Глава I
Быстрый монтаж: неприятности на Луне.
Фон Цорн собирался произнести речь. Глава «Фильмов девяти планет» неподвижно сидел за полукруглым стеклянным столом, уставившись в камеру, находящуюся в метре от него. Через секунду его маленькое, обезьянье личико появится на всех экранах Системы — это была межпланетная телепередача. «Девять планет» выходили в эфир каждую неделю, но, хотя звезды, певцы и комедианты выступали в ней часто, глава компании весьма редко снисходил до произнесения речи.
Режиссер Энтони Куэйд удобно устроился в ближайшем кресле и рисовал клеветническую карикатуру на фон Цорна в блокноте. Он не мог понять, зачем глава компании вызвал его. Разумеется, что-то пошло не так.
Куэйд не знал, что именно, но, когда в гигантской организации что-то выходило из-под контроля, фон Цорн тут же посылал за ним. Режиссер сонно моргнул и добавил щеточку усов на портрет начальника.
— Две минуты до эфира, — сказал один из телеоператоров.
Щелкнул выключатель. Из невидимого передатчика полилась тихая музыка. Затем смолкла и раздался приятный голос.
— Приветствую всех жителей Системы от имени всех жителей Лунного Голливуда и «Фильмов девяти планет». Наша сегодняшняя передача посвящена Нью-Йорку. Мы прямо над вами, Манхэттен — вы видите нас? Находясь на расстоянии в триста восемьдесят тысяч километров, мы приветствуем тебя, Нью-Йорк, и все остальные города Системы. Мы далеко, но в этот час мы показываем по телевизору жизнь самого чарующего и романтичного города во Вселенной — Лунного Голливуда!
Энтони Куэйд рассеянно пририсовал тощее обезьянье тело к голове фон Цорна.
— Этот мегаполис расположен во впадине Большого Кратера на той стороне Луны, которая никогда не видна с Земли, — продолжал ведущий. — Это город садов и место, где наука постоянно раздвигает границы возможного, где искусственное гравитационное поле и самая целебная атмосфера в Системе объединяются, чтобы сделать Лунный Голливуд страной чудес.
Куэйд добавил к голове босса высокую шелковую шляпу и, осененный одной мыслью, аккуратно добавил косматую лапу так, что стало казаться, будто обезьяна с лицом фон Цорна чешет себе бок.
— А теперь мы представляем вам главу «Фильмов девяти планет», вероятно, самую великую фигуру в киноиндустрии нашего времени — мистера Людвига фон Цорна, которому есть, что вам сказать.
Заиграл невидимый оркестр. Телеоператор нажал кнопку и кивнул боссу, тот быстро схватил листок с речью и уставился в камеру. Когда музыка затихла, фон Цорн вышел в эфир.
— Мне… кхм… мне бы хотелось, чтобы все, кто нас сейчас слушают, посетили Лунный Голливуд, — начал он. — Мне бы хотелось, чтобы вы провели вечер в «Серебряном скафандре», глядя на кинозвезд, гуляющих по Лунному бульвару, и прошлись по студиям «Девяти планет». Я знаю, что бы вы сказали, если бы побывали тут. «Чем все эти люди тут занимаются?» спросили бы вы. «Почему они так заняты?»
— Интересно, кто написал эту речь? — неслышно спросил Куэйд.
Он тихонько разорвал карикатуру фон Цорна и положил обрывки в карман.
— Я скажу вам, почему у нас все так заняты, — тем временем, продолжал глава компании. — Мы работаем над новой картиной, обещающей стать одним из величайших фильмов всех времен. В ней снимаются все звезды «Девяти планет»: Клинт Пэдрик, Эдит Рудин, Эйлин Вэн и недавно открытый нами талант — Кэйтлин Грэгг, а также многие другие. Я говорю о «Параде звезд», самом захватывающем межпланетном фильме, когда-либо выходившим в прокат. Следите за новостями — скоро будет известна дата выхода!
Вспотевший Фон Цорн расслабился. Он открыл шкаф и вытащил оттуда бутылку, из которой пил долго и жадно, пока телеоператоры разбирали треноги и укладывали аппаратуру в кофры. Куэйд встал и принялся ждать.
— О, Боже, — простонал фон Цорн. — Какое мытарство. Если общественность узнает… Куэйд, у нас проблемы. «Парад звезд» — сплошное несчастье. Мы разрекламировали его по всей Системе и на шесть недель отстаем от расписания. Все пошло наперекосяк с самого начала.
— Да, — сказал Куэйд. — Я слышал об этом. Кое-кто потерял терпение, не так ли?
— Пять звезд! Ты знаешь, к чему это приводит. Эйлин Вэн устраивает скандалы в среднем раз в час, Клинт Пэдрик и Эдит Рудин — как тебе известно, они женаты — постоянно ссорятся, Флойд Стовер вечно пьян…
— А Кэйтлин? — спросил Куэйд.
Он привел Кэйтлин Грэгг в кинобизнес и назначил себя ее ангелом хранителем — из-за чего девушка периодически возмущалась.
— О, с ней все в порядке, — признал фон Цорн. — Кстати, в прошлом месяце ты подарил ей обручальное кольцо. Загляни в ее контракт перед тем, как жениться.
— Уже заглянул, — печально ответил Куэйд. — Грязный трюк, босс. Ей нельзя выходить замуж, пока не закончиться срок действия договора.
Фон Цорн притворно засмеялся.
— О, ну, тебе придется немного подождать. Нам не нужно, чтобы перспективная звезда выходила замуж и теряла половину ценности в глазах общества. Впрочем, ты и сам это знаешь.
— Если вам когда-нибудь понадобится переливание крови, врачам придется закачивать вам аммиак, — проворчал Куэйд. — Вы хладнокровный…
— Попридержи коней. Я собирался дать тебе работу на «Параде звезд», чтобы ты был с Кэйтлин. Я понимаю, что ты чувствуешь, Тони. К твоему сведению, у меня тоже есть сердце.
— Разморозьте его для начала, — предложил Куэйд. — Мне отлично известно, почему вы хотите, чтобы я занялся этой коллекцией неудач. Потому что все остальные отказались.
— Считай, как хочешь, — сказал фон Цорн. — Фоулер в больнице. Он пострадал на марсианской съемочной площадке — его что-то укусило и занесло инфекцию. Группа осталась без режиссера. Да и вообще, случилось столько всего, что я не хочу, чтобы этим занимался кто-то кроме тебя, Куэйд. Особенно с учетом того, что надо снять сцену с Инферно.
Куэйд нахмурился.
— Я же говорил, что Инферно нельзя снять, — мрачно сказал он. — Это невозможно.
— Ну… я так не думаю. В лабораториях разработали специальные скафандры, вроде как справляющиеся с задачей. По крайней мере…
— Скафандры! — фыркнул Куэйд. — Как они защитят от Инферно? В этой марсианской преисподней столько субатомной энергии, что ее хватит разнести Лунный Голливуд на куски. Там нельзя снимать!
— Уже снимали — однажды, — тихо сказал фон Цорн, не сводя с Куэйда холодный, проницательный взгляд.
Да, Инферно один раз сняли на пленку. Марсианские ученые и исследователи пытались сделать невозможное с момента открытия этой фантастической пещеры. Несколько десятилетий назад Инферно нашел торговец по имени Логан, когда искал подземный город из марсианских легенд, по преданию разрушенный богами.
Когда-то, еще до того, как люди научились путешествовать по космосу, одна марсианская раса сделала своим домом каверну потухшего вулкана и основала там город. Но красная планета очень старая, и землетрясения регулярно терзают ее кору, создавая все большее давление в мантии.
Ученые объяснили, что вызвало катастрофу. Между ядром Марса и подземным городом открылся проход, и через него начала заливаться… не лава, а… энергия! Невероятная энергия из центра планеты, столько времени ждавшая своего часа, с непостижимой силой вырвалась на свободу волнами расщепленных атомов.
Куэйд все это помнил.
— Да, кое-кто пытался снять Инферно, — согласился он. — Вы правы, одному даже удалось. Десять лет назад он облачился в скафандр и спустился в каверну на веревке, прихватив с собой карманную камеру с пленкой, обработанной специальным составом. Когда друзья вытащили его, он был уже мертв. Его мозги выжгло излучение, идущее из недр планеты. Боже правый, фон Цорн, эти волны сильнее радиации. Гамма лучи проходят через несколько сантиметров свинца, но излучение Инферно… в общем, оно намного мощнее гамма-лучей. Не забывайте, оно порождено давлением, расщепляющим атомы.
— Ты сам сказал, что одному человеку все-таки удалось снять Инферно, — перебил босс.
— Да… он получил запись, туманную и размытую. И при этом погиб.
— С тех пор наука значительно продвинулась, — настаивал фон Цорн. — Послушай, Куэйд, мы разрекламировали «Парад звезд», как фильм, в котором будет показано настоящее Инферно. Нам нужен только фон, актеров мы добавим в кадр при помощи комбинированных съемок. Само Инферно подделать не получится — только не после такой раскрутки.
