«Смешарики эпохи постмодерна»

1992


Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

СМЕШАРИКИ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА

СМЕШАРИКИ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА

Если у вас в семье есть дети дошкольного или младшего школьного возраста, то вы должны знать, кто такие Смешарики.

Я тоже заинтересовалась, чем так увлечён мой ребёнок, над чем он так искренно хохочет и кого порой весьма уместно цитирует.

Оказалось очень интересное явление. Именно явление. Я на этом настаиваю.

Как сообщила мне Википедия (что очень любезно с её стороны), мультипликационный сериал "Смешарики" создан в рамках культурно-образовательного проекта «Мир без насилия», входящего в федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе». Производится при поддержке Министерства культуры Российской федерации и при участии компании «Мастер-Фильм» на студии компьютерной анимации «Петербург», созданной в марте 2003 года специально для «Смешариков».

По-моему, упор в нём сделан именно на толерантности. Оказывается, неважно, толстый ты или худой, какой ты национальности, очкарик ты или спортсмен, физик ты или лирик - важен ты сам и какой ты по отношению к друзьям.

Впрочем, существуют и иные версии. В частности, не лишена своеобразного шарма статья "Смешарики, как модель постапокалиптического мира". Хотя, признаюсь, чтение этого текста на ночь испортило мне настроение и повлияло на спокойный сон. Сама идея замкнутости мира Смешариков претит мне изначально. Хотя кибуц - вполне допустимая аналогия.

Лично мне мироустройство этих Шарикоподшипников… Ой, простите, Смешариков, конечно. Итак, организация быта и окружающая среда их мира напомнила мне эксперимент 90-х - Биосферу-2. Напомню.

В 1986 году среди обширных прерий Аризоны (США) у подножья крутых холмов в предгорье Санта-Каталина, в 60-ти километрах к северу от города Тусона было начато строительство необычного сооружения − комплекса «Биосфера-2», возможного прообраза будущих поселений человека на планетах Солнечной системы.

26 сентября 1991 года в герметически закрытый мир «Биосферы-2» («Биосфера-1» − это наша планета), куда извне через прозрачное покрытие получают доступ лишь солнечные лучи, вошли восемь добровольцев (четыре мужчины и четыре женщины). Двери за «биосферянами» − официально их называли «эконавтами» − закрылись, были тщательно задраены люки, все щели, все пазы, обрублены все нити, соединяющие испытателей с Землей.

На площади в 9 тысяч квадратных метров (около гектара) под стеклянными колпаками (а «дно» было изолировано от земли герметично сваренными стальными листами) была возведена уменьшенная копия Земли. В 5-6-этажных «домах» из стекла и стали разместились семь экологических систем в миниатюре: влажный тропический лес, саванна, болото, соленое море, пустыня. Кроме того, там были бассейны для рыб, инсектариум с 250 видами насекомых, сельскохозяйственная ферма (тут должны были обитать примерно 4 тысячи видов растений и животных) и жилая часть - комнаты для сотрудников, мастерские, информационно-вычислительный центр для контроля за всеми процессами. Каждая сфера, каждая из этих экологических ниш была отделена от других и имела свой особый климат. К примеру, испарение воды из «моря» осуществлялось с помощью вентиляторов. Образующийся пар поступал в «джунгли», где поддерживалась определенная влажность, имитировались «облака» и «туман». Управляемые компьютерами защитные экраны позволяли иметь в каждом отсеке соответствующие температурные и световые условия.

В этом искусственном мире продукты питания, кислород и вода непрерывно регенерировались, все процессы носили циклический характер. Углекислый газ, выдыхаемый людьми, поглощался растениями. А выделяемый ими кислород использовался для дыхания человека. Отходы жизнедеятельности обеспечивали плодородие почвы и служили кормом для водорослей, бактерий и водных растений, которыми, в свою очередь, питались рыбы.

Хотя людям, находящимся в этой огромной воздухонепроницаемой конструкции, и был создан максимальный психологический и биологический комфорт, спрос с них был очень жестким. В частности, экологический тип мышления должен был стать для них непременным законом. «Если кто-нибудь бросит что-либо вредное для здоровья человека в водосток системы, он найдет это через пару недель у себя в чашке с кофе».

Да! Серии "Лили" и "Маленькое большое море" несомненно имеют чётко выраженную экологическую направленность.

Ну а смешение климатических поясов и природных зон видно невооружённым взглядом.

Впрочем, сравнение с проектом "Биосфера-2" - это лишь простейшая аналогия, при ближайшем рассмотрении теряющая всю свою привлекательность.

