«Голоса-3»

1151


Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Лебедев Алексей Голоса-3

Я сижу за квадратным столом в большом и пустом помещении.

Справа от меня окно, а за окном — зима. Лежит снег.

Зимнее утро. Игра оранжевого света и фиолетовых теней.

Деревья — какой-то лес или парк. Морозное голубое небо.

Напротив меня за столом сидит человек в черном пиджаке и белоснежной рубашке, с сине-зеленым галстуком. По-моему, он вылитый агент Купер из «Твин Пикса». Или Пол Атридес из «Дюны». Это сходство подвергает мое чувство реальности испытанию.

На самом деле человека зовут Артур Семенович.

Так, во всяком случае, он представился.

— Итак, — говорит Артур Семенович, доставая из кейса бумаги и выкладывая их на стол. — Мы ознакомились с вашими показаниями. Очень интересно, знаете ли. У вас есть литературный талант.

— Все так и было, — обреченно возражаю я.

— Ну-ну… Давайте, разберемся. В хронологическом порядке, если не возражаете. Только сначала — несколько чисто формальных вопросов. Вы знаете, где находитесь?

— Нет.

— Знаете, как попали сюда?

— Нет.

— Какой сейчас день недели?

— Не знаю.

— Какое число, месяц, год?

— Не знаю! Вы все это уже спрашивали в прошлый раз! Хотите, чтоб я вам лгал, придумывал или святым духом догадался?

— Может быть, вам подскажут Голоса? — невинно предполагает Артур Семенович, чуть склонив голову набок.

— Голосов больше нет, — заявляю я, глядя ему прямо в глаза.

— Ну да, конечно, они же ушли на войну с Чужими и, кажется, проиграли… — довольно кивает он. — Впрочем, не будем забегать вперед. Вы помните, когда впервые услышали Голос?

— Да, я называл дату.

— Угу. Вы даже указали время дня. И каким было его первое слово?

— «Кофе».

— Почему?

— Потому что я не знал, чем мне запить завтрак.

— А чем вы обычно его запиваете?

— Когда как — кофе или чаем. Иногда пью сок.

— Понятно. И каждую утро решаете эту дилемму. То есть Голос застал вас в ситуации выбора. Так сказать, в роли буриданова осла!

«Сам ты осел», — думаю я про себя. Мне становится легче.

— Далее, — листает распечатку Артур Семенович, — ваш Голос отговорил вас смотреть телевизор и отправил гулять в парк. Так?

— Так.

— Что ж, это полезно… Далее он преподнес вам подарочек в сумме пяти миллионов рублей.

— Старыми, — уточняю я.

— Конечно, старыми! Это же все было до реформы… Скажите, а часто вы роетесь в мусорных баках?

— Нет, — возмущаюсь я. — Ни раньше, ни потом…

— Понятно. Однако в тот раз Голос заставил вас сделать это.

— Не заставил, а посоветовал.

— Значит, посоветовал… Скажите, вы не удивились находке?

— Удивился, конечно. Но Голос все объяснил.

— Угу. И что вы сделали с деньгами?

— Положил в банк. Я же сказал…

— Да, который потом лопнул. А кстати, почему вы не подали впоследствии иск о возмещении вклада?

— Решил, что это бесполезно.

— И лишний раз напрягаться не хотелось?

— Да, не хотелось!

— Ладно, не волнуйтесь так… Далее Голос заставил… нет, простите, ПОСОВЕТОВАЛ вам встретиться с некоей Машей. А вы были знакомы с этой девушкой раньше?

— Нет.

— Значит, просто пришли в чужую квартиру и завалили хозяйку в постель?

— Я все уже рассказал, — меня коробит постановка вопроса.

— Да я потому и спрашиваю! Не логичней ли предположить, что вы были хорошо знакомы с вашей Машей, договорились о свидании, но потом по неизвестной причине забыли об этом, как и о многих других вещах?

— Вы мне не верите! Зачем тогда спрашиваете?

— Мы пытаемся установить истину. Я не думаю, что вы лжете по крайней мере, сознательно. Но почему я должен верить во что-то только потому, что в это верите вы? Вы же сами знаете, люди могут верить в самые странные идеи.

Я молчу. Он ловко меня поддел! А сам себе я могу верить?

— Ладно, продолжим. Переходим, так сказать, к криминальной части вашей истории.

— Какой еще «криминальной»?

— Я имею в виду убийство Машей неизвестного на пустыре.

— Он не умер, а превратился в ворон. Это был Чужой.

— Допустим. А что случилось с ножом?

— Не знаю. Наверное, Маша унесла его с собой…

— Вы закопали труп?

— Никакого трупа не было!

— Ну, не было — так не было. Ладно, закончим на этот раз.

Угрюмый охранник ведет меня по длинным коридорам и разбитым лестницам. Меня раздражает его бритая голова и мерно жующий рот. И когда только наши успели перенять эту американскую привычку? Впрочем, я не знаю даже, какой сейчас год. Но почему он водит меня каждый раз по-разному? Чтобы я не смог ориентироваться? Это напоминает какой-то бесконечный кошмарный сон.

Я вижу двери без номеров — одни обиты кожей или металлом, другие сорваны неведомой силой с петель, а внутри комнат царит полный разгром, словно там затеяли ремонт. Мне слышны странные звуки, источник которых я не могу даже представить. Мой охранник не обращает на них внимания.

Я всегда боялся таких людей. Да и людей ли? Пытаться думать как они — все равно что заглядывать в черную дыру. В собаке и то больше человеческого… Я вдруг вспоминаю Валю.

Вот и моя — камера? палата? номер? Не знаю, как и назвать. Маленькая комнатка, жесткая постель. Хорошо хоть, есть отдельный санузел. В окно виден все тот же зимний лес. Белое безмолвие.

Я сажусь у окна и думаю. Интересно, предложение Чужих еще в силе? Я ведь не сказал тогда ни да, ни нет, и они оставили меня в покое — неужели действительно из уважения? Да какая разница! Они могут освободить меня отсюда. Они и не такое могут! Только надо сначала согласиться уничтожить родную цивилизацию.

Самому бежать нет смысла. Догонят и еще дадут. Если тобой интересуется государство, не все ли равно — в какой его точке находиться? Слабы мы перед этим коллективным Драконом.

— Ну-с, продолжим, — говорит Артур Семенович. — Переходим ко второй части ваших показаний.

— Переходим, — безразлично соглашаюсь я.

— Итак, около мусорного контейнера на вас напал некий бомж и выхватил у вас из рук сумку. Что-нибудь пропало?

— Нет. Он ее тут же выронил.

— В сумке были деньги?

— Нет, кошелек лежал у меня в кармане.

— Вам повезло… А вы раньше видели этого человека?

— Нет, никогда.

— Тем не менее из его путаных фраз вы сделали далеко идущий вывод о том, что те пять миллионов принадлежали когда-то ему?

— Да.

— По-вашему, это логично?

— По-моему, да.

— Странная у вас логика! Позднее вы опознали этого субъекта на фотографии в газете.

— Да.

— Несмотря на то, что видели его единственный раз в жизни.

— Ну и что? У меня хорошая память на лица.

— Допустим. Итак, в тот же самый день с вами связалась Маша и попросила о встрече. С собой она привела некоего Лиахима, то есть «Михаила наоборот». Вы раньше были с ним знакомы?

— Нет.

— Однако вполне поверили его россказням?

— Да не совсем…

— У вас не возникло сомнений в психическом состоянии ваших знакомых?

Я усмехаюсь. Еще как возникло! Впрочем, я и сам не лучше…

— По-вашему, мне надо было вызвать «скорую» и упрятать их в психушку, а не ехать неизвестно куда очертя голову?

— Не обязательно, но…

— А мне было тогда страшно! И интересно! Вы не поймете.

— Мне кажется, что вы просто очень внушаемы.

— Не рассчитывайте на это!

— Ладно, посмотрим… В поездке вы познакомились с неким Септимусом. Насколько я понимаю, он считал себя колдуном.

— Да.

— Впоследствии он сообщил вам о ряде совершенных им убийств ритуального характера. У вас не возникло мысли сообщить об этом властям?

— Тогда у меня были совсем другие мысли. Да может, он все и придумал. Доказательств его словам никаких не было.

— Только сумасшедший будет наговаривать на себя такое!

— А там все были с приветом.