— Так какого дьявола вы вообще на это подписались? — настойчиво спросил Куэйд.
— Джерри Карлайл, — прошипел фон Цорн сквозь стиснутые зубы. — Дамочка, ловящая живьем всяких тварей. Мы наснимали столько поддельных чудес космоса, что люди не станут ходить в кино на наши фильмы, когда Карлайл привезет свою коллекцию в Лондонский зоопарк. Публика устала от наших роботов. Но Инферно… этого Джерри Карлайл никогда не покажет!
Куэйд обдумал доводы босса. Ему с фон Цорном было отлично известно, с какими трудностям столкнулся режиссер «Парада звезд». Фильм, разрекламированный еще до съемок, всегда преследуют неудачи. Более того, марсианская съемочная площадка оказалась опасным местом — уже не говоря об Инферно! Куэйд взвесил все «за» и «против».
Фильм открывал большие возможности для Кэйтлин Грэгг. Она не могла позволить себе спуститься по лестнице популярности, потому что действия студий предсказать невозможно, и многие звезды выпали из центра внимания не по собственной вине. К тому же, Куэйд знал Фоулера. Тот уже много лет хотел снять нечто похожее на «Парад звезд» и довел себя до нервного срыва, пытаясь справиться со всем самостоятельно. Куэйд понимал, что значит фильм для Фоулера.
— Я согласен, босс, — поэтому сказал он. — Но при одном условии.
— Каком? — с тревожным видом спросил фон Цорн.
— Мне нужен карт-бланш при общении с вашими пятью звездами. Они должны делать то, что я говорю. Я знаю Эйлин Вэн и ее характер… да и других тоже. Если я не заставлю их плясать под свою дудку, они заставят меня спрыгнуть в Инферно.
— Думаю, ты прав. Но мне не нужны неприятности.
— Их не будет. — Куэйд с ухмылкой повернулся к двери. — Разумеется, мне, возможно, придется отшлепать Эйлин и отвесить Клинту Пэдрику тумака. Как по мне, то все они бездарности.
Куэйд вошел в лифт, опустился на восемьдесят этажей, на уровень улиц, и через пару секунд зажег короткую, покрытую нагаром трубку. Затем вдохнул зеленый дымок ароматного табака, растущего на Луне, и вышел на податливый тротуар, выполненный в виде разноцветной мозаики.
Буйство света делало улицу блестящей, такой яркой, что было трудно понять голубое ли сейчас небо или усыпано звездами. Впрочем, Куэйд знал, что уже глубокая ночь. Шар Солнца сиял с другой стороны Луны, а звездный свет никогда не доходил до города кино.
Куэйд окрикнул такси и промчался через весь Лунный Голливуд, чтобы попасть в больницу, в огромное сферическое здание с искусственным хрустальным солнцем в центре, посылающим ультрафиолетовые лучи через полупрозрачное строение. Лифт довез Куэйда до палаты Фоулера. Режиссер, молча лежал на кровати и походил на уставшего юношу с узким лицом, сжатыми губами и встревоженными глазами.
Куэйд не стал демонстрировать притворную сердечность.
— Не повезло тебе, старик, — сказал он вместо приветствия. — Фон Цорн взял меня на твое место.
Фоулер кивнул.
— Я так и думал. Хорошо, что именно тебя, Тони. Я знаю, ты сможешь закончить фильм.
— Сделаю, что смогу. И, между прочим, твое имя появится в титрах. Я позабочусь об этом. А теперь… — Куэйд отмахнулся от возражений режиссера. — Теперь я хочу узнать, как там дела с «Парадом звезд». Что произошло на Марсе?
— Неприятности начали внезапно, — поморщившись, ответил Фоулер. — Во всем виновато расположение съемочной площадки. Это безумное место. Меня там что-то укусило.
— Знаю. Что именно?
— Ты решишь, что я спятил, но… в общем, меня укусила клешня.
Куэйд поморгал.
— Клешня? Земляной краб?
— Просто клешня. Больше я ничего не знаю. Я пристрелил какую-то змею, нагнулся, чтобы ее поднять, и тут эта клешня — большое зеленое существо — выскочила из ниоткуда, укусила меня и убежала, схватив змею. Я же сказал, что это кажется странным.
— Ну, не знаю. На планете полным полно необычных существ. Во всяком случае, я буду следить за клешнями. Вы много успели снять?
— Не очень. Звезды — все пятеро — вернулись в Лунный Голливуд вместе со мной. Они не захотели работать с помощником режиссера. Согласилась только Кэйтлин Грэгг, но мнение остальных перевесило. Съемочная команда ждет на Марсе. Но тебе придется заново собирать актеров.
— А что насчет Инферно? — спросил Куэйд.
Нахмурившись, Фоулер покачал головой.
— Даже близко не подобрались. У нас и без того было слишком много неприятностей. Новые скафандры, возможно, справятся с задачей… да и устойчивая к радиации пленка фон Цорна тоже сделает свое дело, но…
— У меня есть подозрение, что скафандры ничем нам не помогут, — сказал Куэйд. — Лучи Инферно проходят практически через все материалы. Но, думаю, мы сможем что-нибудь придумать.
Впрочем, на самом деле, он не был в этом уверен. Лучи смертельны для мозга, и фон Цорн был бы не против погубить всю команду в обмен на хороший фильм. Куэйд уже не в первый раз проклял босса.
Фоулер встревоженно пошевелился.
— Не надо рисковать, Тони. Я не… о, Боже! Что это?
Дверь открылась, и в палату с проворством зайца запрыгнуло нечто. Оно оторвалось от пола, пролетело над кроватью и приземлилось на остатки обеда Фоулера. Тарелки зазвенели, столик с подносом угрожающе наклонился.
— Я подобрал его на Ганимеде, — сказал Куэйд после того, как Фоулер пришел в себя. — Его называют прыгуном. Обитатель астероидов…
Прыгун вдруг задергался, стол покачнулся, и какао из перевернутой чашки закапало на пол. Создание полуметрового роста напоминало бесхвостое кенгуру. Короткие, толстые передние лапы, чем-то похожие на человеческие руки, лежали на пухлом брюшке.
Голова прыгуна имела форму луковицы. На ней были: а) два блюдцевидных глаза, б) пуговица носа и в) небольшая пасть с опущенным уголками, придающая существу печальный вид, и с удивительно длинной верхней губой. Прыгун был покрыт белой шерстью, теперь украшенной оранжевым мармеладом.
— Что ты тут делаешь? — открыв сморщенную пасть, спросил он.
Фоулер застонал.
— Можешь не притворяться, что тоже его видишь, — сказал он Куэйду. — У меня галлюцинации. Я слышал, как оно говорит.
— Само собой, — усмехнулся Куэйд. — Прыгун читает мысли. В данном случае — мои. Он улавливает мощные волны, посылаемые мозгом, и воспроизводит их. Смотри, я все покажу.
Куэйд замолчал, а прыгун, внезапно осознав, что к его округлому телу прилип мармелад, начал его слизывать. Затем существо распрямилось и энергично кивнуло.
— Я живу на Ганимеде, — пискливо объявило оно. — Меня зовут Билл. Рад познакомиться с вами, мистер Фоулер. — Прыгун замялся, но потом продолжал. — Мистер Куэйд, вы выглядите все хуже и хуже. Когда вы в последний раз причесывались?
Куэйд нахмурился. Затем, криво усмехнувшись, подбежал к двери и распахнул ее. В коридоре стояла стройная девушка и изо всех пыталась не засмеяться.
— О, это ты, Кэйтлин, — сказал Куэйд. — Я знал, что это не я передал прыгуну последнюю фразу. Заходи.
У Кэйтлин Грэгг был необычный подбородок, придававший ей вечно упрямый вид, красивые карие глаза и вспыльчивый нрав. Она тут же продемонстрировала его.
— Значит, это ты теперь командуешь «Парадом звезд»? — резко спросила девушка. — Что ж, удачное совпадение. Я как раз собиралась отправиться на поиски четырех наших звезд и приготовила кастет. Теперь это твоя работа, Тони.
— Я готов. Фоулер ввел меня в курс дела.
— Хорошо. Я сходила к тебе домой. Мне сказали, ты ушел на встречу с фон Цорном, поэтому я позвонила ему и выяснила, где ты. Билл умолял меня взять его с собой, и я…
— Не верь ей, Тони, — по совиному моргнув, встрял Билл. — Она выманила меня. Пообещала дать конфету. Кстати, я так ничего и не получил.
— О, это никуда не годится, — неодобрительно сказал Куэйд Кэйтлин. — Ты должна держать слово, сама знаешь. Дай ему конфету, Кэйт.
Фоулер, практически, не мог поверить, что маленький ганимедианин всего лишь транслирует мысли Куэйда. Однако, на секунду он смог забыть о прыгуне.
— Тони, — сказал он. — Насчет «Парада звезд»…
— А, да, — вспомнив, зачем сюда пришел, сказал Куэйд. — Ну, Кэйт, сможешь найти Эйлин Вэн и Эдит Рудин? Я позабочусь о Клинте Пэдрике со Стовером. Я планирую вылететь на Марс часа через три. — Ничего не ответив, Кэйтлин просто кивнула и пошла к двери. — Увидимся в космопорте, — крикнул в коридор Куэйд, когда прыгун соскочил со стола и бросился догонять девушку.
Глава II
Съемки: с Луны на Марс.
Куэйд нашел Флойда Стовера у него в бассейне, красного и расстроенного. У главной звезды «Девяти планет» было похмелье. Вяло почесав большую копну светлых волос, он поднялся по лестнице и сказал, что отправится в космопорт, как только оденется и соберет вещи.
С ним проблем не возникло. Стовер был актером до мозга костей. Но любил кутить. Попав в привычное окружение, некоторое время он будет вести себя покладисто.
— Ты не знаешь, где Клинт Пэдрик? — спросил Куэйд звезду.
Стовер сдвинул кустистые брови.
— Думаю, на борту «Метеора», — прохрипел он. — Он поссорился с Эдит и направился…
Куэйду больше не нужно было ничего знать. Он кивнул, вышел на улицу, взял такси и через несколько минут оказался в космопорте. Двухместный катер, — скоростной, мощный кораблик с прозрачным носом, где располагалась камера, — был, как всегда, готов, и через полчаса Куэйд, с воем предупреждающих сирен, уже быстро отдалялся от Лунного Голливуд, включив искусственную гравитацию.
«Метеор» являлся роскошным лайнером, кораблем-казино, висевшим в паре сотен километров над поверхностью Луны. Элита кинобизнеса искала там острых ощущений.
Темный космос рассекали лучи мощных прожекторов. Внешние гравитационные пластины «Метеора» создавали вокруг огромного корпуса атмосферу, иначе свет разноцветных огней был бы невидим в вакууме. Однако, швартующиеся корабли направлял радиолуч, потому что в прямом солнечном свете даже самые мощные дуговые лампы были бесполезны.
Воронки из металлической решетки торчали со всех сторон «Метеора». Куэйд подлетел к одной из них и выключил двигатели, когда мощные магнитные поля подхватили катер и плавно потащили в шлюз.
Внутри «Метеора» было невообразимо ярко. Сверкали фонтаны всех цветов радуги, стены были украшены дорогими гобеленами и произведениями искусства со всего мира.
Оркестр исполнял танцевальную музыку, но внимание большинства посетителей было приковано к различным игровым приспособлениям. Самым популярным являлась разновидность древнего пинбола, где игроку нужно было попасть миниатюрным космическим кораблем в небольшую цель на доске.
Куэйд кивнул служащему, облаченному в блестящий костюм из белого атласа.
— Клинт Пэдрик здесь? — спросил он.
— Кажется, он в зале с рулеткой, — указав рукой в сторону, ответил тот.
Куэйд направился в зал.
В огромной впадине в центре помещения было установлено колесо, имеющее форму конуса, его обод разделялся на маленькие пронумерованные отделения.
— Ставки приняты! — крикнул крупье.
Куэйд секунду глядел на блестящий космический корабль диаметром сантиметров тридцать, внезапно выскочивший из центра колеса. Сферический корабль был усеян дюзами, одна из них выплюнула огненную струю. Корабль ударился в край впадины и скатился в одно из пронумерованных отделений. Заработал другой двигатель, и сфера перелетела в другое отделение.
Осмотревшись, Куэйд увидел Клинта Пэдрика. К его загорелому «звездному» лбу прилипла прядь черных волос, а вечно печальные губы вытянулись в тонкую линию. Пэдрик, несомненно, был красивым, можно сказать, дьявольски красивым и обладал соответствующим нравом. Когда Куэйд тронул его за плечо, он тут же повернулся.
— О, это ты? Ну, и чего тебе нужно?
Куэйд все объяснил.
— Ладно. Лети на Марс. Я отправлюсь следом.
— Так не пойдет, — ответил Куэйд. — «Парад звезд» должен быть готов через четыре недели. Ты…
Пэдрик перестал обращать на него внимание. Он снова уставился на шарик-корабль и чертыхнулся себе под нос, когда крупье прокричал число. Куэйд поколебался, пожал плечами и нашел служащего. Затем сунул ему в руку купюру, и вскоре официант принес стакан с зеленовато-голубой жидкостью. Подмигнув Куэйду, он подошел к Пэдрику.
В напиток, разумеется, было подмешано снотворное. Персонал «Метеора» держал его запас как раз на такие случаи, чтобы помогать киностудиям всякий раз, когда какая-нибудь звезда выходила из-под контроля, в обмен на их благосклонность.
Когда официант подал ему стакан и прошептал: «Ваш заказ, сэр», Пэдрик ничего не заподозрил. Он залпом опустошил содержимое, и уже через секунду взгляд его затуманился. Куэйд взял актера под руку и отвел к шлюзу, где ждал катер.
Снотворное было очень эффективным. Когда усыпляющее — причем совершенно безвредное производное гиосциамина — подавило работу мозга, сознание временно покинуло Пэдрика. Знаменитость придет в себя уже на Марсе и не даже не вспомнит, как она там оказался.
В космопорте уже ждал способный юноша с узким лицом из команды Куэйда, возглавляемой Вольфом. Куэйд знал всех по именам — он работал с ними уже много лет и был уверен, что на команду можно рассчитывать. Стовер находился уже на борту и прижимал к лохматой голове пакет со льдом. Куэйд отвел Пэдрика в отдельную каюту, где его звездная жена Эдит Рудин читала какой-то журнал. Она была хрупкой симпатичной блондинкой и чем-то напоминала китаянку, а странно нежные голубые глаза очень помогали ей в этом. Но, когда Эдит увидела Пэдрика, то вскочила и назвала его паршивым бродягой.
— Убирайся отсюда, безмозглая мелюзга, — в ярости крикнула она, затем, увидев, в каком состоянии ее муж, замолчала и перестала сверкать глазами. — Тони… что с ним?
— Ничего. Пришлось немного успокоить его, чтобы затащить на борт. Он скоро поправится. Позаботишься о нем?
Девушка ничего не ответила, но взгляд ответил за нее, когда она взяла Пэдрика под руку, чтобы усадить в кресло. Ухмыльнувшись, Куэйд вышел из каюты. Но, вспомнив о темпераментной Эйлин Вэн, снова помрачнел. Где она?
Громкий вопль послужил отличным ответом. Эйлин Вэн шла по коридору. Куэйду с трудом удалось не вздрогнуть при виде ее сверкающих платиновых глаз. Столетия назад золотом и платиной лечили ослабленное зрение, но лишь недавно стала модной татуировка сетчатки. Лицо Эйлин, благодаря нежным, округлым чертам, было поразительно привлекательным, согласно зрительской аудитории. Однако, сама она была темпераментной, как мурри.
— Где Кэйтлин Грэгг? — резко спросил Эйлин, а ее пальцы с покрытыми платиновым напылением ногтями судорожно скрючились. — Она сказала, что придет! Она взяла Пикассо… украла его!
Куэйд поспешно объяснил, что ничего не знает ни о каком Пикассо, и попытался понять, о чем говорит Эйлин. Звезда кино резко развернулась и зашагала прочь, поливая Кэйтлин Грэгг на чем свет стоит. Вскоре из каюты вышла сама Кэйтлин с растрепанными волосами.
— Пора улетать, Тони, — тихо сказала она. — Все на борту.
Куэйд кивнул и крикнул приказ в рацию, встроенную в стену. Взвыла сирена. Хотя ощущения движения не было, Куэйд знал, что гигантский операторский корабль уже мчится через атмосферу.
— Как тебе это удалось? — спросил он. — И что это еще за Пикассо?
— Домашнее животное Эйлин, — усмехнулась Кэйтлин. — Она любит его больше мужа. Она не хотела никуда улетать, поэтому я схватила Пикассо и побежала в такси. Я знала, что Эйлин бросится за мной. Вот оно. — Кэйтлин указала на свое плечо.
Куэйд поморгал. Ему казалось, что девушка показывает на черное платье. Она пошарила рукой на плече, взяла что-то и протянула Куэйду. Нечто выглядело, как пластичная кучка глины, внезапно поменявшая цвет на телесный. Кэйтлин посадила Пикассо на серую кожаную тунику Куэйда, и он тут же стал серым.
— Это… кажется, это животное. Недавно выведенное в лаборатории. Оно сантиметров пятнадцать в длину и — что там говорила Эйлин? — у него мышцы, как у кальмара. Что она имела ввиду?
— А-а, — сказал Куэйд. — Кажется, я кое-что слышал об этих существах. Цветной камуфляж. Лолиго — это головоногий…
— Что?
— Кальмары, каракатицы, осьминоги и так далее. У них есть хроматофоры.
— Я рада за них, — мрачно сказала Кэйтлин. — Кончай выпендриваться и объясни по-человечески.
— Хроматофоры — это одиночные клетки разных цветов, находящиеся сразу под эпидермисом. Обычно их не видно, но они расширяются, когда сжимаются мышцы вокруг них. Так кальмары меняют цвет кожи. Это просто камуфляж.
Куэйд осторожно прикоснулся к Пикассо пальцем, создание обернулось вокруг руки и побледнело.
— Если оно попадает на красную поверхность, мышцы выталкивают красные клетки. Если на синюю — настает очередь синих клеток. Понятно?
— Да, — кивнула Кэйтлин. — Ну… — Она опасливо глянула вбок, когда услышала чьи-то шаги. — Отдай Пикассо Эйлин. Кажется, это идет наша звезда. Если она спросит, где я, скажи, что я умерла. — Девушка быстро спряталась в каюте.
Корабль снизился километрах в восьмидесяти к западу от Элизиума, на марсианском экваторе. Планета стала менее обитаемой, когда люди начали переезжать поближе к полюсам, и для работы на улице постепенно стали не нужны скафандры. Но прямые солнечные лучи на экваторе легко пробивались через разреженную атмосферу и делали климат теплым и приятным.
Более того, сейчас была весна, и таяние ледников высвободило в атмосферу большой объем пара, поэтому воздух стал не таким сухим, как обычно.
Когда корабль пролетел мимо Деймоса, особенности поверхности Марса уже были видны, хотя кое-где их скрывали тонкие облака. Лагерь, как знал Куэйд, находился на поляне в джунглях, с трех сторон окруженных огромными солевыми пустынями. Он взялся за рычаги и плавно сел в тридцати метрах от нескольких палаток, покрытых стальной сеткой. Сейчас начнутся настоящие трудности.
Чтобы закончить «Парад звезд», осталось четыре недели, — кроме того, в фильме снимались самые капризные актеры «Девяти планет»! Пэдрик и Эдит постоянно ссорились, а Эйлин Вэн постоянно пребывала в состоянии угрюмой ярости, усиленной тем, что ее домашний любимец Пикассо открыл в себе глубокую привязанность к прыгуну, который тоже находился на борту.
Меняющее цвет существо проводило большую часть времени, нежно прилипнув к пухлому телу прыгуна и став белым, как шерсть Билла.
— Биллу приходиться нелегко, — помогая Кэйтлин разобрать вещи, сказал Куэйд. — Он улавливает мозговые волны, как ты знаешь. А слабоумное животное Эйлин не отцепляется от него ни на секунду, излучая привязанность. По крайней мере, мне так кажется. Взгляни на них.
Прыгун удрученно скакал по комнате, глядя на свой живот. Он никогда точно не знал, где Пикассо, потому что камуфляж существа был практически идеальным, а вес — почти незаметным, особенно на Марсе.
— Приятно и… тепло, — тихо сказал прыгун. — Приятно… приятно.
Кэйтлин вопросительно взглянула на режиссера. Тот пожал плечами.
— Билл — весьма умное существо, как ты знаешь. Думаю, он улавливает мысли Пикассо и переводит их на английский. Разумеется, у супер-хамелеона мозгов маловато, поэтому его мысли не очень разборчивые. Видимо, он считает Билла приятным и теплым.
Прыгун подошел к Кэйтлин и прижался к ее ноге, грустно попискивая. Она наклонилась и принялась копаться в белой шерсти. Через некоторое время девушка отцепила Пикассо, быстро перекрасившегося в цвет загорелой кожи, и выбросила существо за дверь.
— Если бы я знала, как оно выглядит на самом деле, то, возможно, относилась бы к нему лучше, — объяснила Кэйтлин. — Но его маскировка настолько идеальная, что он полностью сливается с окружением. — Она посмотрела в иллюминатор. — Мы будем ночевать в палатках, Тони?
— Как хочешь. На корабле всем места не хватит. Да и в палатках весьма комфортно.
Кэйтлин вздрогнула.
— Но… по ночам тут очень холодно, не так ли? Мы окоченеем.
— Ничего подобного! В палатках установлены высокочастотные катушки. Их поля согреют тебя, индуцировав ток в тканях, проводящих электричество. Но придется одеть специальные пижамы, в которых нет ничего металлического. В противном случае можно получить ожоги.
— Живи и учись, — пробормотала девушка.
Она оперлась локтями на то, что можно было назвать подоконником, осматривая зеленовато-голубые джунгли, окружающие корабль. Не считая цвета и огромного размера листьев, лес походил на земной.
Вся марсианская растительность обладала огромными листьями, в этом не было ничего удивительного, потому что ей приходилось собирать энергию Солнца, находясь на пятьдесят-сто миллионов километров дальше Земли. Причина такого разброса заключалась в эксцентриситете орбиты Марса — 0.0933, только орбита Меркурия была еще более вытянутой.
Кэйтлин скривила рот, когда увидела светловолосого Стовера, неуверенной походкой идущего за Клинтом Пэдриком и Эдит Рудин, последние, как обычно, громко ругались. Кэйтлин заранее знала, что съемочную группу ждет море проблем.
На самом деле, все оказалось даже хуже, чем боялась Кэйтлин, — потому что один обитатель марсианских джунглей все сильнее и сильнее интересовался странным гостями…
Глава III
Крупный план: Пазл.
Съемки фильма предполагали тесное сотрудничество. У Куэйда не возникло проблема с техниками: фотографами, звукооператорами, костюмерами, строителями и инженерами по цвету, как и с большинством актеров. Но со звездами все было по-другому.
Кэйтлин Грэгг, разумеется, оказалась права. Стоверу вечно хотелось напиться. Где он прятал венерианский виски, который обычно употреблял, Куэйд так и не нашел, хотя обыскал весь корабль. Пикассо по какой-то причине плохо чувствовал себя на Марсе — возможно, сказывался недостаток кислорода, — это усиливало трения с Эйлин Вэн. Клинт Пэдрик и Эдит Рудин большую часть времени отказывались работать вместе. Куэйд рвал на себе волосы, ругался, спорил, умолял и все-таки сумел снять примерно полфильма. На это ушло целых три недели.
Кроме того, над лагерем постоянно висело странное предчувствие тревоги. Многие ощущали, что за ними наблюдают, и безо всяких причин частенько оглядывались. В джунглях все время что-то возилось. А иногда из леса доносились необъяснимые звуки — в основном, утробный рев. Разумеется, это усложняло работу звукооператоров.
Куэйд первым увидел клешню — зеленое существо, о котором Фоулер говорил в больнице на Луне. Вместе с Кэйтлин Куэйд сходил к Инферно. Они постояли на краю гигантского кратера, уходящего в бесконечные недра планеты. Кратер имел почти полтора километра в диаметре, а его склоны были такими неровными и обрывистыми, что спуск стал бы подвигом скалолазания. Куэйд нахмурился, глядя в бинокль.
— Фон Цорн спятил, — сказал он. — Инферно нельзя снять. Мы провели тест скафандров, они не спасут. В лаборатории этого не узнать, потому что лучи в пропасти сильнее всего того, что могут создать ученые.
— А почему бы нам не использовать роботов? — спросила Кэйтлин.
— Мы уже обдумали такой вариант. Но ими нужно управлять, а спуск в кратер слишком сложный и опасный для этого, кроме того, склонов не видно, нам придется работать вслепую. В любом случае, излучение нарушит радиосвязь. Но у нас есть автоматическая камера, которую можно подвесить на тросах, однако, как ты знаешь, внизу бесчинствуют электрические поля.
— А что вообще такого удивительного в этом месте?
— Во-первых, Инферно еще ни разу не снимали, — ответил Куэйд, — не считая одной размытой записи. Внизу находится древний город, а энергетические бури создают эффект, похожий на солнечное извержение. Кассовые сборы нашего фильма значительно вырастут… если мы сможем снять этот эффект на камеру. Ближе не подходи. Даже на таком расстоянии излучение может быть опасно.
Когда впереди показалось нечто странное и быстро помчалось вверх по склону, Куэйд внезапно усмехнулся.
— Кэйт, — тихо сказал он, — взгляни-ка на это.
Он поднял камень и бросил его так, что рядом с существом поднялось облачко пыли. Существо остановилось.
— Боже мой! — ахнула девушка. — Что это?
— Чайник, — ответил Куэйд. — Видишь?
Чайник не являлся птицей, хотя очень походил на нее, но на самом деле был рептилией, покрытой жесткими, хитиновыми чешуйками. Лапы, напоминающие ходули, поддерживали круглое тело с коротким острым хвостом с одной стороны и длинной, гибкой шеей с другой.
Голова существа выглядела, как черепашья, и, когда возле него упал камень, брошенный Куэйдом, оно быстро сложило ноги и легло на грунт. Шея изогнулась, съежилась, и вскоре голова спряталась в теле рептилии.
— А еще у него сумка на брюхе, как у кенгуру, — рассказал Куэйд. — Теперь ты понимаешь, почему его называют чайником? — И действительное, пухлое создание с хвостом, похожим на носик, и длинной шеей, напоминающей сейчас ручку, походило именно на чайник. — Теперь ему все нипочем, — улыбнувшись, продолжил Куэйд. — Единственное уязвимое место — голова. А броню невозможно пробить даже долотом. Смотри.
