда присоски отлипали от поверхности.
"Дураки! - думал он. - Тупые, некомпетентные, безмозглые дураки!"
Мезар Виз был денебианином. Его раса возникла более трех миллионов лет назад на планете, вращающейся вокруг звезды Денеб, - на планете, больше не существующей. В профиль он до странности походил на высокую женщину в платье до полу. Под "юбкой" скрывалась присоска ножной мембраны. Восемь его специализированных разгибательных мышц сейчас волнообразно сокращались в типично денебианском выражении гнева. Его рот, тонкая поперечная щель, совершенно обособленная от лежащего прямо под ней отверстия обонятельного легкого, изрыгал многоязыкий поток ругательств на ассистента, съежившегося перед ним.
- Как такое могло случиться? - кричал он. - Я беру первый за сто лет отпуск, а вернувшись, обнаруживаю, что моя карьера почти погублена из-за твоей некомпетентности!
Мезар Виз повернулся и пронесся обратно через комнату. Своим зрительным кольцом, органом, напоминающим мотоциклетную шину, насаженную на голову примерно на треть, он заново изучал доклад о землянине Поле Маркусе, вперив при этом злобный взгляд в ассистента, стоящего перед ним. Активировав зрительные клетки слева, он посмотрел на настенный хронометр.
- Так мало времени, - пробормотал он. - Если бы только у меня был кто-то в Централи, кто смог бы заметить девиацию, когда она произошла! Теперь мне самому придется разбираться в этой путанице, пока дела не вышли из-под контроля. Если только об этом узнают в Управлении...
Мезар Виз, денебианин, крошечная частичка созданной его расой всегалактической империи, занимающейся производством корада, повернулся на своей ножной мембране и вышел в бесшумно открывшуюся дверь.
Если этой ночью люди увидели бы его пламенеющий профиль, то сразу бы воскресли легенды о привидениях, джиннах, маленьком народце, духах, эльфах, феях...
Если бы они смогли это увидеть, то поняли бы, что пришел разгневанный надзиратель. Но, разумеется, они ничего не увидели. Это была часть работы Мезара Виза.
Пол Маркус получил некоторые поверхностные знания о правителях мира главным образом благодаря тому, что был профессиональным гипнотизером.
В тот вечер он вводил постгипнотическую команду в сознание одного из зрителей во время своего шоу на сцене Рокси-театр в Такоме, штат Вашингтон.
Пол был высоким худым мужчиной с плоской головой, выглядевшей благодаря этой особенности больше, чем была на самом деле. Он был одет в черный фрак и соответствующие брюки, с драгоценными запонками на меловой белизны манжетах рубашки, вспыхивавших и сверкающих, когда он жестикулировал. Красный луч прожектора на балконе придавал нечто мефистофельское его сценическому действу, над которым господствовал занавес черного атласа с мерцающими на нем двумя гигантскими светящимися глазами. Он был объявлен как "Маркус Мистикус", и его внешний вид вполне соответствовал выбранной роли.
Внушению подвергалась блондинка, выбранная Полом потому, что демонстрировала признаки высокого интеллекта, которые присущи личностям, легко поддающимся гипнозу. Женщина обладала хорошей фигурой и, садясь в кресло, показала ножку в достаточной мере, чтобы вызвать свист и кошачьи вопли в первых рядах. Она покраснела, но сохранила свою позу.
- Пожалуйста, ваше имя? - спросил Пол.
- Меделайн Уокер, - раздалось в ответ контральто.
- Мисс или миссис?
- Мисс, - ответила она.
Пол поднял правую руку. С нее свисала золотая цепочка, на конце которой был большой страз со множеством граней. Прожектор был направлен таким образом, чтобы камень отбрасывал бесчисленные звездочки вспышек.
- Посмотрите на алмаз, - сказал Пол. - Просто посмотрите на него.