— В хорошую компанию вы попали! Итак, вы приехали в дачный поселок и поселились там в доме, который ваши спутники именовали Замком Пяти Звезд. Кому, кстати, он принадлежал?

— Понятия не имею. У Лиахима были ключи, он все там знал.

— А машина была тоже его?

— Видимо, да.

— Ясно. Следующий пункт — ваше знакомство с некой Валей.

— Она была Чужой.

— Ну да, выглядела как Мэрилин Монро и превратилась потом в черную собаку! Вы уверены, что она существовала на самом деле?

— Думаете, я страдаю галлюцинациями? Но Септимус ее тоже видел. Она ему очень понравилась… в определенном смысле.

— Допустим. Хотя это известно только с ваших слов.

Я сердито пожимаю плечами.

— Наконец, Валя взорвала дом, где находились ваши знакомые, одновременно целуясь с вами. Как это вообще возможно?

— Не знаю. Это же инопланетяне! Их нельзя мерить по нашим, человеческим меркам.

— Очень удобное объяснение. То есть вам не пришло в голову, что в дом могла быть заложена бомба с часовым механизмом?

— Нет. Ведь важно было, чтобы я оказался вне дома. Заранее это не могло быть известно. А им хотелось оставить меня в живых.

— Да, чтобы завербовать. Кстати, Валя не объяснила, почему именно вас?

— Ну, вроде как я там был самый здравомыслящий… Не знаю.

— Угу. Вы попросили время подумать, и с тех пор вас никто из инопланетян не беспокоил?

— Да.

— Очень мило с их стороны… Ладно, пока на этом закончим.

Если он и Купер, думаю я, сидя у окна, то прошедший через Черный Вигвам. Впрочем, почему прошедший? Может, мы и сейчас все ТАМ. Может, мне дано видеть это странное место именно ТАК. Есть же теория, что метафизические реалии постигаются только в рамках личных представлений человека. Что-то такое говорил и Голос.

Может, я умер и не помню об этом. Как в рассказе Пелевина, где мертвецы продолжали работать на каком-то советском заводе. А может, наоборот, весь мир погиб, и нет уже ничего, кроме этого странного заведения, вечной зимы и молчаливого леса…

Как бы в отрицание моей последней мысли я вижу белую черту на голубом фоне — инверсионный след далекого самолета. Впрочем, это может быть и ангел, и «летающая тарелка». Я ничего не знаю.

Кажется, что само время остановило свой ход — нет больше ни прошлого, ни будущего, а только дурная бесконечность настоящего.

Так думаю я — и ошибаюсь.

Артур Семенович улыбался.

Мне оставалось только гадать, означает ли его благоприятное расположение духа что-то хорошее для меня, или совсем напротив.

— Ну вот, — сказал он, открывая кейс. — Раньше мы с вами ограничивались словами, а теперь перейдем к фактам. Узнаете? он осторожно развернул сложенную пластиковую сумку и показал мне. — Это та самая?

— Такая же, — осторожно ответил я.

— Хорошо… Вроде была еще коробка из-под обуви, где лежали деньги.

— Там поселились мыши — пришлось выкинуть.

— Как интересно! А вот ваш договор с банком. Правильно?

— Правильно, — сказал я, приглядевшись к выцветшей бумажке.

— Вот и хорошо. Теперь посмотрите эти фотографии — узнаете кого-нибудь?

Он выложил передо мной шесть фотокарточек. На них были все шесть участников моих приключений. Значит, они существовали!

— Это Лиахим, Маша, Септимус, Чужой с пустыря, бомж и Валя.

— Иными словами, Михаил Королев, Мария Золотова, Анатолий Седьмицин, Петр Тишков, Константин Савченко и Валентина Мальцева.

— Вам виднее, — пожал плечами я, — раз вы их всех нашли.

— Не совсем! — задумчиво протянул Артур Семенович. — Теперь я расскажу вам, что было НА САМОМ ДЕЛЕ.

Петр Иванович Тишков, одинокий пенсионер, бесследно исчез в указанный вами день. Соседи показали, что он имел обыкновение по вечерам бегать трусцой. Поиски ничего не дали…

Константин Савченко действительно одно время был достаточно богат, чтобы без сожаления расстаться с пятью миллионами рублей. Однако впоследствии его постиг финансовый крах. Он спился, продал квартиру и умер на свалке. Загрызен бродячими собаками.

