Атма Ананда (Мария Николаева) ИИИ-йога Интенсивная Инверсия и Интровертность
Пролог. Йога или нейога?
После того, как подлинный смысл йоги был утрачен, она стала популярным фитнесом в современном мире. Йоги уже устали восстанавливать настоящую йогу, ведь каждая серьезная попытка вернуть йогу к истокам приводила лишь к новым виткам ее популяризации... Нам придется принять данную ситуацию как таковую – и вновь начать сначала. Проще говоря, если конечной целью классической раджа-йоги была мокша (освобождение от тела), а средневековая хатха-йога настаивала на физической трансформации, то современного человека не интересуют ни свобода от тела, ни тем более его диссимиляция в пространстве. Теперь всем нужна йога ДЛЯ тела – что работает в некоторой мере.
Здесь я даже не ратую за переориентацию к высшей духовной цели, а восстанавливаю некоторые важные чисто технические принципы подлинной йоги для подготовки тела к духовному пути – а именно, инверсия и интровертность. Первый требуется для сознательной трансформации внутри микрокосма, тогда как второй необходим для интенсивного единения микрокосма и макрокосма. В конце концов, мы упрочиваем тезис «Ахам Брахмасми» (Я есмь Бог) прямо на физическом уровне, создавая основу для самореализации.
Не думайте, что йога на уровне практики асан (даже включая пранаяму, мудры, бандхи и пр.) способна заменить медитацию саму по себе. Асана есть позиция для мокши.
Интровертность
Интровертность – главное техническое условие для практики йоги, которое труднее всего дается современным людям. Даже йога-классы ныне превращаются в плацдарм для экстровертности с экстенсивными коммуникациями. Немногие способны работать над собой в полном молчании с сознательной концентрацией на внутренних процессах. Для качественной интровертности требуются как минимум два качества: обращение внимания вовнутрь себя вместе с удержанием внутреннего объема. То и другое выполнимо при помощи специальных йогических приемов, сводимых к принципу пратьяхары, которая обеспечивается мудрами и бандхами. Необходимо замкнуть внутреннее пространство, а затем заняться правильной организацией структуры.
Самая основная структура состоит из вертикальной центральной оси и нескольких орбит, образующих сферу с внутренним объемом. Именно здесь фиксируется рабочее пространство, которое впоследствии дифференциируется внутри и распространяется вовне вплоть до единения со Вселенной. С самого начала адепту необходимо вовлекать внимание в конструкцию своей формы, расслабляя все наполняющее ее содержание, пока она не станет «пустой формой». Это состояние «полной пустоты» предполпагает одновременно предельную концентрацию объема сознания и совершенное расслаблени тела в энергетическом сосуде.
Настройка: Ось + Сфера
Чтобы упрочить вертикальную ось, мы должны просто долго поддерживать положение стоя с прямой спиной. Для вытягивания и распрямления позвоночника можно сделать три движения спиной у стены: подсогнуть колени и прижать поясницу без просвета к поверхности стены от копчика до почек; сделать расталкивающее движение руками в обе стороны, чтобы лопатки оказались в одной плоскости и не мешали положить на стену грудной отдел позвоночника; подвесить голову за макушку, поджав подбородок к горлу, чтобы максимально вытянуть шейный отдел и приблизить его к стене, насколько это возможно. Выверив позу у стены, встаньте в центре зала в том же положении, поскольку вам понадобится свободное пространство для движения. Стопы расставлены на ширину плеч, а колени по-прежнему слегка согнуты для устойчивости при последующем вращении и интенсивном дыхании. Эта поза похожа на даосский столб.
1. Нижний круг. Раскройте руки в стороны до 45 градусов. Совершайте вращения влево-вправо, описывая ладонями четкий круг, но не сбивая ось тела. Так создается нижняя орбита, формируя основание полной сферы энергетической «ауры».
Капалабхати. Переведите ладони на колени. Делайте резкие выдохи животом и расслабленные вдохи. Так поток энергии начинает течь вверх по позвоночнику (подготовка к перевернутым позам).
Три-бандха. Сильный полный выдох с задержкой. Сокращение мышц в промежности (Мула-бандха), вакуумное втягивание живота внутрь и вверх (Уддияна-бандха), жесткое вбирание подбородка в горловую ямку (Джаландхара-бандха).
2. Средний круг. Со вдохом распрямите тело и сразу разведите руки горизонтально в стороны (под 90 градусов). Совершайте вращения влево-вправо, описывая ладонями четкий круг, но не сбивая ось. Теперь создается средняя орбита, фиксирующая объем полной сферы энергетической «ауры».