Другие параллели - с Райским Садом, с Ноевым ковчегом - тоже интересны лишь на первый взгляд. Да, характерные черты присутствуют, но общая картинка уводит далеко в сторону… Да и сериал-то детский. А смысл ищется взрослый. Почему? Зайдём с другой стороны.

Что в этих мультиках привлекает детей. Яркая картинка, общая доброжелательность и… совершенно взрослые проблемы? А ведь дети очень любят прикосновения к миру Взрослых. Тем более, что "Смешарики" - это типичная комедия положений. То есть кто-то неудачно упал, тормозил клювом или пятачком, но в итоге всё кончилось хорошо - откачали, вылечили, мораль прочитали, выводы сделали. Посмеялись без злорадства.

Но самое смешное в том, что если ребёнок смотрит мультик вместе с родителем, то дитятко смеётся над одним, а взрослый над совершенно другим. Хотя и общий хохот закономерен. Адресация сериала - вне возраста. Она общесемейна. Что не может не радовать.

Внешняя простота реализации. Поясню. Максимальная условность визуализации героев - их шароподобность, и тем не менее легкая узнаваемость.

Быстротечность. Шесть минут (как насчёт шести дней творения божьего?) - и… Мораль сей басни такова!

Изначальный настрой на условность. Вспомним заставку. Раскатывается газон как ковёр, рассыпается декор из ромашек, рисуется небо, к которому приколачиваются облака, втыкается пальма, которую быстренько заменяют яблоней (полагаю, из патриотических соображений), всё это пересекается ручейком, а как заключительный аккорд - возникает радуга. Жизнерадостно и символично. Сами мир построили - сами в нём живём. Всё радуются и эмоции бьют ключом из бабочек.

Посёлок Смешариков живописен и продуман. Отдельным жильём обеспечены все поголовно. У каждой избёнки свой неповторимый дизайн. Обязательно присутствует символика хозяина, висящая у входа - морковка у Кроша, очки у Ёжика, книга у Лосяша, гаечный ключ у Пина, тыква у Копатыча, баскетбольная корзина у Совуньи, щербатое сердечко у Бараша, театральный фонарь у Карыча и ромашка у Нюши. Об этой ромашке разговор особый. Ромашка эта - негласный символ всего сериала. Или гласный? Я ведь могу чего-то и не знать.

Ромашка как эмблема очень навязчива и присутствует буквально везде - в качестве хвостиков у Кроша, Копатыча, Карыча, на спинке кровати у Нюши, на всевозможной посуде, на компасе - словом, везде, куда её можно логично прицепить. Даже в туалете Копатыча глазок выполнен в виде этого цветка.

Давайте предположим, что эта 5-лепестковая ромашка - скрытая пентаграмма, звезда пятиконечная. Тут уже и символ совершенства, и золотое сечение в наличии, а там и до мировой гармонии недалеко!

Мир Смешариков визуально стилизован под примитив. Сами персонажи - смешные шарики, они же Смешарики, все одинаково шарообразны и идентичны по размерам (что лось, что ёжик - один в один). Но далее следует ряд признаков, по которым удаётся их различать.

Девять основных персонажей (девятка, правящая миром! Это к Стругацким), с умильными мордочками зверюшек.

Далее - только для посвящённых!.. Характеристики.

КРОШ - кролик голубоватого оттенка, сангвиник по темпераменту. "Вьюноша", который просто фонтанирует идеями, но теоретиком его назвать никак нельзя - все свои идеи он немедленно стремится претворить в жизнь!

Тороплив, не всегда последователен, верен в дружбе и очень оптимистично смотрит даже на серые будни.

ЁЖИК - ближайший друг Кроша. Флегматичен по природе. Рассудителен и порой откровенно лиричен. Часто идёт на поводу у Кроша, о чём не раз сожалел. Но на их дружбу все перипетии влияния не оказывают (что свидетельствует об искренности и бескорыстии их отношений). Внешне - типичный очкастый "ботаник". Отлично дополняет хулиганистого Кроша.

НЮША - единственная "дэвушка" в этом коллективе мульти-героев. Хрюша по определению. В смысле свинья - биологически (?). Сие гендерное неравенство очень ей на руку, то есть на копытце. Поскольку Совунья, мягко говоря - пенсионного возраста, ей явно не конкурентка в плане романтических отношений.

Кажется, что она прямо вся соткана из недостатков (за подробностями - прошу непосредственно к мультику!), но при этом обаятельна и вполне привлекательна.

Отличная цитата из уст Нюши прозвучала в серии "Дар": - Вот так всегда! Когда ты готов спасти мир - на него никто не покушается.

БАРАШ - ягнёнок нежно-сиреневого цвета, хронический романтик. Явный меланхолик, что даёт толчок развитию сюжетов целому ряду серий ("Комментатор", "Биография зонтика", "Без никого" и так далее).

100-процентный гуманитарий, стихотворец и нытик. Безнадёжно влюблён в Нюшу. Впрочем, ему эта влюблённость нужна скорее не ради самой Нюши, а скорее ради творческого вдохновения.

Кстати, интересный момент! Замечено, что Бараш поочерёдно пишет то левой, то правой рукой (читаем - копытцем), то есть является амбидекстером. Забавно, не правда ли?

ЛОСЯШ - лось-интеллектуал. Порой излишне педантичен (как, к примеру, в серии "Реалист"). Любимая присказка: - Феноменально! Причём с невоспроизводимой интонацией.

Учёный-энциклопедист, однако не чужд чисто человеческих слабостей - очень любит поесть (в серии "Бутерброд" даже появилась галлюцинация на кулинарную тему в виде гигантского бутерброда-искусителя…).

СОВУНЬЯ - птичка женского пола третьей молодости. В прошлом спортсменка, комсомолка и т.д. Хотя и в настоящем она умелая лыжница. Сейчас реализует себя как домашняя хозяйка, лекарка. Хранительница мудрости предыдущих поколений ("Рецепт хорошего отдыха", "Путь в приличное общество").

КОПАТЫЧ - медведь чрезвычайной округлости. Почему "Копатыч"? Наверное, потому что в процессе копания он нашёл некий высший смысл и своеобразное удовольствие.

Земледелец с белорусским говорком (явный отсыл к Лукашенко? Да, явный, но непонятно - зачем?).

Снабжает всех продуктами и вполне удовлетворён своим местом в жизни. Рыбак.

Приземлённый материалист, хотелось бы сказать, но! Куда мы без него? Кушать-то хочется регулярно.

КАР КАРЫЧ - мудрый ворон, своеобразный староста мира Смешариков.

Интеллигент старой закалки - художник, музыкант, певец. Всегда обходителен и даже аристократичен.

В серии "Индийский чай", которая является откровенной пародией на индийское кино (в музыкальной его части) и на увлечение советской интеллигенции (периода её застоя) йогой и восточными медитациями, именно Карыч был идейным вдохновителем - таким себе "гуру в чалме".

Как прекрасно известно орнитологам и зоопсихологам, наиболее развиты — врановые. Именно у птиц впервые появляется игра, как у молодняка, так и взрослых особей. У молодняка игра тесно связана с особенностями образа жизни. Хищники в игре имитируют охоту, воронята активно играют с предметами, у врановых — локомоторная игра, в зависимости от условий обитания. Особенно разнообразна такая игра в условиях города, где птицы могут использовать предметы: катание, отнимание. Локомоторно-манипуляционная игра: ворона кидает по водосточной трубе камень и внизу пытается его поймать. Развито исследовательское поведение (его трудно иногда отличить от манипуляционной игры, т. к. часто одно перерастает в другое). Не случайно, конечно, взята именно эта птиц для такого загадочного персонажа как Как Карыч…

ПИН - пингвин, вполне комфортно чувствующий себя в холодильнике, где и устроил себе спальню. Технарь до мозга костей. Постоянно изобретает и конструирует. Воплощённая мечта эпохи НТР.

Одна деталь - Пин этнический немец, о чём свидетельствует его жуткий немецкий акцент. Так и хочется сказать - характер нордический, но это не будет соответствовать истине. Порой он очень вспыльчив.

Вы заметили? Здесь нет отрицательных персонажей!!

Нет, ну конечно, в каждом из героев насчитывается немало недостатков, но все они лишь делают их более живыми.

Хотели бы вы жить в мире абсолютной порядочности, веротерпимости и исключительно благородных побуждений?

Я бы да. Хоть прямо сейчас.

Современный человек более чем далёк от идеала: букет болезней к 50 годам, букет пороков к 30 годам, отсутствие счастливого и беззаботного детства, озлобленность и корысть среди себе подобных. Разумеется, что и само общество далеко от совершенства. Это означает, что мы просто обязаны, если хотим сохранить цивилизацию, стремиться к совершенству: от совершенства человека - к совершенству общества. Черты идеального человека сформулированы еще философами классической античности за много сотен лет до нашей эры - и физические, и нравственные. Черты идеального общества формулировали мыслители почти всех человеческих поколений, но так до сих пор люди и не представляют, какое оно - идеальное общество. (Мягков С.В.)

Похоже, что мир Смешариков - это именно искомое идеальное общество. Ни войн, ни голода, ни социальных потрясений, ни межнациональных распрей. Красота, да и только!

В основе концепции прав человека лежат две основные ценности. Первая - это человеческое достоинство, а вторая - равенство. Права человека можно понимать как нечто, определяющее базовые нормы, необходимые для того, чтобы жить с чувством достоинства, и их универсальность вытекает из того, что, по крайней мере, в этом все люди равны.

А если твои права уважают - чего ещё желать!

Постмодернизм в буквальном переводе означает "послесовременность". Как любят выражаться многие социологи, политологи и прочие "логи" - постмодернизмом характеризуется положение цивилизации западной культуры эпохи "гонки технологий".

Постмодерн прежде всего означает неизбежность прихода нового, радикального будущего. Возникает закономерный вопрос - а причём здесь Смешарики? Или они провозвестники нового человечества? Ожиревшего и шарообразного… Кто его знает. Исключать такую возможность не будем.

Но для меня главный признак Постмодерна (призрак которого, несомненно, бродит по Европе, а порой и в Азию заглядывает) - это смешение реальностей. А они могут быть самые разные - вымышленные, возможные, надуманные, извращённые, инвариантные и так далее. И если они начинают смешиваться - ищи подоплёку в виде того самого ПМ (постмодерна).

Ярый признак ПМ - в серии "Это сладкое слово мёд". Там герои обращаются к сценаристу, режиссёру, продюсеру сериала. То есть вымышленные персонажи имеют что сказать своим творцам!

Постмодерное мифотворчество присутствует в серии "Край земли" - Земля их мира имеет самый настоящий край!

Кстати, у Кар Карыча в доме висит "Карта мира" вниз головой. Намёк? Это мир, обратный нашему? Притаившийся где-то с изнанки мира.

Да, такой момент! Что делает сериал особенно родным и близким, так это обилие артефактов ушедшей советской эпохи :

- примус, рефлектор-обогреватель (ныне признанный крайне пожароопасным), холодильник "ЗиЛ", кипятильник в стакане, красная звезда на ёлке.

Появление таких штучек - как приятный сюрприз, повод беззастенчиво поностальгировать!

В сериях "Эффект бабушки - 1, 2, 3" провал во времени, на 200 лет назад, во времена дворянско-крепостнической России. Быки-помещики попадают в "будущее" Смешариков. И только великая русская лень спасла будущее от катастрофических изменений. Впрочем, говорить о катастрофичности по крайней мере необоснованно. Об альтернативности будет вернее…

Да и названия книг в этих сериях отчего-то зеркальные…

Афористичность исключительная.

Серия "Эликсир молодости" -

- Каждый миг уносит частичку бытия".

Серия "Диета для Нюши" -

- Люблю ватрушку с чашкой чая, когда весенний первый гром!

- Я помню чудное мгновенье, вкус земляничного варенья!

Серия "Сладкая жизнь" -

- Мечты сбываются, а переварить-то их не можешь…

В серии "Самооборона без противника" Крош тренирует Ёжика на фоне Фудзиямы, рядом с "бонсаи" поистине русских размеров. Векторная направленность "возможного противника" наводит на грустные размышления… Хотя почему! Слияние Востока и Запада так и сквозит в символике инь-янь на головном уборе Кроша.

Простое перечитывание списка серий "Смешариков" пробуждает во мне желание предложить творцам мультсериала сделать такие серии:

- Коллайдер и Большой Взрыв,

- Кризис по-нашему,

- Лапта,

- Хор балалаечников,

- Миллион алых звёзд,

- Гипноз украдкой,

- Спиритический сеанс…

Этот список можно продолжать до бесконечности. Ваши предложения, господа! Тема Смешариков неисчерпаема. Поколения зрителей будут сменяться, а Смешарики так и не состарятся.

Суть принципа постмодерна наиболее выразительно проявляется через реконструкцию подходов, понимания изменений социальной реальности. А она меняется, с каждым днём. И нам за ней не угнаться, если очень не поторопимся. Вместе со Смешариками постичь и примириться с этими изменениями будет гораздо легче.

А посему призываю! Все поколения соединяйтесь под знамёнами с пятилепестковой ромашкой! То, чего не смог сделать социализм, возможно в современном медиа-пространстве.

Хотя…

  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Смешарики эпохи постмодерна», Анастасия Вихоцкая

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства