Гуров Александр Львович, 2015г.
СЛУЖАЩИЙ
По закрыл небо, теперь никаких полетов, никаких звёзд, теперь оно недоступно никому, и только спустя мучительные минуты он благосклонно открывает маленький сектор между средним и указательным пальцем, отнимает от глаз ладонь и той же рукой в одно движение даёт добро. Полетели. Он натирает звёздным скрабом лицо, умывает его прохладным ночным воздухом и поднимается с маленькой земли. Верхушки высоких деревьев раскачиваются, шелестят и щекочут листьями шею, сильный ветер гонит мимо полной луны рваные облака, они вспыхивают как папиросная бумага, горят и летят дальше уже остывшим пеплом. Теперь пора, он чувствует, как лёгкие тонкой струйкой начали отдавать лишний воздух, съёживается как воздушный шарик и начинает стремительное движение домой, где как раз сейчас у его кровати звенит будильник. Рукой, легко закрывающей небо, По ищет будильник, но этот механизм тоже не промах и начинает играть со слепой рукой в скакалки и прыгалки, иногда брезгливо отодвигая изящной ножкой слишком близко подступающие к нему пальцы, и вот как раз на этом месте в комнату входит во всех смыслах непосредственный начальник По и настойчиво просит не ходить сегодня на работу, а хорошенько выспаться и отдохнуть дома, в конце концов, контора, в которой они работают, не производит ничего важного, а значит, их время – чистые деньги, а деньги что, пыль. По благоразумно соглашается и уже на этом месте с сожалением просыпается вновь, открывает глаза, безжалостно и неотвратимо точно бьёт будильник по голове, одновременно хладнокровно осознавая, что стакан сегодняшнего дня наполовину пуст. Теперь нужно встать и допивать остатки.
Вопреки здравому смыслу По жарит на завтрак три картофелины, приправляет их розмарином и уже сверху щедро кладёт острую аджику. На чёрный хлеб ложится сыр, а в чашке дымится настоящий растворимый кофе. Завтрак начался, и это хорошо, хуже, что и он не может длиться вечно и обязательно наступает мятежная пора выхода к людям, хождения с людьми, прохода сквозь людей, а венцом и конечной точкой всех этих усилий является контора на другом конце города, тоже сплошь усеянная людьми, каждый из которых прямо сейчас мечтает оказаться в совершенно другом месте, и в названиях этих мест не совпадает ни одной буквы, но, так или иначе, пять дней в неделю они собираются под этой крышей.
«Всё, время в этой комнате вышло», – подумал По. Он открыл окно, сел на подоконник, перекинул ноги на внешнюю сторону, немного помедлил и, оттолкнувшись, полетел вниз... Успев прокрутить в полёте всю свою недлинную жизнь, через мгновение приземлился на ноги, взял с подоконника портфель и отправился на службу, потому как работой это определённо назвать невозможно.
Вот уже некоторое время он снимал жильё на первом этаже старинного особняка, прежде здесь, в этой комнате, наверняка коротала свой век прислуга. Век кончился. Теперь здесь жил По, а служение его было отнесено на час езды отсюда.
Здравствуйте, здрасте, здрасте, здравствуйте, здрасте. Все в сборе. День начался. Шестерёнки сотрудников конторы раскручивают маховик, и очень скоро в их карманы начинают залетать первые рубли. Монетки пока ещё робкими, рваными скачками скатываются по подключённому к улице жёлобу. В разгар дня они уже ссыпаются непрерывным потоком, и их сортировка и выстраивание аккуратными столбиками занимает всё внимание служащих. Механика конторы работает как часы. Только ближе к вечеру поток монет идёт на спад, и все в конторе понемногу приходят в себя. Служебный день заканчивается, и вся городская машинерия затихает. Ровный шум шестерёнок отпускает какофонию служащих на пятнадцать часов вперёд.
Блаженный вечер. В окно залетает лёгкий ветерок, занося с улицы запахи подворотен. Но это ничего, временная неизбежность, как и все съёмные жилища По. Сегодня замечательный ужин. По всегда продумывает его по дороге со службы домой, а заодно и старается угадать желания завтрака. Сегодня прожаренный до равномерной коричневой корочки чёрный хлеб с солью и чуть-чуть пережаренными тёмными краями. По аккуратно и любовно выкладывает на каждый прямоугольник ровно по две штучки рижских шпрот и украшает их ароматными веточками кинзы. Из напитков – неизменная большая кружка настоящего растворимого кофе, но уже без молока, всё-таки ужин есть ужин.
Вечером, ближе к двенадцати в окно раздался условный стук, По долго надеялся, что это случится в один из дней, когда он жил в комнате на двенадцатом этаже высотной башни, но сейчас он воссоздал в голове ближайшую к нему географическую карту и через мгновение волнительное состояние отпустило, а за окном уже настойчиво маячил силуэт Прохора Порфирьевича Гостюхина, местного дворника.
К слову говоря, условным этот стук можно было назвать тоже в высшей степени условно, потому как Прохор страдал полным отсутствием чувства интервала между звуками. Понимание, что за окном стоит Прохор, приходило вместе с осознанием, что никто в мире больше не мог или не хотел стучаться в окна По.
Время от времени по вечерам Прохор стучал в окно, и они с По пропускали на посошок этого дня и для улучшения сна по рюмочке анисовой. Иногда По даже завидовал прекрасной жизни дворника. Только представьте, иметь в своём распоряжении личный подвальчик с отдельным входом, распоряжаться и хозяйничать в целом дворе, включающим в себя разновидности деревьев и кустов, разнообразную фауну, а также клумбу с цветами, пять скамеек, один гараж и арку, и даже не столько арку, сколько целый туннель, венчающий выход со двора, правда, этот самый туннель, несмотря на весь свой символизм для понимающих душ, являлся источником распространения неприятного запаха и постоянно возвращал идущих сквозь него жильцов с небес на землю. Однажды, помнится, за рюмочкой анисовой Прохор рассказывал, что как-то раз туннель сумел отправить одного человека и в обратную сторону. Это случилось, когда лет семь назад в нём закололи ножом образцового государственного служащего. В общем, жизнь дворника казалась По прекрасной и наполненной множеством интересных вещей.
Завтрак обещал много удовольствий. Жареный горячий сыр на свежем белом хлебе, поверх сыра тонкий слой настоящей русской горчицы, а в кружке чёрный чай из пакетика, залитый водой с температурой девяносто девять градусов по Цельсию, а также кисло-сладкий мандарин без косточек.
Позавтракав, По перемахнул через окно, взял с подоконника портфель, прикрыл оконные створки и вышел сквозь связующий туннель с тихого двора на главную улицу, где ловко влился в общий поток и вовремя был доставлен на службу.
Непосредственный и в чём-то даже по-детски наивный начальник конторы, обычно полностью поглощённый пристальным наблюдением за колонкой прибыли, сегодня рвал и метал, потом вставал на четвереньки и ползал по полу своего кабинета, собирая только что размётанные обрывки вместе, чтобы снова нервно их разорвать на ещё большее количество микроскопических частей. Эти части ещё недавно были отчётом о проверке финансового состояния конторы, нелицеприятные факты в нём указывали на крупную денежную недостачу, и к тому же главный бухгалтер конторы Кира Кшесинская накануне попросила отгул, и её служебное место сегодня тревожно зияло пустотой. Всё это не добавляло хорошего настроения непосредственному начальнику По, Погорельцеву Зиновию Ефимовичу.
Рядовые сотрудники вжимали головы в плечи и старались, насколько это было возможно, стать ещё более рядовыми, чтобы, не дай Бог, не перейти в вольноопределяющиеся чины где-то совсем в другом месте. По же раздирали противоречивые чувства. По правде сказать, эти чувства раздирали его каждый вечер по возвращении со службы и каждое утро перед её началом, но вот сегодня они уже вторглись и на служебную территорию, на которой для них никогда раньше не было времени.
«Это невыносимо, дорогой По?» - мысленно обратился он к себе.
«Время на монеты? Ведь когда-нибудь в далёком и печальном будущем ты станешь старичком По, и на твою кровь я может быть даже пожалел бы ножа в тёмном переулке, возможно, она портит сталь, возможно, у неё даже изначально плохой химический состав», - изводил его приятный бархатный голос в голове.
Время тянулось медленно. К концу служебного дня голос наконец устал и затих, а вместе с ним устал и По. Он еле-еле добрёл до дома, завалился в одежде на кровать и сразу же уснул. Какой уж там ужин.
Поздним вечером его разбудил стук в окно, спросоня По довольно долго восстанавливал в голове интерьер комнаты, но всё-таки наконец сориентировался, подошёл к окну и распахнул створки. Под окном его ждала Кира с увесистым чемоданчиком в руках. В конторе По привык видеть её через стеклянную перегородку, отделяющую кабинет главного бухгалтера от общего помещения рядовых сотрудников. Их служебные столы были развёрнуты друг к другу глаза в глаза, и её блуждающий среди цифр взгляд иногда останавливался и задерживался на нём, потом оступался и скользил дальше вниз, в самое основание финансовой структуры конторы. Кира была привлекательной молодой женщиной. Одевалась изящно и со вкусом и всегда казалась По неприступной величиной. Теперь она стояла здесь под его окном, и По был по-настоящему взволнован.
- Откуда вы здесь? Почему вы здесь? - чуть более громко, чем следовало этой ночью, спросил По.
- Тише, тише, пожалуйста, тише, не то нас может услышать кто-нибудь, а мне бы этого совсем не хотелось. Пустите меня к себе, я всё вам объясню, впустите? - она тоже была заметно взволнована. Такой он её ещё никогда не видел.
- Идите к подъезду, я сейчас открою вам дверь, - сказал По и указал на угол дома, за которым располагался главный вход.
- Нет, нет, ваше окно мне подходит, оно так хорошо расположено в этой тёмной нише на отшибе двора, мне здесь спокойно, можно мне воспользоваться им?
По кивнул и привычным движением перемахнул через окно на улицу. Забрал из её рук увесистый чемоданчик, который она не отпускала всё время их странного разговора, поставил его на подоконник и повернулся, чтобы помочь ей взобраться на окно. Они совершили несколько неловких движений навстречу друг другу, после чего По присел, обнял её ноги под коленками, распрямился и аккуратно усадил на подоконник. Она спустилась в комнату, а следом за ней в окно вошёл По, закрыл створки и занавесил шторы. Теперь, когда в комнате стало совсем темно, он захотел включить свет. Привычным движением, зная здесь каждый угол, он направился к выключателю, но её голос опередил его.
- Только, пожалуйста, я вас прошу, не включайте свет.
По пошарил рукой где-то на полке и зажёг маленький огарок свечи и снова, но уже более спокойно, задал свой вопрос, попутно пытаясь на него ответить:
- Что же с вами случилось? Вас сегодня не было на службе, а между тем у нас в конторе вскрылась большая недостача, и Погорельцев имеет жалкий вид. Хотя постойте, предположу, что вы вероятно и есть всему этому причина и ваше появление под моим окном тоже как-то связано с пропажей денег, но не стану гадать, вы здесь, рассказывайте.
В это время Прохор подошёл к окну и протянул руку, чтобы постучать в стекло в присущей ему джазовой манере, и тут он услышал женский голос, доносящийся из комнаты По. Рука замерла на полпути, а голос произнёс: «Все слова, которые я сейчас скажу, наверняка уже тысячи раз произносили герои со страниц бульварных романов, и вы меня за это осудите, но тем не менее: да, это я украла эти деньги и хочу убраться из этого города. Именно убраться, замести следы и стереть моё невнятное изображение ото всюду и особенно из этой проклятой конторы, где я прослужила восемь долгих лет. Восемь лет моего времени стоят несравнимо дороже, и по большому счёту я взяла только маленький процент. Я буду с вами до конца честной, теперь мне не до правил и приличий. Я готовилась к похищению, это был хладнокровный расчёт, но что-то пошло не так, а точнее эта внезапная проверка, всё вскрылось раньше, чем я предполагала, ускорилось и полетело кувырком. Вы единственный человек в конторе, в чьи глаза я могла смотреть и не испытывать при этом чувство глубокого уныния, мне всегда казалось, что в вас течёт хорошая кровь. Друзей у меня нет и домой мне теперь нельзя, а у вас меня никто не будет искать, и мне нужен помощник. Вот и всё. Решайте. Решайтесь».
Слова её резали тёмный воздух комнаты, но было заметно, что она очень устала и что на плаву её держит лишь ожидание его ответа, и он сказал «Да» и подумал, что это наверное именно то, чего он ожидал когда-то от стука в окно двенадцатого этажа, чего теперь ещё ждать, всё меняется, пора. Она подошла и села к нему на колени, положила голову на его плечо, и дыхание её стало ровным. Она спала. По перенёс её на кровать и укрыл одеялом. Утром, когда пришла пора идти на службу, она всё ещё продолжала спать. Приготовив и оставив ей завтрак, По перемахнул через окно и отправился в контору. Возвращаясь вечером домой, он привычным взмахом руки поприветствовал метущего двор Прохора, открыл дверь, и хотел было уже нырнуть в подъезд, но тот окликнул его.
- Давай перекурим, По.
Они сели на скамейку и закурили.
- Вчера я случайно стал свидетелем вашего разговора с женщиной, что теперь живёт в твоей комнате. Извини, но и не бойся, деньги мне не нужны и я не выдам вас.
- Что же тогда?
- Ты хороший человек, По, просто будь осторожней, - и, кивнув в сторону окна, он аккуратно положил окурок в урну, встал и вернулся к своему занятию наполнять пылью залежавшийся на солнце двор.
Всё это время По исправно ходил на службу. Нужно было только выбрать день и больше не возвращаться назад. Этот день наступил сегодня. Лёгкие и взволнованные, они соскочили с окна и двинулись через двор. В руках По держал чемоданчик.
В это время Случай стоял в тёмном туннеле арки, одетый в чёрное пальто с поднятым воротником. Он ждал. Ждал всё равно кого, в этом был весь смысл его работы.
Заглянув в дворницкую, По и Кира попрощались с Прохором, По предложил ему всё-таки взять деньги, но тот наотрез отказался. Они вышли на улицу и свернули в арку, в темноте туннеля что-то зашевелилось и метнулось к ним на встречу, По почти ничего не видел кроме света с той стороны, но почувствовал эту неясную тень где-то рядом. Всё, что он сейчас мог сделать, это в каком-то стремительном танцевальном кружении вытолкнуть Киру в сторону светлого пятна к выходу и крикнуть «Беги», одновременно ему под рёбра вошёл нож. Завершая свой танец в темноте, По сделал ещё оборот и, пройдя несколько неуверенных шагов, повалился на грязный асфальт. Где-то со стороны двора он услышал крик и звук бегущих ног, это Прохор, заметив что-то неладное, бежал по туннелю с метлой наперевес, По, всё ещё ничего не видя, почувствовал, как тень немного потопталась рядом, подняла с асфальта выпавший из его рук чемоданчик и, ускоряя шаг, метнулась в сторону улицы. Он поднял голову и увидел Киру, неподвижно стоящую среди проходящих мимо неё по оживлённой улице людей. На выходе тень постепенно превратилась в чётко очерченный силуэт в чёрном пальто, и уже он нырнул и растворился в плотном потоке спешащих на службу граждан. Кира бросилась обратно в проём этой бесконечной арки. Когда приехала скорая, её уже здесь не было. Никто даже случайно не должен был связать её историю с По, шаткое положение беглеца, в котором она находилась последнее время, ещё никто не отменял. Прохор рассказал прибывшим врачам обновлённую версию о нападении в арке, полностью изъяв из неё присутствие Киры, а для полиции добавил и схожую историю семилетней давности, которую ему рассказывал его предшественник.
Всё это время Киру носила по улицам толпа людей, выносила к перекрёсткам, окружала плотным кольцом и ненадолго удерживала в ожидании разрешающего сигнала светофора, в конце концов её отпустили в маленький забытый садовником парк. Среди кустов и деревьев затерялась скамейка, и она застыла на ней до вечера. Вечером она встретится с Прохором и тогда узнает, что случилось с По, и если всё обошлось, то всё устроится и дальше.
Вечером пришли хорошие вести. Она глубоко втянула воздух и выдохнула пар. Тревоги этого дня отступили, остальное неважно. Прохор устроил её до выздоровления По к своему хорошему приятелю, старенькому профессору на пенсии, где она благополучно прожила это время. Как только По поправился, они встретились и незаметно для всех исчезли из города. Прохор их больше никогда не видел, но спустя две недели после этих событий произошло ещё кое-что. Тогда в вечерних сумерках он стоял у дворницкой и как обычно, опершись руками о древко метлы и водрузив подбородок сверху, созерцал двор, в этот момент с улицы к нему подбежал какой-то запыхавшийся мальчишка и, сказав «Это вам», сунул в руки увесистый свёрток, быстро развернулся и скрылся в арочном проёме. Озадаченный Прохор чуть приоткрыл свёрток и тут же захлопнул, там были деньги, много денег:
- Это всё эти рисковые черти По и Кира, им всё-таки удалось всех провести.
Ещё долгое время деньги хранились у него под кроватью, иногда он доставал оттуда незначительные купюры и баловал себя какими-то мелкими покупками. Через несколько лет он построил дом в лесу и поселился там окончательно, прописав всю эту историю за пределами старого двора.
По проснулся среди ночи в номере мотеля, спрятанном от посторонних глаз где-то на окраинах. Не лучшее место, но сюда редко заглядывает полиция. В маленькой комнатке непрерывно мигает синий и фиолетовый цвет. Это неоновый ковбой со стены дома напротив неустанно курит мальборо, выпуская в небо колечки синего дыма. На плече По мирно спит Кира, он осторожно высвобождает затёкшую руку и подходит к окну.
На этом месте По просыпается вновь, на завтрак уже нет времени. Он легко перемахивает через окно, под ногами ничего нет, на этот раз земля зависла маленьким шариком где-то внизу, шарик настолько мал, что на нём можно только поскользнуться.
Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg
Комментарии к книге «Служащий», Александр Львович Гуров
Всего 0 комментариев