Дача и машина принадлежали родственникам Михаила Королева. Они показали, что он действительно собирался в тот день за город с друзьями. Дом действительно взорвался и сгорел. Однако никаких признаков взрывного устройства обнаружено не было.

Удивляет локальный характер разрушений — ни соседние дома, ни машина ничуть не пострадали, хотя последняя находилась всего в нескольких метрах от дома, — в доказательство Артур Семенович выложил на стол фотографии пожарища и злополучного «Запорожца».

— Самое интересное, что никаких человеческих останков после пожара не было обнаружено. Либо ваших знакомых там не было, либо они исчезли столь же таинственным образом, как и Тишков.

Валентина Мальцева действительно имела дачу неподалеку. Она действительно работает учительницей. Однако в ТОТ день ее там не было. Она была в Москве, что подтверждают ее семья и знакомые. Но приехав на СЛЕДУЮЩИЙ день, она обнаружила, что в ее доме кто-то похозяйничал. Однако ничего из вещей не пропало.

Ну и как мы все это объясним?

— Не знаю, — покачал головой я. Он и вправду заставил меня задуматься. — В принципе, это не противоречит моим показаниям… Чужой мог жить под легендой пенсионера, а Чужая только приняла облик настоящей Вали. Но вот куда все пропали с дачи — не знаю. Может, Чужие только сделали вид, что убили их?

— Я чувствую, у вас снова начинает работать фантазия. И все в том же русле, — заметил Артур Семенович. — Мы же предпочитаем совсем другое объяснение происшедшему.

— Неужели? — с неподдельным интересом осведомился я.

Мне действительно хотелось, чтобы все стало на свои места.

— Мы полагаем, — с умным видом заявил Артур Семенович, что у вас раздвоение личности.

— И все?! — разочарованно фыркнул я. — По-вашему, это все объясняет? То есть Голос был моим вторым «я», как у всяких там маньяков, и все остальное — галлюцинации и провалы памяти — тоже от этого? Тогда уложите меня в Кащенко и оставьте в покое. Ради чего были все эти расследования, допросы и обыски?

— Что касается провалов памяти, то они являются следствием воздействия наших препаратов, — без тени смущения признался Артур Семенович. — Это продиктовано соображениями безопасности.

— Да ну?!

— С остальным сложнее… Обычно разные личности действуют в режиме разделения времени. Иногда они имеют общую память, иногда нет. У вас же налицо параллельный или диалоговый режим.

Вы представляете себе, что такое сон? Во сне действуете не вы, а лишь часть вашей личности, сохраняющая самосознание. Ваше сонное «я» ущербно — оно не понимает, что находится во сне, не помнит, как туда попало и что этому предшествовало, оно готово принять на веру самые абсурдные факты и обстоятельства сна. В это время другие части вашей психики «играют» за других героев, третьи отвечают за «декорации» и так далее. Понимаете?

— Понимаю, — раздраженно буркнул я.

— Проблема в том, — вздохнул Артур Семенович, — что вы тоже спите, причем спите наяву!

Ваше первое «я» — примитивно, пассивно и ограничено. Это заметно даже по тому, какое значение вы придаете всяким бытовым мелочам. Вам нужны только еда и покой. Ну, и немного секса.

Зато ваше второе «я» — сложно, активно и могущественно. Мы полагаем, что именно благодаря ему вы достигли некоторых успехов в своей научной карьере. Ему же вы обязаны несколькими странными рукописями, которые мы обнаружили у вас при обыске…

По каким-то причинам такая роль вашему второму «я» надоела. И оно начало менять реальность, в которой вы живете, превращать вашу жизнь в фантастический сон, прибегая при этом к методам, далеко превосходящим возможности современного человека.

Оно установило телепатический контакт с Марией Золотовой и Константином Савченко, подвигнув их на определенные действия. Оно же было причиной бесследного исчезновения по меньшей мере четырех человек. Оно сотворило двойника ныне живущего человека Валентины Мальцевой — о степени материальности которого остается только гадать. Наконец, оно взорвало двухэтажный дом одной лишь силой воображения. Согласитесь, что это немало!

— Ага, — обалдело произнес я. — Значит, все беды — от меня? Я вам что, «Психо» и «Воспламеняющая взглядом» в одном флаконе? Нашли себе игрушку!

— Теперь ВЫ мне не верите, — усмехнулся Артур Семенович. Впрочем, это уже неважно… Так вот, вы как личность нас вообще не интересуете. Нас интересует ваше второе «я», его способности. К сожалению, выйти на контакт с ним пока не удалось. Гипноз не помог, придется прибегнуть к более прогрессивным методам науки и техники.

— Гипноз? — глупо переспросил я.

Хотя чему я удивлялся: они делали со мной, что хотели, а я даже не помнил потом ничего. Вот сволочи!

— Кстати, — вновь усмехнулся мой мучитель. — Возможно, вас ожидает сюрприз. Есть мнение, что ваша вторая личность женского пола!

— Это почему еще?

— А вы разве не знакомы с теорией Юнга о том, что мужское бессознательное персонифицируется в женском образе, называемом по латыни «anima»?

Я промолчал. Еще бы им не знать, с чем я знаком. Небось всю мою библиотеку вверх дном перевернули, ублюдки.

— Ну вот, — удовлетворенно кивнул Артур Семенович. — Теперь отдохните, а потом приступим к эксперименту… Решающему, можно сказать!

Я сидел в своей камере — в голове у меня была каша, обильно сдобренная ужасом ожидания. Я не знал, какие там «прогрессивные» штучки собираются на мне опробовать эти чертовы инквизиторы, но изо всех сил надеялся, чтобы мое первое, человеческое «я» будет в это время в полной и безмятежной отключке. Пусть второе с ними разбирается. Если оно действительно существует и способно на все — могло бы и раньше вызволить нас обоих из плена! Или это тоже часть сна наяву?

Может быть, я действительно сплю? Как там говорил этот мой психолог в штатском про сонное «я»? «Не понимает», «не помнит», «готово принять на веру»… Я тоже ничего не понимаю и не помню. Что касается веры, то я уже готов стать субъективным идеалистом. «Как ужасно мое представленье!»

Да, теория Артура Семеновича (впрочем, его ли?) достаточно безумна, чтобы пополнить мою коллекцию. Однако противоречит ли она предыдущим? Да нет! Возможно, Неподвижным и Чужим тоже была нужна моя вторая личность, а не я — тупой и неуклюжий.

Мне представилось собственное сознание в виде планеты, одна сторона которой освещена, а другая находится в тени. Наверное, пришельцам удобнее высадиться сначала на дневную сторону, чтобы затем пробраться за богатствами теневой.

Такими странными фантазиями я занимал свою голову, пытаясь справиться со страхом, пока не заскрипела в последний раз дверь и мрачный охранник не пригласил меня на казнь…

Когда туман забытья рассеялся, я обнаружил себя сидящим на земле в позе лотоса.

На мне не было ничего, кроме присосок с проводами разного цвета, грубо оборванными, да липких разводов вазелина.

Во всем теле я чувствовал сильный жар.

Снег вокруг меня совершенно растаял, обнажив круг склизкой черно-золотой гнили опавших листьев.

Я встал, оперевшись на растущее рядом дерево — кажется, это была береза, — и увидел, как полыхает ярким пламенем здание моей бывшей тюрьмы.

Чьи-то мягкие руки легли мне на плечи. Я обернулся.

Это была Она, моя Anima.

Слишком прекрасная, чтобы описать.

Слишком эфемерная, чтобы запомнить.

Так ускользает из памяти сон, всего мгновение назад четкий и ясный, но стремительно распадающийся под напором реальности.

Она приблизила свое лицо к моему, словно для поцелуя, и тут же исчезла, войдя в меня.

Тогда я подумал, что теперь всю жизнь вольно или невольно буду искать Ее по свету — и не найду, потому что бессмысленно искать вовне то, что находится внутри, но такова уж моя судьба.

Тем временем с неба начал падать мелкий пушистый снежок.

май 1998[1]

Примечания

1

Все имена и фамилии изменены. Совпадения с именами и фамилиями реальных людей случайны. — Прим. авт.

(обратно)
  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Голоса-3», Алексей Викторович Лебедев

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства