Дарья Владимировна Нестерова Шьем и перешиваем, кроим и перекраиваем. Новая жизнь немолодых вещей
Введение
В зависимости от того как одет тот или иной человек, издавна судили и о его социальном статусе, и о вкусе. Удачно подобранный костюм позволяет скрывать недостатки фигуры, оттеняет лучшие стороны внешности. Неслучайно в старину мастерству рукодельниц придавали большое значение. Достаточно вспомнить народные сказки, воспевавшие таких умелиц, как Василиса Прекрасная или Марья-искусница. А вышивками, подчас являющимися подлинными произведениями искусства, могли гордиться даже царицы и царевны. Впрочем, в прежние времена каждая крестьянка умела изготавливать ткань, кроить и шить одежду для всей семьи. При этом праздничные наряды особенно старались украсить вышивкой, кружевами или иной отделкой.
В наши дни модную и красивую одежду можно купить в магазине или заказать в ателье. Однако не каждый в состоянии дорого заплатить за лучшие модели. Умение самостоятельно шить по крайней мере легкую одежду помогает решить многие проблемы. Ведь можно одеваться модно и красиво, носить те изделия, которые владельцу к лицу и подчеркивают достоинства его фигуры, и при этом экономить достаточно средств в семейном бюджете.
В данной книге читательницы смогут найти советы по подбору тканей и фасонов, рекомендации по выполнению различных видов швейных работ, инструкции по обращению со швейными инструментами и оборудоваием, а также чертежи выкроек тех или иных изделий. Следуя рекомендациям книги, можно научиться самостоятельно шить и обеспечить всю семью недорогой, но красивой современной одеждой.
В каждом доме можно найти еще добротные вещи, ставшие непригодными из-за несоответствия размера или устаревшего фасона. О том, как применить этот материал для пошива более современной одежды или для изготовления других изделий, также будет рассказано в этом издании.
Общие сведения
Из истории костюма
О том, как одевались люди в прошлом и как менялся костюм на протяжении веков и тысячелетий, свидетельствуют сохранившиеся до наших дней живописные, скульптурные или графические изображения, а также описания, составленные древними авторами или учеными-этнографами.
Первоначально одежда древних людей изготавливалась из материалов, предоставляемых природой – из листьев растений, шкур добываемых на охоте животных. Даже в I веке до н. э., во времена Юлия Цезаря, северные варварские племена, уже применявшие железо, носили для защиты от холода звериные шкуры.
Как установлено исследователями, первые навыки прядения и ткачества появились у людей в последний период каменного века – неолит. Однако наличие шерстяных или льняных тканей не тотчас привело к развитию швейного дела. Долгое время господствовала драпировка. Так было в древнем Египте (славившемся искусством изготовления тончайшего материала из льна или хлопка), в античных Греции и Риме, в ряде других современных им государств. Обычно большие куски ткани обертывались вокруг тела и скреплялись застежками, образуя различные сочетания складок. У греков такой плащ назывался гиматием, у римлян – тогой. Нижней одеждой служила рубаха (хитон, туника).
Именно варвары, вызывавшие некогда удивление римлян из-за своего необычного вида, положили начало изготовлению тех типов одежды, которые наиболее распространены сейчас. Это они, обитатели холодных северных краев, принялись шить рубахи с рукавами и штаны. Ведь эта одежда лучше защищала от зимней стужи и к тому же позволяла экономить шедшую на ее изготовление ткань. Что же касается восточных кочевников-скотоводов, то их вкладом в развитие костюма стали удобные при верховой езде шаровары и халат.
Различные образцы одежды представляет эпоха Средневековья.
В Византии длинные одеяния и накидки должны были скрыть очертания фигуры. Большое значение придавалось гармоничности красок, сочетанию однотонных и узорчатых тканей. На византийскую моду, как известно, ориентировались и представители знати Киевской Руси.
В дальнейшем в пределах Российского государства наблюдаются очевидные различия в традиционной одежде жителей северных и южных губерний. Кокошник и сарафан, ставшие символами русского национального костюма, – достояние только северянок. А на юге страны в дополнение к традиционной рубахе женщины-крестьянки носили архаичную поневу (состоявшую из двух несшитых полотен юбку) и головные уборы иного типа.
С течением времени не изменялись эстетические представления обитателей западноевропейских замков и городов. Каких только новшеств не было изобретено щеголями тех далеких эпох! Достаточно вспомнить обувь с необычайно длинными носами или на достигавшей десятков сантиметров платформе, огромные круглые воротники, высокие головные уборы женщин.
Особой пышности достигают одеяния европейской знати в XVIII столетии. Напудренные парики, накрахмаленные платья, корсеты – характерные детали той поры. Затем после Великой французской революции происходит возврат к античным традициям и идеалам. А в дальнейшем, вплоть до наших времен, происходит все большая демократизация костюма.
В XIX столетии вырабатывается единый для представителей различных классов тип мужской одежды – костюм, состоящий из фрака (сюртука или пиджака) и брюк иногда дополненный жилетом. Уходят в прошлое яркие расцветки, нарядные воротники и манжеты. Преобладающими становятся черные и серые тона. Значительным переменам подвергается костюм женщин, неоднократно испытывавший влияние сменявших друг друга мод.
Однако отличительные особенности одежды свидетельствуют не только о принадлежности ее обладателя к той или иной стране и эпохе. Издавна одежда должна была указывать и на социальный статус человека. Этой цели служили различия в качестве ткани и в покрое, расцветке, отделке.
Интересные факты, подчеркивающие особенности одежды представителей разных сословий, можно найти в «Истории костюма» М.Н. Мерцаловой: «.. В Англии в XIV веке купцы носили пеструю длинную или полудлинную одежду, войлочные шляпы, шнурованную обувь типа полуботинок и должны были иметь раздвоенную бороду. Моряки – толстую широкую куртку до колен и шпагу на боку, ремесленники – особые отличительные знаки с эмблемами их ремесла, пояса с привешенными на них кошельками и ножами, отделанными серебром. Доктора, хирурги, законоведы и приказные – длинную широкую одежду, при этом цвет ее говорил о профессии: врачи носили темно-синюю и голубую одежду из тафты и полотна, судейские чиновники – разноцветную, полосатую или двуцветную с богатым поясом в серебряной оправе и т. д.»
Так, римские сенаторы носили тогу с пурпурной каймой, а императоры – накидки пурпурного цвета. У древних иранских народов (в том числе, очевидно, и у кочевников причерноморских степень – скифов) цвет одежды определялся принадлежностью к той или иной касте. Белые ткани служили облачением для жрецов, красные – для воинов, а синие и желтые – для простых скотоводов и земледельцев. Царь же, являвшийся выходцем из касты воинов и представителем своего народа, носил красную одежду с лентами других цветов – белого, синего и желтого.
Иногда социальную принадлежность определяла какая-либо деталь наряда. Например, в Древнем Вавилоне свободные женщины, в отличие от рабынь, должны были выходить из дома с покрывалом на голове.
Яркий пример различия костюма по сословному принципу дает дореволюционная Россия, где, как известно, со времен Петра Великого дворяне одевались по-европейски, а народные массы (в первую очередь крестьянство) долгое время продолжали оставаться хранителями вековых традиций.
Итак, история костюма представляет немало интересной и поучительной информации, а некоторые образцы старинных одеяний могут послужить основой для творческих поисков современных модельеров.
Принципы моделирования
Если вы хотите создать действительно красивое изделие, в котором будете выглядеть эффектно и которое окажется к тому же удобным и подходящим для своего предназначения, не спешите копировать модные образцы из книг или журналов. Ведь костюм, который замечательно смотрится на одном человеке, совсем не обязательно станет так же удачно выглядеть и на другом. Хорошо известно, что различные фасоны одежды следует подбирать, например, людям высокого или низкого роста, полным или худощавым.
Поэтому прежде, чем приступить к выполнению технической работы, нужно создать художественный эскиз будущей одежды (данный этап работы получил название «художественное моделирование»).
Далее следует расчет размеров предполагаемого изделия и составление чертежа, моделирование конкретных деталей.
Разработка фасона одежды на основании эскиза, представленного художником, называется техническим моделированием.
При выборе подходящего фасона, как уже говорилось, учитывается не только соответствие его последнему слову моды.
Важно определить тот стиль одежды, который соответствует ее предназначению – для повседневной работы или для отдыха, для будней или праздников.
Вообще принято выделять три важнейших стиля – классический, спортивный и романтический.
К первому относятся фасоны строгого, делового типа, многие из которых стали привычными на протяжении не одного десятилетия. Для мужчин это – рубашка светлых тонов и костюм, состоящий из пиджака и брюк строгого покроя (иногда дополненный жилетом). Из женской одежды к классическому стилю относятся платья строгого покроя с рукавами, блузы в сочетании с сарафаном или прямой юбкой, брючные костюмы. В любом случае для классики характерны элегантность, сдержанность оформления, отсутствие излишних декоративных элементов.
Другой стиль, получивший название спортивного, представлен одеждой, отличающейся тем, что она особенно удобна (причем не только при занятиях спортом, но и в повседневной жизни). Это, в частности, джинсы, футболки, куртки и т. п.
Наконец, романтический стиль характерен наибольшим разнообразием художественных образов, наличием всевозможных деталей украшения – одним словом, здесь наибольший простор предоставлен полету фантазии и проявлению творческой индивидуальности автора.
Нельзя утверждать, что недопустимо взаимопроникновение стилей, сочетание в одном костюме элементов различных направлений. Критерием должно служить наличие вкуса, гармонии. В противном случае красивые сами по себе вещи могут оказать их владельцу медвежью услугу. Представьте себе, к примеру, девушку в вечернем платье и в кроссовках, или молодого человека в крикливой футболке и строгих, классического покроя брюках.
Помимо стиля, важен силуэт костюма, пропорциональное сочетание его частей, правильный учет особенностей фигуры человека и так называемых зрительных эффектов.
Силуэт – это контуры, очертания костюма, как бы теневое его отображение. Силуэт может быть прямым или приталенным. Различаются также модели, которые могут быть вписаны в ту или иную геометрическую фигуру – в овал, прямоугольник, треугольник, трапецию. Эти особенности известны еще с давних времен. Они отражают эстетические воззрения и представления, господствовавшие в разных странах в разные эпохи.
Различными могут быть формы покроя – как свободными, просторными, так и более сложными, облегающими. Первый из указанных типов одежды был принят в античном мире и в европейских странах раннего Средневековья. Постепенно (особенно очевидно – со времен Возрождения) одеяние знати становится более сложным и получает облегающие очертания. Для изготовления таких костюмов оказываются необходимыми специальные знания и навыки, умение подогнать наряд по фигуре заказчика.
При подборе силуэта и фасона одежды следует принимать во внимание рост, полноту, ширину плеч и бедер. Благодаря конструкции одежды можно, в частности, изменить линию талии, зрительно увеличить или уменьшить длину плеч, подчеркнуть стройность фигуры, сократить объем бедер или увеличить пышность груди, создать иллюзию более высокого или низкого роста и т. д. Достигается это за счет длины изделия, формы и размера выреза, воротника, рукавов; за счет линий силуэта, а также всевозможных складок, оборок, кармашков, кружев, лент и других декоративных деталей. Например, если шея слишком коротка, следует избегать высоких стоячих воротников или широких вырезов на платье. Напротив, весьма кстати окажется продолговатый вырез треугольной формы – он создаст иллюзию более длинной шеи. Пышная блузка с расширяющейся книзу юбкой или платье с кокеткой и оборками подойдут для худощавых девушек и женщин. В то же время сочетание блузы и юбки контрастных цветов, подчеркивая линию талии, как бы скрадывает рост и усиливает впечатление о массивности фигуры.
Для того чтобы скрыть недостатки фигуры или, напротив, подчеркнуть ее стройность и пропорциональность, и применяется моделирование. При создании чертежей будущего изделия те или иные конструктивные линии основы увеличиваются или сокращаются, переносятся на другое место и т. д. Предпочтение отдается отрезным изделиям или сплошным, прямым или расклешенным.
Немаловажное значение имеет и подбор ткани – как по ее плотности и фактуре, так и по расцветке, которая должна быть к лицу владельцу одежды, соответствовать фасону, гармонировать с другими деталями костюма. Здесь, как и при определении общих пропорций и силуэта наряда, необходимо быть художником, знать основные принципы сочетания различных цветовых гамм.
Например, расположенные рядом желтые и фиолетовые, синие и оранжевые, красные и зеленые предметы станут смотреться слишком контрастно, словно противореча друг другу. Зато красиво сочетание коричневого цвета с золотистым, розового с серым, голубого со светло-фиолетовым, белого с красным, синим или с черным.
При подборе расцветки ткани стоит обратить внимание на то, насколько она подходит к цвету кожи, глаз, волос.
Светлые тона, предпочтение которым отдавалось уже в Древней Элладе, создают впечатление легкости, но в то же время как бы увеличивают объем. Темные, напротив, делают фигуру изящнее, однако ткани таких расцветок кажутся более тяжелыми.
Окраска ткани издавна имела определенный смысл, поскольку те или иные цвета отражали различные настроения, символизировали те или иные чувства. Например, красный цвет служил напоминанием о солнце, огне, крови. Он мог символизировать свет, тепло, силу чувств, а также агрессию. Белый цвет – цвет свежести и чистоты, а еще спокойствия и даже безжизненности. Черный цвет ассоциировался с ночным мраком, а потому с враждебными людям силами зла и разрушения.
Вертикальные линии рисунка ткани (как и вертикали конструктивных линий одежды) зрительно увеличивают рост, а горизонтальные расширяют объем фигуры. Эти особенности необходимо учитывать людям, выделяющимся из основной массы ростом или комплекцией.
Выбор цветовой гаммы зависит также от возраста человека, от предназначения изготавливаемой одежды.
Инструменты, приспособления, оборудование
Иглы, ножницы, резцы, линейки и прочие швейные принадлежности
Для выполнения портновских работ необходимы различные инструменты и приспособления.
Сантиметровая лента и линейки
На первом этапе, при снятии мерок, применяется тонкая лента длиной 1,5 м, обычно называемая сантиметром. Она разграничена на деления, отмечающие миллиметры и сантиметры (а иногда и дюймы). Гибкой и длинной сантиметровой лентой измеряют объемы фигуры, отмеряют длину ткани.
Помимо сантиметра, в швейном деле используют обычные линейки и угольники, а также лекала. Они нужны для построения чертежей на бумаге или на ткани.
Изобразительные средства
Для нанесения линий на материал служат карандаши, специальные маркеры. Но чаще всего применяются заточенные (шириной до 0,5 см) кусочки мела.
Заостренным концом мелка можно нанести на ткань тонкую, но отчетливую линию. Различные цвета мелков позволяют выполнить рисунок на тканях всевозможной окраски; при стирке же изображения легко удаляются.
Вместо мелков можно использовать кусочки тонкого, заостренного с краю мыла. Линии также оказываются четкими и ясными, а при глажении или стирке удаляются без каких-либо затруднений. Недостаток этого способа заключается в том, что линия, прочерченная кусочком мыла, заметна на тканях далеко не всяких расцветок.
Хотя в наши дни происходит усовершенствование портновских принадлежностей, важнейшие инструменты и приспособления, применяемые при раскрое и сметке ткани, остаются почти неизменными на протяжении десятков и даже сотен лет. Так, на фотографии, помещенной в изданном в 1907 году «Альбоме-учебнике шитья дамского и мужского платья», можно видеть такие «предметы первой необходимости для занятий шитьем», как иглы, ножницы, резец, сантиметровая лента, катушка ниток, кусочек мела, булавки. Они практически не отличаются от современных.
Резцы
В том случае когда необходимо изготовить две одинаковые детали из ткани или перевести с бумаги на ткань рисунок, расположенный в середине выкройки, применяют копировальную бумагу и резцы. Последние представляют собой прикрепленное к ручке, вращающееся металлическое колесико. Оно может быть зубчатым (и тогда с его помощью на материале образуется рисунок в виде точек или мельчайших дырочек) или тупым, не имеющим рваных краев (в этом случае получаемый след оказывается прямой линией). Резцы различны по размерам, поскольку предназначаются они для работы с разными видами ткани.
Ножницы
Для раскроя ткани, подрезки и выравнивания краев отдельных деталей служат ножницы. Они должны быть острыми и легко резать ткань, их лезвия – ровными и способными плотно смыкаться.
Существует несколько видов ножниц, предназначенных для различных работ – раскроя более или менее плотных тканей, подрезки швов и выравнивания деталей, удаления ниток наметки. Небольшими ножницами со слегка искривленными лезвиями удобно вырезать закругленные линии.
Иглы
Одно из самых древних орудий, известное еще со времен каменного века, но в дальнейшем усовершенствованное, – игла, первоначально изготовлявшаяся не из металла, а из кости. Без этого инструмента и поныне немыслимы такие виды пошивочных работ, как сметка деталей и дополнение почти готового изделия тесьмой или кружевами, пришивание пуговиц, кнопок, молний.
Иглы предназначены для работы с материалом различной плотности (соответственно различной должна быть толщина и прочность применяемых при пошиве ниток). Поэтому существуют иглы различной длины и диаметра, имеющие большее или меньшее ушко для нитей.
В любом случае игла должна быть острой и ровной, лишенной шероховатостей.
Наперстки
Для предохранения от уколов при проталкивании иглы в ткань применяются наперстки, надеваемые на средний палец правой руки. Известны две основные разновидности наперстков – с донышком и без донышка. Первые используются при работе с более легкими тканями, вторые – при пошиве пальто и пиджаков. Раньше наперстки первого типа называли женскими, а второго – мужскими (поскольку пошив изделий из более тяжелых материалов обычно производился мужчинами).
Другие швейные приспособления
Перечень применяемых портными инструментов не исчерпывается приведенными выше.
Швейные машины далеко не сразу приобрели привычный для нас облик. Так, лишь в середине XIX столетия американский конструктор У. Хант изобрел иглу, имеющую ушко на заостренном конце, а для второй нити предложил использовать челночное устройство. Прежде же людям было трудно отступить от такого способа шитья, который предусматривает протягивание всей иглы с нитью сквозь материал.
Так, для скрепления деталей на время раскройки ткани или при притачивании швов применяются булавки.
Пояса, хлястики, остроугольные воротники выворачиваются с помощью тонких стержней, изготовленных из металла, пластмассы или кости (прежде для выполнения таких задач служили продолговатые заостренные колышки).
Существуют также особые инструменты для распарывания швов и выдергивания нитей наметки.
Швейные машины и правила работы с ними
Современные швейные машины, применяемые для пошива одежды в домашних условиях, значительно отличаются от своих менее совершенных предшественников. Они способны осуществлять множество различных операций – в частности, украшать готовое изделие вышивкой или тесьмой, пришивать кружева, производить штопку, выравнивать и обметывать края ткани, изготавливать петли для пуговиц различных размеров, вшивать резиновую ленту и т. д. Одних только разновидностей швов, выполняемых некоторыми машинами, насчитывается несколько сотен.
Эксплуатация новейших машин и уход за ними заметно упрощены. Теперешние конструкции с пластиковым корпусом – более легкие, меньшие по размерам.
При этом швейные машины, как правило, имеют дополнительные приспособления: стол-приставку (удобный при пошиве пальто, плащей, длинных юбок и других крупных изделий), боковой нож (предназначенный для выравнивания краев во время обметки), специальные устройства осуществления штопки и вышивания, ящик для хранения игл, шпулек и прочих швейных принадлежностей, приспособление для подсветки рабочего стола и т. д.
Большинство операций производится автоматически. Для приведения механизма в действие уже не нужно вручную вращать колесо или качать ногами педаль стана – управление происходящими процессами и контролирование работы швейной машины осуществляется с помощью панели с кнопками.
Нажимая на те или иные кнопки, можно привести машину в действие или остановить ее работу, настроить механизм на выполнение различных операций. Специальные дисплеи показывают избранный тип стежка и ряд других параметров. Подсказки помогают правильно осуществить необходимые действия, определить тип иглы или лапки в соответствии с выбранным видом ткани, рассчитать правильный размер стежка. А в случае каких-либо неполадок подается сигнал. Автоматически производится заправка в иглу нити, установка шпульки, регулирование степени нажима лапки и натяжения нитей в зависимости от вида ткани и типа шва.
Однако и при работе с электрическими швейными машинами следует помнить о правилах техники безопасности (в первую очередь не осуществлять действий по уходу за машиной в том случае, когда она включена в сеть).
Если швейная машина имеет электрический привод, прежде чем включить ее в сеть, нужно проверить изоляцию проводов. А в дальнейшем до отключения от источника питания не следует оставлять машину без присмотра.
В процессе работы (особенно в том случае, если лапка снята, как при вышивании и штопке) пальцы не должны находиться поблизости от иглы. Нельзя и тянуть материал из-под иглы, поскольку острие последней может сломаться.
Во время выполнения пошивочных работ нужно сидеть перед расположенной на столе машиной прямо, причем расстояние от нее до глаз должно быть около 30 см.
Для того чтобы содержать машину в хорошем состоянии, требуется время от времени протирать ее корпус, чистить кисточкой некоторые детали (челнок, иглодержатель и устройства, регулирующие напряжение и направление нити).
Некоторые части механизмов (например, иглодержатель) нужно время от времени смазывать машинным маслом, излишки которого удаляются кусочком мягкой ткани. Но жирные капли все же могут в дальнейшем попасть и на изготовляемое изделие. Чтобы этого не произошло, следует прежде, чем приступить к работе с хорошей тканью, сделать несколько швов на небольших ненужных лоскутках материи.
Ткани, как правило, изготавливаются c помощью таких операций, как прядение, ткачество и отделка. Посредством скручивания или склеивания из множества небольших волокон получают длинные непрерывные нити. Следующий этап работы – ткачество. Наконец, готовый материал окрашивают или отбеливают (за исключением некоторых подкладочных материалов, не подвергающихся подобной обработке).
Различные виды ткани и особенности работы с ними
Применяемые для пошива одежды ткани различаются по своему происхождению, степени плотности, сыпучести, способности сохранять форму и некоторым другим свойствам.
Существуют материалы, изготовленные из натуральных волокон растительного или животного происхождения, а также из волокон химических, которые подразделяются на искусственные и синтетические.
Из волокон растений – хлопка и льна – производятся ситец, сатин и некоторые другие виды ткани. Из хлопка можно производить материалы различной плотности – от тончайшего батиста до джинсовой ткани. Льняные нити толще хлопковых, что сказывается и на качестве сотканного из них полотна.
Из шерсти животных вырабатываются более тяжелые ткани (драп, сукно и др.). Они идут на изготовление пальто, костюмов классического стиля, теплых платьев и юбок. Шерстяные материалы, подобно льняным и хлопковым полотнам, легко кроятся, однако, в отличие от них, дают большую усадку при стирке, т. е. заметно уменьшаются в размерах. Это следует учитывать в процессе пошивочных работ.
К тканям животного происхождения относится также натуральный шелк, который изготавливается из нитей, вырабатываемых насекомыми (тутовым шелкопрядом). Тонкие красивые шелковые ткани доставляют много проблем при раскрое вследствие своей легкости и пластичности, особой сыпучести нитей на срезах.
Существует также немало разновидностей искусственных и синтетических тканей. К их числу относятся, в частности, вискоза, капрон, лавсан.
Иногда при изготовлении ткани искусственные волокна смешиваются с натуральными.
Это позволяет сочетать лучшие свойства тех и других.
Помимо тканей, при пошиве одежды применяются и некоторые нетканные материалы. Например, ватин и флиз, необходимые для утепления одежды.
В зависимости от особенностей тканей для работы с ними подбирают иглы и ножницы различных размеров, определенные виды ниток.
Чаще всего нетканые текстильные полотна получают путем формирования и последующего скрепления настила, представляющего собой плетенку из нитей или волокнистый холст. А для производства ватина применяются отходы, остающиеся при изготовлении пряжи.
Как известно, чем меньше номер иглы, тем она тоньше. Напротив, тонким ниткам соответствуют большие номера, а толстым – маленькие.
Для пошива изделий из тонких тканей обычно применяются небольшие иглы и тонкие нитки, для более плотных – большие по толщине и прочности иглы и нити. И конечно, цвет ниток должен соответствовать цвету ткани (а если ткань с рисунком – цвету основного фона).
Исключение представляют фасоны спортивного типа (например, джинсы). Соединительные швы здесь также выполняются нитками, подобранными в тон цвету материала. Но для обтачки отдельных деталей с целью создания контраста используются более толстые нитки. Их цвет должен быть несколько темнее или светлее цвета материала.
При выборе ножниц принимают во внимание такое свойство ткани, как степень сопротивления резанию (большая у синтетических и льняных, меньшая у шерстяных материалов). Большие (портновские) ножницы необходимы и для работы с толстыми тканями.
Учитываются и некоторые другие особенности.
Так, если материал подвержен значительной усадке, перед раскроем его подвергают влажно-термической обработке.
Для подшивки краев сыпучей ткани при раскрое увеличиваются припуски на швы, а нередко обметка краев производится сразу же, до сметки изделия.
Ткани, отличающиеся повышенным скольжением или легко растягивающиеся и склонные к деформации, раскраивают осторожно, предварительно прикрепив к ним бумажный или картонный шаблон. Скрепляют и детали из таких материалов перед выполнением соединительных швов.
Плотность и толщина ткани определяют также длину и частоту стежка.
Техника машинной и ручной работы
Работы по изготовлению одежды делятся на ручные и машинные. Их выполнение требует определенных умений и навыков, знания различных видов швов, стежков, строчек.
Комментарии к книге «Шьем и перешиваем, кроим и перекраиваем. Новая жизнь немолодых вещей», Дарья Владимировна Нестерова
Всего 0 комментариев