Капалабхати + Три-бандха – повторить как в п. 1.
3. Верхний круг. Со вдохом распрямите тело и сразу разведите руки ладоными вверх подобно воронке (под 135 градусов). Совершайте вращения влево-вправо, описывая ладонями четкий круг, не сбивая ось. В итоге, создается верхняя орбита, замыкая объем полной сферы энергетической «ауры».
Капалабхати + Три-бандха – повторить как в п. 1.
4. Средний круг. Посторить как в п. 2.
Капалабхати + Три-бандха – повторить как в п. 1.
5. Нижний круг. Повторить как в п. 1.
Капалабхати + Три-бандха – повторить как в п. 1.
Завершая целостную систему, мы получим структуру с прочной вертикальной осью (укрепленной вращениями), четкой сферой (сформированной тремя кругами – нижним, средним и верхним) и так называемой микрокосмической орбитой (направленным движением энергии вверх по спинному каналу и вниз по фронтальному каналу), которая создается сама собой благодаря усиленному дыханию Капалабхати, взгоняющему поток, и замыкающим контур замкам Три-бандха. Для удержания орбиты также следует добавить еще одну мудру (касание кончиком языка верхнего нёба за зубами), чтобы соединить два отдельных канала – задний и передний – а внизу они скреплены Мула-бандхой. Такая связность системы напоминает алхимический сосуд в даосизме и тантре, создающий основу для интровертности.
Последующая практика асан должна удерживаться внутри сформированной здесь сферы сознания. Внимание нужно распространять равномерно по «объему сознания», кроме тех ситуаций, когда требуется концентрация на неких определенных точках или частях тела для акцентирования. Дыхание сохраняется растянутым и замедленным без задержек, за исключением конкретных поз с пранаямами. В основном, нужно соразмерять движение с естественным чередованием вдохов и выдохов, если не указано особо.
Фото 1 (a-b). Нижний круг (опора)
Фото 2 (a-b). Средний круг (объем)
Фото 3 (a-b). Верхний круг (воронка)
Фото 4 (a-b). Капалабхати + Три-бандха
Разминка: виньясы на растяжку
Любой комплекс асан должен предваряться общими упражнениями для разминки и разогрева тела. Обычно учителя йоги используют ту или иную версию стандартной последовательности Сурья-намаскар (поклонение солнцу). Я предпочитаю три виньясы (динамические связки), чтобы растянуть тело вперед-назад (движение не задействовано в настройке), что необходимо перед стойками на плечах. Каждая последующая из трех виньяс углубляет эффект от предыдущей, их нужно повторять многократно в своем дыхательном ритме. В результате, вы можете медленно и плавно растянуть позвоночник, чтобы еще более упрочить вертикальную ось и энергоструктуру, заданные в настройке. Внимание должно перетекать по телу от стоп до макушки головы и обратно, следуя за каждым движением тела.
1. Встаньте прямо. Вдох: вытяните руки вверх с легким прогибом спины. Выдох: опустите руки и нагните тело вниз и вперед с усиленным прогибом в спине. Вдох: вытяните руки вверх с легким прогибом спины. Выдох: опустите руки и нагните тело вниз и назад с усиленным выгибом в спине. Продолжайте в своем естественном ритме.
2. В очередном наклоне вперед поставьте ладони на пол и перейдите в «горку» (или «собаку мордой вверх»). Копчик образует вершину треугольника, а ноги и туловище с руками – его равные стороны. Вдох: посылаете волну движения от стоп к голове и перекатываетесь в прогиб, где таз опускается вниз, голова поднимается вверх («собака мордой вверх»). Выдох: откат назад в предыдущую позу. Продолжайте в своем естественном ритме.
3. При очередном перекате вперед зависните в переднем положении, опустите ноги на пол, еще раз вытяните тело руками и сядьте на пятки, при этом переместив руки на ребра стоп. Без задержки продолжайте движения выгибания-прогибания в более жесткой форме. Вдох: выталкивание таза вперед с отведением головы назад («верблюд»). Выдох: поставьте голову на пол перед / между коленями и поднимите таз вверх, накатываясь всем телом вперед («зайчьи уши»). Продолжайте в своем естественном ритме.
Фото 5 (a-b). Выгибание – прогибание
Фото 6 (a-b). Потягивания «собаки»
Фото 7 (a-b). «Верблюд» / «заяц»
Последнее положение может послужит переходом в Халасану. Переставьте ладони возле головы и усиливайте накат, перенося при этом весь вес тела на руки, пока он не переместится на плечи, а стопы все еще останутся на полу.
Фото 8 (a-b). Два способа входа в Халасану
Инверсия – I
Данная часть комплекса состоит из классической триады асан, основанных на положении стойки на плечах, с добавлением вариаций и необходимых контр-поз. К ним относятся Халасана («плуг»), Сарвангасана («свечка» или «березка»), Випарита-Карани-Мудра. Каждую перевернутую асану следует выполнять в состоянии интровертности.
Стойки на плечах
Сама последовательность трех стоек на плечах взята с учетом угла переворота. Мы начинаем с самой закрытой позиции Халасаны с ногами за спиной (которая полностью перекрывает горло), далее проходим через среднюю позу Сарвангасаны с ногами вертикально вверх и завершаем наклонной и наиболее открытой позой Випарита-Карани (где туловище под наклоном и горловой замок снимается). Однако степень интровертности только повышается, ведь в таком порядке усиливается способность крови и энергии достигать головы непосредственно и собираться в ней.
1. Халасана. Прежде всего проверьте замкнутый обхем сознания, распределенный по сфере вокруг тела. Чтобы расширить пространство, можно сделать несколько подъемов и опусканий ног, соотнося их с вдохом на раскрытии и выдохом при закрытии. Затем проработайте боковые стороны, опуская ноги влево-вправо из подъема, а потом переступая ногами по полу. Зафиксировав позу с широко разведенными ногами, опустите колени на пол возле головы и сожмите уши голенями. Это самая компактная из перевернутых позиций, и ее имеет смысл прорабатывать в статике как можно дольше. Инверсия и интровертность доведены здесь до своего предела. Не забывайте полностью расслаблять тело для полного углубления позы.
Фото 9 (a-b). Халасана: вверх / вниз
Фото 10 (a-b). Халасана: влево / вправо
Фото 11 (a-b). Халасана: раскрытие / закрытие
2. Сарвангасана. Это срединная и центральная поза в первой части комплекса. Переведите руки за спину и сомкните в замок. Оттолкнитесь плечами от пола, выпрямляя все тело вверх (тянутся пятки, а не носки). Обычно ее разучивают с поддержкой ладонями под лопатки. Поработайте с открытым и закрытым положениями ног, разводя их в стороны и снова соединяя (можно также стопами, согнув в коленях). Зафиксируйте открытое положение и опишите несколько кругов за счет скручивани туловища и вращения ног. Сведите ноги вместе и вытяните руки вверх, балансируя на плечах.
Фото 12 (a-b). Сарвангасана: вверх / вниз (руки)
Фото 13 (a-b). Сарвангасана: раскрытие / закрытие (ноги)
Фото 14 (a-b). Сарвангасана: влево / вправо (скручивание)
3. Випарита Карани Мудра. Это не обычная асана, а мудра, которая обращает время вспять к истокам событий. Переместите руки под бедра и выпрямите ноги вертикально вверх, так что живот образует ступеньку. Ритмично отклоняйте прямые ноги от себя (вдох) и к себе (выдох). Выполните скрутки всего корпуса влево и вправо, перенося вес тела с упором крестцом на ту и другую руку. Повторите несколько раз в своем собственном ритме. Вернитесь к центру и сохраняйте статику как можно дольше. Затем медленно опустите ноги на пол (оставив руки под тазом) и вытяните их.
Фото 15 (a-b). Випарита-карани-мудра: влево / вправо (скрутки)
Фото 16 (a-b). Випарита-карани-мудра: вперед / назад (ноги)
* * *
Наконец, можно отметить результаты наших усилий согласно степени инверсии и интровертированности в их соотношении. Шея становится все более открытой (снятие интровертированности), а голова получает все больше крови и энергии (нарастание инверсии). Последняя поза уже близка по своему воздействию к стойке на голове (хотя все тело еще не вертикально) – переход к второй части.
Контр-позы для компенсации
В действительности, последние вариации Випарита-карани с опусканием ног на пол – это уже другие асаны по своему типу. Но именно они необходимы для компенсации чрезмерного накопления давления при сжатии шейного отдела. «Полумост» при сохранении рук под бедрами с ногами на полу отчасти выполняет эту функцию. Однако для полного восстановления циркуляции крови в горле нужен «мост» на руках (Урдха-Дханурасана). Переместите ладони на пол возле плеч и вытолкните тело вверх. При этом старайтесь прогибаться в грудном отделе, не нагружая поясницу – самый травмоопасный отдел позвоночника при любых прогибах назад. Если вы чувствуете себя комфортно можно плавно подвигать корпус вперед (вдох) и назад (выдох), слегка толкаясь от пола стопами и выпрямляя ноги в коленях. Не переусердствуйте – главное раскрыть плечи.
Лягте на спину и промассируйте спинные мышцы вдоль позвоночника за счет перекатов сначала влево-вправо, а затем вперед-назад. Старайтесь прочувствовать всю спину. Координируйте дыхание с движением, пока оно вообще не успокоится. С последним кувырком перекатитесь в положение на коленях, исходное для 1 части (см. начало). При необходимости довыровняйте дыхание пранаямой, не переходя к следующей части комплекса ранее успокоения.
Фото 17 (a-b). Полумосты: собранный – растянутый
Фото 18 (a-b). Мост (прогиб) – катание (выгиб)
Инверсия – II
Данная часть последовательности основывается на стойках на голове (Ширшасана) с разными типами опоры руками в качестве строго вертикальной инверсии. Далее она компенсируется упрочением горизонтали посредством самой сильной «позы павлина», где тело параллельно полу (Маюрасана). И, наконец, завершает этот блок скручивание (Ардха-Матсьендрасана) лишь для фиксации объема вокруг заданных вертикальной и горизонтальной осей. Повторим, если первая часть включала в себя перевернутые асаны с перекрытием шейного отдела, то здесь оказывается прямо непосредственное воздействие на головные центры. Вот почему йоги называют Ширшасану «королевой асан», ведь она качественно готовит энергоструктуру к медитации.
Стойки на голове – вертикальная ось
1. Ширшасана. Для входа в асану сначала нужно создать прочное основание в форме треугольника (обязательно равностороннего) из сомкнутых в замок кистей и разведенных предплечьев с опорой на локти (расстояние между локтями должно быть равно длине предплечья). Поставьте голову в «корзинку» из скругленных ладоней, упираясь в пол макушечной костью. Именно такое положение сразу задаст четкую вертикаль спины, когда вы выпрямите ноги в коленях и начнете медленно подходить стопами к голове. В некоторой точке оторвать стопы от пола уже не составит труда, ибо все тело уже будет образовывать собой пирамиду. Тогда остается вывести вверх над тазом согнутые ноги, а затем просто распрямить их вверх. При достаточно развитом брюшном прессе можно и лучше сразу поднимать прямые ноги. В любом случае, не забывайте переносить весь вес тела с головы на руки, чтобы не перегружать шейный отдел позвоночника. А именно благодаря этому данную стойку на голове дозволено удерживать длительное время (исходно начиная наращивать понемногу). Спопы должны оставаться плоскими – не пытайтеся тянуть носки вверх, что будет приводить к тенденции сгибать ноги в коленях, а также перекроет энергетические центры в стопах. Последнее обстоятельство крайне важно для обращения энергетических потоков в структуре, для чего и предназначены по своей сути любые перевернутые асаны, особенно стойки на голове.
Фото 19 (a-b). Ширшасана: раскрытие / закрытие (ноги)
Фото 20 (a-b). Ширшасана: влево / вправо (вращение ногами)
Фото 21 (a-b). Ширшасана: влево / вправо (закручивание ног)
Фото 22 (a-b). Ширшасана: назад / вперед (ноги)
2. Стойка на голове, выполняемая из исходного положения в Бакасане («позе журавля») гораздо сложнее технически и оказывает более сильное непосредственное давление на макушку головы, поскольку здесь опорный треугольник образуется головой и ладонями, так что практически весь вес идет прямо на голову, а руки лишь поддерживают баланс (а в классической Ширшасане все строго наоборот). Вот почему эту позу не рекомендуется выдерживать длительное время, а она всегда должна оставаться «проходной» – вход и выход. Одна из техник выполнения: встаньте в Бакасану, опустите голову на пол за счет сгиба в локтях, перенесите вес тела на голову и распрямите сначала туловища, а затем ноги.
Photo 23 (a-b). Bakasana: up / down (head)
Photo 24 (a-b). Shirshasana: up / down (legs)
3. Периодически я добавляю сюда стойку на голове с прямыми руками, опирающимися на пол тыльной стороной ладоней (нет на фотографиях). Вообще, в современной йоге разработано много вариаций данной асаны, которые логически могут быть вставлены в эту часть комплекса после или же вместо второго варианта стойки на голове.
Горизонтальная ось координат
Напомню, что выход из тойки на голове предполагает расслабление в горизонтальном положении туловища (сидя на коленях, лоб на кулаках, тело параллельно полу) для того, чтобы кровь и энергия успели равномерно разойтись по телу и не происходило сильного «удара» по организму при резком переворачивании. Именно эту тенденцию я и развиваю при помощи горизонтально ориентированых асан, чтобы проработать его более качественно. В зависимости от степени подходготовки можно использовать более или менее сложные варианты.
1. Макарасана. Расслабление лежа на животе в «позе крокодила» – это самый щадящий случай. Просто лягте на живот, разведите ноги в стороны, а лоб положите на сомкнутые предплечья.
2. Чатуранга-Дандасана. Тело параллельно полу с опорой на четыре точки – ладони и пальцы ног. Это второй вариант по степени сложности – требует сильных плеч и спинных мышц.
3. Маюрасана. Данный вариант использую я сама (только он изображен на фотографиях). Относится к самым сложным, ибо все тело параллельно полу с всего одной точкой опоры в центре живота. Сама техника выполнения поэтапная и достаточно сложна для описания – гораздо проще показать. В общих чертах: сядьте на пятки, разведите колени в стороны, поставьте вывернутые ладони между коленями, упритесь локтями в живот, опустите голову на пол, выпрямите (по одной) ноги, снова поднимите голову, плавно переступайте пальцами ног по полу к голове, пока центр равновесия не сместится настолько, что ноги сами оторвутся от пола. Это поза скорее равновесная, чем силовая.
Фото 25 (a-b). Маюрасана: собирание / распрямление
Скрутки – оформление объема
Сюда относится любое скручивание, связывающее заданную систему координат в целостный объем, где оптимально подходит Ардха-Матсьендрасана. После выхода из Маюрасаны вы оказываетесь снова в позе сидя на пятках. Сместите одну голень так, чтобы сесть на пол, а вторую ногу согните в колене и поставьте стопу за бедро нижней ноги. Вытяните противоположную руку вверх для растягивания позвоночника (это важно), заведите ее далее за колено и возьмитесь за стопу. Используя руку в качестве рычага, разверните весь корпус назад, отводя другую руку как можно дальше по полу, вплоть до захвата рук за спиной.
Фото 26 (a-b). Ардха-Матсьендрасана: влево / вправо (скрутка корпуса)
Инверсия – III
Наконец, мы переходим к той части комплекса, где инверсия и интровертность в равной мере доводятся до своего максимума. Итак, мы возвращаемся к превернутым асанам в стойке на плечах (часть 1), но дополняем закрытие горла перекрытием нижней части при помощи лотоса (Падмасаны). Итак, сначала мы дадим вводные на работу с лотосом в принципе – и подготовки к нему для начинающих, которую рекомендуется включать в комплекс даже тем, кто лотос уже способен делать, для плавного входа в позу. Также обратите внимания, что для завершенности в целом, в этой части мы поменяем порядок проработки: сначала горизонталь, потом вертикаль. Так мы собираем наработки на новом уровне, возвращаясь к самому началу. Вот почему здесь я почти не буду объяснять каждую комбинированную асану по частям, а положусь на способность к узнаванию.
Интровертность в лотосе
В качестве исходной позы для отработки входа в Лотос мы будем использовать Бхадрасану – положение сидя со сведенными стопами. Здесь мы будем повторять пранаяму Капалабхати – интенсивные выдохи животом (см. вступление «Интровертность», глава «Настройка»), только теперь она будет служить не для взгонки, а для циркуляции.
1. Сиддхасана. Самая простая поза со скрещенными ногами: пятка одной ноги обращена вверх на полу и прижата к промежности, пятка второй ноги тоже обращена вверх и ложится сверху на нижнюю пятку, так что стопы утопают между голенью и бедром противоположных ног соответственно. Начинайте работать со скручиванием, упираясь по очереди руками в противоположные колени и вытягивая спину вверх, создавая пирамиду из тела. Поменяйте ноги и повторите скручивания.
Бхадрасана + Капалабхати – до выравнивания.
2. Ардха-Падмасана. Переходим к более компактной позе, где одна стопа заводится под бедро другой ноги, а вторая стопа кладется на бедро первой ноги. Повторите скручивания в обе стороны, после чего можно воспроизвести вращения с руками в строны для усиления естественной опоры на нижний треугольник, упрочивая форму пирамиды. Поменяйте ноги и повторите скручивания.
Бхадрасана + Капалабхати – до выравнивания.
3. Падмасана. Выполните полный лотос (детально технику не даю – поза для опытных практиков). Точно так же делайте скручивания в предельной степени, вплоть до разворота плечами к полу за счет захвата руками противоположных стоп со спины. Поменяйте ноги и повторите скручивания.
Бхадрасана + Капалабхати – до выравнивания.
Фото 27 (a-b). Сиддхасана: влево / вправо (скручивание корпуса)
Фото 28 (a-b). Ардха-Падмасана: прямо / скрутка (корпус)
Фото 29 (a-b). Падмасана: прямо / скрутка (корпус)
Фото 30 (a-b). Бхадрасана – Падмасана
Вариации с лотосом
Начинаем с Падма-Маюрасаны, которая применялась в предыдущей части для упрочения горизонтальной оси с прямыми ногами. В комбинации с лотосом эта поза может служить раскрытием для распространения внутреннего пространства. Для подготовки необходимо вытянуть все туловище. Из положения сидя в лотосе оттолкнитесь руками от пола и распластайтесь на животе, насколько возможно выпрямить тупой угол между бедрами и позвоночником. Переместите ладони на уровень плеч, вновь оттолкнитесь от пола и снова вытянитесь в подвешенном состоянии. Переставьте ладони в положение Маюрасаны (см. выше) и оторвите колени от пола. Выдержав баланс, вернитесь в исходное положение сидя в лотосе и поменяйте ноги.
Фото 31 (a-b). Падмасана: подъем / вытягивание (корпус)
Фото 32 (a-b). Падма-Маюрасана: вытягивание / подъем (корпус)
Далее, повторим с добавлением лотоса начальную последовательность стоек на плечах (см. часть 1) Халасана – Сарвангасана – Випарита-Карани-Мудра.
Для выполнения интровертной Сарвангасаны лягте на спину и вытяните спину вверх (перевернутая поза в лотосе для медитации). Если равновесие устойчивое, то вы способны удержать его на треугольнике, образованном затылком и плечами, а руки можно переместить на колени в воздухе. Расслабьтесь в этой позе длительное время. В действительности, это символ ИИИ-йоги, поскольку здесь инверсия и интровертность интенсифицированы предельно.
Для выполнения интровертной Халасаны обхватите колени руками и прижмите их ко лбу. Разумеется, вы не сможете поставить колени на пол. Это тоже поза для долгой медитации. Можно проделать цикл раскрытий и закрытий, если затекают ноги (вариант динамической медитации).
Для выполнения интровертного скручивания в позе Випарита-Карани-Мудра опустите один локоть на пол и вытяните другую руку в сторону по полу для баланса. Поместите крестец на основание ладони с изгибом корпуса. Повторите на другую сторону. То же самое мы делали ранее с прямыми ногами, но теперь тело более собрано.
Вернитесь к центру и удерживайте мудру с лотосом в статике как можно дольше. Вы можете значительно усилить эффект, добавив здесь дыхание Капалабхати (интенсивные выдохи). После некоторого расслабления можно поработать животом за счет движения коленями туда-сюда, сочетая с дыханием: вдох на раскрытии и выдох на закрытии.
Опустите спину на пол и выполните контр-позу «рыбы», выгнув в обратную сторону грудную клетку.
Фото 33 (a-b). Сарвангасана – Халасана
Фото 34 (a-b). Випарита-Карани-Мудра: скрутки влево-вправо
Фото 35 (a-b). Випарита-Карани-Мудра: раскрытие / закрытие
Компенсация на лотос
Вернитесь в положение сидя, расплетите лотос и выполните среднее положение Бхадрасаны со сведенными стопами. Далее следуют вариации для восстановления кровообращения в ногах и циркуляции энергии в системе.
Вытяните ноги вперед, захватите кистями стопы и вытяните спину вверх. Не пытайтесь наклоняться головой к коленям, наоборот, пытайтесь строить ровный треугольник. Сделайте несколько подъемов и опусканий рук, соразмеряя их с дыханием, каждый раз все более вытягивая все тело.
Следующая виньяса поможет проработать поясницу после лотоса. Поместите ладони на пол за тазом и толчком выпрямите все тело как палка от макушки до пяток. После возврата в сидячее положение без задержки возьмитесь руками за пальцы ног и выпрямите ноги вверх, балансируя на копчике. Это такой же треугольник, как и сидя на полу, но теперь он иначе ориентирован в пространстве для баланса. Повторите чередование этих двух позиций несколько раз.
Фото 36 (a-b). Контр-позы: грудь – ноги
Фото 37 (a-b). Растягивание / Складывание
Как дополнительные вариации, вы можете добавить открытие и закрытие ног в воздухе. Остановившись в самой раскрытой позе, согните ноги в коленях, опустите ладони на пол возле ягодиц, заберитесь коленями на плечи, сдвиньте корпус вперед, переместив весь вес на руки, и оторвите таз от пола. В позе «паука» стойте на руках и сидите на плечах.
Затем поставьте стопы на пол, опустите колени на пол и усядьтесь между ног. Это хорошая исходная поза для скручиваний назад. Колени принимают противоположное положение, нежели в лотосе. С легким скручиванием поставьте одну руке за спиной, а другую поместите на противоположную стопу. Работая руками, доверните тело, насколько это комфортно. Повторите симметрично. В конце концов, вы сможете положить плечо на пол и работать им.
Фото 38 (a-b). Сидя на плечах / Сидя между ног (со скруткой)
Фото 39 (a-b). Вирасана: влево / вправо
Фото 40 (a-b). Вирасана: вверх / вниз
Интровертность
Завершение практики очень важно, поскольку именно оно определяет ее эффективность. Итак, необходимо снова восстановить и упрочить интровертность, зафиксировать все резуьтаты проработки структуры, чтобы затем плавно пернуться в русло нормальной жизни. Внимательно следите за периодом практики – как за длительностью и порядком, так и за встроенность в повседневную активность.
Выравнивание энергетических потоков
Поменяйте положение ног, усевшись в Ваджрасану на пятках. В этой медитативной позе начинайте выполнять пранаяму Нади-Шодхана, или переменное дыхание: вдох через одну нодрю, а выдох – через другую, и наоборот. Вы можете пользоваться пальцами правой руки для зажимания ноздрей, пока вам не хватает внимания для переключения потоков одним намерением. Это самая базовая схема данной пранаямы, на основе которой разработаны более глубокие сложные последовательности работы с каналами.
После балансировки левой и правой сторон (каналов Ида и Пингала) можно переходить к микрокосмической орбите (см. начало). Не используйте Капалабхати в конце практики, а просто вращайте орбиту, проводя по ее контуру вниманием: вверх по позвоночнику, вниз по передней части. Завершающая Шавасана будет макрокосмической орбитой.
Расслабление
Наконец, остановите вращение микрокосмической орбиты в центре межбровья и сконцентрируйтесь в Аджня-чакре. Вы можете выбрать другой внутренний объект для медитации – центр груди (Анахата), например. Опустив в конце внимание в центр живота, распластайте тело по полу в Шавасане – самой сложной позе «трупа», разведя руки и ноги в стороны под углом минимум 30 градусов. Погрузите внимание в тело, так чтобы в пределе триада тело-энегрия-сознание слилась воедино. После полной нейтрализации остаточных явлений в теле и психике можно вставать. Такое завершение гарантирует безопасность «выпускания» тела из внимания, которое переводится на внешние цели, тогда как само тело начинает играть роль обычного инструмента.
Сведения об авторе
Николаева Мария Владимировна (Шанти Натхини, Долма Джангкху, Атма Ананда, Маде Шри Нади) – Специалист по западной и восточной философии и личностной психологии, действительный член научной Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма. Автор 30 научных и популярных книг по восточным культурам (общий тираж 115 000; 12 переизданий в США, Европе, Азии; миллионы скачиваний файлов) и более 100 статей в академических и периодических изданиях; внештатный корреспондент российских и зарубежных журналов, переводчик и редактор классических текстов. Более 20 лет посвятила синтезу духовных практик в разных традициях, из них первые 10 лет занималась западной культурой, начиная с христианства и экстрасенсорики.
Пять лет провела в Индии, проживая в ашрамах, совершая паломничества к святым местам. Прошла тренинги в йога-центрах, обучаясь у более 30 индийских учителей; сертифицирована как инструктор по йоге, принята в Индийскую академию йоги; получила базовые посвящения в крийя-йоге, натха-сампрадае, буддизме ваджраяны (карма-кагью), степень мастера рейки. Приняла обеты карма-санньясы в Бихарской школе йоги (адвайта веданта). Затем два года проводила исследования по 10 странам Ю-В Азии: сидела долгие медитативные ритриты (випассана и дзэн), изучала даосизм, тайцзы и др.
Создала авторскую методику "Стратегия самобытности" и третий год дает консультации на острове Бали (Индонезия).
Обратная связь
-yoga.narod.ru
Все книги автора
США
• Atma Ananda. I&I Yoga: Inversion & Introversion. Charleston, 2011. – На английском.
• Atma Ananda. Self-Being Strategy. Charleston, 2011. – На английском.
• Atma Ananda. Out of Biography. Charleston, 2010. – На английском.
• Atma Ananda. Kali-Bali. Time-Shift in Eternal Spirit. Charleston, 2010. – На английском.
• Atma Ananda. Karma Mastery. Daily Reincarnation. Charleston, 2010. – На английском.
• Shanti Nathini. Hatha Yoga Practice. Disciple against Wall. Charleston, 2007; 2008. – На английском.
• Shanti Nathini. Taoist Female Practice. Period of Preparation. Charleston, 2008; 2009. – На английском.
Европа
• Shanti Nathini. Joogateraapia nägemise taastamiseks. Tallinn, 2009. – На эстонском.
• Shanti Nathini. Moters Dao praktikos. Pasirengimo periodas. Vilnius, 2008. – На литовском.
• Shanti Nathini. Sublimation Culture. Art of Self-Satisfaction. Vilnius, 2010. – На литовском (в печати).
• Атма Ананда. Стратегiя самобутностi. Симферополь, 2011. – На украинском.
• Dolma Jangkhu. Krauter fur Yoga. Berlin, 2010. – На немецком (в печати).
Индонезия
• Made Sri Nadi. Tembok Yoga. Denpasar, 2011. – На индонезийском.
• Atma Ananda. Kali-Bali. Time-Shift in Eternal Spirit. Ubud, 2010. – На английском.
Россия
1. Николаева М. В. Понятие Мы и суждение Нашей воли. Москва, 2009. – Научная монография.
2. Николаева М. В. Основные школы хатха-йоги. Петербург, 2007. – Научно-популярное издание.
3. Николаева М. В. Власть кармы. История идеи. Москва, 2006. – Научно-популярное издание.
4. Николаева М. В. Практика хатха-йоги. Ученик перед стеной. Москва, 2005.
5. Николаева М. В. Практика хатха-йоги. Ученик среди учителей. Петербург, 2004.
6. Атма Ананда. Избавление от жития. Автобиография Москва, 2011. – В печати.
7. Атма Ананда. Практика хатха-йоги. Ученик без тела. Москва, 2011. – В печати.
8. Атма Ананда. Полная пустота. Путь всемогущества. Петербург, 2011.
9. Атма Ананда. Личная реальность. Координация проекта. Москва, 2011.
10. Атма Ананда. Сакральная Азия. Традиции и сюжеты. Москва, 2010.
11. Атма Ананда. Стратегия самобытности. Духовная практика. Москва, 2009.
12. Атма Ананда. Культура сублимации. Опыты самодостаточности. Москва, 2009.
13. Атма Ананда. Рамана Махарши. Через три смерти. Москва, 2008 (Петербург, 2005).
14. Шанти Натхини. Свами Вивекананда. Вибрации высокой частоты. Москва, 2007 (Петербург, 2005).
15. Шанти Натхини. Йога-терапия для восстановления зрения. Петербург, 2009; 2008; 2006.
16. Шанти Натхини. Женские даосские практики. Период подготовки. Петербург, 2006.
17. Шанти Натхини. Власть над кармой. Современные методы. Петербург, 2007; 2004.
18. Шанти Натхини. «Панчатантра» – стратегия преуспевания. Москва, 2010; 2009; 2007 (Петербург, 2005).
19. Шанти Натхини. «Хитопадеша» – парадоксы взаимности. Москва, 2010; 2009; 2007.
20. Долма Джангкху. Травы для йоги. Опыт адаптации к умеренной зоне. Москва, 2008; 2006.
21. Долма Джангкху. Травы для аюрведы. Опыт адаптации к умеренной зоне. Москва, 2010. – В печати.
22. Долма Джангкху. Экодизайн в индийской традиции. Москва, 2009; Петербург, 2004.
23. Долма Джангкху. Экодизайн в китайской традиции. Москва, 2009.
24. Долма Джангкху. Энергетика любви, территории и пространства. Москва, 2010, 2008; Петербург, 2004.
25. Долма Джангкху. Энергетическая защита квартир и офисов. Москва, 2010, 2007; Петербург, 2005, 2004.
26. Долма Джангкху. Энергетика бизнеса и деловых отношений. Москва, 2010, 2007; Петербург, 2004.
27. Долма Джангкху. Фэн-шуй сверхвысоких технологий. Москва, 2009.
28. Николаева М.В. Категория "привходящего". Философские труды. В 2-х тт. Т. 1. Москва, 2011.
29. Николаева М.В. Категория "привходящего". Философские труды. В 2-х тт. Т. 2. Москва, 2011.
30. Николаева М.В. Соляной столп. Лирические стихи. Москва, 2011.
Комментарии к книге «ИИИ-йога. Интенсивная Инверсия и Интроверсия», Атма Ананда
Всего 0 комментариев