Он шагнул вперед, наклонился и взял чайник за «ручку». Потом замер и на что-то уставился.
Нечто выбежало из кустов и бросилось на чайник. Это была клешня. Просто клешня. Большая, зеленая, тридцатисантиметровая клешня.
Почувствовав угрозу, чайник вытащил голову из панциря, вскочил на ноги и помчался в сторону кратера. Клешня кинулась в погоню.
Куэйд застыл от изумления.
— Оно походит на клешню, — удивленно пробормотал он.
— Точно! — нервно воскликнул девушка.
— У нее много маленьких ножек — я успел их разглядеть. Но это невозможно. Я видел массу загадочных существ на разных планетах, но даже ганимедианские пиявки не такие странные. Я…
Куэйд резко замолчал, чуть не подавившись последним словом. На него смотрел глаз. Холодным взглядом, словно рыба, он пялился на Куэйда, сидя на большом камне. Глазное яблоко, не считая зрачка, было закрыто панцирем. Куэйд осторожно шагнул вперед, и глаз приподнялся на десятке паучьих ног. С обманчивой скоростью существо слезло с камня и убежало в кратер вслед за чайником и зеленой клешней.
У марсианской рептилии явно не задался день. Куэйд приложил бинокль к глазам.
— Она уже в зоне досягаемости лучей, — сообщил он. — Сейчас сгорят ее мозги…
Далеко внизу на отвесном склоне, чайник сбавил скорость, остановился и упал, дрыгая ногами. Последним отчаянным движением он сунул голову в защитный мешочек на брюшке. Зеленая клешня схватила мертвую рептилию и быстро отправилась обратно, глаз не отставал. Вскоре странная процессия выбралась из кратера на некотором расстоянии от двух человек и скрылась в лесу.
— Давай вернемся в лагерь, — предложил Куэйд. — Мне это совсем не нравится.
Но в лагере тоже кое-что случилось. Одного из операторов укусили. Он сказал, что на него напала зеленая клешня. Его нога побагровела и распухла. Врач присматривал за ним, так же, как и за сценаристкой, столкнувшейся со «змеей с ногами, снизу доверху покрытыми присосками».
Куэйд подумал, что по описанию это существо походит на щупальце, хотя никогда не слышал про щупальца, передвигающиеся сами по себе. Какие фантастические формы марсианской жизни им еще предстоит увидеть?
Была только одна хорошая новость. Флойд Стовер с развевающейся львиной гривой ввалился в корабль, чуть ли не трясясь от ужаса. Он позвал Куэйда в шлюз.
— Глаза, — с дрожью в голосе простонал он. — Глаза гонялись за мной по всему лесу, Куэйд. Я перепробовал все напитки в Системе, но еще ни один не вызвал у меня галлюцинаций. Это Божья кара. С этого момента я перестаю пить — ты свидетель!
Стовер повернулся к скафандру и повозился с кислородным баком. Внезапно оттуда потекла янтарная жидкость.
— Я прятал тут виски — но больше не возьму в рот ни капли. — Он тряс костюм, пока баллон не опустел. — Прочь, проклятая жидкость! Прочь, говорю! — повторяла звезда, вспоминая те времена, когда она играла в шекспировских постановках.
Затем Стовер вытащил из кармана баночку с белыми таблетками и проглотил несколько штук.
— Концентрированный бензедрин, — дрожащим голосом объяснил он. — Стимулятор. Самое лучшее средство, чтобы протрезветь.
— Ну, главное, теперь не засни на неделю… осторожнее!
Предупреждение Куэйда дошло до адресата слишком поздно. Баночка выпала из дрожащей руки Стовера, и таблетки раскатились по полу. Откуда-то выскочил прыгун, схватил одну таблетку и жадно слопал ее. Куэйд собрал оставшиеся прежде, чем Билл успел съесть еще.
Он вернул баночку актеру. Куэйд знал, что теперь Стовер будет держаться от выпивки, как можно дальше. Одной проблемой меньше. Но недавно появилась новая. Что это за дьявольские существа, по одному выскакивающие из джунглей? И почему их не обнаружили раньше?
Куэйд знал ответ на этот вопрос. Это был бесполезный, одинокий аванпост, который обходили даже кочующие марсианские племена. Те, немногие, кто останавливались здесь для изучения Инферно, задерживались совсем ненадолго. В этом странном лесу могло водиться что угодно.
Быстрое движение прыгуна привлекло внимание Куэйда. Билл запрыгнул на кресло, а его глаза странно остекленели. Пикассо бело-голубым сгустком быстро полз по бело-голубому стальному креслу. Затем спрыгнул на ковер и помчался к двери. Там была Кэйтлин.
Куэйд предупреждающе поднял палец и рассеянно перевел взгляд с Билла на Пикассо. Кальмар залез на Кэйтлин, забрался ей в карман и быстро вылез оттуда с конфетой. Она всегда носила с собой горсть конфет для прыгуна, обожавшего их.
Пикассо спустился на пол, дошел до кресла Билла и поднялся по ножке. Потом остановился перед прыгуном, а в следующую секунду тот схватил конфету и с большим удовольствием съел ее.
— Ну и ну! — воскликнул Куэйд. — Знаешь, что сейчас произошло?
— Пикассо умнее, чем мы думали, — ответила Кэйтлин.
— Нет, все совсем не так, — резко сказал Куэйд. — Билл тут главный. Как ни странно, но я почему-то не подумал об этом раньше. Его телепатия работает в обе стороны. Билл может читать мысли, — мы всегда это знали, — но теперь выяснилось, что он может их посылать! По крайней мере, когда его мозг приправлен бензедрином, и когда ему надо заставить глупое создание вроде Пикассо что-то сделать. Билл отправил мысленную команду Пикассо и заставил стащить конфету у тебя из кармана… Могу поспорить, что все обстоит именно так!
— Ну, за это он заслуживает еще одну, — сказала Кэйтлин и поступила согласно своим словам.
А Куэйд, улыбнувшись, пошел на камбуз, чтобы заказать повару сэндвичи с кофе.
Спустя час ему в голову пришла идея. Все это время он размышлял над загадкой зеленой клешни и нашел возможное объяснение. Это казалось невероятным, но…
Куэйд позвал молодого Вольфа.
— Принеси-ка оружие, парень. Мы отправляемся на охоту. Да, и еще возьми электроскоп… У меня есть одна теория.
Вспомнив о том, что прыгун способен читать мысли, и раздав приказы всем, кто был на борту, Куэйд отправился на поиски Билла.
Вольф принес несколько электроскопов со свинцовыми экранами.
— Ты думаешь о том же, о чем и я, да? — проворчал Куэйд, когда они вышли из шлюза. — Ну, я не поверю, пока не увижу собственными глазами. Это невероятно.
Вольф пожал плечами.
— А как насчет роботов, которых мы используем для съемок? Мы управляем ими по радио.
— Да, но… это же живой организм! Сюда. Клешня ушла на север.
Куэйд с Вольфом вошли в джунгли. Несмотря на размер растительности, идти было не трудно. Большая часть энергии деревьев была сосредоточена в широких плоских листьях, улавливающих солнечные лучи высоко над головой. Приходилось идти в зеленых, тусклых сумерках, напоминающих океанские глубины.
Куэйд знал, что над джунглями тепло, но на уровне земли гулял холодный ветер. Он заметил, что некоторые деревья были покрыты толстым слоем пушистого мха, по-видимому, не позволяющим холоду пробраться через кору — какая поразительная форма симбиоза, взаимодействия между паразитом и хозяином.
Прыгун тихо скакал следом, подавленный и слегка напуганный. Его огромные глаза, способные видеть как в инфракрасном, так и в ультрафиолетовом диапазонах, не испытывали проблем в сумерках, но людям не единожды приходилось пользоваться световыми трубками. Вскоре команда вышла на небольшую поляну и остановилась, услышав страшный рев.
— Подождем минутку, — сказал Куэйд. — Иди сюда, Билл.
Прыгун прижался к ноге Куэйда, и оказалось, что он дрожит.
— Что это? — прочитав мысли Вольфа, тихо сказал прыгун. — Это… чайник.
И точно, через пару секунд на поляну медленно вышла необычная рептилия. Когда рев стих, она остановилась и принялась поедать сочный мох. И тут из мрака появилось невероятное существо.
Оно походило на воздушный шарик, туго натянутый на бледный диск. Будучи размерами с человеческую голову, существо быстро бежало на нескольких бескостных лапах и остановилось в паре метров от чайника. Затем шарик увеличился в размерах, а диск внезапно задрожал. Раздался страшный рев.
Вздрогнув, чайник поднял плоскую голову и понесся прочь. Баллон побежал следом. Вольф вытер лоб рукой.
— Это легкое, — сказал он Куэйду. — Если я знаю физиологию, то это легкое. С диафрагмой. Давление воздуха заставляет диафрагму вибрировать и издавать этот звук.
— Все верно. А знаешь, зачем оно это делает? Ты когда-нибудь видел, как команда Джерри Карлайл охотится в земных джунглях? Люди становятся полукругом вокруг добычи и начинают стучать в барабаны и всячески шуметь, чтобы напугать находящихся впереди зверей. Могу поспорить, шарик занимался именно этим. Он гнал чайник к…
Куэйд остановился и нахмурился.
— Дай-ка электроскоп.
Он аккуратно вытащил прибор из свинцового кожуха. Но стрелка не сдвинулась с места и даже не дернулась. Куэйд покачал головой.
— Значит, еще рано. Пойдем дальше.
Прыгун без всякого энтузиазма поскакал за людьми. Когда несколько глаз почти бесшумно слезло с деревьев и исчезло в тени, а трехметровое щупальце, покрытое присосками, извиваясь, поползло к «охотникам», Билл совсем приуныл. Щупальце быстро приближалось к Куэйду. Он убил его меткой разрывной пулей и осмотрел мертвое существо.
— Мозга нет, видишь? А белые нити — это нервная ткань.
Куэйд снова достал электроскоп, и на этот раз стрелка отклонилась.
Пока «охотники» поднимались по крутому склону, джунгли становились все реже и реже. Вскоре осталась одна трава, затем лишь голые камни, похожие на кварц. Куэйд с Вольфом остановились на вершине небольшого хребта, прыгун замер рядом. Они молча уставились вниз, в неглубокий кратер.
Куэйд почему-то вспомнил машины, работающие размеренно, эффективно и без устали. Однако, он знал, что организмы внизу — это нечто большее, чем просто сгустки энергии. В них цвела жизнь.
В середине кратера виднелся водоем, в котором колыхался небольшой серый предмет. Метрах в десяти от него на берегу пруда лежали пять огромных, серых, медленно пульсирующих мешков. Из них периодически вытягивались длинные трубки и соединялись с объектом на воде.
За серыми мешками еще одним кругом лежали — Куэйда внезапно осенила одна мысль — челюсти! Грубо говоря, сферические, они все обладали отверстием, судорожно закрывающимся и открывающимся. Из челюстей выходили толстые трубки, соединяющиеся с серыми мешками.
— Великий Юпитер! — тихонько воскликнул Вольф. — Оно живое!
Мимо охотников быстро проползло щупальце, несущее извивающегося, дергающего конечностями чайника. Оно добралось до одной из огромных челюстей и скинуло рептилию внутрь. Пасть с хрустом закрылась, а когда открылась — чайник уже представлял собой бесформенную массу.
— Какое усилие! — воскликнул Вольф. — Чтобы вскрыть панцирь чайника, нужна алмазная дрель!
Куэйд медленно кивнул.
— Кажется, я понял, что тут происходит. Челюсти пережевывают пищу, а затем выталкивают в трубки… Видишь перистальтику? — По шлангу, соединяющему челюсть, за которой наблюдали люди, с одним из серых мешков, пошли волны. — Специальные мышцы заталкивают пищу в желудок. Серые мешки — это и есть желудки, разумеется, с пищеварительными железами. И… видишь бугры наверху? Могу поспорить, это легкие. В желудках необходимые жиры, углеводы и так далее поступают в кровь, проходящую через легкие. Затем кровь проходит через объект в водоеме.
— А объект в водоеме это…
— Разумеется, мозг, — ответил Куэйд изумленному Вольфу. — Вспомни про электроскоп. Стрелка все-таки отклонилась.
— Я не совсем понимаю.
— Ты же знаешь, что представляют собой нервы, не так ли? По ним проходят импульсы от мозга к мышцам. Но нервным импульсам приходиться перескакивать один промежуток — синапс, где ткани не соединяются. Так вот, если электрический заряд может преодолеть небольшое расстояние, почему он не сможет пересечь большее расстояние, если ему придать большую энергию? Что мешает ему перескочить сантиметровый промежуток или даже метровый? А если заряд способен преодолеть метр, то почему не километр?
— Ты хочешь сказать, все эти клешни, глаза и щупальца — просто части одного организма?
— Конечно. Это логичное решение с точки зрения эволюции. Огромные наземные ящеры вымерли потому, что не могли угнаться за более мелкими существами, служащими им пищей. Но почему у более совершенного организма не могли развиться не связанные с телом конечности? Этакие продолжения родительского существа, способные самостоятельно добывать пропитание. На Марсе не очень много дичи, большому животному тут не прокормиться. Замкнутый круг. Оно не сможет найти столько пищи, чтобы ему хватило энергии пройти столько, чтобы найти эту пищу. Существо в кратере испускает электрические импульсы и таким образом управляет своими придатками. Оно видит с помощью ходячих глаз. Словно…
— Словно пазл, — откашлявшись, сказал Вольф. — Отличное название. Пазл! Как думаешь, оно разумное?
— Бог его знает, — проворчал Куэйд. — Кажется, оно не в курсе, что мы здесь. Его глаз нет рядом с нами.
Но вскоре он понял, что ошибся. Бешено трясущийся прыгун вцепился в ногу Куэйда.
— Голод, — сказал он. — Усталость. Больше еды. Что? Опасность? Кто-то… кто-то движется. Хочет меня убить?
Куэйд раскрыл от удивления рот.
— Вольф, это твои мысли? — выпалил он.
Юноша покачал головой.
— Наверное, это…
— Точно! Билл уловил мозговые импульсы существа в кратере. И перевел их на английский, так хорошо, как смог. Давай, Билл. Расскажи что-нибудь еще.
Прыгун пришел в неописуемое возбуждение.
— Еда, еда, еда. Много… очень много. Рост. Один, один, один — вон там. Далеко — один, один, один, один, один…
Он продолжал считать, пока Куэйд хмурился.
— Все не так просто. Судя по всему, мозг знает о нашем присутствии. «Один, один, один» — это мы трое. Но остальное… я знаю! Это все те, кто сейчас в лагере. Кажется, он принял нас за еду.
Вольф достал пистолет. Куэйд покачал головой.
— Подожди минутку. Может, у нас получиться поговорить с этим существом. — Он повернулся и уставился в кратер. — Эй, ты! — сложив руки рупором у рта, крикнул он. — Ты слышишь меня?
Ответа не последовало.
— Тони, я немного разбираюсь в металлах, — сказал Вольф. — Я не уверен, что это существо состоит из плоти и крови.
— Что? У него есть кровь — мы ее видели.
— Серое вещество, покрывающее эти, гм, органы — не плоть. Это какой-то металл. Если бы у меня был с собой спектроскоп, мы бы убедились в этом. Но это металл, Тони, я уверен. Впрочем, может, под ним есть плоть. Это какая-то комбинация металлических ионов и органики. Как ты знаешь, металл есть и в наших телах.
— Да, но очень мало, — сказал Куэйд. — Железо есть в каждом — но в очень маленьком количестве.
— Думаю, мозг в кратере покрыт каким-то металлом. Возможно, неизвестным нам. Вероятно, в форме крошечных пластинок, чтобы кровь могла доставить металл до мозга по трубкам. Кроме того, тут есть радиация, я уверен, с помощью нее электрические заряды могут преодолеть даже километровое расстояние. Электроскоп… берегись!
К людям осторожно подбиралась клешня, сопровождаемая глазом и голосовой камерой. Последняя оглушающе завизжала. Глаз холодно посмотрел на людей, клешня попыталась укусить Вольфа. Он выстрелил и разнес ее на куски.
Из кармана Куэйда донеслось жужжание. Он вытащил плоскую коробочку и нажал на кнопку. Это было карманное радио, необходимое в межпланетной работе, хотя его размеры не позволяли осуществить связь на большие расстояния и установить телеэкран.
— Тони? — раздался встревоженный голос Кэйтлин. — У нас неприятности. На корабль нападают клешни и другие существа.
Вольф пристрелил щупальце и через секунду метко выстрелил в глаз, который не смог увернуться.
— Они же не смогут пробраться в корабль? — спросил Куэйд. — Поднимите корабль в воздух.
— Существа расплавили стекло иллюминатора чем-то вроде кислоты. Бериллиевая сталь пока держится, но они успели забраться в машинное отделение, кто-то запаниковал и попытался пристрелить их. Один из двигателей поврежден. И все существа… ну, их тут очень много, в общем, они расплавляют другие иллюминаторы.
— Убейте их, — сказал Куэйд. — Возьмите пистолеты.
— Уже взяли. Но в машинном отделении их нельзя использовать — будет еще хуже. Придется применять топоры. Мы пытаемся выгнать существ, чтобы починить двигатель. А у вас там все в порядке?
— Конечно, — соврал Куэйд и выстрелил в приближающуюся клешню.
— Подожди, — сказала Кэйтлин. — Вернусь через минуту.
— Кажется, у них там тоже не все идет гладко, да? — спросил Вольф. — Давай попробуем разобраться с мозгом. Впрочем, я не думаю…
Он выстрелил в серый объект, плавающий в водоеме. Пуля отскочила. Вольф с таким же результатом пальнул в один из мешкоподобных желудков. Затем в огромную, страшную челюсть, проглотившую чайника. Казалось, все органы были покрыты странным металлическим веществом.
— Посмотрим, что сделает тройной заряд, — засунув пулю в патронник пистолета, сказал Куэйд.
Но изменилось только то, что его отшвырнуло отдачей. А мозг лишь плавно покачнулся на воде, не получив никаких повреждений.
— Они кусаются, — сказал прыгун. — Ешьте их.
— Мне совсем не нравится, как оно мыслит, — мрачно пошутил Вольф.
— Может, разрывные пули когда-нибудь пробьют эту броню… Впрочем, сомневаюсь. Надеюсь, у нас хватит патронов.
Из леса внезапно полезли клешни, щупальца, глаза и голосовые камеры. Они пытались окружить Куэйда с Вольфом.
— Хорошо. Один, один, один. Скоро еда, — радостно пробормотал прыгун.
Глава IV
Дальний план: гибель пазла.
Кэйтлин приходилось несладко. Корабль окружила голодная стая странных чудовищ, намеревающихся схватить людей и сунуть их в многочисленные челюсти пазла. У всех защищающихся было по топору, пистолету и куче патронов к нему. Но они знали, что в корабле нельзя стрелять тройными зарядами.
Убедившись, что все иллюминаторы под охраной, Кэйтлин отступила в машинное отделение. Щупальца свободно лазили по всему кораблю. Но уже начинали сдавать позиции, и вскоре люди разрубили на куски последнее, когда оно залезло под реостат.
Одни стояли у иллюминаторов машинного отделения, другие взялись за ремонт поврежденного агрегата. К счастью, запасных частей было много, и вскоре двигатель мерно зажужжал. Кэйтлин доложила об этом Куэйду по рации.
— Говоришь, существа бродят по корпусу? — спросил он. — Ну, включи гравитационные пластины на полную мощность. Сделай круг над джунглями — трение об атмосферу поджарит их. Затем прилетай за нами, причем, как можно быстрее.
Куэйд не стал говорить, что они с Вольфом яростно сражались и были вынуждены вплотную подойти к одной из огромных челюстей. Прыгун тоже был не рад. Когда он говорил, то просто передавал сильное желание мозга поесть.
— Сколько патронов у тебя осталось? — спросил Вольф. — У меня последняя обойма.
— А у меня еще две, — простонал Куэйд. — Берегись! — Он дважды выстрелил. — Билла чуть не утащили. — С ужасом взглянув на челюсть, прыгун пискливо взвизгнул и изо всех сил прижался к ноге Куэйда. — Боже, благослови фон Цорна, — прошептал Куэйд. — Ну, когда я снова встречусь с этим тупоголовым бабуином… если, конечно, доберусь. Я…
Со свистом рассекаемого воздуха с неба опустился корабль. Пока Куэйд что-то торопливо говорил в рацию, корабль висел на одном месте. Через секунду кто-то скинул веревочную лестницу.
— Вольф, залезай! Я прикрою — у тебя закончились патроны.
Секунду помедлив, Вольф подчинился. Куэйд израсходовал оставшиеся пули, бросил бесполезный пистолет в приближающуюся челюсть и забрался по лестнице, как кошка, забрав с собой прыгуна, мертвой хваткой вцепившегося ему в ногу.
— Все ушли, — печально сказало существо, когда оказалось внутри корабля. — Еды нет. Очень плохо.
Очевидно, это была реакция пазла, переданная восприимчивым разумом Билла.
Огромная платформа в прозрачному носу корабля была занята людьми. Все пристально смотрели на удивительный мозг в водоеме и окружающие его органы. Кэйтлин подбежала к спасенным.
— Ты ранен, Тони?
— Не-а. А ты?.. Хорошо. Кажется, все в порядке… Или нет?
— Четверых покусали, но доктор говорит, что им не угрожает опасность. У него есть противоядие — при укусе существа впрыскивают яд, похожий на муравьиную кислоту.
— Ага, — задумчиво сказал Куэйд. — Впрочем, наша основная проблема никуда не делась. Нам надо закончить «Парад звезд» меньше, чем за неделю…
— Разве нельзя это сделать где-нибудь в другом месте на Марсе?
— Нет. Декорации уже построены, и на их возведение ушел целый месяц. Придется вернуться в лагерь. Но эти существа… тут их, наверное, тысячи. Всех перестрелять мы не сможем.
Просить команду работать на открытой местности я тоже не стану.
Эйлин Вэн быстро подошла к Куэйду с округлившимися платиновыми глазами. Она заметила прыгуна, расстроенно глядящего на свой пушистый живот.
— Тепло и приятно, — жалобно сказал он.
Эйлин ахнула и нагнулась к Биллу. Потом пошарила в его шкурке и распрямилась вместе с каким-то комком, быстро ставшим бледно-розовым, как ее руки. Это был Пикассо, зайцем катающийся на прыгуне с тех пор, как Куэйд покинул лагерь.
— Вот ты где, непослушный малыш Пикассо, — нежно промурлыкала Эйлин. — Я думала, что больше не увижу тебя. Я боялась, что тебя убили! — Она повернулась к Куэйду. — Тони, ты спас ему жизнь!
— Все верно! — торопливо вставил Вольф, прежде чем Куэйд успел открыть рот. — Одна клешня тащила Пикассо прямо в челюсть, когда Тони убил чудовище. Он рисковал жизнью, чтобы спасти вашего питомца.
Эйлин взглянула на Куэйда блестящими платиновыми глазами.
— Уж и не знаю, как тебя отблагодарить, Тони… — С пристыженным видом она подошла поближе. — Я вела себя ужасно, да?
— Да, черт побери, — сказала Кэйтлин, но Куэйд шикнул и предупреждающе махнул рукой в ее сторону.
— Да, — ответил он. — Но, в конце концов, ты актриса. Думаю, со мной непросто общаться.
— О, это не твоя вина. Дело во мне. Мне так жаль, Тони. Я… теперь все будет по-другому.
Куэйд знал, что Эйлин говорила всерьез. Он облегченно вздохнул. Однако, пазл никуда делся… как, впрочем, и Инферно! Из-за последних событий Куэйд чуть не забыл, что им нужно снять на пленку энергетический шторм.
— Вольф, — обратился Куэйд, — кажется, я понял, как наш друг пазл управляет своими многочисленными органами, — он отдает приказы при помощи радиоактивного излучения, тут я почти уверен. Как ты думаешь, слой свинца нарушит эту связь?
Высокий блондин секунду пристально смотрел на него, затем широко улыбнулся.
— В точку, Тони! В таком случае, у нервных импульсов не хватит мощности, чтобы перескочить синапс. Будет так же, как с радиевыми лучами и сильным гамма-излучением… но как нам покрыть мозг свинцом? Электролиз? Тогда нам придется сначала закачать в водоем азотный раствор.
— Делать гальванопокрытие слишком долго, — ответил Куэйд. — Воспользуемся расплавленным свинцом. Возьмем пушки для распыления металла.
Съемочная команда так и поступила. Огромные пушки применяли для создания декораций, им скармливали толстую металлическую проволоку, она расплавлялась ацетиленовыми взрывами, а затем распылялась под большим давлением. Под днищем корабля собрали платформу, к которой прикрепили пушки так, чтобы ими можно было управлять сверху при помощи длинных шестов. На пазл обрушился дождь раскаленного добела свинца. Когда образовалась толстая корка, сферический мозг перевернулся в воде под тяжестью металла. Команда тут же начала поливать открытую часть мозга.
— Пазл полностью покрыт свинцом, — взглянув вниз через прозрачный корпус доложил Куэйд, — Его мыслеимпульсы не смогут пробиться через свинцовый панцирь и дойти до органов: клешней, глаз и прочих. А у них, как вы знаете, нет собственных мозгов. Есть только принимающая команды нервная ткань.
Что-то явно происходило со всеми органами пазла. Они постепенно переставали двигаться, а рев голосовых мешков становился все тише и тише, пока не прекратился совсем. Спустя полчаса Куэйд, убежденный, что пазл, надежно покрытый толстым слоем свинца, теперь безобиден, собрал всю команду вокруг себя.
— Все в полном порядке, — сказал он Кэйтлин. — Возможно, когда-нибудь, свинец отвалиться, но к тому времени мы закончим с «Парадом звезд»… — Куэйд внезапно замолчал и нахмурился.
Девушка сочувствующе кивнула.
— Хочешь сказать, с Инферно?
Подошел Вольф, прыгун не отставал от него ни на шаг.
— Инферно невозможно снять, Тони. Скажи фон Цорну, что придется прибегнуть к спецэффектам. Скафандры никуда не годятся. В Инферно ничто не может выжить.
Куэйд взглянул на прыгуна, и его глаза медленно округлились. Билл тревожно поморгал и спрятался за лодыжками Кэйтлин.
— О, Боже! — наконец, дрожащим голосом воскликнул Куэйд. — Какой же я дурак! Это сработает… конечно, сработает! Ответ все время был у меня под носом!
— О чем ты? — скептически спросил Вольф.
Куэйд повернулся к Кэйтлин.
— Кэйт, помнишь, когда мы впервые увидели чайника? На краю Инферно? Еще один глаз и клешня пазла гнались за ним до энергетических потоков?
— Да. Но…
— Чайник погиб — у него сгорел мозг. Но клешня с глазом остались невредимыми. Тут нет ничего удивительного! У них ведь нет мозгов. Только нервная ткань. Вольф, может, это объясняет металлическое тело пазла и его радиоактивность.
— Ты хочешь сказать… А-а! Адаптация!
— Вот именно, — сказал Куэйд. — Живя рядом с Инферно, пазл постепенно подстроился к таким условиям. Научился сопротивляться. Радиоуправляемый робот сойдет в кратере с ума, но только не создание, контролируемое мыслями — телепатическими сигналами. Могу поспорить, органы пазла могут заходить в Инферно сколь угодно далеко.
— Не обязательно, — медленно сказал Вольф. — Чем дальше вглубь, тем сильнее излучение.
— Да… но не факт, что лучи выжигающие мозг, вообще, действуют на менее специализированную нервную ткань. Попробуем.
— Нам лишь надо отправить туда клешню с камерой, — криво улыбнувшись, сказала Кэйтлин. — Это не так-то просто.
— Верно, — поддержал Вольф. — Мы не можем управлять органами подобно пазлу. Прибор для контроля над роботами не работает с живыми существами.
— И вот тут на сцену выходит Билл, — радостно сказал Куэйд. — У него развитые телепатические способности. Он может не только улавливать мысли, но еще и передавать их. Мы узнали это, когда он съел таблетку бензедрина Стовера. Прыгун управлял Пикассо, а у Пикассо есть мозг… более или менее. А у органов пазла специально адаптированная восприимчивая нервная ткань, поэтому контролировать их должно быть еще проще.
Глава V
Затемнение: Общий план.
Час спустя космический корабль уже стоял рядом с Инферно, а Билл, окруженный небольшой группой людей, находился у самого края. Он не переставал тревожно озираться по сторонам и периодически почесывать живот. Его накачали бензедрином.
— Это очень мощный стимулятор, — еще в лагере объяснил Куэйд. — Открыли его давно — сульфат бензедрина — но значительно усовершенствовали лишь за последний год, и теперь он многократно усиливает возможности мозга. Телепатические способности Билла просто обязаны возрасти.
Так и произошло. Команда захватила с собой самое большое щупальце и прикрепила к нему камеру на пружинном приводе. Рядом со щупальцем было несколько глаз пазла. Куэйд сел на корточки рядом с Биллом, тот вопросительно посмотрел на Кэйтлин.
— Все хорошо, — успокоила она прыгуна. — Тони не причинит тебе зла. А иначе я сверну ему шею.
— Послушай, — сказал Куэйд. — Ты же умный мальчик, Билл. Мы все это знаем. Поэтому попытайся понять.
Он знал, что слова не имеют для прыгуна никакого значения, но прыгун улавливал мысли и понимал их. Куэйд объяснил Биллу, что от него требуется.
Тот выглядел так, словно ничего не понял. Куэйд все повторил, но результат не изменился.
— Конфету? — через некоторое время пробормотал Билл.
— Я так и думала, — сказала Кэйтлин. — Маленький хитрец прекрасно понимает тебя, Тони. Он просто тянет время.
Девушка пошарила в кармане и вытащила кусок шоколадки. Прыгун с радостью съел его.
— Конфету? — с надеждой спросил он.
— Не сейчас, — ответила Кэйтлин. — После того, как ты сделаешь то, что хочет Тони, получишь много конфет.
Билл какое-то время поколебался, затем повернулся к неподвижным органам пазла. Он замер на пару секунд… и один из глаз пазла пошевелился.
Глаз встал на крошечные ножки, покачался с минуту и упал. Но затем встал снова, и через мгновение к нему присоединились остальные глаза.
— А теперь щупальце, — приказала Кэйтлин.
Прыгун подчинился. Змееподобный отросток задергался и медленно пополз к краю кратера. Куэйд подбежал к нему.
— Подожди минутку! — крикнул он и включил камеру, туго привязанную к щупальцу.
Катушка с пленкой начала вращаться.
Куэйд распрямился и нахмурился.
— Будет непросто. Билл может управлять щупальцем и глазами, а также читать мои мысли. Он будет передающей станцией, посылающей мои команды органам. Вероятно, прыгун способен видеть глазами пазла, как сам пазл, — но я-то не могу. Я буду работать вслепую, если Билл не поможет мне. Ладно… вперед!
Куэйд повернулся к прыгуну, пытаясь преобразовать свои мысли в связный поток команд. Щупальце подползло к краю кратера и начало спускаться, глаза засеменили следом.
Все молчали и наблюдали за Куэйдом с прыгуном. Пока щупальце оставалось в поле зрения, задача не представляла особой трудности, но вскоре посланника с камерой на спине не было видно даже в бинокль.
Лицо Куэйда покрылось потом. У него сильно заболела голова. Круглые, остекленевшие глаза Билла сосредоточенно смотрели на Куэйда.
— Продолжай идти, — передал мысль Куэйд. — Вниз. Пока не дойдешь до Инферно. Продолжай идти…
Казалось, прошли годы, прежде чем у Куэйда возникло странное, необъяснимое ощущение, что щупальце у цели. Он уставился на прыгуна, который едва заметно дрожал. Неужели это Билл передал ему такую мысль? — подумал Куэйд.
— Теперь начинай обходить пропасть, — мысленно приказал он. — Вот так, не останавливайся. Нужно снять со всех сторон…
Наконец, Вольф коснулся руки Куэйда и указал на часы. Катушка с пленкой вот-вот закончится.
— Возвращайся, — сказал Куэйд вслух, не осознавая этого. — Быстрее. Быстрее…
Головная боль превратилась в ослепляющее, раскалывающее череп пульсирование. Он боролся с ней, отчаянно пытаясь думать связно. Куэйд потерял ощущение времени, и, когда щупальца вылезло из кратера, он какое-то время тупо смотрел на него, не понимая, что это значит. Но вскоре до него дошло.
Инферно, наконец-то, сняли — впервые! Если — от этой мысли у него внутри похолодело — если пленка проявится, как надо… Куэйд сонно пошатнулся, затем почувствовал, как о зубы стукнула фляжка. Он сделал глоток, и обжигающий бренди оживил его.
Вольф осторожно отвязал камеру от щупальца.
— Глаза не вернулись, — рассеянно заметил он. — Кажется, радиация расправилась с ними. Сетчатка частично состоит из мозговой ткани…
Прыгун прижался к ноге Кэйтлин.
— Конфету? — жадно спросил он. — Конфету?
Этой ночью на космическом корабле закончилась проявка пленки. Запись оказалась удивительно четкой. Обработанная специальным составом пленка и фильтр на объективе обеспечили хорошее качество.
Там было все, что нужно, — спуск в кратер прямо к каверне с энергетическими бурями, захватывающие планы давно разрушенного марсианского города, объятыми ревущими огненными потоками, вырывающимися из недр планеты, и заключительный выход на поверхность. Куэйд радостно улыбался, сидя в проявочной комнате вместе с Кэйтлин.
— Эти сцены превратят даже самый заурядный фильм в настоящий хит, — заметил он. — Озвучку сделаем на Луне и вставим актеров при помощи комбинированных съемок. Фон Цорн сойдет с ума от радости.
— Значит, наши неприятности позади, — сказала Кэйтлин. — Особенно с учетом того, что проблем с Клинтом и Эдит у нас больше не будет.
— Почему?
— Когда пазл напал на корабль, девица упала в обморок. Я уложила ее в свою каюту и договорилась с доктором, чтобы он сказал Клинту, будто ее укусила клешня, и она в тяжелом состоянии. Очнувшись, Эдит увидела, что муж не находит себе места… в общем, прошлое было забыто. Пройдет, как минимум, месяц, прежде чем они снова начнут ссориться.
Куэйд облегченно вздохнул. «Парад звезд» будет снят вовремя.
Пазл, полностью покрытый свинцом, качался в пруду, посылая нервные импульсы и не понимая, почему ничего не приходит в ответ.
Клинт Пэдрик и Эдит Рудин лежали в объятиях друг друга в каюте Флойда Стовера, слушая новейшую интерпретацию «Макбета».
Вольф улыбался от уха до уха, работая со своими любимыми камерами.
Куэйд собирался поцеловать Кэйтлин, а она удивлялась, почему он затягивает с этим.
Эйлин Вэн искала Пикассо.
А прыгун пытался понять, не прицепился ли тот к какой-то части его тела.
Биллу дали антидот, уничтоживший эффекты бензедрина, чтобы он больше не мог управлять маленьким созданием. Он тщательно осмотрел свой круглый живот.
Кажется, никаких безбилетных пассажиров.
Когда Билл глубоко вздохнул, его мохнатые плечи поднялись… и затем опустились в полном отчаянии.
— Приятно и тепло, — сказал он неожиданно для самого себя. — Приятно и… тепло.
Комментарии к книге «Парад звезд», Генри Каттнер
Всего 0 комментариев