Он начал ритмично раскачивать камень из стороны в сторону. Глаза девушки следили за ним. Пол подождал, пока ее глаза не начали двигаться в ритме качающейся безделушки, прежде чем начал повторять медленно, монотонным голосом:
- Спать. Вы засыпаете... глубоко спать... глубоко спать... засыпаете... глубоко засыпаете... засыпаете... засыпаете...
Ее глаза следили за камнем.
- Ваши веки тяжелеют, - говорил Пол. - Спать. Спать. Вы уже засыпаете... глубокий, спокойный сон... целительный сон... глубоко засыпаете... засыпаете... засыпаете... засыпаете...
Ее голова начала клониться, веки подергивались, но все медленнее и медленнее. Пол осторожно поднес левую руку к цепочке. Так же монотонно он произнес:
- Когда алмаз перестанет качаться, вы погрузитесь в глубокий, спокойный сон, разбудить смогу вас только я.
Он позволил камню качаться все медленнее и медленнее, по все более короткой дуге. Наконец он положил обе ладони на цепочку и закрутил ее. Безделушка начала быстро вращаться, ее грани сверкали, отражая свет прожектора.
Голова мисс Уокер упала вперед, и Пол удержал ее от падения из кресла, ухватив за плечи. Она была в глубоком трансе. Он начал демонстрировать аудитории классические симптомы, сопровождающие это состояние нечувствительность к боли, жесткость тела, полное подчинение голосу гипнотизера.
Шоу продолжалось без сюрпризов. Мисс Уокер лаяла, как собака. Она стала вдовствующей королевой, с величественным выражением лица. Она не помнила собственного имени. Она дирижировала воображаемым оркестром. Она пела оперные арии.
Зрители бурно аплодировали. Пол кланялся. Он также заставил и свою подопытную изобразить деревянный поклон. Финал близился.
- Когда я щелкну пальцами, вы проснетесь, - произнес он. - Вы будете чувствовать себя освеженной, как после крепкого сна. Через десять секунд после пробуждения вы представите себя в переполненном трамвае, где никто не уступает вам места. Вы будете чрезвычайно уставшей. В конце концов вы попросите толстого мужчину напротив вас уступить место и сядете. Вам понятно?
Мисс Уокер кивнула.
- Все это вы забудете, когда проснетесь, - продолжал Пол.
Он поднял руку, чтобы щелкнуть пальцами...
В этот момент у Пола Маркуса и появилась потрясающая идея. Он держал руку поднятой, с пальцами, изготовленными для щелчка, обдумывая это, пока не услышал роптания зрителей за своей спиной. Тогда он встряхнул головой и щелкнул пальцами.
Мисс Уокер проснулась, огляделась вокруг, поднялась и точно через десять секунд представила себе трамвай. Она изобразила все в точности, как было ей приказано, снова проснулась и смущенно спустилась со сцены под новую волну аплодисментов и свиста.
Это должно было бы его удовлетворить. Но с того момента, как ему в голову пришла эта ИДЕЯ, Пол Маркус уже не мог уделить представлению должного внимания. Он машинально закончил рутину представления - короткие пояснения особенностей гипноза, вызовы на "бис". Потом он прошел обратно в гримерную, глубоко задумавшись, расстегивая на ходу запонки, как это проделывал всегда после последнего представления за вечер. Бетонированная полость под сценой эхом отзывалась на его шаги.
В гримерной он снял фрак и повесил его в гардероб. Потом он сел перед зеркалом и принялся наносить на лицо крем, прежде чем удалить грим. Он обнаружил, что ему трудно смотреть на собственное отражение.
- Это глупо, - угрюмо сказал он сам себе.
Раздался стук в дверь. Не оборачиваясь, он произнес:
- Входите.
Дверь нерешительно отворилась, и в комнату шагнула белокурая мисс Уокер.
- Простите, - сказала она. - Швейцар сказал, что вы здесь и...
Увидев ее в зеркале, Пол развернулся и встал.
- Что-нибудь не так? - спросил он.
Прежде чем ответить, мисс Уокер огляделась вокруг, словно желая удостовериться, что они одни.
- Не совсем, - сказала она.
Пол указал на диван рядом с туалетным столиком.
- Присаживайтесь, - предложил он.
Когда мисс Уокер уселась, он вернулся к зеркалу.
- Надеюсь, вы извините меня, если я продолжу свое занятие, - сказал он, удаляя салфеткой грим под подбородком.
- Вы напоминаете мне женщину за своим вечерним туалетом, - улыбнулась мисс Уокер.
"Еще одна помешанная на сцене мисс, а представление вроде бы дает ей право отнимать у меня время", - подумал Пол. Он покосился на девушку. Не плоха, хотя...
- Вы не сказали мне, чему я обязан удовольствием находиться в вашем обществе, - произнес он.
Лицо мисс Уокер затуманилось от размышления.
- Это на самом деле глупо, - сказала она.
"Возможно", - подумал Пол.
- Не имеет значения, - сказал он. - Выкладывайте, что там у вас.
- Ну, эта мысль пришла мне в голову, когда мои друзья рассказывали о том, что я вытворяла на сцене. - Она криво усмехнулась. - Мне было трудно поверить, что трамвая на самом деле не было. Я до сих пор до конца в это не верю. Может быть, вы поместили меня в макет трамвая с кучей актеров. Ох, я не знаю! - Она встряхнула головой и прижала руки к глазам.
То, как она произнесла: "Я не знаю!" - напомнило Полу его собственную идею: ТУ идею. Он решил побыстрее отделаться от мисс Уокер, чтобы довести свою мысль до логического завершения.
- Так что там насчет трамвая? - спросил он.
Девушка встревожилась.
- Мне показалось, что я в настоящем трамвае, - сказала она. - Не было ни зрителей, ни... гипнотизера. Ничего. Лишь реальность поездки в трамвае и усталость, как после тяжелой работы. Я видела людей в трамвае. Я обоняла их. Я чувствовала трамвай у себя под ногами. Я слышала, как звенят монеты в кассе и все, что можно услышать в трамвае: разговоры, мужчина разворачивает газету. Я видела толстого мужчину, сидящего передо мной. Я попросила его уступить мне место. Я даже смутилась. Я слышала ответ и села на его место, оно было теплым, и я чувствовала, как люди давят на меня с обеих сторон. Это было очень реально.
- И что же вас беспокоит? - спросил Пол.
Она подняла взгляд от своих рук, крепко зажатых между колен.
- Что меня беспокоит? - сказала она. - Этот трамвай. Он был настоящий. Такой же настоящий, как и все, что я когда-либо знала. Такой же реальный, как и разговор с вами. Я верила в это. Теперь мне говорят, что трамвая не было. - Она снова посмотрела на свои руки. - Чему мне верить?
"Это приближается к ТОЙ идее", - подумал Пол.
- Можете ли вы выразить то, что вас беспокоит как-нибудь по-другому? спросил он.
Она посмотрела ему прямо в глаза.
- Да, - ответила девушка. - Я думала, пока мои друзья смеялись. Я размышляла. Что, если все это, - она взмахнула рукой, - все наши жизни, наш мир, все, что мы видим, чувствуем, слышим, обоняем или осознаем каким-нибудь образом, является тем же самым. Гипнотическим обманом!
- Именно! - выдохнул Поя.
- Что вы сказали? - спросила она.
- Я сказал "именно"!
Ее брови подпрыгнули.
- Почему?
Пол повернулся к ней и оперся левым локтем на туалетный столик.
- Потому, - сказал он. - Что в тот самый момент, когда я рассказывал вам, что вы будете делать, когда проснетесь, в тот момент, когда я давал вам команду, приведшую к видению, мне в голову пришла та же самая идея.
- Боже мой! - вскрикнула она. Именно кротость ее восклицания заставила его казаться более страстным, чем если бы она богохульствовала.
Пол вернулся к зеркалу.
- Интересно, может быть, телепатия и существует?
Мисс Уокер смотрела на него в зеркале. Комната, казалось, вытягивалась сразу за ней.
- Это была такая идея, которую я не могла носить в себе, - сказала она. - Я рассказала своим друзьям, но они только посмеялись надо мной. Под горячую руку я решила вернуться сюда и поговорить с вами, пока я еще в состоянии управиться со своими нервами. В конце концов вы - гипнотизер. Вы должны в этом разбираться.
- Для этого потребуется заглянуть внутрь, - сказал Пол. - Я думаю... Он повернулся к мисс Уокер. - Что вы делаете сегодня вечером?
Выражение ее лица изменилось. Она смотрела на него так, словно ее мать нашептывала ей на ухо:
"Осторожно! Осторожно! Это же мужчина!"
- Ну, я не знаю, - ответила она.
Пол изобразил свою самую обаятельную улыбку.
- Я не закулисный волк, - сказал он. - Пожалуйста. Я чувствую себя так, словно кто-то попросил меня разрубить гордиев узел, и я уже почти сделал это, но мне нужна помощь.
- Что мы можем сделать? - спросила она.
Теперь уже Пол заколебался.
- Есть несколько путей решения проблемы, - сказал он. - Мы в Америке только начали изучать явление гипноза. - Он сжал кулак и осторожно стукнул им по туалетному столику. - Черт! На Гаити я видел знахарей, знающих об этом побольше меня. Но...
- С чего вы начнете?
- Я бы... я бы... - В течение мгновения Пол смотрел на нее, словно видел впервые. - Я сделаю вот что. Устраивайтесь поудобнее на диване. Откиньтесь назад. Вот так.
- Что вы собираетесь делать?
- Ну, - сказал Пол. - Довольно точно установлено, что эти сенсорные галлюцинации сосредоточены в одной из частей человеческого мозга, раскрепощаемой гипнозом. Использование гипноза дает возможность добраться до команд других гипнотизеров, заложенных туда. Я собираюсь погрузить вас в глубокий транс и поручить разыскивать эти команды самостоятельно. Если что-то приказывает нам жить иллюзиями, то команда должна быть именно там, вместе со всеми остальными.
- Я не знаю...
- Пожалуйста, - настаивал Пол. - Мы могли бы расщелкать эту задачку прямо здесь и сейчас, всего лишь за несколько минут.
- Хорошо, - в ее голосе все еще звучала нерешительность, но она откинулась назад, как ее попросили.
Пол взял с туалетного столика свой страз и сфокусировал на нем настольную лампу.
- Смотрите на алмаз, - начал он...
На этот раз она впала в транс с большей готовностью. Пол проверил ее на болевой порог и мышечный контроль. Она реагировала должным образом. Он начал опрос:
- Вы слышите мой голос?
- Да, - ответила девушка.
- Вы знаете, какие гипнотические команды есть в вашем сознании?
Последовала долгая пауза. Ее губы с трудом разлепились.
- Там есть... команды.
- Вы подчиняетесь им? - спросил он.
- Я должна.
- Каково содержание этих команд?
- Я... не... могу... рассказать.
Пол едва не потер руки от удовольствия. "Простое "не рассказывай об этом", - подумал он.
- Если я повторю ту команду, просто кивните головой, - сказал Пол. Она гласит: "Вы не должны рассказывать"?
Ее голова наклонилась.
Пол вытер руки о штанины и внезапно понял, что сильно вспотел.
- О чем вы не должны рассказывать? - спросил он.
Она покачала головой, ничего не говоря.
- Вы должны рассказать мне, - сказал Пол. - Если вы мне не расскажете, то в вашей правой ступне начнется непереносимое жжение и зуд. Это будет продолжаться до тех пор, пока вы не расскажете. Поведайте мне, что это такое, о чем вам приказано молчать.
Девушка снова покачала головой. Она потянулась вниз и, стянув туфлю, начала чесать правую ступню.
- Вы должны рассказать мне, - настаивал Пол. - Какое первое слово команды?
Девушка смотрела на него рассеянным взглядом.
- Вы... - сказала она.
Это выглядело так, словно она вытащила слово из какого-то темного места глубоко внутри нее, и произнести его оказалось едва ли не чересчур для ее выносливости. Она продолжала чесать свою правую ногу.
- Какое второе слово? - спросил Пол.
Девушка пыталась заговорить, но безуспешно.
- Это "должны"? - спросил он. - Кивните, если это так.
Она кивнула.
- Вы должны - что?
Девушка снова была бессловесна.
Он на мгновение замер. "Чувственное восприятие, - подумал Пол и подался вперед. - Это: "Вы должны чувствовать только..."?
Она расслабилась. Девушка кивнула и сказала:
- Да.
Пол вздохнул.
- Что означает: "Вы должны чувствовать только..."? - спросил он.
Она открыла рот, губы ее шевелились, но из них не раздалось ни звука.
Пол чувствовал себя так, словно кричит на нее, вытягивая своими руками ответ из ее сознания.
- Что это? Расскажите мне!
Девушка качала головой из стороны в сторону. Он заметил признаки пробуждения.
Пол снова вздохнул.
- Что с вами произойдет, если вы мне расскажете?
- Я умру, - ответила она.
Он подался вперед и продолжил доверительным голосом:
- Это все глупости. Вы не можете умереть только из-за того, что скажете несколько слов. Вы это знаете. А теперь расскажите, что вам приказано чувствовать?
Открыв рот, девушка безучастно уставилась в пространство. Пол наклонился, чтобы заглянуть ей прямо в глаза.
- Вы видите меня? - спросил он.
- Нет.
- Что вы видите?
- Я вижу смерть.
- Лучше посмотрите на меня, - сказал Пол. - Вы помните меня?
- Вы смерть.
- Это бессмыслица! Посмотрите на меня, - скомандовал он.
Ее глаза раскрылись шире. Пол уставился в них. Глаза, казалось, росли, и росли, и росли, и росли... Пол обнаружил, что не в состоянии отвести взгляд. В мире больше не было ничего, кроме этих серо-голубых глаз. Глубокий, резонирующий голос, схожий со звучанием нижнего регистра виолончели, заполнил его сознание.
- Вы забудете все, что произошло сегодня вечером, - сказал Голос. - Вы умрете, как только вспомните. Вы ДОЛЖНЫ чувствовать лишь то, что вам приказано чувствовать. Я приказываю. Вы помните меня?
Губы Пола изобразили слово "да".
- Кто я? - спросил Голос.
Пол облизал пересохшие губы.
- Вы смерть, - сказал он.
Бюрократия является разновидностью вневременной, внерасовой плесени, составляющей свои официальные документы по единому типу, распознаваемому членами любого учреждения, где бы то ни было. Многочисленные копии, тщательный подбор слов для прикрытия окольных намерений, абсолютный протокол в обращениях - все по единому образцу, идет ли речь о Корпорации реконструкции финансов или же о денебианском Управлении индоктринации.
Для Мезара Виза знание образца было сродни еще одному инстинкту. Он бы инспектором индоктринации и надзирателем за производством корада на Сол-Три сто пятьдесят семь планетарных лет. За это время, преданно следуя букве устава Управления индоктринации и никогда личным толкованиям его духа, он обеспечил себе перевод в координаторы всей префектуры Сол, как только освободится вакансия.
Встретившись еще с одной угрозой своему положению и избавившись от нее, сознавая безопасность своего пребывания в должности, он сидел перед механическим секретарем-передатчиком в своем офисе и диктовал письмо в управление. Зрительное кольцо вокруг его головы тлело тускло-янтарным светом, поскольку он расслабил рецепторы. Его тело удобно вытянулось, принимая мягкий массаж, выполняемый креслом.
- За последнее время в обучении неоиндоктринаторов была допущена значительная небрежность, - произнес он в коммуникатор.
"Пускай в управлении слетят несколько голов", - подумал Мезар Виз.
- Создается такое впечатление, что раз мы тут, в префектуре Сол, имеем дело со слаборазвитыми существами, то и индоктринаторы для префектуры требуют меньшей заботы. Я только что столкнулся с угрозой источнику корада на Сол-Три, угрозой, возникшей по вине неоиндоктринатора. Девиацию пропустили трое наших последних выпускников колледжа индоктринаторов. Они были отосланы обратно на переобучение.
Он с удовлетворением подумал: "В центре обучения задумаются о том, что корад, выделяемый железами наших подопечных, необходим для их же собственного бессмертия, и потому будут построже. Уже почти подошло время рассказать о наших селекционных экспериментах по введению корадных желез во внешний облик этих созданий, сделавших возможным более частую откачку корада. Особенно высоко будут оценены тонкости индоктринации - усиление модели поведения, ведущей к спариванию, повышение индивидуального риска и продолжительности секреции желез, более жесткие зрительные ограничения, чтобы оградить сознание от обнаружения изменений..."
- Я посылаю полный визикордерный отчет о том, как я столкнулся с этой угрозой, - проговорил он в коммуникатор. - Короче говоря, я тайно внедрился в ближайшее окружение земного существа и ввел более строгие команды. Стандартная процедура. Было сочтено непрактичным уничтожение создания из-за последних истолкований наложения команд. Предполагалось, что гибель существа в дальнейшем вызовет для нашей работы неблагоприятный образ мыслей.
- Созданию было приказано соединиться с другим представителем этого же рода, находящимся под более жестким контролем с нашей стороны. Оно было отстранено от высших проявлений нервной деятельности и нацелено на другую задачу, а именно: управление транспортным средством под названием трамвай.
- Эти существа были подвергнуты ампутации придатка. К несчастью, до того, как я начал действовать, создание приняло чрезвычайно умную линию поведения и ввело неустранимые команды, сделавшие придатки бесполезными.
Они увидят, до какой степени создание девиарировало и как небрежны были новые индоктринаторы.
- Служба индоктринаторов должна помнить причину возникновения пояса астероидов системы Сол. Как известно, некогда это была планета Дирад, крупнейший источник корада. Неряшливо проведенная индоктринаторами процедура привела к ситуации, аналогичной той, которую я пресек. Мы были вынуждены разрушить планету. Сила сознаний, ускользнувших из-под нашего контроля, представляла бы для нас постоянную угрозу. Дирад - грозное предостережение.
- Положение здесь, безусловно, опять совершенно нормальное, и запас корада в безопасности. Мы можем продолжать выкачивать бессмертие других, но ТОЛЬКО ДО ТЕХ ПОР, ПОКА МЫ СОХРАНЯЕМ ПОСТОЯННУЮ БДИТЕЛЬНОСТЬ.
Он подписался: "С почтением Мезар Виз, Главный индоктринатор, субпрефектура Сол".
"В один прекрасный день, - подумал он. - Подпись будет: "Координатор".
Поднявшись от механосекретаря, он отодвинулся к трубке "входящих" на своей доклад-панели и заметил сообщение, помеченное его новым ассистентом как "чрезвычайно важное".
Он вставил трубку в транслятор, сел и наблюдал, как тот воспроизводит доклад:
"Создание Хинду увидело себя таким, какое оно есть на самом деле".
Мезар Виз дотянулся и направил следящий луч на своего нового ассистента, чтобы понаблюдать, как тот встретит угрозу.
Транслятор продолжал жужжать: "Создание сошло с ума в соответствии с командой индоктринации, но, к величайшему сожалению, оно является членом секты, почитающей безумие. Другие начинают прислушиваться к его бормотанию".
Доклад заканчивался: "Я тороплюсь".
Мезар Виз откинулся назад, расслабился и мягко улыбнулся. Новый ассистент подавал надежды.
Комментарии к книге «Что-нибудь ищете», Фрэнк Херберт
Всего 0 комментариев